Как характеризует автора отрывок из его сочинения владимир мономах

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Поучения Владимира Мономаха

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

2 вариант

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере. И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.

Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.

Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.

Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.

Давая анализ тексту, можно с уверенностью сказать, что в нема заключается совокупность нескольких идей религиозной и бытовой морали. Владимир — был всегда рассудительным и мудрым правителем. Всегда выступал за единства государства, а не за его воссоединение.

Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.

Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Поучения Владимира Мономаха

Анализ Поучения Владимира Мономаха

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ бабушки в сказке Тёплый хлеб Паустовского

    В сказке «Тёплый хлеб» Константина Паустовского бабушка очень умная женщина. Она старается вырастить из своего внука доброго, умного и порядочного человека. Старушка рассказывает ему все новости, происходящие в деревне

  • Сочинение Игрушка моего детства

    Когда я была маленькой, моим верным спутником был небольшой плюшевый пингвин. Его появление на игрушечной полке не является каким-то мистическим и загадочным. Ребенок оказался в нужное время и нужном месте

  • Анализ пьесы Чехова Дядя Ваня

    Комедийную пьесу «Дядя Ваня», написанную одним из величайших писателей той современности Антоном Павловичем Чеховым читатель увидел в конце девятнадцатого века. Писатель напрочь отбросил все традиции

  • Герои повести Майская ночь или утопленница Гоголя сочинение

    Левко. Молодой парубок, сын сельского головы, хорош собою, весел. У него много друзей. Он – душа любой компании. Играет на бандуре, сочиняет песни и сам их поет. Влюблен в молодую девушку по имени Ганна

  • Анализ произведения Превращение Кафки

    Повесть «Превращение» написана чешским писателем Францем Кафкой 1912 году и опубликована в 1915. Повесть не привлекла внимания современников (да и в целом творчество Кафки нашло своего читателя только после его смерти

  1. Образ автора, государственного деятеля, воина и человека в «Поучении» Владимира Мономаха.

«Поучение»
Владимира Мономаха, написанное им «седя
на санех»,
т.
е. незадолго до смерти, где-то около
1117г., было отнесено летописцами к подобным
завещаниям, адресованным детям.

Выдающийся
государственный деятель конца XI
— начала XII
столетия Владимир Всеволодович Мономах
(1052—1125) своей политикой содействовал
временному прекращению княжеских
усобиц. Он прославился успешными походами
против половцев. Став в 1113 г. великим
князем киевским, Мономах всячески
содействовал упрочению единства Русской
земли.

Центральная
идея «Поучения» состоит в призыве,
обращенном к детям Мономаха и всем, кто
услышит «сию
граматицю»,
строго
соблюдать требования феодального
правопорядка, руководствоваться ими,
а не личными, своекорыстными семейными
интересами. «Поучение» выходит за узкие
рамки семейного завещания и приобретает
большое общественное значение.

На
примере личного богатого жизненного
опыта Владимир дает высокий образец
служения князя интересам своей земли.

Характерная
особенность «Поучения» — тесное
переплетение дидактики с автобиографическими
элементами. Наставления Мономаха
подкрепляются не только сентенциями
из «священного писания», но в первую
очередь конкретными примерами из
собственной жизни.

На
первый план в «Поучении» выдвигаются
задачи общегосударственного порядка.
Священная обязанность князя — забота
о благе своего государства, его единстве,
строгое и неукоснительное соблюдение
клятв и договоров. Князь должен «пещись
о хрестьянских душах», «о худом смерде»
и
«убогой
вдовице».
Междоусобные
распри подрывают экономическое и
политическое могущество государства.
Только мир приводит к процветанию
страны. Поэтому в обязанность правителя
входит сохранение мира.

Другой
не менее важной обязанностью князя, по
мнению Мономаха, является попечение и
забота о благе церкви. Он понимает, что
церковь является верной помощницей
князя. Поэтому ради упрочения своей
власти князь должен неусыпно заботиться
о священническом и иноческом чине.
Правда, Мономах не рекомендует своим
детям спасать душу в монастыре, т. е.
идти в монахи. Аскетический монашеский
идеал чужд этому жизнелюбивому энергичному
человеку.

