Как написать детскую сказку

Сказки нравятся и детям, и взрослым — их любят не только читать, но и сочинять. Русские народные сказки знакомы каждому с младенчества. Сейчас стали актуальны ретеллинги — пересказ знакомых сюжетов на новый лад. Популярность жанра обусловлена, в том числе, терапевтическим воздействием. Персонажи сталкиваются с загадочным, необычным — с чем-то потусторонним. А читатели на этих примерах разбираются в собственных проблемах, волнующих их. Разбираемся, что такое сказка как жанр, как написать сказку самому и сделать ее актуальной и современной.

Редактор, автор блога Band

Что такое сказка

Сказка — чаще всего, прозаическое произведение, которое характеризует волшебный, героический или бытовой сюжет с участием фантастических сил.

Жанр популярен и в России, и зарубежом. Пишут их совершенно разные авторы. Например, актер Крис Колфер — автор серии книг «Страна Сказок» — не собирался становиться детским писателем.

Актуальны ретеллинги: «Лунные хроники» Мариссы Мейер — это пересказ известных нам сюжетов, но с крайне необычной стороны. У Золы кибер-нога, юной Скарлет в поисках бабушки помогает боец по прозвищу Волк. Кресс в заточении на орбитальном спутнике, а не в башне.

В России яркие представители жанра — Екатерина Матюшкина, Сергей Седов, Мария Бершадская, Тамара Михеева.

Практически у каждого писателя время от времени возникает мысль: «Хочу написать сказку». Как и с любым жанром, важно — пробовать и искать форму. Начните с наших рекомендаций!

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Что потребуется, чтобы написать сказку

1. Развивать насмотренность

Детская и подростковая писательница Елена Нестерина и лектор Бэнд, советует прочитать как можно больше чужих сказок: и литературных, и народных. Это поможет настроить внутренний эстетический камертон на сказочные реалии.

Но при этом стоит помнить про многожанровость: границы размыты, поэтому не сильно фокусируйтесь на каноны — дайте простор фантазии и пишите!

2. Вдохновляться классиками

Одна из классических схем построения сюжета — путь героя. Об этом достаточно много писал Кристофер Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой».

Как отмечает детский писатель и лектор Бэнд Юлия Иванова, универсальная схема пути героя — «мономиф» — сюжет, повторяющийся веками в разнообразных историях. Но он все равно заставляет читателей сопереживать персонажам.

Яркий представитель — «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Разберем на примере первой книги:

  • Герой живет в обычном мире → Гарри в семье Дурслей;
  • Слышит зов к приключениям → случай в зоопарке, когда удав выбрался из террариума;
  • Сопротивление изменениям самого героя или под действием обстоятельств → дядя увозит Гарри в хижину на скале посреди моря, чтобы ему не приходили письма, но великан Хагрид его все равно находит;
  • Встреча с наставником → знакомство с Дамблдором;
  • Герой попадает в другой мир → становится учеником Хогвартса;
  • Столкновение с главным испытанием → вместе с друзьями пресекает попытку возвращения Волан-де-Морта;
  • Путь домой → каникулы в школе магии.

3. Выбрать место действия и продумать сеттинг

Не важно, создаете ли вы весь волшебный мир «нуля» или берете готовую мифологию, нужно продумать каждую мелочь. Даже если в книге об этом не будет прямого упоминания.

Книга «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой начиналась с карты. Как и у многих классиков — например, Карта Средиземья у Толкиена.

На какие вопросы стоит ответить:

  • Если существует магия, то как именно она работает?
  • Какие живые существа населяют мир? Какие у всех особенности?
  • Кто правит этим миром? Находят ли государства в состоянии войны?
  • Во что верят? Есть ли ритуалы? Если да, — какие они?
  • Каков растительный и животный мир?
  • Уровень развития технологий: есть ли невероятные изобретения?
  • Какой социально-экономический слой?

4. Ориентироваться на конкретный возраст

Сочиняя сказку, не стоит забывать про возраст читателей. Писательница и лектор Бэнд Екатерина Матюшкина замечает, что для детей 3-6 лет устройство мира лучше свести к минимуму и сделать его понятным: никаких инопланетян!

Детям 6-12 лет интересны тайные миры, которые невидимы для взрослых. Долина Муми-троллей, резиденция Деда Мороза и так далее. Им хочется подружиться со сказочными существами: вводите помощников для главных героев.

Подросткам (от 12 лет) особенно интересны запрещенные и опасные места, удивительные магические вещи, суперспособности. Конфликт может разрешиться чем-то актуальным и в их обычной жизни: торжеством над обидчиком, к примеру.

5. Сфокусироваться на актуальной проблеме

Иллюстрацией служит сказка «Коралина» Нила Геймана, где главная героиня угодила в потусторонний мир, но не сразу поняла, что перед ней не настоящие родители.

Тем самым автор рефлексирует на тему детско-родительских отношений. По началу Коралине интересно с «новыми» мамой и папой, ведь те так внимательны к ней.

Заметьте, что у Коралины даже нет каких-то магических способностей, но она все равно побеждает темные силы.

6. Поставить читателя перед сложным выбором

В сказке обязательно должна быть мораль. Конечно не напрямую, тщательно завуалированная. Но при этом главная мысль должна хорошо считываться и быть понятной.

Сказка «Цветик-семицветик» знакома многим с детства. Юный читатель вместе с девочкой Женей приходит к вполне конкретным выводам: счастье другого человека важнее, чем сиюминутные желания.

7. Следить за мелочами

Магия должна объясняться: в «Гарри Поттер» часть заклинаний читатель узнает одновременно с персонажами на уроках в Хогвартсе. Экспекто Патронум, Вингардиум Левиоса — даже сложные названия запоминаются благодаря тому, что писательница ввела их в сюжет.

У сказки всегда есть начало и конец. Все события завершены, все линии сошлись, все персонажи получили завершение сюжетной арки, добро победило зло — вспоминайте присказки: «Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!»

На курсе «Однажды в сказке» вы напишете 7 детских историй, сможете самостоятельно издать и получить экземпляр книги на Riderо. А самые интересные истории получат обратную связь от одного из российских издательств.

Где публиковать сказки

1. Подкасты

Начитку сказки автором оценят и взрослые, и малыши. Современный вариант любимых советскими детьми пластинок. Предложите начинать сказку для подобного подкаста.

Что еще почитать по этой теме:

2. Телеграм-каналы

Все больше площадок, посвященных развитию молодого поколения. Часто они используют интерактивные форматы контента. Например, можно разделить написанную сказку на короткие отрывки, и каждый день будет выходить новая часть.

3. Сообщества родителей

Например, во ВКонтакте. Не обязательно выбирать те сообщества, где уже публикуются аудио-сказки: предложите такой вариант в группы с детско-родительской тематикой. Возможно, станете постоянным автором новой рубрики.

Нет универсального рецепта, как правильно написать сказку. Внимательно отнеситесь к началу работы над сюжетом: продумайте волшебный мир, проблематику, которая ставит читателя перед сложным выбором, ориентируйтесь на конкретный возраст.

Больше полезных рекомендаций, как сочинить сказку, на онлайн-мастерской «Однажды в сказке» — присоединяйся к 8 мастер-классам с редакторами, издателями и иллюстраторами!

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Как правильно писать сказки: советы начинающим сказочникам (видео)

Сказка – любимейший и писателями, и читателями жанр литературы. Сказочные истории пишут для детей, тинэйджеров и вполне взрослых людей. Сказочки для малышей обычно предельно простые, с понятным посылом и моралью, четким делением персонажей на «хороших» и «плохих». Произведения для ребят постарше уже более глубокие и неоднозначные, поднимающие сложные темы и побуждающие думать. Ну а сказки для взрослых – это совершенно отдельный поджанр, о котором стоит поговорить отдельно. Сегодняшняя же статья KnigaStudio.ru о том, как правильно писать сказки для детской аудитории.

Особенности современной сказки

В литературной сказке обязательно присутствует элемент чего-то необыкновенного – магические предметы, вымышленные миры и существа, необычные события и т.п. Люди там могут летать, животные – разговаривать, мебель – оживать… Происходящая небывальщина ограничивается лишь фантазией автора.

Как правило, в сказочной книжке присутствует злодей, строящий козни главному герою и его друзьям. В финале добро, как водится, торжествует: зло наказано, а все положительные персонажи начинают жить долго и счастливо.

Однако в наш век пост-постмодернизма многие сказочники (прежде всего, те, работы которых ориентированы на подростков) стараются избегать этой традиционной схемы. Они переосмысливают классические сюжеты и меняют привычные правила игры.

Так, отрицательные герои в некоторых историях вовсе отсутствуют. Канонический пример – книги о Муми-троллях и Простоквашино. Ведь нельзя всерьез считать злодеями Морру и почтальона Печкина.

Кроме того, отрицательные персонажи нередко становятся основными действующими лицами, с точки зрения которых подается все происходящее. Они, как правило, вызывают сочувствие и симпатию, в отличие от приторных и всегда правильных положительных героев.

