Как говорится о красоте девушки в русских сказках

Идеал женской красоты в русских сказках

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Канукова К.С. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №45 им. Жоржа Дюмезиля

Сухарева С.А. 1


1МБОУ гимназия №45 им. Жоржа Дюмезиля


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Я люблю читать сказки. Мир волшебства с фантастическими событиями всегда меня привлекал. Но особенно мне нравятся героини русских народных сказок. Им всегда все помогают, их любят, ими восхищаются, они владеют тайными знаниями.

Прочитав множество сказок, я задалась вопросом, какими качествами нужно обладать, чтобы тебя считали красивым и любили? Данная тема особенно важна в сегодняшнее время, когда границы между добром и злом размыты, когда многие дети и взрослые ценят больше внешние данные, вещи, одежду, чем внутренние качества человека. Многие философы, ученые, языковеды рассуждали и рассуждают о том, что же такое истинная красота. Это только привлекательность черт лица, фигуры? Или же что-то более глубокое понимается под этим словом? На эти вопросы я и постараюсь дать ответы, обращаясь к текстам своих любимых сказок.

Цель исследования состоит в раскрытии понятия идеала женской красоты на примере русских сказок.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Дать определение словам «красота», «идеал»;

Найти и выписать из сказок описание положительных и отрицательных героинь (их внешний вид, черты характера);

Создать таблицу качеств красивого человека;

Сделать вывод о том, кого на Руси считали красивым.

Провести опрос учащихся на предмет представления об идеале красоты;

Создать сравнительную таблицу «Женская красота в русских народных сказках»;

Методы: теоретический анализ, сравнение

Гипотеза, выдвинутая нами, следующая: мы предполагаем, что идеал русской женщины, сформировавшийся за столетия в русском фольклоре, не меняется во все времена.

1. Что такое красота?

Красота – главная женская характеристика в русских сказках. Так что же такое красота? Я обратилась к словарю Ушакова Д.Н., в котором дается определение этого слова: «красивая, привлекательная наружность». То есть красота заключается только во внешних идеальных данных (идеал – совершенное воплощение чего-нибудь).

По словарю Ожегова C.И. это понятие раскрывается глубже: «все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». Нравственное – значит, направленное не только на черты лица, фигуры, одежды, но и на духовную сущность человека. В своей работе я опираюсь на определение Ожегова. Ведь сказочная красота – это не какие-то особые пропорции тела, а прежде всего, особая духовность. Если внешняя красота дается от природы, ее можно создать с помощью прически, наряда, то внутренняя красота проявляется в нравственных поступках.

Понятие красоты – это гармоничное сочетание внутренних и внешних качеств человека.

2. Красота в русских народных сказках

Чтобы показать более полную картину о представлениях красоты человека на Руси, я обратилась к русским народным сказкам: «Царевна-Лягушка», «Гуси-Лебеди», «Морозко», «Василиса Прекрасная».

Сказка как ценнейший вид народного творчества соединила в себе и мифическое, и приключенческое, и бытовое повествование. В давние времена сказки писались совсем не для детей. Они создавались для взрослых; имели поучительный смысл и передавали все те образы, которые были характерны для представителей разных народов. Главные героини представляли идеал женской красоты. И это была не только красивая внешность. Женские образы, как символы света, мудрости народной, прекрасных женских качеств, которые оберегают, спасают, защищают.

Важную роль в славянских сказках играют женские образы: Василиса Премудрая («Царевна-лягушка»), Аленушка («Гуси-Лебеди», Настенька («Морозко»), Василиса-Прекрасная («Василиса Прекрасная») и даже отрицательный персонаж – Баба-Яга.

Василиса Премудрая

В русских сказках одной из главных героинь, воплощением женственности и мудрости, всегда выступала Василиса-Премудрая или Василиса-Прекрасная. В популярном произведении «Царевна лягушка» именно в образе Василиса-Премудрая показаны все те лучшие черты, которыми обладала русская женщина.

Она является главной героиней народного произведения, олицетворяющая собирательный образ русского женского характера, сочетающего в себе прекрасные человеческие качества.

В произведении Василиса описывается в виде умной, скромной девушки, которой присущи душевная доброта, мудрость, утонченность.

Образ Василисы Премудрой раскрывается в полной мере в описаниях ее поступков и в отношении к суженому, к которому девушка проявляет искреннюю любовь, понимание, заботу.

Наказанная жестоким Кощеем и заколдованная на три года в лягушку Василиса волею судьбы оказывается невестой Ивана-царевича

Все домашние дела Василиса исполняет в ночное время, поскольку будущий муж не должен видеть в человеческом облике без лягушачьей одежды.

Выполняя поручения батюшки-царя, Василиса проявляет себя истинным мастером рукоделия и мастерства: выпекает хлебный каравай с изображением узорных городов, искусно изготавливает тканый великолепный ковер, а во время царского пира, куда Василиса пребывает под гром и молнии в коробчонке для лягушонки, предстает в образе величественного волшебного лебедя, показывающего неповторимые фокусы с косточками в рукавах, не скрывая при этом своей природной необычайной красоты.

Описывая поступки Василисы, сказание подчеркивает народную мудрость о том, что никакая внешность, не богатство не помогут в поисках настоящего жизненного счастья.

В трудные минуты героиня отличается способностью сохранять внутреннее спокойствие, поддерживать отчаявшегося мужа и принимать правильное решение. Обладая в совершенстве волшебными знаниями Василиса помогает Иван-царевичу победить злого Кощея, разгадав тайну его бессмертия с помощью щуки, зайца и селезня, и влюбленные молодые люди обретают долгожданное заслуженное счастье, зажив в любви, верности и мире.

Образ Василисы Премудрой не раз использовался в русских народных сказках и всегда являлся символом красоты, любви, мудрости.

А ленушка из сказки «Гуси-Лебеди»

Героиня в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – сирота, но «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Благодаря своим душевным и внешним качествам она выходит замуж за самого царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело».

Настенька из «Морозко»

В сказке «Морозко» главная героиня жила в семье отца с мачехой и ее дочерью. Не сладко было житье: «перевернешься – бита и недовернешься – бита». Девушка хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала (в р усских народных сказках отрицательно показаны герои, которые много и долго спали). Девушка заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки, который проверял ее на внутреннюю чистоту, порядочность. Как бы он ни морозил, главная героиня отвечала вежливо, с уважением. В сказке описываются и ее внешние данные «румяная, веселая, так и сияет».

