Как лебедь остался один рассказ

Интегрированное занятие «Как лебедь остался один» 

из цикла «Новые развивающие сказки»

Лексическая тема: Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Задачи: Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов -АТ-, -ЯТ-). Развитие связной речи. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

Оборудование. Иллюстрации к сказке, компьютер, аудиозапись «Осенней песни»

П. И.Чайковского, предметные картинки с изображениями птиц, природные материалы для поделки.

Ход занятия

1. Организация начала занятия.

Логопед. Ребята, я приглашаю вас в путешествие в сказку. Если вы хотите попасть туда, то выполните мои задания.

2. Упражнение «Кто лишний?». Развитие синтаксической стороны речи (употребление в речи сложноподчиненных предложений), зрительного внимания, мышления.

Логопед открывает наборное полотно, на котором выставлены предметные картинки: ласточка, грач, лебедь, кукушка, снегирь, журавль.

Логопед. Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка здесь лишняя? Почему? Постарайтесь ответить на мой вопрос не одним словом, а предложением.

Дети. Здесь лишняя картинка, на которой нарисован снегирь, потому что снегирь — зимующая птица, а все остальные — перелетные.

Логопед. А каких птиц мы называем перелетными?

Дети. Мы называем перелетными тех птиц, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Логопед. Молодцы! Вы справились с моими заданиями. Рассаживайтесь  поудобнее на ковре и слушайте сказку «Как лебедь остался один».

3. Рассказывание логопедом сказки. Развитие слухового внимания, творческого воображения.

Логопед. Наступила осень. По небу плыли рваные черные тучи. Листья на деревьях стали рыжими. В выходной день девочка пошла на прогулку в парк. Под ногами шуршала опавшая листва. Большие кленовые листья кружились в воздухе.

Упражнение «Кленовые листья». Развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки.

Муз.руководитель. Представьте, что вы превратились в кленовые листья и кружитесь в воздухе под музыку.

Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Дети свободно кружатся под музыку.

Затем муз. руководитель выключает проигрыватель и приглашает детей занять места на ковре.

Логопед. Вдруг девочка увидела на зеркальной глади пруда прекрасного белого лебедя. Он медленно плыл, печально опустив голову. Девочка вспомнила, что летом видела здесь двух лебедей с целым выводком лебедят.

Упражнение «У кого — кто?». Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с суффиксами -АТ-, -ЯТ-.

Логопед. Вставайте в круг, давайте вспомним, как называются птенцы других перелетных птиц.

У скворца — … (скворчата).

У гуся — … (гусята).

У утки — … (утята). И т. п.

Логопед снова приглашает детей на ковер.

Логопед. «Что же случилось? — подумала девочка. — Почему лебедь остался один?»

— Да, все лебеди улетели, — услышала она хриплый голос над головой. На ветке клена сидели две вороны и беседовали.

— А почему остался этот красавец? — спросила ворона, которая была поменьше.

— Злые люди хотели поймать лебедят, а этот защищал их и сломал крыло. Все лебедята выросли и улетели на юг, — ответила ей старая ворона.

Упражнение «Лебедята учатся летать». Развитие координации движений.

Логопед. Представьте, что вы маленькие лебедята, вы учитесь летать.

Дети разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч, а затем выполняют взмахи руками, двигаясь по кругу с высоким подниманием колена. Дети заканчивают выполнение упражнения и садятся на ковер

Логопед.  «Теперь лебедь будет зимовать в зимнем саду и ждать возвращения других лебедей,» -продолжала старая ворона.

И действительно, девочка увидела на острове посреди пруда маленький домик, где будет зимовать лебедь, и подумала, что обязательно будет приходить к нему зимой и приносить ему угощение. И все-таки девочке было грустно. Начинался нудный осенний дождь. Девочка раскрыла зонт и пошла домой. У ворот она обернулась и посмотрела на лебедя. Он все так же медленно кружил по пруду, печально опустив голову.

Логопед. Ребята, а мы с вами знаем пальчиковую гимнастику про дождик.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку». И.В.Нищева

 Вышел дождик на прогулку.        «Шагаем» по столу указательным и

                                                                    средним пальцами рук.

Он бежит по переулку.                     Загибаем по одному пальцу на руках

Барабанит по окошку,                    на каждую строку.

Напугал большую кошку,        

Вымыл зонтики прохожих,        

Крыши дождик вымыл тоже.        

Сразу мокрым город стал.                     Встряхиваем ладонями так, как буд-

                                                                     то отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал.                      Кладем ладони на колени.

Муз.руководитель вновь включает магнитофон. Звучит «Осенняя песня».

Воспитатель.

В холодном парке,

Среди льдин,

Зимует лебедь.

Он один.