В
соответствии с христианской моралью
требует Владимир заботливого отношения
к «убогим»
(бедным).

Князь
должен быть сам примером высокой
нравственности. Основным положительным
качеством человека является трудолюбие.
Труд, в понимании Мономаха,— это, прежде
всего, воинский подвиг, а затем занятие
охотой, когда в непрестанной борьбе с
опасностями закаляются тело и душа
человека.

Владимир
приводит примеры из своей личной жизни:
он совершил только 83 больших похода, а
малых и не упомнит, заключил 20 мирных
договоров. На охоте он подвергался
постоянной опасности, не раз рисковал
своей жизнью: «Тура
мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя
один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а
другый рогома бол; …лютый зверь скочил
ко мне на бедры и конь со мною поверже».

Основным
пороком Владимир считает лень: «Леность
бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь,
а егоже не умеешь, а тому ся не учить».

Сам
Мономах предстает в своем «Поучении»
человеком необычайно деятельным: «Еже
было творити отроку моему, то сам есмъ
створил, дела на войне и на ловех, ночь
и день, на зною и на зиме, не доя собе
упокоя».

Одним
из положительных качеств князя является
его щедрость, постоянная забота о
приумножении и распространении своего
доброго имени.

В
быту князь должен быть образцом для
окружающих: посетить больного, проводить
покойника, ибо все смертны. Семейные
отношения нужно строить на уважении
мужей к женам: «Жену
свою любите, но не дайте им над собою
власти», —
наставляет
он.

Таким
образом, в «Поучении» Мономах охватывает
довольно широкий круг жизненных явлений.
Он дает четкие ответы на многие социальные
и нравственные вопросы своего времени.

Вместе
с тем «Поучение» является весьма ценным
материалом для представления о личности
самого автора — первого известного нам
мирского писателя Древней Руси. Прежде
всего, это человек широко образованный,
хорошо знающий литературу своего
времени. В своем произведении он
использует Псалтырь, Паремийник, поучения
Василия Великого, Ксенофонта и Феодоры
к детям, помещенные в «Изборнике 1076 г.»,
«Шестоднев».

«Поучение»
построено по определенному плану:
вступление, обращенное к детям, с
характерным для древнерусского писателя
самоуничижением — не посмеяться над
его писанием, а принять в сердце свое,
не браниться, а сказать, что «на
долечи пути, да на санех седя, безлепицю
есимолвил»,
и,
наконец, просьба: «…ащевы
последняя не люба, апередняя приймайте».

Центральная
дидактическая часть «Поучения» начинается
с общего философского рассуждения о
человеколюбии и милостивости Бога, о
необходимости победы над злом и
возможности этой победы, залогом чему
является красота, гармония созданного
Богом мира.

Дает
своеобразный дневник военных походов,
по манере напоминающий краткие летописные
погодные записи, только без дат. Перечисляя
свои «пути»,
Владимир
располагает их в хронологической
последовательности начиная с 1072 г. по
1117 г.

И
вновь следует заключение. Обращаясь к
детям или иным, «кто
прочтет»,
Мономах
просит не осуждать его. Он восхваляет
не себя, не свою храбрость, а хвалит
Бога, который его «худаго
и грешного»
столько
лет сохранял от смерти и сотворил «не
ленива», «худаго», «на вся дела человечьская
потребна».

В
стиле «Поучения» легко обнаруживаются,
с одной стороны, книжные его элементы,
связанные с использованием Владимиром
литературных источников, а с другой —
элементы живого разговорного языка,
особенно ярко проявляющиеся в описании
«путей»
и
тех опасностей, которым он подвергался
во время охоты. Характерная особенность
стиля «Поучения» — наличие отточенных,
ярких, легко запоминающихся афористических
выражений.

