Как и с какой целью автор использует художественный прием умолчания в рассказе о ермиле гирине

1.

Представители народа в поэме
Н. А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»

2.

ПРОЛОГ
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Так начинается поэма Н.А.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо».

3. Идейно-художественная роль «Пролога»

• Обозначает время действия.
• Мужики временнообязанные (обязанные после
отмены крепостного права выкупить свою землю у
помещиков).
• Выявляет главную проблему произведения.
• Проблема счастья.
• Поэма-спор, поэма–диспут (представители разных
слоёв населения высказывают своё мнение о счастье,
говорят о своей жизни).
• Намечает схему, по которой должен развиваться
сюжет.
• Фольклорные истоки произведения.

4. Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси»?

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…

5.

СЧАСТЛИВЫЕ
1.Помещик
2.Чиновник
3.Поп
4.Купец
5.Вельможа
6.Министр
7.Царь

6. Развитие основной мысли

Встреча со священником.
Разговор с помещиком.
«Счастливые» в крестьянской среде.
Сатирическое обличение холопства (дворовый с
подагрой, холоп примерный Яков верный).
• Крестьяне – носители лучших качеств народного
характера – Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна
Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.

7.

Глава «ПОП»

8.

Глава «СЕЛЬСКАЯ ЯРМОНКА»

9.

Глава «ПЬЯНАЯ НОЧЬ»
Образ Якима Нагого
Кто такой Яким Нагой? Чем он привлек
внимание поэта?
2. Чем вызвана гневная отповедь Якима, в чем ее
суть?
3. Как была воспринята речь Якима героями
поэмы?
1.

10.

Образ Якима Нагого
Пиши: В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..»
Живет — с сохою возится,
А смерть придет
Якимушке –
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох…

11.

Образ Якима Нагого
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.

12.

Образ Якима Нагого
• История жизни Якима
Нагого очень проста и
трагична. Он когда-то
жил
в
Питере,
но
разорился,
попал
в
тюрьму.
После
этого
возвратился в деревню,
на
свою
родину,
и
принялся
за
нечеловечески тяжёлую,
выматывающую работу.

13.

Образ Якима Нагого
• В поэме описан эпизод, который кажется очень странным и
вызывает живейшее удивление читателя. Яким купил для
своего сына красивые картины и повесил их на стене в избе.
Но вдруг загорелась вся деревня, и Якиму было необходимо
спасти своё немудренное богатство. Но он в первую очередь
начал снимать картины. Его жена бросилась снимать иконы.

14.

Образ Якима Нагого
• Яким понимает, что крестьянство
— великая сила; он горд своей
принадлежностью к нему. Он
знает, в чем сила и слабость
“крестьянской души”.
• Яким опровергает мнение о том,
что крестьянин беден оттого, что
пьет. Он раскрывает истинную
причину такого положения необходимость
работать
на
“дольщиков”.
Судьба
Якима
типична
для
крестьян
пореформенной Руси: он “живал
когда-то в Питере”, но, проиграв
тяжбу с купцом, попал в тюрьму,
откуда вернулся, “как липочка
ободранный” и “за соху взялся”.

15.

Глава «СЧАСТЛИВЫЕ»
Образ Ермила Гирина
Кто такой Ермил Гирин?
2. Что случилось в вотчине Обрубкова?
3. Как и с какой целью в рассказе об Ермиле
Гирине используется художественный прием
«умолчание»?
4. Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба
Ермила Гирина?
1.

16.

Образ Ермила Гирина
Реальный
прототип
этого
персонажа — крестьянин А. Д.
Потанин
(1797—1853),
управлявший по доверенности
имением графини Орловой,
которое называли Одоевщиной
(по
фамилии
бывших
владельцев

князей
Одоевских),
а
крестьяне
перекрестили в Адовщину.
Потанин
прославился
необычайной
справедливостью.

17.

Образ Ермила Гирина
Автор наделяет Ермила Гирина
неподкупной честностью и
природным умом. Крестьяне
уважают его за то, что он
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновного,
Душой не покривил…

18.

Образ Ермила Гирина
Гирин — человек удивительный:
он долгое время работал писарем,
помогал всем, ничего не требуя
взамен:
Лет двадцать было малому.
Какая воля писарю?
Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведёт;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмёт!

19.

Образ Ермила Гирина
Особенно Ермил стал люб народу, когда
Взял в аренду мельницу. Когда же мельницу
Решили продать, Гирин выиграл торги,
но у него не оказалось денег внести задаток.
И тогда «чудо сотворилося»: Гирна
выручили крестьяне, у которым он
обратился за помощью.
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.
Через неделю времени
Ермил на этой площади
Рассчитывал народ.

20.

Образ Ермила Гирина
Образ Ермилы Гирина не
менее трагичен, но вызывает
уважение и восхищение. В столь
неимоверно сложных условиях,
в которых он вынужден жить,
ему удаётся проявлять такие
положительные черты своего
характера, как благородство,
честность,
доброту,
сострадание.
Он
был
справедливым,
никогда не допускал подлости и
обмана.

21. Глава «Крестьянка»

.
После главы «Помещик»
странники решили:
«Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!»Решили наши странники
И стали баб опрашивать…

22. Глава «Крестьянка»

.
Пролог
1. До замужества
2. Песни
3. Савелий,
богатырь
святорусский
4. Демушка
5. Волчица
6. Трудный год
7. Губернаторша
8. Бабья притча

23.

Образ Матрены Тимофеевны
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Кто такая Матрена Тимофеевна?
Как сложилась судьба героини?
Что служит доказательством незаурядности ума
героини?
Какие поступки свидетельствуют о трудолюбии,
настойчивости, твердом характере, силе воли,
любви к мужу и детям?
Смысл притчи о «ключах от женского счастья».
Почему
односельчане
считают
Матрену
Тимофеевну счастливой?

