Как хлеб к нам на стол пришел рассказ для детей

Детям о хлебе: материалы для занятий с детьми, познавательные видео, рассказы, развивающие задания.

В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.

Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.

Детям о хлебе

Давайте познакомим наших малышей с хлебом, расскажем о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомим с профессиями людей, которые для нас выращивают хлеб.

В этой статье Вы найдете материалы для проведения домашней тематической недельки о хлебе, занятий о хлебе в детском саду или в детском центре:

  • рассказ в картинках «Как выращивают хлеб»,
  • два коротких занимательных познавательных видеофильма для малышей,
  • упражнения для развития речи,
  • сказки и рассказы, стихи и загадки о хлебе.

Дополнительный материал к статье — загадки о злаках Вы найдете в статье «Загадки»

Материалы рассчитаны не на один день занятий с детьми, а на изучение темы по маленьким «кусочкам». Например, в один день можно прочитать и обсудить рассказ «Хлеб». В другой день – посмотреть познавательное видео «Как растет пшеница» и разыграть сказку – инсценировку. В третий – поиграть с пословицами о хлебе и т.д.

Все малыши разные, поэтому в статье даны разные задания, чтобы можно было их  подобрать по возрасту, полу, интересам ребенка.

Часть 1. Загадки о хлебе

Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите малышу отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку.

1.1. Загадка о хлебе для детей 4-5 лет и старше

«Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»

Ребенка, начиная, с 4 лет нужно учить доказывать свою точку зрения, находить аргументы и ответы на провоцирующие вопросы, отстаивать свое мнение корректно и тактично. А для этого мы будем задавать проблемные провоцирующие вопросы.

  • Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб?
  • После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».
  • Если ребенок  согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:)), то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!

1.2. Загадка о хлебе для детей 6-7 лет и старше

Попросите ребенка отгадать, что за сюрприз  Вы для него подготовили, что это за чудо. И прочитайте стихотворение – загадку.

«Чудо. Лев Квитко.
Зернышко-крошку всю зиму хранил,
В рыхлую землю весной посадил.
Чудо случилось, наверное, с ним.
Зернышко стало  живым и большим.
Зернышко-крошка лежало в земле,
Лежало, согрелось, разбухло в тепле.
Сначала разбухло, потом проросло.
Тонким росточком на грядке взошло.
Чубик завил этот слабый росток,
Выкинул перышки нежный листок.
Ну, разве не чудо, что чубик такой
Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!
Он землю буравил, он лез напролом,
Он к свету и солнцу пробился с трудом.
А над землею – опять чудеса:
Что-то растет не по дням – по часам.
Зернышка нет и в помине давно.
Не угадаешь, чем стало оно? «

Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким строчкам из загадки он догадался?

Часть 2.Как хлеб на стол пришел: рассказ для детей в картинках и заданиях

Спросите ребенка: откуда  берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?

Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.

2.1. Как растет пшеница и рожь? 

Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)

Пшеница и рожь. Сравнение.

После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.

Видео для детей «Как растет пшеница?»

Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:

  • где растет пшеница?
  • сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
  • как называются люди, которые выращивают хлеб,
  • как люди убирают урожай хлеба,
  • как раньше люди выращивали хлеб.

После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:

  • что его больше всего заинтересовало в фильме,
  • чем он хочет поделиться с папой, друзьями,
  • что его удивило в этом фильме,
  • что новое он узнал.
  • Задайте уточняющие вопросы по содержанию видеофильма. 

Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.

Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь  

Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.

Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»).  Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий  и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!

С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.

2.2.  Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб? 

Детям о тракторе 

Особенно интересен этот материал для мальчиков!

Расскажите ребенку, что раньше машин не было и  хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может  быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.

Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).

Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).

Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.

Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.

kak mashiny pomogaiut ubirat khleb

Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.

Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).

У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.

Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.

Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья! 

Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.

Борона и плуг

Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.

После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.

И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!

Как машины помогают людям выращивать хлеб

Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.

Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.

Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».

 Детям о комбайне и комбайнерах. Веселое познавательное видео для малышей

Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».

Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:

  • что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
  • как устроен комбайн и как он работает?
  • какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?

Вот и получен урожай зерна!  Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.

Кто всегда в заботе?
Тракторист в заботе.
Поле он лелеет,
пашет он и сеет.
Кто всегда в заботе?
Кто всегда в заботе?
Грузовик в заботе.
Возит удобренья,
Чтоб росли растения.
Кто всегда в заботе?
Дождичек в заботе.
В поле он прольется,
Колосок напьется.
Кто всегда в заботе?
Комбайнер в заботе.
Рожь он убирает,
Отдыха не знает.
Кто всегда в заботе?
Хлебопек в заботе.
Мастер он искусный,
Хлеб печет он вкусный.
Кто забот не знает?
Рейн и Майн не знает?
Хлебушка поели
И повеселели:
«Спасибо!» Хельо Мянд.

