Как написать очерк о человеке
По мнению Горького, «осью очерка… всегда должны быть живые люди». Есть еще одно важное уточнение писателя: очерк стоит где-то между исследованием и рассказом. Этот нелегкий жанр действительно вбирает в себя и рациональность фактов, и эмоционально-образное их отражение. В хорошем портретном очерке документализм, публицистика и художественное творчество гармонично взаимодополняют друг друга, и рассказ о человеке становится правдивым, интересным и живым повествованием.
Инструкция
Очерк — один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного очерка — личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый — это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй — его внутренняя жизнь.
Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и интервью с теми, кто его хорошо знает — основные источники информации. Главное — понять человека, о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он живет, чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.
Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь — не подменить интересный рассказ изложением анкетных данных. Читателю интересна человеческая натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.
Описывая тот или иной поступок героя вашего очерка, покажите его мотивацию. При этом важно образно прокомментировать индивидуальные и типические черты характера, психологические особенности личности. И вам, и читателю должны быть интересны оригинальные мысли выбранного вами лица.
Каждый человек неминуемо связан и с общественно-политическими, и с экономическими, и с социально-нравственными процессами, происходящими в обществе (как неакадемически это звучит). Важно уметь в том или ином событии индивидуальной жизни показать связь с этими процессами, отношение к ним. Попытайтесь соотнести социальный опыт вашего героя с опытом его поколения. Возможно, у вас получится сделать некую реконструкцию исторического события через факт, яркую деталь его биографии.
Если ваш выбор — персона с большими общественными заслугами, подчеркните примерами значимость всех достижений. Публицистическая составляющая в таком очерке будет значительной, а тема духовных исканий, творчества — одной из основных. У хорошего очерка есть одно примечательное качество. Он дает читателю не только познание чужой жизни, иного жизненного опыта, ошибок и мечтаний, но и подталкивает к осмыслению своих.
Обратите внимание
Начинающих очеркистов часто волнует вопрос: допустим ли авторский вымысел в очерке? Фантазия, никак и ничем не связанная с реальными событиями из жизни человека, неприемлема. А вот домысел как художественный прием уместен, если нет искажения самого факта. Классический пример — описание настроения человека в той или иной ситуации. Достоверно это может знать только сам человек. Но предположить и образно описать эмоции героя в конкретных обстоятельствах можно.
Полезный совет
Будьте внимательны к деталям и любой уникальности в жизнеустройстве героя вашего очерка. Постарайтесь открыть в выбранном индивидууме особые черты характера, «изюминку» в профессии или хобби, своеобразие в отношениях с родными и друзьями. Попробуйте описать его необычный взгляд на привычные вещи. Любой «говорящий» штрих может сделать образ живым и привлекательным.
Источники:
- портретный очерк пример
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Какие истории запоминаются, каково главное требование к герою, почему глагол важнее прилагательного, а первый абзац надо писать последним — главное из мастер-класса Оксаны Силантьевой «Истории о людях человеческим языком».
«Нам нужны хорошие истории, потому что их легко запомнить и пересказать. Эмоциональные истории увлекают, удерживают внимание. И важно, что истории задают модель поведения. Лучше написать одну историю в неделю, которая вас драйвит, чем восемь пресс-релизов», — считает мультимедийный продюсер, руководитель Лаборатории мультимедийного опыта Silamedia Оксана Силантьева.
Cодержание
- Рассказывайте о том, что вас драйвит
- Выбирайте героя, который преодолел препятствия и изменился
- Вам поможет хронология
- Заголовок и первый абзац делайте в конце
Рассказывайте о том, что вас драйвит
Запоминаются истории, в которых есть сильная эмоция, именно она цепляет людей. А чтобы эта сильная эмоция была, рассказчик должен гореть темой. Обдумайте, о каком герое вы хотите рассказать, в чем смысл истории, почему она важна, почему может быть интересна людям. Помните, что конкуренция огромная, и если вы сами не испытываете эмоций к герою, к теме, ваша история не взлетит.
Чтобы написать хорошую эмоционально цепляющую историю, нужно общаться с человеком лично, а не в переписке, не в зуме.
Важно находиться в атмосфере человека, заражаться его эмоциями, чтобы потом их передать. Без личной встречи получаются только сухие, неэмоциональные истории.
И важно: если сам рассказчик чувствует себя выгоревшим, у него тоже не получится история. Сначала нужно «починить» себя, потом рассказывать истории.
Выбирайте героя, который преодолел препятствия и изменился
Без изменения героя нет истории. У героя должна быть проблема, задача, цель, мечта. Он должен преодолевать внутренние и внешние препятствия, пробовать много раз, сталкиваться с разными реакциями людей на него и, наконец, достигать гештальта — получать свою цель.
То есть еще год назад невозможно было что-то представить, были внешние и внутренние трудности, человек пробовал раз, пробовал еще раз, наконец находил выход и получал желаемое. Например, в 19 лет героиня получила травму позвоночника и села в инвалидную коляску, пять лет не выходила из дома, потому что некому было вынести ее с пятого этажа. А потом переехала, познакомилась с активными людьми, у которых когда-то были похожие проблемы, и сейчас она руководит организацией и танцует на коляске.
Вам поможет хронология
Прописать хронологию нужно, чтобы разобраться что к чему: как история развивалась в реальности, что и в каком порядке с героем случилось. На основании хронологии вы построите скелет истории.
Начните с того, что напишите на стикерах действия, которые происходили с героем. Один стикер — один глагол.
В режиссерских и писательских мастерских часто делают такое упражнение: несколько месяцев не употребляют в речи прилагательные, чтобы перестроить мозг на понимание того, что все в мире — это действие. И вам нужно научиться видеть историю через действие.
