Как начать сочинение рассуждение огэ

Сочинение ОГЭ по русскому языку

10.03.2020

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе — какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

  • Детально про структуру и план сочинения 9.3 здесь

Разбираем на примере 2021 года

  • ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ С БАЛЛАМИ!!!
  • Вся теория по русскому

Как должно быть построено сочинение?

Задача — написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление — тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить  потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы  с  примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца. 

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением; 
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения  9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

 План написания сочинения 9.2

  1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
  2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
  3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
  4. В заключение хочется сказать, что…

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…).  (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста  (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

1.  Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
2.  Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
3.  Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что …  Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …,  мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

Б. Васильев рассказывает в данном тексте  о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность,  мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?» 

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.


Инструкция по написанию сочинения-рассуждения в ОГЭ по русскому языку (задание 15)


Задание 15 ОГЭ по русскому языку представлено в трех вариантах, что дает возможность выбора.

  • 15.1 – обычно имеет лингвистическую направленность, предполагающую комментарии из прочитанного текста; задание требует использования научного или публицистического стиля.
  • 15.2 – направлено на смысловое понимание текста; проверяется умение подбирать аргументы из прочитанного текста по заданному тезису.
  • 15.3 – предлагает самостоятельно составить тезис по заданной теме и привести два аргумента: из текста и из жизни.

Важно помнить, что пересказанный текст без комментирования оцениваться не будет. Нельзя забывать о цитировании. Объем сочинения должен быть не меньше 70 слов.

Структура сочинения

Сочинение-рассуждение строится по стандартной схеме:

  1. Вступление (подготовка к восприятию темы рассуждения).
  2. Тезис (основное утверждение, требующее доказательств).
  3. Аргументы – доказательства верности тезиса (не менее двух доказательств).
  4. Заключение (вывод-обобщение по теме сочинения).

В некоторых случаях порядок пунктов можно менять, иногда вступление возможно опустить, используя вместо него тезис, как предлагают составители тестов.

При написании сочинения-рассуждения желательно использование вводных слов, выражающих ваше отношение к поставленной проблеме или последовательность доказательств, например: думаю, считаю, по мнению автора, во-первых, во-вторых, следовательно и др.

Алгоритм написания сочинения ОГЭ

1 абзац – Тезис, утверждение;

2 абзацЯ думаю (считаю, уверен и др.) … (пояснение основного тезиса);

3 абзацНапример (так, во-первых, в первую очередь, главным образом и др.), … (первый аргумент-доказательство);

4 абзац – Кроме этого (к тому же, во-вторых, кроме того и др.) … (второй аргумент-доказательство);

5 абзац Таким образом (следовательно, итак, другими словами и др.), … (выводы, обобщение).

Такой алгоритм можно использовать как памятку. Добившись автоматизма в его использовании, впоследствии вы сможете отходить от этого плана, наполняя сочинение глубоким смыслом.

Ниже приведен текст, на основании которого мы напишем три разных варианта сочинений.


(1)Бабушка велела мне сходить на увал по землянику.

  • (2)Я повезу ягоды в город, продам и куплю тебе пряник.
  • (3)Конем, баб?
  • (4)Конем, конем.

(5)Пряник конем! (6)Это ж мечта всех деревенских малышей. (7)Он белый-белый, этот конь. (8)А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

(9)Вот с орлами дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. (10)Я брал старательно и скоро покрыл дно туеска. (11)Левонтьевские ребятишки сначала ходили тихо, но скоро послышалась возня. (12)Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

(13)Вскоре они решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться. (14)Мне тоже хотелось, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

  • (15)Бабушки Петровны испугался! (16)Эх ты! – закривлялся Санька.
  • (17)А хочешь, все ягоды съем? – сказал я.
  • (18)Слабо!
  • (19)Мне слабо! – хорохорился я, искоса глядя в туесок. – (20)Вот! (21)Ешьте вместе со мной!

(22)Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли.

(23)Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет.

(24)Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу.

  • (25)А ты в туес травы натолкай, сверху ягод – и готово дело! – сказал, посоветовавшись с братьями, Санька и помчался домой.

(26)А я остался. (27)Набил травою туго туесок, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву – получилось земляники даже с копной…

(28)На кухне бабушка кому-то обстоятельно рассказывала:

  • …(29)Культурная дамочка, в шляпке. «(30)Я эти вот ягодки все куплю». (31)Пожалуйста, милости прошу. (32)Ягодки-то, говорю, сиротинка горемышный собирал…

(33)Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть.

