Водность текста относится к спорным понятиям копирайтинга. Избавляться от всех слов без информационной нагрузки не стоит, так как текст станет «пресным» и скучным. Однако можно обойтись без многих распространенных словесных групп, которые считаются бесполезными. Они – «паразиты», из-за которых заказчикам приходится платить за текст больше.
Типичные «источники» воды в статье:
Канцеляризмы
Эти выражения характерны для текстов официально-делового стиля (отчеты, акты, договора и другие документы). Их чаще всего используют офисные сотрудники и госслужащие. Канцеляризмы делают текст сухим и занимают много места. Как правило, словесную казёнщину можно заменить одним словом:
Произвести уборку – убрать;
Оказать помощь – помочь;
Принято считать – считается.
Зачастую в статьях встречаются предложения с накоплением канцеляризмов. Например, «Нами было принято решение оказать помощь пострадавшим». Или прочтите следующее: «Мы решили помочь пострадавшим». Второе предложение проще и короче, а мысль – одна. Этот пример демонстрирует, насколько заказчики переплачивают за неинформативные фразы. Объём первого предложения составляет 47 символов без пробелов, а второго – 26.
Усилительные частицы. К ним относятся слова «только», «лишь», «всего», «наиболее» и другие. Сравните предложения:
Изменился ли смысл предложения без усилительной частицы «весьма»? Нет, зато предложение избавилось от словесного мусора.
Согласно нормам современного русского языка, нельзя использовать несколько идущих подряд усилений вроде «гораздо более лучше». Достаточно применять одно из этих слов.
Штампы
В интернете преобладают сайты, контент которых содержит фразы «на сегодняшний день», «в настоящее время», «обращаем ваше внимание», «являться лидером рынка», «ведущий производитель» и подобные. Без них текст смотрится естественнее и проще.
В данном примере выражение «на сегодняшний день» можно опустить. И так понятно, что речь идет о современности. Фразу «компания является одним из ведущих производителей» следует уточнить, указав конкретный рейтинг фирмы. Таким образом текст станет информативнее, а значит принесет больше пользы читателям.
Длинные связки
Союзы и, поэтому, но, что, поскольку и другие способствуют передаче логики автора и помогают читателю понять его мысли. Объемные связки «из этого следует, что», «в связи с этим можно сделать вывод» и подобные – абсолютно бесполезны. Их можно заменить союзом таким образом, и текст будет легче восприниматься.
Вводные слова
Профессиональный копирайтер вносит в текст частичку себя, включая в него собственные мысли и аргументы. Новичок для достижения этой цели использует вводные слова. В продающих текстах, пресс-релизах и информационных статьях слова кажется, действительно, несомненно, так сказать и тому подобные – недопустимы.
Громоздкие эпитеты
В умеренном количестве определения можно использовать во всех стилях речи, поскольку они помогают лучше понять предмет. Длинные эпитеты типа «холодный, мерзкий, вездесущий серый дождь» отвлекают внимание читателя от главного качества предмета. Громоздкие выразительные обороты принято использовать только в художественном стиле.
Идущие подряд синонимы
Синонимы делают речь выразительной, защищают от однообразия, однако их выбор и применение должны быть оправданы. Пишите статьи таким образом, чтобы они не содержали предложений наподобие «Он мой друг, приятель и товарищ».
Если вам не хватает фантазии или словарного запаса, воспользуйтесь словарями или сервисами по подбору словесных ассоциаций.
Краткость – сестра таланта
И показатель профессионализма копирайтера тоже. Если текст компактный, но полностью освещает тему, значит его писал толковый специалист, умеющий работать с информацией. Именно неумение выбирать полезные сведения и факты выдаёт начинающих авторов и тех, для кого копирайтинг – дополнительный заработок, а не основная деятельность.
Согласитесь, что человеку, который ищет описание кроссовок Adidass, не нужна информация об этой компании: история, производственные мощности, количество заводов и т. д. Он хочет знать особенности конкретной модели, состав материала, технологию изготовления – всё то, что поможет принять решение о покупке. Но, к сожалению, интернет-магазины упорно предлагают ему читать «воду» о том, когда появились первые кроссовки, кто их придумал и т. д.
Если пользователь интересуется товаром, значит он уже знаком с ним. Не тратьте его время, рассказывая о том, что он и так знает. Лучше сразу переходите к делу, потому что всем известные истины – это тоже словесный мусор, который утомляет и побуждает читателей закрыть страницу с текстом. Сервисы Главред, Text.ru, Advego и другие подскажут вам, какие слова и выражения нужно беспощадно удалять.
Требуйте от авторов тексты с минимумом воды. Они способствуют увеличению конверсии и повышают ранжирование сайта.
Ну, нельзя все время рассказывать, что вода в статье вредна
и опасна!!! Да и не может копирайтер (если он не полный идиот) вообще обойтись
без нее. Но почему-то все, кто берется учить как писать тексты, считает обязательным
заявить, что вода в тексте мешает, что в статье вода ведет к ухудшению
качества, и вода из текста должны быть выбрана до последней капли.
Я НЕ СОГЛАСЕН!!!
Потому сегодня буду рассказывать о том, как разместить в
тексте вода по максимуму, чтобы она буквально вызвала следующий всемирный
потом, пусть даже в пределах одной конкретной статьи. Но разместить так, чтобы
ни читатель, ни покупатель этого не заметили. Мало того, когда мы поработаем с
ней, вода в статье будет выглядеть настолько естественно, что и читатель и покупатель
даже похвалят нас.
Но для чего нужна вода в тексте? Попробуете ответить сами?
Или предложить вам несколько вариантов на выбор? ОК:
-
Для того чтобы вам было чем занять вечер. А
что может быть лучше, чем впрыскивание воды в статью? -
Для того чтобы показать свое мастерство. И тут
же вспомнился Гюго, показывавший в каждом своем романе, что он может писать об
одном и том же по-разному. Вспомните «Человека, который смеется», так рерайт
одних и тех же глав встречается раз по десять! -
Для того чтобы особо не напрягаясь, увеличить
общую стоимость статьи минимум в 2 раза, в идеале – в несколько раз.
