Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.
Техника правильного написания сочинения по картине
Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.
Структура текста
При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Вступление
Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».
Основная часть
Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:
- Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
- Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
- Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
- Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.
Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.
План сочинения
Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:
Вступление:
- справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
- справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);
Основная часть (описание картины):
- сюжет картины;
- описание переднего и заднего планов;
- описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
- детали;
- цветовая гамма;
- роль и используемые художником средства выражения.
Заключение:
- собственное мнение о картине;
- общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.
Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.
Используемые приемы описания
Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:
- Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
- Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
- Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
- Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.
Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.
Раскрытие темы и вывод
Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.
Советы родителям:
- Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
- В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
- Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
- Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
- В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.
Обучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.
Советы для родителей.
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.
Как научить ребенка писать сочинения?
1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».
2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение — это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.
3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.
4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!
Как писать сочинение по картине?
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»
Памятка
1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
3. Какие краски использует художник?
4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
5. Составь план описания картины.
6. Подбери подходящий эпиграф.
7. Напиши сочинение.
8. Проверь себя, дай проверить взрослому.
Фразы-помощники: «художник изобразил…», «краски создают ощущение…»,
«создается настроение…» и т.д.
Словарь: художник — живописец — мастер кисти — автор
картина — полотно — репродукция
изобразил — показал — нарисовал — воплотил — создал
тема — идея — сюжет — колорит — детали — настроение — впечатление
Этапы сочинения.
Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»
Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.
Заключительная часть содержит в себе чувства, мысли автора сочинения и вывод.
И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.
Успехов вам в учебе!
Описание картины
Сочинение по картине – особый вид творческих работ, который не только обогащает лексический запас, но и приобщает к прекрасному, учит понимать и ценить искусство, расширяет кругозор, формирует художественный вкус, развивает наблюдательность и воображение.
Рассмотрим такой вид сочинения, как сочинение-описание природы по картине.
Прежде чем приступить к письменному описанию картины, выполните следующие упражнения:
-
Рассмотрите внимательно картину, определите тему картины.
-
Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, объём, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.
-
Опишите предметы, которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
-
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
-
Составьте план описания картины.
При написании сочинения вы можете ответить на следующие вопросы:
-
Что вы видите на картине?
-
Что изображено в центре картины?
-
Что вы видите на заднем плане картины?
-
На каком фоне изображены предметы.
-
Какое время года изображено на картине?
-
Какой день изобразил художник на картине?
-
Почему художник дал такое название картине?
-
Нравится ли вам картина? Почему?
Помните, что пейзаж – это воспроизведение живописцем картины природы, большей частью естественной, иногда – преобразуемой человеком. Картины, воспроизводящие красоту природы неодинаковы: в зависимости от личности художника, от его мировоззрения иногда один и тот же пейзаж получает неодинаковую эмоциональную окраску. Получается, что в сочинении важно учитывать, как художник смотрит на природу, ради чего он создаёт пейзажную картину. Ещё сложнее психологические пейзажные картины, передающие тонкое, порой едва уловимое настроение художника. Рассматривая и описывая такую пейзажную зарисовку, необходимо почувствовать глубину и прелесть этого произведения, уловить то настроение художника, которым проникнута картина.
Анализируя содержание картины, помните о композиции и колорите.
Композиция в живописи – это группировка фигур на полотне, высота горизонта, расположение световых пятен, применение контраста.
Колорит картины – специальное средство живописи. С помощью цветового строя (колорита) художник передаёт физические качества предметов, а также общее психологическое настроение, вызывая у зрителей различные чувства. Создавая колорит картины, художники часто используют сочетание холодных (голубых, синих, фиолетовых) и тёплых (жёлтых, оранжевых, красных) цветов, добиваясь тем самым большого эмоционального воздействия произведения живописи на человека.
Большую роль в произведениях живописи играет свет. Освещая одни фигуры и оставляя в тени другие, художник как бы укрупняет отдельные элементы картины и тем самым направляет на них внимание зрителя.
Наиболее лёгким видом сочинения по картине является простое её описание: нужно описать то, что вы видите на картине, не вдаваясь в объяснение взаимосвязей между отдельными частями картины или в характеристику её художественных достоинств.
Как писать сочинение по картине
-
Назовите автора картины и расскажите о художнике.
-
Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?
-
Что автор картины изобразил на переднем плане? На какие объекты он обращает ваше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие» слова. (Используйте «Словарь настроений и отношений» и «Словарь эпитетов и определений».)
-
Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Зачем?
-
Покажи своё отношение к картине: нравится ли она вам или нет?
Примечание. Помните, что писать надо только о том, что видите на картине, не добавляя от себя лишнего, чего в картине нет.
