Как красиво начать сказку примеры

Было оно или не было,

правда ли то или нет

Послушаем лучше, что сказка сказывает…

Жила-была в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве.

Девица – краса, длинная коса.

Сидела она у окошка,

Да сказки молвила.

Сказки старинные,

не короткие, не длинные.

Было это или не было,

Только говорят, вот как было…

Занавес открывается, сказка начинается

Вот ворота открываю, сказку сразу начинаю!

Когда это было – не помню я,

Где это было не ведаю.

Только дед мой рассказывал сказку эту

Всем на удивление, начинаем представление

За ступенькою ступенька – будет лесенка.

Слово к слову ставь складенько –

будет песенка.

А колечко за колечко – будет вязочка.

Сядь со мною на крылечко –

слушай сказочку

В  Сказке может все случится

Наша сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке – заходи!

Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор.

Сам на кобылке, жена на коровке.

Дети на телятках, внуки на щенятках.

Съехали с гор, развели костер,

Кушают кашку, слушают сказку

В некотором царстве,

 в некотором государстве,

Жил-был купец, именитый человек

Книжка открывается, сказка начинается.

Про зайчишку и  лису,

и про всех зверей в лесу

В некотором царстве,

в некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

В месте именно в том,

В котором мы живем.

Жил был…

За морями за долами

Не на небе, на земле.

Жил старик в одном селе.

 Сочинял стихи и сказки

Про героев молодцов.

И одну из этих сказок

Вам поведать я готов

Дашенька-толстушка

Ехала к подружке,

А сказку услыхала

И в гости не попала.

Сказка всем известная,

Очень интересная

Курица-красавица у меня жила

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги.

Сладкие, румяные пекла мне пироги

А когда управится, сядет у ворот –

Сказочку расскажет, песенку споет

Друзья! Не будьте глухи.

Даны нам слушать уши,

Два уха и один язык,

Чтоб слушать больше,

Нежели говорить

Красна песня ладом,

А сказка складом.

Сядь со мною на крылечко

Слушай сказочку

Давно это было, старые люди этого не помнят, и рассказывают то, что они от отцов и дедов слыхали…

Книга открывается, Сказка начинается.

Я страницу открываю, сказывать я начинаю

Да князья послушайте, да бояре послушайте,

Да мужички-то земские,

да ребятушки махоненькие

Да крестьянушки пахотные,

Не шумите — послушайте,

Я вам старинушку скажу

Кто скажет было то, или не было,

Только верно то, что жил на свете…

Давно ль это было или недавно, так ли.

Было или не так – теперь никто уже о том не знает. Расскажу вам то, что деды своим внукам рассказывали, а внуки своим внукам

Всякое дело в мире творится,

Про всякое дело в сказке говорится…

Жили-были муж с женой.

Муж-то примется за шутки,

А жена за прибаутки,

Что на весь крещенный мир!

Это присказка ведется,

Сказка после начнется.

Красна песня ладом,

А наша сказка складом.

Сказка наша складка,

А послушать ее будет сладко

Послушайте, детки, сказочку,

Сказочку интересную,

Сказочку чудесную

Многому нас учит сказка

Доброте, терпенью, ласке.

Сказка мудрость, знанья свет!

Сказочный вам шлет привет

Начинаем представленье

Детворе на удивленье

Летела сова – веселая голова;

Вот она летела, летела и села.

Да хвостиком повертела,

Да по сторонам посмотрела.

И опять полетела, села,

Хвостиком повертела

Да по сторонам посмотрела…

Это присказка, сказка вся впереди…

На ровном месте – как на бороне

От всех дорог в стороне,

В глухой деревушке

Жили были старик со старухой

Начинается новая сказка,

Варится в печи кашка

Кашка упреет – и сказка поспеет

А будет эта сказка…

На море, на океяне

На острове Буяне

Живет кот воркот

Налево идет – песни поет,

Направо идет – сказки сказывает.

Только это не сказка, а присказка.

Посиди, да погоди –

Сказка будет впереди.

Начинается сказка, да сказывается.

Слушайте внимательно,

Слушайте да смотрите.

Смотрите, да запоминайте.

Говорят, что за горами,

да за синими морями

Чудо остров лежит, на нем царство стоит.

В том царстве жил-был царь,

Стороны той государь

Ой, ребята, та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказку говорит.

Собираются зверьки

Ворона послушать,

Пряники покушать

Про одно и тоже разные люди по разному сказки сказывают. А вот, что видел сам…

Посылали молодицу

Под горушку по водицу.

А водица – далеко,

А ведерко велико.

Это еще не сказка – присказка.

А сказка впереди

Прискакали Ермаки – золотые колпаки,

Приезжали ермошки – серебряные ножки.

Поели-попили – луком закусили,

Новой сказки запросили

Буду им рассказывать, и ты послушай…

Разожгу я печку, сяду посижу.

И ребятам нашим сказки расскажу

Расскажу вам сказку новенькую, из диковинок диковинку!

Расскажу вам деточки сказочку:

Недлинную, не короткую,

Не глупую, не умную,

А волшебную, преволшебную

Сказка из похождений слагается

Небылицами минувшего отзывается,

За былями не гоняется,

Тут занавес открывается

Слушайте все, кому охота

Славную сказочку вам расскажу.

В сказочке этой нет вранья,

А если есть, так слова два

Слушайте, послушайте,

Расскажу вам сказочку

Длинную – предлинную.

Хорошую – прехорошую,

Интересную — преинтересную

Свет погас, сейчас увидим,

Как горит перо жар-птицы.

Занавесь открылась, сказка появилась

Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами. Слушайте ребятки…

Слушайте ребятки, сказку по порядку.

Слушайте, не перебивайте.

Что увидите — запоминайте

Сказка из похождений слагается, небылицами минувшего отзывается.

От начала начинается.

Запоминайте это правило обязательно.

