Как изображены в рассказе красные казаки шибалково семя

Отзыв на рассказ Шибалково семя Мои размышления (Шолохов М. А.)

В рассказе М. Шолохова “Шибалково семя” все красные казаки изображены как единое целое. Мужчины являются ярыми сторонниками советской власти. Они достаточно жестоки, ведь образ жизни у всех один – война, погоня, битва.

Казаки в большинстве своем пренебрежительно относятся к женщинам.

Яков Шибалок – такой же сторонник власти, как и все, и так же держится за свою сотню.

Но этот казак более сердечен, чем его соратники, он обладает острым чувством справедливости и способен сопереживать.

Повествование ведется в сказовой форме. Часто используются диалоги, передающие прямую речь действующих лиц. Благодаря этому читатель ощущает себя на месте событий.

Сам Шибалок необразован, да и язык казаков очень своеобразен, поэтому в произведении множество просторечных слов (“отсель, “порепалась”, “нехай”). Однако рассказ героя наполнен яркими образами, рождающими цельную картину: “степь голая кругом, как плешина”, “лавой идут”. В речи Якова Шибалка частотны уменьшительно-ласкательные слова (“горюшко”, “сынишка”, “с маменькой”).

Таким образом, через язык повествования читатель видит характер героя. Казак-рассказчик – человек, наделенный добрым сердцем. Но чувство справедливости иногда приводит героя к внутренней раздвоенности: ему приходится расставлять приоритеты между своими эмоциями и нравственными устоями сотни.

В итоге Яков Шибалок действует в интересах казачества: убивает предательницу, оставляет ребенка в детском доме, ведь с малышом неудобно вести кочевой образ жизни. Однако на самом деле большую роль играют собственные убеждения: герой хочет обезопасить своего сына, а позже вернуться за ним. Дарья же казнена, так как внутреннее “я” Шибалка не позволяет прощать предательство.

Именно в эпизоде расправы с женщиной раскрывается двойственность отношения казака к насилию. Душа героя милосердна и человеколюбива. Казнь оказывает на казака сильнейшее влияние: “в руках дрожание, ноги подгибаются, и дите… из рук падает”.

С другой же стороны, по взглядам самого Шибалка и всей сотни, есть вещи, которых прощать нельзя, поэтому насилие как наказание или возмездие необходимо.

Loading…

Отзыв на рассказ Шибалково семя Мои размышления (Шолохов М. А.)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ произведения Шибалково семя

Анализ произведения Шибалково семя Шолохова

Произведение является составной частью прозаического сборника писателя, изданного под названием «Донские рассказы» и посвященного периоду гражданской войны в России начала XX века и установлению советской власти. 

Главным героем рассказа изображается Яков Шибалок, представленный писателем в образе красноармейца, необразованного донского казака, от лица которого ведется повествование в произведении, выраженное в виде монолога-откровения. 

Сюжетная линия рассказа излагает историю, произошедшую с Яковым, повстречавшимся в отряде красноармейцев с женщиной по имени Дарья, спасенной от верной гибели казаками. Между молодыми людьми завязываются романтические отношения, в результате которых рождается малыш. Однако Дарья оказывается провокатором и шпионом, предавшая своих спасителей посредством сообщения бандитам расположения красного отряда.

Шибалок, несмотря на свойственную ему доброту, человечность, сердечность, справедливость, казнит мать своего ребенка, не прощая совершенного ей поступка, а малыша приносит в дом малютки, поскольку воспитанием ребенка не может заниматься в полевых, военных условиях.

Мужчина выражает надежду о надлежащем уходе за младенцем, который впоследствии продолжит начатое отцом дело по освобождению своего народа и становлению новой власти. 

Отличительной особенностью рассказа является применение писателем особой речевой формы, заключающейся в использовании частых прямых диалогов, позволяющих ощутить происходящие события и передающих народность речевому тексту. Кроме того, в рассказе присутствуют многочисленные просторечные народные слова и выражения, характеризующиеся уменьшительно-ласкательной формой.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в совершении человеком нравственного выбора, выраженного в чувстве долга, неравнодушии и справедливости. Шибалок, являясь чутким, душевным, милосердным человеком, принимает нелегкое для себя решение, которое заканчивается убийством любимой некогда женщины, но, несмотря на сильные переживания, боль, тоску, Шибалок проявляет силу воли и принципиальность, не прощая смерть товарищей, произошедшей из-за предательства возлюбленной.

В образе обыкновенного неграмотного казака писатель представляет глубокого, чувственного человека, способного на настоящие положительные поступки.

Вариант 2

Шолохов достаточно много произведений посвятил теме гражданской войны. Яков является центральным персонажем в данном произведении, он сражается за Красную армию. Когда к людям пришла страшная война, он не стоял в стороне, но у Яков есть маленький сын. Не найдя другого выхода, маленького сына пришлось отдать в детский дом, но Яков сказал заведующей, что мальчика отдавать никому нельзя. Но, к сожалению отца, ребенка, не хотят забирать в детский дом, так как мест нет. Яков не сдается и пытается уговорить взять сынишку. Забрать сына с собой нельзя, ведь должных условий для жизни нет и для взрослого, что уж говорить о ребенке. Яков был хорошим отцом и всегда пытался заботится о сыне.

С матерью ребенка Яков познакомился около двух лет назад. Когда она была обнаружена в поле, то была обездвижена. Яков сразу подскочил к женщине и быстро дал напиться воды. Перед этой встречей женщина натерпелась много бед, вначале плен, издевательства, а потом изгнание. Она была выброшена и просто медленно умирала.

Посоветовавшись с боевыми товарищами, Яков забрал женщину, не бросил умирать. Вскоре женщина окрепла, силы вернулись, и она стала полезной. Большинство были негативного мнения о нахождении женщины в отряде, и пытались сделать так, чтоб она ушла. Яков так же много раз просил об этом, ведь с ними небезопасно. Женщина чертовски боялась уходить, ей было страшно за себя, ведь ее снова могли найти, взять в плен или сразу убить.

