Как начать сочинение о писателе

Виды и примеры вступлений, опубликованные ФИПИ.

Алгоритм написания сочинения ЕГЭ


Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст И. Пановой.

Удивительное сходство украшающего нашу жизнь крохотного подснежника и скромных, незаметных людей с огромной душой, вмещающих в себя всё лучшее, что есть в человечестве и также являющихся украшением жизни — вот о чём размышляет в своём тексте Г. Троепольский. Автор подчёркивает несоответствие внешней невзрачности и внутреннего величия неравнодушных людей и стремится восславить их, обратить внимание читателя на лучшие качества, которыми эти люди обладают. Троепольский желает им счастья и призывает отдохнуть душой, любуясь подснежниками в весеннем лесу. 

Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек — это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.

1) Александр Исаевич Солженицын — один из писателей, который всегда остро ощущал личную причастность ко всему происходящему в России. В своих произведениях он поднимал проблемы, связанные с историей России и русского народа и с современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот писатель приходит к важным философским обобщениям, выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё место в мире. В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор утверждает, что человек, несмотря на величайшие достижения в области науки и техники, не должен считать себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в одно существо живую душу. Человек обязан бережно относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и неповторимость каждого живого существа. 
2) Владимир Солоухин — один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель ставит и в тексте о прекрасном росном утре.

Школа… Какая нежность переполняет мою душу при произнесении этого слова, сколько счастливых воспоминаний о событиях школьной жизни мгновенно проносится передо мной! Учителя в течение многих лет заботились о нас, окружали теплом и лаской, помогали в трудные минуты нашей жизни. Я всегда с большим трепетом буду вспоминать счастливые школьные годы и мысленно благодарить учителей за сформированные ими человеческие качества, свойства характера, которые всегда будут помогать мне в жизни. Именно к проблеме влияния школы на формирование характера человека обращается в своём тексте выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.

Природа! Какая красота и мощь звучит в этом слове, как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков люди пытались познать природу, проникнуть в её тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили о матушке-природе, многие талантливые писатели воспевали её в своих произведениях. Торжествующий гимн удивительной красоте летнего утра звучит и в тексте В. Солоухина, размышляющего о возможности полной гармонии человека и природы.

1) В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем, какая тактика будет способствовать успеху обсуждения. 

 2) Каждый человек в современном мире стремится получить хорошее образование. А задумывался ли кто-нибудь о том, что стоит за этим понятием и каков должен быть объём знаний образованного человека? Я думаю, вряд ли… Мы редко размышляем об этом, озабоченные выбором престижных вузов и востребованных сегодня специальностей. А текст С. Кокориной заставляет подумать о том, что такое настоящее образование и какой человек с полным правом может считать себя образованным.

1) «Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья», — убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы можем сказать: вера писателя в безмерные возможности человека, в его способность к творчеству, в силу его стремлений к свободе, которую может подарить полёт, была не напрасной.

 2) «Равнодушие к нуждающимся в помощи — это один из самых опасных пороков», — утверждает В. Сухомлинский. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто в наше время помощью, в которой нуждаются люди, оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы ведём себя по отношению к окружающим как неравнодушные люди, свободны ли мы от порока равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами привета, пожелания или благодарности, обращёнными к собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского.

 3) «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» — этими словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л. Павлова.

 4) Два чувства дивно близки нам,
 В них обретает сердце пищу:
 Любовь к родному пепелищу,
 Любовь к отеческим гробам —
 эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф. Искандера. 

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ (ФИПИ)

Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

Здравствуйте, друзья. 

Пишем сочинениеСегодня я хочу продолжить разговор о том, как писать сочинения повествовательного жанра, а именно — рассказ биографического типа

В прошлой статье я писала о том, как написать сочинение-рассказ на свободную тему . Предложила несколько тем такого сочинения.

Мы говорили о том, что цель автора повествовательного текста – рассказать о событиях, которые происходят с действующими лицами. Действие развивается, одно сменяет другое, поэтому в рассказе мы употребляем много глаголов совершенного вида в прошедшем времени.

В рассказе обязательно есть вступление (кто герой или герои рассказа, место, время действия, завязка основного события), основная часть и заключение (развязка). Действующие лица в рассказе ведут диалоги, разговаривают. Их речь естественна (мы используем просторечные слова и выражения).

Сегодня я хочу рассказать, 

как писать сочинение-рассказ биографического типа. 

Биография – означает жизнеописание. Такое сочинение является описанием событий  жизни. Можно рассказать о судьбе какого-то человека, писателя, артиста, музыканта или описать жизнь города или даже страны.

