Как художники называли настю в рассказе телеграмма

1. В каком году было написано произведение «Телеграмма»:
а) 1946 +
б) 1935
в) 1929

2. Зачем девочка заходила к Екатерине Петровне:
а) Учиться живописи
б) Помогать по хозяйству +
в) За молоком

3. Автор произведения:
а) Кассиль
б) Гайдар
в) Паустовский +

4. Кем был отец Манюшки:
а) Колхозным сапожником +
б) Зажиточным крестьянином
в) Председателем колхоза

5. Жанр произведения:
а) Новелла
б) Повесть
в) Рассказ +

6. Как давно дочь Катерины Петровны приезжала навестить мать:
а) Год назад
б) Три года назад +
в) Месяц назад

7. Какую проблему раскрывает автор в произведение «Телеграмма»:
а) Добра и зла
б) Войны и мира
в) Родителей и детей +

8. Какую сумму дочь Катерины переводила матери:
а) 200 рублей +
б) 100 рублей
в) 50 рублей

9. Как называлось село, в котором доживала последние дни Катерина Петровна:
а) Застово
б) Зайцево
в) Заборье +

10. Почему Екатерина Петровна редко писала письма для дочери:
а) Ей было некогда письма писать
б) Она не хотела ей мешать +
в) Не было денег на отправку писем

11. Где жила и работала Настя:
а) В Ленинграде +
б) В Москве
в) В Воронеже

12. Что случилось в ту ночь, когда Екатерина написала дочери письмо с просьбой приехать:
а) Объявился муж Екатерины
б) В калитку дома, где жила Екатерина, кто-то долго стучал, но никого не оказалось +
в) У Екатерины схватило сердце

13. Кем работала Настя:
а) Секретарем +
б) Учительницей
в) Адвокатом

14. Чем была занята дочь Екатерины Петровны:
а) Продвижением по карьерной лестнице
б) Воспитанием детей
в) Организацией выставки молодого скульптора +

15. Как художники называли Настю:
а) Сольвейг +
б) Ингрид
в) Хельга

16. Как звали девочку, приходившую ежедневно к Екатерине Петровне:
а) Оленька
б) Манюша +
в) Леночка

17. Скульптура какого писателя смотрела на Настю насмешливо и с укором:
а) Лермонтова
б) Пушкина
в) Гоголя +

18. Под чьей охраной находился дом, в котором жила Екатерина Петровна:
а) Ордена мировых достопримечательностей
б) Областного музея +
в) Областного МВД

19. Когда девушке принесли телеграмму с сообщением о смерти матери:
а) Когда Настя собиралась домой
б) Когда Настя сильно заболела
в) Когда Настя находилась на выставке +

20. Кем был отец Катерины Петровны:
а) Чиновником
б) Известным художником +
в) Зажиточным крестьянином

21. Кто написал телеграмму, в которой сообщалось, что Настя уже едет домой:
а) Тихон +
б) Сама Настя
в) Молодая учительница

22. Кто строил дом, в котором жила Катерина Петровна:
а) Её дед
б) Её отец +
в) Её муж

23. Кто поцеловал в руку умершую Катерину Петровну:
а) Тихон
б) Манюшка
в) Молодая учительница +

24. Как ласково назвала Екатерина Петровна свою дочь в письме:
а) Голубка моя
б) Ненаглядная моя +
в) Милая моя

25. Почему Настя уезжала из Заборья, крадучись:
а) Она боялась, что ее обвинят в смерти Катерины Петровны
б) Она не хотела решать вопросы, касающиеся их старого дома
в) Она ощущала сильную вину и боялась расспросов +

26. Как отреагировала Настя, когда узнала, что её мать Катерина Петровна умерла:
а) Долго сидела молча
б) Она проплакала всю ночь, а потом уехала +
в) Пошла на могилу матери

27. Как звали сторожа:
а) Тихон +
б) Матвей
в) Купидон

28. Кто написал Насте последнюю телеграмму с Заборья:
а) Михаил
б) Матвей
в) Тихон +

29. В какое время года Катерина писала письмо Насте:
а) Осень +
б) Зима
в) Весна

30. В каком месяце Катерина писала письмо Насте:
а) Март
б) Ноябрь +
в) Декабрь

Краткое содержание

Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же». Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.

Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.

Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было», но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.

Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.

Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг» – «за русые волосы и большие холодные глаза». Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива», а с другой, становились «безмолвным укором».

Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора. В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме.

Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах» и спрятала конверт в ящик письменного стола.

Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье». Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой». Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!».

Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.

Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.

На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

26.05.2019

Паустовский К. «Телеграмма»

Главные герои рассказа «Телеграмма» и их характеристика

Чему учит рассказ «Телеграмма»

Рассказу учит любить и почитать своих родителей, заботиться о них. Навещать и писать письма родителям. Учит любви и состраданию, верности и добру. Учит правильно расставлять приоритеты. Учит дорожить своими близкими.

Отзыв на рассказ «Телеграмма»

Это очень трогательный рассказ о женщине, для которой забота о других людях стояла на первом месте, так как была ее работой. Но при этом она забыла о собственной матери. Она была чуткой к другим, но бесчувственной к маме. И она испытала огромнейшее раскаяние, когда не застала мать в живых. Это стало для нее важным уроком, но маму все равно не вернуть.

Пословицы к рассказу «Телеграмма»

Мать о детях беспокоится, а дети в степь смотрят. У матери дочь и в тридцать лет дочурка. У матери на все слез хватит. Родительское сердце в детях, а детское в камешке. Отца и матери на всю жизнь не хватит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Телеграмма»

Осень была холодной и дождливой. Дороги развезло и пастухи перестали гонять стадо. Катерина Петровна видела все хуже и только по памяти понимала где одна картина, а где другая. Она доживала свой век в доме, построенном ее отцом, известным художником. Дом был мемориальным, но что с ним станет после ее смерти, Катерина Петровна не знала. К старушке прибегала Манюшка, дочь соседа, приносила воды, мела полы. А Катерина Петровна дарила ей перчатки, страусиные перья, стеклярус. Манюшка шмыгала носом и обещала сдать подарки в утиль. Заходил к старушке Тихон, сторож, который еще помнил ее отца, и спрашивал про Настю, дочь Катерины Петровны. После ухода Тихона Катерина Петровна всегда плакала. Она знала, что Насте не до нее, что она живет в Ленинграде, и последний раз приезжала три года назад. Катерина Петровна старалась не мешать дочери и редко ей писала, а письма в ответ получала еще реже. Но раз в два-три месяца почтальон приносил ей перевод от Насти на 200 рублей и несколько строк текста. Однажды ночью Катерина Петровна услышала настойчивый стук и вышла к калитке. Она долго всматривалась в темноту, но там никого не было. Старушка зашла в дом и написала Насте письмо. Она писала, что эту зиму не переживет и умоляла дочь приехать, чтобы поглядеть на нее перед смертью.

