Споры об эффективности экзамена по литературе в виде теста продолжаются по сей день.
С одной стороны – те, кто считает: невозможно «загнать» эту область в чёткие рамки, как задачи по математике и физике, где только один ответ будет верным.
Другие выступают «за» вводимые изменения и приведение аттестаций по всем предметам к единой форме, чтобы у школьников в 9 классе не «взрывалась» голова от количества вариантов.
Как бы там ни было, сегодня мы имеем то, что имеем: всем принявшим решение сдавать литературу как экзамен по выбору, придётся столкнуться с форматом ОГЭ.
Чтобы найти баланс между творчеством, полётом мысли и чёткой схемой оформления работы – предлагаем пошагово разобраться, что из себя представляет испытание, какими советами лучше воспользоваться, дабы получить отличный результат.
Что нужно знать об ОГЭ по литературе?
Прежде всего, это первое серьёзное испытание для школьника. Чтобы сдать ОГЭ по литературе, недостаточно просто выучить наизусть поэмы и басни, проштудировать школьную программу за 9 классов и заполучить возможные темы сочинений.
Тест проверяет не только фактические знания (поэтов, писателей, жанры, произведения), но и умение анализировать, проводить ассоциации и аналогии, подмечать подробности и детали, уметь чётко и грамотно излагать свои мысли. Для работы даны только отрывки произведений. Это осложнит задачу, если не ознакомиться с ними заранее целиком.
Экзаменуемым предлагается выполнить всего четыре задания: три задания из части 1, одно задание из части 2.
№ |
Часть работы |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Типы заданий |
---|---|---|---|---|
1 | Часть 1 (на выбор предлагается 2 варианта) | 2 | 12 | Задание с развернутым ответом в объеме 3-5 предложений |
1 | 8 | Задание с развернутым ответом в объеме 5-8 предложений | ||
2 | Часть 2 (на выбор предлагается 4 задания) | 1 | 13 | Задание с развернутым ответом (сочинение в объеме не менее 200 слов) |
Итого | 4 | 33 |
Испытание длится 3 часа 55 минут. Чтобы грамотно воспользоваться отведённым временем, лучше заранее во время выполнения пробных заданий отметить для себя, какое задание даётся сложнее всего и занимает больше времени. Особенности восприятия у всех разные – что-то будет удаваться лучше, что-то хуже. Не забывайте об этом и планируйте время работы так, как удобно вам, ориентируясь не только на советы и указания (это очень общая информация), но и на свои способности и навыки.
Как оценивается сочинение
Короткие задания нумеруются в тестах, как 1.1, 1.2 и 1.3 (иногда к ним добавляется третья цифра, обозначающая вариант) и в общей сумме дают 20 баллов из 33 возможных.
Критерий оценивания 2 заданий (1.1.1 и 1.1.2; 1.2.1 и 1.2.2) |
Максимальный балл |
---|---|
Соответствие ответа заданию | 2 |
Привлечение текста произведения для аргументации | 2 |
Логичность и соблюдение речевых норм | 2 |
Критерий оценивания заданий 1.1.3 и 1.2.3 | Максимальный балл |
Сопоставление произведений | 2 |
Привлечение текста произведения для аргументации | 4 |
Логичность и соблюдение речевых норм | 2 |
Остальные 13 можно набрать, только написав грамотное сочинение (задание 2.1 или 2.2), чётко соответствующее всем требованиям.
Содержание сочинения по литературе в формате ОГЭ – 200 и более слов (существенно превышать объёмы также не рекомендуется).
Как же писать сочинение ОГЭ по литературе, чтобы получить максимально высокую оценку?
Критерии оценки сочинения по литературе
1. Ответ соответствует вопросу или поставленной задаче.
Пример: «Изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Укажите описание персонажей, дайте им сравнительную оценку, процитируйте автора, чтобы лучше передать образы.
2. Анализ темы подкреплён аргументами.
Пример: «Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого в комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума?»
Выберите отрывки, которые относятся к выбранной теме и обязательно проанализируйте их, приведите необходимые доказательства.
3. Использование художественных средств языка.
Пример: «Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
С помощью каких инструментов автор описывает тот или иной образ? Можете ли вы найти примеры литературных средств языка и объяснить, почему были выбраны именно они, для чего автор приводит их в тексте? Этим нужно показать, что вы разбираетесь не только в писателях и их творчестве, но и знаете основную терминологию, умеете разбирать текст на составляющие и правильно их характеризовать (метафоры, аллегории, сравнения, гиперболы и др).
4. Соблюдение композиции сочинения.
Ответ должен смотреться гармонично. Вступление не должно занимать большую часть бланка, а заключение – состоять из одного короткого предложения. Важно держать в голове, что необходимо выдержать общую композицию текста.
Руководствуйтесь следующим планом:
- Вступление + обозначение проблематики
- Основная часть + детальное раскрытие вопроса, аргументация, сравнительный анализ (чаще всего – с другими произведениями, аналогичными ситуациями из них) и ответ на главный вопрос
- Заключение – выводы, умозаключения
Рекомендуется заранее продумать примерную компоновку текста, чтобы в процессе не уйти от темы и не собирать работу из отдельных «рваных» кусков.
5. Выдержана логика и чётко сформулирована основная мысль.
Это справедливо и для предыдущего пункта – все элементы должны быть выстроены корректно. В отдельный критерий оценки это выделено для того, чтобы оценить осмысленность сочинения.
Можно грамотно прописать структуру, но при этом развить мысль совершенно не в том направлении, а этого ни в коем случае нельзя допускать.
Важно: обращайте внимание на формулировки. В них кроются подсказки, как написать работу. Обращайте внимание на такие слова как «вопрос», «проблема», «анализ», «сравнение», «основная мысль/идея», «парадокс».
