Как легенды о ларре и данко помогают раскрыть проблематику рассказа м горького старуха изергиль

Как легенды о Ларре и Данко помогают раскрыть проблематику рассказа? Проблематика – это совокупность проблем, поставленных автором в произведении. В рассказе Горького Ларра и Данко – герои легенд. Легенда — это устный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ. Персонажи легенды сильно отличаются благодаря своей фантастичности: Ларра – «сын женщины и орла», а Данко освещает дорогу горящим сердцем. Оба героя романтизированы, исключительны, но имеют разное миропонимание: в вершинной системе персонажей эти герои противопоставлены друг другу. За счет противопоставления героев с разных сторон раскрывается проблематика рассказа: проблема исключительности, свободы, любви. Данко и Ларра понимают и используют свою исключительность по-разному, но оба видят в ней силу. Данко сочувствует человеческой слабости, и в нем возникает искреннее желание помочь людям. Он использует свою исключительность во благо: он берет на себя ответственность вывести племя из дремучего леса. Ларра видит в своей исключительности тщеславную индивидуальность: он презирает человеческие слабости и считает, что «таких, как он, нет больше». Исключительность он использует для себя: считает себя достойным убийства девушки только за то, что она его оттолкнула. Понимание свободы тоже различно. Данко свободу людей ставит выше собственной. Ради их счастья и благополучия он идет на собственную жертву. Ларра же важна собственная свобода: он, ради удовлетворения личных потребностей, готов лишить свободы других. Но впоследствии свобода оборачивается наказанием для Ларры: жизнь без других людей становится для него невыносимой. Он жаждет смерти, но умереть не может. Данко любит людей. Его подвиг обусловлен глубокой любовью к людям. Именно она зажигает в нем сердце и освещает людям путь. Чувство любви настолько велико, что Данко искренне радуется, когда выводит людей на опушку леса. Ларра любит только себя: на это указывает его гордыня и честолюбие. Убийство девушки указывает на его нелюбовь к людям: он не ценит жизни другого человека. Человек – удивительное существо. В нем могут одновременно сосуществовать качества и Ларры, и Данко. Лишь от него самого зависит, как он будет их использовать.

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

12.1. Какова роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Внесценическими называют тех персонажей, кто лишь упоминается в комедии, порой  — одной фразой, на сцене они не появляются. В комедии «Горе от ума» можно насчитать таких персонажей значительно больше, чем бывает обычно в драматургических произведениях.

Против Чацкого объединяются (не на сцене, а в жизни) высмеянные им дядюшка Софьи, «любитель театра», «тот чахоточный» ненавистник грамоты, «фрейлина Екатерины Первой», княгиня Пульхерия Андревна, «Нестор негодяев знатных» и десятки других представителей светского общества. Они создают ту силу, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий.

Эти персонажи выполняют две основные сюжетные функции: служат поводом и объектом для насмешек Чацкого, помогая читателю ясно увидеть светское общество, и составляют реакционный лагерь, враждебный главному герою.

Одна из сюжетных функций внесценических персонажей  — усиливать и обобщать впечатление, производимое происходящим на сцене.

Целый монолог Чацкого посвящен «французику из Бордо». Сюжетная функция этого персонажа  — глубоко возмутить главного героя, заставить его выступить с горячей речью перед всем собравшимся у Фамусова обществом. Монолог окончательно отделяет Чацкого от фамусовского лагеря. Слабость Чацкого в «Горе от ума» оправдана в первую очередь тем, что он одинок в противоборстве со светским обществом. Будь на сцене хотя бы один соратник Чацкого  — иной была бы и расстановка сил. После «Горя от ума» у нас остается ощущение, что если Чацкий найдет единомышленников, борьба его уже не будет столь безнадежной.

Возможные соратники Чацкого незримо присутствуют в комедии: двоюродный брат Скалозуба «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», профессора педагогического института, по словам княгини, «упражняются в расколе и безверье», а ее племянник князь Федор «чинов не хочет знать» и занимается наукой. Появление таких непонятных свету людей показывает, как меняется эпоха и ослабевают позиции Фамусовых.

12.2. В чём заключаются причины краха теории Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Теория Раскольникова  — явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Наиболее обсуждаемой в обществе эта проблема стала после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону,  — утверждает Раскольников,  — и в голову не пришло бы мучиться вопросом  — можно ли убить старушонку,  — он зарезал бы без всякой задумчивости».

Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников,  — это низкое, подлое дело, даже с точки зрения самого Раскольникова.

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро.