Дарья могла управлять лошадьми, например, когда кучер был убит, женщина с легкостью его заменила. Но, до этого никакого опыта с лошадьми женщина не имела. Вскоре люди заметили, что Дарья беременна. Однажды случилось так, что у бойцов закончились боеприпасы. Новые должны были подвезти, но не в данный момент. Естественно эта информация была секретная, но враги откуда-то узнали об этом. Молниеносно враги воспользовались такой возможностью и напали на казаков. Той ночью погибло очень много людей, и многим ничего не оставалась, как бежать. 

Дарья очень плохо себя чувствовала, ведь всю ночь была в пути. Женщина пошла в лес, она чувствовала, что сейчас начнет рожать. Яков увидел это и естественно идет на помощь женщине. В момент родов женщина призналась Якову, что она их предала, она сдала их врагам.  Яков не выдержал и ударил Дарью по лицу сапогом.

Вскоре об этом инциденте узнали и товарищи Якова. Они настояли на том, чтоб мужчина убил женщину и ребенка. Это трудно и Яков не может убить своего сына, а женщину он застрелил из ружья. А ребенка так никто и не тронул, решили оставить его в живых, он ни в чем не виноват. А далее Яков пытается сделать для ребенка все, что возможно, растит его, причем в ужасных условиях, но других нет. Конечно, не все солдаты приветствовали нахождение ребенка в отряде, но другого выхода не было.

Этот душещипательный рассказ очень поразил заведующую детского дома, и она все-таки согласилась принять мальчика. Женщина согласилась дать мальчику шанс вырасти в нормальных условиях. А Яков со спокойной душой снова пошел на войну.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Шибалково семя

Анализ произведения Шибалково семя

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Копытцевой Летний день. Цветет сирень 8 класс

    Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.

  • Анализ повести Невский проспект Гоголя (смысл, суть и идея произведения)

    В Невском проспекте гоголь разбирает истории двух горожан, которые ухлестывают на центральной улице города за дамами. Речь идет о поручике и художнике, таким образом, повесть состоит из двух частей

  • Сочинение Семья, общество, Отечество в жизни человека

    Семья, общество, Отечество… Насколько широки эти понятия! Безусловно, они важны каждому человеку. Мы все определяем их по-разному. Для кого-то семья — это мама, папа, брат

  • Сочинение Моя любимая песня

    В настоящее время существует огромное количество музыкальных жанров, которые, в свою очередь, дробятся на более узкие поджанры. В более юные годы я был скорее меломаном

  • Сочинение Поручик в рассказе Солнечный удар Бунина

    Бунин поведал историю, почти лишенную сюжета. Встречаются на палубе речного парохода мужчина и женщина, между ними завязывается мимолетный роман

Рассказ «Шибалково семя» (1925), как и другие рассказы донского цикла, посвящен теме гражданской войны на Дону. Однако история любви Якова Шибалка иллюстрирует другую, по сравнению, например, с рассказом «Родинка», идею: даже в условиях братоубийственной войны человек может и должен сохранить в душе главные человеческие качества: любовь, доброту, чувство справедливости, сострадание к слабым. Поэтому трагический по сути рассказ после прочтения вызывает в душе читателя светлое чувство.

Сюжет рассказа — короткая и трагическая история любви Якова Шибалка, пулемётчика сотни особого назначения, боевая задача которой — уничтожать казачьи банды на всей территории Войска Донского. Завязка действия происходит тогда, когда казаки сотни подбирают на дороге растерзанную Дарью, кульминацией является сцена исповеди Дарьи и рождение ребёнка, развязкой становится убийство Дарьи, которое совершает Шибалок, всей душой любящий эту смелую и решительную женщину.

Шолохов выбрал для своего произведения форму сказа: весь рассказ от первого до последнего слова — это монолог главного героя — Шибалка, обращённый к заведующей детским приютом. Шибалок просит её принять на воспитание своего годовалого сына и рассказывает историю своей любви и рождения ребёнка. Далее следует сцена прощания главного героя с сыном, так как заведующая согласилась оставить малыша в приюте, понимая видимо, что скитания в тачанке по военным дорогам могут кончиться для ребёнка очень плохо. Таким образом, композиционно произведение построено как рассказ в рассказе: слова, обращённые к заведующей, как бы обрамляют историю любви — смысловой центр произведения.

Яков Шибалок немногословен, как и положено казаку. Излагая свою историю, он говорит только самое главное, опуская детали и подробности. Из рассказа понятно, что он человек добрый и доверчивый: ведь это он «поимел жалость» к Дарье, так как поверил в её выдумку (бандиты «снасильничали» и бросили), он первый предложил товарищам зачислить пострадавшую от банды женщину в сотню. Шибалок общался с Дарьей в течение года, пока она находилась при сотне, но из деликатности не выспрашивал о её прошлом. Дарья до конца рассказа остаётся загадочной личностью, читатель так и не узнает её историю.

Бойкая казачка и без этого полюбилась Шибалку, и он, ради её блага, посоветовал ей вернуться домой, потому что жизнь при сотне очень беспокойная: в любом бою могут убить. Когда же она заменила убитого кучера на тачанке Шибалка, он в душе гордился её замечательным умением обращаться с лошадьми. Этот внешне наивный человек оказывается наблюдательным и чутким, так как вовремя замечает странное поведение Дарьи и догадывается, что её роды приближаются. О душевной отзывчивости героя свидетельствует не только его сочувствие к подобранной на дороге растерзанной женщине, но и его признание: после того, как бандиты в неравном бою изрубили половину согни, его «ущемила тоска—житья нет». Значит, бойцы сотни были для него близкими людьми, и он искренне переживал их гибель из-за чьего-то предательства.

Шибалок — герой в высоком смысле слова. Героизм его характера основан на том, что он сохранил в душе доброту, доверчивость, бесхитростность в условиях ожесточённой гражданской войны, когда вокруг царят ненависть, предательство, смерть. В том, что герой противостоит всеобщему озлоблению, искренне любит и жалеет людей, Шолохов видит красоту и силу характера простого пулемётчика. Предательство Дарьи стало для Шибалка неожиданным потрясением.

