Как и почему меняется описание бора при появлении царского сына в сказке спящая царевна

logo

  • Описание бора в сказке спящая царевна

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      1 год назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    15 секунд назад

    12. Чи можна дати здачу 2 грн 25 коп. монетами: 1) по 25 коп.; 2) по 50 коп.?​

  • matematika
    Математика

    5 минут назад

    Даю 50 балов срочно
    1/4 часть равна 60

  • matematika
    Математика

    5 минут назад

    Срочно вирішити логарифм
    log0,5(4 — ) + log0,5( — 1) = -1

  • biologiya
    Биология

    5 минут назад

    почему я не могу спать ночью,вот не идёт у меня ночной сон,это не бессонница я думаю,я незнаю что делать,я пытаюсь наладить сон но все время засыпаю все позже и позже​

  • matematika
    Математика

    5 минут назад

    4. Назви пари чисел, у яких перше число є кратним другому: 1) 12 i 3; 2) 17 i 9: 3) 18 i 1; 4) 23 i 23. To THIS TO уратним другому​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    2 часа назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • algebra
    Алгебра

    3 часа назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20458

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»

Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;

  • сопоставить эту сказку с народными сказками;

  • проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки

Ход урока.

  1. Слово учителя:

Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.

Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.

Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.

Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.

Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.

Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.

(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )

2. Чтение текста учителем.

  1. Работа с текстом:

Беседа:

  • Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?

Да Нет

— вступление, зачин — стихотворный текст

— концовка — необычные герои

— положительные и отрицательные герои — необычные имена

— эпитеты — автор

  • Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)

  • А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?

( авторские, литературные)

  • Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-

рим, действительно ли произведение « Спящая царевна» — сказка? ( доказываем)

  • Обратимся к композиции, сюжету, героям.

  1. Сказочный зачин ( зачитываем)

  2. Концовка ( зачитываем)

  3. Герои положительные и отрицательные ( называем)

  4. Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)

  • Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)

  • А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)

  • Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)

  • Обычен ли герой? ( нет)

  • И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)

Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)

  • Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-

вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)

  • Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)

  • А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)

  • Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)

  • Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)

  • Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)

  • Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)

  • Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)

  • Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)

  • Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)

  • Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)

  • Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)

  • Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)

  • Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)

  • Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)

  • Время всё текло, текло,

Вот и 300 лет прошло…

Появляется новый герой. Кто он? ( принц)

  • Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)

  • Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)

  • И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)

  • Найдите описание спящей царевны. ( чтение)

  • Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)

  • Каков финал сказки?

  • Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)

  • Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.

  • Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)

  • Почему? ( волшебство, волшебные вещи)

  • Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:

    1. авторство

    2. стихотворная форма

    3. необычные герои

    4. необычные имена

Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)

4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)

Тема урока: В.А.Жуковский «Спящая царевна». Понятие литературной сказки

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА

2.ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА. АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

— Как вы понимаете, что такое фольклорная сказка? (сказка, созданная народом)

— Назовите признаки фольклорной сказки.

Откроем тетради по литературе. Сейчас мы составим таблицу, в которой отобразим различия литературной и фольклорной сказки.

Фольклорная сказка

Литературная сказка

  • Устность, коллективность, анонимность

  • Традиционные образы, которые переходят из одной сказки в другую

  • Отражены идеалы народа, личность сказителя. Является выражением народного мировоззрения;

  • Есть повторы, постоянные эпитеты;

  • Принадлежит определенному автору

  • Свойственна изобразительность (описание места действия, облика героя, их характеров)

  • Четко выражена позиция автора

  • Присутствуют книжные выражения.

— Сегодня мы продолжим работу над сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна». Сравним её с народной сказкой и выясним, чем фольклорная сказка отличается от литературной.

3. Анализ содержания сказки.

— Сказка «Спящая царевна» это литературная или фольклорная сказка? Докажите свой ответ, опираясь на составленную нами таблицу, используя примеры.

«Спящая красавица» — это литературная сказка, потому что у нее есть автор. Именно этим литературная сказка отличается от народной

— Вспомните, на какие три группы делятся народные сказки? ( Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.)

— Эта сказка больше похожа на какую группу сказок? Почему?

— О чем в ней повествуется, т.е. какова ее тема?

— Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? ( Пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение.)

— О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.

— Почему автор называет рака пророком?

— Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

— Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?

— Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

— Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.

— Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

— Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)

3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

— Как царь старается отвести беду? (Издаёт указ…)

— Кем же на самом деле была старуха? Докажите текстом.

— Найдите отрывок погружения в сон. Прочитайте.

Выпиши из него примеры художественных средств, использованных автором.

Эпитеты –

Олицетворения –

Повторы –

Эпитеты

огромный царский дом, глубокий сон, мухи сонные, пышны гривы, огонь, объятый сном, сонное пламя, свившись клубом, сонный дым, мёртвый сон, дремучий, тёмный лес

Олицетворения

мухи сидят, сонное пламя, огонь стоит, забор окружил и загородил, дым свился клубом

Повторы

Заснул,спит, спят

— Что мы встречали в народных сказках?

— Найдите описание бора при появлении царского сына?

— Изменилось ли описание или нет? Прочитайте.

— Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? (он спаситель)

— Каким вы его представляете?

— Что разрушит силу сна? (любовь преодолевает смерть)

— Каков финал сказки? Перескажите.

— Сравните его с народной сказкой.

— Какие ещё черты роднят сказку Жуковского с народной:

сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки; чудесные предметы; число «3»;

положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале;

— Какие приметы литературной сказки вы можете назвать?

авторство; стихотворная форма; необычные герои (рак); необычные имена (царь Матвей)

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить план сказки

  • Как зовут царя в сказке спящая царевна жуковский
  • Как зовут медведя отца в сказке три медведя
  • Как зовут царя в сказке жуковского спящая царевна
  • Как зовут медведя друга маугли в сказке р киплинга
  • Как зовут медведицу в сказке три медведя