12.3. Как легенды о Ларре и Данко помогают раскрыть проблематику рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» состоит из трех частей: легенда о Ларре, история самой старухи Изергиль и легенда о Данко. Все три истории различны, но Горький посредством этих трех рассказов пытается дать ответ на вопрос: в чём смысл жизни? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь, как старуха Изергиль?

Ларра красив, свободолюбив, дерзок, эгоистичен, за эти качества он и поплатился. Считая себя лучше всех, не считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из старейшин. За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди называют его Ларра, что означает отверженный.

Романтическим антиподом Ларры является Данко  — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Пылающее сердце Данко  — это символ жертвенного служения людям, а сам герой  — воплощение всего лучшего в человеке.

12.4. Тема будущего в поэзии русского футуризма.

Поэт-революционер и бунтовщик  — так часто отзывались о самом известном представителе русского футуризма. На 1912—1914 годы приходится начало творческого пути Маяковского. И можно с уверенностью сказать, что идеи авангардного направления сформировали эстетический вкус поэта и определили его дальнейшую судьбу в литературе. И спустя десятилетия именно с его именем в первую очередь ассоциируется деятельность футуристов.

В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества.

12.5. Как русская литература повлияла на другие виды искусства? (На материале одного или двух произведений).

Тема может быть раскрыта на примере творчества А. С. Пушкина, по произведениям которого создано немало музыкальных шедевров. Русская опера все время ориентируется на Пушкина. «Руслан и Людмила» М. И. Глинки «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского.

В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П. И. Чайковскому взять «Евгения Онегина» А. С. Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась Чайковскому абсурдной. Он заявляет, что «Онегин»  — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает.

Той же весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский едва мог припомнить, встречал ли когда нибудь. К своей реальной корреспондентке Чайковский не питает совершенно никакой любви, и он поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью.

Но от нее приходит еще одно письмо, полное страстного чувства, и Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Он женится на ней (6 июля 1877 года). В результате  — трагедия (три недели спустя он бегством спасается от брака).

Сцена письма Татьяны была написана первой. Татьяна Ларина и Антонина Милюкова соединяются в болезненно-возбужденном сознании композитора, рождая дивное звучание оркестра и мелодию признания Татьяны: «…То в высшем суждено совете,/ То воля неба: я твоя!» Менее чем за год  — 20 января 1878 года  — «Евгений Онегин» был закончен.

Пушкин писал в начале века, Чайковский во второй его половине, почти в конце. «Евгений Онегин»  — непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной,задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.

(по материалам https://www.belcanto.ru/onegin.html)

Легенда о Ларре

Ларра мечтал быть лучше всех. Он верил в это, не имея оснований, думая, что статус сына орла уже делает его лучше, чем любой человек. Но люди сразу заметили, что в нем нет ничего особенного, что он ничем не отличается от них, кроме наглого и горделивого выражения глаз. Таким образом, мечта Ларры не являлась чистой и светлой. Она разбилась о реальность, ведь возомнив о себе, что он достоин быть наравне со старейшинами, может брать все, что хочет, имеет право на убийство, Ларра не просто ничего для этого не делал, но и считал, что такое положение вещей нормально для него. Ларра поплатился за сво гнусную мечту быть лучше всех. Он – одинокий скиталец, который вынужден вечно ощущать тяжелые цепи свободы – свободы без общества, ведь к жизни в обществе он оказался не готов.

Конспект урока по литературе «Легенды о Ларре и Данко». Проблематика рассказа и авторская позиция».

Зернова Т.М.

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СШ №1»

г.Ефремов

Конспект урока по литературе в 7 классе

20 марта 2020 года

«Легенды о Ларре и Данко (из рассказаМ.Горького «Старуха Изергиль»).Проблематика рассказа и авторская позиция».

Цели:

  1. Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.
  2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.
  3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование

:

Эпиграфы к уроку:

«Если только для себя, то зачем ты?»

(Древняя мудрость)

Ход урока

  1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.

Тема урока: «Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».

С произведением М. Горького вы уже познакомилисьдома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока.

Учитель.Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?»В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?»

Эпиграфом к нашему уроку,на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

Примечание:

Романтизм

художественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес

к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».[5]

-Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра –личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток»,«эгоистичен».)

4. Анализ легенды о Ларре

  • Кто является главным героем первой легенды?
  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
  • Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)
  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм,себялюбие)
  • Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордость

чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня

непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе.[3:138]

  • Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.
  • К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)
  1. Работа в группах. Инсценировка эпизода «Суд над Ларрой» и его анализ.

Ребята, а сейчас мы посмотрим сцену суда над Ларрой, которую подготовила 1-я творческая группа. Это было их домашним заданием.

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).
  • Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?
  • А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома.(…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)

    [3:35]

  • Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода?(Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)
  • Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).
  • Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»

[1:I,4]

  • На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?

