Как можно объяснить название сказки книжка счастья

Читательский дневник рассказа Гарина-Михайловского «Книжка счастья» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о добре и зле, любви к ближнему и состраданию, и вообще о чем сказка. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Книжка счастья» читательский дневник
  2. План рассказа «Книжка счастья»
  3. Чему учит рассказ «Книжка счастья»?
  4. «Книжка счастья» отзыв
  5. Пословицы к рассказу «Книжка счастья»
  6. «Книжка счастья» краткое содержание для читательского дневника
  7. Гарин Михайловский «Книжка счастья» ответы на вопросы

«Книжка счастья» читательский дневник

Автор – Николай Гарин-Михайловский (произведение посвящено племяннице автора, Ниночке)

Год написания — 1894

Сколько страниц — 5

Жанр: литературная волшебная сказка

Главная мысль рассказа «Книжка счастья»

Каждый в мире заслуживает быть счастливым, несмотря на обстоятельства.

«Книжка счастья» главные герои

  • Мальчик – грустный и долго болеющий герой с добрым сердцем. Вместе с тем очень благородный и готовый умереть за всеобщее счастье.
  • Феявладелица книги. Тоже мечтает помочь людям обрести счастье. 

План рассказа «Книжка счастья»

  1. Старая волшебная книжка.
  2. Волшебство книги.
  3. Грустный мальчик.
  4. Доброе сердце.
  5. Фея счастья и зачарованная царевна.
  6. Два пути.
  7. Злые дети и смерть мальчика.
  8. Путь книжки в замок. 

Чему учит рассказ «Книжка счастья»?

Произведение учит милосердию и самопожертвованию. Ведь даже в самые темные времена не нужно терять надежду.

«Книжка счастья» отзыв

Мне очень понравилась сказка, которая учит доброте и благородству. Главный герой не пожалел жизни, что все люди были счастливы. Каждый по крупице внесет лепту в общее дело: хоть ему и не удалось донести книжку, это сделает следующий, кто ее поднимет.  И тогда все станут счастливыми. 

Пословицы к рассказу «Книжка счастья»

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Счастье видишь — смелее вперед идешь.
  • Счастливым быть — никому не досадить.
  • Добра желаешь — добро и делай.

«Книжка счастья» краткое содержание для читательского дневника

  1. Волшебное свойство книжки дарить людям счастье и радость, но когда ее роняли, то никто не хотел поднимать снова.
  2. Грустный мальчик находит книгу и готовый умереть за то, чтобы сделать всех счастливыми.
  3. Фея счастья ведет мальчика к замку с заколдованной царевной, которую охраняет злой волшебник.
  4. Мальчик выбирает темный путь к горе, и злые дети убивают его, а книжку втаптывают в грязь.
  5. Фея относит спящего мальчика к царевне и рассказывает, что книжку кто-то поднял и несет медленно наверх.
Краткий пересказ 

На белом свете есть грязная и маленькая, но волшебная книжка счастья. Кто берет ее в руки, меняется на глазах: начинает любить окружающих и жалеть их, стает добрее и чище. Так начальник переживает за простых людей, богатый жалеет бедных, а торговцы не обманывают своим покупателей. Но стоит выронить книжку из рук, как возвращается на круги своя. Никто не хочет брать ее в руки опять, не хочет быть добрым ведь это не выгодно. Поэтому она такая затертая и грязная – все выкидывают книгу. 

В одном городе жил грустный мальчик. А был герой таковым, потому что много болел. Однажды, прогуливаясь по улице с няней, он поднял книжку. Его настроение вмиг поднялось, и мальчик перестал капризничать: он понял, что родные любят его. 

Перед сном няня забрала у него находку, а мальчишка попросил вернуть ему книжку. Ночью прилетела к нему владелица книжки – фея счастья. Фея сказала, что до него никто не брал книжку во второй раз. Это значит, что у мальчика доброе сердце. В ответ маленький герой сказал, что хотел бы, чтобы все люди были счастливы. И даже готов умереть. Фея открыла герою секрет, как сделать всех счастливыми

Фея протянула мальчику руку и повела к горе, где стоял замок с заколдованной принцессой. Ее охраняет злой волшебник и никому не дает разбудить девушку. Ведь если она проснется – все будут счастливы. К замку ведут две дороги: одна светлая, а другая темная. По светлой дороге идут веселые дети, сердца которых в пути каменеют, и они забывают, зачем и куда идут. По темному пути все плачут и воют, там очень опасно и никто не желает по ней идти. Мальчик выбирает тёмную и грязную дорогу, ведь только она приведет к царевне. Он хочет отвести злых детей к счастью.  Но они толкали его, обзывали и опрокинули в грязь, затоптав и героя и книжку. Злые дети не могут найти дорогу, так как они злые, ищут счастья только для себя, не верят мальчику.

Фея нашла мальчика и отнесла его спящего к царевне. Она прилетала к ним и рассказывала сказки и о тех, кто поднял книжку и медленно несет его к горе. А когда ее принесут, то они проснутся. Вместо тьмы наступит свет, волшебник погибнет и люди увидят, что счастье есть для всех.

Гарин Михайловский «Книжка счастья» ответы на вопросы

Что делала с людьми книжка счастья?

Описание главного героя сказки «Книжка счастья»

Как объяснить название сказки «Книжка счастья»?

Какие признаки сказки в этого произведения?

Урок 
нравственности 19.11.2020

Литературные сказки. Гарин —
Михайловский Н.Г. Образы и сюжеты сказки «Книжка счастья». Социально —
нравственная проблематика произведения.

Урок родной литературы в 6
классе

Урок общеметодологической направленности

·       
Планируемые
результаты:

Предметные:

раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста;

·       
углубление
знаний о литературной сказке;

·       
развитие
навыков выразительного чтения.

Личностные:

·       
формирование
нравственных ориентаций , распознавание истинных и ложных ценностей;

·       
создание
на уроке психолого- педагогических условий для личностного роста каждого
ученика.

Метапредметные:

Познавательные:

·       
обогащение
словаря учащихся ;

·       
развитие
мыслительной деятельности учащихся, то есть умение анализировать, синтезировать,
обобщать.

