Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке сочинение старуха изергиль

Доброта и жестокость (Старуха Изергиль)

В рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” жестокость и доброта настолько ярко, контрастно сочетаются в общем повествовании, что создают нечто неразрывное. Это относится к легенде о добром, жертвенном поступке Данко, и неблагодарном, жестоком отношении народа к нему. Та же тематика прослеживается в легенде о Ларре, только в другом контексте: чтобы наказать человека за жестокость порой достаточно проявить доброту.

Добро и зло в легенде о Данко

Все нравственные качества, которые автор стремился подчеркнуть в своём произведении, он гиперболизировал на грани реальности. Доброта главного героя в легенде о Данко поражает своим невероятным гуманизмом, самопожертвованием. Жестокость людей, которые спасены благодаря жертвенности Данко возмущает и не поддаётся пониманию. Он осветил путь людям своим сердцем, вырванным из груди. Люди же не заметили этого поступка, обрадовавшись своему спасению. Кто-то наступил на сердце Данко, и оно рассыпалось на искры. Людская неблагодарность, граничащая с жестокостью, кажется вопиющей на фоне подвига юноши. В рассказе “Старуха Изергиль” доброта является синонимом благородства, высокой духовности, самопожертвования.

Вечные темы в контексте всего произведения

Тема доброты и неблагодарности проходит сквозь всё повествование старухи Изергиль: о жизни, о любви, об отношениях, о свободе. Она неразрывно связана с каждым из этих понятий: молодая красавица позволяла себе и жестокость и милосердие, когда дело касалось сильных чувств. Она бросала тех, кто любил её, жестко и твёрдо: героиня обладала упрямой, горячей натурой. Изергиль рисковала жизнью, проявляя благородство и смелость ради тех, кого любила.

Доброта и жестокость “Данко” воспринимаются как две неотъемлемые составляющие человеческой жизни. Безграничная, всепоглощающая любовь главного героя к людям сталкивается с непониманием, жестокостью, чёрствостью толпы. Эти вечные вопросы всегда будут актуальны, поэтому произведения М. Горького интересны и животрепещущи для современного читателя.

Материал нашей статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Доброта и жестокость “Старуха Изергиль”.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кирилл Соловьев

    11/11

  • Алексей Пловец

    10/11

  • Эля Кривцова

    11/11

  • Амина Алиева

    11/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Лидия Трощенкова—Улитка

    11/11

  • Shiron Milligan

    10/11

  • Abdulhabi-Naromi Seidov

    11/11

  • Диана-Михайловна Шевцова

    10/11

  • Гулчехра Каримова

    11/11

В рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” жестокость и доброта настолько ярко, контрастно сочетаются в общем повествовании, что создают нечто неразрывное. Это относится к легенде о добром, жертвенном поступке Данко, и неблагодарном, жестоком отношении народа к нему. Та же тематика прослеживается в легенде о Ларре, только в другом контексте: чтобы наказать человека за жестокость порой достаточно проявить доброту.

Добро и зло в легенде о Данко

Все нравственные качества, которые автор стремился подчеркнуть в своём произведении, он гиперболизировал на грани реальности. Доброта главного героя в легенде о Данко поражает своим невероятным гуманизмом, самопожертвованием. Жестокость людей, которые спасены благодаря жертвенности Данко возмущает и не поддаётся пониманию. Он осветил путь людям своим сердцем, вырванным из груди. Люди же не заметили этого поступка, обрадовавшись своему спасению. Кто-то наступил на сердце Данко, и оно рассыпалось на искры. Людская неблагодарность, граничащая с жестокостью, кажется вопиющей на фоне подвига юноши. В рассказе “Старуха Изергиль” доброта является синонимом благородства, высокой духовности, самопожертвования.

Вечные темы в контексте всего произведения

Тема доброты и неблагодарности проходит сквозь всё повествование старухи Изергиль: о жизни, о любви, об отношениях, о свободе. Она неразрывно связана с каждым из этих понятий: молодая красавица позволяла себе и жестокость и милосердие, когда дело касалось сильных чувств. Она бросала тех, кто любил её, жестко и твёрдо: героиня обладала упрямой, горячей натурой. Изергиль рисковала жизнью, проявляя благородство и смелость ради тех, кого любила.