6.

Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону»

[1:II,14]

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

[1:II,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)
  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)
  • Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46]. Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».[2:47] Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7.

Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького
Критерии Данко Ларра
1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого»)
2) Толпа — герой «Дружно пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46] Открытое противостояние(«А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)
3) Отличительная черта характера Альтруизм Чрезмерная гордость, полная свобода действий
4) Отношение к жизни Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35]
5) Легенда и современность Что имеется ввиду?

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…») Преступление, убийство той, что отвергла сына орла
7) Авторская оценка героев «гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко. «Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет ему места среди людей.» [2:35]
  • Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»
  • А как вы понимаете словаэпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»

8. Рефлексия

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки. И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.
Домашнее задание:

напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 1992.
  2. Горький, М. Избранные сочинения. – М.: «Художественная литература»,1986.
  3. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
  4. Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. – М.: «Русское слово», 2011.
  5. slovar.lib.ru

Легенда о Данко

Мечты и реальность Данко – совсем противоположные, нежели в истории о Ларре. Данко – светлый и чистый герой. Он готов жертвовать собой ради счастья других. Его мечтой было выведение людей из леса, и ради ее достижения он не остановился даже перед смертью. Сердце Данко воспылало от того, что его мечта была чистой и светлой. Люди не оценили подвига Данко, но его мечта исполнилась и это уже награда для него. Несмотря на то, что «осторожный человек» растоптал остатки пылающего сердца, оно оставило отголоски и является людям в виде красивых искр.

Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009)

14. Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»

Линию романтизма в произведениях Горького, начатую рассказом «Макар Чудра», продолжает «Старуха Изергиль». Писатель создает незабываемые по силе и красоте человеческие характеры, воспевает гордых и смелых людей. В этот период приемами романтического письма реализуется одна из ведущих тем творчества писателя – тема Человека и обывателя. Сам рассказ воспринимается как яркий факел среди серости обыденной жизни. Рассказу присущ высокий романтический пафос, большая эмоциональная насыщенность. Образ героини – самый романтический и поэтичный. Старуха Изергиль рассказывает собеседнику историю своей жизни и две легенды. В рассказе о себе и легендах о Данко и Ларре действительность и вымысел настолько тесно переплетаются, что, кажется, легенда – тоже реальность. Жизненность, реальность произведения усиливается описанием природы. Пейзаж наполнен настроениями, переживаниями автора или героев. Природа одухотворяется и издаваемые ею неведомый шорох и таинственные вздохи превращаются в шум человеческих голосов, создаваемые ею тени – в образы людей, а голубые степные блики – в искры растоптанного сердца.

Характерной фигурой легенд является герой-одиночка, противостоящий окружающей его враждебной среде.

Ларра – сын орла. Он горд и свободен. Его вольнолюбие не имеет границ. Ларра пытается жить, как птица, будучи при этом человеком. И люди отвергают его, наказывая вечным изгнанием за эгоистичность и жестокость. Легенда говорит о том, что в стремлении к личной свободе человек не должен пренебрегать общечеловеческими законами. Живя среди людей, даже будучи гордым и независимым, человек не может руководствоваться только инстинктами. Гордый Ларра получил в жизни то, чего хотел, но почему-то мечтой его стала мечта о смерти, и «в глазах его столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». По видимому тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Герой второй легенды – Данко, человек гордый и свободный, мечтает спасти и вывести людей из беспросветной тьмы в обетованную страну света и счастья. Усталые люди теряют человеческий облик, превращаясь в толпу со зверинами ликами. Данко сумел подавить в себе негодование, так как любовь и жалость к людям была в нем сильнее. Когда люди теряют веру, он, как факел, несет свое сердце, прокладывая дорогу обессилевшим. Данко гибнет и его растоптанное сердце рассыпается миллионами огоньков, чтобы зажигать сердца других, любящих и верящих. Идейная суть легенды звучит в словах Изергиль: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать».

Действительностью в рассказе является повествование о собственной жизни главной героини – старухи Изергиль.

Изергиль прожила яркую и насыщенную событиями жизнь. Ее жизнь сама как легенда. И люди вокруг нее – свободолюбивые и гордые. Это и черноусый рыбак, страстно любивший ее, и рыжий гуцул, рисковавший собой ради веселой и вольной жизни, и юноша – «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями». Изергиль не останавливали никакие блага и богатства, если уходила любовь. Не смог ее удержать ни пан, бросивший все к ее ногам, ни щедрый султан. Ради любви Изергиль была готова на все. Так, выручая любимого из плена, она убивает часового.

