Загрузить PDF
Загрузить PDF
Кто не любит послушать увлекательную историю? Всем интересно узнать о приключениях Индианы Джонса, исследовавшего мир, и подобных ему героев… Вы и сами можете написать свою собственную приключенческую историю! Просто следуйте приведенным ниже советам.
(ПРИМЕЧАНИЕ: в этом руководстве речь идет о написании рассказа в духе приключений Индианы Джонса. Возможно, вас интересуют приключенческие истории иного рода.)
Шаги
-
1
Придумайте артефакт. Это очень важный аспект создания приключенческой истории. Ваш артефакт может быть основан на уже известных объектах (меч Экскалибур, яблоко раздора и тому подобное) или вы можете придумать что-то свое. Обладает ли ваш артефакт сверхъестественными свойствами? Фантазируйте, подходите к процессу творчески!
-
2
Придумайте героя. В каждой приключенческой истории должен быть герой, в противном случае события не будут развиваться. Будет ли ваш герой мужчиной или женщиной? Каков он? Зачем ему нужен артефакт? Выбор за вами!
-
3
Придумайте спутника для вашего героя. Приключенческая история не столь увлекательна, если герой действует в одиночку, вот почему вы должны создать для него помощника. Является ли компаньон верным другом или предателем? Мужчина это или женщина? Решать, опять-таки, вам.
-
4
Придумайте злодея. Неразрывно с добром существует и зло, поэтому в вашей истории должен быть злодей. Он действует в одиночку или у него есть сообщники? Раскаивается ли он в своих поступках?
-
5
Сочините свою историю. Это самый увлекательный этап создания приключенческого рассказа. Вам нужно продумать сюжетную линию. Обозначьте ключевые события вашей истории. Напишите черновик и отложите его в сторону. Когда вы закончите сочинять историю, необходимо будет отшлифовать детали вашего рассказа. Погибает ли злодей? Удается ли герою раздобыть артефакт?
-
6
Расположите события по порядку и продумайте детали. Когда вы закончите наброски, вам нужно расположить их по порядку, добавить подробностей и более тщательно все обработать.[1]
На этом этапе вы можете увидеть пробелы или нестыковки в сюжете и изменить определенные события. -
7
Придумайте название. Когда ваша приключенческая история уже почти готова, необходимо дать ей название. Оно должно быть неразрывно связано с историей и привлекать внимание читателей. Теперь ваш рассказ завершен, и им можно поделиться с друзьями!
Реклама
Советы
- Создайте препятствия, преодолевая которые ваш герой вынужден будет рисковать жизнью.
- Не зацикливайтесь на поиске артефакта. На пути вашего героя должны возникать большие и маленькие проблемы, с которыми ему предстоит справиться.
- Будьте очень убедительны. Несмотря на то, что это вымышленная история, все детали должны быть достаточно правдоподобными. Как, например, ваши читатели отнесутся к рассказу о нацистах, которые охотятся за сокровищами в 2011 году? Ведь национал-социалистическая партия существовала только в период с 1919 по 1945 год.
- Наполните рассказ схватками, сражениями, погонями и прочими активно развивающимися событиями.
- Снабдите героя какой-то характерной чертой. Ваш персонаж должен обладать атрибутом, который останется в памяти читателей. Это может быть элемент одежды (фетровая шляпа, пробковый шлем), характерное высказывание («блин!», «понял!») — да что угодно!
- Окончание истории должно понравиться читателям. Если вы планируете продолжение, в финале должен быть намек на это.
- Придумайте артефакту историю. Читателям вашего приключенческого рассказа необходимо знать некоторые детали, касающиеся артефакта. Если артефакт основан на объекте или месте, уже имеющем историю — правдивую или вымышленную (Эльдорадо, Атлантида, Золотое руно), изучите ее и создайте на этой основе свою собственную, добавив какие-то штрихи, чтобы сделать рассказ более убедительным.
- Подберите подходящее имя для героя. Оно должно отличаться от имен других персонажей. Наличие двух персонажей с одинаковыми или похожими именами запутает читателей.
- Пусть обстановка в рассказе будет накаленной. В нем должны присутствовать конфликты, как внутренние, так и внешние.
