Слайд 1
План и структура итогового сочинения
Слайд 2
Общая структура итогового сочинения I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. Т e зис 1 (20-30 слов) Д o к a з a т e льств a, п p им ep ы ( o дин или н e ск o льк o) Мик po выв o д ( o б o бщ e ни e н a пис a нн o г o) Л o гич e ский п epe х o д к н o в o й мысли Т e зис 2 Д o к a з a т e льств a, п p им ep ы Мик po выв o д Л o гич e ский п epe х o д к н o в o й мысли III. Заключение (60-70 слов)
Слайд 3
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов: объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; ответ-тезис на главный вопрос темы. Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Слайд 4
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа: тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д., тема-утверждение (в т.ч . цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Слайд 5
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + Аргумент(ы) Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Слайд 6
Помни! По o бъ e му o сн o вн a я ч a сть д o лжн a быть б o льш e, ч e м вступл e ни e и з a ключ e ни e, вм e ст e взяты e. Т e зис , п o дк pe пл e нный ap гум e нт o м, м o ж e т быть вс e г o o дин. Оптим a льн oe к o лич e ств o литературных аргументов – 2. К a жд o му т e зису – св o й ap гум e нт ! Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Слайд 7
Аргумент нужно: привести из литературных источников. выделить в отдельный абзац. в конце каждого аргумента написать микровывод . к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Слайд 8
Аргумент состоит из 3 элементов: Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение» ) . Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод (он завершает только одну из микротем , а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа « писатель приходит к выводу … » и т. п.
Слайд 9
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Слайд 10
4 способа закончить сочинение: Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы , которые уже делались в сочинении после аргументов. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. . Заключение — выражение надежды , позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Цитата , подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Слайд 11
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида: Композиционная. Логическая. Рассмотрим подробнее каждую из них .
Слайд 12
Композиционная структура Вступление Основная часть Заключение
Слайд 13
Логическая структура Зачин . Подготовка к восприятию основных мыслей работы Тезис 1 Доказательства, примеры Микровывод Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод (…) Вывод . Обобщение по всей теме
Слайд 14
СКОЛЬКО НУЖНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ? По словам методистов ФИПИ, нужно привести минимум один аргумент из какого-либо литературного произведения. Желательно, чтобы аргументов все же было два. Если не будет аргумента из художественного источника, то выпускник получит «незачет». Аргументы приводят из любого произведения, как отечественного, так и зарубежного автора: прозы, стихов, дневника, мемуаров, эпосов, былин и прочего. Исключение — пословицы и поговорки.
Слайд 15
Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске. На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных.
Слайд 16
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.
Слайд 17
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения положительного балла за единое сочинение в 10-х классах необходимо получить не менее одного балла по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно 1 балл хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
Слайд 18
Выставление 0 баллов по одному из критериев № 1 или № 2 автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за работу в целом. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. количество слов – 350 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается не соответствующей требованиям и оценивается неудовлетворительной оценкой. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа.
Слайд 19
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится неудовлетворительная оценка.
Слайд 20
Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). Работа по данному критерию оценивается 0 баллов только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. отсутствует коммуникативный замысел.
Слайд 21
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (произведение, названное в теме; стихи, на основе которых раскрывается тема сочинения ; публицистические или критические статьи; материал культурологического характера , мемуары) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции через осмысление литературного материала или его анализ. 0 баллов ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного (или культурологического) материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе,не становясь опорой для рассуждения .
Слайд 22
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, структурировать композицию (вступление, основная часть, заключение) сочинения в соответствии с функциональным значением каждой части работы (постановка проблемы или проблем, рассуждение, итоговые выводы). Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 0 баллов ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного или отсутствует доказательная часть тезисов, сформулированных в сочинении.
Слайд 23
Качество письменной речи №4 Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные синтаксические и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. 0 баллов ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Слайд 24
Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающегося. 0 баллов ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 25
Темы сочинений 04 мая будут соответствовать пяти тематическим направлениям итоговых сочинений, проводившихся в разные годы. Тематические направления следующего учебного года будут известны только в его начале, они будут отличаться от тем , предложенных в 2021-2022 учебном году, поэтому для сочинения в 10-х классах и выбраны направления из разных лет; их выбор был обусловлен содержательным аспектом : темы сочинений действительно должны быть подтверждены содержанием и проблематикой произведений, изучаемых в рамках школьной программы в 5-х – 10-х кл .
