Как красиво закончить сочинение по картине

Содержание статьи

  • С чего начать
  • Сбор информации об авторе и произведении
  • Определение жанра
  • Общее устное описание
  • Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
  • Анализ основной мысли и настроения произведения
  • Личное отношение
  • Составление плана
  • Клише для отдельных пунктов плана

Описание произведений знаменитых художников – одно из самых распространенных заданий по русскому языку для учеников начальной и средней школы. Чтобы успешно справиться с ним, ребенок должен четко понимать, как писать сочинение по картине, как начать и закончить для 3-5 класса. В этом поможет памятка, в которую включены основные правила и последовательность написания работы. Если ученик усвоит эти принципы, он сможет легко научиться писать сочинения по натюрмортам, пейзажам и портретам.

С чего начать

Прежде чем составить план и начать писать сочинение по картине, требует провести подготовительную работу. Она состоит из нескольких этапов.

Девочка пишет сочинение

Сбор информации об авторе и произведении

Нужно ознакомиться с биографией художника и историей картины. Возможно, толчком для написания полотна послужили знаковые события, произошедшие в этот период. Или идея была навеяна личными переживаниями и эмоциями автора – влюбленностью, болью от потери, воспоминаниями о детстве, любовью к родному краю или определенному времени года и т. д. Эти сведения помогут лучше понять основную мысль и настроение произведения.

К примеру, пейзаж «Золотая осень» Исаака Левитана. Художник родился 15 октября, то есть именно в тот период, когда природа выглядит так, как изображено на холсте. И можно предположить, что это время года автор любил больше всего, потому и посвятил ему свое произведение.

Определение жанра

Живопись классифицируют в зависимости от главных объектов изображения. Существуют следующие жанры:

  • Натюрморт (от французского nature morte, «мертвая природа»). На полотнах изображены предметы обихода, книги, посуда, фрукты, овощи, дичь и т. д.
  • Пейзаж. Картины, изображающие природу, естественную или измененную.
  • Портрет. Воссоздает облик реальных или выдуманных автором людей.

Ко 2-3 классу школьники уже умеют правильно идентифицировать жанры. И в сочинении нужно обязательно указать, о каком типе художественного произведения идет речь.

Мальчик думает и пишет сочинение

Общее устное описание

Основная цель таких заданий – научить ребенка последовательному описанию увиденного, словесному выражению своих мыслей и чувств. Но сначала нужно сделать это в устной форме. Внимательно рассмотрев картину, школьник должен отметить следующие моменты:

  • Сюжет. Что изображено на полотне? Какие события и явления передает произведение?
  • Передний план. Какие объекты сразу привлекают к себе внимание? Что можно сказать о них, какие характерные черты выделить? Если на картине изображены люди или животные, что они делают, какие эмоции и чувства испытывают?
  • Задний план. На фоне чего расположены главные объекты? Как это влияет на общее настроение картины? Какую информацию передает?

Когда речь идет о портретах или натюрмортах, определить объекты переднего и заднего плана легко, чего нельзя сказать о пейзажах. Чтобы выделить эти зоны, нужно визуально разграничить изображение на 2 горизонтальные равные части. Область, в которой находится большее количество предметов, и является передним планом.

Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы

Мелкие элементы присутствуют на работах любого жанра, дополняя основные объекты. Нередко они несут большую смысловую нагрузку, поэтому изучить их нужно с особенным вниманием.

Например, часы на руке женщины, изображенной на картине Федора Решетникова «Опять двойка» (вероятней всего, матери горе-ученика). В совокупности с усталым взглядом они дают понять, что каждый день ее наполнен заботами, и чтобы все успеть, она вынуждена планировать его буквально по минутам. И тем сильнее огорчает ее очередной «неуд» ребенка, причиной которого, скорее всего, является небрежное отношение к учебе.

А также на этом этапе важно обратить внимание на цветовую гамму. Какие тона преобладают, теплые или холодные? Тусклые или насыщенные? Картина отличается цветовым многообразием или за основу взяты несколько оттенков?

