- Главная
- Даты
- История ЕГЭ Теория
- Начало 20 века
- ЕГЭ. История. Кратко. Военный коммунизм
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
Задание 15.1. может звучать примерно следующим образом.
Как написать сочинение — рассуждение по предложенной цитате
(рекомендации)
Рекомендации сопровождаются примерами сочинения по цитате Лихачёва Д.С.
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
- Внимательно вдумайтесь в смысл предложенной фразы. Нужно понять каждое слово в ней, не упустить основную мысль. Помните, что за правильное объяснение смысла фразы вы получаете на экзамене 2 балла.
- Во вступлении объясните, как вы поняли смысл высказывания. Выскажите свою точку зрения, отметьте, что приведёте примеры для её доказательства из текста.
Пример
В высказывании Лихачёва Д.С. подчёркнута мысль о том, что легко узнать о человеке, о его умственном развитии, характере, моральных качествах по его речи, по тому, как он говорит. Я полностью согласна с автором, тоже считаю, что по речи человека, по его умению общаться, высказывать свои мысли, доказывать точку зрения легко понять, каков человек. Докажу это, приводя примеры из предложенного текста (далее называется автор текста).
- Следующий этап — написание основной части сочинения. Она состоит из двух абзацев. В каждом нужно привести по одному аргументу. Имейте в виду, что аргументы должны пояснять разные стороны проблемы.
Пример (по тексту из демоверсии 2016 года)
1 пример. В нём даём характеристику Анны Фёдоровны по её речи.
В отрывке из произведения Б.Л.Васильева несколько героев — пожилая женщина Анна Фёдоровна, потерявшая на войне сына, её внучка Татьяна и ученики школы, пришедшие к ней за материалами для создающегося в школе музея. Всего несколько фраз произнесли герои, а как по ним легко понять, что это за люди. Анна Фёдоровна – добрая, отзывчивая и гостеприимная женщина, приглашает детей в дом, выслушивает их, хочет им помочь (предложения № 3, 9).Её речь приветливая, спокойная. Несмотря на горе, она сохранила чистоту души и даже с юмором говорит с детьми (№21).Легко общаться с ней, женщина располагает к себе детей.
2 пример. По речи характеризуются дети.
Совершенно иначе говорят с ней ребята, особенно мальчик. Его речь даже несколько высокомерная. Тон мальчика Анне Фёдоровне не понравился (№ 14).Желание получить оригиналы писем любой ценой приводят к тому, что дети несколько грубы с женщиной, не могут понять, как ей дороги письма, и речь их – официальная (№ 19). В ней – безразличие к судьбе героини. И читатель не удивился, когда понял, что дети просто украли эти письма. Речь – отражение сухости, чёрствости и эгоизма детей.
Комментарий.
Как видно из примеров, они посвящены не одной героине, а нескольким. По речи героев можно понять о доброте и порядочности Анны Фёдоровны и о безразличии и душевной чёрствости детей.
- Заключение
В последней части сочинения делается вывод по поднятой проблеме, по основной мысли предложенной цитаты. Необходимо ещё раз высказать свою точку зрения, предположения по поводу того, как можно решить проблему .
Пример
Таким образом, прав был Лихачёв Д.С., высказывая мысль о том, что речь человека во многом характеризует его как личность. Поэтому необходимо развивать свою речь, учиться, пополнять свой словарный запас, много читать, чтобы говорить красиво и убедительно. А ещё нужно помнить, что надо следить за тем, что и как мы говорим, чтобы не обидеть собеседника. Пусть язык, наша речь будут друзьями, а не врагами.
Комментарий
- Не забывайте о критериях оценки сочинения. Целых 2 балла вы можете получить за последовательность изложения, связность . И хотя план писать не требуется, вы должны для себя его составить или хотя бы мысленно представлять, о чём и как будете писать. Нельзя перескакивать от одной мысли к другой. Сочинение — это связный текст, а не разрозненные предложения, пусть и написанные на одну тему.