Доброта и жестокость “Данко” воспринимаются как две неотъемлемые составляющие человеческой жизни. Безграничная, всепоглощающая любовь главного героя к людям сталкивается с непониманием, жестокостью, чёрствостью толпы. Эти вечные вопросы всегда будут актуальны, поэтому произведения М. Горького интересны и животрепещущи для современного читателя.

Материал нашей статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Доброта и жестокость “Старуха Изергиль”.

Предыдущая

СочиненияМожно ли назвать Данко героем? (сочинение на тему)

Следующая

СочиненияХарактеристика Данко из рассказа “Старуха Изергиль” – героя Горького

Как часто люди в своей жизни думают о доброте или жестокости? Размышляют ли об этом? Или об этих качествах вспоминают только при явных признаках их проявления? Доброта и жестокость в рассказе «Старуха Изергиль» выражаются в образах двух мифических героев — Данко, символе доброты, любви к людям, и Ларре, выражающем гордыню, жестокость и равнодушие.

Оглавление:

  • О двух легендах
  • Добро или зло
  • Нравственный выбор

Как часто люди в своей жизни думают о доброте или жестокости? Размышляют ли об этом? Или об этих качествах вспоминают только при явных признаках их проявления? Доброта и жестокость в рассказе «Старуха Изергиль» выражаются в образах двух мифических героев — Данко, символе доброты, любви к людям, и Ларре, выражающем гордыню, жестокость и равнодушие.

Рассказ «Старуха Изергиль»

О двух легендах

Легенды, рассказанные старухой Изергиль в одноименном произведении Максима Горького — прекрасные аргументы для сочинения на тему доброты и жестокости.

Перед читателем 2 героя из двух легенд. Каждый представляет собой отдельную концепцию жизни: Ларра олицетворяет собой зло и жестокость, а Данко — добро и самопожертвование.

 Ларра считает себя выше всех

В первой легенде говорится о гордом и надменном сыне орла и похищенной им красавицы. Ларра вместе с матерью возвратился к людям, но оказался слишком надменным и гордым, презирающим законы. Однажды он убил понравившуюся девушку за отказ от любви и не увидел в этом преступления. Человеческая жизнь для парня не имеет никакой ценности, Ларра считает себя выше всех: «Он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше». За убийство племя обрекает его на вечное изгнание, а Бог наказывает невозможностью умереть.

Ларра поставил себя выше всех. Он эгоистичен, зол и высокомерен по отношению к людям. Этого героя можно назвать жестоким по своей природе, и он не может быть другим. Жестокость — худшее проявление человеческой сущности, она отталкивает всех вокруг, поэтому племя и отказалось от Ларры. В другой легенде — герой Данко, отважный человек, который вывел людей из густого, непролазного леса ценой собственной жизни, вырвав своё сердце и осветив им дорогу. Племя не оценило его подвиг и растоптало упавшее сердце ногами.

Самоотверженность и доброту Данко люди восприняли как естественную жертву и остались равнодушными к его подвигу. Народ пал духом, и герою захотелось взять на себя заботу о племени.

В противопоставлении этих двух героев видится не просто сравнение доброты и жестокости, добра и зла, а скорее, неблагодарность общества к личности, отдавшей себя в жертву, и мудрость народа по отношению к человеку, проявившему гордыню и равнодушие.

Добро или зло

Рассуждая о доброте и жестокости, хочется понять, почему одни люди добры, а другие злы. Ведь таковы не только Ларра или Данко. Эти же качества присущи и племени, которое окружает каждого из этих героев. А в центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.

Племя Ларра — мудрое и доброе. Эти люди пытаются понять его, просят объяснить поступок. Но Ларра — яростный антагонист. Он по натуре чёрствый и равнодушный, не желает ничего объяснять, не хочет жить по правилам племени. Этот герой жесток в своем убеждении, что он выше всех. Племя решило не уподобляться Ларра, не убивать его, а просто изгнать. Ведь одиночество — не награда, а наказание.

Самоотверженный поступок Данко

Пример Данко — противоположный. Общество в своем равнодушии не оценило поступка героя, который их спас. Насколько восхищает героизм Данко, настолько отвратительно поведение людей, ради которых он умер. Соплеменники оказались трусливы и ограничены: не только не оценили смелость Данко, но и обвиняли его, что он сам не знает, куда их ведет.

Самоотверженный поступок героя — вырвать себе сердце, чтобы осветить людям дорогу — изобличил черную неблагодарность людей. Они даже не заметили, что Данко умер, кроме одного человека, который наступил на его сердце ногой.

