Памятка для учащихся.
Как научиться писать эссе по обществознанию.
Виды проблем
Примеры проблем
1.Философские
Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч.
2. Культурологические
Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч.
3. Экономические
Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч.
4. Социальные
Богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч.
5. Политические
Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч.
6. Правовые
Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч.
Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис — мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).
Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
6. Схема эссе:
I. В
II. П
III. Т
IV. В
Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац — предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.
1.внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и пр.);
3.определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
4.набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
5. для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
6. подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
7. распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
8. придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
9. изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
10. сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Чего следует избегать при написании эссе.
1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия структурированности в изложении.
3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
8. Повторов без необходимости.
Темы в виде высказываний для написания эссе по пяти образовательным линиям обществознания
Темы эссе по философии
1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».
Ф. Аквинский
2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
В. Белинский
3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».
Ф. Ницше
4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».
В. Соловьев
5. «Волю и желание нельзя смешивать… Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную».
Дж. Локк
6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».
Л. Фейербах
7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».
Лао-Цзы
8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».
Н. Бердяев
9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».
Валери
10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».
Н. Пирогов
11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».
И. Бердяев
12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний».
Ж.-Ж. Руссо
13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».
Ф. Патрици
14. «Человек- не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».
Э. Фромм
15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».
У. Годвин
16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал».
В. Жемчужников
17. «Все было встарь, все повторится снова».
О. Мандельштам
18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».
А. Камю
19. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
К. Гельвеции
20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».
Б. Шоу
21. «Деятельность — единственный путь к знанию».
Б. Шоу
22. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности».
Ф. Ларошфуко
Темы эссе по экономике.
1. «Торговля не разорила еще ни одного народа».
Б. Франклин
2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».
М. Амстердам
3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».
Наполеон
4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».
Ф. Хайек
5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».
П. Сир
6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно».
Б. Шоу
7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».
Ж.Дроз
8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования».
М. Стинс
9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни».
Н. Бердяев
10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Л. Питер
11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».
Ф. Бэкон
12. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».
Г. Форд
13. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру».
Пириандр
14. «Бесплатных завтраков не бывает».
Б. Крейн
15. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».
Б. Франклин
16. «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее».
С. Батлер
17. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете».
П. Буаст
18. «Налоги- это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».
С. Джонсон
19. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».
А. Рогов
Темы эссе по социологии
1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски».
А. Солженицын
2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются».
Саллюстий
3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
И. Шерр
4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым…».
А. Чехов
5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами».
Л. Толстой
6. «Законы обязаны своей силой нравам».
К. Гельвеции
7. «Древний обычай имеет силу закона».
В. Максим
8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим».
Р. Тагор
9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».
У. Гладстон
10. «Для других мы создаем правила, для себя — исключения».
Ш. Лемель
11. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».
Р. Эмерсон
12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой».
Ф. Рузвельт
13. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».
Ж. Вольфром
14. «Соглашения предотвращают конфликты».
X. Маккей
15. «Семья более священна, чем государство».
Пий XI
16. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия».
Н. Бердяев
17. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества».
П. Сорокин
18. «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами».
Д. Джебран
19. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом».
В. Гюго
20. «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».
Н. Гоголь
21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность».
В. Ключевский
Темы эссе по политологии
1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил…».
В. Ключевский
2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей».
В. Ключевский
3. «Хорошая политика не отличается от хорошей морали».
Г. Мабли
4. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи».
П. Сир
5. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».
Ж. Даламбер
6. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной».
Ш. Монтескье
7. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам».
Наполеон I
8. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют».
Саади
9. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов».
К. Победоносцев
10. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».
А. Сумароков
11. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».
Дж. Актон
12. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить».
Изборник, 1076 г.
13. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою».
И. Ильин
14. «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».
У. Черчилль
15. «Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».
В. Короленко
16. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».
Ж.-Ж. Руссо
17. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем».
Б. Шоу
18. «Человек по природе своей есть существо политическое».
Аристотель
19. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».
Перикл
20. «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону».
Аристотель
21. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей».
Ф. Ницше
Темы эссе по праву.
1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».
В. Соловьев
2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными».
Цицерон
3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы».
Ф. Глинка
4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов».
П. Буаст
5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи».
Лао-Цзы
6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению».
О. Бисмарк
7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».
Ж. Даламбер
8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии».
С. Лец
9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права».
Принцип римского права
10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл».
Ш. Монтескье
11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична».
Латинское изречение
12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть преступление».
Сенека
13. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».
Ш. Монтескье
14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Вольтер
15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием». Теренций
16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает».
А. Кененов
17. «Самый заклятый враг права — привилегия». М. Эбнер-Эшенбах
18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья». Цицерон
19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам». Античный афоризм
20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть». Платон
21. «Самое большое преступление — безнаказанность». Б. Шоу
22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать». Г. Державин
23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Дж. Локк
24. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности — анархия».
Пример написания эссе.
Эссе на тему высказывания Н.А.Бердяева: «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек»
Я соглашусь с утверждением русского философа-экзистенциалиста Н.Бердяева. Смысл высказывания в том, что человек в некоторых своих низменных поступках может быть страшнее зверя. Но прежде чем сказать о человеке низменном, мне бы хотелось сказать о человеке высоком. Человек является высшей ступенью развития животного мира на Земле. Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, мышлением, преобразовательной деятельностью. Ему присущи высокие нравственные качества, ценности и идеалы. Все перечисленное является достоинством и преимуществом человека перед животными, и заставляет человека в поступках и деятельности следовать своему высокому предназначению.
