Как написать сочинение по стихотворению

План сочинения по стихотворению


План сочинения по стихотворению

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 129.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 129.

В средних и старших классах школы ученики часто анализируют стихотворения и пишут по ним сочинения. Чтобы хорошо написать такое сочинение необходимо составить его план. Так как же составлять план сочинения по стихотворению?

План сочинения по стихотворению

План сочинения поможет школьнику систематизировать мысли по прочитанному материалу, выявить главную мысль произведения. План может выглядеть следующим образом:

  • Фамилия, имя, отчество автора, история создания и дата произведения.
  • Пересказ стихотворения своими словами. Подробный пересказ сюжета произведения. Необходимо обратить внимание на настроение текста.

Часто в лирическом тексте сюжет отсутствует, так как главное в лирике – эмоции и чувства, а не повествование

  • Изобразительно-выразительные средства. Средства выразительности очень важны при написании сочинения, они показывают язык автора во всей красе, кроме того раскрывают главную сущность стихотворения.

К изобразительно-выразительным средствам относят эпитет, метафору, метонимию, синекдоху, гиперболу, литоту, оксюморон и многие другие

  • Тема и основная мысль. Здесь указывается какова тема произведения, что именно хотел сказать автор, написав этот текст.
  • Собственное мнение. Без собственного мнения сочинение будет неполным, поэтому в конце необходимо выразить свою точку зрения на заданную тему, объяснить, чем вам понравилось данное стихотворение.

Рис. 1. План анализа стихотворения

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по стихотворению, сделать это грамотно и целостно. Здесь проведен примерный план, ориентируясь на который ученики смогут выполнить задание легко и без проблем.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимофей Дзержинский

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 129.


А какая ваша оценка?

Как писать сочинение- анализ стихотворения в 5-6
классах.

ПРОЕКТ

Тема. Анализ стихотворения в 6 классе.

Проблема: все ученики 5-6 классов испытывают трудности при написании сочинения
по анализу стихотворений,однако в учебнике по литературе никаких рекомендаций
нет.

Цель проекта: разработать практические рекомендации к написанию сочинения по
анализу стихотворения для учеников 5-6 классов.

Задачи:

1)рассмотреть
имеющиеся в различных источниках план анализа лирического произведения, выбрать
план, приемлемый для учеников 6 класса;

2) рассмотреть
методические рекомендации к написанию сочинения по лирическому произведению,
выбрать или на их основе разработать свои рекомендации;

3) составить
словарь терминов,используемых при анализе стихотворений для удобства работы над
сочинением;

4) найти или
разработать языковые клише,которые можно было бы использовать в сочинении по
анализу любого стихотворения;

 5) разработать
словарь,состоящий из слов чаще всего использующихся в сочинениях,помогающих
точно передать замысел автора.

Введение

Литературное образование играет решающую роль в
формировании эмоциональной культуры личности.

Цель литературного образования — овладение системой знаний
о художественной литературе, совершенствование умений анализа и интерпретации
литературно-художественного произведения, воспитание ответственного отношения к
чтению. Одной из важнейших задач для реализации названной цели является
развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и
отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса. Эстетический
вкус — способность человека по чувству удовольствия – неудовольствия
дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты,
отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве.

Развивая эстетический вкус учащихся, необходимо научить их
всестороннему постижению литературного произведения.

Художественное произведение постигается не только умом, но
и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для
такого рода литературы, как лирика.

Стихи обогащают представлениями о внутреннем мире человека,
о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих
людям разных эпох. Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке
говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости
души.

Наблюдения над отдельными элементами стихотворения,
тропами, композицией, языком нужны для того, чтобы постичь идеи и эмоции,
образы и мотивы.

Специфика стихотворного текста состоит в том, что он,
во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом,
выраженным очень сжато, свернуто и в особой форме..

Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род
литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и
переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и
многозначностью поэтического образа.

Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении
стихотворных произведений на уроках литературы.

Анализ
поэтического текста включает в себя решение трёх вопросов: истолкование,
восприятие, оценка. Речь может идти о вашем личном
интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о
том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало.
Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его
единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами,
художниками.