- Продумайте композицию сочинения. За композиционную стройность тоже можно получить 2 балла. Чётко делите текст за абзацы, не пишите единым большим абзацем. Не забывайте, что каждая часть сочинения (вступление, основная часть, заключение) имеет свои особенности и задачи.
- И, конечно, хорошо проверяйте своё сочинение. Оно должно быть написано грамотно.
Критерии оценивания задания 15-1.
Наличие обоснованного ответа — 2б.
Наличие примеров-аргументов – 3 б.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – 2 б.
Композиционная стройность работы – 2 б.
Максимальное количество баллов за сочинение 15.1.
по критериям К1–К4 – 9 б.
Критерии оценивания грамотности и фактической точности
Имейте в виду, что баллы ставятся общие — за изложение и сочинение.
Соблюдение норм орфографии — 2 б.
Соблюдение норм пунктуации – 2 б.
Соблюдение грамматических норм – 2 б.
Соблюдение речевых норм – 2 б.
Фактическая точность – 2 б.
Максимальное количество баллов – 10
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.
Как писать сочинение-рассуждение?
В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.
По «правилу трёх» можно строить и сочинение:
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.
Вступление в сочинении-рассуждении
Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.
Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».
Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».
Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Основная часть в сочинении-рассуждении
Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»
В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.
Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»
Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023
ЦТ онлайн
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Если нужно написать сочинение по цитате из текста, то ей может быть его основная мысль или фраза, обобщающая или завершающая приведенный отрывок, однако, так или иначе, она будет касаться смысла текста.
Обязательно помните:
— Объём сочинения должен быть больше 70 слов.
— Пишите сочинение аккуратно, все исправления должны быть только в черновике!
— Ваше сочинение — 3 или 4 абзаца: вступление, аргументы (один или два абзаца), вывод.
Чтобы хорошо справиться с заданием, необходимо:
- перечитать предлагаемую цитату, убедиться в том, что вы хорошо понимаете ее смысл;
- еще раз просмотреть сам текст, выделив в нем главные моменты;
- составить предварительный план будущего сочинения;
- сформулировать собственную позицию относительно идеи, содержащейся в цитате;
- определить аргументы, подобрать к ним примеры из текста (в этом случае опираться необходимо только на содержание текста);
- написать сочинение в соответствии со структурой: введение, основная часть, заключение;
- убедиться в том, что его содержание соответствует предъявляемым требованиям (объем, структура, логичность и стройность изложения, использование языковых средств и пр.);
- тщательно проверить текст на возможные орфографические, фактические, грамматические и пунктуационные ошибки.
Требования к основным структурным компонентам
В задании сказано, что написать необходимо сочинение-рассуждение. Значит каждая из частей вашего сочинения должна соответствовать определенным критериям.
1. Введение
В этой части необходимо сформулировать тезис. Им, по определению, является предлагаемая цитата. Соответственно, она может быть процитирована в тексте. Например, с помощью таких конструкций: «Автор (фамилия) утверждает, что …. (цитата или частичная цитата)» или «… (цитата) – утверждает (говорит, пишет) автор (фамилия). Далее в одном-двух предложениях необходимо отразить свое отношение к приведенной мысли. Таким образом, объем вводной части – не более 2-3 предложений.
2. Основная часть
Включает в себя два аргумента, которые подтверждаются примерами из текста. Прежде всего, необходимо осуществить переход к этой части. Это можно сделать с помощью следующих слов и конструкций: «действительно», «на самом деле», «содержание текста … подтверждает эту мысль», «с этим можно согласиться, что подтверждается…» и т.д.
Для перечисления аргументов могут быть использованы слова «во-первых», «во-вторых», «также», «точно также» и пр. После каждого из аргументов приводится иллюстрирующий его пример из текста. В этом случае стоит руководствоваться следующими основными требованиями:
- примеров должно быть два;
- оба примера должны быть из текста;
- не стоит пересказывать подробно содержание текста в используемой части. Нужно передать мысль автора кратко, лаконично.
