Как метафора помогает раскрыть основную мысль рассказа

Красота письменной и устной речи напрямую зависит от того, как хорошо умеет человек использовать различные средств выразительности. Оригинальные и глубокие метафоры не только помогают точнее донести свою мысль до адресата, но и свидетельствуют о незаурядности образного и ассоциативного мышления автора. Талант подбирать этот троп востребован не только на литературном поприще, но также в различных видах искусства (живопись, кино) и средствах массовой коммуникации. В статье разберем, что такое метафора в произведениях русской литературы.

Содержание

  • 1 Определение и значение
  • 2 5 метафор
  • 3 Функции метафоры
  • 4 Применение метафор
    • 4.1 В литературе
    • 4.2 В кино
    • 4.3 В рекламе
  • 5 Полезное видео

Определение и значение

«Метафора» с древне-греческого переводится как «переносное значение». История происхождения термина восходит к древнегреческому философу Аристотелю (384 г. до н.э. — 322 г. до н.э.). В своем труде «Риторика» он дал первое определение:

«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род».

Далее в «Поэтике» уточняет, что термин есть: «способ переосмысления значения слова на основании сходства»В основе этого литературного приема лежит перенос свойств одного предмета или явления на другой. Метафору также часто называют скрытым сравнением, т.к. в ней отсутствуют слова «как», «как будто» , «словно», хотя и подразумеваются по контексту.

  • «Золотые руки». Все, что сделано умелым мастером, так же ценно, как золото.
  • «Пламенное сердце». Человек, переживающий сильные эмоции, как будто горит огнем.
  • «Стальные нервы». Умение сохранять спокойствие и рассудительность так же прочно, как сталь.

Что такое метафора

5 метафор

Существует несколько видов метафор:

  1. По восприятию выразительности различают резкую и стертую. В резкой сведены далеко стоящие друг от друга понятия и их сравнение очевидно. Стертыми называют метафоры, прочно интегрированные в естественный язык.
    Например: «крылья огня» — резкая метафора, а «крыло самолета» — стертая.
  2. Развернутая выражена не одной единицей (словом или выражением), а последовательно раскрывается в фрагменте текста. Таким образом, одна метафора влечет за собой новые, связанные с нею по смыслу. Например: «Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту»  В. Маяковский.
  3. Реализованная метафора — это акцентирование на буквальном (прямом) значении слов, состaвляющиx мeтaфору. Благодаря этому, порой, достигается комический эффект: «
    Если ушел в себя, с пустыми руками не возвращайся».
  4. Метафора-формула — скрытые сравнения, устоявшиеся в форме фразеологизмов:
    «рука помощи», «теплый прием».
  5. Преувеличение (гипербола) используется для усиления и подчеркивания мысли:
    «вырос до небес».

Между некоторыми видами сложно провести границу, т.к. различия, например стертой и метафоры-формулы, весьма условны.

Функции метафоры

Задачи, которые можно решить с помощью использования метафор, разнообразны:

  • Оценочная — помогает автору передать свое отношение к называемому предмету или объекту.
    «Души сиреневая цветь»  у С. Есенина создает яркий образ юности как лучшего периода в жизни.
  • Эмоционально-оценочная — апеллируя к эмоциям адресата речи, метафора воздействует на его суждения.
    «Заплакать бы ожогом ржавых слез»
      (И. Северянин) — душевные переживания сравниваются с физической болью, вызывают сочувствие и жалость у читателя.
  • Номинативная (назывная) — служит для обозначения того, чему нет названия или оно малоизвестно. Это отражается в названиях растений, животных, профессиональных терминах.
    «Синдром теннисного локтя»  употребляется вместо понятного только медикам наименования «латеральный эпикондилит», т.к. заболевание наиболее распространено среди теннисистов.
  • Познавательная — подключает образное мышление, используя аналогии и символы, помогает выразить мысль четко и лаконично.
    «Клетки — это кирпичики, из которых состоят все живые организмы».

Таким образом, метафора — полезный инструмент не только в руках писателей и поэтов, но также педагогов, психологов, маркетологов и многих других.

Важно! Метафору путают с метонимией. Но механизм появления у них разный. Образное значение придается именам других литературных героев. Троп употребляется в общем значении, а не в единственном числе. Например: Аудитория настороженно притихла.

Применение метафор

Чаще всего мы сталкиваемся с этим средством выразительности в литературе, кинематографе и рекламе.

В литературе

Метафора в литературе служит для создания выразительности и образности текста, помогает автору добиться наглядности изображаемого, передать идейный замысел произведения и настроение лирического героя.

Пример метафоры из художественной литературы: В стихотворении А. Фета «Майская ночь» ночной пейзаж подобен сну. Предметы призрачны, они улетают и тают. Небо — чело нежной возлюбленной, тучи — толпа равнодушных зевак, а счастье — лишь дым. Поэт не выражает прямо своих чувств, но читатель угадывает печаль и тоску по несбывшимся мечтам.

Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.

Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле…

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно — как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой
И в вечность улетим!

Метафора примеры

В кино

Выразительные средства в кино обогащают произведение, наполняют его скрытыми смыслами и двойными контекстами. В кинематографе метафорой может служить деталь, предмет, обладающие символическим или аллегорическим значением. Это может быть выбор времени года, погодных условий и т.д. Существует также внутрикадровая метафора: панорама, перемещения, фокус.

  • В знаменитом фильме «Унесенные ветром» Скарлетт клянется никогда больше не голодать на фоне заката. Это символ того, что очередная веха жизни героини закончена.
  • Метафора смерти и обретения покоя в фильме «Гладиатор» изображена как пшеничное поле, по которому погибший Максимус идет навстречу своей семье.
  • В «Ивановом детстве» А. Тарковского война вторгается в жизнь людей и та обрывается, как не доигранная на граммофоне песня.

