Цель: создать условия для развития речи обучающихся, путем знакомства с понятием – аннотация, составлением устного и письменного текста, а также групповой и самостоятельной работы с книгой.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- воспитание интереса к уроку русского языка через разные виды работы;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные:
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие умения формулировать проблему.
Познавательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развивать умение находить информацию в книге;
- формировать умение использовать различные речевые обороты;
- обогащать словарный запас учащихся, развитие устной и письменной речи, работа с разными видами информации.
Коммуникативные:
- умение работать в группах активности;
- умение помогать товарищу, поделиться своими знаниями с одноклассниками.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Добрый день дорогие друзья! Я рада встречи с вами.
2. Актуализация знаний
– Ребята, вы любите сказки? (Да)
– Так вот мы сегодня отправимся в страну «Сказочная библиотека», а я ее хозяйка. (Приложение 1, слайд 1)
– Вспомните героя – Оле Лукойе. Когда у него начинались сказки? (Когда он открывал зонтик).
– Откройте сейчас свои зонтики, они у вас яркие и сказочные, и давайте распределимся с вами так, чтобы зонтики в группе были одинакового цвета.
– Покружите зонтики, рассмотрите их внимательно, скажите, у кого на зонтике написано слово «Помощник»?
– Ты сегодня будешь моим помощником на уроке.
– Поставьте свои зонтики на полянку.
– Что такое библиотека?
– Какие правила нужно соблюдать, посещая библиотеку?
Задание
– Ребята, вам нравится наша библиотека? (Да) Но некоторые герои потерялись, давайте поможем, им вернутся к себе домой на страницы книг. Но для этого нам необходимо угадать, с каких они произведений и кто их автор?
1) Гадкий утенок (Сказка – Гадкий утенок, автор – Ганс Христиан Андерсен) (слайд 2)
2) Рыбак (Сказка о рыбаке и рыбке, автор – А.С. Пушкин) (3 слайд)
3) Колобок (Русская народная сказка) (4 слайд)
4) Дуб с котом (Сказка – У лукоморья дуб зеленый, автор – А.С. Пушкин)
(5 слайд)
5) Русалочка (Сказка – «Русалочка», автор – Г.Х. Андерсен) (6 слайд)
– Итак, все герои на своих местах, мы можем дальше продолжить занятие.
– Перед нами много интересных книг, но вы знаете, что в библиотеке порядок, книги стоят в алфавитном порядке. Так давайте, и мы сейчас наведем порядок в нашей библиотеке.
– Скажите, чтобы найти нужную книгу, что Вам в этом поможет?
– У каждой группы есть своя карточка, организуйте выставки, которые подходят к вашей теме. Не забудьте дать своей выставке название.
– Но есть ещё один помощник.
– Чтобы узнать, что это за помощник, вы должны выполнить задание.
3. Проблемная ситуация (1 мин.)
(задание зачитывает помощник)
– Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны слушать внимательно слова, которые сейчас услышите, и записывать только вторую букву каждого слова. Если вам удастся всё сделать без ошибок, то из записанных букв получится понятие, которое мы будем сегодня анализировать.
Картина, инженер, иней, коллекция, отечество, натюрморт, сцепление, билет, мясной.
– Прочитайте слово, которое у Вас получилось? (Аннотация)
– Представитель от каждой группы выйдите к доске, соберите главное слово нашей сегодняшней встречи.
– Исходя из нашей беседы, чтобы вы хотели узнать нового? Подумайте, посоветуйтесь в группе и напишите.
Задачи урока (7 слайд)
4. Усвоение новых знаний
– Где мы можем найти определение «аннотация»?
– Для каждой группы спрятано задание в классе оно в конверте, как можно быстрей найдите его и выполните.
– Представитель от группы прочитайте, что вы нашли.
– На ваших столах найдите волшебный листок, в котором написаны все пункты, которые входят в аннотацию.
– Что же мы можем узнать прочитав аннотацию?
а) информации об авторе книги;
б) тема книги;
в) содержание её краткого пересказа;
г) оценка произведения.
