Как герои идут на эшафот рассказ о семи повешенных

Популярные сегодня пересказы

  • Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения — краткое содержание повести Приставкина
    В центре сюжета находятся воспитанник детского дома Сергей Кукушкин и его друзья. Свою настоящую фамилию и родителей Сергей узнает только после приезда в детдом женщины по имени Мария
  • Краткое содержание пьесы Провинциалка Тургенева
    В пьесе описывается событие одного дня. Действие происходит в небольшом городке. В доме 48-летнего Алексея Ивановича Ступендьева (уездного чиновника) и его молодой 28-летней жены Дарьи.
  • Булгаков
    Было время, когда дети хотели стать космонавтами и пожарными, а по телевизору показывали очередное научное открытие за русским авторством. И это не утопия, это определённая эпоха прошлого, которую нужно знать. Именно эту эпоху застиг знаменитый
  • Отрочество — краткое содержание повести Толстого
    Николенька Иртеньев и его семья переезжают в Москву. Предстоящие перемены наполняют душу мальчика восторгом. Во время четырехдневного путешествия Николенька с живейшим интересом разглядывает живописные места

История создания

История о семи повешенных была написана на основе реальных событий. Прототипами героев стали члены боевого отряда Всеволода Лебединцева. Группа планировала покушение на министра юстиции, но была предана провокатором Азефом. Всех участников представили к суду, после чего казнили в Лисьем носу 18 февраля 1908 года.

Писатель Леонид Андреев

В основе рассказа Андреева лежит психологический конфликт между инстинктом жизни и смерти. Писатель использовал обобщенные образы для создания персонажей и прибавил к ним информацию о В. Лебединцеве. Дополнительно автор использовал рассказ присяжного поверенного — он был обнаружен в архивах в 2009 году.

Андреев завершил работу над текстом в рекордно короткие сроки и уже 5 апреля 1908 году читал произведение своим знакомым. Критики высоко оценили работу писателя. Произведение посвящено Льву Толстому.

Содержание повести

Министра сегодня должны были взорвать, но заговорщиков успели арестовать. Полиция смогла предотвратить нападение. Его самого срочно отвезли в чужую квартиру, сказав перед этим, что взрыв был назначен на час дня.

Министр уверен, что угроза покушения миновала. Но все равно не находит покоя, пока не пройдет этот ужасный, помеченный смертью, час дня. Угрюмый человек, который много пережил за длинную жизнь, думал о превратностях судьбы. Если бы он не знал о предстоящем покушении, в его душе не поселился бы страх. А ему сказали: «В час дня, ваше сиятельство!».

Но ведь никому не ведомо, когда человеку предначертана смерть. Такое знание было бы мучительным. Незнание, считает министр, намного лучше. Сегодня он избежал покушения, но никто же не знает, сколько времени у него осталось. Неожиданный приступ может в любое мгновение забрать его жизнь. Вот и смерть затаилась в углу чужой квартиры, как бы ожидая. Министр почувствовал, что ему трудно дышать…

Приговоренные к смерти

В этой главе описывается 5 заговорщиков, пытавшихся убить министра. Трех молодых людей и одну девушку схватили около дома. Другую женщину взяли на конспиративной квартире, хозяйкой которой она была. Все они были относительно юны:

  1. Сергей Головин являлся бывшим офицером и сыном полковника. Ожидание казни и внутреннее волнение почти не отражаются на его лице. Оно такое же одухотворенное и счастливое, как и всегда.
  2. Девушка Муся в «Рассказе о семи повешенных» была бледная и тихая. В ее внешнем виде все прелести юности борются с удивительной строгостью для этого возраста. Страх смерти сжал ее тело, заставляя сидеть неподвижно.
  3. Возле Муси находится юноша маленького роста, которого зовут Вернер, он, как утверждают судьи, главный заговорщик. В нем незримо можно почувствовать достоинство к себе и силу воли. Даже на суде с ним общаются почтительно. Лицо этого человека невозмутимо, на нем нет никаких выражений. Страшна ли ему казнь? Нельзя узнать по лицу Вернера.
  4. Василия Каширина, наоборот, полностью оковал ужас. Все силы он отдает на подавление страха. Он пытается его не показывать, но речь судей Василий слышит как будто издалека. Каширин отвечает на вопросы спокойно и уверенно, но сразу же забывает, какой задали вопрос, и как он на него ответил.
  5. Последняя заговорщица, Татьяна Ковальчук, переживает за всю команду. Она очень юна, детей у нее нет, однако Таня смотрит на всех с материнской лаской и заботой. За собственную жизнь она не переживает. Ей все равно, что с ней станется. Приговор уже оглашен.

Меня не надо вешать

А за некоторое время до ареста заговорщиков к повешению был приговорен еще один человек, крестьянин. Он являлся эстонцем, и его звали Иван Янсон. Работал он на протяжении нескольких лет батраком на русских помещиков. Мрачный и малоразговорчивый мужчина постоянно пил, после его окутывала ярость, и он избивал лошадь плеткой.

В один из дней его рассудок полностью затуманился. Он закрыл кухарку в комнате, а сам пошел в спальню хозяина и вонзил в него нож. Бросился к его жене, чтобы надругаться на ней. Но девушка была сильней, и сама чуть не убила его. Иван бежал. Его очень быстро арестовали. Он сидел около сарая в попытках поджечь его, чиркая промокшими спичками.

Через день хозяин скончался от потери крови. Ивана за его преступления приговорили к повешению. Судьи Ясону быстро оглашают приговор. Но он как будто не осознает, что случилось. У него прозрачный и сонный взгляд. Только при вынесении приговора он ожил. Шарф на шее начинает давить, Иван судорожно снимает его. «Меня не надо вешать» — сказал он.

Но судьи сажают Ясона за решетку. Он все время спрашивает у охранников, когда его казнят. Тюремщики удивлены — этот пустой и нелепый человечишка казался им таким счастливым, как будто не его приговорили к смерти. Ивану же повешение кажется чем-то отдаленным, ненастоящим, об этом не нужно переживать.

Каждый день он раздражает охранников этим вопросом. И вот ему дали ответ — на следующей неделе. Иван, который опять стал неторопливым и сонным, уже реально поверил в свою смерть. Он теперь только все время твердил: «Меня не надо вешать». Но через неделю его, как и других приговоренных, отправят на казнь.

Казнь разбойника

За свою короткую жизнь Михаил Голубец, прозвище которого Мишка Цыганок, совершил множество преступлений. Сейчас, когда он был приговорен к казни за убийство, Михаил сохраняет свойственные его характеру такие черты, как лукавство и грубость. 17 суток, которые он провел за решеткой перед повешением, проходят для него как одно мгновение. Он торопится жить, осознавая, что времени мало. Его телу необходимо движение, мозг начинает быстро работать.

Через пару дней к Михаилу обращается смотритель тюрьмы и предлагает работу палача. Однако Голубец не спешит отвечать положительно, хоть картина, которая ему представилась, понравилась Мишке. Скоро находят другого палача. Шанс на спасение он упустил.

Михаила охватывает отчаяние. Он падает на колени, начинает выть как зверь, просит пощадить его. Охраннику возле его дверей стало дурно от этого ужаса. После Мишка вскакивает и грубо ругается. Но в день смерти он опять стал сам собой. С улыбкой, выходя на улицу, он прокричал: «Карету графа Бенгальского!».

Последнее свидание

Осужденным разрешили свидание с родственниками. У Вернера, Муси и Тани родных нет. А Василия и Сергея должны навестить родители.

Отец Сергея пытается уговорить свою жену быть сильной: «Поцелуй — и молчи!». Он осознает, какую боль причинит сыну встреча. Но на прощальном свидании сила воли пошатнулась. Отец и сын, обнимаясь, рыдают. Он горд Сергеем и благословляет его.

Свидание Василия с матерью прошло намного тяжелей. Отец, богатый купец, который всю жизнь с сыном ругался, не появился. Престарелая мать еле стоит на ногах. Она обвиняет сына в сговоре с преступниками, но при этом не хочет омрачать свидание укорами. Они, как и до этого, не нашли общий язык.

Василий почувствовал, что старая обида на родителей еще у него в душе, пусть это и мелочь на фоне будущей смерти.

Мать уходит, долго бродит по улицам. Печаль накатила на старушку. Едва осознав, что сына повесят, она решает вернуться, но упала. Сил встать уже нет.

