Как найти смысл на жизненном пути сочинение аргументы из литературы

Аргументы на тему: Смысл жизни (для итогового сочинения)

Автор: ·
Опубликовано 14.09.2020
· Обновлено 14.09.2020

Многомудрый Литрекон подготовил новый список примеров из литературы для сочинения по направлению «Разговор с собой», направленный на раскрытие тематического блока «Смысл жизни». Безусловно, любую тему можно раскрыть с разных сторон. А данное направление тем более представляется весьма широким. По этой причине Многомудрый Литрекон выбрал разнообразные варианты тезисов, которые помогут сузить представленную тему, и обозначил их в микровыводах после каждого аргумента, а также в подзаголовках.

Содержание:

  • 1 Как найти смысл жизни?
  • 2 В чем смысл жизни?
  • 3 К чему ведет отсутствие смысла жизни?
  • 4 Может ли эгоизм быть смыслом жизни?
  • 5 Почему людям трудно найти смысл жизни?

Как найти смысл жизни?

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. Поиском смысла жизни был занят князь Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В самом начале произведения читатель видит героя, который не понимает, ради чего он существует на этом свете. Ему опостылела жизнь, так что он отправляется на фронт – воевать. Во время первых сражений Болконский стремится прославиться, заслужить одобрение в глазах начальства. Ему кажется, что в этом и есть его цель. Впоследствии читатель убеждается, что это ложная мысль, ложное стремление. В действительности слава и признание окружающих вовсе не обуславливают бытие князя Андрея. Служба не приносит ему удовлетворения от жизни, не делает её осмысленной. Понять свое заблуждение и найти решение проблемы Болконскому помогает страдание, испытанное на поле боя. После аустерлицкого сражения герой, раненный в битве, лежит на земле и смотрит на небо. И в этот момент – крайне важный и переломный – Болконский осознаёт, что раньше он лишь «бежал» в суматохе дней. «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения», – заключает князь Андрей. Так, герой нашел смысл жизни через страдания и испытания: получив богатый жизненный опыт, он научился видеть мир и себя в нем более ясно.
  2. «На дне» М. Горький. Пьеса Максима Горького  «На дне» подобна некоей наглядной энциклопедии судеб людей, которые утратили смысл жизни. У них нет высоких целей, они ни к чему не стремятся. У каждого героя свой путь, своя история того, как они опустились на это «дно» и оказались в ночлежке. Кажется, они ещё не утратили надежду на светлое будущее. Но стоило страннику Луке возродить в сердцах стремление к лучшему уделу, как некоторые из его слушателей действительно стали исправляться. Так, Актер принял решение вернуться на сцену и избавиться от алкоголизма. Ради этого нового смысла бытия он смог побороть свое пристрастие на несколько дней, сделал первые шаги на пути к обещанной Лукой бесплатной больнице. Однако когда он узнал, что ему и дальше придется самому бороться за счастливое будущее, без волшебных больниц и снадобий, он пал духом и ушел из жизни. Оказалось, что никто из обитателей дня не готов прилагать усилия, чтобы исправить своё бедственное положение. Их поиск смысла жизни заканчивается на мечтах о лучшем, которые ничем не подкреплены в реальности. К сожалению, эти люди в большинстве своём уже нравственно погибли. Таким образом, человек ответственен за свою жизнь. Чтобы чего-то добиться и куда-то прийти, нужно идти и трудиться. Смысл бытия можно постичь только в результате самостоятельной внутренней работы над собой, другие люди не могут придумать его за нас, как бы ни старались.

В чем смысл жизни?

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. Вся сюжетная линия князя Андрея Болконского в романе-эпопее представляет себе путь героя к обретению истинного смысла жизни. И этот путь тяжёл, разнообразен: это война, то самое знаменательное сражение при Аустерлице, встреча давнего и настоящего друга Пьера Безухова в Богучарове, знакомство с Наташей Ростовой. К нему приходит осознание, что смысл его жизни вовсе не в собственном успехе, а в спокойной и умиротворённой жизни, в обретении любящей семьи. В последние дни жизни герой смог найти гармонию в себе и в окружающем мире. Он простил и всем сердцем полюбил Наташу, примирился со всеми обстоятельствами и чувствами, осознал выполненный по отношению к Родине долг. Для счастья человеку нужен человек, жизнь должна быть посвящена не только себе самому – к таким выводам приходит Андрей Болконский, найдя свой смысл жизни в бесконечном потоке любви.
  2. «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. Герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» – незрячий мальчик Петруся. С самого детства его жизнь непроста из-за его недуга. Но он вовсе не отчаивается и вскоре обретает свой смысл жизни. Он находит его в искусстве – в музыке. Услышав однажды, как играет на дудочке конюх Иоахим, Петрусь восхищается, приходит в восторг и осознаёт, что жить без музыки не сможет. Герой самостоятельно прикладывает усилия и стремится к тому, чтобы найти своё предназначение и свои цели. Он проходит долгий путь и в итоге становится известным и талантливым пианистом. Однако искусство – не единственный смысл жизни героя. Кроме своего любимого дела, Петрусь обретает семью – жену и ребёнка. И две этих составляющих – любимое занятие и близкие люди – приносят истинное счастье Петру. Это и есть его смысл жизни. 
  3. «Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Главная героиня произведения Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» – Матрёна. Сам автор считает женщину настоящим праведником – на таких, как она, держится многое в мире. Матрёна посвятила всю свою жизнь помощи другим людям. Сначала она пожертвовала любовью к Фаддею, чтобы помочь его семье в трудные времена. Потом она стала приемной матерью для одной из его дочерей и выделила ей большую часть избы в качестве приданого. Все время женщина появлялась там, где было нужно ее участие, и безропотно отдавала всю себя во благо общего дела. Она ничего не требовала взамен, не искала собственной выгоды, не гналась за прибылью или материальными ценностями. При этом героиня была действительно счастлива, потому что у неё была возможность сделать окружающих более радостными или даже счастливыми. Её смысл жизни заключался именно в этом. 

К чему ведет отсутствие смысла жизни?

  1. «Обломов» И.А. Гончаров. Главный герой произведения – Илья Ильич Обломов. Его судьба  – это пример истории, когда человек так и не смог найти смысл жизни, а со временем и вовсе перестал искать его. Жить и развиваться без цели человек не может. Когда он ни к чему не стремится, он нравственно погибает. Так случилось и с Ильей Ильичом. Больше всего он любит праздно лежать на своём любимом диване. Погубило Обломова отсутствие действий и целей. Он совсем не прикладывает усилий, чтобы что-то поменять в жизни или чего-то добиться. Желая сохранить Обломовку и разобраться с хозяйственными делами, он откладывает все это на потом и во всем зависит от Андрея Штольца, который и делает за него всю работу. Илью Обломова не спасла даже любовь к Ольге Ильинской. Он хотел брака с нею, но так ничего и не сделал для этого. Так, герой нравственно умер, даже не пытаясь спастись. Выбрав спокойное прозябание на диване, праздность и зону комфорта, Илья Ильич пустил на самотек судьбу близких ему людей — жены и сына. Его смерть от такого образа жизни была лишь вопросом времени, и он выбрал ее — самый легкий и приятный путь из всех возможных. Это и есть подтверждение нравственной деградации героя: даже семья не мотивировала его меняться к лучшему. Таковы последствия отсутствия осмысленности бытия. Если человек не прилагает усилий, не ставит цели, его жизнь меркнет, теряет смысл и ведет к деградации личности.
  2. «Человек в футляре» А.П. Чехов. В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» учитель гимназии Буркин рассказывает историю о своём коллеге – Беликове, который преподавал в школе греческий язык. Главная черта этого героя – его враждебность ко всему, что не входило в список того, что «правильно». Эта ограниченность завела героя в нравственный тупик: он не имел смысла жизни и существовал по инерции, просто потому, что это прилично и дозволено. Герой боялся любого действия, которое не предусмотрено какими-то законами или правилами. Беликов словно выстроил вокруг себя «футляр» из норм и догм сомнительной важности, которые не давали ему задуматься над более важными вещами — семьей, призванием, любовью. Он не выходил из этой оболочки и вовсе не стремился к обретению счастья, закрываясь от мира галошами, очками, зонтиком и пальто.  Его единственная попытка прорвать заслон — ухаживания за Варей — была задушена новыми комплексами и предрассудками. Ради второстепенных приличий он пожертвовал первостепенным чувством. Его страхи взяли над ним верх и встали у него на пути к поиску истинного смысла жизни, поэтому он просто умер в одиночестве, никем не оплаканный и не любимый. В итоге его похороны были встречены вздохом всеобщего облегчения: таковы последствия бесцельного прожитого пути человека.