– Рассмотрите книги из вашей библиотеки. Отберите те книги, в которых есть аннотация. Внимательно рассмотрите, познакомьтесь с ними. И затем вы расскажите, какие составляющие у вас встретились.
– Как догадались, что это аннотация?
– Сейчас мы приступим к самому главному. Мы попробуем написать аннотацию к сказкам для первоклассников, чтобы прочитав ее, она заинтересовала малышей, вызвала интерес к чтению книг. Чтобы они захотели взять книгу в руки, рассмотреть ее.
– Познакомьтесь с заданием и приступайте к его выполнению.
Работа с классом: Отвечает каждая группа
7. Итог урока
– С каким понятием мы сегодня познакомились?
– Что такое аннотация?– Что мы можем узнать, прочитав аннотацию?
– А сейчас проверим, чему научились?
– Назовите буквы правильных ответов : УРА!
8. Рефлексия
– Напишите на книжках, свою фамилию и имя. Теперь вспомните урок, какую работу вы сегодня проделали, как помогали своим товарищам. И оцените себя.
9. Домашняя работа
– Ребята, я как хозяйка сказочной библиотеки, хочу чтобы вы на зонтиках прилетели ко мне в гости на сайт, там вы найдете много интересной и полезной информации.
– Вашим домашним заданием будет, составить аннотацию к своему любимому произведению, и ее вы оставите на сайте.
– Я вам хочу пожелать успехов, новый побед. Чтобы вы как можно больше читали книг. Берегли книги. Я вам хочу подарить эти сказочные закладки, а сказочные они тем, что на обратной стороне адрес моего сайта и почты.
Постановка учебной задачи и её решение
Практич.: письменное грамматич.упр., взаимопроверка.
Словесн.: формулировка темы и цели урока.
≈5
— Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать у себя в тетради.
(Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина).
— Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища.
— Кто написал без ошибок?
— Кто допустил 1-2 ошибки?
— Выпишите вторую букву каждого слова, если вы написали слова без ошибок, то из букв получится понятие, с которым мы сегодня познакомимся.
— Какое слово у вас получилось? (аннотация)
— Исходя из этого определите тему урока.
— Запишите название темы в тетрадь.
-Попробуйте сформулировать цели урока. (познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).
Записывать словарные слова в тетрадь, проводить взаимопроверку, выводить новое понятие «аннотация».
Определять тему и цель урока.
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.
Р: целеполагание.
Решение частных задач
Словесн.: устный опрос.
Практич.: работа со словарём.
Практич.: работа в парах.
Словесн.: слово учителя, ответы на вопросы.
Словесн.: ответы на вопросы.
Практич.: чтение и анализ аннотации.
Словесн.: ответы на вопросы.
Словесн.: устная работа с заданием.
Практич.: физминутка.
Практич.: работа в группах.
Практич.: оценка выступлений других групп.
≈25
— Представьте себе, что вы пришли в библиотеку, перед вами много интересных книг.
— Каждая книга ищет своего читателя, а вы ищете книгу.
— Как вы обычно выбираете книгу?
– На что обращаете внимание?
— Правильно, вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация.
— Я думаю, что вы хотели бы узнать, что это такое.
— Предположите, что означает слово «аннотация».
— Что вам поможет более точно узнать, что означает это слово? (толковый словарь).
— Найдите это определение и запишите его в тетрадь.
— Прочитайте определение, которое вы нашли. (Аннотация – короткая характеристика книги, произведения, учебника)
— Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.
— Проверьте с вашим соседом по парте, есть ли аннотации в ваших учебниках по литературному чтению и окружающему миру?
— Как вы догадались, что это аннотация?
— Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести.
— Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая вам интересна.
— Послушайте аннотацию на знакомое вам произведение.
— Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?
(Этот рассказ о маленьком мальчике по имени Геня. Он рос без отца с матерью и бабушкой. Возможно, именно по этой, а, может, и по другой причине его дразнили ребята во дворе. Мама с бабушкой очень переживали за мальчика и искали разные способы установить между ним и другими ребятами мир. Однако этот способ нашелся сам собой. Им оказался талант мальчика складывать игрушки из бумаги)
— Вы догадались, к какому рассказу написана эта аннотация? («Бумажная победа»)
— Кто автор этого произведения? (Л.Улицкая)
— Докажите, что это аннотация (кратко описывается произведение)
— Ребята, а вы помните какие-нибудь произведения Виктора Драгунского?