Это совершенно не конец

Читая повесть о семи повешенных Л. Андреева, в последней части читатель ближе может познакомиться с одним из главных персонажей — Мусей. А другие осужденные ожидают смерти.

Татьяна, которая всю жизнь тревожилась о судьбе остальных, сейчас о себе не думает. Ковальчук переживает за Мусю, она, напоминающая юношу в тюремном халате, мучительно переживает, ожидая смерти.

Муся считает, что ей не позволили сделать жертвенный поступок, возможность погибнуть смертью великомученицы. Не дали ей вознестись к ликам святых. Но людей ценят не только за то, что они сделали, но и за то, что пытались делать. Она достойна почтения и жалости остальных людей, которые будут оплакивать ее смерть. С блаженной и счастливой улыбкой Муся уснула…

Краткое содержание: Рассказ о семи повешенных

Замученный недугами человек, грузный и старый находится на чужом кресле, в чужой спальне, в чужом доме и с непониманием разглядывает свое тело. Он пытается прислушаться к своим чувствам, пытается и никак не может уразуметь мысли в собственной голове. Он называет кого-то дураками, решившими, что если они сообщили тому о том, что на него готовится покушение, назвали время когда бомба должна будет разорвать его в клочья они помогли ему избавится от опасений за жизнь? Они, дураки, решили, что спасли его, тайно привезя его семью и его самого в этот незнакомый дом, где он находится в покое и безопасности, где он спасен! Но страшна не смерть, а знание о ней. Если бы человек мог знать дату и время своей смерти, то он не смог бы спокойно жить дальше с такой информацией. А они ему сказали, что с его превосходительством, то есть с ним, это произойдет в час пополудни.

Министр, покушение на которого приготовили заговорщики, раздумывает той ночью, которая вполне могла стать для него последней, о радости незнания о своей кончине, будто кто-то поведал ему, что он бессмертен. Революционеры, которых задержали в установленное согласно доносу время со взрывчаткой, адскими устройствами и револьверами у парадного министерского дома, проводят оставшиеся перед повешением ночи и дни с столь же тяжких размышлениях. Как такое возможно, чтобы их, молодых, сильных и здоровых убили? Да разве ж это смерть? Один из пятерых злоумышленников, Сергей Головин, размышляет о смерти, спрашивая себя боится ли он ее. И приходит к выводу, что ему просто жалко жизни, потому что это прекрасная жизнь, несмотря на уверения пессимистов. Ежели пессимиста повесить? И зачем у него борода выросла? Ведь не росла, не росла и тут выросла — к чему?

Кроме сына полковника в отставке, Сергея, которому отец при последней встрече пожелал идти на смерть, как офицеру на поле битвы, в тюремном каземате еще четверо. Купеческий сын Василий Каширин, все силы бросивший на то, чтобы не выказать парализующий его ужас перед смертью своим палачам. Неизвестный некто по прозвищу Вернер, которого считали главным зачинщиком, имеющего своё собственное суждение о смерти, которое в том состоит, что неважно убиваешь ты или нет, но если убивают тебя одного силами тысяч из страха перед твоими поступками, то это значит, что победа за тобой и смерть для тебя уже не существует. Неизвестная никому по прозвищу Муся, походившая на мальчишку-подростка, бледная и тонкая, готовая в смертный час присоединиться к сомну святых, светлых, лучших, которые не побоялись проити через пытки и казнь к светлому небу. Если бы после казни ей дали посмотреть на свой труп, она поглядела бы на него, сказав что это не она. И отпрянули бы палачи, философы и ученые со словами не прикасаться к данному месту, ибо оно свято. Последняя из проговоренных к висилице, Таня Ковальчук, казалась матерью своих сподвижников, настолько ее глаз, улыбка и страхи о них На весь суд и вынесенный приговор она не обратила внимания, забыла о себе полностью и думала лишь о других.

С этими пятью «политическими» ждут ту же самую виселицу эстонец Янсон, батрак еле говоривший на русском, которого приговорили за убийство владельца и попытку изнасилования хозяйки. Совершил он все это по глупости, узнав, что в соседнем хозяйстве как будто такое случилось. И Михаил Голубец, по прозвищу Цыганок, последнее злодеяние которого насчитывало три убийства и грабеж, а мрачное прошлое его уходило на неведомую глубину. Сам себя Мишка именовал вполне откровенно разбойником, бравируя тем, что сделал и что его теперь за это ждет. Янсон же наоборот парализован как совершенным, так и вынесенным приговором и повторяет одно и то же всем вокруг, вложив в эту фразу все, чего не смог выразить словами, говоря, что его не надо вешать. Текут дни и часы. До времени, когда их, собрав вместе, повезут за город, в весений лес на повешение, приговоренные в одиночестве осмысливают дикую, нелепую, невероятную мысль каждый по-своему. Вернер, механический человек, относящийся к жизни словно к сложной шахматной партии, сразу исцелился от презрения к окружающим, даже отвращения к их виду: он как бы на воспарил над землей на воздушном шаре и дивится, до чего же прекрасен мир. Муся грезит только о том, чтобы любящие ее люди не испытывали к ней жалости и не называли ее героиней. Она размышляет о своих соратниках, с которыми суждено ей встретить смерть, как о товарищах, в чей дом придёт с приветом на улыбающихся устах.

Сережа занимает своё тело упражнениями от Мюллера, немецкого доктора, одерживая победу над страхом острым ощущением жизни в гибком, молодом теле. Вася Каширин склонен к быстрому помешательству, люди представляются ему куклами. Янсон превратился в отупевшее и ослабшее животное. И лишь один Цыганок до своего последнего вздоха на пути к виселице все также зубоскалит и куражится. Он только тогда испытывает страх, когда видит, что остальных ведут на казнь парами, а он пойдет на смерть один. И тогда Ковальчук Таня уступила ему свое место подле Муси и Цыганок повел ее под руку, оберегая и находя дорогу, как долженствует мужчине перед женщиной. Взошло солнце. Мертвецов сложили в ящик. Спонтанная калоша, утерянная Сергеем, чернеет на фоне пахучего и мягкого мартовского снега.

Краткое содержание рассказа «Рассказ о семи повешенных» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Рассказ о семи повешенных». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Основные герои

В рассказе «О семи повешенных» Леонида Андреева, краткое содержание которого позволяет узнать все этапы работы, есть несколько действующих лиц. Многие из них имели реальные прототипы, но писатель значительно изменил их образы.

В реальности было семь революционеров, всего арестовали девятерых, но к казни приговорили только часть. В рассказе Андреева их пятеро. Еще два человека не имеют отношения к боевому отряду — это эстонец Янсон, который убил своего хозяина, и бандит Миша Цыганок, попавший за убийство и разбой. Список революционеров:

Основные герои в рассказе «О семи повешенных»

  1. Сергей Головин.
  2. Василий Каширин.
  3. Таня Ковальчук.
  4. Муся и Вернер — их настоящие имена неизвестны.

Каждый герой ведет себя особенным образом в одиночной камере. Так, Муся в рассказе «О семи повешенных» представлена как женщина, которая считает казнь подвигом и путем к бессмертию. Янсон и Каширин очень боятся смерти, а Ковальчук старается заботиться о товарищах.

Читать повесть «О семи повешенных» нужно для того, чтобы понять нравственные муки людей, которым осталось недолго жить. Конец произведения только подчеркивает контраст между жизнью и смертью.

Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое тело, прислушивается к своим чувствам, силится и не может вполне осилить мыслей в своей голове: «Дураки! Они думают, что, сообщив мне о готовящемся на меня покушении, назвав мне час, когда меня должно было на куски разорвать бомбой, они избавили меня от страха смерти! Они, дураки, думают, будто спасли меня, тайком привезя меня и мою семью в этот чужой дом, где я спасен, где я в безопасности и покое! Не смерть страшна, а знание её. Если бы кто, наверное, знал день и час, когда должен умереть, он не смог бы с этим знанием жить. А они мне говорят: «В час дня, ваше превосходительство!..»

Министр, на которого революционеры готовили покушение, задумывается в ту ночь, которая могла стать его последней ночью, о блаженстве неведения конца, словно кто-то сказал ему, что он не умрет никогда.

Злоумышленники, задержанные в установленное по доносу время с бомбами, адскими машинами и револьверами у подъезда дома министра, проводят последние ночи и дни перед повешением, к которому их наскоро приговорят, в размышлениях столь же мучительных.