После того как соберете слой действий, нужно добавить эмоции: что чувствовал герой в момент каждого действия. Эмоции связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий. Дальше на каждое действие с эмоцией допишите реакцию среды: что говорили близкие, соседи, коллеги, кто и как поддерживал, кто и почему осуждал.
И вот теперь можно выстраивать логику истории. Интересно и важно, что когда вы уже рассказываете историю, не нужно соблюдать хронологию, можете начинать в любом порядке — хоть с середины, хоть с завязки, хоть с финала.
Заголовок и первый абзац делайте в конце
Первый абзац или первый кадр имеют большое значение. Люди по первому абзацу принимают решение, будут они читать дальше или не будут. И принимают такое решение не на уровне логики, а исключительно на уровне эмоций. У вас есть три секунды, чтобы зацепить читателя.
Заголовок и первый абзац делайте в конце. Посмотрите на всю восстановленную историю, проанализируйте эмоции и задайте себе вопрос: что из этого самое заразительное, удивительное, самое цепляющее, самое вытаскивающее эмоции. С этого и нужно начинать историю.
Подытожим. О чем нужно помнить, когда пишете историю:
- нужен герой, который обязательно должен измениться в процессе — без поворота сюжета истории не бывает. Можно рассказать историю о себе, другом человеке и даже о коте. Если вы продвинутый рассказчик, можете попробовать рассказать историю от имени дома;
- сюжет, где герой сталкивается с внутренними или внешними препятствиями, где есть переломный момент;
- поддерживающие и противостоящие реакции людей. Если мы не покажем, как реагирует окружающая среда, история будет непонятной. Бывает так, что чья-то реакция может стать первым абзацем, первым кадром.
Какой бы роман, рекламный ролик вы не взяли, везде есть эти составляющие. История, где все это есть, будет зажигательной и зацепит самые разные аудитории.
Мастер-класс Оксаны Силантьевой прошел 27 октября на конференции «Медиа/НКО}профи». Конференцию организовали Агентство социальной информации и центр «Благосфера» в партнерстве с Лабораторией мультимедийной коммуникации Silamedia при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.
Событие проходит с 2017 года, в предыдущие годы — под названием «ЗаЧем будущее социальной журналистики?».
Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.
Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
Фонд «Искусство, наука и спорт» обучает СО НКО в четырех регионах России, проводит конкурс грантов на участие в профильных конференциях и кратких стажировках для сотрудников НКО и конкурс проектов, направленных на развитие связей с местным сообществом и горизонтальных внутрисекторных связей, поддерживает любительский спорт, спортивную и культурную интеграцию людей с инвалидностью.
Центр «Благосфера» создает условия для того, чтобы люди приходили в благотворительность и могли больше узнать об организованной благотворительности и некоммерческих организациях: в центре проходят события московских некоммерческих организаций, работают книжный и киноклуб, работает благотворительный магазин фонда «Второе дыхание», пункты буккросинга, сбора батареек и макулатуры, есть коворкинг для НКО и инициативных групп.
Благотворительный фонд Владимира Потанина помогает НКО внедрять технологию эндаумента, выделяет гранты на развитие компетенций сотрудников НКО, на основную деятельность НКО и учреждений культуры в период кризиса, поддерживает лучшие практики личной филантропии и альтруизма, в 75 вузах России реализует стипендиальную программу и предоставляет гранты преподавателям, поддерживает проекты Государственного Эрмитажа и помогает развивать спорт как социальный феномен.
Фонд Тимченко — один из крупнейших семейных благотворительных фондов страны, который работает в 80 регионах России с 2010 года. Общая сумма расходов на программную деятельность превысила 7,9 млрд рублей. За 11 лет работы Фонд поддержал 4 461 проект. С 2023 года Фонд будет поддерживать местные сообщества на малых территориях (до 200 тысяч жителей) по двум направлениям — «Забота в ближайшем окружении» и «Развитие детей и подростков». Три целевые группы, которым будет помогать Фонд — уязвимые люди старшего возраста; семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; а также дети и подростки.
Если вас заинтересовал данный жанр и вы хотели бы попробовать написать биографический очерк, тогда прежде, предлагаю вам ознакомиться с ним поближе и узнать:
- что такое очерк,
- жанровые особенности и характерные черты очерка,
- какие виды очерков существуют, и чем они отличаются,
- какие методы используются при написании биографического очерка,
- объем и структура краткого биографического очерка,
- откуда взять информацию для написания очерка и о чем вообще писать.
В современной периодической печати наблюдается достаточно активный рост изданий, специализирующихся на биографической тематике. В качестве примера можно привести такие журналы “биографической” направленности, как: “Биография”, “Имена”, “Интервью”, “Караван историй”, “Коллекция Каравана историй”, “Story”, “Итоги”, “Огонек”, “Русский репортер”.
Популярность биографических очерков будет сохраняться до тех пор, пока у читателя есть интерес к индивидуальности и уникальности отдельного человека.
Что такое очерк
Очерк – это одна из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики.
Это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.
В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или личность, основываясь исключительно на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
Относится очерк к публицистическому стилю речи, а именно к его художественно-публицистическому жанру.
Подробнее о публицистическом жанре читайте в статье “Характерные особенности, черты и основные жанры публицистического стиля речи”.
Такой тип текста относится к особому виду журналистики – к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.
Мастерами и родоначальниками данного жанра считаются: А.М. Горький, А.П. Чехов, Г.И. Успенский, В.Г. Короленко, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и многие другие.
Жанровые особенности очерка и его характерные черты
К жанровым особенностям и характерным чертам очерка можно отнести следующие характеристики:
- художественная образность;
- эмоциональная насыщенность;
- наличие авторского мнения;
- описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
- объединение репортажного и исследовательского (аналитического) начала;
- в зависимости от темы стиль написания очерка может быть формальным или неформальным (чаще);
- встречаются сленговые и жаргонные слова;
- использование фактов, свидетельств, цитат для подтверждения точки зрения автора.
