Всё-всё-всё об итоговом зимнем сочинении
С 2014—2015 учебного года в школах проводится сочинение. Его называют итоговым, выпускным, зимним, декабрьским, сочинением по литературе, итоговым сочинением по литературе.
Всё об итоговом зимнем сочинении
Статус работы?
Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть подана в вуз, который может организовать проверку и выставить баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.
ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.
Зачёт — незачёт
В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт, который станет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, не будет допущен к другим экзаменам.
А если незачёт?
Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.
Кто будет проверять сочинения?
Школьные учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.
Сколько времени отведено на экзамен?
Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).
Предполагаемый объём работы?
Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.
Идея сочинения: что оно проверяет
Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – это, прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу. Для раскрытия темы каждому необходимо выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (требование ФИПИ).
В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Чтобы обеспечить ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Какими будут темы?
Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.
При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем. Важно: темы сочинений не будут прямо соответствовать открытым тематическим направлениям. Тематические направления объявляются заранее ( обычно их объявляют к началу или в начале учебного года).
Примеры формулировок
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
Почему люди пишут стихи?
Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
Непростое дело придумывать все новые и новые формулировки. Поэтому иногда новые совпадают или почти полностью совпадают со старыми и имеет смысл на этапе подготовки со вниманием отнестись к формулировкам тем прежних лет.
Что будет известно заранее? Тематические направления!
Для примера ознакомьтесь с тематическими направлениями 2014 года.
Они были разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ.
Тематическое направление |
Комментарий |
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) |
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. |
Вопросы, заданные человечеству войной |
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). |
Человек и природа в отечественной и мировой литературе |
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. |
Спор поколений: вместе и врозь |
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). |
Чем люди живы? |
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). |
«Критерии оценивания…» для всех
Проект ФИПИ (далее цитируется)
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
«Критерии оценивания…» для вузов
Проект ФИПИ (ниже цитируется)
Обратите внимание:
«Критерии оценивания…» имеют рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии, в том числе и на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при по К1 или К2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Критерии оценивания
К1. Соответствие теме Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. |
2 |
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. |
1 |
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. |
0 |
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
|
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) |
2 |
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. |
1 |
сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. |
0 |
К3. Композиция |
|
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. |
2 |
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. |
1 |
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. |
0 |
К4. Качество речи |
|
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. |
2 |
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. |
1 |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. |
0 |
К5. Оригинальность сочинения |
|
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. |
1 |
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. |
0 |
К6. Речевые нормы |
|
Допущено не более 2 речевых ошибок. |
2 |
Допущены 3-4 речевые ошибки. |
1 |
Допущены 5 и более речевых ошибок. |
0 |
К7. Орфографические нормы |
|
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. |
3 |
Допущены 2-3 орфографические ошибки. |
2 |
Допущены 4-5 орфографических ошибок. |
1 |
Допущено более 5 орфографических ошибок. |
0 |
К8. Пунктуационные нормы |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. |
3 |
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. |
2 |
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. |
1 |
Допущено более 5 пунктуационных ошибок. |
0 |
К9. Грамматические нормы |
|
Допущено не более 2 грамматических ошибок. |
2 |
Допущены 3-4 грамматические ошибки. |
1 |
Допущено 5 и более грамматических ошибок. |
0 |
К10. Фактическая точность в фоновом материале |
|
Фактические ошибки отсутствуют. |
1 |
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). |
0 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ |
20 |
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе оценивания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Первичный балл |
0-4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Чтобы получить 1 балл по 10-балльной шкале, нужно иметь 5 или 6 первичных баллов. Далее каждым двум первичным баллам соответствует 1 балл по 10-балльной шкале, но, заметьте, только до 6 баллов. Потом цена каждого первичного балла возрастает. Это значит, что условия конкурса становятся жёстче, и продолжают борьбу за место в вузах только самые сильные.
Успеха всем!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
В письменных заданиях нередко учитывается объем текста или количество слов. Что делать, если вы сказали все, что хотели сказать, но не набрали нужный объем? Мы научим вас расширять текст за счет добавления важного содержания (а не «воды»), составлять план, готовить качественные черновики и редактировать полученный текст так, чтобы его было не стыдно сдать.