24.

Образ Матрены Тимофеевны
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.

25.

Образ Матрены Тимофеевны
Мне счастье в девках
выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.

26.

Образ Матрены Тимофеевны
А выискался суженый,
На горе –чужанин!
Филипп Корчагин –
питерщик,
По мастерству печник.

27.

Образ Матрены Тимофеевны
Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо — зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свекром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!

28.

Образ Матрены Тимофеевны
На старшую золовушку,
На Марфу богомольную,
Работай, как раба;
За свекором приглядывай,
Сплошаешь — у кабатчика
Пропажу выкупай.
И встань и сядь с приметою,
Не то свекровь обидится;
А где их все-то знать?

29.

Образ Матрены Тимофеевны
Из всей семейки мужниной
Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки,
Жалел меня…

30.

Образ Матрены Тимофеевны
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти».
«Да почему же, дедушка?»
«Ты – крепостная женщина!»Савельюшка сказал.

31.

Образ Матрены Тимофеевны
Из-за сына Матрена стала
меньше
работать.
Свекровь
потребовала отдать Демушку
деду. Заснув, дед недоглядел
ребенка, его съели свиньи.
Приехавшая полиция обвиняет
Матрену
в
том,
что
она
специально убила ребенка. Ее
объявляют
сумасшедшей.
Демушку хоронят в закрытом
гробу.
Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку
Придурковатый дед!

32.

Образ Матрены Тимофеевны
После смерти сына Матрена все время
.
проводит на его могиле, не может работать.
Савелий тяжело переживает трагедию и
уходит в Песочный монастырь на покаяние.
Через три года у Матрены умирают
родители. На могилке сына Матрена
встречается с дедом Савелием, который
пришел
помолиться
за
ребенка.
Восьмилетнего сына Матрены Федота
посылают стеречь овец. Одну овцу украла
голодная волчица. Федот, после долгого
преследования, настигает волчицу и
отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина
уже мертвая, возвращает ее волчице — та
страшно исхудала, видно, что она кормит
детей. За поступок Федотушки наказывают
мать. Матрена считает, что всему виной ее
непослушание, она покормила в постный
день Федота молоком.

33.

Образ Матрены Тимофеевны
.
Когда
пришла
бесхлебица,
свекровь во всем обвинила
Матрену. Ее бы убили за это, если
бы не муж-заступник. Мужа
Матрены забирают в рекруты.
Жизнь ее в доме свекра и
свекрови стала еще тяжелее.
Был страшный год…
Волчицу ту Федотову
Я вспомнила — голодную,
Похожа с ребятишками
Я на нее была!

34.

Образ Матрены Тимофеевны
Беременная Матрена отправляется
к губернатору. Отдав лакею два
рубля, Матрена встречается с
губернаторшей, просит у нее
защиты. Матрена Тимофеевна
рожает в доме губернаторши
ребенка. У Елены Александровны
нет своих детей; она ухаживает за
ребенком Матрены как за своим.
Посланник во всем в селе
разобрался,
мужа
Матрены
вернули.

35.

Образ Матрены Тимофеевны
Матрена рассказывает
странникам о своей
теперешней жизни, говорит,
что среди баб они
счастливую не найдут.
Ключи от счастья
женского,
От нашей вольной
волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

36.

Образ Савелия
Кто такой Савелий? Расскажите историю его
жизни.
2. Почему Н. А. Некрасов называет Савелия
«богатырем
святорусским»?
Приведите
доказательства
богатырской
силы,
удали
Савелия.
3. Раскройте значение образа Савелия.
1.

37.

Образ Савелия
Одного из главных героев
поэмы Некрасова “Кому на
Руси жить хорошо” —
Савелия — читатель узнает
тогда,
когда
тот
уже
является
стариком,
прожившим
долгую
и
трудную жизнь. Поэт рисует
колоритный портрет этого
удивительного старика.

38. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет
не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил…
Да распрямиться дедушка
Не мог: ему уж стукнуло,
По сказкам, сто годов.
Дед жил в особой горнице,
Семейки недолюбливал.
В свой угол не пускал;

39. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Жизнь Савелия оказалась очень
непростой, судьба не баловала
его. В старости Савелий жил в
семье
своего
сына,
свекра
Матрены
Тимофеевны.
Примечательно, что дедушка
Савелий недолюбливает свою
семью. Очевидно, все домочадцы
обладают далеко не самыми
лучшими качествами, а честный
и
искренний
старик
это
прекрасно чувствует. В своей
родной семье Савелия называют
“клейменым, каторжным”. А он
сам, ничуть не обижаясь на это,
говорит: «Клейменый, да не
раб».

40.

41. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Интересно понаблюдать, как
Савелий не прочь подшутить над
членами
своей
семьи:
А крепко досадят ему —
Подшутит: “Поглядите-тко
К нам сваты!” Незамужняя
Золовушка — к окну:
ан вместо сватов — нищие!
Из оловянной пуговки
Дед вылепил двугривенный,
Подбросил на полу —
Попался свекор-батюшка!
Не пьяный из питейного —
Побитый приплелся!

42. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

О чем свидетельствует такое отношение
между стариком и его семейством?
Прежде всего в глаза бросается, что
Савелий отличается как от своего сына,
так и от всех родственников. Сын его не
обладает никакими исключительными
качествами, не гнушается пьянства,
почти напрочь лишен доброты и
благородства. А Савелий, наоборот,
добр, умен, незауряден. Он сторонится
своих домочадцев, по-видимому, ему
претят мелочность, зависть, злоба,
характерные для его родственников.
Старик Савелий — единственный, кто в
семье мужа был добр с Матреной.
Старик не скрывает всех тягот, которые
выпали на его долю.

43. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

“Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут.
Раздумается временем
О смерти — муки адские
В тусветной жизни ждут”.

44. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Старик
Савелий
очень
свободолюбив. В нем сочетаются
такие
качества,
как
сила
физическая и душевная. Савелий
— настоящий русский богатырь,
не признающий над собой
никакого давления. В молодости
Савелий обладал недюжинной
силой, никто не мог с ним
соперничать. К тому же жизнь
раньше была иной, крестьяне не
были обременены тяжелейшей
обязанностью платить оброки и
отрабатывать
барщину.
Как
говорит
сам
Савелий:

45. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Не правили мы барщины,
Оброков не платили мы,
А так, когда рассудится,
В три года раз пошлем.

46. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

В таких обстоятельствах и
закалился
характер
молодого Савелия. Никто
не давил на нею, никто не
заставлял чувствовать себя
рабом. К тому же сама
природа была на стороне
крестьян:
Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к
нам,
Ни пешему пройти!

47. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Савелий, словно настоящий
сказочный
богатырь,
предъявляет свои права на
окружающий его лес Именно
лес — с его нехожеными
тропами, могучими деревьями —
является настоящей стихией
богатыря Савелия. В лесу
богатырь ничего не боится, он
настоящий хозяин безмолвного
царства вокруг себя. Именно
поэтому в старости он оставляет
семью и уходит в лес.

48. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Савелий — очень гордый
человек. Это ощущается во
всем: в его отношении к
жизни, в его стойкости и
мужестве, с которыми он
отстаивает свое. Когда он
рассказывает
о
своей
молодости, то вспоминает,
как сдавались барину только
слабые духом люди. Конечно,
он сам к таким людям не
относился:

49. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Отменно драл
Шалашников,
А не ахти великие
Доходы получал:
Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал,
Помалчивал, подумывал:
“Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь!”

50. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Молодые годы Савелия прошли в
атмосфере
свободы.
Но
крестьянская свобода не была
долгой. Барин умер, а его наследник
прислал немца, который сначала
вел себя тихо и незаметно. Немец
постепенно сдружился со всем
местным населением, понемногу
наблюдал за крестьянской жизнью.
Постепенно он втерся в доверие к
крестьянам и велел им осушить
болото, затем вырубить лес. Одним
словом,
крестьяне
опомнились
только тогда, когда появилась
великолепная дорога, по которой до
их богом забытого места можно
было
легко
добраться.

51. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Вольная жизнь кончилась, теперь
крестьяне сполна ощутили все тяготы
подневольного
существования.
Старик Савелий говорит о народном
долготерпении,
объясняя
его
мужеством и душевной силой людей.
Только по-настоящему сильные и
мужественные люди могут быть столь
терпеливыми, чтобы вытерпеть над
собой подобные издевательства, и
столь великодушными, чтобы не
прощать подобное отношение к себе.

52. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

А потому терпели мы,
Что мы — богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик — не богатырь»?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою — а богатырь!

53. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Некрасов находит удивительные
сравнения, говоря о народном
долготерпении и мужестве. Он
использует народный эпос, говоря
о богатырях:
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина… леса дремучие
Прошли по ней —
сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной…
Все терпит богатырь!

54. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Старик Савелий рассказываете том, как целых
восемнадцать лет терпели крестьяне произвол
немца-управляющего. Вся жизнь их теперь
оказалась во власти этого жестокого человека.
Людям приходилось работать не покладая рук. А
управляющий всякий раз был недоволен
результатами
работы,
требовал
большего.
Постоянные издевательства со стороны немца
вызывают сильнейшее возмущение в душе
крестьян. И однажды очередная порция
издевательств заставила людей пойти на
преступление.
Они
убивают
немцауправляющего. При чтении этих строк приходит
мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже
успели
почувствовать
себя
абсолютно
бесправными и безвольными. У них было отнято
все, чем они дорожили. Но ведь над человеком
нельзя издеваться совершенно безнаказанно.
Рано или поздно придется расплачиваться за
свои действия.

55.

56. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Но, разумеется, убийство
управляющего не осталось
безнаказанным:
— Что ж дальше?
“Дальше: дрянь!
Кабак… Острог в
Буй-городе,
Там я учился грамоте,
Пока решили нас.
Решенье вышло: каторга
И плети предварительно…

57. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

В поэме «Кому на Руси жить
хорошо» Савелий воплощает
глубоко
сокрытую
силу
русского
мужика
и
его
огромный, хотя пока что не
реализованный
потенциал.
Стоит
разбудить
народ,
убедить
его
на
время
отказаться от смирения, и
тогда он сам завоюет себе
счастье, вот о чем говорит
Некрасов с помощью образа
богатыря
Савелия.

58. Вывод: крестьянский характер — это сила!

Итак, Н. А. Некрасов в поэме
“Кому на Руси жить хорошо”
воссоздал жизнь крестьянства в
пореформенной России, раскрыл
типичные
черты
характеров
русских крестьян, показав, что это
— сила, с которой надо считаться,
которая постепенно начинает
осознавать свои права.

1

Первый слайд презентации

Представители народа в поэме
Н. А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Так начинается поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
ПРОЛОГ

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

3

Слайд 3: Идейно-художественная роль «Пролога»

Обозначает время действия.
Мужики временнообязанные (обязанные после отмены крепостного права выкупить свою землю у помещиков).
Выявляет главную проблему произведения.
Проблема счастья.
Поэма-спор, поэма–диспут (представители разных слоёв населения высказывают своё мнение о счастье, говорят о своей жизни).
Намечает схему, по которой должен развиваться сюжет.
Фольклорные истоки произведения.