Например, если в задании указано о «значении женских образов в произведении» («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина), то мужские образы могут быть упомянуты косвенно, использованы для сравнения, но никак не занимать центральную позицию в вашем ответе. Комментируйте чётко обозначенную проблему и не отходите от неё.
Правильно определив основную мысль, не составит труда написать сочинение в верном ключе.
6. Верно даны все факты.
На экзамене будет возможность воспользоваться сборником, чтобы корректно привести цитирование или сравнения. Фактические ошибки здесь недопустимы.
Рекомендуется ознакомиться со списком литературы заранее, тогда сборник станет подспорьем, а не тростинкой, за которую цепляется утопающий.
В стрессовой ситуации быстро найти что-то нужное среди множества произведений невозможно. Вы должны заранее ознакомиться с поэмой или рассказом, с оглавлением сборника и точно представлять, что конкретно вы ищете, а не придумывать, сочиняя на ходу.
7. Соблюдены речевые нормы.
Мысли должны быть сформулированы грамотно, без стилистических и синтаксических ошибок. И если для цитирования и передачи слов автора этот критерий не актуальный, то конкретно над вашими рассуждениями придётся подумать. При проверке обращайте внимание, нет ли в повествовании несоответствий, и не слетела ли у кого-нибудь из действующих лиц шляпа, «проезжая мимо станции».
Мы разобрали 7 основных критериев, по которым будет оценена работа. Все они равны между собой и необходимо тщательно проработать каждый. В противном случае, сочинение рискует оказаться непроверенным или проверенным частично, что грозит существенной потерей баллов.
Важно: в случаях, где предусмотрены 1 или 2 балла – оценка будет выставляться в зависимости от того, частично или полностью работа соответствует каждому отдельному требованию.
Какая необходима литература
В 2019 году на испытании полностью отсутствует тестовая часть, все навыки и знания проверяются с помощью текстовых ответов на вопросы.
И всё же, специфика ОГЭ по литературе не исключает возможность выбора и использования некоторых клише, поэтому подготовиться к нему можно частично и с помощью «зубрёжки».
Например, вы можете подобрать:
- Цитаты, которые точно планируете использовать
- Произведения, которые приведёте в сравнение с другими
- Ситуации героев, которые кажутся вам схожими
Имея такой набор инструментов – получится в нужный момент несущественно скорректировать их и вставить в работу, а не подбирать всё впопыхах и «с нуля».
Список литературы, который необходим девятиклассникам в этом году, включает в себя:
- Произведения древнерусской литературы
- Басни: И.А. Крылов
- Сказки: М.Е. Салтыков-Щедрин
- Прозу: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, И.А. Бунин
- Поэзию: Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.В. Маяковский, Т.А. Твардовский, С.А. Есенин, А.А. Блок
- Лирику и прозу: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский
Все произведения обязательно проходят и разбирают в рамках школьной программы, на них нужно опираться при подготовке в первую очередь.
Если есть возможность прочитать что-то за рамками – обязательно прочтите, но не увлекайтесь. Убедитесь, что произведение вам понятно, интересно и не отвлекает от основного материала подготовки. Никакого чёткого списка литературы к ОГЭ не существует, в отличие от основного. Выбор продиктован исключительно вашим интересом.
Какие бывают темы сочинений и как сделать выбор?
ОГЭ по литературе коварно формулировками, о которых уже говорилось. На основе одного произведения вам могут задать от 5 до 20 различных вопросов (разумеется, только один из них достанется в качестве темы).
Вот только некоторые из них:
- Как в произведении раскрывается внутренняя сущность персонажа?
- В чём сходство и различие двух персонажей/ситуаций/судеб?
- Какие качества/пороки/вопросы/проблемы раскрывает произведение?
- Роль/значимость одного из персонажей для сюжета?
- Почему ситуация произошла/не произошла с героями?
- [Основная] тема произведения – в чём, с помощью каких средств выражена?
- Каково отношение автора к героям?
- Как автор через произведение отражает свою позицию/отношение к чему-либо?
- В чём отличительные черты произведения, выделяющие его среди аналогичных, что в нём уникального?
Вопросы будут корректироваться в зависимости от произведения. В этом списке собраны общие направления и темы, которые встречаются чаще всего.
Советы при подготовке к ОГЭ по литературе
- Настройтесь, что без тренировок не обойдётся, даже если это ваш любимый предмет и вы знаете его назубок. Постарайтесь проработать как можно больше разных тем и определите, с какими из них вы легче всего справляетесь. Пропишите шаблоны сочинений, чтобы информация отложилась в голове. На ОГЭ по литературе вам не позволят использовать наработки, но память уже будет содержать необходимую структуру сочинения.
- Подготовку к экзамену надо распланировать по шагам и приступать к ней заранее. У вас должно быть достаточно времени, чтобы ознакомиться с большим объёмом произведений, и при этом не перегрузиться, ведь это не единственный предмет для сдачи.
- Уделяйте большое внимание деталям: следите за изменениями в формате и структуре экзамена, улавливайте тенденции, подстраивайтесь под них.
- Тренируйте память – на экзамене потребуется продемонстрировать максимум возможностей и знаний. И постарайтесь поменьше нервничать, ведь у вас обязательно всё получится.
ПЛАН НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ В ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Сочинение – это всегда цельное, логически выстроенное умозаключение, приводящее нас к определенным выводам. Поэтому хотелось бы остановиться на логических блоках, которые как правило должны присутствовать в работе:
1. Вступление
Это вводная часть, которая подготавливает к восприятию темы и основной информации. Задает тон сочинения. Помогает соблюсти критерий целостности произведения.