Как это может быть, что они, молодые, сильные, здоровые, — умрут? Да и смерть ли это? «Разве я её, дьявола, боюсь? — думает о смерти один из пятерых бомбометателей, Сергей Головин. — Это мне жизни жалко! Великолепная вещь, что бы ни говорили пессимисты. А что, если пессимиста повесить? И зачем у меня борода выросла? Не росла, не росла, а то вдруг выросла — зачем?..»

Кроме Сергея, сына отставного полковника (отец при последнем свидании пожелал ему встретить смерть, как офицер на поле брани), в тюремной камере еще четверо. Сын купца Вася Каширин, все силы отдающий тому, чтобы не показать сокрушающий его ужас смерти палачам. Неизвестный по кличке Вернер, которого считали зачинщиком, у которого свое умственное суждение о смерти: совсем неважно, убил ты или не убил, но, когда тебя убивают, убивают тысячи — тебя одного, убивают из страха, значит, ты победил, и смерти для тебя больше нет. Неизвестная по кличке Муся, похожая на мальчика-подростка, тоненькая и бледная, готовая в час казни вступить в ряды тех светлых, святых, лучших, что извека идут через пытки и казни к высокому небу. Если бы ей показали после смерти её тело, она посмотрела бы на него и сказала: «Это не я», и отступили бы палачи, ученые и философы с содроганием, говоря: «Не касайтесь этого места. Оно — свято!» Последняя среди приговоренных к повешению — Таня Ковальчук, казавшаяся матерью своим единомышленникам, так заботливы и любовны были её взгляд, улыбка, страхи за них. На суд и на приговор она не обратила никакого внимания, о себе совсем забыла и думала только о других.

С пятерыми «политическими» ждут повешения на одной перекладине эстонец Янсон, еле говорящий по-русски батрак, осужденный за убийство хозяина и покушение на изнасилование хозяйки (сделал он все это сдуру, услыхав, что похожее случилось на соседней ферме), и Михаил Голубец по кличке Цыганок, последним в ряду злодеяний которого было убийство и ограбление трех человек, а темное прошлое — уходило в загадочную глубину. Сам себя Миша с полной откровенностью именует разбойником, бравирует и тем, что совершил, и тем, что теперь его ожидает. Янсон, напротив, парализован и содеянным, и приговором суда и повторяет всем одно и то же, вкладывая в одну фразу все, чего не может выразить: «Меня не надо вешать».

Текут часы и дни. До момента, когда их соберут вместе и затем вместе повезут за город, в мартовский лес — вешать, осужденные поодиночке осиливают мысль, кажущуюся дикой, нелепой, невероятной каждому по-своему. Механический человек Вернер, относившийся к жизни как к сложной шахматной задачке, мигом исцелится от презрения к людям, отвращения даже к их облику: он как бы на воздушном шаре поднимется над миром — и умилится, до чего же этот мир прекрасен. Муся мечтает об одном: чтобы люди, в чью доброту она верит, не жалели её и не объявляли героиней. Она думает о товарищах своих, с которыми суждено умереть, как о друзьях, в чей дом войдет с приветом на смеющихся устах. Сережа изнуряет свое тело гимнастикой немецкого доктора Мюллера, побеждая страх острым чувством жизни в молодом гибком теле. Вася Каширин близок к помешательству, все люди кажутся ему куклами, и, как утопающий за соломинку, хватается он за всплывшие в памяти откуда-то из раннего детства слова: «Всех скорбящих радость», выговаривает их умильно… но умиление разом испаряется, едва он вспоминает свечи, попа в рясе, иконы и ненавистного отца, бьющего в церкви поклоны. И ему становится еще страшнее. Янсон превращается в слабое и тупое животное. И только Цыганок до самого последнего шага к виселице куражится и зубоскалит. Он испытал ужас, только когда увидел, что всех на смерть ведут парами, а его повесят одного. И тогда Танечка Ковальчук уступает ему место в паре с Мусей, и Цыганок ведет её под руку, остерегая и нащупывая дорогу к смерти, как должен вести мужчина женщину.

Восходит солнце. Складывают в ящик трупы. Так же мягок и пахуч весенний снег, в котором чернеет потерянная Сергеем стоптанная калоша.

Анализ «Рассказ о семи повешенных» Андреева Л.Н.

«Рассказ о семи повешенных»

В «Рассказе о семи повешенных» Л.Н. Андреев исследует психологическое состояние героев, приговоренных к казни. Каждый персонаж произведения переживает близость смертного часа по-своему. Сперва Л.Н. Андреев рассказывает о муках тучного министра, спасающегося от покушения террористов, о котором ему доложили. Сначала, пока вокруг него были люди, он испытывает чувство приятной возбужденности. Оставшись в одиночестве, министр погружается в атмосферу животного страха. Он вспоминает недавние случаи покушений на высокопоставленных лиц и буквально отождествляет свое тело с теми клочками человеческого мяса, которые когда-то видел на местах преступлений.

Л.Н. Андреев не жалеет художественных деталей для изображения натуралистических подробностей: «…От этих воспоминаний собственное тучное больное тело, раскинувшееся на кровати, казалось уже чужим, уже испытывающим огненную силу взрыва». Анализируя собственное психологическое состояние, министр понимает, что спокойно пил бы свой кофе. В произведении возникает мысль о том, что страшна не сама смерть, а ее знание, особенно если обозначен день и час твоего конца. Министр понимает, что не будет ему покоя, пока он не переживет этот час, на который назначено предполагаемое покушение. Напряжение всего организма достигает такой силы, что он думает, что не выдержит аорта и что он физически может не справиться с нарастающим волнением.

Далее в рассказе Л.Н. Андреев исследует судьбу семерых заключенных, приговоренных к казни через повешение. Пятеро из них являются как раз теми самыми террористами, которых поймали при неудачном покушении. Писатель дает их развернутые портреты, в которых уже во время сцены суда видны признаки приближения к гибели: на лбу арестантов выступает пот, пальцы дрожат, возникает желание кричать, ломать пальцы.

Для заключенных особой пыткой также становится не столько сама казнь, в ходе которой они держатся мужественно и достойно, поддерживают друг друга, а длительное ожидание.

Л.Н. Андреев последовательно представляет читателю целую гаперею образов террористов. Это Таня Ковальчук, Муся, Вернер, Сергей Головин и Василий Каширин. Самым тяжелым испытанием перед смертью для героев оказывается свидание с родителями. «Самая казнь во всей ее чудовищной необычности, в поражающем мозг безумии ее, представлялась воображению легче и казалась не такою страшною, как эти несколько минут, коротких и непонятных, стоящих как бы вне времени, как бы вне самой жизни», — так передает чувства Сергея Головина перед казнью Л.Н. Андреев. Возбужденное состояние героя перед свиданием писатель передает через жест: Сергей бешено’ шагает по камере’, щиплет бородку, морщится. Однако родители стараются вести себя мужественно и поддержать Сергея. Отец находится в состоянии вымученной отчаянной твердости. Даже мать только поцеловала и молча села, не заплакала, а странно улыбалась. Лишь в конце свидания, когда родители ревностно целуют Сергея, в их глазах появляются слезы. Однако в последнюю минуту отец вновь поддерживает сына и благословляет его на смерть. В этой выразительной в художественном отношении сцене писатель прославляет силу родительской любви, самого бескорыстного и самоотверженного чувства на свете.

К Василию Каширину на свидание приходит только мать. Будто бы вскользь мы узнаем, что отец его — богатый торговец. Родители не понимают поступка сына и осуждают его. Однако мать все-таки пришла проститься. Во время свидания она словно не понимает сложившейся ситуации, спрашивает, почему сыну холодно, упрекает его в последние минуты свидания.

Символично, что они плачут в разных углах комнаты, даже перед лицом смерти говоря о чем-то пустом и ненужном. Лишь после того, как мать выходит из здания тюрьмы, она отчетливо понимает, что сына завтра будут вешать. Л.Н. Андреев подчеркивает, что муки матери, быть может, во сто крат сильнее переживаний самого обреченного на казнь. Старуха падает, ползает по ледяному насту, и ей мерещится, что она пирует на свадьбе, а ей все льют и льют вино. В этой сцене, где горе граничит с безумным видением, передается вся сила отчаяния героини, которая так никогда и не побывает на свадьбе сына, не увидит его счастливым.

