Пример сочинения 1
Толстой в романе «Война и мир» поднимает проблему поиска смысла жизни. Мне кажется, что этот вопрос сильно волновал и его.
Свои найденные ответы на этот вопрос он вкладывает в уста героев романа.
Две колоритные фигуры – Андрей Болконский и Пьер Безухов. Князь Андрей – потомственный военный, педант, практичный. В начале романа он считает, что смысл жизни – слава, почести. Поэтому, он отправляется на войну, чтобы повторить поступок Наполеона. Со знаменем в руках повести остальных за собой.
Но когда он лежал раненный и истекал кровью на боле боя, он разглядел высокое голубое небо над собой. И решил, что именно оно настоящее, а всё остальное – обман. Потом, когда увидел вблизи своего кумира, он понял, что он из себя представляет. Ему нет дела до своих солдат и генералов, они просто пушечное мясо в его притязаниях на мировое господство.
Князю Андрею ещё предстоит пережить смерть жены, нежданную любовь к Наташе Ростовой, её поступок, который прервёт их дальнейшие отношения. И снова на войну, снова искать смысл жизни. Он его, по-моему, так и не нашёл.
Для Наташи Ростовой тоже не всё просто в этой жизни. Но она находит в ней свой смысл, своё место. Для женщины самое главное – семья, дети, любящий муж. И всё это она получает в браке с Пьером Безуховым. Она стала красивой молодой женщиной, расцвела, похорошела. У неё трое прекрасных детей. Муж её очень любит, выполняет любую прихоть.
Пьер Безухов, который метался по жизни, как перекати-поле. Он был очень подвержен чужому влиянию. И хорошему, и плохому. Среди хороших людей был простой солдат Платон Каратаев. Рассуждая по-крестьянски, он говорит Пьеру, что жить можно везде, в самых страшных и тяжёлых условиях. И нужно относиться к этому философски — продолжать любить жизнь во всех её проявлениях.
Благотворное влияние на него оказала Наташа Ростова. С ней он нашёл смысл жизни – семья, и он её глава, любимый муж и отец. И он преисполнен важности этой роли. Это было именно то, что не хватало Толстому.
Пример сочинения 2
Актуальной проблемой современности, как был, так и остаётся вопрос о смысле нашего бытия. Многие философы и мыслители долго бились над этим вопросом, но так и не смогли прийти к общему выводу. И вряд ли они найдут ответ на этот вопрос, потому что каждый сам определяет, как и для чего ему жить.
Л.Н. Толстой – великий русский писатель мирового значения, поднимает эту проблему в образах героев произведения «Война и мир» : Андрее Болконском и Пьере Безухове.
Он отразил в них своё личное видение смысла жизни, и заключается оно в благородных поступках, доброте, во всеобщей любви ко всему. Автор отмечает, что путь поиска смысла для героев был вовсе не лёгок. Они прошли через лишения, боль, предательство, но поняли своё предназначение на Земле.
И это назначение – благодетель, сострадание и милосердие к униженным и оскорблённым. Делая добро другим, мы делаем добро своей душе. И это совершенно правильное, по моему мнению, утверждение. Всё в нашей жизни возвращается бумерангом, как добро, так и зло. Я согласен с позицией автора по данному вопросу, так как считаю, что в нашем мире доброта в избытке и смысл своей жизни я ставлю на заполнения этого недостатка доброты в мире.
В подтверждение своей позиции, я хочу привести пример героя из романа И.С Тургенева «Отцы и дети».
Евгений Базаров – студент и нигилист, отрицающий всё прекрасное. Он признаёт лишь ценность науки, а дары природы принимает как должное и считает, что употреблять эти дары стоит на благо науки. Его позиция тоже имеет право на жизнь, но вопрос в том, верна ли она? Трагическая смерть Евгения говорит сама за себя. Целью своей жизни он поставил дать обществу материальные блага, забывая о благополучии души. Каждый понимает, что без душевной гармонии другого счастья быть не может.
Изменить его смогла лишь Анна Одинцова. Она вдохнула в него чувства, переродила душу. Он просто не хотел верить в то, что всю свою жизнь, хоть и не долгую, он жил неправильно. Осознание пришло к нему на смертном одре. Он хотел быть с ней в эту минуту и его просьба была исполнена. Хоть это и были последние часы его жизни, но он прожил их счастливо и перерождённой душой, чистой, способной на любовь. Базаров осознавал в эту минуту, что он любит мир и всё живое вокруг. Но к сожалению, было слишком поздно… Долго и счастливо жить у него не получилось, так распорядилась судьба.
Я думаю, что этот вечный вопрос никогда не будет решен, потому что у каждого истина своя. Каждый человек должен самостоятельно наделить свою жизнь смыслом, а не искать его в чём-то. Если ты был рождён — значит, твоя жизнь уже имеет смысл, если не для тебя, то для твоих родных и близких. В этом и есть смысл жизни : ценить данные нам Богом вещи, ибо они бесценны, их нельзя купить или заменить. Такие ценности, как семья, друзья, любимые, -не купить. А дарить им счастье и улыбки – вот в чём смысл жизни.
