Компоненты сравнительной характеристики
Сравнительная характеристика, на наш взгляд, – одно из интереснейших заданий в литературе. Она помогает не только лучше понять героев, но выяснить причины их сходства и различия. Данная работа хорошо тренирует логическое мышление школьников.
Сравнительную характеристику литературных персонажей можно оформить в виде таблицы или сочинения. мы рекомендуем раскрыть в работе следующие пункты:
- Общая характеристика литературного произведения (автор и название произведение; краткая характеристика эпохи, когда было написано произведение; тема и идея литературного произведения; особенности композиции; авторская позиция).
- Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. Например, в основе образной системы романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). А сюжет построен на конфликте между двумя персонажами: идейным нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Петром Петровичем Кирсановым.
- Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.): Остап и Андрий – родные братья, которые всю жизнь находились рядом: вместе росли, воспитывались и учились, но одинаковые условия не повлияли на формирование подобных характеров, так как в них изначально были заложены различные черты. Общее у них было только одно – мечта о воинской славе и ратных подвигах.
- Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. К примеру, Илья Обломов и Андрей Шольц были совершенно разными людьми, несмотря на то, что дружили. Проследив становление их образов, становится понятно, что в основе формирования их характеров лежит кардинально противоположное воспитание. Поэтому одним из главных критериев сравнительной характеристики должно быть именно воспитание, а также семейные взаимоотношения.
- Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, целей, образа жизни, внешности, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).
- Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. В качестве примера давайте рассмотрим роман И.А. Гончарова «Обломов», который был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения общество делилось на два лагеря – тех, кто придерживался старых устоев и сторонников обновлений. Концепция этого противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух этих героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими личностями.
План сравнительной характеристики героев произведения
Данный план поможет вам не забыть пункты, которые нужно учесть при анализе героев. Конечно, автор может не давать информацию в произведении по всем данным пунктам, поэтому действовать нужно из контекста.
- Место и роль героев в сюжете произведения (кто есть кто).
- Возраст, социальное положение.
- Портрет героев – анализ описания внешности героев, выделение наиболее значимых деталей.
- Индивидуальные черты героев: характер, манера поведения, мировоззрение, образ жизни, отношение к жизни, любовь, семья.
- Образование.
- Жизненные ценности героев (духовные или материальные), стремления в жизни.
- Речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они). Сравнение особенностей речи героев.
- Поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках. Сопоставление поведения героев в разных ситуациях.
- Самооценка героев.
- Степень участия и их роль в конфликте.
- В каких поступках, мыслях и действиях лучше всего раскрывается характер героя?
- Отношение автора литературного произведения к героям: в чём выражается, дает ли автор прямую оценку героям или позволяет читателю самостоятельно делать вывод.
- Отношение автора сочинения к данным персонажам: кто понравился больше, почему.
Сравнительная характеристика в виде таблицы
Сравнительная характеристика в виде таблицы делается достаточно просто. Ее можно оформить в электронном виде или записать в рабочую тетрадь. Часто сравнительные таблицы в тетради создаются без линий, обозначающих границы. В таком случае характеристики героев записываются просто в разные колонки.
Чаще всего, таблица сравнительной характеристики состоит из трех колонок: 1-я – критерии по которым происходит сравнений, 2-я – первый персонаж, участвующий в сравнении, 3-я – второй персонаж, участвующий в сравнении.
Критериев для сравнения героев литературных произведений может быть, сколько угодно. Главное, выбрать те, которые наиболее полно раскроют образ каждого из персонажей. И важно помнить о том, что каждая сравнительная характеристика должна оканчиваться выводом.
План | 1-й персонаж | 2-й персонаж |
Возраст | ||
Социальный статус, положение в обществе | ||
Внешность | ||
Черты характера | ||
Образование | ||
Образ жизни | ||
Любовь | ||
Семья | ||
Жизненные ценности | ||
Мечты | ||
Увлечения | ||
Речевые особенности | ||
Поступки | ||
Самооценка | ||
Роль в произведении | ||
Отношение автора | ||
Личное отношение | ||
Вывод |
Сравнительная характеристика в виде сочинения
Мы рекомендуем при написании сравнительной характеристики придерживаться примерно следующего плана:
1. Вступление. Выявление основания для сравнения героев.