Одновременно Шибалок — наивный герой-простак. Форма сказа (неправильная, но очень красочная речь) подчёркивает комизм героя, его внешнюю чудаковатость. Пулемётчик Шибалок — человек малограмотный, на что указывают: наивная логика его рассуждений («Образованная ты женщина, очки носишь…»), неправильные формы слои в его рассказе (она «пострадавши от банды», «высший степень», «не имен, патрон», «без опасениев» и т.д.), диалектизмы (шлях дорога, нехай пускай, жалковать — любить, заковырина — задача, шуметь, кричать и т.д.). Он недостаточно разбирается в людях, по зато крепко привязывается к ним: умеет любить (Дарью, сына) и дружить (с товарищами по сотне), его чувства глубоки и серьёзны. А в его простоте есть неосознанная проницательность. Шибалок, как будто случайно, сравнивает в своём рассказе Дарью с волчицей — злобным, хитрым и осторожным зверем, но это сравнение применительно к коварной героине оказывается очень метким.

Узнав о предательстве Дарьи (она признаётся, что была любовницей и шпионкой атамана Игнатьева), Шибалок оказался в безвыходном положении, потому что для него один выход из сложившейся ситуации был страшнее другого. Простить смерть товарищей, с которыми он сроднился в боях, но тогда он должен предать память о них. Или отомстить за их смерть по законам войны, но тогда он должен убить любимую женщину. Правда, любимая женщина честно призналась: «Помираю, а то в дальнеющем я бы всю сотню перевела…». Простой казак поставлен перед нравственным выбором, который так любили изображать античные авторы, а потом и европейские классицисты: что предпочесть — долг или чувство? Простодушный Шибалок делает тот же выбор, что и доблестные литературные цари и герои: предпочитает долг и суровую справедливость. Выполнение страшного приговора далось ему нелегко, ведь в своём рассказе он даже не смог произнести «я убил» или «я выстрелил», так и оставил фразу неоконченной: «Отступил я на два шага, винтовку снял, а она ноги мне обхватила и сапоги целует…». Свои переживания он описывает сбивчиво, незаконченными фразами: «После этого иду обратно, не оглядываюсь, в руках дрожание, ноги подгибаются, и дитё, склизкое, голое, из рук падает…. Дён через пять тем местом назад ехали. В лощине над лесом воронья туча…».

Шибалок своими руками убил любимую женщину, оказавшуюся шпионкой, но в тяжелейших военных условиях сберёг ребёнка, хотя бойцы сотни не раз советовали ему: «За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?». Нравственный закон не позволяет ему убить ребёнка вслед за матерью-предательницей, и на коленях просит он сотню о милосердии: «Моё это семя, и пущай живым оно остаётся. У вас жёны и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается…». Целый год заботится Шибалок о сыне: выкармливает кобыльим молоком, шьёт нехитрую одежду, возит в своей тачанке среди боёв и погонь. В данном случае долг (борьба против врагов советской власти) и чувство (любовь к сыну) спокойно уживаются в душе героя. Но вот ребёнок подрос, уследить за ним трудно, и перед отцом опять встаёт дилемма: уйти из сотни и воспитывать сына или отдать его в детский приюти продолжать воевать с бандитами. Шибалок опять выбирает долг, ещё раз проявляя свой характер настоящего, классического героя. В конце рассказа он обещает навестить сыночка после разгрома очередной (теперь фоминовской) банды. Но уцелеет ли Шибалок на этот раз? Не останется ли ребёнок круглым сиротой? Писатель оставляет финал рассказа открытым.

Подводя итог, следует повторить, что Шолохов испытывает Якова Шибалка в предельно трагических обстоятельствах. Женщина, которую бойцы сотни особого назначения подобрали на дороге, с которой целый год делили хлеб и вместе воевали против бандитов, которая родила Шибалку сына, была шпионкой, из-за неё полегла половина безоружной сотни. Высокое чувство справедливости заставляет героя убить предательницу. При этом в Шибалке нет злобы против Дарьи, а есть растерянность и возмущение коварством и чёрной неблагодарностью этой женщины. Правда, герой объясняет свой поступок идейными соображениями: «…тебя, Дарья, должен я убить за то, что ты есть контра нашей советской власти». Однако в сцене убийства политические мотивы Шибалок вспоминает в последний момент, а боль за погибших из-за предательства Дарьи «братов-товарищев» мучает его, не утихая. Да и сама Дарья признаёт, что заслужила смерть, но просит отсрочить расстрел на некоторое время ради младенца: он умрёт без материнского молока.

То же самое чувство справедливости заставляет Шибалка самозабвенно бороться за жизнь ребёнка. Молодой Шолохов, как кажется, вполне разделяет жизненные убеждения своего героя, иными словами, Шибалок является для автора положительным персонажем. Во внешне простоватом пулемётчике писатель разглядел сложный духовный мир: сердечную чуткость, душевную доброту, веру в справедливость, милосердие к слабым и принципиальность, которая отвергает доброту за чужой счёт (простить Дарье предательство и смерть товарищей только потому, что он лично никак не пострадал в последнем бою, Шибалок не может).

Как отмечалось выше, рассказ «Шибалково семя» состоит исключительно из прямой речи героя, поэтому здесь авторская позиция может быть выражена только косвенно. Особенно ясно она проявляется в финале произведения. Писатель мог бы закончить рассказ тем, что заведующая детским приютом согласилась взять малыша-Шибалково семя на воспитание, но Шолохов добавил маленькую сцену-эпилог. Если свою историю Шибалок излагает сдержанно, про свои чувства к Дарье предпочитает говорить коротко или нарочито грубо («Начали мы с ней путаться»), как бы стесняясь этой темы, то в сцене прощания с сыном он не скрывает своей любви и нежности. Так писатель ещё раз подчёркивает мягкость и доброту героя, который год назад, мстя за товарищей, убил мать своего сына.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Шолохов
  4. Анализ рассказа Шибалково семя

Анализ рассказа Шолохова Шибалково семя

Это произведение о гражданской войне, которая так сильно меняла людей. И во всём этом – трагедия маленького человека.