Пример сочинения 3
«Война и мир» — всемирно известная роман-эпопея Льва Николаевича Толстого. Главной проблемой, которую ставит в этом произведении писатель, является проблема поисков смысла жизни. Его любимые персонажи — Андрей Болконский и Пьер Безухов — ищущие свое предназначение, страдающие герои. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезным и любимым.
Роман Толстого начинается именно с поисков смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским, и эти искания продолжаются на протяжении всего повествования. Два совершенно разных героя идеально дополняют друг друга: по-детски наивный, добрый Пьер и серьезный, практичный князь Андрей. Каждый из них проходит свой путь, полный радостей и разочарований, но их объединяет стремление найти истину и справедливость. Андрей Болконский впервые предстает перед нами в самом начале романа — на вечере в салоне Анны Павловны Шерер.
Толстой описывает героя как усталого, скучающего гостя, которому было неприятно присутствовать в свете и общаться с его представителями. Он не видел ничего хорошего в этих бессмысленных мероприятиях и притворных людях, поэтому стремился порвать этот порочный круг. Жаждая славы и признания, князь Андрей отправляется на войну, где был тяжело ранен. Истекая кровью на поле битвы, он смотрит в небеса и осознает ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». А спустя некоторое время Болконский разочаровывается в своем кумире — Наполеоне: герой видит, как император злорадно разглядывал поле битвы с ранеными и умирающими солдатами.
После Аустерлица все бывшие мечты и стремления показались князю Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. Рождение ребенка и смерть жены заставили героя прийти к выводу, что спокойная жизнь и забота о сыне – единственное, что ему остается. Но депрессия и ощущение невозможности счастья говорили о том, что все эти заботы не смогут успокоить его. И все же, встреча с Наташей Ростовой возродила князя Андрея к жизни и помогла понять смысл бытия. Благодаря этой девушке он познал силу любви. Именно любовь и семья стали для героя смыслом жизни. И, пускай между этой парой были разногласия, Болконский не переставал любить Наташу до самой смерти.
После Бородинского сражения ему «открылось новое счастье» — «счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви». Князь Андрей осознал неразрушимую «божескую любовь», которую он испытывал к Наташе. Пьера Безухова мы также впервые встречаем у Анны Шерер. Он предстает перед нами рассеянным, наивным молодым человеком, впервые оказавшимся в свете. Чуть позже, после смерти отца, юноша становится богатым графом Безуховым.
Будучи несколько наивным человеком, Пьер женился на подлой красавице Элен Курагиной и успел неоднократно пожалеть об этом. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя. И ответ был таким: «Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать. Но и умереть было страшно».
Став масоном, Пьер словно переродился: он находит для себя новый смысл жизни – дела на благо других. Воодушевленный этой идеей, «он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». Безухов хотел провести реформы в своих имениях, однако это не оправдало надежд героя, он засомневался в масонстве и отошел от него. Отечественная война 1812 года стала переломным моментом в жизни Пьера. Герой начинает беспокоиться о судьбе России: подготавливает ополчение, добровольно становится свидетелем Бородинского сражения и даже задумывает убить Наполеона!
Подравшись с французскими солдатами, юноша попадает в плен, где начинается новый этап его исканий. Безухов увидел все ужасы плена: бесчеловечность злых врагов, массовые убийства, издевательства, казнь. Но под влиянием Платона Каратаева происходит духовное возрождение героя. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем трудностям.
И, наконец, в жизнь Пьера теперь входит счастье. Он женился на Наташе Ростовой, растит детей и очень любит свою семью. Основное убеждение, которое вынес Пьер из своих долгих и сложных поисков смысла жизни, таково: «Пока есть жизнь, есть и счастье». Человеческая жизнь – это путь разочарований и радостей, обретений и новых потерь.
Так можно сказать и о судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Духовное развитие персонажей сложное, а их взгляды и убеждения меняются под влиянием происходящих событий. В конце концов, отстрадавшие герои все же находят свой смысл жизни и обретают покой.
Пример сочинения 4
Лучшие герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» являются ищущими героями. Они пытаются найти в своем существовании какой-то смысл, преображаются в процессе поиска, меняются их взгляды. И князь Андрей, и Пьер, и Николай Ростов, и Марья, и Наташа – все они стремятся к лучшей жизни, к далекому идеалу, но каждый герой представляет этот идеал по-своему. Если рассматривать каждого героя, можно заметить, что их взгляды на жизнь и искания различны.