Вступительная часть сочинения вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как правило, она занимает не более 20% всего текста. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.
Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:
- история создания произведения;
- связь произведения с исторической ситуацией эпохи;
- критическая оценка произведения, образов героев;
- суждение о теме сочинения, её актуальности;
- рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;
- введение оценки персонажей, которая затем детализируется в тексте;
- личностное отношение пишущего к писателю или его персонажам и др.
Особенность вступления сравнительной характеристики заключается в том, что в оно должно содержать четкий и внятный тезис – почему вы сравниваете сравниваемое. Сравнение должно подчеркивать что-то, что объясняет сходство или различие сравниваемых объектов, и в тезисе это «что-то» должно быть отражено.
2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.
- 1 вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения.
- 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, черты характера, взгляды и т.д.)
Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Сначала необходимо сравнить самые простые характеристики героев: возраст, внешность, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток и др. Далее обратите внимание на черты характера. Один герой – веселый, романтичный, честный. Другой – эгоистичный циник, заботящийся только о собственном благополучии.
Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один – устал от жизни (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (Соня Мармеладова), другой – думает только о себе (Раскольников).
Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.
Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина же посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу, и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.
Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное – труд. Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.
Сопоставляя образы, следует учитывать:
- их сходство и различие;
- какая проблематика, какие конфликты объединяют героев или сталкивают друг с другом;
- можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы и т.д.
! При сравнении нужно обратить внимание на художественные средства и приемы, которые использует автор, а также использовать цитаты !
3. Заключение. Подведение итогов сравнительной характеристики.
В конце сочинения всегда подводятся итоги, к которым привела сравнительная характеристика. Необходимо объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев. Также следует выразить ваше отношение к каждому из героев: кто понравился больше, почему.
Виды заключений:
- обобщение с использованием цитатных характеристик персонажей;
- выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;
- размышления о значении произведения в жизни общества;
- размышления о типичности образов персонажей произведения и др.
Каких героев можно сравнивать?
Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.
Формулировки тем для сравнительной характеристики
Формулировки тем могут быть достаточно традиционными: «Евгений Онегин и Владимир Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а могут содержать и некий новый поворот: «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения – союз «и».
Общие советы по написанию
Анализ текста, речи, штрихов к портрету и «говорящих» деталей – аргументы для сравнения. Необходимо обратить особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях – глубокое различие.
Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения. Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас сравнение. Определите, как к этим героям относитесь вы.
Избегайте ошибок и речевых недочетов:
- Не употребляйте без острой необходимости какое-либо слово дважды в одном предложении.
- Ошибка: Григорий Печорин – главный герой романа «Герой нашего времени». В данном предложении дважды повторяется слово «герой».
- Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура романа «Герой нашего времени».
- Ошибка: Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». В данном предложении дважды повторяется имя и фамилия главной героини.
- Как исправить: Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.
- Не определяйте отношение автора литературного произведения к своему герою одним словом: «хорошо» или «плохо». Необходимо доказать свои мысли конкретными примерами. К примеру, если автору нравится персонаж, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание к герою или восхищение им. Авторское отношение к герою может быть и двойственным. В таком случае, необходимо пояснить причины.
- В заключении следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной части. Необходимо выразить свою позицию – отношению к герою. Не следует писать: «Этот герой мне нравится», «Он мне не симпатичен» – это слишком поверхностно. Нужно грамотно выразить свою позицию и обосновать её.
Вместо заключения
Сравнительная характеристика – один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений. Сравнительная характеристика часто помогает по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению определяется проблема, над которой будет происходить дальнейшая работа, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей – только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса.