- Попросите кого-нибудь из друзей или родственников прочитать или выслушать вашу историю. Пусть они посоветуют, что в ней можно улучшить.
Реклама
Предупреждения
- Если ваши персонажи списаны с реальных людей, будьте предельно тактичны, стараясь никого не обидеть и не оскорбить.
- Не затягивайте свою историю. Ваши читатели могут заскучать.
- Будь оригинальны. Вы должны создать свою собственную историю, а не копировать других авторов, иначе вас могут обвинить в плагиате. В случае если вы черпаете вдохновение из чужого произведения (фильма, романа), создайте свою собственную концепцию.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 15 781 раз.
Была ли эта статья полезной?
Download Article
Download Article
Everyone just loves to listen at a good old adventure story, who doesn’t? It’s fun to hear how adventure heroes like Indiana Jones explore the world in a thrilling way…Now you can write your own adventure story too! Just follow the steps below. (NOTE: this guide is all about how to make an adventure story similar to the Indiana Jones, this might not be the adventure story you’re looking for.)
-
1
Create your artifact.[1]
This is very important if you are to create an adventure story, your artifact could either be based from true objects (the Excalibur, apple of discord, etc.) or you could make one up! Does your artifact possess supernatural powers? Be free and creative! Have fun. -
2
Create your hero. Every adventure story must have a hero or else the events will not untangle![2]
You could choose what your protagonist could be, is he/she male or female? What’s his/her educational degree? Why is he/she interested in the artifact? It’s your call!Advertisement
-
3
Create your sidekick.[3]
Adventure stories are no fun if the hero goes solo, that’s why you must create a sidekick (usually a leading lady, a child, etc.) Is your sidekick loyal or is he a traitor? Is he/she male or female? It’s also your decision. -
4
Create your villain. Now if there’s good, there is always bad, that’s why you must make a villain. Is your villain alone or with some companions? Does he repent or not?
-
5
Create your story.[4]
Now this is the most fun part in making an adventure story. You get to choose, arrange and decide the fateful events in your story. Make a draft and put it aside so that when you’re done making the story, you can polish your story’s details. Does the villain die? Is the artifact retrieved? -
6
Arrange your story. When you’re done with the drafts, you must arrange your events and start to polish your adventure story’s details.[5]
Here you can see the plot spaces and could change a certain event in the story. -
7
Create a title! Since your adventure story is already done, write its title! It must be connected to your story and it must be inviting to your listeners. After making your adventure story, go share it with your friends!
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do I avoid making a cliche artifact?
Think about the motivation of your character. Why do they need to find this artifact? If you have a unique character you can come up with a unique need for the artifact. That being said: there’s nothing original under the sun. Don’t be afraid to do something someone else has already done, just make it your own! There’s a great book called Steal Like An Artist all about where to find inspiration. It’s a good read if you’re feeling blocked because it will motivate you to find your inspiration in the things you enjoy yourself.
-
Question
How do I write extended sequences about traveling without making it boring?
Describe in detail the surroundings of the area your character is traveling in. You could also break up a traveling sequence with flashbacks or important dialogue, or, if your narrative allows for it, switch to following another character while that character is in transit.
-
Question
When I write, the story doesn’t seem to have a good plot when I read over it. How can I improve my writing?
Make sure you have an outline before you write. Whether it be a simple paragraph that explains what happens in order, or full on character designs and a step by step plot, you need something that outlines a plot before you start to write. From there you can change your story to fit what you want and write it eventually! Find a good spot where you can brainstorm, get a pen and a bunch of paper, and just write down everything you come up with, eventually putting it in an outline.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
Make cliff-hanging obstacles that are near death for your hero to overcome.
-
Don’t just focus on the artifact. Give your heroes a little or big problem they have to face from the villain.
-
Be much convincing. You must be convincing when telling your adventure. For instance, your story must cope up with your setting because how can your listeners relate to the story if it’s about Nazis chasing a treasure hunter in the year 2011? Nazis only existed from the 1930s-1950s.
Show More Tips
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
-
Never mock or insult anything based from real life.
-
Don’t prolong your story. Your listeners might get bored.