Идейно-художественная роль «Пролога»

Изображение слайда

4

Слайд 4: Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси»?

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому ! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи :
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси»?

Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси»?

Изображение слайда

1.Помещик
2.Чиновник
3. Поп
4.Купец
5.Вельможа
6.Министр
7.Царь
СЧАСТЛИВЫЕ

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

6

Слайд 6: Развитие основной мысли

Встреча со священником.
Разговор с помещиком.
«Счастливые» в крестьянской среде.
Сатирическое обличение холопства (дворовый с подагрой, холоп примерный Яков верный).
Крестьяне – носители лучших качеств народного характера – Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.

Развитие основной мысли

Изображение слайда

Глава «ПОП»

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Глава «СЕЛЬСКАЯ ЯРМОНКА »

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Якима Нагого
Кто такой Яким Нагой? Чем он привлек внимание поэта?
Чем вызвана гневная отповедь Якима, в чем ее суть?
Как была воспринята речь Якима героями поэмы?
Глава «ПЬЯНАЯ НОЧЬ»

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Якима Нагого
Пиши: В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..»
Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm
Живет — с сохою возится,
А смерть придет Якимушке –
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох…
Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Якима Нагого
Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm
Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

История жизни Якима Нагого очень проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но разорился, попал в тюрьму. После этого возвратился в деревню, на свою родину, и принялся за нечеловечески тяжёлую, выматывающую работу.
Образ Якима Нагого

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

В поэме описан эпизод, который кажется очень странным и вызывает живейшее удивление читателя. Яким купил для своего сына красивые картины и повесил их на стене в избе. Но вдруг загорелась вся деревня, и Якиму было необходимо спасти своё немудренное богатство. Но он в первую очередь начал снимать картины. Его жена бросилась снимать иконы.
Образ Якима Нагого

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Яким понимает, что крестьянство — великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”.
Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения — необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.
Образ Якима Нагого

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Ермила Гирина
Кто такой Ермил Гирин ?
Что случилось в вотчине Обрубкова ?
Как и с какой целью в рассказе об Ермиле Гирине используется художественный прием «умолчание»?
Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба Ермила Гирина ?
Глава «СЧАСТЛИВЫЕ»

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Ермила Гирина
Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Ермила Гирина
Автор наделяет Ермила Гирина неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновного,
Душой не покривил…

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Ермила Гирина
Гирин — человек удивительный: он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не требуя взамен:
Лет двадцать было малому.
Какая воля писарю?
Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведёт;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмёт!

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Ермила Гирина
Особенно Ермил стал люб народу, когда
В зял в аренду мельницу. Когда же мельницу
Р ешили продать, Гирин выиграл торги,
но у него не оказалось денег внести задаток.
И тогда « чудо сотворилося »: Гирна
выручили крестьяне, у которым он
обратился за помощью.
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.
Через неделю времени
Ермил на этой площади
Рассчитывал народ.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Ермила Гирина
Образ Ермилы Гирина не менее трагичен, но вызывает уважение и восхищение. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удаётся проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание.
Он был справедливым, никогда не допускал подлости и обмана.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

21

Слайд 21: Глава «Крестьянка»

.
Глава «Крестьянка»
После главы «Помещик»
странники решили:
«Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!»-
Решили наши странники
И стали баб опрашивать…

Глава «Крестьянка»

Изображение слайда

22

Слайд 22: Глава «Крестьянка»

.
Глава «Крестьянка»
Пролог 1. До замужества 2. Песни 3. Савелий, богатырь святорусский 4. Демушка 5. Волчица 6. Трудный год 7. Губернаторша 8. Бабья притча

Глава «Крестьянка»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Кто такая Матрена Тимофеевна?
Как сложилась судьба героини?
Что служит д оказательством незаурядности ума героини?
Какие поступки свидетельствуют о трудолюбии, настойчивости, твердом характере, силе воли, любви к мужу и детям?
Смысл притчи о «ключах от женского счастья».
Почему односельчане считают Матрену Тимофеевну счастливой?

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Осанистая женщина,     Широкая и плотная,     Лет тридцати осьми.     Красива; волос с проседью,     Глаза большие, строгие,     Ресницы богатейшие,     Сурова и смугла.     На ней рубаха белая,     Да сарафан коротенький,     Да серп через плечо.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
До замужества
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Замужем
А выискался суженый,
На горе –чужанин!
Филипп Корчагин – питерщик,
По мастерству печник.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Семья мужа
Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо — зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свекром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Семья мужа
На старшую золовушку,
На Марфу богомольную,
Работай, как раба;
За свекором приглядывай,
Сплошаешь — у кабатчика
Пропажу выкупай.
И встань и сядь с приметою,
Не то свекровь обидится;
А где их все-то знать?

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Савелий,
богатырь святорусский
Из всей семейки мужниной
Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки,
Жалел меня…

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Савелий,
богатырь святорусский
Терпи, многокручинная !
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти».
«Да почему же, дедушка?»
«Ты – крепостная женщина!»-
Савельюшка сказал.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Демушка
Из-за сына Матрена стала меньше работать. Свекровь потребовала отдать Демушку деду. Заснув, дед недоглядел ребенка, его съели свиньи. Приехавшая полиция обвиняет Матрену в том, что она специально убила ребенка. Ее объявляют сумасшедшей. Демушку хоронят в закрытом гробу.
Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку
Придурковатый дед!