В
целом «Поучение» и письмо ярко раскрывают
облик незаурядного государственного
деятеля русского средневековья, человека,
в котором ярко воплотился идеал князя,
пекущегося о славе и чести родной земли.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Исторический контекст.

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения». «Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.

Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…

Композиция произведения.

Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».

В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.

За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.

Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.

«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.

Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…

Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…

«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.

Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)

В данной статье мы рассмотрим завещание детям Владимира Мономаха — «Поучение». Анализ этой работы будет весьма интересен, поскольку это произведение имеет почти тысячелетнюю историю. Оно проникнуто верой во благо, возвышает моральные нормы и направляет потомков по пути мира, советуя забыть разногласия в пользу единой общей цели. Чтобы понять данное произведение в полном объеме, требуется, однако, не только внимательное чтение, но и знание исторического контекста, на фоне которого мудрость рекомендаций правителя выделяется ещё более ярко.

Биография

Владимир Всеволодович правил различными регионами Руси, прежде чем в 1113 году стать великим киевским князем. Прозван Мономахом он был, поскольку его мать была, во всей вероятности, дочерью императора Византии – Константина Мономаха.

поучение владимира мономаха анализ

Будущий великий князь рос в условиях политической напряженности – он пережил и ряд военных конфликтов с половцами, представлявшими серьезную угрозу древнерусскому государству, и внутренние междоусобицы. При анализе текста «Поучение Владимира Мономаха» необходимо отметить некоторые факты его личной биографии. В отличие от многих молодых отпрысков княжеского рода, Владимир проявлял удивительное миролюбие. Например, он отказался от претензий на киевский престол после смерти отца в пользу старшего брата. Конечно, такая очередность была предусмотрена традициями, однако во многих других аналогичных ситуациях претенденты развязывали конфликты за личную власть, ослабляя страну.

Основа текста

Главной позицией Владимира становится вера в Бога, из которой следуют различные стратегии поведения, одобряемые и поддерживаемые христианством: соблюдать данные клятвы, помогать слабым и бедным, почитать старших, вести праведный образ жизни. Здесь же он указывает на необходимость осуществлять молитву.

владимир мономах поучение анализ

Впрочем, и более древний мотив обнаруживает в своем завещании Владимир Мономах. Анализ «Поучения» демонстрирует, что высокую значимость имеет для правителя почитание гостя. Возможно, вы слышали, что издревле существовал неписаный кодекс, в котором принятие гостя в своем доме признавалось обязательным вне зависимости от времени суток и бытовых условий. Как и в сказках, где «накормить, напоить и спать уложить» является единственно возможным вариантом встречи незнакомого человека, в повседневной жизни заглянувший на огонёк путник являлся лицом неприкосновенным. Не положено было даже спрашивать, кто он и откуда – он мог это рассказать только по своему желанию, уже будучи принятым хозяевами.

Итак, анализ «Поучения детям» Владимира Мономаха показывает, что текст являет собой совокупность идей религиозной и бытовой морали.

Тема единства

Владимир, как мудрый политик, выступает против раздробленности государства. Разумеется, он видел на протяжении своей жизни, как часто жажда личной власти подрывает устойчивость страны: в междоусобных войнах, борьбе за власть с применением интриг и привлечением внешних военных сил он видит лишь способ «расшатывания» благосостояния Руси. Как мы знаем из биографии князя, сам он не стал пользоваться возможностью усилить своё влияние до тех пор, пока не получил на это законное право.

поучение детям владимира мономаха анализ

Заглядывая в грядущее столетие, мы видим, чем обернулось нежелание потомков провести анализ «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к совету мудрого правителя: монголы, вихрем прошедшие по Руси, смели все войска отдалившихся друг от друга князей и установили своё правление на несколько веков.

Тема войны

Владимир, принимая систему христианских ценностей и призывая верить в Бога и помогать нуждающимся, не выступает за отказ от войны. Действительно: он политик, а без военной силы обеспечить безопасность страны и народа попросту невозможно. Анализ «Поучения Владимира Мономаха» как исторического источника показывает, что князь участвовал в более чем восьмидесяти походах и заключил десятки соглашений, о чем он сам и повествует.