Регулятивные: овладевать
способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на
уроке.

Коммуникативные: владеть
умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать
и отстаивать своё мнение.

Оборудование:

·       
презентация

·       
иллюстрации
обучающихся

·       
 видеофрагмент
песня из м/ф
https://www.pravmir.ru/nagornaya-propoved-mf-5-7/ 

Ход урока

1.     Орг. момент.

— Здравствуйте.
Приготовьтесь к уроку родной литературы.

2. Актуализация
знаний.

 Вступительное слово учителя.

— Вы прочитали  произведение
Н.Г.Гарина-Михайловского? Нарисовали иллюстрации к нему. Знакомо ли вам имя
писателя? Читали ли вы другие произведения этого автора? (Отвечают)

— Об этом человеке нам расскажет
София, а мы послушаем. (
слайд 1 –
портрет Н.Г.Гарина- Михайловского-11 с)

 — Что привлекло ваше внимание,
когда вы знакомились с биографией писателя?

ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД. Писатель,
инженер, путешественник. Какими качествами характера должен обладать человек,
который занимался этими видами деятельности?

(Быть любознательным, общительным,
целеустремлённым)

В
начале 1880-ых гг.  Н.Г.Гарин-Михайловский поселился в деревне
Гундоровка,  в своем имении в Самарской губернии, и всемерно пытался
помочь крестьянам. Например, в Гундоровке в результате пожара было уничтожено
более 30 крестьянских домов, и эту трагедию писатель воспринял как личную. Он
участвовал в тушении пожара, а потом, стоя у пепелища, долго молчал и затем
сказал плачущим погорельцам: «Сгорели не вы, а я. Вот где пожар!»,  и
показал на сердце. Кому – то из  погорельцев писатель помог деньгами, а
кому-то –  лесом.  Некоторым же он сам купил дома. Таким же образом
Гарин-Михайловский помогал и крестьянам окрестных деревень.

— Как
характеризует Гарина-Михайловского эта информация

(Был
человеком неравнодушным, милосердным, помогал людям)

-Обратимся к литературному
произведению. Кому  оно адресовано?

 (Произведение написано для
племянницы Ниночки). Оно адресовано детям.

— А.И.Куприн
писал о Гарине-Михайловском: «Несмотря на то, что у него было одиннадцать своих
ребятишек, он с настоящей, истинно отеческой лаской и вниманием относился и к
трём своим приемным детям. Он любил цветы, музыку, красоту слова, красоту
природы, женскую нежную красоту». Современники отзывались о писателе, как об
очень порядочном, честном, высоконравственном человеке.

—  К какому
литературному жанру относится произведение? (Сказка)

— Вспомните, что такое сказка.
Какие признаки этого жанра вы можете назвать?  (Сказочные герои-фея, царевна,
злой волшебник, волшебный предмет- книжка, которая не исчезает и не горит в
огне, мальчик не умирает ,а засыпает)

— Какому закону подчиняется
действие в сказке. В чём состоит главная особенность русских народных сказок?
Вспомните слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам
урок”. Каковы уроки народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло
всегда наказано.Герой вознагражден за труд, смелость, верность…)

— А следует ли Н.Г.Гарин-
Михайловский закону сказки,  мы узнаем в конце нашего занятия.

3. Постановка
учебной задачи, составление плана работы

— Сформулируйте вопросы, на которые
нам нужно будет ответить на
уроке.

1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина —
Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки?

2. Каковы  уроки этой сказки? Какую
мысль хотел донести писатель до своих читателей?

3. Почему адресовал сказку детям?

4. Как объяснить название сказки?

4. Аналитическая
беседа по предложенному  материалу. Поиск ответа на проблемный вопрос.

— Какими свойствами обладает
волшебная книжка?Найдите в тексте. (Изменяет людей, в руки которых попадает:
они всех любят, думают о других, а не о себе, становятся терпимыми, радостными,
счастливыми- об этом записано в 1 абзаце) слайд

-А вы узнали, какая это книга?
Может быть, вы читали её или слышали о ней? (ответы детей)

— Как к герою попала волшебная
вещь? (В праздничный день, когда все веселились, герой был грустный и скучный.
Мальчик был болен. Он ходил, опустив голову вниз, потому что так было легче,
поэтому он увидел книжку.

— Как изменился мальчик, когда
обрёл книжку? ( «Веселее становилось у него на душе», «он закричал радостно»,
«не обиделся и понял…», «он терпел, потому что понимал теперь,что тётя любит
его…», «он показал ей книжку и сказал счастливый…», «мальчик был очень
счастлив») слайд

— Что такое счастье? Где следует
его искать? (Ответы детей)

— Вот что о счастье говорит РПЦ

Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям
человеческой 
природы.
Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в
чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и
наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом
своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно
что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма
скоро такое здание рухнет…( святитель 
Нектарий Эгинский)

В
православии вместо понятия счастья используется более определённое
понятие 
блаженства, которое начинается в этом мире, но в полноте бывает в
Царствии Небесном. Оно не имеет ничего общего с обывательским понятием
«счастья».

«Ты
довольно счастлив будешь, когда внутри себя будешь иметь счастье. Это и есть
истинное, недвижимое и неотъемлемое счастье!»
«Счастье для людей — иметь себе сильных людей защитниками и помощниками. Для
христианина счастье — иметь себе Бога Защитником и Помощником.
«Блажен человек, которому защита — у Тебя, Боже!».
«Вот истинное счастье и подлинное блаженство, которого ни огонь, ни вода, ни
тюрьма, ни ссылка, ни пленение, ни хитрость, ни злоба человеческая, ни смерть
отнять не может.
«Если Бог за нас, кто против нас» (
Рим.8:31)? свт. Тихон Задонский


-Как
же дальше развиваются события в сказке?

