Как характеризует рассказчика и слушателя калмыцкая сказка

logo

  • Кто и в связи с чем рассказывает в повести «Капитанская дочка» калмыцкую сказку ? Каков её иносказательнный смысл ? Какую роль она играет в повести? Как характеризует
    рассказчика и слушателя? Дайте развернутый ответ.

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      kaidenanderson406

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Помогите пожалуйста с словосочетаниями

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Помогите пожалуйста, а то я НиПон.Матиматика 6 класс

  • literatura
    Литература

    3 минуты назад

    Помогите пожалуйста с литрой)

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    Геометрия 7 класс помогите пожалуйста очень срочно надо

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Эссе повествование на тему путешествие на каникулах 50 слов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    Если все подобные члены многочлена сложены и записаны в стандартном виде, считается, что многочлен записан…

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Каков смысл калмыцкой сказки какова ее роль в романе

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» никогда не перестанет удивлять читателей: настолько интересны характеры героев, описанные события, в основе которых лежат реальные исторические факты. Гений Пушкина поистине велик: в повести каждая деталь несет огромную смысловую нагрузку. Интересны в этом отношении эпиграфы, которые автор подбирает к главам. Некоторые из эпиграфов словно призваны объяснять содержание главы. Другие носят явно сатирический характер. Однако большинство эпиграфов направлено на то, чтобы как можно полнее раскрыть характер героев. Ту же функцию выполняет и включенная в повествование калмыцкая сказка, которую рассказывает Пугачев Гриневу.

«С диким вдохновением» предводитель казаков рассказывает сказочную историю:

Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

Пугачев, конечно, ассоциирует себя с орлом. Однако Гринев также не признает в себе ворона. Для него «жить разбоем», подобно Пугачеву, как раз и есть «клевать мертвечину». Таким образом, мы видим, что каждый из героев хотя и сопоставляет себя с одним и тем же сказочным персонажем, но имеет свои представления о том, кто есть «орел», и твердые убеждения в правильности выбранного ими пути.

Емельян Пугачев как личность вызывает огромный интерес. Безусловно, он человек неординарный. Его образ в «Капитанской дочке» — героический и величавый. Зная нужды и горести всей «черни бедной», к каждой из её групп Пугачев обращался с особыми лозунгами и указами. Казаков он жаловал не только рекой Яик со всеми её угодьями и богатствами, но и тем, в чем нуждались казаки: хлебом, порохом, свинцом, деньгами, «старой верой» и казацкими вольностями. Обращаясь к крестьянам, Пугачев жаловал их землями и угодьями, волей, освобождал от власти помещиков, которых призывал истреблять, от каких бы то ни было обязанностей по отношению к государству, обещал им вольную казацкую жизнь. Он обладает способностью вести за собой людей — в рядах его войск не только беглые каторжники, но и простые крестьяне. Пугачев изображен как человек, не лишенный благородства и даже доброты, достаточно вспомнить, как он поступил по отношению к Петру Гриневу и Маше Мироновой. Он не без уважения относится к выбору Гринева, к его убеждениям. Пугачев способен ответить добром на добро, помня о даренном Гриневым заячьем тулупе, он делает Петру ответное добро, гораздо большее по значению.

Смысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)