Может ли эгоизм быть смыслом жизни?

  1. «Крыжовник» А.П. Чехов. Герой рассказа Антона Павловича Чехова «Крыжовник» – Николай Иванович Чимша-Гималайский. Поиском смысла жизни он вроде бы не был занят, ведь давно уже понял, чего желает. Его предел мечтаний – это собственный домик и непременно с крыжовником, растущий в саду. Николай Иванович экономит, копит деньги на свою усадьбу. Он не только сам голодает, но и жену заставляет делать то же самое. Женщина вскоре умерла от такого существования. Однако это событие не тронуло героя – он занят только своим желанием. В какой-то момент Николай Иванович достигает цели. Счастлив ли он? Да, ведь со слезами радости на глазах вкушает свой крыжовник. Но жизнь его не приносит пользы ни ему самому, ни тем более окружающим. Более того, его легкомыслие, эгоизм и самомнение героя приносят вред другим людям: он сутяжничает с соседями, спаивает крестьян. Но самое важное, что подметил его старший брат, заключается в том, что он деградирует от сытой барской жизни, ведь ничем не занимается, ни о чем не думает. Поэтому брат Николая Ивановича – Иван Иванович – от лица которого ведётся повествование, приходит к выводу, что смысл человеческой жизни состоит не в услаждении собственных желаний, а в том, чтобы заботиться об окружающих. Это подтверждает следующая цитата: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
  2. «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин. Герой рассказа И.А. Бунина – безымянный господин из Сан-Франциско. Это человек, который жил ложными ценностями. Своим смыслом жизни он сделал деньги, наслаждение и развлечения. Он не обращал внимание на окружающих, его не заботили чужие судьбы, поэтому он так далек от своей семьи, и их первый совместный отдых состоялся лишь в преклонном возрасте, когда силы покинули человека. Господин из Сан-Франциско умирает в самом начале вояжа, так и не познав истинного счастья, ведь настоящее счастье неразрывно связано со смыслом жизни, которого у него не было. Он все откладывал семью, самообразование, путешествия и другие прекрасные, вдохновляющие нас вещи на потом, растеряв все время на приобретение материальных ценностей. Герой этого произведения не думал ни о чём, кроме денег, поэтому не добился ничего, кроме внушительного банковского счета. Ни уважения общества, ни любви семьи он так и не испытал, а потому возвращался домой в ящике из-под содовой, пока на верхней палубе прожигали дни такие же недальновидные люди, как он. В погоне за прибылью он даже не стремился выйти за эти рамки и достичь большего. Деньги заботили его больше, чем люди. Сначала господин из Сан-Франциско погиб нравственно, а вскоре и физически. Его эгоизм привел к тому, что жизнь была прожита напрасно: герой не получил того, чего хотел, и не сделал ничего, что могло бы послужить его самореализации в этом мире. Автор подчеркнул обреченность такого общества названием судна «господина» — «Атлантида». люди, погрязшие в себялюбии и жадности, исчезнут без следа и итога, как и затерянная страна.

Почему людям трудно найти смысл жизни?

  1. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. Евгений Онегин – первый «лишний» человек в русской классической литературе. Он всю жизнь пытался понять своё предназначение, но в итоге лишь окончательно запутался и остался несчастен. Любое занятие приносило ему или тоску, или разочарование – или и то, и другое сразу. Он интересовался всем, но ничем не увлекался всерьез из-за своей инфантильности и ветрености. Выбирая новое дело, среду, людей, увлечение, Евгений не хотел нести ответственности за результат и идти к нему тернистой тропой. Из-за пресыщенности и лени души поиск смысла жизни Евгения Онегина ничем не увенчался. Большую часть жизни он был занят развлечениями, светскими мероприятиями и иными видами отдыха. И даже настоящая любовь не может помочь герою, потому что он и ее боится. Таким образом, трусость, легкомыслие и инфантильность делают Евгения несчастным, а поиск смысла жизни – безуспешным и незавершённым. 
  2. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Главный герой повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. Подобно Евгению Онегину в романе А.С. Пушкина, этот герой стремится осознать, для чего он живёт, но приходит к выводу, что он лишь «топор в руках судьбы», который занимается только тем, что причиняет боль окружающим, развлекая себя приключениями за счет их страданий. Печорин холоден, скуп на эмоции, эгоистичен – это качества не дают ему возможности стать по-настоящему счастливым. Он отталкивает даже тех, кто действительно любит его. Поэтому герой оказывается крайне одинок. Но почему же? Григорий достаточно умен, чтобы найти причину своих ненастий, но не имеет воли и мотивации измениться к лучшему. Он не хочет становиться другим и находит мрачное удовольствие исследовать глубины своих пороков. Гораздо легче оставить внутренние изъяны неприкосновенными, чем бороться с ними путем ежедневных ограничений и усилий. Таким образом, Печорин не сумел и не захотел применить свои навыки и знания для того, чтобы обрести цель в жизни, а вместе с ней – смысл. Чтобы пройти этот непростой путь, человек должен полностью управлять собой, направлять себя все выше и выше, а далеко не все готовы трудиться ежедневно и ограничивать свои пороки. Этот процесс сложен, как и любая постепенная, упорная и постоянная работа. Но только так человек сможет понять, что для него по-настоящему значимо. 

Автор: Мария Сербина

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературыРазговор с собойсмысл жизни

Читайте также:

Наверх

Темы

  1. Выбор жизненного пути
  2. Как найти жизненный путь?
  3. Любовь как путь самопознания
  4. Как определить свой жизненный путь?
  5. Смысл жизненного пути
  6. Куда ведет жизненный путь?
  7. Возможен ли путь без ошибок?
  8. Каким путем человек идет к себе?
  9. Какие цели важны на жизненном пути?
  10. Что может исказить жизненный путь?

