Как начать писать декабрьское сочинение

14.09.2021

Обновлено 15.11.2022

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА

  • Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
  • Примеры сочинений 2022-2023
  • Подробно про композицию итогового

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

  • Подробнее о вступлении (спец. материал)

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

  • Подробнее о заключении (спец. материал)

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Вывод. Обобщение по всей теме

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Каждый второй одиннадцатиклассник мечтает подготовиться к итоговому сочинению как можно быстрее и сфокусироваться на ЕГЭ. Чтобы обеспечить себе «зачет» на итоговом сочинении, следует придерживаться следующего плана.

Начните с плана подготовки

В 2020/21 учебном году утверждены 5 направлений итогового сочинения:

1. Забвению не подлежит 

2. Я и другие 

3. Время перемен 

4. Разговор с собой 

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения 

книги для итогового сочинения ЕГЭ

Можно ли выбрать 1 направление и готовиться только к нему?

По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет. 

Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к итоговому сочинению?

Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.

Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).

Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться. 

Какие произведения прочитать для итогового сочинения

Забвению не подлежит

  • М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
  • “Слово о полку Игореве” (18 минут)
  • М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)

Я и другие

  • А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
  • К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
  • М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
  • В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
  • А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)

Время перемен

  • С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
  • Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)

Разговор с собой

  • “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
  • “Герой нашего времени (2006)
  • “Мастер и Маргарита” (2005)
  • “Отцы и дети” (2008)
  • “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)

“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”

  • А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
  • А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
  • В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
  • Дж.Роулинг “Гарри Поттер”

План итогового сочинения: правильная структура

Идеальный объем декабрьского сочинения – 350-400 слов 

1 абзац – оформляем вступление и выражаем свою позицию по теме

  • Мысли по выбранной теме, подводящие к тезису
  • Тезис
  • Речевой мостик к аргументу

2 абзац – Аргументируем свою позицию только литературой

  • автор и название произведения
  • пересказ четкой ситуации 
  • микровывод

3 абзац – подводим итог размышлений

Такой план итогового сочинения позволяет закрыть все критерии и проявить творчество в вашей работе. Эксперты не любят шаблонные сочинения с обилием клише, поэтому важен баланс: написать итоговое сочинение по плану, но сделать его не шаблонным.

план написания итогового сочинения ЕГЭ

А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения

1 абзац

Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису).

Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:

  • Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
  • Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.

То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме.  Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.

Как писать аргументы в итоговом сочинении ЕГЭ

2 абзац

Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.

В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.

В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).

3 абзац

Пример заключения: “Итак, я полностью согласен с высказываем *автора*, потому что …”

Совет: при написании вступления и заключения всегда задавайте себе вопрос: “Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу?”. Эти вопросы помогут не уйти от темы высказывания и не потерять баллы на критериях.

Секреты и лайфхаки итогового сочинения

  1. Кроме произведений можно посмотреть фильмы и сериалы. Они помогут освежить в памяти прочитанные произведения.
  2. Сочинение ЕГЭ по русскому языку наполовину состоит из итогового сочинения. Отличия лишь в том, что в сочинении ЕГЭ по русскому авторскую позицию мы формулируем самостоятельно, а в итоговом сочинении она уже дана. Готовясь к итоговому сочинению, вы готовитесь и к сочинению ЕГЭ.
  3. Можно не читать 4 тома “Войны и мира”, а обойтись короткими рассказами А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и других авторов. Так за несколько вечеров сможешь сделать базу для аргументации в итоговом сочинении.
  4. Ведите литературный дневник. Вписывайте в него все прочитанные произведения и ситуации, которые можно использовать для аргументации.
  5. Не гонитесь за количеством прочитанных произведений. Главное – уметь пользоваться литературным материалом для аргументации. Одно произведение ≠ одно направление итогового сочинения. Используйте каждый текст по максимуму.
  6. Используя план итогового сочинения, не забывайте про творчество. Эксперт выше оценит работу, от которой не будет ощущения, что её писал робот. 

Всё самое необходимое для написания сочинения в одном документе.