(Мальчик засыпает, во сне к нему
приходит Фея счастья, чтобы открыть ему секрет, как сделать всех людей
счастливыми)

— Почему именно мальчику открывает
свой секрет фея? (У него доброе сердце, он может понять это; «ты первый,
который захотел взять ее обратно»)

— Говорит ли фея мальчику о
трудностях, испытаниях, связанных с исполнением желания  сделать всех людей
счастливыми? (Да. «А если б для того,чтобы все были счастливы, тебе пришлось бы
умереть?..Хочешь знать секрет?»)

-Фея и мальчик отправляются в путь.
Какова конечная цель их пути?

(Разбудить царевну, которая спит в
замке, тогда все будут счастливы)

-Как попасть в замок? (Туда ведут
две дороги: «большая дорога, освещённая огнями, что ведёт прямо в гору» и «
тёмная сторона, откуда слышны плач и стоны», « темно, грязно и страшно», там
«те, которые ходят во тьме и грязи»)

-Почему мальчик выбирает тёмную и
грязную дорогу? (Только она приведет к царевне)

— Как характеризует героя сделанный
им выбор? ( Он целеустремлённый, решительный, смелый, сильный)  Способен ли он
достичь поставленной цели: сделать всех людей счастливыми? (ДА) Но ведь это
всего лишь маленький мальчик, больной и слабый. Почему же вы считаете, что он
может достичь цели? (ответы  детей)

— Можем ли мы вынести какой – то
урок из этого? Почему мальчик способен достичь цели, исполнить мечту? (Мальчик
способен преодолеть преграды, потому что обладает духовной силой)

— Обратимся к следующему эпизоду.

Чтение по ролям
диалога мальчика и злых детей (
слайд ).

-Почему злые дети не могут найти
дорогу? (Они злые, ищут счастья только для себя, не верят мальчику)

Вспомните,
какая цель была у мальчика: попасть в замок, разбудить царевну, сделать людей счастливыми.

-Удалось ему это сделать? Почему?
(Злые дети убили мальчика.)

— Вспомните, Фея предупреждала
мальчика, что он может погибнуть. Почему же он продолжил путь? Может,быть,его
гибель бессмысленна? Может быть, нельзя разбудить царевну и сделать всех людей
счастливыми?

— Прочитаем конец сказки. (Читает
учитель)

— Как вы думаете, счастливый конец
у сказки или нет? (Дети отвечают)

Скажите,
в этой сказке победило добро или зло? Конец сказки утверждает смерть или жизнь?

(Конец сказки жизнеутверждающий:
мальчик уснул, книжка не пропала, когда –нибудь  её принесут в замок, разбудят
царевну, проснется мальчик.)

5. Рефлексия
учебной деятельности.Ответ на проблемный вопрос.

-Теперь ответим на вопросы, которые
мы сформулировали в начале урока. (Слайд)

1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина —
Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки? (НЕТ)Почему?
(Это литературная сказка)

2. Каковы  уроки этой сказки? Какую
мысль хотел донести писатель до своих читателей?
(Дорога к счастью
всех людей трудна. Человек, который по ней идет, сталкивается со злобой и
жестокостью людей, с несправедливостью и обманом, недоверием. Только  человек с
добрым сердцем способен привести людей к счастью.)

3. Почему адресовал сказку детям? (Воспитывать
доброту, милосердие, любовь к людям)

4. Как объяснить название сказки?

— Вы догадались, что же это за
книга? Какая книга учит, как достичь счастья не только для себя, но для всех
людей?(Ответы детей)

— Достигли мы поставленной цели,
ответили на вопросы, поставленные в начале урока? (Да)

— Посмотрите на иллюстрации.  Что
вы изобразили и почему? Прокомментируйте свои рисунки. Удалось ли ребятам 
выразить идею произведения? Заинтересовать читателя?

(Безусловно) Все иллюстраторы
достойны высшего балла за урок.

Все ли иллюстрации соответствуют
содержанию сказки? (Нет)

— Домашнее задание. Вспомните, что такое метафора.
Найдите подсказку в словаре литературоведческих терминов в учебнике.

Какие метафоры можно найти в этой
сказке? Можно ли считать метафорическими образами две дороги к волшебному
замку, книжку счастья? Докажите свою точку зрения.

-Завершим урок, подумайте, как
можно закончить фразу, используя  информацию, полученную в ходе урока.(Слайд)

— Я узнал…

-Я задумался о…

— Понял, что…

— Мне было (грустно, радостно,
легко, тяжело)…

— Меня заинтересовало….я хочу …

(Дети отвечают)

— Я хотела бы закончить урок
пожеланием. Желаю вам идти дорогой добра, толька она приведет вас к счастью.
(Звучит песня «Дорогою добра»)

УРОК 3. Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. СКАЗКА «КНИЖКА СЧАСТЬЯ». ОБРАЗЫ И СЮЖЕТ СКАЗКИ. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА (БЕДА И РАДОСТЬ; ЗЛОЕ И ДОБРОЕ НАЧАЛО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ).

Цели: 1. углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н. Г. Гарина-Михайловского, на основе вдумчивого чтения, пересказа сказки, анализа прочитанного и дать характеристику герою сказки, подчеркнув силу характера главного героя.

2. формировать умение внимательно читать художественное произведение, развивать навыки анализа художественного произведения и умения давать характеристику литературному герою.

3. на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества характера.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение о жизни и творчестве писателя.

   Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге в 1852 году. Родители были богатыми. Его отец — боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Заслуги отца высоко оценил сам царь, он крестил Николая, которого и назвали в честь царя. Вскоре семья перекочевала в Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Петербурге в Институт путей сообщения, и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. 1891 году, заложив имение, уезжает в Петербург, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство» и в 1892 году становится издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н. Гарин. О своей повести Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».

    В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», — сказал о нём Горький, — участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».

3.Знакомство с произведением. Чтение по цепочке.

4.Беседа по вопросам.

1.Кто является героем этого произведения? (Мальчик и фея)

2.Какой мальчик в произведении? (Больной, несчастный. Добрый, хотел всех сделать счастливыми, не боялся смерти.)

3.Какая в сказке Фея? (Добрая, мечтающая помочь людям.)