Статья “Как написать информационную заметку в публицистическом стиле: структура заметки, виды и примеры текстов заметок”.
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Основные виды очерков
Выделяют 4 основных вида очерка:
1. Портретный или биографический очерк
Предметом данного очерка выступает личность, причем не вымышленная, а взятая из реальной действительности. Основная задача автора состоит в том, чтобы раскрыть внутренний мир героя, его ценности и характер. Простого перечисления фактов из биографии будет недостаточно.
2. Проблемный очерк
Из названия уже становится понятно, что в центре данного очерка находится изучение какой-то проблемной ситуации. Проблемный очерк можно сравнить со статьей. Как и в статье, очеркист исследует проблему, выясняет причины ее возникновения, дальнейшее развитие и пути решения. Отличие же очерка от статьи состоит в том, что в очерке автор как будто ведет диалог с читателем: делится своими мыслями, исследует конфликтные ситуации, пытается добраться до сути проблемы и осмыслить происходящее. Такое наблюдение за развитием конфликта нередко вызывает переживания и различные эмоции, как у читателей очерка, так и у его автора.
3. Путевой очерк
Путевой очерк представляет собой описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия. Чаще у журналиста уже есть основная идея, а также замысел для будущего очерка и цель командировки, а полученные в поездке впечатления и факты уже “работают” на эту идею. Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны.
Данный вид очерка считается наиболее серьезным и объемным.
4. Исторический очерк
В таком очерке автор в хронологическом порядке излагает исторические факты и события, связанные с предметом исследования. Анализирует исторические сведения и дает им собственное толкование.
Как написать биографический очерк: художественный и теоретический метод
Процесс написания очерка достаточно трудоемкий. Чтобы написать очерк недостаточно просто выбрать тему, собрать и проанализировать информацию.
Основная задача автора заключается в том, чтобы полученную информацию переосмыслить и преобразовать в особую очерковую форму.
При написании очерка используются два метода:
- Художественный
- Теоретический.
Теоретический подход применяется в том случае, когда основным предметом очерка является проблемная ситуация.
А вот если журналисту необходимо написать очерк о заинтересовавшей его личности, тогда применяется художественный метод, который позволяет раскрыть достоинства и недостатки человека, углубиться в его психологию и понять характер героя.
“Степень” художественности очерка может варьироваться в зависимости от его цели: один текст может быть более конкретизированным и документальным, а другой – максимально творческим.
Таким образом, в каждом очерке должны присутствовать и художественное творчество, и факты в различных пропорциях (в зависимости от цели и тематики) .
Часто сам материал для сюжета настолько насыщенный, непредсказуемый и сенсационный, что журналисту остается лишь изложить в очерке всю полученную информацию, не прибегая при этом к дополнительной художественной обработке.
Как написать краткий биографический очерк
Как мы уже выяснили, предметом портретного или биографического очерка является личность – не придуманный герой, а человек из реальной жизни. И задача автора заключается в том, чтобы на основании имеющихся фактов из биографии создать “портрет” этого человека. Читая очерк, аудитория должна понять:
- кем является его главный герой,
- какие у него ценности,
- что повлияло на его становление, как личности,
- какие у него достоинства и недостатки,
- и, в целом, понять его внутренний мир и характер.
Какую информацию включить в биографический очерк
Во-первых, в биографическом очерке следует указать основную информацию об его герое: имя, фамилию, дату и место рождения, происхождение, деятельность и основные достижения. Но это не должно быть похоже на перечисление анкетных данных.
В очерке на первом месте – характер и внутренний мир героя. Поэтому автору необходимо через факты, взятые из биографии героя, раскрыть, например, причины тех или иных его поступков, попытаться понять, как мыслил герой, оказавшись в различных жизненных ситуациях, как он взаимодействовал с другими людьми и т. д.
Как видите, написание очерка – это, в большей степени, творческий процесс.
Очерк – это зеркало нашего социума и его ценностей.
Объем биографического очерка
Так как в данной статье речь идет, в первую очередь, о кратком биографическом очерке, тогда уместно будет сказать о приблизительном его объеме – это около 500 слов (стандартная страница формата А4 с одинарным интервалом).
О чем писать в биографическом очерке
Если при написании “обычного” очерка автор не ограничен в количестве слов, то в случае создания краткого портретного очерка у автора есть определенные рамки.
Поэтому сначала нужно будет изучить всю информацию о заинтересовавшей вас личности, а только потом выбрать самые яркие и примечательные факты, события из жизни героя. В очерке напишите, каким образом данные события повлияли на героя.
Все это поможет вам сделать текст более насыщенным, эмоциональным и запоминающимся для читателя.
Структура краткого биографического очерка
После того, как вся информация собрана, вам следует решить, каким образом структурировать материал:
- будете рассказывать о герое очерка в хронологическом порядке, то есть описывать явления, события из человеческой жизни в их временной последовательности,
- или сначала поведаете о самых интересных фактах из его биографии, и только потом обрисуете общую картину жизни героя,
- или же построите свое повествование на принципе логической последовательности, что характерно для очерка-анализа и очерка-исследования.
В современных портретных очерках используется смешанная структура повествования.
Биографический очерк: источники информации
Конечно, самым ценным источником информации для биографического очерка будет его первоисточник – это интервью с героем истории.
Если же такой вариант невозможен, тогда используйте исключительно достоверные, подтвержденные и точные сведения. Это могут быть:
- личные дневники и письма;
- автобиография;
- фото-и кинодокументы, которые имеют отношение к жизни героя и к его окружению;
- личные вещи;
- и, конечно, информация из Интернета (но только проверенные, официальные источники).