-
1
Запишите все свои мысли в свободной форме. Вам нужно научиться записывать все, что приходит вам в голову, не думая о форме. Это еще не последний вариант текста, поэтому сначала вам нужно набросать основные мысли, а потом решить, как их можно систематизировать. Начните со своих собственных убеждений, даже если преподаватель запретил вам использовать местоимение «я» (он не увидит этих записей!).
- Засеките время (достаточно будет 10-15 минут). В это время пишите, не останавливаясь. Вы сможете записать досточно много всего, поэтому используйте это время для того, чтобы зафиксировать основные мысли.[1]
- Засеките время (достаточно будет 10-15 минут). В это время пишите, не останавливаясь. Вы сможете записать досточно много всего, поэтому используйте это время для того, чтобы зафиксировать основные мысли.[1]
-
2
Попробуйте нарисовать схему. В центре страницы разместите основную идею, обведите ее в кружок. Здесь может быть что-то совсем общее, например, «Вторая Мировая война», или что-то более конкретное («Операция «Барбаросса»»). На этом этапе важно выделить основную тему.
- Вокруг главной темы разместите связанные с ней подтемы. Постарайтесь нарисовать не менее 5-6 кружков.
- Около подтем напишите все ассоциации, которые у вас возникают. Вы начнете замечать связи между темами и связывать их линиями. Так у вас получится своеобразная паутина, и вы сможете понять, как перекликаются ваши основные идеи и что следует из той или иной мысли.
-
3
Перепишите мысли в более четкой форме. Эти мысли должны быть понятными, глубокими и законченными. Чтобы получить длинное эссе, необходимо написать максимум текста на этапе черновика, поэтому тщательно проработайте текст и порядок абзацев. Какую информацию нужно сообщить читателю в первую очередь? В каком порядке поставить абзацы, чтобы текст получился наиболее убедительным?
- Нередко короткий текст служит результатом быстрого перехода к основным идеям без введений и пояснений, которые подготовили бы читателя. Сейчас вы можете изменить это.
-
4
Сформулируйте тезис. Тезис — это главное утверждение, вокруг которого строится весь ваш текст. Тезис должен быть спорным, сложным и конкретным; он должен объединять в одной фразе всю суть вашего сочинения.
- Если вы грамотно сформулировали тезис, у вас будет много материала для эссе, поскольку тезисы обычно сложно обосновывать. Вот пример плохого тезиса: «Zelda — это лучшая игра в мире». Кто так решил? Почему? Какая разница? А вот хороший тезис: «создавая сложный и многомерный мир, игры серии Zelda особым образом воздействуют на игрока, пробуждая дух авантюризма, и позволяют ему объединить героические фантазии с ценностями западной культуры». Только подумайте, как много здесь информации для анализа!
Реклама
-
1
Используйте правило пяти абзацев. Многие преподаватели настаивают на том, что оптимальной формой подачи сочинения является пятиабзацная структура. Такая структура поможет вам сделать свои мысли более развернутыми, хотя не стоит бояться отходить от этой формы. [2]
Эта структура подразумевает наличие как минимум трех доводов и выглядит обычно так:- Введение, описание темы, краткое изложение своих идей, тезис.
- Абзац с описанием первого довода.
- Абзац с описанием второго довода.
- Абзац с описанием третьего довода.
- Краткое заключение, подводящее итог всему сказанному.
-
2
Обоснуйте тезис. Если у вас интересный тезис на тему, способную вызвать вопросы и споры, вам будет просто написать сочинение. Если вам не хватает объема, пересмотрите свой тезис, сделав его более узким и сложным.
- Представьте, что тезис — это крышка стола. Ваше сочинение должно поддержать ее, поскольку без этой поддержки стол превратится в груду деревянных обломков. Ключевые доводы, обоснования и ссылки на высказывания других людей — это ножки, которые удерживают ваше эссе, благодаря чему оно приобретает форму.
-
3
Опишите контекст выбранной темы. Это позволит вам расширить хороший черновик. Пишите о контексте и о своем отношении к теме.
- Если вы пишите об игре Zelda, можно сразу перейти к тезису и к основным пунктам, посвященным Окарине Времени, а можно нажать на паузу и рассказать немного о контексте игры. Какие игры были на рынке, когда появилась Zelda? Какие из тех все еще существуют? Что нам нужно знать о культуре гейминга в целом?