поучение владимира мономаха анализ текста

Нельзя сказать, что автор всегда действовал «объективно справедливо», но всегда – в интересах своей страны. Например, приняв просьбу о помощи самозванца, претендующего на Византийский престол, князь не мог не осознавать обмана. Продолжительные боевые действия, ставшие последними между Киевом и Царьградом (Константинополем), окончились без каких-либо серьезных успехов, а соглашение было скреплено династическим браком.

Ссылки

Владимир выступает высокообразованным человеком. Произведение изобилует цитатами, в особенности из Библии, что говорит не только о развитой морали князя, но и о намеренном изучении вопроса в преддверии написания своего завещания детям.

При анализе «Поучения Владимира Мономаха» можно увидеть названия многих русских городов. Одни из них сегодня являются крупными центрами: Владимир, Новгород, Курск, Смоленск, Ростов. Другие потеряли былую значимость: Сутейск, Кордно, Стародуб, Берестье, Туров.

поучение владимира мономаха анализ произведения

Приводятся в тексте и другие сцены: благодаря записям великого князя об охоте на оленей и вепрей, куниц и туров, а также многих других животных ученые могут делать выводы об устойчивости ареала их обитания. Таким образом, исторический источник может служить нуждам самых различных наук.

Форма изложения

К сожалению, в оригинале вы прочитать данный текст без подготовки не сможете – русский язык XII века сильно отличается от современного как в написании, так и в произношении. Слышали ли вы про такие буквы, как «ять», «нус большой» и «нус малый»? Знаете ли вы, какие звуки обозначали символы, выглядящие как мягкий и твердый знак? Итак, прочитать текст в его исходном виде будет проблематично.

анализ поучения владимира мономаха как исторического источника

Таким образом, при анализе произведения «Поучение Владимира Мономаха» вам следует руководствоваться переводами. Они обычно сопровождаются большим числом примечаний, которые упростят вашу работу. Комментарии, написанные профессиональными историками, позволят не обращаться по каждому вопросу к энциклопедиям и другим источникам.

Несмотря на разницу в написании, грамматическая структура русского языка во многом сохранилась. Это позволит вам увидеть стилистические особенности и литературные приемы, использованные автором.

Заключение

Оригинальный текст «Поучения» мог и вовсе не сохраниться до наших дней. Скорее всего, он погиб бы в московском пожаре 1812 года, если бы не удачное стечение обстоятельств. Ради интереса, посмотрите на оригинальный текст и попробуйте расшифровать написанное.

Впрочем, анализ «Поучения Владимира Мономаха» можно проводить и по адаптированному варианту. Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии великого князя.

Обязательно знакомьтесь и с другими текстами различных эпох. Только обращаясь к оригинальным документам вместо вольных трактовок, вы приближаетесь к пониманию того смысла, который автор вкладывал в написанное, а также контекста, послужившего причиной создания текста. И помните, что упорный труд всегда приносит свои плоды.

«Поучение» хранилось в собрании рукописей графа Мусина-Пушина, коллекционировавшего памятники русской старины. Только случайно произведение не пропало во время московского пожара 1812 года: его забрал незадолго до бедствия Карамзин. Именно с «Поучения Владимира Мономаха» началась традиция обсуждения этических вопросов в отечественной литературе.

В сочинении содержатся более подробные, чем в «Повести временных лет» сведения о событиях 1070-1110-х годов. История произведения насчитывает почти тысячу лет. Оно проникнуто верой в возвышенность моральных норм, возвышает веру во благо, направляет на путь мира потомков, советуя позабыть все разногласия ради общей единой цели.