С самого начала рассказа мы уже знаем, что Яков отдаёт своего маленького сына в детский дом. (А дальше рассказывает эту историю.) Убеждает его забрать, хотя, вероятно, желает малышу добра. В отряде, где служит отец, на войне, понятно, ребенку тяжело было бы. Но всё-таки, относится отец к своему сыну, как к ростку – пусть живёт. И всё же нет особенно сильной привязанности.

С другой стороны, это тоже можно понять. На ребенка перекладывают вину его матери Дарьи. Она обманула всех… Сама оказалась шпионкой. Она притворилась жертвой, сделала так, что её нашли на поле боя, пожалели. Ясно, что над парой товарищи посмеивались, но не со злостью. Только редкие бойцы злились, так как женщина на войне в отряде – к беде. Но так и получилось! «Внедрилась» она, чтобы навредить! Подозрительным мне показалось уже то, как она отлично справлялась с конями – лучше кучера-мужчины. Не простая это женщина была! Собственно, ей даже удалось сделать так, что сослуживцы главного героя погибли ни за что.

С ещё одной стороны, предательница сама призналась во время родов отцу её ребенка, который хотел ей помочь, что она совершила преступление. Конечно, когда Шибалок и другие узнали правду, женщину решено было казнить. Но она сказала, что раскаивается, что искренне привязалась к Яшке. Предательница хотела бы вырастить ребенка, предав уже ту первую банду. Но веры ей у сурового воина не было.

Но зато он у своих товарищей вымолил жизнь ребенку – собственному сыну. А они ведь и «отродье» хотели бы убить! И сам Яков исполнил казнь над сожительницей. В принципе, Дарья до этого уже готовилась умереть – ушла в лес, не хотела никакой помощи, но тут всё так хорошо, появилась надежда, хотя и призрачная, на счастливую жизнь. Но понятно, совесть женщине не давала покоя по поводу убитых бойцов, она ведь сама созналась! 

Жестокие времена, столько предательств. Надеюсь, что этот мальчик выжил в детском доме, куда его просто не могли не взять. Пусть радуется, что его сгоряча не убили, ведь он ни в чём не виноват! В первую очередь хочется всех осудить, но вроде пытаешься понять, что такое время было, что люди, как звери, боролись за жизнь.

Рассказ написан так, что будто слышишь простых людей – особенно в диалогах (с их словечками и логикой). Очень хорошо складывается картина!

2 вариант

Шолохов большое количество своих произведений написал про Гражданскую войну.

Главным героем является Яков, который воюет на стороне Красной армии. С наступлением войны ему пришлось пойти на войну, но у него на руках остался маленький сын. И ему ничего не остается как отдать его на время в детский дом. Там он договаривается с заведующей, чтобы она никому его не отдала. Вот только женщина отказывается его принимать, а все, потому что нет свободных мест. Но и Яков не сдается, он все равно пытается разными способами переубедить заведующую принять ребенка, ведь если он возьмет его с собой, то там нет никаких условий для проживания ребенка, да и заботиться о нем он не сможет. Он итак много времени провел с ним и Яков старался быть для него хорошим отцом.

Оказывается, они встретили мать ребенка два года назад. Она лежала посреди поля и не двигалась. Когда Яков увидел ее, то в первую очередь дал воды. Женщина пережила страшные события, сначала ее схватили в плен, где очень долго издевались, а потом бросили умирать прямо здесь.

С разрешения всей роты Яков взял к себе женщину. Спустя некоторое время она поправилась и стала во всем им помогать. Многие были не рады такому пополнению и пытались разными способами уговорить его выгнать из отряда женщину. Да и сам главный герой много раз уговаривал ее уйти, ведь здесь опасно. Но женщина боялась возвращаться домой, а вдруг они опять ей встретятся и уже на этот раз, точно ее убьют и поэтому со слезами на глазах начала просить их разрешения остаться.

Когда у них убили кучера, женщина попросила заменить его и, хотя ни разу раньше не управляла лошадьми, но здесь у нее все очень даже хорошо получилось. Немного погодя стало понятно, что Дарья беременна.

Однажды у них кончились боеприпасы, а новые еще не успели подвезти. Но об этом никому нельзя было говорить. Вот только враги узнали об этом и решили, что это их шанс, а другого у них может и не быть. Они ночью напали на красных казаков, многих убили, а всем остальным пришлось бежать, куда глаза глядят.

Женщине стало очень плохо, ведь она всю ночь скакала на лошади. И для того чтобы никто ее не видел пошла в лес. Яков пошел за ней и увидел, что женщина рожает. А поскольку одной ей не справиться, но решил помочь. Тогда Дарья и рассказывает Якову о том, что именно она и доложила врагам о том, что у них нет патронов. И тогда мужчина ударил ее сапогом по лицу.

Когда обо всем узнали другие солдаты, то приказывают Якову убить не только женщину, но и ребенка. Но Яков не может убить своего сына. Вскоре солдатам стало жалко маленького и невинного ребенка, и они согласились на то, чтобы убить только Дарью. Яков убивает при помощи ружья женщину. А ребенку дарит всю свою любовь и нежность. И пытается сделать все для того чтобы не смотря ни на что он выжил. Конечно, условий для ребенка не было, но ему удалось вырастить ребенка и даже уделять немного времени ему. Многие солдаты не были рады, что в их отряде находится ребенок, но ничего с этим сделать не могли.

Когда он закончил свой рассказ, заведующая соглашается принять ребенка и воспитывать в любви и уважении. А Яков вернулся в свой отряд и опять отправился на войну.

Анализ рассказа Шибалково семя

Анализ рассказа Шибалково семя

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Характеристика Бедной Лизы с цитатами

    Чтобы понять общую картину произведения «Бедной Лизы», важно правильно охарактеризовать главного героя произведения – Лизу. Чистая, невинная душа – такой старался показать Н.М. Карамзин Лизу, девушку, любовь которой привела к трагедии.

