Как греки называли свои сказки

ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЮ».

Цель: развивать познавательные интересы итворческие способности учащихся, прививать любовь к русскому языку и литературе.

Форма занятия: игра. Класс делится на 2 команды и болельщиков.

Класс: 6

Ход игры.

  1. Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»

Задание: объяснить значение фразеологизмов.

Водой не разольешь (неразлучные друзья)

Как в воду опушенный (грустный человек)

Толочь воду в ступе (бесполезная работа)

Седьмая вода на киселе (дальний родственник)

Набрал в рот воды (молчаливый человек)

Как в воду глядел (угадал, предсказал)

Как две капли воды (очень похожи)

Прошли огонь и воду (все испытали)

  1. Конкурс «В стране Грамматике»

Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.

Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас)

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром)

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон)

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка)

Решите ребусы

7я, 40а,100л, е2, о5, с3ж.

Напишите десять существительных из трех букв с «Ы» в середине.

(Дым, сыр, пыл, быт, тыл, тын…)

  1. Конкурс «Комната забытых вещей» («Черный мешок»)

Назовите автора и произведение, в котором данный предмет играет определенную роль.

Перчатки (Л. Н. Толстой. «Детство»);

Кольцо (А. С. Пушкин. «Дубровский»);

Черевички (Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»);

Трубка (Н.С.Лесков «Левша»)

  1. Конкурс «Блиц-турнир»

Вопросы для одной команды

Кто автор романа « Приключения Робинзона Крузо»?        (Д.Дефо)  

Как греки называли свои сказки? (Мифы)

Знаменитый русский баснописец — … (Крылов)

Название имения Троекурова — … (Покровское)

Какой «псевдоним» взял себе Дубровский? (Де- форж)

Назовите имена друзей д’Артаньяна. (Атос, Арамис, Портос)

С кем в пути встретился Вольга? (С Микулой Селяниновичем)

Как называется болото, куда ходили Настя и Митраша? (Блудово)

Вопросы для другой команды

С кем сразился Илья Муромец в начале своего боевого пути? (С Соловьем Разбойником)

Название имения Дубровского (Кистенёвка)

Как звали Настю в «Кладовой Солнца» (Золотая курочка)

В какие игры играл Валя в рассказе «Уроки французского»? («Чика», «Замеряшки»)

Кто из чиновников помогал Троекурову в тяжбе за имение Дубровского? (Шабашкин)

Кто подковал блоху? (Левша)

Автор стихотворения «Тучи»? (М.Ю. Лермонтов)

Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пес, Петух, Осел, Трубадур.

  1. Конкурс « В редакции»

Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.

Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Вернувшись домой, пошел дождь.

Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

    Продолжите афоризм.

Люди перестают мыслить, когда…

…перестают читать. (Дидро)

Ты навсегда в ответе за всех…

…кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери)

Лучше оправдать десять виновных, нежели…

    …обвинить одного невиновного. (Екатерина II)

Никогда не беспокой другого тем…

   …что можешь сделать сам. (Л.Н.Толстой)

Какое слово можно составить из 5-й, 11-й, 16-й букв алфавита?(йод)

“Рассыпанные буквы”.
Расставить буквы и прочесть названия 10 животных и птиц:

ЛЁЗОК        Козёл

 КУТА            Утка

 ДАШОЛЬ      Лошадь

ЛЁСО             Осёл

ОСАРКО         Сорока

СУГЬ                 Гусь

ХУТЕП             Петух

АЗОК                  Коза

ЦУРИАК             Курица

ВОЦА                 Овца

“Удвоенные согласные”
Замените следующие словосочетания одним словом.

Товарищ по работе.                                         (клоллега)

Популярная игра на льду.                                  (хоккей)

Спортивный бег                                               (кросс)

Сотрудник газеты, журнала.                          (корреспондент)

Рисунки в журнале, газете, книге.                (иллюстрации)

  1. Конкурс «Шерлок Холмс, мсье Пуаро, лейтенант Коломбо и другие»

По описанию портрета литературного персонажа назовите этого героя, а также произведение, в котором он фигурирует, и автора.

 1). «Ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева. Он торопливо подбирал полы своего халата, собираясь встать с кресел, приподнялся… и вдруг упал»   (А.С. Пушкин «Дубровский», Андрей Гаврилович Дубровский)

2). «В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…»   (А.С. Пушкин «Дубровский», Кирила Петрович Троекуров)

7.  Конкурс капитанов

Задание. Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (предметов).

Карточка для одной команды

Сидеть сложа руки

Засучить рукава.

Чесать язык

Карточка для другой команды

Намылить шею.