-
4
Вставляйте в текст ссылки и цитаты. Слова других людей помогут вам аргументировать вашу точку зрения и дадут больше информации для анализа. Приводите необходимые цитаты, анализируйте важность высказывания, и это сделает ваш текст более содержательным и длинным.
- Упомяните противоположные точки зрения и объясните, почему вы считаете их неверными.
-
5
Задавайте себе вопросы, которые может задать преподаватель. Нередко сочинения возвращают с красными пометками на полях, каждая из которых представляет из себя вопрос, который начинается со слов «почему» или «как». Естественно, преподаватель будет искать такие слабые места, поэтому предусмотрите эту возможность.
- Научитесь задавать вопросы к своим высказываниям. Почему? Как? Отвечает ли абзац на этот вопрос? Возможно, стоит добавить пояснений для читателей, которые меньше осведомлены, чем вы? Если вам кажется, что в этом нет необходимости, писать больше ничего не нужно.
-
6
Разбейте весь процесс написания на небольшие задания. Гораздо проще писать большой текст, если делать это по-немногу и не сразу. Очень сложно написать тысячу слов за раз, поэтому начните работать над эссе заранее, чтобы у вас было достаточно времени все сделать правильно.
- Начните заблаговременно, и каждый день старайтесь писать не менее 200-300 слов (это примерно одна страница). Распланируйте свое время так, чтобы к моменту, когда вам нужно было бы начать редактирование текста, у вас уже было бы все готово.
- Пишите 45 минут, затем отдыхайте 15 минут. Можете перекусить, посмотреть телевизор, поиграть в видео-игру. Если это Zelda, считайте это разработкой темы эссе.
Реклама
-
1
Расширьте цитаты. Если вы написали большое сочинение, но оно все еще не дотягивает до нужного объема, не стоит мучить себя — просто добавьте в текст больше чужих высказываний. Возмите цитаты из надежных источников и вставьте в текст достаточно длинные фразы. Кроме того, добавьте к этим высказываниям свои пояснения и комментарии.
- После каждой цитаты необходимо пояснить, почему вы ее приводите. Можно начать свой комментарий с фразы «иными словами» и перефразировать цитату. Преподаватели намеренно ищут в сочинениях цитаты, у которых нет пояснений и которые были вставлены лишь для того, чтобы увеличить общий объем текста, но если вы можете объяснить, зачем здесь или там приведена цитата, это оправдывает ее использование.
- Не используйте слишком много цитат. В длинных сочинениях должно быть не более двух-трех цитируемых предложений на одной странице. В более коротких эссе ограничьтесь одним предложением на страницу.
-
2
Добавьте связующие слова и конструкции. Когда увлеченно о чем-то пишешь, нередко забываешь пояснить, как одно вытекает из другого. Найдите места, в которых вы переходите от одной мысли к следующей, и разделите их специальными конструкциями, чтобы текст было проще читать и воспринимать. Можно где-то подвести итог, а где-то сделать небольшое вступление к следующему доводу.
-
3
Упростите сложные места. Если что-то вы описали слишком длинно и сложно, перефразируйте мысль. Используйте фразы «иными словами» и «то есть».
- Не стоит прибегать к упрощению там, где все и так написано простым языком, поскольку так может показаться, чтобы вы пытаетесь раздуть сочинение. Чтобы получить высокую оценку, вам не стоит писать так: «Популярность игр Zelda в начале 90-х была невероятной. Иными словами, более популярной игры в то время было не найти, то есть Zelda была самой популярной игрой».
-
4
Добавляйте содержательный текст, а не «воду». Самые плохие оценки получают не те люди, которые не могут написать нужный объем, а те, кто не могут развить мысль, связать между собой доводы и донести до читателя, что они имеют в виду. Если вы хотите увеличить объем сочинения, нужно стараться сделать это за счет качественного текста, а не пространных рассуждений и переливаний из пустого в порожнее. К неудачным приемам относятся:
- использование нескольких слов там, где достаточно одного;
- чрезмерное употребление наречий и прилагательных;
- повторяющиеся мысли;
- грубые попытки пошутить или высмеять что-то;
- использование «заумных» слов.
