4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 62.
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 62.
Отзыв о прочитанном произведении подразумевает собой оценку. Ученик делится своими впечатлениями от произведения. Данный материал поможет при подготовке к урокам литературы (3 класс).
План
План отзыва о прочитанном произведении включает в себя несколько пунктов:
- Вступление.
- Краткий пересказ.
- Основная мысль.
- Впечатления от прочитанного.
- Заключение.
Раскрытие пунктов плана
Во вступлении нужно указать название прочитанного произведения, назвать автора данного произведения.
Во втором пункте плана нужно кратко описать события, которые лежат в основе прочитанного произведения. Достаточно 4-5 предложений, в которых будет отражена основная сюжетная линия.
Краткий пересказ также предполагает указание центральных персонажей произведения и их связь между собой.
При раскрытии основной мысли произведения нужно указать, что хотел этим произведением сказать автор, какую мысль он выразил в своем произведении.
В четвертом пункте плана нужно раскрыть собственные мысли относительно прочитанного. Следует указать, понравилось ли данное произведение и чем оно понравилось, какие чувства и эмоции вызывает прочитанное произведение и какое настроение оно оставляет.
Нужно объяснять свою позицию, а не просто указывать на нее.
В заключении стоит отметить, нужно ли читать данное произведение и почему, кого оно может заинтересовать.
Образец
Приведенный ниже пример отзыва о произведении покажет, как написать отзыв о рассказе:
Я прочитал рассказ «Кусака», автором которого является Л. Н. Андреев.
В данном рассказе описывается жизнь собаки, которая однажды потеряла доверие к людям. После того как на дачу, где обитала собака, приехала большая семья, у животного появилось имя: Кусака. Со временем Кусака стала привыкать к людям и показывать им свою любовь. Но осенью семейство уехало, оставив Кусаку в одиночестве и разочаровании.
Основную мысль рассказа «Кусака» можно выразить известной цитатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Люди сначала дали Кусаке надежду, а потом нагло ее отобрали, став причиной разочарований собаки.
Когда Кусаку стали любить, я радовался за нее, думал, что она, наконец, обрела свою семью. Но после мне стало жаль Кусаку, ведь ее бросили, оставив одну. Рассказ «Кусака» настраивает на грустное настроение.
Прочитанный мною рассказ заставляет задуматься о том, что люди должны заботиться о друзьях наших меньших, ведь животные не могут позаботиться о себе самостоятельно.
Рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» интересен, потому что вызывает множество чувств. Я рекомендую прочитать его и детям, и взрослым.
Что мы узнали?
Отзыв о прочитанном произведении пишется по следующему плану: вступление (название и автор произведения), краткий пересказ (основные события, перечисление главных героев), основная мысль (что хотел сказать автор), впечатление от прочитанного (собственные мысли относительно прочитанного), заключение (совет прочитать произведение).
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Амина Абдулмуталибова
4/5
Оценка статьи
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 62.
А какая ваша оценка?
Памятка написания отзыва о прочитанном произведении.
План, опорные слова
1.Вступление. Произведение какого автора вы прочитали , как оно называется?
2.Краткий пересказ событий, которые происходят в этом произведении.(5-6 предложений)
Это рассказ (сказка, повесть) о…..
Как-то раз….Однажды..
История заканчивается тем, что….
3. Кто главный герой? Какой он ? (внешность, характер, основные качества)
4. Основная мысль этого произведения. Чему нас хочет научить автор?
Я считаю, что…
Автор хотел показать нам, что
Основная мысль рассказа -….
5. Впечатление от прочитанного. Какое настроение оставляет рассказ (сказка, повесть) после прочтения? Чем понравилось? Чем нет? Советуете ли вы его прочитать?
Образец
1. Я прочитал(а) рассказ (сказку, повесть, басню) «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршина.
2. Эта сказка о том, как в цветнике росла роза и страшная жаба хотела ее съесть за прекрасный аромат. Но этому не удалось осуществиться в самый последний момент. Розу сорвала сестра умирающего брата, который любил раньше гулять около заросшего цветника. Роза стояла у его гроба, а потом ее засушили в книге.