4.Какими свойствами обладает волшебная книжка? (Изменяет людей, в руки которых попадает: они всех любят, думают о других, а не о себе, становятся терпимыми, радостными, счастливыми)

5.Как к герою попала волшебная вещь? (В праздничный день, когда все веселились, герой был грустный и скучный. Мальчик был болен. У него была тяжелая голова, поэтому он ходил, опустив голову вниз, потому что так было легче, поэтому он увидел книжку.)

6.Как изменился мальчик, когда обрёл книжку? ( «Веселее становилось у него на душе», «он закричал радостно», «не обиделся и понял…», «он терпел, потому что понимал теперь, что тётя любит его…», «он показал ей книжку и сказал счастливый…», «мальчик был очень счастлив»)

7.Что такое счастье? Где следует его искать? (Ответы детей)

   Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы.    Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно, что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…( святитель Нектарий Эгинский)

8.Как же дальше развиваются события в сказке?

(Мальчик засыпает, во сне к нему приходит Фея счастья, чтобы открыть ему секрет, как сделать всех людей счастливыми)

9.Почему именно мальчику открывает свой секрет фея? (У него доброе сердце, он может понять это; «ты первый, который захотел взять ее обратно»)

10.Говорит ли фея мальчику о трудностях, испытаниях, связанных с исполнением желания сделать всех людей счастливыми? (Да. «А если б для того, чтобы все были счастливы, тебе пришлось бы умереть?..Хочешь знать секрет?»)

11.Фея и мальчик отправляются в путь. Какова конечная цель их пути?

(Разбудить царевну, которая спит в замке, тогда все будут счастливы)

12.Как попасть в замок? (Туда ведут две дороги: «большая дорога, освещённая огнями, что ведёт прямо в гору» и « тёмная сторона, откуда слышны плач и стоны», «темно, грязно и страшно», там «те, которые ходят во тьме и грязи»)

13.Почему мальчик выбирает тёмную и грязную дорогу? (Только она приведет к царевне)

14.Как характеризует героя сделанный им выбор? (Он целеустремлённый, решительный, смелый, сильный)

15.Способен ли он достичь поставленной цели: сделать всех людей счастливыми? (Да)

16.Но ведь это всего лишь маленький мальчик, больной и слабый. Почему же вы считаете, что он может достичь цели? (ответы детей)

17.Можем ли мы вынести какой – то урок из этого? Почему мальчик способен достичь цели, исполнить мечту? (Мальчик способен преодолеть преграды, потому что обладает духовной силой)

18.Почему злые дети не могут найти дорогу? (Они злые, ищут счастья только для себя, не верят мальчику)

19.Вспомните, какая цель была у мальчика: попасть в замок, разбудить царевну, сделать людей счастливыми. Удалось ему это сделать? Почему? (Злые дети убили мальчика.)

20.Вспомните, Фея предупреждала мальчика, что он может погибнуть. Почему же он продолжил путь? Может быть, его гибель бессмысленна? Может быть, нельзя разбудить царевну и сделать всех людей счастливыми?

21.Как вы думаете, счастливый конец у сказки или нет? (Дети отвечают) 

22.Скажите, в этой сказке победило добро или зло? Конец сказки утверждает смерть или жизнь? (Конец сказки жизнеутверждающий: мальчик уснул, книжка не пропала, когда –нибудь её принесут в замок, разбудят царевну, проснется мальчик.)

5. План пересказа сказки «Книжка счастья».

1.Старая книжка

2.Добрый купец

3.Уничтожение книжки

4.Мальчик и книжка

5.Появление феи

6.К волшебному замку

7.История царевны

8.Темная сторона

9.Злые дети

10.Смерть мальчика

11.Долгий путь наверх

6.Тест по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».

1.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

А) повесть Б) рассказ В) сказка

2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки?

А) небольшая, волшебная, грязная;

Б) маленькая, волшебная, рваная;

В) грязная, потёртая, маленькая.

3. Что таилось в книжке?

А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь

4. Как люди поступали с книжкой?

А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь;

Б) прятали за семью замками; Г) топтали.

5. Почему весь мир казался мальчику аптекой? Запиши полный ответ. (его всегда мучили всякие болезни)

6. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика?

А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми;

Б) забрала грязную книжку;

В) улетела с мальчиком в волшебную страну.

7. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника?

А) освещённой огнями;

Б) тёмной и грязной;

В) через дремучий лес.

8. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми?

А) разбудить заколдованную царевну;

Б) пройти через темный туннель;

В) подружиться с детьми.

9. Что вынесено в заголовок?

А) тема

Б) основная мысль

7. Рефлексия учебной деятельности.

1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки? (Нет)

Почему? (Это литературная сказка)

2.Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей? (Дорога к счастью всех людей трудна. Человек, который по ней идет, сталкивается со злобой и жестокостью людей, с несправедливостью и обманом, недоверием. Только человек с добрым сердцем способен привести людей к счастью.)

3. Почему адресовал сказку детям? (Воспитывать доброту, милосердие, любовь к людям)

4. Как объяснить название сказки?

5.Какова же главная мысль сказки «Книжка счастья»? (Каждый человек на свете заслуживает право быть счастливым.)

6.Чему учит сказка «Книжка счастья»? (Сказка учит милосердию, состраданию, великодушию, добру. Учит забывать о себе ради других людей, учит самопожертвованию, а также никогда не терять надежду.)

Домашнее задание: написать отзыв о произведении.

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ 3. Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. СКАЗКА «КНИЖКА СЧАСТЬЯ». ОБРАЗЫ И СЮЖЕТ СКАЗКИ. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА (БЕДА И РАДОСТЬ; ЗЛОЕ И ДОБРОЕ НАЧАЛО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ).

1.Знакомство с биографией писателя.

    Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге в 1852 году. Родители были богатыми. Его отец — боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Заслуги отца высоко оценил сам царь, он крестил Николая, которого и назвали в честь царя. Вскоре семья перекочевала в Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Петербурге в Институт путей сообщения, и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. 1891 году, заложив имение, уезжает в Петербург, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство» и в 1892 году становится издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н. Гарин. О своей повести Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».

    В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», — сказал о нём Горький, — участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».

2. Тест по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».

1.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

А) повесть Б) рассказ В) сказка

2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки?