Князь Андрей на первый взгляд может показаться очень эгоистичным, самолюбивым человеком, стремящимся к славе, к подвигу. Но на самом деле Андрей претерпевает сложную эволюцию в душевном развитии, он очень чуткий, благородный человек, который живет внутренней жизнью, жизнью души. Поэтому автор раскрывает его как ищущего героя. Он несовместим с тем миром, в котором протекает его жизнь. Он мечтает совершить подвиг, прославить своё имя и считает это своим предназначением. Находясь в душевном оцепенении после смерти жены, он длительное время «существует», пока не встречает Наташу. Она поразила его своей любовью к жизни, к людям, к природе, ко всему миру. Он, наконец, вышел из этого мёртвого оцепенения и до конца жизни сохранил этот таинственный свет волшебного чувства.
Увлечение Наташи Курагиным князь переживал глубоко и болезненно. Судьба сложилась так, что в мире Трубецких и Курагиных Андрей не нашел своего идеала, не нашел ничего, кроме несчастной любви к Наташе. Конец его жизни был предрешен. Только одно «вечное» открылось ему на грани жизни и смерти: «Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки несоизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками».
Пьер Безухов более всех ищущих героев романа приближен к народу. На первых страницах романа он – незаконнорожденный сын, «изгой» общества. Но такое положение только благоприятствовало формированию его взглядов. Он очень хорошо понимает тех, кто потерпел материальный и моральный крах, и старается помочь им. Он пытается облегчить жизнь крестьянам, сближается с князем Андреем (возможно, из-за того, что тот несчастлив), он хорошо понимает Наташу. Пьер идет по пути Андрея, только у него «земные» искания, он бескорыстно помогает другим, находя в этом смысл жизни. Пьер ищет мира.
Николай Ростов – обычный человек, типичный представитель российского дворянства своего времени. Для него идеал заключается в исполнении собственного долга. Он считает, что ни к чему мучительные размышления о смысле жизни, не нужны споры. Нужно просто выполнять свой долг, что он и делает как в военной обстановке, так и дома. Николай – прекрасный сын, брат, очень честный, благородный человек. Но он не похож на князя Андрея или Пьера. Жизнь его течет спокойно и размеренно, со своими трудностями, радостями
В конце концов, отстрадавшие герои все же находят свой смысл жизни и обретают покой.
Пример сочинения 4
Лучшие герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» являются ищущими героями. Они пытаются найти в своем существовании какой-то смысл, преображаются в процессе поиска, меняются их взгляды. И князь Андрей, и Пьер, и Николай Ростов, и Марья, и Наташа – все они стремятся к лучшей жизни, к далекому идеалу, но каждый герой представляет этот идеал по-своему. Если рассматривать каждого героя, можно заметить, что их взгляды на жизнь и искания различны.
Князь Андрей на первый взгляд может показаться очень эгоистичным, самолюбивым человеком, стремящимся к славе, к подвигу. Но на самом деле Андрей претерпевает сложную эволюцию в душевном развитии, он очень чуткий, благородный человек, который живет внутренней жизнью, жизнью души. Поэтому автор раскрывает его как ищущего героя. Он несовместим с тем миром, в котором протекает его жизнь. Он мечтает совершить подвиг, прославить своё имя и считает это своим предназначением. Находясь в душевном оцепенении после смерти жены, он длительное время «существует», пока не встречает Наташу. Она поразила его своей любовью к жизни, к людям, к природе, ко всему миру. Он, наконец, вышел из этого мёртвого оцепенения и до конца жизни сохранил этот таинственный свет волшебного чувства.
Увлечение Наташи Курагиным князь переживал глубоко и болезненно. Судьба сложилась так, что в мире Трубецких и Курагиных Андрей не нашел своего идеала, не нашел ничего, кроме несчастной любви к Наташе. Конец его жизни был предрешен. Только одно «вечное» открылось ему на грани жизни и смерти: «Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки несоизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками».
Пьер Безухов более всех ищущих героев романа приближен к народу. На первых страницах романа он – незаконнорожденный сын, «изгой» общества. Но такое положение только благоприятствовало формированию его взглядов. Он очень хорошо понимает тех, кто потерпел материальный и моральный крах, и старается помочь им. Он пытается облегчить жизнь крестьянам, сближается с князем Андреем (возможно, из-за того, что тот несчастлив), он хорошо понимает Наташу. Пьер идет по пути Андрея, только у него «земные» искания, он бескорыстно помогает другим, находя в этом смысл жизни. Пьер ищет мира.
Николай Ростов – обычный человек, типичный представитель российского дворянства своего времени. Для него идеал заключается в исполнении собственного долга. Он считает, что ни к чему мучительные размышления о смысле жизни, не нужны споры. Нужно просто выполнять свой долг, что он и делает как в военной обстановке, так и дома. Николай – прекрасный сын, брат, очень честный, благородный человек. Но он не похож на князя Андрея или Пьера. Жизнь его течет спокойно и размеренно, со своими трудностями, радостями и заботами.
