Обучение написанию сочинения-
повествования с элементами описания.
Маскальцова Надежда Евгеньевна
Воскресеновская СШ
Тема: «Обучение написанию сочинения –
повествования с элементами описания»
Тип урока: закрепление
Цели урока: умение составлять рассказ по теме;
нахождение логики в передаче содержания текста; отработка структуры текстов
повествования и описания;
совершенствование
навыков редактирования на основе обобщения словарного запас учащихся;
развитие чувства
свободы в общении, фантазию, воображение.
Оборудование: 1. Плакат – слова Пестолоцции.
2. План сочинения.
3. Карточки со словами
4.
Запись музыки П.И. Чайковского «Весна» из цикла
«Времена года»
5. Создание видимости страны «Сочиняйка»
медведь, цветы
Ход урока
1. Сильное
эмоциональное начало. Приглашение в путешествие.
— Ребята, сегодня
урок я хотела бы начать с замечательных слов древнегреческого педагога И.Г.
Пестолоцци:
«Глаз хочет смотреть,
ухо- слышать, нога- ходить и руки хватать… А ум хочет мыслить»
— Давайте дадим
работу своим мыслям. Ум тоже хочет трудиться как и все части тела.
— Ребята, вы любите
путешествовать? А можно ли путешествовать не выходя из класса.?
— А ещё можно
путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак наш путь лежит в страну,
которой нет на обычной географической карте. Причём чтобы попасть туда, нам не
понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хоттабыч, ни ковёр
самолёт. Мы возьмем с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется
..Сочиняйка. Попасть туда может любой, кто умеет фантазировать.
-Откуда же взялось в
русском языке слово сочиняйка? Оказывается , от старинного корня –чин-, что
значит «порядок». Подберите родственные слова. Остановимся на следующих словах:
сочинять – выстраивать мысли в определённом порядке.; сочинение – запись мыслей
, изложенных в определённом порядке.
2. Постановка
целей урока.
-Темой урока и будет
сочинение. Дети записываю слово сочинение в тетрадях.
-Но раз уж мы
задумали необычное путешествие, то припишем ещё слово фантазия.
-Естественно, что
сочинение –это текст. То есть предложения объединены темой и выражают идею. И
так любой текст, записывается по определённым правилам.
Вспомним их:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3.
Заключение.
— Какую роль играет
каждая часть?
3. Определение
темы сочинения.
-Итак, в путь! И пусть
нашему воображению поможет музыка.
Звучит произведение
Чайковского «Весна»
-О каком времени года
«говорит» музыка?
— В «Сочиняйке» тоже
весна. Подумайте, каким образом мы можем попасть туда?
Глазки мы сейчас
закроем, руки в крылья превратим,
Птицами себя
представим и быстрее полетим…
Летим над морями,
ласами, домами, летим над седыми крутыми горами.
Но вот приземлились…
Глаза мы открыли, и
видим страну Сочиняйка.
-А вот и первый
житель страны зовут его Михаил Потапыч.
Без забот и без
тревоги спал медведь в своей берлоге
Спал всю зиму, до
весны и наверно видел сны.
Вдруг проснулся
косолапый, слышит каплет – Вот беда!
Заспешил медведь
наружу, заливает не до сна.
Вылез он и видит лужи
Тает снег. Пришла
весна!
-Мне он рассказал вот
что: Я – весёлый медведь, к весне тёплой я привык, в Сочиняйке я живу и со
всеми я дружу. Я каждый день смотрю вокруг, не придёт ли новый друг. Сильный да
умелый да к тому же смелый.
-Не нас ли с вами он
высматривает? Наверное, хочет рассказать что-либо интересное, какой-нибудь
секрет. Предлагаю написать сочинение «Секрет медведя»
-А что такое секрет?
-Каким будет тип
текста?
4.Определение
содержания каждой части. Составление плана.
— Что же будет
главным в сочинении?
-Но медведь не будет
рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит сначала необходимо
познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?
-Ребята у каждого из
вас на парте свой мишка, которого мы с вами нарисовали. У каждого из них свой
характер, своё настроение. Опишите их. А где следует это записать?
-А итог мы подведём в
какой части?
План.
1.
Вступление. 1.
Встреча с косолапым
2.Основная часть. 2. Как выглядит новый знакомый.
3. Секрет медведя.
3.Заключение. 4. Как хорошо иметь друга!
5. Работа над
средствами выразительности письменной речи.
-Чтобы сочинение
получилось интересным, живым, следует использовать средства выразительности
письменной речи. Во-первых, сравнения. Именно они позволят представить нашего
медведя ярче.
Медведь, мишка,
Михаил Потатыч, косолапый.
— Мы немного
отдохнем, встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны,
вперед, на опушке мишка ждет.
Мишка прыгал под
кустом, приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на
пояс, вверх, убегаем мы от всех.
Побежим скорее в
класс и напишем свой рассказ.
6. Запись
сочинения.
— Желаю вам
интересного путешествия и жду ваши рассказы.,
7. Обсуждение
сочинений.
— Чем понравилось
сочинение? Что можно посоветовать автору?
8. Итог урока.
— Ребята, Михайл
Потапыч остался доволен. Он очень рад, что у него появились новые друзья.
Глазки мы сейчас
закроем, руки в крылья превратим,
Птицами себя
представим и назад мы полетим.
Летим над полями, лесами,
морями, летим над седыми, крутыми горами.
Но вот приземлились,
глаза мы открыли и в классе своем мы опять очутились.
9. Домашнее
задание.
Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…
Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
План сочинения-повествования
1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).
«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. <…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.
Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.
— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!
Питер дал понять, что ему хочется.
— Смотри не ошибись… пожалеешь…
Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.
— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.
Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
МОУ Одинцовский лицей № 2
Урок русского языка в 4 классе (2 урока).
Цели:
учить составлять рассказ по теме, искать логику в передаче содержания текста;
отрабатывать структуру текстов повествования и описания;
совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся;
развивать речь учащихся, активизировать словесно-логическое мышление, развивать рефлексивные способности младших школьников;
развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение;
формировать активность, любознательность, гибкость мышления;
развивать познавательный интерес к изучению русского языка;
воспитывать доброжелательное отношение, взаимопомощь.
Оборудование: плакат с народной мудростью, картина с изображением снеговика, индивидуальные памятки по проверке сочинений, сигналы, карточки к плану, запись Свиридова «Метель».
План урока:
Организационный момент.
Основная часть:
постановка проблемы;
определение темы;
поиск решения;
творческая работа учащихся.
Итог.
1 УРОК.
Ход урока.
Организационная часть.