Так как для доказательства тезиса используется два аргумента, будет логично, если каждый из них будет выделен в отдельный абзац. Не стоит стремиться к тому, чтобы найти больше доказательств. Это чревато возможными ошибками, нарушениями логичности структуры, большим количеством слов. Приводя примеры, можно использовать цитирование, пересказ содержания предложений или просто ссылаться на их номер.
3. Заключение
Эта часть подводит итоги сочинения, по объему она примерно равна введению. В ней необходимо обозначить, что цель рассуждения достигнута. Для этого одним предложением стоит пересказать тезис, но сделать это другими словами. Для связи с предыдущими частями используются слова: «итак», «таким образом», «на самом деле», «это подтверждает» и пр.
Помните, что кроме соответствия обозначенным требованиям, при проверке сочинения учитываются критерии, обычные для любой аналогичной работы:
- почерк;
- грамматическая согласованность текста;
- отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
А это значит, что только комплексный подход гарантирует написание интересной и грамотной работы, которая будет выгодно отличаться от других сочинений.
Сочинения по текстам Открытого банка заданий смотрите на сайте Сдам ГИА
Комментарии к цитатам !
(По текстам «Открытого банка заданий» ФИПИ 2014г.) Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ
№3 г.Мыски Кемеровской обл. . – М.: Дрофа, 2013. – 319 с.
Видеоуроки учителя русского языка и литературы Светланы Егоровны Басенко помогут вам научиться писать сочинение на лингвистическую тему. Ясно, четко, наглядно, умно, интересно!
Урок № 1
Урок № 2
Урок № 3
В
каждом варианте КИМа будет своя (отличающаяся от других) тема сочинения — цитата учёного-языковеда, писателя или философа.
Чтобы
понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, — они подскажут, о чём
писать в сочинении…
Структура сочинения-рассуждения
Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
1)
раскрыть понимание содержания приведённой в задании цитаты лингвистического характера;
2)
убедить в своей правоте с помощью подобранных из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.
Композиция (план)
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
I.
Вступление: введение
предложенной в задании цитаты, выражение согласия с компетентным мнением учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога, философа).
II.
Основная часть:
1)
теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате (понимание смысла); (возможно сделать во вступлении);
2)
доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):
а)
пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;
б) пример 2 и его роль в тексте.
III.
Заключение (вывод).
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача
заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Помните,
что изложение и сочинение будут проверять эксперты. Поэтому необходимо писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.
Примерный алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Речевые клише
I.
Вступление
— — Известный
лингвист (<или> филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (<или> пишет, замечает): «…» (выпишите цитату из задания).
— Прав был лингвист
(учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что «…» (вводится цитата).
— Трудно (нельзя) не
согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что «…» (вводится цитата).
— Используйте глаголы:
(Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что…; вводные слова: по мнению…, по словам…
II.
Основная часть.
Переход к
рассуждению. Связать вступление с
основной частью можно с помощью таких речевых клише:
— Попробуем
разобраться в смысле этих слов…
— Я согласен с этим
высказыванием…
— Как можно понять это
высказывание?
— Попробуем объяснить
данное утверждение…
— Это высказывание я
понимаю так: …
— Что имел в виду
писатель (учёный)?
— О чём же заставляет
задуматься автор данного высказывания?
— Как понять смысл
этих слов?
— Мне предстоит
поразмышлять над этими словами.
—
Задумаемся: что стоит за этими словами?
— Попробуем
разобраться в смысле этого высказывания.
— Смысл этих слов
(высказывания) я понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения). Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям…
— Мне кажется, что
здесь речь идёт о…
— Я считаю,
что…
— Я понимаю эти строки
так: …
— Я думаю,
что…
— Речь идёт о том,
что…
Введение примеров
— Попробую доказать
справедливость своего суждения…
— Моё рассуждение
легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
— Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к предложению … текста.
—
Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
— Пример этого
языкового явления можно найти в предложении…
—
Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
— В подтверждение
приведу пример из предложения … текста. Рассмотрим предложение …
— Подтвердить данный
аргумент можно примером из предложения … текста.