Не повредил ли он крыло?

Сломал, быть может?

Бедняга, вот не повезло,

Летать не может!

Я возле лебедя стою,

Я видел всю его семью.

С большим семейством лебедят

Он плыл куда-то…

И вдруг над парком

Как взлетят

Все лебедята.

В холодном парке,

Среди льдин,

Остался лебедь.

Он один.

А я все думаю о нем,

Бегу к нему на водоем.

Решил я притвориться:

Я тоже лебедь-птица.

Я поднял руку,

Как крыло.

Но ничего не помогло.

В холодном парке,

Среди льдин,

Скучает лебедь.

Он один.

Муз. руководитель выключает магнитофон.

4. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи. Воспитание бережного отношения к природе.

Логопед приглашает детей занять места за столами.

Логопед. Какую сказку я вам рассказала?

Дети. Сказка называется «Как лебедь остался один».

Логопед. Расскажите, как описана природа в начале сказки?

Дети. Наступила осень. По небу плыли тучи. Листья на деревьях стали желтыми.

Логопед. Куда пошла девочка?

Дети. Девочка пошла на прогулку в Летний сад.

Логопед. Кто из вас был в Летнем саду?

Дети. Я! Я! Я!

Логопед. Вы видели пруд и лебедей в нем?

Дети. Да!

Логопед. А почему в сказке лебедь был один?

Дети. Он защищал своих лебедят от злых людей, сломал крыло и не смог улететь на юг. А другие лебеди улетели.

Логопед. А почему ворона назвала этих людей злыми?

Дети. Эти люди хотели поймать лебедят, а к природе надо относиться бережно. Пусть птицы живут на воле, не надо их ловить.

Логопед. Где же остался зимовать лебедь?

Дети. Он будет зимовать в домике посреди пруда. А девочка будет приносить ему угощение.

Логопед. Какое у вас было настроение, когда я вам рассказывала сказку, а потом воспитатель читала стихотворение А. Барто «Лебединое горе»?

Дети. Было грустно. Было очень жалко лебедя.

Логопед. Чтобы вам было не так грустно, давайте сделаем поделку «Лебеди в пруду», но для начала немного отдохнем.

Упражнение «ОСЕНЬЮ».

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Вдруг закрыли небо тучи,       (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)

Начал капать дождь колючий

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть      (Приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.         (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

5. Коллективная работа над поделкой из природного материала. Развитие творческой фантазии, конструктивного праксиса, мелкой моторики.

Воспитатель. Рассмотрите все, что я приготовила для поделки. Давайте положим  ватман  на  центр  стола  и представим, что это пруд.

Чем мы можем окружить пруд?  Что мы сделаем, чтобы было видно, что наступила осень? Из чего мы можем сделать туловища лебедей?  (дети выполняют коллективную  работу из природного материала).

По окончании работы все вместе  рассматривают  коллективную поделку. Педагоги и дети оценивают работу.

6Организация окончания занятия. Развитие диалогической речи.

Логопед. Где мы побывали сегодня?

Дети. Мы побывали в сказке «Как лебедь остался один».

Логопед. Чем мы занимались сегодня?

Дети. Мы играли в игру «Кто лишний?», слушали музыку и стихи, играли в игру «У кого — кто?», делали поделки.

Логопед. Если вам понравилась сказка, расскажите маме и папе, а потом попробуйте нарисовать картинку к сказке. Постарайтесь передать в картинке свое настроение. Завтра мы устроим выставку, будем рассматривать и обсуждать ваши работы.

17.01.2014

Путешествие в сказку «Как лебедь остался один»

Олеся

Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов -АТ-, -ЯТ-). Развитие связной речи. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и
слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

Оценить




1229

Содержимое разработки

РАССКАЗ « ИГРА»

Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цель. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 3—4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.

Рассказ «ИГРА»

Рассказывает взрослый (по окончании спектакля), имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы

. Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли.

Вопросы к рассказу

Ответ дается полным предложением.

—       Кто вошёл в группу?

—       Куда вошли дети?

—       Что взял Миша?

—       Кого взяла Катя?

—       Что катал Миша?

—       Кого причёсывала Катя?

В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.

Упражнения

1.        Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.

Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.

Катя села на ковёр. Миша долго завтракал. Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку. У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку. Миша любит машинки. И т. п.

2.        Установление порядка предложений в рассказе.

Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

Катя взяла куклу.— Катя вошла в группу.

Катя причёсывала куклу.— Катя взяла куклу.

Миша взял машинку.— Миша катал машинку.

Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.

3.        Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.

Взрослый предлагает ребенку выбрать из рассказа слова — названия действий (войти, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже: причёсывала — вошли; взял — катал; играли — вошли; причёсывала — взяла.