Сказка про орла и ворона рассказывается Пугачевым в конце 11 главы повести, во время очередной встречи «новоявленного царя» с Гриневым. Главные герои ехали в одной кибитке в Белогорскую крепость спасать Машу Миронову от Швабрина. Во время поездки между ними завязался разговор о восстании, о дальнейшей судьбе Пугачева. Гринев советует ему повиноваться воле государыни и сдаться на ее милость. В ответ на это Пугачев рассказывает собеседнику сказку про орла и ворона. Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную. Первое в этом случае символизирует орел, живущий 30 лет и питающийся живой кровью, второе – ворон, которые в течение 3 веков довольствуется мертвячиной. Орел в этой сказке попытался пожить, как ворон, но не смог и сделал вывод, что «лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Пугачев, рассказывая эту сказку, хотел выразить свою точку зрения на организованное им восстание, да и не только на восстание, а на всю свою жизнь. Безусловно, что Емельян, имея в виду орла, говорил о самом себе. «А там, что бог даст!» — так ответил он Гриневу, когда тот намекнул на неизбежную казнь. Главное для Пугачева – не сидеть сложа руки и не смиряться с действительностью, а действовать, бросать вызов существующему строю. И пусть этот вызов заранее обречен на провал, но определенные изменения в обществе все же произойдут, власть обратит внимание на то, что народ слишком угнетен крепостным правом. Назначение Пугачева – повести за собой других людей, выразить протест и достойно погибнуть. Да, жизнь его коротка, но насыщена «кровью». Емельян не остается в стороне, а становится предводителем восстания. По-иному воспринял эту сказку Гринев. Он видит, к чему привели военные действия, что люди в Оренбурге голодают, что незаслуженно погублено много жизней. Для Гринева убийство, разбой и насилие и есть мертвячина, а не «живая кровь». Он не видит разницы между орлом, который убивает, и вороном, который питается падалью. Гринев считает восстание бессмысленным, и прежде всего, ему жалко Пугачева, ведь в конце концов того ожидает виселица. А молодой человек успел подружиться с предводителем, увидеть в нем не жестокого тирана, а человека, добрее и лучше того же Швабрина. Таким образом, Пугачев и Гринев не поняли друг друга, но каждый выразил свою точку зрения. Пушкин подчеркивает это следующей фразой: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления».

Смысл Калмыцкой сказки об орле и вороне в Капитанской дочке

Удивительная повесть Пушкина «Капитанская дочка» — одна из самых увлекательных, остросюжетных и неожиданно светлых книг в русской литературе. Если у вас сложилось впечатление об этой великой литературе, как о тяжеловесной и устрашающей, то именно пушкинская проза легко развеет его. И в то же время, вещь эта удивительно глубокая и философская – если вам будет угодно копнуть ее метафизический смысл. Пушкин читателя не насилует «проклятыми вопросами», ни к чему не принуждает и, как говорят сегодня, «не грузит». Но всегда дает простор для размышлений. Как? Ну, например, в «Капитанской дочке» огромный смысл несут в себе фольклорные вставки – сны, песни, пословицы, а также калмыцкая сказка о вороне.

Сюжет сказки и всего произведения

Повесть «Капитанская дочка» стала итогом большого пушкинского изыскания по истории пугачёвского бунта. Он написал не только внушительное историческое исследование «История Пугачева» — вполне официальное, в котором он безусловно осуждает бунтовщика, другого и быть не могло. Пушкин, как дворянин, мог лишь ужасаться стихии народного восстания и презирать ее. Рассказывают, когда ему показали кресло архиепископа, в котором сиживал Пугачев, думая, что это такой царский трон, Пушкин смеялся с презрением и брезгливостью над глупостью бунтовщика и кровопийцы.

К тому же, за историю пугачевского восстания поэт взялся, как известно, после восстания декабристов. Наверняка это было неспроста – он явно хотел исследовать тему русского бунта. Что ж, исследовал и вынес свой вердикт: «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». И он не лгал, не подлизывался к царю – он искренне верил в то, что все бунтовщики прокляты. Таков был Пушкин-дворянин…

Но если Пушкин-гражданин Пугачева осудил и проклял, посмеялся над ним, то Пушкин-поэт, Пушкин-творец его… понял. Понял и простил. Именно это мы видим в великой «Капитанской дочке».

Сюжет этой повести невероятен: юный дворянин Гринев случайно встречает Пугачева еще до того, как тот стал «царем Петром третьим», дарит ему свой заячий тулупчик, а потом вновь сталкивается с ним во время захвата Оренбургской крепости, уже как пленный. Пугачев, как бы страшен он ни был, с Гриневым ведет себя любезно, милосердно и… благодарно. Он помогает Гриневу спасти свою невесту и отпускает восвояси. А по дороге рассказывает ему калмыцкую сказку про орла и ворона.

Орел спросил у ворона, отчего тот живет 300 лет, а он, орел, 30. Ворон ответил – от того, что питается мертвечиной, орел же питается свежей кровью. Попробовал и орел питаться падалью, чтобы подольше прожить: клюнул раз, клюнул два, и так тошно ему стало, что решил – лучше 30 лет питаться свежей кровью, чем 300 лет падалью. Так в чем же смысл этой сказки?

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ИЗ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» «КАЛМЫЦКАЯ СКАЗКА» — презентация

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ИЗ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» «КАЛМЫЦКАЯ СКАЗКА»

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ: Из чего рождается наше отношение к герою и как формируется наша позиция ?