Настя получила письмо на работе и спрятала его в карман, решив прочитать после. Она работала в Союзе художников, устраивала выставки. Каждое письмо от матери было для нее и облегчением, еще жива, и укором. После работы Настя отправилась к художнику Трофимову, который показал ей скульптурный портрет Гоголя. Писатель с укором смотрел на Настю, напоминая ей про письмо матери. Настя пообещала помочь Трофимову, который жаловался, что его затирают и на холод в мастерской. Дома Настя прочитала письмо, но ехать было некогда. Две недели она устраивала выставку Трофимову и наконец та состоялась. Седой художник подошел к Насте и поблагодарил ее за чуткость и заботу. В это время Насте предали телеграмму. В ней было всего три слова: «Катя помирает. Тихон». Настя не сразу поняла о чем речь. Ее хвали, выражали благодарность, и только Гоголь смотрел с немой укоризной. Настя встала и быстро ушла. Настя села на скамейке и заплакала. Она понимала, что больше не увидит маму. Она не понимала, как это могло случиться и бросилась на вокзал. Билетов не было, но кассирша, узнав в чем дело, помогла, и вот уже «Красная стрела» несла Настю в Заборье.

Тихон пришел на почту, взял у телеграфиста телеграмму и поплелся к Катерине Петровне. Старушка не вставала десятый день, а Манюшка шестой день подряд дежурила у ее кровати. Тихон принес телеграмму и прочитал ее. Настя сообщала, что выехала и просила дождаться. Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброту, но не поверила. Она отвернулась к стене и умерла. Похоронили Катерину Петровну завтра. Гроб нес Тихон и еще четыре старичка. Собрались старики и ребятишки. По дороге к процессии присоединилась молодая учительница, которая еще никого не знала в Заборье. Она сказала, что старушка наверное была одинокой, и деревенские сказали, что дочь ее залетела высоко, в Ленинград.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холмик и холодную комнату, в которой проплакала всю ночь. Уехала она утром, крадучись. Ей казалось, что никто кроме матери не сможет снять с нее невыносимой тяжести вины.

Паустовский «Телеграмма» главные герои

Характеристика героев «Телеграмма» Паустовский

Характеристика Катерины Петровны

Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна страдала из-за того, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем.

Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», — думала. Она не осуждала свою дочь.

Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери.

«Телеграмма» характеристика Насти

Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей».

Но Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.

Художники называли Настю Сольвейг – солнечный путь или луч з а её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца

Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.

Настя поняла всю серьезность ситуации с матерью после телеграмы Тихона. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Но она не успела даже простится с ней, так как приехала в деревню уже после похорон.

Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. Она боялась человеческого суда. Простить её могла бы только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

«Телеграмма» характеристика Манюшки

По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать.

«Телеграмма» характеристика Тихона

Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству Катерины Петровны, от жалости: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне.

К Катерине Петровне Тихон и Манюшка проявляли заботу, уважение, привязанность, сочувствие.

Тихон воспитывал Манюшку, он ей говорил « За добро плати добром, не будь пустельгой». Такой пустельгой (легкомысленной и пустой) оказалась Настя).

Тихон и Манюшка — л юди с добрым сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы. В их отсутствие Катерина Петровна была одна.

Этот рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери.

Чему учит рассказ Паустовского «Телеграмма»? Автор учит помнить своих родителей – тех, кто дал нам жизнь. Окружать их заботой, теплом, вниманием.

Источник

Второстепенные персонажи

Скульптор Тимофеев

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

Источник

«Телеграмма» главные герои

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

Популярные сегодня темы

Моим самым любимым животным является щенок. Я готова целый день проводить с ним время, его зовут Кузя, а подарил мне его папа на мое день рождение.

Айвазовский известен по большей части как маринист, то есть существенную часть своего творчества он отдал морю. Георгиевский монастырь является ранней картиной

Главной героиней произведения, написанного в жанре детской сказочной пьесы, является Падчерица, девушка, ставшая сиротой и вынужденная проживать совместно с озлобленными против нее мачехой и ее дочерью.

Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.

Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе Телеграмма

Источник

Главные герои рассказа Телеграмма Паустовского (характеристика)

Паустовский написал замечательный рассказ, который называется “Телеграмма”. Рассказ о пожилой женщине, которую не навещает дочь из города. В конце концов, мать погибает, а дочь только после утраты осознала свою ошибку, но, к сожалению, было уже поздно. Давайте немного поговорим о персонажах данного рассказа.

Екатерина Петровна — это пожилая женщина, которая доживает свой век в старом доме и мечтает о последней встречи с дочерью, которую так безумно любит. Дом построил ее отец, так как он был знаменитым художником, то его признали мемориальным. Она очень дорожила им, но не могла ухаживать за садом, так как была уже старенькой, в этом ей помогали Тихон и Манюшка, о которых мы поговорим чуть позже. Даже соседи пришли к ней на помощь, а дочь даже не приезжала к ней, да и и пишет она редко. Но нужно заметить, что матери она помогала материально, оправляла ей конверт с деньгами. Иногда ей мерещилось, что деньги пахнут духами доченьки. Но не деньги ей нужны были, а любовь и забота. Чувствую, что не сможет пережить зиму, она пишет письмо дочери, в которое вложила всю материнскую боль, то как скучает по ней. К сожалению, Настя забывает о письме, и он остается в сумке.

Тихон — это сосед, который помогает Екатерине Петровне по хозяйству. Он знал отца Екатерины, очень ценил и уважал его. Именно этот человек отправляет Насте телеграмму, в которой говорится о состоянии матери. Перед смертью Екатерины он взял бланк на почте и от имени Насти написал ей телеграмму со словами, что она едет. После он зачитывает перед матерью Насти и она благодарит его, она все понимает.

