Как местоимение пишется с предлогами 5 класс

В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:

  • без тебя, без них, без кого-нибудь;
  • к нему, к ним, к чему-либо;
  • у него, у тебя, у вас;
  • за ней, за вами, за кем-то.

Правило

Местоимения в форме косвенных падежей пишутся с предлогами всегда раздельно.


Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.

Правописание личных местоимений с предлогами

В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:

  • надо мной;
  • передо мной;
  • со мной;
  • надо мной;
  • обо мне.

У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:

  • он, оно — к нему, от него, у него;
  • она — без неё, над ней, для неё;
  • они — из-за них, к ним, с ними.
И. п. он она оно они
Р. п. у него у неё у него у них
Д. п. к нему к ней к нему к ним
В. п. на него не неё на него на них
Т. п. с ним с ней с ним с ними
П. п. о нём о ней о нём о них

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:

  • он — нет (кого?) его — ( чей?) его телефон;
  • она — не слышу (кого?) её — (чей?) её голос;
  • они — нет кого? их — (чьи?) их сумки.

У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.

Сравним:

  • оставить для него — для его матери; 
  • иду с ней — иду рядом с её дочерью;
  • пройти мимо неё — мимо её друзей;
  • оказаться у них — у их дома.

Правило

У притяжательных местоимений «его», «ей», «их» с предлогами и без них буква «н» не пишется.


После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.

Понаблюдаем:

  • вне его;
  • вопреки ему;
  • благодаря ей;
  • подобно им.

Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:

  • оказаться моложе её;
  • прыгать выше его;
  • сказать громче их.

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:

  • никого — ни у кого;
  • ничем — ни с чем;
  • кое-кем — кое с кем;
  • кое-что — кое о чём.

Правописание местоимений с предлогами

Таблица

1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
Кто? я мы ты вы он они
У кого? у меня у нас у тебя у вас у него у них
К кому? ко мне к нам к тебе к вам к нему к ним
На кого? на меня на нас на тебя на вас на него на них
С кем? со мной с нами с тобой с вами с ним с ними
О ком? обо мне о нас о тебе о вас о нём о них

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 30

Правописание местоимений с предлогами

В рус­ском язы­ке место­име­ния с пред­ло­га­ми пишут­ся все­гда раз­дель­но.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их. Местоимения заме­ща­ют суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные. Местоимения-существительные обра­зу­ют фор­мы кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми:

  • без тебя, без них, без кого-нибудь;
  • к нему, к ним, к чему-либо;
  • у него, у тебя, у вас;
  • за ней, за вами, за кем-то.

Некоторые падеж­ные фор­мы место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ют осо­бен­но­сти в напи­са­нии с пред­ло­га­ми.

Правописание личных местоимений с предлогами

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния «я», начи­на­ю­щих­ся с соче­та­ний соглас­ных, у пред­ло­гов «над», «перед», «с», «к», «об», пишет­ся бег­лая глас­ная «о»:

У место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после отно­ся­щих­ся к ним пред­ло­гам пишет­ся началь­ная бук­ва «н»:

  • он, оно — к н ему, от н его, у н его;
  • она — без н её, над н ей, для н её;
  • они — из-за н их, к н им, с н ими.
И. п. он она оно они
Р. п. у него у неё у него у них
Д. п. к нему к ней к нему к ним
В. п. на него не неё на него на них
Т. п. с ним с ней с ним с ними
П. п. о нём о ней о нём о них

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы роди­тель­но­го паде­жа лич­ных место­име­ний «его», «её», «их» могут упо­треб­лять­ся в роли при­тя­жа­тель­ных место­име­ний:

  • он — нет (кого?) его — ( чей?) его теле­фон;
  • она — не слы­шу (кого?) её — (чей?) её голос;
  • они — нет кого? их — (чьи?) их сум­ки.

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «её», «их» в отли­чие от падеж­ных форм с пред­ло­га­ми соот­вет­ству­ю­щих лич­ных место­име­ний пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му. В этом слу­чае началь­ная бук­ва «н» у слов это­го раз­ря­да не пишет­ся.

  • оста­вить для н его — для его мате­ри;
  • иду с н ей — иду рядом с её доче­рью;
  • прой­ти мимо н её — мимо её дру­зей;
  • ока­зать­ся у н их — у их дома.

Правило

После про­из­вод­ных пред­ло­гов «вне», «вопре­ки», «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «напе­ре­кор», «навстре­чу» бук­ва «н» у лич­ных место­име­ний так­же не появ­ля­ет­ся.