Василиса Прекрасная

Г лавная героиня в сказке «Василиса Прекрасная» с 8 лет жила падчерицей в новой семье отца. Она описывается как «первая на все село красавица». Но помимо внешней красоты в ней была и красота внутренняя, душевная. Она безропотно переносила все мучения от мачехи и сестер, труды, работу: «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранёшенько». Также девушка чтила традиции, уважала старших, не была любопытна, чем и заслужила уважение самой Бабы Яги.

Баба Яга

Э то весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»).

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге, а она испытывает их.

Есть сказки, в которых Яга хоть и недобрая, но помогает герою или героине. Для того, чтобы получить помощь, нужно выполнить задания. А задания Бабка дает невыполнимые. Василисе Прекрасной наказывает: «…двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки… сверх того возьми мак и очисти его от земли по зернышку… а не то съем тебя!»

И ни за что бы не справится Василисе с заданием, если бы не волшебная куколка, подарок матери. Или заставляет пасти табун волшебных кобылиц, которые по ее приказу разбегаются по полям, по лесам, и не собрать бы их, если б не помощники.

В этой роли Баба Яга, хотя и помогает главному герою, но не от чистого сердца, а ищет для себя какую-то выгоду, корысть.

В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница.

Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд «перепекания». На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

Все эти героини являются символами любви, Родины, тепла, красоты, высокой духовности и мудрости. Они отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса.

Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

А образ Бабы Яги может быть, как положительным, так и отрицательным; сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

3. Идеал женской красоты в народных сказках.

Проанализировав прочитанные сказки, я создала сравнительную таблицу, в которой постаралась отразить главные черты героинь и то, какой женской мудрости могут поучится взрослые девушки и женщины у героинь сказок. (Приложение 1)

В данной таблице мы видим, что красота главных героинь не зависит от их положения в обществе, от происхождения, другими словами, от того, в какой семье они родились. Для того чтобы считаться красивым, не главное воспитываться в семье царя. Объединяют всех девушек их внутренние качества, черты характера. Это хозяйственность, умение любить людей, природу, животных, послушание, покорность судьбе. Но также эти героини борются за свою любовь, добиваются освобождения своих любимых и проходят ради них большие расстояния. Во внешности приветствуется естественность, настоящие красавицы не используют косметических средств, у них от природы широкие брови, алые губы, румяные щеки. А также героини трудолюбивы и встают рано, долго не спят.

Итак, можно сделать вывод, что женский идеал в народных сказках обладает не только внешней красотой, чаще всего внешность описывается очень скупо, зачастую всего общей фразой «ни в сказке сказать, ни пером описать». Поистине, красивой героиня сказки если внешность соответствует ее духовному миру. Такие героини воплощают в себе народный идеал красоты, ума, смелости и доброты.

4. Каков идеал русской женщины сегодня

В рамках исследования нами был проведен социологический опрос учащихся 6 «А» класса нашей школы. В ходе опроса был задан один вопрос: «Как вы думаете, каков идеал современной женщины?». Для наглядности мы сравнили черты характера русской женщины, ставшие идеальными в русских народных сказках и черты характера, на наш взгляд, присущие современным женщинам.  Было опрошено 30   человек. Данные представлены в таблице:

Таблица 1. Идеал русской женщины в русских народных сказках и сегодня.

 

Идеал красоты в русских народных сказках

Идеал красоты сегодня

Внешность(физические данные)

Брови соболиные (широкие, естественные), очи соколиные(хорошее зрение), русая коса — ниже пояса(длинные волосы), здоровый румянец

Красивые глаза, длинные ресницы, красивые волосы, тонкая талия

Внутренние качества(черты характера)

Нежная, трудолюбивая, искренняя, честная, умная, мудрая, уважающая старых людей, родителей, скромная, терпеливая, смелая, не любопытная, любящая, заботливая, ласковая, ловкая, радостная, веселая

Добрая душой и сердцем, нежная, скромная, сильная, смелая, добрая, любящая, заботливая, честная, вежливая

Одежда

Аккуратность, чистота в одежде, в облике, опрятность

Ухоженная, чистая, аккуратная, модная

Умения

Хозяйственность, умение готовить, шить(ткать), прясть, танцевать, веселить гостей, знание языка животных, птиц, близость к природе

Трудолюбивая, умная, хозяйственная, грамотная, веселая.

Подводя итоги исследовательской работы, можно подтвердить рабочую гипотезу, что красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру, поэтому мы попытались проанализировать народные женские идеалы, выраженные в русских сказках. Это помогло составить собирательный образ идеальной русской красавицы: женщины с богатым внутренним миром и силой духа, в которой отразились лучшие национальные черты, семейные ценности русского народа.

Заключение

Герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.

Сказки — кладезь народной мудрости! Из, казалось бы, незамысловатых историй, можно почерпнуть массу полезной информации: как выйти замуж за принца, как обмануть Кощея или как из лягушки превратиться в царевну.

Список литературы

Ожегов С. И., «Толковый словарь русского языка», статьи Красота, Идеал 388, 304с., 2005

Пушкарева Н., «Женщины Древней Руси», изд. «Мысль», 2005г.

Русские народные сказки, М., изд. «Правда», 2001г.

Сборник «Русский фольклор», М., изд. «Художественная литература», 2003г.

https://www.pinterest.ru/

https://ushakovdictionary.ru/

https://ru.wikipedia.org/

Приложение 1.

Таблица 2. Женская красота и мудрость в русских народных сказках

Героиня сказки

Женская красота

Женская мудрость

Василиса Премудрая

Дочь Кощея Бессмертного. Умная, мудрая волшебница. Владеет тайными знаниями, общается с животыми, любящая, заботливая, трудолюбивая. Мастерица, умеет ткать, печь хлеб, прекрасно танцует.

Умение держать себя в любой ситуации и способность сделать из обычного мужчины царя.

Царевна-Лягушка не стеснялась своего вида, так как воспринимала себя именно такой, какой она была. Она понимала, что красота — не главное, а главное — умение правильно себя преподнести. Именно это умение она и показала на приеме у царя, когда при взмахе руки из ее рукавов появлялось озеро и лебеди. А благодаря своей сообразительности и мудрости она смогла сделать из неудачника Ивана-Царевича успешного мужчину.

Василиса Прекрасная

Дочь купца, падчерица, «первая на все село красавица». «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная до тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранешенько». Чтит традиции, уважает старших, не любопытна.

Следовать своей интуиции.

Одна из сильных способностей женщины — ее интуиция. Но порой женщины ей просто не доверяют, и хотят делать все логически, уподобляясь мужчинам. Василиса получила от своей матери куклу. Именно она помогает ей в дальнейшем преодолеть трудности. Кукла давала советы и во всем помогала. Эту куклу можно как раз сравнить с интуицией.

Алёнушка

Сирота, «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Выходит замуж за царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело».

