Как можно начать декабрьское сочинение

13.09.2021

Обновлено 15.11.2022

Мы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года.

Информация актуальна для 2022-2023 года!

  • Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, литература, аргументы

Вступления бывают:

  1. Историческое
  2. Биографическое
  3. Аналитическое
  4. Цитатное
  5. Личностное

А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.

Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное вступление

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

  • План и структура итогового сочинения

Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать 

— Типичные ошибки в итоговом сочинении

— Готовые клише для итогового

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Перейти к содержимому

Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.

Содержание

  • Клише для вступления
  • Примеры вступлений с клише
  • Клише для перехода к основной части сочинения
  • Речевые клише для тезисов
  • Клише для аргументов
    • Клише для обращение к произведению
    • Интерпретация произведения или его фрагмента
  • Клише для перехода к второму аргументу
  • Слова-связки
  • Клише для выводов и заключения
    • Клише для промежуточных выводов
    • Клише для заключения

Клише для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
  • Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  • Люди часто размышляют о том, что ….
  • О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
  • Как часто мы слышим о….
  • (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
  • Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
  • Каждый из нас сталкивался с…
  • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
  • Во все времена остро стоял вопрос …
  • Говоря о … , нельзя не заметить, …
  • Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
  • Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
  • (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
  • Зададимся вопросом: почему….?
  • В чем же причина …?
  • Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  • Как мы должны относиться к …?
  • Как нужно относиться к …?
  • Задумаемся: должны ли мы…?
  • Почему же нужно …?
  • Почему же необходимо …?
  • Что же самое главное …?

Примеры вступлений с клише

  • Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
  • Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
  • Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
  • «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
  • Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
  • (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
  • Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
  • Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
  • Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и
    писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
  • (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
  • С давних времён люди задумывались над вопросом …
  • С давних времен человек размышлял о…
  • Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
  • В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
  • Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
    очень серьёзная и затрагивает каждого из нас.
  • Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
  • Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
  • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

Речевые клише для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
    вопрос, заданный во вступлении).

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает, что…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Он осуждает…
  • Этот поступок героя говорит о…
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…
  • Автор повествует о…

Клише для перехода к второму аргументу

  • В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
  • В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
  • Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…

Слова-связки

  • Однажды…
  • Сначала…
  • Потом…
  • Далее…
  • Затем…
  • После этого…
  • В итоге…

Клише для выводов и заключения

Клише для промежуточных выводов

  • Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
  • Мы можем прийти к выводу…
  • Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
  • Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к…
  • Автор пытается понять, почему…
  • Автор стремился показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…
  • Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…

Клише для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • В заключение хотелось бы отметить…
  • В заключение хочется сказать, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что…
  • В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Подводя итог, хочется сказать…
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
  • Думаю, надо …
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Материал взят из сети интернет

КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

Поговорим о вариантах вступительной части. Итак, как начать сочинение? Вступительная часть может быть как стандартной, так и оригинальной (если мы хотим получить дополнительный балл за оригинальность, что предусмотрено критериями оценки сочинения в вузе).

                        ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:

  • ключевых слов темы (цитаты),
  • общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
  • главного вопроса темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом

Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение.

Тема-вопрос

Например: «Чему человек может научиться у природы?»

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Природа и человек…

Общие рассуждения о предмете речи

Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа — мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа — мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Так чему же может научиться человек у природы?

Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста.

Тема-утверждение

Например: «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим». Как вариант может быть дано утверждение–цитата, например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения.

Здесь над подстерегает опасность — задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема — это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе.

Например, к теме «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим» можно задать вопрос: «Почему нужно помнить о войне? Почему память о прошлом — это ответственность перед прошлым и будущим?»

К теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» можно поставить такие вопросы: «Почему же на войне так страшно? Какие тяжелые испытания война несет людям?»

Рассмотрим пример вступления по теме:«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Война…

Общие рассуждения о предмете речи

За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям?

Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично.

Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова

Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».

В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос.