Слайд 26
Пять формулировок направлений, в рамках которых будут предложены темы: 1 «Забвению не подлежит» (выдающиеся события русской истории, научной и культурной жизни). 2 «Он и она» (любовь в жизни мужчины и женщины); 3 «Преступление и наказание – вечная тема» (острые нравственные проблемы, с которыми сталкивается человек в жизни); 4 «Доброта и жестокость» (отношение человека к человеку, человека к окружающему миру); 5 «Искусство и ремесло» (роль искусства, литературы как искусства слова в жизни человека , роль созидательного труда).
Слайд 27
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится оценка «неудовлетворительно». Максимальное количество слов не устанавливается. Время написания сочинения – 4 часа. Десятиклассникам разрешается на экзамене пользоваться орфографическим словарём и текстами литературных произведений, который выдадут в аудитории.
Слайд 28
Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на сайте СПб ЦОКОиИТ (www.monitoring.rcokoit.ru). Работа выполняется чёрной гелевой , капиллярной или перьевой ручкой. Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней . Сочинение оценивается по пяти критериям :
Слайд 29
• соответствие теме; • аргументация, привлечение литературного материала; • композиция; • качество речи; • грамотность .
Слайд 30
Материалы для повторения курса литературы 5-10 классов с ориентацией на 5 предложенных тематических направлений сочинений в 10-х классах. Направление «Забвению не подлежит» (выдающиеся события русской истории, научной и культурной жизни). Следует обратить внимание, что направление предполагает размышления учащихся не только о событиях русской истории, которые, по их мнению , должны на века остаться в народной памяти, но и о событиях научной и культурной жизни. В каких произведениях школьной программы (обращение к школьной программе носит только рекомендательный характер).
Слайд 31
Отечественная война 1812 года М.Ю. Лермонтов «Бородино» Л.Н. Толстой «Война и мир» Почему это событие должно остаться в народной памяти? «Впервые на противника была наложена рука сильнейшего духом противника» (Л.Н. Толстой) Война носила народный характер, победа в этой войне показала уровень внутренней свободы народа, понимание личной ответственности за судьбу Отечества Анализ эпизодов «Крестный ход перед Бородинским сражением («Всем народом навалиться хотят») «На батарее Раевского» (слаженная работа солдат, сосредоточенность) М.И. Кутузов на Бородинском поле слушает донесения о состоянии войск (отказались пить водку, надели чистые рубахи) и его реакция: «Чудесный, бесподобный народ») Победа в войне 1812 года – воля народа (Мы долго молча отступали. Досадно было: боя ждали. Ворчали старики: «Что мы? – На зимние квартиры? Не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»
Слайд 32
Пугачевский бунт, гражданская война Ценность самого произведения А.С. Пушкина, которое не может быть предано забвению А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Почему это событие должно остаться в народной памяти? Ответственность вышестоящих за мир спокойствие в государстве, ответственность за судьбу Отечества, следование народным традициям в отношении к воинской службе, созданию семьи, воспитанию детей. Ответственность дворянства как образованного класса, в руках которого власть и средства за судьбу народа и Отечества; Напоминание о народном братстве без сословных преград, братстве на основе общей культуры, веры и гуманизма «Молодой человек! Помни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов без всяких насильственных изменений»
Слайд 33
Ценность любого великого научного открытия У учащихся есть право выбрать произведение из «собственного списка». Это могут быть книги по истории научных открытий, географии, медицине и пр. Необходимо объяснение, почему событие не должно быть забыто потомками, что в нем выдающегося, важного для Отечества или мира, гуманного, облагораживающего человека Выбор автора сочинения
Слайд 34
Направление «Он и она» (любовь в жизни мужчины и женщины) Следует обратить внимание учащихся, напомнить, что в литературе любовь осмысляется как серьезнейшее испытание человека, проверяющее его благородство, человечность, ответственность за судьбу героя. Любовные отношения более всего показывают величие души человека или ее подлость, в любовных отношениях герои часто совершают непоправимые ошибки – их ошибки являются поводом для размышлений читателя о любви. Недаром существует выражение «Испытание любовью». Все герои романов проходят через это испытание, немало произведений, посвященных именной этой проблеме .
Слайд 35
« Гранатовый браслет» А.И. Куприна. «Два капитана» В. Каверина. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. «Дон Кихот» М. Сервантеса. « Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера. «Обломов» И.А. Гончарова. « На дне» М. Горького. «Алые паруса» А. Грина.