Совать нос не в свои дела

Водить за нос.

  1. Конкурс для болельщиков

Отгадайте загадки

— Земля белая, а птицы на ней черные.  (Бумага, буквы)

— Какие два местоимения мешают автотранспорту?  (Я- мы)

— Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (Имя)

— Точка с хвостиком. (Запятая)

— Ложь с намеком.(Сказка)

— Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

— Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса).

— Какой год продолжается всего один день? (Новый)

— Сколько отверстий в голове? (Семь)

— Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

— С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

— У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)

— Шли рядком: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (Трое)

— Что с козлом после шести лет бывает? (Седьмой пойдет)

— Один льет, второй пьет, третий зеленеет да растет? (Дождь, земля, рожь)

— Шесть ног, две головы, один хвост — что это? (Всадник на лошади)

— Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет — будут три ночи)

— Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей.(Месяцы, недели в году, дни)

— Земля белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы)

— Без рук, без ног, а везде бывает. (Письмо)

— Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (Изменять слово голова по падежам)

— Кто говорит на всех языках? (Эхо)

  1. Подведение итогов, награждение победителей

Внеклассное мероприятие

«Литературная мозаика».

Класс: 5-7

Учитель:Бандура Е.И.

Цели: в игровой форме закрепить знания обучающихся по литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки обучающихся; научить работать в команде.

Задачи: повысить уровень мотивации к предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Оборудование: компьютер, мультимедиа ,выставка книг и детских иллюстраций к прочитанным книгам. презентация, наглядный материал .

Правила игры: игра проводится между двумя командами. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему («Умники и умницы», « Знатоки», «Путешественники»)

Ход игры

Вступительное слово учителя:

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный.

Ты полюби ее, как любишь мать,

Всежаждущим умом, большой душою,

Она поможет мир тебе узнать,

Она пред взором многое откроет.

— Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А.М.Горький считал книгу. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, будущее и настоящее…Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г.Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!».

Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие в мир книги, в волшебную страну, которая называется «Литературия». Вам предстоит пройти несколько испытаний на звание самого активного читателя.

В нашей игре принимают участие три команды: «Умники и умницы», «Знатоки», «Путешественники». У каждой команды есть красивая эмблема и капитан, который принимает решение в самый трудный момент.

Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом отвечают.

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается той команде, которая первой подняла вот эту сигнальную ладошку.

В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет компетентное жюри в составе:…………………………………………………….

Итак, мы начинаем!

(Музыка)

1 конкурс. Разминка.

Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

Вопросы 1 команде

  1. Отгадайте загадку: « Без рук, а рисует, без зубов, а кусает» (мороз)

  2. Знаменитый русский баснописец. (Крылов)

  3. Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

  4. Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

  5. С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?( Соловей-разбойник)

  6. Что за чудесная сказка о девочке, которая смогла принести из леса подснежники?.Кто написал эту сказку? («Двенадцать месяцев» .С.Я.Маршак)

7.Как греки называли свои сказки? (мифы)

Во просы 2 команде

  1. Отгадайте загадку: «Летит — пищит, сядет — молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет» (комар)

  2. Какому событию в жизни нашей страны посвящены стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»? (ВОВ)

  3. Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

  4. Автор стихотворения «Тучи».

  5. Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

6.Отгадайте загадку: «Долговязый Тимошка бежит по узенькой дорожке. Его следы — твои труды» (Карандаш, ручка)

7.Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Итак, размялись, а теперь в путь!

2 конкурс «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений и авторов (вразброс). Необходимо правильно подобрать автора к произведению, пока звучит музыка. Время – 3 минуты.

(Музыка)

Список произведений

  1. «Демьянова уха» (И.А.Крылов)

  2. «Руслан и Людмила» (А.С.Пушкин)

  3. «Бородино» (М.Ю.Лермонтов)

  4. «Алые паруса» (А.С.Грин)

  5. «Муму» (И.С.Тургенев)

  6. «Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)

  7. «Лошадиная фамилия» (А.П.Чехов)

  8. «Медной горы хозяйка» (П.П.Бажов)

  9. «Робинзон Крузо» (Д.Дефо)

  10. «Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

  11. «Светлана» (В.А.Жуковский)

  12. «Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

  13. «Уроки французского» (В.Г.Распутин)

  14. «Васюткино озеро» (В.П.Астафьев)

3 конкурс «Мир вещей»

Из каких произведений данные предметы? (одна вещь на отдельном слайде) Указать полное название произведения и автора.

Первой отвечает команда, которая быстрее всех подняла сигнальную ладошку. За каждый правильный ответ можно набрать 2 балла, если названо и произведение, и автор.