3. Главные герои ленивая и отвратительная жаба и добрая и прекрасная роза. С розой связано все прекрасное, доброе. Жаба ленивая, глупая, злая и жадная.
4. Эта сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.
5. Очень жалко, что в конце произведения и роза, и мальчик умирают. Их смерть вызывает печаль. Но сама сказка оставляет и немного светлые чувства, так как они оба любили прекрасное. Зло никогда не сможет победить добро. Советую прочитать сказку.
Памятка написания отзыва о прочитанном произведении.
План, опорные слова
1.Вступление. Произведение какого автора вы прочитали , как оно называется?
2.Краткий пересказ событий, которые происходят в этом произведении.(5-6 предложений)
Это рассказ (сказка, повесть) о…..
Как-то раз….Однажды..
История заканчивается тем, что….
3. Кто главный герой? Какой он ? (внешность, характер, основные качества)
4. Основная мысль этого произведения. Чему нас хочет научить автор?
Я считаю, что…
Автор хотел показать нам, что
Основная мысль рассказа -….
5. Впечатление от прочитанного. Какое настроение оставляет рассказ (сказка, повесть) после прочтения? Чем понравилось? Чем нет? Советуете ли вы его прочитать?
Образец
1. Я прочитал(а) рассказ (сказку, повесть, басню) «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршина.
2. Эта сказка о том, как в цветнике росла роза и страшная жаба хотела ее съесть за прекрасный аромат. Но этому не удалось осуществиться в самый последний момент. Розу сорвала сестра умирающего брата, который любил раньше гулять около заросшего цветника. Роза стояла у его гроба, а потом ее засушили в книге.
3. Главные герои ленивая и отвратительная жаба и добрая и прекрасная роза. С розой связано все прекрасное, доброе. Жаба ленивая, глупая, злая и жадная.
4. Эта сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.
5. Очень жалко, что в конце произведения и роза, и мальчик умирают. Их смерть вызывает печаль. Но сама сказка оставляет и немного светлые чувства, так как они оба любили прекрасное. Зло никогда не сможет победить добро. Советую прочитать сказку.
Знакомясь с различными произведениями на уроках литературного чтения или же читая книги по внеклассному чтению, школьники достаточно часто получают задание НАПИСАТЬ ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Выполнение этого задания способствует развитию речи ребенка, тренирует умение четко формулировать свои мысли, способствует более глубокому и осознанному пониманию прочитанного.
Если ребенок впервые сталкивается с таким непростым для него заданием, то возникают различные вопросы.
Что такое отзыв о книге?
Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.
Говоря простым языком, в отзыве нужно написать понравилась или не понравилась книга, а также объяснить почему.
При этом важно дать развернутый ответ, подкрепленный доказательствами или цитатами которые также будут показывать знание произведения.
Предлагаю воспользоваться различными «помогаторами» для написания отзыва. Кому-то удобно пользоваться планом, кому-то отвечать на поставленные вопросы или же просто иметь под рукой памятку.
Итак:
Что обычно содержит отзыв?
- Краткие сведения о книге (имя автора, название произведения, место и время событий повествования).
- Тезис (мнение читателя о книге: какие поступки героев книги и какие их черты особенно взволновали).
- Вывод (общая оценка книги: чему книга научила, чем понравилась или не понравилась).
Чтобы легче было структурировать свои высказывания, можно придерживаться вопросов, плана или памятки.
Вопросы, которые могут помочь при написании отзыва:
- О чем книга?
- Какая тема и основная мысль произведения?
- Что ты знаешь об авторе книги?
- Что (какие места в книге) произвело наиболее сильное впечатление?
- Понравилась ли книга и чем?
- Кто из героев книги особенно понравился и почему?
- Кто главные герои и как ты их охарактеризуешь?
- С кем из персонажей хочешь подружиться? Почему?
Памятка по написанию отзыва
- Вступление
Напишите автора и название произведения, жанр (сказка, стихотворение, былина, рассказ, басня и так далее).