Правда, все это обычно не относятся к совсем детским сказкам. Они осовремениваются, чтобы быть интересными сегодняшним детям, но при этом следуют традиции – победа добра над злом, гарантированный хэппи-энд, четкая мораль и т.д.

Как начать писать сказку

Первым делом нужно:

  1. Выбрать магистральную тему, лейтмотив, вокруг которого будет вращаться сюжет или который станет отправной точкой для его развития. Это может быть что-то вполне заурядное – например, отношения между членами семьи либо поездка на море. Но к этому надо подступиться с неожиданной стороны. Темой может стать и что-то более оригинальное – поиск сокровищ, найденная волшебная палочка или знакомство с магом.
  2. Решить, где будет разворачиваться действие. В большинстве сказочных произведений все события происходят в выдуманном мире, который может быть абсолютно самостоятельным (страна коротышек из приключений Незнайки) или являться частью нашего (мир волшебников в поттериане). Также ареной для развития сюжета может стать привычная реальность, где начинает происходить нечто небывалое («Мэри Поппинс»).
  3. Придумать ярких действующих лиц – героев и злодеев. Протагонистами могут стать простые люди, с которыми случилось какое-то волшебное событие, говорящие животные, магические создания и т.д. Главное, чтобы публика с интересом следила за их похождениями и переживала за них. Антагонистом также можно сделать обычного человека, ступившего на путь зла, или могущественного чародея.
  4. Написать интригующую первую строчку. Посмотрите, как начинаются главные бестселлеры последних лет: «Во времена моей молодости на свете водились драконы», «Семейство Уилкинсонов обратилось в призраков совершенно внезапно», «Лисенок Берта чувствовала себя несчастной. Жизнь заканчивалась, так и не успев начаться». Постарайтесь придумать такое же цепляющее начало, после которого немедленно захочется узнать и про драконов, и про Уилкинсонов, и про злоключения Берты.

Учимся писать сказку

Золотые правила сказочников многие сегодняшние литераторы смело игнорируют. Но немало писателей придерживается их, предпочитая старые добрые традиции постмодернизму. Среди этих традиций, например, простой и понятный язык. Хотя детские сказки с удовольствием читают и некоторые взрослые, их основная аудитория еще совсем юная.

Поэтому предложений с запутанной конструкцией, трудночитаемых слов и непонятных терминов стоит избегать. Сложный язык – совершенно лишний элемент сказочного текста. Больше внимание надо уделить героям, действию и волшебному антуражу.

Мораль в современной сказке не подается в лоб, но обычно присутствует. В произведениях подчеркивается важность семьи, друзей, справедливости и всевозможных положительных качеств – милосердия, отзывчивости и т.п.

Желательно придумать для своей книжки счастливый конец, когда антагонист получает по заслугам, а все проблемы и невзгоды протагониста заканчиваются. Главный герой обретает то, к чему стремился, и при этом обычно получает ценные жизненные уроки.

Если в дальнейшем предполагается продолжение сказки, после хэппи-энда можно написать послесловие, в котором поверженный злодей клянется отомстить или появляется новый, еще более сильный и опасный враг.

Старая сказка на новый лад

Мода на переделку классических сказочных сюжетов появилась довольно давно. Чаще всего новый взгляд на всем известные истории дается в сказках для взрослых. Но и детские сказочники любят взять какое-нибудь давнишнее произведение и вдохнуть в него новую жизнь, осовременив старинный текст или написав обо всех событиях под другим углом.

В постмодернистских книгах принцессы, уносимые драконами в высокие башни, заводят дружбу со своими похитителями, прекрасные принцы оказываются теми еще негодяями, а злые ведьмы и колдуны превращаются в непонятых обществом сильных личностей, которые в действительности желают всем только хорошего.

Кроме того, классический сюжет можно оживить, изменив время и место действия или образы героев. К примеру, Иванушка-дурачок может стать семиклассником Ваней, поймавшим на рыбалке волшебную щуку, а Красная Шапочка – разносчицей пиццы, делающей доставку в опасный район.

Включив воображение на полную мощность, останется только перенести свои идеи на бумагу и создать полноценную рукопись. А о том, как и куда ее пристроить, читайте в материале KnigaStudio.ru. Как сочинить сказку вам также подскажет это видео:

Как написать сказку самому – вопрос отнюдь не праздный, потому что писать сказки круто, друзья! Это такой вид творчества, который можно освоить в любом возрасте и даже добиться серьёзных результатов – ведь хороших сказок много не бывает!

Представляете, как будет здорово, если ваш ребёнок или внук возьмёт в руки увесистую книжку сказок, которые сочинила его мама, папа, дедушка или бабушка? Такая книжка станет семейной реликвией, будет передаваться из поколения в поколение.

Хорошие сказочники быстро становятся известными – потому что сказки легко читаются и распространяются по соцсетям. Один из самых убедительных примеров лично для меня — это Эльфика, Ирина Сёмина, автор очень интересных сказок, которые издаются приличными тиражами в красочных изданиях. А ведь начиналось всё с простого хобби!

А почему всё же сказка, не рассказ или повесть?

Дело в том, что сказка — это весело, просто, интересно. Мы все выросли из сказки, это самый простой, яркий, интуитивно понятный каждому жанр. В нём почти нет ограничений. Даже дети могут сочинять прекрасные сказки – и вы можете их записывать и редактировать для своего семейного сборника.

В добрый час, друзья! Это статья – небольшой гайд-руководство, которое поможет вам понять, как писать разные сказки – и для развлечения, и для роста в писательском мастерстве!

Содержание:

  1. Сказка – ложь, да в ней намёк… Как определить главную идею сказки
  2. От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок
  3. Главный герой – главный секрет успеха сказки
  4. Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?
  5. «Сказка рядом» — творческий поток-погружение для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому

Сказка – ложь – да в ней намёк: как определить главную идею сказки

kak-napisat-skazku-samomu

Прежде чем приступить собственно к написанию сказки, вам нужно ответить на вопрос: А для чего/кого я вообще хочу написать сказку?

Дело в том, что от ответа будет зависеть всё остальное – и вид сказки, и её форма, и стиль написания. Можно сказать – суть сказки – это её сердцевина, та капля сладкого нектара, ради которой раскрывается яркий необычный цветок – художественное оформление сказки.

Прежде всего, стоит задуматься о возрастном ограничении.

Сказки для детей

Тут всё просто: сказка для малышей лет до 3-4 не может быть перегружена серьёзными философскими смыслами.

Для примера и изучения вспомните и немножко поанализируйте русские народные сказки для самых маленьких: «Репка», «Курочка-Ряба», «Колобок». Они очень просты по структуре и в них часто используются повторяющиеся элементы сюжета (катится Колобок и встречает…), присказки («тянут-потянут, вытянуть не могут»), напевность, ритмичность – малыши не воспринимают сложные предложения.

Детям лет с пяти и до школы уже интересны сюжетные сказки, но всё же простые, с упрощёнными героями, в которых есть одна-две доминирующих черты характера: «добрый-злой» «хитрый», жадный, «смелый». Золушка, Иван-царевич, Кощей, Буратино. Очень хорошо в этом возрасте ложатся стихотворные сказки Пушкина, «Конёк-горбунок», поскольку в них, помимо идеи и смысла заложен ещё и ритм.

Чем старше, тем, соответственно, сложнее сюжеты и герои. Ближе к подростковому возрасту герои сказок и сюжеты уже приобретают неоднозначность, конфликтность, напряжение. Сюжеты становятся более «закрученными», приобретают черты приключений и детективов. Классика – серия о Гарри Поттере, где почти нет однозначных, «плоских» героев.

Сказки для взрослых

Да-да, а вы как думали, куда отнести Фродо с Гендальфом, вампиров и оборотней, героев набирающего популярность жанра литРПГ (ролевой игры), современных бесчисленных «золушек», процветающих в романах и сериалах, а также фантастику?

Всё это тоже можно отнести к жанру сказки, чистейшего художественного вымысла.

Но в каждом случае, определив свою целевую аудиторию, подумайте, какой- всё же смысл, урок, идею, пользу, мораль вы внесёте в своё творение. Это поднимет вашу сказку на порядок, сделает её не просто чтивом для развлечения, но мощным воспитательно-развивающим средством.

Лучше всего, если вы, определившись, для кого вы будете писать сказку, до того как непосредственно сесть писать, «прошерстите» несколько десятков аналогичных сказок разных авторов.  Это настроит вас на нужный стиль и лад, поможет понять, какие вам нужны смыслы и герои. Каждый раз после очередного прочтения задавайте себе вопрос: в чём главный посыл этой сказки? Подходит ли он мне?

Найдите свой смысл и сформулируйте его в одну-две ёмких фразы.

Например: «Я буду писать сказку для подростков – главный посыл в том, чтобы находить настоящих друзей не по внешности и популярности, а по качествам души. Это будет история о большой дружбе».

И можно приступать к определению вида сказки, которую хотите написать.