ЦЕЛЬ УРОКА: Понять, как формируется наше отношение к героям романа – Гриневу и Пугачеву – в процессе анализа конкретного эпизода «Калмыцкая сказка».

ЗАДАЧИ УРОКА: -Интерпретация. Что это такое? -Как можно интерпретировать эпизод «Калмыцкая сказка»? -Какие ценности лежат в основе той или иной интерпретации позиции героев романа? -Какова авторская позиция? -Какой ценностный выбор я сделаю?

Предлагаю подумать, как мы поймем, что достигли цели?

1 ЭТАП. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Интерпретация. Что это такое? Можем ли мы не интерпретировать? Формирует ли интерпретация текста мой ценностный мир?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ от лат. interpretatio в широком смысле — истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык — Метод литературоведения: истолокование смысла произведений в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. — Индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения: интерпретация роли актёром, режиссером, пианистом — музыкального произведения и т. п.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ГРИНЕВА Ничтожный бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны … принадлежат к резким недостаткам повести. (В.Г.Белинский) Среди людей особенно привлекают Пушкина ясные, добрые, бесхитростные души, незаметные герои и героини (Гринев, капитан Миронов и его дочь). Они служат для него оправданием его веры в благой смысл жизни. (Ю.Айхенвальд)

О ДРУГИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Художественная интерпретация – отклик на произведение Пушкина – в других произведениях искусства (фильмы, спектакли, мультфильмы, поэзия и т.д.).

Сергей Есенин Марина Цветаева Драматическая поэма Статья «ПУГАЧЕВ» «ПУШКИН И ПУГАЧЕВ»

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА апрвпоо СКАЗКА БАСНЯ ПРИТЧА Мораль четко сформулирована, является жанровообразующим элементом. «У сильного всегда бессильный виноват». Мораль не сформули- рована, но в подтексте сказки всегда есть урок. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Мораль не сформули- рована.ее каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Возможны разные интерпретации

ПРИТЧА «Не относитесь к притче пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина» Агада (Сборник восточных сказаний и притч)

2 этап. Интерпретация эпизода «Калмыцкая сказка» «Калмыцкая сказка»

РОМАН А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ОТРЫВОК ИЗ 11 ГЛАВЫ «МЯТЕЖНАЯ СЛОБОДА» «КАЛМЫЦКАЯ СКАЗКА» ( Пугачев) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон- птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! Какова калмыцкая сказка? (Гринев) Затейлива, отвечал я ему. Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню…

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 1 ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ «КАЛМЫЦКОЙ СКАЗКИ» Переведите текст этой притчи с образного языка на понятный, простой язык. Если бы Вам эта притча встретилась сама по себе (в жизни, не в романе), как бы Вы её объяснили? Подберите иллюстративные примеры к позиции «орла» и «ворона», обратившись к литературным произведениям, биографиям известных людей, художественным фильмам и т.п.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 2 ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ «КАЛМЫЦКОЙ СКАЗКИ» Переведите текст этой притчи с образного языка на понятный, простой язык. С кем из героев притчи себя соотносит Пугачев? Представьте себя на месте Пугачева, подберите крылатые выражения, описывающие позицию Пугачева и аргументы в защиту его позиции.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 3 ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ «КАЛМЫЦКОЙ СКАЗКИ» Переведите текст этой притчи с образного языка на понятный, простой язык. Представьте себя на месте Гринева. Какой смысл вкладывает Гринев в свой ответ Пугачеву? Подберите крылатые выражения, описывающие позицию Гринева и аргументы, защищающие его позицию.

3 ЭТАП. КАКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЗИЦИИ ГЕРОЕВ РОМАНА?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1. О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. (Откровение, гл. 3) 2. Блаженны кроткие (Мф. 5:5) 3. Претерпевший до конца спасется (Мф. 10:25) 4. Легенда о Кудеяре 5. Верный в малом и во многом верный, а неверный в малом – неверный и во многом. (Лук., 16:10) 6. Как можно не противиться злому, как защититься от злодеев, если злу не противостоять (Мф. 5:39) 7. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Римл.12:21)

ЛЕГЕНДА О КУДЕЯРЕ Рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: рассказывает о том, что в пожилом возрасте предводитель шайки разбойников Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было сказано перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он тратил на это годы и годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана и в этот момент дуб рухнул сам собой.НекрасоваКому на Руси жить хорошо

4 ЭТАП. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЗВУЧИТ В СЛОВАХ ГРИНЕВА: Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! …Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.