-
5
Не бойтесь объяснить что-то слишком подробно. Многие студенты раздражаются, когда видят пометки «почему?» или «как?» на полях, потому что написанное кажется им понятным и очевидным. Однако если все действительно элементарно, это означает, что вы выбрали слишком простую тему — вам нужно найти что-то посложнее. Если писать на сложную тему, пояснений в ней никогда не может быть слишком много.
Реклама
Советы
- Чем больше вы пишете, тем лучше вы понимаете, о чем вам нужно писать.
Реклама
Предупреждения
- Старайтесь не делать сильных отступлений от темы.
Реклама
Что вам понадобится
- Карандаш и бумага или компьютер
- Книги
Об этой статье
Эту страницу просматривали 36 280 раз.
Была ли эта статья полезной?
Первое серьезное испытание, которое предстоит ученикам в 11-м классе, – написание итогового сочинения. От него зависит, будет ли ученик допущен до сдачи ЕГЭ, поэтому вопрос подготовки к итоговому сочинению встает перед школьниками уже в 10-м классе. И хотя задача ясна, выбрать правильную траекторию подготовки не так-то просто.
Особая сложность скрывается и в том, что многие старшеклассники вполне готовы к профильным предметам, таким, как физика и химия, но вот писать сочинение придется всем, а значит, всем нужно готовиться. Наверное, скажете вы, приоритет есть у тех, кто много читает. И да, и нет: даже такие ребята должны помнить об основных стратегиях подготовки и подходах к написанию сочинения.
Каков бы ни был ваш уровень и багаж знаний, к сочинению придется подойти серьезно. И хотя впереди у выпускников много тревожных испытаний, облегчить этот период возможно. Главное – вовремя начать подготовку и изучить все нюансы итогового сочинения по русскому языку.
Что нужно знать об итоговом экзаменационном сочинении?
Итоговое сочинение является допуском к ЕГЭ, то есть от результата зависит, будете ли вы вообще сдавать Единый государственный экзамен. Как правило, итоговое сочинение пишется в первую среду декабря, для ЕГЭ 2020 – это 04.12.2019. Если в декабре ученик получил «незачет», то он имеет право на пересдачу в феврале, а если «зачет» не удалось получить со второго раза, дается третья попытка в мае.
Экзамен длится 3 часа 55 минут. Важно понимать, что по факту вам придется писать два сочинения:
- первое – декабрьское итоговое сочинение, о котором и идет речь в нашей статье;
- второе – сочинение в формате ЕГЭ, которое является заданием №27 ЕГЭ по русскому языку (о нем можно прочесть в нашей статье).
Сочинение в формате ЕГЭ и итоговое декабрьское сочинение, по сути, никак не связаны между собой. У них разные критерии оценивания и структура, и важно разграничивать эти виды письменных экзаменационных работ.
Главные критерии оценивания
Итоговое сочинение пишут абсолютно все желающие сдавать ЕГЭ. Но для кого-то оно является лишь этапом на пути к сдаче Единого государственного экзамена, а для кого-то – становится первой частью вступительных испытаний в вуз. Дело в том, что некоторые вузы добавляют к баллам ЕГЭ 10 баллов за итоговое сочинение, а некоторые не рассматривают это сочинение.
Как правило, итоговое сочинение учитывается при поступлении на творческие и гуманитарные специальности, однако каждый вуз может выдвигать свои требования к поступающим. На сайте института или университета нужно уточнить, учитывает ли он итоговое сочинение при поступлении на выбранную вами специальность. При этом стоит понимать, что вузовские критерии оценивания итогового сочинения гораздо строже школьных – вузовские эксперты проверяют сочинения независимо от школьных, и у них может быть своя шкала оценивания, которую также можно узнать в приемной комиссии или на сайте.
В нашей же статье речь пойдет о школьных критериях оценивания итогового сочинения, которые касаются абсолютно всех выпускников. Итак, есть два первых и главных требования к итоговому сочинению. Это:
1. Объем
Рекомендуется писать сочинение объемом 350 слов. Больше тоже можно, но лучше не растягивать работу, иначе могут «полететь» логика и структура сочинения. А вот меньше 250 слов написать категорически нельзя – в этом случае работа сразу получает «незачет». Эксперты тщательно подсчитывают каждое слово, поэтому лучше перестраховаться и написать рекомендуемый объем в 350 слов. Имейте в виду, что подсчет количества слов учитывает как отдельные слова инициалы, союзы и предлоги.