Часть 3. Бережем хлеб

Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»: 

  • Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
  • Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
  • Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. 

Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе. Развиваем речь – рассуждение

Попросите ребенка (в возрасте  5 лет и старше) объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.

Детям 6- 7 лет и старше можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего выполнить это речевое упражнение в игре. Моя любимая игра, которую обожают мои маленькие ученики – игра в «Мост»

  • Нарисуйте мост через речку на листе бумаги. Мостом будет дорожка из 5 прямоугольников . Каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из строительного набора.
  • Задача ребенка или группы детей – перебраться на другой берег реки. А для этого нужно подобрать 5 доказательств – ответов на вопрос: «Почему так говорят?»
  • Дайте ребенку 5 кирпичиков из строительного набора. Каждый кирпичик в игре будет накладываться  на прямоугольник моста, поэтому должен быть абсолютно одинакового размера с ним.
  • Ребенок начинает подбирать доказательства. Вы помогаете ему наводящими вопросами, или наоборот задаете проблемные провоцирующие вопросы. Например: « Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не проживет. А без хлеба жить можно!» Как  только ребенок подобрал доказательство своей точки зрения – точный аргумент – мы кладем на мост кирпичик. Один шаг пройден. А еще почему так говорят? Найди еще другие доказательства!

Полезные советы из моего практического опыта проведения этой игры с пословицами и поговорками:

  • Некоторым детям потребуется не просто нарисовать мост, а придумать целую историю о том,  зачем нам надо через него перебраться и выполнить это задание. Например,  мы в игре идем кого-то спасать или искать волшебное письмо или в гости к другу или отправились на поле смотреть, как растет хлеб.
  • Можно построрить мост из 5 кирпичиков по 1 пословице. А можно нарисовать длинный мост из 15 кирпичиков (и использовать 3 пословицы). Второй вариант хорошо подходит для группы детей.

Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:

— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).
— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
— Хлеб – батюшка, вода – матушка.
— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
— Хлеб да соль, и обед пошел.
— Будет хлеб — будет и песня.
— Рожь поспела — берись за дело.
— Много снега — много хлеба.+

Еще о хлебе Вы можете найти интересные материалы для занятий и игр с детьми в статьях рубрики «Мир вокруг нас»:

1. Интереснейшую статью в картинках  «Детям о профессиях. Кондитер». Из нее Ваши дети узнают:

  • кто печет булочки? чем отличаются профессии повара и кондитера?
  • какие бывают булочки и пироги?
  • как работает кондитерский цех?

Вы совершите настоящее видеопутешествие в цех, в котором выпекают булочки. А также Вы получите серию развивающих игр с детьми в картинках!

2. Осенние традиции на Руси  — уборка хлеба, проводы перелетных птиц и не только.  Осень — златопряха.

Все картинки статьи доступные для распечатки и другие картинки для занятий с детьми по теме «Хлеб», а также пошаговое описание речевых игр по этой теме Вы можете скачать бесплатно здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/rechevye-igry-i-kartinki-dlya-detej-po-teme-kak-vyrashhivayut-hleb/ .

Еще материалы по ознакомлению детей с профессиями Вы найдете в статье «Детям о профессии пожарного: познавательные рассказы в картинках, игры, развивающие задания». 

А как Вы знакомите детей с тем, откуда хлеб пришел? Удается ли воспитать у современных детей бережное отношение к хлебу и другим результатам труда человека? Что Вашим детям интересно узнать об окружающем мире? Какие есть у Вас предложения — о чем еще интересно будет почитать в рубрике сайта «Мир вокруг нас». Предлагаю обсудить в комментариях  после статьи. Буду рада всем предложениям!

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Сообщение по теме:»Как хлеб к нам на стол пришёл» к уроку окружающего мира 2 класс.

Скачать:

Предварительный просмотр:

       Сообщение  по  теме:

« Как  хлеб к нам  на  стол  пришёл»

                                           Подготовил ученик 2 «а» класса

МБОУ «СОШ №87»

Абраров Дамир

В    России   издавна  гостей  встречали  самым  дорогим —  «  хлебом —  солью», что было  символом  благополучия  и  гостеприимства.

Долгий   путь  у  хлеба  к  нашему  столу. Он  начинается  ранней  весной,  когда  на  поля  выходят  машины.  Прежде  чем  посеять пшеницу  зерно проверяют   на  всхожесть. Сортируют  на  сортировальных   машинах.  Все   злаки  бывают  яровые  и  озимые. Яровые  сажают весной  и  убирают  осенью. Озимые  сеют в августе – сентябре, а  убирают  в  июне – июле,  они  дают  большой   урожай.  На  поле  трудятся  трактористы,  комбайнёры,  шофёры,  агрономы.  У  тракториста  много  работы:  поле  вспахать,  разрыхлить  землю.

