Как искусство может повлиять на человека итоговое сочинение аргументы из литературы

Определение искусства

Сложно сформулировать однозначное определение. Сколько существует словарей, столько и человеку известно определений понятия искусство. Для художника это выражается в написании картин — он показывает свое искусство миру, так как в словах часто невозможно что-либо выразить. Для писателя — в работе над художественной книгой.

Важно! Также это можно назвать процессом познавания окружающего мира или желанием человека повлиять на мир лучшим образом в результате творческого процесса. Оно является даром, где человек смотрит дальше горизонта.

С другой стороны, оно приобщается к социальным процессам. Здесь человек взаимодействует как с окружающими людьми, так и с самим собой. Искусство присутствует как в повседневной жизни человека, так и в каких-то профессиональных сферах жизни. Оно объединяет многие поколения, привлекая своей подлинностью.   

Рис. 1. «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи. 1498 год

Рис. 1. «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи. 1498 год

Влияние искусства. Аргументы

Когда люди говорят об искусстве, первое, что приходит на ум, это живопись, театр, кино, рукоделие, музыка, архитектура, то есть умение делать что-то прекрасное. Человечество, как известно, не стоит на месте, стремительно растет и развивается. Следовательно — появляются новые виды искусства. Искусство влияет на жизни людей в различных проявлениях. Этому сопутствуют определенные аргументы:

  • Во-первых, выражается любовь к сказкам. Литература здесь играет важную роль. Многим в детстве читали сказки, в которых можно увидеть плохих и хороших героев. Развязка этих рассказов учит хорошей морали. Когда ребенок подрастает, у него меняется интерес к книгам. В школе или университете задают уже более сложные произведения, которые заставляют учащегося думать более глубоко, задавая себе вопросы о морали, чести, правильном жизненном пути. Чтение делает человечество более коммуникабельным. Однако в разных видах искусства ставятся разные цели.
  • Во-вторых, искусство способно подтолкнуть человека на восхитительные подвиги. Например, прослушивание слов любимой песни. Проникновенная музыка дарит чувствительным личностям вдохновение.
  • В-третьих, влияние можно увидеть в активном развитии хенд-мейда. Бог заложил в человека желание творить. Невозможно встретить человека, который бы не любил что-то делать своими руками. Например: рукодельницы вышивают, жены устраивают уютную клумбу, мужья делают тумбочки, инженеры создают, строители строят и т.д. Дети готовы сделать все вышеперечисленное и сразу. Любовь к прекрасному есть в каждой личности и ее может заглушить только сам человек.

Рис. 2. "Алжирские женщины". Пабло Пикассо. 1955 год

Рис. 2. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо. 1955 год

Единый государственный экзамен (ЕГЭ): аргументы

В литературе существуют аргументы, согласно которым можно увидеть колоссальное влияние на общество. Вот некоторые аргументы ЕГЭ:

  1. Из произведения Льва Николаевича Толстого “Война и мир” нам известна история Николая Ростова, который проиграл значительную сумму денег, играя в карты. Из-за этого он был сильно расстроен. Он должен признаться родителям, но ему очень тяжело это сделать. Однако под влиянием прекрасного пения Наташи Ростовой герой переполняется светлыми эмоциями и решается рассказать всю правду отцу.
  2. Антон Павлович Чехов “Скрипка Ротшильда”. Здесь литературный герой Яков Матвеевич представляется не совсем приветливым человеком. Люди его воспринимают как мрачного и грубого. Такой Яков Матвеевич был до того момента, пока его слуха не коснулась мелодия, случайно попавшая к нему. Услышав пленительные ноты, Яков переосмыслил свои поступки и пожалел о том, что так грубо относился к людям. В результате — он понял, что мир намного лучше, если в нем нет ненависти и злости.
  3. Владимир Короленко “Слепой музыкант”. Творчество главного героя Петруся, а именно музыка, является смыслом его жизни. Петрусь был слепым с самого рождения. Однако это не помешало ему стать музыкантом. В дальнейшем он стал очень известным пианистом. А все началось с того, что будучи ребенком он услышал мелодию дудки.
  4. Константин Георгиевич Паустовский “Старый повар”. В произведении говорится о старом поваре, который находился при смерти. Он просит свою дочь, чтобы та позвала первого встречного для исповедания грехов, так как священников повар не любил. Дочь встречает на улице молодого музыканта и передает последнюю просьбу умирающего отца. Музыкантом оказывается всем теперь уже известный Моцарт. Он заходит в дом и начинает играть на клавесине. Музыка очаровывает старика, приносит ему счастье и облегчает его страдания.

Влияние искусства на творческих личностей

Нельзя не отметить Александра Сергеевича Пушкина, который с раннего детства был окружен заботой своей няни Арины Родионовны, читавшая ему сказки, пословицы и поговорки. Это коренным образом отразилось на его творчестве. Впоследствии искусство в судьбе А. С. Пушкина сыграло значимую роль. Это повлияло на выбранные им жанры, например: ода, элегия, эпиграмма, лирические стихотворения. В поэзии Ю. В. Бондарева говорится о юном возрасте, где происходит формирование мировоззрения. Поэт убежден, что самым страшным для человека является его духовная пустота. Данным утверждением Бондарев побуждает человека думать о самом важном. В романе “Свидание с Нефертити” В. Ф. Тендряков рассуждает о том, как искусство влияет на общность. По словам автора, оно помогает воспитать душу. Человек должен учиться и стремиться делать добрые поступки безвозмездно.