Аргументы

  1. И.А. Гончаров, «Обломов». Главный герой выбрал самый легкий жизненный путь — плыл по течению. Илья Обломов жил на скромные доходы от своего имения и ничего не предпринимал, чтобы улучшить свое материальное положение. Он довольствовался малым — тем, что судьба сама даст ему в руки. Илья Ильич мирился даже с грязной комнатой и небрежностью слуги, лишь бы ничего не делать. У него не было своих целей, интересов, а потому и перспективы его были туманны и призрачны. Барин проживал родительское наследство и все заботы перекладывал на плечи друзей и знакомых. Целыми днями герой просто дремал и грезил об уюте, комфорте и хороших воспоминаниях из прошлого. Все, что он хотел, уже у него было. Детство в Обломовке так и не закончилось для Ильи Ильича. Поэтому жизненный путь Обломова привел его к преждевременной смерти, ведь духовно он умер уже давно — когда перестал к чему-либо стремиться и остановился в развитии. Увы, самая легкая дорога судьбы всегда ведет в тупик.
  2. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Определение своего жизненного пути — главный вопрос для каждого человека. И очень часто люди ошибаются, сводя свою судьбу к погоне за материальными ценностями. Так поступил и герой рассказа. Господин все отпущенное ему время потратил на обогащение. Он работал днем и ночью, мало общался с семьей и до пятидесяти лет ни разу не отдыхал. А когда он, наконец, собрался с мыслями и силами, его настигла смерть на острове Капри. Зачем же были все эти годы тяжкого труда, который ему даже не нравился? К чему он пришел? К тому, что родная дочь сторонилась его в отпуске, а жена постоянно ссорилась с ним? К сожалению, герой ошибся в выборе жизненного пути, посвятив его погоне за деньгами. Он неправильно расставил приоритеты, поэтому не нашел себя и своего счастья.
  3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Любовь помогает человеку понять себя и найти свою судьбу. Это доказывает пример из произведения «Капитанская дочка». Петр Гринев в свои 17 лет был еще недорослем, гонявшим голубей по двору и превращающим карту в воздушного змея. Отца не устраивала такая ситуация, и он отправил избалованного сына отбывать службу в суровые условия, где не было знакомств и связей, соблазнов и развлечений. Но именно там Петр нашел свою избранницу — дочь коменданта крепости. С этой любви началось становление его мужского характера. Он постоял за честь Марьи с оружием в руках, понял цену дружбы и суть предательства, научился прощать и проявлять благородство. Во время обороны крепости Петр думал о Марье и продемонстрировал всю смелость, решительность, силу духа. Чувства к ней заставили его в одиночку предпринять опасное путешествие и взять на себя ответственность за судьбу девушки. Можно с уверенностью утверждать, что Гринев познал себя в полной мере и раскрыл свои возможности благодаря своей любви к Марье, ведь она мотивировала его на настоящие поступки.
  4. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Жизненный путь Андрея Болконского пролегал через испытания и переосмысления себя. Герой определил его благодаря рефлексии и умению слышать свой внутренний голос. Первоначально он искал себя на военном поприще, думая, что его карьерная лестница начинается на передовой, где гибнут люди. Но собственный подвиг разубедил князя: он осознал, что напрасно повел солдат в грязную и кровавую схватку, где даже не решалась судьба его Родины. Зачем эта война? Для чего? Андрей почувствовал, что прежний кумир внушает ему омерзение, а былые цели ничего не значат. Вернувшись домой, он нашел применение себе в реформаторской деятельности, но и она не удовлетворила его духовные поиски. Он ощутил ее фальшь и никчемность. Также Болконский попробовал создать счастливую семью, но невеста обманула его ожидания. Тем не менее, на Отечественной войне он смог очиститься от желания мести и простить тех, кто сделал ему больно. Перед смертью он почувствовал высшее счастье и познал высшую мудрость. Очевидно, что Андрей шел к себе методами проб и ошибок на зов внутреннего голоса. Он умел признать свои ошибки и продолжать путь к истинным ценностям, которые безошибочно выявило его сердце.
  5. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Жизненный путь Пьера Безухова стал осмысленным тогда, когда герой смог расставить приоритеты и определить подлинные моральные ценности. Переосмысление жизни произошло у героя в плену, когда он проникся народной мудростью Платона Каратаева, который жертвовал собой ради людей и делал все, чтобы мир стал лучше. Именно эта философия помогла Безухову выстроить личные границы со светским обществом и идти к своим целям, несмотря на одобрение или осуждение кого-либо. Он стал самостоятельным человеком со своей миссией и идеологией, тесно связанной с историческим путем России. После возращения из плена Пьер создал идеальную семью, которая его во всем поддерживала, и занялся общественной деятельностью, которая отвечала его духовным запросам. Судьба России больше всего интересовала героя, поэтому он посвятил все силы ее политическому развитию. Таков был смысл его осознанного жизненного пути. Если вдуматься, мы все идем к этой цели, только разными дорогами. 
  6. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Жизненный путь всегда ведет человека к себе самому, к осознанию и принятию своей личности и индивидуальности. Главная героиня рассказа поняла это довольно рано. Ее поступки и мысли очень зрелые для ее возраста. В финале книги становится очевидным вывод, к которому она пришла, изучая литературу, религиозные обряды и философию. Героиня выбрала себе духовное призвание и приняла решение дистанцироваться от мирской суеты. Эти итоги не были случайным капризом. Она шла к ним поэтапно и давно. Девушка испытала себя любовью, прелестями светской жизни, научными доводами, роскошью, но ни один соблазн не подорвал ее доверие к себе и своему внутреннему голосу. Даже ночь наедине с избранником не заставила ее поколебаться и свернуть с дороги. Она отдавала себе отчет в том, что ее путь к себе возможен только в условиях религиозного очищения души, аскезы и духовного роста. Она стремилась только к одному — обретению лучшей версии себя.
  7. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Жизненный путь нельзя пройти без ошибок, что доказывают судьбы героев рассказа Бунина. Давным давно Надежду и Николая связывали узы любви, но каждый из них в те переломные моменты совершил просчет. Николай влюбился несерьезно и разбил сердце девушки, когда женился на другой. Он совершенно напрасно обманул ее ожидания. А Надежда зря поверила в непостоянную любовь барина и загубила свою личную жизнь. После отношений с Николаем она уже не могла найти себе суженого и довольствовалась одиночеством, чтобы никого не ранить своим равнодушием. Никто из них так и не обрел счастья. Николая в супружестве ожидало лишь разочарование, а Надежда так и не завела семьи. Ошибка молодости была у каждого героя, есть она и у каждого человека, ведь тот, кто учится ходить, не может ни разу не упасть.
  8. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Человек идет к себе путем, состоящим из проб и ошибок, взлетов и падений. По-другому просто нельзя, ведь изначально мы себя совсем не знаем и не понимаем, куда двигаться. Это доказывает пример Евгения Онегина. Герой вырос в светской суете столицы и изначально отождествлял себя с этим маскарадным образом жизни, где все не то, чем кажется. Но со временем Евгений пресытился игрушечным миром, все все страсти были неискренними и фальшивыми. Он покинул свет и стал деревенским затворником, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу, пролить свет на свое предназначение. Впрочем, скука деревни и ограниченность ее жителей столь же быстро наскучили ему. Но в этих условиях Евгений смог проверить себя, пройдя через  испытания любовью и дружбой. Оба результата показали, что ему необходимо проделать серьёзную работу над собой. Онегин отправился в путешествие по России, чтобы изучить свою натуру через призму новых впечатлений и открытий. И лишь в финале герой осознал свои истинные потребности и цели, но было уже поздно. Тем не менее, его дорога к себе может стать примером для читателя. Чтобы лучше разобраться в своем характере, необходимо выходить из зоны комфорта, испытывать себя, пробовать что-то новое, и тогда наше «Я» раскроется с разных сторон.
  9. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Наиболее важные цели на жизненном пути точно сформулировал Евгений Базаров. Герой отдавал предпочтение труду и поиску собственного призвания. Он настаивал на том, что человек должен относиться к миру, как к сфере деятельности, как к полю, которое нужно возделать. Евгений считал, что люди не должны подстраиваться под существующие условия и обстоятельства, что в их силах все изменить и преобразовать к лучшему. Поэтому сам герой был погружен в научную деятельность, которая давала практические результаты и была наиболее полезна обществу. В отличие от сибаритствующего Аркадия, Евгений рано вставал и сразу же брался за работу. Его деятельный ум не уставал искать дело. Он помогал советами Фенечке, осматривал ее ребенка, а у себя дома принимал людей и лечил их. Конечно, категоричность в любви и в оценке искусства многих отталкивает от его идеологии, но главная ее суть верна и в наше время. Человек рожден для того, чтобы реализовать свой потенциал в труде, улучшающем мир и обогащающем цивилизацию, культуру, науку.
  10. А.П. Чехов, «Ионыч». Человека легко сбить с пути, и сделать это может, прежде всего, наше окружение. Не секрет, что общество очень сильно влияет на личность и способно исказить ее судьбу. Так произошло и с Дмитрием Старцевым. Герой переехал в захолустье, где ему предоставили место уездного лекаря. Сначала он презирал местных обывателей и продолжал стремиться к большему: изучал научные материалы, помогал пациентам новыми методами, хотел поднять уровень медицины в регионе. Однако со временем среда начала потихоньку опускать Дмитрия до своего уровня. Не найдя единомышленников и поддержки, он поневоле стал разделять образ жизни и мыслей того окружения, которое было. Рутина убила его амбиции, погасила огонь в глазах. И молодой мечтатель Дмитрий превратился в обрюзгшего Ионыча без целей и грез. Старцев жаждал принести пользу обществу, стать светилом медицины, а достиг лишь уровня посредственности, ищущей в работе только деньги. Его путь исказила социальная среда, в которой он не смог себя реализовать.