Через  некоторое  время  на  поля  выходят  другие  машины- сеялки.  Когда  приходит  осень,  колосья  становятся  золотыми.  Хлеб  созрел.  В  поле  выходят  комбайны.  Они  срезают  колосья  и  вымолачивают  из  них  зёрна,  эти  зёрна  по  специальному  длинному  рукаву  высыпаются  в  грузовые  машины.  Машины  везут  зерно  на  ток- это  большая  открытая  площадка,  где  зерно  очищают,  просушивают  под  солнцем.  Потом  зерно  везут  на  элеватор – это  сооружение  для  хранения  зерна.  Дальше  на  мукомольные  заводы,  а  оттуда  на  хлебозаводы   и  пекарни.   Хлеб  пекут  пекари.  Почему  хлеб  бывает  чёрным  и  белым ?  Всё  дело  в  муке,  есть  мука  пшеничная  и  ржаная.  Из  пшеничной  делают  белый  хлеб,  а  из  ржаной  чёрный.

В  хлебе  есть  белки,  жиры,  углеводы, минеральные  соли,  витамины,  они  необходимы  каждому  человеку.  Взрослый  человек  съедает  в  день  400 гр;  а  при  тяжёлой  физической  работе  700 гр.

Настоящую  цену  хлеба  помнят  наши  бабушки  и  дедушки.  Хлеб  спасал  их  в  трудное  фронтовое  время.  Во  время  блокады  Ленинграда  люди  чтобы  получить  хлеб  стояли  в  очереди  целыми  ночами.  Рабочие  получали  250 гр.хлеба, а  жители  города  125 гр.в  сутки.  Взрослые  отдавали  свою  часть  хлеба  детям.  Ветераны  ещё  помнят  хлеб  с  примесью  сена,  соломы,  желудей,  семян  лебеды.  В  музее  истории  Ленинграда  хранится  кусочек  заплесневелого  хлеба  величиной  с  мизинец.  Таков  был  дневной  паёк  для  жителей  осаждённого  немцами  города.

Хлеб —  наша  жизнь  и  богатство.  Хлеб —  достояние  народа,  обилие  хлеба —  один  из  символов  величия  и  могущества  нашей  Родины.

Хлеб  наш  берегите !

Хлебом   не  сорите  !

Хлеб  наш  уважайте !

С  хлебом  не  играйте !

Хлеб  выбрасывать  нельзя !

Берегите  хлеб, друзья  !

Актуальность: Значение хлеба в жизни
человека

Проблема: Как к нам пришел хлеб?

Гипотеза: Если человек будет знать,
сколько затрачено труда для того, чтобы пришел
хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к
нему

Цель: Проследить путь от зерна до
буханки хлеба.

Задачи:

  • выяснить значение слова “хлеб”;
  • узнать о профессиях людей, которые помогают
    попасть хлебу на стол;
  • познакомиться с тем, как выпекают хлеб;
  • выпустить буклет “Рецепты из черствого хлеба”

Каждый день, садясь за стол завтракать, обедать,
ужинать, мама разрезает и кладет на стол ломтики
вкусного, румяного с красивой хрустящей корочкой
хлеб.

На прилавках магазинов можно увидеть различные
сорта хлебобулочных изделий. А какие из них
предпочитают учащиеся нашего класса мы узнали
проведя социологический опрос. Полученные
данные представлены в следующей диаграмме.

 

Я очень люблю бородинский хлеб и с
удовольствием ем его. Я часто думал: “Откуда
берется хлеб?”. И с этим вопросом обратился к
своей учительнице, Гаврильчик Н.Ф. Она предложила
мне провести исследование “Как хлеб попал к нам
на стол”. Первым моим шагом было посещение
библиотеки. С помощью библиотекаря я подобрал
литературу, из которой почерпнул интересные
знания, которыми хотел бы поделиться с вами.


Существует такая легенда: однажды заспорили
пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что
хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце,
пекарь – огонь. Вы забыли о человеке, — сказал
мудрец, — хлеб – дитя человеческое.
Действительно, скольким людям нужно потрудиться,
чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного
хлеба.

Многие народы кормятся хлебом. Хлеб всегда был
и остается главной нашей едой. Хлеб люди едят
каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему
люди не могут обходиться без хлеба?

Оказывается, в хлебе есть белки, жиры, углеводы,
минеральные соли, витамины, которые необходимы
каждому человеку. По мнению ученых-медиков
взрослый человек съедает в день – 400 граммов, а
при тяжелой физической работе -700 г.