4.        Пересказ рассказа целиком (по памяти и с использованием картинки).

Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.

РАССКАЗ « ВЕЧЕР»

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа

Цели. Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками или отдельные сюжетные картины.

По ходу чтения взрослый выставляет картинки на фланелеграф.

Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой.

_       Наступило утро или вечер?

—       Что делает мама?

—       С кем играет папа?

—       Какой Ванечка?

—       Кто Ванечка Наташе? А маме?

—       Где Наташа делает уроки?

—       Что делает Наташа?

—       Как зовут кота?

—       С чем играет кот?

1.        Подбор объектов к словам-определениям.

К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков.

Про кого можно сказать:

—       ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая? … сильный, большой, заботливый, весёлый? … маленький, смешной, беспомощный, плаксивый, слабый, подвижный? …

—       шустрый, игривый, быстрый, ловкий, полосатый,

—       усатый, пушистый? … Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребенком по несколько раз, а при рекомендации логопеда — заучить.

2.        Уточнение родственных отношений в семье.

—       Кто Наташа маме?

—       Кто Ванечка папе?

—       А кто Ваня бабушке?

—       Кто Наташа Дедушке?

—       Кто Наташа для Вани?

—       Кто папа для мамы?

—       Кто мама для папы? И т. п.

3.        Подбор действий к субъектам действия.

—       Что может делать мама? (стирать, гладить бельё, пылесосить квартиру, вытирать пыль, шить платье, вязать кофту и т.п.)

—       Что может делать малыш?

—       Что может делать школьница Наташа?

—       Что может делать кот Бегемот?

4.        Анализ предложений: подходит или не подходит предложение к рассказу.

Мама готовит салат.

Ванечке 2 года.

Наташа хорошо учится.

У Наташи много друзей.

Папа водит машину.

Мама хорошо вяжет.

Мама и папа были на работе.

Папа любит играть с сыном.

У Наташи много уроков.

Кот любит «вискас».

Рассказ «КОТ-ЗАДИРА»

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

Цели. Те же, что в предыдущем занятии.

И ходе занятия взрослый читает текст рассказа, одновременно выставляя и передвигая картинки на фланелеграфе в соответствии с называемыми действиями.

Рассказ «КОТ-ЗАДИРА»

До начала чтения желательно выяснить знание детьми и в случае необходимости объяснить понятие «задира».

Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пуделю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пёс Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево.

Вопросы к рассказу

—       Как звали кота-задиру?

—       Почему его назвали задирой?

—       На кого вспрыгнул кот?

—       как звали пуделя?

—       Что разломал Филя в песочнице?

—       Чьи это были куличики?

—       Кто их лепил?

—       Что Филя сделал с голубем?

—       Во что он вцепился?

—       Кто выскочил из подъезда?

—       Какой был Пират?

—       Как Пират залаял на кота?

—       Куда забрался Филя?

—       Почему?

—       Вам (тебе) жалко Филю?

—       Почему?

Упражнения

1.        Словарная работа.

Взрослый подробно объясняет значение слов — названий действий и признаков: подкрался, вцепился, стремглав, забрался, кинулся, грозно зарычал, залаял, выгнул спину,

2.        Подбор действий.

Желательно, чтобы к этому времени ребенок самостоятельно подбирал 4—5 слов или словосочетаний, обозначающих действия.

—       Что может делать кот? (умываться, есть, пить, играть с ленточкой, ловить мышей, царапать диван, выгибать спину, гоняться за птицами, убегать от собак, забираться на дерево и т. п.)

—       Что может делать пёс? (10 действий)

—       Что может делать голубь?

3.        Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним предложения.

К этому периоду обучения самые «трудные» дети еще отстают по запасу глаголов, особенно когда называются оттенки значений. Взрослый просит вспомнить слова, обозначающие действия, из рассказа и составить предложения с этими словами: жил, прыгнул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выскочил, залаял, выгнул, забрался.

Объединим два действия, можно расширить предложение.

4.        Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.

Взрослый просит ребенка определить, какое действие совершилось раньше, какое — позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа: прыгнул, жил-был; подкрался, разломал; залаял, выскочил; забрался, зашипел; выгнул, забрался.

5.        Дополнение прочитанного взрослым предложения другим, логически связанным с ним.

На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя… Из подъезда выскочил сердитый пёс. Он… Пёс грозно залаял на кота. Кот…

6.        Пересказ рассказа по опорным картинкам.

На данном этапе обучения от ребенка требуется не только правильное построение предложений и отсутствие пауз в рассказе, но и громкость, четкость, эмоциональность рассказывания.

Рассказ «ДВА БРАТА»

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

Цели. Те же, что в предыдущем занятии.