В рекламе

В рекламе  — сильнейший инструмент воздействия на поведения потребителя за счет эмоционального эффекта. Она запускает определенные ассоциации, провоцируя к покупке рекламируемого товара.

Например:

  • Болезнь и боль представляются как враг, которого нужно уничтожить, а рекламируемое лекарство — оружие. «Солпадеин» — мощное оружие, бьющее точно в цель!
  • Случай использования реализованной метафоры:
    каталоги компании IKEA «В семье есть на кого положиться» — о подушках,
    «Я прогнусь под вас» — о кресле,
    «Приобретите ягуар по цене автомобиля!»от бренда Jaguar.
  • Пример визуальной метафоры — изображение будильника с кружкой кофе вместо циферблата (Nescafe) или томаты, выложенные в форме бутылки (кетчуп Heinz).

Метафоры значительно обогащают язык, помогают людям лучше понять друг друга, выразить мысли и эмоции. Чтобы  найти метафору в тексте можно воспользоватся следующим алгоритмом.

Как найти метафору

Полезное видео

Метафора обогащает литературную речь, придает эмоциональную выразительность. В поэзии позволяет подобрать точное выражение, не утяжеляя слог. О литературном приеме на видео.

Как использовать метафоры в тексте

Для чего используются метафоры в тексте? Как и любой троп, они делают прозу богаче и помогают формированию авторского стиля. Без художественных средств текст становится блеклым. Читателю сложнее погрузиться в произведение, понять характер персонажа, увидеть мир глазами писателя. Но научиться придумывать образные, запоминающиеся метафоры и не перестараться с их пафосом, — отдельное искусство. Рассмотрим на примерах, как использовать метафоры и поговорим о способах их создания.

Редактор, автор блога Band

Что такое метафора

Метафору называют скрытым сравнением. Например, у А.П. Чехова: «Луна будет улыбаться весь вечер» — луну писатель наделяет человеческими эмоциями.

Метафоры используются в бытовой жизни, и поэтому перестают восприниматься как средства художественной выразительности. Задача же автора — найти такое словосочетание, которое максимально точно передаст заложенный смысл через знакомые читателю ситуации. При этом — не будет повседневным, часто встречающимся.

С помощью метафор легче рассказать об абстрактных понятиях. Ученый-лингвист А.Н. Баранов считает метафору «инструментом познания действительности».

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Как использовать метафоры в литературном тексте: 5 примеров

1. Иллюстрируйте эмоцию

Образные метафоры иллюстрируют сложную эмоциональную гамму, которая притягивает внимание читателя.

Мег Вулицер: «Джо бродил по квартире, как выживший после кораблекрушения, которого даже не помнил, и искал других таких же выживших и потерявших память», — о состоянии одного из героев после смерти отца.

Каждый переживал утрату близкого человека: спектр эмоций огромен, одна из них — опустошенность, непонимание как жить дальше. Сравнение с выжившим после кораблекрушения вполне соответствует этому ощущению.

2. Отсылайте читателя к его личному опыту

Мег Вулицер: «Он носил бежевый свитер крупной вязки, который не скрадывал живот, а поддерживал его, как колыбелька, и тот покачивался при ходьбе (…)».

Сравнение свитера с колыбелью, где родители качают младенца. При прочтении возникает яркий понятный образ, при этом, метафора необычная.

3. Метафора, граничащая с гиперболой

Евгения Некрасова: «Хоуп старалась есть меньше, но она росла, хотелось есть, и рот Хоуп при помощи ее рук будто сам доедал порцию до пустой тарелки», — яркий образ.

Гипербола в ее прямом значении — преувеличение. Такой литературный прием активно используется в художественных произведениях:

«Сыновья Тараса Бульбы носили шаровары, сравнимые по ширине с Черным морем», — Н.В. Гоголь.

Но стоит отличать от клише — те выражения, которые мы активно используем в повседневной жизни: «сто лет не виделись», «у меня куча дел».

4. Используйте персонификацию

В знакомой со школьной программы поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь представляет вниманию читателя говорящие фамилии: Плюшкин, Коробочка, Собакевич — тем самым подчеркивая особенности характера.

В романе-сериале «Кожа» рассказчица беседует с Черепом, который наделен человеческими чертами:

«Череп поклацал зубами и продолжал», «Череп подвигал ноздрями: они у него чесались от частиц сухой земли» — очеловеченный образ.

Чтобы создать такую метафору, сфокусируйтесь, на что похож человек или объект, о котором вы пишите: по вкусу, по цвету, по форме, по тактильным ощущениям и так далее.

Проследите, что общее есть между всеми представленными словесными рядами.

5. Создавайте развернутые метафоры

«В миг, когда я решила уйти от него, в миг, когда подумала — с меня хватит, мы находились в десяти тысячах метров над океаном и двигались с бешеной скоростью, хотя, казалось, стояли на месте и сохраняли спокойствие. Вот и с нашим браком тоже самое», — Мег Вулицер.

Начало романа «Жена» сразу же рисует конфликт: разлад между супругами. Читатель понимает на уровне ощущений и эмоций, какой была их совместная жизнь.

Курс «Как писать нон-фикшн» научит переводить личный опыт и экспертные знания в текст. После него вы сможете:
— писать легко, с интересом, чувством, драйвом;
— создавать личный бренд в социальных сетях и медиа;
— писать и редактировать тексты, которые будут влиять на людей.

Как придумать метафору

1. Насмотренность

Выходите на улицу и «подсматривайте». Сцены из бытовой жизни помогают быстрее нащупать нужный образ, нужную ассоциацию. Представьте, что вы — скетчер, ваша задача — сделать как можно больше зарисовок в блокнот, над которыми чуть позже поработаете детально.