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: смысл жизни (таблица)

Из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили самые актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся смысла жизни. К каждой из них мы подобрали интересные аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

Содержание:

  • 1 Смысл жизни
    • 1.1 В помощи людям
    • 1.2 В материальных ценностях
    • 1.3 В служении Родине
    • 1.4 В любви
  • 2 Поиски смысла жизни
  • 3 Ложный смысл жизни и последствия ошибки

Смысл жизни

В помощи людям

  1. Проблема смысла жизни полностью раскрывается в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Именно в этом произведении главная героиня, не щадя себя, помогает людям. На протяжении всей своей жизни Матрёна всегда отдавала всё, что у неё было, и ничего не требовала взамен. Несмотря на то, что многие просто пользовались добротой героини, она радовалась каждому дню и была благодарна за свою жизнь. По мнению самого автора, именно Матрёна и есть самый настоящий праведник, на котором держится абсолютно всё.
  2. Наташа Ростова, героиня романа–эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Начиная с самого детства, она души не чаяла в родителях, братьях и сестрах. Будучи замужней женщиной, Наташа отдавала всю свою любовь мужу, Пьеру Безухову, и детям. Также Ростова не забывала и о помощи незнакомым людям. Вспомним эпизод после Бородинского сражения, когда героиня бескорыстно помогает раненным солдатам и размещает их у себя дома. Наташа Ростова живет ради того, чтобы сеять вокруг себя доброту, любовь и ласку.

В материальных ценностях

  1. Фамусовское общество, известное по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», считало своим смыслом жизни лишь материальные ценности. Слава, чин, деньги, положение в обществе – всё это играет для них главную роль. И для достижения этого они не боятся лицемерить, совершать подлости, пакостничать и сплетничать. Например, Молчалин обманывает дочь своего начальника, изображая любовь, только бы добиться повышения и протекции. Лишь один Чацкий понимает, что это ложные ценности, но светское общество отказывается в это верить и просто не принимает его точку зрения.
    2. Пожалуй, рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» является самым настоящим примером, в котором смысл жизни героя – это материальные блага. Безымянный Господин всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, поэтому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда даже поговорить не о чем. Не мудрено, ведь для героя самое главное – это деньги, но жена и дочь не могут о них беседовать. Именно на примере своего героя автор хочет показать, насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Недаром все пассажиры, зациклившиеся на богатстве, плывут на судне под названием «Атлантида» — они обречены на гибель.

В служении Родине

  1. Для многих героев русской литературы смысл жизни заключается в служении Отчизне. Например, для Андрея Соколова из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Узнав о начале войны, он безоговорочно отправился на фронт. Да, ему было трудно – несколько ранений, плен, но Андрей ни разу не задумывался о том, чтобы предать свою Родину. Даже мысль об этом вызывала у него отвращение. Храбро вёл себя Соколов и в лагере. Вспомним эпизод, когда герой отказался пить вместе с немецким комендантом Мюллером. Как мы видим, смысл жизни для Андрея – это его отчизна и любовь к ней.
  2. Для Василия Тёркина, героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», Родина – это смысл жизни. Он — обычный солдат, который не боится отдать собственную жизнь ради победы над врагом. Тёркин — храбрый, ловкий, мужественный и сильный. Его не пугают трудности, так как с помощью своей смекалки он способен найти выход из любой ситуации. Герой достоин настоящего уважения. Василий Тёркин – это пример истинного патриота своей страны, который готов ради неё на всё.

В любви

  1. Главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», Катерина, считала смыслом своей жизни любовь. Именно это чувство неразрывно было связано у неё со свободой, которой ей не хватало. Всю свою жизнь героиня хотела любить и быть любимой. Однако её муж, Тихон, не обращал внимания на Катерину. С каждым днём героиня ощущала себя всё несчастнее и несчастнее. Лишь после появления Бориса героиня поняла, что она способна на любовь. Эта запретная связь тяготила Катерину, но поделать она ничего не могла, ведь ей так хотелось быть любимой и в этом чувстве обрести долгожданную свободу. Однако конфликт чувства и долга привел ее к тому, что она не смогла жить, отказавшись от одной из конфликтующих сторон. Женщина избрала смерть, так как утратила смысл в жизни.
  2. Смысл жизни в любви видел и герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Несмотря на то, что эти чувства были обречены с самого начала, Желтков продолжал всем сердцем любить Веру. Он ничего не требовал взамен. Для него самое главное – это её счастье. Желтков никогда не позволял себе переступить черту, зная, что Вера — замужняя женщина. На своём примере герой доказал, что любовь сильнее смерти. Когда его вынудили отказаться от своего чувства, он покинул этот мир, ведь жил лишь ради любви.

Поиски смысла жизни

  1. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» герой всю жизнь искал свое предназначение. Однако любое дело приносило лишь скуку и разочарование. Ему надоела пустая болтовня в свете, он принялся за организацию хозяйства в унаследованной деревне. Но и эта деятельность вскоре перестала его интересовать. Дружба и любовь тоже не вдохновляли Евгения. В итоге он слишком поздно понял, что именно в них мог бы найти себя. Пушкин оставляет финал открытым, дабы подчеркнуть, что впереди у героя лишь однообразные одинокие скитания, которые нет смысла описывать. Свой смысл жизни он потерял из-за пресыщенности и лени души.
  2. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин ищет смысл жизни, но не находит его из-за своих пороков: эгоизма, боязни чувств и равнодушия. Многие люди идут к нему с добром, лаской и любовью, но взамен получают лишь холодность. Из-за этого Григорий Александрович одинок и бессилен обрести предназначение. Он заплутал в лабиринтах судьбы и потерял надежду на благополучный исход. Ни на службе, ни в семье, ни в творчестве герой не смог получить удовлетворение своих амбиций. Поэтому критики назвали его «лишним человеком», который бесплодно сгинул в небытие, так и не применив свои навыки и знания.
  3. В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого один из героев на протяжении всего повествования искал себя. Пьер Безухов пробовал найти свое место в высшем свете, но убедился в его фальши и лицемерии. Затем он нашел любовь, но и в ней разочаровался, получив обман вместо преданности и ласки. Он даже вступил в тайное общество, дабы приносить обществу пользу. Однако ни одна из этих ролей ему не подошла, каждая из них не приносила полного удовлетворения. Только в лоне семьи после всех своих скитаний он обрел себя и смысл бытия. Дети, супружество, честный труд во благо народа – вот, что стало для Пьера настоящим предназначением.

