В третей части курса речь пойдёт о комментарии к сформулированной проблеме.
Другие части курса:
Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 4 — позиция автора.
Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.
Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.
Различают два типа комментария.
Внимание
В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!
Типы информации в тексте
Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.
Фактуальная информация — это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.
Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.
Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.
В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Введение цитат в текст сочинения
В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.
Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.
Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.
Например:
Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза.
При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге — куст встаёт, особенно — рябина…».
Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста — достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.
При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.
Типичные ошибки при формулировании проблемы
Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.
Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )
Что проверяет эксперт?
1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.
Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.
Другие части курса:
«…Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями…»
КОММЕНТАРИЙ – это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте.
В сочинении ЕГЭ комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.
- Пример-иллюстрация из текста.
- Пояснение примера.
- Пример-иллюстрация из текста.
- Пояснение.
- Анализ смысловой связи
1) ПРИМЕР: необходимо привести не менее 2 примеров-иллюстраций из исходного текста. Можно использовать разные виды цитирования, указывать номера предложений, использовать прием частичного пересказа конкретной ситуации из текста.
Примеры-иллюстрации должны приводиться с опорой на текст, должны раскрывать поставленную вами проблему, быть с ней связанными. Если в начале сочинения вы поставили несколько проблем (чего мы не рекомендуем делать), то выберите одну, которую будете раскрывать в комментарии, по которой будете писать авторскую позицию и т.д. 1)
В качестве примеров-иллюстраци я можно использовать:
-
примеры, которые сам автор текста использует, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения
-
размышления автора, связанные с проблемой;
-
цитаты;
-
описания;
-
истории;
-
точки зрения, которые приводит автор;
-
средства выразительности, тропы;
-
слова, выражения, важные для понимания проблемы (обычно содержащие эмоциональную оценку)
2) ПОЯСНЕНИЕ: в пояснении важно показать, какую роль в раскрытии проблемы играет данный пример-иллюстрация. Объясните, что данным примером хочет показать автор (какова функция примера), какой вывод можно сделать на основании данного примера.
3) АНАЛИЗ СВЯЗИ: необходимо установить связь между примерами, ведь без понимания того, как связаны примеры, невозможно проанализировать связь. В 2023 году отдельный балл за указание на связь не дают, но вы так же, как и в прошлом году, можете назвать связь (противопоставление, причинная, сравнение), а можете использовать грамматические и лексические средства (Однако, по-другому, как и …). Таким образом, АНАЛИЗ СВЯЗИ — объяснение сущности смысловых отношений между примерами-иллюстрациями. Необходимо объяснить, в чем смысл этого вида связи, с какой целью автор его использует, какие качества героев выявляются в сравнении/противопоставлении и др.
4) ТРЕБОВАНИЯ К ЦИТИРОВАНИЮ: если в качестве примеров будут даны целые куски текста без каких-либо ваших мыслей, то примеры-иллюстрации засчитаны не будут. Рекомендуем использовать частичное цитирование.
5) ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ: Если при комментировании проблемы допущены ошибки, связанные с пониманием проблемы, то пример не засчитывается. Если допущены ошибки, не связанные с пониманием проблемы, то снимаются баллы за К12.
Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией).В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения.
В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете, для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме, и станет вашим комментарием.
Баллы | Примеры | Пояснения | Связь проанализирована правильно |
5 Б. | 2 ШТ. | 2 ШТ. | + |
4 Б. | 2 шт. | 2 шт. | — |
3 Б. | 2 шт. 2 шт. |
0 шт. 1 шт. |
+ — |
2 Б. | 2 шт. 1 шт. |
0 шт. 1 шт. |
— — |
1 Б. | 1 шт. | 0 шт. | — |
0 Б. | Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста |
-
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
-
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены.
-
Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.
-
Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
Клише для комментария важно использовать очень аккуратно, поскольку фразы, данные в качестве клише, не помогут вам отразить, к примеру, смысловую связь, не помогут при анализе текста. Они необходимы для того, чтобы вам проще было начать комментарий, отразить формально наличие всех элементов комментария!
Если комментарий будет состоять только из клише, вы не сможете получить высший балл. Необходим полноценный анализ текста.
Клише для всех частей сочинения ЕГЭ
ВСЕ О СОЧИНЕНИИ ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ. Пишем
комментарий к проблеме текста.
I. Одной из сложных частей сочинения ЕГЭ
(задание 27). по русскому языку является комментарий.
Возникает вопрос, с чего начать работу по подготовке учащихся?
Прежде всего, учащиеся должны хорошо представлять, что от них требуется.
Сначала внимательно читаем задание 27.
«…Прокомментируйте сформулированную
проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому
примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и
проанализируйте её….»
Что такое комментарий?
Комментарий — это подтверждение того, что
заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. В сочинении
ЕГЭ-2021 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с
обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные
размышления автора.
В качестве комментария можно использовать:
- примеры, которые приводят авторы в своих
текстах; - размышления автора, связанные с проблемой;
- цитаты;
- описания;
- истории;
- точки зрения, которые приводит автор;
- средства выразительности, тропы;
- слова, выражения, важные для понимания
проблемы.
Структура комментария
1)
Пример-иллюстрация из текста.
2) Пояснение примера.
3) Пример-иллюстрация из текста.
4) Пояснение примера.
5) Смысловая связь между примерами.
6) Анализ смысловой связи.
Что является объектом комментирования ? Объектом
комментирования в сочинении
является проблема, сформулированная
учащимися. Комментируя проблему, следует привлекать
информацию из текста, значимую для раскрытия данной проблемы (предложения,
абзацы, ключевые слова, метафорические словосочетания и т.д.) Однако комментарий
не должен сводиться к пересказу
Требования к комментарию:
1) 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать
частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы
рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
2) Пояснение к примерам-иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать,
почему герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства
выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария
недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их
проанализировать, дать оценку происходящему
3)Смысловая связь.
Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или
другую связь между примерами в зависимости от приемов, которые использует автор
в конкретном тексте.
4) Анализ связи. Недостаточно указать логическую связь (причина — следствие, вывод),
важно также проанализировать эту связь, объяснить, что в ней примечательного,
что мы можем понять, если сопоставим, противопоставим и др. примеры из текста.
Например, примеры не просто так противопоставлены друг другу, а помогают
отразить изменения, произошедшие в душе рассказчика и т.д.
4) Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь
текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то
лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не
нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов,
словосочетаний.
3) Соответствие заявленной проблеме. Комментарий должен быть
написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать
ее.
4) Фактическая точность. Если при написании комментария допускается
хотя бы одна ошибка, связанная с ПОНИМАНИЕМ текста, то за комментарий
автоматически выставляется 0 баллов.
Таким образом, написание комментария — это попытка одновременно
понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые
обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема
действительно присутствует в тексте.
II. Алгоритм работы над комментарием
■
выбрать части текста, связанные со сформулированной
проблемой;
■
отобрать в тексте конкретный текстовый материал
(цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;
■
написать пояснения: что делает автор? для
чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой? и т.п.