И у каждого народа хлеб — почетный участник
различных ритуалов. В России по давнему обычаю
гостей встречают хлебом-солью.

В толковом словаре В.И.Даля две страницы
посвящены слову “хлеб”. Хлеб – это хлебные
злаки с мучнистыми зернами, коими человек
питается. Растение в снопах, копнах,
кладях…чистое зерно.

Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и
ячмень – имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито
народ произвел от слова ЖИТЬ. Будет ЖИТО и жить
можно!

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит?
Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят,
что для того чтобы маленькое зернышко стало
хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный
каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело
тысяч и тысяч рук.

А путь его начинается ранней весной, когда на
поля выходят машины. У человека, ведущего машину,
много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить
землю – быстро подготовить ею для посева семян.
Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”.
Через некоторое время на поле работают другие
машины. Чтобы быстро засеять огромные поля
используют сеялки.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на
всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их
называют сортировальными машинами. Для посева
нужны средние, нормальные зернышки: 1,5мм, 18мм, 32мм.
Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют
весной и убирают осенью. Озимые сеют в
августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают
большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы.
Летом все поле в колосьях.

Когда приходит осень, колосья становятся
золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать
урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

А потом на машинах везут зерно на элеватор.

 

Дальше зерно отправляется на мукомольные
заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и
пекарни.

А пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо
муку просеять. Высыпать из мешков и пропустить
через сито.

Замешивается тесто в специальных емкостях –
дежках объемом по 1000л. Сначала готовят опару –
жидкое тесто и оставляют бродить на протяжении
4-х часов, только после этого приступают к замесу
более густого теста. Затем разделывают на
отдельные кусочки массой 230г. Тесто растаивают,
т.е. должно “вырасти”, а потом направляют в печь.

Тесту тесно – мало места.
“Ох, пустите”, — шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай!
Народился каравай!

Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в
магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб
и хлебобулочные изделия. Почему хлеб бывает
белым и черным?

Оказывается все дело в муке, есть мука
пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый
хлеб, а из ржаной – черный.

Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Я узнал, что в наши магазины поступает хлеб
нескольких видов. Это ржаной, пшеничный,
бородинский, диетический.

Наша семья любит больше белый хлеб.

Я провел опрос и выяснил, что большой
популярностью пользуется среди населения белый
хлеб

Длинен и труден путь хлеба к нашему столу,
поэтому нам всем очень надо бережно относиться к
хлебу.

Из книг я узнал, чтобы получить хлеб – это
долгая и трудная работа, которой занимается
много людей.

Выросла пшеница. Ни жары, ни холодов не боится.
Это ученый много лет работал, новый сорт пшеницы
выводил. Агроном сказал, когда пахать, как землю
напоить. Тракторист землю пахал, поле засевал.
Летчик над полем кружил, молодые ростки от
вредителей защищал. Как созрели колосья,
комбайнер урожай собрал. Шофер зерно на элеватор
отвез. Хорошо потрудились хлеборобы.

Поэтому я думаю, что хлеб нужно беречь, чтобы
никто не знал голода. Пусть во всех домах мира
будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.

Хлеб – драгоценность!
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.

А еще я подсчитал, что если каждый ученик из
моего класса за один день не доест и выбросит 50г
хлеба, то это составит 850г, а если все ребята из
начального корпуса, то это получится 6000г или 6кг.

Необходимо помнить о бережном отношении хлеба.
Если хлеб зачерствеет, то моя мама может сделать
несколько блюд из сухого хлеба. Например:

Сырные хлебцы

Черствый белый хлеб нарезать ломтиками,
обжарить с одной стороны в масле или маргарине и,
перевернув положить на поджаренную сторону по
кусочку сыра и жарить дальше под крышкой.

Можно готовить иначе: ломтики белого хлеба
смазать маслом с обеих сторон, посыпать сверху
тертым сыром или положить по кусочку копченого
колбасного сыра и запечь в духовке.

Или так: на гренки положить массу из тертого
сыра, взбитого белка и красного перца. Запечь в
духовке.

Яичный каравай

Черствый белый хлеб натереть на терке, залить
кипящим молоком и дать постоять 50—60 минут. Затем
размешать, добавить сливочное масло, сахар, яйца.
Еще раз все тщательно перемешав, выложить в
смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму и
поставить в духовку на 30—40 минут. Готовый
каравай можно посыпать сахарной пудрой. Подавать
с молоком, сладким фруктовым соусом.

На 400 г белого хлеба: 1,5 стакана молока, 4 яйца, 50 г
сливочного масла.