Делайте добро и оно обязательно к вам вернется.

Когда у Аленушки украли братика, Аленушка отправилась на его поиски. На пути ей встречались разные персонажи, которые просили о помощи, но девочка не помогала. Когда ей самой понадобилась помощь, те, кто встречался на ее пути также отказывали ей в помощи. И только когда Аленушка сама начинала помогать окружающим, ей также пришли на помощь.

Настенька

Падчерица. Хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала Заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки. Вежливая, с уважением и покорностью относится к старшим, к родителям. «Румяная, веселая, так и сияет».

Быть женщиной до мозга костей! Ставить себя так, чтобы мужчина чувствовал свою необходимость, чтобы ему хотелось оберегать и заботиться о вас.

Смиренная, терпеливая, скромная девушка Настенька находит свое счастье благодаря своему доброму, отзывчивому характеру. Мужчина рядом с ней понимает, что о такой хрупкой девушке нужно заботиться и делает это без лишних вопросов.

Баба-Яга

С устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»).

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира.

Гостеприимности и хозяйственности.

Несмотря на то, что Баба-Яга — персонаж отрицательный, у нее тоже можно многому поучиться. Вспомните, как встречала эта бабушка добрых молодцев? И баньку топила, и чаем угощала, и спать укладывала. И только после этого расспрашивала о делах.

Просмотров работы: 556

Во многом мировоззрение человека и его представление о себе формируются в детстве и юношеском возрасте — на это влияют совершенно разные факторы: например, родители, воспитатели, школьные учителя, а также кинематограф и литература. В русских сказках положительные женские персонажи, как правило, отличались красотой, которую невозможно «пером описать». Позднее стандарты в литературе стали меняться — Татьяна Ларина была не так привлекательна, как ее белокурая сестра Ольга, а тургеневская девушка вполне могла иметь большой нос и тонкие губы. Т&Р рассказывают, как менялись представления о женской красоте в русской литературе.

Красавицы из русских сказок

Женские образы в детских сказках были близки к идеалам — невинные падчерицы, покорные жены, мудрые девушки, обладающие волшебными силами. Как правило, не было подробных описаний внешности героинь, а высшая степень красоты обозначалась так: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Характеризовали девушек также через имена: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Таким способом у них сразу же выделяли наиболее яркие черты личности.

Настенька в «Морозко» проявляла терпеливость и по-доброму относилась к жестокой мачехе. Аленушка из «Аленького цветочка» Аксакова любила сестер, несмотря на их зависть и упреки, заботилась о своем отце и готова была пойти на жертву, чтобы его спасти. «Было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех… Меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее», — Аленушку выделяли из всех не по внешности, а по отношению к отцу и характеру. В частности, девушка проявляла скромность. В то время как старшая просила привезти зеркало, благодаря которому она могла стать «краше», Аленушка пожелала лишь аленький цветочек.

Эталон красоты в русских сказках определялся не внешностью, а чертами характера, такими как трудолюбие, мудрость, сила духа, доброта

Тем не менее, читатели могли уловить общие черты: белые руки и лицо, румяные щеки, длинные косы, лебединая осанка и глаза «словно звезды». В движениях прослеживались легкость (например, в сказке «Царевна-лягушка»), а иногда робость («Морозко»).

Кадр из фильма «Царевна-лягушка»

Кадр из фильма «Царевна-лягушка»

На контрасте с такими чертами, как покорность, сострадание, доброта, жертвенность были жадность, зависть, лживость. Отрицательные персонажи, а именно, злодеи всегда были уродливы — горб, седые волосы, длинный нос. Прием перевоплощения в животных использовался в сюжетах, где были проклятия — Царевна стала лягушкой. А в сказке «Белая уточка» — княжну наказали за нарушение запрета и превратили в уточку. Образы стройных высоких красавиц складывались благодаря книжным иллюстрациям и мультфильмам — в самих сказках не говорилось о росте, размерах и отдельных чертах лица героинь.

Женские образы в русской классике

Один из самых знакомых образов русской литературы — Татьяна Ларина. У нее, согласно описанию автора, нет румянца, ярких глаз, статной осанки, Александр Пушкин описывает свою героиню иначе, сравнивая ее с сестрой Ольгой:

«…Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей…»

Татьяна Ларина / кадр из фильма «Евгений О...

Татьяна Ларина / кадр из фильма «Евгений Онегин»

Красота же Ольги проявлялась в полном лице, румянце, белокурых вьющихся волосах: «Кругла, красна лицом она». Дмитрий Быков, писатель, литературный критик, публицист отмечает, что Татьяна — первая настоящая женщина в русской литературе, олицетворение чистоты, честности, долга. При этом героиня не соответствует стандартным критериям красоты в отличие от Ольги.

И вот что я рискну сказать: русские писатели предпочитают автопортрет в женском образе. Почему? Во-первых, тогда точно на вас не подумают. Во-вторых, потому что это портрет души. И очень многие (разумеется, кроме тех, у кого женщина играет роль чисто служебную), они оставили по одному женскому такому автопортрету. Конечно, Татьяна — в огромной степени автопортрет Пушкина. И письмо, выдающее интонацию очень многих пушкинских текстов, и романтическое, вот это фаталистическое мироощущение, и суеверность, и аристократическое представление о долге, который выше выбора, — это Пушкин.

Дмитрий Быков в своей программе на «Эхо Москвы»

В русской литературе широко известен собирательный образ «тургеневской девушки» — чувственная, скромная, начитанная девушка, которая, как правило, родилась в глухом поместье и не видела светской жизни. Она робка в общении — в современном обществе ее скорее всего назвали бы интровертом.

Внешность идеальной девушки в романах Тургенева совершенно разная. У героинь были некоторые черты типичных русских девушек — длинная коса, белая кожа, русые волосы. Но вместе эти черты не были воплощены в одном персонаже. Девушки могли быть смуглыми, сутулыми, с большим носом.

Наталья Ласунская из романа «Рудин»:

Была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями.

Марина Синецкая из романа «Новь»:

В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным.

Елена Астахова из романа «Накануне»:

Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.

В произведениях Михаила Лермонтова женский образ имел некоторые мифические черты. Например, в главе «Тамань» Печорин воспринимает героиню как русалку, и называет ее «Ундиной». У нее правильный нос, «белая фигура», «длинные русые волосы». В то же время сам автор отмечает, что красавицей ее нельзя было назвать. Печорина во многом привлекает «ее порода», и описания черт лица во многом рисуют психологический портрет: «выразительные глаза и непослушный взгляд». Тем не менее, даже в воинственной контрабандистке прослеживаются типичные черты русской красавицы.