Такие люди, как герой легенды, творят историю и двигают человечество вперёд, не ожидая в ответ благодарности.

Нравственный выбор

Равнодушие и жестокость — это зло, а отзывчивость и человеколюбие — добро. Эти истины известны каждому. Человек должен делать добро, не желая получить благодарность и признание, а просто потому, что хочет помочь. И, наоборот, не надо ждать всеобщей любви, если сам по натуре равнодушен, высокомерен и чёрств. Главное — понимать это.

Из рассказа «Старуха Изергиль» очень легко подобрать аргументы для итогового сочинения. Ведь произведение выявляет не только пороки отдельных личностей или общества, но и поднимает нравственные вопросы о ценности и смысле жизни.

Цитаты для итогового сочинения для ЕГЭ по «Старухе Изергиль»:

Читают рассказ «Старуха Изергиль»

  1. «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» (Конфуций)
  2. «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками» (Л.Толстой)
  3. «Будь добрым к тем, кто от тебя зависит» (У.Маали)
  4. «Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости» (Сенека)

Рассказ заставляет задуматься, какой путь выбрать: одиночества и пустоты из-за эгоизма, равнодушия и чёрствости характера, или путь милосердия и доброты не ради награды и признания, а ради будущего.



Скачать материал

 Изображение добра и зла в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 425 человек из 66 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •  Изображение добра и зла в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»...

    1 слайд

     Изображение добра и зла в рассказе М. Горького
    «Старуха Изергиль»

    Авторы: Петрова Мария,
    Медведева Ольга
    ученицы 7 класса «А»
    Руководитель: Львова Елена
    Михайловна
    Добро и зло творить
    Во власти всех людей,
    Но зло творится без труда…
    Добро творить трудней…

  • Цель работы:Раскрыть тему добра и зла в рассказе М. Горького «Старуха Изергил...

    2 слайд

    Цель работы:
    Раскрыть тему добра и зла в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»,
    Выяснить, путём анализа художественных текстов, являются ли антиподами Ларра и Данко.

  • Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков) 
(16(28).03.1868...

    3 слайд

    Максим Горький
    (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков)
    (16(28).03.1868 год — 18.061936 год) – русский, советский писатель.

  • Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям Максима Горького...

    4 слайд

    Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Он написан в 1895 году, когда автор писал романтические произведения. Для романтических произведений характерны идеи раздвоения личности, некоторого эгоизма, противопоставления себя и мира вокруг. Зачастую романтический герой стремится уйти в свой мир, сбежать от реальности, он чувствует, что мир жесток и груб, что не может быть понят людьми и в этом причины его вечного бегства. При этом можно различить два вида романтических героев: одни, отделяя себя от общество эгоистично стремятся к личной свободе, ставят себя выше людей и не считают необходимым нести им добро; другие, так же противопоставляя себя миру, стремятся к свободе всеобщей, видят во всех людях добро и стремятся к всеобщей свободе, к свободе каждой отдельно взятой личности. Такое разделение людей, обладающих сильными характерами, на действующих во имя добра, и приносящих зло было характерно для романтических рассказов Горького. На подвиг, по его мнению, способны только герои, относящиеся ко второй группе, подобные Данко из рассказа «Старуха Изергиль», тогда как подобные Ларре романтические герои не готовы к подвигу ради счастья людей, Имеет смысл сказать несколько слов и о композиционной и сюжетной канве всего произведения

  • «Старуха Изергиль»          Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шед...

    5 слайд

    «Старуха Изергиль»
    Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя.

  • «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы». Ларр...

    6 слайд

    «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы».
    Ларра – «юноша, красивый и сильный».
    Казалось бы, и жизнь их должна сложиться одинаково. Но в том то и дело, что свою судьбу люди творят в зависимости от того, какой смысл они вкладывают в понятие «счастье».

  • Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автор...

    7 слайд

    Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.
    В рассказе перед читателем предстают 3 философии жизни:
    Повествование, много повидавшей на своем веку Изергиль, делится на 3 самостоятельные части:

    легенда о Ларре
    рассказ Изергиль о своей жизни
    легенда о Данко
    Ларры – жить без людей и только для себя;
    Старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя;
    Данко – жить с людьми и для людей.

  • Ларра          Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он...

    8 слайд

    Ларра
    Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода. Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе.
    Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.
    Ларра ценил только себя и свою свободу.    