Работа Ивана Айвазовского «Буря на море»

Картина Ивана Айвазовского «Буря на море»

К примеру, работа Ивана Айвазовского «Буря на море». Небо, скалы и море выполнены в фиолетово-серых тонах. Но этого достаточно, чтобы передать силу грозной стихии и вызвать чувство тревоги. При взгляде на полотно как будто слышен грохот мощных волн, грозные раскаты грома и шум дождя.

Анализ основной мысли и настроения произведения

В этой части нужно сформулировать идею картины. Что хотел сказать автор своим произведением? Показать красоту пасторальных пейзажей, мощь стихии или эмоции людей в определенных ситуациях, их отношение к происходящим событиям и т. п.

А также нужно упомянуть о том, какими чувствами наполнено полотно и какое настроение оно создает – мрачное и угнетенное или светлое и радостное.

Личное отношение

Изучив произведение, ребенок должен выразить свои впечатления от увиденного. Какие мысли и чувства возникли, глядя на картину? О чем она заставила задуматься? Что понравилось, а что нет? Захотелось ли ознакомиться подробнее с творчеством автора и т. д.

Мальчик школьник

Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь ребенку подобрать яркие, эмоциональные эпитеты, которые помогут точнее описать его отношение. Словарного запаса учеников 4, 5 и 6 классов может не хватить для того, чтобы передать свои чувства.

Составление плана

Текст должен быть поделен на 3 ключевых раздела – вступление, основную часть и заключение. Чтобы правильно оформить работу, нужно написать план. Как правило, описания картин создаются по следующей схеме:

  1. Вступление. Начинается сочинение с краткой справки об авторе, также упоминается жанр и название произведения, дата создания.
  2. Сюжет. Нужно охарактеризовать явление, ситуацию или персонаж, если речь идет о портрете.
  3. Передний и задний план. В этой части надо указать, какие объекты являются центральными, а какие второстепенными. Рассказать об их отличительных чертах, описать внешность героев, если они присутствуют, обратить внимание на фон.
  4. Мелкие детали. Здесь можно подробнее остановиться на одежде персонажей, особенностях и отличительных признаках изображенных предметов.
  5. Цветовая гамма. Потребуется описать основные тона картины или указать на многообразие красок. А также рассказать, какие оттенки преобладают, яркие или приглушенные, теплые или холодные.
  6. Настроение. В этой части нужно проанализировать увиденное и описать, какие чувства и эмоции передает изображение.
  7. Заключение. Закончить сочинение надо, сформулировав основную идею полотна и свое отношение к нему.

Это примерный план, по которому пишутся описания. Для каждого сочинения лучше делать индивидуальную схему в зависимости от жанра и особенностей произведения.

План написания сочинения описания

Клише для отдельных пунктов плана

С поиском подходящих формулировок, которыми можно заполнить основную часть, начать или завершить сочинение, трудности возникают не только у малышей, но и у учеников 7, 8 и 9 классов. В этой ситуации поможет таблица-шпаргалка с шаблонными выражениями.

Часть текста Клише
Вступление
  • ·        Передо мной полотно ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______ замечательного художника _______
  • ·        На уроке русского языка я познакомился с прекрасной картиной ­­­­­­­­­­­­­_______ работы_______
  • ·        Интересна история создания этого полотна (коротко описать)
  • ·        Эта работа сыграла огромную роль в творческой биографии автора (коротко рассказать)
  • ·        Теме_______ посвящено много произведений, потому что (объяснить)
Сюжет
  • ·        Картина _______ изображает _______
  • ·        Интересен сюжет полотна _______ (рассказать)
  • ·        Художник _______ на картине _______изобразил _______
Передний план
  • ·        На переднем плане располагается _______
  • ·        Центральным объектом картины является _______
  • ·        На переднем плане художник изобразил _______
Задний план
  • ·        На заднем плане расположились _______
  • ·        Задний план занимает _______
  • ·        Вдалеке виднеется _______
Цветовая гамма
  • ·        Изображая _______, художник использует множество цветов и оттенков
  • ·        На картине преобладают _______ цвета
  • ·        Используя _______ цвета и оттенки, автор создает _______ настроение
  • ·        Благодаря контрасту _______ оттенков, можно понять идею художника (рассказать)
  • ·        Художник выбрал_______ краски. Этим он показывает _______
Настроение
  • ·        Глядя на картину _______, я думаю о _______
  • ·        Любуясь картиной, я чувствую _______
  • ·        Картина создает _______ настроение
  • ·        От полотна веет _______
  • ·        Картина навевает _______чувства

Это приблизительные варианты, которые не стоит переписывать дословно. Лучше видоизменить их, добавив собственные мысли.

