Настоящим искусством можно назвать не только великолепные храмы и живопись на стенах саркофагов. Поистине необычным и загадочным феноменом является древнеегипетская письменность или, другими словами, египетские иероглифы.
Иероглифы
Высокие стены египетских зданий покрыты таинственными символами. Какие-то необычные изображения составлены в длинные ряды. В них можно разглядеть и животных, и людей, и даже архитектурные сооружения того времени.
Так почему же эти нарисованные фигурки встречаются в Египте настолько часто? Дело в том, что все эти символы обозначают конкретные вещи.
Это и есть древнеегипетская письменность, отличающаяся от привычной нам системы написания слов с помощью букв. Небольшие рисунки египтяне называли древними письменами, или иероглифами.
Иероглифы — письменные знаки, которые используют и использовали раньше в некоторых странах. Один иероглиф может обозначать букву, слог, слово или даже словосочетание.
Удивительно, но в древней египетской письменности насчитывается более семисот иероглифов. Изначально каждый иероглиф представлял собой зарисовку конкретного слова. Например, круг обозначал «солнце», рисунок ног обозначал «идти».
Египетский текст
На первый взгляд, у египтян была логичная и простая система письма, но в ней был недостаток. Она не передавала звуки, поэтому многие слова было невозможно изобразить. К таким словам относились, например, имена или названия.
Но египтяне нашли отличное разрешение этой языковой несостыковки. Они решили использовать определенные иероглифы в качестве согласных букв.
Например, слово «рот» теперь обозначал еще и звук «р». По такой же логике иероглиф «хлеб» использовался в качестве звука «т» (на египетском языке «хлеб» звучит как «тэ»).
Кроме того, иероглиф мог означать и набор согласных звуков. Например, иероглиф «мотыга» (на египетском «мер») означал еще и сочетания звуков «м» и «р».
Необычная черта древней египетской письменности заключается в том, что в ней нет гласных звуков. Поэтому, иероглиф «дом» мог означать все слова, в которых есть сочетание букв «д» и «м». Например, «дама» или «идем».
Но чтобы не запутаться, египтяне писали дополнительный иероглиф после основного. Дополнительный иероглиф не читался, но помогал понять смысл предыдущего.
То есть слово «идем» обозначалось как два иероглифа — «дом» и «ноги». По такому же принципу египтяне писали имена.
Например, если мы с вами хотели бы написать имя Мария, то написали это с помощью иероглифа «мотыга» («мер») и дополнительного иероглифа «человек», который указывал бы на принадлежность этого имени определенному человеку.
Конечно, в египетском письме с иероглифами было много тонкостей и правил. Выучить письменность мог далеко не каждый. Именно поэтому все грамотные египтяне, в частности писцы и жрецы, считались очень уважаемыми людьми.
Египетский папирус
На каком материале писали жители Древнего Египта? Они брали стебли папируса, а затем разделяли их на тонкие продолговатые полоски.
После этого все полоски выкладывались в ряд на какой-то гладкой поверхности. Сверху раскладывали новый слой полосок из стебля, но уже поперек предыдущим.
В конце производственного процесса египтяне клали на стебли плоские камни, чтобы волокна тростника выделяли растительный сок. Когда такие тростниковые листы высыхали, то становились очень похожи на бумагу.
Если старый папирус был полностью заполнен иероглифами, к нему прикрепляли новый лист. Поэтому с каждым разом поверхность для письма становилась все длиннее.
В целях более удобного хранения длинный папирус сворачивали. Сверток папируса назывался свитком. В одном из музеев мира хранится древний свиток, длина которого составляет более 40 метров.
Папирусный свиток — свернутая трубкой или валиком рукопись на полосе папируса.
Школы Египта
Даже в далекой древности в крупных государствах уже существовали школы. Как правило, школы основывались неподалеку от храмов.
Несложно догадаться, что учителями в ней были мудрые жрецы. Они обучали писцов и молодых жрецов, передавая им все накопленные за долгие годы знания. Однако далеко не для каждого египтянина школа была доступным местом.
Дети простых жителей, а также семьи ремесленников и земледельцев не могли позволить себе такое высшее благо, как образование. Удовольствие было крайне дорогим, ведь даже папирус стоил немалых денег.
Именно поэтому учеников сначала обучали письму на осколках старой посуды. Только после долгих тренировок на керамических предметах в руки молодого писца доверяли драгоценный папирус.
Дети писали на папирусе тонкой веточкой, которая напоминала кисточку. Чаще всего в их пенале хранилась красная и черная краска. Ее разводили водой и использовали в качестве чернил. Красной краской обычно выводили начало предложений.
Учеников обучали не только писать и выводить иероглифы, но и вести счет.
Математика была полезна во времена Древнего Египта. Почему? В те времена было необходимо рассчитывать материалы для строительства зданий, вести перепись населения, следить за уплатой налогов. Еще одной популярной наукой в Древнем Египте была астрономия.
Астрономия — наука, которая занимается изучением космического пространства и небесных тел.
Как египтяне отслеживали время?
Астрономия была незаменима, так как с помощью отслеживания перемещений звезд и планет жрецы могли составить календарь. А благодаря такому календарю они могли наиболее точно предсказать день, когда Нил станет полноводным.
Разлив Нила являлся поистине знаменательным событием в Египте, поэтому жрецы считали своим долгом следить за всеми временными циклами.
Календарь — система счисления временных периодов, основанная на периодичности движения небесных тел.
Как же египтяне измеряли время в течение одного дня? С помощью водяных часов. Водяные часы — это сосуд с отверстием на дне. Вода медленно капала из сосуда, определяя сколько времени за сегодняшний день уже «утекло».
Важно понимать, что жрецы не просто смотрели на звезды и пытались отследить траекторию их движения. Они старались познать суть этих небесных тел, связать эти светила с магической силой богов.
По этой причине тайные знания о божественном мире передавались только внутри семьи жрецов. Простые люди не должны были приближаться к главным секретам мироздания.
Загадка иероглифов
Как была разгадана тайна иероглифов? Легендарное событие произошло два века назад.
В Египте был найден большой камень, на котором было множество надписей. Примечательно, что надписи были написаны иероглифами, а рядом виднелись их расшифровки на греческом языке.
Ученый из Франции Жан-Франсуа Шампольон обратил внимание на то, что многие иероглифы обведены овалом. Овальные рамки встречались столько же раз, сколько в греческом тексте упоминалось имя фараона Птолемея.
После этого наблюдения Шампольон выдвинул предположение о том, что писцы Древнего Египта по-особому выделяли имена своих фараонов.
Эта теория подтвердилась, когда на другом камне обнаружились овальные рамки, которые в греческом переводе совпадали с именем царицы Клеопатры.
Кроме того, имена Птолемей и Клеопатра имеют общие звуки. Поэтому когда два овала с иероглифами сравнили между собой, то обнаружили, что некоторые иероглифы совпадают.
Тогда Шампольон и убедился: иероглифы — это способ передачи египетских слов или, иными словами, письменность. А еще стало понятно, что иероглифы могут обозначать определенные звуки.
Эхнатон
Жрецы храмов бога Амона были очень состоятельными, поэтому пытались навязать свои желания действующим фараонам.
Это длилось до тех пор, пока в 14 веке до н.э. великий фараон Эхнатон не восстал против самовольников из храма Амона. Эхнатон решил, что отныне главным богом будет солнце, что на египетском звучит «Атон».
Лучи солнца — это руки бога Атона, которые он тянет к земле, чтобы подарить свет каждому живому существу Египта. Владыка Нильской долины даже построил великолепный город в честь солнца и назвал его Ахетатон («горизонт Атона»).
Однако, авторитетный правитель вскоре умер, и жрецы из храмов Амона вернулись к власти. Город Ахетатон был разрушен и забыт жителями.
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«
Вешкельская средняя общеобразовательная школа»
Волшебное
письмо Древнего Египта
(исследовательский
проект)
Работу выполнила: Василенко-Сухова
Ангелина,
обучающаяся
4 класса
Руководитель:
Няргина Елена Александровна,
учитель
начальных классов
с.Вешкелица 2018 г.
Содержание
1)
Введение………………………………………………………………………
3
2)
Теоретическая часть………………………………………….
……………….4-5
3)
Практическая часть…………………………………………..
……………….6
4)
Выводы……………………………………………………….. ……………….7
5)
Список использованной
литературы……………………………………………….8
1.