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Родители и дети…

Общие рассуждения о предмете речи

Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Теперь пришло время поговорить об оригинальности. Ведь дополнительный балл при поступлении лишним не будет. Откуда же взять эту самую оригинальность? Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Можно рассказать в качестве вступления о неком случае, который навел на размышления по заданной теме. Здесь важно, чтобы заключение перекликалось с вступительной частью. Так у нас получится так называемая кольцевая композиция сочинения.

Варианты вступления

Примеры

Рассказ о случае, который навел на размышления по данной теме

Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы.

Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом пришла война и отняла у него близких, нанесла тяжелые раны. Сегодня никто о нем не вспоминает, никому нет дело до его подвигов и горестей. Почему так случилось? Должны ли мы хранить память о прошлом и думать о тех, кто дал нам будущее?

Сегодня, перебирая вещи в шкафу, я наткнулся на шкатулку со старыми письмами, который писал мой дед с фронта. Он не вернулся домой, и эти письма да пожелтевшие фотографии – единственная память о нем. И вот я читаю письма человека, которого никогда не видел, но благодаря которому сейчас живу на свете. Перебирая ветхие листочки, я думаю о тех, кто отдал свою жизнь ради нас, о той страшной цене, которую они заплатили за наше сегодняшнее счастье.

Примечание. Каким бы путем мы ни пошли, помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?

Тезис — это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:

  • связь тезиса и темы,
  • особенности формулировки самого тезиса.

ТЕМА И ТЕЗИС

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.

Тема-вопрос

Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Тема

Тезисы

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»

Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время.

Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки.

Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Тема

Тезисы

«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский)

(Во вступительной части задаем вопросы: почему «война» — это самое печальное слово, почему это святое слово?)

«Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. 

«Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.

Тема — номинативное предложение (ключевые слова)

Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Тема

Тезисы

«Гармония природы и несовершенство человека».

(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны?

Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

Формулировка тезиса традиционная

Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.

Варианты тезиса

Примеры

Прямое выражение главной мысли

Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

Формулировка тезиса оригинальная

Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.

Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).

Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.

Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

Варианты тезиса

Примеры

Пример из жизни

Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.

Вопросно-ответный ход

Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.

Аналогия (сравнение с миром природы)

На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.

Примечание.

Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

КАК ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТЫ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ?

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературы.

КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ

Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

  • обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – «произведение») (см. «Шаблон итогового сочинения»);
  • его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.(см. «Шаблон итогового сочинения»). Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
  • промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. (см. «Шаблон итогового сочинения»). Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Элементы аргумента

Пример

Обращение к произведению

Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)

Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании — уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Промежуточный вывод в конце аргумента

Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

МОЖНО ЛИ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

Да, да и еще раз да!!! 31.08.2015 в программе «Мнение» (Вести.ru) принимали участие министр образования и науки Д. Ливанов, председатель совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Солженицына. Они согласились с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

КАК НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
  • Призыв. Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
  • Выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

Примеры

Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Что касается нестандартных способов завершить сочинение, то здесь выбор не так велик:

  • Завершение рассказа о неком случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведен такой рассказ).
  • Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

Варианты заключения

Примеры

Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

Цитата

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

КАК СДЕЛАТЬ СВЯЗКИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СОЧИНЕНИЯ?

Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой. Как же «склеить» части сочинения, чтобы оно не казалось «нарезкой» из нескольких разных кусков?

Для этого в начале каждого абзаца помещаем краткое изложение содержания предыдущего абзаца, после чего следует новая мысль.

Варианты связок

Примеры

Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.

Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы? Увы, мы часто бываем жестоки и безответственны по отношению к природе.

Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.

День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.

КАК ПРОВЕРИТЬ СВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА НАЛИЧИЕ ОШИБОК?

Итак, итоговое сочинение написано на черновике. Вот, казалось бы, и все, можно переписывать набело. Но не спешим это делать: пройдена только половина пути. Теперь предстоит преодолеть вторую, не менее ответственную. Это проверка и редактирование текста. Как это сделать?