Истолкование
есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать
стихотворение необходимо с учётом контекста творчества автора и русской поэзии
в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны
ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами,
сопоставление различных точек зрения.

Оценка
– это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод
о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве
автора, литературе в целом. Оценка – это и точка зрения других авторов, и ваше
собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

План – это только «костыли». Они нужны на всякий случай:
чтобы чего-то не забыть. Если вы освоили написание сочинения по плану, то можно
искать свой путь, свою «дверцу» в произведение. Этой «дверцей» может стать
размышление над значением лексических единиц, рассмотрение значения
использованных тропов, но самое главное: необходимо обратить внимание на то,
что именно работает на ваше восприятие, что углубляет и усиливает для вас смысл
произведения.

Основная часть.

Глава 1. Подготовка к сочинению.

Любому
сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация.  Помочь
в этом может следующий план работы.

  1. Прочитай
    стихотворение несколько раз.
  2.  Узнай сведения
    об авторе стихотворения.
  3. Найди материал,
    касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти
    сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к
    тому же их можно использовать во вступлении).
  4. Какую картину
    рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи
    стихотворение своими словами.
  5.   Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие
    именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь
    при затруднении словарём настроений (смотри ниже).
  6.  Какие изобразительно-выразительные
    средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном
    значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение,
    пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать
    данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные
    образы.
  7. Подумай, о чём
    стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в
    своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения).
    Запиши в черновик.
  8. Какие чувства
    вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь
    стихотворение? Запиши.
  9. Собери все
    черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа
    сочинения (смотри ниже).  В конце работы проверь, нет ли речевых
    недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй
    орфографические и пунктуационные ошибки.

Примерно это будет
выглядеть так.

Стихотворение

Материалы к сочинению

Тютчев Ф. И.

«Неохотно и несмело…»

Тютчев Ф.И. –
мастер пейзажно-философской  лирики. Картины природы у поэта показаны через
лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и
смерти, о месте человека в мире.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля —

Чу! за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы —

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей…

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

«Пересказ
своими словами»

Поэт рисует
картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается
гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся
гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.

Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные
средства.

Эпитеты:
«неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей»,
«смятенная».

Олицетворения:
«солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

Сравнение:
«вихрем пыль летит с полей».

Метафоры: «в
сиянье потонула», «молнии струя»

Эти слова
помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать
пейзаж.

Образы солнца
и земли, образы молнии, грома.

Особенность –
много глаголов, передающих действие, движение.

Тема
и основная мысль.

Стихотворение
о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала
дождя.

Мои
чувства.

Понравилось, потому что дождь – это
очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах
дождя.

Остаётся всё сложить в один текст, пользуясь
планом.

 Глава 2. План анализа стихотворения.

Мы
рассмотрели несколько планов сочинений по анализу стихотворения. Одни были
слишком объёмными, содержали 17 пунктов, многие из которых непонятны ученику
5-6 классов,т.к. не были изучены по программе. Нашли один план для учеников
начальной школы, но он не содержал те понятия, которые изучаются в 5-6 классах
(изобразительно-выразительные средства). Мы остановились на одном плане,
предложенном Прокиной Натальей Валентиновной,  учителем русского языка и
литературы МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей Пензенской области.

Примерный план анализа стихотворения для 5
класса.

1.
Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2.  
Эмоциональное восприятие текста.

3.  
Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. 
Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства
помогли испытать эти чувства.

5.
Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. 
Образ лирического героя.

7. 
Собственное отношение к прочитанному.

8.   Выразительное чтение стихотворения
(ученик).

Однако данный план не подходит для написания сочинения.
Поэтому мы решили взять план, предложенный в тематических тетрадях по
литературе, переработав его, убрав неизвестное ещё шестиклассникам, добавив
пункты из предложенного выше плана. Каждый пункт плана мы решили снабдить
подробными вопросами, которые, на наш взгляд, помогут ученику в разборе
стихотворения. Некоторые детали плана, рассматриваемые в других источниках как
отдельные пункты анализа мы объединили в один пункт для удобства (один пункт –
один абзац), тем более в шестом классе ученик ещё не может полно и объёмно
раскрыть образы, основную мысль стихотворения и ему для этого не потребуется
отдельный абзац.