Введение.
Египет – одна из древнейших цивилизаций.
Достижения древних египтян прославлены на весь мир. Здесь на каждом шагу можно
встретить архитектурный шедевр: роскошный храм или величественную пирамиду,
молчаливого сфинкса или колоссальную статую. Во все времена они вызывали
восхищение, интерес и множество вопросов.
Историки с давних пор пытаются разгадать тайны этой страны.
Самой большой загадкой Древнего Египта были таинственные знаки, высеченные на
стенах храмов и гробниц, написанные на папирусах. Многие ученые пытались
расшифровать древние надписи, но ничего не получалось. Пока в начале XIX века
не был найден еще один текст, высеченный на камне. Его стали называть
Розеттский камень. Половина текста была написана на древнегреческом языке, а
вторая — иероглифами. Французский ученый Франсуа Шампольон догадался, что это
один текст, написанный на двух языках.
Ученый обратил внимание на то, что некоторые слова в египетском тексте Розеттского
камня обведены овалами. Тщательно высчитав, какие слова могли им
соответствовать, он сказал себе: «А что, если это имена фараонов?» Он оказался
прав. Вначале Шампольон прочитал имена Клеопатры и Птолемея, а за тем и весь
текст.
Сегодня все найденные египетские тексты
прочитаны. Мне пришла в голову идея, если иероглифы можно прочитать, значит
можно их использовать для письма и сейчас.
В своей исследовательской работе я попытаюсь
доказать гипотезу— египетские иероглифы можно применять для письма в
наше время.
Цель: написать письмо, используя иероглифы
древних египтян.
Задачи:
1. Рассмотреть систему египетского письма.
2. Составить текст письма на русском языке.
3. Записать текст иероглифами.
4. Сделать выводы.
2.Теоретическая часть
Система египетского письма очень
древняя, она изменялась и совершенствовалась на протяжении веков. Конечно, не все египтяне владели письмом. Обучение было трудным и долгим,
поэтому грамотными были прежде всего фараоны, жрецы, вельможи и, конечно,
писцы. Я
думаю, люди постоянно придумывали новые иероглифы. Первоначально
египетское письмо — это рисунки, например:
-солнце,-бык.
Следующим шагом было создание смыслового письма. При помощи знаков этого
письма можно было записывать некоторые отвлечённые понятия, — например,
знаком обозначали
слово «солнце» и слово «день», ведь солнце светит только днем.
Позже появляются
знаки обозначающие звуки, только согласные. Алфавита
в Египте
не
существовало.
Все
иероглифы можно разделить на четыре группы:
1. Иероглифы-буквы которые похожи на буквы |
|
|||
1) Иероглифы-слоги — это один иероглиф, обозначающий сразу несколько букв, т.е. |
|
|||
3. -один или группа таких иероглифов обозначали слово, произношение |
|
|||
4 эти иероглифы буквально |
|
Сколько иероглифов в египетском письме? Во времена Нового,
Среднего и Старого царства знаков было примерно 800. При греко-римском
правлении их насчитывалось уже более 6000.
Какие еще надо знать правила для чтения и письма египетских
иероглифов? Их не много:
1.
Писать можно слева направо, справа
налево и сверху вниз.
2. Знаки,
которые изображают птиц, животных, людей, всегда повернуты к началу строки
лицом.
3. Верхний
знак имеет первенство над нижним.
4. Разделителей
предложений (точек, запятых и других знаков) нет.
3.Практическая часть.
Перед тем как писать письмо долго думала:
кому писать. Решила: напишу потомкам. Еще труднее оказалось составить текст,
чтобы там была какая-то информация с помощью тех иероглифов, значение которых я
нашла в интернете. При этом надо помнить о правилах, которые мне вначале
показались такими легкими. Большинство египетских иероглифов написаны так, что
читать их придется справа налево.
У меня получился такой текст:
Привет моё потомство! У нас хорошая погода. В такую погоду
я люблю ловить рыбу, гулять, читать и рисовать. А чем вы любите заниматься? До
свидания. Ангелина.
И вот, что у меня получилось:
4.Выводы.
Письмо написано, получается цель работы достигнута.
Но не могу сказать, что гипотеза, которую я выдвинула подтвердилась. Конечно,
можно сегодня написать отдельные фразы или даже предложения, но пользоваться
иероглифами для постоянных записей невозможно. В большинстве современных языков
существуют удобные для чтения и письма алфавиты. К тому же у египтян нет
знаков, которые бы означали понятия, без которых мы не могли бы сегодня жить:
компьютер, чипсы, джинсы и многое другое. Так что иероглифы – это интересная,
но все- таки история.
5.Литература.
1.
Детская
энциклопедия. «Росмэн» 1994г.
2.
Иванова
О. «Величайшие чудеса света» С., «Русич», 2004 г.
3. А. Л.
Литвина, Е. А. Степаненко. Рабочая
тетрадь египтолога, Издательство: Пешком в историю, 2013г.
4.
Хрестоматия
по истории Древнего мира. Государственное учебно-педагогическое издательство
Министерства образования РСФСР.1965г.
5.
Школьная
энциклопедия. История Древнего мира. «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003г.
Одной из наиболее древних письменностей являются египетские иероглифы. Всего их существует более 5 тысяч, однако в текстах использовалось только около 800 (самые распространенные — 27). Обычно иероглифы вырезались в камнях, но до современности дошли артефакты — саркофаги и папирусы, на которых они тоже присутствуют. Сейчас большинство их значений разгадано и упорядочено в алфавит.
Содержание
- История появления
- Значение символов
- Розеттский камень
- Применение письменности в Древнем Египте
- Современное использование
История появления
У любой древней цивилизации была своя письменность. Египет не является исключением. В основе иероглифов или других знаков первоначально лежало мистическое или религиозное свойство. Язык считался не средством взаимоотношений, с его помощью пытались воздействовать на действительность — добиться расположения богов или поменять погоду.
Иероглифы были характерны для многих древних цивилизаций, например, для шумеров и китайцев. В целом наблюдается закономерность, однако везде присутствуют свои особенности, обусловленные культурой местности и восприятием населения.
Если рассматривать первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, то можно увидеть рисуночный способ их написания. К примеру, знак мужчины или женщины изображался характерным профилем. Со временем наблюдается постепенный переход к схемам или даже отдельным чертам. Также появляется необходимость в написании имен или наименований городов и других населенных пунктов. Тогда в письмо вводятся фонетические уточняющие символы, параллельно с этим формируется разговорная речь.
С началом использования папирусов в качестве источника сохранения информации появляется иератика. Она объединяет в себе иероглифы и буквы, похожие на современные. Делалось это для того, чтобы экономить древнюю бумагу и донести до потомков максимальный объем сведений.
Иероглифическая история заканчивается появлением демотической схемы. Египетская письменность была очень похожа на арабскую и особой уникальностью не отличалась. За короткий срок она полностью вытесняет рисунки и картинки, которые использовались для написания информации.
Значение символов
Египетская письменность трудна для современного восприятия. Она имеет множество особенностей. Один и тот же символ мог иметь разные значения. В то же время одинаковое определение обозначалось различными иероглифами или даже составными частями. Рассмотреть систему можно на примере написания слова «Ра»:
Египетские иероглифы и их значения использовались при оформлении драгоценностей.
Очень часто изображения солнца или всевидящего ока встречались на амулетах и талисманах. Причем их носили как обычные люди, так и представители верховной власти, включая фараонов. У последних они наносились на золотые украшения, у первых — на деревянные или каменные плоские шайбы.
Розеттский камень
Говоря о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов, необходимо ознакомиться с историей розеттского камня. Он представляет собой плиту, на поверхности которой высечено три одинаковых по смыслу текста. Здесь использовались следующие типы письменности:
- древнеегипетский язык;
- иероглифы;
- демотическое письмо.
Надпись было легче переводить, потому что демотическое письмо — это смесь древнегреческого и древнеегипетского. Первый язык уже был хорошо известен ученым. В переводе текст является благодарностью, адресованной некому Птолемею V Епифану.
Розеттский камень обнаружили в 1799 году. Долгое время над расшифровкой египетских иероглифов трудились исследователи и лингвисты с разных стран. Основная проблема заключалась в том, что раньше люди не понимали особенностей шрифта, поэтому даже редкие открытия не давали результатов. К примеру, Юнг сумел перевести 5 иероглифов и даже найти их звуковые обозначения. Однако продвинуться к разгадке это не помогло.