■
выявить связь между примерами-иллюстрациями:
■
объяснить, как взаимодействуют эти
примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер
и поведение героя и т.п.
Комментарий зависит от стиля текста,
поэтому комментировать тексты того или иного стиля надо по-разному. Сначала
задайте вопросы:
Художественный |
Публицистический |
На каких примерах автор раскрывает проблему? |
Как автор строит рассуждение? |
1.Чтобы
перейти от проблемы к комментарию, необходима логическая подводка Можно начать комментарий так: «Размышляя над поставленной
проблемой, автор….». Логическая подводка нужна для того, чтобы
рассуждение выглядело последовательным и связанным.
2. Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы
исходного текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте
текста, в указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется
содержание. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить
следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя,
мы говорим о том, что делает автор.
Пример-иллюстрация
№1 Можно вставлять цитаты, но следует избегать
чрезмерного цитирования. Не нужно включать в кавычки два или одно длинное
предложение. Достаточно выписать несколько слов, которые важны для понимания
проблемы. Можно вообще не цитировать предложения из текста. Но тогда
следует указать на номера предложений, откуда вы берёте эпизод.
Пример-иллюстрация
№2 Другой эпизод, который тоже раскрывает проблему.
Он не должен быть из того же абзаца, что и первый пример.
Клише для примеров-иллюстраций[1]
Художественный |
Публицистический |
Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø |
Ø Писатель не Ø Ø Ø Ø Ø |
3. Пояснение к примеру-иллюстрации
•
Цель пояснения: выявить
смысл авторского
•
рассуждения о…/
•
повествования о…/
•
описания…/
•
какого-либо приёма в тексте,
чтобы в итоге установить отношение автора к
проблеме , понять авторскую позицию.
Главное – ответить на вопросы, анализируя
содержание обоих примеров:
зачем? с какой целью? по какой причине?
для чего? почему? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного
стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ
Ø
мотивов поведения героя (-ев);
Ø
монологов (в том числе внутренних), диалогов;
Ø
их поступков;
Ø
их личностных особенностей;
Ø
взаимоотношений с окружающими;
Ø
внутреннего состояния;
Ø
отношения к себе и к миру и т.д.
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста публицистического
стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ
Ø
фактов, мнений, настроения автора,
его комментариев и размышлений;
Ø
авторских аргументов, доводов;
Ø
различных точек зрения на проблему;
Ø
авторских (и не только) высказываний
и т.п
Клише
для пояснения[2]
Художественный |
Публицистический |
Ø Ø Ø Ø Ø |
Ø Ø Ø Ø Ø Ø |
4. Смысловая связь .
Что такое смысловая связь между частями
текста? Чтобы написать о связи между микротемами, нужно знать, какой эта
связь бывает:
Приёмы названы в методических рекомендациях,
опубликованных на сайте ФИПИ: http://www.old.fipi.ru/sites/default/files/document/2020/mr/russkiy_yazyk_ege.pdf
Приёмы,
которые могут лежать в основе смысловой связи.
Вид связи |
Как определить вид связи |
Вспомогательные вопросы |
Способ оформления |
Сравнительная, сопоставительная или противопостави-тельная (В тексте сравнительная настроение, эмоции героя; чувства, мысли авторскую оценку героя, предмета или явления |
Возникает в том случае, когда смыслы |
Какие события (факты) сравниваются Что противопоставлено в примерах? С чем и почему это сравнивается В чем автор видит сходство (различие) |
В этом противопоставлении (сопоставлении) Если сопоставить поведение героев, то (пояснить, Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение Сравнивая эти события (факты), нельзя Противопоставляя факты, автор подчеркнул Сопоставляя (поведение героев, разные |
Пояснительная, уточняющая (Эти виды Обратите внимание! Уточняющая связь – это |
Второй пример-иллюстрация поясняет, |
Как и для чего автор поясняет Чем это событие (поступок, действие, Какими примерами автор подтверждает Что это даёт для понимания Что можно привести в качестве Как содержание второго примера помогает Что нового вносит содержание второго |
Продолжая свою мысль, автор уточняет, Это событие (характеристика, поступок, Эти примеры иллюстрируют (что и для Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)… Эта ситуация поясняет, уточняет (как?) содержание предложения… (указать номер первого Автор…. разъясняет (дополняет, |
Причинно-следственная Эти виды смысловых отношений дают Обратите внимание! Уточняющая связь – это |
Причина и следствие представляют собой |
Почему это произошло? Что стало причиной события (поступка, В силу чего это случилось? Что из этого следует? Какие последствия повлекло это событие? Как это повлияло на дальнейшие события? Что из этого, по мнению автора, следует? К чему это привело (приведет)? Как это сказалось (скажется) на |
Эти примеры называют причины, по Причиной такого поведения является… Следствием такого отношения к окружающим стало… (указать результат и пояснить свой Этот пример помогает увидеть последствия Как сказалось на судьбе героя (-ев), |
1. Наиболее лёгкий для написания приём
– это приём противопоставления, то есть приём контраста или приём антитезы.
Поэтому, после прочтения текста, необходимо посмотреть, есть ли в нём
противопоставления (поступков героев; разных точек зрения; разного отношения к
одному и тому же явлению, разных временных отрезков, социальное неравенство и
т.д.). Если есть, то можно писать комментарий к проблеме, основываясь на
приёме противопоставления (мужество // трусость; роскошь // бедность и т.п.)
2.
Если противопоставления нет, посмотрите приём аналогии или сопоставления: сравнивается
ли одно с другим, похожи ли сравниваемые предметы // явления // действия?
3.
Если этих приёмов нет, смотрите приёмы подтверждения, выделения,
причинно-следственную связь. Думайте, как вы будете строить свой
комментарий к проблеме.
4.
Потом, если не нашли вышеуказанных приёмов, попробуйте при внимательном чтении
текста найти детали. Не забывайте, что не всё, о чём пишет автор,
является деталью.
Внешняя |
Деталь |
1) деталь 2) деталь 3) деталь 4) деталь 5) деталь |
отражает 1) состояние внутреннего мира героя, 2) движения мысли, помыслы, желания, 3) страхи, фобии, мании. |
Запомните:
Указания на него приём, лежащий в основе ваших примеров-иллюстраций, не должен
«падать с потолка». вы должны сделать в комментарии к проблеме.
5. Проанализировать смысловую связь – это значит определить, как связаны по смыслу приведённые
примеры-иллюстрации, выяснить ЗНАЧЕНИЕ этой связи для понимания
сформулированной проблемы!! В этом учебном году за смысловую связь выпускники
могут получить два балла. Что из этого следует? Во-первых, надо
не только глубоко отразить мысль, но и объёмно её оформить.
Алгоритм выявления смысловых связей между
примерами-иллюстрациями
В соответствии с формулировкой проблемы и
авторской позицией
а) найти смысловые отношения между частями
текста: сравнительные, противопоставительные, сопоставительные,
причинно-следственные, целевые, условные и др.;
б) вычленить в этих частях примеры,
отражающие (иллюстрирующие) сформулированную проблему;
в) продумать, как выбранная смысловая
связь помогает понять, раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию,
характер героя и т.п.;
в) сформулировать высказывание, указав
и проанализировав смысловые отношения между найденными
примерами-иллюстрациями.