Здравствуйте, начнем урок русского языка. Ребята, а вы любите путешествовать? Как вы считаете, можно ли путешествовать, не выходя из помещения?
Верно, можно путешествовать, сочиняя что-либо, поэтому наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причем, чтобы попасть туда, не понадобится никакие волшебные помощники: ни щука, ни ковер-самолет, ни волшебная палочка. Мы возьмем с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется «Сочиняйка». Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать. На этом уроке оказывать помощь буду не только я, но и вы сами. А точнее следующие группы: «мозговой центр» (разработчики, теоретики), «монтажники» (помогают строить сочинение по плану), «эксперты» (сомневаются, проверяют), «группа контроля» (контролируют, оказывают помощь). Все группы заранее получили свои задания.
Основная часть.
Постановка проблемы.
Откуда же взялось в русском языке слово «Сочиняйка». Послушайте, что об этом расскажет «Мозговой центр».
(Оказывается, слово «Сочиняйка» произошло от старинного русского корня «чин» – это значит «порядок». Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком» или «Все будет чин-чинарем».)
Подберите родственные слова с корнем «чин». (сочинять, сочинение)
Остановимся на этих словах. Что они обозначают? «Мозговой центр» нам в этом поможет.
( Сочинять – это значит выстраивать мысли в определенном порядке. А сочинение – запись мыслей, изложенных в определенном порядке.)
Темой урока будет сочинение. Запишите это слово в тетради.
Чему вы бы хотели научиться на уроке? Для чего вам это нужно? Правильно, чтобы излагать свои мысли в устной и письменной речи. Ведь незря народная мудрость гласит: «Умную мысль и слушать хорошо». Интересно, наш урок подтвердит эту мудрость?
Работа над понятиями «текст», «тема текста», «части текста».
Итак, сочинение это текст. Вспомним, а что такое текст? (Предложения, которые объединены одной темой и выражают одну общую идею.)
Сочинение, как любой текст, записывается по определенным правилам. Об этом напомнят «монтажники».
(Сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.)
Открываются карточки на доске.
Эксперты, не найдутся ли у вас вопросы к монтажникам?
Эксперты: Какую роль в сочинение играет вступление?
Монтажники: Вступление готовит к восприятию текста.
Эксперты: Какую роль в сочинение играет основная часть?
Монтажники: Основная часть раскрывает тему.
Эксперты: Какую роль в сочинение играет заключение?
Монтажники: Заключение подводит итог, выражает главную мысль, отношение автора.
Молодцы. Спасибо!
Определение темы сочинения.
Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка. Послушайте и скажите, о каком времени года «говорит» музыка?
Включается запись Свиридова «Метель».
Правильно, и в нашей воображаемой стране тоже зима. Подумайте, как можно попасть туда?
А вот и первый житель «Сочиняйки».
Показ картины с изображением снеговика.
Ребята, давайте закончим стихотворение про снеговика.
В «Сочиняйке» я живу
И со всеми я …(дружу)
Я каждый день смотрю вокруг
Не придет ли новый … (друг).
Сильный и умелый
Да к тому же … (смелый).
Да, ищет снеговик настоящего друга. Не нас ли с вами он высматривает? Наверное, он хочет рассказать что-то интересное, поделиться своим секретом.
Предлагаю вам написать сочинение на тему «Секрет Снеговика». Запишите название в тетради.
Как вы думаете, каким будет тип текста, если мы рассказываем о секрете? (повествовательный)
Как вы думаете, а нужно ли в сочинении описывать самого снеговика?
Правильно, поэтому текст будет повествовательный с элементами описания.
Определение содержания каждой части. Составление плана.
Посмотрите на название текста и скажите, что будет главного в сочинении? (сам секрет Снеговика.)
В какой части текста его запишем? (в основной)
Под табличкой «Основная часть» вывешивается – «Секрет Снеговика».
С каким, к примеру, секретом может с вами поделиться Снеговик?
А может он захочет вам пожаловаться. Интересно, о чем?
А может он захочет вас о чем-то попросить. Подумайте, с какой просьбой он к вам может обратиться?
Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться с ним. В какой части опишем встречу с другом? (во вступлении)
Под табличкой «Вступление» – «Встреча со снежным человеком».
На уроках труда мы с вами изготавливали снеговика. У каждого был свой характер, свое настроение.
Закройте глаза и представьте каждый своего снеговика. Опишем его. Подумайте, где это надо записать? (в основной части)
Под табличкой «Основная часть» вывешивается– «Как выглядит новый знакомый?».
Пожалуйста, при описании снеговика используйте слова-опоры с доски.
А теперь скажите, в какой части мы подведем итог? (в заключительной)
Как вы поступите после просьбы снеговика?
Как бы вы продолжили мысль: «Я верю, что ему…»
Какие чувства вам может принести новое знакомство?
Появляется новая табличка «Как хорошо иметь друга!».
Эксперты, есть у вас вопросы к классу?
Эксперты: С каких слов люди обычно начинают рассказать какую-либо историю, случай? (однажды,.., как-то раз…)
Орфографическая подготовка.
Эксперты: В основной части будете описывать снеговика. Возможно, вы будете использовать следующие слова (показ карточек). Какую безударную гласную напишите? Приготовьте сигналы.
Сн..говик, в..дро, на г..л..ве, м…тла, м…рковь, зам…няла, к…мочки, з…мли
Эксперты: И еще один вопрос. В сочинении вы будете говорить о снеговике. Какими словами можно заменить это слово? (снежный человек, он, новый знакомый, новый друг)
Работа над средствами выразительности письменной речи.
Не забудьте ставить запятые при написании предложений с однородными членами. Используйте больше прилагательных при описании, глаголов.
Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средства выразительности письменной речи – сравнения. Именно они позволяют представить вашего снеговика ярче. Например, снеговик, словно добрый человечек; глазки, будто бусинки.
2 УРОК.
Ребята, посмотрите еще раз на план и подумайте, о чем вы напишите в каждой части. Как вы будете записывать каждую часть?
Желаю вам интересного путешествия и жду от вас замечательных новогодних историй. На парте у каждого есть памятка, не забудьте воспользоваться ею при проверке сочинений.
Написание сочинений.
Дети пишут на фоне спокойной музыки. Оказание индивидуальной помощи, раздача карточек- помощниц и памяток для проверки.
Итог.
Вот мы и закончили с вами путешествие по стране «Сочиняйке». Результатом стало написание новогодней истории-сочинения.
Вернемся к народной мудрости. Прочитаем сочинение и подтвердим народную мудрость.
Чтение сочинений.
Чем понравилось сочинение?
Что можно посоветовать автору?
Чье сочинение вам понравилось больше? Почему?