Что еще почитать по этой теме:

2. Анализ понравившихся текстов

Открывайте ту книгу, которую читаете прямо сейчас. Берите карандаш и подчеркивайте все метафоры на этой странице. Посмотрите, как часто автор их использует, какие кажутся вам наиболее точными, а какие — слабее, на ваш взгляд. Почему?

3. Мудборды

Мудборд — подборка иллюстраций, фотографий, которые отражают настроение книги. Сделать такую можно в приложении для коллажей. Такая доска вдохновения — способ настроиться на нужную волну произведения: с ней легче прописать характеры и добавить деталей.

4. Таро или ментальные карты

Нет, это не «что-то на магическом», это способ найти неочевидные способы описывать действительность. Творческое упражнение на развитие креативности. Вытаскивайте карту и старайтесь подобрать как можно больше метафор к изображению.

Метафоры, как и другие средства выразительности, необходимы тексту как вода в пустыне. Главное — избегать шаблонов и клише!

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Что такое метафора простыми словами – объясняю так, чтобы вы разобрались и легко находили метафоры в тексте

Скрытое сравнение.

18 879

Что такое метафора простыми словами

Метафора по-школьному – это троп, средство-художественной выразительности, скрытое сравнение. По-простому: сравнение без слов «как», «словно», «будто».

Например, Валерий Леонтьев мог сказать, что у него волосы седые, как снег. Но это банально и плоско. Он сказал: «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег…». Мы слушаем и у нас в голове «щелкает» – это ведь он имеет в виду «У меня седые волосы, я постарел». Красиво и выразительно.

Метафорой может быть не только существительное, но и глагол: «окунуться в любовь» (полюбить так, чтобы забыть обо всем на свете). Другой пример – «В лесу родилась елочка». Понятно, что никто ее не рожал, она «выросла».

Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.

Типы метафор

Общеязыковые. Это метафоры, которые стали нам привычны и мы их не замечаем. Мы говорим, что идет дождь – а как он может «идти»? Или, например, «время еще не пришло» – как время может приходить? На уроках биологии учитель говорит: «Это грудная клетка» – и не задумывается, почему «клетка»? Потому что легкие, сердце и другие органы там как «в клетке».

Художественная. Та метафора, с которой дети постоянно встречаются в школе, когда работают с художественными текстами. Они уже не привычны и поэтому вызывают эстетическое наслаждение. Пример – строфа из стихотворения Есенина: «В саду горит костер рябины красной».

Про стихотворение Фроста

Мне очень нравится это стихотворение. «Лед» здесь – как раз художественная метафора. Но метафорическое значение появляется только в самом конце, сначала вроде бы просто – лед как лед.

Одни говорят: мир умрёт в огне.
Другие твердят про лед.
Я долго жил, и кажется мне,
Огонь скорей подойдет.

Но если бы кто-нибудь мне сказал,
Что дважды нас гибель ждет,
Я не удивился бы. Я узнал,
Что ненависть – толще, чем лёд.

И равнодушие холодней
Вечных покровов льда.
И если для смерти не хватит огней,
Лед сгодится тогда.

Лед в последнем четверостишии приобретает уже не тот смысл, который был в первом. Мы понимаем, что автор имеет в виду ненависть, равнодушие, «холод» человеческого сердца.

Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:

Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков.

Окна кабаков темной ночью напоминают глаза. Причем эти глаза «смотрят в душу», они «жестокие», «безумные» – пока читаешь, представляешь какого-то дикого зверя. Потом только понимаешь, что речь о кабаках.

Овеществление. Когда живое сравнивается с неживым. Мне за 11 лет школы ни разу не приходилось этот термин использовать. Пример из Есенина: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли».

Зачем нужны метафоры

Если учитель спросит, скажите так:

  1. Чтобы вызывать у читателя чувство эстетического наслаждения.
  2. Чтобы помогать автору передавать чувства через слова.

Всё, больше ничего. Свободны.

( 14 оценок, среднее 4.57 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

пгт. Троицко-Печорск

Учебно-исследовательская работа по литературе

Тема: «Метафора как средство выразительности (на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь»)

Автор исследовательской работы:

 Проскурякова Мария, 7 б

Руководитель: А.И. Канева,

учитель русского языка и литературы

2017 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава 1 Метафора как средство выразительности        5

§1 Термин метафора        5

§2 Функции метафоры        6

§3 Сравнение языковой и художественной метафор        7

Глава 2 Употребление метафоры в речи        10

§1 Метафора в произведении Тургенева        10

§2 Метафора в современном мире        14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

Список используемых литературы        17

ПРИЛОЖНИЕ        18

ВВЕДЕНИЕ

Участник исследования: Проскурякова Мария 7б класс МБОУ СОШ №1, пгт. Троицко-Печорск.

Тема исследования: Метафора как средство выразительности (на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь»).

Актуальность темы: Метафора в художественных текстах – одно из средств создания выразительности. Метафора активно воздействует на воображение, формирование эмоций, это средство выразительности является неотъемлемой частью художественного текста. Произведение И. С. Тургенева «Лес и степь» уникально по своей художественности. Язык его ярок, экспрессивен.

Предмет исследования – метафора в художественном тексте.

Источник исследования – Произведение И. С. Тургенева «Лес и степь»

Материал исследования – 25 метафор, используемых в тексте произведения И. С. Тургенева.

Цель данного исследования заключается в комплексном изучении особенностей создания и функционирования метафоры в произведении «Лес и степь»

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

— Рассмотреть понятие метафоры;

— Проанализировать метафоры рассказа «Лес и степь»;

— Выяснить, какую роль метафора играет в современном мире;

Общим методом исследования является описательный метод, основанный на наблюдении, описании и обобщении выявленных особенностей метафоры.

Научная новизна работы заключается в попытке впервые комплексно рассмотреть метафору в структуре художественного текста рассказа И. С. Тургенева «Лес и степь»

Практическая ценность исследовательской работы определяется возможностью использовать ее результаты в школе на уроках литературы и русского языка.  