2. Постановка проблемы
Вступление как правило плавно и логично перетекает в более детальное описание содержания выбранного произведения, выделение главных мыслей и постановки на этой основе главной проблемы.
3. Выражение позиции автора и собственного мнения
В какой последовательности вы будете формулировать названные аспекты пункта три не имеет значения. Главное, чтобы и авторское и ваше собственное мнение по поводу обозначенной выше проблемы прозвучало. Здесь важно рассуждать, приводить как можно больше аргументов, опираться на мнение автора и других авторитетных источников. Обосновывать свою точку зрения, в меру использовать цитаты из произведения, «лить как можно меньше воды».
4. Выводы
Ваши рассуждения должны плавно приводить читателя к какому-либо умозаключению по проблеме, поставленной в начале сочинения. И чем логичнее эти выводы, тем лучше. Это означает, что основная часть сочинения – проработка проблемы с точки зрения автора и вашей, написана правильно, и выводы из нее «вытекают» как бы сами собой.
Критерии оценки сочинения по литературе
1. Ответ соответствует вопросу или поставленной задаче.
Пример: «Изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Укажите описание персонажей, дайте им сравнительную оценку, процитируйте автора, чтобы лучше передать образы.
2. Анализ темы подкреплён аргументами.
Пример: «Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого в комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума?»
Выберите отрывки, которые относятся к выбранной теме и обязательно проанализируйте их, приведите необходимые доказательства.
3. Использование художественных средств языка.
Пример: «Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
С помощью каких инструментов автор описывает тот или иной образ? Можете ли вы найти примеры литературных средств языка и объяснить, почему были выбраны именно они, для чего автор приводит их в тексте? Этим нужно показать, что вы разбираетесь не только в писателях и их творчестве, но и знаете основную терминологию, умеете разбирать текст на составляющие и правильно их характеризовать (метафоры, аллегории, сравнения, гиперболы и др).
4. Соблюдение композиции сочинения.
Ответ должен смотреться гармонично. Вступление не должно занимать большую часть бланка, а заключение – состоять из одного короткого предложения. Важно держать в голове, что необходимо выдержать общую композицию текста.
Руководствуйтесь следующим планом:
- Вступление + обозначение проблематики
- Основная часть + детальное раскрытие вопроса, аргументация, сравнительный анализ (чаще всего – с другими произведениями, аналогичными ситуациями из них) и ответ на главный вопрос
- Заключение – выводы, умозаключения
Рекомендуется заранее продумать примерную компоновку текста, чтобы в процессе не уйти от темы и не собирать работу из отдельных «рваных» кусков.
5. Выдержана логика и чётко сформулирована основная мысль.
Это справедливо и для предыдущего пункта – все элементы должны быть выстроены корректно. В отдельный критерий оценки это выделено для того, чтобы оценить осмысленность сочинения.
Можно грамотно прописать структуру, но при этом развить мысль совершенно не в том направлении, а этого ни в коем случае нельзя допускать.
Важно: обращайте внимание на формулировки. В них кроются подсказки, как написать работу. Обращайте внимание на такие слова как «вопрос», «проблема», «анализ», «сравнение», «основная мысль/идея», «парадокс».
Например, если в задании указано о «значении женских образов в произведении» («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина), то мужские образы могут быть упомянуты косвенно, использованы для сравнения, но никак не занимать центральную позицию в вашем ответе. Комментируйте чётко обозначенную проблему и не отходите от неё.
Правильно определив основную мысль, не составит труда написать сочинение в верном ключе.
6. Верно даны все факты.
На экзамене будет возможность воспользоваться сборником, чтобы корректно привести цитирование или сравнения. Фактические ошибки здесь недопустимы.
Рекомендуется ознакомиться со списком литературы заранее, тогда сборник станет подспорьем, а не тростинкой, за которую цепляется утопающий.
В стрессовой ситуации быстро найти что-то нужное среди множества произведений невозможно. Вы должны заранее ознакомиться с поэмой или рассказом, с оглавлением сборника и точно представлять, что конкретно вы ищете, а не придумывать, сочиняя на ходу.
7. Соблюдены речевые нормы.
Мысли должны быть сформулированы грамотно, без стилистических и синтаксических ошибок. И если для цитирования и передачи слов автора этот критерий не актуальный, то конкретно над вашими рассуждениями придётся подумать. При проверке обращайте внимание, нет ли в повествовании несоответствий, и не слетела ли у кого-нибудь из действующих лиц шляпа, «проезжая мимо станции».
Мы разобрали 7 основных критериев, по которым будет оценена работа. Все они равны между собой и необходимо тщательно проработать каждый. В противном случае, сочинение рискует оказаться непроверенным или проверенным частично, что грозит существенной потерей баллов.
Важно: в случаях, где предусмотрены 1 или 2 балла – оценка будет выставляться в зависимости от того, частично или полностью работа соответствует каждому отдельному требованию.
Какая необходима литература
В 2019 году на испытании полностью отсутствует тестовая часть, все навыки и знания проверяются с помощью текстовых ответов на вопросы.
И всё же, специфика ОГЭ по литературе не исключает возможность выбора и использования некоторых клише, поэтому подготовиться к нему можно частично и с помощью «зубрёжки».
Например, вы можете подобрать:
- Цитаты, которые точно планируете использовать
- Произведения, которые приведёте в сравнение с другими
- Ситуации героев, которые кажутся вам схожими
Имея такой набор инструментов – получится в нужный момент несущественно скорректировать их и вставить в работу, а не подбирать всё впопыхах и «с нуля».
Обязательный список литературы, требуемый для сдачи ОГЭ по литературе:
- Произведения древнерусской литературы
- Басни: И.А. Крылов
- Сказки: М.Е. Салтыков-Щедрин
- Проза: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, И.А. Бунин
- Поэзия: Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.В. Маяковский, Т.А. Твардовский, С.А. Есенин, А.А. Блок
- Лирика и проза: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский
Какие бывают темы сочинений и как сделать выбор?