- Основная часть
- Кратко о чём произведение (не нужно пересказывать книгу, важно сформулировать главную идею произведения).
- Основные персонажи, их поступки, достижения.
- Какие моменты в произведении особенно понравились и почему.
- Сделайте вывод – чему учит произведение, какой урок можно извлечь.
- Заключительная часть.
Ваше мнение (впечатление) о произведении. Главная мысль произведения.
Шпаргалка в помощь при написании отзыва:
- Книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)…
- Я прочитал, познакомился с произведением, недавно я узнал…
- Эта книга рассказывает, повествует, раскрывает историю…
- Эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
- Автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
- Особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).
- Эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
- Читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…
Примеры отзывов о прочитанных книгах
Отзыв о книге Е. Ильиной «Четвертая высота»
Книга Е. Ильиной «Четвертая высота» повествует о жизни простой, но очень волевой девушки — Гули Королевой. Еще в детстве она начала сниматься в кино. При этом девочка хорошо училась в школе и старалась добиваться отличных результатов во всем.
Первое значимое достижение Гули произошло на съёмках. Ей удалось заставить упрямого коня прыгнуть через препятствие. Второй её высотой была успешная сдача экзамена и переход в восьмой класс. Затем гуля прыгнула с восьмиметровой вышки. Четвертую свою высоту она взяла во время войны. К сожалению, этот героический бой оборвал жизнь храброй девушки.
Читая эту книгу, я восхищался твёрдостью характера Гули, её умению не опускать руки, способностью уверенно достигать свои цели.
Книга мне понравилась. Она учит не сдаваться перед трудностями, преодолевать любые препятствия, любить свою Родину.
Отзыв о повести В. Катаева «Сын полка»
Недавно я познакомился с повестью В. Катаева «Сын полка». Книги о войне всегда тяжело читать, но это произведение мне понравилось. Это не только история мальчишки-сироты Вани Солнцева, но и яркое правдивое повествование о самой войне, о мужестве наших воинов.
Ваня мне очень понравился. Оказавшись в артиллерийском полку, этот бесстрашный паренек воевал наравне со взрослыми солдатами. Ваня для меня пример смелости, героизма и несгибаемой воли.
Повесть «Сын полка» учит никогда не терять надежду, всем сердцем любить свою Родину и верить в лучшее.
Задание написать отзыв о прочитанной книге часто вызывает затруднение. Многие современные дети читают книги поверхностно, с неохотой. И как следствие скудный словарный запас, плохо развитая речь, непонимание прочитанного, частые ошибки.
Если у вашего ребенка подобные сложности, то рекомендую следующие профессиональные результативные тренинги:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»
Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.
• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.
Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Содержание
- Памятка написания отзыва о прочитанном произведении материал по чтению (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка написания отзыва по прочитанному произведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_napisaniya_otzyva.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка написания отзыва о прочитанном произведении.
План, опорные слова
1. Вступление .Произведение какого автора вы прочитали , как оно называется?
1. Я прочитал(а) рассказ (или сказку, повесть, басню) «Каштанка» А.П.Чехова.
2. Краткий пересказ событий, которые происходят в этом произведении.(5-6 предложений)
2. Это рассказ о собаке, которую зовут Каштанка. Однажды она потерялась и попала в дом к циркачу. Так она стала артисткой. Новый хозяин научил её разным трюкам. Но на первом выступлении Каштанка узнала среди зрителей своих прежних хозяев. Так она вернулась домой.
3. Кто главный герой? Какой он ? (внешность, характер, основные качества)
Главная героиня этого рассказа- Каштанка. Внешне похожа на лису. Она очень умная, научилась цирковым приёмам. Также она верная. Несмотря на то, что в новом доме к ней хорошо относились, она вернулась к прежним хозяевам.
4 . Основная мысль этого произведения .Чему нас хочет научить автор?
Автор хотел показать нам, что собаки очень верные животные. Они не способны на предательство.