Словарь настроений и отношений
Безоблачный |
Доверчивый |
Напряжённый |
Сверкающий |
Безразличный |
Досадный |
Насмешливый |
Сердечный |
Безумный |
Жалобный |
Настойчивый |
Симпатичный |
Беспечный |
Жестокий |
Нежный |
Скованный |
Бесподобный |
Живой |
Неповторимый |
Скучный |
Благородный |
Жизнерадостный |
Неуверенный |
Сожалеющий |
Бодрый |
Жуткий |
Ненавистный |
Сомнительный |
Буйный |
Заботливый |
Обаятельный |
Сосредоточенный |
Боязливый |
Задорный |
Обидный |
Сочувствующий |
Великолепный |
Задумчивый |
Одухотворённый |
Спокойный |
Величественный |
Замирающий |
Ослепительный |
Страстный |
Весёлый |
Замкнутый |
Откровенный |
Сумрачный |
Вдохновенный |
Замысловатый |
Отчаянный |
Суровый |
Взволнованный |
Застенчивый |
Очаровательный |
Таинственный |
Вкрадчивый |
Зловещий |
Пасмурный |
Торжественный |
Властный |
Изящный |
Печальный |
Тоскливый |
Воздушный |
Игривый |
Пленительный |
Трагический |
Воинственный |
Искренний |
Презрительный |
Тяжёлый |
Волевой |
Капризный |
Прелестный |
Уважительный |
Волнующий |
Колючий |
Прекрасный |
Удивительный |
Восхитительный |
Красочный |
Прозрачный |
Умиротворённый |
Героический |
Любопытный |
Простой |
Унылый |
Гневный |
Манящий |
Прямодушный |
Утверждающий |
Гордый |
Мимолётный |
Радостный |
Фантастический |
Грозный |
Мрачный |
Рассеянный |
Хрупкий |
Грубоватый |
Мужественный |
Рассыпающийся |
Чудесный |
Грубый |
Мучительный |
Резкий |
Чудный |
Грустный |
Мягкий |
Решительный |
Яростный |
Добродушный |
Навязчивый |
Робкий |
|
Добрый |
Наивный |
Романтичный |
Словарь эпитетов и сравнений
Ароматный |
Золотистый |
Открытый |
Смотрящий |
Бедный |
Зябкий |
Отражающийся |
Солнечный |
Белоснежный |
Изогнувшийся |
Очнувшийся |
Спрятанный |
Белоствольный |
Изогнутый |
Парящий |
Старый |
Берёзовый |
Изумрудный |
Построенный |
Струящийся |
Бирюзовый |
Коричневый |
Поющий |
Счастливый |
Бледно-голубой |
Корявый |
Привычный |
Таинственный |
Большой |
Малюсенький |
Проснувшийся |
Танцующий |
Брызнувший |
Летящий |
Прошедший |
Тенистый |
Бесконечный |
Лёгкий |
Пушистый |
Теряющийся |
Величественный |
Лиловый |
Пятнистый |
Тёмно-голубой |
Весенний |
Лучистый |
Радующий |
Тёмно-красный |
Ветвистый |
Мокрый |
Разбросанный |
Тёплый |
Ветренный |
Молодой |
Разрушенный |
Тоненький |
Вечный |
Наклонённый |
Расплывчатый |
Торчащий |
Выглядывающий |
Наступающий |
Распускающийся |
Тоскливый |
Глухой |
Небесный |
Расцветающий |
Травяной |
Голубоватый |
Незамеченный |
Редкий |
Тихий |
Густой |
Незнакомый |
Резкий |
Угловатый |
Далёкий |
Необъятный |
Родной |
Умытый |
Длинненький |
Необыкновенный |
Рождённый |
Ускользающий |
Деревянный |
Неожиданный |
Розовый |
Фиолетовый |
Дождливый |
Непроходимый |
Свежий |
Холодный |
Единственный |
Неуловимый |
Светло-жёлтый |
Чёткий |
Естественный |
Низенький |
Светлый |
Чёрный |
Жёлтый |
Озорной |
Серенький |
Чужой |
Завядший |
Омрачающий |
Сизый |
Ярко-зелёный |
Замёрзший |
Оранжевый |
Синеватый |
Ясный |
Затопленный |
Осенний |
Сине-зелёный |
|
Звонкий |
Ослепительный |
Сиреневый |
|
Зеленоватый |
Острый |
Смешанный |
Анализ текста
-
Соответствует ли содержание текста теме?
-
Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
-
Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
-
Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
-
Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой или нет?
-
Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?
-
Интересно ли и понятно ли всё изложенное читателю?