Самые лучшие биографии получаются тогда, когда журналист лично знаком с тем, чью жизнь описывает, может наблюдать за поведением этого человека, быть свидетелем каких-либо его поступков. Это позволяет обогатить материал авторскими впечатлениями, указать на какие-то тонкие детали во внешности или характере героя, которые могли ускользнуть от других людей. Наблюдение – очень эффективный способ получения информации, но, к сожалению, его удается использовать далеко не всегда. Поэтому источником основных сведений для современных биографий чаще всего становится интервью с героем будущей публикации.
cheloveknauka.com
Автор очерка на свое усмотрение отбирает факты из жизни героя, на их основании создает целостный образ героя и дальше предоставляет читателю право самому сделать выводы, составить личное мнение о человеке.
Пример краткого биографического очерка
“САМА со СМА. Как девушка с редким генетическим заболеванием меняет свою жизнь и жизнь других
Вике Тарасевич 19 лет. У нее сложное генетическое заболевание — СМА 2 типа. Но девушке внимание к болезни не нравится. И описание такое не понравится. Потому что оно не крутое, а Вика — крутая. В прошлом году она закончила школу с золотой медалью. Поступила в БГУ на заочное обучение на факультет философии и социальных наук. Удаленно начала учебный курс по веб-дизайну в Мичиганском университете США. Добилась, чтобы в ее доме установили нестандартный пандус — вертикальную платформу. А в ноябре зарегистрировала некоммерческую благотворительную организацию — «Связанные добром с Викторией». Чтобы менять не только свою жизнь, но и жизнь других людей с инвалидностью.
ИМЕНА уже писали, что Вика — восьмой ребенок в Беларуси, которому официально поставили диагноз «спинально-мышечная атрофия». При таком заболевании слабеют мышцы. Сначала становится тяжело двигаться, а затем — есть и дышать. 18 лет назад врачи в поликлиниках и реабилитационных центрах не знали, как помочь девочке. Родители по крупицам собирали информацию о болезни, а от отчаяния даже возили Вику к бабкам-целительницам.
Стало легче, когда в семь лет Вику взял под опеку Белорусский детский хоспис. У девочки появился откашливатель, кровать на пульте управления, шезлонг для купания. Постоянно приезжали врачи — консультировали, оказывали паллиативную помощь. Практически каждое лето Вика ездила в лагерь, организованный хосписом.
Чуть позже в жизни Вики появилась организация «Геном» — и снова можно было немного выдохнуть. К девочке постоянно приезжала педиатр Татьяна Шевко, «Геном» помог получить аппарат неинвазивной вентиляции легких.
Изменить ситуацию
В детстве Вика с семьей — родителями и старшим братом — жили в небольшом поселке в Волковысском районе, затем переехали в Мачулищи возле Минска, а позже — в Минск. Папа Вики — военный, мама закончила курсы швеи, но по специальности работать не получилось — нужно было ухаживать за девочкой. О своем выборе мама — Марина — вряд ли жалеет. Судя по теплому взгляду на дочку. А еще — по заботливо собранным в папку детским рисункам и вырезкам из газет со статьями о Вике.
Вика решила изменить ситуацию. Сначала просто размышляла, как можно помочь людям с инвалидностью не закрываться в себе и в четырех стенах. Обсуждала варианты с Анастасией Корюкиной — автоволонтером Белорусского хосписа. Девушки познакомились, когда Анастасия подвозила Вику с мамой до хосписа. Потом тесно общались, вместе мечтали и строили планы, как будут помогать людям с тяжелыми диагнозами. А 20 ноября 2020 года оформили благотворительную организацию «Связанные добром с Викторией». Вика — учредитель, Анастасия — директор.
Вика хочет, чтобы ее организация была своего рода клубом, где все подопечные общаются, поддерживают друг друга, предлагают идеи для общих мероприятий. Участники клуба — не только люди с диагнозами, но и их семьи, которым тоже нужна помощь.
Пока Вика с Анастасией взяли шефство над 20 семьями, в которых есть люди с тяжелыми диагнозами — дети и подростки. Девушки организовали несколько мастер-классов для своих подопечных — лепили из глины, делали украшения из бисера. Вместе съездили в музей, а позже — в хаски-парк, чтобы пообщаться с собаками.
Цель номер один для «Связанные добром с Викторией» — расшевелить людей, вдохновить Викиным примером, помочь найти интересное занятие, не обязательно учебу или работу. В планах у девушек — больше привлекать подопечных к работе организации.
Как вы можете помочь
Дети-невидимки — так с горечью иногда называют сотрудники «Генома» своих подопечных — людей с тяжелыми генетическими заболеваниями. Потому что социальные службы и государственные медучреждения их практически не замечают. Вылечить их нельзя или крайне сложно. Но они живут и часто делают гораздо больше, чем люди, умеющие сидеть, ходить и бегать. Как Вика Тарасевич, которая вопреки диагнозу меняет свою жизнь и жизнь других людей. «Не надо напоминать про мои ограниченные возможности. Меня никто не ограничивает. У меня просто есть повышенные потребности», — говорит Вика.
Заметить таких людей и помочь им можете и вы. Для этого переходите на страницу проектов, выбирайте один или два — и нажимайте кнопку ПОМОЧЬ.”
Автор: Анастасия Волкова imenamag.by
Заключение
Биографический очерк кроме развлекательной и познавательной задачи выполняет еще одну важную функцию – помогает читателям сформировать собственные нравственные ориентиры и моральные ценности.