От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок

kak-napisat-skazku-samomu

Раньше, до появления СМИ и телевидения с интернетом, сказки по-простому делились на волшебные, про животных и социально-бытовые. Сейчас же жанров и видов сказок столько, что разобраться в них досконально не может никто.

Но всё же я бы заранее определилась, к какому хотя бы направлению вы тяготеете: детские, волшебные, бытовые сказки (тесно связанные с повседневной жизнью), мистические истории, народный фольклор, юмористическая сказка, философская притча, фентези-истории, фантастика и так далее.

Почему стоит повнимательнее отнестись к жанрам? Потому что каждый имеет свою специфику, стилистические особенности и законы. Например, в фольклорной сказке недопустимо использовать современную лексику, если только вы не задумали пародию, а они, кстати, пользуются популярностью!

В общем, ограничений по большому счёту, нет. Но если у вас выраженная тяга к какому-либо определённому жанру – совет тот же, что и с возрастом: читайте сказки и истории похожие по стилю, отмечайте, что вам нравится и что вы бы могли использовать для своего творчества. Я отнюдь не призываю к плагиату. Я призываю учиться у мастеров и не вижу ничего плохого в подражательстве на ранних этапах творчества: на этом растут все творческие люди.

Главный герой = главный секрет успеха сказки

Если в детских, «малышовых» сказках, как я уже говорила выше, герои должны быть максимально простыми, с одной-двумя главными и понятными ребёнку чертами характера, то чем «старше» сказка, тем больше всё в ней будет зависеть от главных героев.

Самое главное – ваши герои должны нравится детям! А чтобы они нравились детям, они должны быть немножко на них похожи и попадать в схожие психологические ситуации. Вот почему семейные сказки – это самые лучшие сказки для ваших детей!

На основе этого подхода – написании индивидуальной сказки для малыша или взрослого – работает целое психологическое направление, «сказкотерапия», которое эффективно решает психологические проблемы и сложности воспитания в семье.

Итак, герой. Без убедительного и обаятельного героя не напишешь хорошей истории. Именно герой получает те уроки, которые автор вкладывает в сказку, а читатель получает этот урок по максимуму только при условии, что он симпатизирует главному герою, переживает за него.

Если вы пишете сказку для собственного ребёнка, кому, как не вам знать его особенности, склонности, сильные и слабые стороны? Вложите их в своего героя, поместите его в ситуации, фантастический антураж, за которым скрываются реальные трудности роста и взросления, и вы напишете самую лучшую сказку для своего ребёнка.

Если же вы пишете просто «для себя», определитесь, кому будет симпатичен ваш герой. Наделите его теми чертами, которые понравятся тому типу читателей, на который вы рассчитываете. Если хотите увлечь подростков – говорите о том, что важно для них.

Немного «геройских» вопросов «на засыпку»

Подумайте, почему, например, Гарри Поттер вызвал такую мощную волну-отклик среди подростков? Какие качества героя совпали с их внутренним мирооощущением, «зацепили» их настолько, что дети бросили играть в компьютерные игры, перестали зависать в интернете и стали читать эти книги? А они стали – это невероятно, но это так.

Ответив на этот вопрос, проанализировав героев тех сказок, которые нравятся лично вам и вашим детям, вы многое сами сможете понять о том, какими чертами и склонностями наделить героя вашей собственной сказки. Составьте карту-план ваших главных героев, внеся туда качества характера, их историю, привычки, склонности, недостатки и странности. Чем объёмнее сказка, тем подробнее надо расписывать главных героев.

Более подробно о героях, принципах их конструирования вы можете ознакомиться в этой статье и моей литературной школе «Живое Слово» ВК и в группе-потоке «Сказка рядом», о которой подробнее расскажу в конце статьи.

Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?

kak-napisat-skazku-samomu

Несмотря на то, что сказки кажутся предельно простыми по сюжету, в них всегда есть структура с основными поворотами, соответствующим концепции «пути героя».

Что такое «путь героя»?

Это понятие существовало в мировой литературе с самых древних времён, когда люди стали записывать первые мифы. Если вкратце: это становление человека как личности, прохождение им всех этапов от рождения до смерти, преодоление различных кризисов, испытаний и порогов.

Вот почему сказка имеет такой мощный воспитательный эффект: в ней зашифрован, сжат, словно внутренняя пружина, глубинный образ становления человека. Он изложен в лёгкой и ненавязчивой форме сказки с волшебным антуражем, но эта скрытая пружина смысла помогает читающему неосознанно встраиваться в те реалии, которые его окружают.

Так, ненавязчиво и аккуратно, сказка вносит в читателя импульс собственного развития, поиска личных истин, ответов на волнующие вопросы. Вот почему так важно воспитывать детей на хороших, чистых и мудрых сказках, автором которых можете стать вы сами!

И потому же сюжет всех сказок, по сути, одинаков, неважно, для какой возрастной категории она написана: герой появляется на страницах, получает какой-то вызов, принимает его, проходит обучение у наставника, отправляется за пределы обычного мира, проходит различные испытания, включая подготовительные и главное, а в итоге возвращается в обычный мир с вынесенным уроком и наградой, которой должен мудро распорядиться.

На своём пути он встречает других персонажей с разными архетипами: друзей, врагов, союзников, учителей, плутов, которые так или иначе помогают ему совершить «путь героя» и стать другим, поменять свою судьбу и окружающий мир.

Конечно, все эти этапы – словно части подвижной мозаики, их можно менять местами, развивать, какие-то убирать вовсе, но суть остаётся неизменной: у вас есть сказочный герой, и он должен пройти свой путь через испытания, изменившись в результате. И, в идеале, он должен изменить не только себя, но и повлиять своими благими переменами на окружающий мир. Очень хорошая книга Кристофера Воглера «Путешествие писателя» подробно излагает принципы построения сказочных и вообще любых героев и их пути. Рекомендую!

И снова пора пошевелить извилинами!

Вспомните свою любимую сказку. Выделите в ней главного героя. Отметьте, каким он появляется на первых страницах. Задайте себе следующие сюжетные вопросы (каждый вопрос — это поворотный момент сюжета):

  • В какой форме герой слышит зов к переменам?
  • Как он принимает его: сразу или сопротивляется?
  • Почему он всё-так покидает привычный ему мир и начинает совершать необычные действия?
  • Какие испытания он проходит на своём пути, какие из них являются подготовительными, а какое – главным?
  • Какой урок и награду выносит герой из этих испытаний?
  • Что меняется в его взглядах на мир, от чего ему приходится отказаться, и что он приобретает взамен?
  • Каким он предстаёт перед нами на последних страницах сказки? Что поменялось в нём навсегда?
  • Что он даёт миру и окружающим его людям в финале сказки?

Видите, сколько вопросов… Не на все можно найти ответ, ведь сказки бывают очень разными. Но опорные точки сюжета, о которых я вам рассказала выше, вы обязательно нащупаете. Попробуйте встроить героя, который у вас сложился в результате работы над героем, в стандартную схему «пути героя».

Не советую сразу писать сложную сюжетную сказку – попробуйте оттолкнуться от вопросов, изложенных выше и выстроить на них свою первую сказку: у вас уже получится хорошая классическая сказка. А мастерство, неповторимый авторский стиль и необычность приёмов – дело наживное: от сказки к сказке будет получаться всё лучше! О стиле и приёмах подробнее — в этой статье. Главное – начать.

«Сказка рядом» — закрытая группа ВК для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому

kak-napisat-skazku-samomu

У меня в соцсети «ВКонтакте» есть своя литературно-писательская группа «Живое Слово», для тех, кто любит хорошую литературу и сам не чужд писательству. В этой группе можно как просто общаться с близкими по духу людьми, так и учиться писательскому мастерству на различных курсах.

Для тех, кто любит сказки и всё, что так или иначе к ним относится, я создала специальную закрытую группу «Сказка рядом», которая действует на постоянной основе.

Каждый желающий писать сказки или просто хорошо провести время в творческой обстановке, может принять в нём участие за символическую плату 290 рублей в месяц, вступив в донат группы «Живое слово». Для этого нажмите кнопку «Поддержать» в самом верху группы, как показано на скриншоте:

kak-napisat-skazku-samomu

Помимо группы «Сказка рядом», вы получите доступ и в две другие закрытые группы, одна из которых посвящена мемуарам( «Родовая книга»), а другая — написанию нон-фикшн (нехудожественных) книг («Словомагия»).

Платёж будет сниматься автоматически в то же число месяца, в какое вы зашли в донат.

Отменить платную подписку можно в любое время.

В группе «Сказки» пишут и общаются совершенно разные люди – и абсолютные новички, впервые взявшиеся за «сказочное перо», и более опытные авторы, уже имеющие какой-то писательский опыт. Обратную связь можно получить как в комментариях к постам в группе, так и в специальном рабочем чате для донов группы «Живое Слово».

А это отзывы людей, которые писали в группе «Сказки»:

kak-napisat-skazku-samomu

kak-napisat-skazku-samomu

В потоке «Сказки» участникам предоставляются дополнительные материалы по написанию сказок, включая работу над героями, сюжетом, деталями атмосферы. В группе собраны различные задания, помогающие преодолеть страх перед писательством, «разогреться», повеселиться и получить заряд и идеи для вдохновения. Все задания полезны, «прокачивают» не только писательские, но и психологические навыки, в работе используются метафорические ассоциативные карты (МАК).