Рис. 3. "Свобода, ведущая народ". Эжен Делакруа. 1830 год

Рис. 3. «Свобода, ведущая народ». Эжен Делакруа. 1830 год

Искусство и интеллект

Нейробиологи определили, что искусство положительно воздействует на работу мозга, готового в следующий момент заняться точными науками. В основном такое влияние производит выступление на сцене. Во время рассматривания картин, вне зависимости от жанра, в человеческом мозге активируется часть, находящаяся в затылочной части. Другим влиянием на людей является прослушивание музыки, когда стимулируются височные доли. Если человек владеет инструментом, при это еще сам поет, держит внимание публики, то его мозговая деятельность охватывает ряд важных процессов. При чтении есть возможность размяться сетям лобных долей. Когда человек не просто с уважением относится к творчеству, но сам им занимается, будь то пианино или сочинение стихов, работа мозга производит еще больше действий. Ученые определили, что если человек исполняет, сочиняет или просто прослушивает музыку, то в мозгу задействованы все когнитивные механизмы. Всякие виды искусства, в особенности предназначенные для работы на сцене, стимулируют познавательное внимание. Искусство и точные науки, несомненно, идут вместе. Доказательством этому являются следующие личности:

  • Леонардо да Винчи, который на протяжении своей жизни не только прекрасно рисовал, но и хорошо справлялся с математикой, механикой, анатомией.
  • Известный физик-теоретик из Америки Ричард Филлипс Фэйнман является одним из создателей квантовой электродинамики. Несмотря на любовь к точной науке, он любил играть на барабане, а также увлекался живописным искусством.
  • Микробиолог Копровский известен тем, что стал основателем вакцины против полиомиелита, занимался музыкальным искусством.
  • Становление одного из основателей физики А. Эйнштейна начиналось еще в возрасте четырех лет, когда он занимался на скрипке. Также Альберт играл на фортепиано. Музыка являлась помощницей в его теориях. Время от времени он шел для того, чтобы поиграть, а потом возвращался к науке.

Рис. 4. "Мона Лиза". Леонардо да Вінчі. 1503—1519 год

Рис. 4. «Мона Лиза». Леонардо да Винчи. 1503—1519 год

Правильный выбор искусства

Искусство является неотъемлемой частью человека. Оно помогает постигать вершины, если только назначение его является правильным. Оно открывает другой мир или показывает его цельным. Сила искусства способна изменить человека.

Важно! Несмотря на все плюсы, искусство может ранить человека, если подходить к выбору необдуманно. Например, почти все современные фильмы пропитаны насилием, войнами, стрессами, что приводит к духовной проблеме человека. Под исключение не попадают и мультфильмы, во время просмотра которых подсознание ребенка нередко видит то, что не способно увидеть сознание.

Искусство является неоднозначным предметом для обсуждения. Человек должен внимательно подходить к выбору того или иного искусства, ведь самое главное, как оно будет благоприятно влиять на наше духовное становление как личности. Предлагаем вам также просмотреть познавательное видео, в котором приведены аргументы, доводы и факты о том, как влияет искусство на подсознание.

>

Все мы с детства привыкли считать, что искусство очень тесно связано с человеческой жизнью и это неудивительно, ведь оно чаще всего очень положительно влияет на нашу жизнь. Но мало кто из нас задумывается, как происходит эта тесная связь, а ведь она прорисована тонкой красной линией. Культура облагораживает личность людей, делает их более осознанными. Для того чтобы в этом убедиться, предоставим примеры из художественной литературы, ведь русские классики очень хорошо описывали истинную природу искусства. Также не упустим привести пример из собственной жизни.

По приезде в Москву я сразу же по Пушкинской карте отправился в Третьяковскую галерею. До этого я слышал о ней только от своих друзей и знакомых. Картины же известных художников мне доводилось увидеть в интернете или на репродукциях. Поэтому я один пошел смотреть на картины наших известных художников. Сказать, что Третьяковская галерея вдохновила меня — значит не сказать ничего, в каком-то плане она меня окрылила. Это настоящая кладезь сокровищ искусства. Когда ты смотришь на оригинал, то понимаешь, что именно в этом месте была рука мастера, который и создал данный шедевр, в котором он оставил частичку своей души. Особенно меня потрясло огромное полотно под названием “Явление Христа народу”. До этого я читал о ней, мне интересно было узнавать сюжет. Однако я не знал, что она такая гигантская по размерам. Поход в Третьяковскую галерею подарил мне вдохновение.

Теперь же приведем примеры из художественной литературы.

Н.В. Гоголь “Портрет”

Бедный молодой художник Чартков начинает писать картины на заказ. Он становится невероятно популярным, пишет полотна богатому сословию. Благодаря этому он мог позволить себе квартиру на Невском проспекте, различные безделушки и помады. Однако впоследствии он встретился со своими старыми знакомыми художниками. Они показывают ему свои полотна и его начинают обуревать негативные эмоции. Он понимает, что потерял весь свой потенциал, растратил его на мелочные картины ради какой-то выгоды. В ярости он разбивает все свои полотна, ему противна мысль о том, что он, самый перспективный студент, так дешево разменял свой талант. Также есть другой пример в данном произведении. На последние деньги Чартков приобретает очень странный и загадочный портрет. У него есть кое-какая специфическая особенность. Те, кто его приобретает, сходят с ума. Все дело в каких-то странных глазах. История у данной картины очень специфическая. Оказывается, ее отличительной особенностью является то, что она была написана по просьбе какого-то ростовщика. Он вложил все усилия в глаза, потом понял, что это глаза дьявола.

Л.Н. Толстой “Альберт”

В самом начале произведения происходит светское мероприятие. Огромное количество людей разговаривают на отвлеченные темы. Люди литрами выпивали шампанское. Делесов со своей компанией был очень недоволен данным вечером, поэтому он уже хотел отправиться домой. Однако открылась дверь и зашел очень странный горбатый мужчина. Он был очень грязный, напоминал бездомного. И тут он решается выйти на сцену и сыграть на скрипке. Его музыка начинает трогать сердца людей. Все сразу же начали воспринимать его по-другому. Теперь в их глазах он был выдающимся и талантливым, а не грязным и бездомным. Все слушатели очень внимательно наблюдали за ним. Делесов же был настолько тронут, что по его глазам начали идти слезы. Эта музыка помогла ему вспомнить свою молодость и свой первый поцелуй. После этого он решается взять музыканта на собственное иждивение. Однако впоследствии он полностью в этом разочаровывается, он видит, как хамское поведение, алкоголь тесно связаны с этим музыкантом, он чуть не разрушил его семью. Данный рассказ написан как попытка задуматься об искусстве и тех, кто непосредственно является творцом. Да, Альберт является пьяницей и дебоширом, однако автор говорит, что никто больше не слышал того, что слышал именно он, поэтому у музыканта получилось настолько красиво и великолепно играть на своем собственном инструменте.