Таня Ковальчук переживает прежде всего за своих товарищей. Муся счастлива умереть как героиня и мученица: «Нет ни сомнений, ни колебаний, она принята в лоно, она правомерно вступает в ряды тех светлых, что извека через костер, пытки и казни идут к высокому небу». Купаясь в своих романтических мечтах, она уже мысленно шагнула в бессмертие. Муся готова была на безумство ради торжества моральной победы, ради эйфории от безумства своего «подвига». «Мне бы даже так хотелось: выйти одной перед целым полком солдат и начать стрелять в них из браунинга. Пусть я одна, а их тысячи, и я никого не убью. Это-то и важно, что их тысячи. Когда тысячи убивают одного, то, значит, победил этот один», — рассуждает девушка.

Сергею Головину жалко своей молодой жизни. Особенно остро подступал к нему страх после физических упражнений. В то время как на воле он ощущал в эти минуты особый подъем жизнерадостности. В последние часы герой чувствует, что его как будто оголили: «Смерти еще нет, но нет уже и жизни, а есть что-то новое, поразительно непонятное, и не то совсем лишенное смысла, не то имеющее смысл, но такой глубокий, таинственный и нечеловеческий, что открыть его невозможно». Всякая мысль и всякое движение перед лицом смерти кажется герою безумием. Время для него словно останавливается, и в этот момент ему сразу становятся видны и жизнь, и смерть одновременно. Однако Сергей усилием воли все-таки заставляет себя сделать гимнастику.

Василий Каширин мечется по камере, страдая, как от зубной боли. Примечательно, что он лучше других держался, когда шла подготовка к террористическому акту, так как его вдохновляло чувство утверждения «своей дерзкой и бесстрашной воли».

В тюрьме же его подавляет собственное бессилие. Таким образом, Л.Н. Андреев показывает, как ситуация, с которой герой подходит к смерти, влияет на само восприятие человеком этого события.

Наиболее интеллектуальный член террористической группы — Вернер, знающий несколько языков, обладающий прекрасной памятью и твердой волей. Он решил отнестись к смерти философски, так как не знал, что такое страх. На суде Вернер думает не о смерти и даже не о жизни, а разыгрывает трудную шахматную партию. При этом его совершенно не останавливает то, что партию он может и не закончить. Однако перед казнью он все-таки оплакивает своих товарищей.

Вместе с террористами к казни приговорили еще двух убийц: Ивана Янсона, работника, отправившего на тот свет своего хозяина, и разбойника Мишку Цыганка. Янсон перед смертью замыкается в себе и все время твердит одну и ту же фразу: «Меня не надо вешать». Цыганку предлагают самому стать палачом и этим купить себе жизнь, но он медлит. Детализировано изображает Л.Н. Андреев муки героя, который то представляет себя палачом, то ужасается этим мыслям: «…Становилось темно и душно, и куском нетающего льда делалось сердце, посылая мелкую сухую дрожь». Однажды в минуту крайней душевной слабости Цыганок воет дрожащим волчьим воем. И этот звериный вой поражает ужасом и скорбью, царящими в душе Цыганка. Если Янсон постоянно находится в одном и том же отрешенном состоянии, то Цыганка наоборот преследуют контрасты: он то умоляет о пощаде, то ругается, то бодрится, то им обуревает дикая лукавость. «Его человеческий мозг, поставленный на чудовищно острую грань между жизнью и смертью, распадался на части, как комок сухой и выветрившейся глины»,

—    пишет Л.Н. Андреев, подчеркнув тем самым мысль о том, что личность приговоренного к смерти человека начинает распадаться еще при жизни. Символична в рассказе повторяющаяся деталь: «Янсон постоянно поправляет на шее грязно-красный шарф. Таня Ковальчук предлагает мерзнущему Василию Каширину повязать на шею теплый платок, а Мусе натирает шею шерстяной воротник».

Основная идея рассказа состоит в том, что каждый из нас должен задуматься перед лицом смерти о главном, о том, что даже последние минуты человеческого бытия имеют особый смысл, быть может, самый важный в жизни, раскрывающий суть нашей личности. «Рассказ о семи повешенных» написан в русле настроений эпохи начала XX века, когда тема судьбы, рока, противостояния жизни и смерти выходит на главное место в литературе. Рубежность, катастрофичность, утрата социальных опор — все эти особенности обусловили актуальность проблематики рассказа.

Печать

Просмотров: 48678

Пояснительная записка.

Вашему вниманию предлагается серия (2-3 урока в
зависимости от подготовки класса) уроков по
актуальной на сегодняшний день теме: “Проблема
терроризма в повести Л. Андреева “Рассказ о семи
повешенных”. Предварительно учащиеся
знакомятся с жизнью и творчеством Л. Андреева,
его рассказами “Баргамот и Гарасько” или
“Петька на даче” (по выбору) и повестями “Иуда
Искариот” и “Жизнь Василия Фивейского” (по
выбору). Повесть “Рассказ о семи повешенных”
должна быть прочитана, и учащимся предложено
обдумать ответ на вопрос: как автор относится к
террористам?

Первая часть предложенных уроков может быть
проведена в гуманитарном классе, где учащиеся
изучали мировую художественную культуру и
хорошо знакомы с историческими событиями и
идеологической борьбой в России второй половины
ХIХ века, а также с русской литературой и
искусством этого периода. В других классах
(например, естественно-научных) эта часть уроков
может быть дана ввиде лекции учителя.

Вступительное слово учителя.

Терроризм… Проблема нашего времени… Человек
так устроен, что ко всему привыкает. Привыкли и
мы: где-то взорвали автобус, дом, поезд; погибли,
ранены 2, 5, 20, 50 человек. Газеты, радио, телевидение
сообщают, повторяют, а мы спокойно и часто
равнодушно внимаем этому, при этом пьем чай, едим,
решаем свои проблемы, а потом так же равнодушно
переключаем кнопку… нас это не касается.

И каждый думает: со мной это не случится, не хочу
слушать, надоело.

И только когда рванет рядом или пострадает
кто-то близкий, знакомый, мы приходим в ужас.
Потому что “не смерть страшна, а знание её, и было
бы совсем невозможно жить, если бы человек мог
вполне точно и определенно знать день и час,
когда умрет” (Л.Н.Андреев “Рассказы и повести”
Москва “Недра” 1980г. стр.211) . Мы страдаем
этической глухотой. Рассуждаем об искусстве,
овладеваем современной вычислительной техникой,
и космос для нас уже не тайна, но плохо понимаем,
что такое смерть, часто не можем понять, что чужая
жизнь неприкосновенна.

Беседа с классом.

Но есть в русской литературе такой писатель,
который ещё 150 лет тому назад поставил вопрос о
праве человека решать, кому жить, а кому умирать.

Вопрос: Назовите этого писателя. В каком
произведении этот вопрос был поставлен? (Вопрос
может быть заранее дан всему классу или
нескольким ученикам. В подготовленном классе
ответ будет дан сразу, без подготовки.)

Ответ: Этот писатель – Достоевский. Вопрос
поставлен в романе “Преступление и наказание”.

Герой романа, честный, благородный человек,
решил, что может позволить себе “кровь по
совести” – убить “вошь”, никому не нужную, даже
вредную старуху ростовщицу, чтобы спасти сотни
молодых жизней, погибающих в нищете. Но
оказалось, что человек не вошь и никто не имеет
права решать: кому жить, а кому умирать.

Вопрос: Почему именно тогда в 70-е годы ХIХ века
Достоевский поставил такой вопрос в своем
романе? Что это было за время? (Учащимся заранее
предложено повторить материал по истории и
литературе о реформах 60-х годов ХIХ века и их
последствиях.)

Ответ: В 60-е годы ХIХ века в России начались
реформы: было отменено крепостное право,
рекрутчина заменена воинской повинностью,
введены суд присяжных, земское самоуправление,
появилась свобода слова, но… Жесткое
сопротивление реакционной части общества (и в
верхах, и в низах) всячески препятствовало
реформам, многое красиво задуманное в реформах
просто сводилось на нет реакционными
исполнителями на местах…

Реплика учителя: Вспомните судьбу журналов
“Современник”, “Русское слово” и их
редакторов. Вот вам и свобода слова. Вот тогда-то
и появилась идея – всё решить силовым путём, и
раздался выстрел Каракозова 4 апреля 1866 года. Так
в Россию пришел терроризм. Александр II искренне
хотел изменить жизнь в России, того же и так же
искренне хотели и революционеры-террористы.
Софья Перовская не собиралась становиться
террористкой, а мечтала учительствовать в
деревне. Достойные и честные люди из совестливой
российской интеллигенции шли в революционеры
тогда, когда разочаровывались в реформах сверху,
когда теряли веру в искренность реформаторов.