План сочинения- анализа
 стихотворения.

1.  Название стихотворения и его автор. Ведущая тема.( О чём стихотворение?)
Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

2. Какую картину рисует в своём стихотворении?
(Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму.
Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)

Настроение, чувства, передаваемые автором. Как
меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
 

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты,
метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза,
обращение и восклицание.

4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

На основе материалов, собранных к сочинению, может
получиться такое сочинение.

 Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской  лирики. Картины природы у
поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими
размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о связи его с
природой. Пейзажи восхищают своей эмоциональностью, выразительностью. Это можно
увидеть в стихотворении Ф.И.Тютчева
«Неохотно и
несмело…», в котором говорится о весеннем дожде. Поэт показывает, как
природа меняется в момент начала дождя.

В своём произведении Ф.И.Тютчев рисует картину весенней природы. Солнце
ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает
идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю,
скрывается за тучами. Поэт восхищается оживлённой природой, восторгается
надвигающейся грозой.

Главными образами стихотворения являются образы солнца и земли, молнии
и грозы, которые как бы не позволяют солнцу соединиться с землёй. Сделать
картину живой, одухотворённой помогают олицетворения:
«солнце
смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»
.
Используя эпитеты «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей
и смелей», «смятенная», поэт создает образы природы. Обилие глаголов помогает передать
движения, изменения в природе.

Мне понравилось стихотворение Тютчева «Неохотно
и несмело…», потому что дождь – это очищение для природы. Гроза настораживает
и привлекает одновременно. Мне кажется, что я  ощущаю запах дождя.

Глава 2.  Речевые
клише.

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова
друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут
помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в
любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении…
(автор, название) говорится о…

В
стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В
стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение
этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к….
Настроение стихотворения подчеркивает…

Автора
пронизывает чувство…

Стихотворение
можно разделить на…части, так как…

Композиционно
стихотворение делится на…части.

Короткие
(длинные) строки подчеркивают…

В
стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют
услышать….

Поэт
хочет запечатлеть словами….

Для
того чтобы передать … настроение,  автор использует (восклицательные
предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.).  С помощью… автор
дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

Лирический
герой этого стихотворения представляется мне….

Сделать
картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую,
радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты,
метафоры): …

Сопоставление
(противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел)
поэта.

Стихотворение
вызывает у меня чувство…

Глава 3. Словарь
настроений

В
лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его
чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора,
словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может
помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.

Позитивное
настроение

негативное

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищается;

восторгается;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

умиротворенное;

теплое;

спокойное.

приподнятое

печалится

жалеет о …

сожалеет о…

поэту жаль …

переживает за …

негодует

расстроен

поэту больно от …,

 с болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи

Глава 4. Словарь
терминов.

    Значение
терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но
если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили
включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении.   

Аллегория — литературный прием, основой которого является иносказание:
изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа,
наделенного жизненными реалиями.

Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с
прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический
смысл.

ГИПЕРБОЛА (от греч. — преувеличение) — художественный прием, основанный на
чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или
явления.

Жанр – тип художественного произведения.

Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю
жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой –  это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли
и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает
его личные переживания.

Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве
или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи.
Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно
употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив— устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в
фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и
литературно-художественных произведениях.

Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж
сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет,
характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или
материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ
узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные
предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж – (от греч. — создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще,
литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные
художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства,
в котором предметом изображения является природа.

Поэзия –  словесное художественное творчество.

Проза – не стихотворная речь.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому
по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит
домашним генералом…» Н.А. Заболоцкий)

Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2.
Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение
неправильно. Однако во множественном числе  слово «стихи» обозначает
поэтическое творчество.

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

ТРОПЫ (от греч. — поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений
в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще
художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию,
гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

ЭЛЕГИЯ (от греч. — жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего
объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное
отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть
его характерное свойство.

Список литературы.

1. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика
сочинений разных жанров»: Пособие для учителя / Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский
и др.- М.: Просвещение, 1886.

