В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
- без тебя, без них, без кого-нибудь;
- к нему, к ним, к чему-либо;
- у него, у тебя, у вас;
- за ней, за вами, за кем-то.
Правило
Местоимения в форме косвенных падежей пишутся с предлогами всегда раздельно.
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
- надо мной;
- передо мной;
- со мной;
- надо мной;
- обо мне.
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
- он, оно — к нему, от него, у него;
- она — без неё, над ней, для неё;
- они — из-за них, к ним, с ними.
И. п. | он | она | оно | они |
Р. п. | у него | у неё | у него | у них |
Д. п. | к нему | к ней | к нему | к ним |
В. п. | на него | не неё | на него | на них |
Т. п. | с ним | с ней | с ним | с ними |
П. п. | о нём | о ней | о нём | о них |
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
- он — нет (кого?) его — ( чей?) его телефон;
- она — не слышу (кого?) её — (чей?) её голос;
- они — нет кого? их — (чьи?) их сумки.
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
Сравним:
- оставить для него — для его матери;
- иду с ней — иду рядом с её дочерью;
- пройти мимо неё — мимо её друзей;
- оказаться у них — у их дома.
Правило
У притяжательных местоимений «его», «ей», «их» с предлогами и без них буква «н» не пишется.
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
- вне его;
- вопреки ему;
- благодаря ей;
- подобно им.
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
- оказаться моложе её;
- прыгать выше его;
- сказать громче их.
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
- никого — ни у кого;
- ничем — ни с чем;
- кое-кем — кое с кем;
- кое-что — кое о чём.
Таблица
1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
Кто? | я | мы | ты | вы | он | они |
У кого? | у меня | у нас | у тебя | у вас | у него | у них |
К кому? | ко мне | к нам | к тебе | к вам | к нему | к ним |
На кого? | на меня | на нас | на тебя | на вас | на него | на них |
С кем? | со мной | с нами | с тобой | с вами | с ним | с ними |
О ком? | обо мне | о нас | о тебе | о вас | о нём | о них |
Тест
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 30
Правописание местоимений с предлогами
В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
- без тебя, без них, без кого-нибудь;
- к нему, к ним, к чему-либо;
- у него, у тебя, у вас;
- за ней, за вами, за кем-то.
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
- он, оно — к н ему, от н его, у н его;
- она — без н её, над н ей, для н её;
- они — из-за н их, к н им, с н ими.
И. п. | он | она | оно | они |
Р. п. | у него | у неё | у него | у них |
Д. п. | к нему | к ней | к нему | к ним |
В. п. | на него | не неё | на него | на них |
Т. п. | с ним | с ней | с ним | с ними |
П. п. | о нём | о ней | о нём | о них |
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
- он — нет (кого?) его — ( чей?) его телефон;
- она — не слышу (кого?) её — (чей?) её голос;
- они — нет кого? их — (чьи?) их сумки.
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
- оставить для н его — для его матери;
- иду с н ей — иду рядом с её дочерью;
- пройти мимо н её — мимо её друзей;
- оказаться у н их — у их дома.
Правило
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/pravopisanie-mestoimeniy-predlogami.html
Конспект урока в 5 кл. на тему: “Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов”
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
ТЕМА: Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
9. Автобиография. Заявление. Дружеское письмо .
Цель урока : сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
1 . Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Познакомимся с изменением местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по падежам. Познакомимся с правописанием местоимений с предлогами.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами. Развиваем орфографическую зоркость.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей. Воспитываем в себе положительные качества человека
Метод : слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.
Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, жетоны двух цветов (красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания.
1. Организационный момент урока.
Эмоциональный настрой учащихся.
(Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.
– Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это Л. Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске).
Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.
2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
– А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
– В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё , вам, мне, у меня и др.
Ребята, какой частью речи они являются? ( местоимениями ). На что указывает местоимение Я ? ( на человека, личность ). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях )
– Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
– Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
– Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его, перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом.
(Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:
– Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением )
– Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я , пользуясь данной таблицей. (на экране)
– Что особенного вы отметили в склонении данного
– Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
( Самым активным в этом виде работы дать жетоны).
4. Новый материал. Формирование навыков и умений.
– Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
На экране вы видите таблицу.
– Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я , а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
Иногда в корне происходит чередование например:
Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам : она (ж.р.), оно (ср. р.)
– Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. ( к нему, у нее ).
– Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)
а). Просклоняйте местоимение: мы.
б). Просклоняйте местоимение: он.
2. Остальные ребята работают со мной.
Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).
Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
(Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).
– А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается ….Начинаем.
1-й учащийся склонял местоимение Мы :
( За это задание ученик получает жетон).
2-й учащийся склонял местоимение Он :
( За это задание ученик получает жетон).
Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).
3 . Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.
– Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
– Для того чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:
1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
. Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
3. Я снова здесь, в семье родной ,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)
– А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
– В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “ Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “ Вы ” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении .
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь.
( Развитие речи. творческое задание ).
Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:
Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов.
Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.
( Учащиеся, чьи работы показалась наиболее лучшими, получают жетоны)
– Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
– Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
– Как пишутся личные местоимения с предлогами?
– Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.
– Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-v-kl-na-temu-mestoimenie-sklonenie-lichnih-mestoimeniy-s-predlogami-i-bez-predlogov-1009917.html
Правописание местоимений в русском языке
Как пишутся местоимения с предлогами и почему. Правописание местоимений в русском языке В данном предложении имеет место деепричастный оборот испугавшись нас.
Правописание местоимений в русском языке
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает слова, указывающие на предметы, на их признаки и количества, но не называющие их конкретно. Правописание местоимений в русском языке регулируется правилами орфографии.
Местоимения отличаются от других знаменательных частей речи тем, что они не имеют своего лексического, реального, вещественного значения, не называют предметы, их признаки и количества, а приобретают в речи значение того слова, на которое указывают или вместо которого употребляются.
Общие правила правописания местоимений
Рассмотрим, как правильно писать местоимения с предлогом, с частицами, в словосочетаниях, а также отрицательные местоимения, используя простую таблицу:
Когда словосочетания типа не кто иной, как; не что иное, как выражают противопоставление и имеют значение «а именно», вставляйте их только в предложения, не имеющие других отрицаний:
- Концертом дирижировал не кто иной, как сам маэстро Спиваков.
- Это было не что иное, как кусок метеорита.
(Здесь не в местоимение не входит.)
Сочетания типа никто иной, ничто иное, где нет и не подразумевается противопоставления, вставляйте в предложения, в которых уже имеется отрицание (часто впереди или после этих сочетаний стоит предлог кроме):
- Никто иной, кроме монаха, этой тайны не знал.
- Кроме слезливых мелодрам, ничто иное её не интересовало.
Присмотритесь к употреблению глаголов грустить, скучать, тосковать и др. с личными местоимениями 1 ‑го и 2‑го лица множественного числа. Запомните, эти местоимения должны стоять в предложном падеже:
Грущу по вас, скучают по нас, тосковали по вас и др.; но: тоскуем по ним.
Присмотритесь к частицам кое- (кой-) + местоимение с предлогом. Такие сочетания пишите всегда раздельно: быть кое у кого; говорить кое о чём, быть кой с каким грузом.
Если непроизводный предлог (без, для, в, по, с и др.) или предлог наречного происхождения (возле, вокруг, среди и др.) относится к местоимению 3‑го лица в косвенном падеже, прибавляйте к местоимению букву и:
- он — его — у него (к нему, с ним и т.д.);
- она — её — у неё (к ней, с ней и т.д,);
- они — их — у ник (к ним, с ними и т.д.);
Если же перед местоимением стоит производный предлог, то н прибавлять не следует (навстречу ей, благодаря ему, наперекор им).
Не прибавляйте букву н, если предлог относится не к местоимению, а к существительному, принадлежность которого определяет это местоимение:
- Я пил кофе у её бабушки.