Вопрос: Но как их дела выглядели на практике, в
жизни? (Нескольким учащимся заранее предлагается
подготовить рассказ об убийстве Александра II и
нескольких покушениях на него, о других
терактах.)

Ответ: (В рассказах учеников должна прозвучать
мысль о жестокости террористов, жертвами которых
стали десятки невинных людей.)

Реплика учителя: Гибель Александра II потрясла
Европу жестокостью террористов. Вот что писал
историк Преображенский в 1901 году: “Царь,
освободивший от крепостного ига десятки
миллионов народа, …давший судам завет правды и
милости, …сделавший солдату службу лёгкою и
улучшивший его быт, освободивший миллионы славян
царь, с первой минуты царствования до последней
думавший прежде всего о других, простивший
бесчисленному множеству людей их вины, — этот
именно царь падает убитым среди белого дня в
своей столице от рук злодеев!” Не только царь
стал жертвой террора. Между выстрелом Каракозова
и бомбой Гриневицкого (1 марта 1881г.) безвинно пали
жертвами террористов десятки солдат, слуг,
мирных обывателей и даже детей.

Но самое страшное то, что возникла цепочка:
выстрел Каракозова – казнь, новые теракты –
новые казни и, наконец, Нечаев и нечаевщина.

Вопрос: Что это за явление – нечаевщина? В чём
его опасность и ужас? (Одному или нескольким
ученикам предлагается коротко рассказать о
нечаевщине – вопрос обсуждался в 10 классе при
знакомстве с творчеством Достоевского и
рассказе о его романе “Бесы”.)

Ответ: Нечаев теоретически обосновал право на
убийство. В своём “Катехизисе революционера”
Нечаев и Бакунин разрешали борцам за свободу и
справедливость против тирании и насилия любую
ложь, клевету, шантаж, оправдывали любое
злодеяние во имя благой цели. Так они и
действовали на практике, о чём свидетельствует
“Дело Нечаева” об убийстве студента Иванова
(очень коротко об этом деле).

Реплика учителя: Одним из первых это страшное
бесовство увидел Достоевский и показал в
“Бесах”. Писатель был прав в главном: какие бы
люди ни участвовали в террористических актах,
какие бы святые цели они ни преследовали, как
только происходит подмена понятий добра и зла,
как только возникает тезис о “цели,
оправдывающей средства”, — начинается скорбный
путь к Апокалипсису.

Достоевский писал: “Я попытался изобразить те
многоразличные и разнообразные мотивы, по
которым даже чистейшие сердцем и
простодушнейшие люди могут быть привлечены к
совершению такого чудовищного злодейства. Вот в
том-то и ужас, что у нас можно сделать самый
пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе
иногда мерзавцем!”

В “нечаевщине” Фёдор Михайлович разглядел
симптомы опаснейшей болезни общественного
сознания, которая в 20 веке и в наше время поразила
целые континенты. Политический авантюризм,
безнравственный экстремизм, оправдание
“святыми целями” самых бесчеловечных средств –
вот истоки современного терроризма. Как
совместить совесть и преступление, есть ли у
кого-нибудь нравственное право на насилие – вот
проклятый вопрос, который волновал великого
писателя. В убийстве Александра II обнаружилась
та страшная связь между “мировой гармонией” и
“слезинкой ребенка”, о которой писал
Достоевский: бомба, предназначенная императору,
изуродовала оказавшегося рядом мальчика.

Вопрос: Можете назвать какие-то примеры
терактов конца ХIХ начала ХХ веков?

Ответ: (примеры могут быть разные) Например:

В 1879 г. Соловьёв подготовил взрыв царского
поезда.

В 1880 г. Степан Халтурин организовал взрыв во
дворце, погибли невинные люди.

В 1901 г. Карпович смертельно ранил министра
народного образования Боголепова.

В 1902 г. Балмашёв смертельно ранил министра
внутренних дел Сипягина.

В 1904 г. убит министр Плеве.

В 1905 г. Каляевым убит Великий князь Сергей
Александрович.

Реплика учителя: Убийства, убийства, убийства!
Да, все эти министры были реакционерами, теми
“вшами”, которых убить сорок грехов долой, но за
террором революционным в ответ шел террор
государственный, исполнителей терактов казнили,
а идеологи, те самые “нечаевы” жили и
благоденствовали, например Азеф, Савинков и т.п.

Вера Засулич, ранившая оберполицмейстера
Трепова, несла свой крест открыто, до конца:
тюрьма, суд. А Сергей Кравчинский, заколовший
кинжалом шефа жандармов Мезенцева, не собирался
в суде защищать свои идеи и сбежал за границу.

Вопрос: Как же относилась к терроризму и
террористам российская общественность?

Ответ: Ответ на этот вопрос дает, прежде всего,
русская литература, ведь “поэт в России больше,
чем поэт”. Конечно, большая часть русской
интеллигенции не соглашалась с крайними
взглядами народовольцев, эсеров, анархистов,
осуждала их средства достижения цели, да и в цели
не верила, но всегда выступала за прощение тех,
кто оказывался под судом за совершенные
преступления, за смягчение приговоров. А
следовавшие один за другим политические
процессы не только получали “большую прессу”,
но и находили почти фотографическое отражение в
произведениях литературы и искусства.

Реплика учителя: Великий русский писатель
Лесков горестно размышлял: “Сколько жертв,
сколько самоотверженного мученичества! Но верна
ли сама тактика?” Некоторые писатели сами
оказывались под судом за связь с террористами:
Серафимович, Бальмонт, Горький, Короленко.
Тургенев дружил с Кропоткиным, Лавровым,
хлопотал об освобождении Лопатина, восхищался
Верой Засулич.

Вопрос: Какими изобразил Тургенев террористов
в своих произведениях? (Всему классу
предлагается повторить изученные в 10 классе
“Стихотворения в прозе” и дать характеристику
героине стихотворения “Порог”.)

(Отдельным ученикам (1 – 2) можно заранее
предложить прочитать роман “Новь” и дать
характеристику главным героям.)

Ответ: В ответах учащихся прозвучит мысль о
благородстве и самоотверженности
героев-революционеров.

Реплика учителя: Толстой возмущался выстрелом
Каракозова, но возмущался и репрессиями против
террористов, называя их “лучшими,
высоконравственными, самоотверженными, добрыми
людьми”. Софью Перовскую называл “какой-то
идейной Жанной д`Арк”. Раз пожалев террористов,
Толстой уже не мог рисовать их без сочувствия,
для него они мученики.

Вопрос: Какими Толстой изобразил
революционеров в своём романе “Воскресенье”?
(Вопрос предлагается заранее 1 – 2 ученикам,
прочитавшим роман “Воскресенье”.)

Ответ: (Ответ должен быть кратким, благородство
революционеров нужно подтвердить текстом.
Учитель должен следить за тем, чтобы отвечающий
не увлекался, не уходил от основной темы.)

Реплика учителя: Ещё более глубоким и
трагическим оказалось воздействие
революционно-террористических актов на
творчество Гаршина. Его “Красный цветок” — гимн
“безумству храбрых”. (Рассказ Гаршина изучался
в 10 классе, поэтому следующий вопрос адресован
всему классу.)

Вопрос: О чем этот рассказ?

Ответ: (краткое содержание рассказа)

Реплика учителя: Неудачная попытка спасти
террориста Молодецкого стоила Гаршину
психического расстройства. Не мог не
сочувствовать гонимым и Короленко (он сам был
тесно связан с народовольцами, пережил 4 ареста и
ссылку). В 1880г. в камере тюрьмы он написал рассказ
“Чудная”, прототипом умирающей революционерки
послужила народоволка Улановская.

Вопрос: Какой она предстаёт в рассказе
Короленко? (Вопрос ко всему классу, так как
рассказ изучается в начале курса в 11 классе.)

Ответ: (Краткая характеристика героини
рассказа “Чудная”.)

Реплика учителя: Политические процессы над
террористами, жизнь ссыльных, сцены арестов,
этапы – все эти сюжеты стали темой и для многих
художников. Например, картины Маковского
“Осужденный”, Ярошенко “Всюду жизнь”, Репина
“Отказ от исповеди”, “Не ждали” и даже пейзаж
Левитана “Владимирка”.

Но особенно распространена была во второй
половине ХIХ века христианско-народническая
аллегория. Образ Христа стал, по выражению
Крамского, “иносказательным иероглифом” образа
народного заступника.