Княжна Марья покоряет своей добротой, отзывчивостью, разумом, любовью к брату и отцу. С самого детства она была подчинена отцу, который был очень строг с ней, но несмотря на это очень любил дочь. Может быть, благодаря такому суровому обращению, княжна Марья была необыкновенно чуткой, религиозной… Многие не замечали ее необыкновенного внутреннего мира, а обращали внимание только на недостатки внешности. Она ищет счастья в жизни, хотя знает, что может не найти его… Лучезарный свет исходит из глаз ее, а глаза – зеркало души. Марья прекрасно понимала, что нужно заботиться о любимом отце, она не представляла жизни без него. Когда старый князь умер, она глубоко переживала его смерть, но в это же время предпринимала решительные действия, чтобы защитить крестьян от французов.
Наташа Ростова – романтическая натура, она живет в постоянном ожидании любви, видит в ней свое жизненное счастье, но за любовь принимает другое чувство – влюбленность, увлечение. Поняв разницу между этими чувствами, она глубоко страдает и находит утешение в том, что до смертного часа остается с князем Андреем. Позже Наташа осуществит свою мечту.
Княжна Марья и Наташа приходят к счастью в личной жизни – служению своей семье.
Главные герои романа всю жизнь ищут, стремятся к воплощению своей мечты, подвергаются испытаниям, страдают, находят новые мечты, разочаровавшись в старых. В этом и заключаются их вечные искания… и жизнь человека.
(444 слова) Л. Н. Толстой, как любой писатель-классик, затрагивает в своем творчестве вечные вопросы, которые волнуют человечество. Один из них – поиск смысла жизни. Все любимые автором герои романа «Война и мир» проходят путь духовных исканий, ищут смысл жизни.
Андрей Болконский пытается найти себя, свое предназначение. Он умный человек, поэтому сразу понимает, что смысл не в светской жизни высшего общества. Он думает, что его предназначение – совершить военный подвиг, быть подобно Наполеону. С этими мыслями он идёт в Аустерлицкое сражение, пытается совершить подвиг и получает серьезную рану. И когда он, раненый, лежит на земле, смотрит на бесконечное небо, он понимает, что вот она, вечность. А эти войны – суета. Это ввергает героя в духовный кризис, из которого он выходит, когда встречает Наташу Ростову. Влюбленность совпадает с новым увлечением Болконского – он пытается улучшить страну и свою жизнь, занимаясь законодательной деятельностью. Оказывается, что реформы страны никому особенно не нужны, да и с Наташей отношения не сложились. Из нового духовного кризиса его вывело единение с народом. Он командовал полком, шел в бой среди солдат и разделял с ними тяготы войны. Герой получил смертельную рану, умер после долгой болезни. В течение этого времени он обратился к Богу, простил все обиды и понял, что смысл жизни в честности перед собой и другими, любви в общечеловеческом смысле и прощении.
Пьер Безухов также искал смысл жизни. В начале произведения его жизнь была беспорядочна, и он будто бы не хозяин ей. Он даже случайно женился на Элен Курагиной, хотя сразу понял, что это пустая и испорченная женщина. Безухов начал искать смысл жизни в масонстве, пытался изменить мир. Но масонство оказалось очередным способом для людей из высшего света заводить связи и проводить время, Пьер разочаровался в нем. На протяжении всего романа он ищет что-то настоящее, а обретает смысл также в единении с народом. Безухов участвует в Бородинском сражении и видит героизм солдат, причем к своим подвигам они относятся буднично, не кичатся героизмом. Позже Пьер попадает в плен, который окончательно помог ему найти смысл жизни. Безухов знакомится с крестьянином Платоном Каратаевым, полным житейской мудрости. Каратаев – добрый человек, который несёт в себе свет, относится ко всему миру с любовью. Именно в тяжёлых условиях плена Пьер понимает, что главная ценность жизни – сама жизнь, важны вечные ценности, а не сиюминутные стремления. И после этого он наконец взял жизнь в свои руки и стал принимать самостоятельные решения. Например, решился объяснится с Наташей, которая давно ему втайне нравилась, что потом позволило ему обрести семейное счастье.
По мнению Л. Н. Толстого, смысл жизни человека в добре, любви, дружбе и его мирном призвании, нацеленном на развитие страны. Все должно совершаться во имя добра. Автор декларирует ценность жизни, особенно жизни народной, близкой к природе, настоящей. По сути, к этой мысли приходят и любимые герои Л. Н. Толстого.
Автор: Мария Копусова
Пример итогового сочинения для 11 класса.
Это уникальный текст сочинения, не растиражированный на десятках сайтах.
Этот философский вопрос не дает покоя мыслителям на протяжении многих веков. В чем смысл жизни и как его найти на своем пути? Ответы на этот вопрос не могут быть однозначными. Писатели разных эпох пытались дать ответ на этот вопрос в своих творениях. Отправимся на поиски смысла жизненного пути вместе с героями произведений русской классической литературы.
В великом историческом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» главные герои также находятся в поиске смысла своего жизненного пути. Наташа Ростова проходит путь от маленькой девочки, с наивным и восторженным восприятием окружающего мира, до женщины, понимающей, что в ее жизни является главной ценностью. Какая же это ценность? Главный смысл жизни Натальи – это любовь. Любовь к семье, к избранникам, к Родине, к жизни. Благодаря своим глубоким нравственным качествам Наташа Ростова достойно проходит все испытания, выпавшие на ее долю, и находит свое счастье с Пьером.