В очерках о жизни других людей автор показывает примеры того, как можно найти выход из сложной жизненной ситуации, в чем кроется секрет счастья и успеха, в чем заключается смысл жизни, что такое добро и зло, и где та грань, которую переходить нельзя и многое, многое другое.
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо!
Источники информации:
- http://cheloveknauka.com/biograficheskiy-ocherk-v-sovremennoy-rossiyskoy-zhurnalnoy-periodike
- Жанры периодической печати: учебное пособие. Александр Алексеевич Тертычный
Фото на обложке статьи – alamy stock photo
пособие для начинающих авторов
Как написать рассказ:
Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.
Как научиться писать рассказы
Костяк любого хорошего рассказа — это:
- четко выраженная сюжетная линия;
- наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
- максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
- персонажей должно быть не много.
Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.
Как найти идеи для рассказа
Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.
Заведите несколько полезных привычек:
- Записывайте все, что приходит вам в голову.
- Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
- Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
- Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.
Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.
Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.
Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..
Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.
Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.
СМИ, историческая литература, дневники
От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.
Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.
Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.
Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.
Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.
Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».
Книги по писательскому мастерству
Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.
Стоит прочитать:
- «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
- «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
- «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
- «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
- «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
- «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
- «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.
Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:
- главный герой;
- время действия;
- сюжет;
- конфликт;
- тема.
Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.
И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:
Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);
Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)
Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);
Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).
Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).
Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).
Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.
Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:
Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).
Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).
Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).
Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).
Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.
Четыре главных графы:
Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.
Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.
Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?
Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.
Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.
Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:
- против другого персонажа;
- против Бога (богов);
- против самого себя;
- против природы;
- против общества;
- против техники или технопрогресса.
Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.
Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.
Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.
Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.
Как составить план рассказа
Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.
Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:
От чьего лица будет вестись повествование.
Какой будет первая сцена.
Каким будет переход от введения к основной проблеме.
Какой окажется кульминация.
Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.
На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.
Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.
План:
Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.
Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.
Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.
Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.
Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.
Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.
Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.
Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.
Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.
С чего начать писать рассказ
К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.
Но для начала определите тип повествования:
Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).
Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.
Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.
Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.
Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».
Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.
Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.
Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:
- длинных описаний природы и погоды;
- знакомства со всеми персонажами разом;
- безымянных диалогов;
- отсутствия главного героя;
- слишком подробного описания главного героя;
- начала по будильнику;
- вычурности и клише.
Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:
«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».
С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.
Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.
“
Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.
Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.
Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.
Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.
Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.
А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.
Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).
Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.
Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.
Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.
Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.
Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Здравствуйте, друзья.
Сегодня я хочу продолжить разговор о том, как писать сочинения повествовательного жанра, а именно — рассказ биографического типа.
В прошлой статье я писала о том, как написать сочинение-рассказ на свободную тему . Предложила несколько тем такого сочинения.
Мы говорили о том, что цель автора повествовательного текста – рассказать о событиях, которые происходят с действующими лицами. Действие развивается, одно сменяет другое, поэтому в рассказе мы употребляем много глаголов совершенного вида в прошедшем времени.
В рассказе обязательно есть вступление (кто герой или герои рассказа, место, время действия, завязка основного события), основная часть и заключение (развязка). Действующие лица в рассказе ведут диалоги, разговаривают. Их речь естественна (мы используем просторечные слова и выражения).
Сегодня я хочу рассказать,
как писать сочинение-рассказ биографического типа.
Биография – означает жизнеописание. Такое сочинение является описанием событий жизни. Можно рассказать о судьбе какого-то человека, писателя, артиста, музыканта или описать жизнь города или даже страны.
В сочинении такого типа так же, как и в обычном рассказе, происходят события. Действие развивается во времени. Но нет завязки. Нет сюжета. События, о которых ты будешь рассказывать, просто перечисляются в хронологической последовательности.
В рассказе о человеке ты повествуешь, когда и где человек родился, когда, где и как учился, где провел детство, получил признание и т. п. Конечно, выбираются самые главные события. Рассказ идет из прошлого в настоящее и ..в будущее.
Целью сочинений биографического типа является не просто рассказ о человеке, городе, книге, а привлечение внимания читающей публики к какой-либо общественно–значимой проблеме.
Следовательно, твое сочинение будет написано, скорее, в публицистическом стиле. Активно используй все средства этого стиля! (Посмотри о стилях текста здесь.)
Вот примерный план сочинения-рассказа о городе Санкт-Петербург.
I. Вступление. Дата основания города и его месторасположение.
II. Основная часть.
1) Самые сильные наводнения.
2) Когда город стал столицей.
3) Достижения.
4) Названия города:а) официальные;
б) неофициальные;
в) поэтические.5) Символы города
III. Заключение. Жители города гордятся, что живут здесь.
Примерный план сочинения-рассказа о выдающемся человеке В. Дале, авторе Толкового словаря.
I.(Вступление) Факты из биографии.
Годы жизни В. Даля.
Образование.
Служба.II.
(Основная часть) Достижения.
Участие в войне.
Поездки по России.
Разносторонние интересы.
Знание языков.
Литературные труды.
Главное дело всей жизни.
В. Даль о себе.
Самая главная награда – Ломоносовская премияIII.
(Заключение) . Признание потомков.
Разумеется, это приблизительные планы-наброски сочинений биографического характера.
Но мы видим, что в сочинениях-рассказах биографического типа так же, как и в обычном рассказе, ТРИ ЧАСТИ. Но в отличие от простого рассказа здесь указываются точные даты, прослеживается точная хронология событий жизни, указываются достижения, т.е. почему человек или город столь значителен, известен, знаменит.
На сегодня все. Если у вас есть вопросы по этой теме, не стесняйтесь, спрашивайте.
Оставляйте, пожалуйста, комментарии.
Можно получить ответ от меня сразу, если в данный момент я на сайте. Для этого просто нажмите кнопочку справа.
Удачи!
