Как евсейка из рассказа м горького оказался в подводном царстве

Страница 3 из 46

Ответы к странице 12. М. Горький. Случай с Eвсейкой

1. Можем ли мы сказать, что «Случай с Евсейкой» — это литературная (авторская) сказка?

Ответ:

Да. У сказки  «Случай с Евсейкой» есть автор, значит сказка может считаться литературной. 

2. Определи, где в произведении реальные события («быль»), а где вымышленные события.

Ответ:

Реальное событие − рыбалка. Но это занятие оказалось слишком скучным для Евсейки и вскоре он уснул.
Вымышленные события: Евсейка упал в воду, попал в подводный мир и разговаривал там с разными подводными обитателями..

3. Что увидел Евсейка в подводном царстве? Составь текст−описание.

Ответ:

    В подводном мире мальчик увидел рыб и разных животных. Они показались ему красивыми. Актинии он сравнивал с вишнями, креветки − с мухами, рыбёшек − с бабочками. Голос большой рыбы напомнил ему звук кларнета. Голотурия была похожа на нарисованного поросёнка, а сепия на носовой платок.

4. Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно.

Ответ:

• Смотрит — над головою у него огромнейшая рыба в сизо−серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
• На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросёнка, и шипит…
• Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно−зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду…
• Попробовал встать, а не может, точно его тяжёлым одеялом окутали, ни поворотиться, ни пошевелиться!
• Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок; везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики…
• «Ой, ой, ой!» — воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него. А вокруг в воде повисли рыбы — множество! — поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут…

5. Прочитайте с другом выразительно разговор рыб с Евсейкой. Определи интонацию.

Ответ:

В рассказе Горького мальчик Евсейка неожиданно оказался на дне моря и вступил в разговор с рыбами. Причем, если некоторые рыбы были маленькими и безобидными − они просто дразнились, то одна крупная рыба показалась Евсейке очень опасной. Он всерьез опасался, что если начнет рассказывать правду про то, что они наверху едят рыбу, то большая рыба рассердится, и рыбы начнут его есть. Поэтому Евсейка все переводил разговор на мух, которые наверху очень толстые и вкусные.
Также Евсейка опасался, что он утопленник, потому что так предположили рыбы, а он сам не смог встать с подводного камня − дело ведь происходило во сне.
Мальчик опасался обидеть рыбу, ведь она могла его съесть. Поэтому он хитрил и не говорил всей правды.
Поэтому читать его слова нужно вежливо, с некоторой опаской.

6. Найди в справочнике «Подводные обитатели» или в энциклопедии описание голотурии и сепии. Сравни с тем, как описывает этих существ М. Горький в своём произведении.

Ответ:

Обыкновенна­я сепия, или лекарственная каракатица, − головоногий моллюск, один из самых развитых представителей моллюсков.
Обитает сепия в Средиземном море, также встречается в северо−восточной части Атлантического океана, в Балтийском море и проливе Ла−Манш.
В длину сепия вырастает до 30 см. Природа снабдила сепию прекрасно развитыми глазами, сильными руками и щупальцами. Восемь коротких рук−щупалец служат органами осязания, они имеют присоски, с помощью которых сепия прикрепляется к предметам. Два щупальца, которые могут достигать в длину 50 см, служат для ловли добычи. Твёрдая известковая пластина, или сепион, или раковина, прикрывает тело каракатицы сверху и имеет несколько слоёв.
М.Горький описывает в своём произведении сепию так: «Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…»

Голот­урия, или морской огурец, относится к отряду иглокожих. Голотурия и вправду несколько напоминает по форме огурец.
Интересная особенность голотурии заключается в том, что, спасаясь от опасности, она выбрасывает из себя все внутренности прямо навстречу врагу и торопится скрыться. Но это не самоубийство − если голотурия спаслась, внутренности у неё вырастут вновь.
М.Горький описывает в своём произведении голотурию так: «На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросёнка, и шипит…»

7. Расскажи о Евсейке. Найди в тексте слова, которые описывают его. Запиши их в «Рабочую тетрадь». Сделай выборочный пересказ.

Ответ:

Евсейка добрый и впечатлительный мальчик с богатым воображением. Он любит своих родителей и всегда думает о них. Он находчивый и смелый, он сумел преодолеть свой страх перед огромной рыбой.

«Однажды маленький мальчик Евсейка, — очень хороший человек! — сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюёт.»