5. Впечатление от прочитанного . Какое настроение оставляет рассказ( сказка, повесть) после прочтения? Чем понравилось? Чем нет? Советуете ли вы его прочитать?
Рассказ «Каштанка» интересный. Временами героев очень жалко (горести заблудившейся собаки, смерть гуся). Но сам рассказ оставляет приятное впечатление. Советую его прочитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В памятке отражены основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при написании отзыва о прочитанном произведении.
В третьем классе ученики пишут мини-сочинения, рассуждая о прочитанных ими произведениях. Этот план поможет им на начальном этапе справиться с этой работой.
Материал используется на уроках литературного чтения, можно применять как в начальных, так и в старших классах, соблюдена трехчастная структура, приведены опорные слова.
Файл содержит подробный план — как написать отзыв о прочитанном произведении.
Памятка написания отзыва о прочитанном произведении 3 класс.
Памятка предназначена для учащихся начальных классов.
Чтение — одна из важных составляющих жизни человека, будь то ребенка или взрослого. Читать нужно каждому, и вряд ли это необходимо доказывать. Именно поэтому детей уже с детства приучают любить книги.
Не секрет, что в школе существует определенная программа обязательных к прочтению книг на лето. Каждое окончание учебного года знаменуется выдачей этих списков. Кто-то из детей любит читать запоем, а для кого-то это сущая мука.
Однако все дело в том, что уже в новом учебном году ученикам нередко задают написать отзывы о прочитанных книгах. В 3 классе эта задача может показаться невыполнимой. Но давайте разберемся по порядку, как же писать подобные отзывы.
Занимаемся вместе с ребенком
Вне зависимости от того, любит ли ваш ребенок читать или нет, данное задание лучше выполнить вместе. Что для этого потребуется?
- Прежде всего вам необходимо запастись черновиком. Для начала туда мы будем записывать основные мысли, которые позже перенесутся в чистовик.
- Найдите любимую книгу или произведение ребенка. Оно понадобится для того, чтобы освежить текст в памяти ученика, а также сделать из него выписки, аргументы. Такой насыщенный отзыв о прочитанной книге в 3 классе с примерами будет удостоен высокой оценки.
- Если есть возможность, посмотрите вместе с ребенком фильм по книге — он поможет лучше разобраться в хитросплетениях многих произведений.
Ну вот и все. Когда вы подготовили все необходимое, можно приступать к работе.
С чего начать?
Прежде чем приступить к написанию отзывов о прочитанных книгах в 3 классе, попросите вашего ребенка пересказать вам те моменты, которые он помнит. Ведь наверняка за лето многое успело забыться. Прекрасно, если вы самостоятельно прочитали данную книгу. В таком случае вы поможете ребенку восстановить моменты из произведения.
Но если же у вас не хватает на это времени, то вы можете воспользоваться кратким содержанием, в котором, кстати, содержится главная информация о книге.
План обсуждения
После того как ребенок пересказал вам основное содержание, вам вместе потребуется обратить внимание на следующие пункты:
- Вспомните всех главных героев, охарактеризуйте их.
- Обсудите с ребенком взаимосвязь персонажей, определите, кто из них играет положительную, а кто отрицательную роль. Есть ли такие герои, классифицировать которых достаточно сложно?
- Определите основную мысль произведения и посыл автора.
- Обсудите концовку книги, выявите мораль. Попросите высказать ребенка свое мнение или впечатление о прочитанном.
После того, как вы оговорили все главные моменты, можно перенести некоторые пункты на черновик, чтобы не забыть. Также воспользуйтесь самой книгой, попросите ребенка выписать из нее интересные цитаты и важные моменты. Однако не следует злоупотреблять цитированием.
Переходим к написанию
Теперь можно переходить к структуре сочинения-отзыва о прочитанной книге в 3 классе. Вы должны помнить, что каждая письменная работа имеет следующий вид:
- Вступление — часть, где ученик задает начало своему отзыву. Эта часть не должна быть слишком большой, в ней необходимо лишь описать, какую книгу и почему именно ее выбрал ребенок.
