пособие для начинающих авторов
Как написать рассказ:
Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.
Как научиться писать рассказы
Костяк любого хорошего рассказа — это:
- четко выраженная сюжетная линия;
- наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
- максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
- персонажей должно быть не много.
Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.
Как найти идеи для рассказа
Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.
Заведите несколько полезных привычек:
- Записывайте все, что приходит вам в голову.
- Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
- Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
- Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.
Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.
Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.
Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..
Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.
Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.
СМИ, историческая литература, дневники
От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.
Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.
Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.
Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.
Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.
Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».
Книги по писательскому мастерству
Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.
Стоит прочитать:
- «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
- «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
- «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
- «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
- «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
- «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
- «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.
Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:
- главный герой;
- время действия;
- сюжет;
- конфликт;
- тема.
Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.
И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:
Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);
Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)
Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);
Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).
Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).
Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).
Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.
Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:
Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).
Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).
Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).
Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).
Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.
Четыре главных графы:
Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.
Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.
Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?
Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.
Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.
Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:
- против другого персонажа;
- против Бога (богов);
- против самого себя;
- против природы;
- против общества;
- против техники или технопрогресса.
Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.
Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.
Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.
Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.
Как составить план рассказа
Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.
Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:
От чьего лица будет вестись повествование.
Какой будет первая сцена.
Каким будет переход от введения к основной проблеме.
Какой окажется кульминация.
Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.
На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.
Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.
План:
Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.
Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.
Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.
Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.
Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.
Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.
Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.
Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.
Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.
С чего начать писать рассказ
К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.
Но для начала определите тип повествования:
Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).
Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.
Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.
Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.
Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».
Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.
Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.
Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:
- длинных описаний природы и погоды;
- знакомства со всеми персонажами разом;
- безымянных диалогов;
- отсутствия главного героя;
- слишком подробного описания главного героя;
- начала по будильнику;
- вычурности и клише.
Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:
«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».
С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.
Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.
“
Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.
Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.
Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.
Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.
Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.
А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.
Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).
Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.
Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.
Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.
Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.
Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Хорошая история приковывает внимание читателя и вызывает у него желание узнать больше. Чтобы написать хороший рассказ, вы должны быть готовы исправлять свою работу до тех пор, пока каждое предложение не будет иметь смысл. Для начала придумайте персонажей и составьте план сюжета. Потом напишите первый черновик от начала до конца. Как только у вас будет первый черновик, улучшите его с помощью нескольких стратегий письма. Наконец, внесите правки, чтобы создать окончательный вариант.
-
1
Проведите мозговой штурм, чтобы найти интересного персонажа или сюжет. Искра истории может исходить от персонажа, который, по вашему мнению, будет интересен, или из концепции сюжета. Запишите свои мысли или составьте ментальную карту, чтобы вам было проще генерировать идеи. Потом выберите один вариант, чтобы превратить его в историю. Вот несколько идей, которые могут вас вдохновить:[1]
- ваш жизненный опыт;
- услышанная вами история;
- семейная история;
- сценарий в стиле «а что, если…»;
- история из новостей;
- сон;
- интересный человек, которого вы увидели;
- фотографии;
- искусство.
-
2
Развивайте персонажей, составляя их листы (профили). Персонажи являются самым важным элементом рассказа. Читатель должен сопереживать героям, а герои должны продвигать сюжет. Чтобы создать лист персонажа, напишите его имя, личные данные, описание, черты характера, привычки, желания и самые интересные причуды. Предоставьте как можно больше подробностей.[2]
- Сначала сделайте лист главного героя. Потом создайте профили других основных персонажей, например антагониста. Персонажи считаются основными, если они играют значительную роль в истории, например оказывают влияние на главного героя или на ход сюжета.
- Выясните, чего хотят ваши персонажи или какова их мотивация. Потом основа сюжета будет вращаться вокруг того, что герой либо добился желаемого, либо нет.[3]
- Можно создать собственные листы персонажей или найти шаблоны в интернете.
-
3
Выберите место действия. Место действия указывает, когда и где происходит история. Оно должно в некотором роде влиять на историю, поэтому выберите обстановку, которая дополняет сюжет. Подумайте, как она воздействует на персонажей и их отношения.[4]
- Например, история о девушке, которая хочет стать врачом, была бы совсем другой, если бы ее рассказывали в 20-х годах прошлого века, а не в наше время. В те времена героине пришлось бы преодолевать дополнительные препятствия, например сексизм. Однако эта обстановка может быть подходящей, если вашей темой является настойчивость, — это позволит вам показать, как героиня пробивается к мечте, противостоя общественным нормам.
- Или другой пример: рассказ о туристическом походе вглубь незнакомого леса создаст иную атмосферу, нежели приключения героя на заднем дворе дома. Обстановка в лесу может делать акцент на выживании персонажа в дикой природе, в то время как место действия на заднем дворе поможет концентрироваться на семейных отношениях героя.
Предупреждение: будьте внимательны, выбирая незнакомый временной период или место. Здесь легко ошибиться в деталях, и читатель может заметить ваши ошибки.