Ложный смысл жизни и последствия ошибки

  1. В произведении Н. В. Гоголя «Шинель» герой жил, не осознавая, зачем. Его существование было лишь ничтожным прозябанием маленького человека в большом городе. Поэтому он нашел его подобие в признании окружения. Он хотел заслужить его не заслугами, а внешним видом. Новая шинель, как ему казалось, стала поводом уважать его персону. Из-за этого он неестественно привязался к этой вещи, и даже погиб от горя, потеряв ее. Если человек ошибается в выборе жизненных ориентиров, его ждут трагические последствия ошибки.
  2. В пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» герой всю свою жизнь проработал во имя ложных идеалов. Он и его племянница трудились за минимальное вознаграждение, а все оставшиеся деньги отсылали отцу девушки, мужу покойной сестры дяди Вани. Он – профессор, и в его лице скромные люди видели саму науку, которой они охотно служили. Однако личная встреча с кумиром показала им, что они пожертвовали всем ради самодовольного ничтожества. Психологический кризис Ивана Войницкого после осознания ложности идеалов привел к тому, что тихий и робкий мужчина пытался убить родственника. Однако в финале он смирился с судьбой и своим глубоким несчастьем.
  3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» главная героиня отвергает предложение Старцева, дабы отправиться в столицу и поступить в консерваторию. Девушка видит смысл своей жизни в музыке. Все нахваливали ее игру на фортепьяно, никто не сомневался в успехе. Но мадмуазель Туркина на деле оказалась посредственной пианисткой. Она вернулась в родной город ни с чем, но так же усердно занималась музыкой, хотя это уже не имело никакого значения. Екатерина разочаровалась в себе и не нашла в себе сил обрести новый стимул развиваться.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Алёна Бузькевич

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • аргумент из литературы
  • ЕГЭ по русскому языку
  • пример из литературы
  • проблема смысла жизни
  • сочинение к ЕГЭ

Читайте также:

Проблема выбора жизненного пути

Каждому из нас в жизни приходилось стоять на “распутье”. Человек взрослеет и ему приходиться делать выбор: профессии, спутника жизни, средств достижения цели. Кто-то с этим определился быстро, а у кого-то на это ушла вся жизнь. Многие обстоятельства способствуют или мешают этому. Но в итоге выбор за нами. Примером того, как человек боится поменять привычный образ жизни, является герой рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре”. Учитель Беляков — личность вполне заурядная. Он живет по принципу “как бы чего не вышло”, закрывается ото всех. Его “футлярная” жизнь вызывает негативное отношение у горожан и коллег. У него появляется шанс стать счастливее. Но Беликов выбирает привычное для него направление жизни, и как результат этого выбора — новый “футляр”- гроб. Герой повести Старцев А. П. Чехова “Ионыч” имел возможность стать благородным доктором, любящим супругом. Но сделал другой выбор. Старцев выбирает сытую жизнь. Он радуется возможности пересчитывать деньги, играть в винт и пополнять банковский счет.

смысл жизни аргументы

Проблема быстротечности человеческой жизни

Каждый из нас верит, что его жизненный путь будет продолжительным и успешным. Но иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда очевидно, как скоротечна и непредсказуема человеческая жизнь. Обстоятельства смерти Берлиоза — одного из героев романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, ярко демонстрируют нам это. Уверенный в своем будущем и уж тем более в том, как он проведет вечер, начитанный редактор готов поспорить с незнакомцем по поводу внезапности человеческой смерти. Но проходит совсем немного времени, и голова Берлиоза покатилась по мостовой. Господин из Сан-Франциско, герой одноименного рассказа И. А. Бунина, вряд ли мог предвидеть, чем закончится долгожданный круиз. Уверенность в том, что роскошное путешествие — заслуженная награда в его жизни, переполняет его. Но судьба распоряжается иначе. Шикарный ужин заканчивается внезапной смертью героя. Его тело помещают в ящик из-под содовой. Жизнь закончилась.

смысл жизни аргументы из литературы

Проблема поиска смысла жизни

Смысл жизни каждого индивидуален. Кто-то живет для себя, кто-то — для других, кто-то разумно сочетает и то, и другое. Есть люди, которые не видят в этом проблемы. Они просто живут, плывут по течению своей судьбы. Но есть те, кто заняты постоянным поиском смысла жизни. Таков любимый герой Л. Н. Толстого Пьер Безухов из романа “Война и мир”. Он страдает от неудовлетворенности своей жизнью. Активный поиск жизненного смысла приводит его в сомнительные компании, масонство, в несчастливый брак. В плену у Безухова происходит переосмысление жизненных ценностей. Он начинает понимать истинность человеческого счастья. В постоянном познании самого себя находится и герой А. С. Пушкина Евгений Онегин из одноименного  романа. Он устал от праздной жизни. Попытка сменить образ жизни в высшем свете на жизнь в деревне не привела к положительному результату. Дуэль с Ленским, чувства Татьяна Лариной — для него это лишь эпизоды постоянных исканий. Автор, прощаясь с героем, так и оставляет его в поиске. Это его удел.

аргументы смысл жизни человека

Истинные и ложные ценности

По ходу своей жизни человек расставляет приоритеты, выбирает то, что он считает для себя важным и отвергает ненужное. Но всегда ли важное для него полезно для общества? Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников совершает преступление. Смерть двух женщин, которых он убил, не дает ему нравственных мучений, и он даже оправдывает себя. Так появляется на свет известная всем теория о праве особенных людей вершить судьбы других. Но знакомство с Соней Мармеладовой приводит его к приобретению ценностей, проверенных столетиями. Раскольников берет в руки Евангелие. В романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” создан собирательный образ людей, которых “испортил квартирный вопрос”. Их позиции созвучны многим. Денежный дождь, осыпавшийся на зрителей театра Варьете, — ценность основного большинства, но не всех. Умение любить, творить — это важно для Мастера и Маргариты, а образ Иешуа представлен нравственным идеалом. Таким образом, произведения классической литературы дают возможность проиллюстрировать проблематику творческих работ-сочинений по указанной теме. А поднимаемые автором проблемы могут дать повод для размышлений нравственного характера. Другие примеры и аргументы для ЕГЭ по теме проблемы смысла жизни смотрите в предложенном ниже видео.

>

Что человек ищет на своем жизненном пути? 3 примера готового итогового сочинения ЕГЭ 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска 11 класса к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Что человек ищет на своем жизненном пути? итоговое сочинение ЕГЭ для 11 класса с аргументами из литературы

Что же представляет собой жизненный путь человека? Жизненный путь — это период времени от рождения до смерти человека, линия жизни, по которой он идет для достижения целей. На протяжении этого пути человек ищет что-то, чтобы преодолев все трудности жизни, встречающиеся на его жизненном пути, обрести покой или получить что-то. У каждого свои нравственные принципы, поэтому каждый человек ищет на своём жизненном пути что-то своё. Кто-то хочет обрести счастье, завести семью, получить достойную работу, которая будет приносить не только материальные блага, но и радость от неё.

А кто-то ищет в жизни только материальную выгоду, становясь жадным и «мёртвым». Такие люди часто окружают нас, они теряют нравственные качества, пытаясь заполучить своё.

Размышляя над этим вопросом, сразу же вспоминаешь рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч». Главный герой произведения — Дмитрий Старцев — прибывает в город С. работать земским доктором. Что же он ищет на своём жизненном пути? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить его жизненный путь с момента его приезда в город, потому что у него появляются новые жизненные ценности. Поначалу Старцев — это молодой энергичный человек, который хочет развиваться и помогать людям. Он встречает Екатерину Ивановну и влюбляется в неё, при виде неё у него горят глаза и бьется сердце. Казалось бы, он находит то, что искал на своем жизненном пути, но его возлюбленная его отвергает. Он впадает в уныние, полнеет, становится одним из обывателей города. Он превращается в Ионыча, который уже ищет в жизни материальное благополучие. Он меняет своё отношение к окружающим, изменяя самому себе, преследует на своем жизненном пути другие цели.