В сочинении такого типа так же, как и в обычном рассказе, происходят события. Действие развивается во времени. Но нет завязки. Нет сюжета. События, о которых ты будешь рассказывать, просто перечисляются в хронологической последовательности.

В рассказе о человеке ты повествуешь, когда и где человек родился, когда, где и как учился, где провел детство, получил признание и т. п. Конечно, выбираются самые главные события. Рассказ идет из прошлого в настоящее и ..в будущее.

Целью сочинений биографического типа является не просто рассказ о человеке, городе, книге, а привлечение внимания читающей публики к  какой-либо общественно–значимой проблеме.

Следовательно, твое сочинение будет написано, скорее, в публицистическом стиле. Активно используй все средства этого стиля! (Посмотри о стилях текста здесь.)

Вот примерный план сочинения-рассказа о городе Санкт-Петербург.

I. Вступление. Дата основания города и его месторасположение.

II. Основная часть.

1) Самые сильные наводнения.
2) Когда город стал столицей.
3) Достижения.
4) Названия города:

а) официальные;
б) неофициальные;
в) поэтические.

5) Символы города

III. Заключение. Жители города гордятся, что живут здесь.

marka

Примерный план сочинения-рассказа о выдающемся человеке В. Дале, авторе Толкового словаря.

I.(Вступление) Факты из биографии.

Годы жизни В. Даля.
Образование.
Служба.

II.

(Основная часть) Достижения.
Участие в войне.
Поездки по России.
Разносторонние интересы.
Знание языков.
Литературные труды.
Главное дело всей жизни.
В. Даль о себе.
Самая главная награда – Ломоносовская премия

III.

(Заключение) . Признание потомков.

Разумеется, это приблизительные планы-наброски сочинений биографического характера.

Но мы видим, что в сочинениях-рассказах биографического типа так же, как и в обычном рассказе, ТРИ ЧАСТИ. Но в отличие от простого рассказа здесь указываются точные даты, прослеживается точная хронология событий жизни, указываются достижения, т.е. почему человек или город столь значителен, известен, знаменит.

На сегодня все. Если у вас есть вопросы по этой теме, не стесняйтесь, спрашивайте.

Оставляйте, пожалуйста, комментарии.

Можно получить ответ от меня сразу, если в данный момент я на сайте. Для этого просто нажмите кнопочку справа.

Удачи!

Как писать вступление в итоговом сочинении по литературе, вступительном сочинении, а также в анализе литературного произведения (варианты вступлений,примеры вступлений, клише для написания вступлений)

Любое вступление имеет свой стандарт. Оно должно быть написано по жесткой заданной форме. Ваше сочинение — это маленькая литературоведческая статья, оно тоже имеет свой стандарт. Никто не говорил об этом стандарте, но он подразумевается.

Вы можете спросить: Уместно ли говорить о стандарте применительно к творческой работе? Не будут ли все сочинения (или, во всяком случае, введения к ним) похожи друг на друга?

Ответ: вы, может быть, не думали об этом, но на самом деле любой текст имеет свой стандарт. Это относится и к художественным произведениям. Их стандарт — это требования жанра, стиля и т. п. (отсюда — возможность их анализа с помощью специальных терминов). Более того: наше устное повседневное общение тоже имеет свои стандарты, поскольку не существует вне речевых жанров (различные виды дружеской беседы, споры, официальные диалоги, «беседы» с животными, диалог с детьми и т. д.). Этот стандарт не всегда заметен, но он существует. Стандарты многих письменных жанров специально публикуются и доводятся до сведения авторов. Работа, в которой не выполнен стандарт, просто не принимается. Умение правильно использовать тот или иной стандарт — это признак научной грамотности и культуры мышления.

Алгоритм написания вступления №1

Алгоритм 1«Подступ» к теме и как важный его элемент — «расширение».

Дайте краткую предысторию вопроса, расширьте предложенную тему на одну логическую ступень.

Тема — «Образ Петра в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Порассуждайте о теме Петра в русской культуре, в творчестве Пушкина.
Тема — «Образ Москвы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Расскажите о московской теме в русской литературе.
Тема — «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Порассуждайте о реалистических принципах изображения всех персонажей в этом романе, а потом уже переходите к женщинам.

Укажите на традицию, на истоки, на предысторию

Эти слова должны прозвучать: «Укажем на истоки» или можно без «укажем»; «Тема… берет начало…».

Этот алгоритм используется, если вы хорошо знаете проблему (иначе получится «вода», бессодержательные заклинания о том, что эта тема «очень важна и имеет большое значение») и если тема достаточно узко сформулирована и легко расширяется на одну ступень.

Результат: продемонстрируете ваш кругозор, красиво начнете сочинение.