Значит, вам больше понравились сочинения с интересным сюжетом, грамотные, слушать их приятно. Обычно так пишут многочитающие дети. Но не страшно, что не у всех получились такие сочинения. На уроках русского языка мы будем продолжать развивать свою речь, чтобы вас приятно было слушать собеседникам, чтобы вы не испытывали трудности при общении и вам самим было приятно от сознания того, что вы хорошо владеете русским языком, на котором говорили наши предки.
Я очень рада, что в ваших сочинениях звучали нотки доброты, помощи, сочувствия, так как накануне Рождественских праздников люди стремятся быть лучше. В Рождество принято творить добрые дела, помогать больным, раздавать милостыню, дарить порядки своим близким. И мне хотелось закончить этот урок такими словами:
Кругом Рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола.
А с ними в лад звучат слова:
«Мир на земле и счастья на века!»
Спасибо за работу.
Объявление оценок.
— Урок окончен.
урок русского языка
4 класс
Тема, идея, план
Любое развернутое высказывание требует тщательного обдумывания. Определите тему и идею будущей работы. Тема текста — это то, о чем текст. Как правило, тема отражена в названии. Основная мысль текста (или идея) — это то, с какой целью создан текст, что автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста тоже может быть отражена в заглавии или прозвучать в самом тексте. Вот основные признаки текста, которые должны в нём присутствовать, независимо от стиля и типа речи:
Единство темы.
Наличие основной мысли.
Смысловая законченность.
Логическая связь между частями текста, грамматическая и смысловая — между предложениями.
Единство стиля.
Соответствие выбранному типу речи.
Подумайте, как вы будете раскрывать тему и к каким выводам в конце работы хотите прийти. Для этого нужен план: в виде вопросов или опорных фраз — как вам удобно. Он поможет привести в систему имеющиеся в голове мысли и последовательно их выстроить.
План строится в соответствии с выбранным типом речи.
Типы речи
Существует несколько типов речи (способов изложения мысли): описание, повествование и рассуждение. Если вы хотите рассказать о каком-либо событии, выбирайте повествование.
Если будете характеризовать предмет, явление или человека, то предпочтительней будет описание.
Если в центре внимания будут дискуссия, спор, ответ на проблемный вопрос, обращайтесь к рассуждению.
Но учтите, что эти типы речи существуют в чистом виде только на начальном этапе обучения сочинению, а зрелое, полноценное сочинение — это всегда их гармоничное сочетание: повествование с элементами описания, рассуждение с элементами повествования и т. п.
Последовательность работы над сочинением-повествованием
Сочинение-повествование — это рассказ о каких-либо событиях, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. «Определяется повествование как изображение предмета (действия, события, происшествия) во времени, в последовательном развитии, в переходах от одного состояния к другому». (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона). Главное его средство — глаголы прошедшего времени совершенного вида, сменяющие друг друга и называющие действия (пришёл, нашёл, взял, решил).
Текст может быть нейтральным или пронизанным авторскими эмоциями.
Примером субъективного повествования может служить повесть Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», где о событиях повествует вымышленный автором и интегрированный в текст рассказчик Рудый Панько. Повествование ведётся от первого лица, все события пропущены через его восприятие.
«Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе нанковые на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса. Словом, все лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны!»
Субъективная оценка событий присутствует и там, где повествователем является автор или один из участников событий.
При всём разнообразии конкретных текстов-повествований, можно выделить некоторые наиболее типичные способы построения такого типа текстов.
Вот возможные варианты начала повествования:
Случалось ли вам когда-нибудь заблудиться в лесу? (Вопрос)
Когда тебе всего пятнадцать, сложно определиться с выбором жизненного пути. (Общая мысль рассказа)
Безусловно, любимое всегда красиво. (Общепринятая истина)
Прошлым летом, когда мы с родителями жили на даче, нам довелось познакомиться с одним очень интересным человеком. (Место, время, действующее лицо)
Примером объективного (нейтрального) текста может служить газетная статья, построенная по типу объявления, в основе которой лежит констатация факта.
Статья в газету «Социалистический путь»
июнь 1947 года
В процессе учебного года мы строго следили за состоянием школьных зданий и всего имеющегося инвентаря. Всякое малейшее разрушение зданий, инвентаря, как учебного, так и хозяйственного мы тут же ремонтировали, не дожидаясь конца учебного года. Такая практика не позволяет дальнейшему разрушению и в конечном счёте не требует производить больших ремонтных работ. Ясно, что экономятся большие средства. Сейчас мы приступили к тем работам по ремонту школьных зданий, которые нельзя было производить в течении учебного года.
Все школьные здания будут готовы к 15 июля сего года. Следует отметить, что исполком Лиманского сельсовета до настоящего времени не организует общественность райцентра по примеру промысловцев и капустиноярцев по подготовке школ к новому учебному году.
П. Григорьева. Директор Лиманской средней школы
Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному порядку событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, который был не в начале, а в середине или в конце события. Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать вывод.
Общие сведения о сочинении-описании. Последовательность работы
Описание — один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. Описать явление — значит перечислить его признаки. Уже в риториках ХVIII века можно встретить определённые схемы построения таких текстов: 1 — определение; 2 — целое — части; 3 — внешние свойства (форма, материал); 4 — место; 5 — внутренние свойства (функции, употребление).
Тексты-описания бывают разные, в зависимости от того, одушевленный или неодушевленный предмет описывается: портрет, пейзаж, события, действия. Важно, является ли описание отдельным фрагментом в произведении, сочинении или сопутствует событию, включено в его содержание. Значимы в описании его функция и роль автора текста.
Описание предмета обладает количественными характеристиками, размером, цветом, расположением в пространстве. А если оно содержится в деловых бумагах, то оформляется в официально-деловом стиле. Обычно это приложение к каким-либо товарам, где указываются их наименование, количество, цвет, размер. Безусловно, эпитеты здесь будут неуместны. Такие описания отличают, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной окраски, а с другой — полнота, чёткость, точность и последовательность.
Расположение частей обычно следующее: 1 — общие сведения, назначение (функция) предмета; 2 — его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа, описание, особенности. Обратите внимание на структуру текстов-описаний, представленных в инструкциях, словарях:
Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета.
Описать — значит рассказать, какой предмет, перечислить его признаки. Поэтому в таких сочинениях должно быть много слов, обозначающих качество: прилагательных и причастий.
Глаголы нужно употреблять, по возможности, в одной форме.
Пример художественного описания предмета.