Таким образом, каждый человек ищет разное в жизни, но не каждому удается это получить. И сбиваясь с пути, не получив того, чего хотелось, человек преследует более низкие цели. Всё зависит от самого человека и его внутреннего стержня, способности найти в себе силы противостоять жизненным трудностям, встать с колен и идти дальше к своей начальной цели.

Пример итогового сочинения ЕГЭ для 11 класса №2

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что означает жизненный путь. В моём понимании, это определённый дорога человека, на котором он смог найти просветления, понять правильность и суть своей жизни. Каждый человек выбирает свой жизненный личный путь, по которому он будет двигаться в будущем.

В доказательство моей точки зрения хотелось бы обратиться к произведениям художественной литературы. Яркий пример жизненного пути представлен в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Изначально автор описывает Петрушу Гринёва, как совершенно безответственного мальчишку, который мог и проиграть в карты крупную сумму денег и нагрубить своему слуге Савельичу, всегда помогавшему ему во всём. Но Пётр взрослеет, мужает, становится честным и верным офицером. Когда его друг Швабрин, который готов пойти на всё ради достижения своих целей, переходит на сторону Емельяна Пугачёва и присягает ему на верность, Гринёв не предаёт родину и даёт отпор своему врагу. Швабрин выбрал путь эгоистичного труса, в то время, когда Пётр Гринёв показал себя с лучшей стороны, демонстрируя всю свою честь, отвагу и уверенность, что вызывает восхищение у самого Пугачёва.

Таким образом, мы видим, какому жизненному пути придерживается Гринёв. Он, не смотря на вооружённость врага, не может предать свою страну и не переметнуться на сторону Пугачёва, что делает его верным и храбрым человеком.

Ещё одно произведение, которое мне хочется вспомнить, будет рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Для главного героя произведения материальное благосостояние является одним из самых важных целей в жизни любого человека. Всю свою жизнь он уделяет много времени работе, пытаясь получить всё больше денег. Он абсолютно убеждён, что миром правят деньги. Также он признаётся, что за всё время работы, он ни разу не испытывал удовольствия и счастья. Господин надеется, что у него наконец получится развлечься, поэтому решается поехать на отдых. Он тратит деньги на дорогие блюда, напитки, роскошный номер, но радости от этого совершенно не испытывает. Господин построил себе грандиозные планы на отдых, но их так и не удаётся реализовать, так как он внезапно умирает.

Итак, хочется сказать, что, зарабатывая крупные суммы денег, они не всегда могут сделать человека счастливым и подарить ему радость в жизни.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что каждый человек сам находит свой жизненный путь и сам решает, что ему на этом пути нужно. Каждый выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его принципам и ценностям.

Пример итогового сочинения ЕГЭ для 11 класса №3

Жизненный путь — путь, который учит человека различать плохое и хорошее. Это дорога, что способна преподносить множество сюрпризов в виде невероятно крутых поворотов, потерь, внезапной радости. Однако в этом всем есть логика и ценность. Что же человек ищет на жизненном пути?

Я полагаю, что каждый из нас пытается получить ответ на вопрос о собственном предназначении. К осознанному возрасту мы перестаем в большинстве случае грезить о легких деньгах, узнаем, что такое работа и труд. Также человек может искать признание, уважение и славу. Это характерно для творческих личностей, что хотят оказывать влияние на людей с помощью творчества. Подтвердить собственное мнение я постараюсь примерами из литературных произведений.

Так, в книге «Война и мир» Льва Николаевича Толстого Пьер Безухов оказывается в высшем обществе, где производит неизгладимое впечатление. Социум воспринимает его больше негативно, однако продолжает общаться с молодым человеком, ведь он является наследником большого состояния. Герой отличается наивностью, поэтому не сразу понимает истинную причину улыбок. Он даже женится на прекрасной Элен, о чем вскоре и пожалеет. В результате после череды разочарований Пьер Безухов начинает искать себя, подается в масонство, пробует стать помещиком.

Главный герой заслужил симпатии автора, ведь он никогда не сдавался, продолжал поиски даже при негативном итоге. Пьер на своем жизненном пути решил искать смысл собственного существования, что и смог сделать в конце, найдя любовь и построив семью.

Другой пример есть в книге «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов повествует о жизни крестьян, что задались одним единственным вопросом — «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Недавно освободившиеся от зависимости персонажи общаются с попом, ямщиком, трудящейся женщиной и теми крестьянами, которые когда-то прислуживали самодуру. Цель существования и всего жизненного пути заключалась для главных героев в поиске правды. Стоит отметить, что крестьяне выдвигали варианты ответов, демонстрируя настоящую заинтересованность. Герои уверены в счастье царя, попа, помещиков.

Таким образом, каждый желает получить ответ на определенный вопрос, найти собственное предназначение. Это часто становится идеей всей жизни, которая задает дальнейший путь человека. Герои книг также преследуют разные цели, в большинстве своем успешно достигают задуманное.

Для тех, кто пишет итоговое сочинение в 2021 году:

  • Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» итоговое сочинение 2021-2022

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Проблема смысла жизни человека

Сочинение Проблема смысла жизни человека (итоговое с аргументами и примерами из литературы)

Иногда людям требуются годы на поиск ответа на вопрос: «В чём смысл его жизни». Однако каждый отвечает на него по-разному, это зависит от личных приоритетов и ценностей. Писатели-классики отечественной литературы неоднократно поднимали проблему смысла жизни человека в своём творчестве. Обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Н.Г. Чернышевский обозначил психологизм в произведениях Толстого термином «диалектика души». Писатель детально изображал духовное развитие и изменения психологического состояния героев. Они находились в постоянном движении и переживали внутренние переломные моменты, влияние на которые оказывали, в особенности, внешние события.

Условно автор делит героев на «любимых» и «нелюбимых». Первые внешне выглядят некрасивыми, но при этом находятся в постоянном движении и самосовершенствовании. Вторые же отличаются эгоистичностью и лицемерием, обладая только внешней красотой.

Ярким примером «любимого» персонажа является Наташа Ростова. В начале произведения героиня предстаёт перед читателями обаятельной и жизнерадостной девочкой. Своей энергией она делится с окружающими. Стоит обратить внимание на эпизод, когда Николай Ростов проиграл крупную сумму в карты Долохову: он пребывал в унынии, но когда Николай услышал пение сестры, то к нему вернулась надежда, вера в свои силы, ему захотелось подпевать. Но, несмотря на свои хорошие качества, Наташа на тот момент была совсем неопытна. Например, она по глупости отвечает взаимностью на ухаживания Анатоля Курагина. А Андрея Болконского, с которым Ростова должна была пожениться, предательство Наташи сильно ранит: «…я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить». Однако героиня признаёт свою ошибку и раскаивается в содеянном. А во время бегства семьи Ростовых из Москвы, она решается на отважный поступок: героиня уговаривает семью отдать подводы, предназначенные для перевозки вещей, раненым. Так, Наташа ставит цель не только жить в любви и счастливо, но и заботиться о мире и окружающих, в чём выражается её патриотизм.

Личность Андрея Болконского тоже показана в постоянном развитии. Если изначально он восхищается самой персоной Наполеона, то потом он разочаровывается в прежних идеалах. Особым переломным моментом в его жизни стало Бородинское сражение. К нему приходит осознание, что победа зависит не столько от схем и планов, сколько от общего духа народа и случайностей. Получив ранение и находясь при смерти, Андрей познаёт «божескую любовь», называя её «сущностью души» и прощает Наташу.

Получается, что на протяжении всего сюжета «любимые герои» Толстого меняют смысл своей жизни, но для этого они вынуждены преодолеть ряд испытаний.

Таким образом, Л.Н. Толстой подробно раскрывает проблему смысла жизни человека через систему образов героев.

Итоговое

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема смысла жизни человека

Проблема смысла жизни человека

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Память и забвение

    Известный писатель Леонид Зорин отмечал: «Память может и подвести, зато забвение — безотказно». Подобное утверждение одобрят выдающиеся личности. Порой люди или ситуация задерживается в памяти других поколений

  • Печорин в системе женских образов романа Герой нашего времени сочинение

    В 1940 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал свой знаменитый психологический роман «Герой нашего времени». Главный герой этого произведения Григорий Печорин, житель Петербурга

  • Философская лирика Заболоцкого сочинение

    По-моему, вся лирика Заболоцкого является философской. Даже если в стихотворении просто показан пейзаж, не поднимаются «вечные» вопросы…

  • Сочинение Ёлочка-красавица

    Как известно, лес — это прекрасное место, которую обладает необъяснимой притягательностью для каждого, кто хоть раз был тут. Он приобретает определенный шарм во все времена года, однако именно зимой его запоминают больше всего.

  • Сочинение по произведению Станционный смотритель Пушкина

    «Станционный смотритель» повесть о человеке, который служил на постоялом дворе, по-нашему это вокзал. Тут путешественники меняли лошадей, так же могли перекусить отдохнуть и трогаться дальше. Помогала станционному смотрителю его дочь Дуня.

изображение Проблема смысла жизни человека

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Смысл жизни

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 30.03.2020

При подготовке к  ЕГЭ по русскому языку необходимо большое внимание уделить тематике смысла жизни. Эта проблема глубоко волновала многих писателей, которые так и или иначе раскрывали ее в своих произведениях. На нашем сайте представлена лучшая подборка аргументов из литературы, которая для большего удобства заключена в таблицу.

Смысл жизни

В помощи людям

  1. Александр Солженицын во многих своих произведениях пытался найти ответ на вопрос о смысле жизни. Так, в своем рассказе «Матренин двор» главная героиня никогда не думала о себе. Всю себя без остатка она отдавала людям, и делала это искренне, бескорыстно. К сожалению, односельчане не оценили по достоинству широкую душу женщины, и беззастенчиво пользовались ее добротой. Матрена не роптала на свою трудную жизнь – она умела находить что-то доброе, светлое в мелочах, и искренне радовалась каждому дню. Писатель полагал, что такие люди, как Матрена, и есть настоящие праведники, на которых и держится все человечество.
  2. Одним из ярких персонажей романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Пылкая и беспечная в ранней юности, с возрастом она поняла, что настоящее счастье для нее заключается в служении семье и окружающим людям. Наташа очень любила и уважала своих родителей, братьев и сестер. Во время войны она продемонстрировала благородные порывы души, всячески помогая простым солдатам. Когда же Наташа вышла замуж за Пьера Безухова, всю свою любовь и нежность она отдавала мужу и детям. Богатство ее души было столь велико, что она щедро делилась им со всеми, кто ее окружал.

В материальных ценностях

  1. Ярким примером ничем не прикрытого корыстолюбия и стяжательства, безусловно, является фамусовское общество, описанное в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Представители этого общества видели смысл жизни лишь в том, чтобы занять и удержать высокое положение, получить высокий чин, иметь популярность и славу в обществе. Ради достижения этой цели они были готовы на самые низкие, самые подлые поступки. К примеру, Молчалин был готов изображать страстную любовь к дочери своего начальника, лишь бы добиться повышения по службе. Фамусов же был готов отдать дочь за кого угодно, лишь бы у жениха были связи в обществе и крепкое финансовое положение. И лишь Чацкий понимал, насколько ущербным является подобное мировоззрение и не стеснялся говорить об этом вслух. Однако его смелые, открытые высказывания пугали фамусовское общество, которое предпочло признать Чацкого сумасшедшим, лишь бы не открывать глаза на правду.
  2. Иногда человек добровольно выбирает для себя путь, способный завести его в тупик. Именно в таком положении оказался главный герой рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско». Мужчина всю свою жизнь посвятил тому, чтобы сколотить изрядный капитал. Он лишал себя обыденных человеческих радостей, удовольствий, мало времени уделял близким людям. Когда же, по его мнению, он достиг желаемого, то впервые решил отправиться с семьей на отдых. Во время путешествия стало понятно, что между супругами нет, да и не было никакой близости, а единственная дочь героя видела в отце лишь толстый кошелек, способный удовлетворять ее капризы. Когда же герой неожиданно скончался, никому до него не стало дела. Он прожил жизнь, не совершив ни одного доброго, значимого поступка, и бесславная кончина стала лишь закономерным исходом его жалкой, ничтожной жизни.

В служении Родине

  1. Беззаветное служение Отчизне – сознательный выбор многих литературных героев, одним из которых стал Андрей Соколов из рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Во время войны погибла семья героя, однако он нашел в себе силы обрести смысл жизни в том, чтобы верой и правдой служить на благо Родины. Во время сложных жизненных испытаний он ни разу не предал свою Отчизну, не посрамил честь советского бойца. Даже рискуя собственной жизнью, он оставался предан собственным идеалам и моральным принципам.
  2. Отважный, неунывающий, самоотверженный – именно таким предстает перед читателем солдат Василий Теркин, герой одноименной поэмы Александра Твардовского. Он никогда не отлынивал от выполнения боевых приказов, даже если те несли серьезную угрозу жизни, неизменно протягивал руку помощи тем, кто попал в беду, веселил однополчан, укрепляя их боевой дух. Благодаря своей смекалке и оптимизму герой не раз выходил сухим из воды. Он совершал поистине героические подвиги, однако никогда не хвалился ими и считал, что на его месте каждый поступил бы точно так же.

В любви

  1. Любовь – удивительно сильное чувство, способное полностью завладеть человеком. Так, главная героиня драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» видела смыслом своей жизни только любовь, в которой мечтала полностью раствориться. Будучи натурой нежной, утонченной, она была далека от грубых реалий повседневной жизни, и утешение находила лишь в душевных переживаниях. Однако Катерина, выйдя замуж за Тихона, не обрела заветного семейного счастья – супруг не обращал на нее никакого внимания, и это делало жизнь героини попросту невыносимой. От отчаяния она, словно в омут с головой, бросилась в отношения с Борисом. Вот только запретная связь также не принесла радости молодой женщине. Конфликт долга и чувства надломил ее, и выходом из сложившейся непростой ситуации для героини стал добровольный уход из жизни.
  2. Герой повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» смыслом всей своей жизни сделал беззаветную любовь к прекрасной молодой княгине. Будучи простым клерком, Желтков не мог претендовать на взаимность Веры Шеиной, которая, к тому же, была замужем. Он прекрасно понимал, что его чувства изначально обречены, однако именно в них он видел смысл своего существования, ощущал радость бытия. Герой ничего не требовал взамен, его тихая, неприметная любовь долгое время не тревожила Веру и ее семью. Когда же Желтков посмел раскрыться, он понял, что тем самым доставил своей возлюбленной неприятности. Не желая стать причиной раздора в семье, герой покинул этот мир, но сделал это с большой любовью в сердце.

Поиски смысла жизни

  1. Отыскать свое предназначение в жизни – задача не из простых. Поиском смысл жизни был занят главный герой романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Он пытался найти то, что приносило бы ему удовлетворение и душевное спокойствие, однако ни одно занятие так и не смогло пробудить в нем интерес. Страдая от невыносимой скуки, устав от  пустых светских развлечений, Евгений отправился в деревню, чтобы принять наследство почившего дядюшки. Однако даже смена обстановки не оказала на героя благотворного влияния. Судьба преподнесла Онегину щедрые подарки – верную дружбу Ленского и нежную любовь Татьяны, вот только герой слишком поздно осознал всю их ценность. В итоге он так и остался одиноким, неприкаянным странником, не отыскавшим своего истинного призвания.
  2. Как правило, поиском смысла жизни озабочены люди умные, думающие, склонные к анализу и философским размышлениям. Именно таким героем выступил центральный персонаж романа Михаила Юревича Лермонтова «Герой нашего времени». Молодой офицер Григорий Печорин обладал многими замечательными качествами, которые привлекали к нему людей. Но найти свое счастье в жизни ему мешали его пороки – эгоизм, равнодушие, боязнь чувств и привязанностей — с которыми он даже не пытался бороться. Именно эти качества отталкивали от Печорина тех, кто стремился согреть его своей любовью и дружеским участием. Герой никак не мог определиться с тем, что ему нужно от жизни. Он искал любовь, но вместе с тем пренебрегал ею, хотел реализовать амбиции на службе, но ничего для этого не делал. В образе Григория Печорина писатель раскрыл тему так называемого «лишнего человека», не сумевшего найти себя и бесследно канувшего в небытие.
  3. Пытался отыскать свое место в жизни и Пьер Безухов – один из центральных персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Поначалу он хотел занять прочное место в светском обществе, но, будучи человеком порядочным и нравственным, быстро разочаровался в лицемерном окружении. Чтобы быть хоть как-то полезным, он даже вступил в тайное общество, однако со временем понял, что это не его стезя. Лишь создав счастливую семью с Наташей Ростовой, он обрел душевный покой. Любимая женщина, дети, честный труд – все это стало для Пьера смыслом жизни, его истинным предназначением.

Ложный смысл жизни и последствия ошибки

  1. Главный герой повести Николая Гоголя «Шинель» вел совершенно бессмысленную, неосознанную жизнь. Будучи «маленьким человеком», он и потребности и мечты имел маленькие. Единственным способом заслужить уважение коллег он считал покупку новой шинели, которая, по его мнению, могла возвысить его персону в глазах окружающих. В итоге герой экономил буквально на всем, лишь бы приблизиться к заветной цели. Покупка шинели стала для него смыслом существования. Судьба жестоко посмеялась над героем, который так и не смог насладиться покупкой – шинель украли, а мужчина, не выдержав утраты, умер от горя. Таким образом писатель хотел сказать, что неправильный выбор жизненных ценностей способен сыграть с человеком злую шутку. Нужно осмысленно подходить к выбору смысла своего существования, и двигать в правильном направлении.
  2. Герой пьесы Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня» всю свою жизнь положил на алтарь ложных идеалов. Вместе со своей племянницей он трудился в поте лица за мизерное вознаграждение, отсылая с трудом накопленные деньги мужу покойной сестры, который был профессором. Герои видели в его лице представителя науки, умнейшего и образованнейшего человека, и в своей помощи видели служение Науке. Лишь при личном знакомстве со своим кумиром они осознали горькую правду – всех их жертвы были напрасны, поскольку профессор оказался жалким ничтожеством. Подобное откровение стало тяжелым ударом для главного героя, который в сильнейшем душевном порыве совершил попытку убийства родственника. Когда страсти улеглись, он попытался смириться с тем, что так бесславно потратил свои силы и время.
  3. Главная героиня рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч» отвергла предложение Старцева ради карьеры пианистки. Девушка видела смысл своей жизни в служении искусству, и отправилась поступать в столичную консерваторию. Никто из близких не сомневался в блестящем будущем героини, которая на деле оказалась весьма посредственной пианисткой. В итоге она вернулась в родной город, где продолжила свои занятия музыкой, которые уже не имели особого значения. Испытав глубокое разочарование, героиня так и не смогла найти в себе силы на поиск нового смысла жизни.

­­Пример итогового сочинения для 11 класса.

Это уникальный текст сочинения, не растиражированный на десятках сайтах.

Этот философский вопрос не дает покоя мыслителям на протяжении многих веков. В чем смысл жизни и как его найти на своем пути? Ответы на этот вопрос не могут быть однозначными. Писатели разных эпох пытались дать ответ на этот вопрос в своих творениях. Отправимся на поиски смысла жизненного пути вместе с героями произведений русской классической литературы.

В великом историческом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» главные герои также находятся в поиске смысла своего жизненного пути. Наташа Ростова проходит путь от маленькой девочки, с наивным и восторженным восприятием окружающего мира, до женщины, понимающей, что в ее жизни является главной ценностью. Какая же это ценность? Главный смысл жизни Натальи – это любовь. Любовь к семье, к избранникам, к Родине, к жизни. Благодаря своим глубоким нравственным качествам Наташа Ростова достойно проходит все испытания, выпавшие на ее долю, и находит свое счастье с Пьером.

Сам Пьер Безухов тоже проходит длинный и нелегкий путь в поисках своего смысла в жизни. В начале он пошел по легкому пути, пути удовольствий и развлечений. Вел светский образ жизни, бросал деньги на ветер, наслаждался богатой жизнью. Однако, это не приносило ему настоящего счастья и удовлетворения. Наломав кучу дров, Пьер начинает смотреть на мир иначе, переосмысливает многие вещи, поступки. Меняются жизненные установки главного героя. Он понимает, что есть что-то в жизни более ценное, чем праздный и беззаботный образ жизни, который он вел раньше. Так он ступает на путь духовного поиска, поиска себя и своего места в жизни. Как и Наташа Ростова, Пьер Безухов понимает, что любовь – основное счастье и смысл жизни. Обретая эту мудрость, он становится счастлив и находит свое предназначение.

Еще один яркий литературный герой, жизненный путь которого заставляет задуматься над истинными добродетелями – Петр Гринев из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Недаром эпиграфом к произведению Александр Сергеевич выбрал пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Главный герой сначала предстает перед нами как безответственный юнец, который проигрывает в карты и грубит своему слуге. Кажется, что из него не выйдет достойного человека. Однако, вскоре Петр мужает и становится честным офицером. Оказавшись в эпицентре пугачевского восстания, Гринев с достоинством проходит все испытания, выпавшие на его долю. Он остается верным Родине и правительству, в отличие от своего соратника Швабрина, который предает честь мундира и переходит на сторону Пугачева и других восставших. Своей преданностью, верностью Отчизне Петр Гринев вызывает уважение даже у самого зачинщика восстания – Емельяна Пугачева.
Молодой офицер сохраняет достоинство и честь даже в нескольких шагах от кажущейся неминуемой смерти.

Именно, в ходе всех этих событий главный герой обретает главную ценность в жизни – любовь. Благодаря Марии Мироновой Гринев обретает новый смысл в своей жизни, его сердце открывается новому чувству, которое раскрывает героя читателю с другой стороны. Именно благодаря этому светлому чувству молодой офицер проявляет все свои «дремавшие» высокие нравственные принципы. Так читателю открывается становление личности Гринева, его истинные жизненные принципы. А сам герой обретает смысл и истинное счастье.

Таким образом, поиск жизненного пути – естественный процесс в жизни каждого из нас. Вот только каким будет этот поиск? Какие ценности выберет человек? Какой смысл придаст своей жизни? Ответы на эти вопросы зависят только от нас самих, от нашего нравственного развития и духовных ценностей.

  • Как найти смысл на жизненном пути итоговое сочинение аргументы
  • Как найти смысл на жизненном пути аргументы для сочинения
  • Как найти смысл жизни сочинение по литературе
  • Как найти смысл жизни на жизненном пути итоговое сочинение
  • Как найти смысл жизненного пути сочинение