Изергиль много страдала, но страдания ее – тоже проявления яркой и настоящей жизни, которые подчеркивают ту радость и то счастье, которые ей довелось пережить.

В рассказе прослеживается идея, что мнимая разумность и осторожность есть ложная мудрость, убивающая в человеке жажду жизни, обесценивая ее.

Старуха Изергиль дает понять собеседнику, что в ее представлении люди, подавляющие страсти ради покоя и благополучия, не вносят в жизнь ничего, они и в молодости старики, не способные дать окружающим ни любви, ни тепла. Главная героиня прожила свою жизнь свободной от обязательств и обязанностей. Но в повествовании автора нет осуждения – в жизни люди далеки от идеала, в них есть хорошее и плохое. В то же время автор развенчивает индивидуализм тех, согласен жить среди людей, но только для себя.

Легенды и реальность настолько переплетены общим настроением рассказа, что создается впечатление, что и герои легенд, и сама рассказчица живут одной жизнью. Возвышенный и яркий язык старухи Изергиль позволяет представить героев легенд. Сама она ничуть не сомневается в их действительном существовании. Она видит проходящую тень навеки одинокого и бессмертного Ларры и голубые искры сердца погибшего Данко. В романтических произведениях Горького прославляются самые возвышенные, самые прекрасные черты в человеке, его дерзкое стремление к свободе. Писатель вынужден был прибегать к художественному вымыслу, чтобы ярче и полнее выразить идею вечного спора о месте человека в мироздании.

Мечта и реальность в жизни старухи

Рассказывая о своей жизни, старуха Изергиль приводит в пример множество мужчин, которые были рядом с ней. Возможно, в каждом из них она пыталась найти свою мечту. Но ни один так и не стал настоящей опорой для нее, не смог обуздать ее нрав, не оказался воплощением той самой мечты, которая живет в сердце каждой женщины. Старуха Изергиль так и не нашла своего счастья, но уверена, что место для подвига есть в каждой жизни. Нужно только стремиться к свету.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Мечта и реальность в «Старухе Изергиль», привести аргументы в пользу этих категорий, распределить значение мечты в жизни человека и истинные цели этой мечты, сопоставить их с реальностью.

Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Ранний период творчества М. Горького отличается глубоким романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Ранние герои писателя выражают свободы, любви, служения людям. Пример тому — рассказ «Старуха Изергиль», давно ставший хрестоматийным. Это произведение состоит из трех небольших частей, две из которых являются легендами, а третья представляет собой повествование из жизни самой рассказчицы — старухи Изергиль.

Первой героиня излагает легенду о Ларре

— получеловеке, полуживотном, пораженном страшной гордыней. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела идти с ним. Мы понимаем, что в жизни этот герой руководствуется исключительно своими желаниями и вожделениями. Именно поэтому Ларра, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в отказе девушки оскорбление своей чести. Возмущенные поступком юноши соплеменники решили наказать Ларру одиночеством и бессмертием.

Выслушав свой приговор, юноша громко рассмеялся. Ему казалось, что одиночество и бессмертие — это не наказание, а подарок для него. Ларра еще не понимал, как страшна его

кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого — ни матери, ни жены, ни друга, ни родины.

Герой искал смерти, но напрасно… В образе юноши Ларры Горький осуждает эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо — жизнь — становится для этого героя каторгой: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти.

И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!» Горький убежден: свобода в одиночестве — это не свобода. Она имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.

Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек — существо социальное и должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми. Герой другой легенды старухи Изергиль, юноша Данко, — полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени этот герой идет на великую жертву.

И, если от жалкого Ларры осталась лишь тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко потомкам напоминают красивые голубые искры. Когда-то очень давно, в глуши лесов, мучаясь от болотного смрада, жило племя людей. И был среди этих людей Данко — красивый, сильный, мужественный.

Он взял на себя миссию — вывести своих соплеменников из тьмы лесов и болот к свету, теплу. Во время долгого и трудного пути измученные люди перестали верить Данко, стали обвинять его в том, что он взялся за непосильное дело. И тогда юный герой вырвал из своей груди сердце и им осветил ночную тьму. Сердце «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца» и освещало путь заблудившимся людям. Горящее сердце Данко, ценою жизни героя, помогло всему племени кардинально изменить жизнь к лучшему.

Но подвиг этого человека не был оценен другими людьми, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге своего соплеменника всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир. «Осторожные люди» этого не могут одобрить. Ведь неизвестно, что в итоге из этих подвигов может выйти.

Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, — существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой — романтический идеал Горького.

Между двумя контрастными легендами находится история жизни главной героини — старухи Изергиль. Мы видим, что эта женщина жила, полностью отдаваясь страстям. Много людей погибло из-за нее в молодости.