А) небольшая, волшебная, грязная;

Б) маленькая, волшебная, рваная;

В) грязная, потёртая, маленькая.

3. Что таилось в книжке?

А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь

4. Как люди поступали с книжкой?

А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь;

Б) прятали за семью замками; Г) топтали.

5. Почему весь мир казался мальчику аптекой? Запиши полный ответ.

6. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика?

А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми;

Б) забрала грязную книжку;

В) улетела с мальчиком в волшебную страну.

7. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника?

А) освещённой огнями;

Б) тёмной и грязной;

В) через дремучий лес.

8. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми?

А) разбудить заколдованную царевну;

Б) пройти через темный туннель;

В) подружиться с детьми.

9. Что вынесено в заголовок?

А) тема

Б) основная мысль

УРОК 3. Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. СКАЗКА «КНИЖКА СЧАСТЬЯ». ОБРАЗЫ И СЮЖЕТ СКАЗКИ. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА (БЕДА И РАДОСТЬ; ЗЛОЕ И ДОБРОЕ НАЧАЛО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ).

Цели: 1. углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н. Г. Гарина-Михайловского, на основе вдумчивого чтения, пересказа сказки, анализа прочитанного и дать характеристику герою сказки, подчеркнув силу характера главного героя.

2. формировать умение внимательно читать художественное произведение, развивать навыки анализа художественного произведения и умения давать характеристику литературному герою.

3. на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества характера.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение о жизни и творчестве писателя.

Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге в 1852 году. Родители были богатыми. Его отец — боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Заслуги отца высоко оценил сам царь, он крестил Николая, которого и назвали в честь царя. Вскоре семья перекочевала в Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Петербурге в Институт путей сообщения, и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. 1891 году, заложив имение, уезжает в Петербург, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство» и в 1892 году становится издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н. Гарин. О своей повести Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».

В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», — сказал о нём Горький, — участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».

3.Знакомство с произведением. Чтение по цепочке.

4.Беседа по вопросам.

1.Кто является героем этого произведения? (Мальчик и фея)

2.Какой мальчик в произведении? (Больной, несчастный. Добрый, хотел всех сделать счастливыми, не боялся смерти.)

3.Какая в сказке Фея? (Добрая, мечтающая помочь людям.)

4.Какими свойствами обладает волшебная книжка? (Изменяет людей, в руки которых попадает: они всех любят, думают о других, а не о себе, становятся терпимыми, радостными, счастливыми)

5.Как к герою попала волшебная вещь? (В праздничный день, когда все веселились, герой был грустный и скучный. Мальчик был болен. У него была тяжелая голова, поэтому он ходил, опустив голову вниз, потому что так было легче, поэтому он увидел книжку.)

6.Как изменился мальчик, когда обрёл книжку? ( «Веселее становилось у него на душе», «он закричал радостно», «не обиделся и понял…», «он терпел, потому что понимал теперь, что тётя любит его…», «он показал ей книжку и сказал счастливый…», «мальчик был очень счастлив»)

7.Что такое счастье? Где следует его искать? (Ответы детей)

Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы. Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно, что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…( святитель Нектарий Эгинский)

8.Как же дальше развиваются события в сказке?

(Мальчик засыпает, во сне к нему приходит Фея счастья, чтобы открыть ему секрет, как сделать всех людей счастливыми)

9.Почему именно мальчику открывает свой секрет фея? (У него доброе сердце, он может понять это; «ты первый, который захотел взять ее обратно»)

10.Говорит ли фея мальчику о трудностях, испытаниях, связанных с исполнением желания сделать всех людей счастливыми? (Да. «А если б для того, чтобы все были счастливы, тебе пришлось бы умереть?..Хочешь знать секрет?»)

11.Фея и мальчик отправляются в путь. Какова конечная цель их пути?

(Разбудить царевну, которая спит в замке, тогда все будут счастливы)

12.Как попасть в замок? (Туда ведут две дороги: «большая дорога, освещённая огнями, что ведёт прямо в гору» и « тёмная сторона, откуда слышны плач и стоны», «темно, грязно и страшно», там «те, которые ходят во тьме и грязи»)

13.Почему мальчик выбирает тёмную и грязную дорогу? (Только она приведет к царевне)

14.Как характеризует героя сделанный им выбор? (Он целеустремлённый, решительный, смелый, сильный)

15.Способен ли он достичь поставленной цели: сделать всех людей счастливыми? (Да)

16.Но ведь это всего лишь маленький мальчик, больной и слабый. Почему же вы считаете, что он может достичь цели? (ответы детей)

17.Можем ли мы вынести какой – то урок из этого? Почему мальчик способен достичь цели, исполнить мечту? (Мальчик способен преодолеть преграды, потому что обладает духовной силой)

18.Почему злые дети не могут найти дорогу? (Они злые, ищут счастья только для себя, не верят мальчику)

19.Вспомните, какая цель была у мальчика: попасть в замок, разбудить царевну, сделать людей счастливыми. Удалось ему это сделать? Почему? (Злые дети убили мальчика.)

20.Вспомните, Фея предупреждала мальчика, что он может погибнуть. Почему же он продолжил путь? Может быть, его гибель бессмысленна? Может быть, нельзя разбудить царевну и сделать всех людей счастливыми?

21.Как вы думаете, счастливый конец у сказки или нет? (Дети отвечают) 

22.Скажите, в этой сказке победило добро или зло? Конец сказки утверждает смерть или жизнь? (Конец сказки жизнеутверждающий: мальчик уснул, книжка не пропала, когда –нибудь её принесут в замок, разбудят царевну, проснется мальчик.)

5. План пересказа сказки «Книжка счастья».

1.Старая книжка

2.Добрый купец

3.Уничтожение книжки

4.Мальчик и книжка

5.Появление феи

6.К волшебному замку

7.История царевны

8.Темная сторона

9.Злые дети

10.Смерть мальчика

11.Долгий путь наверх

6.Тест по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».

1.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

А) повесть Б) рассказ В) сказка

2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки?

А) небольшая, волшебная, грязная;

Б) маленькая, волшебная, рваная;

В) грязная, потёртая, маленькая.