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

.
Образ Матрены Тимофеевны
Волчица
После смерти сына Матрена все время проводит на его могиле, не может работать. Савелий тяжело переживает трагедию и уходит в Песочный монастырь на покаяние. Через три года у Матрены умирают родители. На могилке сына Матрена встречается с дедом Савелием, который пришел помолиться за ребенка. Восьмилетнего сына Матрены Федота посылают стеречь овец. Одну овцу украла голодная волчица. Федот, после долгого преследования, настигает волчицу и отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина уже мертвая, возвращает ее волчице — та страшно исхудала, видно, что она кормит детей. За поступок Федотушки наказывают мать. Матрена считает, что всему виной ее непослушание, она покормила в постный день Федота молоком.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

.
Образ Матрены Тимофеевны
Трудный год
Когда пришла бесхлебица, свекровь во всем обвинила Матрену. Ее бы убили за это, если бы не муж-заступник. Мужа Матрены забирают в рекруты. Жизнь ее в доме свекра и свекрови стала еще тяжелее.
Был страшный год…  Волчицу ту Федотову  Я вспомнила — голодную,  Похожа с ребятишками  Я на нее была!

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Губернаторша
Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два рубля, Матрена встречается с губернаторшей, просит у нее защиты. Матрена Тимофеевна рожает в доме губернаторши ребенка. У Елены Александровны нет своих детей; она ухаживает за ребенком Матрены как за своим. Посланник во всем в селе разобрался, мужа Матрены вернули.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Матрены Тимофеевны
Бабья притча
Матрена рассказывает
странникам о своей
теперешней жизни, говорит,
что среди баб они
счастливую не найдут.
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Савелия
Кто такой Савелий? Расскажите историю его жизни.
Почему Н. А. Некрасов называет Савелия «богатырем святорусским»? Приведите доказательства богатырской силы, удали Савелия.
Раскройте значение образа Савелия.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

Образ Савелия
Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” — Савелия — читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика.

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

38

Слайд 38: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет
не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил…
Да распрямиться дедушка
Не мог: ему уж стукнуло,
По сказкам, сто годов.
Дед жил в особой горнице,
Семейки недолюбливал.
В свой угол не пускал;

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

39

Слайд 39: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: «Клейменый, да не раб».

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

41

Слайд 41: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:
А крепко досадят ему —  Подшутит : “ Поглядите-тко   К нам сваты!” Незамужняя    Золовушка — к окну:  ан вместо сватов — нищие!
Из оловянной пуговки  Дед вылепил двугривенный,  Подбросил на полу —  Попался свекор-батюшка!  Не пьяный из питейного —  Побитый приплелся!

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

42

Слайд 42: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий — единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

43

Слайд 43: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

“Эх, доля святорусского      Богатыря сермяжного!       Всю жизнь его дерут.      Раздумается временем       О смерти — муки адские      В тусветной жизни ждут”.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

44

Слайд 44: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий — настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

45

Слайд 45: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Не правили мы барщины,      Оброков не платили мы,      А так, когда рассудится,       В три года раз пошлем.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

46

Слайд 46: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян :
Кругом леса дремучие,  Кругом болота топкие,  Ни конному проехать к нам,  Ни пешему пройти!

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

47

Слайд 47: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес — с его нехожеными тропами, могучими деревьями — является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

48

Слайд 48: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Савелий — очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

49

Слайд 49: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Отменно драл Шалашников,    А не ахти великие
Доходы получал:  Сдавались люди слабые,  А сильные за вотчину    Стояли хорошо.    Я тоже перетерпливал,    Помалчивал, подумывал:    “ Как ни дери, собачий сын,    А всей души не вышибешь,     Оставишь что-нибудь!”

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

50

Слайд 50: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью.      Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

51

Слайд 51: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

52

Слайд 52: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

А потому терпели мы,       Что мы — богатыри.      В том богатырство русское.      Ты думаешь, Матренушка,      Мужик — не богатырь»?       И жизнь его не ратная,      И смерть ему не писана      В бою — а богатырь!

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

53

Слайд 53: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях :
Цепями руки кручены,      Железом ноги кованы,      Спина… леса дремучие       Прошли по ней —
сломалися.      А грудь? Илья-пророк      По ней гремит-катается       На колеснице огненной…      Все терпит богатырь!

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

54

Слайд 54: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

Представители народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение слайда

56

Слайд 56: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным:      — Что ж дальше?      “Дальше: дрянь !
Кабак… Острог в        Буй-городе,
Там я учился грамоте,       Пока решили нас.      Решенье вышло: каторга      И плети предварительно…

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

57

Слайд 57: САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Изображение слайда

58

Последний слайд презентации: Представители народа в поэме
Н. А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»: Вывод : крестьянский характер — это сила !

Итак, Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это — сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

Вывод : крестьянский характер - это сила !

Изображение слайда

  • Главная
  • /
  • Литература
  • /
  • Как и с какой целью автор…


Литература
, 06.10.2019 09:40, гена5201

Как и с какой целью автор использует художественный прием умолчания в рассказе ермила гирина

Всего ответов: 2

Показать ответы

Другие вопросы по: Литература

Геометрия

Доказать: отрезок, проходящий через середину одной боковой стороны трапеции параллельно другой его стороне является средней линией трапеции….