Советы, алгоритм, план, речевые клише.

doc-it.docx

Структура итогового сочинения

Любое сочинение состоит из трех частей:

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тезис 1 (20-30 слов)
• Доказательства, примеры (oдин или несколько)
• Микровывод (обобщение написанного)
• Логический переход к основной мысли

Тезис 2
• Доказательства, примеры
• Микровывод
• Логический переход к основной мысли

Тезис 3
• Доказательства, примеры
• Микровывод

III. Заключение (60-70 слов)

Клише для итогового сочинения 2020-2021 по литературе

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

• Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
• Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
• Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
• Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
• Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

• В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
• Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
• Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
• Обратимся к произведениям художественной литературы
• За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
• Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
• Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

• Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
• Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
• Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

• Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
• Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
• Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
• Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
• Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
• Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
• Вспомним героя повести… (автор, название).
• Обратимся к роману… (автор, название).
• Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

• Автор повествует о…
• Автор описывает…
• Поэт показывает…
• Писатель размышляет о…
• Писатель обращает наше внимание…
• Писатель заостряет наше внимание на …
• Он акцентирует внимание читателя на…
• Этот поступок героя говорит о …
• Мы видим, что герой поступил так потому…
• Автор показывает, к каким последствиям привело…
• Этому герою/поступку автор противопоставляет…
• Писатель осуждает…
• Он ставит нам в пример…
• Автор подчеркивает…
• Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

• Писатель считает, что…
• Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
• Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

• Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
• Невольно напрашивается вывод…
• Таким образом, мы приходим к выводу: …
• Итак, можно сделать вывод, что…
• В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
• Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
• В заключение хочется выразить надежду на то, что…
• Хочется верить, что…
• Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
• Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
• Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
• Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
• (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Как писать итоговое сочинение

Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».

3

1 302

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.

Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.

Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе

Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.

Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.

как и когда проходит итоговое сочинение

Структура итогового сочинения

В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.

элементы итогового сочинения

Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.

Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.

Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.

Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.

Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.

Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.

Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.

План итогового сочинения

В итоговом сочинении должны быть:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.

план итогового сочинения

Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»

Вступление

Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.

Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.

Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения

Основная часть

В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.

Заключение

В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.

Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.

Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Критерии итогового сочинения

При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».

Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.

Требования к итоговому сочинению

Это объём и самостоятельность.

В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».

Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».

Критерии оценивания

Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.

критерии оценивания итогового сочинения

При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.

Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.

Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.

В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:

Разбери разделы и подразделы

Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.

Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.

В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.

Читай и анализируй

Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.

Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.

Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.

Тренируйся

Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.

После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.

как подготовиться к итоговому сочинению

На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.

Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.

Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».

Подробности здесь.

Содержание

  1. Начните с плана подготовки
  2. Можно ли выбрать 1 направление и готовиться только к нему?
  3. Что нужно сделать, чтобы подготовиться к итоговому сочинению?
  4. Формулировка проблемы
  5. Речевые клише для тезисов
  6. Какие произведения прочитать для итогового сочинения
  7. Клише для перехода к второму аргументу
  8. Примеры вступлений с клише
  9. План итогового сочинения: правильная структура
  10. 1 абзац – оформляем вступление и выражаем свою позицию по теме
  11. 2 абзац – Аргументируем свою позицию только литературой
  12. 3 абзац – подводим итог размышлений
  13. Переход к основной части
  14. Клише для выводов и заключения
  15. Клише для промежуточных выводов
  16. Слова-связки
  17. А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения
  18. 1 абзац
  19. Как писать аргументы в итоговом сочинении ЕГЭ
  20. 2 абзац
  21. 3 абзац

Начните с плана подготовки

В учебном году 2020/21 Утверждено 5 адресов финальной диссертации:

1. Не подлежит забвению

2. Я и другие

3. Время перемен

4. Поговорите с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

книги для итогового состава экзамена

Можно ли выбрать 1 направление и готовиться только к нему?

По опыту предыдущих выпускников, аргументы эссе могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению заключительного эссе, выпускник рискует получить на экзамене сложную цитату, неверно определив ее смысл и провалиться.