Вначале следует проверить содержание. Делаем это в несколько этапов:

  • Читаем только вступительную и заключительную части.Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Например, вступительная часть: «Человек и природа… Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Человек в свою очередь воздействует на окружающий мир, преобразовывая его. Задумаемся над вопросами: как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» и заключительная часть: «В заключение хочется еще раз подчеркнуть неразрывность связи между человеком и природой. Мы не должны забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро, заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает».
  • Читаем вопросы вступительной части и тезисы.Убеждаемся, что тезисы являются ответами на заданные вопросы. Например, во вступительной части заданы вопросы: «Как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» В тезисной части находим ответы: «Картины природы способны вызвать восхищение. Более того, они могут повлиять на душевный мир человека, изменить его внутреннее состояние, даже спасти ему жизнь… Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух».
  • Читаем пары «тезис+аргумент». Убеждаемся, что пример именно о том, о чем говорится в тезисе, а не о чем-либо другом. Тезис: «Влияние природы на человека может быть невероятно сильным, причем красота природы способна не только изменить его настроение, но даже спасти ему жизнь». Аргумент: «Об этом повествует М.М.Пришвин в рассказе «Голубая стрекоза». Автор описывает, как тяжело раненный боец попросил отнести его к ручью. Юноша смотрел на воду в лучах заходящего солнца, на беспрерывно летающую над ней стрекозу и улыбался. Рассказчик уверен, что жизнь этого человека спасли не только доктора, но и красота лесного ручья и даже стрекоза».
  • Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего.Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный. Например: «Природа дает нам все необходимое для жизни. Существование человечества без нее немыслимо. Это значит, что человек обязан заботиться об окружающей среде, сохранять ее для будущих поколений. Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух. Такое отношение может привести к самым пагубным последствиям».

Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.

  • Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаем вопросы ко ВСЕМ второстепенным членам. Долго и нудно? Да, зато позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. При необходимости расставляем знаки препинания. В случае сомнений в необходимости того или иного знака перестраиваем конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Здесь можно и нужно изменять текст.
  • Читаем каждое слово по слогам, как в первом классе. Причем лучше не с начала предложения, а с конца. Кажется бредом? Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Почему именно так? Посмотрите на следующий текст: «По рзезульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом».Вот так-то. В случае сомнений в правильности написания слова его можно и нужно заменить на более простое. Как говорится, не знаешь, как пишется слово «селёдка», — напиши «рыба».

Вот наконец проверка завершена. Осталось дело за малым – подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в т.ч. предлоги, союзы и частицы. Проще говоря, то, что пишется отдельно, и считается отдельным словом. Это не относится к цифрам, например году (1890)! Слово с дефисным написанием рассматривается как одно. Что делать, если получилось меньше 250? Придется увеличивать объем до необходимого минимума, иначе работу не засчитают.

Если недостает всего нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа «конечно», «бесспорно», «несомненно» и т.п., а также наречия к глаголам и прилагательные к существительным. Например, вместо «важно беречь природу» написать «конечно, очень важно беречь родную природу».

Если же не хватает значительного количества слов, то можно, во-первых, более подробно прокомментировать произведения, приводимые в качестве литературных аргументов, а во-вторых, добавить целый абзац «тезис+аргумент».

Как писать итоговое сочинение

Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».

3

1 279

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.

Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.

Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе

Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.

Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.

как и когда проходит итоговое сочинение

Структура итогового сочинения

В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.

элементы итогового сочинения

Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.

Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.

Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.

Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.

Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.

Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.

Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.

План итогового сочинения

В итоговом сочинении должны быть:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.

план итогового сочинения

Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»

Вступление

Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.

Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.

Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения

Основная часть

В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.

Заключение

В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.

Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.

Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Критерии итогового сочинения

При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».

Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.

Требования к итоговому сочинению

Это объём и самостоятельность.

В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».

Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».

Критерии оценивания

Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.