Даниил Романович | Просмотров: 689
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Возможно, вам задали сравнительное эссе в школе или вам необходимо написать всесторонний сравнительный отчет на работе. Чтобы написать отличный сравнительный текст, нужно начать с выявления двух объектов, у которых достаточно общих черт и отличий, поддающихся содержательному сравнению. Примером могут служить две спортивные команды или две формы государственного управления. Затем необходимо найти как минимум два или три пункта, по которым их можно сравнить, используя исследования и факты и логично структурируя свою работу, что поможет впечатлить и увлечь ваших читателей. Написание сравнительного сочинения — важный навык, который не раз пригодится вам в вашей учебе или даже карьере.
-
1
Внимательно проанализируйте вопрос. Возможно, вам в голову уже пришли отличные идеи для написания, но если они в точности не соответствуют заданной теме, вы потеряете баллы.[1]
Прочтите формулировку задания, наводящие вопросы (или заголовок, если он есть) и подчеркните ключевые фразы. Держите их список перед собой на протяжении всей работы.[2]
- Часто на то, что эссе должно носить сравнительный характер, указывают такие слова в тексте задания, как «сравнить», «сопоставить», «сходства», «различия» и так далее.
- Обратите внимание, есть ли в задании какие-либо ограничения.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Кристофер Тейлор — преподаватель английского языка в Муниципальном колледже Остина в Техасе. Получил ученую степень PhD по английской литературе и медиевистике в Техасском университете в Остине в 2014 году.
Кристофер Тейлор говорит: «Прежде всего убедитесь, что вам понятна конкретная направленность вашего задания. Затем перечислите сходства и различия между центральными элементами и ищите шаблоны, с тем чтобы найти аргумент».
-
2
Определите, какого именно типа сравнительное сочинение вам нужно написать. Иногда все довольно просто — нужно сравнить два объекта между собой, но иногда нужно начать с такого сравнения и сопоставления, а затем выработать оценку или обоснованную позицию на их базе. В таких случаях простого указания на черты сходства и различия объектов будет недостаточно.[3]
- Если задание подразумевает, что сравнение будет только частью вашей работы, в нем, как правило, должны быть указывающие на это вопросы. Например: «Выберите идею или тему — любовь, красота, смерть или время — и рассмотрите, как она отразилась в творчестве двух поэтов эпохи Возрождения». Значит, вам нужно выбрать двух поэтов нужной эпохи и сравнить их, но не в общем, а конкретно: как в их творениях отражена одна из предложенных идей.
- Если же формулировка задания вам не очень ясна, уточните у учителя. Лучше задать пару вопросов, чем написать все сочинение неправильно.
-
3
Составьте список сходств и различий сравниваемых объектов. Выявить признаки сходства — базовая задача сравнительной работы, но вы должны показать, что объекты все же отличаются между собой, так что в хорошем сочинении обязательно будут указаны и признаки различия. Изучив, чем именно объекты отличаются друг от друга, вы сможете произвести более глубокое сопоставление.
- Лучше всего начать с составления списка признаков, которые являются общими для рассматриваемых объектов и которые отличаются.[4]
- Лучше всего начать с составления списка признаков, которые являются общими для рассматриваемых объектов и которые отличаются.[4]
-
4
Оцените свой список, чтобы найти нужные для эссе аргументы. Возможно, вам не удастся охватить в работе все, что вы включили в список. Внимательно перечитайте его и постарайтесь выявить определенную тему или схему. Это поможет вам определиться с тем, что будет выступать в качестве базы для сравнения. После этого у вас должны наметиться основные структурные единицы эссе и его главная мысль.
- Если хотите, можете выделять разными цветами моменты, касающиеся разных моментов сравнения.
- Например, сравнивая два романа, можно выделять черты сходства персонажей розовым, места действия — голубым, затрагиваемых проблем — зеленым.