Главные герои

Екатерина Петровна

Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Вариант 2

В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Паустовским раскрывается идея того, что некоторые люди забывают о своих самых близких людях, которые о них заботились, и старались сделать все, чтобы они выросли хорошими и добрыми людьми. Екатерина Петровна показана очень доброй женщиной, которая жила в непростых условиях. Читателю порой хочется, чтобы все в данной истории сложилось совершенно иначе, однако, писатель неизбежно подводит рассказ к тому, что женщина доживает свои последние дни в крайне тяжелых условиях, и мечтает об одном – увидеть на прощание свою родную дочь. Однако, ее дочь совершенно не думает о родной матери, и старается устроить лишь свою личную жизнь.

Образ Екатерины Петровны

Данная женщина показана довольно одинокой, которая доживает свои последние дни в том месте, где она когда-то воспитывала родную дочь, что покинула ее, и оставила одну в столь тяжелом состоянии. Ее папа был связан с художественной деятельностью, она когда-то проживала во Франции. Иногда дочь помогала ей материально, однако, этого, не хватало женщине для того, чтобы жить нормально. Она очень скучает по родной дочери, и хочет, чтобы все было как раньше, когда ее родная Настенька прижималась к ее груди, и она рассказывала ей сказку. Женщина понимает, что это будет последняя зима в ее жизни, и поэтому очень хочет, чтобы дочь приехала к ней из города. Несмотря на свою мечту, увидеть Настю ей так и не удается.

Константин Паустовский — русский писатель, создавший множество гениальных произведений, поражающих точностью и красочностью используемых слов. Его проза наполнена любовью и вниманием к величию природы, к людям, понимающим красоту окружающего мира. Эти особенности присущи и новелле «Телеграмма», характеристика главных героев которой помогает читателю лучше понять глубокую мысль, заложенную автором в произведении.

Краткое содержание

С наступлением октябрьских холодов главной героине Катерине Петровне, уже доживающей свой век, стало трудно ходить и вставать. Жила она в селе Заборье в доме-музее своего отца — известного художника. К ней ежедневно приходила дочка колхозного сапожника Манюшка, помогавшая старушке по хозяйству. Кроме неё, к героине захаживал сторож при пожарном сарае, делавший работу по двору.

Своя же собственная дочь Настя уже как три года не навещала мать. Жила она в Ленинграде и даже не писала Катерине Петровне писем, а лишь присылала каждые два-три месяца денежные переводы по двести рублей. Старушка не хотела мешать дочери, поэтому писала Насте редко, но всегда о ней думала.

Однажды женщине показалось, что кто-то долго стучит в калитку. Она с трудом оделась и вышла посмотреть. Но на улице никого не было. В тот же вечер она написала дочери письмо, в котором просила Настю поскорее приехать погостить хоть на денёк, поскольку чувствовала, что зиму уже не переживёт. Анастасия трудилась в Союзе художников, где занимала должность секретаря. Работы было много:

  • устройство выставок;
  • организация конкурсов;
  • поиск талантливых художников.

Письмо девушка получила на работе, но открыла его не сразу, а решила прочитать уже дома. В то время девушка была занята судьбой молодого скульптора Тимофеева, создавшего гениальный бюст Гоголя, пронизывавший её взглядом, словно укоряя в том, что письмо до сих пор лежит в сумочке. Когда Настя всё-таки прочла его, то решила никуда не ехать, ведь нужно было подготовить выставку скульптору.

В течение двух недель девушка занималась организационными вопросами. А в день, когда открылась выставка Тимофеева, ей принесли телеграмму о скорой кончине Катерины Петровны. Она снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя и в тот же вечер отправилась в Заборье.

Старушка не вставала десять дней. Тихон отправил Насте телеграмму, а на другом почтовом бланке написал ответ, будто она уже выезжает и просит её дождаться. Придя к Катерине Петровне, мужчина прочёл телеграмму. Но старушка ему не поверила и, поблагодарив за заботу, отвернулась к стене и вскоре умерла.

Хоронили Екатерину на следующий день. Настя приехала в село уже после похорон. Всю ночь она проплакала в опустевшем холодном доме, ведь знала, что получить прощение могла только от матери, но не успела. Утром девушка уезжала крадучись, чтобы её никто не видел и ни о чём не расспрашивал.

Основные персонажи

Основные и второстепенные действующие лица одинаково важны для раскрытия авторского замысла, причём вторых в рассказе больше. Характеристика главных героев «Телеграммы» Паустовского:

  • Катерина Петровна. Пожилая женщина, дочь известного художника. Катерина живёт в ветхом доме, который считается культурным памятником. О муже ничего не сказано, вероятно, он умер, а дочь живёт в Ленинграде, приезжает раз в 3 года, редко пишет и иногда присылает 200 рублей. Катерина Петровна пишет Насте письма, называет её «ненаглядная моя», а дочь, занятая делами, даже не сразу их открывает. Женщина очень скучает по своей кровиночке, стесняется досаждать, но всё же надеется хоть разок увидеть её перед смертью. Старушке кажется, что она не переживёт зиму.
  • Настя. Дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников. Коллеги называют её Анастасией Семёновной. Девушка живёт чужими интересами. Она увлечена работой и старается организовать выставку работ начинающего скульптора, странного вспыльчивого человека. Девушка получает сначала письмо от мамы, потом телеграмму от Тихона и только спустя долгое время понимает, что ближе, чем родная мать, у неё никого нет. Увидеть женщину живой девушка не успевает. Приехав в Заборье, Настя оказывается в доме, из которого давно ушла жизнь. Девушка покидает село рано утром, чтобы не встречаться с жителями.
  • Скульптор Тимофеев. Молодой человек со странностями, неуверенный в себе. У мастера получаются интересные работы, но он боится быть осмеянным, при этом завидует чужому успеху. Скульптор беден, после выставки он не верит своему успеху, однако признанные мастера действительно высоко оценили работы. Один даже поблагодарил Настю за то, что она «извлекла Тимофеева на свет».
  • Манюшка. Девочка, которая живёт по соседству, дочь колхозного сапожника. Манюшка приходит к старушке каждый день, подметает, приносит из колодца воду, ставит самовар. Женщина благодарит её и дарит кое-то из своих ценностей, но девочка не понимает, зачем ей перчатки, броши и страусиные перья. Когда силы окончательно покидают старушку, Манюшка неотлучно находится рядом с ней, ухаживает за ней, кормит и поит ее.

История создания

Однажды Константин Георгиевич рассказал о трогательном событии, которое легло в основу «Телеграммы». Герои новеллы взяты из реальной жизни. Когда-то писатель жил под Рязанью в усадьбе Пожалостина — знаменитого гравёра. Хозяйку дома звали Катерина Ивановна. Её собственная дочь совсем забыла о матери и лишь высылала ей денежные переводы. Вечерами писатель пил чай с хозяйкой и подолгу с ней беседовал. Она нередко давала ему почитать письма отца, рассказывала, что знала Тургенева и была на похоронах Гюго.