Содержание статьи
- С чего начать
- Сбор информации об авторе и произведении
- Определение жанра
- Общее устное описание
- Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
- Анализ основной мысли и настроения произведения
- Личное отношение
- Составление плана
- Клише для отдельных пунктов плана
Описание произведений знаменитых художников – одно из самых распространенных заданий по русскому языку для учеников начальной и средней школы. Чтобы успешно справиться с ним, ребенок должен четко понимать, как писать сочинение по картине, как начать и закончить для 3-5 класса. В этом поможет памятка, в которую включены основные правила и последовательность написания работы. Если ученик усвоит эти принципы, он сможет легко научиться писать сочинения по натюрмортам, пейзажам и портретам.
С чего начать
Прежде чем составить план и начать писать сочинение по картине, требует провести подготовительную работу. Она состоит из нескольких этапов.
Сбор информации об авторе и произведении
Нужно ознакомиться с биографией художника и историей картины. Возможно, толчком для написания полотна послужили знаковые события, произошедшие в этот период. Или идея была навеяна личными переживаниями и эмоциями автора – влюбленностью, болью от потери, воспоминаниями о детстве, любовью к родному краю или определенному времени года и т. д. Эти сведения помогут лучше понять основную мысль и настроение произведения.
К примеру, пейзаж «Золотая осень» Исаака Левитана. Художник родился 15 октября, то есть именно в тот период, когда природа выглядит так, как изображено на холсте. И можно предположить, что это время года автор любил больше всего, потому и посвятил ему свое произведение.
Определение жанра
Живопись классифицируют в зависимости от главных объектов изображения. Существуют следующие жанры:
- Натюрморт (от французского nature morte, «мертвая природа»). На полотнах изображены предметы обихода, книги, посуда, фрукты, овощи, дичь и т. д.
- Пейзаж. Картины, изображающие природу, естественную или измененную.
- Портрет. Воссоздает облик реальных или выдуманных автором людей.
Ко 2-3 классу школьники уже умеют правильно идентифицировать жанры. И в сочинении нужно обязательно указать, о каком типе художественного произведения идет речь.
Общее устное описание
Основная цель таких заданий – научить ребенка последовательному описанию увиденного, словесному выражению своих мыслей и чувств. Но сначала нужно сделать это в устной форме. Внимательно рассмотрев картину, школьник должен отметить следующие моменты:
- Сюжет. Что изображено на полотне? Какие события и явления передает произведение?
- Передний план. Какие объекты сразу привлекают к себе внимание? Что можно сказать о них, какие характерные черты выделить? Если на картине изображены люди или животные, что они делают, какие эмоции и чувства испытывают?
- Задний план. На фоне чего расположены главные объекты? Как это влияет на общее настроение картины? Какую информацию передает?
Когда речь идет о портретах или натюрмортах, определить объекты переднего и заднего плана легко, чего нельзя сказать о пейзажах. Чтобы выделить эти зоны, нужно визуально разграничить изображение на 2 горизонтальные равные части. Область, в которой находится большее количество предметов, и является передним планом.
Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
Мелкие элементы присутствуют на работах любого жанра, дополняя основные объекты. Нередко они несут большую смысловую нагрузку, поэтому изучить их нужно с особенным вниманием.
Например, часы на руке женщины, изображенной на картине Федора Решетникова «Опять двойка» (вероятней всего, матери горе-ученика). В совокупности с усталым взглядом они дают понять, что каждый день ее наполнен заботами, и чтобы все успеть, она вынуждена планировать его буквально по минутам. И тем сильнее огорчает ее очередной «неуд» ребенка, причиной которого, скорее всего, является небрежное отношение к учебе.
А также на этом этапе важно обратить внимание на цветовую гамму. Какие тона преобладают, теплые или холодные? Тусклые или насыщенные? Картина отличается цветовым многообразием или за основу взяты несколько оттенков?
К примеру, работа Ивана Айвазовского «Буря на море». Небо, скалы и море выполнены в фиолетово-серых тонах. Но этого достаточно, чтобы передать силу грозной стихии и вызвать чувство тревоги. При взгляде на полотно как будто слышен грохот мощных волн, грозные раскаты грома и шум дождя.
Анализ основной мысли и настроения произведения
В этой части нужно сформулировать идею картины. Что хотел сказать автор своим произведением? Показать красоту пасторальных пейзажей, мощь стихии или эмоции людей в определенных ситуациях, их отношение к происходящим событиям и т. п.
А также нужно упомянуть о том, какими чувствами наполнено полотно и какое настроение оно создает – мрачное и угнетенное или светлое и радостное.
Личное отношение
Изучив произведение, ребенок должен выразить свои впечатления от увиденного. Какие мысли и чувства возникли, глядя на картину? О чем она заставила задуматься? Что понравилось, а что нет? Захотелось ли ознакомиться подробнее с творчеством автора и т. д.
Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь ребенку подобрать яркие, эмоциональные эпитеты, которые помогут точнее описать его отношение. Словарного запаса учеников 4, 5 и 6 классов может не хватить для того, чтобы передать свои чувства.
Составление плана
Текст должен быть поделен на 3 ключевых раздела – вступление, основную часть и заключение. Чтобы правильно оформить работу, нужно написать план. Как правило, описания картин создаются по следующей схеме:
- Вступление. Начинается сочинение с краткой справки об авторе, также упоминается жанр и название произведения, дата создания.
- Сюжет. Нужно охарактеризовать явление, ситуацию или персонаж, если речь идет о портрете.
- Передний и задний план. В этой части надо указать, какие объекты являются центральными, а какие второстепенными. Рассказать об их отличительных чертах, описать внешность героев, если они присутствуют, обратить внимание на фон.
- Мелкие детали. Здесь можно подробнее остановиться на одежде персонажей, особенностях и отличительных признаках изображенных предметов.
- Цветовая гамма. Потребуется описать основные тона картины или указать на многообразие красок. А также рассказать, какие оттенки преобладают, яркие или приглушенные, теплые или холодные.
- Настроение. В этой части нужно проанализировать увиденное и описать, какие чувства и эмоции передает изображение.
- Заключение. Закончить сочинение надо, сформулировав основную идею полотна и свое отношение к нему.
Это примерный план, по которому пишутся описания. Для каждого сочинения лучше делать индивидуальную схему в зависимости от жанра и особенностей произведения.
Клише для отдельных пунктов плана
С поиском подходящих формулировок, которыми можно заполнить основную часть, начать или завершить сочинение, трудности возникают не только у малышей, но и у учеников 7, 8 и 9 классов. В этой ситуации поможет таблица-шпаргалка с шаблонными выражениями.
Часть текста | Клише |
Вступление |
|
Сюжет |
|
Передний план |
|
Задний план |
|
Цветовая гамма |
|
Настроение |
|
Это приблизительные варианты, которые не стоит переписывать дословно. Лучше видоизменить их, добавив собственные мысли.
Чаще всего используются такие жанры, как рассказ и этюд. На первом этапе работы с сочинением предлагают сочинение на основе личного опыта и по картине.
Специфика работы с сочинением по картине
Специфика сочинения по картине заключается в своеобразии источника для наблюдения. Картина воздействует на чувства ребенка, помогает глубже осознать те явления, которые знакомы школьнику, также открывают такие стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Активно развивают наблюдательность, воображение, учат понимать искусство живописи.
Задачи работы с картиной
Учить передавать все впечатления, видение мира, ощущения, а не анализировать книгу.
Сочинение по картине может быть: описание, повествование, комбинированное, может содержать оценку, но по стилю такое сочинение может быть только художественным. Этот вид сочинения может быть основан только на картине, а может включать элементы дополнения.
Этапы работы над сочинением по картине
1. Предварительная подготовка:
а) личные наблюдения детей (экскурсии в лес, парк);
б) подготовка языковых средств (на уроках чтения, окружающего мира, изобразительного искусства);
в) орфографическая пунктуационная подготовка.
2. Непосредственная подготовка проводится на уроке, когда сочинение. Эта подготовка может проходить в музыкальном сопровождении или с помощью стихотворения. Необходимо выбрать произведение такое, чтобы совпало по настроению с картиной. На данном этапе учащиеся с учителем составляют план к сочинению (коллективно и записывают на доске).
3. Непосредственное написание сочинения. Школьники должны знать, что сочинение включает в себя 3 части:
- Вступление (вводная часть)
- Основная
- Заключение
Вступление (вводная часть), как правило, включает в себя 1-2 предложения, представляющее собой: зачин или главную мысль. Основная часть — это описание или повествование по картине. Заключение представляет собой конец (если в форме сказки) или завершение, если это рассказ.
В помощь учащимся для начала можно давать 1 и 3 части, а 2 они пишут самостоятельно. Перед написанием сочинения можно прослушать одного или двух учеников по вопросам написания сложных мест, а другим дать установку: всматриваясь в картину, оцените сочинение. Удалось ли передать то, что видите? Для детей со слабой речевой подготовкой даются листочки с началом предложения.
4. Самопроверка.
Читаем сочинение не менее трёх раз. Первый раз читаем с точки зрения содержания и фактов. Второй раз читаем с точки зрения языковых средств. Третий раз с точки зрения орфографии и пунктуации.
5. Анализ выполненной работы (проводится на следующем уроке).
Анализ ведется от образцовых работ. При анализе образцового материала предлагать детям задание: «Я прочту, а вы решите: удалось ли автору передать настроение, нарисовать словами картину?».
При анализе удовлетворительных работ следует коллективно рассмотреть типичные ошибки, затем идет индивидуальная работа.