  • Сочинение на тему Бабушка по утрам заставляет меня есть кашу

    Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне

  • Сочинение Любовь в жизни Обломова

    Обломов не является полностью бесчувственным человеком, он обитает в собственном «коконе» покоя и уюта, но он способен проникнуться симпатией к женщине.

  • Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

    За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл.

  • Герои повести Капитанская дочка и их прототипы

    Александр Сергеевич Пушкин писал свои гениальные произведения не только в поэтическом стиле, но и в прозе. Одной из таких работ стал роман «Капитанская дочка», в идею которого легло реальное историческое событие.

  1. Старый мир в рассказе «Алешкино сердце» — воплощение безнравственности. Любое его проявление – это почти зверское преступление.

  2. Утрата самых близких, родственных отношений в рассказе «Червоточина».

  3. Тема страшного выбора (убить собственных детей, чтобы спасти от голода остальных), стоящая перед человеком на гражданской войне (рассказ «Семейный человек»).

  4. Расправа «богатеев» с пастухом Григорием, написавшим в «Красную правду» ( рассказ «Пастух»).

  5. Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной трагедии (рассказ «Родинка»).

Коллективная работа по проблеме: какова степень внутренней «сохранности» человека, который воспринимается Шолоховым в качестве положительного героя? Назовите этих героев.

Формулирование и запись в тетрадях общего вывода: автор показывает, насколько трагична судьба человека, оказавшегося между молотом и наковальней двух враждебных, непримиримых сил.

Рассказ «Родинка»

Пересказ сюжета.

— В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?

Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.

— О чём говорит портрет героя?

«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.

-О чём вспоминает Николка накануне боя?Каково его психологическое состояние?

Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.

Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.

— Что мы знаем об атамане? (плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).

— Как раскрывается душевное состояние Атамана?

«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души , одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».

— Что общего между жизнями Николки и Атамана?

Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.

Каков центральный конфликт рассказа?

Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.

— Когда этот конфликт достигает кульминации?

Отец убивает сын.

Слайд 8. Чтение эпизода.

— Как осознаётся Атаманом убийство Николки?

Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.

— В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику словародинка.

Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.

— Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?

Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.

Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.

  1. Анализ рассказа «Шибалково семя»

— Как изображены в рассказе красные казаки?

Утрата осознания ценности человеческой жизни, чувства сострадания, любви к ближнему в изображении красных явственно проступает в этом рассказе. («За хвост её, курву, да под ветер спиной», — говорит сотенный о прибившейся к отряду казачке Дарье. «За ноги её да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?» — говорят казаки о едва родившемся ребёнке.

— Что можно сказать о Якове Шибалке?

Как и многие казаки, он оказывается в эпицентре классовой борьбы, считая главным и ответственным делом истребление банды Игнатьева. Он так же привык к близости смерти: «Людей доводилось убивать – не робел…» Так же безжалостен к врагам, подвержен мести: «Убью я её не из страха, а по совести…». Однако Шолохову важно, что именно он правит коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станишников» дозволить ей остаться на его тачанке.

Писатель даёт читателю взглянуть на происходящее глазами самого Шибалка (повествование от 1 лица). И мы видим, как за жестокостью, порождённою войной, проступают чувства жалости и сострадания: «А мне жалко пострелёнка до крайности».

Слайд 9.

— Как ведёт себя Шибалок, узнав о предательстве Дарьи?

«…не мог я стерпеть – вдарил ей сапогом и рот ей раскровянил». В процессе классовой бойни извращаются все человеческие чувства, наступает деградация любви и всего святого.

Слайд 10.

— В чём причины внутренней раздвоенности героя?

Он должен убить женщину, которую полюбил, мать его ребёнка.

— Какой выбор делает герой?

Убить Дарью и спасти ребёнка. И это сознательный выбор.

— Чем он руководствуется Шибалко, делая свой выбор?

Он пытается объяснить это классовыми причинами: Дарья – враг, малец – сын красного пулемётчика («Он у нас трошки из большевиков…»).

— Каково авторское объяснение?

Шолохов видит причины в другом: в общечеловеческих ценностях. Гражданская война не смогла убить в душе Шибалка тягу к человеческому родству («У вас жёны и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается…») Сам того не осознавая, герой испытывает сострадание и к матери своего ребёнка, ставшей для него врагом. Подтверждение тому тот факт, что привыкший убивать Шибалок, подробно рассказывая свою историю, не воспроизводит сам эпизод расстрела Дарьи. Видимо, не в силах заново пережить свой поступок. Он обрывает фразу. У Шолохова это показано многоточием. Однако подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения ему не под силу.

  1. Анализ рассказа «Чужая кровь»

— Зачем в экспозиции рассказа так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт?

  • Конь

  • Седло и уздечка дедовская с серебряным набором

  • Напутствие сыну служить, как отец, и «тихий Дон не срами»

  • «…должон и ты! (как деды и прадеды)

  • Как положено, сын берёт горсть родной земли.

Всё это подчёркивает нерушимость традиций в казачестве, вековой уклад жизни. Но пришла беда. Красные вторглись в быт казаков, жизнь дедову вывернули наизнанку.

— Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

Лелеял ненависть к врагу и всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь лампасы и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись. Так де Гаврила вынашивал горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».

Слайд 11

— Чем живут старики?

Нет надежды на тихую, спокойную старость. Всё разрушается и гниёт.

Тоска смертная сушит душу.

Слайд 12.

— Что происходит в кульминации рассказа?

— Что становится смыслом жизни деда Гаврилы?

Гаврила ухаживает за красноармейцем, не отходя со старухой от него ни днём ни ночью.

«С каждым днём с ужасом чувствовал Гаврила, что кровно привязывается к новому Петру…» «От слова отец потеплело у Гаврилы в груди».«Говорили между собою мало, но отношения увязались простые и любовные». «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного…»

Так автор показывает христианскую основу душевного движения Гаврилы: ненависть – жалость – любовь к поверженному врагу. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом. Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви.