Правильным ответом будет – в
статье вода нужна для того, чтобы сделать статью дороже. И кто не согласен
с нами, пусть отправляется в какое-нибудь общество анонимных любителей обезвоженных
текстов, где и попробует найти единомышленников.
То, как добавлять воду в текст будет рассматривать на
пример. А в качестве примера возьмем статью про диету. Если ее писать «правильно»,
поверив, что в тексте вода вредна, то мы получим (статью я, Efrem2Efrem, буду
приводить в виде условной схемы).
Название.
Вступление – быть полной плохо
– 250 знаков.
Тело статьи
1 абзац – как сидеть
на диете.
2 абзац – из каких
продуктов состоит.
3 абзац – чем заменять
некоторые из продуктов.
Общий объем – 800 знаков.
Эпилог – Надеемся, что
наша диета поможет вам! – 200 знаков.
Автор сделал все, чтобы никто не смог обвинить его в том,
что у него вода в статье, а потому и получил текст на 1.250 знаков. Если
продавать текст по доллару за килограмм то с вычетом комиссионных мы получим 1$
за всю статью. Вот и возникает вопрос – справедливо ли это?!! А следом за ним второй:
Если воду, разлитую в бутылки из пластика, считают
нормальным продавать нам по 3$ за 1 литр, то почему кто-то имеет право заявлять,
что вода в тексте (отмечу – написанном нами) не может приносить нам столько
же?!!
Но где может быть в статье вода? В статье, которая была
приведена для примера. Да в том-то и чудо воды, что везде!!! Начнем с
вступления:
Вступление:
1 абзац – УЖЕ БЫЛ
НАПИСАН – быть полной плохо – 250 знаков.
2 абзац – разные диеты,
которые вы применяли до этого, не помогали, и знаете почему? — рассказываете – 450
знаков.
3 абзац – но недавно
стараниями английских ученых была создана диета… опробована на группе из
10.000 добровольцев… показала такую статистику…– 450 знаков.
Общий
объем – 1.150 знаков.
Теперь поработаем с телом статьи, сделав так, чтоб и здесь в
тексте вода была, да побольше:
Тело стати:
1 абзац – предупреждение
для тех, у кого может оказаться аллергия на некоторых из продуктов.
2 абзац – УЖЕ БЫЛ
НАПИСАН – как сидеть на диете.
3 абзац – как избежать
срывов.
4 абзац – УЖЕ БЫЛ
НАПИСАН – из каких продуктов состоит.
5 абзац – несколько простых
рецептов из этих продуктов, с обязательным подсчетом килокалорий.
6 абзац – УЖЕ БЫЛ
НАПИСАН – чем заменять некоторые из продуктов.
7 абзац – как избежать
срывов.
8 абзац – с какими физическими
нагрузками лучше всего совмещать эту диету.
Общий объем – 2.400 знаков.
А последняя вода в статье вливается в эпилог (в окончание):
Эпилог:
1 абзац – УЖЕ БЫЛ
НАПИСАН – Надеемся, что наша диета поможет вам!
2 абзац – а еще нам
было бы интересно узнать ваше мнение по этой диете, и тем более отчеты тех, кто
попробует сесть на нее. Была ли в статье вода и… прочее.
Общий объем – 600 знаков.
Так что же нам дала в тексте вода? Давайте считать! Без напряжения
мы увеличил текст с 1.250 знаков до 4.150!!! Отлично? Как по мне – да. Ведь
статья стала дороже почти в 4 раза!!!
А теперь убедите меня, что вода в статье (если ее
использовать неправильно) может повредить качеству текста или вашему заработку.
———————
Говорите все, что угодно, но вода в статье – деньги и
прибыль. Потому вода в тексте должна быть. А советы из сери «в статье вода плохо»
или «в тексте вода нехорошо» — ерунда.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Жизнь без воды невозможна. Без нее нельзя заварить чай, принять душ и покататься на лодке. Да и мы сами, если верить ученым, состоим из нее аж на 80%. Одним словом, вода — это самое полезное вещество на Земле.
Но только не тогда, когда речь заходит о текстах! Водянистые статьи, в которых много слов и мало смысла — одна из самых серьезных проблем у начинающих авторов. И часто именно этот недостаток становится главным препятствием на пути к профессионализму.
Поэтому сегодня мы побеседуем о воде в текстах. Мы разберемся, что это такое, узнаем как правильно «отжимать» воду и как этого делать не следует.
Что такое вода?
Вода — это те части текста, которые не несут смысловой нагрузки. Водой могут быть отдельные слова, предложения, абзацы и даже целые разделы статьи. Вот очень «жирный» пример:
Как показывает практика, одной из самых частых проблем, с которыми сталкиваются современные семьи, является выбор наиболее подходящих обоев для детской комнаты. Некоторые полагают, что справиться с этой непростой задачей может только соответствующий специалист. Однако в сегодняшней статье мы постараемся вам наглядно показать, что самостоятельно выбрать хорошие обои для детской комнаты может фактически каждый.
Это почти одна сплошная вода. Автор написал 53 слова, но не сообщил нам ничего полезного и попусту отнял у нас время.
Чем меньше в наших статьях воды, тем лучше. Во-первых, водянистый текст выглядит неубедительно. За пустословием авторы часто пытаются спрятать отсутствие фактов и недостаточное знание темы.
А во-вторых, такой текст плохо читается. Читателю придется продираться через кучу лишних слов, чтобы найти хотя бы крупицу смысла. Но, скорее всего, он просто не захочет тратить на это время и закроет страницу.