Тамара из «Демона», которая становится возлюбленной главного героя, имела «шелковые кудри», «черные брови». Сам автор подчеркивает ее красоту: «С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвела».

Тамара / «Демон»

Тамара / «Демон»

Писатель Дмитрий Быков предполагает, что Тамара была автопортретом Михаила Лермонтова: «То есть автопортрет в женском образе — это такой способ, во-первых, отвести от себя все подозрения, а во-вторых, запечатлеть свою бесконечно красивую душу. Не все к этому прибегают. Но если человек к этому прибегает, то это получается, как правило, замечательно точно».

Внешность женщин в русской литературе во многом была связана с их чертами характера. Тем не менее, если в сказках красота проявлялась в длинных косах, белой коже и румянце, то русские классики, рисуя психологические портреты, не следовали этим критериям и могли исказить привычные представления.

1. Если бы не было подзаголовка к сказке, смог бы ты догадаться, что действие в ней происходит в другой стране?

Читая сказку, я встретил множество слов на нерусском языке, а также много названий неизвестных мне городов.

А также часто упоминается имя Бога мусульманской религии.

2. Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его? Что ты думаешь о герое? Как к нему относишься? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Ашик-Кериб пел на праздниках и свадьбах, аккомпанируя себе на саазе (турецкая балалайка).

Народ уважал Ашик-Кериба, потому что он был добр и весел, честен и храбр.

Когда он полюбил девушку из богатой семьи, то не смог на ней жениться, так как был беден.

Девушка предложила ему своё богатство, но Ашик-Кериб отказался, решив самостоятельно заработать на достойную жизнь для его будущей семьи.

Молодой человек дал слово приехать через семь лет богатым человеком и жениться на любимой.

Я думаю, что Ашик-Кериб достойный мужчина и мне нравятся его слова и поступки.

3. Какое главное качество Магуль — Мегери помогло ей выдержать все испытания? Что ещё ты можешь сказать о её характере?

Главное качество девушки — это верность своим чувствам и своему слову.

Именно поэтому она выдержала семь лет разлуки с Ашик-Керибом и дождалась своё счастье.

Девушка верила своему любимому.

В характере Магуль — Мегери также присутствует честность и рассудительность.

Девушка понимала, что прошло много лет в разлуке и возможно её жених уже не верит в то, что она ждёт его.

Она послала с купцом своё блюдо, чтобы Ашик знал, что Магуль всё ещё ждёт его.

4. С чем сравнивается красота девушки? Как поёт о ней подруга?

В турецких сказках красоту девушки принято сравнивать с красотой и изящностью газели.

Подруга поёт о Магуль-Мегери так: «Твоя газель идёт мимо».

Вспомни, как обычно, говорится о девичьей красоте в русских сказках.

Девичья красота в русских народных сказках сравнивается с красивой птицей — лебедем или стройной, белой кудрявой берёзой.

А также часто упоминается красота волос — «руса коса до пояса», красота походки — «выступает будто пава» и белая кожа — «словно лебедь белая».

В сказках также много говорится о красоте душевной русских девушек — это приветливый характер, любовь к рукоделию, уважение к родителям и умение заботиться о слабых и беспомощных.

5. О каких чертах женского характера упоминается в пословицах? Что больше всего ценит народ в женщине? Обсудите с другом.

Народ в своих пословицах и поговорках рассказывает о такой женской ценности в характере, как трудолюбие и хозяйственность.

6. Как сумел Ашик-Кериб за один день попасть в свой город? В чём ещё помог ему Хадерилиаз?

Хадерилиаз — это мусульманский святой, известный нам как святой Георгий.

Он спас молодого человека от погибели, ведь Ашик-Кериб от отчаяния хотел броситься со скалы.

Святой Георгий помог ему добраться быстро в Тифлиз и дал возможность Ашик-Керибу вылечить слепоту его матери.

Хадерилиаз доставил Ашик-Кериба в Тифлиз на своём волшебном коне.

7. Какая важная мысль содержится в сказке об Ашик-Керибе? Напиши отзыв на произведение. Воспользуйся советами в «Рабочей тетради».

Главная мысль произведения Лермонтова заключается в том, чтобы читатель понял, как важно быть верным своему слову и иметь мужество исполнять свои обязательства перед другими людьми.

Отзыв на турецкую сказку «Ашик-Кериб».

Мне очень понравилась сказка Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб».

В этом поучительном произведении говорится о верности своему слову, о настоящей любви и бескорыстии.

В сказке описывается жизнь в Турции, культура и обычаи её народа.

Интересно было сравнить русскую культуру и жизнь людей в других странах.

Оказалось, что в каждом народе люди воспевают честность, храбрость, верность и трудолюбие, осуждая коварство и бесчестие.

Советую прочитать эту сказку всем, кто хочет узнать, что такое настоящая верность и любовь.

Подсказка:

  • Ответы к рабочей тетради М.Ю. Лермонтов Ашик-Кериб стр. 31 — 32
  • Читательский дневник «Ашик-Кериб»
  • Краткая биография Михаила Лермонтова для презентации

_______

Городская проектная неделя

«Обучение, вдохновение, творчество»

Секция: русская литература

Идеал женской красоты в русских сказках

Музафарова Эльвина

Данилова Ольга

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Канаш, 7А класс

Научный руководитель:

Лукина Татьяна Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10 г. Канаш

Оглавление

1.Цели и задачи проекта, этапы реализации………………………………… 3

2.Актуальность проекта. Обоснование выбора темы……………………….  3

3.Введение………………………………………………………………………4

4.Основная часть……………………………………………………………………………….. 5-9

5.Заключение…………………………………………………………………  10

6.Библиографический список……………………………………………….. 11

3

Цель проекта:  попытаться выявить самое характерное в изображении идеала красоты женщины в русских народных и литературных сказках

Задачи:

1.Определить, каков идеал женщины в русском национальном сознании, в частности, в тех его проявлениях, какие можно найти в сказках

2.Проследить, что и как из народных представлений использовал в своем творчестве А. Пушкин (в сказках)?

Этапы реализации:

1.Подготовительный:

   а) определение темы, выявление проблем, уточнение цели, формирование исследовательских групп

   б) выявление проблемы, определение источников информации. Сбор и анализ информации, распределение функций при исследовании.

2.Основной:

   а) поиск необходимой информации, анализ информации

   б) оформление проекта

3. Заключительный:

   а) защита проекта в форме презентации

   б) самооценка результатов

4

Введение. Обоснование выбора темы. Актуальность.

Тема проекта актуальна, так как фраза «красота спасет мир» будет важна во все времена и во все времена человек хочет знать, что такое истинная женская красота и каков идеал женской красоты.