  1. кольцо – «Дубровский» А.С. Пушкин

  2. блоха – «Левша» Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе Н.С.Лесков

  3. пряник с рисунком — «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев

  4. макароны — «Уроки французского» В.Г. Распутин

5.забор и кисть – «Приключения Тома Сойера» Марк Твен

6. рецепт – «Чудесный доктор» А.И.Куприн

7. сыр – «Ворона и лисица» И.А.Крылов

8. зеркальце — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

9. хлеб – «Теплый хлеб» К.Г.Паустовский

10. деревянные башмачки – «Снежная королева» Г.-Х. Андерсен

(жюри подводит итоги 2и 3 конкурсов)

4 конкурс. «Дерево мудрости».

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах находятся чистые листы бумаги и ручки, на дереве мудрости висят листочки, на обратной стороне которых написаны вопросы.

По сигналу ведущего начинается конкурс. Члены команды по одному подходят к дереву мудрости, выбирают листок с вопросом, ответ записывают на обратной стороне. Каждый имеет право ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Если ответа нет, то отдают капитану пустой листок. Листочки собирает капитан и несет их жюри. Оценивается быстрота ответа и правильность. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

(Музыка)

Список вопросов

  1. Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П.Чехов)

  2. Сын Тараса Бульбы, предатель (Андрий)

  3. Какой рассказ И.С.Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

  4. Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей)

  5. Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»? (Дефорж)

  6. К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

  7. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

  8. Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

  9. Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали? (« Узник»)

  10. В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя)

  11. Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Музыкой, живописью)

  12. Библия – греческое слово. Что оно означает?  (Книга)

  13. Где учился А.С. Пушкин?   (в лицее)

  14. Кто не мог заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках, т.к. под ними лежала горошина? (Принцесса)

  15. Мифологический герой древней Греции?  (Геракл)

5 конкурс. «Галерея»

На слайдах презентации находятся 6-8 портретов знакомых детям писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно назвать писателей. Оценивается правильность и быстрота ответа.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

(портреты: И.С.Тургенев, А.П.Чехов, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, А.С.Грин, Антоний Погорельский)

(жюри подводит итоги 4 конкурса)

6 конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий читает описание, команды (кто быстрее) поднимают сигнальные ладошки.

  1. Русский барин, его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, соседи были рады угождать малейшим его прихотям, губернские чиновники трепетали при его имени; в домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного… (5ирилла Петрович Троекуров «Дубровский» А.С.Пушкин)

  2. Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. (Валек «В дурном обществе» «Дети подземелья» В.Г.Короленко)

  3. Коса ссизачерная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.(Хозяйка медной горы «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов)

  4. …Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (Павлуша. «Бежин луг» И. С. Тургенев)

  5. Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина «Кавказский пленник» Л.Н.толстой)

  6. …Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим «Муму) И.С.Тургенев)

  7. …Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый чиновник «Толстый и тонкий» А.П.Чехов)

(жюри подводит итоги 5 и 6 конкурсов)

7 конкурс «Дальше-дальше» — блиц-турнир

За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.

Вопросы 1 команде :

  1. Кому Пушкин посвятил строки «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущину И.)

  2. Как прославился Левша? (подковал блоху)

  3. Как называлась игра, за которой проводили время ребята на окраине райцентра? (чика)

  4. Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

  5. Как звали друга Тома Сойера ? (Гекльберри Финн)

  6. Из какого произведения эти строки:

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. ( Крылов. «Квартет»)

  1. Как называется картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

  2. Закончи пословицу: «Один в поле…» (не воин)

  3. Кто написал стихотворение «Железная дорога»? (Н.А.Некрасов)

  4. Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

  5. Кто был отцом Геракла? (Зевс)

  6. закончи пословицу: «Семь раз отмерь …» ( 1 отрежь)

  7. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

  8. От кого убежала посуда? (От Федоры)

  9. В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Три медведя)

Вопросы 2 команде :

  1. Из-за чего поссорились Дубровский и Троекуров? (шутка псаря)

  2. Как называется разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

  3. Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

  4. Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ?

(М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

  1. В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин «Уроки французского»)

  2. Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

  3. Закончи пословицу: «Делу время — ……» (потехе час)

  4. Кто написал стихотворение «Узник»? (А.с.Пушкин)

  5. За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

  6. Закончи пословицу: «После драки …»( кулаками не машут)

  7. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)

  8. В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает? 
    (Кот в сапогах)

  9. Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди» у бабы Яги? 
    (Золотым яблочком)

  10. Что посоветовал Муравей Стрёкозе в басне «Стрекоза и Муравей»? 
    (Поплясать)

  11. Кто спас Муху-цокотуху? 
    (Комар)
    (жюри подводит итоги 7 конкурса)

8 конкурс «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

На одном слайде 5-6 пронумерованных иллюстраций из произведений. Игроки должны угадать, какое произведение проиллюстрировано и кто его автор. За каждый правильный ответ 1 балл. Листочки с ответами капитаны сдают жюри.