Как правильно «отжимать» воду
Некоторые думают, что водой могут быть только слова. К сожалению, иногда текст выглядит красивым и гладким, и при этом в нем куча ненужных подробностей и лирических отступлений.
Поэтому для начала стоит внимательно посмотреть на каждый абзац и спросить себя: а действительно ли он нужен? Работает ли он на тему? Отвечает ли на вопросы читателя? Если нет, то его можно смело удалять. То же самое желательно проделать и с каждым предложением.
И лишь после этого мы начинаем работать со словами. Для этого мы мысленно удаляем каждое слово и смотрим: стал ли текст от этого хуже? Изменился ли смысл? Если нет, то это слово, скорее всего, было лишним. Например:
Во внутреннем кармане сумочки вы можете хранить свои деньги и банковские кредитные карточки.
Вряд ли нужны уточнения, что кредитные карточки «банковские», а деньги должны быть именно «свои» (а не чужие). Поэтому смело удаляем эти слова:
Во внутреннем кармане сумочки вы можете хранить деньги и кредитные карточки.
Еще один способ отжать воду — упростить текст. Для этого мы заменим длинные слова на короткие, а вместо тяжелых и невразумительных фраз подберем варианты попроще:
Чтобы выполнить заказ семенного материала, свяжитесь с нашим менеджером по телефону +7…
Упрощаем:
Чтобы заказать семена, позвоните +7…
Чем меньшим количеством слов мы выражаем мысль, тем понятнее она становится.
Но после каждого изменения обязательно читайте то, что получилось. Если поломалась ритмика или пропали какие-то важные смысловые оттенки — возвращайте все назад. Отжать воду не самоцель: наша задача сделать текст понятным, убедительным и легким для чтения.
Как неправильно «отжимать» воду
В последние годы стали популярны словари так называемых стоп-слов — слов, которые не несут смысловой нагрузки. Свои списки вам охотно предложат и биржи, и сайты, и некоторые известные копирайтеры. Появились даже специальные сервисы, которые помогают находить стоп-слова: text.ru, Главред и другие.
На первый взгляд, может показаться, что это удобно. Копирайтеру больше не нужно напрягать голову: достаточно удалять подсвеченные программой слова. Однако такой «прогрессивный подход» способен напрочь убить качество текста. И вот почему:
- Авторы начинают удалять слова, не задумываясь о смысле. Например, сервис выделил:
Копирайтеры могут зарабатывать свыше 100 000 рублей в месяц.
И автор на автомате убирает стоп-слова, не заметив, что смысл предложения исказился, и получилось вранье:
Копирайтеры зарабатывают свыше 100 000 рублей в месяц.
- Авторы заменяют одни стоп-слова на другие, на те, которых еще нет в словаре:
Анталия является турецким курортом.
Анталия представляет собой турецкий курорт.
Оценка по сервису улучшилась, но текст от этого стал только хуже. А правильно было бы так:
Анталия — это турецкий курорт.
- Механическое отжимание воды «сушит» текст. Авторы забывают о ритмике и читаемости, а в результате у них получается нечто подобное:
Каир — столица Египта, 10 крупных музеев. Самый известный — Каирский египетский музей на площади Тахрир. Экспозиция — древнеегипетское искусство. Экспонаты: мумии и саркофаги жрецов Амона, украшения царицы Яххотеп, предметы периода Эхнатона.
Друзья! Не будем забывать, что главный инструмент копирайтера — это хороший вкус, который не заменит никакая программа. И именно на него мы должны опираться в первую очередь.
Всем добра!
Предыдущий урок — Ритмика текста
Следующий урок — Речевая избыточность
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Отправить
Оценить статью
Загрузка…
Полезная и нужная информация – это то, за что мы ценим сетевой контент. Создавая запрос в поисковой строке, мы ждем точного и развернутого ответа на вопрос, а не бесполезной «воды».
Вот такая вода в тексте часто является серьезной проблемой не только для читателей, но и для начинающих авторов – копирайтеров и рерайтеров, которые нередко льют ее мегалитрами.
Поэтому сейчас мы с вами разберемся, почему тонет и расплывается текст и как его «высушить».
Содержание
- Что такое «вода» в тексте
- Что увеличивает количество воды в тексте
- Стоп-слова
- «Красивости»
- Текст «не в тему»
- Лишние ключевые слова
- Сколько можно налить водички
- Как убрать лишнюю воду
- В заключении
Что такое «вода» в тексте
Понятие «вода» существовало задолго до появления интернета. Оно издавна использовалось филологами, редакторами и учителями для обозначения слов и фраз, которые, не влияя на содержание текста, замусоривают его и затрудняют восприятие.
Если выкинуть эти слова, смысл написанного не изменится. Правда, лучше от этого текст может и не стать, так как вода часто не дополняет, а заменяет содержательную часть.
Например, вот предложение: «Нет никакого сомнения, что если вы где-нибудь читали об уникальности и пользе русской бани, и, возможно, даже мечтали когда-нибудь стать счастливым владельцем этого удивительного и неповторимого изобретения талантливых русских мастеров, то, конечно, знаете о ее непревзойденных лечебных свойствах».
Если из этого предложения отжать воду, то не останется ничего, кроме банальной истины: «Русская баня полезна». Да и то автор уверен, что читатель и так об этом знает. Зачем же тогда нужно было тратить столько букв?
С появлением интернета и сетевого контента уровень воды стал важным показателем качества текста, и копирайтеры, рерайтеры и другая пишущая братия должны это учитывать. В сфере IT «вода» — это соотношение несущих смысловую нагрузку слов и малозначимого словесного мусора, которое выражается в процентах.
Что увеличивает количество воды в тексте
Одна из главных сложностей начинающих (и не только) создателей контента – это определение слов и фраз, которые увеличивают количество «воды».
Большинство из них в устной речи вообще не замечаются, они как бы проскакивают мимо сознания и горящего, и слушающего, то есть просто создают шумовой эффект – и все. Выделяют четыре группы слов и словосочетаний, увеличивающих водность текста.