Список литературы

  1. М.Ивин “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская
    литература, 1980г.
  2. А.Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”,
    Москав “Детская литература”, 1990г.
  3. М.А. Федоров “Юному хлеборобу”, Москва
    “Россельхозиздат”, 1984г.
  4. Р.Б. Кондратьев “Семенное зерно Сибири”,
    Москва, “Росагропромиздат”, 1998г.
  5. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва
    “Педагогика”, 1990г.

Проектно-исследовательская работа «Откуда хлеб на стол пришёл?».

Автор: Левченко Владислав Андреевич. ученика 2 класса МБОУ «МДСОШ №2» Руководитель работы: Пономарева Наталья Ивановна Воспитатель группы

Введение.

«Хлеб — всему голова» всем известная пословица. В нем заложена вековая мудрость нашего народа, который на протяжении всего развития уделял хлебу большое внимание. Если будет хлеб, будет мир, будет счастливая здоровая жизнь.

С давних пор в жизни народа было и остается на первом месте воспитание с раннего детства заботливого отношения к хлебу.

Хлеб. Вот он — свежий, мягкий, душистый — лежит на вышитом полотенце. От него пахнет золотой нивой, знойным солнцем, слышится песня жаворонка.

Как пахнет хлеб? Вы знаете, как пахнет хлеб? Он пахнет дыханием косарей, огнем горячих суток, трудом и творчеством, человеческим горячим потом. Он пахнет сладко, как пахнут медовые соты. Пусть он, хлеб — совесть наша — будет всегда лежать на столе, на вышитом полотенце, а нашей первой молитвой пусть будет хвала хлебу.

Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки – клибанос. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать».
Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит недорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

      Хлеб, он — не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано это самое слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит прежде всего от хлебороба.

     Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.

Актуальность проблемы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, хлеб. Хлеб, который мы едим, чтоб попасть на стол, проходит долгий путь, мы должны любить и беречь его.

Цель нашей работы: проведение исследования как произошло слово «хлеб» и откуда он пришёл на стол.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.  Отобрать и изучить литературу по данной теме.
2.  Сделать выводы по изученной литературе.
3.  Сравнить полученные практические и теоретические данные.
4.  Уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба.

5. Познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба.

6.Сделать выводы.
Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: этапы производства хлеба.

Методы исследования:

-изучение литературы;

-поиск информации в Интернете;

-собственные наблюдения;

-анкетирование;

-опрос воспитанников и взрослых;

-экскурсия в хлебокомбинат города;

-беседа со специалистами.

Место исследования:

город Октябрьский Республики Башкортостан.

В начале работы была сформулирована следующая гипотеза:
«Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.»

Теоретическое исследование.

История хлеба.

Это величайшее открытие совершилось в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те времена была не легкой. Главной задачей была забота о пропитании. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Долго люди в пищу употребляли зерна в сыром виде, потом научились растирать их между камнями, получали крупу, варили как кашу.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше шестнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Растения и животные распространились далеко на север. В благоприятных условиях быстро росло население. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.
Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии

Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку.

Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.

Хлебопроизводство опиралось на ручной, мануфактурный труд до начала XX века. В 1908 году в Мельбурне этот процесс был впервые механизирован с помощью техники.

Лексическое значение слова «Хлеб».

Хлеб
1.Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной или чёрный хлеб. Пшеничный или белый хлеб.
2.Такой продукт в виде выпеченного изделия какой-нибудь формы. Круглый хлеб.

3.Зерно, из которого делают муку. Заготовка хлеба. Обмолоченный хлеб.
4.Хлебный злак. Озимые хлеба.
5.Пища, пропитание (разг.) Заработать на хлеб.
6.Средства к существованию, заработок (разг.) Добывать хлеб. Отбить или отнять у кого-нибудь хлеб. Кусок хлеба- средство к существованию; пропитание, пища. Быть без куска хлеба. Хлебом не корми коготолько (сделай что-нибудь) (разг.)-ему ничего не надо , кроме… Её хлебом не корми, только дай посплетничать.
И то хлеб (разг.)-и это хорошо, и на этом спасибо.

Слово хлеб является именем существительным. Слово «хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальной посуде, называющейся «клибанос». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», которое напоминает наш «хлеб».

Мифологическое значение слова « хлеб»

Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. У восточных и западных славян буханка хлеба постоянно должна лежать на столе в красном углу. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя.

Хлеб используют в качестве оберега: клали в колыбель, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть, выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы. Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях. Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее. Не из –за скупости подбирают крошки хлеба за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

У слова хлеб много однокоренных слов:

Хлеб хлебанный

Хлебушек хлебарь
хлеба хлебёнка
хлебной хлебопекарство
хлебать хлебопашество
хлебник хлебопекарня 
хлебница хлебцы
хлебнуть хлебосольный
хлебня хлебосольство
хлебородный хлебный
Хлебово хлебопашец
базовый расширенный

Место хлеба у чужих народов.