План

клише (шаблоны)

1. Вступление.

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)

  • На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)

  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)

  • Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)

  • Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).

  • В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).

  • Тема картины — ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).

  • Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).

  • На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)

  • Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).

  • Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)

  • Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.).

Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)

  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)

  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)

  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).

  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)

  • Задний план занимает_____(что?)

  • Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

  • Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)

  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)

  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)

  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения.

  • Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?)

  • Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он показывает нам _____(что?)

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)

  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)

  • Картина создает ____(какое?) настроение.

  • От этого полотна веет _____(чем?)

  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

Как писать сочинение по картине: на примере «Утро в сосновом лесу»

Сочинение проводят в школе для того, чтобы проверить, насколько ученик умеет грамотно и локанично излагать свои мысли. А сочинение-описание по картине к тому же даёт понять, умеет ли школьник понимать и объяснять произведения художественного искусства. Чтобы тебе было проще справляться с подобными заданиями, Адукар подготовил подробную инструкцию.

Как писать сочинение по картине: подготовительный этап работы

До начала работы тебе стоит подготовиться. Ведь картину, как и литературное произведение, нужно уметь читать и распознавать посыл автора. В первую очередь изучи биографию художника и его творческий путь. Тебе важно понять, в какой технике, тематике и стиле работал мастер. Погугли пару ссылок с историей создания картины: как правило, известные произведения искусства имеют интересные предыстории написания. Кстати, если не разбираешься в жанрах живописи, гугл в помощь. Эта информация понадобится для того, чтобы знать, что перед тобой: пейзаж, натюрморт или портрет. Очевидным плюсом к твоей работе будет также упоминание нескольких фактов из биографии художника.

Например: «Рассматривая картину „Утро в сосновом лесу“, хочу отметить, что Иван Шишкин — русский художник-пейзажист. Почти вся его живописная деятельность посвящена русским пейзажам, на которых практически никогда не встречаются животные. Однако картина „Утро в сосновом бору“ имеет очень интересную историю создания. Изначально она была написана Шишкиным без медведей на ней — там был лишь сосновый бор. Медвежат в него позже поместил другой художник Константин Савицкий, поэтому долгое время в правом нижнем углу было две подписи: Шишкин и Савицкий. Заказчиком картины был меценат Павел Третьяков, который потребовал, чтобы авторство осталось за Шишкиным. Именно поэтому данная картина известна всему миру как шедевр Ивана Ивановича Шишкина».

Обычно картина, по которой школьники пишут сочинение, находится в учебнике. И ей посвящено отдельное упражнение с вопросами к картине. Используй эти вопросы для написания сочинения. Отвечая на них, незаметно напишешь большую часть сочинения

Обычно картина, по которой школьники пишут сочинение, находится в учебнике. И ей посвящено отдельное упражнение с вопросами к картине. Используй эти вопросы для написания сочинения. Отвечая на них, незаметно для себя напишешь большую часть сочинения

Теперь переходим к самой работе. Сначала проанализируй картину с технической стороны: кто или что на ней изображено, какая цветовая гамма преобладает, где происходит действие на ней, общие ощущения и так далее. После постарайся выделить тему и идею полотна и свяжи это с техническими характеристиками. Важно также сказать об эмоциях и чувствах, которые вызывает у тебя картина: грусть, печаль или, наоборот, спокойствие и умиротворение.

Крутые онлайн-курсы подготовки к ЕГЭГотовься к ЕГЭ онлайн где и когда тебе удобно. Закрывай пробелы в знаниях и сдавай экзамен на 80+ баллов.Хочу учиться онлайн!