— Предложение …
подтверждает мысль о том, что…
— Используйте для
введения примеров вводные слова: во-первых…, во-вторых…
— Во-первых, автор
пишет в предложениях … — … «…» (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения … — … также доказывают,
что…
— Также
убедительным аргументом может стать…
— В
качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения…
— Еще
одним примером этого языкового явления может стать предложение…
Когда вы приводите примеры языковых явлений, вам непременно нужно указать, какую роль они играют именно в этом
тексте!
III. Заключение.
— Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора)
справедливо.
— Можно сделать вывод
о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…
— Следовательно,
утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).
Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к
выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.»
ВСЕ материалы, размещённые выше, перепечатаны из
книги «ГИА-2014»,
автор — С.Ю. Иванова.
Источник: http://olgagolubeva.blogspot.ru/2014/03/blog-post_15.html
Авторское право принадлежит © http://olgagolubeva.blogspot.ru/
Примеры сочинений на лингвистическую тему на сайте
учителя Клавдии Ильиничны
Ивановой.
Задание 15.1
Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему.
Презентация преподавателя А.А. Шадриной.
Цель: написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Презентация поможет выработать алгоритм работы над сочинением на ЛЮБУЮ лингвистическую тему.
Посмотрите ее внимательно, сделайте себе заметки: выпишите предложенные клише.
Задание № 9.1. на ОГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по цитате. Рассмотрим, какие цитаты могут быть предложены и как нужно писать по ним сочинение.
СОВЕТЫ по подготовке к написанию сочинения 9.1.
Цитаты о языке.
Условно все предлагаемые в задании цитаты можно разделить на следующие группы.
- Цитаты о роли в письменной речи знаков препинания или о роли конкретного знака.
- Цитаты о строении текста (например, о роли абзацев в нём).
- Цитаты о богатстве русского языка.
- Цитаты о роли конкретных художественных средств (например, о роли эпитетов, сравнений и т.д.)
- Цитаты о лексических средствах (например, о роли фразеологизмов, синонимов и т.д.)
СОВЕТ № 1.
Повторите ТЕОРИЮ, необходимую для написания сочинения по данным темам цитат.
Как писать вступление ?
Вам необходимо во вступлении объяснить смысл цитаты.
Для этого нужно приводить её или фразы из неё в своём объяснении.
Способы цитирования.
- Цитату можно оформить как предложение с прямой речью.
Пример.
Современный лингвист Л. Ю. Максимов отмечает: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
- Цитату можно оформить в виде предложения с вводными словами, содержащими источник сообщения. Помните: цитата в данном случае берётся в кавычки, НО пишется с маленькой буквы.
Пример.
По словам современного лингвиста Л. Ю. Максимова, «при помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
- Можно не приводить цитату полностью, а использовать только фразы из неё. Помните: слова или фразы из цитаты пишутся с маленькой буквы, берутся в кавычки; если идёт пропуск слов, то на его месте ставится многоточие.
Пример.
Современный лингвист Л. Ю. Максимов, говоря о роли «абзацного отступа», отмечает, что с его помощью можно выделить «наиболее важные пропуск цитаты … группы предложений или отдельные предложения».
СОВЕТ № 2.
Хорошо знайте способы цитирования, чтобы грамотно воспользоваться ими во вступлении при анализе смысла цитаты.
Вступление (продолжение).
- Любое сочинение лучше всего писать по принципу: «от общего к частному» — вступление и основная часть — и «от частного к общему — заключение).
Начинает сочинение с предложения, содержащего ОБЩИЕ сведения по теме цитаты.
Пример.
В тексте важны все его элементы: построение, связь предложений, и, конечно, правильное деление его на абзацы.
- Далее приводите цитату (по одному из способов цитирования, о которых говорилось выше).
- Объясняете смысл цитаты. Это можно делать, опираясь на саму цитату, перефразируя её, от есть говоря другими словами. Лучше начинать со слова «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО».
Пример.
Действительно, в каждом абзаце содержится отдельная микротема, которая раскрывает тему всего текста. Поэтому правильно разделённый на абзацы текст позволяет акцентировать внимание на отдельным темах каждого их них и лучше понять текст целиком. Абзацы логически разделяют эти миктроемы.