По желанию участника за дополнительную плату можно откорректировать, отредактировать написанные вами сказки и даже оформить их потом в сборник, подготовить его к печати.

Итак, как же написать сказку самому? Если вы предпочитаете работать самостоятельно, то, помимо этой статьи вы можете изучить дополнительно статьи по героям, сюжетам и деталям в «Живом Слове».

Если же вам легче пишется в коллективе единомышленников: добро пожаловать в донат группы «Живое Слово» и получить результат, на который вы даже и не могли рассчитывать, потому что наш весёлый дружный и творческий коллектив творит чудеса! Приходите и убедитесь сами, что написать сказку самому не только возможно, но легко и весело!

Поделитесь этим материалом с теми, кому тоже не хватает в жизни сказки! И не забудьте скачать мою бесплатную книгу о писательском мастерстве «Клавиатура + душа: как стать автором, за которым идёт читатель», а также бесплатный урок по выбору писательских тем и методу свободного письма — всё это отличные инструменты для того, чтобы пробудить в вас НАСТОЯЩЕГО ПИСАТЕЛЯ!

Письмо для детей очень отличается от письма для взрослых. В детской литературе используют другую лексику и структуру предложений, создают другой тип героя и особенный ритм развития сюжета. Многие хорошие детские книги созданы писателями-родителями («Винни-Пух» написан отцом для собственного сына). Регулярный прямой контакт с малышней, возможность поговорить и внимательно наблюдать, как кроха реагирует на окружающий мир, играет, чем интересуется и когда скучает — отличное стартовое пространство для писателя-сказочника. Но сказочниками могут стать не только родители. Главное проникнуться темой и посмотреть на мир глазами маленьких людей. 

Мы подобрали обучающие ролики, после просмотра которых каждый сможет написать собственную сказочную историю, даже не обладая писательским даром. 

Какой должна быть хорошая сказка

Есть несколько элементов, делающих книгу стоящей. 

  • Короткие предложения. Не утомят детвору и родителей при чтении вслух.
  • Пластические и вкусовые метафоры. Взрослому читателю можно написать: «небо было голубым и по воздуху ползла сильная буря». Малышне лучше предложить: «небо посинело, облака стали горькими». Смысл двух утверждений почти одинаков, но форма совершенно разная. Первое заявление более описательное, серьезное и угрожающее. Второе несет аналогичное напряжение, но относится к чувственному пониманию реальности.
  • Уникальный сюжет. Что взрослому покажется абстрактным, абсурдным и бессмысленным, в детском восприятии будет необыкновенной историей о богатстве мира. Детишки не хотят читать о красивой корове по имени Тола, которая была доброй матерью семерых телят. Зато хотят прочитать о корове, которая была такой длинной, что свернулась клубочком и защитила телят.
  • Приключение. Маленький читатель должен быть обеспечен приключениями. Будь то сказка или рассказ.
  • Действие всегда движется вперед. Дети обладают чутьем на повторения, которых не любят, как дьявол святой воды. Каждое предложение должно продвигать сюжет и давать новую информацию о литературном мире. В художественных текстах для детей часто встречается припев или фигура, называемая рефреном. Но подобный прием могут эффективно контролировать только опытные писатели.
  • Мораль. Выливается в конец повествования. Не обязательно формулировать ее буквально. Достаточно ясно дать понять, оставить в ребенке конструктивный след опыта, пережитого через приключенческие тексты. 
  • Классические решения. Если застряли в сюжете и не находите выхода для развязки, вспоминайте классику. Экспериментальное решение всегда подтверждает оригинальность автора. Но детская литература, особенно сказки, представляет непотопляемый сборник архетипов. Существуют стойкие «символы», «шаблоны», которые понимаются интуитивно, обращаются к воображению и читаемы независимо от культурного контекста.

Герои

Во-первых, снабдите главного персонажа какой-нибудь редкой чертой. У Хью Лофтинга доктор Дулиттл мог общаться со всеми животными мира на зверином языке. Создайте героя, который умоляет, чтобы его бросили в вихрь безумных приключений. Нарисуйте отправную точку, из которой в дальнейшем сможете нарисовать как можно больше историй. Лучше всего, если ребенок хорошо ассоциирует персонажа с текущими делами и интересами (например, любимое животное, врач, игрушечная машинка). Хорош для контраста и злодей.

Во-вторых, создайте целую палитру второстепенных персонажей. Полнокровных, выразительных, наделенных хотя бы одной характерной чертой. Тогда ребенку будет легче усвоить даже относительно большое количество персонажей, а также идентифицировать с данным героем. Каждого из сказочных животных легко описать одним простым прилагательным: сова — мудрая, лис — хитрый, лев — отважный и т. д.

Сюжет

Лучше всего простые истории. Никаких замысловатых повествований, воспоминаний или ретроспективных событий. Эталоном может служить старый добрый дорожный роман -рассказ о путешествии главного героя/героев из точки А в точку Б.

Избегайте насилия. Если оно должно появиться, пусть будет показано без натурализма. Помните о чувствительности и ранимой психике малышей. Затягивать стрессовые моменты сверх меры — лишнее. Пусть у каждой главы будет счастливый конец, добро будет вознаграждено, а зло наказано.

Язык повествования

Пишите короткими простыми предложениями. Не хвастайтесь знанием слов и оригинальностью слога. Разнообразьте язык персонажей. Пусть каждый говорит по-своему, характерными изречениями. Дети обожают персонажей, у которых есть собственные веселые поговорки или словечки.

Стоит позаботиться и о взрослом читателе. Используйте время от времени намеки, которые могут понять только родители.

Иллюстрации

Детская книжка без красочных картинок – как море без воды. Самостоятельно сделать иллюстрацию к написанной истории — очень хорошая идея. Хитрый прием – предложить собственному или знакомому ребенку после прочтения вместе составить сказочные рисунки. Наблюдая за тем, как и что малыш рисует, легко увидеть восприятие и почерпнуть новые идеи. 

Почему стоит написать ребенку сказку? Узнавание разных интересных историй необходимо подрастающему поколению. Это позволяет организовать окружающую реальность, объяснить сложные вещи и помочь в сложных ситуациях. Для взрослого сочинительский процесс значит отвлечение от часто суровой реальности, пробуждение творческих сил и вдохновения.  

Смотрите также: 

kak_sochinit'_skazku

В этой статье показано как сочинить сказку самой: образцы, алгоритмы, нюансы.

Когда есть 16 способов это сделать, то можно выбрать тот, который больше подходит и сначала применять его. А дальше расширять репертуар. В конце статьи есть ссылка на книгу Дж. Родари, в которой он рассказывает про множество методов придумывания идей для историй, которые использовал сам.

Для школьного сочинения тоже можно применять.

Практические рекомендации

  1. Подбирайте несколько вариантов стартовых словосочетаний. Не все будут удачными, с точки зрения стимула для идеи. Может только одна запустить процесс сочинения истории.
  2. Сочиняйте сказки вместе. Все эти способы запускают воображение любого человека с 4х летнего возраста.
  3. Предложенные образцы сказок записаны кратко, только сюжет. Они здесь для того, чтобы показать, как работает тот или иной способ. На самом деле, чем больше в истории деталей, подробностей, тем более интересно и живо представляет ее себе слушатель. Тем сильнее ее обучающий и терапевтический эффект.
  4. Пока мама/учитель сама сочиняет сказку, ребенок может ее рисовать. Это активное восприятие здорово развивает воображение и концентрацию внимания.

Способы сочинения сказок

1. Был такой – стал другой

Последовательность работы:

  • Выбираем героя.
  • Описываем каким он был в начале сказки и каким стал в конце.
  • Что могло произойти, что повлияло на произошедшие изменения.
  • Придумываем сказку

Например:

Гадкий утенок, Звездный мальчик, Сыроежкин. Щенок был трусливым, стал смелым.

istoriya_bylo_stalo

Один щенок всего боялся. Боялся жуков, машин, и даже самого себя в отражении. Его забрала к себе семья с мальчиком. Мальчик любил хвалиться и показывать щенка своим друзьям. Когда в очередной раз дети разглядывали щенка, тот дрожал от страха и, улучив момент, дал стрекоча от них.

Он долго слонялся по городу голодный и запуганный, пока его не подобрал пожарный. Он решил оставить его в бригаде и тренировать. У них уже был пес, но старый. Скоро ему потребуется замена. Старый пес много разговаривал с щенком и обучал его. Особенно про страх. Он говорил, что нужно смотреть страху в глаза, тогда тот отступит.

Щенок вырос. Ему приходилось вытаскивать людей из огня. И даже своего маленького хозяина. Когда мальчик увидел каким смелым стал его трусливый щенок, то тоже решил стать пожарным.

Примечания:

По такому приему строятся многие истории, которые люди рассказывают друг другу. В этом их смысл и ненавязчивое обучение.