3. Что таилось в книжке?

А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь

4. Как люди поступали с книжкой?

А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь;

Б) прятали за семью замками; Г) топтали.

5. Почему весь мир казался мальчику аптекой? Запиши полный ответ. (его всегда мучили всякие болезни)

6. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика?

А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми;

Б) забрала грязную книжку;

В) улетела с мальчиком в волшебную страну.

7. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника?

А) освещённой огнями;

Б) тёмной и грязной;

В) через дремучий лес.

8. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми?

А) разбудить заколдованную царевну;

Б) пройти через темный туннель;

В) подружиться с детьми.

9. Что вынесено в заголовок?

А) тема

Б) основная мысль

7. Рефлексия учебной деятельности.

1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки? (Нет)

Почему? (Это литературная сказка)

2.Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей? (Дорога к счастью всех людей трудна. Человек, который по ней идет, сталкивается со злобой и жестокостью людей, с несправедливостью и обманом, недоверием. Только человек с добрым сердцем способен привести людей к счастью.)

3. Почему адресовал сказку детям? (Воспитывать доброту, милосердие, любовь к людям)

4. Как объяснить название сказки?

5.Какова же главная мысль сказки «Книжка счастья»? (Каждый человек на свете заслуживает право быть счастливым.)

6.Чему учит сказка «Книжка счастья»? (Сказка учит милосердию, состраданию, великодушию, добру. Учит забывать о себе ради других людей, учит самопожертвованию, а также никогда не терять надежду.)

Домашнее задание: написать отзыв о произведении.

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ 3. Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. СКАЗКА «КНИЖКА СЧАСТЬЯ». ОБРАЗЫ И СЮЖЕТ СКАЗКИ. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА (БЕДА И РАДОСТЬ; ЗЛОЕ И ДОБРОЕ НАЧАЛО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ).

1.Знакомство с биографией писателя.

Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге в 1852 году. Родители были богатыми. Его отец — боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Заслуги отца высоко оценил сам царь, он крестил Николая, которого и назвали в честь царя. Вскоре семья перекочевала в Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Петербурге в Институт путей сообщения, и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. 1891 году, заложив имение, уезжает в Петербург, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство» и в 1892 году становится издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н. Гарин. О своей повести Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».

В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», — сказал о нём Горький, — участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».

2. Тест по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».

1.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

А) повесть Б) рассказ В) сказка

2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки?

А) небольшая, волшебная, грязная;

Б) маленькая, волшебная, рваная;

В) грязная, потёртая, маленькая.

3. Что таилось в книжке?

А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь

4. Как люди поступали с книжкой?

А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь;

Б) прятали за семью замками; Г) топтали.

5. Почему весь мир казался мальчику аптекой? Запиши полный ответ.

6. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика?

А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми;

Б) забрала грязную книжку;

В) улетела с мальчиком в волшебную страну.

7. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника?

А) освещённой огнями;

Б) тёмной и грязной;

В) через дремучий лес.

8. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми?

А) разбудить заколдованную царевну;

Б) пройти через темный туннель;

В) подружиться с детьми.

9. Что вынесено в заголовок?

А) тема

Б) основная мысль

Конспект урока по предмету «Родная литература 6 класс»

Тема. Н. Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья»

Цели: 1. углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н. Г. Гарина-Михайловского, на основе вдумчивого чтения, пересказа сказки, анализа прочитанного и дать характеристику герою сказки, подчеркнув силу характера главного героя

2. формировать умение внимательно читать художественное произведение, развивать навыки анализа художественного произведения и умения давать характеристику литературному герою.

3. на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества характера.

Оборудование и материалы: портрет Н. Г. Гарина-Михайловского», текст сказки «Книжка счастья»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Переход к теме урока.

  1. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге в 1852 году. Родители были богатыми. Его отец — боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Заслуги отца высоко оценил сам царь, он крестил Николая, которого и назвали в честь царя. Вскоре семья перекочевала в Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Петербурге в Институт путей сообщения, и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. 1891 году, заложив имение, уезжает в Петербург, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство» и в 1892 году становится издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н. Гарин. О своей повести Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».

В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», — сказал о нём Горький, — участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».

  1. Знакомство с произведением.

  1. Чтение по цепочке

  2. Чтение по ролям

  3. Выразительное чтение

  1. Беседа по вопросам.

— О чем эта сказка?

— Что делала с людьми книжка счастья?

— Почему люди не хотели брать ее второй раз в руки?

— Расскажите, как жил мальчик до того, как взял книжку счастья?

— Что с ним произошло после этого?

— Почему к нему явилась фея?

-Что она ему предложила?

-Почему мальчик пошел тяжелой дорогой?

-Почему его затоптали злые мальчики?

— Что сделала фея?

— Как закончилась сказка?

  1. Устное словесное рисование. Характеристика главного героя сказки

Опишите главного героя сказки. Каким вы его себе представляете?

  1. Рефлексия. Ответ на вопрос:

— Какие открытия сделал(а) я для себя, прочитав сказку

  1. Заключение. Итоги урока. Домашнее задание.

Чему учит эта сказка?

Подготовить пересказ сказки.

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич Книжка счастья

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Книжка счастья

Посвящается моей племяннице Ниночке

Была когда-то на свете (а может, и теперь есть) маленькая, потертая, грязная книжка. В этой книжке таилась волшебная сила. Кто брал ее в руки, тот делался добрым, веселым, хорошим, и главное — тот начинал любить всех и только и думал о том, как бы и всем было так же хорошо, как и ему. Купец не обманывал больше, богатый думал о бедных, большой барин больше не думал, что он не ошибается и что в его голове может поместиться весь мир. И все потому, что тот, кто держал книжку волшебную, любил в эту минуту других больше, чем себя. Но когда книжка случайно выпадала из рук того, кто держал ее, он опять начинал думать только о себе и ничего больше не хотел знать. И если книжка вторично попадалась на глаза, ее отбрасывали ногами, а то с помощью щипцов бросали в огонь. Книжка как будто сгорала, все успокаивались, но так как книжка была волшебная, то она сгореть никогда не могла и опять попадалась кому-нибудь на глаза.