- Основная часть — самая непростая. Она должна быть крупнейшей среди остальных и содержать в себе всю основную информацию о книге, в том числе цитаты, аргументы и примеры.
- Заключение — в данной части ребенок должен подвести итог своей работе и сделать свой отзыв более конкретным, закончив его собственным мнением о прочитанном произведении.
Но это лишь основная структура любого сочинения. В нашем же случае необходимо составить план отзыва о прочитанной книге в 3 классе.
План
Вы должны понимать, что план ученика не имеет строгих рамок, он может быть составлен по желанию самого ребенка и включать в себя те пункты, которые вы сами посчитаете необходимыми. Вот лишь пример того, как должен выглядеть подобный план:
- Название произведения, автор. Пара предложений из биографии писателя.
- Краткая история о том, как ребенок узнал об этой книге (к примеру, если ее не было в списке литературы).
- Знакомство с основными персонажами, переходящее в краткий пересказ содержания книги с личными комментариями ребенка, цитатами и примерами.
- Объяснение, почему именно эта книга оказалась в центре внимания ученика, аргументация.
- Плюсы и минусы произведения, почему тот или иной герой не понравился, что ребенок, возможно, хотел бы переписать в данном произведении.
- Личная оценка концовки книги.
- Завершение отзыва о прочитанной книге в 3 классе, более конкретное мнение (понравилась или не понравилась книга).
Примерно так вы можете составить свой план, добавляя или убирая из него пункты, внося что-то необычное.
Ну а теперь перейдем от теории к практике и рассмотрим конкретные примеры работ.
Вступление
Вступление, к примеру, отзыва о прочитанной книге в 3 классе, может выглядеть так. «Моей любимой книгой стало произведение В. Осеевой «Динка». Валентина Осеева — это советская детская писательница, которой удалось отобразить в своих книгах всю атмосферу того времени и познакомить нас с детством детей начала 20-го века».
Такое небольшое вступление удачно впишется как в сочинение среднего, так и крупного размера. В нем мы заложили главную информацию о нашей книге, после чего можем переходить к основной части.
Основная часть
Написать основную часть отзыва к прочитанной книге 3-4 класса достаточно просто. Начать вы можете уже с высказывания собственного мнения.
«Данную книгу я полюбила за персонажей, которые в произведении Осеевой имели свои неординарные характеры. Ее герои оживали на страницах книги «Динка».
Главная героиня — задорная девчонка, которая живет в большой семье без отца. Она знакомится с мальчиком Ленькой, ставшим впоследствии для нее не просто другом, а настоящим братом. Вместе они переживают множество различных событий, как горьких, так и радостных».
Конечно, это всего лишь краткий пример основной части. Ваша задача — еще больше раскрыть ее.
Заключение
Ну а закончить свой отзыв и вовсе не составит труда. «Я считаю, что книги подобного плана ребята должны обязательно читать. Они рассказывают о том, как правильно дружить, любить и помогать друг другу. Такие произведения учат доброте и взаимопониманию, что очень важно в наши дни».
Вот так легко нам удалось справится с отзывом о прочитанной книге в 3 классе. Теперь ребенок справится с поставленной задачей на «ура».
Пошаговый план
составления читательского отзыва (памятка для написания)
1. Прочитайте автора и название книги(рассказа). Автор вам знаком? А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.
2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга(рассказ)? В чем главная мысль истории? Чему она учит?
Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу(рассказ). Важно – сформулировать главную идею произведения. Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?
Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги.
4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
-
книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
-
эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
-
интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
-
автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
-
особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)
Возможно, также пригодятся такие выражения:
-
эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …
-
читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …
Школьникам достаточно рано приходится задаваться вопросом, как писать отзыв о прочитанном произведении: начиная со 2 класса, когда закладываются азы, и далее, в 3-4 классе, когда они закрепляются. И чем старше ребенок, тем больше умений он должен показывать.
Ученики 6-7 класса уже должны уметь хорошо излагать на бумаге свои собственные рассуждения о сказке, рассказе или повести. И так постепенно, к окончанию школы молодые люди учатся иметь свое мнение на статью в журнале или газете или литературное произведение и делиться им с другими.