Вы можете сосредоточиться на 2–3 направлениях, а остальные просчитать, чтобы представить, какие работы можно цитировать в аргументе в форс-мажорной ситуации.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к итоговому сочинению?

Сначала прочтите и проанализируйте необходимую литературу.

Во-вторых, научитесь правильно формулировать каждую часть эссе (разработать план заключительного эссе).

Чтобы успеть подготовиться по всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку в сентябре и уже активно заниматься в ноябре.

Формулировка проблемы

Чтобы определить основную проблему текста, необходимо найти основную позицию автора, которая, в большинстве случаев, выражается в форме вопроса. Под проблемой понимается сложная теоретическая или практическая проблема, требующая вдумчивого исследования, осмысления и решения. При желании вы также можете рассмотреть косвенные моменты, связанные с основной проблемой на этом пути. Для сочинения могут подойти следующие вводные предложения:

Клише для вывода в эссе

  • «Этот текст касается важного вопроса (или темы)».
  • «…!» — этот призыв, адресованный сердцу каждого из нас, звучит в тексте (имя автора)».
  • «Что такое… (например, дружба или любовь)? Какое значение это имеет в жизни каждого из нас? Эту важную тему затронул автор…».
  • «Публицист ставит / выставляет / анализирует / исследует / обсуждает стоящую перед нами очень спорную тему (название основной идеи, например, мужество на войне и в мирное время)».
  • «Авторский текст заставляет серьезно задуматься (название проблемы)».
  • «Внимание автора сосредоточено на (название проблемы, например, взаимоотношения между разными поколениями)».

Композиции в экзаменационном клише для вступления

Для лучшего раскрытия вопроса недостаточно указать на наличие проблемы, поставленной автором. Необходимо сделать несколько комментариев по теме, показывающих ваше личное отношение как к тексту, так и к поднятым в нем серьезным вопросам.

Комментируя проблему, можно использовать следующие клише: «Мнение автора о…», «Авторские симпатии ощущаются на стороне героя, который…», «Публицист вступает в полемику с…».

В некоторых случаях целесообразно вставлять цитаты из героев или персонажей, упомянутых в тексте, с обязательным упоминанием автора, который «не цитирует случайным образом слова этого человека». Также могут появляться различные известные афоризмы и пословицы, но лучше полагаться на доступный материал (текст), чем на сторонние источники.

Речевые клише для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что… (основная идея эссе или (ответ на вопрос, поставленный во введении).
  • Конечно, каждый ответит на этот вопрос по-своему. На мой взгляд,… (основная идея эссе или ответ на вопрос, поставленный во введении).
  • Вроде бы на этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что… (основная идея эссе или ответ на вопрос, поставленный во введении).
  • Размышляя над этими вопросами, можно прийти только к ответу:… (ответ на
    вопрос, поставленный во введении).

Какие произведения прочитать для итогового сочинения

Это не может быть забыто

  • М.Ю. Лермонтов «Бородино» (читать за 2 минуты)
  • AA. Ахматова «Реквием» (4 мин)
  • «Слово о полку Игореве» (18 минут)
  • М.А. Шолохов «Судьба человека» (38 минут)
  • В ВИДЕ. Пушкин «Капитанская дочка» (150 минут)

Я и другие

  • Куприн А.И. «Замечательный доктор» (читать за 15 минут)
  • КГ. Паустовского «Telegram» (15 минут)
  • М. Горького «Старая Изергиль» (34 мин)
  • ИН Е. Солженицына «Матренин двор» (38 минут)
  • Куприн А.И. «Олеся» (120 мин)

время перемен

  • С.А. Есенин «Я еще не так устал» (читать за 2 минуты)
  • AA. Блок «Двенадцать» (6 минут)
  • НА. Некрасова «Поэт и гражданин» »(25 минут)
  • А.П. Чехова «Ионыч» (25 мин)
  • М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (200 минут)

Говорить о себе

  • «Война и мир» (фильм ВВС, 2016 г)
  • «Герой нашего времени (2006)
  • «Мастер и Маргарита» (2005)
  • Отцы и дети (2008)
  • «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979)