Стоп-слова
Это самая многочисленная группа слов и фраз, ухудшающих качество контента. Такие слова не только заставляют «спотыкаться» читателей, но и мешают продвижению текста в рейтинге поисковых систем.
Их программы определяют стоп-слова как бесполезный мусор, поэтому переполненному ими контенту не попасть на верхние строчки в поисковой выдаче, а сайту – в ТОП.
К стоп-словам относится следующее:
- вводные слова и словосочетания: «конечно», «несомненно», «как правило», «тем не менее» и другие;
- местоимения: личные («он», «они», «вы», «мы» и др.), неопределенные («какие-нибудь, «что-либо», «когда-то» и т. д.), указательные («тот», «такие», «этот» и т. д.);
- некоторые предлоги: «от», «для», «без», «по», «на»;
- прилагательные, не несущие смысловой нагрузки: «уникальный», «бесподобный», «потрясающий» и т. д.;
- штампы и часто употребляемые выражения: «высокий профессионализм», «динамично развивающаяся компания», «несомненная выгода» и т. д.;
- глаголы в страдательном залоге: «освещается (чем-то)», «забиваются (кем-то)», «подписываются» и т. д.;
- отглагольные существительные: «рассмотрение (предложения)», «забивание (гвоздей)» и др.
Что будет, если совсем убрать все стоп-слова? Текст, скорее всего, понравится поисковым роботам, а вот читатели его не оценят. Он будет сухой, скучный и мертвый – машинный. Поэтому избавляться от стоп-слов тоже нужно с умом, и не от всех.
«Красивости»
Статья, которая должна нести полезную информацию, не нуждается в излишнем украшательстве. Часто неопытные копирайтеры возмущаются таким ограничением и считают, что пишут красиво.
Возможно, и красиво, но не про то. Словесные кружева не несут смысловой нагрузки, поэтому увеличивают количество воды. К категории «красивостей» относится следующее:
- лишние прилагательные, которые используются только для украшения текста;
- вводные и придаточные предложения, усложняющие понимание смысла;
- не требующие ответа риторические вопросы;
- предложения-гусеницы, растягивающиеся на целый абзац; когда такое предложение дочитываешь до конца, то забываешь, что было в начале.
Вот пример такого предложения. Красивым его не назовешь, но и понятным тоже.
Текст «не в тему»
Это как раз классическая вода, когда целые куски текста не имеют содержательной ценности и написаны для того, чтобы «сделать красивее» или увеличить объем – количество знаков.
Если учесть, что копирайтеру платят именно за них, то подобный прием не только портит текст, но свидетельствует о недобросовестности и некомпетентности автора. Потому что еще одной причиной появления пространных рассуждений «ни о чем» является недостаток информации по теме.
В информационных статьях в ряде случаев небольшие отступления от темы допустимы. Например, вводная часть об истории вопроса или явления.
И то, если таких отступлений много, то читатель закрывает страничку сайта, так и не добравшись до сути. А в тексте, который должен ответить на конкретный вопрос, вообще не имеет смысла делать пространные отступления. Качество его от этого снижается, так же как и рейтинг сайта.
Лишние ключевые слова
В SEO тексте, оптимизированном под требования поисковиков, необходимы ключи – слова и целые фразы из запросов пользователей. Ориентируясь на эти ключи, поисковые роботы продвигают текст в выдаче, без них на первую страницу, тем более на верхние строчки попасть сложно.
Но часто ретивые копирайтры, слишком увлекаясь оптимизацией, вставляют в текст столько ключей, что за ними, как за теми деревьями, леса не видно. Получается переспам (классическая или академическая тошнота), который тоже добавляет в текст воды и плохо влияет на его качество.
Вот пример такого текста.
Возникает серьезное противоречие. С одной стороны, вода портит текст, понижает его рейтинг «в глазах» поисковых роботов, мешает читателям докопаться до сути. С другой – слишком сухой текст неинтересно читать, он не цепляет, не привлекает читателей, а иногда и становится безграмотным.
Попробуйте убрать все предлоги? Это противоречие разрешить несложно, если знать, сколько воды допустимо в тексте.
Сколько можно налить водички
Никто не требует от авторов текстов полностью убрать из них всю воду, но ее норму знать надо. Существует несколько программ, которые определяют процент воды в тексте.
Они используют разные алгоритмы обработки информации, поэтому результаты проверки будут разные, так же как и величина нормы. Чаще всего для проверки водности используют три программы.
Glvrd.ru – этот сервис позволит очистить текст от словесного мусора и излишних стоп-слов. Добейтесь минимальной оценки в 7-7,5 баллов. Рекомендую занести главред в закладки и все тексты прогонять через него.
Istio.com – это самая терпимая и доброжелательная программа. Ну, по крайней мере, у моих текстов она обнаруживает воды меньше, чем другие. Нормой по Isio считается количество воды от 30 до 65% — очень комфортно, особенно для начинающих авторов. Видимо, поэтому заказчики редко предлагают проверять тексты этой программой.
Advego. com — это программа биржи копирайтеров Advego, с помощью которой можно проверить и уникальность текста, и сделать его полный СЕО анализ. Наряду с другими показателями, определяется и уровень воды. По Advego нормальная «водность» текста допускается тоже до 65%, хоть эта программа довольно въедливая и строгая. Зато она заодно посчитает и укажет все повторы, стоп-слова, выделит семантическое ядро, проверит уровень «тошнотности» и определить уникальность текста.
Text.ru – программа одноименной биржи делает комплексную проверку, в которую входит уникальность текста и seo-анализ – уровень воды и количество спама. Эта программа считает нормой количество воды до 17%, но относится к текстам щадящее. Ее главное преимущество в том, что она помечает все слова, повышающие уровень воды голубым цветом, и такой текст потом удобно «подсушивать».