Сам Пьер Безухов тоже проходит длинный и нелегкий путь в поисках своего смысла в жизни. В начале он пошел по легкому пути, пути удовольствий и развлечений. Вел светский образ жизни, бросал деньги на ветер, наслаждался богатой жизнью. Однако, это не приносило ему настоящего счастья и удовлетворения. Наломав кучу дров, Пьер начинает смотреть на мир иначе, переосмысливает многие вещи, поступки. Меняются жизненные установки главного героя. Он понимает, что есть что-то в жизни более ценное, чем праздный и беззаботный образ жизни, который он вел раньше. Так он ступает на путь духовного поиска, поиска себя и своего места в жизни. Как и Наташа Ростова, Пьер Безухов понимает, что любовь – основное счастье и смысл жизни. Обретая эту мудрость, он становится счастлив и находит свое предназначение.
Еще один яркий литературный герой, жизненный путь которого заставляет задуматься над истинными добродетелями – Петр Гринев из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Недаром эпиграфом к произведению Александр Сергеевич выбрал пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Главный герой сначала предстает перед нами как безответственный юнец, который проигрывает в карты и грубит своему слуге. Кажется, что из него не выйдет достойного человека. Однако, вскоре Петр мужает и становится честным офицером. Оказавшись в эпицентре пугачевского восстания, Гринев с достоинством проходит все испытания, выпавшие на его долю. Он остается верным Родине и правительству, в отличие от своего соратника Швабрина, который предает честь мундира и переходит на сторону Пугачева и других восставших. Своей преданностью, верностью Отчизне Петр Гринев вызывает уважение даже у самого зачинщика восстания – Емельяна Пугачева.
Молодой офицер сохраняет достоинство и честь даже в нескольких шагах от кажущейся неминуемой смерти.
Именно, в ходе всех этих событий главный герой обретает главную ценность в жизни – любовь. Благодаря Марии Мироновой Гринев обретает новый смысл в своей жизни, его сердце открывается новому чувству, которое раскрывает героя читателю с другой стороны. Именно благодаря этому светлому чувству молодой офицер проявляет все свои «дремавшие» высокие нравственные принципы. Так читателю открывается становление личности Гринева, его истинные жизненные принципы. А сам герой обретает смысл и истинное счастье.
Таким образом, поиск жизненного пути – естественный процесс в жизни каждого из нас. Вот только каким будет этот поиск? Какие ценности выберет человек? Какой смысл придаст своей жизни? Ответы на эти вопросы зависят только от нас самих, от нашего нравственного развития и духовных ценностей.
Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
Образ Пьера Безухова
В начале романа читатель видит Пьера Безухова слегка рассеянным, но любопытным и жаждущим новых впечатлений молодым человеком. Он жадно впитывает в себя разговоры о Наполеоне, стремится высказать свою точку зрения. Двадцатилетний Пьер полон жизни, ему все интересно, поэтому хозяйка салона Анна Павловна Шерер боится его, и страх ее относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Впервые попав в высшее общество, Пьер ищет интересных бесед, не задумываясь о том, что естественность и собственное мнение «не принято» показывать среди этих людей.
У нас появилась новая характеристика Пьера Безухова.
Непосредственность, честность и доброта Пьера располагают к нему с первых же страниц романа. По сути, поиск смысла жизни Пьером Безуховым в романе Толстого «Война и мир» – иллюстрация преобразований, происходящих в то время в умах передовых людей России, которые привели в результате к декабрьским событиям 1825 года.
Поиски смысла жизни Пьером Безуховым
Нравственные искания для духовного человека – это поиски ориентиров на понимание того, как жить согласно его собственным принципам. Осознание того что верно, а что нет, меняются у человека в зависимости от многих факторов: от возраста, от окружения, от жизненных обстоятельств. То, что при определенных ситуациях кажется единственно правильным, в других оказывается абсолютно неприемлемым.
Так, юный Пьер, находясь рядом с князем Андреем Болконским признает, что кутежи и гусарство – действительно не то, что нужно Пьеру. Но, как только он выходит от князя, как очарование ночи и восторженное настроение берут свое над увещеваниями старшего товарища. Толстой очень точно и живо передал те внутренние разговоры, которые происходят с молодыми людьми, когда они следуют принципу: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно».
«Хорошо бы было поехать к Курагину», — подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.
Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова — такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили Пьеру. Он поехал к Курагину».
Автор с ироничной тонкостью подмечает внутренние споры, которые ведет сам с собой Пьер в поисках смысла жизни в «Войне и мире» Толстого.
Чем старше становится Пьер, тем явственнее проступает его истинное отношение к жизни, к людям.
Он даже не задумывается о том, что происходит в его окружении, ему в голову не приходит принимать участие в жарких «боях» за наследство. Пьер Безухов занят главным для себя вопросом: «Как жить?