-
4
Создайте план сюжета. Создание плана поможет вам понять, что писать дальше. Кроме того, так вы заполните пробелы сюжета еще до того, как начнете. Используйте результаты мозгового штурма и листы персонажей, чтобы составить план истории. Вот несколько способов:[5]
- Создайте сюжетную схему экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, сворачивания действия и развязки.
- Составьте традиционный план с основными пунктами в виде отдельных сцен.
- Напишите краткое содержание каждого сюжета и превратите это в маркированный список.
-
5
Решите, от какого лица будет написан рассказ — от первого или от третьего. Это может полностью изменить взгляд на историю, поэтому выбирайте обдуманно. Для полного погружения в историю выберите рассказ от первого лица. С другой стороны, повествование от третьего лица подойдет, если вы хотите сделать акцент на одном персонаже, но немного дистанцироваться от истории, чтобы добавить собственную интерпретацию событий. Также можно вести рассказ от третьего лица, которым является всеведущий повествователь, —это даст вам возможность рассказать обо всем происходящем.[6]
- Повествование от первого лица. Один персонаж рассказывает историю со своей стороны. Так как история является правдой в глазах этого персонажа, его описание событий может быть недостоверным. Например: «Я шел на цыпочках по полу, надеясь не разбудить его».
- Повествование от третьего лица. Рассказчик передает события истории, но ограничивается взглядом на одного персонажа. При использование этого типа повествования нельзя передавать мысли или чувства других персонажей, но можно добавить свою интерпретацию обстановки или событий. Например: «Она шла по полу на цыпочках, все ее тело напряглось, так как она старалась не шуметь».
- Повествование от всеведущего третьего лица. Всевидящий рассказчик повествует обо всем, что происходит в истории, включая мысли и действия каждого персонажа. Например: «Когда она прошла на цыпочках через комнату, он притворился спящим. Она думала, что ее тихие шаги не мешали ему, но она ошибалась. Под одеялом он сжал кулаки».
Реклама
-
1
В начале обозначьте место действия и представьте персонажей. Посвятите первые два-три абзаца тому, чтобы погрузить читателя в обстановку. Сначала поместите персонажа в окружающую среду. Потом дайте базовое описание места и включите детали, чтобы показать эпоху. Предоставьте читателю достаточно информации, чтобы он мог нарисовать в голове картинку.[7]
- Историю можно начать следующим образом: «Эстер достала свой учебник по медицине из грязи и тщательно вытерла обложку о подол платья. Смеющиеся мальчишки унеслись на велосипедах, и последнюю милю до госпиталя она прошла в одиночестве. Солнце опускалось на пропитанный дождем ландшафт, превращая утренние лужи в промозглый полуденный туман. Из-за жары ей хотелось отдохнуть, но она знала, что учитель использует опоздание как предлог, чтобы отстранить ее от обучения».
-
2
В первых нескольких абзацах обозначьте проблему. Проблема послужит толчком для развития действия, который запустит сюжет и удержит внимание читателя. Подумайте, чего хочет ваш персонаж и почему он не может это получить. Потом придумайте сцену, которая представит эту проблему. [8]
- Например, расскажите, что группа Эстер получает возможность поработать с настоящими пациентами, и она хочет, чтобы ее выбрали в качестве одного из учеников, которых допустят к этому. Однако, когда она попадает в больницу, ей говорят, что она может быть только медсестрой. Это закладывает сюжет, где Эстер пытается заслужить место врача-практиканта.
-
3
Заполните середину истории завязкой. Изобразите персонажа, работающего над проблемой. Чтобы сделать историю интереснее, добавьте два-три испытания, с которыми герой столкнется на пути к кульминации рассказа. Так у читателя будет накапливаться тревожное ожидание, пока вы не раскроете, что проиходит.[9]
- Например, Эстер может пойти в больницу в роли медсестры, найти своих товарищей, переодеться, чуть не попасться, а потом встретиться с пациентом, который нуждается в ее помощи.
-
4
Предоставьте кульминацию, которая разрешит проблему. Кульминация является высшей точкой рассказа. Придумайте событие, которое заставит персонажа бороться за желаемое. Потом покажите, победил он или проиграл.[10]
- В истории Эстер кульминация может произойти, когда она попытается помочь пациенту, который потерял сознание. Так как сотрудники больницы стараются вывести ее из палаты, она выкрикивает правильный диагноз, заставив старшего врача потребовать ее освобождения.
-
5
Используйте сворачивание действия, чтобы приблизить читателя к заключению. Сворачивание действий должно быть кратким, потому что у читателя не будет столько же мотивации читать дальше, как до кульминации. Используйте последние несколько абзацев, чтобы завершить сюжет и подвести итог того, что произошло после разрешения проблемы.[11]
- Например, старший врач в больнице может похвалить Эстер и предложить стать ее наставником.