Сочинение по картине: примерный план

Как и в стандартной письменной работе, в сочинении по картине есть вступление, основная часть и заключение. Мы уже рассказывали об этом в материале «Как написать сочинение-рассуждение на любую тему». Если ещё не видел его, обязательно переходи по ссылке и читай: найдёшь там много полезного. А сейчас мы напомнить тебе, как должна выглядеть структура сочинения.

Вступление

Во вступлении обычно дают краткую информацию о художнике и его значении в искусстве. Можно написать, в каком стиле работал мастер, в чём особенность его творчества. Неплохо упомянуть историю создания полотна, год написания, жанр картины и так далее. Обратись к первому примеру, который мы приводили выше: это будет ориентиром для тебя, как должна выглядеть вступительная часть. В начале ты также можешь углубиться в биографию автора или побольше рассказать о самом жанре, в котором написано полотно.

Например: «Когда Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, его обучал портретист Мокрицкий. Однако уже тогда все заметили, что у будущего гения живописи прекрасно получаются именно пейзажи. „Шишкин рисует такие виды, какие ещё никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а они у него выходят так красиво, как швейцарские часы“, — говорили учителя. За свои пейзажи Шишкин не раз получал медали, а Императорскую академию художеств он окончил в большой золотой медалью».

Основная часть

Основная часть посвящена анализу и описанию полотна: нужно рассказать, о чём эта картина и как свою идею автор показывает зрителю. Проанализируй, что находится на заднем, среднем и переднем планах. Опиши главных героев картины (если они есть), обрати внимание на важные детали. Охарактеризуй цветовое и световое оформление полотна и отметь, какое настроение с их помощью передаёт автор.

Например: «Картина „Утро в сосновом лесу“ написана в 1889 году. Считается, что художник создал её под впечатлением от поездки по вологодским лесам. Он хотел изобразить утренний сосновый бор, и, на мой взгляд, сделал это мастерски. Глядя на картину, мы сразу ощущаем, что в лесу стоит утренняя прохлада, лёгкий туман, возможно, после дождя ночью. Такие чувства у нас возникают благодаря цветовой гамме. Преобладают цвета холодных оттенков: тёмно-зелёный, серый, синий. Однако есть и тёплый жёлтый цвет, демонстрирующий первые лучи восходящего солнца на верхушках деревьев».

Заключение

В заключении необходимо подытожить своё описание небольшим выводом. Отметить, понравилась ли картина и почему, всё ли показалось понятным.

Например: «На мой взгляд, художнику удалось всецело передать атмосферу раннего утра в лесу. Вспоминая, как раньше дедушка возил меня утром в лес собирать грибы, я хорошо ощущаю лёгкую прохладу, свежесть, тишину лесной гущи. Эти же чувства возникли у меня и при просмотре картины „Утро в сосновом бору“ Ивана Шишкина. Мне кажется, что шедевры являются таковыми именно потому, что авторы с их помощью даже сквозь века может тронуть человека. У Ивана Ивановича Шишкина это безусловно получилось».

Чтобы написать сочинение по картине, будь внимательным, не ленись поискать факты о художнике и полотне, а также используй синонимы, слова-маркеры и фразы-связки. Их можно подобрать с помощью словаря либо специальных онлайн-сервисов. И не забудь, что при выставлении оценки учитывается не только твой творческий подход, но и грамотность. Подтянуть навыки правописания можешь на наших курсах подготовки к ЕГЭ и ЦТ. Желаем тебе удачи и вдохновения!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были тебе полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Как писать сочинение-рассуждение на любую тему

6 советов, которые помогут подготовиться к итоговому сочинению 2022

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

17 октября 2021 года в 13:28

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

  • Как красива осенняя березка сочинение 4 класс русский язык сочинение
  • Как красива осенняя береза сочинение 4 класс
  • Как котенок маму искал сказка читать
  • Как котенок маму искал сказка текст
  • Как кот зверей напугал белорусская народная сказка