Л.Н. Толстой “Война и мир”

В данном произведении есть огромное количество примеров того, как благотворно искусство влияет на чувства людей. Николай Ростов, любимец семьи, к огромному сожалению проигрывает огромное количество денег в карты. Он не знает, что делать, ведь эта сумма полностью разорит всю его семью. Естественно, его обуревают страхи, ведь он не знает, как сказать об этом своей семье. Его отец мягкий человек, но он все равно не хочет подводить его, стать обузой, человеком, который полностью разорит свое семейство. Впоследствии он приходит домой и слышит прекрасную музыку и пение Наташи Ростовой. В его душе появляется тепло и уют, он понимает, что голос сестры успокаивает его. Коля понимает, что в жизни почти что нет никаких забот и нет ничего важного. Искусство помогло Николаю собраться с силами и рассказать все не стесняясь своему отцу. Его папа очень сильно расстроился, ведь сын проиграл огромное состояние. Однако он смог понять его, ведь молодость бывает только один раз и по глупости он совершил данный проступок.

А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”

Сальери решил отбросить всю свою праздную жизнь и стать выдающимся музыкантом. Он очень много работал, старался и вот его игра стала идеальной, он вышел на определенное плато. Однако его начинает обуревать очень сильная зависть, потому что у Моцарта, которого он считает праздным гулякой, получается все и сразу. Моцарт приводит слепого старика, который играет на скрипке несколько его музыкальных эскизов. Ему это кажется забавным, однако Сальери так не кажется. После этого он начинает играть свои самые простые наброски, которые сразу же поражают всех. Когда Моцарт покидает помещение, Сальери понимает, что он призван остановить молодого гения, иначе он разрушит все искусство. Впоследствии он добавляет ему яд. Моцарт садится за фортепиано и играет одну часть своего Реквиема, что очень символично. Ему становится нехорошо и он покидает всех, надеясь проспаться. Данное произведение показывает, что люди, которые нераздельно связаны с искусством, могут заплатить большую цену, ведь искусство иногда требует жертв. Даже человеческих, что показал нам автор в своем произведении. Возможно, это была попытка показать, что нельзя настолько поверхностно и легкомысленно относиться к своему же таланту и растрачивать его.

В. А. Жуковский “Невыразимое”

В данном произведении идет монолог лирического героя, так называемая элегия. Сначала автор рассуждает о красоте этого мира, которую нельзя передать словами. Мир абсолютно свободен и автор понимает, что невозможно передать все его величие. Впоследствии главный герой переходит в своих строках к мыслям об искусстве. Даже вдохновение не может передать всю силу и все мысли о природе, которые люди описывают в своих произведениях. Но, даже если невозможно их передать словами, то сердце может все это почувствовать. И даже если можно выразить все это словами, все равно выразить чувства невозможно. В конце автор уже говорит об ощущениях тех, кто природу создал и вырастил. Понять то, что чувствует природа, можно только в тишине и лично, где-то в уголке своего сердца. Для описания силы и мощи искусства автор использует огромное количество метафор и эпитетов, также присутствуют сравнения. Данное произведение позволяет нам понять, что искусство очень тесно связано с нашей душой, однако даже оно не поможет нам понять и познать весь окружающий мир, потому что не мы его создали и не нам же его описывать. 

Б.Л. Пастернак “Доктор Живаго”

Главный герой романа Юрий Живаго переживает огромное количество страданий, которые выпали на его бренную жизнь. Поэт видит огромное количество вещей, он видит то, чего не могут увидеть другие. Он пытается созидать, создает живую действительность, в которой нам же всем и жить. Еще в ранней молодости он понял, что он соучастник живой и создатель природы искусства. Образ Юрия Живаго был задан сразу. Он может мгновенно облекать свою мысль в некое политическое слово, для него это не является чем-то тяжелым. Еще с детства он взял на себя роль проповедника, все пытались узнать от него некие проповеди и то, чего не знают другие. Он был полностью погружен в жизнь, для него не существовало понятия снобизма. Даже в каких-то мелочах и соринках он способен замечать нечто красивое. Автор считает, что поэт — человек от бога, а его ремесло богоравное дело. Процесс поэтического творчества изображается как божественный акт. Появление поэта сравнимо с Рождеством. В своих творениях поэты могут стать вечными и способны увековечить жизнь абсолютно разных людей. Роман Пастернака не заканчиваются вместе со смертью Живаго, они заканчиваются стихами. А стихи умереть не могут. Как мы с вами знаем, поэт есть образ самого автора, образ героя он списывал с себя. Искусство вечно, оно не может умереть даже вместе со смертью создателя. 

Н.С. Лесков “Левша”

Искусством в данной повести является ремесло человека. Человек при помощи желания, таланта, выдержки и труда может создать нечто такое, что будет радовать следующие поколения. Даже если это создание одного и того же произведения, все равно человек при этом получает какие-то знания и опыт. Сначала англичане хвастались перед Александром I пистолетом собственного производства. Однако донской казак смог разобрать его, на нем была надпись на русском языке, что оружие было создано в Туле. Это очень оконфузило англичан. Потом рассказывается, как три русских мастера работали над созданием английской блохи. Две недели не покладая рук они старались и старались, бились над этой блохой мизерного размера. Они очень сильно старались, потому что хотели удивить всех, доказать, что она будет ничем не хуже английской. Левша же ковал специальные гвозди для подковы, которые нельзя было заметить невооруженным глазом. К сожалению, всю его работу смогли оценить только в Англии, но он не захотел там оставаться, ведь он был настоящим патриотом и любил свою Родину. В итоге, вернувшись в Россию, он был никому не нужен. Никто не заметил, что он умер. Его слова о том, что нельзя чистить оружие кирпичом также не были восприняты, а ведь все это могло изменить ход войны. Произведение говорит о том, что русские люди очень талантливые, могут создавать выдающиеся произведения искусство. Однако их труд может быть не оценен, что очень прискорбно.