-
6
Напишите концовку, которая заставит читателя немного поразмыслить. Не стремитесь к идеальному завершению в первом черновике. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы презентовать тему и предположить, какими могут быть дальнейшие действия персонажа. Это заставит читателя задуматься об истории.[12]
- История Эстер может закончиться тем, что она начнет делать обходы больных с новым наставником. Возможно, она задумается, что могла бы потерять, если бы не нарушила правила ради достижения своей цели.
Реклама
-
1
Начните историю как можно ближе к концу. Читателю необязательно читать о каждом событии, которое приводит к проблеме персонажа. Он лишь хочет увидеть снимок из жизни героя. Выберите развитие действия, которое быстро вовлечет читателя в сюжет. Это поможет вам убедиться, что история не протекает слишком медленно.[13]
- Например, лучше начинать с Эстер, идущей в больницу, чем с ее поступления в медицинский колледж. Или даже начать с момента, когда она приходит в больницу.
-
2
Включите диалоги, которые раскрывают какую-либо информацию о персонажах. Диалоги разбавляют текст, что помогает читателю двигаться вниз по странице. Кроме того, диалог позволяет выразить мысли героя его словами без необходимости включать множество внутренних диалогов. Используйте диалоги на протяжении всей истории, чтобы передать мысли персонажа. Однако убедитесь, что каждый отрывок диалогов продвигает сюжет.[14]
- Например, этот фрагмент диалога показывает, что Эстер расстроена: «Но я лучшая ученица в группе», — умоляла Эстер. — «Почему они должны обследовать пациентов, а не я?»
-
3
Наращивайте напряжение, делая так, чтобы с персонажами происходили плохие вещи. Трудно делать пакости своим героям, но без этого история будет скучной. Ставьте перед героями препятствия или трудности, которые отделяют их от желаемого. Таким образом, у них будет мотивация что-то решить, чтобы достичь своей цели.[15]
- Например, то, что Эстер не пускают в больницу в качестве врача, является для нее ужасным опытом. Аналогично, ей может быть страшно, что ее поймает охрана.
-
4
Задействуйте пять органов чувств, включая осязаемые детали. Используйте зрение, слух, осязание и вкус, чтобы вовлечь читателя в историю. Сделайте обстановку более динамичной, показав читателю, какие звуки они услышат, какие запахи заметят и какие ощущения почувствуют. Это сделает историю более захватывающей.[16]
- Например, Эстер может среагировать на запах больницы или звук сигнала машин.
-
5
Используйте эмоции, чтобы читатель сопереживал истории. Постарайтесь сделать так, чтобы читатели почувствовали ощущения персонажей. Для этого объедините действия героя с чем-нибудь универсальным. Эмоции вовлекут читателя в историю.[17]
- Например, Эстер по-настоящему упорно трудилась лишь для того, чтобы получить отказ, основанный на формальности. Большинство людей тоже оказывались в подобной ситуации.
Реклама
-
1
Отложите свою работу как минимум на один день, прежде чем пересматривать ее. Трудно сразу же вносить правки в историю, потому что у вас вряд ли получится заметить ошибки и дыры в сюжете. Оставьте рассказ в покое на один день или дольше, чтобы затем посмотреть на него свежим взглядом.[18]
- Будет полезно распечатать рассказ, чтобы увидеть его с другой стороны. Попробуйте это сделать, когда будете перечитывать историю.
- Хорошее решение — отложить работу в сторону на некоторое время. Однако не тяните слишком долго, чтобы не потерять интерес.
-
2
Прочитайте историю вслух, чтобы услышать места, которые нуждаются в доработке. Читая историю вслух, вы иначе ее воспринимаете. Это поможет вам определить нескладные фрагменты или предложения, которые звучат отрывисто. Прочитайте историю и отметьте, где необходимо внести правки.[19]
- Можно также прочитать рассказ другим людям и спросить их совета.
-
3
Получите отзывы от других писателей или людей, которые часто читают. Когда будете готовы, покажите свою работу знакомому писателю, учителю, однокласснику или другу. Если есть возможность, отнесите ее литературному критику или зачитайте на семинаре писателей. Попросите читателей предоставить честные отзывы, чтобы улучшить историю.[20]
- Отзывы самых близких людей, например родителей или лучшего друга, не всегда бывают объективными — они могут слишком заботиться о ваших чувствах.
- Чтобы отзыв был полезным, вы должны быть восприимчивы к нему. Если вы думаете, что написали самую совершенную историю в мире, то вы не прислушаетесь ни к одному слову.
- Убедитесь, что вы даете свою работу подходящим читателям. Если вы пишете научную фантастику, но просите мнение у друга-писателя, который увлекается классической литературой, скорее всего, вы не получите идеальный отзыв.
Совет: возможно, у вас получится найти группу литературных критиков на сайте Meetup.com или в местной библиотеке.