Если же количество воды превышает допустимую границу нормы, текст нужно доработать, отредактировать и «высушить».
Как убрать лишнюю воду
Задача убрать из текста лишнюю воду и одновременно не «пересушить» текст кажется сложной только на первый взгляд. Убирать подряд все стоп-слова, местоимения и предлоги – не лучший вариант, поэтому я хочу предложить вам несколько советов.
- Составьте план. Это поможет вам сориентироваться в материале и не «растекаться мыслью по древу», постепенно подбираясь к сути текста. План не только структурирует материал, но и позволяет не допустить в текст ничего лишнего, не связанного с темой.
- Используйте списки там, где они уместны. Четкие формулировки отдельных позиций поневоле заставят вас забыть о вводных словах и лишних прилагательных.
- Избавьтесь от штампов и растиражированных фраз. Это сделать сложно, так как они на слуху и в текст залетают спонтанно. Советую провести небольшой тренинг. Читая тексты на разных сайтах, старайтесь замечать все эти: «высокое качество и низкие цены», «большинство из нас знают», «высококвалифицированные специалисты» и т. д. Каждый раз, встречаясь с подобной фразой, презрительно говорите «Фу!» и записывайте штамп в блокнотик. Такое нехитрое упражнение очень быстро отучит вас использовать их в тексте.
- Сортировка стоп-слов. Полностью избавляться от них нельзя, чрезмерное усердие может сделать ваш текст невменяемым. Поэтому нужно очень осторожно, но решительно убирать ненужное. Например, лишние предлоги и союзы. Вот предложение: «Купив этот тренажер, вы сможете и развить свои мышцы, и укрепить свое здоровье, и получить ни с чем не сравнимое удовольствие». Без колебаний выкинете два первых союза «и», местоимения «свои», «свое» (Чье же еще здоровье вы будете укреплять?), а «ни с чем ни сравнимое» и вовсе не к месту. Не забывайте «просеять» и вводные слова, совсем от них избавляться не стоит, так как они создают эффект устной речи и доверительной беседы.
- Работа со структурой предложения. Старайтесь по минимуму использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Если видите, что созданная вами конструкция слишком сложная, разделите предложение на 2–3 самостоятельных. Это не только облегчит восприятие текста, но и сократит количество предлогов, местоимений, а, значит, и воды.
- Будьте внимательны к лексике. Убрать лишнюю воду вам поможет избавление от повторов. Одни и те же и однокоренные слова не должны употребляться в соседних предложениях, поэтому старайтесь заменять их синонимами. Если их не находится, то переделайте структуру предложения. Кроме повторов, нужно еще не забывать сокращать количество отглагольных существительных, глаголов в страдательном залоге и лишних прилагательных. Красивые метафоры тоже надо употреблять дозировано.
В заключении
Подводя итог, хочу сказать вот что: борьба с водой не является самоцелью. Основная задача тех, кто заполняет сайты, пишет статьи в блоги и описания товаров для интернет-магазинов, сделать свой контент полезным и востребованным.
А уж если его будет еще легко и интересно читать, так это вообще здорово. Тогда читатель не станет задумываться о том, сколько воды в этом тексте, а скажет: «Пиши еще, автор!»
Просмотров 1.5к. Опубликовано 26.11.2021 Обновлено 08.10.2022
Начинающего копирайтера можно вычислить по водности текста. Какие ошибки допускают новички и как поднять репутацию.
Предлагаю разобраться что значит вода в тексте: из чего она состоит, как её измерить, сколько должно быть и как убрать лишнюю. Практика показывает, что не все говорят на «одном языке». Постараюсь внести ясность, устранить размытость терминологии.
Для эксперимента составила специальный водный текст, проверила его 5 онлайн-сервисами: Text.ru, Istio, Advego, Тургенев, Главред. Предлагаю посмотреть результаты исследования.
Содержание
- Что такое водность текста
- Стоп-слова
- Вводные конструкции
- Этикетные выражения
- Фразеологизмы
- Обороты речи
- Проверка текста на воду
- Text.ru
- Istio
- Advego
- Тургенев
- Главред
- Сколько воды должно быть в тексте
- Влияние воды на SEO
- Как убрать из текста воду
Заспамленность и вода в тексте это две противоположные характеристики. Первый параметр делает статью информативной, однако избыток значимых фраз ведёт к сухости и трудно читаемости. Такой документ по зубам только роботам. Как бороться с заспамленностью мы обсудили в предыдущей статье.
Добавление разбавочных, т.е. не несущих смысловую нагрузку элементов (союзы, предлоги, вводные фразы, речевые обороты) делает содержимое понятным для людей. Вода оживляет текст, пока её в меру, но неконтролируемый словесный поток подобен наводнению.
Что такое водность текста
Под фразой «много воды в тексте» некоторые подразумевают уход от темы. Однако в копирайтинге водность это вполне конкретная измеряемая величина.
Вода в тексте это соотношение количества незначимых слов к общему объёму документа, выраженное в процентах.
К незначимым элементам относятся отдельные термины, словосочетания и даже целые предложения.
По-простому, водность текста — это процент слов, не несущих информационную нагрузку.
Другие под водой понимают стоп-слова, но это не совсем верно. Нужно учитывать фразеологизмы, обороты речи, вводные фразы, этикетные выражения а также часто употребляемые общие термины.
Стоп-слова
Различают два вида: общие и зависимые.
К общим стоп-словам относятся все популярные текстовые элементы (буквы, цифры, союзы, предлоги, местоимения, частицы), которые присутствуют во всех документах и не являются специфическими. Поэтому их ещё называют шумовыми или мусорными.
Кроме того, есть часто употребляемые термины и фразы. Кто-то их относит к stop-words, кто-то к — общим. Я не буду их делить.