ОГЭ по литературе коварно формулировками. На основе одного произведения вам могут задать от 5 до 20 различных вопросов (разумеется, только один из них достанется в качестве темы).
Вот только некоторые из них:
- Как в произведении раскрывается внутренняя сущность персонажа?
- В чём сходство и различие двух персонажей/ситуаций/судеб?
- Какие качества/пороки/вопросы/проблемы раскрывает произведение?
- Роль/значимость одного из персонажей для сюжета?
- Почему ситуация произошла/не произошла с героями?
- [Основная] тема произведения – в чём, с помощью каких средств выражена?
- Каково отношение автора к героям?
- Как автор через произведение отражает свою позицию/отношение к чему-либо?
- В чём отличительные черты произведения, выделяющие его среди аналогичных, что в нём уникального?
Вопросы будут корректироваться в зависимости от произведения. В этом списке собраны общие направления и темы, которые встречаются чаще всего.
Темы сочинений
к ОГЭ по литературе 2019.
Часть 2 (задания 2.1-2.4)
«Слово о полку Игореве»
1. Каково авторское отношение к князю Игорю? (По повести «Слово о полку Игореве»).
2. Почему поэма, рассказывающая о поражении Игоря в сражении с половцами, заканчивается прославлением князя? (По повести «Слово о полку Игореве»).
3. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
4. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
М.В. Ломоносов
1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
2. Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?
Г.Р. Державин
1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?
2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов).
3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина?
5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Д.И. Фонвизин
1. Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
4. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
6. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
7. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
8. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Н.М. Карамзин
1. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?
2. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?
3. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
4. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
5. Каково отношение автора к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
6. Каково отношение автора повести к Эрасту (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
В.А. Жуковский
1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?
2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
3. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору).
А.С. Грибоедов
1. Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
2. Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
4. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
5. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
6. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
7. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
8. Черты нравственного идеала в образе Софьи (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
9. Как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
10. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
11. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
12. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
И.А. Крылов
1. Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
2. Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
3. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
4. Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
А. С. Пушкин
1. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
2. Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
3. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы»).
4. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
6. Тема любви в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
7. Мир природы и мир человека в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
8. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
9. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
10. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
11. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
12. Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из повестей из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»).
13. Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»?
14. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
15 . Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
16. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?
17. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
18. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
19. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
20. Различия в мировоззрении Петра Гринёва и Алексея Швабрина (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
21. Что позволило В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?
22. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
23. Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
24. В чём состоит особенность авторского отношения к Онегину и Ленскому? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
25. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
26. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
27. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин»).
28. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
29. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
М.Ю. Лермонтов
1. Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
7. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова»).
8. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
9. Как в «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова раскрывается тема чести и достоинства человека?
10. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
11. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?
12. «Три дня свободы» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
13. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
14. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
15. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
16. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
17. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
18. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
19. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
20. Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»?
21. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
22. Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Н.В. Гоголь
1. Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»?
2. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
3. Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность и фантастика?
4. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
5. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
6. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
7. Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
8. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
9. Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех — единственное «честное, благородное лицо, действовавшее» в комедии «Ревизор».
10. Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
11. Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
12. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
13. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?
14. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
15. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
17. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
18. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
19. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
20. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слёзы»?
Ф.И. Тютчев
1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих произведениях? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
А.А. Фет
1. Как показана взаимосвязь мира человека и мира природы в лирике А.А. Фета? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору).
Н.А. Некрасов
1. Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
5. Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Л.Н. Толстой
1. Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
3. Какова нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?
4. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
5. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л.Н. Толстого «После бала» играет приём контраста?
Ф.М. Достоевский
1. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф.М. Достоевский? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
М.Е. Салтыков-Щедрин
1. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
2. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
3. Каким предстаёт образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
4. Смысл финала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
5. Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
6. В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?
И.С. Тургенев
1. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
2. Какую роль в рассказах И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
3. Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
А.П. Чехов
1. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
2. Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное?
3. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
4. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова (На примере одного-двух рассказов по Вашему выбору).
5. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Почему рассказ А.П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
7. Как в рассказе А.П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?
А.А. Блок
1. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
С.А. Есенин
1. Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
3. Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?
4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
И.А. Бунин
1. Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька».
4. Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?
5. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?
В.В. Маяковский
1. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.
2. Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?
3. Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
5. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»?
А.Т. Твардовский
1. Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»).
2. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Тёркина? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»).
3. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
4. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата»).
5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней?
В.И. Шукшин
1. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
2. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»).
4. В чём Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
М. Шолохов
1. Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»?
2. Тема подвига в повести М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
4. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
5. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
А.И. Солженицын
1. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
2. Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»).
3. Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).
4. Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня?
5. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
6. Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Поэзия, проза, драматургия второй половины XX века
1. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Как в литературе XX века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору).
4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
5. Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
7. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
8. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
9. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору).
10. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере одного из поэтов по Вашему выбору).
11. Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
12. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Клише, шаблоны, план и структура сочинения ОГЭ по литературе 2022-2023
Рекомендуемый объём сочинения – не менее 200 слов. Если сочинение имеет объём менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов.
План сочинения
- Вступление
- Постановка проблемы
- Выражение позиции автора и собственного мнения
- Вывод
Структура сочинения
- Вступление — 1-2 предложения, которые подводят к формулировке проблемы.
- Постановка проблемы — озвучивание проблемы и размышления автора по этому поводу.
- Выражение позиции автора и собственного мнения — описание поднятого вопроса. Здесь важно рассуждать, приводить как можно больше аргументов, опираться на мнение автора и других авторитетных источников.