Примечание: Подступ не обязательно должен быть расширением темы на одну ступень. Вы можете, например, начать с разговора о жанре, стиле, литературных течениях.

Алгоритм написания вступления №2

Алгоритм 2. «Разбиение». 

Смысл этого алгоритма — ввести в ваше вступление элемент анализа. Скажите, что данная тема имеет «два аспекта», «три направления», «четыре стороны», «шесть уровней осмысления» и т. п. Предложите логическое расчленение, классификацию материала.

Например, тема — «Система образов / персонажей и т. п.». Разделить этих персонажей на группы можно по разным признакам. По роли в сюжете — две группы, по авторскому отношению — еще две группы, по средствам и приемам изображения — делятся еще на три группы. В отдельную группу можно выделить женские образы или персонажи, которые изображаются преимущественно на фоне пейзажа, или тех, у кого есть портрет и у кого нет портрета. Разделив материал на группы, получаем план сочинения. 

Можно использовать выражения типа: «В сочинении мы рассмотрим сначала____, потом____, а потом_____» В этом нет ничего плохого. В целом, лучше суховатый стиль, чем «вода»!

Результат: такое вступление — то же самое, что и план. Очень помогает раскрыть тему.

Пример 1: «Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 

Эту тему можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, необходимо рассмотреть Хлестакова как сюжетный персонаж, в его отношении к другим характерам и к интриге. Это поможет нам определить место Хлестакова в сюжете комедии. С другой стороны, чтобы определить понятие «хлестаковщина», следует говорить отдельно о Хлестакове как самостоятельном характере, сравнивая его с героями других произведений Гоголя.

Пример 2:   «Образы молодых людей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Чему нас учит эта тема (обоснование темы, как в любой научной работе — это входит в стандарт)? Чем она привлекает современного исследователя или читателя? «Анализ предложенной темы поможет нам увидеть…» Это как бы начало фразы. Дальше вы запишете возможные варианты окончания этой фразы.

Это могут быть разные положения, но они всегда имеют литературоведческий характер. Ваша цель — дать литературоведческий взгляд на проблему, но не оценку героев (плохой, хороший), не оценку эпохи (этим занимается история) и т. п. Частные оценки могут быть в середине сочинения, но не во вступлении.

Шаблоны для вступления

Трафарет, который мы вам предлагаем, помогает построить форму, композицию, а также наметить примерный ход мыслей для введения.

О чем писать во вступлении:

  • МЕСТО (произведения ) в ТВОРЧЕСТВЕ (ФИО), в его творческой ЭВОЛЮЦИИ.
  • ТРАДИЦИИ русских писателей и НОВАТОРСТВО (ФИО в произведении),
  • ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ произведения
  • СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО (ХУДОЖЕСТВЕННОГО) ОБРАЗНОГО МИРА (ФИО).
  • ПО ПОВОДУ «-ИЗМОВ» (СТИЛЕЙ, ТЕЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕНИЙ). 

Например:
— почему стиль Н. В. Гоголя называли «фантастическим реализмом»;
— в чем состоит своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова;
— какие приемы и средства позволяют достичь социально-психологической достоверности в реалистическом романе И. А. Гончарова «Обломов»;
— как виден в процессе написания «Онегина» переход А. С. Пушкина от романтизма к реализму;
— как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность, достоверность;
— почему В. А. Жуковского относят и к сентименталистам, и к романтикам.

  • Своеобразие СЮЖЕТА и КОМПОЗИЦИИ, роль тех или иных СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.
  • Своеобразие взаимоотношений между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ.
  • ПРИЕМЫ и СРЕДСТВА, с помощью которых АВТОР выражает свое ОТНОШЕНИЕ К такой-то ПРОБЛЕМЕ.

 Примеры вступлений

Вступление «Природа в лирике М. Ю. Лермонтова»

В лирике Лермонтова часто встречается пейзажная миниатюра. Это небольшое стихотворение о природе, но у Лермонтова, как и у всякого поэта-романтика, за пейзажем открывается сложная философская перспектива. Изображение природы переходит в размышление на «вечные» темы — о смысле жизни и смерти («Выхожу один я на дорогу…»), одиночестве («На севере диком…», «Утес»), о Боге («Когда волнуется желтеющая нива…», «Скажи мне, ветка Палестины…»), о родине («Родина»). В пейзаже отражается внутренний мир лирического героя. В образах природы воплощаются мысли и чувства поэта («Парус», «Тучи»). Как романтик, Лермонтов предпочитает экзотический морской пейзаж («Кавказ»), но позже появляется и деревенский, берущий начало у Пушкина («Родина»). Анализ предложенной темы поможет нам увидеть романтическую природу поэзии Лермонтова и его творческую эволюцию.