  1. «Уроки французского» В.Г.Распутин.

  2. «Парус» М.Ю.Лермонтов.

  3. «Железная дорога» Н.А.Некрасов.

  4. «Васюткино озеро» В.П.Астафьев.

  5. «Робинзон Крузо» Д.Дефо.

  6. «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.

9 конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что у меня в этом ящике? Ведущий задает вопросы, команды отвечают на них (кто быстрее). Из ящика достают предметы, когда игроки отгадают их по описанию.

1.За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2.Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3.Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
4.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
5.Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (комок,клубок)
6.Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
7.Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)

(жюри подводит итоги 8 и 9 конкурсов)

10 конкурс «Капитан, капитан, подтянитесь…»

А сейчас я объявляю конкурс капитанов. Я читаю начало отрывка из произведений А.С.Пушкина, а капитаны по очереди продолжают, правильный ответ — один шаг к ключу от двери в страну «Литературию». Кто первый возьмет этот ключ, тот и принесет своей команде целых 5 баллов! Итак, капитаны, готовы?

1капитан. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

2 капитан. Там ступа с бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

3 капитан. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

1 капитан. И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет,

Но живет без всякой славы

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

2 капитан. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

3 капитан. Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

1 капитан. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

2 капитан. Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

3 капитан. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Слово учителя. Молодцы, капитаны, не подвели свои команды! А наша игра подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что нового узнали, чему научились, что понравилось.

(Ответы игроков)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение.

14


1


Игра по литературе класс Чему мы научились? Что запомнили? Мы это знаем!


2



3



4


Как греки называли свои сказки? … исполнилось желание нимфы. Разгневалась богиня любви на него. Однажды весной во время охоты Он подошёл к ручью напиться воды. Вода была прозрачна. Нагнулся к ручью и отразился весь в нём… А на том месте, где Он умер, вырос белый, душистый цветок. Зовут его_ _________—


5


Назовите героя и его подвиг.


6


В былине «Вольга и Микула Селянинович» есть такие строки «… по выехали в раздолье чисто полюшко, услыхали во чистом поле оратая..» Кто такой оратай? Кто из героев былин полежал на печи несколько лет?


7


Перед вами картины известного иллюстратора русских народных сказок.


8


Знаменитый русский баснописец


9



10



11


Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь… Какого числа родилась царевна?


12


Как звали собаку, которая встретила царевну?


13


Что сказала царевна, когда ожила?


14


Белка песенку поёт да орешки всё грызёт А какую песенку поёт белка?


15


Какими строчками начинается поэма «Руслан и Людмила»?


16


Кто из героинь Пушкина 4 раза превращается в женщин разных сословий благодаря доброй волшебнице? Как называется сказка?


17


Всякая нечисть… Послушайте отрывок: Всё было свежо в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен…и даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо их, сидя в горшке, колдун; плясавший при месяце чёрт снял шапку.., летела назад метла, на которой, видимо, только что съездила, куда нужно, ведьма…


18


Как зовут этого героя? Емеля О чём была его первая просьба?


19


Кто узнал эту героиню? Из какой сказки она?


20


Как зовут этих героев?


21


Что попросил Буратино в харчевне?


22


Что за сказка о девочке, которая смогла принести из леса подснежники?


23


О каком цветке мечтал Данило – мастер?


24


Его имя на человечьем языке означает «лягушонок», но он отважен и смел, ему известны все обычаи и законы животных и птиц, поэтому он стал властелином всего населения джунглей.


25


В кого превратился


26


Кто их литературных героев сказал это? Тут у меня снова заныло сердце: мне стало ясно, что все мы теперь были бы живы, если бы не испугались бури и не покинули свой корабль. Нужно было только выждать, чтобы шторм прошел, и мы благополучно добрались бы до берега, и я не был бы теперь вынужден бедствовать в этой безлюдной пустыне. При мысли о своем одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слезы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать


27


Какой герой провёл на необитаемом острове 28 лет?


28


Кто из литературных героев летал на ядре, вытащил себя из болота за косичку, побывал на Луне?