2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Думаем, тут все понятно: если хотя бы маленький кусочек работы списан из какого-либо источника – к примеру, у соседа или из интернета, – то работа сразу же получает «незачет». Вы можете процитировать что-либо (например, если хотите привести в качестве аргумента чье-то стихотворение), но помните: нужно обязательно указать автора, а объем цитирования не должен превышать вашего собственного текста.
Итак, эти два требования проверяются в первую очередь. Дальше работа проверяется по пяти критериям, при этом для получения «зачета» надо пройти по первым двум критериям и по любому из трех оставшихся. То есть, например, если ваша работа проходит по критериям 1, 2 и 4 – вы получаете «зачет», если по критериям 1, 2 и 3 – вы тоже получаете «зачет». А вот если по критериям 1, 3, 4 и 5 или 2, 3 и 4 – вы получаете «незачет».
Критерии оценивания
1. «Соответствие теме»
Сочинение должно быть написано как ответ на вопрос, поставленный в теме, или как рассуждение о предложенной проблеме. То есть вы должны писать сочинение именно на сформулированную в задании тему. Многие выпускники допускают очень существенную ошибку – решают выбрать направление, например, «Отцы и дети», заучивают заранее написанный текст сочинения и на экзамене просто его воспроизводят. Но это категорически неправильно! Ведь тема направления звучит очень общо, а тема сочинения очень конкретна, например, «Нужно ли учитывать опыт старших поколений». Если же вы будете просто рассуждать на тему направления «Отцы и дети», то работа не будет соответствовать теме.
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Подтвердить свои рассуждения нужно примерами из литературы – из художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики. При этом можно обращаться не только к отечественной, но и к зарубежной литературе. Для получения «зачета» по этому критерию необходимо привести хотя бы один пример из литературы, но мы рекомендуем взять два примера, чтобы уложиться в требуемый объем. «Незачет» по этому критерию можно получить в том случае, если вы вообще не приведете никаких аргументов из литературы, либо если содержание литературного произведения будет искажено (не надо приводить в пример те книги, которые вы плохо знаете или с которыми знакомились только по краткому), либо если литературное произведение лишь упоминается, но не анализируется.
Далее следуют три критерия, минимум по одному из которых нужно пройти, чтобы получить «зачет».
3. «Композиция и логика рассуждения»
В сочинении должна четко прослеживаться связь между тезисом и доказательствами. Не должно быть грубых логических ошибок. Нужно выделить несколько абзацев, между которыми лексически и грамматически обозначить связь.
4. «Качество письменной речи»
В этом критерии проверяются речевые ошибки. В сочинении не должно быть однообразия грамматического строя речи. Термины должны быть употреблены уместно, а словарь должен быть разнообразен – желательно показать богатый словарный запас, но употреблять только те слова, в значении которых вы точно уверены.
5. «Грамотность»
Получить «зачет» по этому критерию можно, если на 100 слов в сочинении приходится менее 5 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. То есть, если в сочинении 350 слов, можно сделать 15 ошибок и при этом получить «зачет».
Структура сочинения
В каждом сочинении обязательно должны быть три композиционные части.
1. Вступление
В первом абзаце можно раскрыть свое понимание предложенной темы, порассуждать и поразмышлять на данную тему. Но помните о том, что ваши размышления не должны быть «водой», мысли должны четко соответствовать теме и быть логически связаны.
2. Основная часть
Основную часть можно поделить на несколько абзацев. Если вы приводите два аргумента из литературы, то в основной части должно быть как минимум два абзаца. Начать абзац можно с фразы «На тему … размышлял Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир»». Между литературными аргументами должна быть логическая связь, то есть третий абзац сочинения можно начать со слов «Также к теме … обращался Ф. М. Достоевский в романе «Преступления и наказание».