Вопрос: (Так как данная тема “Образ народного
заступника в литературе и в живописи”
обсуждалась на уроках литературы и мировой
художественной культуры в 10-ом классе, учащиеся
знакомились с картинами в Третьяковской галерее
и писали работу на эту тему, то вопрос
предлагается всему классу.)

(Для наглядности используются репродукции или
слайды.)

Какова главная идея картины Крамского
“Христос в пустыне”?

Ответ: Основная идея картины – аллегорическое
прославление подвига народников (может быть
сказано несколько слов об использовании
различных художественных средств для выражения
этой идеи).

Вопрос: Вспомним картины другого художника
Н.Ге.

Ответ: “Что есть истина?” и “Голгофа”. В этих
картинах осуждается расправа над
инакомыслящими.

Вопрос: Художники пытались намёком,
исторической ассоциацией осудить кровавый
террор власти.

В каких картинах эта тема прозвучала особенно
сильно?

Ответ: В картинах Сурикова “Боярыня Морозова”,
“Утро стрелецкой казни” (так как репродукции
помещены на доске, учащиеся легко вспоминают
картины).

Реплика учителя: Суриков написал “Боярыню
Морозову” под впечатлением казни Софьи
Перовской (он видел, как её везли на казнь). Это
первая в русской истории женщина, которая взошла
на эшафот во имя своих идей так же, как боярыня
Морозова, готовая погибнуть за веру. Репин,
работая над картиной “Иван Грозный”, писал:
“Чувства были перегружены ужасами
современности”. Во всех картинах осужденные
изображались благородными и вызывающими
сочувствие.

Вступительное слово учителя: В 1908 году вышла из
печати повесть Леонида Андреева “Рассказ о семи
повешенных”. Она переиздавалась до 1917 года 28 раз.
Это говорит о популярности произведения, о том,
что проблемы, поставленные в нём, волновали
общество.

В наши дни эти проблемы опять стали
животрепещущими.

Повесть посвящена Л.Н.Толстому.

Вопрос: О чём это говорит?

Ответ: Толстой был противником всякого насилия,
следовательно, он не одобрял никаких терактов, но
он был и противником казней террористов, о чём
писал после революции 1905 года в своей статье “Не
могу молчать!”

Вопрос: Познакомьте нас коротко с сюжетом
повести.

Ответ: Сюжет очень прост: пятеро молодых людей,
две девушки и трое юношей, подготовили теракт –
убийство министра, но были выданы провокатором,
министра предупредили, террористов арестовали,
судили и повесили, казнили вместе с ними и двух
уголовников, поэтому рассказ о семи повешенных.

Вопрос: Какова же позиция Андреева? На чьей он
стороне? Кого защищает и кого осуждает писатель?
(Учащимся заранее предлагается определить свою
позицию: защищает автор террористов или
осуждает, и подготовить доказательства своей
правоты. Кроме того, в процессе дискуссии каждый
должен выработать своё отношение к терроризму
как способу решения общественных проблем.)

Класс делится на две группы:

Приложение

Реплика учителя: Но намёк на ошибку в выборе
пути яснее всего звучит в описании размышлений
Вернера. Он старше и опытнее других: “Уже давно,
невидимо для товарищей, в душе его зрело тёмное
презрение к людям; и отчаяние там было, и тяжелая,
почти смертельная усталость.”

Он почувствовал ошибку, когда увидел лицо
убитого им провокатора. Он “убил спокойно, но
когда увидел это мёртвое, лживое, но теперь
спокойное и всё же жалкое человеческое лицо –
вдруг перестал уважать себя и своё дело”. И с тех
пор “чувство совершенной ошибки не тольконе
уходило, а становилось всё сильнее и досаднее”.
(гл.10)3*

Вопрос: В чем же ошибка?

Ответ: Да в том, что путь выбран неправильно. Нет
ненужных людей, никто не имеет права решать, кому
жить, кому умирать!

Реплика учителя: Автор ведет нас к выводу: жизнь
прекрасна, и никто: ни террористы, ни власть – не
имеет права распоряжаться чужой жизнью.
Неслучайно Андреев писал по поводу своей
повести: “…от отрицания жизни я как-то резко
поворачиваю к утверждению её.”

Именно поэтому в повести отсутствуют некоторые
детали, которые помогли бы читателю твёрдо
встать на чью-то сторону: или террористов, или
власти. Революционно-демократическая критика
обвиняла Андреева именно в отсутствии этих
деталей.

Вопрос: Какие это детали?

Не понятно, в чем так провинился министр, за что
его надо убить (неизвестно даже министр чего он).
Это просто старый, больной человек, у которого
есть семья: жена, дети.

Не понятно, чего хотят террористы, они любят
людей, но почему ради этой любви нужно убивать.

Не понятно, кто спланировал теракт, кто их
послал, что за организация, кто ею руководит и где
они, эти руководители.

(Дискуссия ведется в свободной форме, учитель
только направляет её в

_________________

1* стр. 241 1*
2* стр. 242

_________________

стр. 253, 254, 255
3* стр. 256, 257

нужное русло. Чтобы дискуссия получилась,
учащиеся должны хорошо знать текст, поэтому при
подготовке к уроку учитель предлагает отметить в
тексте портреты, пейзажи, внутренние монологи и
т.п.)

Заключительное слово учителя.

Убийство сотен ни в чем неповинных людей во
время терактов и даже убийство каких-то
генералов, министров, президентов ничем не
оправдано и ничего не меняет в жизни.

Власть и общество же должны бороться не с
молодыми, наивными людьми, которым заморочили
головы, а с самой преступной идеологией,
воспитывать в людях, особенно молодых, понимание,
что никто не имеет права покушаться на
человеческую жизнь даже ради самой светлой идеи
– и это самое трудное.

Нужно искать тех, кто такую идею эксплуатирует
в своих корыстных интересах. Сегодня мы уже
знаем, кто пришел к власти на плечах таких, как
герои повести. Сколько крови они себе позволили
пролить, знаем, что такое революционный террор
уже после того, как эти идеологи сами стали
властью, знаем, как они уничтожали инакомыслящих,
как они ненавидели Достоевского, вопрошавшего:
“Скажи мне прямо, я зову тебя – отвечай:
представь, что это ты сам возводишь здание судьбы
человеческой с целью в финале осчастливить
людей, дать им наконец мир и покой, но для этого
необходимо и неминуемо предстояло бы замучить
всего лишь одно только крохотное созданьице, вот
того самого ребёночка, бившего себя кулачком в
грудь, и на неотомщенных слёзках его основать это
здание, согласился бы ты?

(Достоевский “Братья Карамазовы” книга пятая,
глава IV).

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Сочинение Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг повествования о последних днях жизни, приговоренных к смертной казни путем повешения семи преступниках, пятеро из которых являются заключенными по политическим статьям и терроризму, а два остальных – разбойником и вором.

Авторские размышления о вечном вопросе жизни и смерти становятся основной темой произведения, прослеживающего окончание жизненного пути разных по сути, характеру, образу жизни людей, стремясь достигнуть понимания их внутреннего состояния и отношения к происходящему. Писатель анализирует душевные переживания приговоренных людей, осознающих приближение скорой смерти, и пытается понять поведенческое настроение, а также мыслительную деятельность ожидающих конца жизни обреченных преступников.

Одним из заключенных, приговоренных к повешению за осуществление террористической деятельности, является молодой мужчина Сергей Головин, имеющий происхождение из интеллигентной семьи, главой которой представляется полковник в отставке. Сам Головин, в прошлом верно служивший царю-императору в офицерском звании, избирает целью своей жизни борьбу с правящим режимом.

Писатель представляет в образе Головина жизнелюбивого, сильного, ловкого человека, радующегося солнечным лучам, теплому дню, любым мгновениям своего существования, ощущению своего прекрасного и достойного будущего.

После объявления смертного приговора в душе Сергей начинают проявляться отрешенные, напряженные нотки неумолимого приближения нечто необратимого, поскольку мужчине не удается прогнать мысли об ужасающих реальных событиях. Головин пытается не думать о тягостном страхе смерти, заглушая его занятиями спортивными упражнениями, находясь в постоянном движении. Однако мысль о скорой кончине постепенно разрастается до невероятного масштаба, не желая мириться с гибелью молодого, здорового тела, но юноша до самых последних моментов своей жизни путем немыслимой силы воли представляется перед окружающими жизнерадостным, спокойным человеком, способным на поддержку и сочувствие ближайшим товарищам.

Сергей отправляется на казнь одним из первых, не сказав ни единого слова, взойдя на эшафот с чувством достоинства и гордости, ничем не выдав испепеляющего его страха.