Изергиль любили мужчины, но любила ли она кого-то по-настоящему? Я думаю, что до поляка Аркадэка никого. Изергиль использовала других людей, потакая своим прихотям. Это, безусловно, сближает Изергиль с Ларрой. Но вот однажды героиня по-настоящему полюбила.

Ради спасения жизни своего Аркадэка Изергиль рисковала жизнью. Она сделала все, что могла и что не могла, и спасла любимого. В финале Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…» Но, несмотря на все усилия героини, Аркадэк был холоден и неискренен с ней.

Так Изергиль поплатилась за свой холодный и циничный эгоизм. Почему рассказ о жизни героини находится между двумя противопоставленными друг другу романтическими легендами, между двумя нравственными полюсами? Я думаю, строя именно так свое произведение, автор хотел показать, что в реальной жизни и в реальном человеке всегда совмещается и хорошее, и плохое, и героическое, и злодейское.

Что выбрать, каким стать — это может решить только сам человек. Его нравственный выбор, призыв к правильному решению — вот в чем, на мой взгляд, главный смысл рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Композиция

Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.

  • Легенда о Ларре,
  • История жизни рассказчицы,
  • Легенда о Данко.

Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.

Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть, поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.

Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема жизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.

О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения

Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной, противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.

Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?

Легенда о Ларре

Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла. От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых целей, во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен. Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает «отверженный». Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».

Жизнь старой женщины

Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить. Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви – это чувство личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.

Поступки старухи нельзя назвать однозначными, ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку. Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.

Это интересно! Роман Мать Горький: краткое содержание

Легенда о Данко

О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения

Данко – сказочный персонаж, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим, послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.

Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры. Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.

Сочинение 7 класс. «Подвиг во имя людей» (по произведению М. Горького «Старуха Изергиль»)

Легенда о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» повествует об особом человеке, который сильно отличается от остальных. В ситуации мрачной безысходности почему-то некоторые предпочитают опустить руки и положиться на волю обстоятельств. Но ведь такое поведение означает верную гибель. Именно так и поступили соплеменники Данко. С самого начала судьба была к ним очень жестока. Они оказались в глухом и мрачном лесу, и им ничего не оставалось, как молча погибать среди лесов и болот. И сказал Данко: «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец, — все на свете имеет конец!» Почему до его призыва никто даже не задумывался о такой возможности? Очевидно, что люди были слишком слабы и физически, и духовно, поэтому им недоставало мужества и смелости решиться на отчаянный поступок. Только один Данко понимал, что нет другого выхода, как решиться на крайний и решительный шаг. Путь был довольно нелегким. «Все гуще становился лес, все меньше было сил!» В результате измученные и ослабленные люди стали упрекать Данко. Но он все шел и шел вперед, поэтому окружающие были вынуждены следовать за ним. В людях постепенно нарастало негодование и ненависть к Данко. Когда Данко понял, что никто более не поддерживает его, больше того — все готовы его убить, ему стало очень тяжело. «Данко смотрел на тех, ради кого он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». И, несмотря на то что его окружали такие озлобленные и полные ненависти люди, Данко принес в жертву свою собственную жизнь ради них. Вот именно в этом и заключается его подвиг во имя людей. Данко «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Его сердце осветило все вокруг, и люди нашли дорогу, которая вывела их из мрака. И никто даже не заметил, что Данко уже умер. Люди не смогли оценить подвиг, совершенный во имя любви к ним. Данко ценой своей жизни спас других, ничего не требуя взамен. Эта легенда заставляет задуматься над смыслом жизни и о месте человеческой личности в обществе. Человеческая жизнь сама по себе — величайшая ценность. Но разве можно превращать свою жизнь в животное существование, как были готовы сделать соплеменники Данко! Они не пытались бороться, главным для них было сохранить свое физическое существование. И не думали они о дне завтрашнем, о счастье своих подрастающих детей. На их фоне Данко выглядит совершенно уникальным человеком. Он, без сомнения, также не хотел умирать, как любой из тех, кто его окружал. Тем более что Данко был совсем молодым. Но он понимал, что такая жизнь, какая есть сейчас, не имеет никакого смысла. И поэтому он решает пожертвовать своим сердцем ради других. Этим самоотверженным юношей движет сострадание и искренняя любовь к людям. Только редкие люди могут сравниться с Данко по силе этой любви.