2. Перепёлкин М.А.Анализ лирического произведения: Учебно-методическое
пособие / Отв. редактор С.А. Голубков. Самара: Самарский университет, 2001.

3. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,
1998.

4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. краткий словарь литературоведческих
терминов: Кн. Для учащихся/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- 2-е изд.-М.: Просвещение,
1985.

5. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков._
М.:Педагогика, 1988.

Интернетресурсы

zhakulina20090612.blogspot.com/2010/07/blog-post

narod.ru/analiz.html

www.naexamen.ru

pop.penza.net/doc/PNPO/Prokina.htm

school10-mgn.ucoz.ru/load

www.openclass.ru/dig-resource

litterms.ru

Тема. Анализ стихотворения в 5 — 6 кл.

Проблема: все ученики 5-6 классов испытывают трудности при написании сочинения по анализу стихотворений,однако в учебнике по литературе никаких рекомендаций нет.

Цель проекта: разработать практические рекомендации к написанию сочинения по анализу стихотворения для учеников 5-6 классов.

Задачи:

1)рассмотреть имеющиеся в различных источниках план анализа лирического произведения, выбрать план, приемлемый для учеников 6 класса;

2) рассмотреть методические рекомендации к написанию сочинения по лирическому произведению, выбрать или на их основе разработать свои рекомендации;

3) составить словарь терминов,используемых при анализе стихотворений для удобства работы над сочинением;

4) найти или разработать языковые клише,которые можно было бы использовать в сочинении по анализу любого стихотворения;

5) разработать словарь,состоящий из слов чаще всего использующихся в сочинениях,помогающих точно передать замысел автора.

Введение

Литературное образование играет решающую роль в формировании эмоциональной культуры личности.

Цель литературного образования — овладение системой знаний о художественной литературе, совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения, воспитание ответственного отношения к чтению. Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса. Эстетический вкус — способность человека по чувству удовольствия – неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве.

Развивая эстетический вкус учащихся, необходимо научить их всестороннему постижению литературного произведения.

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.

Стихи обогащают представлениями о внутреннем мире человека, о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих людям разных эпох. Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.

Наблюдения над отдельными элементами стихотворения, тропами, композицией, языком нужны для того, чтобы постичь идеи и эмоции, образы и мотивы.

Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато, свернуто и в особой форме..

Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.

Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

Анализ поэтического текста включает в себя решение трёх вопросов: истолкование, восприятие, оценка. Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учётом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.

Оценка – это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка – это и точка зрения других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

План – это только «костыли». Они нужны на всякий случай: чтобы чего-то не забыть. Если вы освоили написание сочинения по плану, то можно искать свой путь, свою «дверцу» в произведение. Этой «дверцей» может стать размышление над значением лексических единиц, рассмотрение значения использованных тропов, но самое главное: необходимо обратить внимание на то, что именно работает на ваше восприятие, что углубляет и усиливает для вас смысл произведения.

Основная часть.

Глава 1. Подготовка к сочинению.

Любому сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация. Помочь в этом может следующий план работы.

  1. Прочитай стихотворение несколько раз.

  2. Узнай сведения об авторе стихотворения.

  3. Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

  4. Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

  5.   Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже).

  6.  Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

  7. Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

  8. Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

  9. Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

Примерно это будет выглядеть так.

Стихотворение

Материалы к сочинению

Тютчев Ф. И.

«Неохотно и несмело…»

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля —

Чу! за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы —

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей…

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

«Пересказ своими словами»

Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.

Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»

Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.

Образы солнца и земли, образы молнии, грома.

Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.

Тема и основная мысль.

Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

Мои чувства.

Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.

Остаётся всё сложить в один текст, пользуясь планом.

Глава 2. План анализа стихотворения.

Мы рассмотрели несколько планов сочинений по анализу стихотворения. Одни были слишком объёмными, содержали 17 пунктов, многие из которых непонятны ученику 5-6 классов,т.к. не были изучены по программе. Нашли один план для учеников начальной школы, но он не содержал те понятия, которые изучаются в 5-6 классах (изобразительно-выразительные средства). Мы остановились на одном плане, предложенном Прокиной Натальей Валентиновной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей Пензенской области.

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2.   Эмоциональное восприятие текста.

3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).

4.  Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6.  Образ лирического героя.