-
4
Удалите все, что не раскрывает детали персонажа или не продвигает сюжет. Это значит, что, возможно, вам придется сокращать отрывки, которые вы считаете хорошо написанными. Тем не менее, читателю будут интересны только те подробности, которые важны для истории. Редактируя работу, убедитесь, что каждое сохраненное предложение раскрывает что-либо о персонаже или продвигает сюжет вперед. Удалите предложения, которые не соответствуют этому.[21]
- Например, предположим, что у вас есть отрывок, где Эстер видит в больнице девушку, которая напоминает ей сестру. Несмотря на то что эта деталь может показаться интересной, она не продвигает сюжет и не раскрывает что-либо значимое об Эстер, поэтому лучше ее сократить.
Реклама
Советы
- Повсюду носите с собой тетрадь, чтобы записывать идеи, как только они придут к вам в голову.
- Не начинайте сразу же вносить правки в работу, иначе вы с меньшей вероятностью увидите ошибки или пробелы в сюжете. Подождите несколько дней, чтобы посмотреть на историю свежим взглядом.
- Пишите черновики, прежде чем сформировать окончательный вариант. Это очень поможет при редактировании.
- Диалоги и детали — ключ к написанию потрясающей истории. Поставьте читателя на место персонажа.
Реклама
Предупреждения
- Не затягивайте историю, добавляя дополнительную информацию, в которой нет необходимости для развития сюжета или персонажа.
- Не редактируйте рассказ во время написания, потому что это замедлит процесс.
- Обязательно меняйте длину предложений.
- Не копируйте вещи из других книг, потому что это плагиат.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 27 823 раза.
Была ли эта статья полезной?
Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.
Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.
Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.
Как составить рассказ
1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.
Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.
Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.
2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.
В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.
Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.
Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.
После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.
3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.
Пример плана рассказа
Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.
Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;
Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;
План:
- описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
- небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
- больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
- разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
- размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
- момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
- за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.
В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.
Что еще должно быть?
- локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
- имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.
Как написать рассказ?
Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.
Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.
Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.
«Вычитка» и редактирование
Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.
Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.
Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉
Новинки из жанра рассказ
- ЛАРРИ СОВЕРШАЕТ ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК09.01.2023
Ларри Бимэн был одним из тех мальчиков, которые любили полазить на всём, что было выше пяти этажей. Такие парни есть в каждом дворе, может кто-то любил бегать за девочками или воровать на базарных…
-
Глава 4. Лазурные берега
Автор: Nazika Kubanova
09.01.2023
Мы прибыли в Лазурные берега и оказались у её зеркальных ворот. У входа стояли два стражника с белыми одеждами распущенными волосами и налобными лентами на лбу. Вышло так, что наши пригласительные письма остались…
- К ЧЕРТУ ВСЕ
Автор: Ilovehorror
08.01.2023
В тот день они приехали на два часа раньше, когда гроб с их дочерью находился ещё в гостиной. Луис не надеялся её видеть до того момента, как зайдёт солнце, но она уже огибала…
- Голод
Автор: Anna Bogodukhova
08.01.2023
–Ты хотя бы салфетку заложи! – пленница невесело усмехнулась, когда в очередной раз открылась дверь её темницы, и снова на пороге возникла уже знакомая ей высокая худая фигура вампира. Бояться пленница устала….
- Чистая Кровь
Автор: Eduard Chervansky
06.01.2023
Чарли нехотя раскрыл заспанные глаза. Резкий звук будильника жестоко терзал слух, появилось дикое желание бросить мобильник в стену. Его рука протянулась к прикроватной тумбочке, и, со второго раза, указательный палец наконец сумел попасть…
Тренируйтесь на рассказах
Короткие истории никогда не выходили из моды. Практичный формат позволяет читателю ознакомиться с ними очень быстро, не тратя много личного времени – перед сном, за чашкой утреннего кофе, по дороге на работу или в обеденный перерыв.
Маленький объем текста (обычно от 2–3,5 тыс. до 20 тыс. слов) не сковывает автора, а, напротив, позволяет его таланту проявиться в полной мере. Если придуманный мир и действующие лица не умещаются в формат рассказика, но корпеть над целым романом писатель-дебютант пока не готов, можно создать сборник рассказов. Действие будет происходить примерно в одном месте и в одно время, персонажи будут одними и теми же и при этом истории останутся краткими и емкими.
Пробуя свои творческие силы, литератор-новичок может написать любой рассказ – от комедийного до фантастического. Никаких жанровых, стилистических и тематических ограничений нет. Рассказы одинаково успешно пишут авторы реалистической прозы, юмористы, фантасты, сказочники и т.д. Мини-произведения могут быть выдержаны в классическом стиле или оказаться экспериментаторскими, новаторскими. Темы также абсолютно любые.
Если написанный текст получит теплые отзывы, это, бесспорно, вдохновит не прекращать творческую работу. Можно будет продолжить оттачивать мастерство в малых формах или даже замахнуться на целый роман.
Особенности формы
Действие в хорошем рассказе движется стремительно – без пространных диалогов и лирических отступлений, лишних деталей и описаний. Быстрый переход к сути, минимум сюжетных линий (как правило, одна, но бывают и две-три), крутые повороты сюжета и эффектная развязка – главные признаки этой литературной формы.