Текст для
работы
. На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже
суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета. А мне
прислан по уговору. Должен же врач узнать, так ли заметен след от хирургической
операции на лице пациента. Фотографию бережно храню. Она нередко обращает мою
память к Ивану Михайловичу.
В пятиместной палате койка его стояла напротив другой,
несколько дней пустовавшей. И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван
Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на
свете и поменьше…» Сам он после операции, а оперировали его дважды, мог
лежать в постели три-четыре дня. Остальные проводил в заботах. Нет, не о себе,
а о соседях. Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой
гипсовой повязке. Ухаживал за ним, как нянечка. И всем другим в палате помогал:
умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит,
грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. Взял он на
себя множество хлопот, которые обычно входят в обязанности младшего
медицинского персонала.
Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился.
Войду в палату — он, подражая Ивану Михайловичу, теперь улыбается, приветливо
говорит «доброе утро». Закончу осмотр, определю более сложный комплекс
гимнастических упражнений —«спасибо» скажет. Раньше такой общительности за ним
не замечалось.
Больница в избытке вмещает в себя страдания многих людей, и
умерить их способен не только врач, но и больной человек, окажись среди них
хотя бы один с сердцем отзывчивым, как у Ивана Михайловича. Постепенно и у
других досада на болезнь начнет сглаживаться.
Все же пришел тот день, а вернее ночь, когда долго не занятая
в палате койка понадобилась. На нее положили молодого мужчину — моряка,
накануне вернувшегося из длительного плавания. Он куда-то торопился, вскочил на
ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. Дежурные хирурги
несколько часов боролись с травматическим шоком, а когда вывели больного из
тяжелого состояния, ампутировали ему раздробленную голень. Медицинская сестра
не отходила от него до самого утра. Иван Михайлович весь остаток ночи провел
без сна и во многом помог сестре. Притихшими нашла я своих подопечных на
утреннем обходе.
— У нас пополнение… Вот Володя поступил, несчастье-то какое
произошло… — нарушил тишину Иван Михайлович, поднимаясь со стула и
направляясь к двери, где я продолжала стоять, ориентируясь, какой след оставила
здесь бессонная ночь.
Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали
усталость. Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. Алеша забыл
поприветствовать меня. А Володя словно застыл. Он смотрел в одну точку и вряд
ли что видел или слышал. Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.
Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы,
чтобы пережить горе. Называла имена известных людей, перенесших подобную
трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми
ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но
определивших для себя место в жизни. Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб,
большие глаза. Красивый парень! Сказала ему об этом.
Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду…» В
этот момент я внезапно вспомнила одно давнее дежурство в клинике. Мне,
начинающему хирургу, пришлось ампутировать обе голени крепкому, богатырского
сложения моряку, тоже очень молодому. После операции полдня проплакала, так
жалко было его. Тогда я еще плохо разбиралась в целительной силе доброго слова.
Позднее поняла, что, идущее от души, оно действует лучше многих успокоительных
лекарств. А слезы врача — разве они больному человеку могут помочь?
Постоянно при осмотре и перевязках сестры и врачи старались,
как могли, утешить Володю. Я заходила в палату по несколько раз в день.
Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились
первые приметы восстановленного покоя. Алеша снова начал произносить «доброе
утро», и все обитатели палаты вторили ему. Однажды утром, войдя к ним, сразу
обратила внимание на стол. Из простенка он был передвинут к кровати Володи.
Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. Глаза его с лукавой
хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». Я смотрела и любовалась.
Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.
Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и
бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют),
Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:
— Что я Володе-то говорю. Живой остался, вот и ладно. Парень
молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. Протезы ноне
делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. Живи, говорю, да радуйся всему,
что на свете белом есть. Нечего горевать. Что случилось, не воротишь. Летом
приедешь к нам в Устюг Великий. Отдохнуть у нас можно. А невесты-то у нас до
того хороши, что нигде таких, паря, нету…
— Иван Михайлович все верно говорит. Он так много сделал для
меня в эти тяжелые дни… А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,—
приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя. Чтобы вот так
улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие
дни, вечера, а, может быть, и ночи. И слова Ивана Михайловича показались мне в
то утро более значимыми для Володи, чем все мои. Он поверил в себя снова. Как повезло
ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном
Михайловичем.
* Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат
медицинских наук, писатель.
Пример
сочинения по тексту
К1 Формулировка проблемы. Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат
медицинских наук, писатель – рассуждает в тексте над проблемой доброты, над
тем, какое влияние она оказывает на человека.
К2. Проявление
милосердия и доброты мы можем рассмотреть на примере отношения к людям Ивана
Михайловича.
1 пример-иллюстрация. Герой
произведения, несмотря на то что вот-вот перенёс операцию и не до конца
восстановился в силах, помогает своему соседу по палате, заботится о нём, «ухаживая
за ним, как нянечка» Благодаря стараниям Ивана Михайловича Алёша смог
переродиться.
Пояснение. Этот
пример показывает, как проявление доброты может помочь человеку преобразиться после
пережитых несчастий и болезней.
2 пример- иллюстрация. В качестве второго примера рассмотрим случай, когда в палату поселили
нового больного. Мужчина попал ногой под колесо, после чего ему её пришлось
ампутировать. Володе было тяжело пережить это горе, он был потерян. И тогда
Иван Михайлович обратился к нему с простыми и мудрыми словами поддержки.
Разговаривал с больным так, будто никакой трагедии не произошло, тем самым
помог вернуть ему радость жить, заново обрести смысл жизни. То, что казалось
непреодолимым горем, стало неприятностью, с которой можно жить
Пояснение. Этот
пример показывает, как правильно сказанные добрые слова могут творить чудеса, исцеляюще
воздействовать на человека.
Смысловая связь.
Оба фрагмента текста тесно связаны между собой. Сопоставляя эти два
примера, делаем вывод, что такое качество характера как доброта обладает
огромной силой, способной помочь человеку в трудные моменты жизни.
К3 Позиция. Позиция
автора ясна. Проявление доброты оказывает благотворное влияние на людей,
помогает преодолевать жизненные невзгоды
К 4. Отношение к позиции автора + обоснование
Невозможно не
согласиться с мнением автора, ведь человеческая доброта способна излечить
душевные раны, помочь найти в себе силы жить и бороться, искать выход из
сложных ситуаций. В подтверждение своей мысли приведу пример из художественной
литературы. Так в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня
Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»,
является символом доброты и жертвенности. Она жалеет и поддерживает всех:
отца-пьяницу, мачеху, сводных братьев и сестер. Своей добротой Соня спасает
Раскольникова. Она пробудила в нем совесть, помогла исцелить душевные раны и
вернуть желание жить.
Вывод. Таким образом, можно сделать вывод: доброта – это очень важное
качество, которому нужно обязательно учиться. Без доброты невозможно полноценное
сосуществование людей. Быть добрым – значит искренне желать добра окружающим и
помогать им, если они в этом нуждаются.