-
5
Выберите основу для сравнения. Так вы зададите контекст: как именно вы будете сравнивать два объекта? В основе сравнения может лежать, например, некий теоретический подход (феминизм, мультикультурализм), вопрос или проблема, на которые вы ищете ответ, историческая тема (колониализм, эмансипация).[5]
Сравнение должно базироваться на конкретном тезисе или идее, которые и определяют, для чего вы сравниваете эти два (или больше) объекта.[6]
- Основа сравнения может быть указана в задании. Обязательно прочтите его внимательно.
- Основа сравнения может быть связана с темой, отдельными чертами или деталями сравниваемых объектов.[7]
- Основа сравнения может называться по-разному, так что не теряйтесь, если ваш учитель не использует именно такую формулировку.
- Имейте в виду, что, если объекты сравнения слишком похожи, написать хорошее эссе будет трудно. Цель сравнения — провести интересные параллели и подтолкнуть читателя к новым выводам. Это значит, что для удачной работы вам следует выбрать объекты, которые достаточно сильно отличаются друг от друга.
-
6
Изучите сравниваемые объекты. Вам нужно продемонстрировать их глубокое понимание, но при этом не указывать больше подробностей, чем позволяет формат задания. Сравните объекты по нескольким аспектам, не пытаясь охватить всё.
- Возможно, в задании не требуется проводить исследование, или оно будет лишним. Если в ваше сравнительное эссе не предполагается включать исследовательскую часть, не включайте ее.
- В сравнительном эссе на исторические, социальные или научные темы скорее будет предполагаться исследование, а в эссе, где сравниваются между собой два литературных произведения — скорее нет.
- Если вы цитируете, указывайте источник и оформляйте цитату в соответствии с правилами.
-
7
Подготовьте тезисное утверждение. В каждом эссе должно быть четкое и внятное тезисное утверждение. Даже если вы сами не выбирали основу сравнения, а просто получили такое задание, вам нужно одним предложением написать, зачем вы проводите сравнение. Сравнение должно выявить нечто в объектах или их связи друг с другом, и ваше тезисное утверждение должно обозначать, что именно вы выявляете.[8]
- Тезисное утверждение должно содержать определенное заявление, связанное с объектом, которое вы будете защищать в своем эссе. Хорошо, если это заявление будет несколько противоречивым или допускающим различную интерпретацию, так как это позволит вам построить хорошую аргументацию.
Реклама
-
1
Набросайте план. Перед тем как начать писать эссе, стоит спланировать, как оно будет организовано. Уникальность сравнительных эссе в том, что стратегий их построения несколько, и вы можете выбрать любую.
- Можете составить традиционный план, но даже простой список пунктов в том порядке, в каком вы хотите их изложить, будет полезен.
- Ключевые моменты можно записать на листочках или стикерах (или набрать на компьютере, распечатать и вырезать), а потом по-разному менять местами, пока вы не определитесь с порядком изложения.
-
2
Посвятите каждый абзац отдельному аспекту. Это означает, что в каждом абзаце вы будете писать об обоих объектах, сравнивая их по определенному признаку. В первом абзаце вы будет сравнивать их по одному аспекту, во втором — по второму и так далее, каждый раз располагая объекты в одинаковой последовательности (сначала характеризуете первый, затем второй, не меняя их местами).[9]
- Преимущество такой структуры в том, что на протяжении всей работы читатель фокусируется на сравнении, а вам как автору приходится в равной степени уделять внимание каждому из аспектов сравнения.
- Этот метод особенно рекомендуется для длинных сочинений или сложных предметов, где и автор, и читатель могут легко запутаться. Например:
Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х / Мощность двигателя автомобиля Y
Абзац 2: Стильность автомобиля Х / Стильность автомобиля Y
Абзац 3: Уровень безопасности автомобиля Х / Уровень безопасности автомобиля Y
-
3
Чередуйте объекты от абзаца к абзацу. Это означает, что первый абзац будет раскрывать один аспект предмета, второй — этот же аспект другого предмета; в третьем абзаце будет описан второй аспект первого предмета, в четвертом — тот же аспект второго предмета и так далее, не меняя объекты местами.[10]
- Преимущество данной структуры в том, что она позволяет обсуждать различные стороны объектов с большими подробностями, и переход от одного объекта к другому, если они разительно отличаются, не будет таким резким.