Слайд 37
Любовь как проявление эгоизма, подлость в любовных отношениях, любовные отношения как средство получить желаемое А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Пушкин в образе Швабрина, в отношениях героя к Маше и к Гриневу как сопернику показывает подлость эгоистической человеческой натуры, человека, считающего, что он на все имеет право. Грибоедов показывает Молчалина «как самого страшного человека нашего времени» (М.Е. Салтыков-Щедрин) именно через его отношение к Софье и, в какой-то степени, к Лизе Письмо Швабрина родителям Гринёва, клевета в адрес Маши, насильственное удержание Маши в плену. «И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека», «Пойдём делить любовь плачевной нашей крали»
Слайд 38
Отношения между мужчиной и женщиной как проявление пошлости Н.В. Гоголь «Ревизор» Гоголь показывает нравы провинциального общества: мать семейства готова на интрижку, дочь кокетничает в надежде заполучить выгодного жениха. Сам предполагаемый «герой романа» готов на любовное развлечение с любой. Через любовные отношения показана пошлость в обществе и в человеческой натуре Сцена объяснения «в любви» Хлестакова с Марьей Антоновной и Анной Андреевной
Слайд 39
Драма страсти и гармония любви Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» И.С. Тургенев показывает разрушительность и мучительность страсти, превращающей любовь в «поединок роковой» (Ф.И. Тютчев) и гармонию любви, которая строится на взаимопонимании и восприимчивости любящих друг к другу («союз души с душой родной»). Параллелизм любовных драм страстных натур Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Убеждения героев противоположны, а любовь высвечивает родство страстных натур. Параллелизм счастливых любовных историй Николая Петровича и его сына Аркадия, отказывающихся от идеи самоутверждения в любви
Слайд 40
Направление «Преступление и наказание – вечная тема» (острые нравственные проблемы, с которыми сталкивается человек в жизни). Направление было предложено в текущем учебном году, связано с 200-летим Ф.М. Достоевского, неудивительно, что многие учащиеся, участвовавшие в итоговом сочинении, обращались к роману «Преступление и наказание». Несомненно, этот роман является ведущим для раскрытия тем, сформулированных в рамках данного направления. Но обратим внимание на вторую часть формулировки: «вечная тема», и это предполагает, что о таких важнейших проблемах, как нарушение закона, юридического и нравственного, и следующего за ним возмездия, писали многие другие авторы.
Слайд 41
Трудно назвать такое произведение, где эта тема не была бы затронута. Выбор может быть широкий, можно обратиться и к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», и к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», и к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В этом случае важно осмыслить с учениками содержание самих понятий «преступление» и «наказание».
Слайд 42
Совершение преступление и последующее наказание Произведение Возможное (предполагаемое) понимание авторской позиции Возможные эпизоды для анализа, цитаты Преступление против общественного блага, против законов. Наказание как неспокойная совесть Н.В. Гоголь «Ревизор» Преступление в пренебрежении обязанностями. Использование служебного положения в личных целях. Взяточничество как преступление. Казнокрадство. Типичные преступления чиновников. Наказание приходит от смутившейся совести, ожидания грядущего возмездия и внутреннего понимания собственной преступности. «Совесть наши лучший ревизор» (Н.В. Гоголь). Неслучайность названия комедии. Трагическая ошибка городничего, вызванная ожиданием возмездия и понимания им собственной преступности.
Слайд 43
Преступление против личности. Покаяние как единственная возможность человека вернуться в мир людей. Отсутствие покаяния как гибель личности человека. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Исток преступления – гордыня и своевластие, своеволие. Первое преступление как начало следующего и первый шаг к гибели человеческой личности. Преступление как начало духовной болезни, ведущей к гибели (Свидригайлов, Катерина Измайлова, Сергей) Поиски излечения от духовной болезни и муки совести как начало излечения. Покаяние и страдание как путь к возвращению к жизни «- Я не человека убил, я вошь убил. — Это человек-то вошь!» Изображение Ф. М. Достоевским столкновения двух жизненных позиций: человек сам себе хозяин; человек – создание Бога, раб Божий. «Первую песенку, зардевшись, спеть» — эпиграф к повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Слайд 44
Направление «Доброта и жестокость » (отношение человека к человеку, человека к окружающему миру). Направление, в котором названы «доброта» и «жестокость», понимаемые не только как чувства и руководимые этими чувствами поступки одного человека по отношению к другому, но и как чувства и поступки по отношению человека к природе, к живому миру вообще, может быть удачно раскрыто на произведениях, обращенных к подросткам, прочитанных учащимися самостоятельно или по программе 5-х-8-х классов. Именно в этой литературе понятия доброты и жестокости рассматриваются часто и плодотворно. Это произведения В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, А.Г. Алексина и др.