Но порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задумываешься над тем, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, по- варварски груб и жесток. Для того чтобы увидеть, насколько низко может пасть человек, его можно сравнить с животным. Любое животное проявляет заботу о своем потомстве. Оно готово защитить своих детенышей от любого, кто попытается покуситься на их жизнь. А сколько примеров можно привести, чтобы доказать, что не каждый человек может поступать так же, как поступают животные. Очень часто по радио и телевидению можно услышать, как какая- нибудь неразумная мать бросила своего ребенка, а то и вовсе продала его за бутылку водки, или жестоко избила, или даже убила только за то, что он слишком громко кричал и тем самым раздражал «отдыхающую» мамашу. Меня поражают массовые примеры того, как девушки и молодые женщины с необычайной легкостью делают аборты, и при этом даже не задумываются, что совершают самое тяжкое и непростительное перед Богом преступление — детоубийство.
Сходить на абортацию становится таким же привычным делом, как сходить к зубному врачу удалить зуб. Свое преступление они стараются оправдать трудностями материальной жизни. Какое животное может подобным образом избавиться от детеныша, ссылаясь на трудности существования в условиях суровой природной стихии ?
Все мы знаем яркий пример мизантропии из истории 18 века. Он касается помещицы Дарьи Салтыковой. «Салтычиха, питая ненависть к своим крепостным, систематически издевалась над ними, применяя к ним самые чудовищные пытки. Поступая таким образом, она замучила до смерти боле ста человек. В конечном итоге власть перестала закрывать глаза на ее злодеяния, и ее поместили в монастырь, в котором она провела остаток своих дней. И даже тогда, когда она, умирая, предстала перед Богом, в ней не нашлось сил, чтобы раскаяться за свои бесчисленные преступления.
Вы скажете, что это типичный пример психической аномалии, и таких примеров можно привести огромное множество. Хорошо. Тогда, как можно понять следующий пример. Два бизнесмена дружили с детства. Играли в одном дворе, учились в одном классе, закончили школу и со временем стали успешными предпринимателями. Казалось, что их дружба будет вечной. Но однажды один из них, наняв киллера , устраняет своего партнера и завладевает долей его бизнеса. Что подвигло его на подобный нечеловеческий поступок? Алчность, корысть, стремление к безудержному стяжательству? Да, конечно. Данное поведение , безусловно, можно объяснить подобными мотивами. Но я бы хотела сказать о другом. Каждый человек стремится к материальному благополучию, хочет стать успешным и самодостаточным. Но у любого человека есть право выбора относительно средств достижения поставленной цели. Выбор человеком средств достижения цели напрямую зависит от степени нравственного воспитания. Именно нравственные качества, относящиеся к сверхсознанию, нас и отличают от животных. Переступить в себе Человека, перешагнуть через себя нравственного и означает уподобиться зверю. Уподобившись зверю, человек утрачивает контроль и цензуру за собственным поведением, он лишается таких качеств, как любовь, дружба, жалость , сострадание, сочувствие, внимание.
Лишенный этих качеств, он превращается в настоящего зверя в буквальном смысле этого слова.
Человек всегда загадка. Никто не знает, как он поступит в ту или иную минуту. Он может совершить подвиг, а может и низменный поступок. И то, что он часто показывает звериный оскал, говорит о том, что он не только существо социальное, но и природное. Всю жизнь в нем идет борьба между природным и социальным. Поэтому чем качественнее общество будет воздействовать на человека в процессе социализации и воспитания, тем меньше в нем будет оставаться места для проявления звериной жестокости. А это значит, что мир спасет не красота, а воспитание.
МБОУ «Чинарская средняя общеобразовательная школа№1»
Эссе-сочинение по обществознанию
по теме
«Семья –часть общества»
Подготовила:
Курбанова Муслимат Ибинаевна,
учитель обществознания
Семья — единственный устойчивый краеугольный камень, который я знаю. Так же как и единственное по-настоящему работающее учреждение, которое мне известно, является семьей.
Ли Якокк
Семья в жизни каждого человека играет огромную роль. Если она есть – он счастлив, у него есть опора в жизни, есть для кого жить, за кого переживать, с кем делить удачи и неудачи. Если ее нет – человек несчастен.
Выбранное мною высказывание рассматривает роль семьи в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Возможно, именно благодаря ей сформировались и успешно функционируют государство и право. Проблема благополучия и обеспеченности семьи является очень важной, так как семья является базисом общества, его социального устройства. Папа Пий IX говорил, что «семья более священна, чем государство».
Я не могу не согласиться с мнением автора и тоже думаю, что общество берёт своё начало в семье. Каких личностей вырастит семья как первоначальная ячейка общества, таким и будет общество. Ибо семья рождает не только человека, но и гражданина.
Для начала раскроем само понятие семьи. Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью. Семья представляет собой микромодель большого общества, концентрирует совокупность общественных отношений. Более того, семья как самый древний социальный институт является наиболее эффективным средством сохранения культуры народа и передачи наследственности. Положение семьи служит показателем состояния общества.
Одними из важнейших функций семьи являются репродуктивная, то есть воспроизводство в численности детей численности родителей, и воспитательная: влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи. Ещё одна важная функция семьи – хозяйственно-экономическая. Она заключается в ведении домашнего хозяйства, семейного бюджета, распределения труда, опекой над малолетними и престарелыми. И, наконец, семья исполняет рекреационную функцию. То есть она создаёт чувство безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организует семейный досуг и отдых.
Специфика современной семьи в России определяется четырьмя основными особенностями.
Во-первых, современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке.
Во-вторых, произошёл переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей.