(Левина Евгения, 11 класс)
Комментарий проблемы текста — самая важная часть сочинения ЕГЭ, при комментировании проблемы выпускник должен показать умение работать с исходным текстом.
Одним из показателей правильного комментария является логика его построения, которая ведет от проблемы текста к авторской позиции по ней.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Читайте статьи: «Что такое проблема текста?», «Как найти проблему в тексте?» и «Как правильно сформулировать проблему текста?».
Из данной статьи вы узнаете, что такое комментарий проблемы, структуру комментария, как найти примеры-иллюстрации в экзаменационном тексте и многое другое, связанное с комментированием проблемы в сочинении ЕГЭ.
Содержание статьи
- 1 Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?
- 2 Структура комментария
- 3 Пример-иллюстрация в комментарии
- 4 Виды примеров-иллюстраций
- 4.1 Примеры, которые приводит автор в своём тексте
- 4.2 Размышления автора, связанные с проблемой
- 4.3 Цитаты
- 4.4 Описания
- 4.5 Истории
- 4.6 Точки зрения, которые приводит автор
- 4.7 Средства выразительности
- 4.8 Слова, выражения, важные для понимания проблемы
- 5 Как находить примеры в тексте?
- 5.1 Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
- 5.2 Примеры-иллюстрации в художественном тексте
- 6 Способы отсылки к тексту
- 6.1 1. Ссылка на номера предложений (самый простой)
- 6.2 2. Прямая речь
- 6.3 3. Косвенная речь
- 6.4 4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
- 6.5 5. Соединение разных способов в одном примере
- 7 Пояснение к примерам-иллюстрациям
- 8 Что такое смысловая связь
- 9 Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ
- 9.1 Смысловая связь в начале комментария
- 9.2 Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации
- 9.3 Смысловая связь как итог комментирования
Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?
В своём сочинении ученик должен прокомментировать найденную им проблему с опорой на исходный текст, то есть написать свои рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.
Комментарий в сочинении – это последовательный анализ исходного текста, где нужно на конкретных примерах из экзаменационного текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, изобразительно-выразительные средства, для доказательства того, что сформулированная в сочинении проблема действительно присутствует в исходном тексте.
Из данного определения, следует, что комментарий – это рассуждения выпускника по проблеме экзаменационного текста, соотнесенные с его знаниями, личным жизненным опытом.
Структура комментария
Комментарий в сочинении ЕГЭ состоит из 5 элементов, за каждый из которых можно получить по одному баллу.
В сумме за полный грамотный комментарий выпускнику могут дать 5 баллов.
Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальные баллы за комментарий по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.
Правильный комментарий по сформулированной проблеме текста состоит из 5 элементов:
- Пример-иллюстрация (из исходного текста).
- Пояснение к первому примеру (ваши мысли по поводу примера-иллюстрации).
- Второй пример-иллюстрация (из исходного текста).
- Пояснение (ваши мысли по поводу второго примера-иллюстрации).
- Смысловая связь между примерами иллюстрациями.
Пример-иллюстрация в комментарии
Важными составляющими структуры комментария являются два примера-иллюстрации и пояснение к ним.
Внимание!
Выпускник обязан иметь четкое представление о том, что такое пример-иллюстрация.
Пример-иллюстрация – это фрагмент необходимой информация из исходного текста, демонстрирующий определенную проблему, которую ученик анализирует в своем сочинении.
Важно!
Выпускник должен уметь анализировать примеры-иллюстрации и выражать свое мнение по ним, а не просто пересказывать авторский текст.
Пример-иллюстрация отличается от простого пересказа тем, что при пересказе текста выпускник говорит о поступках героев текста, а в примере-иллюстрации обращает внимание на мастерство автора в раскрытии проблемы текста.
Например, каждую минуту герой должен выбирать из этого громадного материала самое важное и нужное — это пересказ текста.
А.П.Чехов обращает наше внимание на то, что лектор каждую минуту должен из огромного количества материала выбирать «самое важное и нужное» — это иллюстрация. (Текст №9).
Виды примеров-иллюстраций
Основой комментария является поднятая автором проблема, а примеры иллюстрируют её наличие в тексте.
В качестве примеров-иллюстраций в комментарии можно использовать:
- примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
- размышления автора, связанные с проблемой;
- цитаты;
- описания;
- истории;
- точки зрения, которые приводит автор;
- средства выразительности;
- слова, выражения, важные для понимания проблемы.
Выбор того или иного примера не зависит от его достоинств или недостатков, лёгкости или сложности, а зависит от содержания конкретного текста и умения выпускника читать и интерпретировать текст.
Все фрагменты исходных текстов для ЕГЭ по русскому языку взяты из произведений разных авторов.
Каждый автор имеет свой жизненный опыт и пишут они тексты по самым разнообразным видам проблем.
В зависимости от содержания текста, его элементов, которыми автор раскрывает проблему текста, в одних текстах можно найти одни виды примеров, а в других – другие.
Ниже приведены примеры различных видов примеров-иллюстраций для комментирования проблемы текста.
Примеры, которые приводит автор в своём тексте
В тексте №14 Б.Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» примером-иллюстрацией проблемы проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу является эпизод, когда герой отпускает пленного немца (предложения 36 — 47).
Размышления автора, связанные с проблемой
В тексте №23 Д. А. Гранина «Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка…» примером-иллюстрацией проблемы восприятия окружающего мира ребёнком являются размышления писателя о том, что такое вкус детства (предложения 28 — 32).
Цитаты
В тексте №19 Д.А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя…» примером-иллюстрацией проблемы осознания человеком своей реализации в жизни будет цитата из Л.Толстого о дроби в жизни человека (предложения 7 — 11).
Описания
В тексте №28 К.Г. Паустовского «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли природы в жизни человека будет описание красоты полуночного пейзажа (предложения 26 — 31).
Истории
В тексте №27 Ю.В. Бондарева «Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка…» примером-иллюстрацией проблемы отношения к родителям будет история, связанная со смехом приятелей над нелепым видом отца (предложения 16 — 21).
Точки зрения, которые приводит автор
В тексте №16 А.Г. Алексина » Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» примером-иллюстрацией проблемы проявления прекращения отношений между людьми является точка зрения героини на отношение к родителям (предложения 22 — 29).
Средства выразительности
В тексте №10 К.Г. Паустовского «Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны…» примером-иллюстрацией проблемы силы воздействия художественного творчества на человека будет использование автором средств выразительности в описании «Левитановской зари» (предложения 41 — 46).
Слова, выражения, важные для понимания проблемы
В тексте №24 А.Н. Толстого «В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли Родины в жизни человека будут ключевые слова и выражения из рассуждений писателя о Родине (предложения 10 — 11).
Для составления комментария необходимо уметь находить примеры-иллюстрации определенной проблемы в исходном в тесте.
Как находить примеры в тексте?
Чтобы написать грамотный полный комментарий, необходимо внимательно прочитать текст, делая в нем важные пометки карандашом или ручкой, выделяя примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме текста и позицию автора по данной проблеме.
Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.
Для этого нужно обратить внимание на:
- мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
- события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.
Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.
Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.
Важно!
Во всех публицистических текстах всегда имеется ответ на вопрос, поставленный автором текста, это и есть авторская позиция по рассматриваемой проблеме, которую необходимо выпускнику написать в сочинении после комментария.
Например, в статье «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» дан образец комментария проблемы отношения к родному дому.
Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «два оставленных деревенскими жителями дома, в которых описан порядок в доме у хороших хозяев (предложения 10 — 13)» и «беспорядок в доме у плохих хозяев (предложения 20 — 26)».
Выявлена смысловая связь между примерами — противопоставление.
Оба примера подкрепляют позицию автора, которая прямо высказана в тексте, в 14-16 предложениях.
В художественном тексте проблема текста и позиция автора по ней скрыты в содержании текста, поэтому работать с таким текстом следует по-другому.
Примеры-иллюстрации в художественном тексте
В художественном тексте авторскую позицию необходимо сформулировать самому выпускнику, так как здесь она представлена опосредованно, то есть необходимо проанализировать поведение героев, их речь, мысли, ключевые слова.
Для этого нужно обратить внимание на:
- поведение героев, ситуации, описанные в исходном тексте;
- диалог между героями;
- изобразительные средства, которые использует автор: они позволяют писателю раскрыть поднятую им проблему.
Все примеры-иллюстрации, которые выпускник найдёт в тексте для понимания авторской позиции по проблеме, могут стать основой комментария по проблеме.
Из найденных в тексте примеров необходимо выбрать два основных, которые более ярко раскрывают сформулированную проблему, и написать пояснение к ним. (См. статью «Что такое проблема текста?«.
Как и при анализе публицистического текста, необходимо найти и обозначить смысловую связь между примерами, то есть объяснить, почему выпускник выбрал для комментирования именно эти примеры и как эти примеры связаны между собой.
Например: в статье «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» дан образец комментария проблемы истинной и ложной порядочности, проблема хамства.
Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «разговор профессора с женой (предложения 27 — 37)» и «описание поведения членов семьи профессора у двери своей квартиры, когда они ругают солдата-рассказчика (предложения 50 — 58)».
Выявлена смысловая связь между примерами — примеры дополняют друг друга в описании хамского поведения профессорской семьи.
Позицию автора мы можем понять, проанализировав поведение и речь героев.
Найденные в исходном тексте примеры-иллюстрации нужно поместить в сочинение, для этого используют подходящие способы отсылки к тексту.
Способы отсылки к тексту
Комментарий в сочинении ЕГЭ должен быть написан с опорой на исходный текст, но переписывать или пересказывать весь текст или его фрагмент ни в коем случае нельзя.
Поэтому лучше в качестве примеров-иллюстраций использовать так называемое «частичное цитирование».
Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно ключевых слов и выражений, которые указывают на размышления автора.
Существуют следующие способы отсылки к тексту:
1. Ссылка на номера предложений (самый простой)
Например: В.П.Крапивин показывает большую любовь деда к внуку не только потому, что его зовут также, но и потому, что общение с Журкой позволило ему еще раз пережить лучшие минуты своего детства, о которых он рассказывал мальчику во время их совместных прогулок (предложения 24 — 25). (Текст № 21)
2. Прямая речь
Например: «Ничего, мы сдюжим», — эти слова, вложенные в уста русича, утверждают огромную веру писателя в то, что во все времена Россия, Родина, была и остается свободной страной с богатейшей культурой. (Текст № 24)
3. Косвенная речь
Например: Б.Л.Пастернак говорит о том, что Живаго «от души желал им удачи», потому что они были близки ему по духу… (Текст №3)
4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
Например: О большой роли этого великого писателя, давшего читателям самых разнообразных героев на страницах своих книг, автор рассуждает и тогда, когда начинает перечислять яркие художественные образы из различных произведений Л.Н.Толстого. (Текст № 30)
5. Соединение разных способов в одном примере
Например: Л.А. Чарская подробно повествует, как Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встречает нежданных гостей Крутоярских, как предлагает Малюте «потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской», как своей пляской она растопила лёд в сердце жестокого Малюты Скуратова, так что Малюта пообещал «боярышне» освободить из тюрьмы её отца и слово своё сдержал (предложения 35-36). (Текст № 2).
Важно!
Каждый пример-иллюстрация обязательно должен иметь соответствующее пояснение.
Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.
Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.
Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.
Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.
Важно!
Если будет подчеркнута вся часть сочинения, нацеленная на комментарий проблемы текста, значит, выпускник не смог сформулировать своих рассуждений по поводу примеров, значит, к ним нет пояснения, и эту часть работы необходимо переделать, иначе проверяющий эксперт снизит баллы за комментарий проблемы текста.
При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему и указать на смысловую связь между примерами.
Что такое смысловая связь
При комментировании проблемы текста важно не только привести примеры-иллюстрации из прочитанного текста и пояснить их, но и найти и объяснить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Смысловая связь – это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями, используемыми выпускником в комментарии проблемы текста.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями может указывать на:
- сопоставительные отношения (аналогично, таким же образом, так же, как);
- противительные отношения (антитеза, контраст: «было – стало»; но, зато, однако);
- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, в связи с этим, потому что, из-за того что…);
- обобщение предыдущей информации (таким образом, итак);
- дополнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того);
- прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте);
- конкретизацию (суть отношений – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли);
- другие отношения между примерами.
Выбор вида смысловой связи зависит от того, каким образом раскрывает проблему автор исходного текста, что он для этого включает в содержание своего произведения, и тех примеров-иллюстраций, которые выпускник выбрал для комментария к своему сочинению.
Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ
В критериях оценивания сочинения нет точной конкретизации места смысловой связи при комментировании проблемы текста.
Главное – чтобы эта связь была описана.
Поэтому в зависимости от замысла автора сочинения смысловую связь можно разместить в любом месте: в начале комментария, между двумя примерами-иллюстрациями или в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации.
Наиболее распространённым местом обозначения смысловой связи является место в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации, когда смысловая связь подводит итог комментирования проблемы текста.
Смысловая связь в начале комментария
Примеры смысловой связи в начале комментария вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.А.Каверина (№ 15)» , «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№23)» .
Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации
Примеры смысловой связи между примерами-иллюстрациями вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» , «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» .
Смысловая связь как итог комментирования
Примеры смысловой связи как итога комментирования вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№19)» , «Комментарий в сочинении по тексту Ю.В. Бондарева (№27)» .
Образцы комментариев по текстам смотрите в разделе «Комментарии по текстам» .
Важно!
При написании комментария выпускник должен объяснить, почему автор написал текст именно на эту тему, для чего он использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и давал различные примеры, иллюстрирующие проблему текста, а также показать, что сформулированная выпускником проблема действительно присутствует в экзаменационном тексте.
Все примеры, факты, явления, ключевые слова, которые выпускник использует в комментарии проблемы, должны вывести его на позицию автора, о которой вы можете прочитать в статье «Позиция автора исходного текста, как правильно ее сформулировать?».