Помогала Катерине Ивановне по хозяйству соседская девочка Нюрка. А телеграмму её дочери Насте после смерти старушки отослал сам Константин Георгиевич. Дочка приехала спустя трое суток после похорон.

Из автобиографии Паустовского можно проследить некоторую взаимосвязь его собственной полуслепой сестры с действующим лицом Катериной. Есть основания полагать, что в его героине находит отображение не только судьба хозяйки усадьбы Пожалостиных, но и образы близких автору людей. Ведь Катерина Петровна изображена с очень большой любовью, искренним сожалением, тоской и добротой.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Марлен Дитрих. Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в Дом литераторов, где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря – шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Характеристика героев

В «Телеграмме» Паустовского прослеживаются образы нескольких персонажей. Список их небольшой, но все они играют важную роль в сочинении:

  • Катерина Петовна;
  • Настя;
  • Манюша;
  • Тихон;
  • Тимофеев.

Катерина Петровна — старая женщина, доживающая свой век в отцовском доме и мечтающая перед смертью повидаться с горячо любимой дочерью. В усадьбе знаменитого отца на стенах висели старинные портреты, картины и даже небольшая картинка в золотой рамке — эскиз «Неизвестной» Крамского. Женщина называла это поместье «мемориальным» и дорожила им. Но в силу своей старческой слабости уже не могла ухаживать за садом и хозяйством. В этом ей помогали соседи — Тихон с Манюшей.

А вот у родной дочери не нашлось времени навестить старушку или даже просто написать ей письмо. Единственная помощь, оказанная Настей — денежные переводы. Катерина Петровна, казалось, забывала, что деньги эти даже не находились у дочки в руках, но она сжимала их и нюхала, ведь ей мерещился запах Настиных духов на них. Старушке не нужна была материальная помощь, а лишь любовь и забота, которую приходилось получать от соседей, а не от родного человека.

Анастасия характеризуется в Союзе художников как отличный работник и заботливый коллега. Она тратит массу времени на то, чтобы вывести в свет молодое дарование — скульптора Тимофеева. Но совершенно забывает о единственном родном человеке — маме. Настя не хочет ехать в Заборье, которое нагоняет на неё тоску. Письма Катерины Петровны вызывают у неё двоякое чувство: с одной стороны, они приносят облегчение, поскольку героиня понимает, что мать ещё жива, а с другой — беспокойство, ведь кажутся немым укором из-за отсутствия участия в судьбе старушки.

Тихон — сосед, знавший отца хозяйки усадьбы. Мужчина очень уважал и ценил известного художника и поэтому заботился об увядающей старушке. Ему тяжело было смотреть на страдания Екатерины Петровны. Он написал телеграмму от лица Насти в попытке снять камень с души женщины перед скорой кончиной. Хоть старушка и поняла хитрость Тихона, но всё же поблагодарила за заботу о себе.

Манюшка — добродушная соседская девочка, которой старушка постоянно дарила ценные вещички из своего гардероба, чтобы та их продала. Девушка заботилась о женщине и старалась во всём ей помочь. Смерть Катерины оказалась для неё тяжёлым событием: Манюшка не отрываясь смотрела на побледневшую старушку и, поджав на табурете ноги, тряслась.

Тимофеев — гордый и ранимый талантливый скульптор, страдающий от своей невостребованности. Он жаждет похвалы и признания, отчего порой ведёт себя грубо и сварливо.

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ. ТЕЛЕГРАММА 258-278стр.

 ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.О чём вы задумались, прочитав рассказ? Какие сцены вас особенно взволновали?

После прочтения рассказа задумываешься о том, внимательно ли мы относимся к своим родителям, понимаем ли мы до конца, что это единственные люди, которые беззаветно нас любят.

Особенно взволновали сцены написания письма дочери от Екатерины Петровны, а так же поступок молодой учительницы.

2.О чём этот рассказ?

В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.

3.Почему описание последних дней Катерины Петровны дано на фоне ненастной поздней осени? Какое настроение вызывает пейзажная зарисовка в начале рассказа? Как писатель передаёт это настроение?

Обратили ли вы внимание на «маленький подсолнечник у забора»? Как связан этот образ с состоянием Катерины Петровны? Какие ещё образы-символы из мира природы помогают лучше ощутить и понять боль угасания жизни одинокого человека?

Он создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты. Описывается октябрьское ненастье. Грусть льётся с самого начала произведения: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». На фоне серого, чёрного окружения природы маленький подсолнечник одинок, как и Катерина Петровна. Он доцветает, как и Катерина Петровна доживает свой век

Далее рассказывается о Катерине Петровне. Автору симпатична эта одинокая старушка. Её одиночество скрашивают девочка Манюшка, помогающая по дому, и сторож Тихон. Она живёт прошлым.

Кажется, в доме время застыло на месте. Он даже чем-то напоминает заброшенный музей. Это подчёркивают такие детали, как пыльный «Вестник Европы», пожелтевшая посуда, картины на стенах, застоявшийся запах нетопленых печей. Катерина Петровна дарила Манюшке сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу – вещи, которые сегодня не найдут применения. Всё, что у неё осталось от жизни, — это дочь Настя. Каждый день старушка думает о Насте, ждёт её появления и плачет. Она сидит так тихо, «что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».

Тяжесть одиночества автор подчёркивает, одушевляя неживой предмет: «Керосиновый ночник был…, казалось, единственным живым существом в покинутом доме». Писатель вводит описание осеннего рассвета, который по традиции символизирует возрождение. Но здесь он значит совсем иное: «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые, осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья». Так постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается её осень. Ощущение одиночества и старости символически передаются и через образ клёна, который когда-то давно девушкой-хохотушкой посадила Катерина Петровна. Теперь он стоял «облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

4.Пере

Анализ Телеграммы

Паустовский затронул в новелле очень болезненную тему — про́пасть, образовавшуюся между отцами и детьми на фоне Октябрьской катастрофы 2020 года. Об этой проблеме становится понятно с первой же фразы рассказа, в которой говорится, что «Октябрь был на редкость… ненастный». Но люди, жившие в то советское время, не понимали истинного значения этого предложения, ведь в их головах было заложено табу на обсуждение подобных тем.