— Какие?
— Сейчас на доске появится аннотация к сборнику Виктора Драгунского «Денискины рассказы» («В книгу вошли весёлые рассказы для детей»)
— Подходит ли эта аннотация к сборнику «Денискины рассказы?»
— Почему вы так считаете?
— Виктор Драгунский действительно писал весёлые рассказы для детей?
— Докажите.
— Ребята, это был пример очень короткой аннотации.
— Выскажите предположения, а как же сделать аннотацию более подробной?
-Узнаем, правы ли мы были.
— Давайте воспользуемся советами Летучей Мыши (можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник, назвать имена главных героев и указать, что они школьники).
— Ребята, а теперь дополните короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского.
— Пользуйтесь советами Летучей Мыши (в книгу вошли веселые рассказы для детей: «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства» «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска.)
— Ребята, а теперь проведём физминутку.
— Теперь поработаем в группах.
— Ваша задача составить аннотацию на произведение и разыграть сценку «В библиотеке».
— Один из вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать интересный рассказ. Библиотекарь должен рассказать о произведении, т.е. дать аннотацию.
— В помощь вам несколько предложений, который могут входить в вашу аннотацию:
1.Писатель… рассказывает о …
2.Удивительные события происходят в книге…
3.Если вы прочтёте…, вы обязательно полюбите главного героя.
4.Ты хочешь узнать о…? Тогда прочитай…
— Но вы можете самостоятельно составить план своего выступления.
— Я выбрала то произведение, которое вам всем знакомо, так как совсем недавно вы его изучали на уроках литературного чтения.
— Нужно составить аннотацию к рассказу Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы».
— После выступления каждая группа должна дать оценку выступлениям своих товарищей из других групп.
— Вспомните, как правильно оценить выступления (оценивая выступления своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.)
— Молодцы, ребята!
Отвечать на вопросы.
Объяснять лексическое значение слова.
Находить в словаре определение слова «аннотация».
Находить аннотацию к учебникам.
Слушать аннотацию к произведению, анализировать аннотацию.
Отвечать на вопросы.
Читать и анализировать аннотацию к сборнику «Денискины рассказы».
Строить речевые высказывания, предполагать правильное написание аннотации.
Дополнять аннотацию к сборнику «Денискины рассказы».
Проводить физминутку.
Работать в группах, разыгрывать сценку «В библиотеке», составлять аннотацию произведения «Как провожают пароходы».
Оценивать выступления других групп.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.
П: дополняют и расширяют знания.
Р: осмысляют учебный материал.
П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему: Аннотация -
2.
Кроме обложки и титульного листа есть очень -
3.
Аннотация- краткая характеристика книги. Помещается -
4.
В аннотации раскрывается содержание книги, ее читательское назначение. Иногда помещают сведения об авторе. -
5.
Слайд 5 -
6.
Знакомство с аннотацией значительно облегчает выбор книги в библиотеке или книжном магазине. -
7.
Признаки аннотации: 1. Аннотация состоит из 3-4 -
8.
Слайд 8 -
9.
Слайд 9 -
10.
«Скелет» аннотации выглядит примерно так: • Декорации: -
11.
Пример аннотации. Эта красочная детская энциклопедия содержит -
12.
Пример аннотации. . . В серии «Детский -
13.
Задание: Напиши аннотацию к своей любимой книге. -
14.
Спасибо за внимание! -
15.
ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫhttp://abali.ru/wp-content/uploads/2013/03/vintazhnaya_ramka_starij_list.jpg http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/09-01/12216/2393889.png http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/09-01/12216/2393834.png http://cs623824.vk.me/v623824085/45af5/wm-_8ngy3O0.jpg Шаблон выполненучителем иностранного языкаМОУ СОШ №1 г. КамешковоШахториной О. В.