Перед началом чтения рассказа взрослый уточняет с детьми, кто такие братья-близнецы, а затем выставляет на фланелеграф картинки — изображения двух одинаковых мальчиков. По ходу чтения на фланелеграф последовательно выставляются соответствующие предметные картинки, которые будут служить опорными сигналами при последующем пересказе текста детьми.

Рассказ «ДВА БРАТА»

Жили-были два брата-близнеца — Андрюша и Кирюша. Однажды Кирилл заболел и его положили в больницу. Остался Андрей один. Сел он к телевизору, посмотрел — скучно. Достал маленькие машинки — неинтересно. Полистал комиксы — не смешно. Стал робота собирать — не получается. Сел Андрюша и загрустил. Оказывается, брат Кирюша нужнее всех игрушек на свете!

Вопросы к рассказу

—       Как звали братьев-близнецов?

—       Что случилось с Кириллом?

—       Куда положили Кирюшу?

—       Весело было Андрюше смотреть телевизор?

—       Интересно было ему играть с машинками?

—       Весело было мальчику листать комиксы?

—       Легко было Андрею собирать робота?

—       Кто оказался самым нужным для Андрюши?

Вопросы могут варьироваться взрослым в зависимости от лексико-грамматических возможностей ребенка.

Упражнения

1.        Словарная работа.

Взрослый выясняет знание ребенком или объясняет ему значение слова «комиксы».

Уточняется значение наречий, содержащихся в рассказе (скучно, неинтересно и т.д.).

Когда мы говорим: скучно? неинтересно? не смешно? трудно? грустно?

Ребенок возможно подробнее приводит варианты соответствующих событий, взрослый фантазирует вместе с малышом.

2.        Образование наречий от прилагательных.

—       У Андрюши грустные глаза — значит, ему как? (грустно).

—       Передачи казались мальчику скучными — значит, ему было как?

—       Игра в машинки была неинтересной — значит, играть было как?

—       Сборка робота была трудной — значит, мальчику было каково?

—       Комиксы казались несмешными — значит, смотреть их было Андрею каково?

3.        Образование сравнительной степени прилагательных:

нужный — ещё нужнее

высокий — ещё…

смешной — ещё…

маленький — ещё…

интересный — ещё…

большой — ещё…

трудный — ещё…

толстый — ещё…

грустный — ещё…

длинный — ещё…

Объекты к определениям взрослый подбирает по своему усмотрению

4.        Образование имен собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффиксами.

Взрослый предлагает ребенку придумать разные ласковые и шутливые имена для братиков:

Андрей — Андрейка — Андрюшенька — Андрюшечка — Андрюха, Кирилл — Кирюша — Кирюшка — Кирюха — Кирюшенька — Кирилка и т. п.

5.        Восстановление предложения по наречию.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, каково было Андрею в разных ситуациях (у телевизора, с машинками, с комиксами, с роботом) без Кирюши, и назвать эти слова по порядку: скучно, неинтересно, не смешно и т.д. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.

6.        Пересказ рассказа с опорой на предметные картинки.

При пересказе ребенок может строить более развернутые предложения, например: Все передачи по телевизору были для Андрюши неинтересными. Или: Даже мультики не нравились Андрюше, были неинтересными. Важно, чтобы передавался смысл рассказа, сохранялась последовательность изложения, предложения строились грамотно.

Рассказ «ЩЕНОК БИМКА»

Фланелеграф дети часто называют телевизором, и перед занятием взрослый может объявить, что сегодня «по телевизору» они увидят ещё одну интересную историю — приключения щенка Бимки. Бимка живет на даче. Он пока маленький, но очень любопытный. Взрослый выставляет на фланелеграф изображение симпатичного щенка. По ходу чтения он добавляет картинки — портреты других персонажей.

Рассказ «ЩЕНОК БИМКА»

Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Бимка лапой — колется. Вдруг Бимка увидел бабочку — пёструю, красивую, воздушную — и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бимка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: «Бимка, Бимка! Где ты?» Это бежал и кричал Димочка, хозяин щенка. Мальчик поднял Бимку, погладил, посадил за пазуху и понёс домой

—       Откуда убежал щенок?

—       Как его звали?

—       Как щенок оказался на поляне?

—       Где он пролез?

—       Кого щенок увидел на поляне?

—       Какой был ёжик?

—       Кто летал над поляной?

—       Какая была бабочка? (3

—       Почему щенок свалился в ручей?

—       Почему щенок запищал?

—       Куда он выскочил?

—       Что Бимка услышал?

—       Кто это был?

—       Куда Димочка посадил щенка?

—       Куда понёс?

Упражнения

1.        Уточнение понятий: за пазуху, отряхнулся, тронул.