Слайд 45
ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.
Слайд 46
«Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина. «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова. «Гроза» Н.А. Островского. «Отверженные» В. Гюго. «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского. «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна. «Тихий Дон» М.А. Шолохова. «Детство», «На дне» М. Горького.
Слайд 47
Проявление доброты и жестокости Произведение Возможное (предполагаемое) понимание авторской позиции Возможные эпизоды для анализа, цитаты Жестокость по отношению к человеку, отличающемуся от толпы, «другого». Проявление доброты. Доброта как напряжение души, уход от себялюбия А.П. Платонов «Юшка» В.В. Железников «Чучело» В.П. Астафьев «Белый конь с розовой гривой» Жестокость происходит из чувств собственного превосходства Жестокость рождается под влиянием толпы Жестокость возникает от страха оказать вне компании, одному. Доброта может проявляться по-разному. Настоящая доброта воспитывает человека «Дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, — пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете», — дети получают удовольствие от проявление жестокости. Доброта побеждает жестокость, потому что обращена к лучшему, что есть в человеке
Слайд 48
Жестокость по отношению к природе Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» Совершая жестокость по отношению к природе, человек совершает жестокость не только по отношению к самой жизни, ее чуде, он совершает жестокость и по отношению к следующим поколениям, увеличивая в них равнодушие к чужой боли. Жестокое отношение к природе ведет к жестокости по отношению к жизни вообще Загораживаясь от жара руками, глядели, как корчились, сгорая, муравьи, как упорно не разбегались они, а, наоборот, презирая смерть, упрямо лезли и лезли в самое пекло в тщетной надежде спасти хоть одну личинку. Смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ, как завивается от жара хвоя на старой ели и как со всех сторон бегут к костру тысячи муравьев, отважно бросаясь в огонь. — Фейерверк! — восхитилась пегая. — Салют победы! — Вот и все дела,-усмехнулся сивый. — Человек — царь природы. Верно, малец?
Слайд 49
Утверждение добра как нормы отношения к человеку и жестокости как неизбежного проявления ненависти к врагу Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» Доброта и великодушие в отношении к врагу есть проявление национального характера отдельного человека и народа-победителя. Война раскрепощает самые жестокие инстинкты и желания, хотя и обусловленные исторической необходимостью Платон Каратаев как народный философ, носитель глубинной народной нравственности и человек, пробуждающий в других лучшие качества. Великодушное отношение русских солдат и офицеров во время бивака под Красным, когда Мореля и его денщика кормят кашей и усаживают на лучшие места, как утверждение нравственной победы русских над врагом. Тихон Щербатый как олицетворение «дубины народной войны», в которой исторически оправданная жестокость все-таки не имеет нравственного оправдания. Денисов и бойцы его партизанского отряда в отношении к французскому барабанщику, которого они прозвали «Весенним» вместо непонятного имени Винсент, и жестокое отношение к пленным Долохова. Отказ князя Андрея от идеи мщения Анатолю Курагину как знак обретения высшего знания в любви.
Слайд 50
Направление «Искусство и ремесло» (роль искусства, литературы как искусства слова в жизни человека, роль созидательного труда). Во многих произведениях человек показан не только в его отношении к природе, другим людям, Богу, но и в его отношениях к искусству. Чуткие люди, по мнению, многих авторов, чутки к искусству (Обломов, Наташа и Николай Ростовы , Лаврецкий, Николай Петрович Кирсанов). Можно сказать, что отношение к искусству в литературном произведении служит изображению внутреннего мира человека, как и его отношение к созидательному труду.
Слайд 51
В формулировке направления есть некоторая оппозиция, противопоставление искусства ремеслу. Однако ремесло – это способ заработать на жизнь, поэтому никакого презрения по отношению к ремеслу быть не может, если оно, как и всякий созидательный труд направлено на благо. В то же время можно раскрыть эту тему и как превращение искусства в ремесло, что чревато утратой творческого дара
Слайд 52
ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.
Слайд 53
Моцарт и Сальери» А.С . Пушкина. «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова. «На дне» М. Горького. «Война и мир» Л.Н. Толстого. « Слепой музыкант» В. Короленко.