«И Коля стaрaлся использовaть кaждую минуту погожего летa, чтобы почерпнуть, изучить и понять эти сокровенные зaконы во всем, что его окружaло. И он мог чaсaми сидеть, всмaтривaясь в тонкий зубчaтый вырез сорвaнного им кленового листa с нежными прожилкaми в тонкой живой ткaни, сличaл его с зaзубринкaми нa крыле бaбочки и рaсскaзывaл Вите Волку, что читaл где-то, кaк знaменитый художник Лaтур, рaботaвший пaстелью, чтобы нaйти нежнейшие крaски для портретa одной крaсaвицы, употребил, по предaнию, цветную пыльцу с крыльев бaбочки.
Коля нaучился подмечaть неожидaнное сходство. Веточкa лaндышa нaпоминaлa ему то кaпельки молокa, брызнувшего нa трaву, то крохотные фaрфоровые ролики нa зеленом тонюсеньком, лилипутьем столбике.
— Витькa, смотри! Будто тaбунок молоденьких зебр в лесочке тaм пaсется! — покaзывaл он нa рощицу молодых белоногих березок.
Сорвaв пшеничный колос с длинными золотыми усaми, он вертел его нaд головой, подстaвляя лучaм солнцa, и спрaшивaл приятеля:
— Прaвдa, Витя, кaк похоже нa пaлочку зaжженного бенгaльского огня?» (Л. А. Кассиль. «Ранний восход»)
Пример текста — описания местности.
«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…» (А. П. Чехов «Степь»)
Каких слов в этом отрывке больше? Рыжие, полумёртвые, загорелые, буро-зелёные — прилагательные. Омытые, обласканные, обманутая — причастия. Цвет, блеск, перламутр, серебро — эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба. Оживало, плакали, затянули, испарилось — все глаголы в этом тексте прошедшего времени, в первом абзаце несовершенного вида, во втором, после того как «прошло немного времени» — совершенного.
Перед нами яркий пример художественного описания, цель которого — воздействовать на воображение читателя. Поэтому автор употребил эпитеты (туманная даль, монотонная музыка), метафоры (опрокинутое небо, оцепеневшие от тоски горы), сравнения (покойными, как тень, тонами).
Как писать сочинение-описание внешности?
Сначала дайте общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т. д. Затем укажите отдельные признаки и детали. И выскажите своё отношение к описываемому.
Описывать внешность нужно последовательно, лучше сверху вниз, перечисляя самые яркие её элементы и подбирая к ним эпитеты. Но эпитеты, как и другие средства выразительности, — это способ выразить ваше отношение к описываемому объекту. В нейтральном слове «глаза» скорей выразится равнодушие, «глазёнки» — пренебрежительность, насмешка, «очи, взор» — восхищение. Используйте стилистически окрашенную лексику, и вы достигнете цели своего описания.
Автор художественного произведения, в отличие от автора школьного сочинения, не может позволить себе открыто высказать своё отношение к персонажу, дабы не навязывать своего мнения читателю, а позволить самому определиться. Поэтому художники слова выражают свои симпатии, антипатии, пренебрежение, безразличие, любовь, восхищение через описание внешности. Сравните отношение Н. В. Гоголя к герою повести «Шинель» и к сыновьям Тараса Бульбы.
«Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек…» (Н. В. Гоголь, «Шинель»)
«Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)
Автору школьного сочинения тоже вовсе не обязательно говорить прямо о своём отношении к предмету речи.
В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Помните, что каждый человек — это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… В человеке художнику слова должно быть интересно всё: лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы.
Описание интерьера
В художественном произведении описание интерьера является дополнительным штрихом к характеристике литературных героев. Обычно дом похож на тех, кто в нём живёт.
«…он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Что можно сказать о тургеневском Герасиме из рассказа «Муму», прочитав описание его каморки? Она мала, убога, но мебель в ней тяжёлая, добротная, сделанная его руками. Значит, хозяин её хоть и крепостной, но силён духом и физически.
Опишите любую комнату так, чтобы можно было догадаться, чем занимается её хозяин, какой он человек, чем непохож на других.
Для того чтобы описание было последовательным, необходимо выбрать ракурс — место, с которого вы будете осматривать и описывать помещение: с порога, с дивана, от окна…
Затем опишите, что видите справа и слева, сверху и снизу, освещение и украшения. Мелкие, незначительные детали опускайте, указывайте те предметы, которые подчёркивают индивидуальность главного обитателя комнаты.
Используйте названия элементов интерьера: комната, батарея, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телевизор, телефон, палас, торшер, портрет, картина. А также слова-синонимы, которые помогут связать предложения в тексте и избежать повтора оного и того же слова: здесь, там, напротив, справа, слева, рядом, возле, сбоку.
Работа над сочинением-рассуждением
Уметь рассуждать — это отстаивать своё мнение в споре, давать оценку событиям, подбирать аргументы для подтверждения мыслей. Сочинение-рассуждение создается с целью доказать какую-либо мысль или убедить кого-нибудь в чем-нибудь. Схема текста-рассуждения: 1.Тезис (тезис — слово или выражение, которое необходимо доказать или объяснить). 2. Доказательства. Их обязательно должно быть больше одного, и строятся они по следующей схеме: аргумент (довод), затем — факты (наблюдения, примеры из жизни или из книг, кинофильмов). Аргументов и фактов также может быть несколько. 3. Вывод, подтверждающий правильность тезиса.
Запомним виды аргументов. Логические (рациональные) доводы, или аргументы — это то, что отражает логику человеческого разума, т.е. реальные факты, теории, гипотезы, статистические данные, законы природы, свидетельства очевидцев, результаты экспериментов и т. д. Примеры-иллюстрации — это примеры из литературы и из личной жизни или жизни близких людей и знакомых, а также случай, который мог бы иметь место в жизни при определенных условиях. Авторитетное мнение — высказывания выдающихся людей, деятелей науки или литературы. Пословицы и поговорки как опыт народа. Оптимальное количество аргументов в сочинении — три. Располагать аргументы надо в определенной последовательности. Последний аргумент должен быть самым сильным.
Примером сложного текста-рассуждения может служить рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Вначале рассказчик произносит тезис: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае». Затем данный тезис доказывается: случай, свидетелем которого стал герой-рассказчик, перевернул его представления об армии, он отказался от мечты стать военным, от службы вообще и даже от своей любви. Итогом его размышлений является невозможность что-либо делать без глубокого понимания сути, важности, необходимости самого действия, согласия с внутренними принципами. «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было», — эти слова в конце рассказа звучат как подтверждение правильности сделанных рассказчиком выводов.
Пример рассуждения в публицистическом стиле:
«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек — это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей» (Д. С. Лихачев).
Примером рассуждения в разговорном стиле может служить речь о товариществе в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:
«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».
Конец ознакомительного фрагмента.