- Этот метод особенно рекомендуется в том случае, если необходимо написать более глубокое эссе с большим количеством деталей. Например:
Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х
Абзац 2: Мощность двигателя автомобиля YАбзац 3: Стильность автомобиля Х
Абзац 4: Стильность автомобиля YАбзац 5: Уровень безопасности автомобиля Х
Абзац 6: Уровень безопасности автомобиля Y
-
4
Сразу опишите все, что касается одного объекта. Это означает, что первые несколько абзацев будут посвящены обсуждению первого объекта, а следующие — второго, при этом все аспекты будут рассматриваться в одинаковом порядке.[11]
- Это самый опасный метод, так как сравнение может получиться однобоким, и читателю сложно будет следить за вашей мыслью.
- Этот метод рекомендуется для коротких сочинений на простые темы, развитие которых читатель сможет легко удержать в голове. Например:
Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х
Абзац 2: Стильность автомобиля Х
Абзац 3: Уровень безопасности автомобиля ХАбзац 4: Мощность двигателя автомобиля Y
Абзац 5: Стильность автомобиля Y
Абзац 6: Уровень безопасности автомобиля Y
Реклама
-
1
Пишите сочинение не по порядку. Как правило, писать эссе строго от начала к концу, труднее, чем не по порядку. Кроме того, когда вы дойдете до конца, то, возможно, захотите пересмотреть написанное в начале. Так что можете писать в другом порядке, однако тезисное утверждение всегда следует писать в самом начале.
- Сначала напишите основную часть. Проработайте всю информацию, что у вас имеется, и посмотрите, что за история у вас получается. Только когда вы обработаете ваши данные, вы поймете, какой будет основная часть вашей работы.
-
Затем напишите заключение. Теперь, когда вы справились с самой тяжелой задачей, вы четко представляете основную идею вашей работы. Куйте железо, пока горячо. Начните заключение с перефразирования тезисного утверждения.[12]
-
В конце напишите введение. Начните введение с фразы, которая «зацепит» внимание читателя. Так как вы уже написали эссе, выберите то, что привлечет к нему внимание наилучшим образом, будь то цитата, статистические данные, факт, риторический вопрос или курьезный случай. Затем напишите 1–2 предложения по своей теме, сузив ее до тезисного утверждения. Это и будет введение.[13]
-
2
Напишите абзацы основной части. Первое предложение каждого абзаца основной части (оно часто называется ключевым предложением) готовит читателя к тому, о чем будет рассказываться в абзаце. В средней части абзаца вы раскрываете собранную вами информацию, а в последнем предложении делаете небольшое промежуточное заключение, основываясь на этой информации. Будьте внимательны и не нарушайте границы абзацев, делая общие выводы — это задача заключительной части.
- Структурируйте абзацы, воспользовавшись одним из методов, перечисленных в части 2. Как только вы определились с пунктами, по которым будете проводить сравнение, решите, какую структуру основной части будете использовать, чтобы представить данные оптимальным образом. Рекомендуется сначала набросать план, чтобы удачно организовать переходы.
- Будьте очень осторожны, чтобы не сравнить объекты по разным аспектам. Сравнение цвета одного предмета с размером другого никак не даст читателю возможности их сопоставить.[14]
-
3
Напишите заключение. Готовое эссе должно создавать у читателя впечатление, что он узнал что-то новое и что он прочитал законченный текст, а не должен искать недостающие страницы. Начните заключение с краткого общего итога рассмотренных вами пунктов, а затем сделайте более развернутое заключение по поводу двух объектов.[15]
(Учтите, что ваше заключение должно быть основано на фактах, а не на личных предпочтениях, особенно если в задании рекомендовалось придерживаться нейтрального тона.) Последнее предложение должно оставлять у читателя чувство, что все высказанные в сочинении идеи сведены вместе и образуют единое целое.- Учтите, что ваши сравнения не всегда ведут к очевидным выводам, тем более что люди склонны оценивать одни и те же вещи по-разному. При необходимости конкретизируйте. (Например: «Хотя Х более стильный и мощный, лучшие показатели безопасности делают Y более подходящим на роль семейного автомобиля».)