Очерк по сути похож на рассказ. В портретном очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью. Предлагаем несколько вариантов, как можно написать портретный очерк с примерами.
Портретный очерк – это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.
Содержание
- Портретный очерк мамы
- Портретный очерк отца
- Портретный очерк друга
- Портретный очерк подруги
- Портретный очерк одноклассницы
- Портретный очерк классного руководителя
- Портретный очерк Кира Булычёва
Портретный очерк мамы
Стою посередине комнаты и кричу: «Мааааам, а носки-то мои где?». Слышу, идёт. Буквально через минуту она оказывается в комнате с моими носками в руках, на поиски которых прежде я потратила уйму времени. Всегда удивляла эта её способность – находить все на свете.
Она улыбается: «Доча, ну ты как всегда». И я улыбаюсь в ответ. А как можно не ответить ей не улыбнуться? Вот она стоит передо мной: на ней смешной старенький розовый халатик, которые ей подарила моя бабушка на восемнадцатилетние, теплые махровые носки, темные волосы замотаны в полотенце и еле видны, косметики нет вовсе.
Она улыбается, и на лице появляются еле заметные морщинки. Но они не старят маму, а совсем даже наоборот. В таком виде она такая замечательная, такая домашняя.
Чувствую запах куриных грудок. Это мамины.
-«Доча, перед уходом обязательно поешь мои грудки.»
А это мама так свою любовь выражает. Все время ей хочется всех накормить. Ещё никто не уходил после общения с ней голодным.
-«Мам, ну я же опаздываю»,-отзываюсь я несколько грубо. Мама ничего не отвечает. Она понимает, что я не со зла. Люблю эту черту в ней. Если она видит, что кто-то не в настроении, то никогда не обратит внимание на грубость, а если и обратит, то все равно не ответит. Мама будто нутром чувствует, что это все нервы и ссору не развивает.
«Доча, а ключи ты взяла? А телефон? А деньги? Позвони, как приедешь!».
Да, опекать мама умеет. Я бы даже сказала, что это гиперопека! Всё ей нужно контролировать, все знать. Она всегда очень сильно переживает за всё, что хоть как-то касается её детей. Она говорит, что мы – самое важное в её жизни. И я ей верю. Ведь только такая любящая мама способна на те вещи, которые она делает, не взирая на наш, в принципе взрослый, возраст: и постирает, и зашьет, и уберёт. А даже ведь не просишь никогда. Всё по своей инициативе.
Но больше всего я люблю в ней эту её моральную помощь, моральную поддержку. Ведь с ней можно поделиться абсолютно всем! Мама всегда выслушает, всегда подскажет как поступить и никогда не осудит. У нее, кстати, довольно необычный подход решения ко всем проблемам. Мама будто как-то по особенному смотрит на этот мир, под каким-то другим углом. Мне это безумно нравится!
Конечно, бывают и не самые лучшие дни. Если наша мама в плохом настроении, то, уверяю вас, к ней лучше вообще не подходить и ни о чём не спрашивать. Тут может сработать еще одно качество ее личности – эмоциональность.
Да, моя мама очень эмоциональный человек. И не смотря на свою доброту и терпеливость, в определенный момент она может прямо-таки взорваться. И тут уже спасайтесь кто может. И крикнет, и кинет чем-нибудь. Только я ее всё равно люблю! Да и нормально это, должен же быть хотя бы один недостаток у самой лучшей мамы на свете.
И это лишь маленькая часть из того, что можно рассказать о моей маме. Она настолько интересный и противоречивый человек, что, пожалуй, можно написать целую книгу. Самое главное, что она очень любит нас – своих детей и учит быть добрыми, терпеливыми, щедрыми….такими же как она сама.
Портретный очерк отца
Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.
Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.
Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.
Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.
Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.
Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел…
Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.
Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.
Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…
Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… — да, наверно, почти всю русскую классику.
Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.
Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.
Портретный очерк друга
Мой верный друг М*** во многом очень схож со мной характером. Возможно, именно поэтому мы дружим так давно. Хотя может быть так, что мы дружим и благодаря нашим редким спорам, ведь было бы скучно, если бы мы во всем соглашались друг с другом, это бы попросту надоело.
М*** — парень среднего роста с кудрявыми русыми волосами, незапоминающимся, чуть похожим на моё лицом (нас часто путают). Он немного робкий в незнакомых компаниях, но когда пройдет некоторое время, он смело ведет разговоры на любые темы, которые только можно вообразить, знает очень много историй на все случаи жизни.
Я думаю, это как-раз-таки его особая черта характера — рассказывать интересные истории из жизни и не давать тем самым скучать.
Познакомились мы с М*** благодаря нашему общему знакомому, который пригласил нас смотреть фильм. Помимо нас в его квартире были и другие ребята. С некоторыми мы были знакомы, с некоторыми — нет. Началось наше общение с того, что все, кто был с нами у нашего общего друга, заснули, и мы досмотрели эту комедию вдвоем.
Позже выяснилось, что М*** увлекается многим вещами, чем увлекаюсь и я. День за днем, неделя за неделей — мы сдружились, и дружим по сей день с этим добрым человеком.
Портретный очерк подруги
Я решил написать очерк о своей подруге Насте. Мы живем с ней в соседних домах и дружим с самого детства. Настя хороший, добрый человек, с ней всегда интересно. У нее длинные черные волосы, которые она всегда заплетает в косу. Однажды Настя решила их обрезать, но я ее отговорил, мне кажется, длинные волосы ее украшают.
У моей подруги большие зеленые глаза, обрамленные пушистыми ресницами и черными бровями. Когда она думает о чем-то, между бровей появляется складка, что придает ее лицу серьезности. На щеках у Насти часто появляется румянец, стоит ей побегать или разволноваться.