Опубликовано: 28.02.2019 23:50

Ответов: 3

Русский язык

Охарактеризуйте данные слова с точки зрения грамматической формы и стилистической окрашенности в 18-19вв. и в наше время да, есть слова, что жгут как пламя, что светят вдаль и глуб…

Опубликовано: 01.03.2019 15:00

Ответов: 1

Математика

Из суммы 72 и 9 вычесть19, разность 70и9 увеличить на39…

Опубликовано: 01.03.2019 18:30

Ответов: 2

Математика

Вычислите периметр шестиугольника, три стороны которого равны по 8 см, а три другие — по 10 см…

Опубликовано: 02.03.2019 03:40

Ответов: 2

Математика

На элли в пещеру прибыли правители волшебной страны со свитой из 100 человек. пятую часть свиты составили жевуны, десятую часть оставшихся — мигуны-механики, а остальные — дуболом…

Опубликовано: 02.03.2019 20:10

Ответов: 1

Литература

Отом как, один мужик двух генералов подготовить письменную характеристику генералов по плану: 1) что мы знаем о петербурской жизни генералов ? 2) как была регистратура, в которо…

Опубликовано: 03.03.2019 06:10

Ответов: 1

Знаешь правильный ответ?

Как и с какой целью автор использует художественный прием умолчания в рассказе ермила гирина…

Популярные вопросы

Алгебра

X(в кубе)y+xy(в кубе) при x-y=4 а xy=3…

Опубликовано: 02.03.2019 01:30

Ответов: 2

Математика

За две недели дрессировок костя потратил 28 кусков сахара. это треть тех запасов сахара, которые у него были . сколько кусков сахара у кости осталось? на сколько недель дрессировк…

Опубликовано: 02.03.2019 13:50

Ответов: 1

Математика

Галинка зліпила 160 вареників з м’ясом і з картоплею причому вареники з м’ясом становоли 5/8 усіх вареників. скільки вареників з м’ясом зробила галинка?…

Опубликовано: 02.03.2019 14:30

Ответов: 2

Русский язык

Сочинение миниатюра на тему снежинка…

Опубликовано: 03.03.2019 09:10

Ответов: 2

Математика

Записать условие : сергей вышел из дома ,направился к другу, когда он отошел от дома на 120 метров, то он обнаружил что потерял ключ он вернулся и пройдя 70 метров нашел ключ, прод…

Опубликовано: 03.03.2019 10:00

Ответов: 2

Химия

Составьте гомолог пентановой(валериановой) кислоты…

Опубликовано: 03.03.2019 13:40

Ответов: 2

Литература

Анализ стихотворения лермонтова родина . напишите быстро только не из сети…

Опубликовано: 03.03.2019 17:40

Ответов: 1

Физика

Определите плотность металлической плиты объёмом 4кубических м. , если ее вес равен 280 кн…

Опубликовано: 03.03.2019 21:40

Ответов: 1

Геометрия

Один из внутренних односторонних углов при параллельных прямых и секущей в 17 раз меньше другого. найдите меньший из этих углов….

Опубликовано: 04.03.2019 00:10

Ответов: 3

Алгебра

На язык в течении учебного года в 6 классе отводится 102 урока, а на язык- 240 уроков. вычислите приблеженно: сколько процентов от урока языка составляют уроки языка. сколько п…

Опубликовано: 04.03.2019 03:50

Ответов: 1

Больше вопросов по предмету: Литература
Случайные вопросы

Образ Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина. Он, как говорится в произведении, «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у крестьян огромным почетом. На примере образа Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова можно проанализировать, какие черты характера считались важными для русского народа, каким видел народ своих героев.

«И молод, и умен» – с таких слов начинается в поэме описание Ермила Гирина. Затем крестьянин, заговоривший о Ермиле, рассказывает мужикам-странникам историю, свидетельствующую о безграничном доверии народа к нему. Ермил держал мельницу, которую за долги собирался выкупить купец Алтынников. Ермил выиграл суд, но стряпчие подстроили дело так, что у него не было с собой денег для выплаты. Тогда он кинулся на площадь, к народу и изложил им свою беду. Просьба Ермила: «Коли Ермила знаете, / Коли Ермилу верите, / Так выручайте, что ль!..» как нельзя лучше свидетельствует о его любви и доверии к своим соотечественникам. В этом эпизоде Некрасовым отлично подмечена психология русского мужика, предпочитающего переживать беды и принимать решения «всем миром». Ермил открывается перед толпой – и получает помощь, каждый, кто был на площади, принес ему хотя бы пятак. Этого хватило на выкуп мельницы.

Главная особенность Ермила – это его неподкупная честность и любовь к правде. Семь лет служил он писарем, и за все это время «мирской копеечки под ноготь не зажал». Каждый мог обратиться за советом к Ермилу, зная, что тот никогда не потребует денег и не обидит невиновного. Когда же Ермил ушел с должности, тяжело оказалось привыкать к новому бессовестному писарю. «Худую совесть надобно – / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать» – такой приговор выносит народ «чиновникам-хапугам».

Своей порядочностью Ермил заслужил у крестьян веру, и они отплатили ему добром: единогласно избрали Ермила бурмистром. Теперь он Гирин Ермил Ильич, честно царствующий над всей вотчиной. Но испытания властью Ермил не выдерживает. Один-единственный раз отступается он от своей совести, отправляя в солдаты вместо своего брата другого человека. И хотя он вскоре раскаивается и заглаживает причиненное им зло, крестьяне помнят этот поступок. Сложно восстановить свое доброе имя, считающееся у народа наивысшей ценностью – вот какую мысль передает Некрасов в образе Ермила.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Ермил Гирин играет и еще одну немаловажную роль. Именно он – предвестник будущего образа Гриши Добросклонова. Ермил, как и он, живет для счастья простого народа и среди всех остальных героев наиболее приближен к образу счастливого человека, которого ищут странники.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алхазурова Луиза

    17/17

  • Ирина Шадрина

    16/17

  • Ярослав Чешуин

    17/17

  • Аврора Сигмонд

    11/17

  • Хамис Гасанбекова

    16/17

  • Егор Таликин

    13/17

  • Ярослав Ручка

    17/17

  • なると うずまき

    17/17

  • Полина Масунова

    12/17

  • Добромир Красильников

    11/17

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Цель: выделить основные крестьянские образы, охарактеризовать их на фоне многоголосья, определить значимость образов; совершенствование умения давать характеристику образа, определять его место в системе образов

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

1.Стихотворение «Памяти Добролюбова».