Понаблюдаем:

Начальное «н» не пишет­ся у место­име­ний это­го раз­ря­да после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В кос­вен­ных паде­жах отри­ца­тель­ных и неопре­де­лен­ных место­име­ний пред­ло­ги, ока­зав­ши­е­ся после частиц «не», «ни», «кое», пишут­ся раз­дель­но:

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/pravopisanie-mestoimeniy-predlogami.html

Конспект урока в 5 кл. на тему: “Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

ТЕМА: Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

9. Автобиография. Заявление. Дружеское письмо .

Цель урока : сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

1 . Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Познакомимся с изменением местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по падежам. Познакомимся с правописанием местоимений с предлогами.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами. Развиваем орфографическую зоркость.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей. Воспитываем в себе положительные качества человека

Метод : слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.

Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, жетоны двух цветов (красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания.

1. Организационный момент урока.

Эмоциональный настрой учащихся.

(Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.

Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.

Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.

– Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это Л. Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске).

Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.

2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.

– А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

– В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё , вам, мне, у меня и др.

Ребята, какой частью речи они являются? ( местоимениями ). На что указывает местоимение Я ? ( на человека, личность ). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? Личных местоимениях )

– Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

– Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

– Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его, перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом.

(Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:

– Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением )

– Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я , пользуясь данной таблицей. (на экране)

– Что особенного вы отметили в склонении данного

– Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.

( Самым активным в этом виде работы дать жетоны).

4. Новый материал. Формирование навыков и умений.

Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений

На экране вы видите таблицу.

– Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падежеЯ , а в родительномсовсем другая основаМеня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

Иногда в корне происходит чередование например:

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам : она (ж.р.), оно (ср. р.)

– Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. ( к нему, у нее ).

– Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.

1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)

а). Просклоняйте местоимение: мы.

б). Просклоняйте местоимение: он.

2. Остальные ребята работают со мной.

Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).

(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).

Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

(Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).

– А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается ….Начинаем.

1-й учащийся склонял местоимение Мы :

( За это задание ученик получает жетон).

2-й учащийся склонял местоимение Он :

( За это задание ученик получает жетон).

Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).

3 . Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.

Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?

– Для того чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:

1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
. Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)

2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)

3. Я снова здесь, в семье родной ,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)

Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

– А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

– В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “ Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “ Вы ” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении .

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь.

( Развитие речи. творческое задание ).

Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:

Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов.

Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.

( Учащиеся, чьи работы показалась наиболее лучшими, получают жетоны)

– Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

– Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?

– Как пишутся личные местоимения с предлогами?

Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.

– Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-v-kl-na-temu-mestoimenie-sklonenie-lichnih-mestoimeniy-s-predlogami-i-bez-predlogov-1009917.html

Правописание местоимений в русском языке
Как пишутся местоимения с предлогами и почему. Правописание местоимений в русском языке В данном предложении имеет место деепричастный оборот испугавшись нас.

Правописание местоимений в русском языке

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает слова, указывающие на предметы, на их признаки и количества, но не называющие их конкретно. Правописание местоимений в русском языке регулируется правилами орфографии.

Местоимения отличаются от других знаменательных частей речи тем, что они не имеют своего лексического, реального, вещественного значения, не называют предметы, их признаки и количества, а приобретают в речи значение того слова, на которое указывают или вместо которого употребляются.

Общие правила правописания местоимений

Рассмотрим, как правильно писать местоимения с предлогом, с частицами, в словосочетаниях, а также отрицательные местоимения, используя простую таблицу:

Правописание местоимений в русском языке

Когда словосочетания типа не кто иной, как; не что иное, как выражают противопоставление и имеют значение «а именно», вставляйте их только в предложения, не имеющие других отрицаний:

  • Концертом дирижировал не кто иной, как сам маэстро Спиваков.
  • Это было не что иное, как кусок метеорита.

(Здесь не в местоимение не входит.)

Сочетания типа никто иной, ничто иное, где нет и не подразумевается противопоставления, вставляйте в предложения, в которых уже имеется отрицание (часто впереди или после этих сочетаний стоит предлог кроме):

  • Никто иной, кроме монаха, этой тайны не знал.
  • Кроме слезливых мелодрам, ничто иное её не интересовало.

Присмотритесь к употреблению глаголов грустить, скучать, тосковать и др. с личными местоимениями 1 ‑го и 2‑го лица множественного числа. Запомните, эти местоимения должны стоять в предложном падеже:

Грущу по вас, скучают по нас, тосковали по вас и др.; но: тоскуем по ним.