3. Вывод
В выводе важно сравнить два проанализированных литературных произведения и понять, как в них раскрыта тема вашего сочинения: по-разному или с одной стороны. Например, можно написать: «Толстой показывает, как доброта … . Достоевский также демонстрирует читателю, что именно с помощью доброты … ». Или же: «Толстой показывает, что … . Достоевский же, напротив, … ». Обязательно используйте в выводе такие фразы, как «таким образом», «хочу сделать вывод», «подводя итог», «итак» и т.п.
Темы 2020
В начале сентября на сайте ФИПИ объявляются пять тематических направлений, сформулированных на основе противопоставления. Например, в 2019 году это были темы «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Доброта и жестокость», «Искусство и ремесло». На самом экзамене в форме итогового сочинения ученикам будет на выбор предложено пять тем сочинения, по одной из каждого направления.
- «Война и мир»
- «Надежда и отчаяние»
- «Добро и зло»
- «Гордость и смирение»
- «Он и она»
Как правило, подготовка к итоговому сочинению заключается в чтении и анализе литературы, которую можно привести в качестве аргументов. Изучая русскую и зарубежную литературу, ученик накапливает богатый читательский опыт и затем может без труда вспомнить два произведения, подходящих к его теме.
Однако очень часто выпускники незаслуженно забывают о программе по литературе для 6–9-х классов, пытаясь освоить в первую очередь объемные «Войну и мир», «Тихий Дон», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Обломов». Безусловно, это прекрасные и очень глубокие книги, но не каждому удастся легко и верно интерпретировать эти произведения. Важно помнить, что при анализе литературных произведений нельзя искажать авторский замысел, то есть надо обладать еще и неплохими литературоведческими знаниями.
Что же делать? Можно вспомнить не очень большие по объему произведения, которые к тому же не составит большого труда проанализировать. Перечислим некоторые из них:
- «Тарас Бульба». Н. Гоголь;
- «Уроки французского». В. Распутин;
- «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет». В. Астафьев;
- «Тринадцатый подвиг Геракла». Ф. Искандер;
- «Белые ночи». Ф. Достоевский;
- «Капитанская дочка». А. Пушкин.
А еще можно посмотреть видео от эксперта ЕГЭ с детальным разбором обязательных письменных работ выпускника>>
Лучшие и худшие сочинения и их подробный разбор
Ниже приведем отрывок из сочинения. Попробуйте понять, получит ли эта работа «зачет», а затем сравните свое мнение с мнением эксперта ЕГЭ.
Сочинение на «отлично» и его разбор
Тема работы: «На какие жизненные вопросы тебе может помочь ответить литература?»
В разные времена были великие писатели, создававшие свои произведения. Каждый из них старался передать собственное мнение и идею. Человек, читающий книгу, учится у героев, сопереживает им и вместе с ними отвечает на важные вопросы, решает поставленные автором проблемы. Очень важно понимать, какую именно мысль хотел до нас писатель. Ведь в противном случае его цель считается недостигнутой.
В произведении французского писателя Гастона Леру «Призрак оперы» перед нами предстают герои с совершенно различными судьбами, историями и исключительными чертами: гений Эрик, по причине уродства отвергнутый обществом, талантливая Кристина, бесконечно добрая к людям, и смелый виконт де Шаньи, преданный своей любви. Нельзя не упомянуть и перса Надир-хана, который, несмотря ни на что, верил в своего друга.
Рассмотрим подробнее данных героев. Что же хотел сказать автор, наделяя Эрика таким характером, умом и внешностью? Прежде всего, нужно упомянуть, что призрак оперы обладал исключительным интеллектом и совершенно отталкивающей внешностью – облик скелета, обтянутого кожей. Люди боялись его, судили по внешнему виду. Можно ли сказать, что общество часто отворачивается от кого-либо, просто взглянув? Да, и история отвергнутого по этой причине человека и представлена в романе. Только Кристина Даэ, девушка, пострадавшая от озлобленного гения, в итоге простила и пожалела его. Лишь в самом конце своего существования Эрик почувствовал, что в какой-то момент он действительно жил. Книга помогла мне ответить на вопрос, почему никто не может жить вне общества. Потребность в людях так же естественна, как и необходимость дышать. <…>
С моей точки зрения, Гастон Леру в своем произведении поднимает вопрос отношений между людьми: то, чего не хватает в нас, и то, чего не хватает нам. Нам не хватает доброты и любви, терпения Кристины Даэ, истинной веры в друзей Надира-хана и храбрости, преданности Рауля де Шаньи. Книга помогла мне найти ответ на вопрос, какими качествами должны обладать люди.