Писатель заканчивает произведение описанием вывоза трупов повешенных с места казни на фоне восходящего утреннего солнца, символизирующего начало новой жизни.

Сочинение на тему Рассказ о семи повешенных

«Рассказ о семи повешенных» повесть, написанная писателем Леонидом Андреевым, является психологическим произведением. Рассказ о молодых людях которые приговорены (обречены) к смертной казни через повешение. Только пятеро из них революционеры-террористы, двое остальных просто преступники. Прототипами персонажей являлись вполне реальные личности, члены террористической организации «Летучего отряда Северной области». Его члены готовили террористические акты на министров. Они были выданы провокатором Е. Азефом который работал на охранное отделение и были повешены в 1908 году.

В начале XX века в России начинается революционный процесс, теперь формой протеста стала не просто демонстрация или стачка, а террористический акт. Убить министра или великого князя вполне приемлемо для революционеров. Л. Андреев идеологически вместе с Горьким помогает революционерам, даже укрывает их на своей квартире.

Не смотря на ни что, в своём произведении Андреев пытался быть объективным, проявляет сочувствие как к самим террористам (среди них есть и совсем молодые) так и к их жертва. В начале повести описывается бессонная ночь министра которому стало известно что он будет убит. Эти сведенья сообщил некто состоящий в боевой организации. Сановник мучается мыслями, гонит мысли о смерти, террористов собираются ловить прямо на месте. Он понимает, что может и не выжить, в результате он свыкается с мыслью о смерти.

«Рассказ о семи повешенных» это не просто история о людях, которых казнят. Это скрупулезный анализ их психики перед лицом неминуемой смерти. Каждый из них думает о неминуемом конце по-своему. У каждого своё виденье смерти.

Вернер и Муся стойко выдерживают эту моральную пытку, но слабые вынести её не могут и сходят с ума.

Министру, на которого готовился террористический акт, жив, ему более ничего не угрожает. Но, мысль о смерти не даёт покоя. Он делает вывод, что страшна не сама смерть, а знание точного часа, когда это произойдёт.

Революционеры Андреевым показаны как обречённые фанатики, но в которых «горит ярко жертвенный огонь».

Сама казнь описана как «обыденное», «был так же светло…был такой же день» и т. д.

Пролетарский писатель М. Горький сказал что повесть «отобразило эпоху».

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Популярные сегодня темы

  • Аргументы и примеры доброты из жизни для сочинения

    Трудно однозначно определить что именно возможно считать добротой. Например, когда мы даем списывать своему однокашнику, то он считает нас добрым человеком, но делаем ли мы добро таким образом

  • Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

    Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателелей

  • Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского

    Образ Пьера Безухова и Андрея Болконского помогает не только раскрыть женский идеал А. Толстого в романе «Война и мир», но и передать смысл жизни человека.

  • История создания рассказа Человек в футляре Чехова

    В мае-июне 1898 году автор создает произведение «Человек в футляре». 15 июня 1898 года он направил произведение в издание «Русские мысли». Вскоре произведение стало доступно людям

  • Сочинение Что такое мудрая родительская любовь? (с примерами из литературы)

    Ни для кого не секрет, что то, насколько успешен в жизни будет человек, во многом зависит от детско-родительских отношений, комфорта в семье, взглядов родителей на воспитание.

Рассказ Л. Андреева «О семи повешенных»

История создания

История о семи повешенных была написана на основе реальных событий. Прототипами героев стали члены боевого отряда Всеволода Лебединцева. Группа планировала покушение на министра юстиции, но была предана провокатором Азефом. Всех участников представили к суду, после чего казнили в Лисьем носу 18 февраля 1908 года.

Писатель Леонид Андреев

В основе рассказа Андреева лежит психологический конфликт между инстинктом жизни и смерти. Писатель использовал обобщенные образы для создания персонажей и прибавил к ним информацию о В. Лебединцеве. Дополнительно автор использовал рассказ присяжного поверенного — он был обнаружен в архивах в 2009 году.

Андреев завершил работу над текстом в рекордно короткие сроки и уже 5 апреля 1908 году читал произведение своим знакомым. Критики высоко оценили работу писателя. Произведение посвящено Льву Толстому.

Основные герои

В рассказе «О семи повешенных» Леонида Андреева, краткое содержание которого позволяет узнать все этапы работы, есть несколько действующих лиц. Многие из них имели реальные прототипы, но писатель значительно изменил их образы.

В реальности было семь революционеров, всего арестовали девятерых, но к казни приговорили только часть. В рассказе Андреева их пятеро. Еще два человека не имеют отношения к боевому отряду — это эстонец Янсон, который убил своего хозяина, и бандит Миша Цыганок, попавший за убийство и разбой. Список революционеров:

Основные герои в рассказе «О семи повешенных»

  1. Сергей Головин.
  2. Василий Каширин.
  3. Таня Ковальчук.
  4. Муся и Вернер — их настоящие имена неизвестны.

Каждый герой ведет себя особенным образом в одиночной камере. Так, Муся в рассказе «О семи повешенных» представлена как женщина, которая считает казнь подвигом и путем к бессмертию. Янсон и Каширин очень боятся смерти, а Ковальчук старается заботиться о товарищах.

Читать повесть «О семи повешенных» нужно для того, чтобы понять нравственные муки людей, которым осталось недолго жить. Конец произведения только подчеркивает контраст между жизнью и смертью.

Краткое содержание

Повествование начинается с описания министра. Ему сообщили о готовящемся покушении, поэтому пришлось вместе с семьей уехать. Он очень переживал. Революционеров удалось задержать. После недолгих разбирательств всех их приговорили к смертной казни. До нее каждый участник помещался в одиночную камеру. Там им предстояло остаться наедине со своими мыслями.

Заговорщики были задержаны у подъезда дома, где проживал министр, еще одну женщину схватили на конспиративной квартире. Они все были молоды — самому старшему исполнилось только 28 лет.

Сергей Головин был сыном полковника и бывшим офицером. Его не пугало задержание, он выглядел счастливым. Мусе было всего 19 лет, но это не мешало ей выглядеть спокойной. Главным зачинщиком судья посчитал Вернера.

Сильнее всего переживает Каширин. Он испуган, но старается отвечать на все вопросы четко и спокойно. Татьяна Ковальчук переживает за каждого участника и смотрит на них с материнской заботой.

Герои по-своему переживают последние дни жизни

Помимо революционеров к казни приговорили еще двух людей. Янсон работал батраком, часто пил и избивал лошадь кнутом. Как-то на него нашло помрачение, и он убил хозяина, пытался изнасиловать хозяйку, после сбежал в поле, где его и поймали.

Миша Цыганок тоже был приговорен к смертной казни. Он совершил множество преступлений и убил трех человек. Повешение не пугает его, он сохраняет свою дерзость, лукавство. Ему предложили роль палача, но юноша не спешил отвечать утвердительно. В итоге ему отказывают, так как найден другой палач. После этого разбойник впадает в истерику, но в день казни ведет себя снова вызывающе.

Приговоренным разрешают увидеться с родными. Только Сергей и Василий прощаются с родителями.

Герои по-своему переживают последние дни жизни. Вернер испытывает любовь к людям, счастье, он считает себя свободным. Головин выполняет физические упражнения и беседует с Мюллером.

В конце всех приговоренных казнят. Рассказ Андреева позволяет понять, как человек может воспринимать скорую гибель.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Андреев
  4. Анализ рассказа Андреева Рассказ о семи повешенных

Анализ произведения Андреева Рассказ о семи повешенных

Повесть Л.Андреева «Рассказ о семи повешенных» является очень глубоким, психологическим произведением. В нем рассказывается о семи заключенных, которых приговорили к казни через повешение. Все они настоящие преступники, один из которых был вором и насильником, второй – разбойником, а пятеро являлись политическими заключенными и террористами.

Главная задача автора – показать всю сложность и трагизм «пути» от суда и до казни, проанализировать экзистенциальные переживания этих людей, таких разных, но при этом объединенных общей драмой. Писателя интересуют не их поступки во внешнем мире, для него важно другое – их внутренняя жизнь, осознание ими того, что конец близок. Таким образом, повесть превращается в, своего рода, философское размышление  Л.Андреева о смерти как таковой, ее проявлениях и сущности, о том, насколько глубокой является ее связь с жизнью.

