Как композитор завершает свое музыкальное сочинение что он хотел сказать таким окончанием ответ

В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Музыка
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

👉 Ответы к странице 19. Музыка 5 класс учебник. Авторы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Урок: «Стучит, гремит Кикимора…»

Задание 1

Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору? Какие краски-тембры оркестра ты использовал бы при этом?


Ответы

Музыка на этот сюжет, вероятнее всего, будет состоять из нескольких контрастных тем, характеризующих разных персонажей сказки.

Высоту и крепость каменных гор можно было бы изобразить мощным звучанием медных духовых инструментов. Суровые каменные горы без растительности представляют довольно однообразный, но суровый пейзаж. Поэтому и музыка должна быть такой же: спокойная ровная тема в низком регистре, как бы с нотками мрачности и суровости.

Кудесник представляется пожилым и мудрым старцем. Его тема может быть изображена с помощью низкого духового инструмента — фагота. Вспомни тему дедушки из симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

Тема Кота-Баюна мягкая, обволакивающая. Тембры струнных инструментов (скрипок, арфы) лучше всего подойдут для исполнения колыбельной, которую Кот мурлычет Кикиморе.

Для изображения хрустальной колыбельки можно украсить звучание оркестровым треугольником.

Тема самой Кикиморы, скорее всего, будет звучать резко, неприятно. Ее ритм тоже резкий, неровный, скачущий. Для изображения злобного фантастического существа подойдет тембр деревянных духовых, исполняющих диссонансные (неблагозвучные) аккорды, синкопы, широкие скачки мелодии вверх-вниз (например, на октаву).

Задание 2

Какие из приёмов музыкального развития — контраст, повтор, вариационность — помогут тебе создать своё произведение?


Ответ

Для разных целей подойдут разные приемы. Темы разных персонажей должны отражать их характеры, поэтому они звучат контрастно.

Для колыбельной, которую поет Кот-Баюн, можно использовать «усыпляющий» повтор.

Чтобы показать, как Кикимора растет и как по мере ее роста увеличивается ее злобность, можно использовать вариации. Тема будет меняться, изображая изменение характера этого персонажа.

Задание 3

Послушай «Кикимору» А. Лядова. Какие особенности музыкальной речи помогли композитору изобразить эти сказочные события?

 

Подсказка

А. К. Лядов «Кикимора».


Ответ

В звучание нежной спокойной колыбельной внезапно «врываются» резкие звуки флейт и гобоев.

Беспокойная тема Кикиморы с угловатыми фразами, скачущим ритмом, резкими «вскриками» духовых, угрожающими интонациями противопоставляется «хрустальной» колыбельной, украшенной звуками челесты.

Задание 4

Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других? Почему?

 

Пояснение

Постарайся сопоставить звучание пьесы с текстом сказки из учебника и найти всех персонажей.

Вероятно, лучше всего запомнится именно Кикимора. Это самый яркий и звучный персонаж, изображенный необычными музыкальными красками.

Задание 5

Как композитор завершает своё музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?


Ответ

В конце пьесы короткий резкий звук флейты-пикколо на фоне очень тихого звучания контрабасов создает ощущение, будто Кикимора внезапно исчезла.

Задание 6

Найди в библиотеке или в Интернете и прочитай волшебную сказку, легенду своего народа. Подбери к ней музыкальный ряд.

 

Подсказка

Русская народная сказка «Баба-Яга».

Примеры музыкальных тем к сказке:

  • «Во поле береза стояла» — тема березы;
  • М. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» — тема Бабы-Яги;
  • С. Прокофьев «Сказочка» из Детской музыки — можно озвучить эпизод в сказке, когда Девочка работает у Бабы-Яги, а затем сбегает, и на ее место садится работать Кот.

Обновлено: 09.01.2023

Цель: Выявление умений работать с предложенным текстом, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей, анализировать музыкальное произведение с помощью средств музыкальной выразительности, проявлять творческий подход и воображение, связывать свои высказывания со своим жизненным опытом и знаниями, полученными ранее, в том числе, по другим предметам (литература).

