Как
написать сочинение-миниатюру
(из
опыта работы в начальной школе)
Л.А
Конакова, учитель МКОУ «Гимназия №1» г. Нальчик
Как правильно писать сочинение? Этот вопрос смущает
умы родителей, так же сильно, как и самих учащихся. Ведь порой заниматься этой
«неблагодарной работой» вынуждены именно они. Детям кажется, что
написание сочинений практически нигде не пригодится в жизни. На самом деле, это
не так. Какую бы профессию ни выбрал в будущем ребенок, ему все равно нужно
будет о чем-то писать. Одним придется заниматься такими проблемами, как
написать научную работу, другие будут писать о развитии бизнеса, третьи — о
воспитании. Спешу вас заверить, что даже в самой далекой от сочинений профессии
часто требуется хотя бы элементарно высказать свои мысли в письменной форме.
Большую роль в развитии речи учащихся играют
сочинения-миниатюры. Особенность этого жанра заключается в том, что нужно
двумя, тремя предложениями раскрыть тему, создать запоминающийся художественный
образ. Практика показывает, что миниатюру создать достаточно трудно, так как
она требует лаконизма, выразительности, точности в подборе слов.
Целесообразнее всего начинать с устных миниатюр.
Например, записывая текст под диктовку, ученики должны придумать его концовку.
Предварительно обсуждается тема, идея, при необходимости стиль и тип речи.
Выслушиваются несколько вариантов, затем задается вопрос: «Какой вариант вам
кажется лучше и почему?». Такая работа на первых порах может отнять время от
изучения грамматической темы, но результат не замедлит сказаться.
Темой для устных, а потом и письменных миниатюр может
быть любое жизненное явление, любой предмет. Причем тема может предлагаться
заранее, а может экспромтом. Но в любом случае внимание учеников обращается на
удачные фразы, подмечаются и исправляются речевые недочеты. Интерес
представляет своеобразное соревнование между учителем и учеником, когда
учащиеся слышат миниатюры учителя и предлагают свои миниатюры. Победителем
становится тот, чьи миниатюры, по мнению класса, лучше.
Перед составлением сочинения-миниатюры ученики
выполняют ряд заданий.
Прежде чем выполнить задание по написанию
мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра — это текст,
изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком
сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его
отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного
жанра был М.М. Пришвин.
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Шаг 5. Проверяем текст
1. Подобрать красочные определения (дана таблица со
словами: день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна). Воздух свежий,
морозный, чистый, колючий, обжигающий.
2. Ответить на вопросы, подобрав сравнения: Как
переливается снег? Как сверкают снежинки? и т.д.
Ученики отвечают: снег, как сахар; снежинки, похожие
на цветочки, звездочки.
Однажды во время урока за окном началась настоящая
сказка — снегопад. Ученики «прилипли» к окну, урок был остановлен и несколько
минут все наблюдали за происходящим. Затем ученики отвечали на вопросы:
—
Из-за чего кружится снег? (Из-за ветра.)
—
Какими глаголами можно описать действия ветра? (Крутит, бушует, бросает.)
—
Ветер какой? (Злой.)
—
Как идет снег? (Сплошной стеной, ничего не видно.)
—
Какими словами опишем действия снега? Как он шел? (Снег идет, валит, сыплет,
падает.)
—
Какое из этих слов наиболее точное? (Валил.)
—
Почему снег валил с неба? (Тучи затянули небо.)
—
Какие тучи? (Мрачные, снеговые, тяжелые, свинцовые.)
— Какое определение подойдет больше, чтобы показать,
что тучи полны снегом, что из них валит снег? (Снеговые.)
Затем ученики составили устный рассказ «Погода за
окном». На следующем уроке ученикам было предложено написать
сочинение-миниатюру о происходящем за окном. Заголовок они подбирали сами:
«Погода за окном», «Круговерть», «Метель», «За окном метет» и др. Было
предложено начало рассказа: «Я заметил…»
Рассказученика:
«Я заметил, что в классе стало темнее. Посмотрел в
окно, а там настоящая метель. Тяжелые снеговые тучи заволокли небо. С неба
валит снег. А злой ветер кружит снег и кусками кидает его на землю».