7.  Собственное отношение к прочитанному.

8.   Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Однако данный план не подходит для написания сочинения. Поэтому мы решили взять план, предложенный в тематических тетрадях по литературе, переработав его.

План сочинения — анализа стихотворения.

1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема.( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.

4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

На основе материалов, собранных к сочинению, может получиться такое сочинение.

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о связи его с природой. Пейзажи восхищают своей эмоциональностью, выразительностью. Это можно увидеть в стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», в котором говорится о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

В своём произведении Ф.И.Тютчев рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами. Поэт восхищается оживлённой природой, восторгается надвигающейся грозой.

Главными образами стихотворения являются образы солнца и земли, молнии и грозы, которые как бы не позволяют солнцу соединиться с землёй. Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…». Используя эпитеты «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная», поэт создает образы природы. Обилие глаголов помогает передать движения, изменения в природе.

Мне понравилось стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…», потому что дождь – это очищение для природы. Гроза настораживает и привлекает одновременно. Мне кажется, что я ощущаю запах дождя.

Глава 2. Речевые клише.

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Автора пронизывает чувство…

Стихотворение можно разделить на…части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

Стихотворение вызывает у меня чувство…

Глава 3. Словарь настроений

В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.

Позитивное настроение

негативное

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищается;

восторгается;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

умиротворенное;

теплое;

спокойное.

приподнятое

печалится

жалеет о …

сожалеет о…

поэту жаль …

переживает за …

негодует

расстроен

поэту больно от …,

с болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи

Глава 4. Словарь терминов.

Значение терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении.

Аллегория — литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.

Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

ГИПЕРБОЛА (от греч. — преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Жанр – тип художественного произведения.

Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив— устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж – (от греч. — создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия – словесное художественное творчество.

Проза – не стихотворная речь.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом…» Н.А. Заболоцкий)

Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

ТРОПЫ (от греч. — поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

ЭЛЕГИЯ (от греч. — жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Список литературы.

1. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: Пособие для учителя / Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский и др.- М.: Просвещение, 1886.

2. Перепёлкин М.А.Анализ лирического произведения: Учебно-методическое пособие / Отв. редактор С.А. Голубков. Самара: Самарский университет, 2001.

3. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.

4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. Для учащихся/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1985.

5. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков._ М.:Педагогика, 1988.

Интернет-ресурсы

zhakulina20090612.blogspot.com/2010/07/blog-post

narod.ru/analiz.html

www.naexamen.ru

pop.penza.net/doc/PNPO/Prokina.htm

school10-mgn.ucoz.ru/load

www.openclass.ru/dig-resource

litterms.ru

  1. Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта? Кому или чему, какому событию  посвящено стихотворение?
  1. Каково первое впечатление о стихотворении?
  1. Какой мелодический ритм вы почувствовали? Какими средствами достигается почувствованное вами звучание?

Какова композиция стихотворения? Какие мотивы возникают в стихотворении?

Какой мотив (микротема) становится главным?

  1. Какова главная мысль стихотворения?
  1. Каково душевное состояние лирического героя?
  1. Какими средствами выразительности показаны мысли, чувства, переживания лирического героя?
  1. Как воспринимается стихотворение в контексте исторической эпохи, литературы?

9.  Какое чувство оставило стихотворение?

Стихотворение … было создано,  написано, опубликовано…

Стихотворение  выражает чувства автора (восприятие автором) периода, эпохи, времени…

Стихотворение вошло (включено автором) в цикл, сборник, том…

Стихотворение посвящено (кому? чему?) …

Стихотворение вызывает сложные (противоречивые, яркие, незабываемые, сильные) чувства (эмоции)…

Стихотворение привлекает внимание ярким и образным языком (необычным звучанием, особым мелодическим ритмом, яркими образами)

Когда читаешь стихотворение, чувствуешь неторопливый, плавный ритм…

Медленный, плавный ритм стихотворения как будто завораживает (привлекает внимание)…

Стихотворение звучит резко, отрывисто …

В стихотворении чувствуется напряжённый, маршевый, песенный ритм…

Это звучание (ритм) достигается (обеспечивается, создаётся, возникает) благодаря стихотворному размеру ( интонации, звуковой организации:  ассонансу (преобладанию гласных звуков), диссонансу (преобладанию согласных звуков), рифме)…