ОБ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ « Сам способ превращения исторических героев в рупор авторских идей был Пушкину глубоко чужд » Ю. Ло Ю.Лотман Об авторской позиции

ОБ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ «Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей» Ю.Лотман

Автор – носитель особой точки зрения на мир, на события, и на самого рассказчика. Гринев – свидетель и летописец. Пушкин – гений, обобщающий рассказанное. В результате читатель понимает больше рассказчика Гринева – ему доступнее образная иносказательность романа и его особенная поэтическая сила.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

ОБЕРНЕМСЯ НАЗАД Можем ли мы считать, что цель урока достигнута? Насколько эффективна была наша работа? Что нам помогало в достижении цели?

ЦЕЛЬ УРОКА: Понять, как формируется наше отношение к героям романа – Гриневу и Пугачеву – в процессе анализа конкретного эпизода «Калмыцкая сказка».

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Что особенного было на этом уроке? Что я понял благодаря этому уроку?

. ОТРЫВКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.С.ПУШКИНА — «Деревня» (1819) Учуся в Истине блаженство находить Свободною душой Закон боготворить… «Поэту» Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум… «К снегирю» Прав ты, прав, о сын природы, Вольным всюду жизнь сладка: Где не светит луч свободы Хлеб постыл там, соль горька! «К Чаадаеву» (1821) Поспорим, перечтем, посудим, побраним, Вольнолюбивые надежды оживим…» «Кавказский пленник» Свобода! Он одной тебя Еще искал в пустынном мире Отступник света, друг природы Покинул он родной предел, И в край далекий полетел С веселым призраком свободы.

Как Вы думаете, в каких ситуациях в жизни может пригодиться опыт такого выбора?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Поэт издалека заводит речь, Поэта далеко заводит речь. Марина Цветаева Подумайте над этими строчками. Как бы вы объяснили их в контексте нашего урока? Эссе «Что бы я ответил Пугачеву на вопрос «Какова Калмыцкая сказка?»

Смысл сказки об орле и вороне

Мы понимаем, что Пугачев сравнивает себя с орлом. Почему? Потому, что решился на бунт и убийство. Он словно питается свежей кровью, захватывая крепость за крепостью. Знает ли он, что преступил закон христианский и государственный? О да! Понимает ли, какой конец его ждет? Да, Пугачев прямо отвечает, что готов к ранней смерти, к погибели и поражению. Хотя и не оставляет надежды дойти до Москвы. Но Пугачев – умный мужик, мы видим это на протяжении всей повести. Он знает, что его богатырский размах будет остановлен. И все равно готов идти – к победе или к поражению.

Ведь мог же он жить как все – служить, смиряться, терпеть. Так, пожалуй, и протянешь подольше – хоть в унижении, зато в целостности. Но человеку пугачевской закваски страшно не дать выхода дремлющим в нем силам. Он может быть счастлив, только преступая убогие правила той жизни, с которой, вроде бы, обязан смириться. И за свою свободу, за право пожить сполна, а не как таракан за печкой, вечно трясясь от страха и превращаясь в ту самую падаль, он согласен заплатить жизнью. И не только своей… Таков истинный смысл сказки о вороне и орле.

Источник

Удивительная повесть Пушкина «Капитанская дочка» — одна из самых увлекательных, остросюжетных и неожиданно светлых книг в русской литературе. Если у вас сложилось впечатление об этой великой литературе, как о тяжеловесной и устрашающей, то именно пушкинская проза легко развеет его. И в то же время, вещь эта удивительно глубокая и философская – если вам будет угодно копнуть ее метафизический смысл. Пушкин читателя не насилует «проклятыми вопросами», ни к чему не принуждает и, как говорят сегодня, «не грузит». Но всегда дает простор для размышлений. Как? Ну, например, в «Капитанской дочке» огромный смысл несут в себе фольклорные вставки – сны, песни, пословицы, а также калмыцкая сказка о вороне.

Смысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)

Сказка про орла и ворона рассказывается Пугачевым в конце 11 главы повести, во время очередной встречи «новоявленного царя» с Гриневым. Главные герои ехали в одной кибитке в Белогорскую крепость спасать Машу Миронову от Швабрина. Во время поездки между ними завязался разговор о восстании, о дальнейшей судьбе Пугачева. Гринев советует ему повиноваться воле государыни и сдаться на ее милость. В ответ на это Пугачев рассказывает собеседнику сказку про орла и ворона. Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную. Первое в этом случае символизирует орел, живущий 30 лет и питающийся живой кровью, второе – ворон, которые в течение 3 веков довольствуется мертвячиной. Орел в этой сказке попытался пожить, как ворон, но не смог и сделал вывод, что «лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Пугачев, рассказывая эту сказку, хотел выразить свою точку зрения на организованное им восстание, да и не только на восстание, а на всю свою жизнь. Безусловно, что Емельян, имея в виду орла, говорил о самом себе. «А там, что бог даст!» — так ответил он Гриневу, когда тот намекнул на неизбежную казнь. Главное для Пугачева – не сидеть сложа руки и не смиряться с действительностью, а действовать, бросать вызов существующему строю. И пусть этот вызов заранее обречен на провал, но определенные изменения в обществе все же произойдут, власть обратит внимание на то, что народ слишком угнетен крепостным правом. Назначение Пугачева – повести за собой других людей, выразить протест и достойно погибнуть. Да, жизнь его коротка, но насыщена «кровью». Емельян не остается в стороне, а становится предводителем восстания. По-иному воспринял эту сказку Гринев. Он видит, к чему привели военные действия, что люди в Оренбурге голодают, что незаслуженно погублено много жизней. Для Гринева убийство, разбой и насилие и есть мертвячина, а не «живая кровь». Он не видит разницы между орлом, который убивает, и вороном, который питается падалью. Гринев считает восстание бессмысленным, и прежде всего, ему жалко Пугачева, ведь в конце концов того ожидает виселица. А молодой человек успел подружиться с предводителем, увидеть в нем не жестокого тирана, а человека, добрее и лучше того же Швабрина. Таким образом, Пугачев и Гринев не поняли друг друга, но каждый выразил свою точку зрения. Пушкин подчеркивает это следующей фразой: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления».

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» никогда не перестанет удивлять читателей: настолько интересны характеры героев, описанные события, в основе которых лежат реальные исторические факты. Гений Пушкина поистине велик: в повести каждая деталь несет огромную смысловую нагрузку. Интересны в этом отношении эпиграфы, которые автор подбирает к главам. Некоторые из эпиграфов словно призваны объяснять содержание главы. Другие носят явно сатирический характер. Однако большинство эпиграфов направлено на то, чтобы как можно полнее раскрыть характер героев. Ту же функцию выполняет и включенная в повествование калмыцкая сказка, которую рассказывает Пугачев Гриневу.

«С диким вдохновением» предводитель казаков рассказывает сказочную историю:

Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

Пугачев, конечно, ассоциирует себя с орлом. Однако Гринев также не признает в себе ворона. Для него «жить разбоем», подобно Пугачеву, как раз и есть «клевать мертвечину». Таким образом, мы видим, что каждый из героев хотя и сопоставляет себя с одним и тем же сказочным персонажем, но имеет свои представления о том, кто есть «орел», и твердые убеждения в правильности выбранного ими пути.

Емельян Пугачев как личность вызывает огромный интерес. Безусловно, он человек неординарный. Его образ в «Капитанской дочке» — героический и величавый. Зная нужды и горести всей «черни бедной», к каждой из её групп Пугачев обращался с особыми лозунгами и указами. Казаков он жаловал не только рекой Яик со всеми её угодьями и богатствами, но и тем, в чем нуждались казаки: хлебом, порохом, свинцом, деньгами, «старой верой» и казацкими вольностями. Обращаясь к крестьянам, Пугачев жаловал их землями и угодьями, волей, освобождал от власти помещиков, которых призывал истреблять, от каких бы то ни было обязанностей по отношению к государству, обещал им вольную казацкую жизнь. Он обладает способностью вести за собой людей — в рядах его войск не только беглые каторжники, но и простые крестьяне. Пугачев изображен как человек, не лишенный благородства и даже доброты, достаточно вспомнить, как он поступил по отношению к Петру Гриневу и Маше Мироновой. Он не без уважения относится к выбору Гринева, к его убеждениям. Пугачев способен ответить добром на добро, помня о даренном Гриневым заячьем тулупе, он делает Петру ответное добро, гораздо большее по значению.

Однако все это не оправдывает совершенных Емельяном Пугачевым злодеяний. Его жизненная философия — подобно орлу, раз напиться крови, а дальше, будь что будет — приводит к тому, что он следует этим убеждениям практически в буквальном смысле. Пугачевым и его войском было пролито немало неповинной крови таких людей, как капитан Миронов. Во имя чего? Во имя свободы, которую они обещали «черни»? Вряд ли. Будь это так, Пугачев бы имел определенную программу дальнейших действий, но само будущее представлялось ему и его соратникам как-то туманно в виде казацкого государства, где все были бы казаками, где не стало бы ни налогов, ни рекрутчины. Ложь, убийства, порок — это то, что сопровождает бунт Пугачева. Здесь сравнение с орлом уже неуместно, это скорее, говоря словами сказки, «клевать мертвечину».

На мой взгляд, Пугачев не способен оценить объективно свои действия. Погрязнув в убийстве, грабежах и разбоях, которыми сопровождался бунт, предводитель казаков приобрел искаженное представление о подлинном героизме, который совершается человеком во имя какой-либо цели. Обладая беспримерным мужеством, Пугачев тем не менее не выглядит радетелем за народное благо, а следовательно, его героизму грош цена. Провозглашая высокие идеи, Пугачев на самом деле приносит много горя не только «верхушке», против которой он выступал, но в большей степени простым людям, оказавшимся в поле его «деятельности».

Гораздо ближе и понятнее однозначная в восприятии жизненная позиция Петра Гринева. Честный дворянин, он даже перед лицом близкой смерти остается верен своим убеждениям. Ни тени сомнения не возникает у него по поводу собственной веры. Гринев остается тверд в своем слове, присягнув на верность государыне, никакие жизненные обстоятельства не заставят его отступиться. Он, как и Пугачев, человек мужественный. Даже, на мой взгляд, его мужество гораздо большее, чем Пугачева — он рискует собственной жизнью ради спасения любимой. Чтобы не запятнать имя Маши Мироновой, он готов принять и смерть и бесчестие (по наговору Швабрина его собираются казнить как предателя). Если говорить о том, насколько применим один из образов калмыцкой сказки к личности Петра Гринева, то, конечно, образ орла ему ближе. Только образ этот истолковывается им иначе. Для Гринева «клевать мертвечину» — стать предателем, изменить клятве, изменить самому себе. Для него, как и для сказочного орла, лучше прожить короткую жизнь, но достойную.

Таким образом, включенная в художественную ткань калмыцкая сказка является одним из источников к пониманию характеров персонажей, их различной жизненной позиции, которая диктует героям определенную линию поведения.

Читаемое в разделе:

  • Сочинение на тему: «В чем трагедия Онегина»
  • Лирика А.С. Пушкина. Сочинение.
  • Был ли счастлив мой Евгений? Сочинение по роману «Евгений Онегин»
  • «А счастье было так возможно…» по роману «Евгений Онегин»
  • Особенности драматургии Пушкина А.С.
  • Почему Германн сошел с ума? Сочинение по повести «Пиковая Дама»
  • Духовная эволюция героя в романе «Евгений Онегин»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Творчество А.С. Пушкина в Болдине
  • «А счастье было так возможно…» по роману «Евгений Онегин»
  • Почему Германн сошел с ума? Сочинение по повести «Пиковая Дама»
  • «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни»
  • Автор в системе художественных образов романа «Евгений Онегин»
  • Философская лирика Пушкина

Новые материалы раздела:

  • Политическая лирика А.С. Пушкина
  • Три круга дворянства в романе «Евгений Онегин»
  • Образ Емельяна Пугачева (по роману «Капитанская дочка»)
  • Наказанием или благом обернулась для Пушкина ссылка в Михайловское
  • Дуэль Онегина с Ленским. Анализ эпизода романа «Евгений Онегин»

О чём говорится в сказке, рассказанной Пугачёвым

В кибитке на зимней дороге, ведущей в Белогорскую крепость, происходит разговор, в котором приоткрывается будущая судьба и истинные мысли предводителя Крестьянской войны. На вопрос Гринева о смысле и цели восстания, Пугачёв признаёт, что оно обречено на поражение. Он не верит в преданность своих людей, знает, что они предадут его в удобный момент для спасения своих жизней.

На предложение сдаться властям, разбойник, точно маленькому ребёнку, рассказывает Гриневу сказку о вороне и орле. Смысл её в том, что орёл, желая жить 300 лет, просит у ворона совета. Ворон предлагает орлу не убивать, а есть падаль, как это делает он.

Сюжет сказки и всего произведения

Повесть «Капитанская дочка» стала итогом большого пушкинского изыскания по истории пугачёвского бунта. Он написал не только внушительное историческое исследование «История Пугачева» — вполне официальное, в котором он безусловно осуждает бунтовщика, другого и быть не могло. Пушкин, как дворянин, мог лишь ужасаться стихии народного восстания и презирать ее. Рассказывают, когда ему показали кресло архиепископа, в котором сиживал Пугачев, думая, что это такой царский трон, Пушкин смеялся с презрением и брезгливостью над глупостью бунтовщика и кровопийцы.

К тому же, за историю пугачевского восстания поэт взялся, как известно, после восстания декабристов. Наверняка это было неспроста – он явно хотел исследовать тему русского бунта. Что ж, исследовал и вынес свой вердикт: «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». И он не лгал, не подлизывался к царю – он искренне верил в то, что все бунтовщики прокляты. Таков был Пушкин-дворянин…

Но если Пушкин-гражданин Пугачева осудил и проклял, посмеялся над ним, то Пушкин-поэт, Пушкин-творец его… понял. Понял и простил. Именно это мы видим в великой «Капитанской дочке».

Сюжет этой повести невероятен: юный дворянин Гринев случайно встречает Пугачева еще до того, как тот стал «царем Петром третьим», дарит ему свой заячий тулупчик, а потом вновь сталкивается с ним во время захвата Оренбургской крепости, уже как пленный. Пугачев, как бы страшен он ни был, с Гриневым ведет себя любезно, милосердно и… благодарно. Он помогает Гриневу спасти свою невесту и отпускает восвояси. А по дороге рассказывает ему калмыцкую сказку про орла и ворона.

Орел спросил у ворона, отчего тот живет 300 лет, а он, орел, 30. Ворон ответил – от того, что питается мертвечиной, орел же питается свежей кровью. Попробовал и орел питаться падалью, чтобы подольше прожить: клюнул раз, клюнул два, и так тошно ему стало, что решил – лучше 30 лет питаться свежей кровью, чем 300 лет падалью. Так в чем же смысл этой сказки?

Кто такой Пугачёв, описанный Пушкиным в «Капитанской дочке»

Зловещий и загадочный персонаж Емельян Пугачёв – реальная историческая личность. Этот донской казак стал предводителем Крестьянской войны в 70-х годах XVIII века. Он объявил себя Петром III и при поддержке казаков, недовольных существующей властью, поднял восстание. Некоторые города принимали мятежников с хлебом и солью, другие защищались из последних сил от вторжения бунтовщиков. Так, город Оренбург пережил изнурительную осаду, длившуюся полгода.

В чём смысл калмыцкой сказки Пугачёва ясно тем, кто знает о пугачевском бунте

В октябре 1773 года пугачевское войско, к которому присоединились татары, башкиры и калмыки, подошло к Оренбургу. Действие 11 главы повести «Капитанская дочка», в которой описан разговор Гурьева с Пугачёвым, разворачивается в ту страшную зиму оренбургской осады.


4

В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку?

Как вы понимаете её иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя? Дайте развернутый текст

1 ответ:



0



0

Калмыцкую сказку рассказывал Пугачев главному герою Петру Гриневу, когда последний предложил Пугачеву сдаться императрице. 
Под персонажами сказки- вороном и соколом- подразумеваются люди ( Пугачев- сокол ). 
Иносказательный смысл- иногда лучше прожить меньше, но лучше, чем жить долго и неинтересно. 

Читайте также

«золушка»
Мачеха и её дочери заставляли работать на себя и только на себя,при этом не иметь своих потребностей. 
если ещё вспомню,скажу 

Здесь говорится о старике Хоттабыче любое желание мальчика Вольки

<span><span>ВасяВалек</span><span>Место жительстваГородской житель.Живет в подземелье в так называемом дурном обществе.</span><span>ХарактерДобрый, честный, смелый, всегда выполняет обещанное. Мальчик милосердный, сострадательный, самоотверженный и заботится о других. Сорванец. Беззаботный и задорный.Задумчивый, грустный. Солидный парень, характер взрослого мужчины, серьёзен, угрюмый.</span><span>Внешний видУхоженный, всегда выглядит хорошо.Высокий, худой и тонкий, одет в грязные вещи. Постоянно держит руки в карманах. Его черные кучерявые локоны лохматятся над темным задумчивым взглядом.</span><span>СемьяМать умерла, живет с сестрой и отцом. Отец судья при деньгах, не уделяет должного внимания детям. Считает, что отец не любит их и что он нехороший. Ему недоставало любви близких, никто не обращал на него внимание.Живет бедно с сестрой Марусей. Считает отца товарищем, который очень любит своих детей, он даже иногда плакал, целуя их. Вместе со своим отцом считает судью лучшим человеком в городе. Заботится о сестре. В семье царили дружеские взаимоотношения.</span><span>Изменение жизни после встречиСтал более терпеливым, начал проявлять сострадание к Марусе. Понял, что люди не всегда совершают плохие поступки по своей воле. Понял, что есть люди гораздо беднее его. Увидев сложность жизни, начал думать о человеческой верности и любви, а также о справедливости. После смерти Маруси понял значение слова смерть. Осознал что не все воры плохие. Понял, что несмотря на недостаток внимания со стороны отца, он всё же хороший человек.Жизнь практически не изменилась.</span><span>ОбщееУмерла мать, любят своих сестер, их отцы очень угрюмы. Мальчики несчастны.</span><span>Отношение к воровству с семьиСчитает, что может взять булку у отца, и он не обратит все равно внимание, а так, как не заметит пропажи – не накажет его, но он никогда бы не украл у чужих, считает это преступлением.Думает, что, так как его семья бедна, забирать последнее стыдно и бессовестно.</span><span>Наличие денегНикогда не имел недостатка одежды и еды.Всегда голоден, как и его семья, ему не хватало денег на жизнь.</span><span>Цель в жизниХочет быть полностью свободным.Сберечь сестру и выжить.</span><span>Отношение к сестре: цитаты«Сестре Соне было четыре года. Я любил ее страстно»«… принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда-нибудь, приберегая для сестры».</span><span>Цитаты«С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».«Я не знал еще, что такое голод… »<span>«Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких коротких штанишек».«Валек вообще очень солидный и внушавший мне уважение… » 

или просто      </span></span></span>http://resoch.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-vasi-i-valeka-v-tablice/

Эм, Митрофан избалованный, злой, нахальный, не хочет учится, не слушается и т.д. Что бы ты ему на<span>писал?  

</span>

А.С. Пушкин написал стихотворение «Туча» в 1835 году. Скорее всего, он просто любовался природой после шумной грозы и увидел одинокую тучу, плывущую по уже ясному небу. Эта одинокая туча сподвигла его к написанию замечательного стихотворения.

«Туча» состоит из трех катренов. В первом катрене происходит кульминация. Автор говорит о туче, которая в одиночестве плывет «по ясной лазури». Здесь чувствуется уныние и тоска. Даже туча бросает «унылую тень». Присутствует много эпитетов, которые делают картину более живой и богатой.

Во втором катрене проявляется некая агрессия. Пушкин использует эпитеты, которые описывают прошедшую бурю. Кругом гроза, раскаты грома и даже землю он называет «алчной». Туча в восприятии автора это что-то пугающее, грозное, нехорошее, страшное. Хотя при этом она напоила «алчную землю» водой, т.е. принесла живительную влагу.

В третьем катрене автор как будто смилостивился над одинокой тучей. Он говорит ей, что уже хватит, довольно, пора ей уходить. Здесь чувствуется умиротворение. Только что Пушкин говорил о страшной непогоде, а в третьем катрене спокойно просит тучу уйти.

Все стихотворение наполнено эпитетами, метафорами и сравнениями. По литературному направлению его можно отнести к романтизму. Размер «Тучи» – четырехстопный амфибрахий. Если говорить о стопе, то здесь используется трехсложная стопа, в которой ударение на втором слоге. В стихотворении несколько рифмовок: перекрестная, гиперхолостая и смежная.

  • Как характеризует пугачева калмыцкая сказка рассказанная гриневу
  • Как характеризует машу автор в рассказе дубровский
  • Как фамилия наденьки сказка о потерянном времени
  • Как характеризует катерину рассказ о ее детской обиде
  • Как учиться митрофанушка в рассказе недоросль