2.        Подбор нескольких определений к существительному.

—       Какой Бимка? (маленький, смешной, беспомощный, слабый, шустрый, красивый и т.д.)

—       Какой ёжик? (колючий, серый, маленький, остроносый, бесхвостыйи т.д.)

—       Какая поляна? бабочка?

—       Какой Дима? ручей?

Выделенные слова разбираются и объясняются подробно.

3.        Включение подходящего глагола (действия) в предложение.

При проговаривании предложения, чтобы не нарушать порядок слов, пропущенный глагол можно обозначить хлопком или зрительным символом — полоской бумаги, обозначающей слово. Щенок Бимка… из дома. Бимка… под забором. Бимка его… Бимка до него… Бимка… за бабочкой. Бимка… до бабочки. И т.д. по всему тексту. Здесь важна работа над однокоренными словами: тронул — дотронулся, побежал — добежал и т.д.

4.        Установление правильного порядка слов в предложении. Взрослый объясняет, что Незнайка перепутал все слова в предложениях, и просит ребенка помочь навести порядок в словах.

Из дома Бимка щенок убежал. …

Забором под пролез щенок. …

Поляне на ёжика увидел щенок. …

Его лапой Бимка тронул. …

Бабочку Бимка увидел вдруг. …

В свалился ручей Бимка. …

На выскочил сушу щенок. …

Щенка Дима домой понёс. …

Рассказ «ПОПУГАЙ ПЕТРУША»

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.

Взрослый выставляет перед детьми серию сюжетных картин о девочке, в доме которой жили попугай Петруша и кот Мурзик. Объяснение содержания картинок дается в такой последовательности: вот что случилось вначале, вот что — потом и вот что — в самом конце (так как, возможно, это первая серия картин, увиденная некоторыми детьми). Взрослый дает время рассмотреть картинки, после чего предлагает послушать рассказ.

Рассказ «ПОПУГАЙ ПЕТРУША»

Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит несколько перышек.

Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший! Подняла Маша голову, а это её любимый попугаи сидит на люстре и кричит на всю комнату!

Вопросы к рассказу

—       Кто жил у Маши в квартире?

—       Как звали кота?

—       Как звали попугая?

—       Почему попугай вылетел из клетки?

—       Что увидела Маша, когда вошла в комнату?

—       Почему Маша решила, что кот съел попугая?

—       Что лежало рядом с котом?

—       Откуда взялись перышки?

Разбираются варианты ответов.

Упражнения

1.        Восстановление деформированного предложения.

Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит малыша помочь навести порядок.

Клетку Маша закрыть забыла. … Перышки кота около на лежали полу. … Голос Маша услышала громкий. … Сидел на попугай люстре. …

Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

2.        Восстановление по нескольким словам, обозначающим действия, цепочки предложений: забыла закрыть — пришла — ахнула; испугалась — заплакала — решила; слышит — сидит — кричит.

3.        Подбор действий.

—       Что может делать: попугай Петруша? кот Мурзик? девочка Маша?

Совместно с ребенком подбирается по 6—8 действий.

4.        Восстановление последовательности событий а рассказе и составление предложений.

Взрослый просит ребенка вспомнить, что было раньше, что позже, и составить полные, правильные предложения в нужном порядке.

Маша увидела попугая на люстре.— Маша услышала громкий голос.

Маша испугалась, что кот съел попугая.— Маша пришла в комнату.

Маша подняла голову.— Маша испугалась и заплакала.

5.        Подбор определяемых слов.

Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из трех героев рассказа относятся слова, обозначающие признаки:

говорливый… хитрый… пушистый… заботливая…

добрая… маленький… красивый… голосистый…

голодный…, остроклювый… тонколапый…

пушистохвостый хитроглазый… длиннохвостый… полосатый… усатый… зубастый… остроухий… и т.п.

При трудностях восприятия сложных прилагательных взрослый объясняет их смысл, например: остроклювый — «с острым клювом». Затем взрослый предлагает малышу подобрать по 3—4 слова, характеризующих героев.

Какой кот? попугай?

Какая девочка Маша?

6. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

Рассказ «ПЕТЯ И ВОЛКИ»

цели. Те же, что в предыдущем занятии.

Взрослый предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин о встрече мальчика в лесу с волками. После того как картинки будут внимательно рассмотрены, читает рассказ.

Рассказ «ПЕТЯ И ВОЛКИ»

Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну. Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.

Вопросы к рассказу

—       Где жил Петя: в городе или в деревне?

—       Когда это было?

—       Откуда шёл Петя?

—       Куда шёл Петя?

—       Мимо чего шёл Петя?

—       Где Петя увидел волков?

—       Заметили волки Петю?

—       Куда волки побежали?