-
Be original. You must make your own story, don’t copy from others or else you’ll be a criminal for infringement. In case that you based your story from an inspiration (movie, novel, etc.) make your own concept out of it.
Advertisement
Things You’ll Need
- pencil or pen
- An eraser
- computer, notebook, or paper (for writhing)
- reference sources
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 158,608 times.
Did this article help you?
Download Article
Download Article
Everyone just loves to listen at a good old adventure story, who doesn’t? It’s fun to hear how adventure heroes like Indiana Jones explore the world in a thrilling way…Now you can write your own adventure story too! Just follow the steps below. (NOTE: this guide is all about how to make an adventure story similar to the Indiana Jones, this might not be the adventure story you’re looking for.)
-
1
Create your artifact.[1]
This is very important if you are to create an adventure story, your artifact could either be based from true objects (the Excalibur, apple of discord, etc.) or you could make one up! Does your artifact possess supernatural powers? Be free and creative! Have fun. -
2
Create your hero. Every adventure story must have a hero or else the events will not untangle![2]
You could choose what your protagonist could be, is he/she male or female? What’s his/her educational degree? Why is he/she interested in the artifact? It’s your call!Advertisement
-
3
Create your sidekick.[3]
Adventure stories are no fun if the hero goes solo, that’s why you must create a sidekick (usually a leading lady, a child, etc.) Is your sidekick loyal or is he a traitor? Is he/she male or female? It’s also your decision. -
4
Create your villain. Now if there’s good, there is always bad, that’s why you must make a villain. Is your villain alone or with some companions? Does he repent or not?
-
5
Create your story.[4]
Now this is the most fun part in making an adventure story. You get to choose, arrange and decide the fateful events in your story. Make a draft and put it aside so that when you’re done making the story, you can polish your story’s details. Does the villain die? Is the artifact retrieved? -
6
Arrange your story. When you’re done with the drafts, you must arrange your events and start to polish your adventure story’s details.[5]
Here you can see the plot spaces and could change a certain event in the story. -
7
Create a title! Since your adventure story is already done, write its title! It must be connected to your story and it must be inviting to your listeners. After making your adventure story, go share it with your friends!
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do I avoid making a cliche artifact?
Think about the motivation of your character. Why do they need to find this artifact? If you have a unique character you can come up with a unique need for the artifact. That being said: there’s nothing original under the sun. Don’t be afraid to do something someone else has already done, just make it your own! There’s a great book called Steal Like An Artist all about where to find inspiration. It’s a good read if you’re feeling blocked because it will motivate you to find your inspiration in the things you enjoy yourself.
-
Question
How do I write extended sequences about traveling without making it boring?
Describe in detail the surroundings of the area your character is traveling in. You could also break up a traveling sequence with flashbacks or important dialogue, or, if your narrative allows for it, switch to following another character while that character is in transit.
-
Question
When I write, the story doesn’t seem to have a good plot when I read over it. How can I improve my writing?
Make sure you have an outline before you write. Whether it be a simple paragraph that explains what happens in order, or full on character designs and a step by step plot, you need something that outlines a plot before you start to write. From there you can change your story to fit what you want and write it eventually! Find a good spot where you can brainstorm, get a pen and a bunch of paper, and just write down everything you come up with, eventually putting it in an outline.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
Make cliff-hanging obstacles that are near death for your hero to overcome.
-
Don’t just focus on the artifact. Give your heroes a little or big problem they have to face from the villain.
-
Be much convincing. You must be convincing when telling your adventure. For instance, your story must cope up with your setting because how can your listeners relate to the story if it’s about Nazis chasing a treasure hunter in the year 2011? Nazis only existed from the 1930s-1950s.
Show More Tips
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
-
Never mock or insult anything based from real life.
-
Don’t prolong your story. Your listeners might get bored.
-
Be original. You must make your own story, don’t copy from others or else you’ll be a criminal for infringement. In case that you based your story from an inspiration (movie, novel, etc.) make your own concept out of it.
Advertisement
Things You’ll Need
- pencil or pen
- An eraser
- computer, notebook, or paper (for writhing)
- reference sources
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 158,608 times.
Did this article help you?
Как написать приключенческий рассказ
Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.
Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.