После проверки работ отмечаем выразительность ряда
работ (например, в работе есть выражения «ветер злой», «снег валит»). Говорим
о необходимости проводить идею в работе. Например, у другого ученика первое
предложение: «Какое сегодня утро!» — требует доказательств неповторимости
явления, а ребенок просто перечисляет: идет густой снег, наметают сугробы,
начинает темнеть.
Очень важно настроить школьников на творческую волну:
поделиться своими мыслями, прочитать стихотворения или прозаический фрагмент.
Изучая тип речи — описание, его особенности, приношу
на урок живой цветок или игрушку. Ставлю цветок в вазу и предлагаю тему: «Ветка
гвоздики», но перед работой беседую с учениками, как приятно среди зимы увидеть
это живое, розовое чудо.
Ветка гвоздики
В вазе прекрасный цветок. У него темно-зеленый стебелек
с продолговатыми листьями. На нем держаться красивые розовые бутоны. Приятно
смотреть среди зимы на этот нежный цветок.
На уроках развития речи, когда изучается употребление
глагольных форм в художественном повествовании, ученики составляли миниатюры на
тему «Я собираюсь в школу».
Все составленные миниатюры обязательно требуют анализа
и корректировки. Ученики должны научиться не только отмечать неудачные места в
своих сочинениях, но и уметь восхищаться удачным словом, словосочетанием,
предложением.
Прежде чем выполнить задание по написанию мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра — это текст, изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного жанра был М.М. Пришвин.
Пример сочинения-миниатюры:
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:
- эпитеты
- метафоры;
- сравнения;
- гиперболы;
- литоты.
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:
- завязка 20%;
- кульминация 60%;
- концовка (развязка) 20%.
Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.
Шаг 5. Проверяем текст
Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.
Обучение младших школьников написанию сочинения в жанре миниатюры (из опыта работы)
Одной из приоритетных задач речевой работы является обучение младших школьников созданию высказываний. Жанр миниатюры представляет собой значительный интерес для решения вопросов развития речи учащихся, так как имеет малый оббьем, характеризуется образностью языка. Сочинение – миниатюра органично может быть «вписано» в ткань урока русского языка, посвященного любой грамматико-орфографической теме.
Приведу примеры фрагментов уроков.
Фрагмент 1. Работа над понятием «текст».
— Прочитайте записи на доске.
1 Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы. 2. Капля росы называется росинкой. 3. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. 4. Роса – это водяные капли.
— Что вы прочитали? (Предложения.) Можно ли то, что вы прочитали, назвать текстом? (Нет, это не текст.) Почему эти предложения нельзя назвать текстом? (Порядок предложений нарушен.) Какие признаки текста можно обнаружить в этой записи? (Это несколько предложений объединены общей темой.) Что надо сделать, чтобы получился связный текст? (Изменить последовательность предложений.)
Измените последовательность предложений так, чтобы получился связный текст. Для этого ещё раз внимательно прочитайте все предложения.
Фрагмент 2. Работа над жанром «миниатюра».
— Прочитайте текст, записанный на доске:
День сегодня удивительный! Небо низкое. Земля как белое покрывало. Её укрыл снег. Он на дорогах, на полях, на шапках людей. Это белое чудо укрыло весь мир! День сказочный, настроение радостное, праздничное, хотя и нет солнышка.
— Что это за текст? (Миниатюра, зарисовка.) Почему вы так решили? О чём говорится в тексте? (О зимнем дне.) Найдите и прочитайте прилагательные, которые помогают описать этот день. (Удивительный, сказочный.) Что сказано о небе? (Небо низкое.) Как сказано о земле? (Земля как белое покрывало) Что сказано о снеге? (Это белое чудо) Как в тексте говорится о настроении, которое возникает в этот зимний день? (Настроение радостное, праздничное.) Чего не хватает в тексте? (Заголовка.) Как можно озаглавить? («Удивительный день».)
При написании сочинения – миниатюры очень важен этап подготовительной работы. Именно на этом этапе учащиеся учатся выбирать разнообразные средства языка.
Фрагмент 3. Этап подготовительной работы при написании сочинения – миниатюры описательного типа.
— Какими средствами можно передать картины природы, своё отношение к ней? (Картины художников, фотографии, стихи, звуки музыки.)
Послушайте музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года» и представьте себе картины, которые композитор нарисовал звуками музыки.
Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали музыку? (Радостное.) Картины какого времени года рисует композитор звуками музыки? (Весны.) Нравится ли вам это время года и чем?.. Какие чудесные превращения происходят весной в природе? (Природа пробуждается…)
Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева и постарайтесь запомнить, какими словами писатель рисует весну:
Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят, Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт! Весна идёт: Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд…»
Что вы чувствовали, когда слушали это стихотворение? Как названы весенние ручейки в стихотворении? (Гонцы.) Подберите к слову гонцы слова, близкие по значению (Вестники…) Почему автор называет ручейки именно «гонцами»? (Они несут известие.) Какими словами описаны действия ручейков? (Бегут, будят, блещут, гласят.) Как называется этот приём? (Олицетворение.)
Этот приём часто используется в стихотворениях о природе.
Послушайте ещё одно стихотворение и обратите внимание на слова, которыми поэт О. Высотскя описывает ручей.
И с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. Он лучистый, серебристый, Он сверкает и журчит…
Назовите слова, которыми автор описывает внешний вид ручейков. (Лучистый, серебристый.) Какими словами описываются действия весеннего ручейка? (Сверкает и журчит.) Почему ручей назван разговорчивым? (Он журчит, издаёт звуки, будто говорит.) Кто видел, помнит весенние ручейки. Какие чувства вызывает весенний ручеёк? (Радостные) Почему?.. Какими словами мы можем передать настроение, чувства при наблюдении за ручейком? (Озорное, удивлённое, приподнятое.) Какими словами вы сами могли бы описать весенний ручеёк? Запишем их на доске слева: лучистый, серебристый, журчит, весенний, молодой весны гонцы, разговорчивый, вестники и др. А с права запишем слова, называющие чувства, которые вызывает ручеёк: приятно и радостно смотреть, весёлый ручеёк.
Включение сочинений – миниатюр в процесс обучения русскому языку оказывает положительное влияние на развитее у младших школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и выразительности речи.
Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?
Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:
- Вам нужно научить ребенка фантазировать
- Вам нужно развивать воображение ребенка
- Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли
Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.
Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.
В большинстве случаев главным требованием при написании сочинения является знание темы. Т.е. если нужно написать сочинение, например, на тему сказки П. В. Катаева «Летающий на стрекозе», ребенок должен ее прочитать, иначе ничего не выйдет. Исключением можно назвать задания, когда требуется пофантазировать на конкретную или свободную тему. Однако какой бы тема не была, сути процесса это не меняет, т.к. схема всегда одна.
Содержание:
- Как писать сочинение
- Виды сочинений
- Как работать с материалами из интернета
Как писать сочинение
Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?
1
Обсуждение темы
Сначала нужно обозначить главную мысль сочинения: определить, о чем оно будет, что в нем будет описываться (случай, событие, явление, человек и т.д.), какое настроение оно должно передавать? К примеру, если тема «Мой выходной день», не следует перечислять время пробуждения, время завтрака, действия по надеванию одежды и т.п. Важно, почему этот день не такой, как остальные: что именно в этом дне было выдающегося, и какие эмоции остались после него?
2
Сбор материала
Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.
Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.
3
Составление плана
Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.
4
Сбор лексического материала
Распространенным недочетом многих детских сочинений можно назвать их лексическую «бедноту», т.е. часто повторяются одни и те же слова, отчего предложения и весь текст выглядят «куцыми». Не допустить этого поможет подбор слов, которые хорошо подходят под тематику и которые хотелось бы использовать в сочинении (для этого, кстати, можете использовать словари, в том числе и личный словарь ученика).
Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы |
Желаемые слова и выражения |
Если взять наш пример, получим примерно следующее:
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы |
Желаемые слова и выражения |
День Выходной Неделя Праздник Парк Каруслеи Животные |
Веселый Солнечный Яркий Насыщенный Впечатляющий Интересный Незабываемый |
Идти Гулять Бегать Кататься Прыгать Веселиться Смотреть |
Поразило воображение Было непередаваемо Были в восторге Семейная идиллия |
5
Работа с черновиком
После того как предыдущие этапы пройдены, начинается основная работа. Изначально сочинение пишется на черновике, т.к. обязательно будут ошибки, недочеты, поправки, перефразирования и другие доработки. Когда сочинение написано на черновике, его требуется проверить, внести изменения и исправить ошибки.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.
Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.
Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим, но делать этого нельзя.
А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?