Вступление «Реальность и фантастика у Н. В. Гоголя»

Реальное и фантастическое всегда сосуществуют в творчестве Гоголя. Однако, если сравнить ранние его произведения с поздними, мы можем увидеть эволюцию творческого метода писателя на примере этой темы. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий» фантастическое — это сверхъестественное. Оно присутствует прямо в сюжете («чорт», ведьма, колдуны, превращения и другие чудеса). В петербургских повестях фантастика — это необыкновенное, из ряда вон выходящее. Оно скрыто в реальности {сон, таинственные слухи, безумный бред, небылица), а реальность кажется «фантастичной» из-за ее абсурдности {пример — «Ревизор»). В «Мертвых душах» фантастичность — это абсурдность, иррациональность. Этот элемент обнаруживается не в сюжете, а на более тонком уровне — в стиле и языке повествования. Рассматривая эту тему, мы понимаем, почему стиль Гоголя иногда называли «фантастическим реализмом».

Вступление «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» является одновременно социально-бытовым, психологическим и философско-символическим романом. В силу этой жанровой особенности произведения, все реалистические конкретные образы, связанные с городом Петербургом, выполняют три следующие функции: воссоздают живой образ города и эпохи {то, что названо в романе «средой»), помогают раскрыть характеры и глубже понять обстоятельства и проливают свет на философскую проблему «героя и среды». Анализируя эту тему, мы также заметим, какие традиционные мотивы русских писателей {символика плохой погоды, городские типажи, сцена с избиваемой лошадью и другие) заимствованы Достоевским и как они были переосмыслены.

Вступление «Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Три уровня проблематики романа «Отцы и дети» помогают увидеть его сложную жанровую природу. Тема взаимоотношения родителей с детьми делает этот роман семейно-бытовым и психологическим, тема споров двух эпох, идеологий {либерального дворянства 30-х гг. и разночинцев 60-х гг.) — социально-историческим, а присутствие «вечных» вопросов {смысл жизни и смерти, судьба, «я» и «другие») позволяет назвать этот роман философским. Все эти уровни смысла заложены в названии романа, поэтому, поняв их, мы понимаем и смысл названия.

Вступление «Типы мечтателя и прагматика в романах И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Романы И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети» были восприняты современниками прежде всего как злободневные. Соответственно, образы мечтателей и прагматиков воспринимались в контексте социальноисторического противопоставления — уходящего в прошлое «дворянского гнезда» и набирающей силу разночинной интеллигенции. Однако глубокое прочтение обоих романов позволяет увидеть в них не только злободневные, но и «вечные» вопросы. Внутри категорий «мечтателей» и «прагматиков» есть свои разновидности. Что-то есть общее и у Обломова с Базаровым, и у деловитого Штольца с мечтательным Аркадием. Сопоставление двух романов с предложенной точки зрения поможет увидеть социально-философские взгляды Гончарова и Тургенева и своеобразие реализма каждого из них.

Вступление «Проблема ума и сердца в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Само название комедии указывает на наличие проблемы разума и чувства. «Благородный герой» Чацкий — «чувствителен, и весел, и остер», а значит, сочетает в себе «ум» и «сердце». Но он говорит о себе: «Ум с сердцем не в ладу». Где силен ум Чацкого, там видят бессердечие (конфликт с обществом), а где пылает сердце, там оказывается бессильным ум (любовь к Софье). Анализ этой темы поможет проследить связь любовной интриги с общественным конфликтом и понять трагикомизм образа Чацкого. 

Не раз можно слышать от учеников: «Я не знаю, с чего начать», «не могу написать первое предложение» и т. д. На самом деле начинать что бы то ни было всегда трудная задача. Но её по силам решить. Главное, знать основные правила.

Как же начать писать сочинение?

Во вступлении обязательно нужно опираться на тему и на те ключевые слова, которые в формулировке натолкнули вас на идею сочинения. Не надо сразу вдаваться в долгие рассуждения. Сначала сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно отвечать в русле вашей темы. После выбирайте самый привлекательный, «удобный» для себя вопрос, пытайтесь обосновать причину своего выбора и ответить на него — это и будет основной тезис вашего сочинения. Не забудьте ввести необходимые термины, раскрыть их, если это важно для темы вашего сочинения. Иногда во вступлении можно охарактеризовать эпоху создания произведения, или рассказать об эпизоде биографии писателя, или привести ещё какие-либо факты, которые важны для раскрытия темы или для анализа какого-то важного аспекта характеристики. Но не забывайте, что лишней информации (той, что не относится к раскрытию темы) вводить не нужно.