При изучении древнего литературного памятника в полном объеме необходимо не только внимательно читать текст, но и обращать внимание на исторический контекст. Именно на его фоне мудрость советов правителя выделятся более ярко. Владимир Всеволодович возглавлял различные регионы Руси до того, как в 1113 стал Великим князем Киевским. Мономахом он был по роду матери, являвшейся дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Рос будущий великий князь в напряженной обстановке. Ему довелось пережить целую череду внутренних междоусобиц, военных конфликтов с половцами, ставшими серьезной угрозой древнерусскому государству, На некоторые факты из личной биографии Владимира Всеволодовича необходимо обратить внимание при анализе произведения. Владимир Мономах отличался от многих молодых князей удивительным миролюбием. Так, он отказался от притязаний на Киевский престол после смерти отца в пользу старшего брата.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Очередность, конечно, в традициях предусматривалась, но во многих аналогичных ситуациях начинались конфликты между родственника за власть, ослаблявшие страну.

Основной позиций Мономаха стала вера в Бога. Из этого следует выбранная им стратегия поведения, одобряемая и поддерживаемая христианством. Князь соблюдал данные им клятвы, помогал бедным и слабым, почитал старших, вел праведный образ жизни. В своем сочинении он указывал на необходимость ведения праведной жизни.

Также правитель отмечал необходимость осуществления молитв. В завещании Мономаха прослеживается и более древний мотив. Заметно, что особую важность для правителя имело почитание гостя. Издавна существовал неписаный кодекс, по которому принятие гостя в доме было обязательным вне зависимости от времени и условий быта. Единственно допустимым условием встречи незнакомого человека было сказочное «накормить, напоить и спать уложить».

Заглянувший на огонек путник являлся лицом неприкосновенным. Не опускалось даже расспрашивание о том, кто и откуда прибыл. Это мог поведать только сам путник по своему желанию уже после принятия его хозяевами. В тесте отражена совокупность идей бытовой и религиозно морали. Как мудрый политик, Мономах выступал против государственной раздробленности. Он убедился, что жажда власти порывала устойчивость державы. В междоусобных битвах с использованием интриги и привлечением внешних военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси.

Сам Владимир Всеволодович не стал усиливать влияние своего наказа. По истории известно, во что вылилось нежелание потомков проанализировать «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к данным там мудрым советам. Пронесшиеся по Руси татаро-монгольские войска победили отдалившихся друг от друга князей, установив на столетия собственное правление.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Тема ценностей христианства также поднималась. Автор призывал верить в Бога, помогать нуждающимся. При этом правитель за полный отказ от войн не выступал. Как политику, правителю без военной силы обеспечить безопасность народа и страны в целом невозможно.

Исторический источник демонстрирует, что Мономах принимал участие о множестве походов, заключил десятки соглашений. Об этом повествует сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Зато они всегда выражают интересы его страны. Так, после принятия просьбы о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понимал, что налицо обман. Боевые действия между Царьградом и Киевом закончились отсутствием серьезных успехов, а соглашение скрепил династический брак.

Владимир Всеволодович был человеком образованным. В его произведении немало цитат, особенно, из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и изучение им вопроса перед написанием своего завещания детям. В сочинении упомянуты многие русские города. Они из них стали крупными центрами, к примеру, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие утратили былое значение. Их примерами являются Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на вепрей, оленей, туров, ученые сделали выводы об ареалах их обитания. Получается, что при помощи литературного памятника получили сведения различные науки.

Без специальной подготовки прочесть древний текст в оригинале невозможно. Причиной является слишком сильная разница межу русским языком двенадцатого столетия и современным. Выражается она не только написанием, но и произношением. К примеру, исчезли буквы «нус малый» и «нус большой», давно нет буквы «ять». Современным читателям неизвестно, какими звуками ранее обозначали твердый и мягкий знаки.