Хлеб- символ достатка, изобилия и материального благополучия. 
ХЛЕБ символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками.  
У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка ХЛЕБА постоянно лежала на столе в красном углу. ХЛЕБ на столе символизировал достаток дома,постоянную готовность к примеру гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут ХЛЕБ перед иконами,как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь, кладёт ХЛЕБ на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, ХЛЕБ –«дар Божий», а по русскому, «стол – ладонь Божья» 

Разрезание ХЛЕБА и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – специфически женскими занятиями. Сами бытовые действия регламентировались множеством правил и запретов. Используемые при этом предметы (дежа, печь, хлебная лопата) относятся к наиболее значимым в крестьянском быту.

ХЛЕБ оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом.
ХЛЕБ широко использовали в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с ХЛЕБОМ и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли ХЛЕБ вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях.
В русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали их руки на ХЛЕБ при заключении договорённости о свадьбе.
Из глубины веков, из старинных легенд дошли до нас слова «КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ»

Путь от зерна до буханки хлеба

Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании.

Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.

Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины. А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебное изделие (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.)
Путь от зерна до буханки хлеба изображен на схеме.

1.5. Хлеб – всему голова

Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом.

На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно.
Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»…

Хлеб на Руси ассоциировался вообще со всеми насущными житейскими потребностями. В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения:
— «Заработать на хлеб» – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования.

-«Хлебное место» – доходная работа.

-«Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь.

— «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход.

— «Отнять хлеб» – лишить места или промысла, способов дохода.

-О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…»

-О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…»

В русских пословицах заключена многовековая народная мудрость и народный опыт. (см. Приложение 1)

Многие русские поэты, писатели, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд и плод этого труда – хлеб. В. Фёдоров. «Любовь и хлеб»
А.Платонов. «Сухой хлеб»
М.Пришвин. «Лисичкин хлеб».

В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну.

Мы не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией, когда немцы кольцом окружили город Санкт-Петербург (Ленинград) и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше – 125г на день.
Когда читаем воспоминания жителей блокадного Ленинграда, начинаешь задумываться о хлебе. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Нужно с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка.
Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни.

Практическое исследование.

Работая над исследовательской работой, мы узнали много новой и интересной информации о хлебе, о том, как он приходит к нам на стол. Оказалось, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему. Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки: 1,5мм, 18мм, 32мм. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом на машинах везут зерно на элеватор. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. А пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо муку просеять. Высыпать из мешков и пропустить через сито. Замешивается тесто в специальных больших емкостях. Сначала готовят опару – жидкое тесто и оставляют бродить на протяжении 4-х часов, только после этого приступают к замесу более густого теста. Затем разделывают на отдельные кусочки массой 230г. Тесто растаивают, т.е. должно “вырасти”, а потом направляют в печь.

Тесту тесно – мало места. “Ох, пустите”, — шепчет тесто Ладно, пустим, в печь давай! Народился каравай! Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия.

Заключение.

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы ВОВ. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.

Проведенное анкетирование доказывает, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Теперь мы еще больше будем ценить хлеб и дорожить им, будем учить этому своих друзей.

В работе использовались как теоретическое исследование, так и практическая работа. На основе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий, поэтому хлеб издревне был для славян священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями.
2. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд и плод этого труда – хлеб.
3. В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей и в настоящее время для 1/6 населения планеты хлеб остаётся мало доступным.
4. Молодое поколение относится к хлебу как к чему-то привычному. 10 % опрошенных используют хлеб в качестве игры на перемене, что является показателем безнравственности моих сверстников.

5. Хлеб — не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть!

Список литературы

1. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
2.А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.

3.М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.
4.Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г
6. Барыкин, К.К. Хлеб, который мы едим / К.К. Барыкин.- М.: Госполитиздат, 2000. – 128 с.

7.Данилов, Н.Ф., Романов, А.Н., Пархоменко, Н.Н. Мастера хлебопечения / Н.Ф. Данилов. — М.: Пищевая промышленность, 1977.- 104 с.

8. Ивин, М.Е. Хлеб сегодня, хлеб завтра / М.Е. Ивин. — Л.: Детская литература, 1980.- 96 с.

9. Ковалев Н.И. Энциклопедия гурмана.- СПб.: Издательство «Фламинго», 2006.- 204 с.

10. Кузьминский, Р.В., Поландова, Р.Д., Патт, В.А., Кочергин, В.В. Хлеб в нашем доме / Р.В. Кузьминский. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 2001.- 112 с.

Здравствуйте, ребята! Давайте с вами:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься

Все хотим мы много знать.

Ребята, посмотрите, перед вами лежат три мешочка. Эти мешочки не пустые. Как вы думаете, что в них может находиться?  Сколько у вас ответов.