2. Круги по воде

Последовательность работы:

  • Выбираем слово из 5-6 букв без Й, Ъ, Ь, Ы.
  • Пишем рядом с каждой буквой существительное, которое на нее начинается.
  • Придумываем сказку с использованием этих слов.
  • Можно составить из слов предложение, которое станет началом, серединой или концом истории.

Например:

ЛАМПА: лис, аквариум, магазин, пирог, акула

obrazec_krugi_po_vode

В зоомагазин завезли аквариум с акулой. Это была не простая рыба. Она умела превращаться в человека с зубами в несколько рядов. Более того, она производила такое же потомство. В назначенный день рыбы-люди напали на город.

Тогда в дело вступил лис-пекарь Матвей. Он испек пирог, от которого крошатся зубы и угостил этим пирогом акул. Сначала им было очень вкусно. А потом — очень больно.

После того, как раскрошились все зубы, рыбы были безоружны и вернулись в аквариум. И больше не могли никому причинить вред.

Примечания:

Способ похож на круги по воде от камня, брошенного в воду. Волны расходятся, вовлекая все другие объекты, которые встречаются на пути.

Когда идем по плану действий определяемся какое из слов будет героем, какое местом, какое антигероем, волшебным предметом, распределяем роли. При одном и том же наборе слов получаются разные сюжеты. В зависимости от выбранных ролей.

3. Бином фантазии

Последовательность работы:

  • Выбираем 2 слова. Желательно, чтобы одно слово сказал один человек, второе – другой. Можно взять слова наугад, методом тыка в книжку. Одно слово – одушевленное существительное, второе неодушевленное.
  • С помощью предлогов записываем различные словосочетания.
  • Придумываем сказку на основе сочетания, давшего идею.

Например:

пес со шкафом, пес под шкафом, пес у шкафа, пес на шкафу, пес в шкафу

skazka_pro_psa

Пес в шкафу – это волшебная статуэтка. Любого, кто к ней прикасался, она превращала в собаку и обратно. Папа прятал статуэтку, чтобы сын случайно не дотронулся до нее.

Но однажды это произошло. Мальчик нашел фигурку и незамедлительно стал собакой. А надо сказать, что это был не самый добрый молодой человек. Он кидался в животных палками, дергал их за хвосты. А теперь сам вынужден терпеть плохое отношение дворника, мальчишек и голодных уличных собак.

Ему необходимо вернуться домой, к шкафу. Нужно, чтобы папа или мама пожалели тощую и грязную псину.

Примечания:

Бином — это 2 слова. Подбирать этих 2 слова нужно так, чтобы они стояли друг от друга на расстоянии, были чужими друг другу. В таком случае воображение будет вынуждено активизироваться, чтобы установить между ними связь, создать целое.

Отдельно взятое слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» — это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул. Не все истории будут одинаково интересны. Нужно пойти за словосочетанием подальше, поймать ассоциации.

4. Придумай новую сказку

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомую сказку.
  • Отмечаем слова, которые описывают сюжет сказки.
  • Вставляем нового героя или предмет.
  • Придумываем сказку с новыми объектами.

Например:

Теремок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь. Новый предмет – телевизор.

obrazec_skazki_teremok

Бежит мышка-норушка и видит теремок. Да не простой теремок, а с телевизором. Зашла она в теремок, села перед телевизором и стала смотреть его. И вскоре возле телевизора собрались все звери, кроме медведя.

Никто не метет, никто не кашеварит. Из-за голода и грязи все поссорились. Каждый заставляет другого идти делать. Но никто оторвать от телевизора не хочет.

Идет медведь, спрашивает кто в теремочке. Ему никто не отвечает. Тогда он сел на теремок и всех, кто там был – раздавил вместе с телевизором. Потому что жильцы не успели разбежаться.

Примечания:

Слова можно написать на карточках: те, которые «из сказки» и «вдруг» появившееся слово.

5. Анализ образа

Последовательность работы:

  • Вспоминаем героя сказки.
  • Выделяем 3 характерных элемента для этого героя.
  • Применяем к ним новые значения.
  • Придумываем сказку с обновленным героем.

Например:

Снеговик-почтовик с ноутбуком, Емеля на мотоцикле, Баба Яга со стаей дронов, Красная Шапочка в наушниках.

obrazec_skazki_krasnaya_shapochka

Мама попросила Красную Шапочку унести бабушке книги почитать. КШ включила любимую музыку в свои красные наушники, встала на ходули и пошла.

На встречу ей волк с вопросами. Она все ему рассказала и он помчался к бабушке.

КШ с высоты своих ходуль все увидела: и куда бежит волк, и как он вошел в домик. Она прибавила скорость.

Девочка ворвалась в дом и побила волка сумкой с книгами и ходулями. Волк с воем выбежал из дома, как побитая собака. А КШ с бабушкой сели пить чай с вареньем и музыкой.

Примечания:

Для поиска значений элементов используем морфологический ящик.

Элемент Значение №1 Значение №2 Значение №2
В руках Корзинка с пирожками Сумка с книжками Клетка с крысой
На голове Красная шапочка Наушники с музыкой Шлем рыцаря
Способ передвижения Ноги в башмаках Велосипед Ходули

6. Метод контрольных вопросов

Последовательность работы:

  • Отвечаем на вопросы: Когда это случилось? Где все происходило? Кто главный герой? Что с ним случилось? Как он поступил? Что из этого вышло? Что случилось дальше? Как поступил герой? Чем все закончилось?
  • Собираем сказку из ответов.

Например:

5 апреля 1020. В шестом царстве, тридевятом государстве на планете 5-3 Х. Жил Иван Иванович Васильев и был он нищий.

obrazec_sochineniya_skazki

Однажды, он увязался за слугами и проник во дворец тайком. И пошел в сокровищницу.

Набрал кучу денег, золотых монет.

Вернулся домой и стал купаться в деньгах.

Слуги узнали, что была пропажа и рассказали королю. Тот приказал, чтобы нашли вора и отрубили ему голову. Слуги везде искали, а потом зашли к нищему. Он сказал, что занят — купается. «Случайно не в деньгах?», — спросили слуги. И когда вошли увидели нищего в ванне с золотом.

Тогда они велели, чтобы тот вернул деньги и еще принес столько же, тогда его помилуют.

Иван Иванович пошел к своему другу, который был изобретателем новых вещей.

Тот дал ему усыпительный газ и нищий отправился в соседнее государство. Там он с помощью газа проник во дворец и вынес все сокровища. Когда вернулся домой, то оплатил долг за свою жизнь и еще немного осталось.

Через некоторое время соседнее государство пришло с войной на шестое царство. А до этого они дружили. Целый год длилась война. А нищего, из-за которого все началось, посадили пожизненно в тюрьму. Вывод из сказки: нельзя воровать, могут пострадать невинные люди.

Примечания:

Можно подготовить списки ответов на вопросы, которые указаны выше. Выбирайте слова из каждого списка и складывайте истории.

7. Связки антонимов

Последовательность работы:

  • Выбираем любую пару антонимов: условия и свойства.
  • Описываем полученные связи.
  • Обдумываем ситуации, в которых могут проявляться данные свойства.
  • Сочиняем сказку.

Например:

Карабас-Барабас становился добрым, когда чихал; когда не чихал – злым. Попугай вежливый – еда появлялась; попугай грубый – еда исчезала.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Жил-был очень умный, но грубый попугай. Любил он ворчать и обзываться, да так, что даже еда, услышав его грубости убегала. Зато, когда он бывал вежлив, то еда возвращалась снова.

Как-то попугай увидел вора и заорал во всю глотку: «Скажите, пожалуйста, номер полиции.» И в этот момент перед ним появились его любимые крекеры. Он не смог устоять и забыл про преступника. Когда он очнулся от вкусностей, вор был уже далеко. Попугай стал браниться и крекеры исчезли, что разозлило его еще больше.

Попугай взлетел над городом и увидел бегущего негодяя. Быстренько он позвонил в полицию и преступника поймали. А попугая наградили его любимыми крекерами.

Примечания:

Пары слов специально подобраны так, что помогают придумывать сюжеты про человека. Для сказок про предметы, растения, животных нужна своя таблица с соответствующими условиями и свойствами.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

8. Что было бы если…

Последовательность работы:

  • Предлагаем «фантастическую гипотезу»: что было бы если… слоны умели летать? мама каждый день покупала торт? ни печка, ни яблонька, ни речка в сказке «Гуси-лебеди» не умели говорить?
  • Отвечаем на предположение. А это уже сюжет сказки.

Например:

Что было бы если все материалы, из которых сделаны предметы поменялись местами?

Провода из стекла, машины из дерева, забор из глины, книги из пластика, мебель из камня.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

В одном городе всю мебель заменили на каменную. Люди сначала были недовольны, а потом, когда они увидели много пользы, то не захотели с ней расставаться.

Она никогда не ломалась и люди экономили свои деньги. Эти деньги они отдавали на благоустройство города.

Домашние животные не могли ее прогрызть и порвать, а шерсть убрать с каменного дивана очень легко.