Рассмотрим конкретные примеры:
- предлоги: в, к, с, на, до, от, после, за, перед, для, про, при, ввиду, из-за;
- союзы: и, или, если, а, но, однако, что, где, когда, так как, потому что, как, чтобы;
- местоимения: я, мы, вы, они, наш, ваш, этот, так, там, тогда, столько, сколько;
- частицы: пусть, да, нет, не, ни, ли, уж, именно, неужели, вот, даже, едва ли;
- междометия: ох, ах, ух, то-то, вот-вот, слава богу, ага, ну да, вот те раз, молодец;
- отдельно стоящие буквы, наборы символов (ru, com, www), сокращения (и т.д.);
- цифры от 0 до 9 (года, номера телефонов, даты, адреса сюда не относятся);
- числительные: один, два, первый, второй, по одному, мало, много, немного;
- слова-усилители: самый, большой, очень, хороший, лучший, просто;
- часто употребляемые: год, слово, быть, иметь, дать, видеть, можно, нужно;
- причастия: содержащий, пишущий.
Зависимые стоп-слова образуются так. При запросе «Юрий Гагарин» поисковик выдаст все результаты, содержащие «Юрий Гагарин», «Гагарин» и проигнорирует документы, включающие только «Юрий». В этом случае зависимым будет «Юрий». Поисковые системы учтут его только при наличии ключевого «Гагарин».
Вводные конструкции
Выражают отношение автора, в тексте они выделяются запятыми или тире:
- например, итак, конечно, во-первых;
- мягко говоря, другими словами, в данном случае;
- по мнению экспертов, по сообщениям медиков;
- как считают многие, как говорят, как видите, если верить фактам.
Этикетные выражения
Служат для установки контакта с читателями, что важно при ведении блога. К ним относятся:
- здравствуйте, прощайте, привет, пока;
- спасибо, благодарю, пожалуйста;
- извините, простите, уважаемые.
Фразеологизмы
Устоявшиеся словосочетания, смысл которых не определяется входящими терминами, например, «точка зрения», «плыть по течению». К ним также относятся пословицы, поговорки, крылатые фразы и даже речевые штампы типа «всего хорошего», «до новых встреч».
Обороты речи
Словесные обороты — речевые конструкции, которые не вносят дополнительной информации, но усиливают значимость фразы, придают ей выразительность, эмоциональную окраску, настроение. Часто используется в художественной литературе.
- Какой день! (риторическое восклицание)
- А судьи кто? (риторический вопрос)
Проверка текста на воду
Чтобы проверить текст на воду онлайн, достаточно вставить его в сервис и программа выдаст результат.
Я составила специальный водянистый текст, который исследовала пятью онлайн-сервисами: Text.ru, Istio, Advego, Тургенев, Главред. Задача эксперимента: выяснить какие элементы считаются водой, а какие нет. Смотрим результат.
Text.ru
Антиплагиат Text.ru — любимый сервис копирайтеров — выделил голубым цветом фрагменты, интерпретированные, как вода. Водность текста явно превышена 27% (естественное содержание < 15%).
Помимо воды он показывает уникальность, заспамленнось, орфографические ошибки. Бесплатная версия позволяет вводить тексты длиной до 15 тысяч знаков. Результат появляется через несколько минут.
Есть также ограничение на количество знаков, обрабатываемых в сутки. Так, гостям устанавливается лимит 15 000, а зарегистрированным пользователям с подтверждённым номером телефона — 50 000 знаков.
Istio
Проверка текста на водность сервисом Istio показала наличие 52%, что соответствует норме (30-60%). Программа отметила фиолетовым цветом свой набор незначимых текстовых элементов. Преимущества сервиса: быстрая скорость обработки, отсутствие ограничений по знакам.
Advego
Advego — сервис №2 для копирайтеров. Выбираем закладку «SEO анализ текста», загружаем фрагмент, нажимаем кнопку «Проверить». Водность тестового фрагмента составила 73.1% — в пределах нормы (55-75%).
Водность <50% характерна для научных работ и документаций, а > 80% часто свидетельствует о малоинформативном материале, который требует доработки. Сервис работает быстро, позволяет вводить текст длиной до 100 тысяч знаков.
Тургенев
Проверить водность текста онлайн может и сервис Тургенев. Он менее популярен, но со своими особенностями. Почти весь тестируемый отрывок помечен как stop-words и общие «пустые» слова. Его список наиболее полный, тем не менее штрафные баллы за водность не начислены.
Программа суммирует баллы, полученные за превышение норм, по которым вычисляет риск попадания контента под поисковый фильтр Яндекса «Баден-Баден». Сам Тургенев рекомендует не превышать 8 баллов.
Стоимость проверки 5 рублей, при регистрации на баланс начисляется 100 в подарок. А вот стилистические ошибки он покажет бесплатно, даст подсказки по коррекции. Рекомендую попробовать.
Главред
Сервис Главред разработан для очистки текста от мусорных слов, неточных формулировок, необъективных оценок, штампов, что важно для информационного стиля. В его базе содержатся правила употребления слов с примерами, которые помогут отредактировать текст даже новичку.
Оценка по шкале Главреда — это отношение числа стоп-слов к общему количеству слов документа. Чем чище текст, тем выше показатель. Зелёным цветом светится оценка, если документ набрал более 7.5 балла.
В тестируемом фрагменте сервис нашёл только 32 stop-words и дал 8.1 балла из 10.
Сравнивая результаты легко заметить, каждый онлайн-сервис имеет свой перечень stop-words, свою формулу расчёта водности, свои нормы допустимого. Эти списки время от времени корректируются, а алгоритмы — усовершенствуются.
Самым строгим оказался Text.ru — только он показал количество воды сверх нормы.
Я записала на видео процесс SEO-анализа различными инструментами, подробно рассмотрела 7 сервисов.