—       Куда Петя вскарабкался?

—       Что он бросил?

—       Почему?

—       Как Петя вскарабкался на сосну?

—       Где сели волки?

—       Почему они сели под сосной?

—       Кто проходил мимо?

—       На чём шёл охотник?

—       Что у него было с собой?

—       В кого выстрелил охотник?

—       Что сделали волки?

—       Откуда слез Петя?

—       Что он сказал охотнику?

На все вопросы ребенок отвечает полным предложением.

Упражнения

1.        Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.

Петя шёл по опушке леса.— Откуда? — Куда?

Петя побежал.— От кого? — Куда?

Петя взобрался на сосну.— Как? — Зачем?

Петя бросил портфель.— Почему? — Где?

Волки сели ждать«Чего? — Где? — Почему? Охотник шёл на лыжах,—Где? — С чем? Охотник выстрелил. — в кого? — Из чего? Петя слез с дерева. — Когда? — Как? Петя сказал «спасибо».— Кому? — За что?

2.        Уточнение понятий: опушка, стремглав, вскарабкался, вскинул.

Рассказ «КАК АЛЁША ХОТЕЛ БЕЛКУ ИСПУГАТЬ»

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

Цели. Те же, что в предыдущем занятии.

Взрослый читает рассказ, сопровождая чтение показом сюжетных картин о мальчике и белке.

Рассказ «КАК АЛЁША ХОТЕЛ БЕЛКУ ИСПУГАТЬ»

Один раз пошёл Алёша в лес за грибами. Увидел на дереве белку и кинул в неё кепку. В белку не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алёша, жалко ему стало кепки. Хорошо, что мимо проходили школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был большим мальчиком. Он залез на дерево и достал Алёшину кепку. Саша отдал кепку Алёше и сказал: «Нельзя обижать животных! Ты сам себя наказал!»

Вопросы к рассказу

—       Куда пошёл Алеша?

—       Кого он увидел?

—       Где сидела белка?

—       Что Алёша кинул в белку?

—       Зачем Алёша кинул кепку?

—       Где осталась кепка?

—       Почему?

—       За что она зацепилась?

—       Кто проходил мимо?

—       Кто залез на дерево?

—       Кто достал кепку?

—       Что сказал Саша?

—       Почему Алёша сам себя наказал?

—       Как Алёша поступил?

—       Можно обижать животных?

Упражнения

1.        Составление цепочки предложений по опорным глаголам: пошёл — увидел — кинул — заплакал; проходил — полез — достал — сказал.

2.        Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.

Петя кинул в белку.— Что? — Куда? Проходили школьники.— Где? — Как их звали? Кепка повисла.— Где? — Почему? Саша полез на дерево.—Зачем? — Для кого? Саша отдал кепку.— Кому? — С какими словами?

3.        Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

Образец рассказа «НЕЗНАЙКИН ПОДАРОК»

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.

Взрослый показывает серию сюжетных картин о Незнайке и задает детям вопросы по их содержанию. (Рассказ на этом занятии дети будут составлять сами.

Вопросы

—       Когда это было: зимой или летом?

—       Что собрал Незнайка?

—       Во что он собрал снежинки?

—       Куда Незнайка понёс снежинки?

—       Кому Незнайка показал снежинки?

—       Как было в комнате: тепло или холодно?

—       Какой праздник приближался?

—       Почему Дюймовочка засмеялась?

—       Откуда в шапке взялась вода?

—       Почему Незнайка расстроился?

—       Что он хотел подарить Дюймовочке?

—       Какие были снежинки?

Упражнения

1.        Составление предложений по опорным словам.

Незнайка — снежинки.

Снежинки — шапка.

Незнайка — Дюймовочка.

Шапка — вода.

2.        Составление предложений по опорным словам-глаголам.

Набрал — понёс — показал.

Перевернул — вылил — расстроился.

Приготовилась — засмеялась.

Образец рассказа «НЕЗНАЙКИН ПОДАРОК»

Взрослый не читает образец рассказа целиком, а использует его только для помощи ребенку в случаях затруднений.

Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок. Он понёс их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около ёлки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают.

Рассказ «ПРО ДЕВОЧКУ МАШУ И КУКЛУ НАТАШУ»

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Цели. Те же, что в предыдущем занятии.

Взрослый показывает серий сюжетных картин о девочке Маше и ее кукле. По ходу рассматривания картинок задает детям вопросы.

Вопросы

—       Когда это было: зимой или летом?

—       Куда вышла девочка Маша?

—       Что Маша держала в руках?

—       Куда Маша села?

—       Кого Маша посадила на качели?

—       Смогла Маша качаться?

—       Почему?

—       Какая была кукла: тяжёлая или лёгкая?