Слайд 54
Произведение Возможное (предполагаемое) понимание авторской позиции Возможные эпизоды для анализа, цитаты Отношение героев к искусству А.И. Гончаров «Обломов» А.П. Чехов «Три года» Отношение к искусству показывает глубину внутреннего мира человека. Делать вид заинтересованного искусством может быть модой и проявлением пошлости, мещанства Любовь Ольги к Обломову и Обломова к Ольге начинается с пения героини. Слезы Обломова показали Ольге чистоту и глубину души героя: От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни…Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик
Слайд 55
Человек в труде К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» И.С. Тургенев «Муму» В труде проявляется достоинстве человека. Безделье рождает рабскую зависимость В рассказе «Муму» противопоставлены Герасим и дворня. Дворня изнемогает от безделья. Герасим и в городе, как и в деревне, сумел стать незаменимым. Желание дворни продолжать жизнь ленивую и расслабленную рождает рабскую зависимость от барыни, которая может неугодного и в деревню послать, и ведет к предательству и жестокости по отношению к Герасиму.
Слайд 56
Отказ от служения искусству и превращение искусства в ремесло и источник материальных благ Н.В. Гоголь «Портрет» Отказ от призвания и превращения искусства в ремесло и источник материальных благ равнозначен сделке с дьяволом и разрушителен для художника, который платит за это утратой таланта Сопоставление Чарткова , живущего в бедности и Чарткова , ставшего модным художником. Комментирование превращения художника-творца в завистливого уничтожителя чужих творений. История отца художника Б. Как иллюстрация идеи ответственности творца за творение.
Слайд 57
Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
Слайд 58
Наличие аргументов – обязательно. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль » Горького). В работе должно быть не меньше одного аргумента.
Слайд 59
Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.
Слайд 60
Качество письменной речи . Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
Слайд 61
Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.
Слайд 62
При написании итогового сочинения используйте такую методику: Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы. Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых.Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений. Приведите два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя). Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы. Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.
Слайд 63
ИТАК, ПОВТОРИМ!
Слайд 64
Вступление должно состоять из 60-70 слов, ключевые слова должны отвечать предложенной теме и отражать основную мысль в первой части. Необходимо наметить цель сочинения. Переход к следующей мысли должен быть плавным и логическим. Можно использовать 3 варианта для написания сочинения:
Слайд 65
тема-вопрос; Как связаны между собой понятия «…» и «…»? Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Я считаю, что… Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Попытаюсь объяснить свою точку зрения. На этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что… Размышляя над поставленным вопросом нельзя дать точный ответ, … (аргументировать свою мысль).
Слайд 66
тема-утверждение; «…» — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с данной мыслью. Ведь правда, … «…» — утверждал (имя писателя). Это мысль, которая достойна внимания. Действительно, … Русский писатель утверждал «…». Я считаю также, ведь…
Слайд 67
тема-ключевые слова. «…» и «…». Что значит…? А к чему может привести…? Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит быть … или …? Я считаю, что… Наверное, практически перед каждым человек стоял выбор: быть … или …?
Слайд 68
Основная часть состоит из 200-250 слов, в которой необходимо написать 2 аргумента. Нужно привести несколько примеров из литературных источников, которые описывают рассматриваемую проблему в сочинении (обязательно указать автора и название произведения).
Слайд 69
формулировка главной мысли; Я считаю, что… На мой взгляд, … аргумент.
Слайд 70
Многие авторы писали об этой теме. Так, в произведении… К теме … обращались многие русские и зарубежные писатели. В романе… Обратимся к произведению… (ФИО автора, название). Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора, название). Проблема… волновала многих писателей. Особенно ярко об этом писал… (ФИО автора) в произведении… Вспомним героя романа… (ФИО автора, название). Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора, название). Автор описывает… Поэт размышляет о… Писатель акцентирует внимание на… Писатель наводит на мысль…
Слайд 71
Заключение состоит из 60-70 слов, в нем нужно подвести итог размышлений по теме. Подводя итоги, я хочу сказать… В заключении можно сказать… Подводя итоги написанному, хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что…
Слайд 72
Первый способ начать сочинение Темы сочинений чаще бывают в виде моральных и философских понятий. Это дает возможность учащемуся начать вступление с размышлений о значении этого слова. Допустим, тема вашего сочинения — «Дружба в жизни человека». Начать сочинение можно с вопросов о дружбе: «Что такое дружба? Бывает ли ложная дружба ? Можно ли считать другом человека, которому ты не доверяешь?» Такой ряд вопросов даст вам возможность выразить свое отношение к этому понятию. То есть у вас получится вполне полноценное вступление.
