29 июля 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека умение быть благодарным?»
Сочинение
Благодарность – это способность помнить добро, которая отличает очень порядочных людей. Умение быть благодарным – это показатель высокого уровня нравственного развития, когда нет в душе эгоизма и потребительского отношения к миру.
В тексте Ю.Я.Яковлева говорится о проявлении неблагодарности: Назаров спас от смерти Сергееву, а она даже не сразу вспомнила его. Даже когда вспомнила, не захотела помочь человеку, который рисковал своей жизнью ради её спасения.Что это, если не эгоизм, потребительское отношение к миру и полнейшая безнравственность? Зато радует поведение Алисы, проявляющей доброту и милосердие к тому, кто героически вёл себя, спасая чужую жизнь, а сейчас оказался в трудной ситуации. Можно сказать, что девочка проявляет благодарность не за себя, а за другого человека, таким образом восстанавливая высшую справедливость жизни. Этот поступок характеризует её как личность высоконравственную и духовно зрелую. Чего никак нельзя сказать о Сергеевой.
В нашей жизни неблагодарных людей очень много, но даже редкие случаи проявления благодарности способны перевесить чашу весов в сторону добра и справедливости. Ведь мы всю жизнь помним не тех, кто не благодарит нас, а тех, кто отвечает добром на добро. Я очень многим своим одноклассникам помогаю с учёбой, но всё это воспринимается как само собой разумеющееся. Все уже привыкли к такому положению дел, и я тоже. И вот недавно я помогла соседскому мальчику выполнить сложное домашнее задание, которое не смогли сделать даже его родители. Мальчишка получил пятёрку, и соседи подарили мне коробку конфет и мягкую игрушку. Я была на седьмом небе от счастья, ведь так приятно чувствовать, что ты сделал для кого-то хорошее и нужное дело, и тебя за это даже отблагодарили. Теперь я считаю своих соседей очень хорошими, порядочными людьми и думаю, что у них отсутствует потребительское отношение к людям и миру.
Благодарность – это проявление любви, поэтому она так нужна и приятна нам. Жаль, конечно, что не все способны любить других людей, очень многим мешает эгоизм и нравственная незрелость.
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) БЛАГОДАРНОСТЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека умение быть благодарным?»
Пояснение
Благодарность – это ответная реакция, чувство признательности человека на оказанное ему добро, помощь, услугу, внимательное отношение к нему. Она выражается в словах или в конкретных поступках. Благодарность может быть неофициальной, проявлением чувств на внимательность, отзывчивость. А может быть официальной за хороший труд, успехи, победы в чём-либо. В этом случае благодарность выражается в письменном виде, например, приказе. Нужно уметь благодарить людей за их тёплое отношение, за неравнодушие и помощь.
По тексту Ю. Яковлева
Благодарность – одно из лучших нравственных качеств человека. Способность благодарить говорит о способности замечать все то, что было сделано хорошего для тебя, выражать ответное чувство на добро.
Благодарить умеет не каждый человек, и это показывает, кто на самом деле является благодарным человеком.
Так, в тексте Ю. Яковлева благодарной оказалась совсем незнакомая герою девочка. Алисе стало стыдно, что известная актриса забыла о том, как парень, рискуя своей жизнью, бросился в ледяную воду и спас ее. Алиса не думала, что ей скажут дома, она просто спасала человека от позора и неблагодарности.
Емельян Пугачев, герой повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», способен быть благодарным за то, что Петр Гринев дарит ему заячий тулуп в сильную метель. Пугачев запоминает добро, а когда помощь необходима Гриневу, предводитель крестьянского восстания отвечает добром на добро. Он не только отпускает Петра на волю, но и помогает ему спасти Машу Миронову. Но благодарит в произведении не только Емельян Пугачев, но и сам Петр Гринев. Заячий тулуп он отдает герою в благодарность за то, что тот стал их провожатым в сильную метель. А.С. Пушкин показывает, что добро рождает другие добрые поступки.
Таким образом, способность благодарить, которой, к сожалению, обладает не каждый человек в современном мире, делает мир добрее, светлее и чище.
Названия произведений литературы, которые можно использовать в качестве второго примера-аргумента
А.П. Платонов «Юшка»
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
В. Распутин «Уроки французского»
Как характеризует умение быть благодарным?