Кроме обложки и титульного листа есть очень важные элементы книги. Они называются справочные. Это аннотация, предисловие, оглавление.
Слайд 1О книгах. Аннотация.
Автор: Урясьева Александра Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ
№3 г.Моршанска Тамбовской области
2016г.
Слайд 2Кроме обложки и титульного листа есть очень важные элементы книги. Они
называются справочные.
Это аннотация, предисловие, оглавление.
Слайд 3
Аннотация- краткая характеристика книги. Помещается она обычно на обороте титульного листа
или в конце книги.
Слайд 4В аннотации раскрывается содержание книги, ее читательское назначение. Иногда помещают сведения
об авторе.
Слайд 6Знакомство с аннотацией значительно облегчает выбор книги в библиотеке или книжном
магазине.
Слайд 7Признаки аннотации:
1. Аннотация состоит из 3-4 предложений.
2. Аннотация- это реклама книги,
которая должна заинтересовать читателя.
3. Аннотация помещается на оборотной стороне титульного листа или в конце книги.
Слайд 10«Скелет» аннотации выглядит примерно так:
• Декорации: где и когда происходит действие?
•
Представляем героя: кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя?
• Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может потерять? Это «что-то» должно быть крайне важным для него.
• Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему?), дразним читателя или приводим решение.
Слайд 11Пример аннотации.
Эта красочная детская энциклопедия содержит много полезных сведений и интересных
фактов. Все основные понятия о предметах и явлениях даются в простой и понятной форме и расположены в тематическом порядке. В конце книги есть алфавитный указатель. Веселые иллюстрации Колина Кинга не только дадут ответы на многие вопросы, которые так любят задавать дети, но и доставят большое удовольствие читателям. Эта одна из книг научно-познавательной серии, выпускаемой издательством «Росмэн».
Слайд 12Пример аннотации.
.
.
В серии «Детский детектив» продолжается издание приключенческих повестей Альфреда Хичкока
о Трех Сыщиках.
Три сыщика – это юные друзья Боб Андрюс, Пит Креншоу и Юпитер Джонс. Живут они в городке Роки-Бич на берегу Тихого океана. Их агентство «Три сыщика» раскрывает любые секреты, загадки и головоломки.
На этот раз Сыщики разыскивают сокровища индейского племени, расследуют дело о древнеегипетских мумиях и бьются над загадкой странных событий, происходящих на таинственной вилле.
Слайд 13Задание:
Напиши аннотацию к своей любимой книге.
Слайд 15ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://abali.ru/wp-content/uploads/2013/03/vintazhnaya_ramka_starij_list.jpg
http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/09-01/12216/2393889.png
http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/09-01/12216/2393834.png
http://cs623824.vk.me/v623824085/45af5/wm-_8ngy3O0.jpg
Шаблон выполнен
учителем иностранного языка
МОУ СОШ
№1 г. Камешково
Шахториной О. В.
Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.
Аннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.
Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.
Классификация аннотаций
Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям — по назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.
1. По содержанию и целевому назначению
По этому критерию выделяют следующие аннотации:
1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).
В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.
Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:
- краткая справка об авторе;
- вкратце — о форме (жанре) текста;
- информация о том, чему посвящен текст;
- описание содержания документа;
- причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
- описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
- информация о целевой читательской аудитории произведения.
Пример справочной аннотации:
Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.
«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».
2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.
Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.
Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:
- информация об авторе;
- характеристика авторского творчества в целом;
- характеристика данного произведения;
- оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
- описание особенностей стилистических и художественных приемов;
- описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
- указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.
Пример рекомендательной аннотации:
Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.
2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию
По этому критерию аннотации бывают:
1) Общими — они характеризуют книгу в целом.
Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.
Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.
Пример общей аннотации:
Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.
«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».
2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.
Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.
Пример аналитической рекомендательной аннотации:
Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.
…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».
3. По объему
По объему выделяют следующие аннотации:
1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.
Пример краткой аннотации статьи:
«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».
Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.
Пример краткой аннотации к книге:
«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».
2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.
4. По количеству охваченных произведений
Этот тип — обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.
Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).
Пример обзорной аннотации:
Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.
«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».