Как хлеб к нам на стол попал рассказ 1 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья городского округа Павловский Посад Московской области

Классный час   на тему:  

«Как хлеб к нам пришел!»

( 1-4 классы)

                                                                                 Гвоздкова Елена Евгеньевна,

                                                                                 учитель начальных классов

Цели и задачи классного часа:

  1. Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека.
  2. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к труду и хлебу.

Оборудование: презентация «Хлеб всему голова», Плакат «Хлеб – всему голова»,

картинки, 50г хлеба,  батон и буханка хлеба, колоски пшеницы, карточки со слогами.

Ход классного часа.

В начале занятия учитель предлагает детям отгадать загадку:

Широко, а не море,
Золото, а не деньги.
Сегодня на земле,
А завтра на столе.

— Ребята, как вы думаете, что это? (Хлеб)

— Как вы понимаете слова «Широко, а не море, золото, а не деньги»? (Ответы детей)

— Правильно, ребята. Широки и необъятны поля хлебов на нашей земле. Ни конца, ни края не увидишь, если выйдешь в поле, и ценится на вес золота самый маленький кусочек хлеба. (Учитель показывает кусочек хлеба)

— А какие хлебобулочные изделия вы знаете? (Ответы детей)

— Всего известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

— Ребята, вы, наверное, обратили внимание на этот плакат. Кто прочитает, что здесь написано? (Читают:Хлеб – всему голова)

— Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

— Каждый из вас не менее 3 раз в день берёт в руки хлеб. Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется – всё нам кажется невкусным. Мы привыкли к нему, как к воздуху, порой даже не замечаем его и не думаем о нём.

— А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь он совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба? (Ответы детей)

— Правильно, ребята. Землю сначала надо вспахать, посеять в тёплую, мягкую землю крошечные зёрна, поливать и ухаживать за всходами, которые наливаются в колосья.  А вот в каждом колосе находится зерно, которое тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб. Зерно размалывают в муку, но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.

С элеватора зерно идёт на мельницу, где ковшовые транспортёры отправляют его сразу на верхний этаж для того, чтобы на своём обратном пути зерно прошло очистку от разных примесей по трубам, где очистительные приборы обрабатывают его. После зерноочистительного отделения зерно отправляют в размолочное.

Здесь зерно превращают в муку. Механические счета распределяют размолотое зерно на различные сорта муки и манную крупу. В цехах мельницы работает более 20000 машин. Видите, как облегчён труд людей. А раньше мельницы были водяные и ветряные. 

Мука с элеватора поступает на хлебозавод. На самом верхнем этаже специальные машины – роботы замешивают тесто. В большие сосуды сыпется мука, вода, молоко, дрожжи, раствор сахара и соли. Механические «руки» замешивают тесто. Этажом ниже тесто попадает на длительную машину, которая делит тесто на точно такие же куски, которые нужны для батонов. Далее тесто «отдыхает». Когда тесто достаточно облежалось, его отправляют в печь.

Хлебопекарные печи без огня и дыма. Это бесконечная стальная лента, на которой лежат куски теста. Лента движется очень быстро по кругу между трубами и горячим паром. Пока лента сделает полный круг – хлеб испёкся. Люди управляют только машинами. Лишь на один батон уходит 12 тысяч зёрен.

— Сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»:

Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» — спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» — человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.

— Скажите, о чём это стихотворение? (Ответы детей)

— Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)

— Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)

— Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

— К хлебу нужно относиться бережно. Брать хлеба столько, сколько сможешь съесть. А чёрствый хлеб не выбрасывать, а приготовить из него с мамой какое-нибудь блюдо, а их существует очень много.

— Кто из вас знает, какие блюда можно приготовить из чёрствого хлеба? (Сухари, печенье, торты)

— Ребята, знайте, что хлеб – труд миллионов людей. Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, пословицах.

— Какие пословицы о хлебе вы знаете? ( Хлеб бросать – силу терять. Хлеб – кормилец, хлеб – спаситель, сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь. Был бы хлеб, а зубы сыщутся. Не будет хлеба, не будет и обеда. Хлеб в пути не тягость.)