Найти решение удалось Шампольону. В 1810 году он выдвинул интересное предположение, что египтяне использовали в написании только согласные, а также полноценные слова, заключенные в одном значке. К 1813 г. он уже расшифровал все имена, используемые в надписях, определил принадлежность некоторых отдельных иероглифов.
Именно Шампольон изобрел систему расшифровки. Французскому ученому удалось разделить иероглифы на классы, выделить цифры и подробнее разобраться с символикой. Все современные способы чтения египетского письма основываются на его исследованиях и научных очерках.
Применение письменности в Древнем Египте
Когда египтяне научились писать, они не использовали иероглифы в привычном для современности формате. Первая клинопись не передавала информацию — она была священной, носила мистический характер. С помощью символов записывали молитвы, рассказывали про богов, просили их благословения. Некоторых людей за плохое поведение могли даже проклясть.
Со временем письменность начала использоваться активнее. Люди могли кратко описать быт или историю. Свитками из папируса передавали послания соседям или общались внутри большого государства. Важное значение также имела священная составляющая. Например, при захоронении на гробах или саркофагах писали послания богам или наставления для перехода души в лучший мир.
Уже после появления демотической письменности возникло образование, но позволить себе обучение имели возможность только богатые люди, дети царей или знатных особ. Отдельные философы могли брать себе учеников из бедных сословий, если видели в них большой потенциал.
Современное использование
Отдельные символы удалось расшифровать очень быстро, поскольку они легли в основу множества религий, включая современные, и изображений божеств. Именно поэтому египетские иероглифы являются самыми древними в мистическом плане. К ним относят:
Каждый из перечисленных иероглифов использовался не только для написания послания или сохранения определенной информации. Его также задействовали при совершении ритуалов или обрядов. При этом он был изображением, но кованым или высеченным из камня. Таким способом египтяне пытались привлечь благодать богов, добиться их расположения.
Предыдущая
КультурологияДекоративно-прикладное искусство — виды, техники, примеры изделий
Следующая
КультурологияРусские народные музыкальные инструменты — виды с названиями, картинки и описание
История появления
У любой древней цивилизации была своя письменность. Египет не является исключением. В основе иероглифов или других знаков первоначально лежало мистическое или религиозное свойство. Язык считался не средством взаимоотношений, с его помощью пытались воздействовать на действительность — добиться расположения богов или поменять погоду.
Иероглифы были характерны для многих древних цивилизаций, например, для шумеров и китайцев. В целом наблюдается закономерность, однако везде присутствуют свои особенности, обусловленные культурой местности и восприятием населения.
Если рассматривать первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, то можно увидеть рисуночный способ их написания. К примеру, знак мужчины или женщины изображался характерным профилем. Со временем наблюдается постепенный переход к схемам или даже отдельным чертам. Также появляется необходимость в написании имен или наименований городов и других населенных пунктов. Тогда в письмо вводятся фонетические уточняющие символы, параллельно с этим формируется разговорная речь.
С началом использования папирусов в качестве источника сохранения информации появляется иератика. Она объединяет в себе иероглифы и буквы, похожие на современные. Делалось это для того, чтобы экономить древнюю бумагу и донести до потомков максимальный объем сведений.
Иероглифическая история заканчивается появлением демотической схемы. Египетская письменность была очень похожа на арабскую и особой уникальностью не отличалась. За короткий срок она полностью вытесняет рисунки и картинки, которые использовались для написания информации.
Значение символов
Египетская письменность трудна для современного восприятия. Она имеет множество особенностей. Один и тот же символ мог иметь разные значения. В то же время одинаковое определение обозначалось различными иероглифами или даже составными частями. Рассмотреть систему можно на примере написания слова «Ра»:
- «Рот» + «Согнутая в локте рука». Фонетическое значение знаков — р+а.
- Изображение мужчины со специальным головным убором. Обычно так отмечали царей или фараонов. В редких случаях такие обозначения использовались при изображении божеств.
- «Солнце». Применялось при условии, что в предложении отражается метафорический контекст. Ра был богом солнца.
- «Глаз». Чаще применим к богу Гору, который, согласно мифологии, следил за поступками египтян. Но иногда его использовали в смысле, что Ра присматривает за всеми.
Египетские иероглифы и их значения использовались при оформлении драгоценностей.
Очень часто изображения солнца или всевидящего ока встречались на амулетах и талисманах. Причем их носили как обычные люди, так и представители верховной власти, включая фараонов. У последних они наносились на золотые украшения, у первых — на деревянные или каменные плоские шайбы.
Розеттский камень
Говоря о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов, необходимо ознакомиться с историей розеттского камня. Он представляет собой плиту, на поверхности которой высечено три одинаковых по смыслу текста. Здесь использовались следующие типы письменности:
- древнеегипетский язык;
- иероглифы;
- демотическое письмо.
Надпись было легче переводить, потому что демотическое письмо — это смесь древнегреческого и древнеегипетского. Первый язык уже был хорошо известен ученым. В переводе текст является благодарностью, адресованной некому Птолемею V Епифану.
Розеттский камень обнаружили в 1799 году. Долгое время над расшифровкой египетских иероглифов трудились исследователи и лингвисты с разных стран. Основная проблема заключалась в том, что раньше люди не понимали особенностей шрифта, поэтому даже редкие открытия не давали результатов. К примеру, Юнг сумел перевести 5 иероглифов и даже найти их звуковые обозначения. Однако продвинуться к разгадке это не помогло.
Найти решение удалось Шампольону. В 1810 году он выдвинул интересное предположение, что египтяне использовали в написании только согласные, а также полноценные слова, заключенные в одном значке. К 1813 г. он уже расшифровал все имена, используемые в надписях, определил принадлежность некоторых отдельных иероглифов.
Именно Шампольон изобрел систему расшифровки. Французскому ученому удалось разделить иероглифы на классы, выделить цифры и подробнее разобраться с символикой. Все современные способы чтения египетского письма основываются на его исследованиях и научных очерках.
Применение письменности в Древнем Египте
Когда египтяне научились писать, они не использовали иероглифы в привычном для современности формате. Первая клинопись не передавала информацию — она была священной, носила мистический характер. С помощью символов записывали молитвы, рассказывали про богов, просили их благословения. Некоторых людей за плохое поведение могли даже проклясть.
Со временем письменность начала использоваться активнее. Люди могли кратко описать быт или историю. Свитками из папируса передавали послания соседям или общались внутри большого государства. Важное значение также имела священная составляющая. Например, при захоронении на гробах или саркофагах писали послания богам или наставления для перехода души в лучший мир.
Уже после появления демотической письменности возникло образование, но позволить себе обучение имели возможность только богатые люди, дети царей или знатных особ. Отдельные философы могли брать себе учеников из бедных сословий, если видели в них большой потенциал.
Современное использование
Отдельные символы удалось расшифровать очень быстро, поскольку они легли в основу множества религий, включая современные, и изображений божеств. Именно поэтому египетские иероглифы являются самыми древними в мистическом плане. К ним относят:
- Анх. Это крест с дугообразным верхом. В мифологии использовался в качестве символа для умерших людей, которые переходят в новый мир. Означает бессмертие, вечную жизнь в разных формах. Является благоприятным знаком.
- Ба. Это ястреб с человеческой головой. В мифологии означает душу. Дошедшее до современности изображение носит другое определение — бессмертие духовной оболочки.
- Шену. Изображение овала, окружность которого выполнена из веревки. Если верить древним мифам, то кольцо оберегает и защищает. Чтобы талисман заработал, в центр вписывают имя владельца. Сегодня в магазинах встречается много подобных амулетов, а некоторые даже выполняются на заказ.
- Перо Маат. Имеет характерное изображение. Символизирует мораль и справедливость. Согласно древним религиям, когда человек умирает, его душа отправляется на весы, а гирями являются его бесчестные и плохие поступки. Перо же кладется на вторую чащу, его масса — добродетель. В зависимости от того, в какую сторону осуществляется наклон, дух отправлялся в ад или рай.
- Уджат или глаз Гора. Защищает человека, оберегает его. Означает, что высшие божества присматривают за ним.
- Ра. Изображается двумя способами: круг с точкой или лучами. Передает владельцу доступ к духовным благам.
Каждый из перечисленных иероглифов использовался не только для написания послания или сохранения определенной информации. Его также задействовали при совершении ритуалов или обрядов. При этом он был изображением, но кованым или высеченным из камня. Таким способом египтяне пытались привлечь благодать богов, добиться их расположения.
Обновлено: 09.01.2023
Иероглифы были системой записи, используемой в Древнем Египте на протяжении нескольких тысяч лет. Сложное сочетание слоговых и буквенных элементов было представлено в общей сложности не менее чем пятью тысячами различных символов.
Но как же появились иероглифы и почему превратились в невозможные для прочтения даже самими египтянами?
Происхождение и эволюция иероглифов
Считается, что иероглифы произошли из дописьменных традиций Египта. Одни из первых символов напоминающих иероглифы относятся к Герзейской культуре и появились не поздней чем в 4 тысячелетии до н. э ., о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Но это были лишь отдельные символы, означающие названия и имена.
Первое полное предложение, написанное иероглифами, было обнаружено на оттиске печати, найденной в гробнице египетского фараона Второй династии Сет-Перибсена правившего в начале XXVII века до н. э.
Расшифровка древнейшего предложения примерно следующая:
Существует теория, согласно которой египетские иероглифы возникли под влиянием шумерской письменности.
С учетом более раннего происхождения последней предположение выглядит вполне правдоподобно, однако отсутствуют любые прямые доказательства контакта Египта и Шумерской Месопотамии в те времена.
Насчитывается не менее 800 иероглифов относящихся к периоду от Древнего до Нового царств.
Во времена греко-Римского владычества их количество достигает более чем 5 тысяч .
Утрата древней письменности
Удивительно, но иероглифы продолжали активно использоваться во времена персидского владычества (VI — V века. до н. э.), после Македонского завоевания Египта, и даже в ходе Птолемеевского и Римского периодов.
Но начиная с IV века лишь немногие из египтян были способны читать и писать иероглифы.
Религиозное использование древних символов прекратилось сразу после закрытия храмов в 391 году по указу римского императора Феодосия I известного по ярому преследованию языческих культов к которым он отнес, в том числе и Олимпийские игры.
Последняя известная надпись, выполненная на одном из древнейших языков, была высечена на стене храма Исиды острова Филэ в Южном Египте.
И содержит обращение к богу Мандулису.
После чего знание иероглифов было полностью утрачено.
Лишь в XIX веке, благодаря проведенной расшифровке текста Розеттского камня чтение египетских иероглифов вновь стало возможным.
Одной из наиболее древних письменностей являются египетские иероглифы. Всего их существует более 5 тысяч, однако в текстах использовалось только около 800 (самые распространенные — 27). Обычно иероглифы вырезались в камнях, но до современности дошли артефакты — саркофаги и папирусы, на которых они тоже присутствуют. Сейчас большинство их значений разгадано и упорядочено в алфавит.
История появления
У любой древней цивилизации была своя письменность. Египет не является исключением. В основе иероглифов или других знаков первоначально лежало мистическое или религиозное свойство. Язык считался не средством взаимоотношений, с его помощью пытались воздействовать на действительность — добиться расположения богов или поменять погоду.
Иероглифы были характерны для многих древних цивилизаций, например, для шумеров и китайцев. В целом наблюдается закономерность, однако везде присутствуют свои особенности, обусловленные культурой местности и восприятием населения.
Если рассматривать первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, то можно увидеть рисуночный способ их написания. К примеру, знак мужчины или женщины изображался характерным профилем. Со временем наблюдается постепенный переход к схемам или даже отдельным чертам. Также появляется необходимость в написании имен или наименований городов и других населенных пунктов. Тогда в письмо вводятся фонетические уточняющие символы, параллельно с этим формируется разговорная речь.
С началом использования папирусов в качестве источника сохранения информации появляется иератика. Она объединяет в себе иероглифы и буквы, похожие на современные. Делалось это для того, чтобы экономить древнюю бумагу и донести до потомков максимальный объем сведений.
Иероглифическая история заканчивается появлением демотической схемы. Египетская письменность была очень похожа на арабскую и особой уникальностью не отличалась. За короткий срок она полностью вытесняет рисунки и картинки, которые использовались для написания информации.
Значение символов
Египетские иероглифы и их значения использовались при оформлении драгоценностей.
Очень часто изображения солнца или всевидящего ока встречались на амулетах и талисманах. Причем их носили как обычные люди, так и представители верховной власти, включая фараонов. У последних они наносились на золотые украшения, у первых — на деревянные или каменные плоские шайбы.
Розеттский камень
Говоря о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов, необходимо ознакомиться с историей розеттского камня. Он представляет собой плиту, на поверхности которой высечено три одинаковых по смыслу текста. Здесь использовались следующие типы письменности:
- древнеегипетский язык;
- иероглифы;
- демотическое письмо.
Надпись было легче переводить, потому что демотическое письмо — это смесь древнегреческого и древнеегипетского. Первый язык уже был хорошо известен ученым. В переводе текст является благодарностью, адресованной некому Птолемею V Епифану.
Розеттский камень обнаружили в 1799 году. Долгое время над расшифровкой египетских иероглифов трудились исследователи и лингвисты с разных стран. Основная проблема заключалась в том, что раньше люди не понимали особенностей шрифта, поэтому даже редкие открытия не давали результатов. К примеру, Юнг сумел перевести 5 иероглифов и даже найти их звуковые обозначения. Однако продвинуться к разгадке это не помогло.
Найти решение удалось Шампольону. В 1810 году он выдвинул интересное предположение, что египтяне использовали в написании только согласные, а также полноценные слова, заключенные в одном значке. К 1813 г. он уже расшифровал все имена, используемые в надписях, определил принадлежность некоторых отдельных иероглифов.
Именно Шампольон изобрел систему расшифровки. Французскому ученому удалось разделить иероглифы на классы, выделить цифры и подробнее разобраться с символикой. Все современные способы чтения египетского письма основываются на его исследованиях и научных очерках.
Применение письменности в Древнем Египте
Когда египтяне научились писать, они не использовали иероглифы в привычном для современности формате. Первая клинопись не передавала информацию — она была священной, носила мистический характер. С помощью символов записывали молитвы, рассказывали про богов, просили их благословения. Некоторых людей за плохое поведение могли даже проклясть.
Со временем письменность начала использоваться активнее. Люди могли кратко описать быт или историю. Свитками из папируса передавали послания соседям или общались внутри большого государства. Важное значение также имела священная составляющая. Например, при захоронении на гробах или саркофагах писали послания богам или наставления для перехода души в лучший мир.
Уже после появления демотической письменности возникло образование, но позволить себе обучение имели возможность только богатые люди, дети царей или знатных особ. Отдельные философы могли брать себе учеников из бедных сословий, если видели в них большой потенциал.
Современное использование
Отдельные символы удалось расшифровать очень быстро, поскольку они легли в основу множества религий, включая современные, и изображений божеств. Именно поэтому египетские иероглифы являются самыми древними в мистическом плане. К ним относят:
Каждый из перечисленных иероглифов использовался не только для написания послания или сохранения определенной информации. Его также задействовали при совершении ритуалов или обрядов. При этом он был изображением, но кованым или высеченным из камня. Таким способом египтяне пытались привлечь благодать богов, добиться их расположения.
Этот красивый инструмент был найден в гробнице Тутанхамона. Он сделан из слоновой кости, отделанной на конце золотой фольгой. Полировальные лопатки использовались писцами для шлифовки поверхности свежеизготовленного папируса.
Школьные упражнения нередко записывались на выброшенных осколках камня или глины. Эти осколки известны как остраконы. Юные писцы переписывали упражнения на остраконе, а затем отдавали их на проверку учителю. В Египте было обнаружено множество образцов исправленных упражнений.
Сидящие на коленях писцы ведут учет размера урожая зерновых. Земледелец после этого должен был отдать часть зерна фараону в качестве подати, или налога. Многие писцы состояли при правительстве и переписывали отчеты, налоги, приказы и законы. Они были чем-то вроде государственных служащих.
Этот письменный прибор писца датируется примерно 3000 г. до н. э. Он состоит из тростниковых перьев и чернильницы. Чернила делали из древесного угля или сажи, смешанных с водой. Писцы носили с собой дробилку для того, чтобы сначала измельчать красители. Нередко на письменном приборе гравировалось имя писца и имя его работодателя или фараона.
В Древнем Египте кисточки и перья делались из тростника. Куски чернил смешивались с водой на специальной палитре. Черные чернила изготавливались из древесного угля, а красные чернила делались из охры (составной части железа). То и другое смешивали с камедью.
Работа писца нередко означала, что ему приходилось отправляться в деловые путешествия, чтобы фиксировать официальные документы. У большинства имелась переносная палитра вроде этой на случай разъездов. Писцы нередко также имели при себе портфель или сумку для документов, чтобы уберечь сведения, которые они записывали.
Способы письма
Нам известно так много о древних египтянах благодаря письменному языку, который они оставили после себя. Надписи, сообщающие подробные сведения о их жизни, встречаются на всем – от обелисков до гробниц. Начиная примерно с 3100 г. до н. э. они использовали пиктограммы, называющиеся иероглифами. Каждая пиктограмма могла обозначать предмет, идею или звук. Изначальный вариант насчитывал около 100 иероглифических символов. Иероглифы использовались тысячелетиями, однако с 1780 г. до н. э. было популярно также и иератическое письмо. В поздний период Древнего Египта наряду с иероглифами использовалось и еще одно письмо – демотическое.
Впрочем, к 600 г. н. э., когда давно канул в историю последний фараон, никто уже не понимал иероглифы. Секреты Древнего Египта были утрачены на 1200 лет, до обнаружения Розеттского камня.
Обнаружение Розеттского камня явилось счастливой случайностью. В 1799 году французский солдат нашел кусок камня в египетской деревушке под названием Рашид – или Розетта. На этом камне одни и те же слова были написаны тремя способами, представляющими два языка. Иероглифический текст вверху, демотический текст в центре, а греческий – внизу.
В 1822 году французский ученый Жан-Франсуа Шампольон расшифровал надписи Розеттского камня. На камне запечатлен царский указ, написанный в 196 г. до н. э., когда у власти в Египте был греческий царь Птолемей V. Греческий текст на камне позволил Шампольону перевести иероглифы. Это открытие стало краеугольным для нашего понимания того, как жили древние египтяне.
Иератическое письмо использовало рисуночные символы (пиктограммы) и делало их очертания более похожими на буквы. Этот вид письма был менее отрывистым и позволял писать быстро. Им пользовались для изложения историй, писем и деловых соглашений. Его всегда читали справа налево.
Демотическое письмо (слева) было введено к концу Позднего царства. Оно позволяло писать еще быстрее, чем иератическое письмо. Первоначально им пользовались в деловых целях, но вскоре оно стало применяться и для религиозных и научных записей. Это письмо исчезло, когда Египет попал под власть римлян.
Иероглифы состояли из небольших рисунков. Эти рисунки базировались на упрощенном изображении птиц и змей, растений, частей тела, лодок и домов. Одни иероглифы выражали сложные идеи, как то: свет, путешествие или жизнь. Другие означали буквы или звуки, которые можно было комбинировать для получения слов.
Как такового, египетского алфавита не существовало. Упорядочивание египетских иероглифов в алфавит произведено уже современными египтологами. Оны выявили 27 наиболее часто употребляемых иероглифов и составили вместе. Эти иероглифы даются во всех учебниках по египетской письменности.
Приведённый ниже список основан на таблице из книги Петровский Н.С. Египетский язык.– Л., 1958. С. 38–40.
Безударные гласные могут быть пропущены или заменены близкими по звучанию. Вместо в ставьте f, а вместол — знак (идеограмма лев).
Выполняя данное упражнение, вы на практике осуществляете транслитерацию собственного имени египетскими иероглифами. Как и всякая транслитерация, ваш вариант лишь приблизительно соответствует оригиналу. В конце мужских имен рисуйте фигурку сидящего мужчины , а в конце женских имен — фигурку женщины. Оба этих знака относятся к числу детерминативов (определителей).
Выбрав нужные иероглифы, постарайтесь скомпановать их в прямоугольник, как в приводимых ниже примерах:
Последнее имя в левой колонке взято из древних текстов. Это показывает, что наша техника записи имен иероглифами не нова и не носит чисто учебный характер: она позаимствована у самих египтян, которые использовали ее для отражения на письме иностранных имен, например греческих правителей Клеопатры, Птолемея или Александра.
Под этим термином скрывается подсказка для тех, кто озабочен количеством двусогласных знаков. Комплемент (не путать с «компл и мент») является фонетическим добавлением, которое облегчает изучение и чтение иероглифов. Фонетическими комплементами называются уже рассмотренные алфавитные знаки, которые добавляются к дву- и трехсогласным иероглифам для обеспечения однозначности их прочтения. Например, для того, чтобы написать sw, вместо одного знака использовали сочетание , т. е. sw-w. Однако правильным чтением в данном случае остается sw, ибо добавочное wявляется фонетическим комплементом, служащим подсказкой для читателя. Часто оба звука двусогласного иероглифа дублировались комплементами, как, например, в слове
«великий» (записано букв. I-mn-n, а произносится как Имон, Амон или Амун).
Попробуйте расшифровать следующие царские имена, записанные только фонетическими знаками:
Приводимые ниже знаки передают по три согласных звука. По своему принципу они схожи с двусогласными иероглифами, однако встречаются значительно реже. Лишь некоторые из них следует выучить на данном этапе, запомнив значения, которые они имеют в изолированном положении:
Трехсогласные знаки также сопровождались в написании комплементами:
Три типа иероглифов, с которыми мы до сих пор имели дело, проявляют сходство друг с другом в том плане, что они передают некоторые звуки или их комбинации, и могут использоваться в словах с весьма различными значениями. Другими словами, они являются фонетическими знаками, для которых не существует обязательной связи между рисунком и смыслом. В противоположность этому, идеограммы (знаки-идеи) могут выражать целые слова или понятия. В этом смысле они могут также быть названы логограммами (словами-знаками). В качестве показателя того, что смысл данных иероглифов соотносим с изображенными ими предметами, использовалась небольшая добавляемая к знакам черта.
Например:
Число логограмм в египетской письменности достаточно велико. Многие из них легко распознаются, даже если читатель не искушен в знании египетских художественных условностей. Однако в отношении некоторых иероглифов даже основательное знание египетской культуры не помогает увидеть логической связи между знаками и предписанными им значениями, как в случае с логограммой ntr.
Логограммы также часто снабжались фонетическими комплементами. Слово «звезда» появляется в следующих формах:
И в том, и в другом случае оно читается себа.
Естественным образом может возникнуть вопрос, почему египтяне разработали столь сложную письменную систему, включавшую несколько сотен иероглифов, тогда как изобретенный ими алфавит вполне мог бы сделать их язык легким для чтения и письма. Этот загадочный факт имеет, вероятно, историческое объяснение: односогласные знаки и принцип алфавита были «открыты» позже, чем появилась основная масса иероглифов. После изобретения более совершенной письменности старой системе не было отказано в существовании по особым религиозным соображениям. Иероглифы считались драгоценным даром Тота, бога мудрости. Отказаться от употребления множества знаков и изменить совершенную систему письма расценивалось бы как святотатство и невосполнимая потеря, не говоря уже о том, что подобное изменение в единочасье лишило бы возможности быть прочитанными все древние тексты. По осознании религиозной важности данного вопроса становится более понятным, почему после принятия христианства египтяне отказались от сложной иероглифической письменности. Помимо алфавитных знаков, каждый из которых представляет один звук, в египетской письменной системе имелось четыре других категории иероглифов. Первая из них включает в себя двусогласные знаки, название которых говорит о том, что они передавали два согласных звука. Из почти трех сотен существующих иероглифов данной категории около тридцати наиболее важных представлено ниже. Их тоже со временем необходимо запомнить.
Как и алфавитные знаки, двусогласные иероглифы могут использоваться в абсолютно не связанных с их собственным пиктографическим (идеографическим) значением словах.
Например:
сут — осока (геральдическое растение Верхнего Египта). Детерминативная черта показывает, что в данном случае иероглиф выражает свое идеографическое значение, т. е. рисунок представляет сам себя. В транслитерации .t является окончанием слов женского рода. Окончание отделяется от основы слова с помощью точки.
несут — царь Верхнего Египта. Знаки читаются именно в такой последовательности, несмотря на то, что реальное их расположение sw-t-n.
В приводимых ниже примерах использования двусогласного знака каждое слово заканчивается нечитаемым символом, подобно описанному выше случаю со знаками «сидящий мужчина» и «сидящая женщина». Эти символы называются детерминативами.
Многие двусогласные знаки, будучи записаны с детерминативной чертой или без нее, также могут являться самостоятельными словами:
Детерминативы могут рассматриваться как разновидность идеограмм. Они неизменно ставятся в конце слова и, в отличие от всех представленных до сей поры знаков, являются непроизносимыми. Их назначением является указывать на разряд, к которому принадлежит слово. Благодаря своей конечной позиции, они служили также и для разграничения слов, поскольку иероглифические тексты писались без пробелов. Для иллюстрации обратимся к некоторым примерам использования детерминативов. В конце слов, обозначающих людей, писались знаки (сидящий мужчина) и (сидящая женщина):
(* В слове «отец» третий знак — f — непроизносимый.)
В конце глаголов движения в качестве детерминатива изображались бегущие ноги:
Слова, связанные с понятием сила, усилие, часто в качестве детерминатива содержат знак бьющий человек:
Этот пример показывает, что могло использоваться и два детерминатива (в данном случае — плуг и бьющий человек). Многие детерминативы не представляют сложности для запоминания, поскольку значение их легко определить интуитивно, как в словах: старик, старый человек стоять на голове
Выбор некоторых детерминативов часто способен раскрыть образ мышления авторов древности. Когда они пишут слово образование со знаком бьющий человек, это либо намекает на трудность процесса, либо способно бросить тень на педагогические методы того времени. Когда тот же детерминатив используется после слов со значением налоги, это превращается в своего рода политическое заявление.
Наиболее ценной функцией детерминативов является различение слов с идентичным написанием. В письменности, лишенной специальных обозначений для гласных, многие слова с совершенно различными значениями могут оказаться неотличимыми в написании. Можно представить, что бы случилось, если бы в русском языке исчезли обозначения гласных. Что бы для нас значило, например, слово «сн» — сын, сон, сено, сауна или же осень? Только контекст или дополнительный знак, указывающий на класс, к которому принадлежит данное слово, смогли бы нам помочь найти решение. Это как раз то, для чего и служат детерминативы. Ниже для иллюстрации приводятся примеры из шести слов, включающих одинаковую пару согласных wn (читается вен):
(* Детерминатив «маленькая птица» ставится в словах, обозначающих дурные и мелкие вещи; египтологи называют ее «злая птица».)
Картуши, которыми обводились царские имена, также могут рассматриваться как разновидность детерминативов.
Египтяне никогда не воспринимали свою письменность как просто механический условный метод коммуникации. Она обладала для них религиозной и магической силой, способной благословлять или проклинать в этой жизни и в той, что грядет после смерти. Многие надписи, особенно те, что помещались на стенах храмов, были предначертаны самой вечности. Помня это, кто бы стал вести себя небрежно с их формами? Однако проявляемая в отношении этих знаков забота не сводилась к простому поиску эстетической красоты (например, способа их прямоугольной компоновки). Данная забота проявлялась и в осмысленном подборе текстов, способном отразить духовные связи. Примером может послужить надпись на алебастровой чаше Тутанхамона. Царское имя обращено направо, тогда как слова «возлюбленный Амоном» — налево, таким образом обе части текста обращены друг к другу, дабы самим расположением знаков явлена была любовь бога к царю и царя к богу. Сложно предположить, чтобы это оказалось случайным после тысяч примеров, подтверждающих, что подобное обращение было намеренным.
Другой обычай, имеющий религиозное объяснение, тоже создает трудности в чтении имен царей и всех тех, чьи имена удостоились быть записанными. Такие имена обычно состоят из нескольких слов и часто представляют собой целые фразы. Как правило один из их элементов оказывается в свою очередь именем бога или богини, например: «Амон доволен» = Аменхетеп или «Ра дал ему жизнь» = Рамсес. Однако из почтения к богу его имя помещали в самом начале, даже если грамматически оно должно было располагаться в каком-либо ином месте. Подобное явление наблюдается не только в отношении имен, но и в отношении топонимов, титулов и некоторых религиозных формул. Правильное чтение царских имен, включающих имена богов, может быть установлено только теми, кто обладает основательными знаниями в области египетского языка, однако и после этого чтения иногда остаются спорными и египтологи расходятся во взглядах на то, как их следует произносить.
Этот распространенный титул появляется еще и в сокращенных формах:
(Здесь и далее по ходу изложения будут вводиться новые иероглифы.)
Таким же образом египтяне записывали титулы знатная дама царя:
а царская жена — как
а также о ее вариантах. Она читается хетеп-ди-несут, хотя иероглифы записаны обычно в другом порядке. Перевод данной формулы — «подношение, которое совершает царь» — является отчасти проблематичным, поскольку значение это с течением веков эволюционировало.
буквально — «продвижение в голосе» (имеется ввиду голос того, кто возносит молитву и совершает подношение душе усопшего). Обычно это записывалось так:
Умерший мужчина обычно назывался , а умершая женщина — , что значит почтенный; тот, к кому относятся с благоговением.
Другим эпитетом, употреблявшимся по отношению к усопшему, является , что буквально значит глас истинный и указывает на то, что умерший на суде признан невиновным. Данный эпитет помещался в конце имени усопшего и часто писался сокращенно . Иногда знаки этого слова разворачивались в направлении имени усопшего.
По отношению к усопшим, вне зависимости от их пола, могло быть использовано обращение Осирис. Египтяне надеялись слиться с этим богом после смерти, и данное обращение демонстрирует их веру в то, что подобное слияние осуществилось.
Последняя аббревиатура, которую мы рассмотрим, часто помещается после царских имен: . Она включает три иероглифа:
, используемый для записи слова | — жизнь, |
двусогласный | , являющийся сокращенной формой от |
и алфавитный знак s , используемый в качестве сокращения для слова snb — здоровье. Жизнь, процветание и здоровье! — таким было пожелание царю.
3. Краткие сведения из области грамматики
В этом разделе представлены несколько важных грамматических правил египетского языка. Некоторые из них могут поначалу показаться довольно сложными, непривычными; но их количество не велико, и знание их необходимо для понимания текстов.
3.1. Категория рода
В египетском языке, также как и в русском, имеется категория рода. Существительные были либо мужского, либо женского рода, существовали метоимения «он» и «она», средний род отсутствовал. Различить слова мужского и женского рода обычно не представляет труда, поскольку слова женского рода имеют окончание t . В транслитерации подобные окончания отделяются от корня точкой, например:
Окончания женского рода добавляются и к некоторым глаголам. Таким способом образуются инфинитивные формы (или формы имени со значением действия), например:
Однако часто окончание женского рода не отражалось на письме.
Не всякое конечное t является окончанием женского рода.
Окончаниям множественного числа в египетском соответствуют .w — для мужского рода и .wt — для женского. Для написания окончаний использовались не фонетические алфавитные знаки, а специальные графические средства. Множественное число могло отображаться на письме тремя различными способами:
1. С помощью трех черт:
2. С помощью трех маленьких кружков:
3. С помощью троекратного повторения логограммы или детерминатива:
Для называния пар вещей существовало особое двойственное число. Окончаниям двойственного числа в египетском соответствуют: .wy — для мужского рода и .ty — для женского. Способом его отображения на письме являлось удвоение знаков:
Генетивная конструкция является средством выражения притяжательности (принадлежности, посессивности ). В русском языке притяжательность выражается, например, с помощью приименного определения в форме родительного падежа: дом кошки (слово кошка в род. п.), либо с помощью притяжательного прилагательного:кошкин дом. Подобным образом в древнеегипетском языке существовало два вида генетивных конструкций: прямой генетив (status constructus) и косвенный генетив. В прямом генетиве определяемое непосредственно примыкало к определению. В косвенном генетиве использовалась специальная генетивная частица n (аналогично суффиксу -ин- притяжательных прилагательных в русском языке: кошкин). Примеры с прямой генетивной конструкцией:
Конструкции с косвенным генетивом более очевидны:
В египетском языке существовала развитая система суффиксальных или притяжательных (генетивных) местоимений. С их помощью, например, образовывались притяжательные и предложные формы глагольного имени. Cледует выучить некоторые из этих суффиксов:
В транслитерации суффиксы отделяются от корня с помощью знака = .
В иероглифической записи им соответствуют алфавитные знаки
.
Cуффикс первого лица записывался не с помощью знака , как можно было бы ожидать, а с помощью соответствующего личного детерминатива:
если говорящий или пишущий — мужчина |
если говорящий или пишущий — женщина |
если говорящий или пишущий — бог |
Во многих случаях суффикс первого лица вообще не писался и должен быть выведен из контекста.
2. При добавлении к глаголам они образовывали с ними так называемое s d m=f (произносится седжемеф) спряжение. Данные глагольные формы названы s d m=f спряжением по имени модельного глагола s d m «слышать».
Большинство приводимых далее примеров s d m=f формы переводится на русский язык глаголами настоящего времени. Хотя это и не является технически верным (действительная система времен египетского глагола весьма сложна), использование настоящего времени оказывается простейшим способом приблизительного перевода s d m=f форм. В некоторых случаях они могут выражать пожелание или просьбу:
Какой из этих двух возможных вариантов перевода s d m=f формы следует принять в конкретном случае зависит по большей мере от контекста.
В приводимых ниже выражениях суффикс выступает в качестве субъекта. В этом качестве, естественно, может выступать и существительное, которое следует сразу после глагола:
3. При добавлении к глаголам вместе с частицей и они образовывали с ними s d m-n=f (произноситсяседжеменеф) формы. В случае, если частица n помещается между глаголом и суффиксальным местоимением, образуется прошедшее время глаголов. Например:
4. При добавлении к предлогам суффикс становится предложным объектом, выраженным местоимением. Например, в случае с предлогом n :
Когда суффикс добавлялся к предлогу , последний записывался в полной форме , например:
Род суффиксального местоимения должен соответствовать роду связанного с ним существительного. Например, указывая на дом ( pr , муж. род), египтянин писал — в нём; указывая на сикомору ( nh.t , жен. род), египтянин писал n=s — к ней. Это правило не требует особых объяснений для того, кто говорит по-русски, ибо в нашем языке наблюдается аналогичное явление: если местоимения и существительные кореферентны, они совпадают по роду. В отношении дома мы не скажем к ней, ибо существительное дом(муж. род) не совпадает по роду с местоимением она (жен. род).
Так же как и в русском языке, египетские прилагательные согласуются с существительными в роде и числе. Как правило, прилагательные находились в постпозиции по отношению к существительным, с которыми они согласовывались (подобная последовательность наблюдается, например, во французском языке):
В египетском языке прилагательные могут образовываться из предлогов посредством прибавления окончания -y (для мужского рода) и -y.t (для женского рода):
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также:
- Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований сообщение
- Сообщение о лесном хорьке
- Сообщение о заповеднике мыс мартьян
- Сообщение о традиционном праздничном наряде вологодской девушки изображенной на рисунке и я билибина
- Сообщение о просмотре порно
Слово «иероглиф» происходит от греческого «Хиерос» («священный») и «глифос» («слова» или «знаки»). Впервые обозначения были использованы философом Климентом Александрийским в период с 150 по 230 г. н.э.
Что означают иероглифы древнего Египта
Древние египтяне называли их «мджу нетжер», что означало «божественные слова». Первые знаки иероглифического письма Древнего Египта были найдены на украшениях и посуде, изготовленной из слоновой кости, керамических сосудов и глиняных оттисков. Датируются знаки додинастическим периодом правления (приблизительно с 3400 по 3200 г. до н.э.). Последняя надпись нанесена на фрески храма Филе в 394 г. н.э.
Чтение иероглифов Древнего Египта так и осталось бы загадкой для человечества, если бы в начале XIX века француз Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) не перевел запись на Розеттском камне и не составил систему египетского письма.
Возникновение древних иероглифов в Египте
О зарождении и развитии египетского письма известно немного. Во время возведения храмов в Абидосе уже использовалиьсь короткие фразы. Они предвещали появление полноценного языка. Однако многие проектировщики не владели в совершенстве языком и нуждались в обучении. Из-за этого возникли теории о том, что строительство в Египте вели представители внеземных цивилизаций.
Некоторые ученые полагают, что древние египтяне заимствовали идею письма из Месопотамии. Поскольку на товар, привезенный из соседних государств, были нанесены знаки маркировки – веса и производства, они посчитали этот способ удобным для передачи информации. Но их письмо претерпело существенные изменения и совершенно не походило на скриптические шифры соседей.
Другие считают, что иероглифическая письменность зародилась в Древнем Египте и потом распространилась на территории других государств. Доказательством этого служат папирусы, датируемые периодом правления царя Скорпиона I примерно 3400 г. до н.э.
Письменность в Месопотамии формировалась протяженный период времени. «Логограмм» (картинка, обозначающая слово) был изобретен еще в 8000 г. до н.э. Путь от логограмм до фонетической письменности занял около 5 тысяч лет. Иероглифические записи получили широкое распространение только в 3200-3100 г. до н.э. Короткие словосочетания на египетском языке можно обнаружить в Абидосе. Однако смысл их зачастую перевести невозможно. Одним из самых узнаваемых иероглифических знаков были «зигзагообразные линии», обозначающие «воду». О существовании письменности в Древнем Египте в ранне династический период свидетельствуют артефакты времен правления фараона Нармера. Окончательно сформировался язык к моменту строительства пирамид пятой династии.
Влияние Меспотамии на письменность Древнего Египта
Прямой связи между сценарием развития иероглифического языка в Месопотамии и Египте не выявлено. Не исключено, что египтяне решили разработать собственную систему письма после того, как увидели, как полезно примение этого изобретения на практике. Существуют некоторые доказательства влияния Месопотамиии на додинастическую культуру Египта. Это использование цилиндрических печатей и изображений мифических зверей на артефакта Нармера. Также вполне возможно, что развитие письменности на каждой территории шло параллельно. В основном, этому способствовало улучшение торговых связей.
Написание иероглифов занимает много времени и требует мастерства и знаний. Во времена правления I династии фараонов (примерно в 2900 г. до н.э.) древние египетяне разработали упрощенную систему письма, известную как «иератическое». Знаки в ней были значительно упрощены и наносились на папирус. Сфера их применения – религиозная и монументальная архитектура, учет расходов и доходов государства. В VII в. до н.э. в обществе зародился «простонародный язык», который был похоэ на иератическое письмо и использовался для художественных и экономических текстов.
Строительство Александрийской библиотеки в Египте
В период правления династии Птолемеев (305-330 г. до н.э.) Египет находился под властью греческих правителей, род которых восходил к освободителю Александру Македонскому. Александрия стала единственным городом древнего мира, который мог конкурировать по величию и славе с Римом. Птолемеей I построил Великую Библиотеку, поскольку он верил в то, что греческая культура будет величайшей в мире, и мечтал о том, чтобы соединить египетскую культуру с греческими достижениями. Смешение культур привело к возникновению новых иероглифических знаков, владели знаниями о которых только высокие священники. Язык усложнился, создавались новые коды и сочетания, смысл которых был доступен только немногим избранным.
Последняя запись на иероглифах Древнего Египта
В 206 г. до н.э. на территории Верхнего Египта произошло восстание. Сила греческой династии, которая была достаточно непопулярна у египетского народа, ослабла. Для того чтобы сохранить порядок власть прибегла к помощи Римской империи. И эта стратегия достаточно хорошо работала, пока Клеопатре не изменила удача, и она потерпела поражение в битве при Акции от Октавиана (императора Августа) в 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Рима. Граждан обложили непомерными налогами и предоставили даже меньше автономии, чем другим территориям.
В 391 г. н.э. римский император Феодосий приказа закрыть все языческие храмы в Египте. Это, по сути, означало уничтожение иероглифического языка, который использовался при проведении религиозных обрядах и при строительстве архитектурных памятников. Последние иероглифы Древнего Египта были использованы при написания текста в 394 г. до н.э.
На чтение 7 мин Просмотров 1.5к. Опубликовано 26.12.2017
Египетский иероглифический алфавит был одной из письменных систем, используемых древними египтянами для представления своего языка. Благодаря их живописной элегантности, Геродот и другие великие греки считали, что египетские иероглифы были чем-то священным, поэтому они называли их «святым письмом». Таким образом, слово «иероглиф» происходит от греческого «святого» и «глифологического» письма.
В древнеегипетском языке иероглифы назывались «слова богов», поскольку считалось, что письмо является изобретением богов. Алфавит состоит из трех основных типов знаков:
логограммы, представляющие слова; фонограммы, звуки; и определители, в конце слова, чтобы помочь прояснить его значение. В результате количество знаков, используемых египтянами, было намного выше по сравнению с алфавитными системами, причем, более тысячи различных иероглифов использовались первоначально, а затем их количество уменьшилось, примерно, до 750 в период Среднего Царства (2055-1650 гг. до н. э.).
Происхождение египетских иероглифов
Как и большинство древних алфавитов, истоки египетских иероглифов плохо изучены. Однако, были выдвинуты несколько гипотез. Те, кто, казалось бы, знакомы с концепцией общения посредством визуальных образов, придумали доисторические охотничьи общины в пустыне Нила. Некоторые из мотивов, изображены на горных породах, а также, обнаруживаются на гончарных сосудах ранних додинастических культур в Египте.
Это особенно заметно в эпоху Нагада II (примерно 3500-3200 гг. до н. э.). В гробницах периода Нагада III (приблизительно 3200-3000 гг. до н.э.) были найдены ранние хорошо сохранившиеся сосуды.
На кладбище Абидоса, в гробнице, был похоронен около 3100 года до нашей эры член местной элиты. Он был богатым человеком, вероятно, правителем, и он был похоронен со своим имуществом, включая сотни банок, скипетр из слоновой кости и другие предметы. Многие из этих объектов были разграблены, и мы смогли узнать о их существовании лишь из-за около 150 сохранившихся ярлыков, которые содержат самую раннюю известную письменность в Египте.
Фактический вид и использование египетских иероглифов
Письмена, найденные в гробнице Абидоса, были вырезаны на маленьких прямоугольниках из дерева или слоновой кости с отверстием в их углу, чтобы они могли прикрепляться к различным вещам. Другие поверхности с письменами, такие как керамика, металл и камень также были обнаружены в ранних королевских гробницах. Папирус, главный переносной инструмент письма в Египте, появляется во время Первой династии (3000-2890 гг. до н.э.): самый ранний сохранившийся пример пустого рулона, найден в гробнице Хемаки, чиновника короля Ден.
Египетские книжники использовали папирус и другие альтернативные письменные поверхности, включая письменные доски, обычно сделанные из дерева. До конца восемнадцатой династии (1550-1295 гг. до н. э.), эти доски были покрыты слоем белой штукатурки, которую можно было промыть и заменить, обеспечивая удобную многоразовую поверхность. Примеры глиняных табличек, которые использовались в Месопотамии в период Позднего Царства (2686-2160 гг. до н. э.), были обнаружены в оазисе Дахла, районе, где были изготовлены различные папирусы.
Еще для письма использовали кость, металл и кожу. Выявлены надписи на коже, относящиеся к Новому Царству (1550-1069 гг. до н. э.), но сохраняемость кожи была намного хуже, по сравнению с папирусом, поэтому нет уверенности в том, что кожа широко использовалась.
В письменах, найденных в Абидосе, представлены различные типы информации: некоторые из них – цифры, другие, как полагают, указывают происхождение товаров, а самая сложная показывает административную информацию, связанную с экономической деятельностью, контролируемой правителем.
В некоторых гробницах знаки, найденные на глиняных и каменных сосудах (а также на прикрепленных к ним ярлыках), были использованы для обозначения принадлежности к их содержимому, вероятно, связанному с налогообложением и другими учетными данными. Знаки на гончарных сосудах становятся все более стандартизованными, и, как полагают, эти знаки на горшках выражают информацию о содержании сосудов (включая их происхождение).
В отношении перехода от раннего династического к позднему династическому периоду (около 3000 г. до н. э.), были найдены примеры написания в контексте царского искусства и в ознаменование царских достижений. В этом случае письмена можно найти на церемониальных масках, погребальных каменных стелах и обетных палитрах: функция этих предметов состояла в том, чтобы почтить память правителей как с точки зрения достижений правителя в их жизни, так и с его взаимоотношениями с различными богами и богинями.
Около 2500 г. до нашей эры найдены самые старые известные примеры египетской литературы, «Тексты Пирамид», выгравированные на стенах пирамид, а затем, около 2000 г. до н. э., появился новый тип текста, известный как «Тексты костей», набор магических и литургических заклинаний, написанных на гробах.
Развитие египетских иероглифов
Поскольку египетское письмо исторически развивалось в течение долгих лет, были разработаны различные версии египетского иероглифического алфавита. В дополнение к традиционным иероглифам, были также два эквивалента: иератический и демотический.
Иероглифический
Это была самая старая версия алфавита, отличающаяся элегантным живописным видом. Эти знаки обычно находятся в памятных надписях и погребальных текстах.
Иератический
Воодушевленные священниками и хранителями храма, которые хотели упростить процесс написания, иероглифы стали постепенно стилизовать и рисовать в иератическом «священническом» алфавите. Считается, что иератик был изобретен и развит более или менее одновременно с иероглифическим алфавитом. Некоторые из иероглифов найдены в гробницах в период 3200-3000 гг. до н. э. и были в форме царских шерехов, или виньеток со стилизованным именем фараона. Некоторые шерехи, написанные на гончарных сосудах, имели иероглифы в скорописном формате, возможно, представляя предшествующую стадию до появления иератики. Иератизм всегда пишется справа налево, в основном на остраке (гончарные черепки) и папирусе, и использовался не только для религиозных целей, но и для публичных, коммерческих и частных документов.
Демотический
Еще более сокращенный алфавит, лишенный какого-либо живописного следа, известного как демотический «популярный», появился в VII веке до нашей эры. Египтяне называли это «записывать документы». За исключением религиозных и погребальных надписей, демотичность постепенно заменяла иератизм. В то время как иератика по-прежнему несет некоторые следы изобразительного иероглифического облика, у демотика нет ярких следов, и сложно связать демотические знаки с его эквивалентным иероглифом.
Легенды о происхождении египетских иероглифов
Согласно египетской мифологии, бог Тот создал письмо, чтобы сделать египтян более мудрыми и укрепить их память. Однако бог Ра не согласился: он сказал, что если человечество станет обладать иероглифами, это заставит людей созерцать их память и историю через письменные документы, а не полагаться на их фактические воспоминания, переданные из поколения в поколение. Письмо, по мнению Ра, ослабит память и мудрость людей. Несмотря на волю Ра, Тот дал приемы письма избранному числу египтян, книжникам. В древнем Египте книжники пользовались большим уважением за свои знания и умение использовать этот дар богов, и эта должность находилась высоко на социальной лестнице.
Последние египетские иероглифы
На протяжении многих лет иероглифы не были разгаданы вообще. В 1798 году Наполеон Бонапарт отправился в Египет со многими исследователями, и они скопировали несколько египетских текстов и изображений. Через год был найден Розеттский камень, указ Птолемея V, с тем же текстом, написанным на греческом, демотическом и иероглифическом письме.
Наконец, Жан-Франсуа Шампольон разгадал тайну. Он идентифицировал имя Птолемея V, написанное на Розеттском камне, сравнивая иероглифы с греческим переводом. Затем он продолжил изучать имена, используя обелиск из Филе (теперь в Дорсете, Англия). На обелиске было написано имя Птолемея и Клеопатры. Это позволило сделать вывод, что древнеегипетское иероглифическое письмо представляло собой смесь символов, представляющих звуки, идеи и слова, а не общий алфавит. Достижение Шампольона в расшифровке «Розеттского камня» раскрыло секрет древней египетской письменности и позволило миру, наконец, прочитать историю Египта.
Исчезновение египетских иероглифов
Во время Птолемея (332 – 30 гг. до н. э.) и римского периода (30 г. до н.э. – 395 г. н.э.) в Египте все большее влияние приобретала греческая и римская культура. К 2 веку н.э. христианство начало вытеснять некоторые из традиционных египетских культов. Христианизированные египтяне разработали коптский алфавит (ответвление греческого алфавита), заключительный этап в развитии египетского языка, используемый для представления своего языка.
Примеры полного 32-буквенного коптского алфавита записаны еще в 2 веке н.э. Его использование не только отражает расширение христианства в Египте, но также представляет собой крупный культурный разрыв: коптский был первым алфавитным шрифтом, используемым на египетском языке. В конце концов, египетские иероглифы были заменены коптским шрифтом. В коптском алфавите сохранилось лишь несколько признаков демотического письма. Письменный язык старых богов погрузился в небытие почти на два тысячелетия, пока не свершилось великое открытие Шампольона.