Образы героев должны быть узнаваемыми, запоминающимися, оригинальными и не одномерными. Пара реплик и ярких штрихов к портрету – и персонаж становится понятен и интересен читающей публике. При этом он должен быть живым, что-то чувствовать и, возможно, как-то меняться на протяжении повествования.
Для начала – читайте
С чего начать, если вы решили попробовать себя в качестве создателя рассказиков? Первый совет, который дают все состоявшиеся литераторы – читать как можно больше.
В мире создано немыслимое количество коротких произведений в самых разных жанрах. Для начала стоит освежить в памяти классиков, а затем и познакомиться с современными рассказчиками. У них можно черпать вдохновение, и они научат вас лаконичности.
Не переусердствуйте с количеством действующих лиц
Персонажей в рассказе не должно быть много. Ведь, опять же, это не роман. Даже в детективных рассказиках подозреваемых, в отличие от объемных произведений, довольно мало.
Масса героев, которые что-то делают в разных локациях коротенькой истории, запутают читателя. И все их конфликты не удастся разрешить за маленькое по объему повествование. Если вы не сможете вырезать ненужные сюжетные линии, тормозящие развитие основной идеи, и убрать лишних персонажей, лучше сразу браться за повесть или роман.
Кроме того, события нужно описывать с одной точки зрения – от лица главного героя или второстепенного персонажа, наблюдающего за жизнью главного героя, либо от лица автора. Дать взгляд на происходящее глазами антагониста или еще одного персонажа-протагониста в данном формате будет сложно.
Поразите началом и финалом
Начать рассказ надо с чего-то неизбитого, необычного, внезапного. Это может быть какая-то тайна или интересная проблема, требующая незамедлительного решения.
Кстати, не обязательно первый абзац останется неизменным после того, как вы завершите свою работу. Возможно, вы перепишите его, когда закончите свой опус. Но в любом случае вступление и завязка должны привлекать внимание, интриговать читателя, провоцировать вопросы, а также предвещать дальнейшие события.
Финал небольших литературных форм обычно неожиданный, пробуждающий у читающей публики ярчайшие эмоции. Не менее важно, чем эффектное окончание – разрешение центрального конфликта. Неопределенность редко когда уместна для завершения прозаического произведения любого формата. Впрочем, концовка может быть и открытой, когда читатель сам собирает воедино все выводы. Также она может быть окончательной (с понятным исходом) или кольцевой (возвращающей к началу истории через образ либо действие).
Разработайте структуру
Прежде чем приступить к созданию текста, желательно написать план рассказа. В него надо включить перечень действующих лиц, содержание сюжета, а также примерное начало и концовку истории – это самые важные части текста, его ударные акценты.
Сочиняя будущий мини-шедевр, необходимо избегать долгого введения. Это не роман. Привлечь аудиторию нужно буквально с первых строк.
В остальном структура малой и большой прозы примерно одинакова:
- Вступление с представлением героев, времени и места действия.
- Завязка, служащая началом главного конфликта.
- Развитие действия.
- Кульминация – пик действия или драматически напряженный поворот сюжета.
- Развязка – последствия кульминации.
- Заключение, в котором история завершается.
Конечно, вы имеете полное право на эксперимент. В литературе есть примеры, когда история начинается с конца или не имеет четко выраженного конфликта.
Отредактируйте себя
Литературный дебют – почти как родной ребенок. Все в нем кажется замечательным и совершенным.
Однако буквально каждое предложение можно улучшить при помощи тщательной редактуры. Надо лишь не жалеть «резать» созданный с такими стараниями, с душой и полной самоотдачей шедевр. Помните – правки пойдут только на благо.
Так что, последняя точка в вашем рассказике не означает завершения работы. Первый готовый вариант – далеко не финальный.
Прежде чем редактировать написанный материал, стоит на время вообще забыть про него – на несколько дней, а лучше на неделю. После перерыва вы взглянете на свой труд свежим взглядом. Так легче заметить логические ошибки, неувязки в сюжете, неестественные диалоги, ненужных персонажей и просто лишние или повторяющиеся слова. Каждая строка должна развивать действие либо как-то характеризовать персонажа. Иначе ее следует исключить.
Главное – быть при этом объективным, строгим и даже беспощадным к себе. Скажите честно – захотели бы вы сами прочитать такой рассказ, не скучен и не банален ли он.
Как написать хороший рассказ
Итак, резюмируем. Чтобы написать свой первый рассказик, нужно:
- Много читать и учиться у предшественников.
- Определиться с темой произведения.
- Создать несколько многогранных героев, за которыми будет интересно наблюдать.
- Продумать завязку и финал.
- Составить план текста и, опираясь на него, написать свое произведение.
- Отредактировать написанное (если понадобится, несколько раз). Для контрольной проверки прочитать текст вслух.
- Придумать креативный, интригующий заголовок. Сочинять его лучше в последнюю очередь, когда перед вашими глазами будет полное повествование. Обычно заглавие создает интригу либо обозначает ключевых героев, темы или объекты истории.