И слушайте сказку внимательно

Сказка эта ходила из уст в уста

И, наконец, дошла до нас с вами.

Слушайте ребятки

Сказка начинается, до конца читается,

В середине не перебивается.

Запомните это правило обязательно

И слушайте сказку внимательно

Сядем рядком, да послушаем ладком.

Ляг брюшком, да послушай ушком

Слушайте люди добрые,

 Что у нас говорят,

 что сказывают

Какие сказки рассказывают

Слушайте, ребята, сказочку

Про то, что было давным-давно.

За семью горами,

За семью морями

В тридесятом царстве,

В тридесятом государстве…

Садитесь пироги с капустой кушать, да сказку бабушкину слушать

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы.

А птица-синица села на кочку

И рассказывала про

Иванушку и царскую дочку

Сказка от начала начинается,

До конца читается

В середине не перебивается

За былями не гоняется,

Тут занавес открывается

Смотрите, кто там мчится?

Я к вам уже пришла,

И много-много сказок

В корзине принесла.

Одну я переняла,

Да вам привезла

Называется…

Тут зайчик вбег в избу, наелся, напился, и спать повалился. Когда зайчик проснется, тогда и сказка начнется

У нашего Петрушки –

бубенчик на макушке

И всех веселее он.

У нашего Петрушки –

бубенчик на макушке

И сказок миллион.

Волшебный ларец открывается

И сказка для вас начинается

Хочу я вам сказочку рассказать,

Да о старых временах поведать,

А сказки складывались тогда  необыкновенные,

Вот послушайте…

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали,

Когда сказку услыхали, к нам прибежали

Да сказку сказывать стали

Шел тропинкой старичок,

старичок-лесовичок.

Весь мохнатенький, сучковатенький.

Нес он сказки в корзинке,

А куда свернул с тропинки

Мы и не заметили,

А вы его не встретили?

Эту сказку когда-то рассказала баба деду,

Дед – соседу, сосед – куме,

Кума – вороне да сороке.

Сорока жить не могла, покуда всем не разнесла!

От нее и я знаю, да и вам расповедаю

Это случилось очень давно, Когда деды наших дедов были маленькими мальчиками,

А бабушки наших бабушек – маленькими девочками

Я веселый майский жук,

Знаю сказки все вокруг,

А сейчас не откажусь,

Еще послушать хоть одну

Этой сказки вы пожалуй не поверите. Однако мой дедушка, рассказывая ее всегда говорил: не всё в сказке выдумка, есть в ней и правда. А то зачем бы стали люди её рассказывать. Начиналась эта сказка так…

kak_sochinit'_skazku

В этой статье показано как сочинить сказку самой: образцы, алгоритмы, нюансы.

Когда есть 16 способов это сделать, то можно выбрать тот, который больше подходит и сначала применять его. А дальше расширять репертуар. В конце статьи есть ссылка на книгу Дж. Родари, в которой он рассказывает про множество методов придумывания идей для историй, которые использовал сам.

Для школьного сочинения тоже можно применять.

Практические рекомендации

  1. Подбирайте несколько вариантов стартовых словосочетаний. Не все будут удачными, с точки зрения стимула для идеи. Может только одна запустить процесс сочинения истории.
  2. Сочиняйте сказки вместе. Все эти способы запускают воображение любого человека с 4х летнего возраста.
  3. Предложенные образцы сказок записаны кратко, только сюжет. Они здесь для того, чтобы показать, как работает тот или иной способ. На самом деле, чем больше в истории деталей, подробностей, тем более интересно и живо представляет ее себе слушатель. Тем сильнее ее обучающий и терапевтический эффект.
  4. Пока мама/учитель сама сочиняет сказку, ребенок может ее рисовать. Это активное восприятие здорово развивает воображение и концентрацию внимания.

Способы сочинения сказок

1. Был такой – стал другой

Последовательность работы:

  • Выбираем героя.
  • Описываем каким он был в начале сказки и каким стал в конце.
  • Что могло произойти, что повлияло на произошедшие изменения.
  • Придумываем сказку

Например:

Гадкий утенок, Звездный мальчик, Сыроежкин. Щенок был трусливым, стал смелым.

istoriya_bylo_stalo

Один щенок всего боялся. Боялся жуков, машин, и даже самого себя в отражении. Его забрала к себе семья с мальчиком. Мальчик любил хвалиться и показывать щенка своим друзьям. Когда в очередной раз дети разглядывали щенка, тот дрожал от страха и, улучив момент, дал стрекоча от них.

Он долго слонялся по городу голодный и запуганный, пока его не подобрал пожарный. Он решил оставить его в бригаде и тренировать. У них уже был пес, но старый. Скоро ему потребуется замена. Старый пес много разговаривал с щенком и обучал его. Особенно про страх. Он говорил, что нужно смотреть страху в глаза, тогда тот отступит.

Щенок вырос. Ему приходилось вытаскивать людей из огня. И даже своего маленького хозяина. Когда мальчик увидел каким смелым стал его трусливый щенок, то тоже решил стать пожарным.

Примечания:

По такому приему строятся многие истории, которые люди рассказывают друг другу. В этом их смысл и ненавязчивое обучение.

2. Круги по воде

Последовательность работы:

  • Выбираем слово из 5-6 букв без Й, Ъ, Ь, Ы.
  • Пишем рядом с каждой буквой существительное, которое на нее начинается.
  • Придумываем сказку с использованием этих слов.
  • Можно составить из слов предложение, которое станет началом, серединой или концом истории.

Например:

ЛАМПА: лис, аквариум, магазин, пирог, акула

obrazec_krugi_po_vode

В зоомагазин завезли аквариум с акулой. Это была не простая рыба. Она умела превращаться в человека с зубами в несколько рядов. Более того, она производила такое же потомство. В назначенный день рыбы-люди напали на город.

Тогда в дело вступил лис-пекарь Матвей. Он испек пирог, от которого крошатся зубы и угостил этим пирогом акул. Сначала им было очень вкусно. А потом — очень больно.