Сколько воды должно быть в тексте
Понятие «норма воды в тексте» зависит от используемого онлайн-сервиса и стиля написания. Наибольшее доверие заслужили Text.ru и Advego. Копирайтеры обычно придерживаются следующих показателей.
сервис | норма | превышенное | высокое содержание |
Text.ru | < 15% | 15-30% | > 30% |
Advego | 55-75% | 75-80% | > 80% |
Проверить свою работу достаточно двумя программами. Заказчики на бирже сами указывают инструмент анализа и норму.
При проверке текста на воду нужно учитывать стиль изложения. В информационных обзорах лучше придерживаться нижней планки. Пользователи интернета хотят быстро получить ответ на свой вопрос, а не искать иголку в стоге сена.
В случае блога, воды можно налить чуть больше, поскольку автор делится личным опытом, высказывает своё мнение. Если же текст предназначен для развлекательного или детского портала, то подавайте информацию дозированно.
Влияние воды на SEO
Большое количество воды в тексте отталкивает читателя, ему приходится выискивать нужную информацию, есть вероятность, что он просто закроет страницу. А это скажется на поведенческих факторах. Поисковые алгоритмы станут понижать позиции, предлагая взамен более полезные статьи конкурентов.
С целью рационального использования базы данных роботы не учитывают stop-words во время индексации страниц. При написании SEO-текстов имейте это в виду, контролируйте интервалы между ключевыми фразами.
Для экономии времени при поисковом запросе роботы также игнорируют стоп-слова. Исключением являются случаи, когда в поиск вводится запрос со специальными символами (операторами), в этом случае учитывается точное вхождение.
Вода в тексте является лишней с точки зрения SEO, чем её меньше, тем лучше ранжируется страница. Однако не забываем о читателях. Текст без воды похож на засохший цветок.
Проводя оптимизацию, следите не только за ключевыми фразами, но и за уровнем воды в тексте. Сбалансированные показатели способствуют поисковому продвижению.
Как убрать из текста воду
Избыток воды обычно происходит по трём причинам:
- неопытность: автор просто не замечает, что «льёт воду»;
- недостаток информации: копирайтер не знает конкретные факты, поэтому ходит вокруг да около;
- желание больше заработать, поскольку оплата производится за килознаки.
Чтобы снизить водянистость текста, достаточно удалить лишние водные фрагменты. Очень легко избавиться от яканья — выканья, союз «и» заменить запятой. Пишите простые предложения, не увлекайтесь причастными оборотами.
Вместо неопределённых «много» и «мало» лучше оперируйте конкретными фактами.
Заменяйте общеупотребительные слова на специализированные термины, используйте профессиональную лексику.
Часто начинающие авторы задают читателям риторические вопросы. Не усложняйте ситуацию — просто решите проблему посетителя. Будьте осторожны с вопросительными знаками.
Новичкам советую подружиться с Главредом, с ним вы быстро научитесь грамотно писать, поднимите свой рейтинг.
Не спешите публиковать статью, вычитайте её, дайте отлежаться.
Вода в тексте это признак человечности, проверяйте работу с помощью автоматизированных программ, но не гонитесь за процентами. Сохраняйте авторский стиль и пишите, ориентируясь на свою аудиторию.
На этом всё, оттачивайте мастерство, не забывайте делиться опытом в комментариях. Встретимся в следующем обзоре.
Статей на тему «Что такое вода в тексте и как ее убрать», «Как увеличить объем текста, не налив воды» великое множество. А вот откуда она берется, и что делать, если анализ текста показывает большое количество водности…
Какие трудности подстерегают начинающего автора? Как подстраиваться под требования заказчика? Об этом и поговорим.
Знакомьтесь — начинающий копирайтер Вася. Ему 23, и он решил попробовать себя в качестве автора статей. Вася ищет заказы на бирже и в соцсетях.
И вот — ура! — он нашел клиента. Он выдает Васе техническое задание (ТЗ). Там написано, что текст должен легко читаться, быть без воды и витиеватых фраз… А дальше идут списки ключей и параметры водности, тошноты, заспамленности и уникальности. И если термины уникальности и заспамленности понятны, то водность… надо разбираться.
Вода с разных точек зрения и что кроется в глубине
Начнем с того, что в понятие «вода» SЕОшники и райтеры вкладывают немножко разный смысл. Конечно, это все взаимосвязано, но и различать тоже нужно.
В терминологии SЕО вода — процентное соотношение стоп-слов к общему количеству слов в статье. Если кратко, стоп-слова — те, что не учитываются поисковыми роботами. Союзы, предлоги, числа, а также слова, которые часто повторяются в сети.
Тут Васю подстерегает первый подводный камень →
У разных сервисов разные списки стоп-слов
По текст.ру показатели могут быть нормальными, а по Адвего ― зашкаливать. Конечно, заказчики обычно просят измерять каким-то одним сервисом, но если требований никаких нет, лучше выбрать какой-то один. Лично я бы посоветовала Главред.
Веб-авторы под понятием «вода» подразумевают фразы (а иногда предложения и целые абзацы), которые не несут какой-либо конкретики, смысла и пользы для читателя. К этому относятся и фразы из разряда «Спасибо, Кэп!»
Что же имеет в виду заказчик, когда просит написать ему текст «без воды»?
Вася в растерянности. Вот и второй подводный камень →
С одной стороны, в ТЗ четко прописано, сколько воды должно быть. Но означает ли это, что
Текст с 60% водностью по Адвего ― всегда хороший и легко читаемый?
Однозначно — НЕТ.
Рассмотрим на примерах.
Возьмем текст про итальянскую мебель, случайно найденный в интернете:
Показатели водности по Адвего у нее вполне приемлемые — около 63%.
Вот что показывает текст.ру: 13% тоже неплохо, нормой считается до 15.
Но насколько этот текст информативен и полезен для читателя? Хороший такой, человеческий текст… И, как любой человек, на 80% состоит из воды. «Главред» тут более близок к реальности и оценивает текст на 6 баллов, щедро подчеркивая штампы.