- Если объекты кардинально отличаются друг от друга, иногда полезно подчеркнуть их общую черту, перед тем как делать вывод. (Например: «Хотя на первый взгляд Х и Y не имеют ничего общего, на самом деле они оба…»)
-
4
Напишите введение. Начните с общего момента, который указывает на сходство обсуждаемых объектов, и перейдите к конкретной теме эссе. В конце введения напишите тезисное утверждение, в котором сначала говорится о том, какие аспекты вы планируете сравнивать, а затем о том, к какому выводу на их основе вы приходите.
-
5
Проверьте написанное. Если дело терпит, лучше всего отложить работу на день. Сходите куда-нибудь, перекусите, отвлекитесь — забудьте об эссе до завтра. Когда приступите к проверке, помните, что две самые важные вещи — это выявить проблемы и исправить их. Сделайте это в два захода. Во время первого прочтения найдите недостатки вашей работы, а исправляйте во время второго прочтения. Как бы вам ни хотелось сразу же внести исправления, лучше вначале все проверить, а уже потом исправлять. Так вы будете уверены, что проверили все, и сделает процесс быстрее и эффективнее.
- Даже лучшие из писателей знают, что хорошую книгу не напишешь без редактирования. Приложить все усилия к написанию эссе — значит тщательно его проверить и внести исправления.
- Если есть возможность, попросите друга прочитать ваше сочинение: возможно, он заметит ошибки, которые вы упустили.
- Если вы пишете на компьютере, иногда полезно увеличить или уменьшить шрифт во время проверки работы, чтобы изменить то, как текст выглядит визуально. Если смотреть долго на одно и то же, мозг начинает видеть ожидаемое, а не действительное (глаз «замыливается»), и вы можете пропустить какие-то ошибки.
Реклама
Советы
- Название и вводная часть должны по-настоящему привлечь внимание читателя, чтобы он захотел прочитать вашу работу. Придумайте такое название, которое заинтересует читателя.
- Ключевой принцип, который вы должны помнить в ходе написания сравнительного эссе: вы должны точно определить, что вы сравниваете, и это сравнение должно проходить через всю работу.
- Цитаты должны использоваться умеренно и быть тщательно подобранными, чтобы точно проиллюстрировать ту мысль, к которой они относятся.
Реклама
Предупреждения
- Любой ценой избегайте вывода, что два объекта «похожи, но все же отличаются». Такое нередко встречающееся заключение часто портит все сравнительное эссе, поскольку ничего не говорит о проведенном сравнении. Большинство вещей в чем-то похожи, а в чем-то отличаются.
- Не пишите пустого заключения, в котором просто перечисляется, что было сказано в основной части сочинения. В заключении должны быть кратко подытожены ваши аргументы, но кроме этого в нем нужно высказать твердую точку зрения, причем оригинально и убедительно, чтобы читатель наверняка ее запомнил. Если вы видите, как развить решение проблемы или дилеммы, включите это в заключение.
- Избегайте неопределенных слов, таких как «люди», «вещи», «штука» и так далее.
- Некоторые считают, что «несбалансированное» сочинение, которое сфокусировано на одном вопросе из двух, всегда слабее, и автор должен стремиться распределить внимание между рассматриваемыми объектами или текстами 50/50. Однако другие полагают, что в эссе умение выделить то, что особенно важно для обоснования его цели или тезисного утверждения. Один из текстов может просто обеспечивать контекст или давать исторические/художественные/политические пояснения для основного текста, и тогда ему незачем посвящать половину эссе. В данном случае «слабым» эссе будет такое, в котором одинаковое внимание будет уделяться неравнозначным текстам, вместо того, чтобы сконцентрировать его преимущественно на основном тексте.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 68 730 раз.