После того, как раскрошились все зубы, рыбы были безоружны и вернулись в аквариум. И больше не могли никому причинить вред.

Примечания:

Способ похож на круги по воде от камня, брошенного в воду. Волны расходятся, вовлекая все другие объекты, которые встречаются на пути.

Когда идем по плану действий определяемся какое из слов будет героем, какое местом, какое антигероем, волшебным предметом, распределяем роли. При одном и том же наборе слов получаются разные сюжеты. В зависимости от выбранных ролей.

3. Бином фантазии

Последовательность работы:

  • Выбираем 2 слова. Желательно, чтобы одно слово сказал один человек, второе – другой. Можно взять слова наугад, методом тыка в книжку. Одно слово – одушевленное существительное, второе неодушевленное.
  • С помощью предлогов записываем различные словосочетания.
  • Придумываем сказку на основе сочетания, давшего идею.

Например:

пес со шкафом, пес под шкафом, пес у шкафа, пес на шкафу, пес в шкафу

skazka_pro_psa

Пес в шкафу – это волшебная статуэтка. Любого, кто к ней прикасался, она превращала в собаку и обратно. Папа прятал статуэтку, чтобы сын случайно не дотронулся до нее.

Но однажды это произошло. Мальчик нашел фигурку и незамедлительно стал собакой. А надо сказать, что это был не самый добрый молодой человек. Он кидался в животных палками, дергал их за хвосты. А теперь сам вынужден терпеть плохое отношение дворника, мальчишек и голодных уличных собак.

Ему необходимо вернуться домой, к шкафу. Нужно, чтобы папа или мама пожалели тощую и грязную псину.

Примечания:

Бином — это 2 слова. Подбирать этих 2 слова нужно так, чтобы они стояли друг от друга на расстоянии, были чужими друг другу. В таком случае воображение будет вынуждено активизироваться, чтобы установить между ними связь, создать целое.

Отдельно взятое слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» — это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул. Не все истории будут одинаково интересны. Нужно пойти за словосочетанием подальше, поймать ассоциации.

4. Придумай новую сказку

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомую сказку.
  • Отмечаем слова, которые описывают сюжет сказки.
  • Вставляем нового героя или предмет.
  • Придумываем сказку с новыми объектами.

Например:

Теремок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь. Новый предмет – телевизор.

obrazec_skazki_teremok

Бежит мышка-норушка и видит теремок. Да не простой теремок, а с телевизором. Зашла она в теремок, села перед телевизором и стала смотреть его. И вскоре возле телевизора собрались все звери, кроме медведя.

Никто не метет, никто не кашеварит. Из-за голода и грязи все поссорились. Каждый заставляет другого идти делать. Но никто оторвать от телевизора не хочет.

Идет медведь, спрашивает кто в теремочке. Ему никто не отвечает. Тогда он сел на теремок и всех, кто там был – раздавил вместе с телевизором. Потому что жильцы не успели разбежаться.

Примечания:

Слова можно написать на карточках: те, которые «из сказки» и «вдруг» появившееся слово.

5. Анализ образа

Последовательность работы:

  • Вспоминаем героя сказки.
  • Выделяем 3 характерных элемента для этого героя.
  • Применяем к ним новые значения.
  • Придумываем сказку с обновленным героем.

Например:

Снеговик-почтовик с ноутбуком, Емеля на мотоцикле, Баба Яга со стаей дронов, Красная Шапочка в наушниках.

obrazec_skazki_krasnaya_shapochka

Мама попросила Красную Шапочку унести бабушке книги почитать. КШ включила любимую музыку в свои красные наушники, встала на ходули и пошла.

На встречу ей волк с вопросами. Она все ему рассказала и он помчался к бабушке.

КШ с высоты своих ходуль все увидела: и куда бежит волк, и как он вошел в домик. Она прибавила скорость.

Девочка ворвалась в дом и побила волка сумкой с книгами и ходулями. Волк с воем выбежал из дома, как побитая собака. А КШ с бабушкой сели пить чай с вареньем и музыкой.

Примечания:

Для поиска значений элементов используем морфологический ящик.

Элемент Значение №1 Значение №2 Значение №2
В руках Корзинка с пирожками Сумка с книжками Клетка с крысой
На голове Красная шапочка Наушники с музыкой Шлем рыцаря
Способ передвижения Ноги в башмаках Велосипед Ходули

6. Метод контрольных вопросов

Последовательность работы:

  • Отвечаем на вопросы: Когда это случилось? Где все происходило? Кто главный герой? Что с ним случилось? Как он поступил? Что из этого вышло? Что случилось дальше? Как поступил герой? Чем все закончилось?
  • Собираем сказку из ответов.

Например:

5 апреля 1020. В шестом царстве, тридевятом государстве на планете 5-3 Х. Жил Иван Иванович Васильев и был он нищий.

obrazec_sochineniya_skazki

Однажды, он увязался за слугами и проник во дворец тайком. И пошел в сокровищницу.

Набрал кучу денег, золотых монет.

Вернулся домой и стал купаться в деньгах.

Слуги узнали, что была пропажа и рассказали королю. Тот приказал, чтобы нашли вора и отрубили ему голову. Слуги везде искали, а потом зашли к нищему. Он сказал, что занят — купается. «Случайно не в деньгах?», — спросили слуги. И когда вошли увидели нищего в ванне с золотом.

Тогда они велели, чтобы тот вернул деньги и еще принес столько же, тогда его помилуют.

Иван Иванович пошел к своему другу, который был изобретателем новых вещей.

Тот дал ему усыпительный газ и нищий отправился в соседнее государство. Там он с помощью газа проник во дворец и вынес все сокровища. Когда вернулся домой, то оплатил долг за свою жизнь и еще немного осталось.