Виды сочинений
Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:
- Сочинение по картине
- Сочинение по литературе
- Сочинение-рассуждение
- Сочинение-миниатюра
Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.
1
Сочинение по картине
Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».
Основная часть должна состоять из трех пунктов:
- Описание изображения на переднем плане
- Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
- Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем
В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.
2
Сочинение по литературе
Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.
Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.
В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.
3
Сочинение-рассуждение
В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:
Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.
В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.
А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.
4
Сочинение-миниатюра
Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».
Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.
Как работать с материалами из интернета
Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.
Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.
В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.
И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.
Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
← 6 Избавление от безграмотности8 Иностранные языки →
Как писать сочинение- миниатюру
Сочинение-миниатюра – это творческая работа небольшое по объему.
Основные требования к ее содержанию:
— хорошее знание материала;
— четко продуманная логика раскрытия вопроса (темы);
— использование наиболее убедительных доказательств;
— образность изложения, стилистическая, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Главная особенность сочинения- миниатюры – её предельный лаконизм.
Сначала вдумайтесь в тему, в её содержание. Чем будет ваш ответ: повествованием, описанием или небольшим исследованием?
Затем вернитесь к заданию и ответьте на следующие вопросы:
— какая проблема ставится?
-каков путь её решения?
-каким может быть решение?
Вам необходимо понять задание, отобрать материал, распределить и сравнить материал для установления сходства или различия, а потом сделать выводы и обобщения.
В сочинении-миниатюре должны присутствовать тезис (основная идея) и аргументация (пояснение тезиса) с соблюдением логической последовательности изложения.
Сочинение на литературную тему предусматривает анализ художественного произведения: раскрытие содержания, особенностей художественной формы, осмысление событий и образов, изображенных в произведении.
По форме сочинения на литературную тему делятся на несколько видов:
• сочинение-изложение;
• сочинение-характеристика (индивидуальная, групповая, сравнительная; характеристика одного из персонажей, одного из компонентов художественного произведения, литературных особенностей, мастерства автора);
• сочинение-анализ (анализ отдельных эпизодов, проблематики литературного произведения, сюжетных линий произведения);
• сочинение-этюд, сочинение-эссэ, сочинение-рецензия, сочинение-письмо, сочинение-дневник, обозрение, очерк.
Не забывайте: все должно быть «уложено» в 1-2 страницы!
Пример
Задание. Почему Катерина (драма Н.А.Островского «Гроза») публично признается в любви к Борису?
Ответы:
1)Покаяние Катерины означает попытку искупить свой грех…Она очень религиозна и признается не в любви к Борису, а кается в собственном грехе; боится «загробных страданий» после смерти, биотся «геены огненной»; хочет, чтобы совесть ее была чиста.
2)Признание Катерины- победа над бескомпромиссной нравственности. Она протестует против нравственности лгать, скрывать свое чувство в душе; правда для нее превыше всего и потому побеждает; скрыть- значит, подчиниться морали «темного царства».
Сравнивая эти варианты, автор исследования сделает выводы на основе своего понимания проблемы, своих знаний, нравственных позиций.
Цели:
- Развивать речь учащихся путём расширения
словарного запаса, развития воображения,
наблюдательности и мышления. - Учить составлять текст–миниатюру –
повествование с элементами рассуждения на
основе личного опыта и личных наблюдений. - Познакомить со значением и написанием слов на
тему “семья”. - Формирование умения использовать речевые
средства для передачи своего отношения к
описываемому.
Оборудование: на доске слева: “Когда
все вместе…”, в середине доски: “Дом –
крепость” из слов в виде кирпичиков (закрыты). В
центре “Дома” – закрыты слова “Мой класс – моя
семья”.
От центра лучи к словам (дружба, любовь,
взаимопонимание, сотрудничество, общество,
внимание, чуткость, трудолюбие и т.д.). Проблемные
схемы-вопросы выставляются в процессе
проблемного диалога.
1. Создание дополнительной речевой
ситуации.
— Доброе утро! Приятно видеть радостные и
счастливые лица!
— Подарите друг другу улыбки!
— Новый день – мы снова вместе!
— Школа – наш дом!
Недаром пословица гласит “Мой дом – моя
крепость”.
В словаре Ожегова – “семья” – это группа
живущих вместе родственников.
2. Постановка учебной задачи.
— Давайте всмотримся в это слово, что
интересного заметили? (7-я)
— Может быть это неслучайное совпадение: 7-я, 3-я, 25
–я – главное все вместе!