- Он узнал эту новость от их друзей.
Предлоги и личные местоимения
Предлоги «перед», «с», «к», «об», стоящие перед формами косвенных падежей местоимения «я», пишутся с буквой «о»:
- ко мне;
- передо мной;
- со мной;
- надо мной;
- обо мне.
В косвенных падежах личного местоимения 3 лица после относящихся к нему предлогов пишется начальное «н»:
- он — у него, к нему, от него;
- она — для неё, за неё, ради неё;
- они — с ними, о них, из них, между ними.
Если местоимения «его», «её», «их» употребляются в значении притяжательных и предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному, то «н» отсутствует.
- пройти мимо него — мимо его дома;
- сделать для них — для их друзей;
- оставить у неё — у её родителей.
После предлогов «согласно», «подобно», «благодаря», «вне», «вопреки», «вследствие», «наперекор», «навстречу» «н» не пишется:
- благодаря ему, вне его, навстречу ему;
- вопреки ей, наперекор ей, согласно им, подобно им.
Буква «н» не пишется в личных местоимениях после сравнительной степени прилагательных и наречий:
- расположиться ближе его;
- идти быстрее её;
- положить дальше их.
Правописание неопределенных местоимений
Неопределенные местоимения «не́кто», «не́что», «не́который», «не́кий» пишутся слитно с ударной приставкой не-.
Неопределенные наречия с частицами кое‑, ‑то, ‑либо, ‑нибудь следует писать с дефисом:
- кое-кто, кое-что, кое-какой;
- кто-то, что-то, чей-то, столько-то;
- кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;
- кто-либо, что-либо, сколько-либо.
Частица кое- пишется раздельно, если отделена от местоимения предлогом.
- ищу кое-кого — найду кое у кого;
- дам кое-кому — стремимся кое к кому;
- любуюсь кое-кем — подружусь кое с кем;
- напишу кое о ком.
Правописание отрицательных местоимений
В составе отрицательных местоимений пишется ударная приставка не-, а приставка ни- — без ударения:
- не́чего — ничего́;
- не́кому — никому́;
- не́чему — ничему́.
Если между «не» и «ни» и местоимением появляется предлог, то все сочетание пишется раздельно в виде трех слов:
- нечего — не у чего;
- некому — не к кому;
- никакая — ни у какой;
- ничьё — ни при чьём.
Сочетания «не кто иной, как» и «не что иное, как», «никто иной» и «ничто иное»
В сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» элемент «не» является отрицательной частицей, которая пишется только раздельно.
Местоимения «кто» и «что» в этих устойчивых сочетаниях могут менять свою падежную форму, но написание их с частицей «не» остается раздельным.
Обратим внимание, что в таких высказываниях сказуемое не имеет при себе другого отрицания и предложения с этими оборотами речи являются утвердительными по смыслу.
В устойчивых сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» отрицательная частица «не» пишется раздельно. Частица «не» в состав местоимения не включается и может быть отделена от него.
- Это был не кто иной, как посыльный.
- Это был не иной кто, как посыльный.
Весь оборот имеет значение частицы «именно».
- Это был именно посыльный.
Отличаем раздельное написание частицы «не» в рассмотренных оборотах от сочетаний «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)», в составе которых имеются отрицательные местоимения «никто» и «ничто», которые пишутся с приставкой ни- слитно и употребляются в предложении с отрицательным сказуемым, имеющим при себе частицу «не».
- Никто иной не может решить эту трудную задачу по физике.
- Ничто иное не могло заинтересовать плачущего малыша.
Слова «никто» и «ничто» усиливают отрицание, выраженное сказуемым с «не». В сочетаниях «никто иной», «ничто иное» может присутствовать слово «кроме», перед которым ставится запятая.
- Никто иной, кроме брата, не решился влезть на высокое дерево за котенком.
- Ничто иное, кроме мяча, не лежало в коробке.