Нелишним будет сказать, что все эти навыки пригодятся на выпускных экзаменах ЕГЭ или ОГЭ.
Что такое отзыв
Эмоциональное и интеллектуальное переживание от прочитанного текста оформляется в небольшую статью в одну-две странички. Ребенок обязательно полюбит писать отзыв.
Потому что это не сочинение, где нужен более-менее глубокий литературоведческий анализ по заданной учителем теме, план, эпиграф, мнение литературоведов и аргументация. А достаточно свободное повествование о вещах, которые действительно зацепили.
Даже если читатель не в восторге от пройденного – пожалуйста: делись впечатлениями, объясняй причины, оспаривай чужие восторги.
Примерный план составления отзыва о прочитанном произведении
Учитель в силу своего профессионального характера уверен: писать отзыв надо правильно. Ведь ему нужно оценить работу. Так что лучше внимательно слушать его рекомендации в классе.
Можно сделать отзыв, отталкиваясь от следующего плана:
- Автор произведения и название книги.
- Главная тема и идея произведения (в романе их может быть несколько – выбрать наиболее близкое и интересное).
- Кратко о главных героях (или ключевых моментах книги): нужно показать, что читатель уловил реализацию идейного уровня в образном строе текста.
- Собственно, индивидуальное отношение к тексту: объяснение, почему произведение понравилось (или нет), чем оно откликнулось в душе, о чем заставило задуматься, почему это нужно читать и в наше время.
Набираясь опыта, ученик все больше будет отклоняться от этой структуры и, покидая школу, научится формулировать отзыв совершенно самостоятельно. Можно будет считать, что юный человек состоялся как читатель.
Как написать отзыв о прочитанной книге
Реализовать план будет легче, если перед каждым пунктом автор отзыва ответит для себя на вопросы:
- Это первое знакомство с писателем или нет? Что было известно о нем до прочтения книги? Смысл названия произведения.
- О чем оно? Каковы тема и идея творения? Когда и где происходит действие? Что известно об этом времени и месте из других книг, кинофильмов, учебников, рассказов родителей и других родственников.
- Какие герои, эпизоды особенно зацепили и почему? Характеристика главных героев, их взаимоотношения.
- Чем вещь понравилась или оттолкнула? Что показалось необычным? Какой урок можно извлечь из прочитанного? О чем может задуматься читатель? Что чувствовал ребенок по завершении чтения?
Обратите внимание: последняя часть плана – самый крупный текстовый блок, по предыдущим достаточно двух-трех предложений.
Пример написания отзыва
Нужно понимать: примеров в сети найдется тысяча, а четкий образец отзыва найти невозможно, потому что важно уникальное, личностное размышление.
Представим небольшой пример:
«На днях я прочитала повесть «Восклицательный знак» А. П. Чехова. Мне уже доводилось знакомиться с его творчеством на уроках литературы: он показался мне писателем и человеком с удивительным чувством юмора. Для самостоятельного изучения я выбрала именно это произведение – меня заинтриговало название. Как может быть целая повесть об одном знаке препинания?
Оказалось, что за черточкой с точкой может стоять целая жизнь, которая просто не может быть счастливой или даже вообще иметь какой-то смысл, если нет в ней ситуаций и предложений с восклицательным знаком.
Действие происходит в конце 19 века, в ночь перед рождеством. В дореволюционные времена к этому празднику россияне относились с особым трепетом. Накануне люди задумывались о смысле жизни, о добре и зле, благодарили высшие силы за посланную надежду и радость. Но и тогда Россия страдала от бюрократии: многочисленные чиновники писали бесконечные и не нужные простым людям бумажки.
Главный герой святочного рассказа, коллежский секретарь Ефим Перекладин, в гостях поспорил с молодым юношей о вопросах правописания и пунктуации. Он считал себя человеком, прекрасно владеющим письменной речью, и очень обиделся на упрек, что ставит знаки препинания рефлекторно и бессознательно. Дома он начал припоминать все правила пунктуации и вдруг понял, что ни разу в своей жизни не поставил ни одного восклицательного знака.