— Что вы узнали о значении слова семья?
— А чтобы семья была крепкой – сплочённой, что для
этого нужно?
(переворачиваем слова-кирпичики, строим
дом-крепость: любовь, трудолюбие, дружба и т.д.)
Переворачиваю карточки со словами:
— Дети, а возможно ли составить словосочетание
из этих слов?
— Что необходимо каждому из нас и всем вместе,
чтобы класс стал сплочённой, крепкой семьёй.
(кроме уже сказанного)
— Достроим прочный фундамент.
3. Решение учебной задачи. Определение
главной мысли мини-сочинения.
— Представьте, что вы волшебники!
— Как поведать другим о твоей чудесной семейной
стране? (написать)
“Мой класс – моя семья”. Это наш маленький
семейный островок, который защищает нас от лжи,
неприятности и дарит каждому радость, капельку
счастья.
Вы только учитесь быть писателями, но наша
книга “Волшебная страна маленькой планеты
писателей” (папка с множеством творческих
работ, написанных детьми с первого класса) и
школьная газета “Капельки солнца” ждут ваших
творений пера.
4. Обсуждение структуры сочинения.
— Хотелось бы, чтобы вы написали мини-сочинение
по данному началу “Когда все вместе …”.
Что нужно помнить, чтобы написать изложение,
сочинение?
(Повторяем схемы алгоритма написания
сочинения). На доске появляются схемы.
- Название.
- Вводная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть.
- Цель: Кому? Зачем? Интересно ли?
- Основная мысль.
- Красиво и грамотно (проверяю)
— Пословицы, которые вы готовили по проекту о
семье перед вами.
В семье дружат – живут, не тужат.
Дружбу за деньги не купишь.
В дружной семье или компании не бывает лишних.
Наша семья живёт душа в душу.
Вся семья вместе – так и душа на месте. Семья
распалась – душа сломалась.
В одиночку большое дело не сделаешь.
5. Написание мини-сочинения.
6. Проверка работы.
— Кто желает прочитать своё сочинение? (Выступают
2-3 ученика – дети благодарят, хлопают в ладоши)
7. Итог урока.
— На какую тему писали мини-сочинение?
— Понравилось ли писать о нашей семье? Почему?
— Чувствуется ли по прочитанным работам и вашим
творениям, что МЫ ОДНА СЕМЬЯ?
— Хотелось бы вам продолжить наш проект о семье,
своём классе? (Дети помещают своё фото в новый
проект генеалогическое древо “Семья 3а класса”)
Приложение 1.
Приложение 2.
Как написать сочинение-миниатюру
Миниатюра — это сочинение небольшого объема на узкую тему. Оно должно быть закончено по форме и содержанию. В основе миниатюры должны быть внимательные «свежие» личные наблюдения, автор выразительно описывает кого-либо или что-либо. Мастером миниатюры был М.М.Пришвин.
Инструкция
Прежде всего определите, что хотите нарисовать словами. Это может быть картина природы, явление в природе или обществе, событие. Необходимое условие: вы должны быть свидетелем данных событий. И эти события не должны вас оставить равнодушным.
Определите, какова будет основная мысль миниатюры. Для этого вы должны четко сформулировать свой замысел: какого результата вы ждете от данной работы и какие чувства хотите вызвать у читателей. Это идея произведения.
Оттолкнувшись от идеи своей миниатюры, подберите название. Оно должно быть точным, метким и выражать авторский замысел.
Обращайте внимание на детали: цвета, запахи, звуки, элементы одежды, мимику. Деталь в миниатюре расскажет много и углубит создаваемый образ.
Проявите внимательное отношение к слову, поскольку в миниатюре каждое слово значимо. Речь должна быть четкой, живой, образной. В миниатюре за каждым скупым словом должен стоять богатый образ.
Используйте средства художественной выразительности. Самые распространенные и популярные из них помогут вам создать яркий образ и передать чувства. Среди них метафора (кудри березок, зеркало озера), олицетворение (ручеек болтал что-то о своем), сравнение (осенние листья словно янтарь), эпитет (серебряная роса).
Отредактируйте строение предложений. Они должны быть разные по своему строению. Не увлекайтесь сложными предложениями. Употребляйте предложения полные и неполные, распространенные и нераспространенные, вопросительные и восклицательные и даже предложения, состоящие из одного слова.