Сочетания «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)» могут употребляться в утвердительном предложении без отрицательного сказуемого, если они имеют значение присоединения:
- Этот артист, и никто другой, запомнился зрителям своей яркой игрой в спектакле.
В этом случае используется перед указанными оборотами сочинительный союз «и»:
- В горах это небольшое голубое озеро, и ничто иное, поразило нас своей красотой.
В оборотах «никто иной (другой)», «ничто иное (другое)» приставка ни- пишется слитно с местоимениями.
Особенность местоимений в русском языке такова, что они способны образовывать другие части речи при помощи частиц, союзов и предлогов. Как следствие, при их написании допускается немало ошибок. В статье приведены правила слитного и раздельного написания местоимений, а также с использованием дефиса.
источники:
https://litfest.ru/orfografia/pravopisanie-mestoimeniy.html
Местоимение – это часть речи, которая применяется для указания на объект повествования, не называя его конкретно. В предложениях они довольно часто идут в паре с предлогами. И с правописанием этих пар нередко возникают сложности. Чтобы не делать ошибок в текстах, следует усвоить несколько правил, которым подчиняется написание местоимений и предлогов.
Читайте в статье
- Правописание личных местоимений с предлогами
- Случаи употребления их, них, ей, ней
- С отрицательными и неопределенными местоимениями
- Заключение
Правописание личных местоимений с предлогами
По общему правилу, предлоги всегда пишутся раздельно с другими словами, к какой бы части речи эти слова ни принадлежали. Но у некоторых местоимений есть дополнительные особенности использования в паре с предлогами. В первую очередь это касается личных местоимений.
Слова этой группы при склонении по падежам образуют супплетивные формы, например: я – меня, мне, мной и т.д. Если падежная форма слова «я» начинается с сочетания согласных и используется в тексте в паре с одним из предлогов: «над», «с», «об», «к» или «перед», к предлогу добавляется буква О. Например:
- над ним, но надо мной;
- с ней, но со мной;
- к нему, но ко мне;
- перед ней, но перед мной;
- об вас, но обо мне.
Есть свои особенности правописания и у местоимений 3 лица – он, она, оно, они. Если эти слова используются в паре с предлогом, то, в какой бы числовой и падежной форме они ни стояли, в их начало добавляется буква Н. К примеру:
- он – «нет (кого?) его», но «был (у кого?) у него»;
- она – «дать (кому?) ей», но «пришел (к кому?) к ней»;
- оно – «копал (чем?) им», но «играл (с чем?) с ним»;
- они – «нет (кого?) их», но «был (у кого?) у них».
Исключения составляют ситуации, когда местоимение в предложении стоит после наречия или прилагательного в форме сравнительной степени. Например:
- Маша была красивее ее;
- Витя прибежал быстрее его;
- мне хотелось быть лучше их.
Также букву Н не добавляют к местоимениям, идущим после предлогов: «наперекор», «благодаря», «подобно», «навстречу», «вне», «согласно», «вопреки». К примеру:
- действовать наперекор ему;
- получилось благодаря ей;
- стоит поступать подобно им;
- согласно его требованиям и т.д.
Случаи употребления их, них, ей, ней
Слова «его», «их» и «ее» могут употребляться как форма родительного падежа слов «он», «они» и «она» соответственно. Но они же способны выступать в речи в роли притяжательных местоимений, то есть, указывать на принадлежность предмета обсуждения кому-либо. Например:
- его нет дома, но на столе лежит его сумка;
- ее сегодня не будет, но вы можете передать сообщение ее секретарю;
- я хотел бы увидеть их лично, или хотя бы их фотографии.
В предложении, где используются притяжательные местоимения, предлоги относятся не к ним, а к идущим с ними в паре именам существительным. Поэтому местоимения этой группы пишутся в таком случае как обычно, без добавления буквы Н в начале слова. К примеру:
- «я делал это для него», но «я делал это для его дочери»;
- «я делал это для нее», но «я делал это для ее дочери»;
- «я делал это для них», но «я делал это для их дочери».