  • Ларра – воплощенная бездуховность. Бездумное следование инстинкту...

    9 слайд

    Ларра – воплощенная бездуховность. Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, — все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре. Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного.
    Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.

  • Данко - идеал писателя, мужественный, бескорыстный красавец. Его...

    10 слайд

    Данко — идеал писателя, мужественный, бескорыстный красавец. Его поступок — благородный подвиг, он помог людям, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени, через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Он сердцем своим осветил путь людям. Он не пожалел своей жизни, ради этой безвольной толпы.
    «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.»

  •           Писатель обращается к одной из главных тем — противоречивой челове...

    11 слайд

         Писатель обращается к одной из главных тем — противоречивой человеческой душе, вечному противостоянию добра и зла

  • Внешний вид: Красивый юноша, только «глаза у него были холодны, как у царя пт...

    12 слайд

    Внешний вид: Красивый юноша, только «глаза у него были холодны, как у царя птиц».
    Характер: Он ловок, хищен, силён, жесток, эгоистичен, свободолюбив. Он никого не уважал, даже свою мать.
    Отношение к окружающим: Он не любил и не замечал никого вокруг, не прислушивался ни к чьему мнению.
    Отношение окружающих: Юноша вызывал у людей удивление, сменявшееся ужасом и гневом.

    Финал жизненного пути: «… он громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его…»

    Внешний вид: «В очах его сверкал могучий огонь любви к людям…» — единственная деталь портрета
    Характер: Мужествен, бесстрашен и свободолюбив; его влечет к подвигу благородная цель быть полезным народу.
    Отношение к окружающим: Он пожертвовал собой ради счастья других людей.

    Отношение окружающих: «… не было на лицах людей благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них…»
    Финал жизненного пути: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо».
    Данко
    Ларра

  • ЛарраДанко

  • Ларра и Данко две полные противоположности. Ларра – гордый, замкнутый и жесто...

    14 слайд

    Ларра и Данко две полные противоположности. Ларра – гордый, замкнутый и жестокий, Данко – открытый, добрый, милосердный. Ларра сын гордого орла, такого же независимого и холодного. Он любил проводить время в одиночестве, но это не означало, что он мог справиться с ним. И он до сих пор где-то там уже совсем безликий бродит. Возможно, он осознал свои ошибки, а может быть он просто проклинает судьбу не отрекаясь от своего мнения. Данко чистосердечный и открытый ,смелый и отчаянный парень.

    Однако, я не могу назвать Ларру трусом, но вряд ли он смог бы сделать что-то подобное для других людей. Скорее всего, все мы похожи либо на Ларру, либо на человека который осторожно наступил на сердце Данко. Но все мы надеемся, что есть такие люди как Данко. Такие же добрые и храбрые. Смысл жизни Данко был в том, чтобы помогать людям и вряд ли он сожалел о своём подвиге, за который отдал свою жизнь. Смысл жизни Ларры? Был ли он вообще? Вечно бродить по земле без мечты и цели, такого я бы не пожелала самому жестокому человеку в мире. Но он сам выбрал свою судьбу. Добро и зло в этом произведении, можно заменить синонимами – Данко и Ларра.

  • Каждый человек сам строит свою жизнь и определяет свою судьбу. Какую...

    15 слайд

    Каждый человек сам строит свою жизнь и определяет свою судьбу. Какую же судьбу выбрали себе Данко и Ларра?
    Данко жил ради людей, ничего не прося в награду. Ларра жил для себя, не отдавая людям ничего, но требуя много от них .
    Одна жизнь израсходована на то, чтобы отдавать, другая – чтобы брать. Какая из судеб лучше?

    Две совершенно разные судьбы, но в то же время, имеющие так много общего, позволяют человеку осознанно понять каждую из них и выбрать ту, по которой следует жить до конца своей жизни.
    Да, это не легко…

    Вывод:

  • Каждый выбирает по себе. Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не им...

    16 слайд

    Каждый выбирает по себе.
    Выбираю тоже, как умею.
    Ни к кому претензий не имею:
    Каждый выбирает по себе.
    Но что выбираете ВЫ???

Краткое описание документа:

Презентация ученической исследовательской работы на тему: «Изображение добра и зла в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Цель работы:

1.Раскрыть тему добра и зла в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»,

2.Выяснить, путём анализа художественных текстов, являются ли антиподами Ларра и Данко.