Через некоторое время соседнее государство пришло с войной на шестое царство. А до этого они дружили. Целый год длилась война. А нищего, из-за которого все началось, посадили пожизненно в тюрьму. Вывод из сказки: нельзя воровать, могут пострадать невинные люди.

Примечания:

Можно подготовить списки ответов на вопросы, которые указаны выше. Выбирайте слова из каждого списка и складывайте истории.

7. Связки антонимов

Последовательность работы:

  • Выбираем любую пару антонимов: условия и свойства.
  • Описываем полученные связи.
  • Обдумываем ситуации, в которых могут проявляться данные свойства.
  • Сочиняем сказку.

Например:

Карабас-Барабас становился добрым, когда чихал; когда не чихал – злым. Попугай вежливый – еда появлялась; попугай грубый – еда исчезала.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Жил-был очень умный, но грубый попугай. Любил он ворчать и обзываться, да так, что даже еда, услышав его грубости убегала. Зато, когда он бывал вежлив, то еда возвращалась снова.

Как-то попугай увидел вора и заорал во всю глотку: «Скажите, пожалуйста, номер полиции.» И в этот момент перед ним появились его любимые крекеры. Он не смог устоять и забыл про преступника. Когда он очнулся от вкусностей, вор был уже далеко. Попугай стал браниться и крекеры исчезли, что разозлило его еще больше.

Попугай взлетел над городом и увидел бегущего негодяя. Быстренько он позвонил в полицию и преступника поймали. А попугая наградили его любимыми крекерами.

Примечания:

Пары слов специально подобраны так, что помогают придумывать сюжеты про человека. Для сказок про предметы, растения, животных нужна своя таблица с соответствующими условиями и свойствами.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

8. Что было бы если…

Последовательность работы:

  • Предлагаем «фантастическую гипотезу»: что было бы если… слоны умели летать? мама каждый день покупала торт? ни печка, ни яблонька, ни речка в сказке «Гуси-лебеди» не умели говорить?
  • Отвечаем на предположение. А это уже сюжет сказки.

Например:

Что было бы если все материалы, из которых сделаны предметы поменялись местами?

Провода из стекла, машины из дерева, забор из глины, книги из пластика, мебель из камня.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

В одном городе всю мебель заменили на каменную. Люди сначала были недовольны, а потом, когда они увидели много пользы, то не захотели с ней расставаться.

Она никогда не ломалась и люди экономили свои деньги. Эти деньги они отдавали на благоустройство города.

Домашние животные не могли ее прогрызть и порвать, а шерсть убрать с каменного дивана очень легко.

Воры ее не могли унести и перестали воровать. Честных людей стало больше.

Сидеть на ней долго не получалось и поэтому люди сбросили лишний жир, стали энергичнее и здоровее.

А еще ее удобно мыть.

Огорчились только дети. Им стало негде прыгать. И тогда они устроили митинг, где требовали возврата мягкой мебели…

Примечания:

Техника «фантастических гипотез» предельно проста. Она выражена в форме вопроса. Что было бы, если?

Для постановки вопроса берутся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Не все «гипотезы» могут навести на сюжет. Возможно их придется придумать 2-4, чтобы одна начала развиваться в историю.

Способ 1. Сказка переехала

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомые сказки.
  • Называем место и время происходящего.
  • Выбираем одну из сказок и переселяем ее героя в другое время и место.
  • Описываем что с ним происходит.

Например:

Буратино в детском центре во время утренника, Кот в сапогах в цирке во время представления, Чиполлино в Диснейленде, Дюймовочка в замке семи подземных королей.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Мальчик – хулиган пришел в библиотеку и вырвал странички в книгах. Библиотекарь увидела и рассердилась. Она сказала, чтобы мальчик вклеил странички обратно. Он послушался, но наделал ошибок. Так Дюймовочка оказалась в сказке «Семь подземных королей» и стала править в ней вместо третьего короля.

Драконы во время ее правления перестали подчиняться людям и подговорили шестилапых напасть на них. И тогда на помощь пришли мыши и ласточки, друзья Дюймовочки.

Примечания:

Место переселения может быть знакомым, а может необычным, волшебным.

10. Сказка «наизнанку»

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомые сказки.
  • Называем признаки героев.
  • Меняем признаки на противоположные
  • Придумываем сказку с новыми героями

Например:

Красная Шапочка маленькая — взрослая, Царевна-лягушка мудрая — глупая, Серый волк хитрый — простофиля, Паровозик Пых добрый — злой.

skazka_naoborot

В лесу появился злой паровозик Пых. Он мчался на всех парах, гудел на весь лес, не давая спать животным. Он никого не подвозил и если кто-то вдруг появлялся на путях, то он даже не тормозил.

Пых не всегда был таким, его заговорила злая белочка. Она стала его машинистом и управляла им. Потом появилась добрая белка. Она победила злую, потому что тренировалась по дзюдо. И стала машинистом паровозика Пыха.

Паровозик снова стал добрым товарищем, который помогал переезжать животным куда им надо. В гости, за продуктами, в школу. А белочка тренировала по дзюдо всех желающих.

Примечания:

Обратите внимание, что при изменении признаков героя – все вокруг меняется. Опишите как меняется? Значит от кого зависит окружающий мир? От самого персонажа.

11. Сказка про прошлое или будущее героя

Последовательность работы:

  • Выбираем героя.
  • Выбираем его главное свойство.
  • Описываем внешний вид и свойства героя.
  • Описываем место обитания или место действия героя.
  • Заглядываем в прошлое героя, чтобы понять причины почему он стал таким.
  • Заглядываем в будущее героя с целью изменения героя в положительную сторону.
  • Придумываем название сказки.

Например:

Кащей – бессмертный.
Он злой, тощий, коварный, хочет завоевать царство. У него много злата, серебра. Он живет в замке, где холодно и мрачно. Там гуляет эхо и привидения.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Когда Кащей был маленьким, с ним никто не хотел дружить. Потому что у него была голубая кожа. Однажды он заблудился в лесу и набрел на пещеру. Там он нашел сундук, а в сундуке – иглу. Он уколол ею свой палец и стал бессмертным. Когда Кащей это понял, то стал мстить всем за свою отверженность.