Слайд 73
1. Алгоритм работы над сочинением Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему. Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:
Слайд 74
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет): При переходе от части к части не забывать про связку (в схеме не отражено)
Слайд 77
После написания на черновике ответьте на эти вопросы! При написании сочинения сумели ли вы: Сформулирован тезис ли тезис, требующий доказательства? Какие аргументы приведены? Соответствуют ли они содержанию тезиса и теме Какой комментарий приведенного произведения способствует обоснованию Какова основная мысль созданного мною текста? Каковы основные особенности стиля? Есть ли анализ текста или в сочинении представлен только его пересказ?
Книги — корабли мысли
В 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч)
- 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения - 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека - 3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
Комментарии к разделам тем итогового сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
→ нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
→ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
→ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись
Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность.
Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата.
Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.
Основные правила написания и критерии
- Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- Объём – не меньше 250 слов (иначе незачёт!). Рекомендуемый объём – не меньше 350 слов!
- Сочинение должно быть написано самостоятельно, не допускается списывание
- По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы
Итоговое сочинение 2022-2023: критерии
- Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
Итоговое сочинение 2022-2023: критерии
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, следует использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
Итоговое сочинение 2022-2023: критерии
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Возможные темы:
Литературные аргументы к 1 разделу:
Литературные аргументы к 1 разделу:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы:
- Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
- Как окружение влияет на ребёнка?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы ко 2 разделу:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Капитанская дочка» А.Пушкин
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека.
Возможные темы:
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы к 3 разделу:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Информационные источники
- https://blog.maximumtest.ru/post/itogovoe-sochinenie-2022.html
- https://100ballnik.com/%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-2022-2023-%D0%B4%D0%BB%D1%8F/
- https://co8a.ru/35795/
1.
2.
Критерии:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»:
Максимальное количество слов в сочинении не
устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в
подсчет включаются все слова, в том числе и служебные),
то выставляется «незачет» за невыполнение требования №
1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не
проверяется по критериям оценивания).
3.
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового
сочинения»:
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается
списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника
или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника,
текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой
на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не
должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет»
за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое
сочинение не проверяется по критериям оценивания).
4.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение
необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2
(выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а
также дополнительно «зачет» по одному из других
критериев.
5.
Дополнительные
критерии:
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания
сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав
путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный
в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не
соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной
цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
6.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный
материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику,
произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров),
другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее
одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой
путь использования литературного материала; при этом он может показать
разный уровень осмысления художественного текста: от элементов
смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и
т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и
его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения
литературного материала или в нем существенно искажено содержание
произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе,
не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях
выставляется «зачет».
7.
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично
выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник
должен выдерживать соотношение между тезисом и
доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические
нарушения мешают пониманию смысла сказанного или
отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
8.
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого
оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя
разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции, при необходимости уместно употреблять
термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество
речи (в том числе речевые ошибки) существенно
затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
9.
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность
выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов
приходится в сумме более пяти ошибок:
грамматических, орфографических, пунктуационных
10.
План итогового
сочинения:
1. Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент №2
8. Микровывод
9. Заключение
11.
Вступление: определяем направление будущих размышлений,
подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно
дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни
человека и т.д.
Тезис:
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это
ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания,
то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно
расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими
словами, расширить ее, распространить.
12.
Связка – это переход от одной мысли к другой (от одной части
сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к
аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о
конкретном произведении.
Микровывод: После анализа произведения, следует подытожить
свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не
увели Вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения,
героя произведения или ситуации (желательно с конкретными
примерами, а не поверхностными рассуждениями, в идеале
должны быть цитаты).
13.
Пример итогового
сочинения:
Тема: «Надежда и отчаяние» (2019-2020 год). Подтема: «Тот, кто
никогда не надеялся, не может отчаяться…».
Отчаяние… Вряд ли тот, кто его познал, сможет описать это состояние
словами. Отчаяние парализует, демотивирует, лишает сил и желания
идти дальше. Впав в отчаяние, человек теряет контроль над своей
жизнью, он чувствует себя беспомощным. Бернард Шоу писал, что «тот,
кто никогда не надеялся, не может отчаяться». Вероятно, великий
ирландский драматург говорил о том, что отчаяние – это непременно
последствие несбывшихся надежд. Нельзя увидеть свет, не увидев тьму.