Воры ее не могли унести и перестали воровать. Честных людей стало больше.

Сидеть на ней долго не получалось и поэтому люди сбросили лишний жир, стали энергичнее и здоровее.

А еще ее удобно мыть.

Огорчились только дети. Им стало негде прыгать. И тогда они устроили митинг, где требовали возврата мягкой мебели…

Примечания:

Техника «фантастических гипотез» предельно проста. Она выражена в форме вопроса. Что было бы, если?

Для постановки вопроса берутся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Не все «гипотезы» могут навести на сюжет. Возможно их придется придумать 2-4, чтобы одна начала развиваться в историю.

Способ 1. Сказка переехала

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомые сказки.
  • Называем место и время происходящего.
  • Выбираем одну из сказок и переселяем ее героя в другое время и место.
  • Описываем что с ним происходит.

Например:

Буратино в детском центре во время утренника, Кот в сапогах в цирке во время представления, Чиполлино в Диснейленде, Дюймовочка в замке семи подземных королей.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Мальчик – хулиган пришел в библиотеку и вырвал странички в книгах. Библиотекарь увидела и рассердилась. Она сказала, чтобы мальчик вклеил странички обратно. Он послушался, но наделал ошибок. Так Дюймовочка оказалась в сказке «Семь подземных королей» и стала править в ней вместо третьего короля.

Драконы во время ее правления перестали подчиняться людям и подговорили шестилапых напасть на них. И тогда на помощь пришли мыши и ласточки, друзья Дюймовочки.

Примечания:

Место переселения может быть знакомым, а может необычным, волшебным.

10. Сказка «наизнанку»

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомые сказки.
  • Называем признаки героев.
  • Меняем признаки на противоположные
  • Придумываем сказку с новыми героями

Например:

Красная Шапочка маленькая — взрослая, Царевна-лягушка мудрая — глупая, Серый волк хитрый — простофиля, Паровозик Пых добрый — злой.

skazka_naoborot

В лесу появился злой паровозик Пых. Он мчался на всех парах, гудел на весь лес, не давая спать животным. Он никого не подвозил и если кто-то вдруг появлялся на путях, то он даже не тормозил.

Пых не всегда был таким, его заговорила злая белочка. Она стала его машинистом и управляла им. Потом появилась добрая белка. Она победила злую, потому что тренировалась по дзюдо. И стала машинистом паровозика Пыха.

Паровозик снова стал добрым товарищем, который помогал переезжать животным куда им надо. В гости, за продуктами, в школу. А белочка тренировала по дзюдо всех желающих.

Примечания:

Обратите внимание, что при изменении признаков героя – все вокруг меняется. Опишите как меняется? Значит от кого зависит окружающий мир? От самого персонажа.

11. Сказка про прошлое или будущее героя

Последовательность работы:

  • Выбираем героя.
  • Выбираем его главное свойство.
  • Описываем внешний вид и свойства героя.
  • Описываем место обитания или место действия героя.
  • Заглядываем в прошлое героя, чтобы понять причины почему он стал таким.
  • Заглядываем в будущее героя с целью изменения героя в положительную сторону.
  • Придумываем название сказки.

Например:

Кащей – бессмертный.
Он злой, тощий, коварный, хочет завоевать царство. У него много злата, серебра. Он живет в замке, где холодно и мрачно. Там гуляет эхо и привидения.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Когда Кащей был маленьким, с ним никто не хотел дружить. Потому что у него была голубая кожа. Однажды он заблудился в лесу и набрел на пещеру. Там он нашел сундук, а в сундуке – иглу. Он уколол ею свой палец и стал бессмертным. Когда Кащей это понял, то стал мстить всем за свою отверженность.

Через много сотен лет Кащей встречает старого-престарого человека с длинной белой бородой. Он тоже живет один в лесу. Но к нему постоянно идут люди: за советом, за помощью. Кащей спросил почему? И тот ответил, что нужно давать, а не забирать.

Прошло еще много лет и так стало ему тоскливо, что стал он тайно делать добрые дела.

Примечания:

Героем может быть и предмет из реальности. А также можно рассказать только его прошлое или только будущее.

Эти сказки помогают ребенку понять причинно-следственные связи и корректировать собственное поведение. Используем метод ТРИЗ — Системный оператор для построения логики событий.

12. Сказка от слова «Почему?»

Последовательность работы:

  • Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?
  • Придумываем как появилась эта особенность.
  • Описываем как изменилась жизнь, чем это стало лучше?

Например:

Давным-давно люди не умели разговаривать. Но зато они умели злиться также, как и мы. И когда древний человек злился на другого, он его кусал или бил палкой. А теперь человек может сказать, что он злится и без причинения боли.

skazka_pochemuchka

Однажды древний мальчик собирал из палочек шалашик. Строение постоянно разваливалось. И даже падало ему на ноги. Он бил палкой по развалинам и громко кричал. Неподалеку гуляла девочка и подошла к нему, чтобы помочь. Она стала складывать палочки и у нее получился шалашик.

Тогда мальчик со всей силы пнул ее постройку. Девочка заплакала и убежала.

Прошло много-много тысяч лет. Люди научились разговаривать. Но мальчики по-прежнему строят домики и у них по-прежнему бывает не получается. Только теперь они могут сказать родителям или другим детям, что им нужна помощь. Вот так, легко: «Мама, мне нужна твоя помощь!» И мама/папа помогут.

Примечания:

Часто этими сказками объясняют почему животное стало таким каким стало. Откуда взялся хобот у слона или полоски у зебры. Перед сочинением такой сказки можно представить: «в какое животное мне бы хотелось превратиться и почему?»

13. Сказка во время прогулки

Последовательность работы:

  • Решаем куда пойти. «Одеваем волшебные очки», чтобы лучше видеть.
  • Во время прогулки мысленно собираем 5 заинтересовавших предмета.
  • Делаем описания и/или зарисовки этих предметов.
  • Придумываем сказку, включая эти объекты.

Например:

Магазин, фонтан, собака, автобус, машина.

Машина, раскрашенная под кирпичную стену, стоит все время на одном месте. На ней не ездят.

Фонтан мигает фонариками. Он без бассейна, зато есть решетки, на которые можно встать ногами и облиться, когда струя начнет бить вверх. Сколько ценных вещей уронили сквозь решетки.

Черная собака с белыми бровями и глазами разных цветов. Она все время спит, как будто усталая и безразличная ко всему, что происходит вокруг.

Желтый автобус с надписью «Дети» на борту. Его водитель соблюдает правила дорожного движения, пропускает пешеходов на переходе.

Магазин с синими крышами стоит близко к дому и всегда выручает, когда закончились продукты. Хоть цены там и немного выше, но зато можно быстро купить то, что нужно срочно.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Водитель желтого автобуса, как обычно вез утром детей в школу. Вдруг автобус задрожжал – это испортилась свеча зажигания. Водитель обратился к хозяину машины, которая уже давно стоит на обочине и попросил с нее свечу, чтобы дети успели на занятия.

Когда он возвращался уже без детей, через пешеходный переход шла собака с разными глазами. Она остановилась и посмотрела на водителя так грустно, что ему стало ее жаль. Он остановился и пошел в магазин с синими крышами. Купил там хлеба и сосисок. А потом они с собакой пошли на фонтан и устроили пир на весь мир.

Примечания:

Эти сказки с выводами о морали, этических нормах. Они показывают человеческие отношения со стороны, от имени оживленных предметов.

14. История, рассказанная предметами

Последовательность работы:

  • Выбираем кусочек предметной реальности без присутствия человека.
  • Наделяем объекты человеческими чертами.
  • Что-то происходит, появляется.
  • Оценка события каждым из предметов этого места.
  • По-возможности, делаем вывод из этой истории, определяем мораль.

Например:

Спортивный уголок, шкаф с посудой, елка с игрушками, книжная полка. Выбрали спортивный уголок.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Турник ворчливый, заставляет делать упражнения. Канат веселый, любит покачаться. Кольца постоянно друг с другом ссорятся. Веревочная лестница пакостная, все время оббивает стены.

Пришли гости со своей обезьянкой. И та залезла на уголок. Пока гости не засобирались уходить, зверюга без устали лазила, прыгала и бесилась на всех элементах спортивного уголка.

А когда они ушли, канат сказал, что обезьянка ему понравилась и давно он так высоко не качался. Турник недовольно выразился, что она только балуется, а нужные упражнения не сделала. Кольца обиделись на нее и на весь мир. Гостья стукала их друг о друга и у них разболелись бока. Веревочная лестница была самая довольная. Совершенно безнаказанно у нее получилось отодрать обои от стен. Всю вину при этом она перекинула на обезьянку. Правда мама все-таки наругала опять ее.

А обезьянка вволю повеселилась и даже не обратила внимание на все обиды и недовольства. Нужно быть таким, какой есть. Всем не угодишь.

Примечания:

Эти сказки с выводами о морали, этических нормах. Они показывают человеческие отношения со стороны, от имени оживленных предметов.