(34)Дед успокаивал меня, обтирая большой рукой слезы, которые крупной земляникой сыпанули из моих глаз.

  • (35)Попроси прошшенья, легонько подтолкнул он меня в спину.

(36)Я ступил в избу и завел:

  • (37)Я больше… (38)Я больше… – и ничего не мог дальше сказать.
  • (39)Ладно уж, умывайся да садись трескать! – все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов оборвала меня бабушка.

(40)И срамила же она меня! (41)И обличала же! (42)Только теперь, поняв до конца в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уже заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…

(43)Не зная, что делать, как жить дальше, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. (44)А когда поднял голову, увидел перед собой…

(45)Я зажмурился и снова открыл глаза. (46)Еще раз зажмурился, еще раз открыл.

(47)По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

  • (48)Бери, бери, че смотришь? (49)Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…

(50)Сколько лет с тех пор прошло! (51)Сколько событий минуло. (52)Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

(по В.П. Астафьеву)


Пример написания сочинения 15.1


15.1 считается самым сложным вариантом задания, который предполагает знание лингвистической науки, владение лингвистическими терминами, умение анализировать текст с позиции лексики.

Обычно в таком задании уже приведено какое-либо высказывание ученого-лингвиста, которое авторы предлагают использовать в качестве вступления и тезиса.

Если в задании вы встретили термины, которые вам не знакомы или значение которых вы не можете уверенно сформулировать, лучше отказаться от выполнения и выбрать варианты 15.2 или 15.3.

Если же значение каждого термина вам известно, и вы с легкостью сможете найти примеры их использования автором текста, смело приступайте к работе.

Кроме того, сочинения 15.1 требуют научного или публицистического стиля.

Научный стиль Публицистический стиль
Область применения Научные, учебные издания (учебники, доклады, рефераты, лекции и др.).

Письменное воплощение

Общественные доклады, лекции, выступления, статьи.

Как письменная, так и устная форма

Характеристика Точность, логичность высказываний, доказательность изречений, эмоциональная сухость Эмоциональность, призывность, оценочность речи

При написании сочинения на научную тему лучше всего применять научный стиль.

Рассмотрим пример написания такого сочинения по вышеприведенному алгоритму по тексту В.П. Астафьева «Бабушка велела мне сходить на увал…».

«В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции: помогают передать местный колорит, особенности речи героев, наконец, диалектная лексика может быть источником речевой экспрессии,» – считает известный лингвист И.Б. Голуб.

Примечание: чтобы написать сочинение на заданную тему, необходимо знать значение терминов диалектизм, диалект.

Диалектизм – слово какого-либо диалекта, употребляемое в литературном языке.

Диалект – наречие, характерное для какой-то определенной территории.

Я считаю ее мнение оправданным. Действительно, элементы диалектных наречий способны передать тонкости образов героев, их окружения. С помощью диалектизмов авторы могут выразить особое состояние, которое погрузит читателя в созданный художником мир.

В этом абзаце мы кратко прокомментировали слова лингвиста, согласившись с выдвинутой точкой зрения.

Например, В.П. Астафьев с помощью диалектизмов очень четко передает речь стариков, заставляя нас зрительно представлять их фигуры и практически слышать их голоса: «сиротинка горемышный» (предложение 32), «попроси прошшенья» (предложение 35).

Здесь мы привели первый аргумент в доказательство основного тезиса.

Кроме того, читая текст с диалектной лексикой, мы каким-то невероятным образом начинаем чувствовать внутреннее состояние самого автора. После слов «зато еще когда омманешь баушку» (предложение 49) невольно ощущаешь чувство вины и благодарности героине Астафьева за ее доброту и человеческую мудрость.

Второй аргумент в доказательство основного утверждения.

Таким образом, использование диалектизмов играет большую роль для восприятия текста и понимания образов героев произведения.

150 слов

В выводе мы обобщили все вышесказанное.


Пример написания сочинения 15.2


15.2 – сочинение, предполагающее работу непосредственно с пониманием смысла текста, его идеи, темы и проблемы. Попытаемся объяснить смысл последнего предложения текста В.П. Астафьева.

Уроки детства запоминаются на всю жизнь, даже когда обстоятельства и люди, преподавшие их, остаются далеко позади.

Я думаю, именно об этом хотел сказать В.П. Астафьев в своем тексте, описывая историю с пряничным конем с розовой гривой.