Вступление может содержать:

• ответы на поставленные тематические вопросы;

• личное мнение учащегося, если в названии сочинения есть
предпосылка к выражению собственного взгляда («что, по вашему мнению, хотел
донести до читателя автор в произведении…»);

• факты биографического характера об авторе или о
характерном историческом периоде, если такие сведения важны для смысла и
анализа текста;

• сформулированное понимание темы судьбы или образа героя,
если данная цель отражена в названии работы.

В зависимости от темы сочинения можно рекомендовать следующие варианты вступления:

1. Историческое вступление

уместно тогда, когда в сочинении вы собираетесь затрагивать историческую тематику.

Исторические вступление возможно, если:

  • сочинение будет посвящено какой-то исторической эпохе или касаться её в ходе сюжета
  • вы сосредоточите своё внимание на произведении, которое само по себе, по сути своей является историческим (так, например, говоря о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», невозможно не коснуться эпохи Александра I и Наполеона, а говоря о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», будет уместно во вступлении рассказать о событиях, всей страны в ХХ веке, формирующей характер не только одного человека).

2.  Аналитическое вступление

уместно тогда, когда в
формулировке темы сочинения встречаются литературоведческие, философские,
нравственные термины, требующие пояснения. Например, «образ дороги в
художественной литературе», «образ маленького человека в произведениях русских
писателей», «честь и достоинство», «что такое дружба» и т. д.

В аналитическом  вступлении к сочинению можно:

  • говорить об эволюции образов (дороги, маленького человека и т. д.),
  • давать объяснение понятиям,
  • приводить определения из словарей и другой научно-популярной литературы, от которых в дальнейшем будем отталкиваться.

3. Биографическое  вступление

Если вы хорошо ориентируетесь в
биографии писателя, у вас хорошая память на даты, места и другие подробности,
то этот вид вступления для вас. Оно будет уместно, если биография писателя
каким-то образом могла повлиять на развитие темы в его творчестве или
произведение сыграло определённую роль в творческой судьбе писателя. Так, например,
и М.Ю. Лермонтов, и А.С. Пушкин создавали свои произведения, неминуемо отражая
в них эпизоды, события своей жизни. И в этом случае, если вы захотите коснуться
творчества, например, уже упомянутых поэтов, это будет уместно.

В биографическом вступлении возможно:

  • обращение к фактам из биографии писателя,
    имеющим отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме;
  • характеристика ближайшего окружения писателя;
  • рассказ об истории создания литературного
    произведения;
  • рассмотрение эволюции взглядов художника.

4. Сравнительное вступление

хорошо использовать, если тема сформулирована по принципу «1-й герой и 2-й герой» или просто дана, например, цитата, а в скобках указаны произведения или авторы, которые касались предложенной темы. В этом случае автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных героев произведений между собой.

5. Вступление — характеристика произведения.

Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалива в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”», «Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»), то логичнее начать с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. Однако подобного вида вступление может быть использовано и при написании сочинений на темы сопоставительного характера.

6. «Лирическое» вступление –

это вступление — своеобразный ответ на вопросы: «Почему я выбрал эту тему? Что интересует в ней именно меня? Почему именно эта тема заставила меня задуматься над …?». Именно в этом вступлении лучше всего отражается ваша творческая индивидуальность. Но это под силу, скорее всего, творческим натурам, которые хорошо владеют пером и могут рассуждать на тему, не отходя от сути вопроса.

7. Философское вступление

осмысляет какое-либо понятие как философскую категорию, т.е. предельно обобщенно, и необходимо тогда, когда следует раскрыть такие философские понятия, как свобода, необходимость,  справедливость, гуманизм, личность, человеческое «я» и др.

8. Во вступлении — перекличке с современностью

ваша задача рассказать, почему тема, на которую вы собираетесь рассуждать, остаётся злободневной и в наши дни, что роднит произведение, героя, проблемы, о которых вы пишете, с сегодняшним днём?

9. Традиционное вступление

состоит из нескольких элементов:
ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни
человека, главного вопроса темы.

Традиционное вступление
состоит из нескольких элементов:

  • объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  • общие рассуждения о значимости предложенных для
    объяснения понятий в жизни человека;
  • ответ-тезис на главный вопрос темы.

Если изложенные выше типы вступления можно условно назвать типами вступления по содержанию, то ниже приведем типы вступления по форме.