Итак, сочинение написано самостоятельно, в нем 278 слова – значит, первым двум требованиям работа соответствует. Выпускник рассуждает по предложенной проблеме и не отклоняется от темы на протяжении всего сочинения – это «зачет» по критерию № 1. В работе есть опора на литературный материал, причем произведения проанализировано глубоко, нет фактических ошибок и искажения авторского замысла – это «зачет» по критерию № 2.
Сочинение выстроено в соответствии с композиционными требованиями, есть вступление, основная часть и заключение, обозначена логическая связь между абзацами – это «зачет» по критерию № 3. По критериям № 4 и № 5 работа также получает «зачет», так как нет орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок.
Неудачное сочинение и его разбор
Рассмотрим отрывок из сочинения на тему «Почему люди пишут стихи?».
Эта тема мне сразу показалась интересной, потому что я сам часто пишу стихи, поэтому не составит большого труда раскрыть главный вопрос сочинения.
Так почему же люди пишут стихи? Что бы ответить на этот вопрос, нам понадобится вспомнить выдающихся деятелей литературы и их произведения.
Я считаю, что нам нужно начать с Александра Сергеевича Пушкина и его романа «Евгений Онегин». Все мы помним, как Татьяна признается Онегину в любви, написав ему письмо в стихах:
«… Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!». Для девушки того времени, было неприемлемо признаваться в любви мужчине, но Татьяна, все же решается на это, под страхом позора. Зная по себе, я считаю, что выразить свои чувства в стихах на много проще, чем просто словами.
Обратимся к другому примеру, Михаил Васильевич Ломоносов, в своей оде выражает восхищение и восхваляет Императрицу Екатерину.
Существует еще масса примеров в литературе, но все они сходятся в одном: стихи помогают человеку выражать свои чувства, будь то страх, ненависть, любовь, восхищение, сострадание.
Стихи – это слова, а слово может ранить, слово может спасти, а правильно подобранное слово может творить чудеса. Это понимали все великие писатели.
К тому же, литература – вечна, ведь не даром говорят: «Что написано пером – не вырубишь топором.
Самая главная ошибка этого сочинения – несоответствие критерию №2. Литературные аргументы в этой работе крайне неудачны. Так, аргумент с одой Ломоносова лишь формально упомянут, но не раскрыт. В примере из «Евгения Онегина» присутствует грубая фактическая ошибка – письмо Татьяны Лариной выдается за ее стихи, а значит, ученик искажает авторский текст. Аргументация проблемы подменяется «водой» – общими словами и штампами. Кроме того, в работе присутствуют пунктуационные, орфографические и речевые ошибки.
Разбор основных ошибок и советы эксперта по написанию сочинения
Учиться на чужих ошибках – весьма полезное упражнение для тех, кто готовится к экзамену.
Речевые и стилистические ошибки
Одна из самых главных ошибок по критерию № 4 – скудный словарный запас. Так, если в работе, к примеру, ученик пишет «добрый человек» или «злой человек» вместо «великодушный, милосердный человек» или «жестокосердный, равнодушный человек», то однозначно можно говорить о бедности его словаря. Подбирайте синонимы, ищите слова, которые точно выразят вашу мысль, но при этом избегайте использовать слова, в значении которых не уверены, – например, можно допустить ошибку, спутав паронимы «благодарный» и «благодарственный».
Не стремитесь использовать «красивые», высокопарные слова. Во-первых, вы можете не знать их точного значения, во-вторых, может получиться стилистическая «разноголосица». Неудачное словоупотребление и избыточное усложнение фразы может не соответствовать стилю остальной работы.
Кроме того, избегайте в своем сочинении канцеляризмов, например, «таких как», «в связи с», «наличествовать», «изложенное», «с целью», «осуществлять», «проживать» вместо «жить» и т.д.
Также не стоит использовать литературные штампы, хоть порой и кажется, что они звучат «красиво». К штампам относятся такие фразы, как «тяготы и лишения», «тронуть до глубины души», «чистая и светлая мечта», «натруженные мозолистые руки», «скупая мужская слеза», «загадочная русская душа», «воцарилась тишина», «усталые, но довольные» и т.п.