В. Г. Короленко “Слепой музыкант”

Главный герой музыкант Петруся сделал музыку смыслом своей жизни. Он не видел себя больше нигде, музыка стала дополнять его, дарила истинное вдохновение и раскрывала наружу его душу. Ведь он был слепой с рождения, поэтому он более остро воспринимал все звуки. Еще когда главный герой был ребенком, его очень привлекала мелодия дудки. Именно поэтому мальчик стал тянутся к творчеству. Можно сказать, что искусство стало единственным смыслом его жизни. Он не мог представить себя в другом виде деятельности. Мечта мальчика потихоньку приближалась к нему и впоследствии он стал известным пианистом. О его таланте уже знал почти что весь мир. О его таланте очень много говорили. Данный пример очень хорошо нам показывает, что настоящий талант может скрываться даже за самым невзрачным человеком. Искусство полностью наполняет его жизнь. Многие на его месте уже давно бы смирились со своей участью, но не он. Он смог найти в себе силы и стал известным человеком. Сила духа позволила ему справиться со всем, не слушать то, что говорят окружающие и двигаться к своей силе. Искусство спасло человека.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”

В Бергене великий композитор Эдвард Григ встречает дочку лесника. Общение с ней побудило композитора написать музыку о Дагнии. Однако он понимает, что это не может удивить маленькую девочку сейчас, поэтому обещает сделать ей великий подарок на ее день рождения. Это и произошло. Через десять лет Дагния слышит произведение, которое посвящено ей. Она сразу же вспоминает блеск и шум моря, красоту своего леса, в котором она выросла. Это произведение вызывает у нее целую бурю эмоций, она начинает плакать. Она очень благодарна композитору. Ведь он смог открыть для нее свой мир, в котором она и должна жить. Ее слезы были искренни. Это слезы человека, который познал всю красоту искусства. Таким образом, в данном произведении автор открыто дает нам понять, что искусство невозможно измерить ничем, оно способно вызвать в человеке искренние чувства и эмоции. Поэтому важно уметь своими произведениями достучаться до своих поклонников. 

А.Т. Твардовский “Василий Тёркин”

Даже в самое тяжелое военное время искусство может согреть душу человека. Главный герой произведения Василий Тёркин играет на гармошке убитого врага. Музыка делает людей более мягкими, они раскрываются и стараются быть более позитивными. Это позволяет всем забыть о трудностях и несчастьях. Впоследствии они отдают гармонь Василию, чтобы он регулярно мог веселить всех. Таким образом, в этом произведении автор пытается нам сказать, что музыка может согревать людей, которые находятся на грани отчаяния. Даже самые простые, но веселые мелодии под хорошую компанию веселят и дарят теплоту и уют на душе.

Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.

На чтение 4 мин Просмотров 1.8к.
Обновлено 12 января, 2022

Представляем Вашему вниманию один из возможных вариантов итогового сочинения «Как искусство влияет на личность?». В качестве аргументов использованы произведения художественной литературы: повесть Н.В. Гоголя «Портрет» и роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Сочинение

Искусство оказывает влияние на жизнь каждого человека. Оно проникает в самую душу, помогает распознать истинные ценности, заставляет действовать, менять что-то в жизни. Но основная проблема заключается в том, что человек чаще всего видит в искусстве то, что он хочет увидеть, то, что актуально для него в данный момент. И тогда искусство может оказать губительное влияние, и даже разрушить судьбу человека. Именно так и произошло с главным героем повести Н.В. Гоголя «Портрет».

В этом произведении Гоголь раскрыл тему искусства с двух сторон. Первая сторона отображает чистое, бескорыстное искусство, которое рождается при помощи таланта. Для такого творчества важна одна лишь идея, все материальные ценности не имеют значения. Художник посвящает свою жизнь истинному искусству и готов отказаться от всех мирских благ, ради высшей цели. Вторая сторона показывает нам искусство в ином облике, когда художник творит только для заработка. Тогда само по себе искусство не представляет никакой ценности. Оно является пустым и бессмысленным.

Вначале Чартков представляется молодым, талантливым, подающим надежды художником. В то время он следует наставлению своего учителя, который говорил, что очень важно не потерять талант, писать картины для души, а не для денег. Однако нескончаемая нужда заставила его изменить свое мнение. У молодого художника не хватало денег даже на пропитание, не то, что на краски, холсты и кисти. Он мечтал о богатой жизни, хотел стать известным художником, но когда мечта исполнилась, осознал, что искусство стало для него недоступным.

В погоне за деньгами Чартков растерял свой талант. Он рисовал только те картины, которые ему приносили прибыль, выполнял заказы богатых клиентов. Со временем ему надоело писать портреты, но вернуться к настоящему искусству он уже не мог. Он перестал быть талантливым художником, стал обыкновенным портретистом, обладающим необходимыми навыками. Так, жажда денег сломала всю жизнь человеку, которому было доступно искусство.

В качестве другого примера хотелось бы привести роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». По мнению одного из героев произведения – художника Бэзила, искусство является зеркалом души человека, которое отображает его желания, чувства и качества. Сам Бэзил посвятил искусству всю свою жизнь. Он очень долго искал вдохновение и нашел его в красоте молодого, в то время еще чистого, Дориана Грея. В его портрет художник вложил весь свой талант, свои чувства и видение красоты. Картина, ставшая настоящим произведением искусства, впитала в себя частичку души своего творца. Именно это наделило ее чудесными свойствами, позволило сохранить Дориану Грею его красоту, которая так восхитила Бэзила. Но как отблагодарил главный герой судьбу за такой подарок? Он погряз в грехах и разврате, а портрет стал отражением всех его пороков. И пока Дориан продолжал вести бесчестный образ жизни, оставаясь молодым и красивым, портрет старился и становился все безобразнее, отображая гнилую натуру своего хозяина. В итоге Дориан Грей не выдержал той правды, которую ему открыла скрытая ото всех глаз картина, и в буквальном смысле слова попытался убить ее, пронзив ножом полотно, но вместо этого убил самого себя, ведь портрет был всего лишь отражением его души. Таким образом, автор хотел показать, что в искусстве кроется гораздо больше смысла, чем мы привыкли видеть.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что искусство формирует личность человека, совершенствует его духовный мир и развивает интеллектуальный потенциал. Кроме того, искусство задает правильные нравственные ориентиры и приобщает к культурной среде. Именно поэтому искусство появилось на заре развития человечества, и является неотъемлемой частью жизни общества.