Слайд 13.

— Так какова же концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова?

Гражданская война изображена без прикрас, как классовая схватка. И классовая ненависть оказывается сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец убивает родного сына, родные братья становятся смертельными врагами.

Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа.

Слайд 14. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.

Чтец.

Как сейчас, отлично помню

(Этот вечер мне запал прямо в сердце!): повезло мне –

в руки Шолохов попал.

Взял я книжку-невеличку

И хоть вымок и продрог,

Но от первой же странички

Оторвать глаза не мог.

Весь квартал кругом облазив,

Выбрал я сухой подъезд

И все шесть «Донских рассказов»

Прочитал в один присест.

Вторгся в душу мне зелёный

Аромат донских степей,

Покорили волны Дона –

Хоть бери в ладонь и пей!

Верьте мне или не верьте,

С той поры на вечный срок

В душу врос до самой смерти

Добрый шолоховский слог.

Как забудешь ту страницу,

Где вдруг встали пред тобой

Эти судьбы, эти лица

Над рекою голубой.

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когда печатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазоревая степь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая степь» и «Чужая кровь».

Первый его рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своего рода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались.

В своих рассказах Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время и мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений, это драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все рассказы объединяет общая тема – революция, а также и место действия одинаково для всех – происшествия отыгрываются на просторах Дона.

Тематика рассказов и их герои

«Главная и почти единственная тема произведений Шолохова состоит в описаний жизни донских казаков. В русской литературе и до Михаила Шолохова были писатели, которые в своих произведениях описывали жизнь, обычаи и подвиги казаков. О казаках русских и украинских писали такие писатели такие писатели, как Гоголь и Толстой, но без преувеличения можно сказать, что Шолохов первым в русской литературе открыл полную и всестороннюю картину казачьего быта. Он смог это сделать благодаря тому, что не рассматривал казаков из вне, а из глубины их среды, так как вырос между ними и сроднился с ними.»

Страницы „Донских рассказов“ густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов — реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Но Шолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод, пытки представляет исключительно натуралистическим образом.

Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после, расстрелянного с согласия отца. Таков и Яков Алексеевич („Червоточина“) „старинной ковки человек: ширококостный, сутуловатый; борода как новый поясной веник. “Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.

Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве. Тут и бедный пастух Григорий, после, убитый врагами, вдохновлён чтением произведений Ленина („Пастух“).

Получается, с одной стороны борода окладистая, густая изображает коренного казака, противника советской власти, а с другой стороны, портреты комиссаров и молодых комсомольцев – наголо остриженная голова и выбритые щёки.

Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго — „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.

Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали «третий путь». Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.

Можно сказать, что герои рассказов Михаила Шолохова не знают за моральный кризис и драму совести. Они, каким-то способом, соединены с природой, и это даже на грани анормальности. Суровая и сырая натура противостоят цивилизованным и современным принципам. В рассказах Шолохова природная смерть настоящая редкость. В них доминирует убийство и насилие. Гуманность проявляется больше в отношении к животным, чем к людям, даже самым близким и родным.

Сюжеты рассказов

Первый сюжет который доминирует в «Донских рассказах» это классово-социальный конфликт, а большинство из них, это те, в которых сопоставлены богатые и бедные, поборники контрреволюции и революции. Этот конфликт виден в рассказах «Алёшкино сердце», «Пастух», «Лазоревая степь», «Нахалёнок», «Обида». Писатель ясно показывает, что надо сделать и какой путь пройти, чтобы из сироты – голого, босого, голодного созрела личность молодого коммуниста, строителя нового мира. Таковым является Григорий из рассказа « Пастух», Алёшка из рассказа «Алёшкино сердце» и прочие герои.

Другой мотив, который заступлен в рассказах, это конфликт внутри одной семьи. Кажется, это любимый сюжет молодого писателя, начиная с первого его рассказа « Родинка» — смертельное столкновение ближайших родственников. Идейные расхождения получают свой финал в кровавых сценах, а жизнь самых родных и близких становиться слишком дешёвой и теряется очень легко, попрут разменной монеты.

По своему основному характеру конфликты внутри одной семьи группируются на три основные темы:

— Конфликт между отцом и сыном, к таким рассказам относятся: « Родинка», «Бахчевник», «Семейный человек», «Червоточина» и другие.

— Конфликт между братьями и сёстрами в двух рассказах: «Ветер» и «Коловерть».

— Конфликт между любовниками: «Шиблаково семя», «Двомужняя», «Калоши», «Кривая стёжка».

Ещё несколько рассказов трудно сверстать в один из этих сюжетов, поэтому назовём их: «рассказы со смешенными сюжетами». Это рассказы: «О Колчаке, крапиве и прочем», « Жеребёнок», и «Чужая кровь».

Классово-социальные сюжеты

Молодой Шолохов даёт нам целый ряд рассказов, в которых приказана, в чистом виде, суровая классовая борьба. Контраст острый, переходного, так сказать, и нет: С одной стороны представители революции, характеры новых людей, политических вождей, с другой стороны стоят огорчённые и обиженные кулаки. Эта классовая борьба вовсе не пробудила, а только разгорячила опасные и глубокие инстинкты. И одну и другую сторону объединяет общий враг и касается он буквально всех, и уже чётко открывает и оголяет положение богатых и бедных. Речь идёт о стихийных силах природы: засухе, неурожае, голоде.

Один из наиболее сильных рассказов, который описывает страдания бедных и немилосердие к ним богатых это рассказ «Алёшкино сердце».