Как писать комментарий к проблеме текста ЕГЭ 2022
- 04.12.2021
Обновлено: декабрь 2021
Разбираем подробно как получить максимальные 5 баллов в критерии К2 — как правильно сформулировать комментарий к исходной проблеме в тексте ЕГЭ по русскому языку — это пригодится при написании сочинения на ЕГЭ.
Данные актуальны на 2022 год.
Важно:
- Примеры комментариев 2019-2021 с оценками ФИПИ
- Что такое комментарий и его структура
Автор: Ирина Анатольевна Суязова.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, чтобы получить 5 баллов
- Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
- Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
- Дано пояснение к 2 приведённым примерам.
- Выявлена смысловая связь между ними.
Комментарий состоит из 5 элементов:
- Пример-иллюстрация (исходный текст).
- Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
- Второй пример-иллюстрация (исходный текст).
- Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
- Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
В качестве комментария можно использовать:
- примеры, которые приводит автор в своём тексте;
- размышления автора, связанные с проблемой;
- цитаты;
- описания;
- истории;
- точки зрения, которые приводит автор;
- средства выразительности,
- слова, выражения, важные для понимания проблемы.
Дополнительно:
- Примеры для собственного мнения
- План и структура сочинения на ЕГЭ по русскому
- Всё что надо знать про сочинение
Подробный разбор на видеоуроке — АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2022
Либо смотри вебинар из 2 уроков
Урок №1 — актуально для 2022
Урок №2 — актуально для 2022
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
17.10.2022
36775
ЕГЭ по русскому языку в 2023 году в очередной раз изменился. Объясняем, как писать комментарий на ЕГЭ по новым правилам: какие слова нельзя использовать, какая у комментария структура и сколько баллов можно за него получить. В конце статьи бонус — комментарий ученицы, получившей 100 баллов.
Сочинение — только часть ЕГЭ по русскому языку. Начать комплексную подготовку к экзамену вы сможете на бесплатной консультации с экспертом Maximum Education. Вы пройдете тест, чтобы узнать свой уровень знаний по предмету, и на его основе вместе с преподавателем составите пошаговый план подготовки к экзамену. Еще вас ждет бонус — сборник всех изменений ЕГЭ-2023! Приходите на консультацию, чтобы затащить экзамен на сотку 💯
Мифы, как писать комментарий на ЕГЭ
Вокруг комментария ходит много легенд и мифов. В интернете можно найти множество клише для «идеального» комментария, за который на самом деле поставят не выше 2 баллов. Развеем основные мифы вокруг нового комментария.
Миф 1. Нужно писать про актуальность
Многие выпускники, оформляя комментарий, используют клише про актуальность и злободневность проблемы. Вот пара примеров из интернета:
Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Автор затрагивает злободневную проблему, которая никого не может оставить равнодушной. Она в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
Данная проблема затрагивает глубинные струны души читателя. Действительно, проблема очень серьезная. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах общественной жизни.
На самом деле это не комментарий: эксперт увидит здесь только воду и общие фразы. Никогда не пишите в сочинении по русскому языку про актуальность проблемы — этого слова вообще не должно быть в вашем тексте. Все проблемы, поставленные в текстах ЕГЭ, и так актуальны. Значит, проблему любого текста можно назвать злободневной. Поэтому подобные фразы не несут в себе никакой ценности, а будут только раздражать эксперта.
Миф 2. Можно списать комментарий из задания про средства выразительности
Пример комментария из Сети:
Автор использует метафоры и эпитеты во втором абзаце, чтобы передать всю глубину чувств, которые главный герой испытывает к своей малой родине.
Если в комментарии вы начнете анализировать эпитеты, метафоры и другие средства выразительности, будьте уверены, что потеряете баллы. А если решите переписать текст рецензии — это гарантированный ноль, ведь рецензии лежат перед глазами у проверяющих.
Миф 3. В комментарии нельзя писать номера предложений
В комментарии можно и даже нужно писать номера предложений, чтобы проверяющий увидел четкие отсылки к тексту. Вот как можно оформлять примеры:
- Цитаты из предложений. Автор говорит: «…».
- Косвенная речь. Автор говорит, что…
- Номера предложений. Автор говорит о… (предложение 31).
Как нужно писать комментарий на ЕГЭ-2023
За комментарий в этом году ставят 5 баллов. Основные его компоненты:
- Пример из текста, важный для понимания проблемы: конкретное предложение, цитата.
- Анализ примера: что автор хотел этим сказать, на какие мысли наталкивает, к чему призывает.
- Второй пример из текста.
- Анализ второго примера.
- Смысловая связь между примерами и ее анализ. Например, они противопоставлены? первый дополняет второй? второй — вывод из первого?
Если все 5 пунктов присутствуют в работе, сдающий получает 5 баллов, а не 6, как в предыдущем году.
В 2022 году за смысловую связь и ее анализ давали по 1 баллу, поэтому в целом за комментарий можно было получить 6. Но в этом году эксперты изменили оценку, и теперь эти два пункта в совокупности оцениваются в 1 балл. Поэтому важно четко проанализировать связь между примерами. Нельзя провести анализ связи, забыв ее указать, а вот написать связь без анализа можно — тогда вы потеряете балл.
Комментарий должен быть объемным и подробным. Допустим небольшой пересказ, особенно если вы пишете сочинение по художественному тексту, но не увлекайтесь. Каждый пример должен быть раскрыт и проанализирован.
Какие клише использовать
Фразы для обозначения проблемы и отношения к ней автора:
- Автор заставляет нас задуматься…
- Автор сравнивает/сопоставляет/анализирует…
- В тексте противопоставлены…
- Автор приводит пример / делает акцент на…
По факту вы анализируете, что делает автор, чтобы донести до читателя суть проблемы, заставить прочувствовать ее важность.
Чтобы проанализировать примеры, можно использовать такие клише:
- Тем самым автор хочет донести до читателей…
- Таким образом, писатель призывает нас…
- Это показывает, как важно…
- Этот пример дает нам понять…
Анализ смысловой связи можно оформить так:
- Анализируя смысловую связь между двумя примерами, мы видим, что автор противопоставляет их, чтобы показать…
Комментарий на ЕГЭ: пример от стобалльницы
Выкладываем для вас скриншот из реальной работы ЕГЭ-2022 от нашей ученицы, которая сдала экзамен на 100 баллов. Смело берите его структуру за основу!
Других секретов в написании нового комментария нет. Остальное — дело практики. Используйте перечисленные принципы и клише и много практикуйтесь, чтобы написать образцовый комментарий и получить за него 5 баллов. Удачи!
Лайфхаки экзамена
К рубрике
Правила написания
То, насколько представленные рассуждения подходят для этого сочинения, на ЕГЭ оценивать будет определённый эксперт, который вынужден действовать по строго заранее прописанной инструкции. Для выставления баллов за сочинение и комментарий существуют критерии, являющиеся единимыми для всех проверяющих. Ни один из экспертов не может отступить от правил, чем и обеспечивается объективность результатов проверки.