Продумайте композицию произведения. Миниатюра пишется по канонам большого рассказа, поэтому распределите строение своей миниатюры следующим образом. Завязка — 20%, развитие действия — 50%, кульминация — 10%, развязка — 20%. В завязке должны быть ответы на вопросы: кто? где? когда? Кульминацию сделайте напряженной, порой неожиданной. К развязке отнеситесь серьезно, ведь она является сюжетным завершением миниатюры. В заключительных словах отразите исход событий.
Прочтите миниатюру 2-3 раза про себя и несколько раз вслух. Подумайте: все ли получилось так, как вы задумывали. Если увидели недостатки — отредактируйте.
Обратите внимание
Не увлекайтесь художественно-изобразительными средствами, не включайте их искусственно.
Источники:
- миниатюра написать
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Прежде чем выполнить задание по написанию мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра — это текст, изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного жанра был М.М. Пришвин.
Пример сочинения-миниатюры:
Как писать миниатюру?
Чтобы написать такое сочинение, вам стоит написать краткое его изложение в одном предложении. Например, вам необходимо описать картину. Вы пишите: “Данная картина предает тревогу перед грозой и говорит о красоте природы во время надвигающейся бури”.
Это и есть ваше сочинение. Осталось только разбавить сухой ответ на вопрос обоснованием такого ответа, вступлением, концовкой и проч.
Важно помнить, что здесь все должно быть маленьким. Вступление должно быть не боле 2 предложений. концовка – это также краткий итог. Уделите большое внимание каждому слову.
Вы должны сделать так, чтобы все было ясно и понятно, но при этом кратко. Прочитайте, что у вас получилось несколько раз. А потом можно добавить или убрать что-то.
Какие художественные инструменты использовать?
В таком сочинении многое зависит от художественных элементом. Вы можете использовать:
- Метафору. Например, броня туч закрыла небо. Сразу понятно, что вы описываете серьезную непогоду;
- Олицетворение – рычание грома за рекой. И уже видно, что вы пишите о большой грозе;
- Сравнение. Ветер, словно пробудившийся зверь. Так вы передаете силу ветра без лишних слов;
- Эпитет. Ослепительная молния. Также подчеркивает свойства природного явления.
С помощью художественных инструментов вы сможете написать то, что не вместится в ваше сочинение при помощи простых слов. Главное, не бояться применять данные инструменты выражения мысли.
Начинаем писать сочинение миниатюру
Для начала такой работы вам потребуется определить основную мысль вашего текста. Поймите, что конкретно вы скажете в сжатом изложении.
Также вам не стоит быть равнодушным. Постарайтесь сделать так, чтобы повествование вас хоть как-то зацепило. Иначе, все получится сухо.
Важной задачей выступает подбор названия для вашего труда. В мелких объемах именно название несет большую часть информации.
И помните, что второстепенных вещей здесь нет. Все что вы указываете должно нести с собой некий смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное учебное занятие является одним из занятий, составляющих систему уроков по развитию речи обучающихся.
Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе.
Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занят.
Презентация раскрывает понятие коммуникативной компетентности и ее компоненты, содержит темы сочинений-миниатюр и творческие работы учащихся.
Урок русского языка в 6 кл. Программа Разумовской. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского.
Программа М.Разумовской. Групповая форма работы.
В презентации представлен материал для подготовки к написанию сочинения – миниатюры. Описано, что такое сочинение – миниатюра. Представлен план работы над сочинением. В конце презентации приведён прим.
Источник статьи: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/04/17/portfolio-uchitelya-chambal-a-k
Детские сочинения миниатюры (Образцы детских сочинений)
Образцы сочинений-миниатюр.
С каждым днем теплеет. Вот уже и снег растаял, земля покрылась свежей зеленой травой. Пригревает солнышко, а в ветвях деревьев поют птицы, которые вернулись из теплых краев. Почки набухли и скоро превратятся в молодые листья. Скоро сады будут стоять как-будто в белом тумане, ведь зацветет моя любимая черемуха.
Вот и пришла весна! Дышится легко, ветер и солнце снова радуют. Мне нравится это время года. Вся природа оживает. Речки тают, леса оживают, просыпаются звери и птицы возвращаются в свои гнезда. Я люблю ходить гулять весной.