Присмотритесь к частицам кое- (кой-) + местоимение с предлогом. Такие сочетания пишите всегда раздельно: быть кое у кого; говорить кое о чём, быть кой с каким грузом.

Если непроизводный предлог (без, для, в, по, с и др.) или предлог наречного происхождения (возле, вокруг, среди и др.) относится к местоимению 3‑го лица в косвенном падеже, прибавляйте к местоимению букву и:

  • он — его — у него (к нему, с ним и т.д.);
  • она — её — у неё (к ней, с ней и т.д,);
  • они — их — у ник (к ним, с ними и т.д.);

Если же перед местоимением стоит производный предлог, то н прибавлять не следует (навстречу ей, благодаря ему, наперекор им).

Не прибавляйте букву н, если предлог относится не к местоимению, а к существительному, принадлежность которого определяет это местоимение:

  • Я пил кофе у её бабушки.
  • Он узнал эту новость от их друзей.

Предлоги и личные местоимения

Предлоги «перед», «с», «к», «об», стоящие перед формами косвенных падежей местоимения «я», пишутся с буквой «о»:

  • ко мне;
  • передо мной;
  • со мной;
  • надо мной;
  • обо мне.

В косвенных падежах личного местоимения 3 лица после относящихся к нему предлогов пишется начальное «н»:

  • он — у него, к нему, от него;
  • она — для неё, за неё, ради неё;
  • они — с ними, о них, из них, между ними.

Если местоимения «его», «её», «их» употребляются в значении притяжательных и предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному, то «н» отсутствует.

  • пройти мимо него — мимо его дома;
  • сделать для них — для их друзей;
  • оставить у неё — у её родителей.

После предлогов «согласно», «подобно», «благодаря», «вне», «вопреки», «вследствие», «наперекор», «навстречу» «н» не пишется:

  • благодаря ему, вне его, навстречу ему;
  • вопреки ей, наперекор ей, согласно им, подобно им.

Буква «н» не пишется в личных местоимениях после сравнительной степени прилагательных и наречий:

  • расположиться ближе его;
  • идти быстрее её;
  • положить дальше их.

Правописание неопределенных местоимений

Неопределенные местоимения «не́кто», «не́что», «не́который», «не́кий» пишутся слитно с ударной приставкой не-.

Неопределенные наречия с частицами кое‑, ‑то, ‑либо, ‑нибудь следует писать с дефисом:

  • кое-кто, кое-что, кое-какой;
  • кто-то, что-то, чей-то, столько-то;
  • кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;
  • кто-либо, что-либо, сколько-либо.

Частица кое- пишется раздельно, если отделена от местоимения предлогом.

  • ищу кое-кого — найду кое у кого;
  • дам кое-кому — стремимся кое к кому;
  • любуюсь кое-кем — подружусь кое с кем;
  • напишу кое о ком.

Правописание отрицательных местоимений

В составе отрицательных местоимений пишется ударная приставка не-, а приставка ни- — без ударения:

  • не́чего — ничего́;
  • не́кому — никому́;
  • не́чему — ничему́.

Если между «не» и «ни» и местоимением появляется предлог, то все сочетание пишется раздельно в виде трех слов:

  • нечего — не у чего;
  • некому — не к кому;
  • никакая — ни у какой;
  • ничьё — ни при чьём.

Сочетания «не кто иной, как» и «не что иное, как», «никто иной» и «ничто иное»

В сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» элемент «не» является отрицательной частицей, которая пишется только раздельно.

Местоимения «кто» и «что» в этих устойчивых сочетаниях могут менять свою падежную форму, но написание их с частицей «не» остается раздельным.

Обратим внимание, что в таких высказываниях сказуемое не имеет при себе другого отрицания и предложения с этими оборотами речи являются утвердительными по смыслу.

В устойчивых сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» отрицательная частица «не» пишется раздельно. Частица «не» в состав местоимения не включается и может быть отделена от него.

  • Это был не кто иной, как посыльный.
  • Это был не иной кто, как посыльный.

Весь оборот имеет значение частицы «именно».

  • Это был именно посыльный.

Отличаем раздельное написание частицы «не» в рассмотренных оборотах от сочетаний «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)», в составе которых имеются отрицательные местоимения «никто» и «ничто», которые пишутся с приставкой ни- слитно и употребляются в предложении с отрицательным сказуемым, имеющим при себе частицу «не».