».
Получив наследство и титул, он становится завидным женихом. Но, как прозорливо писала о Пьере княжна Марья в письме своей подруге Жюли: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего божественного спасителя, что легче верблюду пройти в игольное ухо, чем богатому войти в царствие божие, — эти слова страшно справедливы! Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему!»
Пьер, теперь уже граф Безухов, действительно не устоял перед искушением и выбрал в жены хоть и красивую, но глупую и подлую Элен Курагину, которая изменяла ему с Долоховым. Став богатым, и женившись на красивейшей женщине, Пьер вовсе не становится счастливее, чем был до этого.
Вызвав на дуэль Долохова и ранив его, Пьер не испытывает торжества над победителем, он стыдится того, что произошло, он ищет собственную вину во всех своих бедах и ошибках. «Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее»
Думающий человек ошибаясь, и осознавая свои ошибки, воспитывает себя. Таков и Пьер – он все время задает себе вопросы, создавая и формируя свое мировоззрение. В поисках ответов на главные для него вопросы он едет в Петербург.
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно».
Встреча с масоном Баздеевым была очередным и очень важным этапом в жизни Пьера. Он впитывает идеи внутреннего очищения, призывы к духовной работе над собой, и, словно заново родившись, находит для себя новый смысл жизни, новую истину.
«В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство».
Воодушевленный, Пьер хочет отпустить своих крестьян на волю, пытается внедрить реформы в своих имениях: облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. И ему кажется, что все это у него получилось. Ведь благодарят же его женщины с детьми, которых он освободил от тяжелых работ, и хорошо одетые крестьяне приходят к нему с благодарственной депутацией.
Как раз после этой поездки, радостный от того, что делает добро людям, Пьер приезжает к князю Болконскому.
Пьер Безухов и Андрей Болконский
Встреча с «нахмуренным и постаревшим» князем Андреем хоть и удивила Пьера, но не остудила его пыла. «Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге».
С поиска смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским начинается роман Толстого, и этот поиск происходит на протяжении всего повествования. Эти два человека словно дополняют друг друга – восторженный и увлекающийся Пьер и серьезный и практичный князь Андрей. Каждый из них проходит свой путь, полный взлетов и падений, радостей и разочарований, но их объединяет то, что оба они хотят приносить пользу людям, стремятся найти истину и справедливость в жизни.
Андрей Болконский, несмотря на то, что внешне очень недоверчиво отнесся к вступлению Пьера в масоны, со временем сам станет членом масонской ложи. И те преобразования в положении крестьян, которые не удалось сделать Пьеру, князь Андрей вполне успешно внедрит в своем хозяйстве.
Пьер же, после разговора с Болконским начнет сомневаться и постепенно отойдет от масонства. Со временем он опять испытает отчаянную тоску, и снова его будет мучить вопрос: «Как жить?»
Но в своей непрактичности и вечном поиске смысла жизни Пьер оказывается более добрым и мудрым, чем князь Андрей.
Видя, как страдает и мучается Наташа, совершив ужасную ошибку, связавшись с Анатолем Курагиным, Пьер пытается донести до Болконского ее любовь, ее раскаяние. Но князь Андрей непреклонен: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу… Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это». Он не хочет понять важную истину: если любишь, нельзя думать только о себе. Любовь иногда и проявляется в том, что нужно понять и простить любимого человека.
Встретив в плену Платона Каратаева, Пьер учится у него естественности, правдивости, умению легко относится к жизненным неурядицам. И это еще один этап в духовном развитии Пьера Безухова. Благодаря простым истинам, о которых рассуждал Каратаев, Пьер понял, что важно ценить жизнь каждого человека и уважать его внутренний мир так же, как свой.
Заключение
Роман «Война и мир» – это описание почти десятилетия из жизни многих людей. За это время произошло огромное количество разных событий и в истории России, и в судьбах персонажей романа. Но, несмотря на это, с главными героями романа остались основные истины, о которых говорится в произведении: любовь, честь, достоинство, дружба.
Сочинение на тему «Поиск смысла жизни Пьером Безуховым» я хочу закончить его словами, сказанными им Наташе: «Говорят: несчастия, страдания… Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина-Львовна Фрол
21/31
-
Яна Гулько
21/31
-
Асыл Марат
29/31
-
Марина Ставрогина
31/31
-
Александр Матвеев
24/31
-
Елена Наволокина
27/31
-
Екатерина Славская
13/31
-
Татьяна Габова
21/31
-
Катя Иванова
30/31
-
Михаил Палагин
23/31
Работа Л. Толстого над романом «Война и мир» продолжалась с 1863 по 1869 год. Это было время расцвета творчества писателя, когда успех его литературной деятельности позволил перейти к работе над огромным не только по объему произведением.
Одним из «вечных» вопросов является поиск смысла жизни. Главным героям присуще внутреннее беспокойство, вечный поиск, неутоленные желания чего-то большего, чем предлагает обыденная жизнь.