Презентация может быть использована на уроке литературы в качестве дидактического материала или материала для выступления заранее подготовленного ученика для углублённого изучения темы.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 717 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

    «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

    Тема

    Данко (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» )

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Урок «Письмо с фронта»

  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
  • Тема: Час мужества
  • 14.10.2018
  • 309
  • 0

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»


1

«Добро и зло» в рассказе «Старуха Изергиль»: как написать сочинение?

1 ответ:



2



0

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставлены два героя: Ларра и Данко.

Ларра — сын земной женщины и орла. Он старается во всём подчеркнуть свою исключительность и не желает жить по законам племени. Высокомерие, гордыня, презрение к другим людям приводят к тому, что он убивает девушку, отказавшую ему в любви. Люди изгнали его из племени, обрекли на вечное бессмертие в одиночестве, и это наказание оказалось Ларре не по силам: он готов был вернуться к людям, но прощения не получил.

Данко, напротив, отдал жизнь за людей, оказавшихся в отчаянии и безвыходной ситуации. Он достаёт своё сердце, освещая путь своим соплеменникам и выводит их на свободу. Но вместо благодарности люди забыли о нём, а какой-то осторожный человек растоптал его сердце.

Чего испугался этот человек? Вероятно, что найдутся те, кто поймёт смысл поступка Данко и найдутся такие же смельчаки, которые поведут людей за собой к благим целям и свершениям.

В реальной жизни в человеке редко присутствует абсолютное добро или абсолютное зло — эти качества могут проявляться в зависимости от ситуации и обстоятельств.

Возьмём саму старуху Изергиль. Нельзя однозначно сказать, добрый она человек или злой. Скорее, она человек эгоистичный и действовала в угоду любви, которая заставляла её менять мужчин. При этом её всегда привлекали люди, способные к подвигу.

За неумение жить ради людей Изергиль тоже наказана: в конце жизненного пути у неё нет ни семейного очага, ни детей, которые бы оберегали её старость.

Читайте также

Зло — успешное действующее лицо трагедий.

У греков, к примеру, в «Царе Эдипе» Софокла Эдип совершает убийство отца не ведая о том и навлекает несчастье на Фивы.

В их понимании причина этих невероятных событий — рок и воля богов.

У Шекспира зло теряет монументальную сверхчеловеческую грандиозность, и

источниками зла выступают люди и их страсти.

В «Гамлете» это — жажда власти, в «Отелло» — тоже заговорщики хотят занять место мавра.

В русской литературе акцент делается на социуме как несправедливости и

личных дефектах психики героев.

Начало этому положил Пушкин в «Медном всаднике», «Пиковой даме», а Гоголь и Достоевский гениально восприняли его художественные открытия.

В частности, исследователи отмечают параллелизм «Пиковой дамы» и «Преступления и наказания».

Жанр петербургской повести оказался очень плодотворным.

Русская классика пронизана болью от фактической реальности, писатели чувствовали, что

это плохо кончится, и лучше всех это выразил Лермонтов в своем пророческом видении.

Не знаю, кто придумывает школьникам такие темы сочинений.

Зло не существует как абстракция : это — или плохие люди как семейство Карамазовых у Достоевского,

или потусторонние силы как банда Воланда у Булгакова,

или стихия как у Пушкина ветер и наводнение в «Медном всаднике».

Что-то классики не усматривали опции у зла воспитывать добро.

Алёша Карамазов сам по себе был хорош вопреки карамазовщине, а не благодаря ей.

Зло может породить бунт типа пугачёвского или страшные фантазии типа раскольниковских —

а о каком добре вопрошается в теме сочинения?

Что Раскольников хотел бабкины сокровища раздать нуждающимся?

Или как потом революционеры объявили лозунг «экспроприации экспроприаторов»?

Ну так что из этого получилось — всем известно.

Вывод может быть только один : только по-доброму воспитывается добро.

<hr />

Отвлекаясь от литературы, можно вспомнить учение дона Хуана в части

yqrwe8em9oZWkil93S3m2oqjLV2B36B.png

У него речь идёт об осознанной практике саморазвития в крайних условиях,

когда ученик специально тренируется для достижения ясности своего сознания и самоуничтожения тирана.