Следующая особенность заключается в том, что современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и так же легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.
И, наконец, в современной семье особую роль играет родительство.
Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребёнку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость.
Влияние семьи на формирование личности можно рассмотреть на примере американского президента Ф. Д. Рузвельта. Он родился в богатой и респектабельной семье. Рузвельт путешествовал с родителями по Европе, поэтому неплохо владел иностранными языками. Также он получил хорошее домашнее образование. Семья аристократов вырастила прекрасно воспитанного, образованного и амбициозного человека. Его жена и дети создавали тёплую атмосферу любви и взаимопомощи, которые помогли ему добиться успехов на политической арене и даже способствовать выходу страны из экономического кризиса.
Семья играет огромную роль в жизни общества. В период создания основ российского федеративного государства, призванного гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, были заложены правовые основы государственной семейной политики. Об этом говорят и социальные программы государства, направленные на сохранение семьи, повышения деторождения, стимулирования многодетности, а 2008 год в России был объявлен годом семьи. Полноценная здоровая семья должна являться коренным национальным интересом.
Моя семья всегда и во всём меня поддерживает. Мы вместе проводим досуг, мои родители помогают мне решать проблемы и выходить из тяжёлых ситуаций. Семья приносит полноту жизни и счастье.
Итак, семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Семья производит главное для существования цивилизации – человека.
Обновлено: 09.01.2023
Эссе написано учеником 6 класса Самигуллиным Амиром. В данном эссе мальчик рассуждает о многообразии профессий и о том, как каждая профессия по своему сложна и интересна. Амир приводит в пример профессии своих родителей. Задание в написании эссе Амир получил на уроке обществознания и написал его с помощью мамы.
Моя будущая профессия
DOCX / 13.58 Кб
Подготовил ученик 6 класса
В настоящее время есть огромный выбор профессий на любой вкус. Но как же не ошибиться, как выбрать именно ту самую, свою профессию? Где ты будешь хорошим специалистом, тебя будут ценить и уважать на работе. Как же выбрать профессию по душе?
Мой папа работает водителем грузовой машины, он перевозит опасные грузы, и приходя домой он часто рассказывает о своей работе, о том, где был, с какими людьми общался, что интересного видел. Рассказывает о трудностях своей работы и о том, что его работа очень опасная, но и очень нужная людям, и о том, что есть и свои интересные моменты в его работе.
Моя мама работает диспетчером, она много общается с людьми по телефону. И приходя домой она тоже много говорит о своей работе, рассказывает с какими интересными людьми она общалась,о том, какие разные бывают люди.
Я вижу, что у моих родителей работа у каждого сложная и необходимая людям, что они очень любят свою работу и отдают много сил и энергии для ее выполнения.
А ведь сколько есть разных важных профессий, без которых люди не смогли бы обойтись: врачи, учителя, строители, продавцы, архитекторы и много-много других. И каждый специалист в своем деле приносит огромную пользу общетву.
А на мой взгляд,не важно, какую человек выбирает профессию, главное чтобы выбранная профессия приносила радость самому человеку и пользу другим людям.
Я пока не знаю кем бы я хотел быть, но понял дно: в каждой профессии есть и свои плюсы и свои минусы, каждая профессия по своему сложная и по своему интересная. И я знаю, что какую бы я не выбрал профессию, чтобы стать хорошим специалистом надо много и хорошо учиться.
И я думаю, что обязательно выберу профессию по душе и буду хорошим специалистом, как мои родители, по крайней мере, я постараюсь и буду очень к этому стремиться!
1. Человеческая деятельность и ее цели
Что представляет собой человеческая деятельность? Задумайтесь, ведь человек постоянно чем-нибудь занят, будь-то игра или какие-нибудь полезные действия. Но тут же приходит мысль о том, что не только человек постоянно находится в состоянии занятости, животные, например, тоже практически постоянно находятся в движении. Следует понимать, что это две занятости разного рода. В чем же отличие?
Почти все, что окружает нас, создано человеком: одежда, пища, строения, предметы домашнего обихода. Конечно, есть уголки природы, не тронутые человеком, но мы предпочитаем жить в более комфортном рукотворном мире. Даже способ бытия человека искуственнен, т.е. создан им же. Этот процесс создания и называется деятельностью.
Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение наших потребностей.
Потребности – это главная побудительная сила человека, группы или общества.
Итак, в основе всего лежат потребности, которые побуждают человека к деятельности. Говоря о личности, мы сделали вывод, что она формируется в процессе жизнедеятельности человека, т.е. наша личность, наш характер проявляется в совершаемых нами поступках. А это значит, что деятельность человека – это проявление характера. Поскольку характеры у всех людей разные, есть люди-созидатели (те, кто что-то строит, творит) и люди-разрушители (те, кто уничтожает созданное). И те и другие необходимы для полноценного существования. Деятельность не только является результатом проявления качеств наших личностей, но и в некоторой степени формирует личность. В этом состоит одна из главных особенностей человека: действуя, мы формируем себя. Например, в спорте для достижения желаемого результата необходимо много тренироваться, многократно повторяя одно и то же действие, доводя технику до совершенства.
Рис. 1. Успеха в спорте достигают упорными тренировками (Источник)
Деятельность очень широкое понятие, поэтому определять его только как проявление характера человека нельзя.
2. Отличие инстинкта от деятельности
Размышляя о деятельности вообще можно задаться вопросом о том, только ли человеческая деятельность направлена на какие-то цели. Можно вспомнить массу примеров из животного мира, когда живые существа действуют с определенной целью. Например, социальные насекомые как пчелы и муравьи, или птицы, которые собирают материал для построения гнезд, сооружая уникальные конструкции. Но эта деятельность животных инстинктивна, повторяема, т.е. они могут делать только то, что изначально дано им природой. Допустим, муравей умеет строить муравейник, но термитник он уже построить не сможет, то же касается и термита, который способен только на постройку термитника. Пчелы строят идеальные с точки зрения геометрии соты, но построение других фигур им не доступно.