Тема искусства и ремесла часто встречается при подготовке как к Итоговому сочинению, так и к сочинению ЕГЭ, поэтому каждому выпускнику необходимо иметь в запасе парочку аргументов, подходящих к этим темам. Начтём с того, что же такое искусство, а что такое ремесло? Искусство – особая творческая деятельность человека, направленная на создание чего-то уникального и новаторского. Мастера пишут картины, исполняют музыкальные произведение и с помощью таких работ оказывают влияние на чувства и мысли публики. Творцам подвластны эмоции людей, посредствам собственного таланта они способны показать им свои переживания и мысли. В свою очередь, ремесло, в разрезе данной темы, представляет собой работы людей, не обладающие уникальностью и художественной ценностью. «Ремесленники» создают произведения, преследуя корыстные цели, они не думают о необходимости самовыражения. Получается, что, сталкиваясь с темами ремесла и искусства, нам необходимо рассуждать о чувствах публики и творцов, мастерстве художников и неблагородных стремлениях ремесленников. Многомудрому Спринт-Олимпику пришлось провести долгие осенние вечера за чтением всевозможных произведений, справиться со множеством трудностей и составить список лучших аргументов для сочинений своих уважаемых читателей! Приятного просвещения! 

Содержание:

  • 1 Чем настоящее искусство отличается от ремесла?
  • 2 Талант — это дар или ответственность?
  • 3 Какова роль искусства в жизни общества?
  • 4 Какое искусство называют настоящим?
  • 5 Искусство – одно из средств различения доброго от злого
  • 6 Ложное искусство

Чем настоящее искусство отличается от ремесла?

Л. Н. Толстой «Война и мир». Чем настоящее искусство отличается от ремесла? На этот вопрос даёт ответ роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова – добрая молодая девушка, обладавшая множеством талантов. Она танцевала, поражая окружающих грациозностью собственных движений, а её пение никого не могло оставить равнодушным. Благодаря способностям Наташи Николай Ростов смог справиться с негативными эмоциями и обрести надежду, столкнувшись с обманом Долохова. Дело в том, что, когда герой романа осознал, насколько сильно был глуп, поддавшись манипуляциям старого знакомого, он был очень расстроен. Ненависть к обманщику, недовольство своим поступком, нежелание расстраивать родителей – всё это повлияло на состояние Николая. Он был разбит, подавлен. Поэтому веселье друзей и родных вызывало в нём лишь злость и обиду, ведь Николай не мог себе представить, как кто-то может чувствовать себя счастливым, когда ему настолько тяжело на душе. Ростову удалось сдержать эмоции и не проявить никакой агрессии к близким, он прислушался к пению Наташи. Голос сестры перенёс его в удивительный, волшебный мир, погрузил в размышления и заставил снова поверить в свои силы. Николай смог признаться отцу в совершённой ошибке, граф Ростов, конечно, не мог отказать сыну. Пение Наташи – настоящее искусство, так оно выражало чистые и искренние чувства героини, вселяло в окружающих радость и надежду на лучшее. Так, искусство отличается от ремесла тем, что оно вызывает в людях искренние, глубокие чувства, в то время как произведения «ремесленника» не сможет оказать никакого воздействия на публику. 

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Что отличает произведения настоящего искусства»? На этот вопрос отвечает А. И. Куприн в произведении «Гранатовый браслет». Любовь Григория Желткова к замужней женщине – Вере Шеиной – была не взаимна и безнадёжна. Вера была счастлива в браке с Николаем, а чувства испытывал лишь Георгий. Ничто не могло заставить Желткова предать свою любовь, он не переставал посылать письма возлюбленной и всячески напоминать о себе. Конечно, оставленный им подарок – гранатовый браслет – показал Вере, что его чувства были чисты и искренни. Но замужней женщине было неприятно такое внимание со стороны мужчины. Брат Веры, чрезвычайно щепетильный в вопросах чести, попросил прекратить общение с ней. К сожалению, полное отречение от мечты было невыносимо для Георгия, он покончил с собой, оставив после себя лишь письмо, в котором просил Веру послушать симфонию Бетховена. Героиня выполнила желание своего поклонника, и лишь вслушавшись в мелодию, она осознала, насколько сильными чувствами обладал ее поклонник. Истинные произведения искусства способны оказывать влияние на публику, вызывать у слушателей искренние эмоции, заставлять размышлять над собственной жизнью. Кроме того, уникальная особенность шедевров состоит в том, что они никогда не теряют своей актуальности и не перестают воздействовать на внутренние миры людей. 

Продолжение подборки следует…

Талант — это дар или ответственность?

А. И. Куприн «Тапёр». Правда ли, что таланта недостаточно для создания настоящих произведений искусства? На этот вопрос даётся ответ в рассказе А. И. Куприна «Тапёр». Музыка была единственным способом заработка для главного героя произведения – Юрия Азагарова. Мальчик был рад, когда семья Рудневых пригласила его к себе на торжество в качестве музыканта. Несмотря на свой юный возраст, пианист отличался выдающимся талантом, игра Юрия удивила гостей бала. Люди танцевали, веселились и замечательно проводили время, слушая композиции, исполняемые юным гением. На способности Юрия не мог не обратить внимание известный музыкант и педагог — Антон Григорьевич Рубенштейн. Мужчина предложил мальчику стать его учеником, на что Юра, конечно же, согласился. Благодаря чудесному стечению обстоятельств главный герой рассказа приобрёл возможность развиваться в том направлении, в котором он действительно хотел. Усердный труд, постоянные занятия и тренировки помогли Юрию Азагарову стать известным на весь мир композитором. Конечно, чтобы создать настоящее произведение искусства, одного лишь таланта недостаточно, образование, саморазвитие и трудолюбие необходимы для завоевания признания и любви зрителей. Лишь постоянно улучшая свои навыки, деятель искусства может достигнуть совершенства. Поэтому талант — это, прежде всего, ответственность, которая вынуждает людей трудиться ради достижения результата. 