А как мы можем определить, что именно находится в мешочках? Конечно же, потрогать.

Игра «Определи на ощупь».

Что находится в первом мешочке?

Правильно, хлеб.

Во втором мешочке? – Зёрна пшеницы.

Как вы думаете, ребята, что находится в третьем мешочке? – Мука, правильно.

Ребята, скажите, а можно ли объединить все эти предметы? Почему? ( Из зерна мелют муку, из муки пекут хлеб). Конечно же, молодцы.

А кто мне скажет, что такое хлеб?

Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой бывает хлеб?

Для чего вообще людям хлеб?

Хлеб – самый главный на нашем столе. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет память и улучшает пищеварение. Было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время ВОВ. Хлеб давали по маленькому кусочку на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь, и поэтому ценили его.

Хлеб всегда пользовался почётом и уважением.

Хоть и сейчас в магазинах можно купить много разного хлеба,  но нужно также бережно, с уважением относится к каждому кусочку хлеба.

Ребята, а сейчас внимательно послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Булка»

«Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

– Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

– Я пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой».

Как вы думаете, ребята, правильно ли поступили мальчики?

Человек, какой профессии подошёл к ним?

Почему он поднял булку, сдул с неё пыль и поцеловал?

Правильно, испечь хлеб не так-то просто.

Хлеб проходит долгий путь, прежде чем попасть к нам на стол. Люди прикладывают много сил и  труда, чтобы каждый из нас, каждый день, кушал вкусный, полезный хлеб.

Как хлеб на стол приходит? Как маленькое зернышко превращается в ароматный хлеб? Давайте с вами вспомним, какой путь преодолевает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

Кто знает, как называются люди, которые выращивают хлеб?

Давайте все вместе повторим – хлеборобы.

Кто такие хлеборобы?

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

1. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто управляет трактором?

К трактору прикрепляется железный плуг. Плуг переворачивает землю. Земля ложится крупными комками, в такую землю класть зерна еще нельзя.

К трактору затем прикрепляют борону. Борона похожа на грабли, только с большими, острыми зубьями. Борона рыхлит землю.

И вот земля стала мягкой, рыхлой и готова к посеву.

2. Далее к трактору прикрепляют сеялки. Для чего, как вы думаете? Правильно, сеять зерно пшеницы.

Сеялки распределяют зерна равномерно.

3. Лежит зернышко в земле. Солнце пригревает, дождик поливает. И зернышки превращаются в росточки. Какие росточки?

За ростом едва проклюнувшихся росточков наблюдает агроном. Что это за профессия – агроном? (Агроном смотрит за здоровьем росточков, он знает, когда нужно собирать урожай)

4. Вот пшеница взошла. Какое становится поле?

(золотое, желтое, красивое)

Давайте и мы с вами превратимся в колоски.

Физкультминутка

Вырос в поле колосок  (дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок (постепенно поднимаются)

Налетел ветерок (поднимают руки вверх)

Закачался колосок (качают руками)

Мы в поле придем (ходьба на месте)

Колоски соберем (наклоняются, собирают)

Муки натолчем (кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем (сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем, караваем угощаем (вытягивают руки вперед, ладони вверх).

Молодцы!

5. Зёрна созрели. Начинается жатва. Жатва – это процесс уборки злаковых культур.

И на поле выходят другие машины. Как вы думаете, какие? Комбайны. Кто работает на комбайне?

Что делает комбайн?

Комбайн срезает колосья. Внутри комбайна есть молотилка, которая освобождает зерна от колоска. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

6. Далее машины везут зерно в большие зернохранилища. Называются они – элеваторы. Давайте повторим слово хором. Там зерно сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости.

Ребята, из зерна можно уже испечь хлеб?

7. А как вы думаете, куда везут зерно из зернохранилища?

Правильно, на мельницу. Что там делают?

На мельнице зерно перемалывают в муку.  Кто работает на мельнице?

8. А затем куда отправляется мука?

Правильно, далее муку отправляют на хлебозавод или в пекарню. Там замешивают тесто, раскладывают в форму и в печь. Запекают – получается вкусная буханка хлеба и другие хлебобулочные изделия. Скажите, пожалуйста, какие  хлебобулочные изделия пекут пекари?

Кто мне может повторить весь путь, который проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол?

Молодцы.

Вот видите, ребята, какой долгий путь проходит хлеб, сколько людей трудится над тем, чтобы хлеб попал к нам на стол. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб.

И мы должны уважать их труд, а также бережно относится к хлебу, ценить его. И ни в коем случае не поступать так, как поступали мальчишки из стихотворения.

Ребята, скажите, а если хлеб не доели, что с ним можно сделать? Кого можно им покормить?