Уже не одну тысячу лет отдают дань женской красоте поэты, музыканты, художники. Но что именно красиво, а что безобразно? Это, пожалуй, самый сложный вопрос, любой точный ответ на который тут же будет подвергнут критике. Считается, что красота — это субъективное понятие, существующее во всех человеческих цивилизациях и формирующееся под влиянием конкретной культуры. Меняется эпоха, меняется представление о том, какой должна быть женщина. А иначе как объяснить, что славянки, например, во все времена считались красавицами, причем слава эта распространялась далеко за приделы их Родины. Или как, путешествуя по странам Азии европеец, например, мог находить экзотически красивыми женщин совершенно чуждой ему культуры. Сущность женской красоты неуловима. Это не только внешность, хотя она и создает первое самое глубокое впечатление. Внешняя красота есть выражение сущности женщины. При восприятии целостного образа на черты лица накладывается мимика, глубина взгляда, а тело взаимосвязано с грацией движения, жестами и одеждой его покрывающей.

5

Основная часть

В сказках мы видим женщин трёх типов: 1) «богатырши-воительницы», 2) «мудрые девы», 3) «сироты» или «падчерицы».

Народное представление о женской внешности состоит из нескольких клише:  лицо должно быть бело,  румяно,  брови — черна соболя,  глаза — словно звезды, ясна сокола, осанка — лебединая,  походка — павиная. Эти народно- поэтические представления сохранились в былинах, сказках, народных песнях. Мы рассмотрим и попытаемся выделить типичные черты, составляющие сущность этих образов.

    Наши сказки и предания сохранили образ истинной русской красавицы:
«Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает — месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выступает будто пава; сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого». «Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла…»                

  1. Женщины- воительницы.

Марья-Моревна- общее название женщины — богатырши, героини русских сказок. Образ героини — богатырши представлен во многих сюжетах — «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах», «Марья — моревна».
Героиня — богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается туда на волшебном
коне, который ему дают старушки — помощницы. Часто в этой роли выступает Баба — Яга. Помощники предупреждают герою о подстерегающих его опасностях и помогают ему вернуться.
Сюжет о Марье Моревне построен несколько по -иному. В нем героиня берет в плен
Кащея Бессмертного. Посадив его в темницу, богатырка начинает нести караул на границе своего царства. Там и происходит ее встреча с Иваном — царевичем. Богатыри вступают в поединок, Иван — царевич одерживает победу.
Ни красоты, ни силы женщины- богатырши в сказке не показано, а одерживает победы она волшебством.

  1. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Прекрасная.

Имя Василиса (греч. «царская»)

В самом слове “Василиса” слышится слово “сила”. Она сильная от природы, поэтому и справляется с любой работой, любыми трудностями, которые встают у неё на пути. “народный идеал”. Особо обратить внимание, что сказка называется “Василиса Прекрасная”. Данное слово очень важно, т.к. вобрало в себя все замечательные качества героини.)Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в то же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью

6

врагу главного героя сказки. Добрый герой русских народных сказок проходит суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

  1. Сироты или падчерицы.

Живет сирота крошечка-Хаврошечка у приемных родителей, работает на них. У нее есть одна подруга — коровушка, девочка свои беды ей рассказывает. Коровушка научила ее влезать в одно свое ушко, вылезать из другого — все наказанные Хаврошечке дела сразу становятся сделанными. Заподозрили Хаврошечку в нечестном труде, стали за ней следить мачехины родные дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Прознала Триглазка про коровью помощь рассказала матери, мать заставила своего мужа зарезать коровушку. Хаврошечка мяса коровушки не ела, а косточки в землю закапывала, ухаживала за ними. Из косточек выросла яблонька, с наливными яблочками. Ехал мимо богатый, молодой человек попросил яблок, сорвать яблочко удалось лишь Хаврошечке, она вышла за него замуж. «Крошечка-Хаврошечка» девушка – главное действующее лицо сказок. В отличие от чудесной невесты она лишена фантастических свойств, это обычная земная девушка, и счастье, которого она заслуживает, выглядит по-земному – замужество.

4.В сказках А.С. Пушкина, опиравшихся на фольклор, изображены два типа идеальных женщин: женщина-волшебница, помощница.

В «Сказке о царе Салтане» главный женский образ — царевна Лебедь:

За морем царевна есть,  

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Таким образом, царевна Лебедь — воплощение народных, фантастических и вместе с тем личных представлений поэта о женской красоте.

     Сюжет сказки очень распространен как в русском, так и в мировом фольклоре. Сам Пушкин записал подобную сказку под названием «Чудесные дети» от своей няни Арины Родионовны. Но, как отмечают исследователи ,ни в одном из источников, которыми

7

пользовался поэт, ни в одной пушкинской записи нет образа царевны Лебеди. Откуда же появился этот фантастический образ?. Для русского мифопоэтического самосознания характерно сравнение, отождествление девушки с белой лебедью: Настасья белая лебедь ( был. «Женитьба Добрыни«), Молодой жены да белой лебеди (был. «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру»), «белая лебедушка» из одноименной сказки. Лебедь символ благородства, чистоты (=целомудрия, а также души), женской грации. Следовательно, в образе царевны Лебеди воплощено понимание женского облика как грациозного, изящного, невинного и благородного.

Красота царевны описана не эпитетами, а глаголами, что подчеркивает действенное, активное начало Лебеди, ее чудодейственное начало. Днем она подобна Солнцу, а ночью Луне:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Месяц и звезда это Луна и Солнце. Царевна волшебница, ей подчинены силы природы, стихии; она подобна сказочным мудрым женам Василисе Премудрой, Елене Прекрасной, Марье Моревне, которые управляют светилами, творят чудеса.

 А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Эти строки дань лирической традиции русского фольклора. Сравнение с павой (павлином) восходит к народным представлениям о том, что именно эта птица воплощает идеал красоты, достоинства. Походка девушки (тем более царевны) должна быть именно с достоинством, величавой.