«Создавая бестселлер»
Главная идея
Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.
Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.
- Что вы хотите, чтобы читатель понял по прочтении книги?
- Зачем вы пишете книгу?
- Что вы хотите сказать?
- Какой общий вывод от прочитанного вы хотите внушить читателям?
Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.
Примеры главной идеи
Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.
- Духовный путь полон препятствий, но если человеком движет самоотверженная страсть, он сможет измениться настолько, чтобы побороть боль и снова полюбить (Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби»)
- Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
- Твой дом там, где твое сердце (Билли Леттс «Там, где сердце»)
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник
- Преданность семье ведет на путь преступлений (Марио Пьюзо «Крестный отец»)
- Люди, оставленные справляться собственными силами, как правило, естественным образом обращаются к жестокости, дикости и варварству (Уильям Голдинг. «Повелитель мух»)
- Совесть, любовь и верность важнее, чем социальное положение, богатство и успех (Чарльз Диккенс «Большие надежды»)
Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.
План на основе подсчета страниц
Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).
В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник
Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.
Начало
Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.
- Вы договариваетесь с читателем, о чем будет, а о чем не будет ваша история.
- Даете представление о времени и месте действия.
- Развиваете драматическое действие и лежащий в его основе конфликт.
- Знакомите читателя с протагонистом и другими персонажами, показываете, кто они, их характер и роль в истории.
- Показываете ближнюю цель героя и даете намек на его дальнюю цель.
- Знакомите в общем виде с главной идеей произведения.
Кто такой протагонист
Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.
Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник
Его эмоциональное развитие, то, как он переживает события, испытания, взлеты и падения, составляют основу книги. Вы можете даже составить эмоциональный профиль героя. Вот, к примеру, профиль героини из романа «Причуда» .
- Эмоциональный профиль героини
- Имя: Рэй.
- Недостатки: подозрительна, возбудима, предубеждения, на краю.
- Страхи: сходит с ума, убивает себя.
- Сила: непоколебимость, дисциплина, упрямство, воля.
- Ненависть: быть испуганной.
- Любовь: внучка, работа с деревом.
- Мечта: быть нормальной.
- Тайна: на секунду ей показалось, что она может убить ребенка.
Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.
Антагонист
В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.
Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник
Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.
- Другой персонаж: семья, друзья, коллеги, враги или любимые.
- Природные причины: ураганы, землетрясения, наводнения, законы физики.
- Общество: религия, правительство, обычаи.
- Механизмы: машины, роботы, космические корабли, мотоциклы.
- Бог: мистические представления.
- Сам протагонист: внутренний мир, ошибки прошлого, страхи, пороки, сомнения, моральный выбор, сила воли.
Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.
Драма или нет?
Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.
Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник
- Если протагонист не контролирует ситуацию, мы начинаем сомневаться в исходе дела. И это добавляет драматизма.
- Если кто-то другой одерживает верх, мы не знаем, чем это в итоге закончится. «Получит герой то, чего он хочет, или нет?» Этот вопрос подогревает ощущение драмы, и читатель старается поскорее узнать, как все разрешится.
Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.
Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник
Вот некоторые примеры пассивного действия:
- два персонажа смотрят на витрины и болтают;
- персонаж показан в ситуации превосходства;
- два персонажа идут по пляжу;
- персонаж готовит завтрак и садится за стол.
Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.
Как создать конфликт
В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.
У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник
Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.
- Сделайте так, что тому, что или кого любит ваш протагонист, угрожает опасность. Это заставит героя принять решение и действовать. Повысьте ставки и сделайте угрозу в следующем эпизоде большей, чтобы конфликт рос.
- Заставьте ваших героев хорошенько побегать. Поместите протагониста в самую гущу того, что он ненавидит, и покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее.
- Покажите, как главный герой выходит на передний план вопреки своему самому большому страху.
- Сообщите читателю, какая главная мечта у вашего протагониста, а потом покажите, как его пороки не дают ему достичь этой мечты.
Флешбэки
Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.
Кадр из фильма «Английский пациент». Источник
Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.
- Не используйте их слишком много: чем меньше, тем лучше.
- Постройте сюжет для флешбэка, пусть в нем будет конфликт и напряжение. (Флешбэк должен быть мини-историей внутри большой истории.)