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Тема искусства наиболее ярко раскрывается в рассказе В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Отсутствие возможности видеть окружающий мир не повлияло на желание главного героя произведения – Петруся – научиться играть на музыкальных инструментах. Искусство было призванием героя, ведь ещё в раннем возрасте он заинтересовался дудочкой и понемногу начал осваивать другие музыкальные инструменты. Петрусь увлёкся пианино. Несмотря на огромное количество сложностей, с которыми предстояло столкнуться слепому музыканту, он начал учиться играть на инструменте. Он заучивал произведения и виртуозно их исполнял, но и сам нередко становился автором композиций. С помощью музыки Петрусь выражал то, что чувствовал. Благодаря талантливому исполнению произведений мысли Петруся действительно доходили до слушателей, каждый получал возможность прочувствовать горе и грусть, скрывавшиеся в сердце музыканта. Талант и усердный труд герой рассказа позволили ему стать известным на весь мир пианистом и композитором. Но для него дар был ответственностью, ведь герой не давал себе спуску и упорно работал. Потребовались все его силы, чтобы научиться тому, что другие люди могли освоить за пару уроков. Все, чего он добился, было не манной небесной, а результатом усилий. 

Какова роль искусства в жизни общества?

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Какую роль играет искусство в жизни человека? Роман О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» наиболее точно отвечает на этот вопрос. Внешностью Дориана Грея восхищались многие, в том числе художник и близкий друг главного героя произведения – Бэзил Холлуорд. Мужчина нарисовал множество портретов юноши, но лишь один стал настоящим шедевром. Картина была написана гениально, наблюдательность Бэзила позволила ему в точности передать выражение лица, мимику и даже блеск в глазах Дориана. Мельчайшие детали сделали портрет настолько похожим на настоящего человека, что казалось, будто бы мужчина на холсте был способен жить своей жизнью. Глядя на это произведение искусства, Дориан думал о смысле жизни, даже сам художник был поражён тем, насколько превосходно картина передала облик и внутренний мир Дориана. Портрет – настоящее произведение искусства, он был способен вызывать у людей, видевших его, искреннее восхищение, наводить на размышления. Отличительная черта истинных шедевров заключается именно в этой уникальной способности – заставлять людей задумываться над важными вопросами, уделять внимание деталям и анализировать свои цели, ориентиры, стремления.

Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». В поэме автор затрагивает тему роли искусства в жизни общества. Описывая быт и традиции народа, он говорит о том, что простым людям нужно больше читать классику. Он рекомендовал бы труды Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина, потому что там простой человек мог бы найти много полезного и открыть много нового. Именно изображения с этими писателями поэт хотел бы видеть с избе крестьянина. По его словам, общество могло бы излечиться от социальной несправедливости и порабощающего его невежества, если бы уделило внимание настоящей литературе, где права личности занимают центральное место. И он был прав! Ведь репертуар Гриши Добросклонова уже помог труженикам осознать свою национальную идентичность.

Эту тему более подробно раскрывает следующая подборка.

Какое искусство называют настоящим?

А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Тема искусства и ремесла наиболее ярко отражается в произведении А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Один из героев произведения – Моцарт – представляется читателям гениальным композитором, для которого музыка была смыслом всей жизни. Он ценил признание публики, но создавал свои произведения не для того, чтобы удовлетворить потребности слушателей. С помощью мелодий Моцарт описывал собственные мысли и чувства, каждая композиция была наполнена его индивидуальностью. Не для кого не остаётся загадкой, что Моцарт – истинный деятель искусства, ведь его творения были узнаваемы, уникальны и обладали несомненной художественной ценностью. А вот способности Сальери не вызывали такого интереса в глазах публики, так как он делал то, что уже было до него, и ничем не выделялся. Каждая новая сыгранная им композиция походила на предыдущую. Сальери – «ремесленник», которому не под силу было создать истинное произведение искусства, ведь он не относился к музыке как к возможности отразить свои настоящие и глубокие чувства, а лишь мечтал о славе. Так что же отличает искусство от ремесла? Для деятеля искусства важно самовыражение, он делает нечто новое, уникальное, а ремесленник повторяет то, что уже было, и стремится лишь к славе и богатству.

И. С. Тургенев «Певцы». Тема искусства и ремесла находит своё отражение и в рассказе И. С. Тургенева «Певцы». В селе Колотовка в один из вечеров решили провести соревнование между Яшкой-турком и Рядчиком. Победителем должен был стать тот, кто исполнит песню, которая больше другой понравится слушателям. Рядчик нисколько не волновался перед своим выступлением и вполне был уверен в своей победе, ведь знал, как люди относились к его голосу и весёлым песням. Герой произвёл на посетителей кабака ожидаемый эффект – настроение зрителей повысилось, все были радостны и воодушевлены. Пение Яшки же произвело совершенно другое впечатление на слушателей, он исполнил грустную песню. Голос вызвал у людей неподдельные эмоции, кто-то плакал, кто-то погрузился в глубокие размышления. Его талант поразил каждого, победа безоговорочно была отдана именно Яшке. В рассказе Рядчик представляется читателям ремесленником, использующим пение в качестве очередной возможности повеселить себя и слушателей, его способности приносят удовольствие, но не берут за душу, в то время как пение Яшки отличается душевностью, оно находит дорогу к каждому сердцу. Так, деятель искусства способен создать произведение, которое вызовет непередаваемые и глубокие эмоции у публики, в то время как работы «подражателей» не пробудят у зрителей глубоких чувств. 

Еще больше аргументов об искусстве найдется в подборке.

Искусство – одно из средств различения доброго от злого

Л. Н. Толстой «Война и мир». Тема искусства также затрагивается в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Автор уделил большое внимание тому, что многие представители светского общества, такие как Элен и Анатоль Курагины, использовали танцы и балы в качестве возможности показать себя, найти подходящую партию. Дворяне, отправляясь на подобные встречи, надевали свои лучшие наряды и мечтали о танце с богатым женихом или невестой. Мероприятия были привычны людям светского общества, все уделяли внимание манерам, тому, как нужно общаться с людьми выше или ниже себя, что стоит говорить, а что нет. Народные танцы вызывали у Л. Н. Толстого куда больший интерес, так как они отражали реальные чувства и богатство внутреннего мира. В своём романе он с большим трепетом и любовью описал, насколько традиционные развлечения были важны для народа. Во время праздников люди танцевали, веселились, они не придерживались правил, делали то, что хотели сами. Именно такие народные танцы кажутся автору произведением искусства, ведь они выражают искренние чувства и эмоции людей. Таким образом, творчество позволяет нам отделить добро от зла. Лицемерие никогда не породит настоящей красоты, а вот правда — основа истинного творчества.