Пересказ:

Как−то раз маленький мальчик Евсейка сидел на берегу моря и ловил рыбу, но так как не клевало, да еще было жарко, то Евсейку сморило и он задремал, и свалился в воду. Сначала поплыл, а затем нырнул до самого морского дна и сел на камень, поросший водорослями. Морские обитатели его заметили и с Евсейкой начала разговаривать огромная рыба, она начала задавать ему вопросы − кто он такой, зачем приплыл. Разговаривая с рыбой Евсейка наблюдал за разнообразной морской живностью − рыбами, креветками, рачками, черепахой. Затем Евсейка предложил огромной рыбе поиграть − сплавать наверх за мухами. Евсейка уцепился за рыбу и они поплыли. Через некоторое время голова Евсейки оказалась над водой, он увидел солнце, свою удочку, плавающую в море, но самое главное, что он сидит как ни в чем не бывало на том же самом месте и совершенно сухой.

8. Как ты относишься к Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?

Ответ:

Мне нравится Евсейка − он фантазёр, находчивый и смелый.
Евсейка добрый и впечатлительный мальчик с богатым воображением. Он любит своих родителей и всегда думает о них. Он сумел преодолеть свой страх перед огромной рыбой.
Автор любуется своим героем, и немного посмеивается. Он с улыбкой описывает страхи мальчика, его переживания и наивные попытки обмануть рыб.

9. Придумай продолжение сказки. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

..И быстрей домой побежал. Рассказал он про своё путешествие родителям, но ему никто не поверил. А папа ещё и разозлился:
— Удочку потерял и всё выдумал! — кричит. — Пошли на берег, посмотрим, что там.
Понял Евсейка, что придётся возвращаться к морю. Идёт за папой грустный, — удочка уже далеко уплыла, наверно. Подошли они к берегу и стали искать её. Утомился папа Евсейки от поисков и присел на камень отдохнуть. Глаза прикрыл, ветер с моря прохладой обдаёт — хорошо.
Вдруг слышит — бурлит море, волны так и ходят. Открывает глаза — а напротив большая зубастая рыба пасть открыла, того и гляди, сейчас съест. И говорит со злостью:
— Это кто тут рыбу не любит? Это где в рыбе одни кости?!
И удочкой в бок его толкает. Да так сильно, что свалился папа Евсейки с камня.
Встаёт, смотрит, а это Евсейка нашёл свою удочку и радостно тычет его в бок.
Посмотрел папа на Евсейку беззаботно и ласково и сказал:
— Молодец! А теперь домой, хватит на сегодня приключений!

Время чтения: 8 мин.

Однажды маленький мальчик Евсейка, — очень хороший человек! — сидя на берегу моря, удил рыбу.

Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и — бултых! — свалился в воду.

Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!

Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:

Дом, — не тележка у дядюшки Якова…
И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:

— Вы кто такой?

Смотрит — над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

— Это вы говорите? — спросил Евсейка.

— Я-а…

Удивился Евсейка и сердито спрашивает:

— Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!

А сам думает: «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и — смеется, разговаривает:

— Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!

— Чешуи — нет, фи!

— И плавников только два!

Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:

— Хорош-хорош!

Евсейка обиделся:

«Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек…»

И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:

Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:

— Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!

«Серьезный какой», — подумал Евсейка.

Большая же рыба пристает к нему:

— Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?

— Папа сказал.

— Что такое — папа?

— Так себе… Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

— А он рыбу ест?

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:

— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

— Однако — какое невежество! — обиженно вскричала рыба. — Не все же мы костлявые! Например — мое семейство…

«Надо переменить разговор», — сообразил Евсей и вежливо спрашивает:

— Вы бывали у нас наверху?

— Очень нужно! — сердито фыркнула рыба. — Там дышать нечем…

— Зато — мухи какие…

Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:

— Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?

«Ну, начинается! — подумал Евсейка. — Съест она меня, дура!..»

И, будто бы беззаботно, ответил:

— Так себе, гуляю…

— Гм? — снова фыркнула рыба. — А может быть, вы— уже утопленник?

— Вот еще! — обиженно крикнул мальчик. — Нисколько даже. Я вот сейчас встану и…

Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали — ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну плакать», — подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, — может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.

А вокруг — господи! — собралось разных морских жителей — числа нет!

На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:

— Желаю с вами познакомиться поближе…

Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, — укоряет Евсейку:

— Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!

— Погодите, я, может, еще авиатором буду, — говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:

— Позвольте узнать, который час?

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое — тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, — запутались в волосах и дергают их.

«Ой, ой, ой!» — воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.

А вокруг в воде повисли рыбы — множество! — поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:

Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас — весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?
«Дуры! — обиженно думает Евсейка. — У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было…»

И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, — но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

А болтливая рыба всё спрашивает его:

— Нравится вам у нас?