критерии оценивания итогового сочинения

При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.

Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.

Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.

В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:

Разбери разделы и подразделы

Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.

Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.

В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.

Читай и анализируй

Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.

Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.

Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.

Тренируйся

Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.

После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.

как подготовиться к итоговому сочинению

На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.

Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.

Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».

Подробности здесь.

Бингоскул Бингоскул

Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Материалы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе:

  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

1 сентября 2020, 11:00

Could not load xLike class!

Современные требования к написанию итогового сочинения повергают в шок даже тех родителей, чья работа связана с преподаванием или работой с текстом. Столько условностей и столько правил! Когда и как это всё можно выучить?! Тем не менее, всё проще, чем кажется. Нужно только отбросить страхи в сторону и за оставшееся на подготовку время сконцентрироваться, чтобы максимально хорошо подготовиться к простому испытанию, проверяющему всего лишь насколько хорошо вы умеете думать и излагать свои мысли на бумаге.

Декабрьское сочинение — пишем без проблем и с энтузиазмом

За какое время можно хорошо подготовиться к написанию декабрьского сочинения? На самом деле, можно подготовиться и за неделю. Вы разговаривать по-русски умеете? С друзьями общаетесь? Смски пишете? Всё, полдела сделано. Если поставить целью сегодня — написать хорошее сочинение спустя неделю — вполне можно успеть. Хотя, честно говоря, всё же лучше готовиться заранее. Как готовиться? Читать книги, учить словарные слова, говорить связанными предложениями, употреблять цитаты. Давайте обо всём по-порядку.

С чего начать?

С темы, конечно! К счастью, вам не нужно будет писать одну тему, у вас будет выбор. Это не должно вас пугать, напротив — радовать, ведь среди предложенных тем одна точно будет вам близка и понятна. И я сейчас имею в виду не соответствие прочитанному материалу, а вашему душевному отклику. То есть, в первую очередь из всех предложенных тем нужно выбрать наиболее близкую для себя, ту, что действительно вас затрагивает лично и ту, на тему которой вам есть что сказать миру. 

С темой определились. Что дальше?

Дальше надо подумать о том, как лучше её раскрыть. Фактически, придумать начало, основную часть и окончание (финал). Думать лучше письменно, набрасывая сначала основную идею, а затем затравку и чем дело закончится. К примеру, вы решили взять тему «Любовь к Родине». Потому что в вашей семье все патриоты и вы общаетесь с людьми, которые много рассказывают об этом, то есть: вы в теме и знаете интересные нюансы, которые будет нескучно прочитать другим (проверяющие тоже люди и любят читать интересные сочинения, а не те, что как под копирку написаны, на основании интернет-примеров). Вот вы придумали тему и основной сюжет: история двух друзей, один из которых после школы уехал учиться за рубеж, а второй отказался от этой идеи, так как не мог себе представить жизнь в чужой стране, говоря о том, что он любит Родину. В результате первый отучился и вернулся грамотным специалистом, работает на крупном международном предприятии и приносит реальную пользу Родине. А второй поддался соблазнам и не смог даже закончить вуз. Это сюжет — ваша история, которой вы можете поделиться с миром. Но одного сюжета мало. Нужны вступление и заключение, а также пресловутая аргументация, которая необходима лишь для того, чтобы показать насколько хорошо вы можете оперировать прочитанной литературой.

Следующий шаг: вспоминаем известные произведения

Чтобы ваше сочинение было грамотным и аргументированным, вам нужно вспомнить 2-3 произведения на ту же тему, что вы и выбрали. При этом темы они могут касаться не прямо, а косвенно. К примеру, нет рассказов прямо повторяющих ваш сюжет про учёбу, зато точно есть произведения про проблему выбора среди молодёжи и про то, что молодёжь часто не соответствует ожиданиям старших и про то, что одну и ту же идею можно преподнести совершенно по-разному. Подобрав произведения, вам нужно выбрать из них предложения или фразы, которые подтверждают вашу точку зрения или могут с ней поспорить. Говоря современным школьным языком — привести аргументы и контраргументы.