Рис. 2. Пчёлы создают соты (Источник)
Социальные насекомые вне своего социума не способны даже на выживание и тем более не способны создать что-то уникальное. Человек, даже оставшись один, способен на созидательную деятельность. Вспомните историю Робинзона Крузо из одноименного романа Д.Дефо: он смог построить на необитаемом острове целый мир, человеческий мир, в котором, насколько это позволяли обстоятельства, было комфортно.
4. Условия достижения целей
Человек постоянно что-то создает. Для чего он это делает? Попробуем разобраться: люди достаточно ограничены в физическом плане по сравнению с некоторыми животными. Например, самым острым зрением обладает орел, самым быстрым называют гепарда, рыбы живут под водой. Человек не может сравниться с животными в некоторых их способностях, зато обладает развитым мозгом. Благодаря своим умственным способностям человечество изобрело средства, позволяющие передвигаться быстрее, чем гепард; видеть дальше, чем сокол; передвигаться под водой и по ней. Представьте себе пешее путешествие по нашей Родине, которая насчитывает 9 часовых поясов, например, от Калининграда до Камчатки, на него бы ушло очень много времени. Но благодаря деятельности человека появились самолеты, которые очень быстро доставят вас из одного конца страны в другой.
Рис. 3. Самолет в небе (Источник)
Все величайшие изобретения были сделаны с одной целью – компенсировать несовершенство человека.
Вся человеческая деятельность подчинена целям.
Рис. 4. Чеширский кот (Источник)
— Скажи, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — Сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
Есть люди, которые ставят перед собой глобальные цели по улучшению качества жизни человека, они очень важны для человечества, но и другие люди, перед которыми стоят, как может казаться, менее важные цели, также очень нужны. Каждый человек, совершая каждодневные действия, помогает двигаться вперед всему человечеству. В этой заданности человеческой жизни и лежит основа нашего бытия.
3. Цели
Какую бы цель не ставил перед собой человек, для ее воплощения необходимы определенные навыки и умения. Бывают ситуации, когда все получается сразу, но чаще всего это не так. Очень редко наши цели совпадают с нашими задатками, скорее всего, нам придется чему-то учиться, и тогда мы сможем достичь поставленных целей. Человеку, как мы уже говорили, свойственно развиваться всю жизнь. Мы постоянно чему-то учимся, приобретаем новые навыки. Учение – это естественная форма существования человека. Поэтому не стоит комплексовать, если что-то не получается с первого раза: любое новое действие должно войти в привычку, а это возможно только в результате повторения. Вся человеческая цивилизация формировалась на основе обучения, поэтому на данном этапе вы занимаетесь, наверное, самым важным в жизни делом – вы обучаетесь
Для эффективного достижения целей необходимы определенные условия. Во-первых, нужен план достижения цели. Человек постепенно, как по ступенькам, достигает маленьких целей, двигаясь к одной большой. Благодаря постепенному движению мы можем быть уверены, что наша деятельность не ущемляет никого в правах и что наша деятельность не приносит никому вреда, к тому же мы сможем видеть промежуточные этапы при достижении наших целей.
Не все цели человека имеют практическое значение. Деятельность человека не всегда направлена на производство материальных вещей (компьютер, стол, платье). Не только труд является обязательным элементом существования человека, важны также другие его проявления, например, игра, отдых, развлечение.
5. Игра как деятельность
Рис. 5. Петр I (Источник), рис. 6. Карл XII (Источник)
Шведскую гвардию составляли те люди, которые в детстве играли с королем. Получается, что встретились две силы, сформировавшиеся в игре. Мы знаем об исходе этой войны – Карл проиграл, следовательно, его игра была менее серьезной. Таким образом, можем сказать, что даже игра может быть полезным и важным делом.
6. Игра как пример деятельности
Например, игра, которая может казаться бесполезной, имеет свою пользу, поскольку моделирует взрослую жизнь: у игры так же есть правила, она предполагает приложение определенных усилий для достижения желаемого результата, который может быть как положительным, так и отрицательным.
Допустим, вы хотели слепить робота из пластилина, но получилось совсем не то, что вы хотели. Если вам это интересно, вы попробуете еще раз создать робота, а если не интересно, оставите эту игру и займетесь тем, что получается у вас лучше.
Рис. 7. Пластилиновый робот (Источник)
И это не значит, что кто-то лучше, потому что настойчив, а кто-то хуже, потому что имеет более мягкий характер. Это значит, что все люди разные и каждый ценен по-своему. Играя, человек не только проявляет себя и свои черты характера, он еще и формирует их. Школьные занятия в начальных классах тоже напоминают игру, но перед школьниками уже стоит небольшая, но важная цель – хорошая оценка. Пытаясь достичь этой цели, школьники формируют знания, постепенно достижение цели усложняется (нужно учить правила, решать сложные уравнения) и благодаря этому знания становятся более глубокими. Целью вашего школьного обучения является формирование вас как полноценной, самодостаточной личности, которая ставит перед собой цели, достигает их.
Рекомендованное домашнее задание
1. Ответьте на вопросы №1,2 на стр. 53-54. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. Просвещение.
2. Выполните Задание №7 на стр. 54. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. Просвещение.