Бедный мальчик Алёшка в своём воображении видит голод в виде «большущего безглазого человека», который душит людей. Он представляет этот голод в самом суровом виде: «Обвисает живот, пухнут ноги, западают глаза, гноятся дёсны…» Мучительные страдания сваливаются на всю его семью. Сначала скончалась младшая сестра объевшись мяса жеребёнка. Потом злая богатая соседка убивает его старшую сестру из-за того что та у неё пила щи. Затем и мать Алёшкина скончалась, а сам Алёшка получил тяжёлые ранения од той же соседки за украденное молоко. Спас его заготовитель из Донпродкома, ухаживал за ним и стал поводырем подростка в новую жизнь. Между тем, нанял Алёшку в работники местный богатей и стал беспощадно изнурять его работой, пока тот услышал разговор хозяина о том, что готовятся они перерезать два взвода красных. Успел Алёшка предупредить своего спасителя и тот послал парнишку с гранатой в руке в хату хозяина, но увидев мать с ребёнком перед хатой он сам лёг на гранату, чтобы защитить их. Такие христианские реакции Алёши, идущего на самоотвержение ради других, настоящая редкость для «Донских рассказов» и это можем считать как особую категорию шолоховской тематики.

Рассказ, в котором также видна полная немощь и страдание бедных в результате стихийных бедствий это рассказ «Обида». Он начинается с суровым описанием жизни землероба: без хлеба, без надежды, сухая земля с трещинами, которую пятидесятилетний Степан всеми силами пытается вспахать, хотя засевать будет нечем. Но тут председатель хуторского совета пообещал, что дадут семенную ссуду. Набрал себе Степан свою долю зерна и, уже в неописуемой радости, доехал почти до родного хутора, вышел на перерез человек с наганом и заставил загрузить себе зерно. Сцена душераздирающая. Забрали то, во что была вложена последняя надежда! Единственное спасение для бедного старика и его большой семьи. Писатель подробно описывает мучительные страдания бедного Степана и силу его обиды. Он чувствует себя преступником, предателем, а сухая земля — это место его преступления. Но случается так, что судьба ведёт его в украинские сёла и там он, совсем случайно, узнаёт своего обидчика, своего мучителя и смертного врага. Он такой же бедняк, который совершил преступление из-за безысходности своего положения. Конечный итог, это месть Степана за обиду, за мёртвую землю. Но не только суровость проявляет Степан, а и сострадание к жертве, он, всё же, забирает трёхлетнего сына своей жертвы к себе домой.

В этом рассказе речь идёт о конфликте между представителями одного и того же социального сословия. Между двумя бедняками, и это просто природная борьба за выживание, борьба на жизнь и смерть.

Сюжеты конфликтов внутри одной семьи

шолохов рассказ конфликт сюжет

Классовое расслоение и ненависть, столкновение интересов и жажды мести, на которые толкнула социальная революция Шолохов описал самым трагическим способом: в расколе семьи в кровавых столкновениях тех, у которых противоположны определения. Новый мир рос не как идиллия, а в слезах и крови.

Тонко исследует Шолохов то, что более всего поразило его в революционную эпоху – это прогрессивная ненависть и неродственность в самой семье «Отчуждение постепенно переходило в маленькую сначала злобу, а злобу сменила ненависть» («Червоточина»). Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая возможность недоверия, недоразумения, приводит к убийственному концу.

Уже первый его рассказ «Родинка» намечает нам сюжет конфликта внутри одной семьи, между самыми близкими людьми. Отец атаман убивает неузнанного им сына Николку, восемнадцатилетнего командира эскадрона, который давно ушёл из отцовского дома. Весь этот эпизод описан глазами атамана и пережит его чувствами. Гнался за ним и чувствовал всё своё преимущество над «щенком белогубым», а когда догнал, зарубил шашкой. И только вслед за первым сапогом, который снял с его ноги, увидел родинку, которая говорила ему о том, что это его сын, что это может быть самое дорогое, что он имел в жизни. Конец этого рассказа не совсем типичный для рассказов Шолохова: отец убивает и себя, стреляет в рот, и этим способом показывает глубокое раскаяние за своё преступление. Кажется, что писатель хотел обличить этот новый, ужасный мир неродственности и отчуждения, который наступает, мир страшной слепоты, самоубийственной для русского народа, а как показалось после, и для человечества.

В рассказе «Семейный человек», немолодой паромщик Микшара, ради спасения своего большого полусиротского семейства убивает своих сыновей Ивана и Данилу. Оба, когда случилось восстание против новой власти, ушли к красным, а отца мобилизовали в казачье войско. Однажды казакам привели пленных и среди них – Данилушку. Дали Микшаре в руки штык и велели колоть «коммунов», а то его самого убьют. Вот и убил отец любимого сына. Но тут отцовским испытаниям не конец. Старший сын Иван перешёл на сторону к белым казакам, А Микшаре велели вести его в штаб. Микшара рассудил, что за ним будут следить вот убил и другого сына. В этом рассказе мы, вроде бы, видим мотив оправдания за страшное преступление. Отец убил двух сыновей, чтобы спасти остальных детей от голода и нищеты, он спасает собственную жизнь. Он совершает вынуждённое злодейство, из страха, за себя и остальных детей, но ни эти дети не прощают ему, даже если кажется, что он им спас жизнь. В этом рассказе ставится вопрос: есть ли оправдание за убийство родного сына? И за убийство вообще?

Весь процесс отчуждения между самыми близкими намечается в рассказе «Червоточина». Самый младший сын Степан пошёл против веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный хозяин, неожиданно столкнулся с порчей в собственной семье. Отец чувствует, что сын его стал ему чужим, традиции и обычаи отцовские не соблюдает. И у Степана уже нет любви к отцу ни жалости. Такая ненависть и разрыв в семье может привести только к трагическому финалу. Дальнейшие события постепенно увеличивали ненависть между отцом и сыном. Сперва честное признание сына в связи с размерами посевов, которые ставил приезжий статистик и, тем самым, разоблачение отца, желавшего сильно уменьшить их. Затем потеря быков Степаном, который водил их на покос. Страшный и звериный гнев охватил Якова Алексеевича, когда подумал, что тот их продал, без малейшего колебания, свирепо убивает младшего сына, втягивая в страшное преступление старшего. Писатель лишает возможности своего героя даже раскаяться в преступлении, когда узнаёт о том, что убил невинного человека, он на полуслове обрывает рассказ.