— Нет… то есть — да, нравится!.. У меня дома… тоже очень хорошо, — ответил Евсей и снова испугался:

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

Но вслух говорит:

— Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…

Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:

— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!

— Поплывемте наверх! — предложил Евсей.

— Зачем? — спросила рыба.

— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.

— Мух-хи! Вы их любите?

Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

— Да…

— Ну что ж? Поплывем! — сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:

— Я — готов!

— Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…

— Ничего!

— Как это — ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.

— Господи! — вскричал мальчик. — Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…

А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».

Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:

Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:

Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это — штука!
Плыли, плыли, чем выше — тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.

— Ой!

Смотрит — ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

— Ух! — сказал он, улыбаясь солнцу, — вот я и вынырнул.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 33. М. Горький «Случай с Евсейкой»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Прогнозирование содержания раздела по заголовку;

Чтение и анализ произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Глоссарий по теме

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

Диалог — разговор двух героев.

Синонимы — слова одной части речи, близкие по значению.

Ключевые слова

Рассказ, герой рассказа, вымысел, художественный приём сравнение, творческий пересказ, план для краткого и подробного пересказа, чтение по ролям.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 4-11
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 52-54
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем, как построен рассказ М. Горького

Научимся выделять основные события в рассказе;

Сможем сочинить продолжение рассказа

Основноесодержаниеурока

Раздел называется «Были и небылицы». Какие же произведения могут быть в разделе с таким заголовком? Небылица — это веселое произведение устного народного творчества. Во 2 классе мы читали такую небылицу:

Ой, люля, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубку сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелёненьких серьгах.

Чёрный ворон на дубу

Там играет во трубу.

Труба точёная,

Позолоченная.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказки говорит.

Сбегаются зверьки

Ворона послушать,

Пряники покушать.

Еще небылицей называют вымысел, то, что невозможно в жизни. А быль — это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле.

Мы прочитаем произведения, в которых авторы мастерски сочетают вымысел и события, которые могли происходить на самом деле. А читая произведения, постараемся понять, для чего авторы включают в рассказы невероятные события.

Познакомимся с историей создания произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Максим Горький известный русский писатель. Жил он в конце 19 — начале 20 веков. Максим Горький — это литературный псевдоним.

Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее.

Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество. Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты». Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям.

На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.

Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой».

Вот как это произошло.

15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».

Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.

Чтение и анализ произведения:

Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя.

Читая произведение, отвечаем на вопросы:

  • Какой случай произошел с главным героем — Евсейкой?
  • Что увидел мальчик на морском дне?
  • С чем сравниваются морские обитатели? Какие слова подбирает автор, чтобы передать, как выглядит и передвигается каждое животное?
  • Евсейка удивился тому, что рыба говорит и он ее понимает. А чему во внешности мальчика удивились рыбы?
  • Сложно найти общий язык собеседникам, так непохожим друг на друга. Нужно быть очень терпеливым и находчивым, чтобы продолжать разговор. Есть ли эти качества у Евсейки?
  • Евсейка оказался действительно терпеливым и вежливым. Старается найти подходящую тему для разговора и не обидеть болтливую рыбу. Но стерпит ли он насмешки?
  • Как же будет Евсейка выпутываться из этой неприятной истории?

Проанализируем прочитанное произведение. Что же мы прочитали: рассказ или сказку?

Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.

Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.

Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:

— завязка (Евсейка попадает в воду)

— основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)

— самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)

— развязка (Евсейка возвращается на берег).

Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.

В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа:

А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать…

Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

Евсейка заснул, а всё, что с ним происходило, — только приснилось ему.

Итак, произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» — это рассказ.

Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.

Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? Прием, с помощью которого писатель добивается выразительности при описании, называется сравнение.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

Разбортиповоготренировочногозадания

1. Впиши пропущенные слова:

— Откуда это вы взяли, что все рыбы — ___________?

— Папа сказал.

— Что такое — папа?

— Так себе… Вроде _________, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

— А он рыбу ест?

Тут ___________испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал _____________:

— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

Ответ

Пропущены слова: немые, меня, Евсейка, неправду.

2. Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распредели события рассказа:

Вымышленные события

События, которые могли произойти

Рыбёшка смеётся, разговаривает

Рыба приятно улыбается

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут

Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.

Евсейка хотел стать авиатором

Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

Евсейке все приснилось

Ответ

Вымышленные события

События, которые могли произойти

Рыбёшка смеётся, разговаривает

Рыба приятно улыбается

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всюмочь

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут

Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.

Евсейка хотел стать авиатором

Евсей хотел беззаботно посвистеть, но —оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точнопробка.