—       Кто тяжелее: Маша или кукла?

—       Что Маша слепила?

—       Куда Маша посадила снеговика?

—       Какая девочка Маша? (умная, сообразительная).

Упражнения

1.        Составление предложений по опорным словам.

Маша — кукла — двор.

Сесть — качаться — задуматься.

Слепить — посадить — качаться.

2.        Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.

Маша вышла гулять.— Куда? — С кем? Маша посадила куклу.— Куда? — Зачем? Маша слепила снеговика.— Какого? — Для чего? Маша поставила снеговика.— Куда? — Зачем? Маша стала качаться.— На чём? — С кем?

Образец рассказа «ПРО ДЕВОЧКУ МАШУ И КУКЛУ НАТАШУ»

Образец рассказа используется для помощи ребенку в случаях затруднений.

Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была её любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях. Она посадила куклу на одну сторону качелей, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень лёгкой, и Маша не смогла качаться на качелях. Маша слезла с качелей, скатала комки из снега и слепила снеговика. Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было качаться на качелях.

Рассказ «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»

. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Цели. Те же, что в предыдущем занятии.

Взрослый показывает серию сюжетных картин о «страшном звере» и задает детям вопросы по их содержанию.

Вопросы

—       Куда пошли Катя и Вова?

—       За чем они пошли в лес?

—       Что дети увидели в дупле?

—       Где было дупло?

—       Почему дети испугались?

—       К кому побежали Катя и Вова?

—       Что дед Егор нёс на плече?

—       Куда пошли Катя, Вова и дед Егор?

—       На кого нацелил ружьё дед Егор?

—       Что он крикнул?

—       Кто вышел из дупла?

—       Почему Катя и Вова засмеялись?

Упражнения

1.        Составление предложений по опорным словам.

Катя и Вова — лес — грибы.

Дети — дупло — горящие глаза.

Дети — дед Егор — ружьё.

Прицелиться — выходить — удивляться — рассмеяться.

2.        Составление цепочки предложений по опорным вопросам.

Дети отправились в лес— Когда? — За чем?

Катя и Вова остановились,— Около чего? — Почему?

Дети испугались.— Чего? — Почему?

Катя и Вова побежали, — К кому? — Зачем? — С какими словами?

Дед Егор побежал.— Куда? — С чем? — Зачем?

Дед Егор громко крикнул.— Что? — Кому?

Вышел маленький котёнок.— Откуда? — Куда?

Дед Егор удивился.— Что он сказал? — Почему?

Дети засмеялись.— Как? — Почему?

Образец рассказа «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»

Образец дается в случаях затруднений при составлении рассказа ребенком.

Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной… котёнок. Катя и Вова рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»

Рассказ «ЗАБОТЛИВАЯ СЕСТРА»

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

Цель. Учить детей пересказывать рассказ значительного объема. Занятие начинается с чтения взрослым рассказа.

Рассказ «ЗАБОТЛИВАЯ СЕСТРА»

Однажды летом брат с сестрой — Лена и Серёжа — пошли в лес за грибами. Бродили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Серёжа нашёл всего два гриба. Увидел Сергей, что сестра собрала больше грибов, и расстроился. «Не пойду домой! — кричит.— Плохие эти грибы! Плохой лес!» Корзинку бросил, упал на землю и плачет. «Ну что ты, Серёженька! — говорит ему Лена.— Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на одной сковородке будем жарить. Забирай мою корзинку, а то я устала, мне тяжело. А я понесу твою». Послушал Серёжа сестру, успокоился и говорит: «Корзинку-то я понесу. Только она не тяжёлая, она очень ценная. Спасибо тебе, сестра!»

Вопросы к рассказу

—       Когда это было?

—       Куда пошли Лена и Серёжа?

—       Кто они друг другу?

—       Кто старше?

—       Кто младше?

—       Сколько грибов собрала Лена?

—       Сколько грибов собрал Серёжа?

—       Почему Серёжа расстроился?

—       Что сказал Серёжа?

—       Почему он так сказал?

—       Что ему было обидно?

—       Что Лена сказала брату?

—       Почему она так сказала?

—       Ей действительно было тяжело?

—       Поняла Лена обиду брата?

—       Стала она смеяться над ним?

—       Позаботилась Лена о братике?

—       Что сказал Серёжа сестре?

—       Чем ценна эта корзинка с грибами для Серёжи?

—       Заботливой сестрой оказалась Лена?

—       Какая ещё девочка Лена?

—       Как лучше учить другого человека: добром или злом?

—       Если бы Лена посмеялась над братом, понял бы он свою ошибку?

—       За что Серёжа сказал сестре «спасибо»: за корзинку или за добрые слова?