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Настоящее искусство позволяет отличить добро от зла, потому что оно несет в себе истину, проверенную временем. Например, роман Мастера не был принят в советском обществе, так как позволял провести параллель между режимом Кесаря и нынешним положением вещей. Тема трусости перед лицом власти была близка людям того времени, ведь они, как и Пилат, отвергали правду во имя сохранения служебного положения и иллюзии благоденствия. Страна советов жила в атмосфере лицемерия и конформизма, а те, кто шел против ее фальши, подвергались участи Иешуа. Несправедливость устанавливала правила игры, потому что большинство было инертно, невежественно и совсем не способно бороться за свои идеалы, за свою свободу. Именно творчество позволяет нам разобраться в этом и разорвать порочный круг.

Ложное искусство

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» также раскрывается проблема искусства. На борту корабля, на котором оказался Господин вместе со своей семьёй, проходили балы. Неизменной частью вечера становились танцы, одна и та же пара устраивала своё «представление» для всех гостей судна. Девушка и юноша изображали влюблённых, они танцевали вместе, не сводя друг с друга восторженных глаз. У пассажиров не оставалось никаких сомнений, что их чувства искренни и глубоки, но, к сожалению, все они ошибались. Молодые люди не имели абсолютно никакой симпатии по отношению друг к другу, каждый новый бал был для них лишь необходимостью снова исполнять свою роль влюблённых и развлекать гостей. Конечно, такие постановочные танцы нельзя назвать настоящим искусством, ведь обман не может иметь ничего общего с истинными работами «творцов», герои рассказа не показывали своих настоящих чувств, а лишь играли на радость публике. Так, произведения настоящего искусства отличаются тем, что они отражают неподдельные эмоции. 

Н. В. Гоголь «Портрет» Тема искусства и ремесла наиболее ярко раскрывается в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Андрей Петрович Чартков – бедный, но талантливый художник. Во время обучения он подавал большие надежды, его работы были высоко оценены профессионалами. К сожалению, постоянное совершенствование своих навыков требовало от Чарткова слишком большого количества времени и сил, а денег совершенно не хватала ни на еду, ни на оплату жилья. Увидев портрет ростовщика и найдя в подкладке большую сумму денег, герой бросил учёбу и начал писать портреты на заказ. Его произведения нравились публике, Андрей Петрович участвовал в выставках, его нередко приглашали в качестве эксперта на различные конкурсы. Чартков окончательно забыл о необходимости постоянно развиваться. Все его картины были посредственны и однообразны, ни он, ни окружающие не видели в нём таланта. Андрея Петровича начинали лишь злить успехи других художников, он даже не был способен справиться с собственной завистью. Главный герой повести в погоне за славой и признанием из деятеля искусства превратился в ремесленника. Так чем же отличается искусство от ремесла? Истинное искусство создаётся не с целью угодить публике, а для того чтобы отразить реальный замысел творца, высказать его индивидуальность.

Предыдущая

Банк аргументовАргументы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» для итогового сочинения

Следующая

Банк аргументовАргументы из литературы на тему: Любовь (для итогового сочинения)

Текст: Ольга Лапенкова

Не так давно мы разбирали направление итогового сочинения-2022 «Наука и человек» и пришли к выводу, что наука — это прекрасно, ведь она позволяет нам познавать окружающий мир и самих себя. Однако, если человек мечтает о славе или богатстве и готов достичь этого любой ценой, то наука становится в его руках опасной игрушкой: в погоне за успехом учёные создают средства массового поражения.

В каком-то смысле с искусством дело обстоит так же. Великие произведения литературы и живописи, музыки и кинематографа духовно обогащают нас, учат отзывчивости и щедрости, решительности и стойкости. Но это происходит, только если мы прикасаемся к подлинному искусству, а не к «подделкам», созданным ради наживы или желания прославиться. Герои многих произведений массового искусства поступают совсем не так, как принято в цивилизованном обществе: они играют с чувствами других людей и, когда им это надоедает, безжалостно «выбрасывают» их из своей жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор и посмотреть практически любую второсортную мелодраму или боевик.

Конечно, и в классических произведениях встречаются герои, которые думают только о себе, — но в таком случае авторы дают нам понять, что эгоистичный человек всегда глубоко несчастен. Взять хотя бы Евгения Онегина из одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина — или Григория Печорина из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Да, в какой-то момент мы можем быть очарованы этими героями, но по ходу прочтения всё больше ужасаемся, понимая, что они обрекли себя на беспросветное одиночество.

Но как отличить истинное произведение искусства от искусной «подделки»? С классическими произведениями, которые прошли испытание временем, всё более-менее понятно — хотя и среди тех книг, которые входят в школьную программу, есть повести и романы, которые некоторые исследователи считают переоценёнными. Но нельзя же вечно читать то, что было написано сто или двести лет назад!

Есть ещё одна проблема: нет никакой гарантии, что при знакомстве с «проверенным» произведением искусства человек вынесет нравственные уроки, лучше узнает самого себя и других людей. Многие читатели, слушатели и зрители воспринимают поход в библиотеку, музей или кинотеатр как развлечение, безобидный способ «убить» время. В таком случае человек, может, и запомнит имена главных героев и самые важные повороты сюжета — но и только. А ведь неправильное отношение к искусству — явление не менее опасное, чем жестокие научные эксперименты. Разница лишь в том, что оружие и химикаты уничтожают людей физически, а потребительское мышление — духовно.

Итак, направление «Искусство и человек» не такое уж простое — и чтобы написать хорошее сочинение, недостаточно рассказать о любимой книге или картине, песне или театральной постановке.

Направления и темы прошлых лет

Выпускники прошлых лет нередко рассуждали на тему искусства, и вот какие направления предлагались им для самостоятельной работы:

  • •«Год литературы» (2015);
  • •«Искусство и ремесло» (2018);
  • •«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (2021).

Также, хотя и с меньшей вероятностью, на декабрьском сочинении-2022 могут появиться темы направлений, приуроченных к торжественным датам:

  • •«„Недаром помнит вся Россия…“ (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова)» (2014);
  • •« „Война и мир“ — к 150-летию великой книги» (2019).