Из-за этой «на редкость» глубокой пропасти возникает специфическая нравственная проблематика. В то историческое время никто не был прав или виноват, но одновременно с тем — виновны все. Двадцатый век, если сравнивать его с предыдущим столетием, развивался с бешеной скоростью. Как результат — главная героиня, прожившая всю жизнь в замедленном темпе прошлого, столкнулась с «неудобствами» в общении с людьми нового века.

В «Телеграмме» подняты серьёзные нравственные проблемы — разрозненность родных людей и попытка скрыть свои чувства. Настя, невидевшая мать более трёх лет, получив письмо от неё, казалось, должна была бросить всё в одночасье и мчаться к самой родной своей душе, чтобы успеть с ней повидаться, получить прощение за длительное отсутствие. Но она просто спрятала письмо, проявив чёрствость и равнодушие (которое при этом стоит буквально рядом с отзывчивостью, ведь девушка проявила участие в судьбе совершенно постороннего ей человека).

Произведение Паустовского напоминает своим читателям, что всё в этой жизни следует делать вовремя: говорить о любви близким, стремиться проявлять к ним больше внимания и заботы. Ведь в любой момент эту возможность может отобрать судьба, проявляющая порой особую жестокость.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в лесном мещерском краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, молодая учительница, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что художественные детали его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль – раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» – Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», – подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы – обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» – обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Главные герои рассказа Телеграмма

Паустовский написал замечательный рассказ, который называется “Телеграмма”. Рассказ о пожилой женщине, которую не навещает дочь из города. В конце концов, мать погибает, а дочь только после утраты осознала свою ошибку, но, к сожалению, было уже поздно. Давайте немного поговорим о персонажах данного рассказа.

Екатерина Петровна — это пожилая женщина, которая доживает свой век в старом доме и мечтает о последней встречи с дочерью, которую так безумно любит. Дом построил ее отец, так как он был знаменитым художником, то его признали мемориальным. Она очень дорожила им, но не могла ухаживать за садом, так как была уже старенькой, в этом ей помогали Тихон и Манюшка, о которых мы поговорим чуть позже. Даже соседи пришли к ней на помощь, а дочь даже не приезжала к ней, да и и пишет она редко. Но нужно заметить, что матери она помогала материально, оправляла ей конверт с деньгами. Иногда ей мерещилось, что деньги пахнут духами доченьки. Но не деньги ей нужны были, а любовь и забота. Чувствую, что не сможет пережить зиму, она пишет письмо дочери, в которое вложила всю материнскую боль, то как скучает по ней. К сожалению, Настя забывает о письме, и он остается в сумке.

Настя — это дочь Екатерины Петровны, которая работает в городе, забыв о матери. Она устроилась в союз художников, Настя замечательный работник и хороший коллега. Она очень отзывчивая, помогала всем, но, к сожалению, времени для матери она не находила. Автор преподносит нам характер Насти не однозначно. Ее сложно понять, ведь она не была чёрствым человеком, она помогала скульптуру Тимофееву. Почему Настя помогает ему, а не свей матери, которая так нуждается в ее поддержке? В этом и состоит проблема рассказа. Люди не всегда ценят близких им людей. В конце концов, она это осознает, но слишком поздно. Кода ей приходит письмо, в котором говорится, что мать ее умирает, она начинает плакать, но Паустовский показывает нам, что слезы запоздалые. Настя не успела на похороны, и только тогда она осознает свою ошибку, понимая, что ее не было рядом с матерью, с ее единственным близким человеком.

Тихон — это сосед, который помогает Екатерине Петровне по хозяйству. Он знал отца Екатерины, очень ценил и уважал его. Именно этот человек отправляет Насте телеграмму, в которой говорится о состоянии матери. Перед смертью Екатерины он взял бланк на почте и от имени Насти написал ей телеграмму со словами, что она едет. После он зачитывает перед матерью Насти и она благодарит его, она все понимает…

Манюшка — это соседская девочка, которая тоже помогает Екатерине. Она готовит, убирается, приносит воду, а хозяйка за ее помощь дарит ей вещи, которые ее не интересуют. Свои последние дни Екатерина проводит в обществе этой соседской девочки

Краткое содержание

С наступлением октябрьских холодов главной героине Катерине Петровне, уже доживающей свой век, стало трудно ходить и вставать. Жила она в селе Заборье в доме-музее своего отца — известного художника. К ней ежедневно приходила дочка колхозного сапожника Манюшка, помогавшая старушке по хозяйству. Кроме неё, к героине захаживал сторож при пожарном сарае, делавший работу по двору.

Своя же собственная дочь Настя уже как три года не навещала мать. Жила она в Ленинграде и даже не писала Катерине Петровне писем, а лишь присылала каждые два-три месяца денежные переводы по двести рублей. Старушка не хотела мешать дочери, поэтому писала Насте редко, но всегда о ней думала.

Однажды женщине показалось, что кто-то долго стучит в калитку. Она с трудом оделась и вышла посмотреть. Но на улице никого не было. В тот же вечер она написала дочери письмо, в котором просила Настю поскорее приехать погостить хоть на денёк, поскольку чувствовала, что зиму уже не переживёт. Анастасия трудилась в Союзе художников, где занимала должность секретаря. Работы было много:

  • устройство выставок;
  • организация конкурсов;
  • поиск талантливых художников.

Письмо девушка получила на работе, но открыла его не сразу, а решила прочитать уже дома. В то время девушка была занята судьбой молодого скульптора Тимофеева, создавшего гениальный бюст Гоголя, пронизывавший её взглядом, словно укоряя в том, что письмо до сих пор лежит в сумочке. Когда Настя всё-таки прочла его, то решила никуда не ехать, ведь нужно было подготовить выставку скульптору.

В течение двух недель девушка занималась организационными вопросами. А в день, когда открылась выставка Тимофеева, ей принесли телеграмму о скорой кончине Катерины Петровны. Она снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя и в тот же вечер отправилась в Заборье.

Старушка не вставала десять дней. Тихон отправил Насте телеграмму, а на другом почтовом бланке написал ответ, будто она уже выезжает и просит её дождаться. Придя к Катерине Петровне, мужчина прочёл телеграмму. Но старушка ему не поверила и, поблагодарив за заботу, отвернулась к стене и вскоре умерла.

Хоронили Екатерину на следующий день. Настя приехала в село уже после похорон. Всю ночь она проплакала в опустевшем холодном доме, ведь знала, что получить прощение могла только от матери, но не успела. Утром девушка уезжала крадучись, чтобы её никто не видел и ни о чём не расспрашивал.