Был раз веселый праздник. Все, кто мог, радовались. Но маленький больной мальчик не радовался. Его всегда мучили всякие болезни, и давно уж весь мир казался ему аптекой, а все незнакомые люди докторами, которые вдруг начнут насильно пичкать его разными горькими лекарствами.

Никто этого не любит, и вот почему мальчик, в то время как все дети веселились, шел, гуляя с своей няней, такой же грустный и скучный как и всегда. У него была большая тяжелая голова, которая перетягивала его, и ему легче поэтому было смотреть вниз, и, может быть, вследствие этого он и увидел маленькую грязную книжку. И хотя няня и тянула его за руку вперед, он все-таки настоял на своем и поднял книжку

Он держал ее, и, чем крепче прижимал к себе, тем веселее становилось у него на душе. Когда он пришел домой, увидев мать, он закричал радостно: «Мама!» — и побежал к ней. И хотя по дороге выскочил папа который читал в это время одну очень умную книгу о том, как надо обращаться с детьми, и крикнул сердито своему капризному сыну: «Не можешь разве не кричать?» — мальчик не обиделся и понял, что папа кричит оттого, что у него нет такой же книжки, какая была у него.

И тетя, увидав его веселого, не смогла удержать своего восторга, бросилась и начала его так больно целовать, что в другое время мальчик опять бы расплакался, но теперь он только сказал:

— Милая тетя, мне больно, пусти меня, пожалуйста.

И хотя тетя еще сильнее от этого стала его тормошить, он терпел, потому что понимал теперь, что тетя любит его и сама не понимает, что делает ему своей любовью больно. Когда наконец мальчик прибежал к матери, он показал ей свою книжку и сказал счастливый, приседая и заглядывая ей в глаза:

— Книжка…

Мать не знала, конечно, какая это книжка, но она видела, что сын ее счастлив, а чего ж больше матери надо? Она захотела только еще прибавить ему немного счастья и, погладив его по голове, ласково проговорила :

— Милый мой мальчик.

Да, мальчик был очень счастлив, и, когда няня, укладывая его спать, взяла было у него книжку, он так начал плакать, что няня должна была возвратить ему книжку, с которой так и заснул мальчик.

А ночью к нему прилетела волшебница фея и сказала:

— Я фея счастья. Многим я давала свою книжку, и все были счастливы, когда держали ее; но, когда я брала опять ее от них, они не хотели второй раз принимать эту книжку от меня. Ты, маленький мальчик, первый, который захотел взять ее обратно. И за это я тебе открою секрет, как сделать всех счастливыми. И хотя ты еще очень маленький мальчик, но ты поймешь, потому что у тебя доброе сердце.

И так как этого именно и хотел мальчик, потому что такова уж была сила волшебной книжки, то он и сказал фее:

— Милая фея! Я так хочу, чтоб все, все были так же счастливы, как я: и мама, и папа, и тот плотник, который сегодня приходил просить работы, и та старушка, которая, помнишь, шла и плакала оттого, что ей есть нечего, и тот мальчик, который просил у меня милостыни… все, все, добрая фея!

— А если б для того, чтобы все были счастливы, тебе пришлось бы умереть?.. Хочешь знать секрет?

— Хочу!

— Тогда идем!

И прекрасная фея протянула мальчику руку, и они пошли.

Они вышли на улицу и долго шли. Когда город остался назади, фея показала ему вверх, и хотя было темно, но там, на верху горы, высоко-высоко, ярко горели окна волшебного замка.

Фея нагнулась к мальчику и сказала:

— Вот что надо сделать, чтобы все были счастливы. Там, в этом замке, спит заколдованная царевна. Чтобы все были счастливы, надо разбудить ее. Но это не так легко: сон царевны стережет злой волшебник. Ты видишь перед нами ту большую дорогу, освещенную огнями, что идет прямо в гору? Видишь, сколько идет по этой дороге детей? Многие из них идут туда, в замок, с тем, чтобы разбудить царевну, но никто не разбудит! Это волшебная дорога: по мере того как они подымаются в гору, их сердца каменеют, и, когда они приходят наверх с своими каменными сердцами, они забывают, зачем пришли, и злой волшебник громко смеется и бросает их в виде камней вон в ту темную сторону, откуда слышны эти крики, плач и стоны.

— Это кто кричит?

— Те, которые ходят во тьме и в грязи. Они кричат, потому что им страшно и скучно во тьме, кричат, потому что они в грязи, потому что хотят есть, кричат, потому что надеются, что проснется царевна и услышит их голодные крики. Злой волшебник смеется и бросает им вместо хлеба каменных людей, которые, падая, убивают их, а они, не видя в темноте ничего, думают, что это камни летят в них с неба или кто-нибудь из них же бросает их, и тогда они убивают друг друга.

— А зачем волшебник так делает?

— Он должен их мучить, потому что только этим темным местом и можно прийти к дороге, ведущей в замок, к дороге, над которой уже не властна сила волшебника. Но об этом никто не знает, и пока там и темно, и грязно, и страшно — все хотят попасть на ту освещенную, но заколдованную дорогу. Какой хочешь идти дорогой? Той ли, где темно и грязно и нет таких нарядных и веселых детей, какие идут по этой большой прямо в гору дороге?

— Этой, — мальчик показал в темную и грязную сторону.

— Ты не боишься? Там злые дети, они ходят в темноте взад и вперед и, не зная дороги, кричат и убивают друг друга; там может убить тебя камень волшебника. Пойдешь?

— Да.

— Идем.

Они пошли, и мальчик увидел вокруг себя страшные лица злых детей.

— Дети! Идите за мной! Я знаю дорогу!

— Где, где?

— Сюда, сюда, идите за мной!

— Но разве есть другая дорога, кроме той, по которой идут те счастливые дети?

— Ах, нет, той дорогой не идите. За мной идите!

— Но ты, как и мы, идешь без дороги?

— Нет, здесь есть дорога… Идите… со мной фея.

— А, глупый ты мальчик, мы устали и так, мы есть хотим… Есть у тебя хлеб?