Через много сотен лет Кащей встречает старого-престарого человека с длинной белой бородой. Он тоже живет один в лесу. Но к нему постоянно идут люди: за советом, за помощью. Кащей спросил почему? И тот ответил, что нужно давать, а не забирать.

Прошло еще много лет и так стало ему тоскливо, что стал он тайно делать добрые дела.

Примечания:

Героем может быть и предмет из реальности. А также можно рассказать только его прошлое или только будущее.

Эти сказки помогают ребенку понять причинно-следственные связи и корректировать собственное поведение. Используем метод ТРИЗ — Системный оператор для построения логики событий.

12. Сказка от слова «Почему?»

Последовательность работы:

  • Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?
  • Придумываем как появилась эта особенность.
  • Описываем как изменилась жизнь, чем это стало лучше?

Например:

Давным-давно люди не умели разговаривать. Но зато они умели злиться также, как и мы. И когда древний человек злился на другого, он его кусал или бил палкой. А теперь человек может сказать, что он злится и без причинения боли.

skazka_pochemuchka

Однажды древний мальчик собирал из палочек шалашик. Строение постоянно разваливалось. И даже падало ему на ноги. Он бил палкой по развалинам и громко кричал. Неподалеку гуляла девочка и подошла к нему, чтобы помочь. Она стала складывать палочки и у нее получился шалашик.

Тогда мальчик со всей силы пнул ее постройку. Девочка заплакала и убежала.

Прошло много-много тысяч лет. Люди научились разговаривать. Но мальчики по-прежнему строят домики и у них по-прежнему бывает не получается. Только теперь они могут сказать родителям или другим детям, что им нужна помощь. Вот так, легко: «Мама, мне нужна твоя помощь!» И мама/папа помогут.

Примечания:

Часто этими сказками объясняют почему животное стало таким каким стало. Откуда взялся хобот у слона или полоски у зебры. Перед сочинением такой сказки можно представить: «в какое животное мне бы хотелось превратиться и почему?»

13. Сказка во время прогулки

Последовательность работы:

  • Решаем куда пойти. «Одеваем волшебные очки», чтобы лучше видеть.
  • Во время прогулки мысленно собираем 5 заинтересовавших предмета.
  • Делаем описания и/или зарисовки этих предметов.
  • Придумываем сказку, включая эти объекты.

Например:

Магазин, фонтан, собака, автобус, машина.

Машина, раскрашенная под кирпичную стену, стоит все время на одном месте. На ней не ездят.

Фонтан мигает фонариками. Он без бассейна, зато есть решетки, на которые можно встать ногами и облиться, когда струя начнет бить вверх. Сколько ценных вещей уронили сквозь решетки.

Черная собака с белыми бровями и глазами разных цветов. Она все время спит, как будто усталая и безразличная ко всему, что происходит вокруг.

Желтый автобус с надписью «Дети» на борту. Его водитель соблюдает правила дорожного движения, пропускает пешеходов на переходе.

Магазин с синими крышами стоит близко к дому и всегда выручает, когда закончились продукты. Хоть цены там и немного выше, но зато можно быстро купить то, что нужно срочно.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Водитель желтого автобуса, как обычно вез утром детей в школу. Вдруг автобус задрожжал – это испортилась свеча зажигания. Водитель обратился к хозяину машины, которая уже давно стоит на обочине и попросил с нее свечу, чтобы дети успели на занятия.

Когда он возвращался уже без детей, через пешеходный переход шла собака с разными глазами. Она остановилась и посмотрела на водителя так грустно, что ему стало ее жаль. Он остановился и пошел в магазин с синими крышами. Купил там хлеба и сосисок. А потом они с собакой пошли на фонтан и устроили пир на весь мир.

Примечания:

Эти сказки с выводами о морали, этических нормах. Они показывают человеческие отношения со стороны, от имени оживленных предметов.

14. История, рассказанная предметами

Последовательность работы:

  • Выбираем кусочек предметной реальности без присутствия человека.
  • Наделяем объекты человеческими чертами.
  • Что-то происходит, появляется.
  • Оценка события каждым из предметов этого места.
  • По-возможности, делаем вывод из этой истории, определяем мораль.

Например:

Спортивный уголок, шкаф с посудой, елка с игрушками, книжная полка. Выбрали спортивный уголок.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Турник ворчливый, заставляет делать упражнения. Канат веселый, любит покачаться. Кольца постоянно друг с другом ссорятся. Веревочная лестница пакостная, все время оббивает стены.

Пришли гости со своей обезьянкой. И та залезла на уголок. Пока гости не засобирались уходить, зверюга без устали лазила, прыгала и бесилась на всех элементах спортивного уголка.

А когда они ушли, канат сказал, что обезьянка ему понравилась и давно он так высоко не качался. Турник недовольно выразился, что она только балуется, а нужные упражнения не сделала. Кольца обиделись на нее и на весь мир. Гостья стукала их друг о друга и у них разболелись бока. Веревочная лестница была самая довольная. Совершенно безнаказанно у нее получилось отодрать обои от стен. Всю вину при этом она перекинула на обезьянку. Правда мама все-таки наругала опять ее.

А обезьянка вволю повеселилась и даже не обратила внимание на все обиды и недовольства. Нужно быть таким, какой есть. Всем не угодишь.

Примечания:

Эти сказки с выводами о морали, этических нормах. Они показывают человеческие отношения со стороны, от имени оживленных предметов.