- Вывод — 2-3 предложения, которые обобщают рассуждения.
Клише и шаблоны
1. Вступление
- … Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми.
- Проблема … сильнее всего привлекает внимание автора …
- О необходимости … знает каждый
- Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …
- Думаю, эта тема интересует многих …
- Всем известно, что …
- Что мы знаем о … ?
- Текст … заставил меня задуматься над такой проблемой, как…
- Автор данного текста поднимает проблему …
- … — эти вопросы всегда волновали человечество.
2. Постановка проблемы
- Именно этот вопрос составляет проблематику текста …
- Оба примера являются ярким доказательством мысли:
- Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу …
- Писатель не случайно приводит слова …: …
- Автор разделяет мнение …
- … ставит проблему … и предлагает нам поразмышлять об этом вместе со своим героем.
- Писатель не случайно даёт понять …
- Проблема раскрывается автором на примере …
- В центре внимания автора проблема дружбы.
- В качестве примера автор рассматривает …
- Этот вопрос заслуживает нашего внимания, поэтому автор поднимает его в тексте.
- Этот вопрос требует самого внимательного изучения, потому автор пытается найти ответ на него.
- Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту …
- Развивая эту тему, писатель утверждает, что
- Этот пример показывает, что …
- … заставил меня задуматься над проблемой …
- Автор не случайно описывает …
- Автору удалось убедить читателя в том, что …
- Этот пример убедительно доказывает, что …
- Я думаю, этим примером автор хотел показать …
- В произведении доказана мысль о …
- Поиском ответа на этот вопрос занимается …
- Автор обращает внимание читателя на …
- Это пример убедительно доказывает, что …
- Об этом размышляет в своем тексте …, поднимая проблему …
- Это главная проблема предложенного для анализа текста.
- … помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.
- Над этим вопросом задумывается/размышляет автор …
- Автор текста … предлагает своим читателям задуматься над проблемой …
- Не случайно автор изображает …
- Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как …
- Также автор упоминает о …
- В качестве примера автор рассматривает …
- Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что
- Смысл этого высказывания в том, что …
- Это свидетельствует о том, что
- Публицист спорит (с кем) …
- К этой проблеме обращается … в представленном тексте.
- Прочитанный мною текст писателя … затрагивает важные общечеловеческие вопросы.
- Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова:
- Эти события автор описывает, чтобы …
- Автор текста … предлагает своим читателям задуматься над проблемой …
- На этом вопросе сосредоточился …
- Что значит быть …(каким?)?
- Сравним две ситуации/ двух героев …
- Дополняя свой рассказ, … говорит о том, что …
- В чём …?
- Также нельзя не обратить внимание на слова …
- Писатель хочет сказать, что …
- Оба примера показывают …
- Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора.
- Проблема … волнует и автора прочитанного мной текста, писателя …
- Точка зрения автора предельно ясна. … считает, что …
- Данным примером автор показывает …
- Автор подводит читателя к выводу о том, что …
- Из этого описания мы понимаем, …
- Симпатии автора на стороне героя, который …
- Так автор убеждает нас в том, что …
- В центре внимания автора текста … проблема …
- Именно эта проблема привлекла внимание автора текста …
- Особого внимания заслуживает …
- Позиция автора текста довольно ясна. Писатель абсолютно убеждён, что …
- Автор раскрывает проблему, рассказывая …
- Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой проблеме посвящен текст …
- Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что …
- Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя …
- Авторская позиция заключена к следующих словах: …
- Именно эта проблема привлекла внимание автора текста …
- Писатель изображает (кого/что) …
- Обратим внимание на следующую мысль:
- В данном тексте … ставит проблему …
- Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.
- Чтобы привлечь читательское внимание к
- Оба примера свидетельствуют о том, что …
- Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что …
- Этот пример показывает, что …
- Автор приходит к выводу: …
- Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять:
- Кроме того, автор рассказывает о
- Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста …
- Позиция автора предельно ясна …
- Автор текста … размышляет над проблемой …
- Автор подводит читателя к следующему выводу: …
- Мнение автора таково: …
- В продолжении текста мы узнаем, что …
- Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация:
- На мой взгляд, автор хотел …
- Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что …
- Эти события(факты, примеры) помогают понять …
- Этой проблеме посвящен текст …
- Эту проблему ставит автор в тексте.
- Далее автор повествует о …
- Данный пример/эпизод изображает …
- С помощью данного эпизода … показывает, как …
- Поступок героя показывает, что …
- Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о …
- Благодаря этому мы понимаем, что
- Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что …
- Вот почему …
- Комментируя эту проблему, также хочется отметить …
- Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что
- В центре внимания автора случай …
- Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять …
- Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о …
- Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о …
- На этом примере видно, как …
- Размышляя над проблемой, автор противопоставляет …
- Особого внимания заслуживает мнение автора о …
- Вот главный вопрос, на который ищет ответ автор предложенного для анализа текста.
- Для сравнения автор обращается к …
- Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли …
- На этот вопрос отвечает … в данном тексте.
- Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что …
3. Выражение позиции автора и собственного мнения
- Я разделяю точку зрения … Действительно, …
- Трудно не согласиться с автором.
- Известный … об этом говорил так …
- В подтверждение своей точки зрения приведу пример из …
- Безусловно, автор прав.
- Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что …
- Я разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что …
- Я абсолютно согласен с позицией писателя, поскольку …
- Невозможно не согласиться с автором, потому что …
- Я согласен с автором текста и тоже считаю:
- Для обоснования собственной позиции приведу пример из жизни.
- Я полностью разделяю позицию автора.
- Я согласна с мнением автора. Безусловно, …
- Я солидарен с автором в том, что … , так как …
- Не могу полностью разделить мнение автора …
- Безусловно, автор прав.
- Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого …
- Я согласен с автором и тоже считаю, что …
- В подтверждение своей точки зрения приведу пример из произведения …
- Подводя итог, нельзя не согласиться с автором в том, что …
- Многие отечественные писатели обращались к проблеме …, в том числе … в романе/рассказе …
- Я также считаю, что …
- Я согласен с мнением автора.
- Я согласна с точкой зрения писателя и считаю, что …
- Я полностью разделяю позицию автора.
- Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, …
- Моя точка зрения совпадает с позицией автора …
4. Выводы
- Итак, этот текст заставил меня еще раз убедиться, что …
- В заключение хочется сказать …
- Автор хочет, чтобы читатель понял …
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что …
- Таким образом, можно сделать вывод, что …
- После прочтения этого произведения становится понятно …
- Все вышесказанное даёт возможность сделать следующие выводы:
- Хочется верить, что читатели задумаются над данной проблемой …изменят мнение по поводу …
- Таким образом, мы доказали, что …
- Автор хочет, чтобы читатель понял …
- В заключение хотелось бы отметить, что текст … заставил задуматься о том, что …
- В заключение хотелось бы сказать, что …
- Таким образом, … стремится убедить нас в следующем: …
- Прочитав произведение, осознаешь …
- После знакомства с героями произведения понимаешь …
- Итак, текст … еще раз заставил меня убедиться в том, что …
- Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы: …
- После прочтения этого произведения становится понятно …
- После знакомства с героями произведения понимаешь …
- Таким образом, можно сделать вывод, что …
- Прочитав произведение, осознаешь …
- Таким образом, на примере этой темы мы увидели …
- Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: …
- Таким образом, мы делаем вывод о том, что …
- В заключение можно сказать, что …
- В заключение хочется выразить надежду на то, что …
Сочинение
В четвертом и последнем задании ОГЭ по литературе учащимся необходимо написать небольшое сочинение (объем — не менее двухсот слов) по одной из четырех предложенных тем. Как правило, две темы относятся к поэзии, а две – к прозе. Эксперты советуют задолго до экзамена определиться, анализом какого типа произведений будет заниматься ученик – для этого нужно написать несколько работ и по прозе, и по поэзии, а затем (желательно с помощью учителя или репетитора) определить, что получается лучше. После этого можно целенаправленно готовиться к анализу выбранного типа произведений – писать сочинения и читать готовые анализы по темам, приведенным в пособиях для подготовки.
Мы приводим два примера – один по прозе и один по поэзии.
Также нужно хорошо знать литературные термины и умело применять их в работе – если этого не делать, можно потерять два первичных балла. Сочинение обязательно должно быть хорошо структурировано – иметь введение, постановку проблемы, выражение авторской и собственной позиций и выводы. Еще очень поможет выписывание и запоминание цитат из различных произведений; можно просто применять их во время написания «тренировочных» работ и запоминать, ведь это также оценивается отдельным критерием и приносит баллы. Однако можно не цитировать все дословно, что сложно для больших произведений, а пересказывать отдельные сюжетные ходы.
Темы могут быть самыми разными – анализ образа героя или какого-либо события из сюжета, объяснение названия произведения или выбора автором открытого финала, проблематика стихотворений или объяснение каких-либо точек зрения о смысле произведения. Чтобы хорошо написать сочинение, просто знать сюжет недостаточно.
Система оценок
Ответ оценивается по нескольким критериям; максимально за него можно получить 12 баллов.
К1 – Глубина раскрытия темы и содержательность суждений. 3 балла по данному критерию ставят, если ученик полностью раскрывает тему, опираясь на авторскую позицию и приводя обоснованную собственную точку зрения при отсутствии фактических ошибок. 2 балла ставят при выполнении вышеизложенных условий и наличии 1-2 фактических ошибок либо неполной аргументации собственного мнения. 1 балл получают за ответ, в котором тема раскрыта не целиком: или без учета позиции автора, или без обоснования написанных положений, или при наличии 3-4 фактических ошибок. Если допущено 5 и более фактических ошибок, либо тема сочинения не раскрыта – ответ оценивается в 0 баллов.
К2 – Уровень владения теоретическим материалом. Если в анализе произведения учащийся правильно использует литературные термины, он получает 2 балла по этому критерию. При наличии 1-2 ошибок либо при упоминании терминов без их использования непосредственно в анализе ставится 1 балл. Если допущено более 2 ошибок в терминах либо они не используются вообще, ученик получает 0 баллов по данному критерию.
К3 – Обоснованность привлечения текста произведения. 2 балла ставят, если ученик разносторонне использует текст произведения в виде цитат или пересказов отдельных его фрагментов. 1 балл получают в том случае, если текст привлекается, но без прямой связи с приводимыми тезисами. Если же работа написана без привлечения текста, ученик получает 0 баллов за этот критерий.
К4 – Композиционная целостность и логичность изложения. Если части работы логически связаны между собой и в ней отсутствуют необоснованные повторы, ученик получает 2 балла. При наличии нарушений логической стройности работы и отступлений от темы эксперт ставит 1 балл по этому критерию. В 0 баллов оценивается тот ответ, в котором не прослеживается целостной композиции.
К5 – Соблюдение речевых норм. Если ученик допустил 1-2 речевые ошибки или не допустил их вообще, он получает 3 балла; при наличии 3 ошибок в речи ставят 2 балла, 4 – 1 балл, 5 и более – 0 баллов.
Примеры сочинений по заданию №4 ОГЭ по литературе
Сочинение по прозе
Каким предстаёт чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
Действие поэмы Н. В. Гоголя «Ревизор» происходит в уездном городе N. Произведение написано в жанре социально-политической комедии – в нем обличаются такие явления общественной жизни, как взяточничество, казнокрадство, злоупотребления властью, произвол и пренебрежение по отношению к народу. Все эти черты характерны для чиновников, описанных в «Ревизоре».