29


Кто же так мечтал о свободе? Скоро все свободные мальчики выбегут на улицу гулять и резвиться. У них, конечно, затеяны разные веселые игры, и как они будут потешаться над ним за то, что ему приходится так тяжко работать! Самая мысль об этом жгла его. Как огнем. Он вытащил все свои сокровища и стал рассматривать их: ломаные игрушки, мраморные шарики, всякая дрянь,- этого не хватит и на то, чтобы купить себе хоть полчаса свободы.


30


Вы узнали?


31


О какой стране говорил Винни-пух своему другу ёжику?


32


Кто это? Откуда?


33


До следующих встреч!

Автор: Загитова Альфина Альфритовна
Должность: учитель русского языкаи литературы

Учебное заведение: ООШ им.Гази Загитова с.Янагушево
Населённый пункт: с.Янагушево Мишкинский район РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературный квест «По следам литературных героев»

Раздел: среднее образование

Внеклассное мероприятие. Литературный квест «По следам литературных героев» 6-

7 классы

Цели: развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные

навыки обучающихся; научить работать в команде.

Задачи: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать

развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения;

создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся;

использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Оборудование: портреты поэтов и писателей, ноутбук, мультимедиа,

выставка книг, презентация .

Правила игры: игра проводится между двумя командами. В каждой команде

выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему .(«Мудрецы»,

« Знатоки», )

Ход игры

Вступительное слово учителя;

1.

Оргмомент. Добрый день, ребята. Садитесь. А теперь покажите мне, пожалуйста,

смайлики. С каким настроением пришли на урок?

-Хорошо, настроение у всех у вас отличное. Значит, сегодня будем работать

плодотворно. Пусть девизом нашего урока будет: «Мало уметь читать, надо уметь

думать». Сегодня вы должны соревноваться друг с другом, показать знания о том, как

усвоили произведения русских писателей.

Мы живем в самое интересное время: в космос летают и это для нас обыденно,

появились мобильные телефоны, разговариваем, не замечая расстояния, скайпы, т. е

.мы живем в век замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком,

наиболее сложным и великим А.М.Горький считал книгу. Ее называют единственной

машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные

страны, в прошлое, будущее и настоящее…Книга – верный и неизменный наш

спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром

К.Г.Паустовский писал:

«

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!

».

В нашей игре принимают участие две команды:

«Мудрецы», «Знатоки». У каждой

команды есть красивая эмблема и капитан, который принимает решение в самый

трудный момент.

Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите

своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом

отвечают.

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ.

В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет компетентное

жюри в составе:…………………………………………………….

Итак, мы начинаем!(Звучит музыка)

1 конкурс. Мозговой штурм.

Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

Вопросы команде «Мудрецы»

1. Кто написалстихотворение»Железная дорога»?(Н.А.Некрасов)

2. Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

3. Назовите настоящую фамилию М.Горького.(Пешков)

4.С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?

( Соловей-разбойник)

Вопросы команде «Знатоки»

1.

Кто написал роман «Дубровский»?

2. Мальчик с деревянным носом. (Буратино)

3. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)

4.

Как греки называли свои сказки? (мифы)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Итак, размялись, а теперь в путь!

2 конкурс «А мы это проходили»

Каждая команда получает список произведений и авторов (вразброс). Необходимо

правильно подобрать автора к произведению, пока звучит музыка. Время – 3

минуты.(Музыка)

Список произведений

1.

«Зимнее утро» (А.С.Пушкин)

2.

«Бородино» (М.Ю.Лермонтов)

3.

«Русский язык»(Тургенев)

4.

«Муму» (И.С.Тургенев)

5.

«Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)

6.

«Толстый и тонкий» (А.П.Чехов)

7.

«Бирюк»(И.С.Тургенев)

8.

«Дубровский»(Пушкин)

9.

«Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

10.

«Родина»(Бунин)

11.

«Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

12.

«Борис Годунов»(Пушкин)

13.

«Признание»(Державин)

3 конкурс «Мир вещей» Из каких произведений данные предметы? (одна вещь

на отдельном слайде) Указать полное название произведения и автора.

За каждый правильный ответ можно набрать 2 балла, если названо и

произведение, и автор.

1.

кольцо – «Дубровский» А.С. Пушкин

2.

блоха – «Левша» Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе

Н.С.Лесков

3.

пряник с рисунком — «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев

4.

макароны — «Уроки французского» В.Г. Распутин

5.забор и кисть – «Приключения Тома Сойера» Марк Твен

6. рецепт – «Чудесный доктор» А.И.Куприн

7. сыр – «Ворона и лисица» И.А.Крылов

8. зеркальце — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

9. хлеб – «Теплый хлеб» К.Г.Паустовский

10. деревянные башмачки – «Снежная королева» Г.-Х. Андерсен

4 конкурс. «Дерево мудрости».