Второстепенные действующие лица

Каждый второстепенный персонаж выполняет свою роль. Например, молодая учительница вовремя понимает, что нужно уделять больше внимания маме, которая находится далеко. Скульптура Гоголя — это как бы совесть Насти, её внутренний голос. Благодаря образам известных художников и скульпторов можно понять, чем живёт Настя, на что она променяла заботу о маме. Список второстепенных персонажей:

  • Учительница. Она приходит на похороны, целует руку умершей и вспоминает маму, такую же старенькую и седую.
  • Отец Катерины Петровны. Этот персонаж появляется только в воспоминаниях главной героини. Он построил особняк, в котором сейчас живёт старушка. Когда Катя была маленькой, отец брал её за границу, и она даже видела похороны Виктора Гюго.
  • Першин. Известный скульптор, похвала которого радует Тимофеева, хотя последний открыто называет мастера «ремесленником».
  • Тихон. Тощий рыжий сторож при пожарной усадьбе. В детстве этот человек восхищался работами отца Екатерины. До сих пор он сохранил почтение к художнику. Тихон изредка заходит к старушке, хлопочет по хозяйству, но от его помощи мало толку. Сторож пилит сухие деревья, рубит их на дрова, однако он не может вдохнуть жизнь в старый дом и умирающий сад. Когда старушке становится совсем плохо, он отправляет Насте коротенькую телеграмму, а потом приносит «ответ», составленный им самим. Но старушка догадывается о лжи, после чего силы окончательно покидают её.
  • Скульптура Гоголя. Её можно причислить к героям рассказа из-за того, что девушке кажется, будто изваяние ведёт себя как живое. «Остроносый сутулый человек» смотрит «насмешливо», а на его виске бьётся жилка. «Сверлящие глаза» как будто упрекают девушку, её кажется, что Николай Васильевич говорит: «Эх ты, сорока!».

В тексте упоминаются ещё несколько персонажей, которых можно отнести к третьестепенным. Действующие лица, не оказывающие значительного влияния на сюжетную канву:

  • председатель Союза художников;
  • седой мастер;
  • курьерша Даша;
  • кассирша на станции;
  • «почтарь» Василий;
  • сельские мальчишки, старики и старухи.

История создания

Однажды Константин Георгиевич рассказал о трогательном событии, которое легло в основу «Телеграммы». Герои новеллы взяты из реальной жизни. Когда-то писатель жил под Рязанью в усадьбе Пожалостина — знаменитого гравёра. Хозяйку дома звали Катерина Ивановна. Её собственная дочь совсем забыла о матери и лишь высылала ей денежные переводы. Вечерами писатель пил чай с хозяйкой и подолгу с ней беседовал. Она нередко давала ему почитать письма отца, рассказывала, что знала Тургенева и была на похоронах Гюго.

Помогала Катерине Ивановне по хозяйству соседская девочка Нюрка. А телеграмму её дочери Насте после смерти старушки отослал сам Константин Георгиевич. Дочка приехала спустя трое суток после похорон.

Из автобиографии Паустовского можно проследить некоторую взаимосвязь его собственной полуслепой сестры с действующим лицом Катериной. Есть основания полагать, что в его героине находит отображение не только судьба хозяйки усадьбы Пожалостиных, но и образы близких автору людей. Ведь Катерина Петровна изображена с очень большой любовью, искренним сожалением, тоской и добротой.

Жанр, анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» — рассказ. В тексте одна сюжетная линия, объединяющая нескольких главных и второстепенных персонажей. Литературное направление произведения — реализм, потому что Паустовский показывает человеческую жизнь без прикрас. Диалоги и события могли происходить в реальности. Повествование ведётся линейно, автор излагает события в той последовательности, в какой они происходят.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что композиционно текст разделён на 3 части. В первой Паустовский описывает жизнь старушки в Заборье. Из второй читатель узнаёт, как живёт и чем занимается дочь Екатерины. Третья часть содержит описание событий, произошедших после смерти старушки. В ней Настя понимает, что совершила непоправимую ошибку. В сочинении по произведению «Телеграмма» следует упомянуть несколько тем:

  • взаимоотношение родителей и детей;
  • возвращение «блудного сына», в данном случае — дочери, причём запоздалое;
  • материнская любовь;
  • одиночество;
  • раскаяние.

Мораль произведения заключается в том, что нужно заботиться о близких, пока они живы. Не стоит думать, что им не нужна помощь, если о ней не просят. Но близкие нуждаются не только в физической заботе. Важно и внимание, а оно может выражаться в добрых словах, визитах, открытках. Старушка была бы рада видеть дочь не раз в 3 года, а чаще, но Настя за всё время даже не написала подробного письма.

Ошибка девушки в том, что она не подозревала о состоянии матери. Катерина писала, что всё в порядке, ведь ей не хотелось докучать дочери. А Настя, которая исправно посылала деньги, наивно считала, что этого достаточно. Обладая добрым характером, девушка была готова прийти на помощь постороннему человеку, потому что его проблемы она видела и воспринимала очень остро. Поездка к матери всё откладывалась, и подготовка к выставке Тимофеева стала роковой ошибкой.

Название рассказа имеет два значения. Первое отражает, что в сюжете есть 2 телеграммы: первую получила Анастасия, а вторую прочитал Катерине Тихон. Умирающая женщина поняла, что он слукавил, и после этого надежда на приезд дочери покинула её. Второе значение состоит в том, что сам рассказ — телеграмма для читателей. Автор хочет, чтобы они не превращались в «Иванов, не помнящих родства», и любили близких, пока те живы.

Характеристика героев

В «Телеграмме» Паустовского прослеживаются образы нескольких персонажей. Список их небольшой, но все они играют важную роль в сочинении:

  • Катерина Петовна;
  • Настя;
  • Манюша;
  • Тихон;
  • Тимофеев.

Катерина Петровна — старая женщина, доживающая свой век в отцовском доме и мечтающая перед смертью повидаться с горячо любимой дочерью. В усадьбе знаменитого отца на стенах висели старинные портреты, картины и даже небольшая картинка в золотой рамке — эскиз «Неизвестной» Крамского. Женщина называла это поместье «мемориальным» и дорожила им. Но в силу своей старческой слабости уже не могла ухаживать за садом и хозяйством. В этом ей помогали соседи — Тихон с Манюшей.