На самом деле очень трудно различить добро и зло. То, что на первый взгляд кажется добром, на самом еле оборачивается злом. И наоборот. Потому в этой жизни часто бывает, что зло случается во благо, а добро оборачивается злом. К примеру, родители все делают для своих детей — оплачивают им образование, дарят готовое жилье, всем обеспечивают. Казалось бы — все во благо! На самом деле дети «благодаря» таким стараниям родителей совсем не развиваются, застревают в детстве, ждут когда все их проблемы решит кто-то, но не они сами. Потому что привыкли к готовому. И являются просто потребителями. Это как пример. И наоборот, ребенок, рожденный в неблагополучной семье рано уходит из нее, становится самостоятельным, добивается больших успехов в жизни, сам строит свою судьбу. Лишь бы не жить так, как его неблагополучные родители.

Многие писатели классической литературы в своих произведениях сравнивали такие два понятия, как добро и зло. И использовали для этого различные художественные приемы и эпитеты. Чтобы понять смысл их исканий, обратимся к стихотворению «Анчар» Пушкина, где автор уверен, что зло и добро должны уравновешивать друг друга.

Схожую аналогию между добром и злом проводит Лермонтов в своем стихотворении «Демон». Однако Михаил Юрьевич иначе смотрит на эти понятия. Для него зло может олицетворять романтику, в тоже время, добро может явиться возмездием. Оба классика правы по-своему, но едины в том, что без добра не бывает и зла, и наоборот.

В этой антиутопии понятия Добра и зла слишком размыты. Кого считать добром, а кого злом? Общество или индивида? Дикарей или цивилизованных людей? Дикари имеют мораль и совесть, придерживаются каких-то ценностей, вместо того, чтобы бездумно гнаться за удовольствиями, но при этом они же имеют кровавые жертвоприношения во славу своего условного бога и общество, застрявшее на уровне первобытного строя.

Цивилизованное общество давно отказалось от морали, не знает ценности любви, ни к чему не стремится, но при этом оно не состоит сплошь из злых людей — наоборот, его члены более открыты к чужакам и совсем не против следовать нормам морали, если бы нашёлся тот, кто объяснил бы им что это и зачем оно надо. Не говоря уже о том, что в этом обществе отщепенцев не забрасывают камнями, а отправляют за пределы страны, чтобы жили там как им нравится.

Так что это не самая удачная книга для ответа на такой вопрос. Если только не переписать всё, что я написала выше.

Как часто люди в своей жизни думают о доброте или жестокости? Размышляют ли об этом? Или об этих качествах вспоминают только при явных признаках их проявления? Доброта и жестокость в рассказе «Старуха Изергиль» выражаются в образах двух мифических героев — Данко, символе доброты, любви к людям, и Ларре, выражающем гордыню, жестокость и равнодушие.

Рассказ «Старуха Изергиль»

О двух легендах

Легенды, рассказанные старухой Изергиль в одноименном произведении Максима Горького — прекрасные аргументы для сочинения на тему доброты и жестокости.

Перед читателем 2 героя из двух легенд. Каждый представляет собой отдельную концепцию жизни: Ларра олицетворяет собой зло и жестокость, а Данко — добро и самопожертвование.

 Ларра считает себя выше всех

В первой легенде говорится о гордом и надменном сыне орла и похищенной им красавицы. Ларра вместе с матерью возвратился к людям, но оказался слишком надменным и гордым, презирающим законы. Однажды он убил понравившуюся девушку за отказ от любви и не увидел в этом преступления. Человеческая жизнь для парня не имеет никакой ценности, Ларра считает себя выше всех: «Он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше». За убийство племя обрекает его на вечное изгнание, а Бог наказывает невозможностью умереть.

Ларра поставил себя выше всех. Он эгоистичен, зол и высокомерен по отношению к людям. Этого героя можно назвать жестоким по своей природе, и он не может быть другим. Жестокость — худшее проявление человеческой сущности, она отталкивает всех вокруг, поэтому племя и отказалось от Ларры. В другой легенде — герой Данко, отважный человек, который вывел людей из густого, непролазного леса ценой собственной жизни, вырвав своё сердце и осветив им дорогу. Племя не оценило его подвиг и растоптало упавшее сердце ногами.

Нравственный выбор

Равнодушие и жестокость — это зло, а отзывчивость и человеколюбие — добро. Эти истины известны каждому. Человек должен делать добро, не желая получить благодарность и признание, а просто потому, что хочет помочь. И, наоборот, не надо ждать всеобщей любви, если сам по натуре равнодушен, высокомерен и чёрств. Главное — понимать это.