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”

  • А.П. Чехов «Тоска» (читать за 6 минут)
  • А.П. Чехова «Сокровище» (25 мин)
  • А.П. Чехова «Сальто» (35 минут)
  • В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (40 минут)
  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер”

Клише для перехода к второму аргументу

  • Чтобы продемонстрировать справедливость моей точки зрения, я приведу следующий жизненный пример.
  • Даже в жизни можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
  • Хочу рассказать вам об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является темой. В пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть много примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность (необходимость)….
  • Я приведу еще один литературный аргумент, который показывает…

Примеры вступлений с клише

  • Все знают, что… Об этом написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов, и об этом говорят неопытные подростки и мудрые люди…
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст .. тоже посвящен …
  • Думаю, эта тема многих интересует….
  • Не ошибусь, если скажу, что эта тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много работ, сняты тысячи фильмов…
  • Все знают факт…
  • Вы когда-нибудь задумывались, почему тема всегда остается актуальной…
  • Знаете, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
  • Современная молодежь понимает, насколько непоколебимы прежние ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь с юных лет», в этой фразе выражена основная идея произведения…
  • «Единственный способ найти друга — это быть» — это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
  • Что случилось …? Как его найти…?… Этой сложной проблеме посвящен текст писателя (автора). Автор также утверждает, что…
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. Ох . отражается в своей статье …
  • (Риторические вопросы). На первый взгляд эти вопросы кажутся простыми. Для некоторых людей это, так сказать, не вопросы, это не передовые вопросы. Ответы на них кажутся им очевидными. Некоторые считают, что… Другие указывают на…. Но смысл этой статьи несколько шире, чем кажется на первый взгляд. Проблема, поставленная автором, касается не только избранных, она касается каждого из нас…. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
  • Проблема, поставленная автором, актуальна и в наше время.
  • Одной из самых захватывающих загадок, всегда волновавших человеческую мысль, был вопрос, связанный с…. (Риторические вопросы).
  • Начните с цитаты, которая является основной идеей текста. (Прием «Фило») («Заявление») — так начинается статья… Уже в первом предложении четко выражена основная тема текста. Ох . они много говорили и
    он написал. Важность этой темы трудно переоценить: не все понимают… (Определите проблему в форме вопроса).
  • (Запросы). Эти вопросы слышны в статье…. Автор ставит задачу, в актуальности которой никто не сомневается.
  • С давних времен люди задумывались над этим вопросом …
  • С давних времен один человек задумывался о…
  • Никто не станет отрицать важность .. в жизни людей.
  • В своем тексте писатель рассматривает (поднимает, трогает, привлекает внимание читателей) проблему (что?)… Автор утверждает, что…
  • Эта проблема сегодня как никогда актуальна. Собственно проблема…
    очень серьезно и затрагивает каждого из нас.
  • Этот вопрос часто поднимается в СМИ.
  • Проблема, поставленная автором, имеет давнюю историю.
  • Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, (автор) рассказывает историю о…
  • Чтобы лучше разобраться в этой животрепещущей проблеме, (автор) рассказывает о…

План итогового сочинения: правильная структура

Идеальная длина декабрьского эссе — 350-400 слов

1 абзац – оформляем вступление и выражаем свою позицию по теме

  • Размышления по выбранной теме, которые привели к диссертации
  • Тезис
  • Вокальный мостик по теме

2 абзац – Аргументируем свою позицию только литературой

  • автор и название работы
  • расскажи ясную ситуацию
  • микро свинец

3 абзац – подводим итог размышлений

Такой окончательный план эссе позволяет закрыть все критерии и проявить творческий подход в своей работе. Эксперты не любят стереотипные эссе с обилием клише, поэтому важен баланс: напишите финальное эссе по плану, но не делайте его стереотипным.