Для того чтобы получить наибольшее количество баллов, требуется начать следовать всего лишь нескольким правилам:
- комментарий необходимо написать, используя представленный текст;
- ученику нужно привести минимум два хороших полноценных примера из текста, которые смогли бы продемонстрировать его понимание проблемы;
- конечно, требуется ещё дать пояснения к каждому выбранному примеру;
- при выборе подходящих частей текста нужно учитывать, что они должны иметь некую смысловую связь между собой (т. е. они могут дополнять друг друга, следовать одна из другой или же быть даже противоположными);
- не должно быть каких-либо орфографических, фактических, стилистических или пунктуационных ошибок.
Однако, даже при соблюдении всех правил, может возникнуть такая ситуация, когда эксперт поставит ноль баллов. Такое может произойти, если экзаменуемый неверно определил проблему. Поэтому недостаточно хорошо уметь писать комментарии, необходимо уметь также правильно раскрывать основную идею автора. Этот процесс довольно сложен. Особенно это проявляется в художественных произведениях, где порой писатель поднимает сразу несколько вопросов.
Поиск главной проблемы текста
Написание комментария подразумевает, что экзаменуемый хорошо освоил умение работать с различной информацией. Как правило, в тексте она подразделяется на три вида:
- фактуальная (описание каких-либо процессов, событий и фактов);
- концептуальная (авторская оценка и понимание рассмотренных событий и отношений);
- скрытая или подтекстовая (то., о чём говорится неявно, а лишь намёками).
Для создания вдумчивого комментария к проблеме на ЕГЭ зачастую требуется правильно проанализировать именно концептуальную информацию и на основе этого материала составить своё мнение о точке зрения автора и его понимании мира.
Иногда раскрыть полностью замысел автора представляется довольно сложной задачей, поскольку далеко не всегда автор «прямым текстом» показывает читателю своё отношение и мнение к происходящему. И тогда экзаменуемому необходимо самому, проанализировав описанные события и действия, найти их взаимосвязь с видением проблемы автором.
Для полного понимания представленного текста необходимо внимательно и подробно оценить важные факты, поступки и высказывания. И на основании прочитанного нужно обобщить и сделать соответствующий вывод. Для этих целей рекомендуется пользоваться тремя основными вопросами:
- Что автор пытался передать читателю, описав этот поступок или событие?
- На основании чего можно понять, что автор придерживается именно такого отношения к данному событию?
- Какое значение для произведения имеют упомянутые события?
Ответы на эти вопросы помогут понять, как писать комментарий в сочинении на ЕГЭ по русскому языку. Для той же цели следует использовать и шаблоны, которые представляют собой вспомогательные фразы.
Такие заготовленные формулировки позволяют выстроить чёткий план комментария и сохранить логичность размышлений, а также помогают проверяющим быстрее оценить сочинение.
Недочёты, способные снизить балл
При комментировании сочинений иногда экзаменуемые допускают некоторые неявные ошибки, которые, однако, имеют сильное влияние при оценивании работы. К таким промахам стоит отнести:
- пересказ представленного текста;
- цитирование слишком большого отрывка;
- ошибки при оформлении фрагментов;
- комментирование без подкрепления материалом из текста;
- использование общих фраз и «воды» в комментарии;
- превышение возможного объёма рассуждения.
В целом, чтобы успешно и правильно комментировать в сочинениях проблемы, требуется лишь постоянная практика под руководством преподавателей или профессионального репетитора. Опыт в подробном анализе художественных произведений поможет сдать экзамен по русскому языку на высокий балл.
Тема урока: «Учимся писать комментарий к проблеме в сочинении по русскому языку в формате ЕГЭ».
Цель: организовать деятельность в умении выявлять проблему текста, поднятую автором, комментировать ее.
Задачи:
1) Предметные: создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в соответствии с заданием ЕГЭ по русскому языку.
2) Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков работы с текстом, закреплению навыков смыслового чтения; осуществлять учебное сотрудничество в процессе работы с текстом.
3) Личностные: создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса участников к обсуждению вопросов.
Оборудование:
для учителя:
-компьютер с программой Power Point;
-текст произведения для анализа.
для участников:
-тексты произведения.
Тип урока:
-урок закрепления материала.
Формируемая область понимания:
-осознанное умение самостоятельно понимать текст; формулировать проблему; комментировать проблему;
Ход работы:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
3. Работа по теме:
А) актуализация
На уроках русского языка и литературы мы имеем дело с текстами. На экзамене вам для работы предлагают текст. Что нужно, чтобы написать сочинение?
— Правильно текст прочитать,
-понять смысл текста,
-понять, какую тему и какие проблемы предлагается обсудить в тексте.
Если это будет понятно, сочинение вы напишете.
Поэтому какая первая наша задача? — поработать с текстом, понять его.
Вспоминаем: каков порядок работы с текстом (слайд 1)
1. Прочитать медленно текст.
2. Пересказать себе.
3. Разделить на части.
4. О чем каждая часть? Подчеркнуть ключевые слова.
5. Определить проблемы.
6. Определить авторскую позицию.
Приступая к чтению текста, конечно, обращаем внимание на автора. Автор нашего текста сегодня – Виктор Конецкий.
Сообщение ученика об авторе:
Ви́ктор Ви́кторович Коне́цкий (6 июня 1929, Ленинград — 30 марта 2002, Санкт-Петербург) — советский и российский писатель, киносценарист, капитан дальнего плавания.
«Его рассказы и повести в той или иной степени связаны с морской тематикой, но подлинный интерес его сосредоточен на душевной жизни. Для его прозы характерно воспроизведение мыслей одинокого человека, с частыми отступлениями в прошлое, многие истории построены как «спор героев с самим собой». — Самой постановкой вопроса о смысле жизни они связаны с замечательной прозой, появившейся на рубеже 1950-х — 1960-х гг. Проверка человека на деле, в сложных ситуациях — это мотив, пронизывающий творчество Конецкого; он пробуждает сочувствие читателя скорее постановкой вопросов, чем их разрешением», — говорил о Конецком Вольфганг Казак , немецкий славист, литературовед и переводчик.
Работаем!
- Прочитайте текст.
- Сколько смысловых частей в тексте?
- О чём каждая часть? Подчеркните ключевые слова.
- Определите проблемы:
— проблема грусти, одиночества, когда теряешь друзей.
— проблема долга, ответственности морского офицера.
5.Определим авторскую позицию по этим проблемам.
—Проблема грусти, одиночества, когда теряешь друзей.- Авторская позиция: Когда теряешь друзей, испытываешь чувство одиночества и грусти, как будто ты потерял часть себя. Тебе всегда будет его не хватать.
— Проблема долга, ответственности морского офицера. – Авторская позиция: Слава был настоящим офицером, он взял на себя ответственность и с честью принял смерть. Автор восхищается мужеством друга, он уверен, что если бы ребятам удалось покинуть лодку, Слава бы вышел последним.
В) работа по теме
Всё. С текстом мы поработали. Проблемы и авторскую позицию определили.
Какая следующая наша задача?
Да, прокомментировать проблему. Это самая большая и самая важная часть сочинения.