Аргументы и контраргументы

Идея вашего сочинения в том, что дела подтверждают любовь к Родине, а не слова. Подбираем аргументы, показывая, что читали классику. И один контруаргумент, который спорит с основными аргументами, но не побеждает их. В этом кроется самая большая сложность написания сочинения. Однако она будет сложностью лишь в том случае, когда вы за всю школьную жизнь не осилили и пяти произведений классиков.

Список литературы по темам

Хорошо, если книги уже прочитаны, сюжеты запомнились, а цитаты выделены или выписаны и любимы настолько, что вы можете их приводить к месту в обычном разговоре. Но если этого нет? К счастью, знаменитые писатели и поэты писали не только большие формы — повести и романы, поэмы. Они ещё написали множество рассказов и стихотворений. Вот списки литературы по каждой теме, которые предлагают учителя русского языка и среди которых обязательно найдётся либо то, что вы уже читали, либо нечто короткое, которое легко и с интересом можно прочитать прямо сейчас.

Литература к темам декабрьского сочинения-2016

Разум и чувство:

  • «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева;
  • «Ася» И.С. Тургенева;
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого;
  • «Гамлет» У. Шекспира;
  • «Чистый понедельник» И.А. Бунина;
  • «Легкое дыхание» И.А. Бунина;
  • «Тёмные аллеи» И.А. Бунина;
  • «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова-Щедрина;
  • «Гроза» А.Н. Островского;
  • «О, как убийственно мы любим…» Ф.И. Тютчева;
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;
  • «Идиот» Ф.М. Достоевского;
  • «Человек в футляре» А.П. Чехова;
  • «Обломов» И.А. Гончарова;
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова;
  • «Старуха Изергиль» А.М. Горького.

Честь и бесчестие:

  • «Война и мир» Л.Н. Толстого;
  • «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
  • «Станционный смотритель» А.С. Пушкина;
  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкина;
  • «Студент» А.П. Чехова;
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя;
  • «Белый клык» Джека Лондона;
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
  • «Сотников» В. Быкова;
  • «Уроки французского» В.Г. Распутина;
  • «Живи и помни» В.Г. Распутина;
  • «Печальный детектив» В.П. Астафьева;
  • «Конец века» О.О. Павлова.

Победа и поражение:

  • «Война и мир» Л.Н. Толстого;
  • «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
  • «Вишневый сад» А.П. Чехова;
  • «Слово о полку Игореве»;
  • «Старик и море» Э. Хемингуэя;
  • «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина;
  • «Обломов» И.А. Гончарова;
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
  • «В списках не значился» Б.Л. Васильева;
  • «А зори здесь тихие» Б.Л. Васильева;
  • «Портрет Дориана Грея» О. Уальда;
  • «Бородино» М.Ю. Лермонтова;
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтова;
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова;
  • «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка;
  • «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка;
  • «Судьба человека» М.А. Шолохова;
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева;
  • «На дне» М.А. Горького;
  • «Царь-рыба» В.П. Астафьева.

Опыт и ошибки:

  • «Война и мир» Л.Н. Толстого;
  • «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
  • «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина;
  • «Мартин Иден» Джека Лондона;
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова;
  • «Собачье сердце» М.А. Булгакова;
  • «Ожерелье» Ги де Мопассана;
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова;
  • «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса;
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева;
  • «Не навреди» Генри Марша;
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
  • «Ионыч» А.П. Чехова;
  • «Цветы для Элджерона» Д. Киза.

Дружба и вражда:

  • «Война и мир» Л.Н. Толстого;
  • «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
  • «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина;
  • «Три товарища» Э.М. Ремарка;
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева;
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;
  • «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо;
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
  • «Разгром» А.А. Фадеева;
  • «Обломов» И.А. Гончарова;
  • «Два капитана» В.А. Каверина.