Одним из главных героев рассказа был террорист Сергей Головин, человек молодой, сильный и жизнерадостный. Он любил жизнь всем сердцем во всем ее разнообразии. Он умел радоваться каждому мгновению, каждому новому дню. Его грела мысль о том, что впереди у него еще столько всего нового и интересного, долгая жизнь, полная радости и счастья, которую он собирался посвятить большому и важному делу, совершить нечто великое и значимое для себя и других людей.

Как ни странно, но человек, посвятивший себя борьбе с царским режимом, был сыном полковника в отставке, а сам он также занимал положение, непосредственно связанное с государственной службой, поскольку был офицером и давал присягу на верность императору. Учитывая романтический нрав Головина и его стремление совершить что-то возвышенное и достойное, можно объяснить его приверженность идеям терроризма. Но теперь он вынужден жестоко расплачиваться за совершенные им деяния, должен пойти на смерть.

Пока шел суд, Головин сохранял удивительное спокойствие, находясь в каком-то отрешенном от реальности состоянии. Он задумчиво смотрел в окно, подолгу задерживая взгляд на весеннем солнце и облаках, медленно плывущих по синему небосводу. Он старался не слышать и не замечать того, что происходит в зале суда. Однако в отдельные мгновения он все же утрачивал контроль над собой и возвращался к ужасной реальности. И в тот же миг в его душе с новой силой пробуждалась любовь к жизни, и взгляд Головина вновь наполнялся радостью.

Ближе к концу героя начинает охватывать страх смерти, как бы старательно он не пытался его заглушить. И в те моменты он начинал думать о великой ценности жизни. Перед самой казнью Головин ощутил странное состояние, когда человек еще не умер, но жизнь уже покинула его. Это было состояние пустоты и отстраненности. Было ощущение, что тело героя вовсе не принадлежит ему. После Головин достиг нового состояния – некого прозрения, он словно прикоснулся к чему-то непостижимо высокому и недосягаемому до сей поры. И тогда он почувствовал успокоение, к нему вернулась радость жизни. Так до самой казни Головин сохранял спокойствие, чистоту души и любовь к жизни.

Финал истории ужасен и прекрасен одновременно. Жизнь вокруг продолжала идти своим чередом. Наступал рассвет, над морем поднималось солнце, и в тот же момент трупы повешенных арестантов увозили с места казни. Жизнь продолжалась, но герои уже никогда не смогут насладиться ее прелестью.

Анализ рассказа Андреева Рассказ о семи повешенных

Анализ рассказа Андреева Рассказ о семи повешенных

Несколько интересных сочинений

  • Герои сказки Алиса в стране чудес

    Несмотря на то, что «Алиса в стране чудес» принадлежит к ряду детских произведений, в данной книге очень много харизматичных героев, с достаточно ярко выраженными характерами. Кто же к ним относится?

  • Сочинение Образ Медного всадника в одноименной поэме Пушкина

    Произведение Пушкина «Медный всадник» было опубликовано во время Болдинской осени. Книга описывает размышления писателя касаемо правления Петра Первого.

  • Сочинение Мой любимый герой в романе Герой нашего времени (9 класс)

    Прочитав произведение русского поэта и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» я выделила для себя одно героя – Веру. Это девушка, которую смог полюбить главный герой романа, эгоистичный, надменный и циничный Печорин

  • Смысл и суть романа Обломов Гончарова сочинение

    И.А. Гончаров в своем произведении «Обломов» изображает довольно непростой социальный процесс, происходящий в российском обществе во второй половине 19 века. Он повествует о деградации лиц

  • Образ и характеристика Хлебникова в повести Поединок Куприна

    А. Куприн, автор повести «Поединок», в точку подобрал название к своему произведению. В этой повести описана жизнь простых солдатов, которая была похожа на кровавый поединок за каждый вдох.

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг повествования о последних днях жизни, приговоренных к смертной казни путем повешения семи преступниках, пятеро из которых являются заключенными по политическим статьям и терроризму, а два остальных – разбойником и вором.

Авторские размышления о вечном вопросе жизни и смерти становятся основной темой произведения, прослеживающего окончание жизненного пути разных по сути, характеру, образу жизни людей, стремясь достигнуть понимания их внутреннего состояния и отношения к происходящему. Писатель анализирует душевные переживания приговоренных людей, осознающих приближение скорой смерти, и пытается понять поведенческое настроение, а также мыслительную деятельность ожидающих конца жизни обреченных преступников.

Одним из заключенных, приговоренных к повешению за осуществление террористической деятельности, является молодой мужчина Сергей Головин, имеющий происхождение из интеллигентной семьи, главой которой представляется полковник в отставке. Сам Головин, в прошлом верно служивший царю-императору в офицерском звании, избирает целью своей жизни борьбу с правящим режимом.

Писатель представляет в образе Головина жизнелюбивого, сильного, ловкого человека, радующегося солнечным лучам, теплому дню, любым мгновениям своего существования, ощущению своего прекрасного и достойного будущего.

После объявления смертного приговора в душе Сергей начинают проявляться отрешенные, напряженные нотки неумолимого приближения нечто необратимого, поскольку мужчине не удается прогнать мысли об ужасающих реальных событиях. Головин пытается не думать о тягостном страхе смерти, заглушая его занятиями спортивными упражнениями, находясь в постоянном движении. Однако мысль о скорой кончине постепенно разрастается до невероятного масштаба, не желая мириться с гибелью молодого, здорового тела, но юноша до самых последних моментов своей жизни путем немыслимой силы воли представляется перед окружающими жизнерадостным, спокойным человеком, способным на поддержку и сочувствие ближайшим товарищам.

Сергей отправляется на казнь одним из первых, не сказав ни единого слова, взойдя на эшафот с чувством достоинства и гордости, ничем не выдав испепеляющего его страха.

Писатель заканчивает произведение описанием вывоза трупов повешенных с места казни на фоне восходящего утреннего солнца, символизирующего начало новой жизни.

Сочинение на тему Рассказ о семи повешенных

«Рассказ о семи повешенных» повесть, написанная писателем Леонидом Андреевым, является психологическим произведением. Рассказ о молодых людях которые приговорены (обречены) к смертной казни через повешение. Только пятеро из них революционеры-террористы, двое остальных просто преступники. Прототипами персонажей являлись вполне реальные личности, члены террористической организации «Летучего отряда Северной области». Его члены готовили террористические акты на министров. Они были выданы провокатором Е. Азефом который работал на охранное отделение и были повешены в 1908 году.

В начале XX века в России начинается революционный процесс, теперь формой протеста стала не просто демонстрация или стачка, а террористический акт. Убить министра или великого князя вполне приемлемо для революционеров. Л. Андреев идеологически вместе с Горьким помогает революционерам, даже укрывает их на своей квартире.

Не смотря на ни что, в своём произведении Андреев пытался быть объективным, проявляет сочувствие как к самим террористам (среди них есть и совсем молодые) так и к их жертва. В начале повести описывается бессонная ночь министра которому стало известно что он будет убит. Эти сведенья сообщил некто состоящий в боевой организации. Сановник мучается мыслями, гонит мысли о смерти, террористов собираются ловить прямо на месте. Он понимает, что может и не выжить, в результате он свыкается с мыслью о смерти.

«Рассказ о семи повешенных» это не просто история о людях, которых казнят. Это скрупулезный анализ их психики перед лицом неминуемой смерти. Каждый из них думает о неминуемом конце по-своему. У каждого своё виденье смерти.

Вернер и Муся стойко выдерживают эту моральную пытку, но слабые вынести её не могут и сходят с ума.

Министру, на которого готовился террористический акт, жив, ему более ничего не угрожает. Но, мысль о смерти не даёт покоя. Он делает вывод, что страшна не сама смерть, а знание точного часа, когда это произойдёт.

Революционеры Андреевым показаны как обречённые фанатики, но в которых «горит ярко жертвенный огонь».

Сама казнь описана как «обыденное», «был так же светло…был такой же день» и т. д.

Пролетарский писатель М. Горький сказал что повесть «отобразило эпоху».

Картинка к сочинению Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Предыдущая

СочиненияСпособен ли Печорин на настоящую любовь и дружбу?

Следующая

СочиненияАнализ Сказки о царе Салтане Пушкина

  • Как выучить слова на английском как они пишутся
  • Как выставляются оценки за сочинение по русскому языку
  • Как выставлять оценки за сочинение по литературе в журнал
  • Как выскочу как выпрыгну полетят клочки по закоулочкам название сказки
  • Как выскочу как выпрыгну пойдут клочки по закоулочкам что за сказка