А вот у родной дочери не нашлось времени навестить старушку или даже просто написать ей письмо. Единственная помощь, оказанная Настей — денежные переводы. Катерина Петровна, казалось, забывала, что деньги эти даже не находились у дочки в руках, но она сжимала их и нюхала, ведь ей мерещился запах Настиных духов на них. Старушке не нужна была материальная помощь, а лишь любовь и забота, которую приходилось получать от соседей, а не от родного человека.

Анастасия характеризуется в Союзе художников как отличный работник и заботливый коллега. Она тратит массу времени на то, чтобы вывести в свет молодое дарование — скульптора Тимофеева. Но совершенно забывает о единственном родном человеке — маме. Настя не хочет ехать в Заборье, которое нагоняет на неё тоску. Письма Катерины Петровны вызывают у неё двоякое чувство: с одной стороны, они приносят облегчение, поскольку героиня понимает, что мать ещё жива, а с другой — беспокойство, ведь кажутся немым укором из-за отсутствия участия в судьбе старушки.

Тихон — сосед, знавший отца хозяйки усадьбы. Мужчина очень уважал и ценил известного художника и поэтому заботился об увядающей старушке. Ему тяжело было смотреть на страдания Екатерины Петровны. Он написал телеграмму от лица Насти в попытке снять камень с души женщины перед скорой кончиной. Хоть старушка и поняла хитрость Тихона, но всё же поблагодарила за заботу о себе.

Манюшка — добродушная соседская девочка, которой старушка постоянно дарила ценные вещички из своего гардероба, чтобы та их продала. Девушка заботилась о женщине и старалась во всём ей помочь. Смерть Катерины оказалась для неё тяжёлым событием: Манюшка не отрываясь смотрела на побледневшую старушку и, поджав на табурете ноги, тряслась.

Тимофеев — гордый и ранимый талантливый скульптор, страдающий от своей невостребованности. Он жаждет похвалы и признания, отчего порой ведёт себя грубо и сварливо.

Пересказ в тезисах

Повесть «Телеграмма» К. Паустовского в кратком содержании удастся выразить в тезисах. Это позволит освежить в памяти оригинал. Пересказ в таком случае будет выглядеть так:

  1. Болезнь Катерины: стало труднее вставать и видеть.
  2. Предчувствие скорой смерти.
  3. Описание Насти: письма матери были укором и облегчением одновременно.
  4. Телеграмма от Тихона: Катя помирает.
  5. Сборы дочери к матери: кассир помогла ей с билетами.
  6. Похороны Катерины: поцелуй молодой учительницы.
  7. Приезд Насти: никто не мог снять с души чувства вины.

Такой план рассказа позволит не потерять нить развивающегося сюжета и напомнит о событиях, происходящих в произведении.

Тем не менее, рекомендуем все же читать «Телеграмму» Константина Паустовского в полном варианте.

Анализ Телеграммы

Паустовский затронул в новелле очень болезненную тему — про́пасть, образовавшуюся между отцами и детьми на фоне Октябрьской катастрофы 2020 года. Об этой проблеме становится понятно с первой же фразы рассказа, в которой говорится, что «Октябрь был на редкость… ненастный». Но люди, жившие в то советское время, не понимали истинного значения этого предложения, ведь в их головах было заложено табу на обсуждение подобных тем.

Из-за этой «на редкость» глубокой пропасти возникает специфическая нравственная проблематика. В то историческое время никто не был прав или виноват, но одновременно с тем — виновны все. Двадцатый век, если сравнивать его с предыдущим столетием, развивался с бешеной скоростью. Как результат — главная героиня, прожившая всю жизнь в замедленном темпе прошлого, столкнулась с «неудобствами» в общении с людьми нового века.

В «Телеграмме» подняты серьёзные нравственные проблемы — разрозненность родных людей и попытка скрыть свои чувства. Настя, невидевшая мать более трёх лет, получив письмо от неё, казалось, должна была бросить всё в одночасье и мчаться к самой родной своей душе, чтобы успеть с ней повидаться, получить прощение за длительное отсутствие. Но она просто спрятала письмо, проявив чёрствость и равнодушие (которое при этом стоит буквально рядом с отзывчивостью, ведь девушка проявила участие в судьбе совершенно постороннего ей человека).

Произведение Паустовского напоминает своим читателям, что всё в этой жизни следует делать вовремя: говорить о любви близким, стремиться проявлять к ним больше внимания и заботы. Ведь в любой момент эту возможность может отобрать судьба, проявляющая порой особую жестокость.

Характеристика Насти из рассказа «Телеграмма» поможет расскрыть образ героини Паустовского.

Характеристика Насти «Телеграмма»

Настя в «Телеграмме» Паустовского одна из главных героинь.

Она единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла, писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей». В почтовых переводах одни и те же слова: «Столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее». Последний раз приезжала три года назад.

Получив письмо от больной матери, героиня «спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива». Прочитала только вечером и сказала: «Куда там сейчас ехать? Две недели возилась с выставкой». Настя не придала этому письму большого значения, хотя ее должны были насторожить слова: «Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу».

Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.

Можно подумать, что к матери она испытывает бессердечия, равнодушия. Но Настя не бездушна. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» — эти слова в адрес Насти.

Художники называли Настю Сольвейг – солнечный путь или луч за её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца

Но заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери. Ведь, одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.                                                                                                                                                                   

Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.

Настя поняла всю серьезность ситуации с матерью после телеграмы Тихона. Хотя сперва она не поняла, какая «Катя умирает? Должно быть, не мне. Узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. НА вопрос: «Что-то неприятное?» — ответ: «Нет, это так, от одной знакомой».

Но взгляд Гоголя пробуждает её сознание. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: «Эх, ты!». Она быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» — заплакала; поняла, что её никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала.

Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она уже никогда не увидит мать. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Но она не успела даже простится с ней, так как приехала в деревню уже после похорон.

Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал.  Она боялась человеческого суда. Она чувствует себя виноватой, глубоко раскаивается в своём поведении. Для Насти это большая зарубка на сердце. Но простить её могла бы только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Образ Насти в рассказе Телеграмма

Сочинение Образ Насти в рассказе Телеграмма Паустовского

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» рассматриваются важнейшие жизненные вопросы, имеющие огромное значение для любого человека. В произведении речь идет о том, насколько люди нередко не умеют ценить тех, кто является для них наиболее близким, и вспоминают о родных только тогда, когда уже ничего невозможно изменить и исправить.