Такой тип учебных заданий как написание сочинений присутствует как в школе, так и в высших учебных заведениях. Несмотря на то, что выполнять его приходится достаточно часто, к студенческому возрасту далеко не каждый знает наверняка, как писать сочинение, чтобы получить высокую оценку.
Прежде всего нужно учесть, что существуют разные виды сочинений:
- Описание.
- Повествование.
- Рассуждение.
Каждый из этих видов имеет свои особенности в написании.
Такой вид сочинения представляет собой раскрытие признаков какого-либо явления через его подробное изображение. В описании нет сюжета, оно полностью сконцентрировано на отражении статичной картины.
Как пример сочинения-описания можно привести портреты героев произведений. Это могут быть как внешние характеристики, так и внутренние черты личности. Как правило, эти две составляющие в художественных произведениях тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Также такой вид сочинения может изображать природу, которая не только служит фоном, но и отражает душевное состояние персонажа.
Написание сочинений данного вида требует точного словоупотребления для описания человека или местности. Глаголы принято употреблять в настоящем времени, а при помощи прилагательных выделять наиболее яркие признаки. Обязательно использование эпитетов, сравнительных оборотов, метафор и символов.
Некоторые темы сочинений предполагают только описательную составляющую, некоторые — сочетание ее с другими.
Примеры тем, где описание составляет всю основу работы:
- Памятник Пушкину в Москве.
- Портрет моего друга.
- Печорин как представитель портрета поколения.
А здесь описание будет только лишь частью работы:
- Мастерство А.С. Пушкина в построении образа Онегина.
- Трагедия Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданница.
Повествование — это сочинение в форме рассказа. Для того, чтобы выполнить этот вид сочинения на высокую оценку, нужно уметь кратко и емко излагать события в той последовательности, в которой они происходили.
Написание сочинения-повествования предполагает включение таких композиционных элементов, как:
- Завязка.
- Развитие.
- Кульминация.
- Развязка.
Глаголы в сочинении-повествовании, как правило, употребляются в прошедшем времени. Одно событие сменяет другое, для их связи используются специальные лексические конструкции, средства литературного монтажа.
Сочинение может быть целиком повествовательным. Подойдут следующие темы:
- Путь Раскольникова к преступлению.
- История любви Мастера и Маргариты.
Такой вид сочинений чаще всего выступает в виде задания на экзаменах. Это может быть отзыв о литературном произведении или его краткий обзор.
Как правило, используют следующие варианты тем:
- Явление или понятие. Здесь автор сам ищет проблему и ее решение, то есть сам формулирует главную мысль. Пример: «Образ Анны Снегиной».
- Вопрос. Здесь есть прямое указание на проблему, призыв к ответу. Пример: «Гранатовый браслет: любовь или сумасшествие?».
- Суждение. Обозначена некоторая мысль, а от автора требуется только лишь аргументировать существующую точку зрения. Пример: «Сочинение Наташа Ростова — любимая героиня Толстого Л. Н. в романе Война и мир».
Сочинение — творческое задание, которое выполняют везде, где есть дисциплины, связанные с изучением родного или иностранного языка и оценивается оно выше стандартных упражнений. Чтобы вы научились писать сочинения и получать за них высокие баллы, мы подготовили несколько рекомендаций.
Если вам интересно читать полезные советы и о других видах учебных работ, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу. Кроме информации об учебе, там можно найти много интересных статей о разных сторонах студенческой жизни.
Условно все сочинения можно поделить на 3 большие группы, соответствующие типам речи. К ним относятся:
- Рассуждение.
- Описание.
- Повествование.
Как писать сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение по русской литературе
Самый распространенный тип работ по русской литературе, в котором требуется выразить идеи по поводу прочитанной книги. Следовательно, чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, нужно знать и понимать сюжет произведения. Это 50% успешной работы.
Остальные 50% заключаются в умении правильно сформулировать идеи:
- выбрать оптимальную структуру;
- найти проблему;
- сформулировать точку зрения по ней;
- доказать позицию;
- сделать выводы.
Сочинение-рассуждение по русскому языку
В работах по русскому языку требуется написать рассуждение на основе цитаты или отразить свои мысли по общественно-важному вопросу. Цель такой работы — сформулировать тезис и подтвердить его необходимыми доказательствами.
Работу оценят выше, если вы не только докажете тезис, но и опровергните контраргументы, которые можно выдвинуть против него.
По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы из текста или общественной жизни.
Важные части сочинения-рассуждения
Часто учеников волнует вопрос, как начать писать сочинение-рассуждение. Традиционным считается вступление, в котором дается краткая информация об авторе высказывания или книги.
Основная часть — формулировка и доказательства позиции/тезиса. Подбирайте весомые аргументы: примеры из русской литературы, исторические факты, актуальные события.
Писать вывод в сочинении-рассуждении тоже несложно: еще раз отразите собственное мнение по проблеме текста или цитаты.
Как написать сочинение-описание
Этот тип работы не требует выражения собственных мыслей. Его задачи:
- охарактеризовать предмет или явление;
- описать его максимально полно;
- сделать ярким и узнаваемым.
Поэтому в таком сочинении главное — хорошо знать объект описания, иметь полное представление о нем.
Нельзя хорошо описать библиотеку, если человек ни разу там не бывал. Нельзя сделать информативное описание города, о котором вы ничего не знаете. Поэтому не ленитесь готовиться: изучайте будущую тему работы, чтобы иметь собственные впечатления.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как писать сочинение-повествование
Один из самых сложных типов сочинения, предполагает наличие:
- творческих способностей;
- хорошо развитого воображения;
- креативности.
Писать повествование — это как писать сочинение-рассказ, то есть быть реальным автором литературного произведения.
Для него обязательно необходим план, который будет зависеть от героев сочинения и сюжета.
- Завязка (представление персонажей).
- Развитие сюжета (активные действия героев).
- Кульминация (главное событие).
- Развязка (решение проблемы).
- Заключение (дальнейшая судьба персонажей).
Даже самое небольшое повествование должно развиваться по этой схеме, только так оно будет отвечать требованиям и его будет интересно читать.
Если несмотря на эти советы и объяснения, сочинения все еще даются с трудом, есть смысл обратиться в сервис помощи студентам. Там работают опытные профессионалы, которые умеют справляться с любыми учебными проблемами: от сочинения до дипломного проекта.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Пример
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
К примеру:
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Например:
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Например:
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
7. Редактирую.
Заключение
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания.
Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!
Это текст повествования с элементами описания.
вернуться на страницу «Русский язык 2 класс»
Особенности рассуждения
Текст-рассуждение – одна из наиболее трудных форм текстов, с которыми приходится сталкиваться школьникам. Ведь работа над таким сочинением основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический (примеры текста-повествования, рассуждения будут рассмотрены ниже).
Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса.
Виды доказательств в рассуждении
Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.
- Дедуктивный метод. Речь ведется от общего к частному. Первым делом обозначается проблема, главная мысль. Последующие рассуждения аргументируют заявленный тезис, подтверждают его реальными фактами, статистическими данными, цитированием изречений известных людей.
- Индуктивный метод. Рассуждение строится по обратному принципу. Сначала излагаются факты, высказываются предположения, на основании которых выводится основное положение текста.
- Ступенчатый метод. В тексте поднимается ряд вопросов, и каждый из них рассматривается последовательно. Разъяснив очередную мысль, к ней уже не возвращаются.
- Концентрический метод. Аргументы в таком виде изложения многоступенчаты, каждое последующее вытекает из предыдущих. Доказательства имеют вид кругов, концентрирующихся вокруг тезиса. Чаще всего такой метод используется в письменном виде текста, где есть возможность вернуться к началу рассмотрения проблемы, чтобы лучше план рассуждения.
- Метод аналогии. Доказательства основываются на сравнении фактов и событий, выявлении их общих свойств. Этот метод нагляден, так как аналогия проводится с чем-то уже известным публике или читателю. Из сопоставления фактов и явлений делается общий вывод.
- Хронологический метод. Таким способом пользуются историки, подтверждая свои выводы и рассуждения изложением событий в их хронологической последовательности.
Структура текста
Текст-рассуждение обязательно должен содержать в себе следующие структурные элементы:
- Тезис. Это та идея, которую школьник будет раскрывать в своей работе. Например, на ЕГЭ это та фраза, которая дается непосредственно в задании.
- Аргументация. Иными словами, доказательства, которые школьник приводит в поддержку своей точки зрения. Учащийся может опираться как на опыт из своей жизни, так и на мнение известных личностей.
- Вывод. Итог, ради которого и было написано сочинение. Школьнику также необходимо обозначить, что данный вывод подтверждается примерами.
Правила написания
Каковы же правила написания текста-рассуждения? На уроке нередко учителя обращают внимание школьников на следующие моменты:
- Определение логики текста. Школьник должен мыслить логически, обозначать в своей работе причинно-следственные связи.
- Грамотное вступление. Оно должно содержать в себе несколько предложений, в которых будут описаны существующие мнения по данной теме, проблемы и суждения. Можно привести также и высказывания известных людей, однако с этим лучше не переборщить. Вступление должно быть содержательным и емким.
- Продумать тезисы. В них не стоит подробно останавливаться на проблеме, ведь все рассуждения и пояснения будут даваться по тексту. Тезисов может быть и несколько, в зависимости от выбранной учащимся проблематики.
- Подобрать аргументы. Поскольку доказательств всегда приводится несколько, можно использовать перечисления: «Во-первых…», «Во-вторых…». Однако если учащийся сомневается, то можно применять другие вводные слова: «С одной стороны…», «С другой…».
- Написать заключение. Здесь подытоживается все сказанное. Можно применять конструкцию «Итак…», или же «Таким образом…».
Как писать сочинение на свободную тему
Выбирайте свободную тему, если вы ее хорошо знаете и вам есть, что по ней сказать. Преимущества свободной темы — отсутствие ограничений.
Сочинение на свободную тему пишутся в формате рассуждения, описания, повествования. Они во всех стилях и жанрах.
Вне зависимости от формы сочинения на свободную тему используется стандартная структура:
- введение 1-1,5 страницы;
- основная часть 4-5 страниц;
- заключение 1-1,5 страницы.
Объем может варьироваться, но в сумме введение и заключение должны составлять одну треть объема всего текста.
Текст-рассуждение: пример
Рассмотрим небольшой пример текста-рассуждения на тему «Вред курения».
«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.
Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».
Как написать хороший текст: советы
Для того чтобы написать хороший художественный текст, от автора потребуется хорошее воображение, грамотность. Не обойтись и без личных идей, багажа личного опыта. Если все эти пункты присутствуют, можно перейти к рассмотрению следующих правил, придерживаясь которых, можно написать красивый художественный текст.
- Основное – чувства. Чтобы текст получился красивым, на время его написания можно отключить самоконтроль, и писать те идеи, которые приходят в голову. Редактированием можно заняться позднее.
- Наблюдательность. Для того чтобы развивать это качество, можно носить с собой блокнот и ручку. Записанные диалоги, ситуации, особенности поведения в будущем могут пригодиться для работы над сочинением-описанием, или же текстом-рассуждением.
- Чтобы черпать вдохновение, полезно посещать разнообразные выставки, смотреть кинофильмы, восхищаться красотой природы. Чем более разнообразна жизнь школьника, тем легче ему написать хорошее сочинение.
- Огромную роль для учащегося может сыграть и чтение. Ведь чтобы создавать хорошие и качественные сочинения – в том числе и тексты-рассуждения – необходимо много читать, отмечать особенности стиля разных писателей. Немало известных писателей начинали с подражания или дописывания известных произведений.
Текст-повествование отличается тем, что в нем события или же явления описываются одно за другим. Схема построения такого сочинения следующая:
- Сообщить о месте действия.
- Рассказать о главном действующем лице.
- Описать действия, порядок их совершения.
- Указать на завершение событий.
- Сделать вывод.
Классификация сочинений и их тем
Тема сочинения всегда зависит от его вида. Формулировка темы определяется жанром текста: например, сочинение-рассуждение часто предполагает длинную тему с конкретным вопросом, а сочинение-описание может быть озаглавлено коротко, к примеру, “Вид из окна”. Разберем подробно виды сочинений в разных классификациях.
Присоединяйтесь к нашему сообществу экспертов, спрашивайте и отвечайте на вопросы таких же студентов, как вы
К вопросам
Виды сочинений по жанрам
По жанровой принадлежности можно разделить сочинения на две больших категории: сочинения традиционных жанров и сочинения нетрадиционных жанров.
В традиционных жанрах выделяют следующие виды сочинений:
- описание — перечисление характеристик объекта или явления, темой является сам объект или его конкретная сторона;
- повествование — изложение хода событий, рассказ; тема сочинения соответствует сути рассказа;
- рассуждение — логическая аргументация в соответствии с выдвинутым тезисом, мнение автора.
Примеры тем для сочинения рассуждения: ”Что такое жизненные ценности?” или фраза со словом “мысли”, “рассуждение”, “размышление” и т.п. “Размышления о вечной дружбе”.
Примеры тем для сочинения-повествования: “Как я провел лето”, “Один день из жизни на карантине” и тд.