планирую написать заключительное эссе к экзамену

Переход к основной части

Постановка проблемы должна в конечном итоге раскрывать позицию автора по поставленному вопросу, а также давать возможность выдвинуть тезис и высказать свое мнение по проблеме. Прежде чем использовать аргументы и ссылки на художественную литературу (для подтверждения своих слов), необходимо четко выразить свою позицию по основной проблеме текста, а также согласиться или не согласиться с автором. Примером могут служить следующие утверждения и причины:

Эссе в экзаменационном клише на основную часть

  • «Основная идея текста, на мой взгляд, в том, что . и я согласен (не согласен) с автором, потому что…».
  • «Хотя позицию автора сложно назвать однозначной, я считаю, что…».
  • «Я склонен верить, что…».
  • «Отношение автора к проблеме выражается в предложении: „…“».

При написании основной части текста требуются содержательные мысли и рассуждения выпускника, которые обязательно будут подкреплены ссылками на известные литературные произведения. Вам следует с осторожностью включать события из своей жизни в свое эссе, так как часто описание вашего опыта в контексте доступного материала будет просто излишним и даже неуместным (что не умаляет ценности соответствующего примера).

Клише для выводов и заключения

Клише для промежуточных выводов

  • Писатель (автор) считает (убеждает), что…
  • Поэтому автор хочет передать идею …
  • Мы можем заключить …
  • Автор открыто заявляет о своей позиции в отношении…
  • Автор однозначно подчеркивает свое отрицательное (положительное) отношение к …
  • Автор пытается понять, почему…
  • Автор попытался показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает, что проблема важна…
  • Автор восхищается (иронично, возмущенно…) ссылается…
  • Автор текста прямо не выражает свою точку зрения на поставленную проблему, он подводит читателя к мысли, что…
  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями труда понимаешь…
  • Прочитав произведение, понимаешь…

Слова-связки

  • День…
  • Первый…
  • После…
  • Дальше…
  • А потом…
  • Впоследствии…
  • В конце концов…

А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения

1 абзац

лучше не делать большого введения, потому что оно ведет только к самому главному: к вашей позиции (тезису).

Что такое тезис и переходная речь? Объясняя на примерах:

  • Пример тезиса: «Считаю важным и необходимым помочь человеку в сложной ситуации, потому что каждый из нас может оказаться в такой ситуации”.
  • Пример голосового бриджа: «В подтверждение своей позиции приведу примеры из литературы”.

То есть в дипломной работе нужно указать свое мнение по теме. Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: все сказанное в дипломной работе должно быть проиллюстрировано одной темой. Необходимо показать абсолютно все аспекты: если вы показываете в теме только часть диссертации, баллы снимаются по критерию № 3 «Состав и логика рассуждений». Поэтому не стоит пытаться написать свое мнение на нескольких предложениях. Скорее всего, вам не удастся найти такую ​​тему.

Как писать аргументы в итоговом сочинении ЕГЭ

2 абзац

Какие работы можно использовать для аргументации? Русская, зарубежная, современная или не современная литература подойдет. Вы можете использовать произведения искусства, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (кроме малых жанров), другие источники национальной или мировой литературы.

Идеальное количество аргументов в финальном эссе — 2. Таким образом мы набираем необходимое количество слов и не удлиняем эссе, не используем слабые аргументы и не делаем ошибок.

В дискуссии необходимо пересказывать определенную ситуацию, необязательно повторять всю работу. Также не стоит писать расплывчато: «В этой работе главный герой проявил доброту к своим друзьям». Надо показать конкретную ситуацию, которую он сделал.

В микро-заключении мы описываем, как данный аргумент подтверждает нашу позицию (а не аргумент эссе!).

3 абзац

Пример вывода: «Итак, я полностью согласен с утверждением * автора *, потому что …”

Совет: при написании введения и заключения всегда задавайте себе вопрос: «Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу? »Эти вопросы помогут не отклониться от темы высказывания и не упустить пункты по критериям.

  • Как начать писать вывод в сочинении
  • Как начать писать второй аргумент в сочинении
  • Как начать писать аргументы в сочинении
  • Как начать первый аргумент в итоговом сочинении
  • Как начать отзыв о рассказе