15. Карточки

Последовательность работы:

  • Выкладываем кучу карточек с картинками и выбираем 5-8 штук.
  • Раскладываем их в случайном порядке.
  • Соединяем их с помощью предлогов и находим интересные словосочетания.
  • Придумываем сказку

Например:

Жираф на велосипеде, бабочка в ведре, бабочка на шарах, телескоп на мельнице. Выбрали телескоп на мельнице.

skazki_po_kartochkam

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Жил-был мельник с сыном. Он хотел, чтобы сын стал тоже мельником. А ребенок мечтал о звездах. Бабушка подарила ему телескоп.

Однажды он увидел падающую звезду и отправился на ее поиски. Путешествие привело его в большой город. Он поступил в университет и стал астрономом.

Мечты становятся явью, когда ты следуешь им.

Примечания:

Если нет карточек с картинками, можно просто написать по одному слову на каждую карточку и связывать уже слова.

16. Сказка с приемами фантазирования ТРИЗ

Последовательность работы:

  • Описываем какую-то локацию или героя.
  • Выбираем прием фантазирования.
  • Преображаем с помощью приема нашу локацию или героя.
  • Продумываем причину почему произошли изменения.

Например:

Медведь – герой.

К нему применим прием Объединение. Объединим героя со свойствами болота: вместо меха – мох с ягодами клюквы и брусники. И живет на нем несколько лягушек.

skazka_priem_fantazirovaniya

Наелся медведь ягод и вырос на нем мох с жильцами. И вот пошел слух по лесу, что объявилось в нем чудище. Издает оно странные звуки и прятаться умеет искусно. Сидит зайчик, ест ягодку и вдруг кочка, с которой он рвал клюкву поднимается. Зайчик, конечно же, наутек.

А зверь был добрым, помогал тем, кто попал в беду. А лягушки шутили и развлекали лесных обитателей. Постепенно звери привыкли к чудищу и перестали бояться. А у медведя незаметно мох выпал и выросла обычная шерсть. Правда и лягушки исчезли. А жаль, с ними было весело.

Примечания:

Приемы фантазирования были выделены автором ТРИЗ – Г. Альтшуллером. Они великолепно размывают рамки шаблонов мышления и позволяют управлять воображением. С ними можно придумывать не только сказки или разные поделки, а и новые идеи для решения реальных задач в быту и бизнесе.


Выводы:

  1. Перед тем, как сочинять сказку каким-либо способом, мы не знаем, что получится. Нет «правильного» ответа. С одной стороны, это стопорит, с другой – вот здесь и прямо сейчас мы сочиняем новую сказку, которая (кто знает) изменит картину мира слушателя.
  2. Способы создания истории — как клубок для Ивана-Царевича — проводники. Не обязательно пользоваться всеми. 2-3 варианта хватит, чтобы оттачивать свое мастерство.
  3. Эти методы подходят не только для сочинения сказок. Они также помогают найти идею в разных сферах.
  4. Сочинение сказок, историй – одно из самых мощных направлений развития мышления, речи, воображения как ребенка, так и взрослого.
  5. Личность и слушателя, и сказителя меняется в лучшую сторону.
  6. Сказку можно оформить в книжку собственного изготовления. А можно составить хронологию – ленту времени – timeline с рисунками для самых важных ее событий.

Книга Дж. Родари о том, как придумывать истории: Грамматика фантазии

Источники:
Гин С. И. Мир фантазии: Минск; 2007
Коллектив авторов под рук. Сидорчук Т. А. Творческие задания «Золотого ключика»: Самара; 2001
Ньюбургер Э. Банка с историями: М., 2016
Родари Дж. Грамматика фантазии: Прогресс; М.; 1990

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Вы узнали как сочинить сказку самой, образцы и план действий. Попробуйте это сделать с ребенком/детьми. Полезное и увлекательное совместное время сегодня всем нужно.


16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Содержание

  • Как можно красиво начать сказку?
  • Как составить сказку по плану?
  • Как завершить сказку?
  • Как пишется сказкотерапия?
  • Какие бывают типы сказок?
  • Как начинаются сказки для детей?
  • Какие есть волшебные сказки?
  • Что такое план по сказке?
  • Чем заканчиваются сказки?
  • Чем обычно заканчиваются народные сказки?
  • Какой конец у сказки?
  • Что должна содержать терапевтическая сказка?
  • Как правильно писать сказки или сказки?
  • Что значит терапевтические сказки?

В слове «молоки» ударение ставят на слог со второй буквой О — моло́ки.

Как можно красиво начать сказку?

  1. Начните издалека. …
  2. Обозначьте место, где будут происходить события. …
  3. Придумайте главного героя. …
  4. Обозначьте проблему. …
  5. Придумайте продолжение истории. …
  6. Вместе с героем решите его сказочную проблему. …
  7. Выведите своего героя из всех приключений безусловным победителем.

13 апр. 2012 г.

Как составить сказку по плану?

Далее придумать главного героя сказки.

Сказка должна иметь определенный план:

  1. Начало истории, вступление, зачин (где? кто? когда?)
  2. Основная часть. Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
  3. Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
  4. Итог, концовка, желательно счастливое.

Как завершить сказку?

Слушателю или читателю должно быть сразу понятно, что это и есть завершение истории. К примеру окончаний сказок можно отнести фразы: «вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец», «и жили они долго и счастливо, и умерли в один день», «и я там был, мед, пиво пил, по усам текло да в рот не попадало».

Как пишется сказкотерапия?

В психологии для лечения души сказками существует отдельный термин – сказкотерапия. Само слово кажется понятным – сказка плюс терапия. То есть сказка играет роль лекарства, влияющего на психическое здоровье человека. Происходит это из-за того, что изначально сказки являлись своеобразными агрегаторами народной мудрости.

Какие бывают типы сказок?

Темы народных сказок

  • Нечистая сила
  • Небесные силы
  • Судьба, удача
  • Религия, священники
  • Смерть
  • Верность законам, справедливость
  • Мудрость
  • Ум и глупость

Как начинаются сказки для детей?