Примеры тем для сочинения-описания: “Визуальное повествование в сериале”, “Главный герой романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и тд.”
Примеры сочинений в разных жанрах
Нетрадиционные жанры сочинений часто пишут в специализированных классах с лингвистическим или гуманитарным профилем и в профильных вузах:
- дневниковая запись — небольшой хронологический рассказ в литературно-бытовом стиле, ведется от первого лица; темой служит основное событие текста или дата;
- публицистическая статья — информация о социально-общественном явлении, новость, а также рассуждения автора об этом; темой служит актуальное событие;
- эссе — небольшое сочинение с личными впечатлениями и мыслями автора, его личность ставится на первое место в тексте; тема формулируется так же, как в сочинении-рассуждении;
- письмо — текст для конкретного адресата или группы лиц, беседа с отсутствующим, темой служит содержание сообщения;
- реклама — рассказ о преимуществах объекта или услуги в краткой и увлекательной форме, темой выбирается объект рекламы.
Для нетрадиционных жанров сочинения чаще тему выбирает сам обучающийся, так как они предполагают больше творчества и высказывания собственной точки зрения.
Примеры сочинений в нетрадиционном жанре
Виды сочинений по источнику
Сочинение пишется на основе мыслей автора, то есть это уникальное произведение, а не полностью пересказанная информация, как в изложении или реферате.
Возможные источники информации для сочинений:
- личный опыт;
- литературный текст;
- фильм, сериал, мультфильм, музыкальное произведение и т.д.;
- картина или цикл картин, объединенных одной темой, мастером;
- несколько источников информации.
Важно! Использовать рекомендуется только источник, в котором автор уверен. Если используется цитата, она должна быть точной.
В данном случает темы для сочинения могут называться: “Мои наблюдения…”, “Впечатления о книге…”, “Описание картины…” и т.п.
Примеры сочинений с разными видами источников
Виды сочинений по стилю
Тема сочинения влияет не только на то, о чем будет идти речь, но и на стиль текста. Выделяют следующие стили:
- Эмоционально-образные сочинения. Требуются для художественного описания, впечатлений. Подобными являются сочинения о картинах, беллетристике, фильмах и т.д. Задача сочинения — передать яркие образы словами.
- Сочинения в документальном стиле. В этом случае необходима строгость изложения, использование проверенных фактов. Тема определяется тем, о чем идет документальное повествование.
- Сочинения в научном стиле. Текст близок по стилю к научным статьям. Рассматриваются теоретические и экспериментальные знания, делаются выводы. Темой сочинения служит объект научного исследования или сфера знаний.
Темы для эмоционально-образных сочинений чаще выбираются авторами, так как даже сама формулировка темы уже указывает на основную мысль автора.
Темы для сочинений в документальном стиле чаще выбираются из готового списка. Специфика сочинения предполагает, что это изученное на минимальном уровне явление и есть достоверные источники с различными мнениями, откуда автор может брать информацию.
Темы для сочинений в научном стиле схожи по своей строгости формулировки с сочинениями в документальном стиле. Тема в таком сочинении должна раскрываться не творчески, а максимально логично и обосновано.
Примеры сочинений в разных стилях
Пример сочинения-повествования
Рассмотрим пример текста-повествования. Рассуждения можно также включать в данный тип текста, однако они не должны занимать в нем центральное место. Сочинение расскажет о фрагменте жизни вымышленного персонажа – пенсионерки Маргариты Николаевны.
«Весенним утром 25-го апреля в городе … стояла хорошая погода. Маргарита Николаевна, одинокая пенсионерка, жившая в одном из старых домов по улице …, вышла погулять. Она прошла пару остановок и повернула за угол. Внезапно Маргарита Николаевна поняла, что на улице ей не встретилось ни одного человека. Она продолжала свой путь, и внезапно из-за угла показалась фигура человека в полицейской форме, шарфе и фуражке. Испуганная отсутствием людей на улицах, Маргарита Николаевна стала звать полицейского: «Товарищ милиционер! Будьте добры, объясните, что здесь происходит?». Однако страж закона, не оборачиваясь, шел вперед.
Маргарита Николаевна из последних сил ускорила шаг, и стала его догонять. Пожилая женщина почти выбилась из сил, но все-таки догнала странного прохожего. Но когда она обернулась, удивлению ее не было предела: в форме полицейского оказался огромный пес, смотревший на женщину умными глазами. «Сударыня, вынужден вам сообщить, что этой ночью власть в Каменске захватили собаки. Все люди переселены в специальные вольеры. Вас не подвергли данным санкциям за исключительно доброе отношение к представителям нашего рода в течение всей жизни. Если вы хотите навестить кого-либо из родственников, вам необходимо получить специальное удостоверение».
Школьное сочинение написать несложно. Придерживаясь простых правил, можно получить хорошую оценку в школе, а также набраться необходимого опыта. Знание необходимых правил, описанных в данной статье, поможет справиться с таким заданием.
1
Сочинение – повествование с элементами описания и рассуждения.
2
«Научиться составлять и записывать текст- повествование с элементами описания и рассуждения по коллективно составленному плану ».
3
— формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль текста; — развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи; — воспитывать бережное отношение к матери и творческую активность.
4
1. Организационный момент. 2. Повторение изученного о типах речи. -Какие вы знаете типы речи? ( Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение) — Что такое описание? ( Описание- это тип речи, в котором названы признаки предмета(объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?). — Что такое повествование? ( Повествование- это тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Повествование отвечает на вопрос что произошло?) — Что такое рассуждение? ( Рассуждение-это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая- либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?) 3. Раздаются тексты 2 группам (Работа в группах).
5
Моя мама — настоящая красавица. У мамочки короткие вьющиеся волосы. Она их аккуратно причёсывает. Глаза большие, голубого цвета, с длинными ресницами. Мамин взгляд, словно солнышко, светится любовью и нежностью. Нос у мамы прямой, а рот маленький, губы тонкие. У неё очень добрая улыбка. Мама — самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: « Спасибо, кормилица-мать». Солдат, смертельно раненный, шепчет: «За Родину- мать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
6
-Чем похожи эти тексты? -А чем они различны? -Почему 1 текст относится к описанию, докажите? -Скажите, а эти признаки мы можем увидеть одновременно? -Сколько снимков нам потребуется сделать? -Подумайте, какое предложение в этом тексте является самым важным? -Определите тип связи: цепная или параллельная? -Назовите ещё средства связи в тексте.
7
-Почему 2 текст относится к рассуждению, докажите? -Сколько снимков нам потребуется сделать? -Что является главной частью текста рассуждения? -Определите тип связи: цепная или параллельная? — Наступает праздник мам. Давайте подарим нашим мамам сочинение о них.