В «Сказке о мертвой царевне» конфликтом, движущим сюжет, является «соперничество» красоты внешней и красоты внутренней. Пушкин здесь смотрит на женщину так же , как народ, для которого гораздо важнее внутренняя красота. Например, в сказке «Финист — ясен сокол» старшие дочери думают только о своей внешности («наряжаются в сарафаны нарядные, достают платья новые, надевают бусы золоченые» [4,c.7]), а младшая не просто красавица, которую «что ни в сказке сказать, ни пером описать: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса», она еще и «умница-разумница» . Или в сказке «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»: старшие дочери — «белоручки, ленивицы», младшей сестрой помыкают, пестро и нарядно одеваются, а младшая Машенька — все за работой, «все сделать готова», «вся краса у Маши — русая коса, до земли падает, цветы задевает»(волосы — символ жизненной силы, мудрости). Именно такие героини добиваются счастья, гармония внешней и внутренней красоты помогает им преодолеть все препятствия. Сам Пушкин ценил в своей жене не только светскую красавицу: «… женка моя прелесть не по одной наружности»; «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете — а душу твою люблю я еще более твоего лица», — писал поэт своей прекрасной возлюбленной

Сюжет «Мертвой царевны» очень распространен в русском фольклоре. В сказках обычно мачеха преследует падчерицу, потому что та красивее ее родной дочери. Царевна Пушкина тоже имеет подобную внешность: Белолица, черноброва…

8

Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и незаметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление к абсолютизации своей красоты, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:

Свет мой, зеркальце! скажи…

Но с появлением соперницы обращение другое:

Ах ты, мерзкое стекло!

Зеркало нейтрально по отношению к царице: оно отражает лишь объективную реальность, сообщает то, что есть. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркало глядясь.

Царица довольна ответом зеркальца «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее«, и тело »исполняет» танец: царица плечами пожимает, подмигивает, прищелкивает пальцами, вертится. Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.

9

Заключение

Таким образом, мы определили, каков идеал женщины в русских сказках.

Образы идеальных женщин созданы в соответствии с представлением народа о красоте, русской фольклорной традицией, с опорой на национально-поэтические представления, которые воплощены прежде всего в сказках, былинах, пословицах, поговорках, песнях. Русская традиция соизмеряет требования идеальной внешности с внутренними качествами, душой.

 Без красоты душевной красота внешняя — ничто, ибо сверху-то ясно, а с исподу-то не красно.

10

Библиографический список

1. Русские волшебные сказки // Обр. И. Карнауховой. СПб., 1991 г.

2. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки

3. Морской царь и Василиса Премудрая. Сказка

4.Сказка «Марья Моревна»

5.Сказка «Крошечка- Хаврошечка»

6.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

7.А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

8.Интернет-ресурс omsu.omskreg.ruvestnik/articles…article.html 

9.womanideal.ruidealkrasotyidealkrasotyv

Полное название темы работы

Каков идеал женской красоты в русских народных сказках?

Фамилия, имя, отчество автора

Мирошникова Мария Дмитриевна

Фото автора

Территория, населенный пункт

Красноярский край, Ирбейский район, п.Степановка

Класс

5

Место выполнения работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степановская сош»

Руководитель

Богданова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

email

контактный телефон

Автор – [email protected] , тел.

Руководитель — [email protected],

тел. 38-1-18

Оглавление

Введение 3

Глава 1. «Что за прелесть эти сказки!» 4

1.1 Ценность сказки 4

1.2 Что же такое красота? 5

Глава 2. Красота в русских народных сказках 6

2.1 Народный идеал красоты 6

2.2 Женская красота в русских народных сказках 8

2.3 Идеал женской красоты 9

Заключение 11

Литература 12

Приложение 13

Введение

Я очень люблю читать сказки. Мир волшебства с фантастическими событиями всегда меня привлекал. Но особенно мне нравятся героини русских народных сказок. Им всегда все помогают, их любят, ими восхищаются, многие из них понимают язык животных и владеют тайными знаниями.

Прочитав множество сказок, я задалась вопросом, какими качествами нужно обладать, чтобы тебя считали красивым и любили? Данная тема особенно важна в сегодняшнее время, когда границы между добром и злом размыты, когда многие дети и взрослые ценят больше внешние данные, вещи, одежду, чем внутренние качества человека. Многие философы, ученые, литераторы, языковеды рассуждали и рассуждают о том, что же такое истинная красота. Это только привлекательность черт лица, фигуры? Или же что-то более глубокое понимается под этим словом? На эти вопросы я и постараюсь дать ответы, обращаясь к текстам своих любимых сказок.

Цель работы: описать идеал женской красоты в русских народных сказках.

Задачи:

  • Дать определение словам «красота», «идеал»;

  • Найти и выписать из сказок описание положительных героинь(их внешний вид, черты характера);

  • Создать сравнительную таблицу «Женская красота в русских народных сказках»;

  • Создать таблицу качеств красивого человека;

  • Сделать вывод о том, кого на Руси считали красивым.

Методы: теоретический анализ, сравнение

Глава 1. «Что за прелесть эти сказки!»

1.1 Ценность сказки

Сказки – группа жанров народной эпической прозы. Основное отличие сказок от других прозаических жанров – отношение носителей традиций к описанным в них событиям как к вымыслу. Сказки имеют развлекательный, увеселительный характер. Основные их слушатели – взрослые люди, хотя существуют и детские сказки. Принято выделять несколько видов сказок: волшебные, новеллистические(бытовые), о животных[4].

Многие авторы определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом[9]. Связь с мифом и легендами выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. 

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, в ярком изображении «сказочного мира» и романтической окраске событий.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

1.2 Что же такое красота?

Красота – главная женская характеристика в русских сказках. Так что же такое красота? Я обратилась к словарю Ушакова Д.Н. , в котором дается определение этого слова: «красивая, привлекательная наружность»[10]. То есть красота заключается только во внешних идеальных данных (идеал – совершенное воплощение чего-нибудь[6]).

По словарю Ожегова C.И. это понятие раскрывается глубже: «все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение[6]». Нравственное – значит, направленное не только на черты лица, фигуры, одежды, но и на духовную сущность человека. В своей работе я опираюсь на определение Ожегова. Ведь сказочная красота – это не какие-то особые пропорции тела, а прежде всего, особая духовность. Если внешняя красота дается от природы, ее можно создать с помощью прически, наряда, то внутренняя красота проявляется в нравственных поступках.

Понятие красоты – это гармоничное сочетание внутренних и внешних качеств человека.

Глава 2. Красота в русских народных сказках

2.1 Народный идеал красоты

Чтобы показать более полную картину о представлениях красоты человека на Руси, я обратилась к русским народным сказкам.

Особое место в русских народных сказках занимают героини-женщины, которые воплощают народный идеал красоты, ума, смелости и доброты. В русских сказках созданы прекрасные женские образы – красивые, добрые, умные и трудолюбивые. Часто главные героини изначально кажутся простыми и бесхитростными, но преодолевают все препятствия и всегда добиваются своей цели, уничтожая зло.

В сказке «Царевна-Лягушка» в качестве главной героини выступает девушка, заколдованная своим отцом Кощеем. Она волшебница, владеет тайными знаниями, общается с животными, любящая, заботливая, трудолюбивая. Все задания Царя выполняет с большой ответственностью, дает мудрые и ласковые советы Ивану-Царевичу.