Во-первых, запомнить урок помогло герою раскаяние. Автор рассказывает, как хотелось всем деревенским мальчишкам стать обладателем волшебного коня с розовой гривой (предложение 6). Не исключением стал и герой текста. Он настолько был переполнен этой мечтой, что, поддавшись дурному влиянию соседских ребятишек, пошел на обман ради ее воплощения. Но ощутив все последствия содеянного, он глубоко раскаялся в своем нечестном поступке (предложение 42).

Во-вторых, герою запомнилась доброта бабушки, которая купила коня, не смотря на его дурное поведение (предложение 49). Так она показала ему, что люди должны быть великодушными и верящими в лучшее, несмотря ни на что.

Таким образом, люди, воспитывающие нас в детстве, оставляют неизгладимый след в нашей последующей жизни. Хорошо, если этот след будет положительно влиять на человеческую личность.

153 слова

Подобное сочинение писать легко. Главное – понять для себя самого, что хотел сказать автор последним предложением и подтвердить свои доказательства примерами из текста.


Пример написания сочинения 15.3


Сочинение 15.3 можно назвать сочинением на свободную тему. Здесь можно дать простор своей фантазии и привести один аргумент из собственной жизни. Однако при этом нужно будет создать собственный тезис – дать определение заданному понятию. В данном случае, это понятие – добро.

Добро – это понятие, обозначающее состояние, когда благополучие другого человека или объекта ценнее своего собственного, несмотря на все недостатки этого объекта или неудобства, связанное с его благополучием.

Я думаю, добро не требует взамен ничего, не ждет благодарности или повиновения. Однако порой оно способно изменить человека в лучшую сторону.

Так, в тексте В.П. Астафьева, добро бабушки заставило героя навсегда запомнить то, чем грозит бесчестность и обман (предложение 52). Этот урок он пронес через всю жизнь и уже не повторял прошлых ошибок.

К тому же, наша простая жизнь стала бы невыносимой без добра, добрых поступков. Спасение замерзающего от холода котенка, прикорм бездомного пса, оказание первой помощи нуждающемуся – все это проявление добра. Без этого не было бы милосердия.

Другими словами, добро – один из важнейших характеристик жизни нашего общества. Чем его больше, тем больше у нас шансов к развитию и процветанию.

136 слов


Помните! При написании сочинения, важно следовать следующим рекомендациям:

  1. Прежде всего, внимательно прочтите текст и все варианты заданий.
  2. Выберите тот вариант, который вам ближе и понятнее всего.
  3. Набросайте план сочинения в черновике и начинайте последовательно излагать мысли, опираясь на прочитанный текст.
  4. Перечитайте, проверьте стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.
  5. Перенесите сочинение в бланк ответов аккуратным и разборчивым почерком.

Даниил Романович | Просмотров: 10.7k

3 сентября 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Памятка по работе с сочинением ОГЭ 9.3.

Структура

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку (на примере «Человечность – это…»)

Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) и примеры
Тезис На мой взгляд, человечность — это…(или)
По моему мнению, человечность — это… (или)
Мне кажется, что человечность — это… (или)
Я думаю, что человечность — это… (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…
Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему…
В предложении № … автор говорит о том, что… (или)
Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или)
В жизни мы часто наблюдаем… (или)
Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…
Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или)
Таким образом, можно заключить, что… (или)
В заключение я хочу сказать, что…

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу.

Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения.

Образец сочинения в формате задания 9.3

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека.

(125 слов)

Написание сочинения-рассуждения 9.2 ОГЭ по русскому языку. Памятка для учащихся.

В задании 9.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
Приведите в сочинении 
два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление. Тезис.
2. Аргумент – пример-иллюстрация из теста 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример-иллюстрация из текста 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС — утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: «На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко», — это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

Как сформулировать тезис для сочинения 9.2? Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ — довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ — пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма «бесценными». 
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом «листочками», имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых «листочков» для пожилой женщины.

Аргумент 2:  В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе («Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души»). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки. 

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) 
цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки
В некоторых случаях цитировать можно 
не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие
2) указывать 
номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. 
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. 
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ —  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте? Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, — проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы — это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Пример сочинения-рассуждения к заданию 15.2 по тексту Б.Л. Васильева «Письмо от сына».

         Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

          Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От  горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла.  На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала  навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь. 

          Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки,  украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини  ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и  смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени — непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

         Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз — потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

  • Как начать сочинение про храм
  • Как начать сочинение про путешествие
  • Как начать сочинение про профессию
  • Как начать сочинение про памятник
  • Как начать сочинение про обломова