- Далее можно использовать следующее клише.
Приведу примеры из предложенного текста (называете автора) в качестве доказательства сказанного.
Совет № 3.
Лучше начинать сочинение по принципу «от общего к частному», объяснять смысл цитаты, перефразируя её, заканчивать вступление заготовленным клише.
Как писать основную часть сочинения?
Сочинение по задания 9.1 в плане аргументов, наверное, самое простое.
- Оба аргумента вы приводите по материалу предложенного текста. Не нужно вспоминать пример из литературы или из жизненного опыта. Просто надо внимательно прочитать текст.
- Важно: примеры должны раскрывать смысл цитаты с разных сторон, то есть не доказывать одно и то же.
Так, в примере с цитатой об абзацах нужно в первом аргументе показать, как в абзаце раскрыта одна микротема, а в другом — другая.
- В данном случае нужно в скобках писать номера всех предложений абзаца.
Пример.
Текст Н. Аксёновой посвящён тому, как автор, от чьего лица ведётся повествование, с течением времени изменил своё отношение к отцу. Так, в первом абзаце (предложения № 1-5) отмечено, как ребёнок стыдился отца, его внешности, когда тот приходил играть на баяне в детском саду, как все ребята «давились от смеха», смотря на него. Данный абзац полностью раскрывает микротему: отношение ребёнка к отцу в детстве.
Абзац № 3 (предложения 11-24) посвящён событию, круто изменившему отношение девочки к отцу. В трудную минут, когда ей угрожала опасность, когда застряла машина в метель, а водитель растерялся («Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал»), отец пошёл пешком за помощью. Он проявил настоящее мужество. В данном абзаце уже другая микротема – поведение отца в трудную минуту, но в то же время это часть общего текста.
СОВЕТ № 4.
Приводите аргументы из текста, раскрывающие смысл цитаты лингвиста с разных сторон. Можно приводить яркие цитаты и из текста. Главное: передавая содержание абзаца, не пересказывайте его, а именно доказывайте вашу главную мысль о роли абзаца в тексте.
НЕ ДОПУСКАЙТЕ ОШИБОК:
- Новая часть вашего сочинения не должна начинаться с местоимения 3 лица (например, автор использует их – имея в виду абзацы).
- Каждое ваше предложение должно быть понятно, проверяющий не должен догадываться, о чём это вы пишете.
- Не забывайте в конце каждого аргумента делать микровывод.
Как писать заключение?
- Начать легче со слов «таким образом», отметить правоту выказывания лингвиста.
Пример.
Таким образом, прав был лингвист Л.Ю. Максимов, отмечая важность абзацев для выделения смысла предложения или группы предложений в тексте.
- Далее вспоминаем принцип, о котором шла речь в начале статьи, помните? «От частного – к общему ». Ошибку допускают учащиеся, которые в заключении снова начинают писать о важности абзацев в тексте (об этом уже было написано во вступлении).
- Закончить сочинение нужно своеобразными «рекомендациями» сверстникам, да и самим себе: нужно вырабатывать умение деления текста для абзацы (то есть ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок).
Пример.
Нужно учиться правильно выделять микротемы в письменной речи (в сочинении, изложении и др.), понимая, что от этого во многом завит восприятие текста.
Помните, что вступление и заключение сочинения – это совершенно разные его части. Если во вступлении вы разъясняете смысл цитаты, то в заключении подводите итог, выказывая свою позицию по поводу того, ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок, почему это так важно уметь.
НЕЛЬЗЯ в заключении писать то же, что и во вступлении, только разыми словами. Нужно подводить итог: для чего вы вообще рассуждали на данную тему, какие для себя сделали выводы.
Таковы мои советы и рекомендации по написанию сочинения № 9.1.
Теоретический материал тоже готовится, скоро появится на сайте.
Уже готова статья о роли ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.
Учите теорию, пишите сочинения. Тогда у вас на ОГЭ не будет проблем.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.