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах

находятся чистые листы бумаги и ручки, на дереве мудрости висят листочки, на

обратной стороне которых написаны вопросы.

По сигналу ведущего начинается конкурс. Члены команды по одному подходят к

дереву мудрости, выбирают листок с вопросом, ответ записывают на обратной

стороне. Каждый имеет право ответить только на один вопрос. Записав ответ,

участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку

другому. Если ответа нет, то отдают капитану пустой листок. Листочки собирает

капитан и несет их жюри. Оценивается быстрота ответа и правильность. Каждый

правильный ответ оценивается в 1 балл.(Музыка)

Список вопросов

1.

Как звали старшего сына Тараса Бульбы? (Остап)

2.

Какой рассказ И.С.Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

3.

Какого роста Герасим?(195см.)

4.

Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»? (Дефорж)

5.

К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой

рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

6.

Кто написал поэму «Русские женщины»( Н.А.Некрасов)

7.

Назовите ФИО бабушки М.Ю.Лермонтова? (Арсеньева Елизавета

Алексеевна)

8.

Какую линию можно найти в литературном произведениях?(Сюжетная

линия)

9.

Какая кличка была у Пушкина в лицее?(Француз)

10.

Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в

юности? (Музыкой, живописью).

5 конкурс. «Галерея»

На слайдах презентации находятся портреты знакомых детям писателей. Задача

заключается в том, чтобы правильно назвать ФИО писателей. Оценивается

правильность и быстрота ответа.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

6 конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий читает описание, команды (кто быстрее) поднимают сигнальные

ладошки.

1.

– А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские

подрясники? И эдак все ходят в академии?( «Тарас Бульба» Гоголь)

2.

Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на

черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая.

Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах

щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина

«Кавказский пленник» Л.Н.толстой)

3.

…Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой

от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим

«Муму) И.С.Тургенев)

4.

…Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом,

лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый

чиновник «Толстый и тонкий» А.П.Чехов.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Учитель: У человека должны быть любимые произведения, к которым он

обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может

напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять

настроение, то разрядить обстановку… то посмешить, то просто выразить

твое отношение к происходящему с вами или с кем –либо другим, — так писал

ученый Д.С.Лихачев. И, конечно, мы с ним соглашаемся. Ребята, читайте

художественные книги. Ведь они помогут найти ответы на все вопросы.

Спасибо за игру.

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Почему миф называют мифом?

Что такое мифология вообще и греческая мифология в частности — вопрос отнюдь не праздный и не такой самоочевидный, как кажется на первый взгляд. На эту тему написаны горы книг, существует множество теорий, объясняющих и в целом и в деталях разные аспекты происхождения, сущности, развития, значения, влияния, интерпретации мифологии; издаются специальные энциклопедии и мифологические словари на всех языках, ученые собрания мифологических текстов и популярные сборники. Но от этого изобилия сведений не становится легче. И читатель, даже самый искушенный и образованный, зачастую не сомневается в том, что миф и легенда — это одно и то же, что миф ничем не отличается от сказки, что мифология есть не что иное, как религия или фольклор. А уж почему закрепилась с глубокой древности традиция обозначать словом «миф» нечто связанное с богами и героями античности, этого и подавно читатель не знает.

Вопросы встают один за другим.
Но мы, оставив в стороне всю концептуальную пестроту теории мифа (это предмет особой, в данном случае не нашей задачи), спросим себя, а что же действительно означает слово «миф» и почему с древних времен, учитывая определенные цели, укрепилось именно оно.

«Миф» по-гречески означает не что иное, как «слово». Поэтому и древнегреческие мифы можно назвать «словом» о богах и героях.
Но дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом.

Греки различали «слово» как «миф» (μυυος — mythos), «слово» как «эпос» (επος — epos) и «слово» как «логос» (λογος — logos).
Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно чёткие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Надо иметь в виду, что каждое из этих трёх слов имело множество оттенков значения (в слове «эпос» их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость.

Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учетом их этимологии приводит к следующим выводам. «Миф», оказывается, выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения (ср., например, в дальнейшем «эпос» — жанр героической песни, «слово» о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское «Слово о полку Игореве»).
«Логоса» предполагал первичную выделенность и дифференциацию элементов, переходящую затем в некую их собранность. Судя по всему, «логос» связан с развитием аналитического мышления и широко употребляется в греческой классике, не находя себе места в архаические времена, где господствовал «миф», выражая первичную нерасчлененность и обобщенную целостность жизненных представлений. У Гомера, например, «логос» совсем не встречается, если не считать только трёх случаев, но зато у философов-стоиков IV-III вв. до н. э., разрабатывавших учение о слове, в равной мере не употребляется «миф», повсеместно уступая место «логосу».