Начало текста
1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
Полный текст здесь
Образец сочинения ОГЭ
Благодарность – очень важное чувство по отношению к окружающим нас людям. Ни в коем случае нельзя поверхностно относится к тем, кто делает для нас что-либо. Уделяет время, понимает нас, помогает в чем-либо. К сожалению, далеко не все способны на такое чувство. Такой пример ярко показан в тексте Юрия Яковлевича Яковлева.
Перед нами картина, когда маленькая девочка подходит к шофёру и спрашивает зачем он ждёт актрису. И тот ей рассказывает, что однажды спас ей жизнь, не задумываясь ни на секунду. Теперь, ему понадобилась небольшая помощь и зная, что она обещала помочь, он приехал. Однако, по дальнейшим событиям понятно, что она не собирается помогать ему и считает это неважным, как сказано в предложении 56. Это очень грубо и говорит лишь об отсутствии доброты и открытости в сердце актрисы.
В пример истиной благодарности, я хочу привести произведение В.Г. Распутина «Уроки французского». По сюжету мы знакомимся с учительницей, которая рискуя своей карьерой, хитростями помогает ученику, который погряз в бедности. Она не скупится ни на что ради него. И он помнит это даже спустя долгие годы и посвящает ей строки своих произведений. Ещё одним примером благодарности служит поступок Пугачева в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пусть это антигерой, но он всё-таки знает, что такое быть благодарным и честным. Он спасает от казни человека, который подарил ему заячий тулуп в стужу, в ответ он еще дарит ему лошадь и шубу.
По этим примерам, можно сказать, что благодарность – чувство, свойственное далеко не всем. Но для того, чтобы быть достойным человеком, нужно воспитывать в себе его и быть добрее к окружающим.
Подборку аргументов по теме на основании жизненного опыта, примеры из жизни вы найдете здесь
Нашу коллекцию сочинений ОГЭ вы найдете здесь
Как характеризует человека умение быть благодарным?
Благодарность – это признательность за сделанное добро. Именно об этом рассказывает в тексте Ю.Яковлев.
Во-первых, автор рассказывает об Алисе, которая совершила благородный поступок, спасая незнакомого парня от позора и неблагодарности: «А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!» Уверена, что этот парень окажется человеком благодарным: ведь смелые не могут быть бессердечными!
Во-вторых, писатель приводит в пример актрису Викторию Сергееву, проявившую неблагодарность к парню, который ее спас. На его просьбу о помощи она, не раздумывая, ответила: « Нет!» Ответила резко, даже грубовато. Как это все характеризует девушку? Конечно, как человека невоспитанного и неблагодарного.
Таким образом, человек, умеющий быть благодарным, на мой взгляд, обладает такими качествами, как воспитанность, сердечность, доброжелательность.
Оля
Текст
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? – спросила она парня.
– (7)Шофёр, – ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос.
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было вес¬ной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– Здравствуйте, Виктория! (32)Вы, наверное, не помните меня? (33)Я Назаров.
(34)Сергеева внимательно посмотрела на парня. (35)Она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я… (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сей¬час я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42) Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? – спросил парень.
– (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!
– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: «Вон! (58)Вон отсюда!» (59)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (60)Но кричал-то он на Сергееву.
(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.
Главная>Сочинения по темам
Благодарность
Быстрый переход:
Вариант 1
Вариант 2
Похожие сочинения про благодарность
Вариант 1
16 предложений/ 231 слово
Благодарность — это великолепное чувство, которое не только приятно ощущать, но и выражать словами или поступками. Если другой человек делает что-то хорошее для меня, мне всегда хочется сказать ему в ответ: «Спасибо!» Иногда дополнительно я могу преподнести своему благодетелю неожиданный подарок.
Моё сердце радостно бьётся в предвкушении того момента, когда удастся выразить свои чувства. А после того как слова благодарности уже слетают с губ, на душе вмиг становится светло и радостно. Я чувствую настоящее счастье.
Удивительно, но порой я настолько благодарна кому-то, что даже слёзы наворачиваются на глаза. Это так называемые слёзы благодарности, и их появление означает, что чей-то добрый поступок глубоко тронул моё сердце.
Я и сама тоже люблю совершать добрые поступки, но в ответ не ожидаю слов благодарности. Скорее, я делаю это, чтобы помочь людям. Тем не менее, если человек ценит мою помощь, это всегда очень приятно, и от произнесённого вслух «спасибо» становится тепло на душе.