Универсальные учебные действия : Размышление о музыкальном произведении, высказывание суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Сравнение музыкальных и речевых интонаций, определение их сходства и различий. Умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Выявление особенностей взаимодействия музыки с другими видами искусства. Определение выразительных возможностей инструментов симфонического оркестра в создании сказочных образов.

Рекомендация по проведению диагностической работы по музыке

Работа состоит из 14 заданий по тексту и 8 заданий по слушанию музыки и рассчитана на 45 минут. Возможно проведение работы в два этапа:

1. Подготовительный — работа с текстом (в виде домашнего задания к данному уроку)

Работа основана на материале учебника автора Сергеевой Г.П., Критская Е. Д.

1-й этап работы (1-13 вопросы) включает в себя изучение предложенного текста и ответы на вопросы по тексту; 2-й и 4-й вопросы включают в себя еще и знания, полученные учащимися ранее;10 и 11 вопросы требуют самостоятельного поиска информации; отвечая на 9-й, 12-й и 14-й вопросы, нужно включить творческое воображение и фантазию.

2-й этап работы более сложный. Учащиеся должны попробовать представить себя в роли композиторов, а также проанализировать музыкальное произведение с помощью средств музыкальной выразительности

Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору — сказкам, легендам, преданиям.

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914), ученик известного русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке “Баба-Яга”, сказочная картинка “Волшебное озеро”, народное сказание “Кикимора”.

Кикимора — это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная — злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Литературной основой “Кикиморы” А. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.

Живет, растет Кикимора у кудесника в горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора со вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядет кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

А. Лядов ‘Кикимора’.mp4

Выбранный для просмотра документ tehnologicheskaya_karta_po_muzyke_v_5_klasse.docx

Технологическая карта по музыке

Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…

Тема урока № 3

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…

Формировать чувство любви и уважения к Родине воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

Задачи урока:

Формировать познавательный интерес к симфонической музыке;

Выявить взаимосвязь музыки и литературы в процессе опроса;

Закрепить знание терминов миниатюра, программная музыка;

Развивать умение слушать симфоническую картину А. К. Лядова “Кикимора”, проанализировать её.

Оборудование:

Проектор, компьютер, презентация по теме урока, музыкальный центр

Планируемый результат:

Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.

Этапы урока:

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность ученика

Здравствуйте ребята! ( Дети садятся за парты соблюдая правила посадки, слушают учителя)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель (введение в тему)

На прошлых уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни — вокализы; появились ли оперы и балеты).

Сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе заглянем в сказку.

Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира.

Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания?

Давайте вспомним, что такое фольклор?

Отечественные композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

И сегодня мы с вами будем говорить о композиторе Анатолии Константиновиче Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Куда мы с вами попали?

Как можно описать это место?

Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки.

Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.

Читайте также:

      

  • Моя любимая газета сочинение
  •   

  • Как достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений итоговое сочинение
  •   

  • Фонвизин недоросль действие 4 явление 8 сочинение
  •   

  • С чем сталкивается человек занимающий руководящую должность сочинение
  •   

  • Сочинение актуален ли гоголь сегодня

withocketio805

withocketio805

Вопрос по музыке:

СРОЧНО НУЖНО ПОЖАЛУЙСТА! как композитор завершает своё музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры? ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

adfeleng

adfeleng

Он говорит спасибо потому-что он хочет выразить свою благодарнось за то что выслушает его исполнение

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Музыка.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Музыка — это искусство, которое «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».

  • Как композитор завершает свое музыкальное сочинение кикимора
  • Как комментировать цитату в сочинении по литературе
  • Как командир заступился за ласточку в рассказе рейс ласточка
  • Как коза избушку строила читать сказка
  • Как коза избушку построила сказка читать