Итак, выясняется, что древняя традиция совсем не случайно именовала «мифом» слово о богах и героях, закрепив за песнями об их подвигах наименование «эпоса» и предоставив «логосу» сферу философии, науки и рассуждающей мысли вообще.

Сопоставление с письменными данными от Геродота до летописей XII века позволяет говорить о мифотворчестве, о зарождении богатырского героического эпоса праславян; сквозь кружево сказочных мотивов проглядывают черты таких славянских богов, как Сварог и Дажьбог. Миф о Свароге датируется самым началом I тысячелетия до н. э. (Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия.)

Чернолесскому-скифскому, этапу праславянской жизни могут быть приурочены мифы о Свароге и его сыне Дажьбоге, сохраненные в глоссах летописи начала XII века. (Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916, с. 350.)

Когда и как рождается миф?

Теперь мы можем сказать — то, что обычно называют мифологией, есть упорядоченное единство существовавших первоначально в дифференцированном виде «слов», обобщающих для древнего человека представление о том мире, в котором он живёт, и о тех силах, которые этим миром управляют.

Нерасчлененно-целостное, а значит, и мыслительно-чувственное обобщение действительности, которое именуется мифологическим, характерно для очень древнего периода социально-исторической жизни, а точнее говоря, локализуется в общинно-родовой, или первобытно-общинной, формации, которая для Греции ограничивалась первой третью I тысячетилетия до н. э., но истоки которой уходили в бездны тысячелетий.

Общинно-родовая формация тоже неоднородна и тоже имеет свою историю, о чем мы будем говорить ниже. Но есть нечто единое, характерное для всех ее периодов. Это жизнь родовыми объединениями, где отсутствуют частная собственность, разделение на бедных и богатых, сословные различия и где сама земля и орудия производства принадлежат всей родовой общине.Общинно-родовая формация является доклассовым обществом, жизнь которого организована на основе стихийно-коллективистских родственных отношений.

Для человека этого времени, для члена такой общины наиболее естественны и доступны отношения родственные, которыми обусловлена вся трудовая жизнь коллектива, а значит, и его существование. И вполне закономерно, что природную жизнь этот древний грек не может представить себе иначе как с помощью все тех же родственных связей, объединяющих предков с родителями и детьми и образующих одну большую родовую общность, мы бы сказали теперь — космическое единство, охватывающее землю, небо, море и подземный мир.

Вполне естественно, что такой древний человек, глядя на окружающую жизнь, видит в ней огромное количество единичных явлений, которые он вполне способен назвать определенным словом. Но, называя отдельный предмет, человек вместе с тем осуществляет мыслительный акт обобщения, а так как мышление находится в единстве с языком, то этот акт осуществляется в слове.

Глядя на огонь, вспыхнувший от удара молнии, на огненные языки костра, на светящиеся в ночи огоньки, на тлеющие угли, на лесной пожар или на пламя в кузнечном горне, древний человек все эти конкретные отдельные феномены огня обозначает одним словом, обобщает их в «мифе», давая имя огненной силе вообще, той силе, что живет огнем, сама им является и управляет им. Имя этой огненной силы — Гефест. Так рождается «слово» о Гефесте, миф о Гефесте со всеми дальнейшими последствиями, поскольку мыслительный акт связан с непосредственно чувственным восприятием, обобщается жизненным опытом, дальнейшим вымыслом, выдумкой, живописующими о происхождении огненной силы, именуемой Гефестом, его родителях, его семье, его деяниях.

Глядя на зреющий колос, на пробивающийся стебель, на зеленеющую траву или зацветающие плодовые деревья, древний человек все эти феномены произрастания называет обобщенно одним словом — Деметра, то есть мать-Земля, та, что рождает, выращивает, выкармливает. Отсюда в дальнейшем сложная и занимательная биография Деметры, горюющей по исчезнувшей дочери и радующейся её обретению, что сопровождается то оскудением природы в засушливое время или зимой, то её изобилием при сборе урожая осенью.

Видя, как бушует море, как разливаются или высыхают реки, несутся водопады, пробиваются родники, бегут ручьи, древний человек обобщает все проявления водной стихии в одном слове — Посейдон — владыка вод или супруг Земли, объемлющий её водным простором.