— Кто знает, какую помощь оказывают школьники в уборке урожая? ( Ответы детей)

Чтобы хлеб был вкусным каждый день у вас на столе, вы должны определить для себя чёткие правила пользования хлебом. Будьте бережливыми, цените труд взрослых и не забывайте, какой ценой нам достаётся хлеб.

Далее учитель предлагает детям игровой и познавательный материал.

Загадки.

Он – не мяч и не клубок,

Маленькое, сдобное

Он – румяный … (Колобок)

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем.

В землю тёплую уйду,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких, как я,

Лежит Емеля на печи,

Будет целая семья! (Зерно)

Жуёт Емеля … (калачи)

Что на сковороду наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают? (Блин)

  Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены   позолочены, ставни заколочены.

Золотист  он и усат, в ста карманах сто  ребят.

Ходит  дом ходуном на стебле золотом. (Колосок)

      Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился.

А когда обмолотился, он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место.

Вырос он под самым небом, а пришел на стол он … (Хлебом)

Скороговорки

  1. Испекла Иришка
    Куклам по коврижке.
    Нравятся коврижки
    Гришке и Маришке
  2. Пекарь пёк калачи в печи.

Буква потерялась

*улка, *у*лик, *аранка, *атон (Потерялась буква «Б»)

Игра в слова

Из данных слогов составить слова – названия хлебобулочных изделий.

БУБ, КУ, КА, ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ, БА, КА.(Бублик, кулич, калач, батон, булка)

Итог.

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

4. Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет.
(Комбайн)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай.
(Плуг)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом

 (Колос)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

5. Учитель.  Как нужно относиться к хлебу?

Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба  — тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они ее не покупали-            

Нашли за домом во дворе,      

С земли ее не поднимали,

И вот она уже в игре…  

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и взглянул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.    

Потом.насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

— Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол,

— Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель:  Я надеюсь, среди вас таких «пареньков» нет.

6.  

Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. — Почему один хлеб черный, другой – белый? ( Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб — голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков : служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г ) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем не знаком.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

На ваших и наших семейных столах.

7. Пазлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

8. Учитель.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб — батюшка, хлеб — кормилец остаётся самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он — неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

— У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине очень популярнапаляница.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.

    Слава миру на земле!

    Слава хлебу на столе!

    Вот он, хлебушко душистый,

    С хрусткой корочкой  витой.

    Вот он тёплый, золотистый,

    Словно солнцем налитой!

Учитель: А теперь всех приглашаем за стол!


8

Подготовь рассказ на тему как хлеб к нам на стол пришел проиллюстрируй свой рассказ

1 ответ:



0



0

Прежде чем хлеб попадает к нам на стол, он проходит очень долгий путь.

Первыми на поля выходят тракторы. Трактористы пашут землю и готовят её под посев зерна.  

Затем в поля выходят сеялки, и зерно попадает в землю.

Когда  колосья  становятся  золотыми, на поля выходят комбайны.  Комбайнёры срезают  колосья  и  вымолачивают  из  них  зёрна, и на поля приезжают большие грузовые машины, в которые зерно сыплется  по  длинному  рукаву. 

Грузовики  везут  зерно  на  ток,  где  зерно  очищается,  просушивается.  После этого  зерно  везут  в специальные сооружения, которые называются  элеваторами, там зерно хранится. 

Затем зерно поступает  на  мукомольные  заводы,  или на «мельницу», и превращается в муку.

Вот теперь муку доставляют  в  пекарни или на хлебозаводы,   и там  пекари пекут хлеб.

Теперь готовый хлеб попадает на прилавки магазинов, а затем к нам на стол.

Вот такой путь проходит хлеб, чтобы порадовать нас своими вкусностями.