Пожалуй, наибольшее чувство благодарности я испытываю к своей маме. Эта женщина подарила мне самое ценное, что есть у меня — мою жизнь, и теперь я в неоплатном долгу перед ней. Я также благодарна маме за её терпение, душевную теплоту, безграничную нежность и бесконечную любовь.
Благодарна я и учителям, которые тратят так много сил на то, что помочь нам обрести новые полезные знания. И конечно же, я благодарна своим друзьям, потому что без них мне было бы очень тяжело и грустно в этом мире.
Вариант 2
24 предложения/ 293 слова
Благодарность – это чувство признательности за оказанное добро. Способность испытывать это чувство много говорит о моральном и нравственном развитии человека. Благодарность есть движущая сила общества, ведь она порождает добро.
Так приятно, когда твои заслуги ценят по достоинству. Вспоминаю случай, когда я, будучи дома, услышал шум на лестничной клетке и вышел проверить, что же там было. Оказалось, мои соседи на длительный срок переезжали в другое место и у них накопилась довольно много вещей, которые они брали с собой. Естественно, я вызвался помочь им. Вместе мы, буквально за полчаса, смогли вынести все коробки и погрузить их в машину. В благодарность за оказанную помощь сосед открыл кошелёк, достал оттуда пятисот рублёвую купюру и протянул мне. Мне было неловко её брать, ведь я помогал от чистого сердца, хотя мне было безумно приятно.
Потратить эти деньги я решил на покупку цветов для своей мамы. Человеку, которому я сильно благодарен – за жизнь, воспитание, заботу и ласку. Я выбрал её любимые ромашки и торжественно вручил со словами: «Я тебя люблю!». В тот момент она сильно расплакалась, но это были слёзы благодарности. Она была счастлива, что сумела воспитать такого доброго и любящего сына.
Но не все люди такие светлые и благодарные. Я много раз встречал детей, которые воспринимают заботу своих родителей, как нечто должное. И это чувство они транслируют и в окружающий мир. Таких людей называют эгоистами, и они не способны сказать даже элементарное «Спасибо!» в ответ заботу и чуткость, проявленную кем-либо. Мне жалко таких людей, но я верю, что они способны измениться и стать лучше.
Я считаю, что способность дарить добро и принимать его – одно из важнейших качеств для каждого отдельного человека и общества, в частности. Благодарность способна преобразить этот мир. И мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей испытывали и помогали испытывать другими такое прекрасное чувство.
Похожие сочинения про благодарность:
Равнодушие и отзывчивость
Добро и зло
Георгиевская ленточка
см. также:
Все сочинения на различные темы
Сочинения по литературным произведениям
Общее представление
Будучи частью человеческих отношений, благодарность относится к понятиям, характеризующим уровень духовно-нравственного развития общества, и устанавливает эмоциональные и поведенческие рамки, приемлемые для конкретной личности.
Традиционно определение благодарности трактуется как возникновение чувства признательности и желания сделать ответное добро тому, кто уделил внимание, выразил искреннее участие или оказал какую-либо услугу. Оно несёт в себе не только эмоциональную составляющую, но и знание о том, что кто-то совершил некие благоприятные действия по отношению к другому человеку. Не зная о получении пользы, невозможно быть благодарным. Обычно это чувство возникает, когда внимание со стороны превышает повседневный уровень, то есть стандартные «спасибо» и «пожалуйста» от воспитанного человека.
С другой стороны, даже обычные слова вежливости могут поднять настроение, принести радость, улучшить отношения с мамой и папой, в школе или на работе. Нужно выразить свои чувства искренне и не проявить бестактность, ведь правильно принять добро — это и есть благодарность. С помощью приятных слов или благодеятельности люди выказывают друг другу знаки внимания и уважения, но черствые и эгоистичные личности воспринимают участие и помощь как должное, а сами оказывают поддержку только с надеждой на ответные услуги.
Чувство благодарности способно вспыхнуть на какое-то мгновенье, но может оставаться с человеком и на долгие годы. Это очень позитивная эмоция, даже если у человека не получилось помочь, нужно отблагодарить его за попытку. Получать благодарность приятно — это даёт ощущение собственной значимости и ценности для общества, семьи, друзей и незнакомых людей. Каждый, кто делает что-то хорошее и чувствует благодарственный отклик, реализует свою потребность в признании и уважении.
Формы благодарности
Как явление социальной эмпатии, благодарность проявляется в разных формах, имеющих под собой психологические и религиозно-философские основы. Она выражается:
- внешне — в устных словах признательности или в благодарственном письме;
- внутренне — стремлением совершить ответное полезное или приятное действие.