  1. Академический стиль вступления используется, когда вы говорите от 3-го лица, не стараетесь ярко показать свою индивидуальность: «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…» и т.д.
  2. Вступление от «я» используется, когда пишущий сразу хочет выразить свою индивидуальность, акцентировать внимание на своей точке зрения:  «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
  3. «Киношный» стиль вступления обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
  4. Дневниковый стиль, как правило, сразу погружает нас во внутренние переживания героев и самого пишущего, для него характерна особая исповедальность, интимность. «Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
  5. Цитатное введение сразу начинается с цитаты, в которой заключена концептуально важная для пишущего информация. «Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов – все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…».

Приведём несколько речевых приемов, которые помогут вам написать хорошее вступление.

  • Приём «риторические вопросы».

«Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …» .

«Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися….»

«Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой проблемы несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в произведении… »

«Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду…»

«Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …» .

  • Приём «Ниточка».

Нужно начать с цитаты, в которой заключена главная мысль
текста. «(Высказывание)», — так начинается статья … . Уже в первом
предложении чётко выражена главная тема текста. О … много говорили и писали.
Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … .
(Определить проблему в виде вопроса.)

«…», — писал известный …. В этих словах звучит … .
Действительно, …

  • Приём «Ключевое слово» требует:

определить тему текста;

выделить ключевое понятие;

раскрыть смысл этого понятия.

Отчаяние – это такое душевное состояние человека… Доброта
– одно из самых важных человеческих качеств… и т.д.

  • Приём «Аллегория».

Нужно
проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным
примером.

«Каждому из
нас приходилось сталкиваться (слышать, видеть), как…»

«Представьте,
что вам посчастливилось (довелось услышать, увидеть)…»

Приведём еще ряд речевых конструкций, которые помогут вам написать хорошее вступление.

  • «Всем известно, что … . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушённые подростки, и умудрённые опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …»
  • «О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах».
  • « Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё остаётся только на уровне формальных знаний».
  • «… » – эти вопросы звучат постоянно… . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
  • «Люди часто размышляют о том, что … » . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
  • «Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …)». «Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: … » .
  • «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль произведений (указать автора цитаты)… .
  • «Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы…»
  • «Если спросить любого из нас …, то, наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…».

Многих интересует: можно ли в качестве первого предложения во вступлении повторить вопрос темы или же написать то же вопросительное предложение. Конечно, это не возбраняется, но в этом случае важно помнить, что в итоговом сочинении-рассуждении предполагается тезис-ответ на заявленный в теме вопрос. А это удобнее делать после самого вопроса, во избежание логических ошибок. Поэтому рекомендуем сначала дать общее рассуждение по теме, а потом поставить сам вопрос, на который дать ответ-тезис, впоследствии вами аргументированно доказываемый. Но в то же время, конечно же, нигде не может быть чётких указаний на то, что тезис-ответ на вопрос должен быть обязательно в начале сочинения. (Просто в этом случае проще построить логически верный ответ с системой доказательств в сочинении.) Его (тезис) можно заявить и в конце сочинения, подводя итог всему сказанному в виде того самого ответа-тезиса на вопрос.

А теперь самое время привести несколько примеров традиционных вступлений по предложенным направлениям:

Бернард Шоу говорил: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». Это мудрое высказывание отражает вселенскую истину: тот, кто никогда не питал надежды ни на что, не может разочароваться, отчаяться, впасть в уныние. Никто не станет отрицать, что надежда окрыляет и вдохновляет человека на преодоление препятствий на пути к счастью, но не оправдавшая себя надежда может оказаться губительной для человека. Действительно, состояния крайней безысходности и ожидание благоприятного исхода всегда взаимосвязаны…

В течение долгого времени люди не перестают рассуждать о том, что же такое доброта, как относиться к проявлениям доброты. Многие люди считают, что проявление доброты часто указывает на слабохарактерность человека, стремление угодить окружающим. Добрый человек – простой человек, а простота, как известно, хуже воровства. Но стоит ли расценивать доброту как проявление слабохарактерности и отсутствия силы воли? Разве доброта не может быть проявлением силы человека, переступившего через свою гордыню?

Как говорится, сделай что-нибудь доброе — никто не заметит, а соверши что-то плохое — на всю жизнь запомнят.  Когда я впервые прочитала рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор», то долго не могла прийти в себя. Вот так бывает: помогаешь людям всю свою жизнь, а в трудную для тебя минуту никто не приходит к тебе на помощь — все просто пользуются твоей добротой и при этом нисколько это не ценят.

Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Говорят, по вере воздастся… Можно перефразировать эти слова так: если ты влюблён, неважно, в кого или во что, то и мир вокруг тебя становится влюблённым, а значит, дарит тебе только счастливые минуты! Когда человек влюблён, ему хочется быть лучше и, соответственно, делать этот мир совершеннее, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека.

Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги, развязывать войны, строить города. Это чувство заставляет человека заглянуть внутрь себя, почувствовать свои безграничные возможности, а значит, порой и переродить человека заново, дать возможность ему почувствовать себя сильным и счастливым.

О любви писали и пишут многие авторы. Но каждый о ней говорит по-своему. Конечно, у любви множество оттенков, но в любом случае, любовь — это то, что даёт силы или хотя бы приятные воспоминания. Но почти в каждом произведении о любви все действия протекают достаточно напряжённо и заканчиваются, как правило, трагично: «Анна Каренина», «Бедная Лиза» и многие другие. Почему же любовь, которая должна восприниматься именно как благо, несёт в себе столько трагизма?

Успехов!

Сочинение по литературе – проблема для современных школьников. Они пытаются решить ее разными способами: покупают книги с готовыми работами, ищут подходящие тексты в Интернете или просят помощи у родителей. Действительно, написать хорошее сочинение не так-то просто, и этому нужно учиться.

Все начинается с книги

Чтение произведений школьной программы – одно из главных условий успешной работы над своим опусом, – именно таким должен быть ответ на вопрос «как начать сочинение по литературе». Погружаясь в мир, созданный писателем, читатель становится очевидцем событий, поэтому его отношение к героям формируется не по чьей-то подсказке в виде краткого пересказа или режиссерского решения на сцене или в кино, а на основе личных впечатлений.

Как начать сочинение по литературе

И тогда описания природы, монологи и диалоги, интерьеры и портреты помогут при характеристике образов или анализе целого произведения, то есть станут вескими литературоведческими аргументами.

Учимся писать сочинение в заданных параметрах

Содержание работы должно полностью соответствовать предложенной или выбранной теме. А это значит, что нужно понимать: о чем и как писать. Например, если формулировкой ставятся «вечные» вопросы (этические, эстетические, научные), то это и есть проблемы. О том, почему автор их ставит, что этим доказывает, и нужно рассуждать. Как написать сочинение по литературе «Семейные ценности в комедии «Горе от ума»»?

как писать сочинение по литературе

Проблема взаимоотношений родителей, детей и вообще родственников – этическая. Нужно начать с определения семейных ценностей, потом рассмотреть, как относятся в пьесе друг к другу близкие люди (отец, дочь, приемный сын, тети, дяди), подтвердить это текстом, сделать вывод о позиции Грибоедова и высказать свое мнение.

Кроме проблемных тем, зачастую для сочинений предлагаются сопоставительные (сравнение героев, эпизодов, произведений), обзорные, свободные, смешанные и литературоведческие. Последние являются самыми трудоемкими, так как писать сочинение по литературе с точки зрения идейной и эстетической ценности произведения следует, применяя терминологию, анализируя тексты, характеризуя героев, доказывая уникальность автора.

Три кита, на которых держится рассуждение

На какую бы тему ни писалось сочинение, оно требует соблюдения логики, аргументированности и умозаключений.

как написать сочинение по литературе

Классическое строение такой работы: вступительная часть, основная и заключительная. Планирование того, что будет сказано в каждом элементе структуры, – это уже грамотный подход к решению задачи «как написать сочинение по литературе».

Во вступлении должны быть поставлены проблемные вопросы по теме. В основной части нужно аргументированно отвечать на них, опираясь на текст и цитируя авторитетные мнения известных критиков, писателей, ученых. В заключении делается вывод по вопросам, поставленным вначале.

Шаг первый – заголовок

Тема, по которой пишется сочинение, не является названием работы. Почему-то в последнее время эта важная и яркая деталь творческого опуса становится необязательной. А ведь именно заголовок – ключ к пониманию текста. Он поможет в написании работы, поэтому позаботиться о нем желательно перед тем, как начать сочинение по литературе воплощать на бумаге.

учимся писать сочинение

Для названия подойдет емкое, яркое слово (словосочетание). Для этого нужно остроумно, со смыслом ответить на вопросы «что такое главный герой», «на что или кого он похож». Или подобрать узнаваемую фразу. Например: «Фамусов – отец почтенного семейства» или «Горе от ума – счастье от сердца».

Шаг второй – актуализация

Самое трудное – первая строчка. Но не нужно придумывать вступления к сочинениям лишь только для того, чтобы хоть что-то было. Начало необходимо сделать актуальным, и прежде всего для автора работы. А это значит, что он должен хорошо понимать, почему обратился именно к данной теме, что в ней интересного конкретно для него: например, ему близка драма литературного героя, или проблемы произведения он считает современными.

вступления к сочинениям

Существует два приема актуализации: проекция и «тень». Первый из них имеет несколько способов, о которых стоит рассказать подробнее.