Чаще всего зачин русских сказок звучит так: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». Начало сказки «Давным-давно…» тоже довольно распространено. … Они вводят слушателя в действие, он узнаёт, о ком, где и когда будут происходить события сказки. Зачин задаёт ритм и напевность сказки.

Какие есть волшебные сказки?

Волшебные сказки

  • Царевна-лягушка «Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. …
  • Гуси-Лебеди Гуси-лебеди — произведение народного творчества. …
  • Сивка-Бурка …
  • Маленький принц — Антуан Де Сент-Экзюпери …
  • Иван-царевич и серый волк …
  • Морозко …
  • Белоснежка и семь гномов …
  • Крошечка –Хаврошечка

Что такое план по сказке?

Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Чем заканчиваются сказки?

Русские народные сказки имеют одинаковый зачин и концовку. Волшебные сказки заканчиваются обычно свадьбой, и тогда рассказчик говорит: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». … Другие сказки могут заканчиваться похвалой слушателям: «Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец».

Чем обычно заканчиваются народные сказки?

Народные сказки обычно заканчиваются: «так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать» («Белая уточка», «Иван-царевич и серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая»), «тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!» («Маша и медведь», «Морозко», «Колобок»), «честным пирком да за свадебку» («Сивка- …

Какой конец у сказки?

Конец сказки называется концовкой. В концовке происходит обращение к читателю, а также приводится мораль сказки, которая, чаще всего, заключается в том, что добро всегда побеждает зло. Примеры концовок: “стали жить-поживать – добра наживать”, “вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец!”

Что должна содержать терапевтическая сказка?

В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней. В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

Как правильно писать сказки или сказки?

СКА́ЗКА, -и, род. мн. -зок, дат. -зкам, ж.

Что значит терапевтические сказки?

Терапевтическая сказка подсказывает и направляет, помогает осознать то, к чему могут привести те или иные действия. Через сказку происходит принятие чувств героя, обоснование его поведения и поступков. В терапевтических сказках описано множество жизненных сценариев.

Интересные материалы:

Что не ела героиня Гуси лебеди?
Что не нужно делать перед экг?
Что нельзя давать Несушкам?
Что нельзя давать улиткам Ахатинам?
Что нельзя делать после гирудотерапии?
Что нельзя делать с головным убором?
Что нельзя делать в медицинском колледже?
Что нельзя делать в мультиварке?
Что нельзя пересылать по почте в Украину?
Что нельзя при колите кишечника?

Как начать сказку

Сказкотерапия — звучит очень по-современному. Однако это направление психотерапии отнюдь не ново. Издревле человечество рассказывает своим отпрыскам сказки, стремясь не только развлечь дитя или успокоить на сон грядущий, но и научить ценным вещам – например, отличать хорошее от плохого. Информация, поданная в форме увлекательной истории, усваивается легче, а, следовательно, при помощи сказки ребенку легче привить какие-то навыки и помочь справиться со сложными ситуациями. А потому психологи настоятельно рекомендуют родителям сочинять и рассказывать своим чадам сказки.

Как начать сказку

Инструкция

Начните издалека. Традиционно используются фразы, обозначающие время: «давным-давно», «во времена Царя Гороха», «в древности», «в прошлом году», «такого-то числа и такого-то года» и так далее.

Обозначьте место, где будут происходить события. В классических сказках это звучит так: «в некотором царстве-государстве», «в тридесятом царстве», «в одном лесу». Но ничто не мешает вам придумать что-то свое, особенно если сказка лечебная и призвана помочь малышу справиться с какой-то проблемой. Вы можете выбрать местом событий своей истории школу («Однажды в одной школе города N-ска произошла удивительная история»), деревню, детскую площадку или детский садик.

Придумайте главного героя. Ваша задача – сделать его похожим на вашего малыша. Пусть он любит вещи, к которым неравнодушно ваше чадо, имеет сходные с его привычки, увлечения. Но не стоит полностью копировать свое дитя в герое истории. Сделайте персонажа сказочным, любопытным, забавным, обаятельным, вызывающим самые горячие симпатии и желание очутиться на его месте.

Обозначьте проблему. Пусть символически (ни в коем случае не напрямую!) она отображает ситуацию, в которую попал ваш ребенок и с которой вы хотите научить его справляться при помощи сказки. Измените ситуацию так, чтобы она лишь угадывалась, сделайте ее по-настоящему сказочной, волшебной, но вполне узнаваемой. Однако не преуменьшайте трудности, с которыми столкнулся главный герой.

Придумайте продолжение истории. Здесь вы можете ввести в игру антигероя/героев, которые усугубят проблему, или же обойтись без них. Главное: обозначенная в прошлом пункте проблема должна быть усилена максимально, доведена до абсурда. Развивайте историю так, чтобы стало понятно – герой просто не может не предпринять что-то относительно проблемы.

Вместе с героем решите его сказочную проблему. Здесь о вас потребуется определенная тонкость. Вы должны провести героя сказки по приключениям к решению проблемы так, чтобы ребенок увидел выход из своей собственной – той, под которую и придумывалась сказка. Пусть в процессе герой проявляет свои лучшие качества, задействует разнообразные ресурсы, становясь попутно сильнее, умнее, добрее, героичнее. Больше спецэффектов и драмы!

Выведите своего героя из всех приключений безусловным победителем. Порадуйтесь вместе с малышом его удаче и храбрости, а затем придумайте, чему научила персонажа сказки эта история, как он в дальнейшем будет вести себя, попав в схожую ситуацию.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Зачин – что это такое, примеры зачинов в популярных сказках и былинах

С чего начинается сказка? Попробуйте задать себе этот вопрос. И наверняка, в голове всплывут слова «Жили-были…» или «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» Эти простые фразы окутаны особой аурой, они погружают нас в волшебный мир.

Мы забываем о реальности и готовы слушать чудесную историю, полностью растворившись в ней. В литературе это называется ЗАЧИН.