2. Каково экономическое положение крестьян, описанных Н. в поэме? Принесла ли отмена крепостного права счастье народу? (Эй, счастие мужицкое!..)

Улучшила ли положение помещиков?

Какой вывод делает поэт в связи с этим?

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!

  1. Вступительная беседа

Богат, сложен и противоречив мир русского крестьянства 2 половины 19 века. В поэме Н. попытался показать все многообразие крестьянских типов, среди которых есть крестьяне, не желающие жить по-старому, критически оценивающие свое положение (к ним относятся правдоискатели, Яким Нагой)), есть крестьяне, активно выступающие против сложившегося положения, не желающие терпеть унижения, протестующие (Ермила Гирин, Матрена Тимофеевна, Богатырь Савелий), а есть крестьяне, чья покорность и долготерпение поражают воображение, у которого слюнки текут, когда он описывает свое рабское положение, восторгаются своими (Яков верный, холоп примерный, Ипат – холоп князей Утятиных).

Сегодняшнюю беседу мы посвятим достойным нашего уважения персонажам поэмы, тем, в умах которых пробуждается сознание, желание иной, свободной жизни.

III. Работа с образами

Образ Якима Нагого

1. Кто такой Яким Нагой? Как он сам себя характеризует? (314 – 317) (крестьянин села Босова, задавленный тяжелой работой, но сохранивший ясный ум – Он до смерти работает, До полусмерти пьет»)

2. В чем смысл обличительной речи Якима Нагого? (стр.314 – 317).

Образ Ермила Гирина

1. Кто такой Ермил Гирин? (328) Чем занимается?

2. Чем заслужил он уважение народа? (справедливостью, честностью, «не колдовством, а правдою», «ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой!») стр.333 — прочитать.

Когда был писарем в конторе:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не пронул правого,

Не попустил виновному.

Душой не покривил…

Чуть не повесился, когда спас меньшого брата от рекрутского набора – стр.335

Когда взял в аренду мельницу:

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал,

Приказчик, управляющий,

Богатые помещики

И мужики беднейшие –

Все очереди слушались,

Порядок строгий вел!

3. Что случилось в вотчине помещика Обрубкова? (стр.338)

4. Для чего автор использует прием «умолчания» в рассказе о Гирине?

5. В чем сходство и различие между Якимом Нагим и Ермилом Гириным?

Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.

1. Кратко расскажите историю Матрены Тимофеевны. (с.365) портрет – 362

(в доме родителей только и жила счастливо, хотя работала с 5 лет – 366,

стала доброй работницей, «петь и плясать охотница»,

жизнь в доме мужа – обижали, попрекали, «работай, как раба» – «попала я с девичьей холи в ад» — 372,

Что ни велят — работаю,

Как ни бранят – молчу.

2. Какие поступки свидетельствуют о ее трудолюбии, настойчивости, твердом характере и силе воли? (работает в доме, в поле, ухаживает за детьми; защищает сына Федотушку, который не справился с большой волчицей, утащивщей овцу – 402 – 403;

спасает мужа от рекрутского набора — 416;

стр. 419

3. Почему женщины села Наготино указали на Матрену как на счастливую? (с.420)

4. Каков смысл притчи о «ключах» от женского счастья? (стр.421)

Образ Савелия-богатыря

1. Кто такой Савелий? (стр.377)

(сильный, стойкий, гордый – 382)

2. Какой описывает он жизнь крестьян? (384 – 385)

3. За что он отбывал 20-летнюю каторгу? (закопали заживо управляющего немца Фогеля — 384)

4. Раскаивается ли Савелий в содеянном? Как реагирует на то, что дома его называют каторжником? (с гордостью и достоинством говорит: «Клейменый, да не раб»).

IV. Итоги:

V. домашнее задание: «Пир — на весь мир» Особенно «Легенду о двух великих грешниках», образ Гриши Добросклонова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова

История написания поэмы

Николай Некрасов

На период написания и публикации поэмы приходился тернистый жизненный путь самого автора. Некрасов вложил в своё творение много сил и времени, в общем потратив на это более 10 лет. Начало работ приходилось на 1863 год, а в 1866 году уже появилась первая часть поэмы в печати. Последняя же часть вышла на свет в 1876 году. Весь период публикации писатель находился под давлением цензоров, а также подвергался гонениям.

После некоторого перерыва были опубликованы другие части произведения:

  • «Последыш»;
  • «Крестьянка»;
  • «Пир на весь мир».

Эти части выходили в 1972−1876 годах. Произведение не должно было завершиться ими. Автор планировал выпустить ещё несколько частей (три или четыре), но в связи с состоянием здоровья Некрасову пришлось переработать последние части и закончить произведение.

Роль Гирина в произведении

 Ермил Ильич Гирин

О Ермиле Гирине героям рассказывают крестьяне в четвертой главе первой части поэмы «Счастливые». Фигура Гирина в произведении не совсем однозначна. С одной стороны, это простой человек: честный и трудолюбивый. Но несмотря на то что Ермил Ильич крестьянин, он обучен грамоте и служит писарем в местной конторе. Поэтому когда крестьянам предстояло выбрать бурмистра из своего числа, они единогласно сделали выбор в пользу Гирина. Благодаря своим качествам он, выполняя свой долг и приобретая народное уважение и мирскую славу, прослужил на своей должности целых семь лет.