  • Никто иной не может решить эту трудную задачу по физике.
  • Ничто иное не могло заинтересовать плачущего малыша.

Слова «никто» и «ничто» усиливают отрицание, выраженное сказуемым с «не». В сочетаниях «никто иной», «ничто иное» может присутствовать слово «кроме», перед которым ставится запятая.

  • Никто иной, кроме брата, не решился влезть на высокое дерево за котенком.
  • Ничто иное, кроме мяча, не лежало в коробке.

Сочетания «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)» могут употребляться в утвердительном предложении без отрицательного сказуемого, если они имеют значение присоединения:

  • Этот артист, и никто другой, запомнился зрителям своей яркой игрой в спектакле.

В этом случае используется перед указанными оборотами сочинительный союз «и»:

  • В горах это небольшое голубое озеро, и ничто иное, поразило нас своей красотой.

В оборотах «никто иной (другой)», «ничто иное (другое)» приставка ни- пишется слитно с местоимениями.

Особенность местоимений в русском языке такова, что они способны образовывать другие части речи при помощи частиц, союзов и предлогов. Как следствие, при их написании допускается немало ошибок. В статье приведены правила слитного и раздельного написания местоимений, а также с использованием дефиса.

источники:

https://litfest.ru/orfografia/pravopisanie-mestoimeniy.html

Местоимение – это часть речи, которая применяется для указания на объект повествования, не называя его конкретно.  В предложениях они довольно часто идут в паре с предлогами. И с правописанием этих пар нередко возникают сложности. Чтобы не делать ошибок в текстах, следует усвоить несколько правил, которым подчиняется написание местоимений и предлогов. 

Читайте в статье

  • Правописание личных местоимений с предлогами
    • Случаи употребления их, них, ей, ней
  • С отрицательными и неопределенными местоимениями
  • Заключение

Правописание личных местоимений с предлогами

По общему правилу, предлоги всегда пишутся раздельно с другими словами, к какой бы части речи эти слова ни принадлежали. Но у некоторых местоимений есть дополнительные особенности использования в паре с предлогами. В первую очередь это касается личных местоимений. 

Слова этой группы при склонении по падежам образуют супплетивные формы, например: я – меня, мне, мной и т.д. Если падежная форма слова «я» начинается с сочетания согласных и используется в тексте в паре с одним из предлогов: «над», «с», «об», «к» или «перед», к предлогу добавляется буква О. Например: 

  • над ним, но надо мной;
  • с ней, но со мной;
  • к нему, но ко мне;
  • перед ней, но перед мной;
  • об вас, но обо мне. 

Есть свои особенности правописания и у местоимений 3 лица – он, она, оно, они. Если эти слова используются в паре с предлогом, то, в какой бы числовой и падежной форме они ни стояли, в их начало добавляется буква Н. К примеру: 

  • он – «нет (кого?) его», но «был (у кого?) у него»;
  • она – «дать (кому?) ей», но «пришел (к кому?) к ней»;
  • оно – «копал (чем?) им», но «играл (с чем?) с ним»;
  • они – «нет (кого?) их», но «был (у кого?) у них». 

Исключения составляют ситуации, когда местоимение в предложении стоит после наречия или прилагательного в форме сравнительной степени. Например: 

  • Маша была красивее ее;
  • Витя прибежал быстрее его;
  • мне хотелось быть лучше их. 

Также букву Н не добавляют к местоимениям, идущим после предлогов: «наперекор», «благодаря», «подобно», «навстречу», «вне», «согласно», «вопреки». К примеру: 

  • действовать наперекор ему;
  • получилось благодаря ей;
  • стоит поступать подобно им;
  • согласно его требованиям и т.д. 

Случаи употребления их, них, ей, ней

Слова «его», «их» и «ее» могут употребляться как форма родительного падежа слов «он», «они» и «она» соответственно. Но они же способны выступать в речи в роли притяжательных местоимений, то есть, указывать на принадлежность предмета обсуждения кому-либо. Например: 

  • его нет дома, но на столе лежит его сумка;
  • ее сегодня не будет, но вы можете передать сообщение ее секретарю;
  • я хотел бы увидеть их лично, или хотя бы их фотографии. 