С отрицательными и неопределенными местоимениями
Часть отрицательных и неопределенных местоимений была образована от слов этой части речи, принадлежащих к вопросительному или относительному семантическим разрядам. Словообразование происходило путем добавления к основе исходного слова частице «не», «ни» или «кое». Примеры таких слов: «некого», «кое-чему», «никто», «ничему» и т.д.
Если одно из таких местоимений в форме косвенного падежа используется в предложении с предлогом, оно пишется раздельно. Например:
- «никто», но «ни с кем»;
- «кое-кто», но «кое у кого»;
- «некого», но « не у кого» и т.д.
Довольно часто встречаются ошибки в написании с предлогами слов, начинающихся с частицы «кое», например «у кое-кого», «с кое-кем». Нужно запомнить, что такой вариант написания некорректен.
Заключение
Использование местоимений с предлогами имеет некоторые особенности. Их нужно выучить, чтобы не делать ошибок в тексте, а также в устной речи. Для полноценного применения правил, регламентирующих написание и произношение пары из местоимения и предлога, пригодится знание семантических разрядов местоимений и умение определять их для конкретного слова.
Для начала дадим определения местоимению и предлогу.
Местоимения обозначают признак или количество предмета. Эта часть речи заменяет числительные, прилагательные и существительные. Местоимение – самостоятельная часть речи.
По значению различают следующие местоимения:
- личные;
- возвратные;
- вопросительные;
- относительные (употребляются для связи предложений в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях);
- притяжательные;
- указательные;
- определительные (указывают на признак предмета, например, весь, всякий, каждый);
- неопределенные (например, некто, кое-что, чей-нибудь);
- отрицательные (никто, ничей).
Предлог относят к служебным частям речи. Он служит для связи слов друг с другом.
Предлоги бывают:
- непроизводные (в, на, от и т.д.);
- производные, когда предлог образован от глагола, наречия или существительного, например, благодаря, напротив, вопреки).
По структуре различают простые и составные предлоги. Простые состоят из одного слова, составные, соответственно, из нескольких слов.
Одно из первых правил русского языка, которое узнают учащиеся, это то, что все предлоги с другими словами всегда пишутся раздельно. Чтобы правильно понять является слово предлогом нужно попробовать вставить уточняющее слово или задать вопрос. Например, на (чем?) столе или на (письменном) столе.
Местоимения-существительные с предлогами образуют формы косвенных падежей (за вами, без кого-нибудь). Предлоги с местоимениями в форме косвенных падежей пишутся всегда раздельно.
Предлоги, которые начинаются с согласной буквы в сочетании с личным местоимением «я» и его производные (мной, мне) пишутся гласная «о» (передо мной, обо мне).
При употреблении местоимения третьего лица единственного и множественного числа с предлогом, к его началу добавляется буква «н» (к нему, для нее, из-за них).
У притяжательных местоимений его, ее, их, в родительном падеже, предлог в предложении относится к существительному, поэтому буква «н» перед предлогом исчезает (его книга, ее голос, их дом).
Сравним:
- оставить для них – оставить для их родителей;
- пройти мимо него – пройти мимо его дома;
- идти с ней – идти рядом с ее сестрой;
- оказаться у них – у их дачи.
У притяжательных местоимений: его, ей, их, при наличии предлога буква «н» не пишется.
При употреблении производных предлогов: вне, вопреки, наперекор, навстречу, благодаря, буква «н» у личных местоимений, также пропадает.
Примеры: вопреки ему, благодаря им, вне их.
Начальная «н» также не пишется при употреблении личных местоимений с прилагательными в сравнительной степени. Прыгать выше ее, спеть громче его, оказаться моложе их.
Предлоги с отрицательными и неопределенными местоимениями.
Предлоги, которые стоят после частиц («не», «ни», «кое»), относящихся к местоимению, пишутся раздельно. Например,
- никого – ни у кого;
- кое-что – кое о чем.