Нельзя увидеть добро, если не будет зла. Нельзя познать настоящее
отчаяние, если ему не предшествовали надежды. Для подтверждения
своих слов приведу примеры из художественных произведений.
14.
Пьеса М. Горького «На дне» может служить энциклопедией несбывшихся
надежд. Жители ночлежки пребывают в унынии от своего беспомощного
положения и отсутствия перспектив и возможностей. В настоящее отчаяние
некоторые герои впадают после визита пожилого странника Луки. «Во что
веришь, то и есть», — такого мнения придерживался Лука. Странник принес
жителям ночлежки надежды, ни одной из которых не суждено было сбыться.
Пьянице Актеру Лука рассказывает удивительную историю о бесплатной
лечебнице, в которой героя могут вылечить. Актер начинает надеяться на то,
что у него будет новая жизнь. Но Лука исчез, надежды развеялись, а на смену
им пришло дикое отчаяние, которое заставляет Актера покончить с собой.
Васька Пепел, еще один житель ночлежки, тоже начинает строить планы на
новую жизнь после рассказов Луки – он планирует уехать в Сибирь со своей
возлюбленной Наташей. Однако и его надежды не сбылись – в итоге Васька
убивает Костылева, что приводит его к отчаянию и осознанию, что жизнь его
закончена. Таким образом, для некоторых людей надежда – это спасательный
круг. Когда все идет не так, лишь она помогает держаться на плаву. Если же
надежда все-таки рушится, человек может отчаяться. Поэтому тот, кто
надеется на что-то, теряет гораздо больше, чем тот человек, который не питал
ни к чему надежд.
15.
Родион Раскольников, известный читателям как противоречивый,
сложный персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание»,
долгое время наделся на то, что сможет изменить свою жизнь. Он
вынашивал и лелеял свою теорию, «тварь я дрожащая, или право имею?»
— спрашивал сам себя Раскольников. Однако всем надеждам пришел
конец сразу после того, как герой совершил планируемое убийство. Он
начинает мучиться от своих мыслей, снова и снова переживать то, что
произошло. В итоге Родион впадает в неописуемое отчаяние, чувствует
себя совершенно беспомощным и потерянным. Мы понимаем, что
отчаяние главного героя романа связано с тем, что те надежды, которые
он питал по отношению к своей теории и жизни в целом, рухнули.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что надежда и отчаяние
– две составляющие, связанные между собой, которые вытекают друг из
друга. Если ты надеешься, то в конечном итоге ты выйдешь из игры либо
победителем, либо проигравшим. Именно проигравший испытывает
чувства угнетения, отчаяния.
16.
Человек, который не лелеет надежд, вряд ли познает
отчаяние. Без грез и мечтаний не будет разочарований
и пустоты. Да, порой надежды разбиваются. Но стоит
ли от них отказываться, боясь испытать боль? Нет,
ведь надежды делают нас сильнее, а нашу жизнь
счастливей!
17.
Новое:
С 2022/23 учебного года меняет подход к формированию
комплектов тем итогового сочинения: они будут
формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения,
тех, которые использовались на итоговом сочинении в
предыдущие годы (более 1500 тем).
Каждый комплект тем итогового сочинения будут включены
по две темы из
каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
18.
Направления:
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению),
нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
19.
Типичные ошибки:
1) Отсутствие связок между содержательными частями
сочинения:вступлением и заключением, основной частью сочинения и
заключением.
2) Пропорциональность частей сочинения. Вступление и заключение в
совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть
– 2/3.
3) Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения.
4) Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с
темой и основной мыслью.
5) Огромное количество лишней информации во вступлении и
заключении. Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это
тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу.
Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение
должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту
сочинения.
20.
6) Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и
формулировки ключевого тезиса, который будете доказывать.
7) Нечеткое формулирование тезисов, затрудняющее их встраивание в
логическую структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть
противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.
Слабые аргументы. Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно
или поверхностно подтверждают тезис.
9) Необоснованные повторы одних и тех же мыслей.
10) Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев.
11) Неумение оперировать абстрактными понятиями.
12) Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на
основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.
21.
И. А. Бунин «Красавица»
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
22.