Семейный и, кажется вполне благополучный Болконский видит цель в славе, в служении большому общему делу, которое должно быть благом для всего народа. Случая он, как и его кумир – Наполеон – ищет на поле боя и находит под небом Аустерлице. Но со славой пришло и разочарование в прошлых идеалах. В дальнейшем, пережив потрясение: смерть жены и рождение сына, Болконский продолжит путь «служения». Теперь он живет для своей семьи.
Размышления, самосовершенствование Андрея Болконского прерывает ворвавшаяся ураганом любовь к Наташе. Снова он погружается в общественную деятельность, работает у Сперанского. И снова его ждет разочарование: как в служении обществу, так и в любви.
Однако, не случайно Андрей Болконский погибает, а его друг, Пьер Безухов остается жив. Первый был женихом Наташи, второй станет мужем. Болконский в поисках смысла жизни опирался на разум, Безухов же – соединение разума, эмоций и интуиции. Мягкий и увлекающийся, подверженный чужому влиянию – именно он способен более полно познать жизнь.
Самый больший путь в осмыслении жизни Пьер Безухов проходит за 1812 год. Он несвободен, но любит Наташу. Перед началом Бородинской битвы, последний раз видясь с Болконским, он рассуждает о новом понимании жизни, где он – простой русский солдат. Участие в сражении, горящая Москва, плен, где Пьер понимает: в плену находится только тело, душа по-прежнему свободна. Там и происходит знакомство с Платоном Каратаевым, простым солдатом, повлиявшим на мировоззрение Пьера: жить можно в самых сложных условиях и можно продолжать любить эту жизнь, какой бы тяжелой она не казалась.
Мини-сочинение на тему «В поисках смысла жизни в романе «Война и Мир»» (вариант 2)
Предлагаем вам сочинение-рассуждение на тему «Пути искания смысла жизни Пьера Безухова». Это сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Сочинение рассчитано на учащихся 10 класса, однако может быть использовано в любом классе при подготовке к урокам русского языка и литературы.
Сочинение «ПУТИ ИСКАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ ПЬЕРА БЕЗУХОВА»
Чтобы достигнуть истины, надо одно:
искать ее постоянным, неперерастающим
духовным усилием…
Л.Н. Толстой.
В русской классической литературе Лев Николаевич Толстой является едва ли не самым ярким и интересным писателем. Все его произведения проникнуты любовью к людям. Родине, своему народу. С явной симпатией и гордостью за свой народ рассказывает нам автор о его горячем патриотизме и беззаветной преданности родной земле. Все его герои по-своему яркие и неординарные личности. Но наиболее близкими и дорогими для Толстого героями становятся лишь те, кто находятся в постоянном нравственном поиске, их жизнь – это проблема выбора между добром и злом, решение извечного вопроса о смысле жизни. Лучшими из таких людей являются, безусловно, Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди с беспокойной душой и гордым сердцем, они находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Желая изобразить становление личности, великий художник ставит своих героев в нелегкие жизненные ситуации, позволяющие показать всю многогранность и неоднозначность их натур.
Жизнь Пьера Безухова — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Путь особенный, неповторимо личный, и вместе с тем исполненный глубокого исторического значении. Жизненные перипетии и искания Пьера Безухова передают и выражают то явление в русской истории, которое именуется декабристским движением. Он идет по особому жизненному пути, представляющему собой толстовскую версию декабристского пути. Пьер – и будущий декабрист, и любимый персонаж Толстого.
В начале романа Пьер Безухов – скромный, немного неуклюжий, рассеянный молодым человек. Обладая сердцем исключительной доброты, но не имея сильной воли и личной инициативы, он не замечает, как его ловко женят на самой красивой, но скверной женщине.
Пьер – натура эмоциональная и неуспокоенная, он ищет «согласия с самим собой«, ищет жизнь, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. Семейная жизнь не приносит ему такого удовлетворения. Лучше присматриваясь к Элен, Пьер понимает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина и семейная жизнь их дурна. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Все причины он намерен искать в себе. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми, за свою неустроенность они считают возможным казнить только себя самих.
Чуть не убив человека на дуэли, Пьер вновь переживает душевный кризис, вся его жизнь представляется ему бессмысленной и ненужной. Сильное недовольство собою вызывает желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, правильных началах.
Порвав с женой, Пьер снова пытается переосмыслить жизненные ценности, найти верные ответы на вопросы:
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…».
Эти духовные искания приводят Пьера Безухова к масонам. Здесь, наконец, он находит успокоение в осуществлении масонской идеи нравственного самоусовершенствования. Сейчас ему просто необходимо нравственное очищение и возможность изменить, улучшить свою жизнь и себя. Но идеи масонства скоро перестают удовлетворять Пьера, и он вновь испытывает разочарование.
Решающая веха на пути Пьера — его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча ознаменовала приобщение героя к народу, народной правде. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которой он тщетно стремился прежде«. Здесь он «…узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей…«.