— У меня есть книжка счастья.

— О, да он совсем глупый… затопчем его в грязь с его глупой книжкой!

— Хочешь, улетим? — наклонилась к мальчику фея.

— Нет, не хочу… Они затопчут меня, но ведь книжка останется здесь… Это хорошо, милая фея, и ты того, кто подымет ее, не правда ли, поведешь дальше?

Мальчик не слышал ответа: злые дети уж бросились на него и, повалив, топтали его в грязь. И когда совсем затоптали, все были рады и прыгали на его могиле. Они думали, что затоптали и мальчика, и его книжку. Но книжку нашли другие и пошли дальше, а когда все ушли, фея вынула мальчика из грязи, обмыла его и отнесла в замок к царевне.

Он не умер, он спит там в замке рядом с царевной, и ему снятся хорошие сны. Добрая фея рассказывает их ему, когда прилетает с грязной и темной дороги, по которой хоть тихо, а все идут и несут книжку счастья в заколдованный замок.

И когда принесут наконец книжку — проснутся царевна и мальчик, погибнет злой волшебник, а с ним исчезнет и мрак, — и увидят тогда люди, что для всех есть счастье на земле.

Жанр: литературная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Николая Гарина-Михайловского:

«Чапоги»

Главные герои сказки «Книжка счастья» и их характеристика

  1. Мальчик. Больной, несчастный. Добрый, хотел всех сделать счастливыми, не боялся смерти.
  2. Фея. Добрая, мечтающая помочь людям.

План пересказа сказки «Книжка счастья»

  1. Старая книжка
  2. Добрый купец
  3. Уничтожение книжки
  4. Мальчик и книжка
  5. Появление феи
  6. К волшебному замку
  7. История царевны
  8. Темная сторона
  9. Злые дети
  10. Смерть мальчика
  11. Долгий путь наверх

Кратчайшее содержание сказки «Книжка счастья» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Книжка счастья делала людей добрее, но когда ее роняли, назад никто не брал.
  2. Мальчик нашел книжку и захотел сделать счастливыми всех вокруг.
  3. Фея отвела его к горе и волшебному замку, где спала царевна.
  4. Волшебник превращал людей в камни и бросал их со скалы, убивая голодных.
  5. Мальчик вступил во тьму, и злые дети убили его, но книжку подобрали.
  6. Фея унесла мальчика к царевне, и там они спят, пока кто-то медленно несет книжку.

Главная мысль сказки «Книжка счастья»
Каждый человек на свете заслуживает право быть счастливым.

Чему учит сказка «Книжка счастья»
Сказка учит милосердию, состраданию, великодушию. Учит добру. Учит забывать о себе ради других людей, учит самопожертвованию. Учит никогда не терять надежду.

Отзыв на сказку «Книжка счастья»
Мне очень понравилась эта сказка и понравилось благородство мальчика, который был готов пожертвовать собой, ради счастья на всей земле. У него не получилось, но его смерть не была напрасной. Ведь книжку подхватили и следующий мальчик пронесет ее еще чуть дальше к замку. И потом книжку подхватят вновь. И так будет до тех пор, пока книжку не вернут в замок, и пока все люди не станут счастливы. Мне хочется верить в то, что это событие случится уже очень скоро.

Пословицы к сказке «Книжка счастья»
Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.
Счастье лучше богатства.
Счастье не ищут, а делают.
Жизнь дана на добрые дела.
Добра желаешь — добро и делай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Книжка счастья»
Есть на свете маленькая грязная книжка, но стоит кому-то взять ее в руки, как он становится чище и добрее, начинает любить окружающих, и думать о том, чтобы им было хорошо.
Купец переставал обманывать, начальник думать, что он весь мир и никогда не ошибается. Но если книжка выпадала из рук, вторично ее не поднимали. Пинали, отбрасывали ногами, кидали в огонь. И книжка сгорала, но сгореть не могла, ведь она была волшебной.
В тот веселый праздник не радовался происходящему лишь больной мальчик. Его большая голова перевешивала и он все время смотрел под ноги, а потому и заметил эту книжку. Он поднял книжку и на душе у него стало весело. Он понял, что папа ругается, потому что любит его, тетя больно тормошит его, потому что любит его. А мама увидела счастье сына и возрадовалась, хотя и не знала, что причиной тому маленькая книжка.
Перед сном няня забрала у мальчика книжку, но тот стал плакать и требовать книжку назад. И ночью к нему прилетела фея, которая сказала, что он первый согласился взять книжку во второй раз, и что у него доброе сердце.

Мальчик сказал, что хочет чтобы все были счастливы, даже если ему придется для этого умереть. И фея взяла его за руку и повела к горе, на вершине которого стоял замок. В том замке спала заколдованная царевна, и если ее разбудить, все будут счастливы.
Но дорогу к замку стережет злой волшебник. И всякий, кто поднимается по дороге к замку каменеет. И волшебник сбрасывает эти камни вниз, в темную сторону. Там ходят и кричат голодные и несчастные, надеясь, что царевна услышит их. Но волшебник кидает им вместо хлеба камни и они погибают.
Но только в той стороне есть другая дорога в замок, над которой не властен волшебник. На той дороге легко умереть, но мальчик бесстрашно вступил в темную сторону.
Злые дети смеялись над ним и ругались, а он предлагал им идти к царевне, ведь у него была книжка счастья. Но злые дети называли его глупым, толкали и наконец опрокинули в грязь. И злые дети затоптали мальчика. Его книжка выпала, но ее подхватили другие, чтобы идти дальше.
А фея откопала мальчика и принесла его к спящей царевне. Там он спит, а фея прилетает и рассказывает им сказки, о тех, кто все еще несет наверх книжку счастья. А когда они ее донесут, то погибнет волшебник, проснется царевна, и люди увидят, что счастье есть для всех на земле.

  • Как можно объяснить название рассказа тоска
  • Как можно объяснить заглавие рассказа в прекрасном и яростном мире
  • Как можно обрести счастье сочинение
  • Как можно начинать сочинение
  • Как можно начать тезис в итоговом сочинении