Женщины в сказках сильны не только своей любовью, мудростью, но и коварством и хитростью. Так в сказке «Василиса Микулишна» главная героиня, по словам ее мужа Ставра Годиновича, была не только внешне красавица, но и хитра, умна, мудра, ловка. Она смогла перехитрить самого князя Киевского и спасти из заточения любимого. Прекрасно показан момент, когда Василиса остригает свои длинные русые волосы и какое-то мгновение рыдает над ними. Ведь волосы – главное достояние и красота женщины.

В сказках положительные героини не всегда являются царевнами, многие из них дочери купцов или обычные крестьянские девушки. Красота заключена не в положении в обществе, не в рождении, а в самих девушках, в их духовности, нежности, трудолюбии, чистоте, искренности. Обычно они любимицы и гордость своих отцов. Например, в сказке « Перышко Финиста Ясна-сокола» главная героиня описывается так: «Меньшая только о хозяйстве радела. Все-то она умеет, все-то у нее ладится. И собой-то красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать: брови соболиные, очи соколиные, русая коса – девичья краса – ниже пояса спускается».

Главная героиня в сказке «Василиса Прекрасная» с 8 лет жила падчерицей в новой семье отца. Она описывается как «первая на все село красавица». Но помимо внешней красоты в ней была и красота внутренняя, душевная. Она безропотно переносила все мучения от мачехи и сестер, труды, работу: «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранёшенько». [3] Также девушка чтила традиции, уважала старших, не была любопытна, чем и заслужила уважение самой Бабы Яги.

В сказке «Белая уточка» княжна имеет «ласковые речи», направленные к мужу и детям. Детей и супруга любит, заботится о них, переживает о них, даже находясь в обличье уточки. Сердце любящей «красной девицы» «беду чует»(развита интуиция). Она «худых речей не слушает, с дурными людьми не дружит». Одета в княжеское платье (сарафан), имеет уборы(украшения).

Героиня в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – сирота, но «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Благодаря своим душевным и внешним качествам она выходит замуж за самого царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело».

В сказке «Морозко» главная героиня жила в семье отца с мачехой и ее дочерью. Не сладко было житье: «перевернешься – бита и недовернешься – бита»[8]. Девушка хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала (в русских народных сказках отрицательно показаны герои, которые много и долго спали). Девушка заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки, который проверял ее на внутреннюю чистоту, порядочность. Как бы он ни морозил, главная героиня отвечала вежливо, с уважением. В сказке описываются и ее внешние данные «румяная, веселая, так и сияет».

Внешность многих героинь не описывается в сказках, но они вознаграждаются за покорность и терпение к неприятностям, трудностям, за уважение и любовь к своим родителям. Некоторые из них имеют родительское благословение, подарок от матерей, который помогает справляться с работой. Так в сказке «Крошечка-Хаврошечка» героиня – сирота, которую в семье одевали «в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали». Ей досталась от матушки родимой корова, которая ей во всем помогала. Когда корову решила зарезать злая мачеха, девушка «обнимает ее, сама слезами обливается», что показывает в ней любовь к животным, сострадание, милосердие. Она становится женою «богатого барина, молодого красавца», он увидел, что «веточки яблони к ней сами наклонились, яблочки сами в ручки ей падают», это значило, что она любит природу и природа её. А этого можно достичь, только будучи чистым, искренним душевно. В сказке описываются и ее внешние данные: барин берет её за «руку белую», то есть чистую, ухоженную, опрятную.

В сказке «Девушка в колодце» падчерица бросилась в колодец за веретёнышком. В этом раскрывается ее бесстрашие и в то же время покорность воле мачехи. За свою доброту, послушание и хорошую работу она «полюбилася» волшебнице, к которой попало веретено. Когда девушка выходила за ворота, ее всю «золотом обсыпало». И за нее посватался Иван-царевич.

2.2 Женская красота в русских народных сказках

Проанализировав прочитанные сказки, я создала сравнительную таблицу, в которой постаралась отразить главные черты положительных героинь. Черты, отражающие их внутреннюю и внешнюю красоту. (Приложение 1)

В данной таблице мы видим, что красота главных героинь не зависит от их положения в обществе, от происхождения, другими словами, от того, в какой семье они родились. Для того чтобы считаться красивым, не главное воспитываться в семье царя. Объединяют всех девушек их внутренние качества, черты характера. Это хозяйственность, умение любить людей, природу, животных, послушание, покорность судьбе. Но также эти героини борются за свою любовь, добиваются освобождения своих любимых и проходят ради них большие расстояния. Во внешности приветствуется естественность, настоящие красавицы не используют косметических средств, у них от природы широкие брови, алые губы, румяные щеки. А также героини трудолюбивы и встают рано, долго не спят.

2.3 Идеал женской красоты

Опираясь на данный материал, я обобщила его в таблицу Качеств красивого человека. Как видим, внешности уделяется в сказках – совсем немного. Главное — чтобы женщина выглядела естественно, имела длинные волосы и здоровое тело. Самое важное в красоте женщины – это ее глубокий внутренний мир, близость к природе, а точнее жить она должна в гармонии с животными, птицами, насекомыми и людьми. Хотя душу человека и невозможно потрогать, увидеть глазами, но ее чистоту, искренность, доброту можно почувствовать. Именно это и притягивает в положительных героинях.

Таблица 1. Качества красивого человека

Внешность(физические данные)

Брови соболиные (широкие, естественные), очи соколиные(хорошее зрение), русая коса — ниже пояса(длинные волосы), здоровый румянец

Внутренние качества(черты характера)

Нежная, трудолюбивая, искренняя, честная, умная, мудрая, уважающая старых людей, родителей, скромная, терпеливая, смелая, не любопытная, любящая, заботливая, ласковая, ловкая, радостная, веселая

Одежда

Аккуратность, чистота в одежде, в облике, опрятность

Умения

Хозяйственность, умение готовить, шить(ткать), прясть, танцевать, веселить гостей, знание языка животных, птиц, близость к природе

Заключение

В русских народных сказках отражаются мудрость, традиции русского человека. Именно поэтому я и обратилась к этому жанру устного народного творчества, когда решила узнать, какими чертами должна обладать женщина, чтобы ее считали красивой. Положительные героини часто кажутся простыми и бесхитростными, но преодолевают все препятствия и всегда добиваются своей цели, уничтожая зло. Более того: всё, что их окружает (животные, птицы, насекомые, деревья, цветы), готово помочь девушкам в их труде, в выполнении заданий, в достижении их желаний.

Прочитав сказки, я узнала, что красота не зависит от положения в обществе, другими словами: неважно, в какой семье родиться — бедной или богатой, можно быть красивым, обладая только прекрасными душевными качествами.