Работа состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, приложения.

Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.

Цель первой главы – осветить теорию метафоры, рассматриваются понятия «метафоры», приводится классификация метафор (различие языковой и художественной метафоры), освещаются особенности использования метафоры в художественном тексте.

Вторая глава обращена к анализу метафор в произведении И. С. Тургенева.

В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.

В приложении к работе зафиксированы все выбранные и анализируемые метафоры рассказа.

Глава 1 Метафора как средство выразительности

§1 Термин метафора

Лингвистический энциклопедический словарь даёт метафоре следующее определение, на которое мы и будем опираться: «Метафора- это троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающий некоторый класс предметов, явлений и т.п. для характеризации и наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса аналогично данному в каком- либо отношении. В расширительном смысле термин метафора применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении».[1]

Исследования в теории метафоры начаты Аристотелем и таким образом насчитывают более двух тысяч лет. Занимаясь проблемами поэтики и риторики, Аристотель рассматривал метафору только как фигуру речи, но не говорил о метафоре как об индивидуальном языковом явлении: «Всякое имя бывает или общеупотребительное, или глосса, или метафора, или украшение, или вновь составленное, или растяженное, или сокращенное, или измененное». Сам Аристотель, настаивая на том, что в рассуждениях следует избегать пользования метафорами, высоко ценил их как способ описания не того, «что было, а того», «что могло быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости».[2] Скляревская Г.Н. в книге «Метафора в системе языка» говорит о том, что, несмотря на это, благодаря Аристотелю сложился, получивший развитие в 20 веке взгляд на метафору, как на «неотъемлемую принадлежность языка, необходимую для коммуникативных, номинативных и познавательных целей».

История пересмотра старого понимания метафоры в русской филологии связана с именем А. А. Потебни, который рассматривал метафору не как стилистический приём, а как «необходимый элемент художественного мышления», помогающий внушить читателю то, что «растолковать невозможно»

Английские философы-рационалисты считали, что метафора служит для выражения мысли и передачи знания и что для выполнения этой функции пригодны только слова, употреблённые в прямом смысле. Например, по мнению философа Т. Гоббса, метафора, равно как и переносные значения вообще, являются препятствием к выполнению этого главного назначения языка.

Другой же философ-рационалист Дж. Локк утверждал, что образное употребление слов внушает ложные идеи и вводит в заблуждение рассудок. Философы романтического склада, напротив, считали метафору единственным способом не только выражения мысли, но и самого мышления. Метафора возникает при уподоблении одного явления другому на основе семантической близости состояний, свойств и действий, характеризующих эти явления. С формальной точки зрения, метафорический перенос заключается в употреблении слова (словосочетания, предложения), предназначенного для обозначения одних объектов (ситуаций) действительности, для наименования или характеризации других объектов (ситуаций) на основании условного тождества приписываемых им предикативных признаков.[3]

§2 Функции метафоры

Метафора выполняет несколько функций. В риторике и лексикологии считается, что первичная функция метафоры- номинативная, в поэтической речи- оценивающая и характеризующая.

Изучение функций метафоры приводит к выводу о зависимости характера метафоры от литературного метода. В стихотворной речи это выразилось в стремлении употреблять слова в прямом значении, что, однако, не исключало мотивированного использования метафор.

Рассматривая функции метафорического моделирования, специалисты по регулярной многозначности отмечают, что при его помощи человек «как бы отмечает пункты наиболее напряженной активности человеческой мысли по выработке адекватного миропонимания», эти модели своего рода «русло, по которому привычно движется бессознательная творческая активность всенародного сознания, и дискуссионное поле, творческая лаборатория по созиданию образа мира у человека» [Постовалова 1994: 208]. Использование новых слов по уже существующим моделям часто создает в тексте оптимальное соотношение стандарта (использование модели), экспрессии (различные виды оживления метафоры), привлекает внимание адресата к способу выражения мысли, которая воспринимается как более яркая и значимая

Метафора состоит из четырех частей: основной и опущенный вспомогательный субъекты, а также соотносимые свойства каждого объекта или класса объектов. Это стоит учитывать при анализе метафоры, потому что свойства основного субъекта не обозначены, вследствие чего метафора допускает разные толкования.

§3 Сравнение языковой и художественной метафор

Метафора имеет двоякую сущность. Она может быть одновременно и средством языка, и поэтической фигурой. В лингвистической литературе традиционно выделяются два типа метафор – языковая метафора и художественная метафора.

Языковая метафора представляет собой готовый элемент лексики: такую метафору не надо каждый раз создавать, она воспроизводима в речи зачастую без осознания говорящим фигурального смысла первичных слов. [4]Г.Н. Скляревская в своей книге, посвященной метафоре отмечает, что языковая метафора «стихийна, заложена в самой природе языка и исследуется в лингвистике как комплексная проблема, такую метафору не нужно каждый раз создавать, её берут готовой и употребляют в речи, при этом живая речь обычно перенасыщена метафоричностью». Языковая метафора иначе называется также общеупотребительной, ведь её мы используем настолько часто, что уже не замечаем.

Художественная метафора помогает в раскрытии образов. Позволяет автору обратить внимание читателей на то, что, по его мнению, действительно важно. От языковой метафоры она отличается оригинальностью и новизной.

Метафора как объект исследования оказалась чрезвычайно притягательной не только для лингвистов, но и для философов, так как является одним из способов организации познавательной деятельности.

Создается впечатление, что исследование метафоры становится тотальным. Нельзя не согласиться с Г. Г. Кулиевым, который пишет, что «в самом факте постоянного обращения к данной теме заключено и признание ее неисчерпаемости».