8
Раз подняться, потянуться, Два нагнуться, разогнуться, Три в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять руками помахать, Шесть на место тихо сесть.
9
Выберем наиболее удачный заголовок, который поможет полнее раскрыть тему нашего сочинения. « За что я люблю свою маму» « Мамин портрет». « Любимая мамочка». ( Больше всего подходит заголовок «Любимая мамочка»).
10
Вступление. Основная часть. Заключение.
11
— Как озаглавим 1 часть? (Знакомство с мамой). — Как озаглавим 2 часть? ( Описание мамы). -Тогда давайте вместе озаглавим и 3 часть. ( Моя мама — самая лучшая!).
12
13
Устное составление рассказа о своей маме, используя опорные слова и словосочетания. На доске: Красавица, светится любовью, добрая улыбка, предпочитает, самый родной и близкий человек, подарила жизнь, лучезарный взгляд.
14
Запишите своё сочинение. Используйте орфографический словарик. Проверьте по памятке, всё ли вы учли при написании сочинения. ПАМЯТКА: Ясно ли передал мысль? Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи? Все ли слова употреблены удачно? Орфография. Пунктуация.
15
ЦЕЛИ:
- Развитие умения правильно, последовательно
излагать свои мысли, включая элементы описания,
уметь при этом оформлять их письменно, развитие
способности точного употребления слов в устной и
письменной речи. - Формирование умения применять правила проверки
безударных гласных в корне, правильно
употреблять в речи имя существительное в разных
падежных формах и соответственно писать нужное
окончание. - Побуждать интерес к написанию текста.
Воспитывать творческую активность, доброе и
бережное отношение ко всему живому?
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
На уроках природоведения изучили тему
“Животные и птицы леса” (много говорили о жизни
снегирей).
ИЗО “Зимние гости” (изображали снегиря).
На уроках развития речи сочиняли
стихотворения про зиму, про птицу, про перелётных
зимних гостей.
Экскурсии (непосредственные наблюдения за
снегирями).
ОБОРУДОВАНИЕ:
- рисунки детей (снегири);
- грам.запись (медленная музыка);
- орфографические словари (у детей, у учителя);
- опорные таблицы с падежными окончаниями;
- опорные слова; на доске словосочетания с
пропущенными орфограммами; - на доске план сочинения.
1. Оргмомент.
Настроить детей.
— Сегодня у нас творческая работа, будем учиться
писать сочинение
повествовательного характера с элементами
описания.
2. А тему сочинения поможете определить мне
вы; отгадав загадку.
Пусть я птичка-невеличка.
У меня друзья; привычка.
Как начнутся холода.
Прямо с севера сюда.
— О ком идет речь?
Записываем тему “Встреча со снегирем”.
3. Беседа
- Какое время года наступило?
- Кто скажет по-другому?
- Как еще можно сказать о зиме?
(Пришла, наступила, явилась, на пороге зима,
красавица, волшебница, матушка, зимушка…)
- Как выглядит земля с приходом зимы?
(Покрыта белоснежным одеялом, укутана снежным
покрывалом)
- Как изменились деревья, с наступлением зимы?
(Одеты в белые платья, меховые шубы, шапки).
- Какие еще изменения происходят в это время года?
(Крепчает мороз, прилетает перелетные птицы)
Вспомните отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
И вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою.
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Все, о чем мы сейчас сказали, будет 1 частью
сочинения.
Как можно озаглавить эту часть?
Iч. На пороге зима.
- А кто кроме людей не очень рад проказам матушки
зимы? (Птицы). - В какое время года прилетают Снегири?
(В холодное, суровое)
- Откуда они прилетают?
(Их родина — север).
- Где вы встречались с этими вестниками зимы?
(В парке, на деревьях, около дома, на тропинке, в
снегу и т.д.)
- Что можно сказать о головке?
(Чёрная)
- О крыльях и хвосте?
(Темные)
- О спинке?
(Голубовато-серая)
- Каков клюв у снегиря?
(Короткий, толстый, черного цвета)
- Что бросается в глаза у этих перелетных гостей?
(Грудка? брюшко)
- Как оно выглядит?
- Подберите синонимы.
(Красного цвета, алая как заря; ярко-красная)
- С чем можно сравнить? перепутать снегиря?
(Розовые яблочки, комочки, гроздья рябины)
- Чем питается Снегирь?
(Почками, семенами деревьев, кустарников,
рябиной).
- Отличаются ли самцы от самочек? (Да)
- Чем?
(Окраской, у самочки бледная окраска).
- Что еще знаете о снегирях?
- Что мы забыли упомянуть?
- Что можно сказать в общем о данной птице? Какова
она?
(Красавица, красногрудые красавцы, хороша
птица).
- Синонимы к слову снегирь?
(Вестник зимы, перелетный гость, красногрудый
красавец, северная птица).
(Обратиться к рисункам).
Тихо, тихо сидят на снегу снегири.
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди — отраженье зари.
Светло-серые перья на самочке.
- Все, что мы сказали про снегирей, это и будет
основная часть сочинения. - Как озаглавим?
II ч. Красногрудый красавец.
- Обрадовала ли вас встреча со снегирем? Чем?
(Редко встречаются).
- Хотели бы вы еще встретиться с ним? Зачем?
(Понаблюдать).
- 0 чём мы должны помнить в зимнее время во
отношению к птицам?
(Защитить, вскормить; не обижать; помнить
всегда. Птицы — это красота; радость людям
навсегда.)
- — Как озаглавим III часть?
Помните, о птицах всегда!
4. Орфографическая подготовка.
Ну а чтобы в вашем сочинении было как можно
меньше ошибок вспомните:
- Как проверить безударную гласную в корне?
- А что надо сделать, чтобы правильно нависать
безударное окончание имени существительного?
Эти слова помогут нам, когда начнете писать
сочинение (выделение орфограмм)
Явилась; красавица
белоснежным одеялом
крепчает мороз, в природе :
однажды
на ветках деревьев
порхают с ветки на ветку
узнали по ярко-красной грудке
рады прилету, обрадовала встреча
5. План сочинения составлен, опорные слова
разобраны.
- Чем можно дополнить сочинение?
(Эпиграфом)
- Вспомните что такое эпиграф?
(Спросить эпиграфы у детей, которые они
сочинили сами на уроке развития речи.)
— Замечательно!
6. Физкультурная пауза.
(Музыка «Снегири — герои», «Иванушки».
Повторяй движения за мной.)
7. Самостоятельная работа.
Написание сочинений.
8. Чтение выборочных сочинений.
Читают сами дети.
9. Итог урока.
— Чему учились на уроке?