Лицо у нее овальной формы, а кожа слегка смуглая, летом приобретает золотисто-коричневатый оттенок. Губы у Насти тонкие, когда она улыбается, видно ровные белые зубы. Над верхней губой у нее есть небольшая родинка. В ушах моя подруга носит серебряные сережки с зеленым камнем, которые ей когда-то подарила бабушка.
Настя среднего роста, ниже меня на полголовы. Фигура девочки далека от модельной, она довольно полная, но ее это не портит. На мой взгляд, это придает ей определенного очарования. Она все время занимается каким-то спортом, но это не очень-то помогает ей обрести желаемую форму. Настя всегда была такой, мы все к ней привыкли и не представляем подругу худой.
Юбки и платья она почти никогда не надевает, комплексуя из-за своего веса. В основном Настя носит джинсы, футболки и рубашки. В ее гардеробе есть, по-моему, только одно платье, которое она надевала на первый звонок. Настя почти не красится, хотя все девчонки в нашем классе уже это делают. Она говорит, что не понимает, зачем ей это нужно, и я с ней в этом согласен.
Моя подруга хорошо поет и выступает на всех школьных праздниках. Мне нравится слушать ее пение. В целом я считаю ее вполне симпатичной девочкой. Я рад, что мы дружим и надеюсь, что так будет и дальше.
Портретный очерк одноклассницы
В моём классе учится милая девочка по имени Тоня. У неё грустные серо-голубые глаза, русые шелковистые волосы и добрая улыбка.
Одевается Тоня обычно в классическом стиле, и ей это очень идет. Походка у неё воздушная, женственная. Моя одноклассница очень отзывчивая, всегда готова протянуть руку помощи другу, никогда не оставит в беде.
В свободное время Тоня любит читать художественную литературу и смотреть сериалы. Я знаю, что ей нравится читать современных зарубежных писателей.
Тоня ставит перед собой цели и делает всё, чтобы их добиться. В будущем Антонина хочет поступить в медицинский университет, чтобы стать фармацевтом. Она посещает курсы по химии, учит биологию, поэтому у неё есть все шансы, чтобы пойти по пути, который она уже сейчас для себя определила.
Тоня очень открытый, доверчивый и душевный человек. С ней легко общаться, ведь она всегда поддержит разговор и расскажет что-нибудь интересное. На первый взгляд можно решить, что она замкнутая и невесёлая девочка, но на самом деле она очень позитивный и жизнерадостный человек.
Несмотря на то, что Тоня по знаку зодиака лев, а, как известно, львы очень властны, самовлюблённы и высокомерны, к моей однокласснице я не могу отнести эту характеристику, ведь Тоня не такая эмоциональная и настойчивая, как представители сего знака зодиака. Тоня — человек с большой буквы, она очень честная, благородная и чуткая девочка.
С Тоней я знакома всего полгода, но за это время я уже успела с ней подружиться. И пусть мы общаемся с ней не так часто, как хотелось бы, но я безумно счастлива, что я учусь в одном классе с замечательной девочкой по имени Тоня.
Портретный очерк классного руководителя
В этом очерке речь пойдет о моем классном руководителе — Смоленской Светлане Анатольевне. Руководство над нашим классом она взяла в сентябре 2015 года. Педагогический стаж у нее 20 лет, 5 из них в нашей школе.
Светлана Анатольевна родилась и выросла на Украине, далее окончила Государственный педагогический институт в городе Тобольске.
Родители у нее оба работают в нефтяной сфере. Почему же она не пошла по их стопам? По ее словам, она очень любит детей, и обучать их для нее одно удовольствие. В первую школу ее пригласила работать Гулиева Елена Александровна, на данный момент они лучшие подруги.
У Светланы Анатольевны очень запоминающаяся внешность: высокая , среднего телосложения, с короткими волосами, которые всегда уложены, карие глаза.
Она открыта людям, также чувствительна и ранима. Характер у нее заводной, сама себя она называет «массовик-затейник». У нее даже есть традиция: из года в год она вместе со своим классом ходит в поход и устраивает пикник.
Напоследок хочу признаться, что она самый классный классный руководитель, под руководство которого я попадала!
Портретный очерк Кира Булычёва
«Кирилл Булычёв» – псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста – Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя.
Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».
Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.
Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять – он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.
И всё же, когда в 80‑е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв – лучший писатель всех времён и народов!»
В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».
Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост – нужно лишь говорить правду о мире и человеке.
Читайте также: Краткое содержание «Песочные часы» сказки В. Каверина.
Создавая портретный очерк, автор показывает действия человека в определённой ситуации, воспроизводит яркий эпизод из жизни героя, передаёт диалог с ним, рисует портрет, черты внешнего облика героя, раскрывает нравственные принципы, внутренний мир человека.
Разновидности очерков
Не все понимают, что такое очерк и как его писать. В литературе существует несколько определений и видов написания. Все они имеют свои особенности и стиль. Очерки бывают следующими:
- портретный;
- проблемный;
- художественный;
- публицистический;
- путевой;
- социологический.
К самым литературным видам относится портретный очерк. Задача автора сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир. Дать ему полную характеристику. Писатель должен упомянуть о том, как окружающая среда влияет на поступки героя.
Проблемный очерк отличается присутствием кого-то конкретного конфликта, который можно решить, проанализировав информацию. Для этого автору необходимо привести аргументы из литературы, жизни, статистические данные. Очеркисту необходимо попытаться вовлечь в обсуждение проблемы читателей. Такой жанр произведения чаще используется в журналистике.
Художественный очерк отличается тем, что на читателя большее влияние оказывает написанное, нежели факты. Задача автора заключается в необходимости правильно затронуть эмоции читателя.