В предложении, где используются притяжательные местоимения, предлоги относятся не к ним, а к идущим с ними в паре именам существительным. Поэтому местоимения этой группы пишутся в таком случае как обычно, без добавления буквы Н в начале слова. К примеру: 

  • «я делал это для него», но «я делал это для его дочери»;
  • «я делал это для нее», но «я делал это для ее дочери»;
  • «я делал это для них», но «я делал это для их дочери». 

С отрицательными и неопределенными местоимениями

Часть отрицательных и неопределенных местоимений была образована от слов этой части речи, принадлежащих к вопросительному или относительному семантическим разрядам. Словообразование происходило путем добавления к основе исходного слова частице «не», «ни» или «кое». Примеры таких слов: «некого», «кое-чему», «никто», «ничему» и т.д. 

Если одно из таких местоимений в форме косвенного падежа используется в предложении с предлогом, оно пишется раздельно. Например: 

  • «никто», но «ни с кем»;
  • «кое-кто», но «кое у кого»;
  • «некого», но « не у кого» и т.д. 

Довольно часто встречаются ошибки в написании с предлогами слов, начинающихся с частицы «кое», например «у кое-кого», «с кое-кем». Нужно запомнить, что такой вариант написания некорректен. 

Заключение

Использование местоимений с предлогами имеет некоторые особенности. Их нужно выучить, чтобы не делать ошибок в тексте, а также в устной речи. Для полноценного применения правил, регламентирующих написание и произношение пары из местоимения и предлога, пригодится знание семантических разрядов местоимений и умение определять их для конкретного слова. 

Для начала дадим определения местоимению и предлогу.

Местоимения обозначают признак или количество предмета. Эта часть речи заменяет числительные, прилагательные и существительные. Местоимение – самостоятельная часть речи.

По значению различают следующие местоимения:

  • личные;
  • возвратные;
  • вопросительные;
  • относительные (употребляются для связи предложений в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях);
  • притяжательные;
  • указательные;
  • определительные (указывают на признак предмета, например, весь, всякий, каждый);
  • неопределенные (например, некто, кое-что, чей-нибудь);
  • отрицательные (никто, ничей).

Предлог относят к служебным частям речи. Он служит для связи слов друг с другом.

Предлоги бывают:

  • непроизводные (в, на, от и т.д.);
  • производные, когда предлог образован от глагола, наречия или существительного, например, благодаря, напротив, вопреки).

По структуре различают простые и составные предлоги. Простые состоят из одного слова, составные, соответственно, из нескольких слов.

Одно из первых правил русского языка, которое узнают учащиеся, это то, что все предлоги с другими словами всегда пишутся раздельно. Чтобы правильно понять является слово предлогом нужно попробовать вставить уточняющее слово или задать вопрос. Например, на (чем?) столе или на (письменном) столе.

Местоимения-существительные с предлогами образуют формы косвенных падежей (за вами, без кого-нибудь). Предлоги с местоимениями в форме косвенных падежей пишутся всегда раздельно.

Предлоги, которые начинаются с согласной буквы в сочетании с личным местоимением «я» и его производные (мной, мне) пишутся гласная «о» (передо мной, обо мне).

При употреблении местоимения третьего лица единственного и множественного числа с предлогом, к его началу добавляется буква «н» (к нему, для нее, из-за них).

У притяжательных местоимений его, ее, их, в родительном падеже, предлог в предложении относится к существительному, поэтому буква «н» перед предлогом исчезает (его книга, ее голос, их дом).

Сравним:

  • оставить для них – оставить для их родителей;
  • пройти мимо него – пройти мимо его дома;
  • идти с ней – идти рядом с ее сестрой;
  • оказаться у них – у их дачи.

У притяжательных местоимений: его, ей, их, при наличии предлога буква «н» не пишется.

При употреблении производных предлогов: вне, вопреки, наперекор, навстречу, благодаря, буква «н» у личных местоимений, также пропадает.

Примеры: вопреки ему, благодаря им, вне их.

Начальная «н» также не пишется при употреблении личных местоимений с прилагательными в сравнительной степени. Прыгать выше ее, спеть громче его, оказаться моложе их.

Предлоги с отрицательными и неопределенными местоимениями.

Предлоги, которые стоят после частиц («не», «ни», «кое»), относящихся к местоимению, пишутся раздельно. Например,

  • никого – ни у кого;
  • кое-что – кое о чем.

  • Как маленькие дети писаются
  • Как менялся характер алеши в сказке черная курица или подземные жители
  • Как люди становятся преступниками сочинение
  • Как менялся базаров на протяжении романа сочинение
  • Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны сочинение