Также, чтобы считаться красивой, не обязательно носить дорогие платья и применять косметические средства для лица, достаточно быть аккуратно одетой, чистой и опрятной. А вот в список умений входит большое количество качеств: нужно уметь готовить, шить, вышивать, прекрасно танцевать.

Все положительные героини в сказках не только красивы внешне, но также имеют прекрасные душевные черты, они добры, милосердны, честны, искренни. А еще обладают такими качествами, как трудолюбие, покладистость, мастерство, хозяйственность. Отсюда я могу сделать вывод, что красота – это не только привлекательная наружность, но и внутренняя наполненность.

Литература

1. Калугин В.И., Сказители, М.: Сов.россия, 1989,128 с.

2. Кац Э.Э., Карнаух Н.Л., Литература: 5 класс, часть 1, М.: аст:астрель, 2013, 222 с. (67-73)

3. Куракина Р.П., Русские народные сказки, Спб: «Просвещение», 1992, 144 с.

4. Литература и язык: Энциклопедия. – М.: зао «росмэн-пресс», 2007.-584с. Статья сказки стр.440-441

5. Никотина О.Е., Сказка «Аленький цветочек» с.26-30 //С.Т.Аксакова, И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина «Открытый урок по литературе», 2001

6. Ожегов С. И., «Толковый словарь русского языка», статьи Красота, Идеал 388, 304с., 2005

7. Липириди С.Х. Архетипы женского образа(на материале русских народных сказок), http://grani3.kznscience.ru/

8. «Морозко» http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/index.php 9. Сказка как жанр народного творчества http://detskie-skazki.com/stati/osobennosti-skazki.html

10. Ушаков Д.Н. Толковый словарь http://ushakovdictionary.ru/

Приложение

Приложение 1

Таблица 2. Женская красота в русских народных сказках

«Перышко Финиста Ясна-сокола»

Дочь купца. Хозяйственная, ласковая. Красавица:« брови соболиные, очи соколиные, русая коса – девичья краса – ниже пояса спускается». Смелая, терпеливая: ради любви преодолевает огромное расстояние, добивается, чтобы любимый её вспомнил.

Василиса Микулишна

Жена князя Ставра Годиновича. Красавица, хитра, умна, мудра, ловка. Смогла перехитрить самого князя Киевского и спасти из заточения любимого. Имеет длинные русые волосы. Одевается в новые платья. Умеет играть в шахматы, охотиться, владеет оружием.

Василиса Премудрая(Царевна-Лягушка)

Дочь Кощея Бессмертного. Умная, мудрая волшебница. Владеет тайными знаниями, общается с животыми, любящая, заботливая, трудолюбивая. Мастерица, умеет ткать, печь хлеб, прекрасно танцует.

Василиса Прекрасная

Дочь купца, падчерица, «первая на все село красавица». «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная до тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранешенько». Чтит традиции, уважает старших, не любопытна.

Белая уточка

Княжна, имеет «ласковые речи». Детей и супруга любит, заботится о них, переживает о них, даже находясь в обличье уточки. Хорошо развита итуиция. Она «худых речей не слушает, с дурными людьми не дружит». Одета в княжеское платье (сарафан), имеет уборы( то есть украшения).

Алёнушка

Сирота, «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Выходит замуж за царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело».

«Морозко»

Падчерица. Хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала Заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки. Вежливая, с уважением и покорностью относится к старшим, к родителям. «Румяная, веселая, так и сияет».

«Крошечка-Хаврошечка»

Сирота, её одевали «в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали». Любит животных, близка к природе, чистая, искренняя. Обладает такими душевными чертами, как сострадание, милосердие, доброта. Становится женою «богатого барина, молодого красавца»

«Девушка в колодце»

Падчерица. Бесстрашная, смелая, покорная воле старших. Добрая, замечательно выполняет работу по хозяйству. За нее посватался Иван-царевич.


0

С чем сравнивается красота девушки Магуль-Мегери ? Как поёт о ней подруга?

Задание по литературе для 4 класса Лермонтова «Ашик-Кериб» С чем сравнивается красота девушки? Как поёт о ней подруга? Вспомни, как обычно говорится о девичьей красоте в русских сказках. Прочитай пословицы:

<hr />

Не ищи красоты, а ищи доброты.

<hr />

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

<hr />

Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее.

2 ответа:



2



0

Образы красавиц в восточных сказках всегда очень поэтичны и необычны, Лермонтов в своей сказке Ашик-Кериб» постарался передать эту особенность восточного восприятия женской красоты. Он пишет, что Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза, при этом используется красивое сравнение красоты звезд с красотой ангелов. Если звезды очень красивы, мы постоянно ими любуемся, то невидимые ангелы еще краше. Так и Магуль-Мегери была краше остальных девушек-звезд.

Ее подруга назвала Магуль газелью, грациозным животным, похожим на лань, которая славится у восточных народов и изысканностью форм и быстротой и легкостью. Вот какова была красота Магуль-Мегери в этой сказке.

В русских сказках красота спокойная, наши красавицы отличаются добротой, скромностью, они краше звезд и месяца на небе. А вот пословицы говорят, что женщина еще и работящей должна быть.



0



0

Когда Магуль-Мегери, героиня сказки «Ашик-Кериб» Лермонтова, проходило мимо спящего музыканта его подруга из баловства спела песню, в которой сравнила красоту Магуль-Мегери с красотой газели, прекрасной восточной антилопы с большими глазами, похожей на Бэмби.

Также в сказке отмечается, что красотой Магуль-Мегери превосходила всех женщин Тифлиза, причем приведено образное выражение:

хороши звезды на небе, но за звездами живут ангелы, и они еще лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза

Русские красавицы отличались прежде всего характером, а не только внешней красотой. Они были румяны, ясноглазы, с толстыми косами, но главное — были добрыми.

Читайте также

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.

Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.

Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик­<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.

Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.

А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.

Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи­<wbr />ком.

Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.

Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.

Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.

Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.

Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.

Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.

а потом пружинка лопнула и я проснулся.

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

В самом начале своей сказки «О жабе и розе» писатель Гаршин дает два последовательных описания — сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.

Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.

Делая это описание Гаршин использует олицетворение — роза живая, метафору — роса сравнивается со слезой.

Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.

Роза в этой сказке — идеал чистоты и красоты,жаба — идеал безобразия.

  • Как говорится о девичьей красоте в русских народных сказках
  • Как говорится лучше поздно чем никогда как пишется
  • Как закончился рассказ отцы и дети
  • Как закончился рассказ дубровский
  • Как закончилась сказка черная курица или подземные жители