- Возвращайтесь в прошлое, только если оно имеет непосредственное влияние на настоящее.
- Прежде чем обращаться к флешбэку, заложите для читателя надежный фундамент в самом начале основной истории: кто есть кто, где, когда и почему.
- Прежде чем нырнуть в предысторию, дайте читателю какую-нибудь неповторимую, запоминающуюся подробность. Возвращаясь в настоящее, снова упомяните эту деталь. Так читатель будет понимать, где вы отправили его в предысторию и где вернули обратно.
- Ясно укажите дату или время, в которое вы возвращаетесь. И укажите настоящее время, когда вы вышли из флешбэка.
- Если вы чувствуете, что вам просто необходим флешбэк, дотерпите до середины. К этому времени читатель уже свыкнется с основной линией, и ему будет не так дискомфортно перемещаться туда-сюда во времени.
Больше драматизма!
Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.
Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.
- Призовите на помощь антагонистов. Пусть:
— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;
— герой сталкивается со стихийными бедствиями;
— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;
— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;
— по дороге на важное событие у героя ломается машина;
— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;
— ему попросту не хватает времени;
- Поставьте в середине книги предзнаменования, которые повысят общее напряжение, конфликт и тревожность вашего сюжета.
- Пропишите в подробностях реакцию героя на препятствия — так вы сможете более глубоко раскрыть его эмоциональное развитие.
- Запутывайте героя и разрушайте ожидания читателя. Допустим, персонаж (или читатель) считает, что он установил личность убийцы. Герой идет сразиться с этим мерзавцем — и внезапно наталкивается на его труп.
Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник
- Не раскрывайте все сразу. Оставляйте намеки и сплетайте сеть подробностей, которые еще предстоит узнать. Подкармливайте тревогу, связанную с неизвестностью. Любопытство, желание узнать ответы на все поставленные «почему» и «как» будут затягивать вашего читателя все глубже и глубже в историю.
- Добавьте второстепенную сюжетную линию, которая будет связывать и поддерживать главную, придаст разнообразия и усложненности.
Не надо клише
Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.
Продуманные детали
Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.
Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник
- К примеру, многие эпизоды в середине книги «Тайная жизнь пчел» Сью Монк Кидд включают в себя технологии пчеловодства. Читатель много узнает о меде и пчелах. В то же время глубже понимает персонажей.
- Книга Джона Ирвинга «Правила виноделов» рассказывает о том, как собирать яблоки и делать сидр.
- А действие романа Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна» повествует о врачебной практике.
Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.
Источник статьи: http://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2018/09/19/ya-sochinyayu-roman-kak-napisat-istoriyu-kotoraya-sidit-u-vas-v-golove/
Сегодня утром, преодолевая стылый, залитый дождями путь до конторы, задумался о том, как визуально-алгебраически можно типировать все возможные сюжеты приключенческой литературы и не только. И пришёл к мысли, что, задумывая «Тентаклиаду», я спонтанно сторонился одних и тянулся к другим формулам, которые только сейчас собираюсь сформулировать.
Формулировка пока достаточно сырая, но там есть зерно, которое я очень хочу обозначить. Итак.
Схема 1а. Приключение-вектор.
Подавляющее большинство приключенческих повествований строятся по принципу линейного передвижения от одной точки до другой. Приняв за «А» исходный пункт, где герой (герои) начинает своё приключение, мы можем представить сюжетную структуру так:
А — B — C — D — … — N
Герой движется от одной географической (эмоциональной, философской, событийной) локации к другой, а от другой к следующей. Каждая предыдущая территория может давать «ключи», «подсказки» и прочие «висящие на стене ружья» для последующих остановок героя, а может и не давать. Главное, что герой всегда движется вперёд, не поворачиваясь вспять, в крайнем случае лишь мысленно возвращаясь к каким-то аспектам предыдущих локаций. По этому принципу построено 90% фэнтези-литературы и 99% сюжетных видеоигр. В случае с играми такое объяснимо и оправдано в чуть большей степени, поскольку изначально заданная парадигма гейм-дизайна предполагает движение от одного уровня к другому. Для приключенческой литературы же, на мой взгляд, это самый простой и тривиальный путь формирования сюжета.