Существенны различия языковой метафоры и художественной с точки зрения их лексического статуса. Если языковая метафора представляет собой самостоятельную лексическую единицу, относительно свободно вступающую в семантические связи и реализуемую в разнообразных лексических окружениях, то художественная метафора не имеет такой лексической самостоятельности — она всегда связана со «своим» контекстом.

Особенности контекстуальной обусловленности художественной метафоры были описаны В. Н. Телией: художественная метафора «исходит» из конкретного контекста; рождается и существует в контексте, распадаясь вместе с ним; коннотативные признаки, создающие метафору, фокусируются только в рамках данного лексического набора.

Глава 2 Употребление метафоры в речи

§1 Метафора в произведении Тургенева

Проанализировав представления о метафоре, я могу приступать к анализу наличия её в произведении. В данном исследовании наше внимание будет остановлено на метафорике произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь».

            При лингвистическом анализе текста необходимо определить понятия «образ автора», «лирический герой» и «поэт». В. В. Виноградов, говоря об «образе автора», непосредственно связывает его с «субъектом повествования»: «Образ автора является формой сложных и противоречивых отношений между авторской интенцией, между фантазируемой личностью писателя и ликами персонажей. В понимании всех оттенков этой многозначной и многоликой структуры образа автора- ключ и композиции целого, к единству художественно- повествовательной системы Пушкина». Но в лирике дело обстоит иначе, потому что специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор или предмет изображения, но и как субъект, «включенный в эстетическую структуру произведения». Следовательно, человек в лирике- это обобщенная личность. Выражение чувств, связанных с осмыслением философских проблем бытия, объединяет личность автора с лирическим героем, который является составной частью текста. И именно в том, что «человек является организирующей категорией текста на уровне его порождения (автора) и восприятия (читателя)», состоит антропоцентризм текста. В связи с этим важно не просто проанализировать метафору как средство создания мыслей и чувств лирического героя, но и обратить внимание на образ человека как на одну из важнейших составных частей текста.[5]

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, классик русской литературы 19 века. Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал Белинский: «Он любит природу не как дилетант, а как артист». В середине XIX века в журнале «Современник» были напечатаны рассказы Ивана Тургенева из цикла «Записки охотника». В 1852 году они вышли отдельным изданием. Практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги. Исключение составляет лишь произведение «Лес и степь». В нём он описал охоту с ружьём и природу, окружающую охотника. [6]

В своём произведении Тургенев использует различные изобразительно-выразительные средства. Наиболее ярким из них является метафора. Метафора помогает раскрыть внутреннюю природу какого-либо явления, предмета, зачастую являясь выражением индивидуально-авторского видения мира.

Рассмотрим примеры художественных метафор и проанализируем, какую роль они играют в произведении.

 «Бархатом чернеется земля»

Земля сравнивается с бархатом. Автор нашел черты сходства между бархатом и землей. Чтобы лучше понять метафору, нужно углубиться в понятия сравниваемых слов. Бархат- это ворсовая ткань со сплошным или узорным коротким ворсом на лицевой стороне. Земля- это слой вещества, состоящий из частиц разного размера.

«Ветерок набегает волной»

 Автор хотел, чтобы его читатели почувствовали этот ветерок. И в самом деле, ветерок, накрывает, как волна. Эта метафора помогает лучше передать ощущения, которые испытывает герой произведения.

  «Заря заплыла пожаром» 

Автор описал зарю на примере пожара, ведь у них есть черты сходства.  Заря- это свечение неба, а пожар- это пламя. Таким образом, Тургенев с помощью метафоры рассказал нам о состоянии зари.            

          «Последние волны согретого тумана»

 В начале разберем понятия. Туман- это облако у поверхности земли. Волна- это изменение состояния среды (возмущение), распространяющееся в этой среде. Автор данной метафоры помог нам представить, как согретый туман почти развеялся в воздухе своеобразными волнами.

«Золотая берёза»

 Тургенев сравнивает ценность золота с красотой берёзы, ведь она нам также дорога.

«Волны расстилаются скатертями»

 Приходя на берег, волны словно раскатываются, или же «расстилаются скатертями». Таким образом автор на примере сравнения помог нам представить этот процесс.  

«Поляны, облитые потоком жидкого золота»

Когда мы смотрим на поляну у нас создается впечатление, что она блестит. Дело в том, что трава отражает солнце, и оно переливается по всей поверхности поляны, как золото.

В основе художественного творчества действует эстетический принцип: искусство является познавательно-оценочным отражением действительности. Особенность художественного текста заключается в том, что он представляет собой художественно преобразованную замыслом автора реальную действительность, наполненную эстетическим смыслом и содержанием. Таким образом, художественное произведение является отражением объективной реальности, какой ее видит и воспринимает автор. Художественное отражение включает в себя личностное отношение художника к изображаемому, выражение его суждений, чувств, ценностных установок. Основной целью художественных произведений является достижение определенного эстетического воздействия, создание художественного образа. Художественный образ – одно из величайших достижений общественной сущности языка, позволяющее с большей эффективностью и эмоционально-экспрессивной достоверностью передать через них замысел и свое отношение к изображаемому.[7]

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Лес и степь» метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного текста. Также Метафора придаёт произведению выразительность, экспрессивность и эмоциональность, благодаря этому, читатель вникает в текст и представляет природу, описанную автором, во всех её красках. В краткой форме, метафора создает ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора активно воздействует на воображение, формирование эмоций, подсознательные мыслительные центры индивидуума.

§2 Метафора в современном мире

Большинство людей воспринимает метафору как поэтическое и риторическое выразительное средство, относящееся скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного общения Люди часто видят в метафоре просто одно из проявлений естественного языка, а потому полагают, что могут прекрасно обойтись в жизни и без метафор. Однако метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь. Она проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии.