- Выслать рукопись литературному журналу или издательству, которое специализируется на коротких рассказах, либо представить ее на литконкурс. Еще один способ донести свой труд до читателей – разместить его в интернете (в своем блоге, на писательских сайтах или в онлайн-журналах). Предварительно нужно уточнить требования к рукописи в каждом конкретном случае (тематика, минимальный и максимальный объем и т.п.).
Если вы хотите пойти по стопам раннего Чехова, Аверченко и Зощенко, обязательно посмотрите это видео. Оно подскажет начинающим авторам комедийных рассказов, как сделать текст смешнее.
Никак. Расходимся.
Точнее, это действительно очень сложная задача, которую можно разделить на несколько уровней. Написание хорошего рассказа — игра на приставке без возможности сохранения, каждый уровень надо пройти чисто, чтобы добраться до финального босса. Я прибегаю к такому сравнению, поскольку основной повествовательной стратегией последних десятилетий является игра. Если осознавать игровой характер создаваемого продукта, снимутся многие барьеры. Игра — не жизнь, можно проиграть и начать сначала, можно сказать «я в домике», можно сказать, что тебя мама позвала домой, и выйти из игры.
Литература — прятки. Читатель прячется, а писатель его ищет.
Уровень 1. Языковое мастерство.
Если вы плохо владеете родным языком, хороший рассказ не напишется никогда. Это связано не только с тем, что корявые безграмотные тексты трудно читать — иногда читатель лоялен к писательским ошибкам, если у писателя достаточно авторитета. Толстой мог позволить себя фразы вроде «накурившись, между солдатами завязался разговор», начинающего писателя за такое поднимут на смех.
Как померить свой уровень языкового мастерства?
Есть несколько способов. Главный — это по умолчанию считать, что вы владеете русским языком недостаточно мастерки. Подобная позиция позволяет совершенствоваться и видеть собственные ошибки. Второй способ — поддерживать контакты с литературными редакторами или работающими по специальности филологами. Они помогут вам увидеть стилистические недочеты в тексте. Третий способ связан с формальными показателями: если есть свободное время, посчитайте среднюю длину своих предложений и соберите личный словник — те слова, что вы употребили в текстах. В словаре языка Пушкина, как известно, содержится более 20 тысяч слов. Современный хороший писатель вполне способен потягаться с Пушкиным, особенно если учесть, что многие слова, включенные в словарь, были употреблены Пушкиным один или два раза. То есть он не старался каждый раз вывернуть фразу так, чтобы в ней встречалось уникальное слово, а применял язык по случаю, очень точно называя явления.
Для улучшения языкового навыка могу посоветовать следующие упражнения:
1. Откройте генератор случайных слов. Нажимайте кнопку «генерировать» и создавайте с каждым новым словом предложение. Старайтесь, чтобы предложение в свернутом виде содержало сюжет.
Например: толокняный — Солдат давился сухой толокняной кашей, но продолжал благодарить гостеприимную хозяйку.
2. С помощью того же генератора отберите несколько слов, дайте им определение и сравните со словарным определением.
Например: бодрить — приводить в дееспособное, активное состояние.
«Большой толковый словарь»: Придавать бодрость, возбуждать (силы, энергию и т. п.).
Как видите, я не повторила словарную формулировку, но и не разошлась с ней. Подобная практика позволяет извлечь из пассивного запаса спящую лексику. Вы знаете гораздо больше слов, чем вам кажется — их надо просто… взбодрить.
3. Возьмите любое нераспространенное предложение и распространите его. Например: Пришла весна.
Что можно сделать? Охарактеризовать действие «пришла» и раскрасить «весну».
Например: Пришла и одиноко села в уголке никому не нужная в этом году чумная и сырая весна, с полными карманами черных, как семечки, грачей.
4. Создавайте метафорические ряды. Для этого нужно задать вопрос: на что похоже?
На что похожа весна? На девушку, цветок, на возвращающегося из ссылки каторжанина, на добрую мать, на чистый лист, на узкую бурную реку. Придумайте как можно больше ассоциаций и выберите ту, которая кажется вам точной и новой.
5. Используйте метод прогрессивной грамматики. Каждое следующее слово зависит от предыдущего. Представим себе фразу: «Я вас любил». После слова «я» может идти глагол «любил», местоимение «вас» («тебя», «его», «себя» и т. п.), какие-то другие слова. Но, например, мы с низкой долей вероятности увидим после «я» еще одно «я» и с нулевой долей вероятности увидим здесь «любишь» и «а». Чем дальше мы идем в предложение, тем больше ограничений.
Установлено, что большинство признанных писателей использовали не уникальные, низкочастотные слова, а умели создавать неожиданные сочетания слов, то есть подбирали после слова такое следующее слово, которое не ожидалось читающим.