Центральная героиня рассказа, пожилая и страдающая многочисленными заболеваниями женщина по имени Катерина Петровна, в одиночестве обитает в селении под названием Заборье. Рядом с Катериной Петровной не имеется ни одного человека, с которым она могла бы поговорить о том, что ее действительно интересует. Дочь женщины Настя давно проживает в Ленинграде и крайне редко пишет матери, фактически не приезжая ее навестить уже на протяжении ряда лет.

Настя выглядит в этой истории весьма неоднозначно. Она усердно трудится в Союзе художников, посвящая работе абсолютно все время и силы, она не успевает хотя бы написать Катерине Петровне и поинтересоваться, как мать себя чувствует и не требуется ли ей помощь. Видимо, внутри девушка все же испытывает ощущение вины из-за того, что она оставила маму в одиночестве, Настя не решается немедленно прочесть последнее письмо, полученное от матери.

Паустовский не проявляет непосредственного осуждения в отношении девушки. Насте кажется, что бюст Гоголя смотрит на нее с насмешливым укором, таким путем автор иносказательно упрекает молодую женщину, забывшую о самом близком человеке.

При этом окружающие вовсе не считают Настю равнодушной и черствой, она всячески старается помочь скульптору Тимофееву, без колебаний отправляется к нему и выслушивает жалобы мужчины на неудобное помещение, в котором он вынужден работать. Основная мысль рассказа заключается именно в том, что Настя, помогая постороннему для нее коллеге, не принимает никакого участия в жизни больной матери. Женщина осознает недопустимость собственного поведения, получив страшное известие об уходе ее мамы из жизни именно тогда, когда она выслушивает горячие аплодисменты за добросовестный труд.

Настя с ужасом спрашивает себя, требуется ли ей теперь успех и общественное признание. Она понимает, что пожертвовала отношениями с родным человеком и заботой о нем ради того, чтобы заниматься интересным для нее делом. Когда Настя все же приезжает на родину, она проливает самые искренние слезы не только из-за того, что ей никогда более не доведется увидеть маму, но и из-за собственного длительного безразличия к Катерине Петровне. На примере героини рассказа писатель демонстрирует случай запоздавшего раскаяния, он ненавязчиво призывает читателей помнить о близких, пока они действительно нуждаются в помощи и присутствии рядом любящих и любимых людей.

Характеристика

Рассказ К. Паустовского «Телеграмма» посвящен одной из самых актуальных проблем нашего времени – проблеме милосердия. Ее автор рассматривает не на отвлеченных примерах, а на примере конкретной семьи. В центре повествования доживающая свой век старая женщина Катерина Петровна. Одна в огромном доме, когда-то его построил отец, известный художник. Но все осталось в далеком прошлом.

В настоящем она, Катерина Петровна, одиночество и последние горькие дни. Горечь усиливается оттого, что где-то в далеком Ленинграде живет дочь Анастасия Семеновна. Связь, между ними, двумя самыми близкими женщинами, практически оборвалась. Денежные переводы, которыми Настя поддерживала мать, приходят теперь от случая к случаю. А длинные письма она заменила короткими строками на обороте денежных переводов.

Настя предстает в рассказе в двух видах: дочь и просто человек, облеченный какой-то властью, поскольку работает секретарем в Союзе художников. Должность небольшая, но Настя очень внимательна к судьбам художников, понимает их непростые характеры и, в меру своих возможностей, помогает им. Близко к сердцу она приняла судьбу молодого художника Тимофеева и помогла организовать ему персональную выставку. Это помогло вырваться талантливому художнику из безвестности. Настя проявила чуткость и внимание, отличные организаторские способности и получила слова благодарности.

И в это же самое время Настя получает последнее письмо от матери и телеграмму, которую посылает Тихон. Но дела и заботы о постороннем человеке отодвигают заботу о матери, если не на второй план, то далеко от насущных забот Насти. В круговерти подготовки выставки Трофимова она вспоминает о них, но у нее нет времени остановиться, вчитаться в строки письма матери, расшифровать телеграмму Тихона. Чашу, полную горечи утраты самого родного человека, Насте выпало выпить до самого дна. Она опаздывает на похороны матери, всю ночь проводит в родном доме в слезах, а утром тайком уезжает из деревни. Понимание, что из жизни ушел самый близкий человек, слишком поздно приходит к Насте.

Как могло случиться, что хороший человек, который понимает, что означают забота и внимание, оказался глухим и бесчувственным по отношению к родному человеку? Да, сыграли свою роль и километры, которые отделили женщин друг от друга. И занятость Насти по организации различных выставок. Но есть и вина Катерины Петровны, которая не сумела воспитать в Насте чувства ответственности за мать, за ее старость, если не обеспеченную, то хотя бы окруженную вниманием. Забылось детство, которое, видимо, не оставило в памяти Насти никаких следов. Все стерлось в городе. И забыла Настя, что где-то в далеком Заборье живет одинокая старушка, ее мать.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Насти в рассказе Телеграмма

Образ Насти в рассказе Телеграмма

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ Анны Алексеевны в рассказе О любви Чехова

    Главной героиней рассказа А.П. Чехова «О любви» является Анна Алексеевна Луганович.

  • Левитан

    Левитан один из немногих живописцев, где природа в его произведениях показана с особой полнотой. Его мощь состоит в том, что он заставляет всматриваться в красоты лесов, лугов, пристально наблюдать и запоминать.

  • Образ и характеристика Елизаветы Мерцаловой в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

    Рассказ А. Куприна «Чудесный доктор» — потрясающее по своему надрыву произведение. Рассказ, после которого действительно хочется верить в то, что чудеса существуют, в то, что они приходят тогда, когда их уже не ждут.

  • Чем отличается Николенька от его сегодняшних сверстников?

    Николеньку Иртеньева можно назвать весьма добрым, веселым и воспитанным мальчиком. Он не отличается ничем выдающимся, однако является весьма хорошим человеком, который не сильно отличался от остальных.

  • Проблематика романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблемы)

    Михаил Юрьевич Лермонтов является тем автором, чьи произведения не теряют своей большой актуальности даже сегодня. К ним относится известный во всем мире роман под названием «Герой нашего времени»

  • Как художники изображают осеннюю пору составь рассказ и запиши его план в рабочую тетрадь
  • Как художественная литература влияет на человека сочинение
  • Как храбрый вай море победил сказка
  • Как хочется тишины рассказ дзен
  • Как хорошо подготовиться к итоговому сочинению по литературе