(614 слов) Одним из самых значительных произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Горький вложил глубокий смысл в свое произведение. Чтобы понять его, нужно подробнее рассмотреть проблематику знаменитого рассказа Максима Горького. Трехступенчатая композиция произведения выводит его за рамки традиционного жанра. Автор построил свой рассказ на двух сюжетных линиях, изолированных друг от друга. Писатель объединил три сюжета типом сильной личности и темами свободы, подвига, счастья, нравственного выбора. Рассказ еще уникален и тем, что в нем присутствуют два рассказчика. Автор-повествователь в произведении выступает со своими размышлениями. А Старуха Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко, а также историю собственной жизни. 

Основной проблемой, поднятой в произведении, является поиск смысла жизни. У каждого героя был свой смысл жизни. Данко считал своим предназначением спасти людей.  Для героя превыше всего было счастье и благополучие соплеменников. Он жертвует своей жизнью ради спасения племени. Человеческая беззащитность вызывает у персонажа жалость и стремление любой ценой помочь тем, кто в этом нуждается. 

Для Ларры важнее всего было удовлетворение своей гордыни. На первое место он поставил личные желания и потребности. Герой лишает людей свободы и жизни ради собственной прихоти. Человеческая жалость и беспомощность у героя вызывают лишь презрение и отвращение к людям. Данко и Ларра являются абсолютным антиподами, поскольку Данко совершает великий подвиг, а Ларра — преступление. Несмотря на то, что эти герои совершенно разные по своим взглядам и ценностям, у них есть и общие черты. Так данные персонажи — сильные личности, которые ценят свободу и которые при этом одиноки. Жизненный путь обоих героев заканчивается на трагической ноте. Можно сказать, что это две неординарные личности, которые различаются представлениями о счастье и смысле жизни. 

Также в рассказе автор поднимает проблему эгоизма. Ларра является ярким представителем самовлюбленной натуры. Из-за своих отрицательных качеств персонаж не смог найти себе места в обществе. Ведь оно не позволит изменить свои принципы и законы. 

Одной из главных проблем рассказа Горького «Старуха Изергиль» является вопрос о сильной личности. Автор задумывается над тем, каким должен быть сильный человек? Какими качествами он должен обладать? Образ Ларры является олицетворением абсолютного зла. У него нет никаких жизненных ценностей, кроме себялюбия. За убийство он расплачивается вечным изгнанием. А в образе Данко Горький воплотил все самые лучшие качества сильного человека. Герой понимает цену людям. Он осознаёт, что они слабы и беззащитны физически и духовно. Несмотря на это, люди обвинили во всем Данко, когда испугались, что не смогут выйти из болота, он отступился от своих идеалов. Писатель искренне восхищается своим персонажем.  Ведь Данко обладает волевым характером и душевной стойкостью. Герой жил ради людей своего племени. Горький изначально наделил Ларру красотой и гордостью. Однако эти бесценные качества теряются под воздействием стремления героя  к достижению своих целей любыми путями. Горький лишил персонажа человеческой судьбы. Ведь Ларра не может даже умереть. 

Проблема смысла жизни раскрывается и в образе Старухи Изергиль. Героиня имела довольно противоречивый характер. Только к старости ей удалось понять, как на самом деле нужно было жить. Она пытается предостеречь молодых от ее собственных ошибок. Ведь героиня прожила бесполезную и пустую жизнь, лишенную всякой цели. Самым благоприятным поступком в жизни Изергиль считает подвиг, если он совершается во имя людей.  Если человек готов к этому подвигу, то он сумеет его совершить, где угодно. 

В своём произведении Горький также ставит проблему старости. Старуха Изергиль дожила до преклонных лет, и теперь она лишь с грустью вспоминает о прожитых годах. Героиня осознает,  что у нее уже нет былой красоты, силы и женственности. Она поняла, что прожила бесполезную жизнь. 

Можно утверждать, что основная мысль произведения заключается в том, что необходимо чувствовать единство с людьми и искать свое предназначение в общественно полезных делах. Живя по законам эгоизма, человек никогда не получит духовного удовлетворения от жизни. Но если он выйдет за рамки своих мелких целей и нужд и осветит людям путь к лучшему миру, то его миссия на этой земле будет источником счастья.

Автор: Виктория Комарова

Т.Н.Толмачева

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №17»

г. Губкин

Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели:

  1. Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.
  2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия    основной идеи произведения.
  3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи: 

  1. Продолжить знакомство с  творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование:

Эпиграфы к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»

(Древняя мудрость)

Ход урока

  1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.  

 Тема урока: «Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».  

С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока. 

Учитель.  Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?» В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания  воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель  и носитель романтической эстетики, а рассказ стал  шедевром раннего творчества писателя.  Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?» 

Эпиграфом к нашему уроку, на мой взгляд, подойдут такие слова:  «Если только для себя, то зачем ты?» 