Попробуйте и вы. Можно взять любую известную фразу, пословицу, поговорку, мем и перебрать в нем слова, заменив на логичные, но не слишком ожидаемые. В этом, кстати, состоит и сила рифмы: она тогда хороша, когда сочетается со смыслом, но при этом плохо прогнозируется из данного контекста.
И, конечно, нельзя забывать, что языковые красоты нужно отгружать в текст умеренно. Дело в том, что любая новинка или аномалия тормозит читателя на данном участке текста, заставляет мысленно споткнуться и иногда может разрушить художественный гипноз (и, соответственно, вовлеченность в текст). Любой яркий прием должен работать в месте сильного напряжения, это своего рода акцент. Как в слове нельзя ударять каждую гласную, так и в тексте нельзя перегружать предложения. Для красивостей нужен нейтральный фон. Поэтому основной текст должен быть написан гладко, но время от времени в нем должно появляться нечто такое, что воспринимается читателем как находка.
В книгах по риторике можно найти еще такой совет: чередовать длину предложений и постоянно менять типы конструкций, чтобы текст не убаюкал читателя. Совет дельный, но трудноисполнимый. Когда мы пишем, мы меньше всего думаем о синтаксисе — он напрямую отражает ход нашего мышления, который в этот момент не рефлексируется. Так что если вы вошли в текст, имеет смысл следить только за ритмом: побыстрее — помедленнее, удар — оттяжка. С остальным стоит работать до текста или на стадии редактирования.
Уровень 2. Сюжет и герой.
Есть мнение, что все сюжеты уже придуманы, есть разные классификации и сборники таких прото-сюжетов, есть коллекции сюжетных составляющих (так называемых тропов). Но как и в хорошей аранжировке старая мелодия не узнается, так и при должной обработке всем известный сюжет становится по-новому интересным.
Напомню 4 сюжетных цикла по Борхесу: осада крепости, возвращение, поиск и самоубийство бога. Все они могут быть исполнены в трагическом, драматическом, трагикомическом, комическом, мелодраматическом ключе —то есть в любом на ваш вкус. И здесь нужно поставить несколько важных вопросов:
1. Какое воздействие должен оказать ваш рассказ на читателя? Он может волновать, как триллер, смешить, как комедия, пугать, как хоррор. Лучше не бежать сразу во все стороны, а выбрать одну. Впрочем, если вы сделаете жанровую солянку — не беда, это тоже работает, если все компоненты соединяются в цельную картину смысла.
2. Будет ли ваш сюжет типичным для жизни, или он должен быть неожиданным для читателя? Типичные сюжеты означают, что вы хотите показать или художественно заострить какое-то важное явление действительности. Важное, потому что распространенное и хорошо знакомое читателю. Тут, конечно, легко свалиться в банальность. Именно поэтому на вашей стороне должна быть сила детали и метафоры. Очень важно иметь хороший язык, если вы беретесь за бытописательство, уметь видеть знаковые мелочи. Например, не обязательно описывать грязную кухню нищей семьи во всех подробностях — достаточно показать, как по кухонному столу наискось бежит таракан. Минимизируйте словесную ткань, оставляя только самое острое, яркое — и тем не менее характерное.
Если же ваш сюжет должен быть необычным, надо продумать пуант — точку поворота смысла. Пуант работает тогда, когда он логически вытекает из предыдущих сюжетных ходов, но не ожидается читателем, поскольку демонстрирует какую-то жизненную нетипичность или ломает стереотип. Здесь выделяются две фазы: казалось — оказалось. Для разминки можно попробовать поиграть с известными сюжетами: взять «Ромео и Джульетту», кратко описать сюжет (т. е. создать синопсис), но прикрутить другой финал. Например, в финале открывается, что Ромео намеренно соблазнил девушку из семьи врагов, чтобы потом сымитировать двойное самоубийство и лишить Капулетти наследников. И на самом деле он выжил.
Неожиданные сюжеты часто преподносит сама жизнь: обычно истории с поворотом рассказывают в виде баек. За каждой такой историей стоит представление о том, что несмотря на всю силу прогноза, богатство ситуаций никогда в полной мере не осознается, и в жизни всегда есть место чуду или катастрофе.
Когда мы говорим о сюжете, то это означает и разговор о герое. Они неразрывно связаны между собой в рамках рассказа. Если вы пишете не лирическую зарисовку, а обычный рассказ, как правило все события будут соотноситься с жизнью одного героя, реже двух. Здесь можно было бы поговорить о типах нарратива, но это отдельная тема, требующая глубокой проработки. Сосредоточимся на другом, тоже важном вопросе: на вовлечении читателя в субъективный круг героя.
Грубо говоря, мы можем отождествлять себя с героем (неискушенный читатель так делает почти всегда) или расподобляться с ним. С этими параметрами можно очень тонко играть: начать с уподобления, а затем показывать героя таким, чтобы читатель в ужасе воскликнул — «нет, я другой!» В последнее время в моде антигерои: не-до-конца-злодеи, те, кто для своих негуманных поступков имеет моральное или ситуационное оправдание. Чтобы импонировать читателю, вызывать у него симпатию герой может: 1) страдать от несправедливости; 2) красиво и честно бороться с обстоятельствами; 3) использовать шарм и обаяние; 4) умело шутить или высказывать интересные мысли; 5) ловко выходить сухим из воды; 6) иметь схожий с читателем социальный и/ или психологический профиль.