Самым главным в городе является Городничий. Он довольно сообразителен и совсем неглуп, однако грубость и взяточничество характерны и для него, однако он оправдывает себя, говоря о казнокрадстве и чиновничьем беспределе, что «так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Другие описанные в произведении чиновники мало чем отличаются от своего руководителя. Например, судья Ляпкин-Тяпкин, прочитавший за свою жизнь 5-6 книг и поэтому считающийся образованным мужчиной, предпочитает брать взятки борзыми щенками и не считает это чем-то зазорным. Земляника – попечитель богоугодных заведений – наживается за счет больных: он не выдает им лекарств, говоря, что они и так «как мухи выздоравливают». Земляника готов написать донос на своих сослуживцев – видно, что этот человек ставит свои интересы и желание «выслужиться» перед ревизором превыше всего. Почтмейстер постоянно читает чужие письма, говоря, что это – «преинтересное» занятие.
Н. В. Гоголь очень ярко описал образ каждого чиновника, однако вместе эти люди создают облик той власти, которая, по мнению автора, управляла страной в то время. Совместный образ чиновничества со всей его лживостью, подлостью и корыстью — сатирическое отражение современной писателю действительности.
Сочинение по поэзии
Каким предстаёт в лирике Ф.И. Тютчева образ моря? (По двум–трём стихотворениям поэта.)
Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт девятнадцатого века. В своей лирике он часто обращался к теме природы; в некоторых его произведениях перед читателями предстает образ моря.
В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…», написанном в 1865 году и относящемся к позднему творчеству поэта, основная тема – человек и стихия природы. Это произведение можно отнести к пейзажно-медитативному жанру. Лирический герой восхищается красками моря и обращается к нему, говоря:
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
Писатель использует прием олицетворения: в первой строфе герой обращается к морю на «ты», будто разговаривает с живым существом, а далее будто смотрит на него со стороны, не переставая при этом считать его живым:
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
При прочтении стихотворения перед читателем предстает картина вечернего моря, которое восхищает лирического героя, желающего слиться с величественной стихией.
Похожие мотивы наблюдаются и в стихотворении «Ты, волна моя морская». Здесь лирический герой прямо говорит о том, что его душа слилась с морем:
Душу, душу я живую
Схоронил на дне твоем.
Однако это произведение имеет метафорический романтический смысл – считается, что оно адресовано любимой женщине поэта Е. Денисьевой.
Стихотворения поэта, посвященные морю, описывают все великолепие водной стихии. Ф. Тютчев мастерски передает игру красок и даже звуки морской воды, благодаря чему у читателей возникает ощущение единения с природой.
Время: 3 часа 55 минут.
Время выполнения каждого задания (приблизительно)
- 1.2 или 1.1 – по 20 минут
- 2.1 или 2.2 – по 25 минут
- 3.1 или 3.2 – по 20 минут
- 4 – 25 минут
- 5 – 145 минут
Задания 1.1 или 1.2 (на выбор)
Задания 1.1, 1.2, 2.1 и 2.2 всегда включают в себя всегда прозаические, лиро-эпические или драматические произведения.
Алгоритм:
- Внимательно прочитать вопрос.
- В предложенном вопросе найти главную фразу и найти в тексте 2–3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
- Отобрать из текста только тот материал, который требуется отразить в мини-сочинении (если цитаты большие, их можно сократить).
- Подумать, как ты можешь прокомментировать выбранные цитаты (не пересказать, а дать оценку, комментарий).
Шаблон:
В приведенном фрагменте (фамилия автора) рассказывается о том, как (указывается основное событие текста).
Вписывается вопрос, на который требуется дать ответ (Для связки микротем следует после вопроса добавить частицу ЖЕ и не забыть поставить вопросительный знак).
Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая поясняет действие первого героя или, если герой один, его действия в первой половине текста)». И читателю ясно, что (объясняем, что сделал этот герой), потому что (объясняем причину его поступка).
Вот еще предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая поясняет действие второго героя или, если герой один, его действия во второй половине текста)». Действительно, (объясняем, что сделал этот герой), так как (объясняем причину его поступка).
Поэтому-то можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленный вопрос)
ВАЖНО! В задании 1.2 часто встречаются вопросы, касающиеся литературной терминологии. Если вы выбираете отвечать на этот вопрос, то алгоритм будет следующим:
Алгоритм:
- Внимательно прочитать вопрос.
- В предложенном вопросе найти главную фразу и найти в тексте 2-3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
- Найти в тексте цитаты, опираясь на которые вы будете отвечать на вопрос.
- Подумать, как ты можешь прокомментировать выбранные цитаты (не пересказать, а дать оценку, комментарий) с учетом литературного термина.
Шаблон:
В приведенном фрагменте (фамилия автора) автор использует (указывается литературный термин) с целью/для того, чтобы… Также в этом абзаце можно дать определение термину (если вы его хорошо знаете).
Вписывается вопрос, на который требуется дать ответ (Для связки микротем следует после вопроса добавить частицу ЖЕ и не забыть поставить вопросительный знак).
Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, в которой используется данный термин). И читателю ясно, что (объясняем, что понятно из приведенной цитаты), потому что (объясняем роль термина).
Вот еще предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, в которой используется данный термин)».
Действительно, (доказываем еще раз роль термина), так как (объясняем значимость термина).
Поэтому-то можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленный вопрос)
Задания 2.1 или 2.2 (на выбор)
Алгоритм:
- Вспомнить ДРУГОЙ фрагмент из ЭТОГО ЖЕ произведения, но не любой, а исходя из задания.