Этрусский бог Тин (День) с молнией (ваджрой) во рту

Наблюдая за небом с его светом, с его бездонной ясностью, с его просторами, где-то в неведомых высях смыкающимися со снежными вершинами гор, древний грек называет одним словом — Зевс — светоносное небо, светоносный день.
И так один за другим рождаются слова-мифы, разрастающиеся в рассказы о высших существах, таких же, как и человек, только бесконечно мощных и бессмертных, живущих одной семьей и управляющих космической общиной, господствующих над миром. Таким образом, в самых общих чертах, рождается мифология, мифологическое мышление или мифомышление, свойственное первобытному человеку, который переносит свои собственные родовые отношения на всю окружающую его действительность.

Необходимые отграничения и разъяснения

Здесь, на этой древней ступени родового общества, в процессе мифологизирования действительности обобщенное понятие становится одушевлённым существом, то есть божеством. Невозможно не сослаться здесь на В. И. Ленина, который писал, что «идеализм первобытный: общее (понятие, идея) есть отдельное существо», признавая «возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (in letzter Instanz=бoгa)«.

Античный миф основан на чувственном восприятии мира и обобщении этого восприятия в целостное единство, расцвеченное вымыслом. Древняя мифология — предмет неоспоримой реальности и веры в её непреложность. Древняя мифология возникает и развивается ещё до религии, которая нуждается в теоретических обоснованиях, догмах и в системе почитания божества со всеми её обязательными ритуалами, законами, требованиями и запретами, то есть культом. Для живой мифологии культ вторичен, а первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийно-материалистическая проекция вовне родовой жизни первобытного коллектива.

Античный миф нельзя называть сказкой, потому что сказка — это уже продукт народного творчества, сказка вполне сознательно придумывается, с заранее намеченной целью и идеей, причём и рассказчик и слушатель прекрасно понимают сказочную выдумку и верят ей условно, в рамках своеобразной игры.

Миф ничего заранее не придумывает и вполне реален, как сама жизнь, естественно творящая этот миф.
Чудеса, населяющие миф, превосходят всякую чудесность сказки и впоследствии снабжают её материалом чудесности. Но эти чудеса не условны, они рождены самой первобытной жизнью с её наивной верой в обязательность и повседневность чуда.

Миф — это и не легенда, предание, хотя последние в основе своей могут иметь элементы некогда пережитой мифологии. Легенды и предания складываются с учетом обстоятельств исторической и социально-политической жизни, являясь сознательным подкреплением тех или иных идей, фактов или тенденций, требующих своего оправдания, подтверждения или опровержения и упразднения, обязательно с опорой на высшие и потому неоспоримо авторитетные силы.

Миф не знает такой преднамеренности и не складывается ни a priori, ни post factum, а рождается стихией самой первобытной жизни, обоснованной через самое же себя.
Все вышесказанное отграничивает миф и от фольклора, хотя в более позднее время мифологическая образность поставляет материал и для устного народного творчества в любой его форме (песни, сказки, предания, поучения, басни, загадки и т. д.).

Мифология не есть ни продукт просто незрелого и примитивного мышления, ни результат сознательного и целенаправленного творчества древнего человека. Мифология понятна только исходя из специфики родовых отношений первобытного коллектива, будучи одной из форм освоения мира этой первобытной общиной. И самое примечательное, что единство мифа и мышления в эти древние времена отнюдь не исключает их принципиального различия.

Миф возможен при обобщающей деятельности мысли, а значит, и слова первобытного человека, но, появившись на свет, миф призван одушевить весь мир, создавая целое, единое, целостное, живое тело космической общины. А если это так, то животворящее слово-миф в представлении древних исполнено таинственной, всемогущей,  магической силы, и законы её начинают господствовать в жизни мифа, поддерживаясь смутными человеческими ощущениями и аффектами.

Мышление в противовес мифу пытается вывести жизнь на пути объяснения её закономерностей, стремится и её и человеческую практику осознать вне всякой магии, направить её разумно и целесообразно.
Вот почему, как это ни парадоксально, миф не существует без функций мышления, но само же мышление призвано этот миф признать несостоятельным и избавиться от него. Отсюда — извечное слияние и извечная борьба мифа и мышления в течение тысячелетий, отсюда же — задача науки изучить развитие человеческого мышления, идущего сначала по путям мифологического освоения жизни, а в дальнейшем вступающего в противоречие с мифом, отрицающего миф и развивающегося в борьбе за самостоятельность.

Далее… Источники мифологической традиции

Читайте также:

  • Как грамотно писать сочинение
  • Как грамотно написать сочинение по русскому языку
  • Как готовятся к зиме ежики рассказ для детей
  • Как готовиться к сочинению по литературе
  • Как готовиться к сочинению огэ в 9 классе по русскому языку