Что из этого следует?
Цифры водности никак не определяют качество текста! Никакая машина не может вычислить, к месту это слово или нет, легко читается текст или нет — это может понять только человек.
Вот еще один пример — статья о рисе.
Вот результаты анализа по Адвего и текст.ру: не идеально, но и не ужас-ужас.
«Главред» дает этому тексту 6,4 балла. На мой взгляд, он немногим лучше первого.
Так что хорошие цифры не гарантируют качество и информативность текста. Наоборот, многие хорошие и полезные статьи имеют 70% и более воды. Их и читать приятно, и в «Яндексе», и «Гугле» они на первой странице находятся.
Третий подводный камень →
Стоп-слова в ключевых фразах
Допустим, Васе нужно написать текст о компьютерах. Но вот беда — «компьютер» тоже считается стоп-словом! Надо иметь в виду, что если в ключах много стоп-слов, процент воды будет высоким, и постараться объяснить это клиенту.
Итак, Вася прочитал все, что надо, собрал информацию. Написал текст, вставил туда все необходимые ключевые фразы. Все вроде читабельно.
Последний этап — проверяем параметры, указанные в ТЗ…
И тут — о, ужас! Анализ выдает ужасающие цифры. Вася начинает беспощадно кромсать статью, подгоняя ее под нужные показатели, выкидывает одно и переставляет местами другое.
Цифры сошлись — начала прыгать уникальность, и все начинается сначала…
До тех пор, пока неплохой, в общем-то, текст не превращается в нечто невообразимое. Васе становится дурно, а его красный диплом филолога зеленеет.
В итоге на издевательство над текстом времени ушло больше, чем на его написание.
Знакомая история?
Так или иначе, почти все через это проходят.
Так куда же слить лишнюю воду?
А как поступить начинающему копирайтеру Васе в такой ситуации?
Спросите его, почему именно такие цифры? Почему они так важны? Все, конечно, зависит от того, что за текст вам нужно написать. Одно дело — рецепт или инструкция, а другое — пост в блог. Предупредите заранее, что да, текст будет легко читаться, но 60% воды по Адвего вы не гарантируете.
Если цифры так сильно важны, многие авторы допускают ошибку — начинают искать стоп-слова в тексте и просто убирают их. Например, заменяют союз «и» запятой. Тогда в тексте может быть меньше воды, а по цифрам — процентам — больше, ведь общее количество слов в тексте уменьшится. Соотношение изменится не всегда в пользу автора. Все стоп-слова вы все равно не уберете.
Подвести текст под нужные цифры проще, чем кажется.
Избавляемся от воды в тексте
В качестве примера возьмем статью-инструкцию о том, как правильно выбирать ананас. Автор дает читателям неплохие советы, но изложение, увы и ах, далеко от идеала — это видно и без цифр. Текст довольно объемный, поэтому для удобства проанализируем его часть. Вот она:
Главред оценивает этот фрагмент на 5,9 баллов. А вот результаты анализа по Адвего и текст.ру:
Теперь слегка отредактируем фрагмент, по возможности заменим стоп-слова значимыми. Вот что у нас получилось.
Переписываем первый абзац:
Ананас — этот фрукт у многих ассоциируется с тропиками и дальними странами, но на самом деле уже давно ананас не является чем-то очень экзотичным, его можно купить в супермаркете или даже на рынке. Но поскольку этот фрукт очень необычен для российского потребителя часто возникает вопрос о том как правильно его выбрать. Сделать это совсем не сложно и в этой статье мы расскажем вам как.
Ананас у россиян ассоциируется с тропиками и дальними странами. Но на самом деле этот фрукт уже давно не является экзотикой. Его легко купить в супермаркете или на рынке. Но поскольку ананас остается необычным для российского потребителя продуктом, закономерно возникает вопрос о том, как правильно его выбрать. В этой статье вы узнаете несколько нехитрых правил, которые облегчат задачу.
Сейчас людям известно около 9 видов ананасов и какой попадется именно вам в супермаркете или тем более на рынке, мы сказать не можем, но мы постараемся дать вам общие советы, которые помогут в выборе любого ананаса.
Выбор правильного ананаса
Любой спелый и не выращенный на химикатах ананас должен обладать приятным запахом и вкусом, но посколько определить последнее в магазине не представляется возможным, придется проверять ананас другими способами.
Сейчас людям известно 9 видов ананасов. На прилавке супермаркета вам может попасться любой сорт. Существуют критерии, определяющие степень свежести и спелости фруктов: цвет, запах, звук, состояние ботвы и чешуек.
Любой спелый и выращенный без применения химикатов ананас обладает приятным запахом и вкусом. Конечно, определить последнее в магазине невозможно, поэтому придется проверять качество другими способами.
Как видите, исправлено не так много. А проверка дала такие результаты →
Без особых усилий (и при этом не сократив объем) удалось снизить водность на 10% (с 76 до 66 по Адвего, с 22 до 12 по текст.ру) и привести его к минимально допустимым показателям «Главреда» (7 баллов). Так что все решаемо и исправимо 🙂
Кстати, для проверки статей стоит пользоваться не только различными сервисами. Некоторые детали вполне можно проверить по простому чек-листу →
Если текст будет информативным и будет решать проблему читателя, есть шанс договориться с клиентом и оставить все как есть. Если же текст все равно возвращают на доработку и просят уменьшить водность, исправить будет легче.
Вместо эпилога
Я не призываю вовсе отказываться от сервисов SEO-проверки текстов. Они могут быть очень полезными, если знать, как с ними работать. Главное — помните: вы пишете тексты для людей, а не для машин. Читателям все равно, сколько процентов воды в вашем тексте. Если он не выполняет задачу, он бесполезен. Даже при идеальных показателях воды и тошноты.
А вы как считаете? Комментируем, не стесняемся 🙂