В мудрых словах Платона, в пословицах и поговорках, заключена народная философия, помогающая человеку не только жить, но и со смирением принимать испытания.
Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решения вопроса о смысле жизни:
«…он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской житии, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал это мысленно, и все эти искания и попытки обманули его”.
И вот теперь он нашел идеал в единственной и постоянной душевной правде. Но верность и неизменность, характерные для Каратаева, не присущи Пьеру, по самой сути своего характера, он не способен принять жизнь без исканий. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды, идет не Каратаевским, а своим путем.
Толстой в эпилоге романа с полной ясностью дает понять читателю, что путь Пьера лежит к декабристам. Он еще не декабрист, но уже один из деятелей тайного общества. Он уже точно знает, что тревожит и возмущает его больше всего. В разговоре с Николаем Ростовым Пьер резко и уверенно критикует власть:
«В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, — мучат народ, просвещение душат! Что молодо, честно, то губят!».
Цель жизни теперь для Пьера ясна: сводить «независимых» и «деятельных» людей в общество борцов против общественного и политического зла.
Роман-эпопея одного из величайших мировых писателей Л.Н. Толстого стал для многих читателей настоящим жизненным откровением. В этом произведении автор поместил немыслимое по объёму духовное искание в самом широком его смысле. Многие герои «Войны и мира» пытаются найти своё место в жизни, самих себя и саму суть бытия. Таким персонажем является, в частности, Пьер Безухов.
Петр Кириллович Безухов, один из центральных героев произведения, прошёл долгий и тернистый путь. В первые дни своего появления в петербургском обществе Пьер не находит радушия, близок ему становится только Андрей Болконский, которому, в противовес большинству, прямота и простота душевная Безухова-младшего по сердцу. Пьер осознаёт рано, что он, как говорят, «не такой, а все», к тому же, внебрачный сын очень влиятельного человека.
Положение несколько меняет решение государя после смерти отца Безухова признать Пьера законным наследником всего состояния Безухова-старшего. Это обстоятельство немного меняет отношение общества к Пьеру, но счастья ему не приносит. Пётр Кириллович попадает в сети Элен Курагиной: Пётр хотел бы создать счастливую, любящую пару, но Элен он нужен лишь из-за денег. С течением времени Пьер всё больше мучается этим обстоятельством, пытаясь закрыть на это глаза, не видеть ужаса своего положения нелюбимого мужа. В конце концов он порывает отношения со лживой женой и начинает искать то, что придало бы новый цвет, смысл его жизни.
Пьер Безухов «ударяется» в идеи масонства, достигая даже через некоторое время поста главы масонов Петербурга. Но вскоре Пьер замечает фальшь в масонском учении о преобразовании общества и покидает масонство. Он пытается самолично провести попытки реформирования жизни собственных крестьян, но по неумению не преуспевает.
Новый смысл Пьер Безухов находит в войне, причём в войне против одной личности – Наполеона. Он решает сам убить его. Но судьба распоряжается иначе, и Пьеру не удаётся совершить задуманное. Однако он встречает ключевую фигуру на своём жизненном пути – простого солдата Платона Каратаева. Платон раскрывает для Пьера истинное понимание жизни, всю важность любви к народу, способности к слиянию с ним. С этого момента жизнь Пьера начинает налаживаться.
Спустя некоторое время Пьер Безухов женится на милой Наташе Ростовой и создаёт крепкую счастливую семью, построенную на ценностях, добытых Пьером в течение всей его жизни: любовь, забота и сила единения.
Иногда человеку выпадает очень много испытаний. Но он не должен их бояться, он должен уверенно идти вперёд, ведь за каждой трудностью лежит частичка большой истины, которая намного ценней всех препятствий. Собрать всю истину по силу не каждому, но Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого смог это совершить.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / В поисках смысла жизни (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
В поисках смысла жизни (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
Главным объектом творчества Л. Н. Толстого был человек, его душа. Для Толстого человек — часть Вселенной. Писателю интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.
Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским, — “диалектика души”.
Н. Г. Чернышевский писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияние общественных отношений и столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…”
Остановимся подробнее на том, как показан этот процесс в бессмертном романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Главной проблемой, которую ставит в этом произведении писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы — герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым.
Проанализируем личность самого близкого автору героя — Пьера Безу-хова.
Подобно Андрею Болконскому, Пьер — честный, высокообразованный дворянин. Но если Андрей — рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.
В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.
Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: “Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы”, исходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире — народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: “Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят”. Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты”. Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним “обретает то спокойствие и довольство собой”, к которым он тщетно стремился прежде.
Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросить, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”.
Неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле; Наташа, когда становится женой и матерью; Николай, сделав карьеру военного.
Показав судьбы героев, Толстой подтвердил свою мысль: “Человек есть все: все возможности, есть текучее вещество”. Толстой сумел выполнить главную задачу — уловить и показать момент текучести жизни.
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / В поисках смысла жизни (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
Смотрите также по
произведению «Война и мир»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи