Как написать фантастический рассказ: практические советы
Фантазии на тему возможного будущего столетиями будоражат человеческие умы. Хочется узнать, возможна ли жизнь за пределами солнечной системы, какого совершенства может достичь искусственный интеллект и насколько это безопасно для человечества, может ли возродиться Земля после гипотетического апокалипсиса – пищи к размышлению множество. Поэтому фантастика остается востребованным жанром. Если мечтаете писать фантастику, но не знаете, как подступиться – попробуйте начать с малого. Мы подскажем как написать фантастический рассказ или сочинить фантастическую сказку.
Что такое рассказ: определение, объем, структура
- Рассказ
- это малый формат художественной прозы, в основе которого чаще одна сюжетная линия, проблема, и повествование ограничивается позицией одного-двух персонажей. Он уступает повести и роману в объеме, но не в художественной ценности – рассказы не менее драматичны и впечатляющи.
–
Строгих критериев ограничения объема нет. Попробуйте писать миниатюры – зарисовки на волнующую тему от 1500 знаков с пробелами.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Если хотите участвовать в литературных конкурсах, то там принимают произведения от 4 000 до 15 000 знаков с пробелами. В издательской практике объем измеряют в авторских листах, лист – 40 000 знаков с пробелами. Рассказ может достигать двух АЛ. Для сравнения: повесть пишется объемом от 4 до 10 АЛ, роман – от 10 до 40.
Базовая структура не отличается от структуры других форматов: экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка. Вас никто не ограничивает: элементы сюжета – персонажи, сеттинг, проблематика – пусть предстают перед читателем в авторском порядке. Советы по созданию сюжетной линии читайте в другой нашей статье.
Отличие фантастического рассказа от фэнтези
Мы уже рассказывали об отличиях двух жанров: фантастики и фэнтези. Главное отличие – относительная достоверность и полная невозможность происходящего. Фантастика в чистом виде подчиняется действующим в мире законам и правилам, но с допущениями. Фэнтези – торжество воображения над здравым смыслом. Если хотите понять, как написать фантастику, стоит подготовиться. Каждый вид фантастической прозы, кроме фэнтези, требует пусть не детального, но углубления в теорию.
Пригодятся базовые знания законов физики, астрономии и других точных наук, зависит от того, о чем будет рассказ. Как писать научную фантастику читайте здесь.
Если пишете в жанре антиутопии – почитайте о политических режимах. Для стимпанка и киберпанка не лишним будет разобраться в основах механизмов и робототехники. Если планируете написать фантастическую сказку – пригодятся советы как писать фэнтези.
Сочиняем сюжет: где искать идеи
Когда будете придумывать сюжет для фантастического рассказа или сказки помните, что в малых формах повествование сжато, элементы в постоянном движении, кульминация наступает быстро. Не стоит сочинять слишком сложный многоступенчатый сюжет, который требует проработки и объяснений. Читатель должен быстро погрузиться в созданную вселенную и так же быстро вынырнуть.
Где искать идеи? Везде. Воображение всеядно: подмечайте события, диалоги, элементы, образы в том, что окружает. Искрой, способной разжечь воображение, может стать:
Инфоповод
Яркое событие, освещаемое в СМИ. Вы знаете, что Китай запустил «искусственное солнце» в декабре 2021-го?
Научные достижения
Наука не стоит на месте, недавно интернет-ресурсы пестрели заголовками о создании ИИ-няни, способной выращивать эмбрионы в искусственных матках – чем не фантастический сюжет?
Политическая и социальная повестка
Кто не слышал о цифровизации, расовых и гендерных вопросах, об эйджизме, мизогинии, феминизме? Подумайте, как вписать социальную повестку в сюжет будущего рассказа.
Экология
Ледники таят, леса горят, глобальное потепление может стать началом нового ледникового периода. Мировая экосистема меняется при нашем непосредственном участии. Как развить эту идею?
Религия
Мы живем в светском государстве, это закреплено в Конституции, но вместе с тем громко звучат официальные заявления представителей церкви на острые темы: от возможных запретов на занятие йогой до процедуры ЭКО. Пофантазируйте на тему того, какую роль религия и церковь могли бы играть в мире будущего.
Подслушанные разговоры
Случайно услышанный диалог может вдохновить на сюжет и подтолкнуть фантазию на создание образов возможных персонажей.
Факты
В мире много фактов, о которых нам мало что известно. Например, японский краб-паук весит до 40 килограмм и живет до 100 лет, дельфины различают друг друга по именам, а звезд на небе больше, чем песчинок на земле. Листайте современные энциклопедии, серфите в интернете, наверняка найдется факт, который вдохновит.
Исторические события
Обратитесь к истории, найдите эпоху или событие, которые вызывают отклик, представьте, как это могло бы происходить в наше время или в далеком будущем, к каким последствиям могло бы привести.
Сновидения
Во сне мы путешествуем по неизведанным мирам и проходим сквозь время, происходят странные, неподдающиеся логике события – используйте их как основу для будущего рассказа. Главное, вовремя записать увлекательный сон, они имеют свойство быстро выветриваться из памяти.
Источником вдохновения могут стать произведения других писателей, об этом расскажем чуть позже.
Создаем персонажей: как проработать детали
Персонажами фантастического жанра наравне с людьми часто становятся:
- Роботы
- Киборги
- Андроиды
- Инопланетные расы
- Репликанты
- Неизученные биологические виды
- Мутанты
Вдруг вы изобретете нового персонажа или удачно соедините черты уже известных.
Если хотите создать живого героя, близкого знакомства с ним избежать не удастся. Узнать персонажей лучше помогут описания:
- Внешности
- Речевых, поведенческих особенностей
- Привычек
- Взглядов, убеждений
- Сильных сторон, слабостей
Подробнее о досье на персонажа тут.
Делайте персонажей трехмерными. Не бойтесь вступать с ними в диалог, задавать вопросы:
- Для чего они здесь? Какова их роль?
- Их повседневная жизнь благополучна или полна трудностей?
- В чем их уязвимость?
- Каково их положение в начале рассказа, и в какую – лучшую или худшую – сторону оно будет меняться по мере приближения к развязке?
Персонажи сказок не нуждаются в придании объема. Они базируются на архетипах. В русских народных сказках это Дурак, Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван Царевич. В зарубежных архетипы работают аналогичным образом.
Придавая персонажам «живости», не увлекайтесь чрезмерной детализацией. Не забывайте, что работаете над рассказом, а не над романом.
Что еще почитать по этой теме:
Придумываем локации: на что обратить внимание
Для фантастического рассказа необязательно сочинять тщательно прописанный мир. Читателю хватит достоверной локации, которая впишется в антураж. Это может быть:
Узнаваемое место: город, район, дом, игровая площадка, магазин или кинотеатр.
Межпланетная космическая станция.
Фантастический вид транспорта: звездолет, гравитационный поезд, космический трамвай, маглев.
Другая планета или инопланетная экосистема.
Детерминистская Вселенная.
Сделайте мир доступным для читателя. Вкратце обозначьте особенности, время действия, геополитическую обстановку, если она важна для истории. Порассуждайте, как мир влияет на персонажей, помогает или наоборот создает препятствия. Не забывайте, что в сеттинге должна быть логика и конкретика, чтобы читатель в него поверил.
На курсе «Как писать фантастику» вы создадите свои первые фантастические рассказы, а может быть даже замахнетесь на роман.
И все это под чутким руководством опытных редакторов и с подачи реальных писателей-фантастов.
Советы от мастеров фантастики
Писатель Артур Кларк сформулировал три закона, которые применимы для любой фантастической прозы:
Когда выдающийся, но пожилой ученый утверждает, что что-то возможно, он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, он, скорее всего, ошибается.
Единственный способ обнаружить границы возможного – это рискнуть немного пройти мимо них в невозможное.
Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
12 советов начинающим писателям от Рэя Брэдбери:
Не начинайте писать романы. Они занимают слишком много времени. Вместо этого начните писательскую жизнь с написания «чертовски большого количества коротких рассказов», по одному в неделю.
Вы можете любить их, но не можете быть ими. Имейте это в виду, когда неизбежно попытаетесь, сознательно или бессознательно, подражать любимым писателям.
Изучите «качественные» короткие рассказы.
Избавьтесь от друзей, которые в вас не верят.
Влюбитесь в фильмы. Особенно старые.
Не планируйте зарабатывать писательством деньги.
Перечислите десять вещей, которые любите, и десять вещей, которые ненавидите. Затем напишите о первых и «убейте» более поздних — тоже написав о них. Сделайте то же самое со своими страхами.
Опишите любую вещь, которая придет в голову. Это поможет преодолеть творческие блокировки.
Помните, что при написании вы ищете только одного человека, который подошел бы и сказал: «Я люблю тебя за то, что ты делаешь». Или, в противном случае, вы ищете кого-то, кто подошел бы и сказал: «Ты не псих, как говорят люди».
8 советов писателям от нашего современника фантаста Нила Геймана:
Вставляй одно слово за другим. Найди нужное слово, поставь его на место.
Закончи то, что пишешь. Что бы ни пришлось сделать, чтобы закончить, просто закончи это.
Отложи в сторону. Прочти, притворяясь, что никогда не читал этого раньше. Покажи друзьям, чье мнение уважаешь, и которым нравятся подобные вещи.
Помни: когда люди говорят, что что-то не так или не работает, они почти всегда правы. Когда они точно говорят, что, по их мнению, неправильно и как это исправить, они почти всегда ошибаются.
Исправь это. Помни, что рано или поздно, прежде чем текст достигнет совершенства, тебе придется отпустить его, двигаться дальше и начать писать следующую вещь. Совершенство – это как погоня за горизонтом. Продолжай двигаться.
Смейся над собственными шутками.
Главное правило написания заключается в том, что, если ты делаешь это с достаточной убежденностью и уверенностью, ты можешь делать все, что нравится. (Это правило работает в жизни так же хорошо, но это определенно относится и к писательству.) Так что напиши историю так, как она должна быть написана. Напиши ее честно и расскажи как можно лучше. Я не уверен, что есть еще какие-то правила, которые имеют значение.
Что почитать: фантастические рассказы, которые вдохновляют
Десять удивительных рассказов, которые помогут настроиться на нужную волну:
- Рэй Брэдбери «Электрическое тело пою!»
- Айзек Азимов «Лжец»
- Кир Булычев «Можно попросить Нину?»
- Ричард Матесон «Одинокая венерианка»
- Роберт Шекли «Тело»
- Ясутака Цуцуи «Одиноко растущая женщина»
- Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
- Артур Кларк «Стена мрака»
- Сергей Лукьяненко «Л» – значит Люди»
- Нил Гейман «Этюд в изумрудных тонах»
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Научная фантастика стала популярной после выхода романа Мэри Шелли Франкенштейн в 1818 году. С тех пор жанр научной фантастики получил широкое распространение в кино и литературе. Работа в таком жанре может показаться сложной, но, если у вас хороший сюжет, то его получится превратить в отличное произведение. Находите вдохновение, продумайте место действия и всех персонажей, чтобы ваша история смогла заинтересовать читателей!
-
1
Читайте книги классических и современных научных фантастов, чтобы узнать уже рассмотренные идеи. Отправляйтесь в местную библиотеку или книжный магазин и загляните в раздел научной фантастики. Читайте аннотации, чтобы узнать примерное содержание. Если книга заинтересовала вас, то прочитайте ее полностью. Получите представление о том, как эффективно работать в этом жанре.[1]
- Познакомьтесь с книгами Рэя Брэдбери, Герберта Уэллса, Айзека Азимова и Энди Вейера.
- Обратитесь за советом к учителю литературы или библиотекарю.
- Выбирайте авторов по желаемому типу формата (сценаристов, если вы собираетесь написать сценарий, или авторов коротких рассказов).
-
2
Смотрите научно-фантастические фильмы для визуального вдохновения. Находите кинокартины с интересным вам сюжетом и уделите несколько часов для просмотра. Записывайте заготовки или идеи, которые пришлись вам по душе, чтобы вернуться к ним при работе над своим текстом. Также внимательно слушайте диалоги и разберитесь, как персонажи должны говорить и общаться между собой.[2]
- Смотрите старые фильмы вроде Парк Юрского периода, Бегущий по лезвию, Чужой, Звездные Войны и современные работы — Марсианин, Из машины, Интерстеллар, Прибытие.
-
3
Читайте о новых открытиях в интернете и научных журналах. Информацию о новых разработках и открытиях обычно публикуют в различных журналах. Загляните в отдел прессы, чтобы отыскать и почитать новые научные публикации. Выписывайте интересные статьи и открытия, используйте такие идеи в своем тексте.[3]
- Читайте журналы вроде Наука и техника, которые охватывают различные отрасли науки.
- Можно оформить подписку на электронную версию или архив журналов, чтобы статьи всегда были под рукой.
-
4
Следите за последними известиями в мире, чтобы черпать вдохновение из реальной жизни. Для произведения, действие которого развивается в будущем, можно использовать современные идеи и события, чтобы создать убедительную вселенную. Смотрите и слушайте новости со всего мира и черпайте вдохновение. Так вам будет проще создать реалистичную картину будущего и находить аспекты, которые можно использовать в собственном мире.[4]
- Например, если в новостях говорится о новом мутирующем вирусе, то можно написать рассказ о последних выживших после эпидемии или неудачных поисках лекарства от вируса.
-
5
Используйте метод «А что, если…» для разработки сюжета. Задавайте себе вопросы вроде: «А что, если произойдет следующее?» — или: «А что, если бы это было возможно?» Обдумывайте такие идеи на основе собранной информации или творческого вдохновения. Выделяйте убедительные идеи и развернуто описывайте такие задумки.[5]
- Например, для Парка Юрского периода вопрос «А что, если…» мог бы звучать как: «А что, если бы нам удалось воссоздать динозавров и создать парк развлечений?»
Реклама
-
1
Выберите период времени для событий сюжета. Зачастую события сюжета в научной фантастике происходят в будущем, но никто не запрещает использовать любой период. Возможно, для вашего произведения будет лучше, если инопланетяне захватят небольшой городок в середине прошлого века или персонажи будут путешествовать во времени и перенесутся в прошлое. Выберите самое оптимальное время для своего сюжета.[6]
- Далекое будущее позволяет свободно развивать любые идеи, тогда как прошлое ограничивает автора существующими рамками технологий.
- Если события будут происходить в прошлом, то изучите данный период времени и узнайте обо всех доступных технологиях, произошедших событиях и особенностях речи людей. Также изучите одежду и традиции того времени.
-
2
Исследуйте реальные места и события, чтобы построить собственный мир. Даже если события вашей книги будут происходить на далекой планете, на такой мир повлияют культура и история планеты Земля. Сделайте сюжет произведения убедительным, а мир — логичным и реалистичным с точки зрения читателя.[7]
- Например, действие романа Рассказ служанки происходит в обществе будущего, однако темы обращения с женщинами и рабства взяты из реального мира.
- Экспериментируйте с различными культурами при создании инопланетных рас. Например, ваши герои могут иметь черты кочевых культур и одеваться как викинги.
-
3
Постройте свой мир на реальных научных законах. Если персонажи могут летать, то потребуется объяснить, как и почему они получили такую возможность. Строить объяснения нужно на реальной науке, чтобы читатель мог задействовать доступные знания, а не потеряться и запутаться в вашей вселенной.[8]
- При использовании в своем мире новых технологий, которые совершенно незнакомы читателям, подробно опишите принципы таких технологий.
- Например, в романе Марсианин используются реальные научные разработки, на основе чего главный герой отправляется на Марс и пытается выжить в суровых условиях.
-
4
Задействуйте все 5 чувств в описаниях окружающего мира. Что будут видеть, слышать, ощущать, обонять и пробовать на вкус ваши персонажи? Это позволит построить более наглядный и живой мир, а читатели смогут лучше представить себя в таком месте.[9]
- Составьте список первых впечатлений персонажей, когда они попадают в новую обстановку. Что они увидят? Как выглядят обитатели такого мира?
- Например, если в мире вашего произведения на планете высохли океаны, то опишите жару, вкус и запах соли в воздухе, а также огромные соляные залежи и долины вместо океанов.
-
5
Составьте описание каждого места действия, чтобы глубже проработать мир. Делайте короткие наброски с описанием ландшафта, людей, культуры и животных каждого места действия. Следует продумать важные детали локаций, с которыми взаимодействуют персонажи. Делайте подробные заметки, если требуется детально описать дикую природу или необычные особенности созданного мира.[10]
- Например, краткое описание планеты Пандора из фильма Аватар может выглядеть так: «Пандора — огромная планета с густыми джунглями, которую населяет раса высоких гуманоидов с синей кожей. Они называют себя На’ви и живут в племенном обществе с вождями и духовными лидерами. На’ви поклоняются и поддерживают связь с буйной и цветущей дикой природой».
Реклама
-
1
Протагонист должен иметь недостатки. Само слово герой создает представление об идеальном человеке, но читателю проще сопереживать персонажам с недостатками. Возможно, протагонист готов на все, чтобы спасти свою жизнь, вплоть до убийства. Возможно, он эгоист и заботится лишь о себе. Обдумайте такие личные недостатки.[11]
- Например, Супермен готов на все, чтобы спасти мир, кроме убийства. В ситуации, когда герой вынужден причинить вред другим, ему предстоит сделать непростой выбор, который заставляет читателя с замиранием сердца смотреть на экран.
-
2
Наделите антагониста положительными качествами. Если герой не может быть только хорошим, то и злодей не должен быть насквозь плохим. Необоснованно злобный персонаж будет выглядеть плоским и неинтересным. Наделите его качествами, которые объясняют плохие поступки: человек готов сделать что угодно, чтобы спасти ребенка. Читатель должен понимать мотивацию каждого персонажа.[12]
- Например, суперкомпьютер HAL в фильме Космическая одиссея 2001 года решает устранить экипаж корабля, когда приходит к выводу, что люди ставят под угрозу всю миссию.
- Помните, что злодей часто является героем собственной истории.
- Если ваш злодей — монстр, то положительные качества такого персонажа могут быть необычным аспектом произведения. Например, монстр убивает людей не ради забавы, а кормит своих детей.
-
3
Придумайте странные особенности поведения персонажей в виде привычек или необходимости. Причуды — это мелкие действия персонажей, которые на первый взгляд могут казаться странными, но иметь под собой конкретную цель и лучше раскрывать характер героя. Возможно, протагонист постоянно следит за оружием из соображений безопасности или однажды он потерял боекомплект в недопустимой ситуации. Такие причуды сделают персонажей более правдоподобными даже без четких объяснений.[13]
- Если персонаж выполняет очень странные действия (например, обливается водой, чтобы его не мучила жажда), то лучше предоставить читателю объяснения.
-
4
Дайте персонажам цели и мотивацию, чтобы читатель понимал, что движет людьми. Мотивация персонажей — это движущая сила сюжета, которая позволяет читателю сопереживать некоторым героям. Почему они совершают конкретные действия и к чему стремятся? Подумайте, как бы вы или другой человек поступили в такой ситуации, чтобы придать убедительности действиям своих персонажей.[14]
- Например, персонаж готов отправиться в путешествие на другой край вселенной, чтобы найти лекарство от редкого заболевания.
-
5
Создайте предыстории персонажей, чтобы лучше понимать их личность. Такую предысторию не обязательно использовать в самом произведении, но она поможет вам глубже развить персонажа. Запишите имя, возраст, происхождение, детали воспитания и взросления, переломные моменты в жизни. Опишите каждого важного персонажа хотя бы в нескольких абзацах.[15]
- Сделайте наброски внешнего вида инопланетных или необычных действующих лиц.
Реклама
-
1
Используйте для повествования шаблон «Путешествие героя». Путешествие героя — достаточно распространенный прием, в котором главный герой сталкивается с эмоциональными испытаниями на протяжении сюжета. Сначала он живет в обычном и комфортном мире, но конкретное событие или персонаж заставляют его выйти из зоны комфорта. Во время событий произведения вашему герою предстоит опуститься на самое дно, чтобы искупить свои грехи и спасти ситуацию. Обычно путешествие героя включает 12 шагов.[16]
- Рассмотреть все 12 шагов путешествия героя можно по ссылке.
- Следует понимать, что это не единственно возможной способ повествования, но он окажется прекрасным выбором для начинающих авторов.
- Шаблон «Путешествие героя» лучше всего подходит для объемных текстов вроде романа или сценария.
-
2
Составьте схему сюжета, чтобы знать, о чем писать. Сначала следует написать краткое содержание сюжета и уместить его в один абзац. Каждое предложение должно объяснять самые важные аспекты сюжета. Затем возьмите каждое предложение такого абзаца и добавьте детали. Постепенно наполняйте текст бо́льшим количеством подробностей. Этот прием также называют «Методом снежинки».[17]
-
3
Выберите повествование от первого или третьего лица. Ваша история будет строиться вокруг одного персонажа или читатель должен исследовать много точек зрения? При повествовании от первого лица вы будете ограничены тем, что видит и думает герой. В случае повествования от третьего лица сюжет рассказывает повествователь.[18]
- Вариант с объективным наблюдателем при повествовании от третьего лица позволяет автору задействовать рассказчика, но читатель узнает только мысли и чувства протагониста.
- Вариант с всезнающим рассказчиком при повествовании от третьего лица позволяет автору переключаться между мыслями и чувствами всех персонажей.
- Также существует вариант повествования от второго лица, когда протагонистом выступает ваш читатель, но он встречается очень редко.
-
4
Найдите подходящий тон. Авторский голос делает текст уникальным и позволяет выделиться на фоне других писателей. Используйте свой жизненный опыт и язык, чтобы сформировать авторский стиль и донести до читателя свой взгляд. Он зависит от выбранного типа повествования.[19]
- Тон может быть саркастическим, восторженным, безразличным, загадочным, насмешливым, мрачным, резким, самодовольным, пессимистичным или другим.
- Также тон бывает официальным и неофициальным. На авторский голос влияет выбранный тип повествования. Например, если вы пишете от первого лица, то можно чаще использовать сленг или неофициальный язык.
-
5
Напишите убедительные диалоги. Учитывайте происхождение, образование, возраст и работу персонажа, когда нужно написать его реплики. В диалогах не нужно использовать напыщенный и неестественный язык.[20]
- Все персонажи должны говорить по-разному, иначе читатель не сможет различать реплики.
- Не используйте клише вроде: «Ты думаешь о том же, о чем и я?» — или: «У меня плохое предчувствие».
- Слушайте разговоры в реальной жизни и обращайте внимание на особенности речи разных людей. Попросите разрешения записать диалог на диктофон и сделайте расшифровку.
-
6
Контролируйте темп повествования, чтобы в сюжете регулярно происходили события. Сделайте сюжет из трех актов, в котором первый акт раскроет причину путешествия главного героя, второй акт приведет к развитию конфликта, а третий акт покажет, как разрешилась данная ситуация. Для ускорения или замедления темпа можно использовать короткие и длинные разделы, подробности или побочные сюжетные линии.[21]
- Используйте детали, но не вдавайтесь в пространные объяснения, чтобы не погрязнуть в них.
- Используйте предложения разной длины. Короткие предложения читаются быстро. Длинные предложения вроде этого создают впечатление медленного развития сюжета, что позволяет влиять на восприятие текста читателем.
-
7
Объем текста должен позволять полностью раскрыть сюжет. Обычно научно-фантастический роман насчитывает порядка 100 000 слов, но не используйте эту цифру как жесткое требование. Подумайте, удалось ли вам рассмотреть все желаемые аспекты сюжета или хорошо объяснить произошедшие события? В случае положительного ответа ваш текст завершен![22]
- Покажите произведение другим людям, чтобы узнать взгляд со стороны. Люди могут заметить детали, которые ускользнули от вашего внимания.
-
8
Перечитайте и отредактируйте черновой вариант. Когда текст будет готов, сделайте перерыв на несколько недель или месяц, чтобы отвлечься от произведения. Затем откройте черновой вариант и создайте новый документ. Учитывайте собственные замечания и комментарии других читателей, чтобы внести необходимые изменения.[23]
- Переработайте текст несколько раз, пока он не примет окончательную форму.
- Воспользуйтесь услугами редактора или корректора, если у вас есть такая возможность.
Реклама
Советы
- Когда все будет готово, попробуйте самостоятельно издать произведение или подать заявку в издательство, чтобы его включили в сборник рассказов.
- Не бойтесь писать о событиях, которые вряд ли когда-либо произойдут. Наука — это лишь основа, как и фантастический элемент произведений данного жанра, так что можно отклоняться от фактов.
Реклама
Предупреждения
- Не нужно копировать чужие идеи. Всегда вносите изменения или используйте другой вариант повествования.
- Не спешите сдаваться в случае творческого кризиса. Вернитесь к работе через некоторое время.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 22 560 раз.
Была ли эта статья полезной?
Чем отличается фантастика от остальных жанров? Вроде бы и в детективе, и в любовном романе мы имеем дело с вымышленными мирами.
Все дело в акцентах: в дамском романе самое главное — это романтические отношения (основное переживание читателя — временная влюбленность). В детективе главное — загадка (читательское переживание — любопытство и азарт). В фантастике основной акцент делается на принципиально другую реальность, и люди читают книги в этом жанре для того, чтобы:
• вдоволь наудивляться;
• испытать себя в новом качестве: читатель мысленно воплощается в космического бродягу, эльфа, вампира и т.п.
Корнями фантастика уходит в народные сказки и легенды, а как самостоятельный жанр оформилась в середине 19-го века, когда массовый читатель познакомился с произведениями Жюля Верна.
Вся литература этого рода условно разделяется на научно-популярную фантастику (НФ) и фэнтези. НФ — это то, что теоретически могло бы быть на самом деле; фэнтези — это сказка: то, чего не было, нет и быть не может.
Поджанры в научной фантастике
• Жесткая НФ. Сюжет выстраивается вокруг научного открытия или какой-либо технологии.
• Легкая НФ. Сюжет выстраивается вокруг взаимоотношений героев или их приключений. Наука и техника идут фоном.
• Космоопера. Место действия — космос и дальние планеты. Смысл действия — космические приключения.
• Военная НФ. Описываются битвы наших с инопланетянами.
• Киберпанк. Конфликт людей и техники.
• Первый контакт. Сюжет строится вокруг первой встречи людей с внеземными цивилизациями.
• Путешествия во времени.
• Параллельные миры.
• Историческая фантастика. Время действия — прошлое. Обязательное условие — технологии, не соответствующие данной эпохе. Одно из заметных направлений: стимпанк — стилизация под фантастику второй половины 19-го века.
• Альтернативная история. Автор прогнозирует, как развивались бы события, если б история пошла другим путем.
• Затерянные миры. Герои открывают новый невиданный мир.
• Первопроходцы. Стилизация под вестерн, но в условиях межзвездных путешествий. Космический корабль терпит крушение, и его пилоты начинают осваивать новую планету с нуля.
• Апокалипсис. На Земле происходит глобальная катастрофа. Или вот-вот произойдет.
• Утопия и антиутопия. Описываются миры с идеальным или тоталитарным общественным устройством.
• Ужасы.
• Детская фантастика. НФ, рассчитанная на детей от 9 до 17 лет.
Фэнтези
Если в научной фантастике законы природы действуют так, как оно и должно быть, в мире фэнтези химия и физика значения не имеют. Он управляется магией и населен сверхъестественными существами. Как правило, в каждой стране существует своя школа этого жанра, основанная на местном фольклоре, но западно-европейский фольклор все-таки доминирует.
Типичные обитатели мира фэнтези:
• оборотни
• ведьмы и волшебники
• эльфы
• тролли
• гномы
• орки и гоблины
• вампиры
• привидения
• кентавры, русалки, минотавры и пр.
• волшебные животные: драконы, единороги, грифоны и пр.
Зачастую основной темой фэнтези является борьба Добра и Зла, а сюжет строится на архетипах Путешествия, Спасения, Загадки или Противостояния.
Поджанры фэнтези
• Героическое фэнтези. Бесстрашный воин отправляется в путь, чтобы совершить подвиг.
• Эпическое фэнтези. Конфликт стран и народов, битвы и т.п.
• Темное фэнтези. Зло пришло к власти, кровища — рекой. Место действия — гипотетическое Средневековье.
• Современное фэнтези. В нашем мире существуют и вампиры, и оборотни и прочие паранормальные существа, только о них мало кто знает.
• Фэнтезийный детектив. Преступления совершаются и расследуются в мире магии и мечей.
• Любовное фэнтези (как вариант — эротическое фэнтези).
• Историческое фэнтези. Псевдоисторические реалии с вкраплениями магии.
• Юмористическое фэнтези. Часто обыгрываются штампы жанра. Тон задорный, много шуток.
• Детское фэнтези. Целевая аудитория — дети и подростки.
Миры в фантастике
Помимо художественных достоинств качественный фантастический роман должно отличать следующее:
• яркая идея (помним, что задача фантастики — вызывать удивление);
• хорошо продуманный мир, в котором читателю легко ориентироваться.
Если автор копирует чужие идеи и миры, то речь идет уже о фанфике, а не об оригинальном произведении.
Что такое идея в фантастике? Необычная концепция, на которой строится сюжет произведения. Идея всегда начинается с вопроса А что, если…? Например: “Человек-амфибия” А. Беляева — а что, если человек сможет плавать под водой без каких-либо специальных приспособлений?
“Мастер и Маргарита” М. Булгакова — а что, если в Москву явится дьявол?
Фантастический мир — это альтернативная реальность со своими четко работающими законами. Даже если вы пишете фэнтези, где заклинания и привороты являются нормой, в вашем мире должна быть определенная структура и логика.
Построить достоверный мир еще труднее, чем создать достоверного героя. Продумайте, как будет работать ваша реальность, чем она будет отличаться от других и чем именно она привлечет читателей?
Напишите развернутую энциклопедическую статью. План статьи может выглядеть так:
• Время действия;
• Место действия;
• Размеры территории;
• Территориальные деления: планеты, континенты, страны и т.п.;
• Общие сведения о населении: национальности, языки, верования, расы и пр.;
• Столица (столицы);
• Государственное устройство;
• Законы природы — такие же, как у нас, или альтернативные?
• Законы общества;
• География: рельеф, климат, полезные ископаемые, береговая линия, почва, растительность, животный мир. Состояние экологии;
• Ключевые события в истории;
• Внутренняя и внешняя политика;
• Политические партии и союзы;
• Экономика, валюта, условия торговли;
• Уровень преступности;
• Транспорт;
• Сельское хозяйство и промышленность;
• Туризм;
• Вооруженные силы;
• Медицина;
• Социальное обеспечение;
• Воспитание и забота о детях;
• Образование;
• Наука;
• Средства связи;
• Книги, библиотеки, интернет или альтернативные источники знаний;
• Искусство: архитектура, театр, кино, живопись, музыка и пр.
Советы
Не объясняйте в деталях, как работают бластеры, космические корабли и прочее, если это не имеет отношения к сюжету.
Следите, чтобы все сферы технологии были развиты примерно на одном уровне. Если ваши корабли бороздят просторы вселенной, то связь не должна быть на уровне барышня, дайте Смольный!
Пришельцы не могут использовать идиомы и сленг землян. Их мимика и жесты, скорее всего, будут иметь иное значение.
Инопланетные меры весов, времени и длинны должны отличаться от земных.
Не называйте обычные вещи инопланетными именами: это создает путаницу.
Не создавайте злобные нации и племена, чья единственная цель — поедание младенцев на завтрак. Даже Абсолютное Зло является Добром для своих последователей.
Если вы пишете фэнтези, стилизованное под Средневековье, тщательно изучите эту эпоху. Это убережет от досадных логических ошибок и поможет создать убедительный мир.
Рассчитывайте силы героев и животных. Рубиться день и ночь невозможно при всем желании. Точно так же — скакать галопом, тащить на плече девушку и т.п. Если вам так это необходимо — пусть ваши герои делают перерыв на обед и пьют какое-нибудь подбадривающее зелье.
Чтобы заставить читателя поверить в невероятное, покажите, что главный герой абсолютно убежден в истинности данного факта — и объясните почему. При этом крайне важно, чтобы читатель отождествлял себя с героем.
Штампы в НФ и фэнтези
Для автора фантастического произведения особенно важно быть начитанным в своем жанре. Если для любовного романа и детектива штампы — это почти неизбежное зло, в фантастике они недопустимы.
• Адам и Ева: лишь двое выжили после ужасной катастрофы и стали прародителями нового человечества.
• Никто не может спасти мир от страшной катастрофы, кроме… вашего главного героя!
• Герой отправляется в прошлое, чтобы исправить будущее. Хотел, как лучше — получилось, как всегда.
• До появления героя обитатели планеты Глюк жили в грязи и невежестве. Но вот пришел Он и протер всем глаза.
• Единственная цель инопланетян — уничтожить Землю. И никого не волнует — что уничтожение планеты — это дорогое и бессмысленное удовольствие.
• Инопланетян можно победить, если их полить оливковым маслом, шампунем или другой бытовой жидкостью (альтернатива — оглушить песнями, сразить наповал танцами или ослепить фотовспышкой).
• Герой проснулся и понял, что захватывающие приключения и секс с красавицей-блондинкой — это всего лишь сон (или видеоигра).
• Компьютеры (грузовики, роботы) подхватили вирус и сошли с ума.
• Герой попадает в странный мир и вскоре обнаруживает, что это наша Земля — только в будущем.
• Вся планета населена людьми одной национальности, на ней существует один крупный город, одна культура и религия.
• Злодей, абсолютно не умеющий работать в команде, подчиняет себе весь мир. Если человек убивает помощников за малейшую провинность, он может стать вождем дикого племени, но никак не галактическим императором.
• Герой не помнит своих родителей — потом выясняется, что они были королями, президентами или, на худой конец, волшебниками. По ходу сюжета Герою сообщают, что он и есть Избранник, о котором говорилось в древнем пророчестве. А в конце выясняется, что Главный Злодей — это папа Героя.
• Злодей убивает родителей Героя. Герой вырастает и страшно мстит.
• Магический артефакт — вот что решит все социальные и экономические проблемы вселенной (магический артефакт можно заменить альтернативным топливом).
• Абсолютное Зло вырвалось на свободу, покрыло мраком весь мир и скоро приедет к нам.
• Волшебники и главные специалисты всегда все путают и забывают. На этом строится половина шуток романа.
• Прекрасная дева с тонким станом легко машет двуручным мечом и разрубает противника пополам.
• Лучшие друзья Героя — эльф, гном и ручной дракон.
• Лабиринты, древние шахты и подземные хранилища — отличное место для битв. Самые лучшие места — это обрывы, крыши и подвесные мосты.
• Во время схватки со Злодеем Герой бросает ему в глаза песок (либо сам получает песком в глаз).
• Герои ползают по вентиляционным шахтам, мусоропроводам и канализациям.
• Злодей узурпирует трон своего родственника.
• Злодей демонически хохочет. Он носит черный плащ и сапоги до колен.
• Злодей несправедливо обижает ручного дракона, слона или птицу Феникс. По этой причине зверюга переходит к нашим.
• Злодей мечтает жениться на принцессе, которая его знать не хочет.
• Злодей страдает дурацкой фобией.
• Герой в одиночку легко отбивается от целого легиона.
• Герой легко проникает в компьютер Злодея и узнает его планы.
• Герой и Героиня постоянно ругаются и только общая цель заставляет их работать в одной команде. Потом они спасают друг друга, и тут начинается эротика.
Сегодня вы узнаете, чем отличается обычный рассказ от фантастического. Как его написать так, чтобы он запомнился читателям надолго.
В настоящий момент жанр фантастического рассказа стал очень популярен в стране. Вообще тяга к фантастике присуща русскому народу. Эту тягу активно подогревают, воротили книжного бизнеса. Чем же это объясняется?
Прежде всего, основным принципом успешной истории: пиши о том, что знаешь лучше всех или о том, что никто не знает. Второй путь самый интересный, так как кроме вас мир в вашей голове еще никто не знает.
Во-вторых, кто может быть лучшим эксперт, чем вы сами? Таким образом, убивается сразу два зайца. Но убить двух зайцев только начало пути. В фантастическом рассказе необходимо соблюсти ряд моментов, чтобы рассказ получился интересным.
Мир
Фантастический мир оболочка вашей истории. Та одежда, в которую оденется рассказ. Вспомним известную поговорку: встречают по одежке, провожают по уму. Поэтому очень важно, чтобы ваша одежка была яркой, притягательной и вызывала желание прикинуть её на себя.
Ваш фантастический мир должен быть понятным до читателя. Не совершайте ошибок начинающих писателей. Не думайте, что читатель обязан знать ваш мир. Вы проколитесь на мелочах и оттолкнете читателя. Отнеситесь к читающему вас бережно. В экспозиции расскажите о мире. Какие в нем действуют законы. Какое время сейчас. Порядок времени. Какая обстановка в социуме и есть ли он вообще. Политика, войны, события. Все что важно для развития истории, создает антураж и волнует читателя должно быть лаконично описано. Используйте мелкие детали в действиях мыслях героя, чтобы полнее отобразить фантастический мир.
Персонажи
Персонажи в фантастическом рассказе это часть мира. Они должны быть гармоничны и не выбиваться из него. Действия и поступки персонажей соответствует логике мира. Здесь есть отступление, когда персонаж из современного времени попадает в прошлое или будущее и ведет себя вразрез миру, но и это должно быть логично. Поведение гостя в чужом мире должно соответствовать его реальность. В таких рассказах происходит столкновение двух миров. В таких произведениях встречаются грани миров и развиваются конфликты. Они и открывают глаза читателю на жизнь.
Фантастическое допущение
Основа фантастического рассказа – фантастическое допущение. Когда мы говорим себе: а что если?.. В этот момент и создается фантастическое допущение. А что если земля остановится? А что если люди перестанут любить? А что если мертвые восстанут? Продолжая далее, мы создаем фантастические допущения для своей истории.
Хорошее фантастическое допущение позволяет сделать рассказ оригинальным. Потрудитесь над ним подольше. Ведь оно сердце рассказа. Читайте научную литературу или книги по теме рассказа. Ищите интересные ходы. Меняйте в самых неожиданных комбинациях идеи. Только так рождаются фантастические допущения.
Когда мир готов. У вас есть интересные персонажи. Вы потратили изрядное время на создание сногсшибательного фантастического допущения. Вы столкнётесь с проблемой как назвать свое произведение. Название это судьба вашего рассказа. От того какое оно впечатление оставит у читателя будет, зависит популярность рассказа.
Название
Название должно выбиваться из логики рассказа. Оно должно ломать сознание заставлять думать. Щекотать разум читателя верный способ успеха рассказа. Если вы пишите о нападение пришельцев на землю, логично было назвать рассказ «Нашествие», «Угроза с неба». Это хорошо и понятно, но назовите такой рассказ «Они пришли в субботу» это уже лучше. Читатель сразу начинает интересоваться: кто они, зачем пришли, почему в субботу? Если читатель заинтересован, он идет за вами.
У названия должно быть второе дно. Как правило, второе дно связано с ценностью, укомплектованной в рассказе. Возьмем тот же рассказ о нашествии пришельцев «Они пришли в субботу». Если рассказ несет ценность «семья дороже жизни» то в рассказе герой будет бороться с вторжением ради неё. Он сделает все возможное и не возможное, чтобы его семья осталась жива. В этот момент, для большего интереса, возникает третье дно названия. Семья – это и все человечество. Герой делает выбор, что ему дороже семья или мир. Он борется с событиями, решая эту дилемму. А то, что они пришли в субботу, время, когда семья собирается вместе, придает особую остроту рассказу.
Таким образом, сегодня мы узнали, что для хорошего рассказа фантастики необходимо иметь три составлявшие: фантастический мир, гармоничных персонажей, захватывающие фантастическое допущение, а также многозначное название.
Если вы не согласны с моими мыслями или вам есть что дополнить, прошу оставить ваши комментарии ниже.
Также буду вам благодарен, если вы расскажите об этой статье вашим друзьям в социальных сетях.