Евсейке все приснилось

Разбортиповогоконтрольногозадания

Соедини название морского обитателя и сравнение, с помощью которого его описывает автор:

1 вариант

Животное

Сравнение

Голотурия

мокрый носовой платок

Сепия

стеклянные шарики

Сифонофоры

плохо нарисованный поросёнок

2 вариант

Животное

Сравнение

Актинии

Крупные вишни

Креветки

Бабочки ввоздухе

Рыбёшки

Мухи

Ответ:

1 вариант

Животное

Сравнение

голотурия

плохо нарисованный поросёнок

сепия

мокрый носовой платок

сифонофоры

стеклянные шарики

2 вариант

Животное

Сравнение

Актинии

крупные вишни

Креветки

мухи

Рыбёшки

бабочки ввоздухе

Этот случай произошел с хорошим мальчиком Евсейкой на рыбалке. Он задремал и упал в воду на самое дно. Там он разговаривал с большой рыбой.

Случай с Евсейкой читать

Однажды маленький мальчик Евсейка, — очень хороший человек! — сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и — бултых! — свалился в воду.

Случай с Евсейкой - Горький М.

Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!

Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:

Дом, — не тележка у дядюшки Якова…

И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:

— Вы кто такой?

Случай с Евсейкой - Горький М.

Смотрит — над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

— Это вы говорите? — спросил Евсейка.

— Я-а…

Удивился Евсейка и сердито спрашивает:

— Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!

А сам думает: «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и — смеется, разговаривает:

— Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!

— Чешуи — нет, фи!

— И плавников только два!

Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:

— Хорош-хорош!

Евсейка обиделся: «Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек…»

И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:

Под камнями рак живет,

Рыбий хвостик рак жует.

Рыбий хвостик очень сух,

Рак не знает вкуса мух.

А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:

— Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!

«Серьезный какой», — подумал Евсейка.

Большая же рыба пристает к нему:

— Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?

— Папа сказал.

— Что такое — папа?

— Так себе… Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

— А он рыбу ест?

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:

— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

— Однако — какое невежество! — обиженно вскричала рыба. — Не все же мы костлявые! Например — мое семейство…

«Надо переменить разговор», — сообразил Евсей и вежливо спрашивает:

— Вы бывали у нас наверху?

— Очень нужно! — сердито фыркнула рыба. — Там дышать нечем…

— Зато — мухи какие…

Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:

— Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?

«Ну, начинается! — подумал Евсейка. — Съест она меня, дура!..»

И, будто бы беззаботно, ответил:

— Так себе, гуляю…

— Гм? — снова фыркнула рыба. — А может быть, вы- уже утопленник?

— Вот еще! — обиженно крикнул мальчик. — Нисколько даже. Я вот сейчас встану и…

Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали — ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну плакать», — подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, — может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.

А вокруг — господи! — собралось разных морских жителей — числа нет!

На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:

— Желаю с вами познакомиться поближе…

Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, — укоряет Евсейку:

— Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!

— Погодите, я, может, еще авиатором буду, — говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:

— Позвольте узнать, который час?

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое — тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, — запутались в волосах и дергают их.

«Ой, ой, ой!» — воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.

А вокруг в воде повисли рыбы — множество! — поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:

Как он может жить на свете без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас — весьма во многом!

Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?

«Дуры! — обиженно думает Евсейка. — У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было…»

И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, — но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

А болтливая рыба всё спрашивает его:

— Нравится вам у нас?

— Нет… то есть — да, нравится!.. У меня дома… тоже очень хорошо, — ответил Евсей и снова испугался:

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

Но вслух говорит:

— Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…

Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:

— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!

— Поплывемте наверх! — предложил Евсей.

— Зачем? — спросила рыба.

— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.

— Мух-хи! Вы их любите? Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

— Да…

— Ну что ж? Поплывем! — сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:

— Я — готов!

— Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…

— Ничего!

— Как это — ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.

— Господи! — вскричал мальчик. — Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…

А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».

Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:

Плавниками трепеща,

И зубаста да тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща!

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:

Вот так штука!

Тщетно тщится щука

Ущемить леща!

Вот так это — штука!

Плыли, плыли, чем выше — тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.

— Ой!

Смотрит — ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

— Ух! — сказал он, улыбаясь солнцу, — вот я и вынырнул.

Случай с Евсейкой - Горький М.

(Илл. Дехтерева Б.)

❤️ 76

🔥 69

😁 68

😢 48

👎 53

🥱 70

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

  • Как древние люди охотились на мамонтов рассказ
  • Как достичь успеха сочинение
  • Как достижения цивилизации могут повлиять на человека итоговое сочинение
  • Как достигнуть цели сочинение 150 слов
  • Как донесена авторская концепция мира в рассказе господин из сан франциско что сближает рассказ с