Профессии, которые участвуют в этом процессе:

тракторист

комбайнёр

шофёр

агроном

работники тока, элеватора и мукомольных заводов

пекарь

продавец

Читайте также

Гора Торатау — один из четырех знаменитых шиханов (гор) в Башкортостане, пожалуй, наиболее красивый и мощный из них. Складывается ощущение, что перед тобой не просто шихан, а настоящий хозяин той земли, где ты находишься.

toratau-tratau-shihan-sterlitamak_83

Как доехать до горы Торатау

Стерлитамак и Ишимбай — совсем рядом. И хотя принято говорить, что шиханы находятся рядом со Стерлитамаком (в 20 километрах ), я бы уточнил, что Ишимбай к ним гораздо ближе — всего в 12 километрах.

Доехать до Торатау можно из Уфы автобусом до Стерлитамака или Ишимбая (с автовокзала «Южный» на ул. Рихарда Зорге, 13 автобусы ходят довольно-таки часто. Вот телефоны справочной службы: 223-06-08, 223-37-74, код города Уфы — 3471), или на личном автотранспорте по маршруту Уфа — Урман-Бишкадак (145 км пути). Направление движения — Оренбург. Если вы двигаетесь по трассе М5, то нужно свернуть на Стерлитамак (на аэропорт), не доезжая до самой Уфы

Ярославль был основан в 1010 г., 1071 г. было первое упоминание.
Владимир был основан в 990 г., 988 г. 1 упоминание.
Суздаль был основан в 999 г., 1024 г. 1 упоминание.
Ростов Великий был основан в 862 г. и 1 упоминание.
<span>Переславль-Залесский был основан в 1152 г., 906 г. 1 упоминание.</span>

Кубань в эпоху каменного века

Пять тысяч веков назад — предположительно, именно тогда появились на Кубани первые люди. Двигаясь с юга, из Передней Азии, через горы Кавказа, они постепенно заселили Северо-западный Кавказ. Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Наиболее древняя из них — на реке Уруп, среди более поздних — всемирно известные Ильские, где были найдены следы самого древнего человека Кубани, искусственного жилища. Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс. до н. э.) века — мезолита и новокаменного — неолита (VIII-V тыс. до н. э.) известно немного, но они свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. На Западной Кубани от Тамани до Сочи, сохранились дольмены — каменные гробницы.

Известны четыре типа дольменов, с 25 до 14 века до н. э. — время жизни этой культуры.

а) Плиточный — обычный распространенный тип – стены перекрестные, пол представляет собой отдельные плиты.

б) Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенные из более мелких плит и камней.

в) Корытообразные сооружения – т. е. выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.

г) Монолиты – полностью вместе с крышей высечены в скале.

Кубань в эпоху меди и бронзы

VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н. э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Племена катакомбной культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. Захоронение происходило в особых камерах, катакомбах. Племена срубной культуры занимались так же земледелием и скотоводством. Хоронили людей в подкурганные могильные ямы, укрепленные деревянными срубами и перекрытыми бревнами. Из Месопотамии в III тыс. до н. э. и принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, металлургию. У них уже выделилась родовая знать, о чем свидетельствуют богатые захоронения под курганными насыпями. Северными соседями оседлых майкопских племен были скотоводы-кочевники — племена ямной культуры, оставившие тысячи курганов, под которыми в простых могильных ямах, с небольшим количеством вещей, они хоронили соплеменников. А по Черноморскому побережью обитали племена дольменной культуры, хоронившие умерших в каменных гробницах — дольменах. Во II тыс. до н. э. «ямников» сменяют новые скотоводческие племена катакомбной культуры (катакомба — это яма, в одной стене которой вырыта пещерка для умершего), а с середины II тыс. до н. э. их теснят племена срубной культуры (могильную яму они укрепляют срубом из бревен). В Закубанье в это время из потомков майкопских племен и племен дольменной культуры складывается Северо-Кавказская археологическая культура. Во II тыс. до н. э., в период бронзового века, Кубань становится зоной контактов различных археологических культур, могущество которых зависело от металла, поступающего с Северного Кавказа.

Интересные факты о спортсменах у которых  развита сила и ловкость

там всего несколько строчек)))

Лионель Месси-аргентинский футболист.считают,что когда он отрывается от земли на бегу,его мощность больше, чем у мчащегося гепарда 

Усэйн Болт- ямайский легкоатлет,  шестикратный олимпийский чемпион и 11-кратный чемпион мира.Болт бегал очень быстро с детства.Болт часто водит машину босиком. Так ему нравится.

<span>Николай II едва не передал престол старшей дочери Ольге.
</span>Николай принял престол в Крыму<span>.
</span><span>Редко говорят о том, что Николай II стал первым глобальным миротворцем. В 1898 году с его подачи была опубликована нота о всеобщем ограничении вооружения и разработана программа международной мирной конференции. </span>

Детям о хлебе: материалы для занятий с детьми, познавательные видео, рассказы, развивающие задания.

В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.

Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.

Детям о хлебе

Давайте познакомим наших малышей с хлебом, расскажем о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомим с профессиями людей, которые для нас выращивают хлеб.

В этой статье Вы найдете материалы для проведения домашней тематической недельки о хлебе, занятий о хлебе в детском саду или в детском центре:

  • рассказ в картинках «Как выращивают хлеб»,
  • два коротких занимательных познавательных видеофильма для малышей,
  • упражнения для развития речи,
  • сказки и рассказы, стихи и загадки о хлебе.

Дополнительный материал к статье — загадки о злаках Вы найдете в статье «Загадки»

Материалы рассчитаны не на один день занятий с детьми, а на изучение темы по маленьким «кусочкам». Например, в один день можно прочитать и обсудить рассказ «Хлеб». В другой день – посмотреть познавательное видео «Как растет пшеница» и разыграть сказку – инсценировку. В третий – поиграть с пословицами о хлебе и т.д.

Все малыши разные, поэтому в статье даны разные задания, чтобы можно было их  подобрать по возрасту, полу, интересам ребенка.

Часть 1. Загадки о хлебе

Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите малышу отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку.

1.1. Загадка о хлебе для детей 4-5 лет и старше

«Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»

Ребенка, начиная, с 4 лет нужно учить доказывать свою точку зрения, находить аргументы и ответы на провоцирующие вопросы, отстаивать свое мнение корректно и тактично. А для этого мы будем задавать проблемные провоцирующие вопросы.

  • Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб?
  • После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».
  • Если ребенок  согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:)), то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!

1.2. Загадка о хлебе для детей 6-7 лет и старше

Попросите ребенка отгадать, что за сюрприз  Вы для него подготовили, что это за чудо. И прочитайте стихотворение – загадку.

«Чудо. Лев Квитко.
Зернышко-крошку всю зиму хранил,
В рыхлую землю весной посадил.
Чудо случилось, наверное, с ним.
Зернышко стало  живым и большим.
Зернышко-крошка лежало в земле,
Лежало, согрелось, разбухло в тепле.
Сначала разбухло, потом проросло.
Тонким росточком на грядке взошло.
Чубик завил этот слабый росток,
Выкинул перышки нежный листок.
Ну, разве не чудо, что чубик такой
Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!
Он землю буравил, он лез напролом,
Он к свету и солнцу пробился с трудом.
А над землею – опять чудеса:
Что-то растет не по дням – по часам.
Зернышка нет и в помине давно.
Не угадаешь, чем стало оно? «

Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким строчкам из загадки он догадался?

Часть 2.Как хлеб на стол пришел: рассказ для детей в картинках и заданиях

Спросите ребенка: откуда  берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?

Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.

2.1. Как растет пшеница и рожь? 

Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)

Пшеница и рожь. Сравнение.

После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.

Видео для детей «Как растет пшеница?»

Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:

  • где растет пшеница?
  • сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
  • как называются люди, которые выращивают хлеб,
  • как люди убирают урожай хлеба,
  • как раньше люди выращивали хлеб.

После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:

  • что его больше всего заинтересовало в фильме,
  • чем он хочет поделиться с папой, друзьями,
  • что его удивило в этом фильме,
  • что новое он узнал.
  • Задайте уточняющие вопросы по содержанию видеофильма. 

Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.

Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь  

Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.

Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»).  Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий  и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!

С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.

2.2.  Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб? 

Детям о тракторе 

Особенно интересен этот материал для мальчиков!

Расскажите ребенку, что раньше машин не было и  хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может  быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.

Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).

Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).

Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.

Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.

kak mashiny pomogaiut ubirat khleb

Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.

Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).

У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.

Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.

Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья! 

Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.

Борона и плуг

Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.

После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.

И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!

Как машины помогают людям выращивать хлеб

Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.

Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.

Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».

 Детям о комбайне и комбайнерах. Веселое познавательное видео для малышей

Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».

Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:

  • что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
  • как устроен комбайн и как он работает?
  • какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?

Вот и получен урожай зерна!  Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.

Кто всегда в заботе?
Тракторист в заботе.
Поле он лелеет,
пашет он и сеет.
Кто всегда в заботе?
Кто всегда в заботе?
Грузовик в заботе.
Возит удобренья,
Чтоб росли растения.
Кто всегда в заботе?
Дождичек в заботе.
В поле он прольется,
Колосок напьется.
Кто всегда в заботе?
Комбайнер в заботе.
Рожь он убирает,
Отдыха не знает.
Кто всегда в заботе?
Хлебопек в заботе.
Мастер он искусный,
Хлеб печет он вкусный.
Кто забот не знает?
Рейн и Майн не знает?
Хлебушка поели
И повеселели:
«Спасибо!» Хельо Мянд.

Часть 3. Бережем хлеб

Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»: 

  • Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
  • Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
  • Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. 

Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе. Развиваем речь – рассуждение

Попросите ребенка (в возрасте  5 лет и старше) объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.

Детям 6- 7 лет и старше можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего выполнить это речевое упражнение в игре. Моя любимая игра, которую обожают мои маленькие ученики – игра в «Мост»

  • Нарисуйте мост через речку на листе бумаги. Мостом будет дорожка из 5 прямоугольников . Каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из строительного набора.
  • Задача ребенка или группы детей – перебраться на другой берег реки. А для этого нужно подобрать 5 доказательств – ответов на вопрос: «Почему так говорят?»
  • Дайте ребенку 5 кирпичиков из строительного набора. Каждый кирпичик в игре будет накладываться  на прямоугольник моста, поэтому должен быть абсолютно одинакового размера с ним.
  • Ребенок начинает подбирать доказательства. Вы помогаете ему наводящими вопросами, или наоборот задаете проблемные провоцирующие вопросы. Например: « Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не проживет. А без хлеба жить можно!» Как  только ребенок подобрал доказательство своей точки зрения – точный аргумент – мы кладем на мост кирпичик. Один шаг пройден. А еще почему так говорят? Найди еще другие доказательства!

Полезные советы из моего практического опыта проведения этой игры с пословицами и поговорками:

  • Некоторым детям потребуется не просто нарисовать мост, а придумать целую историю о том,  зачем нам надо через него перебраться и выполнить это задание. Например,  мы в игре идем кого-то спасать или искать волшебное письмо или в гости к другу или отправились на поле смотреть, как растет хлеб.
  • Можно построрить мост из 5 кирпичиков по 1 пословице. А можно нарисовать длинный мост из 15 кирпичиков (и использовать 3 пословицы). Второй вариант хорошо подходит для группы детей.

Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:

— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).
— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
— Хлеб – батюшка, вода – матушка.
— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
— Хлеб да соль, и обед пошел.
— Будет хлеб — будет и песня.
— Рожь поспела — берись за дело.
— Много снега — много хлеба.+

Еще о хлебе Вы можете найти интересные материалы для занятий и игр с детьми в статьях рубрики «Мир вокруг нас»:

1. Интереснейшую статью в картинках  «Детям о профессиях. Кондитер». Из нее Ваши дети узнают:

  • кто печет булочки? чем отличаются профессии повара и кондитера?
  • какие бывают булочки и пироги?
  • как работает кондитерский цех?

Вы совершите настоящее видеопутешествие в цех, в котором выпекают булочки. А также Вы получите серию развивающих игр с детьми в картинках!

2. Осенние традиции на Руси  — уборка хлеба, проводы перелетных птиц и не только.  Осень — златопряха.

Все картинки статьи доступные для распечатки и другие картинки для занятий с детьми по теме «Хлеб», а также пошаговое описание речевых игр по этой теме Вы можете скачать бесплатно здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/rechevye-igry-i-kartinki-dlya-detej-po-teme-kak-vyrashhivayut-hleb/ .

Еще материалы по ознакомлению детей с профессиями Вы найдете в статье «Детям о профессии пожарного: познавательные рассказы в картинках, игры, развивающие задания». 

А как Вы знакомите детей с тем, откуда хлеб пришел? Удается ли воспитать у современных детей бережное отношение к хлебу и другим результатам труда человека? Что Вашим детям интересно узнать об окружающем мире? Какие есть у Вас предложения — о чем еще интересно будет почитать в рубрике сайта «Мир вокруг нас». Предлагаю обсудить в комментариях  после статьи. Буду рада всем предложениям!

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Актуальность: Значение хлеба в жизни
человека

Проблема: Как к нам пришел хлеб?

Гипотеза: Если человек будет знать,
сколько затрачено труда для того, чтобы пришел
хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к
нему

Цель: Проследить путь от зерна до
буханки хлеба.

Задачи:

  • выяснить значение слова “хлеб”;
  • узнать о профессиях людей, которые помогают
    попасть хлебу на стол;
  • познакомиться с тем, как выпекают хлеб;
  • выпустить буклет “Рецепты из черствого хлеба”

Каждый день, садясь за стол завтракать, обедать,
ужинать, мама разрезает и кладет на стол ломтики
вкусного, румяного с красивой хрустящей корочкой
хлеб.

На прилавках магазинов можно увидеть различные
сорта хлебобулочных изделий. А какие из них
предпочитают учащиеся нашего класса мы узнали
проведя социологический опрос. Полученные
данные представлены в следующей диаграмме.

 

Я очень люблю бородинский хлеб и с
удовольствием ем его. Я часто думал: “Откуда
берется хлеб?”. И с этим вопросом обратился к
своей учительнице, Гаврильчик Н.Ф. Она предложила
мне провести исследование “Как хлеб попал к нам
на стол”. Первым моим шагом было посещение
библиотеки. С помощью библиотекаря я подобрал
литературу, из которой почерпнул интересные
знания, которыми хотел бы поделиться с вами.


Существует такая легенда: однажды заспорили
пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что
хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце,
пекарь – огонь. Вы забыли о человеке, — сказал
мудрец, — хлеб – дитя человеческое.
Действительно, скольким людям нужно потрудиться,
чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного
хлеба.

Многие народы кормятся хлебом. Хлеб всегда был
и остается главной нашей едой. Хлеб люди едят
каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему
люди не могут обходиться без хлеба?

Оказывается, в хлебе есть белки, жиры, углеводы,
минеральные соли, витамины, которые необходимы
каждому человеку. По мнению ученых-медиков
взрослый человек съедает в день – 400 граммов, а
при тяжелой физической работе -700 г.

И у каждого народа хлеб — почетный участник
различных ритуалов. В России по давнему обычаю
гостей встречают хлебом-солью.

В толковом словаре В.И.Даля две страницы
посвящены слову “хлеб”. Хлеб – это хлебные
злаки с мучнистыми зернами, коими человек
питается. Растение в снопах, копнах,
кладях…чистое зерно.

Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и
ячмень – имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито
народ произвел от слова ЖИТЬ. Будет ЖИТО и жить
можно!

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит?
Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят,
что для того чтобы маленькое зернышко стало
хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный
каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело
тысяч и тысяч рук.

А путь его начинается ранней весной, когда на
поля выходят машины. У человека, ведущего машину,
много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить
землю – быстро подготовить ею для посева семян.
Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”.
Через некоторое время на поле работают другие
машины. Чтобы быстро засеять огромные поля
используют сеялки.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на
всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их
называют сортировальными машинами. Для посева
нужны средние, нормальные зернышки: 1,5мм, 18мм, 32мм.
Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют
весной и убирают осенью. Озимые сеют в
августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают
большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы.
Летом все поле в колосьях.

Когда приходит осень, колосья становятся
золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать
урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

А потом на машинах везут зерно на элеватор.

 

Дальше зерно отправляется на мукомольные
заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и
пекарни.

А пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо
муку просеять. Высыпать из мешков и пропустить
через сито.

Замешивается тесто в специальных емкостях –
дежках объемом по 1000л. Сначала готовят опару –
жидкое тесто и оставляют бродить на протяжении
4-х часов, только после этого приступают к замесу
более густого теста. Затем разделывают на
отдельные кусочки массой 230г. Тесто растаивают,
т.е. должно “вырасти”, а потом направляют в печь.

Тесту тесно – мало места.
“Ох, пустите”, — шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай!
Народился каравай!

Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в
магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб
и хлебобулочные изделия. Почему хлеб бывает
белым и черным?

Оказывается все дело в муке, есть мука
пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый
хлеб, а из ржаной – черный.

Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Я узнал, что в наши магазины поступает хлеб
нескольких видов. Это ржаной, пшеничный,
бородинский, диетический.

Наша семья любит больше белый хлеб.

Я провел опрос и выяснил, что большой
популярностью пользуется среди населения белый
хлеб

Длинен и труден путь хлеба к нашему столу,
поэтому нам всем очень надо бережно относиться к
хлебу.

Из книг я узнал, чтобы получить хлеб – это
долгая и трудная работа, которой занимается
много людей.

Выросла пшеница. Ни жары, ни холодов не боится.
Это ученый много лет работал, новый сорт пшеницы
выводил. Агроном сказал, когда пахать, как землю
напоить. Тракторист землю пахал, поле засевал.
Летчик над полем кружил, молодые ростки от
вредителей защищал. Как созрели колосья,
комбайнер урожай собрал. Шофер зерно на элеватор
отвез. Хорошо потрудились хлеборобы.

Поэтому я думаю, что хлеб нужно беречь, чтобы
никто не знал голода. Пусть во всех домах мира
будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.

Хлеб – драгоценность!
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.

А еще я подсчитал, что если каждый ученик из
моего класса за один день не доест и выбросит 50г
хлеба, то это составит 850г, а если все ребята из
начального корпуса, то это получится 6000г или 6кг.

Необходимо помнить о бережном отношении хлеба.
Если хлеб зачерствеет, то моя мама может сделать
несколько блюд из сухого хлеба. Например:

Сырные хлебцы

Черствый белый хлеб нарезать ломтиками,
обжарить с одной стороны в масле или маргарине и,
перевернув положить на поджаренную сторону по
кусочку сыра и жарить дальше под крышкой.

Можно готовить иначе: ломтики белого хлеба
смазать маслом с обеих сторон, посыпать сверху
тертым сыром или положить по кусочку копченого
колбасного сыра и запечь в духовке.

Или так: на гренки положить массу из тертого
сыра, взбитого белка и красного перца. Запечь в
духовке.

Яичный каравай

Черствый белый хлеб натереть на терке, залить
кипящим молоком и дать постоять 50—60 минут. Затем
размешать, добавить сливочное масло, сахар, яйца.
Еще раз все тщательно перемешав, выложить в
смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму и
поставить в духовку на 30—40 минут. Готовый
каравай можно посыпать сахарной пудрой. Подавать
с молоком, сладким фруктовым соусом.

На 400 г белого хлеба: 1,5 стакана молока, 4 яйца, 50 г
сливочного масла.

Список литературы

  1. М.Ивин “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская
    литература, 1980г.
  2. А.Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”,
    Москав “Детская литература”, 1990г.
  3. М.А. Федоров “Юному хлеборобу”, Москва
    “Россельхозиздат”, 1984г.
  4. Р.Б. Кондратьев “Семенное зерно Сибири”,
    Москва, “Росагропромиздат”, 1998г.
  5. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва
    “Педагогика”, 1990г.

  • Как характеризует человека умение быть благодарным сочинение
  • Как характеризует человека его отношение к животным сочинение рассуждение
  • Как характеризует человека его отношение к животным сочинение 9 класс гвэ
  • Как характеризует человека его отношение к животным сочинение 70 слов
  • Как характеризует человека его отношение к животным краткое сочинение