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

Примечание:

Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма  характерны особый интерес

к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие». [5]  

— Назовите отличительные  черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко». Все три части объединены  общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра – личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток», «эгоистичен».)

4. Анализ легенды о Ларре

  • Кто является главным героем первой легенды?
  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
  • Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)
  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм, себялюбие)
  • Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе. [3:138]

  • Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры. 
  • К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)
  1. Работа в группах. Инсценировка эпизода «Суд над Ларрой» и его анализ.

Ребята, а сейчас мы посмотрим сцену суда над Ларрой, которую подготовила 1-я творческая группа. Это было их домашним заданием.

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).
  • Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?
  • А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома. (…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…) [3:35]
  • Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода? (Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили  Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)
  • Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).
  • Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев  был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.

 «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.» [1:I,4]

  • На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?  

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14] 

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[ 1:II,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.  

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)
  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)
  • Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46].  Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». [2:47]  Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка  таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] 

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») 

2) Толпа — герой

«Дружно  пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]  

Открытое противостояние («А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)  

3) Отличительная черта характера

Альтруизм 

Чрезмерная гордость, полная свобода действий 

4) Отношение      к жизни

Кто ничего  не делает, с тем ничего не станется.

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] 

5) Легенда и современность

Что имеется ввиду? 

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла 

7) Авторская оценка героев

 «гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет  ему места среди людей.» [2:35] 

  • Вернемся к проблемному вопросу урока:  «Что есть человек по Горькому?»
  • А как вы понимаете слова эпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?» 

8. Рефлексия

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки.

И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 1992.
  2. Горький, М. Избранные сочинения. – М.: «Художественная литература»,  1986.
  3. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
  4. Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. – М.: «Русское слово», 2011. 
  5. slovar.lib.ru

11

Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели:

  1. Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.

  2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия    основной идеи произведения.

  3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи: 1. Продолжить знакомство с  творчеством М. Горького;

2 Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

3 Как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

  1. Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование:

  • Эпиграфы к уроку:  « Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую, каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное». А. М. Горький:

«Если только для себя, то зачем ты?»

(Древняя мудрость)

Ход урока

  1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.  

. 1 Существует древняя легенда. Одного философа спросили: «Диоген, что ты ищешь днем с огнем?»

— Я ищу человека.

— Кого? Днем с огнем?

— Да, я ищу человека.

— Как  вы думаете, что имел в виду Диоген?  ( человек сложен, загадочен, часто его душа скрыта  даже от него самого).

Вопрос : О чём мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего сегодняшнего разговора? Что есть человек ?

Эпиграфом к нашему уроку, на мой взгляд, подойдут такие слова:  «Если только для себя, то зачем ты?» 

Это один из важнейших вопросов в творчестве М. Горького В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с рассказом «Старуха Изергиль»,  произведением, в котором героиня рассказывает три истории: историю своей жизни и две романтические легенды

Романтизм — особый тип творчества, характерным признакам которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

легенды, в которых Горький тоже поднимает вопрос о человеке и о том, как ему жить среди людей. ,  Что такое легенда?

Примечание:

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы

  1. Какова композиция рассказа? Это рассказ в рассказе (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко».

  1. Все три части объединены  общей идеей, стремлением автора выявить ценность

человеческой жизни).

В основе построения рассказа лежит приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

-А теперь давайте сравним двух героев: Ларру и Данко. Чем они отличаются друг от друга и чем они похожи?

( работа по вариантам заполнение таблицы

  1. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра – личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток», «эгоистичен».)

  • Можно ли назвать Данко исключительным героем?

  • А чем можно объяснить его исключительность?

(Он такой изначально, хотя старуха Изергиль пытается объяснить его

исключительность красотой Данко: «Данко — один из тех людей, молодой красавец.

Красивые всегда смелы».

(Ларра — герой для себя, презирающий людей, эгоист.     Данко — героой для людей.

Альтруист.

(* альтруист — это человек, стремящийся к деятельности на пользу других, желающий принести пользу ближнему, человек, у которого отсутствует себялюбие.)

Тем не менее оба они герои исключительные. Оба противопоставлены миру людей Проблема человек и люди, герой и толпа — проблема двусоставная}.

—        Все это время мы говорили исключительно о героях,   не касаясь этой проблемы:
проблемы «человек и люди». Сравнивая Ларру и Данко, мы не можем не обсудит это.

—        Почему Ларра противопоставляет себя людям? (Ларра — сын женщины и орла. И это не
просто сюжет, а уже характеристика. Он рожден с орлиной кровью,   поэтому  не
может   быть   как   все.   Отношение Ларры   к   народу высокомерное, эгоистичное).