Благодарный порыв чаще всего проявляется индивидуально, но бывает и коллективным в том случае, когда происходят события идеологической направленности.
Такие чувства можно испытать:
- к конкретному человеку;
- в отношении общности людей — предков, военнослужащих, властителей;
- к неперсонифицированным объектам — природе, Богу, удаче, Вселенной.
Выражение благодарности в повседневной жизни ритуализировано, что выражается в употреблении определенных слов для ее высказывания в определенных схемах поведения. В более широком представлении люди благодарят своих родителей и других родственников за хорошее воспитание и образование; молодежь — ветеранов за победу в Великой Отечественной войне; многие признательны удаче или высшим силам за знакомство с любимыми. Человек должен благодарить близких, учителей и друзей — они дали ему все, что было в их силах, поэтому он стал именно таким, какой есть.
Служение и добродетель
В большинстве мировых религий предполагается, что человек должен испытывать благодарность к Творцу за полученную жизнь. Христианство считает ее долгом, связанным с милосердием и смирением. Вся жизнь человека направлена на искоренение страстей в пользу добродетелей, а Бога нужно благодарить не только за радостные события, но и за испытания.
Для ислама характерно последовательное благодарение родителей, Пророка и Аллаха — нельзя выражать признательность божественным силам без благодарности близким людям — отцу и матери. Буддизм видит в благодарном выражении чувств целостность человеческой личности, включающую радостность, сострадание и любящую доброту. Каждая из этих форм появляется только после осмысленного проявления благодарности за жизнь, определённый опыт, настоящие и будущие воплощения.
В античные времена благодарственные мотивы тесно связывались со справедливостью и относились к возвышающим души и соединяющим людей помыслам. Философы того времени считали благодарность матерью всех добродетелей, но некоторые не отрицали и принципа взаимовыгодности: ты — мне, я — тебе.
Такие отношения развивали общественные связи и укрепляли личное почтение, то есть являлись обязательным условием развития общества. Особенно искренней благодарности удостаивались родители и боги. Ценность ее заключалась не только во взаимной поддержке и практических дарах, но имеет и нравственную составляющую — хороший поступок несет прибыль уже своим совершением.
С появлением и развитием христианства все почитаемые добродетели приобрели религиозный смысл, особенно большое значение получило благодарение Богу. В классической философии считается, что благодарность — это долг человека перед самим собой, он никогда не может быть отдан окончательно, так как благодетель навсегда останется с тем, кто первым совершил благородный поступок.
В разные периоды истории понятие благодарности наполнялось смыслом, зависящим не столько от внутренних убеждений людей, сколько от социально-политического устройства и культурных традиций. Для православной России характерна ее тесная взаимосвязь с милосердием и благотворительностью.
Примеры из жизни
Благодарность чаще всего человек испытывает к своим родителям, которые нуждаются в добрых словах за то, что научили необходимым для жизни вещам. Учителям и тренерам нетрудно отправить поздравительную открытку или написать письмо с благодарственным текстом. Людям таких профессий очень важно знать, что о них помнят, особенно тем, кто уже дожил до преклонных лет. Без сомнения, педагогов нужно благодарить особенно, так как они отдают гораздо больше, чем получают. Нередки жизненные истории, когда слова благодарности и подарки получают врачи за спасение жизни или излечение от опасной болезни близкого человека.
Во время чрезвычайных ситуаций спасатели и волонтеры вытаскивают пострадавших из-под завалов, спасают людей во время пожаров и наводнений, оказывают им первую медицинскую помощь. Конечно, спасенные остаются благодарными за сохраненное здоровье и жизнь. Каждый сталкивался с ситуацией в чужом городе, когда нужно спросить дорогу у прохожих, и знает, как неприятно, если местные жители отмахиваются от вопросов. И наоборот, участие и отзывчивость вызывают желание отблагодарить гостеприимных людей.
Бывают ситуации, когда за какие-то действия можно похвалить или покритиковать, мудрые люди советуют в таких случаях выражать поощрение, чтобы желание помогать не пропадало. Например, дочка на просьбу отца накормить его ужином просто ставит еду греться и уходит. Можно пожурить ее за то, что не накрыла на стол, но лучше похвалить даже за минимальную заботу. Это вызовет позитивный настрой, чтобы девочке хотелось получить благодарность снова.