- В предложенном вопросе найти главную фразу и вспоминаем 2-3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
- Отобрать из текста только тот материал, который требуется отразить в мини-сочинении (будет очень хорошо, если ты вспомнишь цитату).
- Подумать, как ты можешь прокомментировать выбранный тобой фрагмент (не пересказать, а дать оценку, комментарий).
Шаблон тот же, что и для заданий 1.1 и 1.2
Задания 3.1 или 3.2 (на выбор)
Эти задания включают в себя всегда лирические произведения.
Алгоритм:
- Внимательно прочитать вопрос.
- В предложенном вопросе найти главную фразу и найти в тексте 2-3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
- Отобрать из стихотворения цитаты, которые отражают вопрос.
- Подумать, как ты можешь прокомментировать выбранные цитаты (не пересказать, а дать оценку, комментарий).
Шаблон:
В приведенном стихотворении (фамилия автора) автор/поэт/лирический герой/центральный образ/природа изображает/подчеркивает/описывается и так далее.
Вписывается вопрос, на который требуется дать ответ (Для связки микротем следует после вопроса добавить частицу ЖЕ и не забыть поставить вопросительный знак).
Давайте обратимся к стихотворению. Цитата: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая относится к заданию)». И читателю ясно, что (объясняем, что именно понятно, исходя из ЗАДАНИЯ), потому что (объясняемпочему).
Вот еще цитата: «Выписывается еще одна яркая цитата, которая также касается вопроса в задании». Действительно, (объясняем…)
Поэтому-то можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленный вопрос).
ПОМНИМ про правила цитирования стихотворных текстов (1 строка в кавычках после двоеточия на той же строке, 2, 3, 4 строки – пишем после двоеточия без кавычек, каждую строку с новой строки).
Важно! В задании 3.2 так же, как и 1.2, часто встречаются вопросы, касающиеся литературной терминологии. Если вы выбираете отвечать на этот вопрос, то алгоритм будет следующим:
Алгоритм:
- Внимательно прочитать вопрос.
- В предложенном вопросе найти главную фразу и найти в тексте 2 — 3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
- Найти в тексте цитаты, опираясь на которые вы будете отвечать на вопрос.
- Подумать, как ты можешь прокомментировать выбранные цитаты (не пересказать, а дать оценку, комментарий) с учетом литературного термина.
Шаблон:
В приведенном стихотворении (фамилия автора) автор/поэт использует (указывается литературный термин) с целью/для того, чтобы… Также в этом абзаце можно дать определение термину (если вы его хорошо знаете).
Вписывается вопрос, на который требуется дать ответ (Для связки микротем следует после вопроса добавить частицу ЖЕ и не забыть поставить вопросительный знак).
Давайте обратимся к стихотворению. Цитата: «Выписывается яркая небольшая цитата, в которой используется данный термин). И читателю ясно, что (объясняем, что понятно из приведенной цитаты), потому что (объясняем роль термина).
Вот еще предложение: «Выписывается яркая цитата, в которой используется данный термин)». Действительно, (доказываем еще раз роль термина), так как (объясняем значимость термина).
Поэтому-то можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленный вопрос).
Задание 4
Всегда связано со стихотворением из 3 задания – это сравнение/ сопоставление двух стихотворных произведений (приведенного и из 3 задания).
Алгоритм:
- Внимательно прочитать вопрос.
- В задании будет указать либо сходства, либо различия, либо и то, и другое в стихотворениях.
- Найти в тексте цитаты, опираясь на которые ты будешь отвечать на вопрос.
- Подумать, как ты можешь прокомментировать выбранные цитаты (не пересказать, а дать оценку, комментарий).
То есть нужно выписать цитаты из 2 стихотворений и прокомментировать ОБЕ, исходя из задания.
Шаблон:
Приведенные стихотворения (фамилии авторов) схожи в…/различны в… Поэты используют (указываются литературные термины – композиция, тема, образы, лирический герой, лирическое настроение, проблематика, жанр и др.) с целью/для того, чтобы…
Так в чем же сходство/различие этих лирических произведений?
Давайте обратимся к стихотворению (автор). (Сначала сравниваем по одному признаку сходства/различия) Цитата: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая будет доказательством сходства/различия). И читателю ясно, что (объясняем, что понятно из приведенной цитаты), потому что (объясняем).
Возьмем для примера цитату (приводим цитату из другого стихотворения, указываем автора): «Выписывается цитата, которая также будет доказывать/показывать сходство/различие с первым стихотворением)».
(Дальше берем еще один признак и сравниваем по нему так же, как сравнивали по первому признаку).
Действительно, (доказываем еще раз), так как (объясняем).
Итак, можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленный вопрос).
Важно! Не «прыгать» и не переводить тему. Сначала выбрать 1 признак для сравнения. От него не уходи, по нему и сравнивай! Далее переходи к следующему признаку и уже сравнивай по нему.
Задание 5.1-5.5
План написания сочинения
1. Вступление
— может частично включать ответ на поставленный вопрос;
— может выражать ваше мнение (но только если в задании оно спрашивается!);
— литературный термин;
— биографические данные автора;
— сведения о произведении;
— отсылка ко времени.
2. Основная часть (анализ литературного произведения – НЕ ПЕРЕСКАЗ!) – не менее 2-х абзацев. Привлечение текста!
— обозначить проблему;
— выразить позицию автора и вашу (если спрашивается в задании);
— привести цитаты (в каждом абзаце в основной части, то есть минимум 2 цитаты);
— использовать теоретические понятия.
3. Заключение
— должно перекликаться со вступлением;
— должен присутствовать краткий ответ на поставленный вопрос;
— необходимо подвести итог.