Мне очень понравилось, как знаки препинания плясали перед сонным чиновником и как он сам себе смешно объяснял их значение. Но особенно меня впечатлил финальный эпизод, когда он на работе, расписываясь в какой-то бумажке, написал «Ефим Перекладин!». Я была в этот момент очень рада за героя. Потому что хотя он и употребил восклицательный знак не там, где нужно, но по-человечески он прав. Он как бы сказал «Я – человек Ефим Перекладин и очень этому рад, испытываю от этого восторг и счастье!». А значит, жизнь его не совсем пуста.
Это произведение заставило меня задуматься о том, как связан язык, письмо и наша жизнь. Как не однозначны правила, люди и ситуации. О том, что всегда люди хотели и хотят испытывать чувства, которые выражаются на письме восклицательным знаком».
Рекомендации при написании отзыва
Несколько советов для школьников и студентов:
- Искренность. Не понравилось произведение или не поняли что-то – пишем об этом (но в уважительной к творчеству классика манере).
- Воссоздание исторического контекста книги прояснит многое, поможет заметить и оценить больше деталей: можно будет говорить не о целом слоне (четырехтомнике «Война и мир», а о его ухе (компаньонка Марьи Болконской).
- Вспомните, как разрабатывали сходную тему другие писатели, или как романист разрабатывал ту же проблематику в других своих произведениях – здорово, если удалось подметить своеобразие, особый почерк именно конкретного автора.
- Очень сложно писать отзыв о стихотворении. В обычных школах дети начинают пробовать размышлять о стихах не раньше шестого класса. Здесь можно:
- сосредоточиться на художественных средствах (эпитет, метафора и т. д. – то, что, по крайней мере, понятно),
- сопоставить произведение с предметами изобразительного искусства или музыкой (многие стихи положены на музыку и стали песнями, а главный образ или персонаж поэмы может являться мифологическим героем, которого не раз воплощали в своих картинах великие художники),
- развивать ассоциативное мышление: старайтесь уловить значение ритма, характер и эмоции звуков, переносные значения слов.
- Текст должен быть не только кратким, но, что важнее – связным. Не нужно оформлять отзыв в виде ответов на вопросы. Нужно сделать небольшое выступление в публицистическом стиле, приятное для слуха.
Шпаргалка для написания сочинения о прочитанной книге
Небольшая подсказка, которой можно воспользоваться при составлении отзыва:
- Связать в единое мысли о пройденном произведении помогут такие выражения:
«Автор знаменит (темой, манерой, яркой биографией)»,
«В книге отразились (исторические представления и события, биографические факты)», «С этого времени все изменилось (осталось в общем-то тем же)»,
«Писатель поднимает вопрос (тему, проблему)», «Это важно, актуально и сегодня»,
«Насколько я понял, автор отвечает на поднятый вопрос так»,
«Я согласен / не согласен с героем», «Я понимаю / не понимаю его», «Я сам бывал в подобной ситуации» / «Если бы я оказался в подобной ситуации»,
«Роман заставил задуматься о…», «Я бы хотел, чтобы книгу прочитал мой друг, мой родственник, одноклассник».
- Примеры глаголов, передающих воздействие текста на читателя:
Впечатлил, вдохновил, понравился, вызвал воспоминания, опустошил, озадачил, потряс, зацепил, поглотил, вызвал негодование или смех, желание обсудить, поспорить, порадоваться или поговорить, опечалил, подавил, расстроил, зарядил хорошей энергией, возродил, исцелил, помог понять, запутал, привел в смятение, напугал, заставил задуматься, переоценить, переосмыслить.
Заключение
В течение школьной жизни ребята могут успеть попробовать свои силы в написании отзыва на любое произведение. Научившийся улавливать авторский посыл и свое ощущение от книги, а также выражать это сложное взаимодействие, сможет достичь научного понимания текста: ученические отзывы сменятся научными монографиями.