Уважают Ермила не только крестьяне, но даже сам помещик. В этом и есть счастье. В нём они ценят его внутренние качества. Это:

  • доброта;
  • честность;
  • неподкупный;
  • справедливость;
  • пытливый ум.

К нему обращаются за помощью, когда дело доходит до споров или конфликтов. Имея качество рассудительного человека, а также решительность характера, он помогает разрешать проблемные ситуации, даёт советы или предлагает свою посильную помощь.

Гирин имеет довольно хорошие накопления для среднего крестьянина и своего возраста. Но он не жаден до денег, и ни за что не присваивает чужого. Когда он нашёл у себя деньги, которые точно ему не принадлежат, то приложил все усилия, чтобы найти владельца.

Есть и обратная сторона характера. В стремлении всем помочь можно попасть в некрасивую историю, так как ситуации порой не позволяют угодить всем, и такой случай однажды произошёл. Стремясь поберечь брата от армии, Гирин решил договориться с крестьянкой, чтобы та отправила в армию своего сына вместо его брата. Автор описывает, каково ему было в этот момент, — ведь Гирин очень совестливый человек, и потому мучается от собственных неправильных поступков, критикуя себя иногда даже чересчур.

Образ Ермила Гирина

Свой поступок он посчитал неправильным. Совесть его довела до того, что он чуть было не повесился. В итоге спас его от этого решения барин. А потом Ермил всё же отправил младшего брата в армию, а крестьянский сын вернулся домой.

Но обострённое чувство справедливости не даёт ему покоя. Из-за произошедшего с братом он увольняется с поста бурмистра и решает заняться своим делом. Ермил Ильич покупает в аренду мельницу, чтобы молоть зерно и на этом зарабатывать деньги. Но его качества начинают проявляться и здесь. Он устанавливает правило, по которому все должны отстоять очередь, чтобы получить муку.

Ермил, поскольку умён, не ведётся на лесть. Следит за речью говорящего с ним человека, чтобы не дать себя одурачить. Никому не позволяет покупать вне очереди, даже важным и богатым людям вроде управляющего и главы.

Ермил судит окружающих не по кошельку и улыбке, а по совести. За что его признают все, даже приезжие странники.

Но впоследствии владелец мельницы решил её продать, выставив на торги. Гирин, не желая так просто сдаваться судьбе, участвует в торгах и выигрывает их. Да беда в том, что таких денег, чтобы сразу внести оплату, у него не оказывается. Тут пришла на помощь его народная поддержка. Крестьяне помогли ему собрать нужную сумму всего за полчаса. Собирали, можно сказать, по копеечке. Тысяча рублей по тем временам — огромные деньги, но качества его личности и заслуженный авторитет позволили ему выпутаться из сложной ситуации.

Произошедшее событие с мельницей и с попыткой её забрать, вызвало у Гирина чувство обиды. Когда в вотчине возникает мятеж, он отказывается его подавлять и сам к нему примыкает. За что впоследствии попадает в острог. Какова была дальнейшая судьба героя, остается только гадать.

Сравнение Ермила с Якимом Нагим

И если фигура Ермила Гирина имеет только одну отрицательную черту, в виде поступка с братом и армией, то в произведении есть персонаж, полностью противоположный Гирину, по фамилии Нагой. Он сильно пьёт, выглядит плохо. Его внешний вид — красное лицо и шея. Если сказать кратко, то это отрицательный персонаж и антипод Гирина. В его лице автор хочет показать сломленного человека, потерявшего свой жизненный путь, человека, который не вынес свою ношу в жизни, оказался слабее и опустил руки.

Яким Нагой жил в Санкт-Петербурге на заработках, но потом его судьба сложилась так, что он попал в тюрьму и разорился, после чего начал работать пахарем в деревне Босово. От тяжёлой работы, образа жизни и усталости он стал походить на ком земли, грудь его стала вдавленной, а живот впалым. Этим Некрасов показывает, что труд, который не ценится и является чересчур тяжким, не приводит ни к чему хорошему. Это убивает способности человека, превращая его в бездельника, пьяницу или кого угодно, но не в хорошего исполнителя своего дела.

Яким Нагой

На примере этих двух персонажей мы видим, как один человек ломается под тяжестью свалившихся на него невзгод, и пребывает в подавленном состоянии, опуская руки. А другой, что бы с ним ни случилось, всегда старается найти выход, применяя лучшие свои качества и борясь до последнего. Лучшими качествами в человеке являются не внешность, а трудолюбие, честность и добропорядочность.

Краткое сравнение образов Ермила Гирина и Якима Нагого дает представление о двух разных и важных в литературе личностях. Помимо этого, описание характера Гирина, его поступков отражает многие черты русского национального характера, почему автор и выносит историю о нем как одну из центральных в своем произведении.

Статьи по теме:

  • Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Гриша Добросклонов — характеристика героя поэмы
  • Савелий, богатырь святорусский — характеристика героя поэмы
  • «Кому на Руси жить хорошо» — характеристика героев поэмы Н.А. Некрасова
  • «Кому на Руси жить хорошо» — краткое содержание поэмы 

  • Как зовут принца в сказке о чиполлино
  • Как и почему меняется описание бора при появлении царского сына в сказке спящая царевна
  • Как зовут поросят из сказки три поросенка
  • Как и всегда надо выполнять то что необходимо для жизни сочинение рассуждение
  • Как зовут персонажей из сказки снежная королева