Рассказы со смешенными сюжетами

Это рассказы, которые полностью трудно отнести ни к первому, ни ко второму типу рассказов, их мало, в них писатель открывает свой гуманизм. Так, например центральное место рассказа «Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное животное. Среди сурового сражения, где люди друг другу беспощадно проливают кровь, никто не смог поднять руку на это беззащитное существо, вид у которого домашний, а на войне такое пробуждает тоску по миру. Солдат Трофим не только не убивает его, а даже спасает от гибели и сам идёт в невиновную смерть.

Опять чувство примирения и гуманности находим в рассказе « Чужая кровь». Из самого названия видим, что речь идёт не о родных людях, а чужих. Из этого и прорастает потребность новой любви и родственности. У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся против красных, единственный сын Петро, в котором сосредоточился для него и старухи весь смысл их существования. Для деда являются бессонные ночи полны скорби и отчаяния. Но вот жизнь его меняется и даёт бедному старику возможность утешится и облегчить своё горе. Гаврила находит раненого продотрядника и из жалости к нему забирает его к себе в хату, лечит и ухаживает за ним. И становятся они как то кровно привязаны, видит старик в чужом человеке родного сына. Любовь смогла преодолеть все дистанции и связала молодого коммуниста со старым казаком, так сильно, что они уже становятся не чужими, а совсем родными, странник даже имя получает, как и их сын – Петро.

Заключение

Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть. «Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Источники и литература

1. Драган Недељковић, предисловие „Izabrane pripovjetke“, Сaрајево, издательство Веселин Маслеша, 1989.

2. Богдан Косанович, Трагическое и комическое в „Донских рассказах“ Михаила Шолохова, издательство Матица Српска 1978.

3. Светлана Семёнова, Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005.


8

Вывод к рассказу Шибалкого семя

1 ответ:



0



0

В рассказе М. Шолохова «Шибалково семя» все красные казаки изображены как единое целое. Мужчины являются ярыми сторонниками советской власти. Они достаточно жестоки, ведь образ жизни у всех один – война, погоня, битва. Казаки в большинстве своем пренебрежительно относятся к женщинам.

Читайте также

«Труды и дни» — великого. бессильному, сильного, , сгорбленный, надменному, чистую, разумный, свирепые, злую, тяжелую. многосумрачной, ленивого, злорадной, великую. выносливых и т.д.

Нету потому что будет другой учитель

1. Что рассказла бабушка ребятам о Снежной Королеве?
2. Что ответил мальчик на рассказа о Снежной Королеве?
3. Почему Кай убежал из дома?
4.Какова была реакция Герды на поведения Кая?
5. Кого первым встретила девочка в своём путишествии?
<span>6. Как помогли Герде ворон и ворона?</span>

В своих трагедиях Пушкин показал себя великим знатоком человеческого сердца. В исторической драме «Борис Годунов» рассказана трагедия царя Бориса, достигшего престола неправым путем. Пушкин рисует характер Бориса всесторонне: и как честолюбца, которого мучит совесть, и как мудрого правителя, который искренно желает принести пользу народу, но не может сделать чуда, не может осчастливить разоренную, истерзанную Смутным временем, войнами, болезнями, голодом, боярской эксплуатацией и всякими напастями Русь. Борис представлен не только как правитель, как царь, но и как человек, семьянин, отец, заботящийся о судьбе своих детей. Пушкин понимал, что не бывает людей абсолютно плохих, как не бывает и абсолютно хороших. Добро и зло в человеческой душе причудливо переплетаются, и очень трудно дать человеку окончательную оценку.

Центральный образ трагедии — Борис Годунов. Изображая царя  Бориса, Пушкин в основном следовал Карамзину, видевшему в царе Борисе преступника, убийцу малолетнего царевича Димитрия. Но творческий гений Пушкина преодолел влияние Карамзина. Пушкин дал в  трагедии не односторонний образ царя-убийцы, а живой образ человека во всей глубине, сложности и противоречивости его психологии.  Царь Борис предстает в трагедии как «царь умный, способный и  опытный» (Белинский), как человек, наделенный целым рядом положительных свойств. Это не изверг по натуре. Убийцей сделала его неудержимая страсть властолюбия, и Борис всю жизнь жестоко терзается от

сознания совершенного им преступления.  Борис, прежде всего, — мудрый и опытный правитель. Еще при царе Федоре он фактически обладал всей полнотой власти, так как «царь на  все глядел очами Годунова» . Вступив на престол, он стремится завоевать расположение народа:

«В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать …»

Сначала это ему удается. Боярин Воротынский, враг Бориса, признает:

«А он умел и страхом и любовью

И славою народ очаровать.»

Басманов тоже отмечает у Бориса «высокий дух державный» и верит, что царь сотворит еще в России много добра. Ум, энергия, попытка  найти поддержку в народе, мудрые правительственные реформы вроде проекта уничтожения местничества («Не род, а ум поставлю в воеводы») — все это характеризует Бориса как опытного правителя страны.

Положительным качеством Бориса является также его взгляд на просвещение. Борис признает высокое значение науки. Он говорит сыну:

«Учись, мой сын: наука сокращает

Учись, мой сын, И легче и яснее

Нам опыты быстротекущей жизни…

Державный труд ты будешь постигать.»

В произведение Горькова? У одного из дядьей (Алёши) умерла жена, она попросила установить 3-х метровый крест на могиле, он (Цыганок) нёс крест поздней осенью вместе с дядьями (Алёши) они придерживали с боков .а он нёс. И он оступился и крест упал на него и его придавило. Кровь текла изо рта, его быстро доносят до дома и ложат на чисто вымытый пол и кровь текёт по этому чисто вымытому полу и в окно луч света идёт вслед за этой кровью и на полу остаётся чёрная полоса крови и его вскоре похоронили.

  • Как изображен корабль в рассказе господин из сан франциско и почему он так называется
  • Как изображается время в рассказе холодная осень бунин
  • Как изображается автором желтков и его любовь в рассказе гранатовый браслет кратко
  • Как изображает шолохов душевное состояние николки в начале рассказа
  • Как изображает любовь бунин в рассказе кавказ