Была ли эта статья полезной?
На чтение 4 мин. Просмотров 12.2k. Опубликовано 17.08.2018 Обновлено 17.08.2018
Содержание
- «Как написать сравнительную характеристику двух героев?».
- Особенности работы
- Пример сравнения
- Тонкости характеристики
«Как написать сравнительную характеристику двух героев?».
Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.
Особенности работы
Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Советуется указать возраст, положение в обществе, пол. Важно поговорить о происхождении, образовании, достатке, взглядах на жизнь, философии существования.
Особого внимания требуют черты характера. Один персонаж может обладать веселым нравом, хорошим чувством юмора, добротой, легкостью и простотой. Второй будет отличаться угрюмостью, лицемерием, циничностью.
Важно указать, какие отношения героя с общественность, друзьями, близкими людьми. Так кто-то может высказывать мизантропные идеи, этот человек уже устал от окружающих. Им в литературе выступает Евгений Онегин. Другой персонаж выражает особое жизнелюбие. Он не устает познавать мир, как это делал Евгений Базаров. Есть понимающие герои, которые лояльно относятся к обществу. Им выступает князь Мышкин. Раскольников при этом является эгоистом, который заботиться только о собственном благополучии и строит ужасающие теории.
Сравнить героев можно по тому, как они ведут себя в одной и той же ситуации. Это лучше всего демонстрирует их характер. Когда началась война, то Андрей Болконский отправляется в бой. А его верный товарищ Пьер Безухов занимает место в ополчении.
Пример сравнения
В качестве примера можно взять Татьяну Ларину и княжну Мери. Первая дама является молодой совершеннолетней девушкой. Она обитала в деревне, ее родители были помещиками. Близким человеком Татьяны была няня, которая ее воспитала и очень любила. Девушка предпочитает читать французские романы и мечтать о прекрасном. В силу возраста она наивная. У нее не хватает жизненного опыта. У нее романтичная и задумчивая натура. Она обладает красотой и изящностью.
Княжна Мери является аристократкой. Это тоже молодая девушка, обладающая наивностью и доверчивостью. Он сумела увидеть свет, пообщаться с разными людьми. Предметом симпатии обеих девушек стали молодые люди, которые значительно отличаются от их привычного окружения. Чувства полностью поглощают их. Ради чувств они готовы на любые поступки.
Можно сравнить Татьяну Ларину и Анну Каренину. В их жизни были похожие ситуации, но девушки вели себя по-разному. Евгений спустя время влюбился в Татьяну и рассказал ей о своих чувствах. Та, будучи замужней женщиной, отказала ему. Девушка не изменила своим принципам, сохранила честь и достоинство. Анна не смогла быть с нелюбимым мужем. Настоящие чувства она поставила выше, решилась на измену и развод. Женщина испортила свою репутацию, что ее и сгубило. Она бросилась под поезд, когда жить стало невыносимо.
Тонкости характеристики
Большое значение в сравнении играют убеждения героев. Ведь у каждого персонажа своя философия, которой они пытаются придерживаться. Так Раскольников думал, что некоторые люди имеют право на убийство. Именно эти размышления и толкнули его на преступление. У Базарова другие взгляды. Он считает, что судьба человека в его руках. Только для достижения успеха нужно много трудиться.
Отлично героев характеризуют отношения с родными, близкими, друзьями, окружением.
Имеет значение, как сам писатель относится к своим персонажам. Он может испытывать к ним симпатию или антипатию. Автор пытается вызвать определенные ощущения у читателя. Нужно определиться, какие эмоции вызывает конкретный герой и его поступки.
Если вам понравилась статья на тему «Как написать сравнительную характеристику двух героев?», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения
Сочинение на тему «Какие ошибки невозможно исправить?»
«В чем смысл жизни?»
Сочинение про папу