Весна пришла и все кругом ожило. Солнечные лучи пробиваются сквозь тучи и прогоняют холод. Снег тает. Прилетают птички. Они весело поют и радуются весне. Весна пришла и принесла новую жизнь.
Весна пора работы. Много работы у зверей и птиц. Они должны вырыть норы, построить гнезда. Так же много работы и у людей. Нужно садить овощи, чтобы зимой было что кушать.
Я очень люблю весну. Можно приходить со школы и сразу надевать резиновые сапоги и идти гулять на улицу. Один раз я увидел как прилетают грачи. Папа показал мне. Это было здорово! А еще появляются первые цветы, самые красивые.
Когда на улице весна, то греет солнышко, чувствуется запах травы. Мы с друзьями любим весну. Можно много гулять, ходить по лужам. Прилетают птицы из теплых краев и начинают петь песни. Сразу все становится живым.
Весенняя пора самое лучшее время года. Распускаются цветы и прилетают птицы. Можно ходить на улицу без теплой куртки и шапки. Если пришла весна ,значит скоро лето.
Весной всегда хочется улыбаться. Мы с моей подругой ходим каждую весну искать ландыши, но так ни разу их не видели. Когда-нибудь я обязательно их увижу. Весна — пора цветов.
Образцы сочинений-миниатюр (прослушивание произведения И.С. Баха «Шутка»)
Это очень радостная музыка. Хочется под нее встать и танцевать. В душе начался хоровод.
Мы послушали произведение под названием «Шутка». Оно так называется, потому что композитор шутит с нами нотами. Мне весело после такой музыки.
Яркая музыка. Хочется танцевать. Мне понравилось.
Сегодня мы слушали музыку под названием «Шутка». Придумал ее Бах, известный композитор. У него много такой музыки, но есть и грустная. Мы с бабушкой ее слушали. Мне нравится творчество Баха.
У всего класса стало хорошее настроение. Оно было грустное, потому что была математика, а теперь стало веселое. Побольше бы таких уроков!
Предварительный просмотр:
Как писать сочинение- миниатюру
Сочинение-миниатюра – это творческая работа небольшое по объему.
Основные требования к ее содержанию:
– четко продуманная логика раскрытия вопроса (темы);
– использование наиболее убедительных доказательств;
– образность изложения, стилистическая, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Главная особенность сочинения- миниатюры – её предельный лаконизм.
Сначала вдумайтесь в тему, в её содержание. Чем будет ваш ответ: повествованием, описанием или небольшим исследованием?
Затем вернитесь к заданию и ответьте на следующие вопросы:
Вам необходимо понять задание, отобрать материал, распределить и сравнить материал для установления сходства или различия, а потом сделать выводы и обобщения.
В сочинении-миниатюре должны присутствовать тезис (основная идея) и аргументация (пояснение тезиса) с соблюдением логической последовательности изложения.
Сочинение на литературную тему предусматривает анализ художественного произведения: раскрытие содержания, особенностей художественной формы, осмысление событий и образов, изображенных в произведении.
По форме сочинения на литературную тему делятся на несколько видов:
• сочинение-характеристика (индивидуальная, групповая, сравнительная; характеристика одного из персонажей, одного из компонентов художественного произведения, литературных особенностей, мастерства автора);
• сочинение-анализ (анализ отдельных эпизодов, проблематики литературного произведения, сюжетных линий произведения);
• сочинение-этюд, сочинение-эссэ, сочинение-рецензия, сочинение-письмо, сочинение-дневник, обозрение, очерк.
Не забывайте: все должно быть «уложено» в 1-2 страницы!
Задание. Почему Катерина (драма Н.А.Островского «Гроза») публично признается в любви к Борису?
1)Покаяние Катерины означает попытку искупить свой грех…Она очень религиозна и признается не в любви к Борису, а кается в собственном грехе; боится «загробных страданий» после смерти, биотся «геены огненной»; хочет, чтобы совесть ее была чиста.
2)Признание Катерины- победа над бескомпромиссной нравственности. Она протестует против нравственности лгать, скрывать свое чувство в душе; правда для нее превыше всего и потому побеждает; скрыть- значит, подчиниться морали «темного царства».
Сравнивая эти варианты, автор исследования сделает выводы на основе своего понимания проблемы, своих знаний, нравственных позиций.