15. Карточки

Последовательность работы:

  • Выкладываем кучу карточек с картинками и выбираем 5-8 штук.
  • Раскладываем их в случайном порядке.
  • Соединяем их с помощью предлогов и находим интересные словосочетания.
  • Придумываем сказку

Например:

Жираф на велосипеде, бабочка в ведре, бабочка на шарах, телескоп на мельнице. Выбрали телескоп на мельнице.

skazki_po_kartochkam

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Жил-был мельник с сыном. Он хотел, чтобы сын стал тоже мельником. А ребенок мечтал о звездах. Бабушка подарила ему телескоп.

Однажды он увидел падающую звезду и отправился на ее поиски. Путешествие привело его в большой город. Он поступил в университет и стал астрономом.

Мечты становятся явью, когда ты следуешь им.

Примечания:

Если нет карточек с картинками, можно просто написать по одному слову на каждую карточку и связывать уже слова.

16. Сказка с приемами фантазирования ТРИЗ

Последовательность работы:

  • Описываем какую-то локацию или героя.
  • Выбираем прием фантазирования.
  • Преображаем с помощью приема нашу локацию или героя.
  • Продумываем причину почему произошли изменения.

Например:

Медведь – герой.

К нему применим прием Объединение. Объединим героя со свойствами болота: вместо меха – мох с ягодами клюквы и брусники. И живет на нем несколько лягушек.

skazka_priem_fantazirovaniya

Наелся медведь ягод и вырос на нем мох с жильцами. И вот пошел слух по лесу, что объявилось в нем чудище. Издает оно странные звуки и прятаться умеет искусно. Сидит зайчик, ест ягодку и вдруг кочка, с которой он рвал клюкву поднимается. Зайчик, конечно же, наутек.

А зверь был добрым, помогал тем, кто попал в беду. А лягушки шутили и развлекали лесных обитателей. Постепенно звери привыкли к чудищу и перестали бояться. А у медведя незаметно мох выпал и выросла обычная шерсть. Правда и лягушки исчезли. А жаль, с ними было весело.

Примечания:

Приемы фантазирования были выделены автором ТРИЗ – Г. Альтшуллером. Они великолепно размывают рамки шаблонов мышления и позволяют управлять воображением. С ними можно придумывать не только сказки или разные поделки, а и новые идеи для решения реальных задач в быту и бизнесе.


Выводы:

  1. Перед тем, как сочинять сказку каким-либо способом, мы не знаем, что получится. Нет «правильного» ответа. С одной стороны, это стопорит, с другой – вот здесь и прямо сейчас мы сочиняем новую сказку, которая (кто знает) изменит картину мира слушателя.
  2. Способы создания истории — как клубок для Ивана-Царевича — проводники. Не обязательно пользоваться всеми. 2-3 варианта хватит, чтобы оттачивать свое мастерство.
  3. Эти методы подходят не только для сочинения сказок. Они также помогают найти идею в разных сферах.
  4. Сочинение сказок, историй – одно из самых мощных направлений развития мышления, речи, воображения как ребенка, так и взрослого.
  5. Личность и слушателя, и сказителя меняется в лучшую сторону.
  6. Сказку можно оформить в книжку собственного изготовления. А можно составить хронологию – ленту времени – timeline с рисунками для самых важных ее событий.

Книга Дж. Родари о том, как придумывать истории: Грамматика фантазии

Источники:
Гин С. И. Мир фантазии: Минск; 2007
Коллектив авторов под рук. Сидорчук Т. А. Творческие задания «Золотого ключика»: Самара; 2001
Ньюбургер Э. Банка с историями: М., 2016
Родари Дж. Грамматика фантазии: Прогресс; М.; 1990

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Вы узнали как сочинить сказку самой, образцы и план действий. Попробуйте это сделать с ребенком/детьми. Полезное и увлекательное совместное время сегодня всем нужно.


16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Я думаю, что такая история также должна быть кинематографичной — читатель должен легко рисовать в воображении картинки того, о чем он читает. Я, например, почти сразу увидела, где живет моя героиня Эллис: желтый домик из парусины, веревочный засов, далеко от всех, у моста. Саму ее не могла представить до конца, только отдельные черты. Однако я сразу знала, что она не будет похожа ни на одного героя из тех, что мне встречались в книгах прежде. Так у нее появились мохнатые лапы, вороньи крылья и мордочка летучей мыши. Вот это смесь, скажете вы, и будете правы! Зато такая внешность дала мне свободу сделать и ее характер совершенно удивительным.

Конечно, пишущему важно самому прочитать несколько рождественских историй в разных жанрах. Например,

«Рождественскую песнь»

Черльза Диккенса или «Рождественский гном для Финдуса» Свена Нурдквиста, полистать подборки новогодних фотографий, сходить в магазин, где продаются елочные украшения, чтобы проникнуться и зарядиться атмосферой праздника.

С какими темами и образами можно поиграть в святочной сказке? Это может быть:
• иное течение времени,
• чудеса,
• сон героя/героини,
• преодоление страха,
• самоотверженность,
• благодарность,
• прощение,
• особенная музыка,
• контраст (бедность/богатство),
• притчевость,
• аллегория.

Я выбирала интуитивно. Мне хотелось, чтобы история была непредсказуемой, с финалом, которого никто не ждет. Хотелось привнести в сказку новогоднюю атрибутику: не только в классической «рамке», но и в том виде, в котором она встречает окончание праздника (потрепанная, отслужившая). А еще — веру. Веру в то, что желания исполняются. И, конечно, обратная сторона волшебства — кому-то придется приложить усилия для исполнения чужих желаний.

История про приключения Эллис уже вышла отдельной книгой, она переведена на английский язык и продается на международной площадке Амазон под названием «Ellis and Mr. Christmas». Она также попала в новогодний сборник рассказов от ЛитРес и побывала на множестве книжных выставок и ивентов для детей. Это ли не настоящее чудо, в которое я верила, сочиняя эту сказку?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Сказка — это выдуманная история с простыми персонажами и фантастическим местом действия. Во многих сказках присутствует магия и хотя бы один злодей, который бросает вызов главным героям. Сказки пишут для детей и взрослых. Текст должен быть необычным и вызывать интерес читателя. Попробуйте написать совершенно новую сказку или рассказать уже существующую историю от лица других персонажей.

  1. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 1

    1

    Сосредоточьтесь на конкретной теме. Выберите определенный лейтмотив — “поиск идентичности” или “утрата”, “отношения полов” или “семья”. Исследуйте выбранную тему в своей сказке. Следует писать о теме, которая близка лично вам или к которой можно подступиться с неожиданной стороны.[1]

    • Например, выберите тему “семья” и сосредоточьтесь на своих отношениях с сестрой. Напишите сказку и поместите в центр сюжета рождение сестры или связанное с ней детское воспоминание.
  2. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 2

    2

    Выберите необычное место действия. В большинстве сказок события происходят в выдуманном мире, который сочетает в себе реальность и магию. Выберите такое место, как зачарованный лес или проклятый пиратский корабль. Попробуйте написать о реальных окрестностях, но привнесите магические элементы, чтобы сделать место причудливым и необычным.[2]

    • Например, опишите свой район и упомяните говорящее дерево рядом с вашим домом или ярко представьте, как эта местность будет выглядеть через сотню лет.
  3. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 3

    3

    Придумайте интригующее начало. В основном все сказки начинаются словами “Однажды …” или “Давным-давно…”. Можно выбрать как стандартное начало, так и более оригинальный вариант. К примеру, начните так: “Жила-была одна девочка…” или “В мире будущего, на окраине вселенной жил парень…”.[3]

    • В первой строчке текста познакомьте читателей с персонажами или местом действия. Благодаря этому они сразу заинтересуются сюжетом и перенесутся в выдуманный мир.
  4. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 4

    4

    Придумайте необычных героев. В каждой сказке есть герои, за судьбу которых читателю следует переживать. Обычно героем становится простой человек, который меняется или обретает новые силы в результате сказочного события. Попробуйте наделить своих героев необычной силой или способностями, которые помогут им победить злодея.[4]

    • Например, сделайте героиней девочку-одиночку из старшей школы. Она могла потеряться в новом районе города и встретить там необычных или волшебных существ.
  5. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 5

    5

    Определите злодея. В каждой сказке есть злодей, который представляет темную сторону. Злодей может быть волшебным созданием или властным человеком с необычными способностями. Такой злодей обычно вступает в конфликт с главным героем и мешает ему достичь поставленной цели.[5]

    • Например, сделайте злодеем волшебного кролика, который ненавидит людей. Он может активно мешать вашей героине в поисках выхода из незнакомой части города.
  6. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 6

    6

    Используйте простой и понятный язык. Обычно сказки предназначены для всех возрастных групп — от малышей до взрослых. Язык сказки должен быть простым и понятным читателю. Не следует использовать длинные и перегруженные предложения или сложные и труднопроизносимые слова.[6]

    • В сказках все внимание обычно уделяется персонажам, обстановке и сюжету. Язык уходит на второй план и уступает место волшебным элементам истории.
  7. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 7

    7

    Придумайте мораль. Сказки учат читателя новому, преподают воспитательный урок. Мораль не всегда должна быть очевидной или выраженной словами, но старайтесь достучаться до каждого читателя посредством персонажей, сюжета, окружающей ситуации.[7]

    • Например, сочините сказку о девочке, которая потерялась в новом городе, а в виде морали покажите важность открытости при знакомстве с людьми и способность принимать различия.
  8. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 8

    8

    Придумайте счастливую развязку. Обычно сказки имеют счастливый конец, когда все проблемы и невзгоды остаются в прошлом. Герой получает желаемое и побеждает злодея или злодей получает ценный урок и превращается в хорошего человека. Придумайте счастливую концовку, чтобы читатель остался доволен сказкой.[8]

    • Например, напишите о том, как героиня находит путь домой и при встрече рассказывает родным обо всех странных существах, с которыми ей пришлось иметь дело.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 9

    1

    Выберите существующую сказку. Перечитайте свою любимую сказку и придумайте, как ее можно изменить. Возьмите такую сказку, которая всегда вас увлекала или не давала покоя. Важно, чтобы она стала хорошей основой для современной истории.