Стихотворение разделено (не разделено) на строфы…

Стихотворение начинается и заканчивается строфами…

Стихотворение можно разделить на две части…

Стихотворение построено на антитезе (контрасте, противопоставлении) …

Тема стихотворения я (основной мотив) раскрывается от строфы к строфе…

Главная мысль (идея) в том, что…

Лирический герой переживает (испытывает, чувствует) себя…

Душевное состояние лирического героя раскрывается при помощи художественно-изобразительных средств: тропов (эпитетов, метафор, олицетворений и т. д.), стилистических фигур, лексических и грамматических средств.

Тема стихотворения звучит и в произведениях поэтов …

Образы стихотворения перекликаются с образами в произведениях…

Тема стихотворения (главная мысль, идея) не нова…

Стихотворение оставило сложные (противоречивые, яркие) чувства (эмоции, впечатление) …

Стихотворение не вызывает сильных чувств, потому что …

Стихотворение запомнилось, стало для меня…

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

В огромнейшем массиве художественных произведений поэзию можно назвать самой рациональной и менее подверженной проведению такого приема, как анализ. Именно поэтому подобное задание вызывает больше всего вопросов у школьников. Знание схемы анализа стихотворения необходимо и студентам, обучающимся на филологическом факультете.

И если раньше подобный вопрос находился в тени, то на сегодняшний день он является весьма актуальным. Ведь в современных школьных программах проведение анализа стихотворения требуется все чаще.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

Материалы из видео

Исходный текст

(1) Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые — гораздо старее научной биологии. (2)Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3) Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребенка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта. (Что предопределяет жизнь человека: наследственность или пройденный путь/окружение?)

(4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо помочь развиться.

(8)«…Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким, — пишет известный генетик XX века Феодосий Добжанский. — (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».

(Генотип лежит в основе личности, но в некоторой степени многое зависит от самого человека)

(10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример — жизнь М.В. Ломоносова.

(12)Менее известна жизнь Д.И. Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет.

(15)Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам…

(16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова Иван Алексеевич Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги…

(18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата. (20)Только это».

План сочинения

Проблема сохранения человечности в годы войны.

ПА: в каждом нерастраченные запасы человечности, и ничто, даже война, не способно вытравить ее из людей (жестокость и тяготы войны не способны убить человечность в людях)

Ил 1: предложения 13, 14, 17-19 – люди не были равнодушны к беде недавнего врага, их не радовало чужое горе, они не проявляли агрессию.

Ил 2: предложения 30, 31 – проявление человечности в действии.

СП: голод, страх, боль и потеря близких не превратили сердца людей в камень; нужда не заставила людей жить по принципу «каждый сам за себя»; человечность сильнее чувства ненависти и жажды мести.

ЗКЛ: важно оставаться человеком в любой ситуации.

Читать следующую статью

Оцените статью:

Как писать сочинение ЕГЭ? Алгоритм

Попробуй использовать этот метод, и ты поймешь, насколько все легко и просто. Как найти позицию автора? Как писать комментарий к проблеме? Как сформулировать проблему? Все ответы ты найдешь здесь.

Составьте план сочинения

Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?

  1. Вступление. Здесь можно рассказать детали из биографии автора или историю создания произведения, затронуть исторический контекст или упомянуть о других произведениях, повествующих о данной проблеме.
  2. Постановка проблемы. Плавно подведя вступление к этой части, обозначьте проблему, заявленную в теме сочинения и отображенную в произведении.
  3. Комментарий к проблеме. Здесь следует указать, какое место проблема занимает в тексте и в современном обществе.
  4. Позиция автора. Для того, чтобы осветить этот пункт, необходимо ознакомиться не только с литературной критикой, но и с историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.
  5. Собственное мнение. Здесь рекомендуется выразить ваш взгляд на данную проблему. Однако не стоит посвящать этой части сочинения слишком много места и времени.
  6. Литературные аргументы. Вспоминаем произведения со схожей проблематикой, выстраиваем связи и логические цепочки.
  7. Заключение. Обобщаем сказанное и подводим итоги.