Своё сочинение я бы хотел начать с определения слова “личность”. Что же значит быть личностью? Из школьной программы мы знаем, что личность – это внутренний мир человека. То есть его мнение, переживания, мировоззрение, установки и многое другое.
Можно сделать вывод, что личность – это человек с его сознанием и поступками. Я могу сказать, что я личность, потому что я мыслю и действую. У меня также есть своё мнение и мировоззрение. Это не менее важно, когда речь идёт о личности.
Кроме того, можно сказать, что человек, который находится в социуме – личность. Тем не менее личность можно воспринимать по-разному. Некоторые люди стремятся быть успешными и добиваются результатов, им хочется подражать. Но есть и те, кому нравится жить средне. Каждый сам для себя определяет, как ему жить и на что тратить свои силы и время. В этом личности отличаются. Успешных людей, например, часто называют сильными личностями. Как, в таком случае, формируется личность?
Как мне кажется, изначально дети многое перенимают от родителей. Позже у них появляются свои интересы, любимые герои мультфильмов и разные знакомые. Всё это помогает ребёнку определиться с тем, что для него важно.
Когда человек вырастает, важным для него становится его профессия и люди, с которыми связана работа. Из своей профессиональной деятельности человек также извлекает многое. Кроме того, взрослые люди осознают свои поступки, делают выводы и представляют, как им поступать дальше. Это помогает им формировать мировоззрение.
По-моему, истинная личность – это человек, который совершает хорошие поступки и ведёт себя в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе. Помимо этого, личность имеет высокие ценности. Ей важна честность, вежливость, порядок. Такой человек должен быть образованным и эрудированным. Он также пытается хорошо выглядеть и иметь своё мнение, чтобы быть готовым ответить на любой вопрос.
Человек, чтобы называться личностью, должен ответственно относиться к тому, что он говорит и делает. Ведь именно по его словам и поступкам о нём будут судить. Поскольку я стараюсь учиться, формировать своё мнение, хорошо выглядеть и при этом не совершать поступков, за которые потом стыдно, я могу сказать, что я личность.
Многие говорят: создай свою личность; развивай свою личность. Идет речь о внутреннем развитии, но в действительности, через кого мы определяем такое развитие? При помощи других.
Именно они смотрят на нашу личность, ведь трудно все-таки посмотреть в душу или увидеть полностью, да и даже частично жизненный опыт человека, его воспоминания. Другие люди определяют как именно человек может существовать в этом мире в соответствии с собственными качествами и характеристиками. На самом деле тут есть связь внешнего и внутреннего.
С одной стороны личность представляет собой проявившиеся качества характера. Даже, если человек только изображает какие-то качества, к примеру, смелость или наоборот покорность, то они на внешнем уровне становятся частью его личности. При этом с другой стороны различные внешне закрепившиеся образы в дальнейшем формируют отношение и тот образ, который связывают с этим человеком.
Довольно интересным вопросом также может быть понятие отсутствия или личности как таковой. Нередко мы можем слышать: он не является личностью или его личность до сих пор не сформирована. Такое положение дел, то есть отсутствие личности, мы можем сравнить термином идиот в его древнегреческом смысле.
Как известно, идиотами греки называли людей, которые уклоняются от политического выбора и решений. Человек без личности тоже уклоняется, только уклоняется от того чтобы сделать личные выборы. Тем не менее, они тоже имеют значение, в каком-то смысле даже политическое.
Сформированная личность обладает довольно ясной системой взглядов и моральных ценностей. Как правило, они выстраданы собственным опытом, усилиями, раздумьями, действиями, внешними и мыслительными экспериментами. Таким образом личность всегда занимает определенную позицию (ну или чаще всего) по отношению к внешним феноменам, человек, который не имеет личности, остается индифферентным и зачастую его поступками, взглядами и мнением легко управлять извне.
Сочинение про Личность 2
Как много на свете людей, которые имеют силу воли, твердый характер и благие намерения. Есть люди, которых тяжело чем–то напугать. Таких людей называют сильными личностями.
В нашей стране много сильных личностей. Так было всегда. В отечественной литературе много произведений описывает сильных личностей. К таким героям можно отнести Илью Муромца, Тараса Бульбу, Василия Теркина и еще множество литературных персонажей. Эти личности могли не иметь сильных мышц, но силы духа им не приходилось занимать. Сильная личность способна переходить от слов к делу и всегда готова отвечать за свои поступки.
Полное сочинение на тему Сильная личность (6 класс) – обществознание
Когда речь идет о сильной личности хочется представить себе человека, который имеет мускулистое тело и может махать кулаками. Все так просто на первый взгляд. На практике все оказывается совершенно по – другому.
Сильной личностью считается тот человек, который не боится трудностей, готов решать проблемы и не бояться перемен. Сильная личность легко налаживает связи, строит планы на будущее и знает, что все будет получаться. Сильная личность не боится реальности, всегда здраво оценивает ситуацию и стремиться помогать людям.
Не каждый человек готов управлять своей судьбой. Не все могу принимать решения и рисковать.
Самым интересным является то, что сильной личностью не рождаются, ей становятся постепенно. Сильная личность воспитывает в себе положительные качества, готова принять на себя ответственность за все события, происходящие в жизни. Человек с волевым характером добивается всего своим трудом. Понимает, что все в жизни имеет цену.
Такие люди всегда открыты к общению, не боятся говорить вслух о своих желаниях и всегда удовлетворяют свои потребности.