Поэтому будет не лишним освежить в памяти основные произведения М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого — тем более, что они наверняка пригодятся в качестве литературных аргументов.

Более общие вопросы в рамках данного направления будут звучать примерно так:

  • •«Почему нужно учиться понимать искусство?»
  • •«Встреча с искусством: не развлечение, а труд души».
  • •«Произведение искусства — зеркало или окно в мир?»
  • •«Какова роль искусства в жизни общества?»
  • •«Нужно ли классическое искусство современному человеку?»
  • •«Какое произведение искусства можно назвать великим?»
  • •«Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?»
  • •«Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?»
  • •«В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?»

Что такое настоящее искусство

Вряд ли хоть один человек может однозначно ответить, как отличить подлинное произведение искусства от «пустышки» в красивой обёртке. Внешние признаки здесь не играют никакой роли: история знает примеры шедевров, сделанных буквально «на коленке» и долгие годы не удостаивавшихся внимания общества, — и популярнейших книг, фильмов и сериалов, которые поразили нас качеством отделки, но так и не научили чему-то поистине важному.

Пожалуй, каждый школьник знает Винсента Ван Гога — художника-постимпрессиониста, создавшего незабываемые полотна «Звёздная ночь» и «Подсолнухи» (тетради и блокноты с такими обложками найдутся в любом книжном магазине).

Винсент Ван Гог «Звёздная ночь». Фото: Wikipedia.org

Однако, к большому сожалению, Ван Гог стал всемирно известным только после смерти: современники не понимали его новаторской живописи. Чтобы его полотна всё-таки «дошли» до широкой публики, потребовался многолетний труд, который взяли на себя младший брат живописца — Тео, а впоследствии — супруга Тео, Джоанна. Но разве хоть кто-то из ныне живущих станет спорить, что живопись Ван Гога — явление уникальное? Глядя на его картины, мы видим окружающий мир во всех его красках и раскаиваемся в том, что позволили себе «утонуть» в будничной серости; забыть, что красота совсем рядом, — стоит только выглянуть в окно и добавить щепотку воображения.

С другой стороны, ежегодно выходят фильмы и сериалы, над созданием которых потрудились лучшие мастера своего дела: сценаристы и режиссёры, актёры и музыканты, каскадёры и художники по гриму. И, конечно, на такие произведения выделяются заоблачные бюджеты — лишь бы побольше красок, шума и спецэффектов. Но вспомнят ли зрители через год-другой, на что они потратили время?

Например, в 2022 году закончился выпуск знаменитого сериала «Ходячие мертвецы» — о компании героев, пытающихся выжить в разгар зомби-апокалипсиса. Как ни парадоксально, книги и фильмы такого рода не лишены художественной ценности: они показывают, как люди ведут себя в экстремальных обстоятельствах. (Кстати, те же «Ходячие мертвецы» продемонстрировали, что во время эпидемии заражённые часто скрывают свои болезни от окружающих, — и это нередко происходило во время реальной пандемии коронавируса.) Но стоило ли «растягивать» сериал на 11 сезонов, лишь бы развлечь зрителя всё новыми сюжетными линями, романтическими сценами и трюками?

Итак, общество не всегда способно оценить по достоинству то, что создаёт истинный гений. В свою очередь, талантливый человек должен бороться не только с гневом или равнодушием критиков, но и с самим собой. Иногда ради того, чтобы остаться верным своему призванию, приходится отказаться от лёгких денег, положения в обществе, престижной премии. Об этом идёт речь в следующих произведениях:

  • •повесть Н. В. Гоголя «Портрет», где центральный персонаж — талантливый, но бедный художник Андрей Петрович Чартков — решает променять свой талант на богатство и славу;
  • •рассказ А. П. Чехова «Ионыч», где мама главной героини, Вера Иосифовна, ради развлечения публики пишет романы «о том, чего никогда не бывает в жизни» — например, «как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника»;
  • •роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где выдающийся писатель не выдерживает нападки критики и решает уничтожить своё произведение.

Воспитать себя

Итак, отличить непризнанного гения от ловкого торговца вниманием порой нелегко, — и всё-таки вырабатывать в себе самом художественный вкус можно и нужно. Если говорить о литературе, то в первую очередь необходим «багаж» прочитанных классических произведений, причём мало узнать сюжет: желательно понять, какие философские и психологические проблемы волновали того или иного автора. Такие вопросы затрагиваются не только в «серьёзных» повестях и романах, но и в русских народных сказках, а также в стихотворениях для детей. Например, в стихотворении С. В. Михалкова «А что у вас?» дети спорят, чья мама занимается более важной работой, а затем следует вывод маленькой Нины: «Мамы разные нужны, / Мамы разные важны». Казалось бы, прописная истина, — но именно такие произведения, будучи прочитанными в детстве, учат нас уважительно относиться к другим.

Становясь старше, мы задаём себе всё более сложные вопросы — и сталкиваемся с тем, что на некоторые из них нет однозначного ответа. Например, в рассказе А. П. Чехова «О любви» главный герой испытывает чувства к замужней женщине Анне Алексеевне, которая явно выбрала в качестве спутника жизни совершенно чуждого ей по духу человека. Но существует ли единственно верный выход из такой ситуации? С одной стороны, в том, чтобы жить с нелюбимым супругом, нет ничего хорошего (яркий пример этому — госпожа Ларина, мама Татьяны и Ольги из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). С другой стороны, если бы Анна Алексеевна решила уйти от мужа, всё могло бы закончиться трагично, как в рассказе И. А. Бунина «Кавказ»…

Задаваясь подобными вопросами, мы порой жалеем о том, что прикоснулись к миру искусства. И вправду, познание несёт не только радость, но и тяжёлые раздумья. И всё-таки сложные задачи никуда не денутся, если просто закрыть на них глаза, — и знаменитые писатели, поэты, художники и музыканты знают об этом лучше, чем кто-либо ещё.

Полезные материалы по теме:

  • Как искусство влияет на человека сочинение декабрьское
  • Как искусство влияет на человека сочинение аргументы из литературы
  • Как искусство влияет на человека итоговое сочинение аргументы
  • Как искусство влияет на человека гранатовый браслет сочинение
  • Как искусство влияет на развитие личности сочинение