Составьте план сочинения

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению: Время (место) написания, история создания; Жанровое своеобразие; Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); — Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: Композиционные решения; Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; Ритм, строфика, графика, их смысловая роль; Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные — любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения (схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство; Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); — определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная); — определить организацию (композицию) лирического произведения; — определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое); определить лексический рисунок (просторечие, книжно — литературная лексика…); — определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение); — определить звуковой рисунок; — определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; — определить своеобразие и активность использования тропов.

ЭПИТЕТ — художественное определение; СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ — скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА — художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

— риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; — повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; — антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — Аллитерация – повторение согласных звуков; — Ассонанс – повторение гласных звуков; — Анафора — единоначалия;

Композиция лирического произведения

Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ лирического произведения

Начать следует с даты написания, затем дать биографический комментарий. Обозначить жанр и отметить его своеобразие. Далее целесообразно как можно более подробно рассмотреть идейное содержание: выявить ведущую тему и донести основную мысль произведения.

Чувства и их эмоциональная окраска, выраженные в стихотворении, динамика в нем господствует или статика — всё это составляет важнейшую часть, которую должен содержать анализ литературного произведения.

Важно при этом обратить внимание на впечатление от стихотворения и проанализировать внутреннюю реакцию. Отметить преобладание общественных либо личных интонаций в произведении.

Готовьтесь заранее

Чем раньше вы начнете читать и перечитывать программные произведения, запоминать главных и второстепенных героев, анализировать тексты, тем лучше. Можно даже завести отдельную тетрадь для того, чтобы схематично заносить в нее сюжетные коллизии и имена персонажей. Также заранее стоит начать готовиться к написанию сочинений. Набивайте руку и доводите процесс до автоматизма: очевидно, что содержание вашего сочинения на экзамене будет отличаться от того, что вы пишете дома, однако структура должна всегда оставаться жесткой.

Подготовка к ЕГЭ по литературе, написание сочинения

Придерживайтесь алгоритма

Какую бы тему вы ни выбрали, всегда ориентируйтесь на четкий план и неизменный алгоритм написания сочинения.

  1. Выбирая тему, убедитесь, что хорошо знаете это произведение и сможете развернуто написать о нем полноценную письменную работу.
  2. Составьте план! Пусть он будет коротким, но четким и поможет вашему сочинению выглядеть убедительно.
  3. Напишите тезисы, которые смогут лучше раскрыть выбранную тему и ярче осветить ее. Каждый тезис должен представлять собой одно-два предложения или даже всего несколько слов.
  4. Пишите сочинение на черновик. Это поможет не только избежать грамматических ошибок, но также увидеть текст проблемы со стороны и понять, чего же ему не хватает. Однако внимательно следите за временем, заложив на написание чистового варианта как минимум треть общего экзаменационного времени.
  5. Переписывайте материал на чистовик, но не забудьте внимательно перечитать работу перед тем, как сдавать ее на проверку.

Сюжет

Итак, место действия – некий ресторан, в котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города. Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди, но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.

И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь, что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая аромат духов, очевидно не принадлежит этому серому миру, она чужая в нем.

Незнакомка проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.

Показательно, что лирический герой вовсе не стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя, узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол, окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него именно как символ, как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном мраке существует свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл и наполняющего жизнь содержанием.

Критерии, по которым оценивается сочинение

Рекомендуемый объем сочинения — 150-200 слов. Самый главный критерий, по которому оценивается ваша работа – «содержательный аспект». Если проверяющий поставит за него ноль баллов, то дальше работа проверяться не будет.

Остальные критерии:

  1. Соответствие темы и содержания. Если сочинение написано на заданную тему и авторская позиция изложена верно, вы получите за работу три балла. В случае несоответствия темы и содержания вы можете получить два балла. Один балл поставят за тему, которая раскрыта не полностью. Если сочинение написано не по теме, то вы получите ноль баллов.
  2. Работа с текстом произведения. Требуется подробный и качественный анализ произведений (если тема касается лирики, то необходимо вспомнить как минимум три стихотворения). Если при этом не допущено ни одной фактической ошибки, то автору сочинения поставят три балла.
  3. Опора на теорию литературы. При отсутствии ошибок и использовании литературных терминов за сочинение по этому критерию вы получите два балла.
  4. Композиционная цельность и логичность. Здесь важна структура, отсутствие повторов и нарушения последовательности.
  5. Соблюдение речевых норм. Красивый и правильный русский язык — основа любого сочинения. Если сочинение стилистически выверено и устраивает комиссию, то вы получите свои законные три балла.