Метафора присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Это подтверждают слова Р. Хофмана – автора ряда исследований о метафоре:

«Метафора исключительно практична. Она может быть применена в качестве орудия описания и объяснения в любой сфере: в разговорах между пилотами авиалинии, а ритуальных танцах и в языке программирования. Метафора, где бы она нам ни встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний языка.»[8]

Некоторые метафоры мы часто слышим и даже сами употребляет того не замечая: дети-цветы жизни, дневник-лицо ученика, висеть на волоске, простой, как пять копеек и др. Эти выражения прочно вошли в наш словарный запас, а ведь это и есть метафоры. Мы все понимаем, что дети – это ни какие не «цветы» в буквальном смысле этого слова, и не может план или решение «висеть на волоске». Используя эти выражения, мы придаем ёмкий, красочный смысл сказанному.

Я провела школьное анкетирование среди учеников седьмых классов. Целью данного анкетирования было узнать, как часто метафора используется в речи.

 Результаты показали, что 42% опрошенных учеников употребляют метафору в своей речи очень редко, соответственно 58% используют метафору часто. Нам кажется, что это хороший результат. Давайте сделаем так, чтобы наша речь была лучше, образней, красивей, ярче.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема проведенного нами исследования – Метафора как средство выразительности (на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь»). Целью данной работы мы ставили исследовать употребление метафоры в произведении Ивана Сергеевича Тургенева и доказать значимость ее для более полного понимания текста. Материалом послужил рассказ «Лес и степь». Исследовав употребление метафоры в данном произведении, мы выяснили, что метафора действительно необходима для создания у читателя образного представления о происходящем, что, в свою очередь, и приводит к более глубокому и полному пониманию авторского замысла. Нельзя не отметить, что метафора отличается особой выразительностью, по-новому осмысливая предмет. Проанализировав употребление метафоры, мы пришли к следующим выводам:

Метафора помогает вскрыть внутреннюю природу какого-либо явления, предмета, зачастую являясь выражением индивидуально-авторского видения мира.[9]

Индивидуальная авторская метафора всегда содержит высокую степень художественной информативности, так как выводит слово (и предмет) из автоматизма восприятия, поскольку без метафорической насыщенности художественного текста невозможно создание ассоциативных художественных образов у читателя, без чего, в свою очередь, невозможно достичь полного понимания смыслов текста.

Список используемых литературы

  • http://lexicology_dictionary.academic.ru
  • http://sochineniye.ru/opredelenie-chto-takoe-metafora/
  • https://ru.wikipedia.
  • http://all-biography.ru/alpha/t/turgenev-ivan-sergeevich-turgenev-ivan-     sergeyevich#ixzz4b8DWdERT
  • http://xreferat.com/49/1686-3-metaforika-romana-l-n-tolstogo-voskresenie.html
  • http://www.ilibrary.ru/text/1204/p.25/index.html
  • http://www.helsinki.fi/venaja/opiskelu/graduja/volkova..pdf
  • http://all-biography.ru/alpha/t/turgenev-ivan-sergeevich-turgenev-ivan-         sergeyevich#ixzz4b8DWdERT  
  • http://philosophy.ru/library/aristotle/poet.html
  • http://kant.narod.ru/black.htm
  • http://www.krugosvet.ru/articles/82/1008255/print.htm
  • http://mega.km.ru/bes_98/
  • http://www.dialog-21.ru/archive.asp?vol=volumes&y=2002&parent_menu_id=711
  • Блэк М. Метафора — sprach-insel.com/index.php?option=com_content&task=view&id=80&Itemid=6
  • Гусев C. C. Наука и метафора. — Л.: ЛГУ, 1984.
  • Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) : Учебное пособие для вузов. — М.: ПРИОР, 2001.
  • Кедров К. А. Метаметафора. — М., 1999.
  • Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. — М.: Едиториал УРСС, 2004.
  • Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. — 3-е изд. — М., 2007.

        ПРИЛОЖНИЕ

1. Бархатом чернеется земля

2. Ветерок набегает волной

3. Светлеет воздух

4. Красным огнем горят лучины

5. Влажный блеск

6. Зеленой чертой ложится след ваших ног

7. Теплый запах ночи

8. Свежая горечь полыни

9. Небо темнеет колючим зноем

10. Лапчатые сучья

11. Бархатный мох

12. Передний край тучи вытягивается рукавом, наклоняется сводом

13. Заря заплыла пожаром

14. В огнистом море заката

15. Статные осины

16. Мошки вьются столбом

17. Болтливая радость

18. Золотая берёза

19. Задымившийся пар

20. Последние волны согретого тумана

21. Волны расстилаются скатертями

22. Продолговатыми островами заброшены небольшие рощи

23. Тяжелый пар талого снега

24. Поляны, облитые потоками жидкого золота

25. Свинцовая полоса на небосклоне


[5] Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. — 3-е изд. — М., 2007.

[7] Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. — М.: Едиториал УРСС, 2004.

Кедров К. А. Метаметафора. — М., 1999.

[8] http://xreferat.com/49/1686-3-metaforika-romana-l-n-tolstogo-voskresenie.html

Метафора — новое значение старых слов и примеры использования

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы читаете статью, написанную человеком с пламенным сердцем, стальными нервами и золотыми руками. Звучит, конечно, нескромно.

Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.

Метафора

Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.

Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:

  1. золотые руки – все, что ими делается, получается хорошо, а значит, ценно;
  2. пламенное сердце – умеющее любить, переживать сильные эмоции;
  3. стальные нервы – спокойствие и рассудительность даже в экстремальных условиях.

Определение термина и примеры метафор

Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.

Аристотель

Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:

«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»

Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.

Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:

  1. Выткался на озере алый цвет зари… (С. Есенин). Понятно, что никакой цвет не может «выткаться», здесь это синоним слова «отразился». Но согласитесь, звучит более красиво.
  2. Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт). Понятно, что огонь и вода – это две противоположные стихии, но здесь их соединили в оксюмороне, и получилось более поэтично, нежели вместо «пожар» стояло бы слово «всплески».
  3. Гуляет ветреный кистень по золотому войску нив… (В. Хлебников). Здесь сразу две метафоры – ветер напоминает кистень (разновидность ножей), видимо, такой же безжалостный, а колосья заменены на «золотое войско», так как их много и стоят все друг за другом.
  4. И самое простое. В лесу родилась елочка, в лесу она росла. Естественно, никакая елочка не может «родиться», ведь деревья произрастают из семян.

Мельница бабочка

Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.

Метафоры в литературе

Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.

Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.

Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.

Часы - метафора в живописи

Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.

В кино

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

  1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
  2. Грязные танцы – что-то в кино будет на грани фола;
    Грязные танцы
  3. Муравьи в штанах – что-то подростковое, да еще и связанное с сексом;
  4. Человек дождя – герой не от мира сего.

В рекламе

Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

  1. «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
  2. «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
  3. «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
  4. «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
  5. «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
  6. «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).

Разновидности метафор в примерах

Все метафоры принято делить на несколько видов:

  1. Резкая. Это самый распространенный и самый яркий вид. Как правило, это все лишь два слова, которые абсолютно противоположны друг друга. Например, «крылья огня», «цветок луны», «взрыв эмоций».
  2. Стертая. Это метафора, которая настолько прочно уже вошла в наш лексикон, что мы употребляем ее не задумываясь. Например, «лес рук», «жизнь как мед», «золотые руки», о которых мы упоминали в самом начале статьи.
  3. Метафора-формула. Это еще более простой вид стертой метафоры. Это некие конструкции, которые мы уже даже не сможет разделить на составляющие и перефразировать. Например, «ножка стула», «носок ботинка», «чаша бытия».
  4. Преувеличение. Метафора, с помощью которой мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего. Например, «я тебе уже сто раз говорил», «миллионы человек не могут ошибаться», «весь класс упал со смеху».

Солнце в скорлупе - преувеличение

Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.

Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Метафоры среди нас

Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:

  1. Когда мы говорим о человеке, что он как «лев», то мы имеем в виду его смелость.
  2. А когда вспоминаем «медведя», то тут, скорее всего, идет речь о габаритах.
  3. Ну, а «осел», «баран» и даже «курица» очень ярко характеризуют глупость.

Метафоры среди нас

Очень много метафор в знакомых всем поговорках:

  1. «в тихом омуте черти водятся»
  2. «в каждой бочке затычка»
  3. «моя хата с краю»

Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».

Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.

Так что, если хотите прослыть душой компании (еще одна метафора), не стесняйтесь обогащать свой язык.

В
учебной и научно-популярной литературе
метафоры играют совершенно особую роль,
помогая усваивать слож­ную научную
информацию, терминологию. Если вести
речь об учебниках, то метафоры в их
объяснительной функции значительно
шире использовались в учебниках XIX —
на­чала XX в., нежели в ныне действующих
учебниках. Для иллюстрации этой мысли
сравним следующие тексты.

Кроме
внутренних сил, поверхность Земли
непре­рывно изменяют внешние процессы:
выветривание, ра­бота текучих вод,
ледников, ветра, морского прибоя. В
отличие от внутриземных процессов
внешние направ­лены на разрушение
воз­вышенных мест и заполне­ние
продуктами разруше­ния углублений
на земной поверхности (Герасимова
Т.П., Грюнберг Г. Ю., Нe-клюкова
Н.П. География. Учебник для 6 класса
средней школы. М, 1990. С. 62).

Теперь
мы знаем глав­ных ваятелей, и день, и
ночь работающих над по­верхностью
земли, — это лед, вода, ветер да тепло и
холод. Эти ваятели в тече­ние громадного
числа веков разрушили когда-то высо­кие
горы, бывшие на месте нынешнего Донского
кряжа, где теперь добывают ка­менный
уголь… И от моло­дого и могучего
когда-то хребта осталось теперь од­но
воспоминание (Вахтеровы В. и Э. Мир в
рассказах для детей: Четвертая после
букваря книга для классного чтения в
началь­ных училищах. М., 1913. С. 267).

Казалось
бы, сравнение ветра с ваятелем немного
дает детям, поскольку в рассмотренных
учебниках текст сопровождается
рисун­ками, фотографиями, схемами, и
тем не менее сравнения и метафоры
обеспечивают своеобразное предпонимание,
то образное поле, в котором крепче
укореняются семена чис­той теории,
иначе мы не могли бы объяснить такое
явление в старинных учебниках, как
преобладание, превалирование метафоры
над объясняемым понятием <…>.

Объяснительные
возможности метафоры зависят не только
от удачного выбора метафоры или сравнения,
но и от сте­пени развернутости образной
символики, так что объясни­тельные
свойства метафоры тесно сопряжены с
текстообразующими ее свойствами <…>.

Объяснительную
функцию метафор нельзя трактовать
упрощенно: прибегли к метафоре — и
непонятное стало по­нятым, темное
просветлело, туманное прояснилось.
Рассмот­рим два примера, в которых
научное изложение завершается кулинарной
метафорой: пирог, начинка.

“Раньше
мы представляли себе спокойную слоистую
картину: есть кора, литосфера, подлитосферная
верхняя мантия, нижняя мантия. Они, эти
слои, как бы однородны. На самом деле
сейсмическая томография показала, что
картина очень сложная, что слои в этом
пироге совсем не одинаковы”. “И еще
одна интереснейшая деталь функцио­нирования
Земли — два источника базальтов, два
способа доставки наружу “земной начинки”
(Знание — сила. 1990. № 7.).