Пусть вас не пугают эти длиннющие списки. Они такие длинные, чтобы вы поняли две вещи: произведений к каждому направлению тем много, они самые разные;
некоторые произведения подходят для всех тем.

Таким образом, если вы видите в списке знакомые произведения — отмечаете их и перечитываете или освежаете в памяти, обращая внимание на соответствие теме и выбирая короткие, но ёмкие цитаты, которые лучше выучить или хотя бы выписать.

Беспроигрышный вариант — хорошо знать произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Оно легко читается и хорошо запоминается. Цитатами и аргументами вполне могут быть стихотворные отрывки, а цитирование Пушкина к месту хорошо не только для сочинения, но и для жизни. Вам же хочется казаться умным в глазах окружающих?

Кроме всего прочего, большинство из приведённых произведений читать интересно. Вам не придётся совершать усилия, читая. Скорее напротив — сложно будет остановиться.

Обратите внимание: цитат в тексте не должно быть слишком много. Они должны подтверждать вашу мысль, а не затмевать её.

Как оформить материал?

У вас есть сюжет, начало и окончание, аргументы и контраргумент. Этого достаточно, чтобы написать хорошее сочинение и получить высокий балл за него, а не просто получить допуск к ЕГЭ. 

Конечно, нужно составить план. Первые наброски вы делали раньше, когда думали над идеей и темой сочинения. Настала пора к ним вернуться, чтобы продолжить работу. Это особенно необходимо, если вы собираетесь работать сразу с чистовиком, без использования черновика.

Черновик использовать есть прямой смысл, если вы хотите добиться идеального результата. Практика показывает, что насколько бы развитой ни была ваша речь, в сочинении постоянно встречаются повторы и слова-паразиты. Изгнать их из чистовика бывает нелегко, порой даже невозможно. Кроме того, работа выглядит грязной и неопрятной, а это вдохновения проверяющим и вам баллов не добавит точно.

В любом случае, план лучше составить подробный с указанием общего смысла и мест цитирований. Учителя советуют составлять поабзацный план. Так вы не потеряете главную мысль и сможете красиво изложить её в точно отведённое время.

Начинаете писать с вступления (введения). Здесь вы должны достаточно коротко на полстраницы или чуть больше сформулировать суть задачи, которую вы поставили перед собой, задать вопросы на которые будете отвечать в основной части сочинения. Всё введение может уместиться (лучше всего) в один абзац, может в два-три, но это сложнее и воспринимается как размытие структуры.

Далее идёт основная часть, та самая для которой вы подбирали аргументы. Она должна точно соответствовать введению. Если во вступлении вы писали про трамвай, то будет странным читать в основной части о том, как люди покоряли Эверест. 

Выстройте основную часть логически. Те вопросы, которых вы коротко коснулись во введении, должны быть расширены и стать отправными точками для рассуждения и цитирования. Фактически, вы должны написать 4-5 абзацев. В первом — свои мысли, во втором-четвёртом аргументация, в пятом снова свои мысли. Абзацы нужно использовать обязательно. Это структурирует текст и делает его более читабельным.

Заключение — не менее важная часть текста. И тоже должно быть связано с введением и основной частью. Очень хорошо, если в заключении вы подводите итоги и отвечаете на вопросы, заданные во введении.

Структура текста декабрьского сочинения коротко

Можно представить краткую схему декабрьского сочинения следующим образом:

  1. заголовок (вызывающий и коротко называющий проблему о которой будет говориться в самом сочинении);
  2. введение — один абзац, который говорит о проблеме глобально и обрисовывает несколько вопросов к проблеме, вынесенной в заголовок;
  3. основная часть — несколько абзацев, каждый из которых связан друг с другом и подробно, с использованием материала прочитанной литературы (аргументов и контраргументов) отвечающий на вопросы, поставленные во введении;
  4. заключение — один абзац, подытоживающий текст, делающий его завершённым: у читателя не должно остаться никаких вопросов по поднятой в заголовке проблеме.