Соблюдайте речевые нормы русского языка

Максимальный балл за сочинение по литературе — 14.

Читать похожие статьи

  • Структура ЕГЭ по литературе в 2020 году
  • Советы при сдаче ОГЭ по литературе
  • Вузы Москвы, куда зачисляют по результатам ЕГЭ по русскому языку, математике и литературе
  • Сколько действуют результаты ЕГЭ?
  • Правила заполнения бланков ЕГЭ

Особенности разных видов сочинения. Как написать сочинение того или иного типа?

Сочинение по картине

  1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

Например, «И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

  1. В основной части должны присутствовать три пункта:
  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему.

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема «Как я провел каникулы». Тезис: «Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно» Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

  • Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
  • В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
  • В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )


1


Как писать сочинение- анализ стихотворения в 5-6 классах


2


Подготовка к сочинению. Прочитай стихотворение несколько раз. Узнай сведения об авторе стихотворения. Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении). Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами. Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже). Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы. Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик. Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши. Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.


3


План сочинения Кто автор? Год издания стихотворения. Тема и основная мысль стихотворения. Какую картину рисует поэт? Какое настроение передаёт? Главные образы. Изобразительно- выразительные средства. Какие чувства вызывает стихотворение?


4


Ст. написано в 1956.г.П. предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него. «Единение с природой придаёт стихам Пастернака особую интимность и подлинность». Пересказ «своими словами» Поэт создаёт картину июля. Автор показывает его в образе «степного нечёсаного растрёпы», называя «призраком», «двойником», «баловником-невежей». Июль врывается в дом ветром, сквозняком, и всё приходит в движение: скатерть, занавеска. С ним приходят запахи липы и травы, гроза и пух одуванчиков. Настроение Поэт передаёт весёлое, жизнерадостное настроение. Изобразительно-выразительные средства Олицетворение: «ног у порога не обтёрши, вбегает в вихре сквозняка», «июль… всё громко говорящий вслух». Обилие глаголов, передающих движение: бродит, мелькают, болтается, мешается, крадётся. Тема и основная мысль Тема: Поэт говорит об особом очаровании июля, такого разного, живого, как вихрь. Осн. мысль: Пастернак хочет показать, какое жизнерадостное настроение вносит июль в дом своей разноликостью и вечным движением. Моё восприятие Вспоминаю летние деньки, чувствую дуновение июльского ветерка и запах скошенной травы. Материалы к сочинению


5


Речевые клише помогут составить предложения В стихотворении… (автор, название) говорится о… В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается… Поэт хочет запечатлеть словами…. Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ… Лирический герой этого стихотворения представляется мне…. Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например) Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): … Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта. Стихотворение вызывает у меня чувство…


6


Словарь настроений (поможет подобрать нужное слово для передачи настроения) Позитивное торжественное восторженное, очарованное радостное, радужное веселое, светлое восхищается, восторгается восторженно- радостное легкое, светлое, нежное игривое умиротворенное теплое спокойное приподнятое Негативное Печалится жалеет о …, сожалеет о… поэту жаль…,переживает за негодует расстроен поэту больно от …, с болью в сердце пишет о… грустно, с грустью говорит о… сердито тоскует по … с волнением говорит о… испытывает чувство горечи


7


Интернетресурсы zhakulina blogspot.com/2010/07/ blog-post narod.ru/analiz.html pop.penza.net/doc/PNPO/Prokina.htm school10-mgn.ucoz.ru/load litterms.ru

  • Как написать сочинение по снежной королеве
  • Как написать сочинение по русскому языку про свою комнату
  • Как написать сочинение по русскому языку на тему летние радости 5 класс
  • Как написать сочинение по русскому языку 6 класс по картине герасимова после дождя
  • Как написать сочинение по русскому языку 5 класс на тему памятный день