Фактические ошибки
Этот вид ошибок включает фактические ошибки в фоновом материале. К таким ошибкам относятся ошибки в исторических датах, фактах, географических названиях, именах писателей, названиях и жанрах произведений, именах литературных героев.
Как проверить свой уровень готовности?
Экзаменационное сочинение – не рассуждение на вольную тему, здесь необходимо иметь четкое понимание структуры работы и знать критерии оценивания. Проверим, насколько вы уяснили предыдущий материал и готовы ли к написанию итогового сочинения.
Вопрос 1:
Получит ли сочинение «зачет», если в нем 295 слов?
Вопрос 2:
Получит ли сочинение «зачет», если в нем только один пример из публицистики?
Вопрос 3:
Можно ли получить «зачет» на итоговом сочинении, если в работе будет пересказан сюжет произведения, но содержание не будет проанализировано?
Вопрос 4:
Верно ли при рассуждении на тему «Когда родители могут гордиться детьми» приводить аргументы о конфликте отцов и детей?
Вопрос 5:
Оцените отрывок из сочинения по теме «Стоит ли мечтать о несбыточном». Есть ли тут ошибки по критерию №2?
Мне кажется, Гончаров в романе «Обломов» дает четкий ответ на вопрос, стоит ли мечтать о несбыточном. Ольга Ильинская витала в облаках, мечтая о браке с Обломовым – очевидно, что этот никчемный лентяй ни на что не годен. Несбыточны были и мечты самого Обломова о жизни с Ольгой, ведь еще Штольц прямо говорит и Ольге, и Обломову, что их мечты бесплотны.
Вопрос 6:
Оцените отрывок из сочинения по теме «Какое искусство называют настоящим?» по критерию №5 — можно ли получить «зачет»?
На мой взгляд настоящие искуство – это такое искусство, которое идет от глубины души художника. Настоящий тварец творит не ради денег, а ради творческой самореализации. Именно вдохновение двигает творческий процес.
Вопрос 7:
Оцените данный отрывок по критерию К4. Есть ли тут речевые ошибки?
Другой герой – Александр Григорьев. Он с самого детства испытал на себе все тяготы и лишения. Немой с детства, он рано осиротел. Однажды, по реке стали приходить письма. Погибший почтальон так и не смог их донести. Одно из них было письмо капитана Татаринова своей жене, Машеньке. Оно до глубины души тронуло Григорьева, и он решил найти пропавшую экспедицию. Эта мечта вела Александра на протяжении всего жизненного пути.
Можно ли подготовиться к написанию сочинения самостоятельно?
Пожалуй, это вполне возможно. Если вы уверены в себе – дерзайте, ваш труд будет вознагражден достойной оценкой. Однако заметим, что экзаменационное сочинение – не тот случай, где можно слепо рисковать (а риск в самостоятельной подготовке присутствует!).
Во-первых, экзамен усложняется из года в год, и созданные материалы не всегда покрывают экзаменационный объем на 100%.
Во-вторых, готовясь к нескольким экзаменам, вы можете не уследить за последними уточнениями по формату экзаменационного сочинения и не понять нюансов формулировок тематических направлений.
В-третьих (и самое главное!), сомнения могут перерасти в панику, особенно если у вас нет учителя, который сможет помочь. Ведь именно от того, насколько понятно и доступно педагог умеет подготовить ученика к экзамену, создать нужный психологический настрой и вовремя объяснить все нюансы работы, и зависит успех и спокойствие ученика на экзамене.
Как выбрать преподавателя?
Многие преподаватели имеют блестящую квалификацию и много лет готовят выпускников к финальным испытаниям. Однако важно, чтобы преподаватель и ученик подходили друг другу и на эмоциональном уровне, поскольку именно это делает занятия желанными и приносит лучший результат. В конце концов, учение – не мучение.
У нас есть свое решение, верность которого доказана эмпирически. В школе «Тетрика» первый урок с учеником проводит опытный методист, который выявляет потребности ученика и его уровень, проводит тестирование и составляет общее впечатление. Затем, учитывая все факторы, методист предлагает преподавателя, который сможет помочь ученику максимально эффективно.