Хорошо когда сильная личность может служить примером для людей нерешительных и неуверенных в себе. Многие миллионеры и политические деятели добиваются всего самостоятельно, проходя через разочарование, бедность, страх и неуверенность. Но, сильными они становятся во время движения, укрепляя веру в себя, свои возможности и перспективы. Никто не получает ничего сразу. Всегда необходимо, в первую очередь, работать над собой. А любой труд является тяжелым. А чтобы развеять все сомнения в себе необходимо постоянно ставить перед собой новые цели, постоянно усложняя их, стремиться брать на себя больше ответственности и постоянно развиваться. Для этого нужно становиться позитивнее и жизнерадостнее.
Я могу заявить, что я Личность, так как школа научила меня всему. Я умею общаться с людьми, я их понимаю, помогаю решать их проблемы, могу дать правильный совет. У меня есть свои интересы и талантливость, которую развивали во мне с детства. Личность – это совокупность достоинств в одном человеке. Чем больше хороших вещей я делаю – тем больше я – Личность. Не зря я пишу слово “Личность” с большой буквы, так как говорить о себе, как о Личности, могут немногие. Для того, чтоб так называться, нужно жить по совести, не причинять никому зла, а также нужно знать свои права и обязанности. Ведь мы все люди, это нас и отличает от животных. Мы можем мыслить и совершенствоваться. Шекспир писал об этом так:”Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник”. Это значит, что каждый из нас вправе сам выбирать, куда приведут поиски своей личности. В каждой школе есть свой устав. В нем описано все, что я должен делать. И я, как Личность, должен соблюдать все правила, написанные в нем. Я должен иметь дневник, каждый день носить с собой его в школу, выполнять все требования учителей, одеваться в деловую школьную одежду, соблюдать дисциплину и чистоту в школе. По уставу мне запрещено покидать школу во время перемены, применять физическую силу в спорах с учениками, наносить материальный ущерб школьному имуществу, кушать, разговаривать и играть на уроках. Только при условии, что я буду себя вести в обществе хорошо и правильно, я могу себя назвать Личностью. Как сказал Камю Альбер:”Именно свободный выбор создаёт личность. Быть – значит выбирать себя”
Что такое деятельность человека? В обществознании за 6 класс учебный материал дает основные понятия, объясняет значимость занятости человека.
Цели деятельности
- деятельность– это форма активности, присущая только человеку; это занятие, которое строится на уровне сознания, направлено на удовлетворение определенных потребностей человека;
- потребность– это желание, толкающее к действию, активный позыв к деятельности, направляющая сила.
Получается, что в основе занятости лежат потребности. Они зависят от индивидуальных особенностей. Один хочет того, что никогда может не возникнуть в уме другого. Ученые делят людей на 2 категории:
Личность можно формировать, воспитывать, тогда те способности, которых не имели изначально, появляются в течение жизни. Пример: спорт. Для достижения поставленных целей приходится длительное время тренироваться, доводить действия к уровню поставленных целей.
Важно понимать: Потребности в деятельности напрямую связаны с характером, личностными чертами и способностями конкретного человека.
которые читают вместе с этой
Отличие человеческой деятельности от инстинктивных побуждений
Часть потребностей возникает на уровне инстинкта. Такие действия ученые пытаются объяснить особенностями живых существ. Образуется сходство всех живых обитателей. Основной инстинкт – самосохранение. Любой житель планеты пытается сохранить свою жизнь, начиная с мелких обитателей (насекомых), завершая цепочку человеком. Инстинкты различны, но их суть в том, что они возникают вне осознанной потребности.
Инстинкт дает возможность создать уникальные предметы, которые не сможет повторить аналогичный биологический вид. С другой стороны, инстинкты отличаются: муравей строит муравейник, человек – дом.
Условия для осуществления деятельности
Человек-созидатель, направляет свои потребности на разработку новых предметов. Часть способностей человека слабее, чем у представителей животного мира:
- острое зрение свойственно орлу;
- скорость передвижения – гепарду;
- жизнь под водой – рыбам.
Человеку дан разум, чтобы он сумел достичь всех способностей животного мира силами интеллекта:
- зрение – обеспечивают приборы дальнего видения;
- полет – самолеты и космические корабли;
- плавание под водой – акваланги;
- скорость передвижения возможна благодаря машинам.
В итоге, человеческий интеллект – это условие, при котором можно достичь любых поставленных целей, если его развить в нужном направлении.
Разум и постоянное самосовершенствование человека компенсирует его недостатки от природы.
Здесь возникает проблема. Какие цели ставит перед собой личность? Не приведут ли они к его переходу в группу разрушителей? Виды целей важны для одного представителя человечества, но могут стать опасными для целого общества. Цель определяет деятельность.
Цели существования
Для достижения поставленной цели требуется множество условий. Схема воплощения цели очень многогранна:
- навыки;
- умения;
- терпение;
- желание;
- учение;
- комплексы.
Структура одного желания может быть простой и конкретной. Но чаще это редкий случай. Характеристика разумного существа – обучаемость. Цивилизация развивается на основе движения науки вперед, аналогично действует и человек. Он учится, его потребности становятся новыми и достижимыми только при условии постоянной работы над собой.
Что мы узнали?