Прочтение текста в оригинале представляет серьезную проблему. Поэтому для анализа используют переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это заметно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут историки-профессионалы. Это позволяет не обращаться во время изучения каждого вопроса к энциклопедии и другим источникам. Несмотря на огромную разницу в написании, в структуре грамматики русского языка существенных перемен не произошло. Такое положение обеспечивает возможность видения стилистических особенностей и литературных приемов, использованных автором.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

С самого начала «Поучения» Мономах указывает на завещательный характер своего назидания. По древнерусскому обычаю на место погребения тело усопшего доставляли на санях. Их упоминание означает приближение смерти. Это придает особое звучание всему, о чем говорит правитель. За его словами – прожитая им честно жизнь, дающая право на заветы.  Для Владимира Всеволодовича детьми были все остальные князья. Поэтому обращение адресовано всем правителям. Автор призывает их помнить о предназначении, быть верными служителями интересам родной земли.

Четко прослеживается обращение к Библии. Все понимание поведения правителей Мономах строит на ее основе. Он проводит оценку всего сделанного и предлагает другим продолжить его путь. В «Поучении» князь предстает знакомым с книжными традициями и владеющим даром слова человеком с поэтичной образной речью. Он создает особый язык, ставший примером владения художественной речью.

Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.

Автор упоминает о необходимости ответственности князей перед Богом, так как власть они получили свыше. Между «Поучением» и другими подобными произведениями средневековой литературы заметна связь. Но русский правитель не создавал литературное сочинение. Он пытался донести до потомков духовно-политический опыт, доставшийся дорогой ценой. Владимир Всеволодович предостерегал от повторения собственных ошибок тех, кто получал власть.

«Поучение» отвечало политическим потребностям времени. В нем сказано, что от единства народа и страны зависит и то, какой будет их жизнь. В автобиографическом произведении отражены государственные реалии и проблемы, факты из личной биографии великого деятеля.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Поучения Владимира Мономаха

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

Введение

Встречаясь с литературой Древней Руси, мы всякий раз удивляемся каждому произведению, вышедшему из под пера наших предков. Любому из этих произведений литературоведы дают своё объяснение, каждый по-своему интерпретируя истоки того или иного сочинения, исторические и литературные предпосылки к его созданию, общественную ситуацию, повлиявшую на автора. Но каждое из произведений Древней Руси удивляет индивидуальностью своего стиля и отличностью от других произведений той эпохи. Главной общей чертой в основной массе русской литературы древнейшего периода является то, что «она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы». [1] Одним из подобных произведений и является «Поучение» Владимира Мономаха, которое представляет собой своеобразное собрание его сочинений: это собственно «Поучение», автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу. Молитва, находящаяся в конце этого собрания сочинений, которая приписывается Мономаху, судя по всему, ему не принадлежит. [2] Поучение Владимира Мономаха заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора — выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом. Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности — будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, «Поучение» прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам — английским и французским, византийским.

Поучение Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

Лакей Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 15 г. Макеевки»

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы

Древней Руси.

(открытый урок по литературе в 7 классе)

Цели:

ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленно-му пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста, умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской лите-ратуре; развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирую-щиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «спра-ведливость», «гордость», «милосердие».
Оборудование
: учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.
1. Реализация домашнего задания.
— Чтение близких по смыслу пословиц разных народов. — Работа по соотнесению предложенных русских и китайских пословиц по смыслу (на магнитной доске набор пословиц – 4 русских, 4 китайских, два ученика работают у доски, остальные проверя-ют, затем растолковывается смысл пословиц).
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (слайд 1).Учитель:
Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и пого-ворки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга. — Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему? — Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?
III. Усвоение новых знаний. Учитель
: Письменная русская литература возникла около тысячи лет назад. (слайд 2, 3) — Как вы думаете, какая литературы древнее – русская, немецкая, французская или английская?
(конечно же, русская)Учитель
: Появление письменности на Руси совпадает с принятием христианства и восходит ко второй половине 10 века. Сначала книги переводили и переписывали; потом появились оригиналь-ные, самобытные произведения – как церковные, так и светские. — Чем же светские произведения отличаются от церковных?
Учитель:
Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи. — Какое название носила первая древнерусская летопись, автором которой стал знаменитый летопи-сец Нестор?
(«Повесть временных лет»)
— Перечислите особенности жанра «летопись».
(Просмотр презентации: слайды 4-5).
Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском языке
(раздаточный материал).Задание.Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к пока-янию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Возможный перевод:
Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных слов. Ведь это реки, напояю-щие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах заключена неизмеримая глубина. — В чем ценность книг? — В чем заключается «неизмеримая глубина» книг?
Учитель:
Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение. Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра?
(Поучение – поучать
). (слайд 6) Запись в тетрадь определения термина. Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе (слайд 7).
Задание:Охарактеризуйте личность Владимира Мономаха. Назовите несколько черт характера. Слайд 8.
Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72-73 учебник). — Изменилось ли ваше представление о великом князе после прочтения отрывка? — Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»? — Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»?
Учитель:
— В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе ко-торых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, на-пример, ложь-правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны опираться будущие поколения. — Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ.
Задание:Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила соответствующие им (слайд 9):
Трудолюбие — лень; Правда – ложь; Благородство – бесчестие; Гордость – гордыня;
1. Нравственные понятия: лень-трудолюбие. Слайд 10.
Выдержки из текста: «…не ленитесь, но усердно трудитесь…» «В дому своё не ленитесь….» «На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод»
Учитель:
— Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием? — Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»?
Выдержки из текста
: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью». — Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь?
Учитель:
В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельно-сти. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворен-ности самим процессом труда. — Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст?
(ответственность за результат)Вывод:
Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивый человек го-тов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».
2. Нравственные понятия: правда – ложь. Слайд 11.
Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»; — Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь — душу. Как вы думаете, почему? — Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь».
Пословицы:
— В ком добра нет, в том и правды мало. — Разум золота краше, правда солнца светлей. — Горькая правда приятней сладкой лжи. — И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
Вопросы:
— Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду? — А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда?
Вывод:
Для того чтобы говорить правду, нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека изнутри.
3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. Слайд 12.Выдержки из текста:
«Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время». — Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему? — Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни?
(гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения)Вывод:
Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого. Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека.
4. Нравственные понятия:благородство – бесчестие. Слайд 13.Выдержки из текста:
«…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…» «…напойте и накормите просящего…» «…не забывайте и подавайте сироте…»- В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, поня-тие милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь? — Может ли благородный человек быть немилосердным?
Выдержки из текста:
«…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…» «Больного навестите, покойника проводите…» «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…»
Учитель:
В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь. — Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»? — Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня нужно ли соблюдать давние традиции? Почему?
Вывод:
Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо власт-вовать. По мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справед-ливый, милосердный. — Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека? — Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий?
Задание:
Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, со-ставьте небольшое поучение будущим поколениям. Чтение получившихся вариантов поучения.

IV. Рефлексия:

— Можете ли вы назвать себя благородным человеком? — Получили ли вы какие-либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом?
V. Домашнее задание (слайд 14):
Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии

Муромских». Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы

стать вашим нравственным идеалом?».

Литература. 7 класс (1 часть) Из «Поучения» Владимира Мономаха

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…

В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна1, ни на отрока2, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.

Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.

Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.

пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…

Вопросы и задания

  1. «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?
  2. Как должно звучать это произведение? Прочитайте его выразительно, отметьте особенности стиля.
  3. Попробуйте сами составить небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав некоторые слова из «Поучения», например: «приветить», «молвить», «почет» и др. (предварительно объясните их).
  4. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте, какой теме она посвящена.

Примечания

1 — управляющий хозяйством.

2 Отрок — слуга.

Список литературы

1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968. 2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891. 3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991. 4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968. 5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986. 6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978. 7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971. 8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

  • Как характер человека влияет на его жизненный путь сочинение гроза
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям сочинение аргументы из литературы
  • Как характер человека влияет на его жизненный путь сочинение аргументы из литературы
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям итоговое сочинение аргументы
  • Как характер человека влияет на его жизненный путь обломова сочинение