Метафоры
“слоистый пирог”, “земная начинка”
мало <…> нуж­ны как разрядка
заряженного терминами текста, как
эмо­циональная приправа суховатому
изложению, наконец, как инородное тело,
делающее восприятие текста многоканаль­ным,
поливариантным. Таким целям служат не
только быто­вое, приземленное слово
в научно-популярных текстах, но и “чужие”
термины, термины, почерпнутые из других
областей знаний. Получается любопытная
картина: чтобы научно-популярное
изложение состоялось, оно должно, помимо
на­ручной информации, включать в себя
и экскурсы в быт, и заходы в другие науки,
и знаки других культур <…>.

Объяснительная
функция метафор дуб­лирует эвристическую
функцию, поскольку открытие в науке
тоже начинается с попытки объяснить
себе то или иное явление, тот или иной
процесс. По своему смысловому на­полнению
объяснение и эвристика идентичны. Они
разли­чаются только сферой использования
и адресатом. Объясни­тельная функция
метафоры предполагает объяснение другим
людям в учебном или общепознавательном
процессе, тогда как эвристическая
функция метафоры обнаруживает себя в
акте научного творчества, и первым
адресатом объяснения-озарения становится
сам исследователь. Разумеется, бывают
случаи, когда эвристическую и объяснительную
функции метафор разграничить трудно.
М.М.Бахтин использовал музыкальный
термин “полифония” применительно к
романам Ф.М.Достоевского, первоначально,
видимо в объяснительном смысле, но этот
образ оказался столь глу­боким,
интересным и свежим, что стал использоваться
в различных научных текстах, обнаруживая
свои эвристичес­кие свойства. Ср.:
“полифония понимания” <…>.

Существует
еще одна область применения объяснитель­ной
функции метафор. Это так называемые
атематические искусства: музыка,
архитектура. Как писать о музыкальном
произведении? Как раскрыть его высший
смысл?

Выпишем
из публикаций Ленинградской филармонии
(сезоны 1970/71 и 1976/77) трактовку крупных
музыкальных форм.

С.Прокофьев.
Пятая симфония. “Вторая часть напи­сана
в виде Скерцо. Тема, положенная в основу
этой части, звучит спокойно и ясно,
обнаруживая родство с кругом об­разов
“классической симфонии” Прокофьева.
Однако прос­тота и безмятежность этой
темы обманчивы. Постепенно рас­крывается
ее зловещий, угрожающий характер. Ярким
конт­растом в развитие этого образа
вторгается небольшой жанрово-танцевальный
эпизод” (Л. Гозенпуд).

Ф.
Шуберт. Симфония № 9. “Сонатному аллегро
первой части предшествует широко
развернутое медленное вступление. Его
напевно-повествовательный характер
определя­ется темой, звучащей у двух
валторн. Развиваясь вариационно, она
при каждом своем появлении предстает
в новом облике. Краткий мотив призывного
характера, появляющийся у валторн в
конце вступления, подготавливает
ритмический пульс главной партии и тем
самым незаметно подводит к сонатному
аллегро” (С. Мах) <…>.

Мы
далеки от требования перечеркнуть все
известные интерпретации музыкальных
произведений и провозгласить некий
новый путь образного осмысления музыки.
Надо уметь узнавать тему и различать
голоса инструментов и вместе с тем надо
больше работать над музыкальной
герменевтикой, над словом, над метафорой,
дарующей понимание не только учебных,
но и музыкальных сочинении. Одно удачное
слово-метафора может повлиять на судьбу
музыкального произведения. Отнюдь не
случайна популярность первой части
сонаты № 14 Л.Бетховена, кем-то из друзей
компози­тора названной “Лунной”.
Архиизвестный “Детский альбом”
Чайковского стал восприниматься
значительно глубже, как только были
восстановлены исконные первоначальные
наз­ывания пьес: “Молитва”, “В церкви”
<…>.

Объяс­нительная
функция метафор дарует нам языковую
под­держку при изучении физики, музыки,
биологии, астрономии, живописи, при
изучении любого (подчеркнем, любого!)
ремесла.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.

Определение

Вот какое определение, что такое метафора дает Википедия:

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Метафора это, что такое метафора, метафора определение

Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:

  • озеро как зеркало — зеркало озера;
  • руки как золото — золотые руки;
  • волосы как серебро — серебряные волосы.

Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.

Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.

Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:

  1. часть лица человека, морды животного;
  2. клюв птицы;
  3. выступающая часть чайника, кувшина;
  4. передняя часть ступни, обуви и чулка;
  5. передняя часть морского судна, самолёта и т.д.

На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).

Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:

баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:

  • безмолвная женщина — безмолвная улица;
  • деликатный человек — деликатный вопрос;
  • бойкий мальчик — бойкий спор;
  • мудрый старик — мудрое решение;
  • любопытная соседка — любопытный вопрос.

Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:

  1. подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
  2. цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
  3. общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
  4. похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.

Метафора

Итак, метафора возникает на основе сходства зрительных и слуховых восприятий, эмоционально-психологических и вкусовых представлений, количественных свойств предметов (размера, протяженности), сходства внешнего вида, формы, функции и др.

Примеры литературных метафор

И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)

Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)

Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)

Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)

И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)

Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)

Дополнительный материал

Чем метафора отличается от метонимии?
Чем метафора отличается от фразеологизма?
Чем метафора отличается от аллегории?
Чем метафора отличается от сравнения?
Чем метафора отличается от эпитета?
Чем метафора отличается от олицетворения?

Знаете ещё примеры метафор?

Напишите их в комментариях под этой статьей!

Видеоурок «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Метафоры»

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 120

  • Как мальчик алимпий стал иконописцем небольшой рассказ
  • Как местоимение пишется с предлогами 5 класс
  • Как мало пройдено дорог как много сделано ошибок сочинение
  • Как меняются люди в условиях технического прогресса итоговое сочинение
  • Как маленькой девочке удалось совершить чудо сочинение