Да, ребята, хлеб нужен всем. Он на столе главный. Не зря в народе говорят: «Хлеб – всему голова». Давайте повторим эту пословицу вместе. А вы, ребята, какие знаете пословицы или поговорки о хлебе?

А сейчас, давайте вернемся к нашим мешочкам. Почему я принесла именно 3 мешочка?

Потому что важно, и зерно, и мука. Именно из этих продуктов появляется хлеб.

А завтра, ребята, мы с вами превратимся в настоящих пекарей. И испечем с вами различные хлебобулочные изделия.

А также, я хочу подарить вам раскраски с изображением сельскохозяйственных машин, на память о нашем сегодняшнем разговоре.

Каким был первый хлеб?

У каждого продукта своя история возникновения. Такой универсальный продукт как хлеб существует практически во всех странах мира. Хлеб прошел длинный, сложный путь, прежде чем обрести форму красивых буханок у нас на столе.

15 тысяч лет назад наши предки в поисках пищи наткнулись на злаковые растения. Древние люди просто собирали зерна и ели их сырыми. Позднее они научились растирать зерна между камнями, в получившуюся массу, напоминающую муку вливали воду и варили. Так что можно с уверенностью сказать, что первым хлебом была питательная кашицеобразная масса из муки и воды. Люди поняли, что каша из поджаренных зерен вкуснее и стали делать ее гуще, и запекать. Получались первые пресные хлебные лепешки – с них и начинается мировая история хлебопечения. В эти времена создаются первые печи, посуда, ступки для растирания зерен, и мельницы с жерновами.

Счастливая случайность

Пышный хлеб появился не сразу, это произошло около 5 тысяч лет назад. По легенде, один из рабов в древнем Египте забыл о тесте, и оно немного забродило. Оставить без хлеба своих хозяев он не мог, поэтому все-таки поставил тесто в печь. Все были удивлены аппетитному виду и замечательному вкусу новой буханки. Она дольше сохраняла свежесть и лучше усваивалась организмом. Вместо наказания раба попросили рассказать, что он сделал, чтобы хлеб стал таким мягким и румяным. Разломив хлеб, древние люди увидели, что внутри он полон мелких отверстий, это был воздух, появившийся в процессе брожения.

На Руси в XI веке выпекался кислый ржаной хлеб, на закваске из предыдущей выпечки. Рецепт закваски передавался из поколения в поколение.

Дрожжей в чистом виде не существовало, поэтому вместо них в тесто примешивали забродивший виноградный сок, пивную пену, закваску из муки и вина или же просто оставляли тесто на длительное время, чтобы оно поднялось само. В Риме и Греции хлеб из чуть забродившего теста считался пищей для богатых людей, его подавали как отдельное блюдо. Рабам приходилось довольствоваться грубым хлебом, тесто для него не сбраживалось, а выпекалось сразу же. Появились разные вариации хлеба – с молоком, сахаром, маком, медом.

Первые пекари и автоматизация

Умение печь вкусный пышный хлеб очень ценилось в те времена, поэтому пекарей берегли. За убийство пекаря человека сразу же казнили, ведь он мог спровоцировать голод. Но если сам пекарь делал плохой хлеб – его наказывали по всей строгости, потому, что муку люди получали с огромным трудом, и переводить ее на неудачную выпечку было нельзя. А рецепты хорошего хлеба держали в секрете. Пекари и их ученики со временем разработали определенные рецептуры, нормы и правила для выпечки хлеба.

К XIX веку процесс выращивания пшеницы, сбора, помола и выпечки автоматизировался. И конечно сейчас мы не можем в полной мере осознать, насколько тяжело добывать хлеб приходилось нашим предкам. Теперь приготовление домашнего хлеба не составит большого труда.

Хлеб как основа жизни

У россиян хлеб – это нечто большее, чем просто продукт питания, он часть культурного наследия. Существует множество традиций, где хлеб играет большую роль, вспомнить даже традицию встречи почетных гостей с «хлебом да солью», каравай для молодоженов. К хлебу относятся с почитанием и учат этому детей.

Вряд ли люди когда-нибудь перестанут употреблять хлеб в пищу. Производство хлеба никогда не утратит своей актуальности.

В какой форме бы не представал пред нами хлеб – лепешка, буханка или багет, он остается связующим звеном всех стран мира. Хлеб это символ упорного труда и благополучия созданного своими руками.

  • Как хлеб к нам на стол пришел 2 класс с картинками рассказ
  • Как хлеб к нам на стол попал рассказ 1 класс
  • Как характеризует человека умение быть благодарным сочинение
  • Как характеризует человека его отношение к животным сочинение рассуждение
  • Как характеризует человека его отношение к животным сочинение 9 класс гвэ