  • А как народ относится к Ларре? Правы ли они, наказывая его? (Они правы, карая Ларру, но люди делают это с какой-то подчеркиваемой жестокостью, перебирая казни. Ларра их оскорбил, но он для них — личность исключительная, и они его боятся).

  • Какое наказание выбрали для Ларры люди? (Они обрекли его на вечное одиночество. Его  хотели   приговорить   к   смерти,    но   приговаривают    …к бессмертию.)

—        Почему смерть не является достаточным наказанием для Ларры? (наказанный вечным существованием и одиночеством, то есть получив то, на что он претендовал с самого начала, юноша, получивший имя Ларра, что значит отверженный, выкинутый вон, обречен бессмертию вечного скитания)

—        Вспомните,   как  Ларра  отреагировал  на  это   наказание?   О   чем   это
свидетельствует? (Ларра понял, что не может жить один. Он бросился к людям. В этот
момент он становится 
человеком. Но люди этого не поняли, и по-прежнему
отталкивают его.

  • Но почему же Данко, жертвующий собой ради любви к другим, попадает в положение отвергнутого? (Данко ведет людей к свету. Люди разуверились в нем — звериное, рабское вырывается наружу).

  • Как вы можете доказать это текстом? («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них».)

  • Почему же Данко не бросил людей? Ведь он видел, как люди отвергают его?! (Любовь Данко к людям столь велика, что он может простить им и это: даже когда в его сердце вскипело негодование, «от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».)

  • Данко вырывает сердце. «Что сделаю я для людей?» Как складываются отношения между Данко и толпой?

  • Обратимся снова к

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46].  Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». [2:47]  Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

  • Чем же отплатили ему люди? (Они забыли про Данко. Он им не нужен, и в какой-то мере опасен. И какой-то осторожный человек наступает на его сердце.)

  • Чего мог опасаться этот «осторожный» человек?

—        Таким   образом,   Данко   и  Ларра  сходны  между   собой.   Они   сходны  в
исключительности, масштабности своих характеров. Их положение — положение
трагедийное. Исключительность и трагедийность объединяют этих двух героев.

4. Анализ легенды о Ларре (отвергнутый)

  • Кто является главным героем первой легенды? В чем его исключительность

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм, себялюбие)

  • Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня – непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе. [3:138]

  • Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры. 

  • К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

  • Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

  • А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. . (…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…) 

  • Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода? (Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили  Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)

  • Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

  • Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев  был подвержен подобному наказанию?

  • Что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.

 «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.» [1:I,4]

  • На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?  

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14] 

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[ 1:II,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.  

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен.

Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт.

Это одна из особенностей романтического произведения.

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка  таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] 

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») 

2) Толпа — герой

«Дружно  пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]  

Открытое противостояние («А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)  

3) Отличительная черта характера

альтруист — это человек, стремящийся к деятельности на пользу других, желающий принести пользу ближнему, человек, у которого отсутствует себялюбие.)

Чрезмерная гордость, полная свобода действий 

эгоизм

4) Отношение      к жизни

Кто ничего  не делает, с тем ничего не станется.

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] 

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла 

7) Авторская оценка героев

 «гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет  ему места среди людей.» [2:35] 

  • Вернемся к проблемному вопросу урока:  «Что есть человек по Горькому?»

  • А как вы понимаете слова эпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?» 

8. Рефлексия А М Горький « Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую, каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное».

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки.

И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем:

«Какого человека можно назвать красивым

Разумен или неразумен подвиг Данко? .        Существует мнение, что подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно
было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в
разумных пределах.

В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

2) Толпа — герой

3) Отличительная черта характера

4) Отношение      к жизни

5) Поступки, совершаемые героями

6) Авторская оценка героев

7) Легенда и современность

  .

  •    Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

  • —        Это вопрос поднимали многие писатели, в том числе над этим размышлял М. Горький.

Продолжает стадию размышления дискуссия «совместный поиск».

—        Как вы относитесь к Данко?

4. Домашнее задание.

Написать творческую работу, выбрав одну из тем:

1.        А.Г Вампеев считает, что «история Данко представляет собой аллегорию
человеческой жизни».

  • Определите лексическое значение слова «аллегория».

  • Как можно аллегорически объяснить в тексте болото, лес, грозу, путь племени Данко.

2.        Л.А. Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего
счастья».

  • Какой поступок вы назовете подвигом?

  • Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

  • Действительно ли в окончании легенды говорится об утверждении идеи подвига во имя

общего счастья?

*•

3

  • Как лебедь остался один рассказ
  • Как латиницей пишется николай
  • Как курочка хлеб испекла сказка читать
  • Как курица лапой составить рассказ 4 класс
  • Как курица лапой рассказ 4 класс по фразеологизму