Советы по написанию итогового сочинения

  • Пишите лишь о том, что вам действительно близко и знакомо.
  • Цитирование может быть не дословным — главное, чтобы фраза точно принадлежала выбранному произведению.
  • Особо обратите внимание на заголовок, первые два предложения и последнее предложение сочинения. Часто именно они становятся отправными точками проверяющего для оценки всего сочинения.
  • Пишите простыми предложениями. Но не из двух-трёх слов. Просто упрощайте чересчур сложные словесные конструкции. Слишком простые предложения неинтересно читать. Слишком сложные чреваты большим количеством ошибок.
  • После написания текст нужно несколько раз прочитать, чтобы проверить:
    • стилистику;
    • грамматику;
    • пунктуацию.
  • Если сомневаетесь в написании какого-либо слова — замените его синонимом.
  • Сомневаетесь в запятой — перестройте предложение.
  • Проверьте правильность оформления цитат и прямой речи.
  • Вычистите текст от повторов, к которым относятся не только слова «один в один», но и однокоренные, и словоформы. Они должны встречаться на расстоянии друг от друга не менее чем в одно предложение.
  • Вычеркните все сленговые слова. Всё-таки это не обычное общение, а сочинение. Итоговое. На оценку.
  • Напоследок пробормочите текст тихонечко. Это позволит окончательно убедиться в том, что всё в порядке. Чтение «про себя» не даёт таких результатов.
  • Если текст был написан на черновике, то сейчас самое время его переписать. Переписывайте вдумчиво, не отвлекайтесь, иначе не избежать новых ошибок.

Сочинение — прекрасный способ высказаться так, чтобы быть услышанным. Воспользуйтесь им! Возможно, ваше сочинение войдёт в историю и его будут цитировать как пример яркого выражения собственных мыслей. 

Удачи!

Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.

Самая простая

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис
(анализ, интерпретация, микровывод).
Вывод
+ логические переходы между частями

Простая

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Два аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этот
пример подтверждает тезис.
Вывод

Сложнее

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение — 1
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Раскрытие темы (тезис) — 2 — ваше мнение — 2
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Вывод

Подробнее о структуре

Вступление.

Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

Тезис.

Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.

Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.

Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.

Важно! Работаем с ключевыми словами темы.

Связка (мостик, логический переход).

Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.

Микровывод.

После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.

Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.

Из каких частей может состоять этот анализ:

План анализа персонажа:

1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

Клише для итогового сочинения

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
суждения.

Для вступления

→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
→ Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

→ В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
→ Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
→ Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
→ Обратимся к произведениям художественной литературы
→ За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
→ Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

→ Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению
→ Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
→ Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
→ Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
→ Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
→ Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
→ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
→ Вспомним героя повести… (автор, название).
→ Обратимся к роману… (автор, название).
→ Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:

→ Автор повествует о…
→ Автор описывает…
→ Поэт показывает…
→ Писатель размышляет о…
→ Писатель обращает наше внимание…
→ Писатель заостряет наше внимание на …
→ Он акцентирует внимание читателя на…
→ Этот поступок героя говорит о …
→ Мы видим, что герой поступил так потому…
→ Автор показывает, к каким последствиям привело…
→ Этому герою/поступку автор противопоставляет…
→ Писатель осуждает…
→ Он ставит нам в пример…
→ Автор подчеркивает…
→ Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
→ Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

→ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
→ Невольно напрашивается вывод…
→ Таким образом, мы приходим к выводу: …
→ Итак, можно сделать вывод, что…
→ В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ В заключение хочется выразить надежду на то, что…
→ Хочется верить, что…
→ Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
→ Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
→ Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
→ Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
→ (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
→ К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

  • Как можно начать вступление в сочинении по литературе
  • Как можно начать вступление в итоговом сочинении
  • Как можно начать аргументы в сочинение
  • Как можно начать аргумент в сочинении по литературе
  • Как можно начать аргумент в итоговом сочинении