Читайте также:
- Урок сочинение по фгос
- Мое будущее в моих руках сочинение
- Сочинение государство существует не для того чтобы превращать земную жизнь в рай
- Мини сочинение хотел бы я дружить с темой или нет
- Надо ли хранить верность традициям сочинение
1 Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
2 Что такое человек
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
3 Два человеческих Я
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
4 Почему люди улыбаются друг другу
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
5 Что такое равнодушие и как помочь ближнему
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
6 Практикум 1
1 Темы для дискуссий, проектной деятельности2 Анализируем текст3 Заполняем таблицу4 Составляем схему5 Работаем с тестами6 Пишем эссе
7 Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
8 Разве это плохо, что мы разные
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
9 Обычаи и традиции
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
10 Нужно ли нам физическое совершенство
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
11 Практикум 2
1 Темы для дискуссий, проектной деятельности2 Анализируем документ3 Заполняем таблицу4 Составляем схему5 Работаем с тестами6 Пишем эссе
12 Что такое гражданин
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
13 Гражданин мира
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
14 Что такое гражданство
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
15 Мораль и право
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
16 Что такое закон
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
17 Практикум 3
1 Темы для дискуссий, проектной деятельности2 Анализируем текст3 Заполняем таблицу4 Составляем схему5 Работаем с тестами6 Пишем эссе
18 Что такое правовая культура и правосознание
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
19 Право на каждый день
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
20 Как закон регулирует отношения в семье
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
21 Поведение в общественном месте
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
22 Права потребителей
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
23 Почему законы нарушают
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем прочитанное3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
24 Практикум 4
1 Темы для дискуссий, проектной деятельности2 Анализируем текст3 Заполняем таблицу4 Составляем схему5 Работаем с тестами6 Пишем эссе
25 Наше государство – Российская Федерация
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем документ3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
26 Какие бывают государства
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем документ3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
27 Президент Российской Федерации
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем документ3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
28 Кто принимает законы и кто воплощает их в жизнь
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем документ3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
29 Местная власть
1 Вопросы и задания к параграфу2 Исследуем документ3 Размышляем над пройденным4 Дайте собственные определения
30 Практикум 5
1 Темы для дискуссий, проектной деятельности2 Анализируем документ3 Заполняем таблицу4 Составляем схему5 Работаем с тестами6 Пишем эссе
@ ГДЗ от Путина 2013-2022 — лучшие решебники (копирование материалов сайта запрещено). admin@gdz-putina.info политика конфиденциальности
«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус». Жан-Луи Бюффон
В своё время великий древний учёный Сократ, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Мудрый, умный и очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению, мы познаём и узнаём окружающих нас людей, создаём атмосферу взаимопонимания, выражаем своё мнение по самым различным вопросам. Но происходящие сегодня изменения в образовании, больше направлены на формирование умения наших детей выражать свои мысли не устно, а письменно. В частности, это касается проведения государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) школы в форме и по материалам ЕГЭ. В предмете обществознания речь идет, прежде всего, о задании в части С – С9, которое является альтернативным и включает в себя необходимость написания такой современной творческой работы, как эссе. На мой взгляд, это единственное задание, которое даёт возможность увидеть настоящий уровень подготовки учащихся, познакомиться с его умением владеть и оперировать необходимой терминологией, выражать мысли, ставить проблемы, развивать полемику и т.д.
ЕГЭ по обществознанию становится всё более массовым видом проверки знаний и умений выпускников. Следовательно, перед каждым учителем встает задача правильно организовывать и провести концентрированную подготовку выпускников к ЕГЭ.
Сегодня написание эссе активно используется в рамках различных школьных предметов, причем как гуманитарных, так и естественных. Но именно обществознание позволяет раскрыться этой форме деятельности в полном смысле своего содержания и дать ей полностью реализоваться. Этот факт заставляет нас более серьёзно поработать над методической основой создания эссе, учесть все нюансы, позволяющие нам более грамотно и основательно подготовить наших учащихся к его написанию. Ведь нам предстоит, если оперировать словами французского естествоиспытателя Фан-Луи Бюффона, не просто научить хорошо писать, но ещё при этом научить «иметь душу и вкус». А ведь это далеко не просто.
Прежде всего, следует выяснить, что же означает само понятие «эссе». Данное слово пришло к нам из Франции и переводится как «опыт, набросок, очерк», а это значит, что и определений оно имеет несколько:
1) очерк, трактующий проблемы в свободной форме;
2) сочинение свободной композиции, основанное на передаче индивидуальных впечатлений;
3) жанр прозы, с парадоксальным изложением.
Таким образом, эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Но эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.
Как же научить наших детей создавать работу, соответствующую данному определению и которую с полным правом можно было назвать эссе?
Можно выделить несколько этапов формирования умений и навыков написания эссе.
Данные умения и навыки написания эссе по обществознанию следует начинать формировать в 8-9 классах.
Основная школа: 8-9 классы.
Здесь необходимые умения и навыки мы только начинаем формировать, и ученик получает своеобразный фундамент для создания будущих творческих сочинений. Пока, на мой взгляд, не стоит даже вводить само понятие «эссе», так как мы будем работать над созданием его элементов, частей. В учебниках по обществознанию под редакцией А. Кравченко есть довольно неплохой материал, позволяющих хорошо наладить эту работу, речь идёт, прежде всего, о заданиях, поставленных в конце каждого параграфа (вопросы, проблемы, практикумы).
Этапы работы:
1. Обучение развернутому ответу с элементами аргументации с использованием приема незаконченного предложения»: «Я считаю (я думаю, я уверен), что…, так как (потому что, в связи с тем, что)….»
Учащиеся, как правило, довольно быстро, в течение нескольких уроков, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности.
2. Введение понятий «тезис», «аргумент». Здесь главное правильно преподнести данные понятия, которые будут заучены осмысленно.
3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием изученных обществоведческих понятий и терминов.
Например, можно предложить поразмышлять над следующим вопросом: «почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования соей жизни?» При объяснении своей точки зрения учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «социальная среда»; «воспитание»; «преступление»; «материальные потребности»; «ценностные ориентации».
Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности ученика, к привлечению материала из его собственного жизненного опыта.
4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий. Ученик обучается выражать своё собственное мнение по поводу конкретной ситуации и строить доказательство в его защиту.