Сказительница

Что такое зачин

Зачин – это начало большинства произведений народного творчества, таких как сказки, песни и былины. Он непрерывно связан с основными событиями истории. И рассказывает о месте, времени происходящего или о главных героях.

Само слово «зачин» — существительное, происходящее от глагола «зачинать». А он в свою очередь означает «начинать, приступать к чему-либо». Есть даже такая русская поговорка:

Зачин дело красит

что такое зачин

Классические примеры зачина

Номер один среди зачинов – фразы «Жили-были», «Жил-был», «Жила-была» и так далее. Сказок с таким началом огромное количество. И почти все они – те, которые рассказывают самым маленьким детям, то есть наиболее популярные и народные. Это «Колобок», «Морозко», «Маша и медведь», «Баба-Яга» и многие другие.

«Жил-был старик со старухой» (Колобок)
«Живало-бывало. Жил дед да с другой женой» (Морозко)
«Жили-были дед и бабушка. Была у них внучка Маша» (Маша и медведь)
«Жили-были муж с женой. И была у них дочка» (Баба-Яга)
«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, но детей у них не было» (Снегурочка)
«Жила-была коза с козлятами» (Волк и семеро козлят)

В этих зачинах уже сразу появляются главные (или второстепенные, но с которых все началось) герои сказок. Это весьма распространенный прием. Он есть даже там, где нет классической фразы «жили-были».

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая» (Репка)
«Было у царя три сына – двое умных и Иван-дурак» (Сивка Бурка)
«Одна девочка ушла из дома и заблудилась» (Три медведя)
«Стоит в поле теремок» (Теремок)

В этих зачинах часто упоминаются не только главные действующие лица. В них также сразу описывается, что с ними приключилось. Так, в начале «Репки» мы узнаем, что репку посадили, и она выросла слишком большая. А в «Трех медведях» сразу говорится, что девочка Маша пошла гулять в лес и заблудилась.

Есть даже целый ряд сказок, которые начинаются со слов «Ехал мужик с базара…». Например, «Мудрая девушка» и «Мужик и медведь».

Есть еще один знаменитый зачин, который очень часто используется в русско-народных сказках. Это фраза «В некотором царстве, в некотором государстве».

«В некотором царстве-государстве жил-был царь» (Царевна-лягушка)
«В некотором царстве, в некотором государстве жил царь» (Кощей Бессмертный)
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь» (Сказка о молодильных яблоках)
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой» (Волшебное кольцо)

Зачин и концовка в сказках

Зачин в былинах

Былины – это особые произведения, прославляющие чаще всего подвиги русских богатырей. А потому в зачине часто говорится, кто главный персонаж конкретной истории.

«Кто бы нам рассказал о бывалом, об Илье, о Муромце»
«Закатилось красно солнышко за лесушки. Порождался Вольга сударь Буслаевич»

Но еще чаще былины начинаются с географических описаний. Как элементов природы – лес, море, поля. Так и конкретных деревень и городов.

«Во стольном граде Киеве у честной вдовы был единственный сын Добрыня Никитич»
«Из того ли города Мурома, из того ли села Карачарова»
«На высоком холме стоит Киев-град. Опоясывает его земляной вал, окружают рвы»
«Из славного Ростова красна города»

Три богатыря

Зачин в сказках Пушкина

Александр Сергеевич написал много сказок, которые мы знаем и любим. И в некоторых из них он также использовал классические зачины, удачно вплетая их в рифмы. Вот, например, как начинается «Сказке о попе и работнике его Балде»:

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

А в «Сказке о золотом петушке» Пушкин и вовсе соединил два самых популярных зачина:

Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве.
Жил-был славный царь Дадон.

Отчасти прослеживается классический зачин и в «Сказке о золотой рыбке». Правда, там использовано всего одно слово «жили», а не «жили-были»:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Зачин в сказках Пушкина

Но не во всех сказках Александр Сергеевич использовал зачины в чистом виде. Так, в «Сказке о царе Салтане» и в «Сказке о мертвой царевне» их нет. Там сразу начинается повествование:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
и
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

Тут нет обозначения главных персонажей, так как «трем сестрицам» и «царю с царицей» отводятся второстепенные роли. Нет и указания места, в котором происходят события. Ну, разве что можно догадаться, что и там, и там – царский дворец.

Зачины в зарубежных сказках

Популярный зачин «жили-были» — это далеко не уникальное начало сказок, которое присуще только русско-народному творчеству. Нечто похожее присутствует практически в любой стране:

  1. «Once upon a time…» — классическое начало всех английских сказок. Дословно этот зачин можно перевести как «Однажды…». Но в книжках переводчики часто пользуются более поэтичной формулировкой «Давным-давно…». Вот например, как начинается знаменитая английская сказка «Джек и бобовое дерево:

    «Once there was young man Jack. He lived with his mother on small farm at the foot of Foggy Mountains»

  2. «Il était une fois…» — так начинаются французские сказки. Дословный перевод, как и у англичан, «Однажды…». Но опять же русские переводчики любили ставить более привычное нашим читателям «Жили-были…». Одна из самых известных французских сказок «Золушка» начинается именно с этих слов:

    «Il était une fois un gentilhomme qui épousa en secondes noces une femme, la plus hautaine et la»

    Сказка Золушка

  3. «C’era una volta…» – начало итальянских сказок, которые на русский язык можно перевести «Жил когда-то / Был когда-то…».
  4. «Es lebte einmal…» – точно такое же начало и у немецких сказок, особенно часто встречается у братьев Гримм.

И точно такие же зачины можно найти где угодно. И неважно, на каком они языке. Главное, все похожи и у всех одинаковая цель – помочь читателю погрузиться в волшебный мир сказки.

  • Как красиво написать вывод в сочинении
  • Как красиво закончить сочинение по литературе
  • Как красиво закончить сочинение по картине
  • Как красиво закончить сказку
  • Как красиво в нашем зале словно в сказку мы попали