А вот прием «тень» могут использовать те, кто не знает, как красиво можно начать сочинение по литературе. Этот способ идеально подойдет, когда требуется охарактеризовать или сравнить героев произведения. «Тень» получается при замене имени собственного на местоимение. Например, нужно написать о Евгении Базарове. Данный прием актуализации будет выглядеть так: «Он признавал только ум и науку. Для него человек — царь природы. Он был молод. Умен. Задирист. Но любовь разрушила его мир. И убила».

Начало – «проекция»

Нужно стать режиссером работы, чтобы применить этот прием вступления. К сочинениям на свободные темы он подойдет лучше всего. Итак, проекция – это пейзажная зарисовка (интерьер), исторический эпизод, сюжет из античной истории или Библии. Необходимо рассмотреть это на примерах.

как красиво можно начать сочинение по литературе

Вот как можно начать сочинение с зарисовки. «Утренняя жизнь в лесу начинается рано. Чуть забрезжит рассвет – со всех сторон раздаются несмелые звуки жизни. Зашелестит листва, зашуршит трава, хрустнет ветка, последний раз ухнет перед сном филин. Видеть это, слышать и чувствовать – волнительно для души. Наверное, таким и был последний рассвет для пяти девушек в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», именно за это щемящее чувство родины погибли они тогда. А еще за то, чтобы на русской земле такие рассветы были всегда».

То, как начать сочинение по литературе с исторического эпизода, лучше рассмотреть на военных темах. При обзоре художественных произведений о Великой Отечественной войне можно обратиться к прошлому. «Битва за Москву началась при Бородино. Именно в этом сражении наглая бравада Наполеона была сломлена. Да, ему немного «позволили погостить» в Белокаменной, зато на обратном пути в каждом лесу и в каждой деревне французов ждал «особенный» прием партизан. В России нежданных гостей не любят».

Например, как начать сочинение по литературе, говоря о раннем Горьком и его Данко? Можно вспомнить миф из античности о Прометее, который дал огонь людям, зная, что его ждет за это жестокое наказание. Гомеровский Одиссей поможет при характеристике Ивана Флягина из «Очарованного странника» Н. Лескова.

Библейские сюжеты будут уместны в начале сочинений по произведениям Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова, Ч. Айтматова.

Вступление для ленивых

Самым простым началом для сочинений могут стать историческая справка о времени событий литературного произведения или несколько фактов из биографии автора книги. Вступлением являются и риторические вопросы по теме, которая затем будет раскрываться. Если подобрать цитату, отражающую суть описываемой проблемы, то и она будет неплохим началом работы.

Когда мы учимся писать сочинение, то не стоит забывать и про личный жизненный опыт. Опираясь на свои мысли, чувства, впечатления и предпочтения, также можно хорошо начать сочинение. Например: «Уже давно я ищу ответ на вопрос…» или «Мне всегда казалось, что быть умным – это главная ценность в человеке…»

Осторожно: ошибки!

Думая о красивых и умных фразах сочинения, не стоит забывать об ошибках, которые могут возникнуть в тексте по невнимательности.

примеры сочинений по литературе

Примеры сочинений по литературе позволяют предупредить о самых распространенных из них:

– имена героев ни в коем случае нельзя изменять (Катерина из «Грозы» А.Н. Островского не может быть ни Екатериной, ни Катей);

– также неправильно, говоря об авторах, писать «Александр Сергеевич хотел показать» (нужно или Александр Пушкин, или А. С. Пушкин, или просто Пушкин);

– внимательно нужно обходиться с датами, названиями мест и событий (даже случайная оговорка приведет к ошибке);

– цитирование должно быть абсолютно точным.

Для успешного результата необходимо научиться еще и тому, как писать сочинение по литературе строго по плану. Он упорядочивает мысли, помогает выдерживать логику изложения, а прежде всего не оставит недосказанной ни одну мысль. Конечно, план лучше всего составлять проблемным. И делать его надо не в голове, а на бумаге.

И еще небольшой совет. Хотя эпиграф, как и заголовок, теперь не входит в обязательный элемент сочинения, все же не стоит о нем забывать. Точно подобранные строчки, цитаты, афоризмы могут стать камертоном, настраивающим на правильное понимание позиции автора сочинения.

Ну и напоследок. Вся работа выдерживается в едином стиле, лучше всего для этого подойдет публицистический. Он сделает сочинение ярким, образным, эмоциональным, но при этом и строгим!

  • Как начать сочинение на тему любви
  • Как начать сочинение на английском
  • Как начать сочинение моя семья
  • Как начать сочинение моя комната 6 класс
  • Как начать сочинение миниатюра