В некоторых рассказах герой — это только хроникер, рассказчик, тогда его сила — в умении описывать обстоятельства, отбирать и располагать материал. Он как бы превращается в язык, и хорош настолько, насколько приятен производимый им текст. Но, повторюсь, приятность — не самоцель. Читателю нужно не только красивое. Есть правило трех С: секс, смерть, смех. Оно действует и в рекламе, и вообще везде. Нас привлекают примерно одни и те же вещи, человек довольно прост: напугаться, посмеяться, возбудиться — вот то, чего хочет большинство. Я бы сюда еще добавила «заинтересоваться», но это настолько трудноопределимая категория, что нередко ее сбрасывают со счетов.
Уровень 3. Глубина резко изображаемого пространства.
Я взяла этот термин (ГРИП) из фотоискусства. Нам он тоже пригодится. Чтобы текст обрел объем, писатель должен не только тянуть сюжет, но и выстраивать мир — резкий в глубину. Если этот мир похож на реальность, достаточно силы памяти. Она позволяет видеть пространство текста в деталях: герой не просто осуществляет движение по улице, вокруг него деревья, под ногами асфальт, на проводе сидит и гадит голубь. Герой идет — мир живет. Если мир не похож на реальность, придется напрячься сильнее и придумать все то, что составляет живую жизнь реального мира, от неба до земли, от животных до техники, от языка до обычаев. И пока происходит написание текста, мир должен быть в актуальном состоянии. Он висит в сознании пишущего как гигантская сфера, в которой происходит магия. Чем резче видны детали, тем достовернее получается написанное. Достоверность — это не сходство с действительностью, а способность к захвату внимания, к созданию эффекта художественного гипноза, когда читатель обнаруживает себя в мире, о котором читает, забывая о том, что он сидит в кресле с книжкой или читалкой в руках. Логичные, продуманные, плотные, детальные миры обладают высокой достоверностью. Но даже если писатель накосячит по мелочи, это ему простят, если в целом мир окажется устойчив и не будет содержать фундаментальных противоречий. Есть, конечно, и капризный читатель, который докопается до любой мелочи — такой хорош на стадии редактирования, а на стадии продакшна его, как говорится, надобно расстрелять.
Кстати, сказанное не означает, что каждая продуманная вами деталь должна быть изображена, описана. Есть вещи, которым не суждено войти в текст, но они его уплотняют извне. Все, что осталось за кадром, имеет не меньшее, а иногда и большее влияние на текст, чем то, что в кадр все-таки вошло. Придуманные миры похожи на гармошку — их можно натянуть на рассказ, а при высокой плотности — на роман. Кому-то мира хватает на сериал, многотомник, но такой мир — результат многолетнего кропотливого труда.
Уровень 4. Личность писателя.
И над этим, как выясняется, надо работать. Хороший текст создается интересной личностью. Сложной, иногда бунтующей, иногда одиозной, но все-таки личностью, то есть человеком с большим объемом сознания. Если с вами скучно в жизни, читатель с вами тоже заснет. С некоторыми авторами читатель рискует и вовсе не проснуться.
Каким образом можно увеличить объем сознания?
Принять тот факт, что жизнь — очень сложная штука и начать ее изучать. Задавать вопросы. Задавать очень много вопросов. Не пытаться вывести правила и истинные утверждения, на этом этапе они вредны. Нет никаких обобщений — есть так называемое кишение фактов. В этом кишении, в продуктивном бульоне рождается все сущее, и в нем же умирает. Вот видите, меня тоже понесло. Понесет и вас. Дайте волю своему сознанию, раскрепостите его. Все правила — в топку, все законы — на свалку. Всё заново.
А если не получится… ну, хотя бы поживете интересно.
Собрав воедино уровни, вы получите сложный, красивый текст, который как минимум приятно читать. Шедевра не обещаю. Шедевры рождаются тогда, когда писателю удалось увидеть нечто новое и очень важное в человеке или в жизни. Легче встретить динозавра, чем выловить из шума мира это знание.
Логичный вопрос под финал: автор данной статьи, который лихо дает советы, вообще способен хороший рассказ написать?
Нет.
Потому что правильный ответ был дан в первой строке статьи. Никакие рецепты не помогут, пока они находятся в статусе внешнего слова. Можно сказать много правильных вещей, а результата не будет. То, что составляет суть любого мастерства, представляет собой результат тысячи инсайтов, внутренних открытий. Они немного подталкиваются извне — в целом, читая эту статью, вы движетесь в верном направлении, но преувеличивать их значение не стоит.
Важно другое. Успех может прийти в любом возрасте. Если работать. Да. Если работать.