Таким образом, к окончанию основной школы учащиеся получают весь необходимый фундамент для создания эссе.
Старшая школа: 10-11 классы.
Этапы работы:
1. Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик.
Здесь мы уверенно вводим новое понятие и начинаем серьёзную работу по выделению его существенных и характерных черт. Можно использовать, на мой взгляд, своеобразный метод, который позволит запечатлеть данное понятие в сознании учеников: пишу на доске «эссе» и прошу разложить по полочкам («побуквенно») данное слово.
Например, чаще всего получается следующая «картина»:
Э – эмоции
С – субъект
С – свобода
Е – единство
Если соединить все полученные слова, то у нас приблизительно получится: свободное сочинение, основанное на эмоциях и личных впечатлениях субъекта, но при этом имеющее свою структуру, а также отражающее нечто единое и целое. Теперь попробуем сверить сказанное с тем, в чём нас убеждают литераторы.
Особенности эссе как литературного жанра
Особенности объема |
Как правило, это небольшая работа |
Индивидуальность работы |
Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему |
Особенности стиля |
Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика |
Особенности композиции |
Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис — множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации — многоточия, будто приглашающие к соразмышлению |
2.Определение структуры эссе
Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам.
Структура эссе
Элемент структуры |
% к общему объему работы |
Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения) |
20% |
Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения) |
60% |
Заключение (Выводы, умозаключения) |
20% |
В связи с этим, в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.
Вступление |
Как умно и метко высказывается автор. Очень оригинальная мысль… Никогда не думал, что …. Оказывается, что идея о том, что… |
Основная часть |
Во-первых, … во-вторых, … в-третьих, … Рассмотрим несколько вариантов… Давайте попробуем порассуждать… С одной стороны, … |
Заключение |
Таким образом,… Итак,… К какому же выводу мы пришли… |
3. Определение требований к содержанию эссе
Эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить обществоведческие знания.
В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью нашего творческого сочинения является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и многое другое.
Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает расположить их в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком обществоведческих терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, даёт возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения и изложения материала.
4. Отработка навыка написания эссе.
С чего начинается работа по написанию эссе по обществознанию?
Во-первых, с выбора темы, которая на ЕГЭ определяется перечнем общественных наук. Все представленные на экзамене темы – афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.
При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы наиболее знаком, насколько учащийся владеет терминологией данной науки, насколько он может быть теоретически подготовленным в области аргументации своих утверждений.
Выбор темы эссе – ответственная задача и выпускник должен быть уверен в том, что он:
имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
ясно понимает смысл высказывания;
может выразить свое отношение к нему;
владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для теоретически грамотного анализа темы;
сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
При подготовке к экзамену лучше не распыляться, а сконцентрировать учащегося на тех науках, которые ему ближе: более интересны, более высок уровень знаний и т.д. Также стоит обратить внимание на автора цитаты – очень часто имена авторов афоризмов повторяются, и будет только плюсом поработать над выяснением неизвестных личностей, ведь использование в работе подобного дополнительного материала будет только плюсом.
С9.1 Философия |
«Видеть самих себя такими, какими видят нас другие, – самый благотворный дар» (Хаксли О.) |
С9.2 Социальная психология |
«Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне) |
С9.3 Экономика |
«Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ми пользоваться» (Наполеон Бонапарт) |
С9.4 Социология |
«Проступок, хоть и может вызвать временное благополучие, никогда не приносит подлинного счастья» (В. Скотт) |
С9.5 Политология |
«Целью политики является всеобщее благо; народ и власть должны подчиниться закону» (Аристотель) |
С9.6 Правоведение |
«Жестокость законов препятствует их соблюдению» (Ш. Монтескье) |
При этом необходимо не забывать об эмоциях, которые будут проявляться через яркие фразы, живой и интересный язык эссе (оригинальность, необычность, призыв к спору). Иногда даже короткие, простые, разнообразные по интонации предложения дают значительно больший эффект, чем длинные замысловатые размышления.
Очень важно, чтобы учащийся научился правильно формулировать заложенный в цитате смысл, иначе весь созданный материал не будет оценён положительно. Ведь в соответствии с требованиями к написанию эссе, в случае отсутствия формулировки смысла высказывания, работа не подлежит дальнейшей проверке.
Например, возьмём несколько афоризмов и постараемся сформулировать заложенное в них смысловое содержание:
1. «Сбережения составляют самый богатый доход» (И.Стобей).
Смысл: нужно правильно распоряжаться своими сбережениями, которые не должны лежать мёртвым грузом, а приносить доход.
2. «Суров закон, но он закон»
Смысл: каким бы суровым не был закон, он является законом, а значит, его исполнение является обязательным.
Именно регулярные практические занятия, систематическая отработка данного умения позволит не бояться оформлять проблемы и формулировать смысловое значение афоризма. И только вдумчивое отношение к данному вопросу позволит решить судьбу эссе. Поэтому при выборе темы, лучше остановиться на той проблеме, по которой учащийся может дать развёрнутое теоретическое обоснование с использованием понятий, определений, фактов.
Алгоритм написания эссе:
1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) она интересна вам;
б) вы понимаете смысл этого высказывания;
в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
3. Определите смысл высказывания (проблему).
4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
распределите подобранные аргументы в последовательности;
придумайте вступление к рассуждению;
изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
5. Сформулируйте общий вывод работы.
Требования, предъявляемые к эссе:
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Критерии оценивания эссе:
Раскрытие смысла высказывания – 1 балл
Представление и пояснение собственной позиции выпускника – 1 балл
Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла
Максимальный балл 5
Литература.
- Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 1.
- Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»?// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 9.
- Цитович Т.Г. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 7.