Встречаются люди умные и целеустремленные, у которых, казалось бы, есть все для счастливой жизни, но они недовольны собой и окружающими и постоянно чувствуют неудовлетворение. Такое положение значит, что они просто не умеют быть благодарными жизни, миру, судьбе за полученные возможности, поэтому не испытывают счастья как состояния внутреннего комфорта.
Аргументы из литературы
Проблема благодарности поднимается во многих произведениях русских и зарубежных авторов. Стихотворение Эдуарда Асадова «Моей маме» рассказывает о мужестве женщины, отправившей сына на войну. Автор в нем благодарит свою маму за то, что научила его не сгибаться и понимает, каким героическим должно было быть ее сердце, чтобы своими руками отправить родное дитя навстречу смертельной опасности, когда того потребовала защита Родины. Другие примеры благодарности в литературе:
- Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — Емельян Пугачев спасает жизнь Петру Гриневу, благодаря за подаренный когда-то заячий тулуп.
- Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — отношения Наташи Ростовой с матерью, когда она платит добром за добро, возвращая ее к жизни после гибели сына.
- В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» показано, как благодарность за самоотверженную любовь Сони Мармеладовой буквально воскрешает Родиона Раскольникова.
- Главная героиня произведения Ч. Диккенса «Холодный дом» Эстер Джеллиби занимается благотворительностью и помогает бедным семьям, но обращает мало внимания на собственных детей. В противовес ей показан молодой буржуа Раунсэвелл, с пониманием относящийся ко всем рабочим, а они в ответ испытывают к нему уважение и благодарность.
А. С. Пушкин посвятил множество благодарственных стихотворений своей няне Арине Родионовне — она не только растила его, но и была первым человеком, приобщившим поэта к лучшим образцам народного творчества. В рассказе А. И. Куприна «Тапер» можно увидеть благодарные чувства, испытанные никому не известным молодым тапером — талантливым пианистом Юрием Азагаровым — к композитору Антону Рубинштейну, который помог ему стать настоящим музыкантом.
Главный герой повести В. Г. Короленко «Дети подземелья», мужчина по прозвищу пан Тыбурций, несмотря на нищету, обладает гордостью и достоинством, поскольку его приемный сын Валёк сближается с мальчиком Васей из семьи судьи. Когда Вася приносит куклу больной сестричке Валька Марусе, что делает ее счастливой на некоторое время, пан Тыбурций идет к судье, чтобы пожать ему руку в знак благодарности за доброту сына.
Тема неблагодарности
Рассуждения о благодарности невозможны без представления об обратной стороне этого чувства. В современном мире многие люди не знакомы с признательностью, поскольку считают, что им положены разные блага просто так, а другие обязаны делать что-то полезное для них, ничего не ожидая в ответ. В итоге это приводит к несоответствию между реальными и желаемыми отношениями в обществе.
По данным соцопросов, только около трети жителей России испытывают благодарность в широком смысле (наступил новый день, все близкие здоровы и т. п. ), а не за какие-то конкретные действия. То, что человек живет, воспринимается как обыденное, ничего не значащее действие. Если общество не имеет потребности в ежедневной благодарности, то не будут возникать и мотивы для совершения благодеяний в будущем, а это нарушит социальные связи и представление о том, что люди нужны друг другу.
Затрагивается эта тема и в литературе. Не только плохие люди могут быть неблагодарными. В произведении К. Г. Паустовского «Телеграмма» рассказывается о неплохой девушке Насте, которая живет далеко от матери и все время находит себе оправдания, чтобы не навещать ее. Даже телеграмма, сообщающая о болезни самого близкого человека, не заставила Настю проведать Катерину Петровну. Она посчитала, что все закончится благополучно.
Когда девушка приезжает на родину, оказывается, что она опоздала, — ее мама умерла, так и не повидавшись с ней. Теперь этот долг всегда будет тяжелым грузом висеть в ее душе.
О примере ужасной неблагодарности рассказывается в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль». Юноша Данко любил свое племя и желал ему только лучшей участи. Он взялся вывести соплеменников из дремучего леса, куда их загнали захватчики, но люди устали пробираться через темную чащу и начали роптать. Тогда Данко вырвал свое сердце из груди и осветил им путь. Племя выбралось из леса. В пылу радости никто даже не заметил смерти спасшего их юноши.
Благодарность — положительная эмоция, которая приносит человеку ощущение радости и счастья.