Упражнения

1.        Подбор нескольких определений и включение их в предложение.

—       Какая девочка Лена? (заботливая, внимательная, чуткая, добрая и т.п.)

—       Какой был день? (ясный, солнечный, жаркий, летний)

—       Какие грибы собирала девочка? (крепкие, большие, красивые, съедобные)

—       Какой девочкой была Лена?

—       В какой день Серёжа и Лена пошли за грибами?

—       Каким мальчиком был Серёжа?

—       В каком лесу дети собирали грибы?

К этому времени на лексико-грамматических занятиях логопед уже изучил с детьми тему «Распространение предложений несколькими определениями».

2.        Составление предложений по опорным словом.

Дети — лес — грибы. Лена — корзинка — грибы. Серёжа — два гриба. Бросил — упал — заплакал. Послушал — успокоился — говорит.

3.        Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде сюжетной картины.

Рассказ «ЭТО Я ВИНОВАТ»

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

Цель. Та же, что в предыдущем занятии.

Занятие начинается с чтения взрослым рассказа.

Рассказ «ЭТО Я ВИНОВАТ»

Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенья и полезла в шкаф за банкой. Паша говорит сестре: «Не надо, Маша! Подожди бабушку!» Но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удержала её. Банка вы скользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперёд и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»

Вопросы к рассказу

—       Где играли Маша и Паша?

—       Кто они были друг другу?

—       3а чем Маша полезла в шкаф?

—       Что сказал Паша сестре?

—       По слушалась Маша брата?

—       Что случилось с банкой варенья?

—       Кто пришёл на шум?

—       Что сказала бабушка?

—       Что сказа Паша?

—       Почему он взял вину на себя?

—       Как поступил Паша?

—       Кто был старше?

—       Кто младше?

—       Если бы сестра была старше Паши, мог бы он поступить так же?

—       Кто поступил как настоящий ДРУГ?

Упражнение

Пересказ рассказа целиком.

Рассказ «ДРУЗЬЯ»

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Цели. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картин» изображенные на которой события — конечный результат действия

Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений.

Взрослый показывает сюжетную картину; после внимательного рассматривания картины ребенком задает ему вопросы.

Вопросы к сюжетной картине

—       Когда это было?

—       Где это случилось?

—       С кем играла девочка Таня?

—       Кто забрал у Тани мяч?

—       Хорошо поступил мальчик Витя?

—       Почему Таня заплакала?

—       С чем играл другой мальчик Андрей?

—       Что он протянул Тане?

—       Что сказал Андрей?

—       Кто поступил как настоящий друг?

—       Как поступил Андрюша?

—       Кто поступил по-доброму?

—       С кем девочка Таня будет дружить?

—       Кому Таня даст свои игрушки?

Образец рассказа «ДРУЗЬЯ»

Образец рассказа дается в случае затруднений.

Летом на поляне играли трое друзей — Таня, Витя и Андрее Таня подбрасывала и ловила мяч. Ей было очень весело. Вдруг Витя выхватил у Тани мяч и крикнул: «Хватит тебе бросать, я тоже хочу поиграть, с мячом!» Таня заплакала. Тогда Андрей сбегал домой и принёс воздушный шар. Андрей протянул красивый блестящий воздушный шарик Тане и сказал: «Возьми, Таня, не плачь!»

Также вас может заинтересовать

  • Инновационные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
  • Использование двигательно-речевых игр для автоматизации звуков и развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста
  • Массаж языка в потешках
  • Литературно-речевой праздник по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
  • Презентация на автоматизацию звука [ж]

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Презентация на тему «»Как лебедь остался один»»

  • Скачать презентацию (1.54 Мб)


  • 2 загрузки

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «»Как лебедь остался один»» по русскому языку. Презентация состоит из 7 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.54 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    7

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: "Как лебедь остался один"

    Слайд 1

  • Слайд 2

  • Слайд 3

  • Слайд 4

  • Слайд 5

  • Слайд 6

  • Слайд 7

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Лебедь – птица 2009 года

Презентация: Лебедь, Щука и Рак

Презентация: Проблемы деятельности в литературных сюжетах

Презентация: Образ лебедя в русском искусстве

Презентация: Искусство графики

Презентация: Где вы, динозавры?

Презентация: Лебедь-крикун

Презентация: Композиторское искусство

Презентация: "Живые символы природы. Заказник "Лебяжий"

Презентация: Викторина по сказкам А. С. Пушкина для 2 класса

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Как курица лапой значение фразеологизма составить рассказ
  • Как крестьяне встретили своего хозяина в рассказе бурмистр
  • Как крепостное право влияет на людей недоросль сочинение
  • Как крепостное право влияет на людей в рассказе бурмистр
  • Как кратко пишется школа