Схема 1б. Приключение-цикл.
Как вариация линейной схемы, ещё возможна такая:
А — B — C — D — … — N — A
В самом конце путешествия герой замыкает круг и возвращается домой. Например, «Властелин Колец» или «Алиса в Стране Чудес» построены по этому принципу. Однако сущностного наполнения такой финт ушами не добавляет: возвращение на родину, как правило, нужно лишь для эмоциональной галочки, оно не сюжетообразующее, ему посвящены минимальные абзацы в самом конце. Вся основная фабула приключенческой истории такого типа лежит строго между «А» и «А», самих «А» практически не касаясь.
Последнее время мне такая схема интересна всё меньше, хотя примеров её всё больше. В ней всегда имеется соблазн для придумщика скатиться в казуальную сериальность: просто клепать один за одним сюжетные модули и помещать в них героя. Механическая процедура нанизывания, часто страдающая от недостатка изобретательности.
Схема 2а. Приключение-петли.
Гораздо интереснее, когда пункт «А» является по-настоящему отправным и играет ключевую роль как в становлении героя, так и в его приключении. В этом конструкте герой всегда возвращается в свой основной ареал обитания следующим образом:
А — B — A — C — A — D — A
По этому принципу выстроены «Приключения Синдбада», «Три мушкетёра», «Гаргантюа и Пантагрюэль». И если в случае с Синдбадом возвращение в «А» имеет чисто номинальный характер (и, тем самым, приближает эту историю к первой схеме), то у Дюма «А» (если мы принимаем за «А» Париж) — чуть ли не основная площадка для развёртывания фабулы. В сфере видеоигр абсолютным шедевром нанизывания петель является «Shadow of the Colossus». Мы исследуем мир постепенно, кругами, плавно увеличивая окоём, расширяя картину мира и его понимание, каждый раз переживая новое приключение и каждый раз начиная из отправной точки. Это очень здорово. В более серьёзных жанрах повествования по сути только «А» и существует. Приключенческий жанр всегда придаёт герою вектор ускорения к новым точкам, однако, будучи «лёгким» жанром, так часто забывает про это самое «А»! Схема «петель» же как раз даёт почувствовать как мир снаружи, так и мир внутри. Она добавляет живости и убедительности, насыщает произведение настоящими героями и событиями, даёт почувствовать почву под ногами.
Схема 2б. Приключение-спираль.
Наконец, самое для меня интересное, но так мало представленное, это постепенная трансформация изначального отправного пункта при каждом его очередном появлении в сюжете:
А1 — B — A2 — C — A3 — D — A4
Каждая локальная «петля» сюжета накладывает отпечаток на «возвращение домой». Т.е., «В» превращает «А1» в «А2», «С» превращает «А2» в «А3» и т.д. Внезапно, примером такого построения оказывается «Гарри Поттер». Несмотря на все мои серьёзные претензии к последним книгам (в основном, по художественной части), следует отметить, что от книги к книге Хогвартс меняется всё сильнее и сильнее. Каждый раз, возвращаясь назад, герои вынуждены решать новые проблемы и подстраиваться под новые обстоятельства. По принципу спирали написаны романы А. Иванова — и «Золото Бунта», и «Сердце Пармы». Мир здесь одновременно и герметично-локален (с уникальной атмосферой, духом и мифологией) и, вместе с тем, массивен, дискретно разнообразен. При этом герой — обязательно! — сплавляясь ли по реке теснин, отправляясь ли воевать за Камень, перемещаясь ли пленником в Москву, всегда возвращается в свою цитадель — и географически, и психологически — причём совершает это не единожды. И всякий раз эта цитадель, сохраняя свои изначальные черты, изменяется — как в рамках событийной фабулы, так и в рамках символического, духовного своего значения.
Именно эту схему спирали мне хочется использовать в «Тентаклиаде». Она представляется и по-философски глубокой, и легко захватывающей, интригующей. Фактически, это схема эволюции без отрыва от неких констант. Она позволяет углубиться в вопросы, интересующие автора и узкий круг читателей, и, при этом, остаётся летящим приключением для широкой аудитории.