Из рассказа «Старуха Изергиль» очень легко подобрать аргументы для итогового сочинения. Ведь произведение выявляет не только пороки отдельных личностей или общества, но и поднимает нравственные вопросы о ценности и смысле жизни.

Цитаты для итогового сочинения для ЕГЭ по «Старухе Изергиль»:

Читают рассказ «Старуха Изергиль»

  1. «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» (Конфуций)
  2. «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками» (Л.Толстой)
  3. «Будь добрым к тем, кто от тебя зависит» (У.Маали)
  4. «Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости» (Сенека)

Рассказ заставляет задуматься, какой путь выбрать: одиночества и пустоты из-за эгоизма, равнодушия и чёрствости характера, или путь милосердия и доброты не ради награды и признания, а ради будущего.

(465 слов) Каждый из нас обладает уникальным набором черт характера. Добро и зло могут сочетаться в одном человеке. Тот, кто готов прийти на помощь попавшему в беду, может быть способен на жестокий поступок. Человек, представляющийся любящим и заботливым в кругу своих близких, способен оказаться строгим и деспотичным начальником. Люди совершают как злые, так и добрые поступки, причиной этого являются противоречивые чувства, которые они испытывают в разные моменты своей жизни, определённые обстоятельства или проблемы также могут заставить личность проявить нетерпимость и гнев. Чтобы доказать свою точку зрения обращусь к примерам из художественной литературы. 

Тема сочетания добра и зла в одной личности чётко прослеживается в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой произведения — Родион Раскольников — студент, который катастрофически нуждался в деньгах. Его тревожил вопрос о социальном неравенстве. Он был возмущён тем, что одни могли жить, не зная нужды, а другие были обязаны постоянно экономить. Желая изменить ситуацию, Раскольников придумал теорию о разделении общества на “право имеющих” и “ тварей дрожащих”. Родион относил себя к первым, он считал, что способен безнаказанно совершать преступления во благо остальных людей. Раскольников убил двух женщин, чтобы это проверить. Но сама теория оказалась неверной, жестокое деяние не смогло улучшить жизнь общества. Чувство вины заставило Родиона признаться в содеянном и понести наказание. Убийство — жестокое преступление, но не только злость характеризовала Раскольникова. Несмотря на своё бедственное положение, Родион отдал последние деньги семье покойного Мармеладова, он совершил добрый поступок, пожертвовав своими интересами ради другого человека. Так, и добро, и зло присутствовали в характере Раскольникова. Благородные и жестокие поступки были совершены героем романа при разных обстоятельствах. 

Тема сочетания добра и зла в человеке также прослеживается в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”. Иван восхищался красотой и изяществом юной Вареньки. Иван наблюдал за танцем девушки с отцом, Петром Владиславовичем. У Ивана не осталось ни малейшего сомнения в том, что полковник любил дочь. В богато украшенном зале, где собрались люди из светского общества, Пётр Владиславович был готов носить старые ботинки, так как приобрести новые платья, украшения, туфли для дочери было гораздо важнее. Но произошедшее после бала изменило отношение Ивана к Петру. Он стал свидетелем того, как полковник командовал своими солдатами, заставляя их сильнее бить провинившегося товарища. Его лицо было искажено гневом. Ивану было сложно понять, как настолько любящий отец мог оказаться так жесток на службе. Добро и зло сочеталось в характере Петра Владиславовича. При разных жизненных обстоятельствах он показывал разные стороны характера. Во время общения с любимой дочерью Пётр мог проявить мягкость, но на службе он был жестоким полковником. Добро и зло сочетались в одном человеке.

Таким образом, на своём жизненном пути люди попадают в различные ситуации и ведут себя по-разному. Чувствуя любовь, поддержку другого человека, они совершают добрые поступки. Злясь на несправедливость окружающего мира, мечтая о богатстве, люди готовы на жесткие действия. Добро и зло присутствуют в душе каждого. Причиной благородных и бесчеловечных поступков часто становятся жизненные обстоятельства.

Автор: Анастасия Казарина

  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке сочинение аргументы из литературы
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке сочинение 350 слов
  • Как могут быть сформулированы темы итогового сочинения
  • Как мог закончиться роман дубровский сочинение 6 класс
  • Как много на свете разных историй сказок рассказов вдруг самые старинные истории забудутся