Вопросы:
Какое впечатление произвел на Вас рассказ? Какие эмоции
вызвал? Почему?
Какие ассоциации у Вас возникают в голове при слове
«красивый?»
Сравним Ваши ассоциации с тем, что предлагает нам толковый
словарь
Словарь:
1.Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом,
гармоничностью, стройностью, прекрасный…
2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный…
3. Привлекающий внимание, эффектный, но
бессодержательный…”.
23.
Какая идея текста? Какие основные герои текста?
Работа в группах: в течение 5-7 минут составьте
психологический и внешний портрет героев.
Какие внешние и внутренние характеристики героев
даются автором?
Какие детали позволяют нам раскрыть внутреннюю
составляющую героев?
24.
Чиновник:
“ пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “чахоточного
сложения”,” “носил очки цвета иода”, “говорил несколько сипло,
срывался в фистулу”- по словарю (то же, что фальцет в пении: очень
высокий звук голоса, требующий особого исполнительского
приёма), “казался не интересен во всех отношениях”. Деталь – “очки
цвета йода” — отстранённость от реального мира, страх перед жизнью,
стремление спрятаться от неё, не видеть её. Герой не просто плохо видит,
а не желает видеть лучше, затемняя мир.
Он самый обычный, вроде порядочный. Но …“Тогда и отец, от страха
перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было
сына”. Муж бунинской красавицы не понимает и, возможно, никогда не
поймет, что потерял самое дорогое, что может дать судьба отцу, —
привязанность и дружбу сына.
25.
Чиновник:
26.
Красавица:
Знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и
крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна
по дому”, “взгляд имела зоркий”.? Что настораживает в ее описании («зоркий
взгляд») “ … а она знала себе цену”. Выражение “знать себе цену” дается как
противопоставление словам “молчалив”, “скромен”, и означает, что красавица, к
тому же, была гордой и высокомерной.
«Спокойно возненавидела» — сочетание несочетаемого — оксюморон, поскольку
ненависть – это чувство очень сильное. Наречие «спокойно» передает, что
красавице это не чуждо, это свойственно ей, это привычно для нее.
Мы видим подтверждение того, что красота героини мнимая, отталкивающая, за
внешней привлекательностью скрывается душевная пустота. Красавица
равнодушием своим, безразличием, душевной холодностью лишила ребенка
радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека.
27.
Красавица:
28.
Мальчик:
Именно роковая красавица и выбор отца в пользу превратили ребёнка в
бесконечно одинокого человека. Вокруг него нет живых людей. Всё, что
у него осталось, – это воспоминание о покойной маме, которой он
бесконечно предан. (“Постоянно читает единственную книжку,
купленную ещё при покойной маме”, а “всё добришко его” спрятано в
“мамином” сундуке- том самом, что стал для него теперь
единственным тёплым предметом в доме). “…смиренно сидит себе в
уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом
читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками,
купленную еще при покойной маме, смотрит в окна…”
Ребенок оказывается в «круглом одиночестве на всем свете», он всеми
покинут, предан родным отцом, который из безволия и трусости делает
вид, что совершенно ничего не замечает.
Жизнь ребенка сера и однообразна.
29.
Мальчик:
30.
Почему в рассказе нет имен?
Какие основные проблемы поднимаются в тексте?
В чем особенность композиции рассказа?
Ответ на вопрос эпиграфа?
31.
В. М. Тушнова:
Красоту не увидеть снаружи,
Красота изнутри бьет лучом,
Марафет наводите на души
Тут одежда и грим ни при чём.
Ведь людей по одёжке встречают,
По уму провожают всегда,
Роли внешность совсем не играет,
Если есть у души красота.
Ведь любовью людей согревая,
Красоту излучают сердца,
Лишь была бы душа не кривая
При любом устроеньи лица.
Красоту не ищите снаружи,
Из сердец красота бьет ключом
Не тела украшайте, а души,
Постигая душой, что по чём…
32.
Домашнее задание:
Написать сочинение по рассказу И. А. Бунина «Красавица».
Направление: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека».
Темы:
1. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться
можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
(декабрь 2015)
2. Согласны ли Вы с утверждением немецкого поэта Генриха
Гейне: «Доброта лучше красоты»? (май 2019)
*введение + тезис, аргументы (1-ый: рассказ «Красавица», 2-ой:
другое литературное произведение на ваш выбор), микровыводы
к каждому аргументу, вывод по всему сочинению.