Напомним порядок написания сочинения: (слайд 2)
План сочинения
1.Вступление (пара предложений по поводу темы)
2.О чем текст?
3.Одна из проблем текста.
4.Комментарий к проблеме.
5.Авторская позиция.
6.Собственное мнение.
7.Аргументы.
8 Вывод.
Итак, что такое комментарий? (слайд 3 – 5)
Комментарий — пояснительные замечания, толкование чего-либо.
При написании комментария к проблеме необходимо проследить за мыслью автора и найти те слова и мысли, которые привели автора к определённой точке зрения (выводу, который ты запишешь в формулировке позиции автора).
Комментарий включает в себя:
1 пример + пояснение – 2 балла
2 пример + пояснение – 2 балла
С.с. + анализ смысловой связи – 2 балла
Пояснения к примерам — это интерпретация выбранных цитат. В пояснении важно сказать, какую роль они играют для понимания точки зрения автора. Зачем автор говорит об этом? Какую роль играет названный факт?
Обдумывая то, что следует включить в комментарий, отвечайте на следующие вопросы:
Что делает автор исходного текста? (Интересуется, рассуждает, описывает, повествует, размышляет… )
На какие аспекты обозначенной проблемы он обращает особое внимание?
Что особенно его беспокоит?
С) Практическая работа над комментарием.
Работаем по группам – первая и вторая.
Итак, берём первую проблему текста —
Проблема грусти, одиночества, когда теряешь друзей. Это первая часть текста.
Как она построена?
Небольшое вступление: автор вспоминает юность, размышляет. Ключевые слова: юность – грустно – воспоминаешь – погибшие друзья. (предл 1-3) Это первый пример, который надо прокомментировать, пояснить. – Выполняет 1 группа.
Предложения 4-24 – автор обращается к конкретным воспоминаниям. Т.е. он детализирует воспоминания, даёт конкретные эпизоды из жизни. Ключевые слова: шинель – шарф – фуражка — книга «Алые паруса» — больное ухо – подводные лодки. Вот второй пример, который надо прокомментировать. – Выполняет 2 группа.
Эти два примера надо соединить смысловой связкой.
Вспомним, что это такое. Назовите виды связи между примерами (таблица) (слайд 6)
Связь между примерами |
Способ оформления |
1. Детализация |
Так, например, укажем на детали.. |
2.Указание на следствие |
Вот почему…. |
3.Подтверждение |
В подтверждение этих мыслей… |
4.Объяснение |
Автор объясняет это тем, что… |
5.Определение |
Это слово автор понимает по-своему… |
6.Аналогия |
Как и в…, здесь прослеживается… |
7.Выделение |
Особое внимание автор уделяет… |
8. Сопоставление, противопоставление |
Сравним… Автор противопоставляет, сравнивает… |
Смысловую связку не путайте с авторской позицией, не подменяйте. Это не одно и то же (слайд 7)
- Смысловая связка в комментарии – как автор «подаёт» нам проблему? Как эта проблема просматривается в первом и втором примере текста?
- Авторская позиция – как сам автор решает представленную проблему? Эта мысль в тексте может быть, а может и отсутствовать, тогда выводим её из содержания текста.
Как вы думаете, какой вид связки должен быть у нас между примерами?
Детализация: вспоминаешь друзей – детальная характеристика друга.
Значит, где возможна смысловая связка? Между примерами. Или в начале комментария.
Пишем комментарий. (1 и 2 группы работают)
Зачитываем получившиеся тексты. На полях помечаем: 1 пример + пояснение; 2 пример + пояснение; с.с.
Образец:
Для понимания проблемы исходного текста рассмотрим примеры.
Автор начинает свой текст общим рассуждением о друзьях, о юности. Но настораживает фраза: «…как только вспомнишь юность, становится грустно». И грустно автору не оттого, что юность прошла, а оттого, что вспоминаешь друзей. Приёмом парцелляции он добавляет: «И в первую очередь уже погибших друзей». Теперь становится понятно, почему автору грустно: рядом с ним нет человека, который был ему другом.
И далее В.Конецкий в большом абзаце даёт нам замечательный образ своего друга Славки. Эта часть текста детализирует светлый образ друга. Автор акцентирует внимание на самых запоминающихся моментах редких встреч друзей, которые описаны с лёгким чувством юмора и заботы друг о друге. Укажем на эти детали.
У памятника Крузенштерну автор увидел Славку, который «наплевал на все правила ношения военно-морской формы». На его «шее красовался шерстяной шарф голубого цвета» вместо уставного белого или чёрного. «Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина». Фуражка с неформенным «нахимовским» козырьком сидела на самых ушах. Оказывается, он служил на Севере, у него болело ухо, но Славка сказал: «Потерплю. Я уже привык к лодкам. Я люблю их». Вот таким верным романтике, влюблённым в подводные лодки запомнил автор Славку при их последней встрече возле памятника Крузенштерна.
Понятна и авторская позиция: когда теряешь друзей, испытываешь чувство одиночества и грусти, как будто ты потерял часть себя. Ты всегда будешь помнить друга, тебе всегда будет его не хватать.
Подведение итогов.
Домашнее задание: написать комментарий ко 2 проблеме.
Приложение
(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей. (4)3десь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу. (5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели и тем самым лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно неформенным «нахимовским» козырьком, выпиленным из эбонита, сидела на самых ушах Славки. (9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил в сердце верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.
— (11)Ты бы хоть воротник опустил, — сказал я.
—(12)У меня недавно было воспаление среднего уха, старик, —сказал он.
(13)Мы не виделись несколько лет. (14)Я служил на Севере, а он — на Балтике. (15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (16)А он плавал на подводных лодках.
(17)3дорово! — сказал я.
(18)3дорово! — сказал он.(19)И мы пошли в маленькую забегаловку в подвале поговорить. (20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.
— (22)Потерплю, — сказал Славка. — (23)Я уже привык к лодкам. (24)Я люблю их.
(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем.
(26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх: у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать.
(33)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. (36)Если бы им и удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления. (38)Кислородная маска с лица Славы была сорвана, он умер с открытым лицом, закусив рукав своего ватника. (По В. Конецкому*)
Сообщение ученика об авторе:
Ви́ктор Ви́кторович Коне́цкий (6 июня 1929, Ленинград — 30 марта 2002, Санкт-Петербург) — советский и российский писатель, киносценарист, капитан дальнего плавания.
«Его рассказы и повести в той или иной степени связаны с морской тематикой, но подлинный интерес его сосредоточен на душевной жизни. Для его прозы характерно воспроизведение мыслей одинокого человека, с частыми отступлениями в прошлое, многие истории построены как «спор героев с самим собой». — Самой постановкой вопроса о смысле жизни они связаны с замечательной прозой, появившейся на рубеже 1950-х — 1960-х гг. Проверка человека на деле, в сложных ситуациях — это мотив, пронизывающий творчество Конецкого; он пробуждает сочувствие читателя скорее постановкой вопросов, чем их разрешением», — говорил о Конецком Вольфганг Казак , немецкий славист, литературовед и переводчик.
(Из Википедии)