Публицистический очерк очень похож на социологический. Только тут очень чётко прослеживается позиция писателя. Он не просто описывает проблему и выносит её на всеобщее обозрение, но и высказывает свою точку зрения.
Путевой жанр является одним из наиболее часто используемых. Задача очеркиста в таком произведении описать занимательное событие, которое произошло. Например, какой-то случай во время поездки. Автор может описать местность, поделится воспоминаниями о каком-то случае, рассказать о людях, с которыми довелось повстречаться.
В социологическом очерке описывается какая-то крупная общественная проблема. Например, повышение количества курящих среди школьников. В этом произведении необходимо составить объективные цифры и реальные факты. Писаться такой текст должен понятным и простым языком.
Особенности написания
Сложность написания портретного повествования заключается в жанровой особенности и склонностью к истине. Он имеет некоторые особенности. Примерный план портретного очерка:
- при написании используется малая повествовательная форма;
- описываются только реальные люди;
- затрагивается какая-нибудь проблема;
- на 80% состоит описанием с натуры;
- автор высказывает своё мнение.
Получается, что очерк — это некий краткий рассказ о персоналии человека, насыщенный образами.
Прежде чем начать самостоятельно писать очерк, автору необходимо знать некоторые особенности. Его задача заключается в вызове интереса у читателей. Автор должен показать больше образов, эмоций. При написании текста не стоит увлекаться цитированием. Написать нужно обычным читательским языком.
Известный человек
Известного человека необязательно должна знать вся страна или даже мир. Это может быть, например, хороший врач небольшого города или посёлка. Он является знаменитым в своём населённом пункте. Получается, что под это описание подойдёт любой, кто имеет хоть какую-то известность. Пример сочинения портретного очерка об известном человеке:
«Я бы хотела рассказать о выдающейся личности, которая живёт у меня по соседству, врач-хирург нашей районной больницы. Зовут его Антон Юрьевич Берсенев. Человека этого знают во всём городе и районе. Эта профессия является одной из благородных и нужных.
Стать хирургом может далеко не каждый. Для этого необходимо иметь призвание, обладать теоретическими знаниями, добрым сердцем, состраданием и искренним желанием помочь. Необходимо быть готовым отдать всю свою жизнь на благо человеческого здоровья.
Антон Юрьевич всем своим видом внушает доверие. Это высокий, коренастый мужчина с большими и сильными руками. На вид ему лет 45. Его волосы были когда-то чёрными, но сейчас видна проседь. И так, как мне кажется, даже немного лучше.
У него большие голубые глаза и чёрные густые ресницы. В его взгляде видна доброта. Нос с горбинкой, чуть пухлые губы. Антон Юрьевич обладает очень приятной внешностью. В жизни этот человек является интересным собеседником, общительным и позитивным.
Берсенев А. Ю. — отличный специалист в своей области. Он имеет высшее медицинское образование, постоянно совершенствует свои знания и изучает новые методики.
Ни для кого не секрет, что профессия хирурга — это самопожертвование ради людей. Они всегда должны быть готовы прийти на помощь в любое время дня и ночи. От них зависит не только здоровье пациентов, но и жизнь. Любая ошибка может привести к печальному исходу. На этих людях лежит очень большая ответственность.
Бо́льшую часть своего времени врачи проводят на работе, и мой сосед не исключение. Его жизнь заключается в помощи людям. И ему это очень нравится».
Сочинение про друга
У меня есть школьный друг, и зовут его Саша. Мы сидим за одной партой. Саша является самым высоким мальчиком в нашем классе. Он обладает худощавым телосложением. У него круглое лицо, русые волосы, большие глаза тёмно-коричневого цвета, иногда даже может показаться, что они чёрные. Небольшой нос и тонкие губы. На брови имеется небольшой шрам от неудачного падения в детском возрасте.
Когда смотришь на него, возникает ощущение, что он очень похож на свою маму, но сам Саша говорит — он копия отец. И переубедить его в этом невозможно.
Мой друг очень добрый и отзывчивый человек. Он является душой любой компании. В классе его очень все любят и уважают, всегда считаются с его мнением и прислушиваются к его советам. Если что-то нужно, то он первый придёт на помощь. Учится на отлично, ходит в музыкальную школу, занимается хоккеем.
Не каждый может похвастаться тем, что у него есть лучший друг, на которого можно положиться. Мне очень повезло, что у меня есть такой товарищ.
Пример рассказа о сестре
У многих есть старшая сестра. И я не являюсь исключением. Считаю, что мне очень повезло со старшей сестрой. Её зовут Лиля, и она старше меня на семь лет.
Она небольшого роста, полновата. Короткие волосы соломенного цвета, большие зелёные глаза, небольшой нос и губы средней толщины. Имеет небольшую родинку на подбородке и ямочки на щеках. Улыбчивая, позитивная девушка.
Отличительной чертой сестры является отзывчивость. Она никогда не пройдёт мимо человека, которому требуется помощь. И для неё совсем неважно, знает она его или нет. И, наверно, благодаря такой черте у неё много друзей и знакомых. Сестра очень добрая и никогда не сердится.
Учится в педагогическом институте на математическом факультете. Хочет стать учителем математики. Она мечтает об этой профессии с детства. Я думаю, у неё обязательно всё получится. В свободное время она занимается волонтёрством. Её хобби вышивать крестиком. Она настоящая рукодельница.
Ещё у неё есть кот по имени Тишка. Когда-то она подобрала его на улице маленьким и беспомощным. Наши родители были против животных дома. Моя сестра целый месяц тайком держала котенка у себя в комнате, кормила его, ухаживала. На деньги, которые давали родители ей на обеды, она возила Тишку к ветеринару и лечила. Когда мама с папой узнали о котёнке, они всё-таки разрешили ей оставить его. Моя сестра замечательный человек.