    • Например, измените классическую сказку вроде “Красная Шапочка”, “Гензель и Гретель” или “Три медведя”.
  2. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 10

    2

    Используйте новый или другой взгляд на события. Расскажите историю так, как бы ее мог видеть второстепенный или совсем незначительный персонаж сказки. Например, перепишите «Красную Шапочку» от лица бабушки.[9]

    • Также можно рассказать сказку от лица неодушевленного предмета вроде необычного дома из “Гензель и Гретель”.
    • Введите нового персонажа и опишите события, увиденные его глазами. Например, перепишите “Красную Шапочку” от лица молодой волчицы, проживающей неподалеку от волка.
  3. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 11

    3

    Измените место действия. Возьмите оригинальное место действия из сказки и превратите его в современный или далекий мир. Поместите персонажей и сюжет в совершенно новую обстановку, чтобы увлечь читателя ощущением новизны.[10]

    • Например, перенесите действие сказки “Три медведя” на сто лет вперед. Расскажите о “Красной Шапочке”, события которой происходят в Тегеране в 2017 году.
  4. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 12

    4

    Измените главных героев. Добавьте главным героям новые аспекты личности. Сделайте их более реальными или глубокими. Превратите уже известных персонажей в новых действующих лиц со своими особенностями.[11]

    • Например, поменяйте местами традиционного злодея и героя, превратив положительных людей в злодеев. Сделайте волка главным героем своей вариации на тему “Красной Шапочки”.
  5. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 13

    5

    Расширьте или измените существующий сюжет. Возьмите известную сказку и придумайте новое начало или конец. Используйте существующий сюжет в качестве отправной точки и внесите любые изменения, которые посчитаете нужными.[12]

    • Например, измените концовку сказки “Три медведя” так, чтобы в качестве оплаты за кашу Маше пришлось подстричь свои волосы.
  6. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 14

    6

    Читайте примеры других вариаций. В современной литературе существует немало вариаций на тему известных сказок. В них часто меняется известное место действия или героями становятся другие персонажи. Ознакомьтесь с такими примерами:

    • Ведьма Грегори Магуайра;
    • Кровавая комната и другие рассказы Анджелы Картер;
    • Заколдованная Элла Гейла Карсона Ливайна.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 15

    1

    Прочитайте сказку вслух. Когда черновой вариант будет готов, прочитайте сказку вслух. Следите за тем, чтобы язык был простым и понятным. Убедитесь, что в тексте нет орфографических, грамматических или пунктуационных ошибок.

    • Читайте вслух, чтобы проверить, насколько легко выговаривать предложения и следить за сюжетом. Переформулируйте все тяжеловесные фразы.
  2. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 16

    2

    Покажите сказку другим людям. Узнайте мнение родных, друзей и сверстников. Попросите людей оценить персонажей и новое место действия. Задавайте вопросы о морали истории, чтобы понять, насколько читатели довольны идеей.

    • Прочитайте сказку вслух других слушателям. Открыто принимайте критику, чтобы сделать сказку лучше.
  3. Изображение с названием Write Fairy Tales Step 17

    3

    Добавьте иллюстрации. Сказки часто сопровождаются иллюстрациями или имеют яркую обложку. Воспользуйтесь услугами профессионала или создайте иллюстрации самостоятельно. Обложка сказки должна содержать главных персонажей и показывать место действия.

    Реклама

Советы

  • Читайте классические и современные сказки, чтобы точно уловить суть жанра. Книги со старыми сказками можно найти в местной библиотеке или книжном магазине. Современные сказки можно читать онлайн или в литературных журналах.
  • Несколько хороших примеров: Сказки Ганса Христиана Андерсена, Сказки Братьев Гримм или Сказки народов мира.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 12 784 раза.

Была ли эта статья полезной?

Как написать сказку с ребенком за 8 простых шагов - слайд

© Коллаж Кристины Савельевой

Придумываем собственные истории

Наверняка вы с ребенком успели перечитать уже немало сказок. Какие-то вам нравились больше, какие-то меньше. Возможно, вы думали, что смогли бы справиться не хуже некоторых авторов, а то и лучше. Так почему бы и правда не попробовать свои силы?

Многие родители пишут сказки для детей. Но еще веселее придумывать истории вместе. Вот несколько советов, которые помогут вам написать действительно интересную сказку.

Все сказки учат детей быть добрыми, смелыми, дружелюбными и так далее. Прежде чем вы перейдете к самому сюжету, придумайте, какой урок хотите в нем спрятать. Ваш ребенок недавно узнал, как важно делиться с другими? Тогда напишите историю о щедрости, чтобы закрепить этот урок. Или возьмите мораль из любимой сказки ребенка и придумайте на ее основе свой сюжет.

Решите, с чего начнется ваша история, где будет герой в самом начале. Затем придумайте конфликт или проблему, которую герою придется решать на протяжении всей сказки. В середину истории добавьте поворотный момент, в котором герой узнает, как решить проблему. Найдите самое неожиданное решение!

После придумайте, как именно герой использует свои новые силы или информацию и справится с проблемой. И обязательно опишите судьбу героев после окончания истории. Не ограничивайтесь обычным «И жили они долго и счастливо». Добавьте подробностей!

Теперь переходите к созданию протагониста. Им может стать и сам ребенок, и его домашний питомец. Немного измените его характер и сделайте персонажа более сказочным. Ведь герои историй всегда смелее, умнее и хитрее реальных людей.

Придумайте персонажу звучное имя и внешность. Нарисуйте его, чтобы познакомиться с героем поближе.

Каждому герою должен противостоять злодей. Он и станет причиной всех его проблем. Будет ли он жутким монстром, злым колдуном или обычным человеком, решившим получить власть и волшебные силы? Ему в любом случае понадобится не менее крутое имя и внешность.

Когда вы составляли план сюжета, то решили, что герой победит злодея своим острым мечом? Но теперь ваши планы могут измениться. Вдруг герой не просто одолеет злодея, а убедит его перейти на сторону добра?

А вот и самая веселая часть! Без волшебства ваша история все равно может быть интересной, но с ним она точно станет лучше. Вместе с ребенком решите, какой предмет окажется волшебным и поможет вашему герою усвоить важный урок и победить злодея. Например, он может путешествовать во времени с помощью часов или бегать со скоростью света в любимых кроссовках вашего ребенка.

Обычно события сказок разворачиваются в королевствах в далеком прошлом. Повторите эту особенность популярных сказок или сломайте шаблон. Пускай в вашей сказке действие будет происходить в наше время или даже в будущем. Вместо королевства подойдет ваш родной город

Скорее всего, герою придется отправиться в небольшое путешествие. Нарисуйте карту. Она поможет решить, сколько времени ваш герой пробудет в пути и с какими еще препятствиями столкнется.

Вам нужно заинтересовать читателей (даже если ими будете только вы с ребенком) первым же предложением, поэтому уделите ему побольше внимания. Полистайте ваши любимые сказки и рассказы. Все ли они начинаются со стандартного «Жили-были»? Скопируйте предложение, которое вам понравится больше всего.

Важно не только решить, что рассказывать, но и как это делать. Для написания сказки вам точно понадобится толковый словарь или словарь синонимов. Возьмите бумажные или найдите их в интернете. Все же решили отправить своих героев в прошлое? Используйте побольше устаревших слов! Подберите короткие слова, чтобы ваша история казалось более динамичной.

Подписывайтесь

на наш Telegram

  • игры
  • лайфхаки
  • 6-10 лет
  • 10+
  • сказки
  • хобби

Развитие

Полезные ресурсы

Развитие

Собрали для вас подборку школ, в которых можно заниматься не выходя из дома.

  • Как написать детективный рассказ
  • Как написать декабрьское сочинение по литературе
  • Как написать декабрьское сочинение если не читал произведения
  • Как написать декабрьское сочинение 2022 если ничего не знаешь
  • Как написать вывод в сочинении рассуждении пример