КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ
Каждому ребёнку, прежде чем научиться хорошо что-либо делать (говорить по-английски, играть на гитаре, ездить на велосипеде), приходится совершать первые шаги — самые трудные шаги в любом умении. И каждый раз для этого требуются терпение, понимание главных задач и тренировка. Всё это просто необходимо и для того, чтобы научиться составлять тексты. Но ещё обязательно понадобятся умение фантазировать и желание излагать свои мысли интересно, а это значит — творчески. Ведь «сочинение» и «сочинять» — слова одного и того же корня.
С чего начать? А главное: можно ли без страха усаживаться за письменный стол, на котором лежит чистый лист бумаги, а на нём предстоит написать сочинение?
Хотелось бы, чтобы, совершая свои первые шаги в словесном творчестве, дети поверили, что писать сочинение — совсем не сложное, а даже увлекательное занятие. Любое сочинение всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, наконец! Но и любая творческая работа даёт замечательную возможность высказать собственное мнение, поделиться интересными наблюдениями, чувствами и впечатлениями. Ну а когда, работая над созданием очередного текста, ребёнок убедится, что без особого труда удаётся пройти через все важные и необходимые этапы работы:
— отобрать материал для будущего текста,
— выделить основную мысль (тему) всего текста и его отдельных частей (микротем),
— составить план и выстроить текст сочинения по этому плану,
— изложить текст в заданной форме (повествование, описание, рассуждение), —
это и будет означать, что вы умеете писать сочинения.
Текст—это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определённой последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически. У текста может быть заглавие. Заглавие — это название всего произведения или отдельных его частей.
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого; это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего текст написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.
Вот примеры заголовков, в которых содержится основная мысль сочинения:
- Моя любимая игрушка.
- Что такое доброта?
- Что я умею делать.
- Что такое мир.
- Мой папа.
- Моя мама.
Готовясь к сочинению, я призываю ребят подумать, кого и в чём они будут убеждать, что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывания надо построить так, чтобы всё в них было подчинено основной мысли.
С чего же начать сочинение? Мои ученики начинают с самого начала — с записи темы сочинения. Ведь тема — это то, о чём говорится в сочинении. Сначала учащиеся выделяют в теме главные, ключевые слова (можно их подчеркнуть). Затем, определяют границы темы и пути её раскрытия.
Темы бывают узкие и широкие. Это зависит от объёма высказывания. Например, «Летний дождь» — широкая тема, «Наша улица после дождя» — узкая тема.
Залогом успеха детских сочинений является ясная, узкая, конкретная тема. Гораздо труднее писать на широкие темы, например «Осень» или «Зима», довольно сложно раскрыть их с достаточной полнотой, каждое слово в названии темы имеет значение. Так, темы «Снег», «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу» — близкие, но разные.
Свои высказывания строят так, чтобы каждое предложение помогало раскрытию данной конкретной темы.
Как сделать нашу речь связной? Отсутствие связи между предложениями в тексте — это большая проблема. И если её решить, исчезнут две другие: проблема объёма сочинения и наличие в нём повторов мыслей, предложений. Предложения в тексте не просто «стоят рядом». Между ними есть своя связь, которую Л. Толстой называл сцеплением. Он считал, что секрет писательского искусства состоит в «бесконечном лабиринте сцеплений». У этих сцеплений есть свои законы. Среди предложений в тексте существует неравенство: есть предложения, не зависимые от контекста (они могут быть определены самостоятельно), и есть предложения, зависимые от других предложений (от контекста). Такие предложения нельзя употребить самостоятельно, так как значение их вне контекста не всегда понятно. Если предложения связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке (второе — с первым, третье — со вторым), то это цепная связь предложений в тексте.
Приведём пример.
Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей — гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.
В данном отрывке произведения каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.
Существует ещё один вид связи — параллельная связь предложений в тексте.
Приведём пример.
Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и кричат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.
— Параллельным видом связи лучше всего пользоваться в описаниях. Предложения не «цепляются» одно за другое, а сопоставляются. При этом все предложения, начинающиеся со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы конкретизируют, развивают его смысл.
Строение текста тесно связано с типами речи.
Принято различать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение. Какие бы высказывания пишущий ни создавал, оно будет или описанием, или повествованием, или рассуждением. Типы речи могут совмещаться и представлять собой сочетание двух или всех трёх типов речи при основном (ведущем). Рассмотрим таблицу (во второй графе таблицы даётся подсказка, как определить тип текста: по его значению и по вопросу, который можно задать к любому тексту).
Тип текста |
Значение (вопрос к тексту) |
Повествование |
Динамика действия. (Что делает предмет?) |
Описание предмета |
Характеристика персонажа, предмета. (Каков предмет?) |
Описание места |
Характеристика места. (Где что находится?) |
Описание состояния окружающей среды |
Состояние окружающей среды — природы или любой другой среды обитания. (Каково вокруг?) |
Описание состояния человека |
Физическое или душевное состояние человека. (Каково ему?) |
Рассуждение-доказательство |
Обоснование истинности того или иного суждения (тезиса). (Почему так, а не иначе? Что из этого следует?) |
Рассуждение-объяснение |
Толкование понятия, объяснение сути какого-либо явления. (Что это такое?) |
Рассуждение-размы- шление |
Раздумья над различными жизненными ситуациями. (Как быть? Что делать?) |
Теперь ознакомимся с различными типами текста.
Повествование. (Что делает предмет?)
Виктор уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутрь его клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же схватил крупные сучья. (Б. Орешкин)
Описание предмета. (Каков предмет?)
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя лезвиями. Одно лезвие побольше, другое — поменьше. На каждом — ямочка, чтобы зацепить ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.
Зато обратно — только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкнет на зависть всем мальчишкам. (В. Солоухин)
Описание места. (Где что находится?)
[Женя заглянула в соседнюю комнату.] Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля. (А. Гайдар)
Описание состояния окружающей среды. (Каково вокруг?)
Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались почки. Из земли пробивалась свежая травка.Пахло росою, берёзовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчёлы. (А Гайдар)
Описание состояния человека. (Каково ему?)
[Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами.]
Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждётся, что ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. (В. Шукшин)
Рассуждение-доказательство. (Почему?)
Играть втроём в шахматы — это самое последнее дело, потому ,что играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то другому.
Если ты выигрываешь, то тебе говорят, что ты выиграл потому, что тебе помогали. А если проигрываешь, то над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, несмотря на то, что тебе подсказывали. Нет, лучше играть в шахматы вдвоём, когда никто не мешает. (Н. Носов)
Рассуждение-объяснение. (Что это такое?)
Термин (лат. Iегттиз — граница, предел) — слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой- нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение. (С. Ожегов)
Рассуждение-размышление. (Как быть?)
[Беглецы притаились в пещере.] Что теперь делать? Бежать? Но Артемон, весь забинтованный, крепко спал. Он должен был спать двадцать четыре часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить благородную собаку? Одну в пещере? Нет, нет! Спасаться — так всем вместе, погибать — так всем вместе. (А. Н. Толстой)
Стили речи
Функциональные стили речи сложились в языке в процессе его употребления в различных сферах общения (быт, наука, политика, искусство), где он используется в разных функциях (общение, сообщение, воздействие). Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.
Для каждого стиля речи характерны определённые признаки. В языке выделяются следующие стили:
разговорный — в основе лежит функция общения;
книжный (научный и официально-деловой) — в основе лежит функция сообщения;
публицистический — в основе лежит функция воздействия;
художественный — в основе лежит функция воздействия на чувства, на воображение.
Рассмотрим ведущие стилевые черты и языковые средства, характерные для того или иного стиля.
Разговорный стиль
- Используется обычно в беседах со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке, а также в записках, письмах.
- Задача речи — общение (обмен впечатлениями).
- Высказывание обычно бывает:
- непринуждённым, живым, эмоциональным;
- свободным в выборе слов и выражений;
- в нём обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.
- Характерные языковые средства:
- разговорные и просторечные слова и выражения (брякнулся, ну и ну, ничего себе); эмоционально окрашенные слова (лапонька, малюсенький, чудище);
- глагольные формы типа стук, бряк, хлоп;
- обращения;
- неполные предложения.
Книжный (научный и официально-деловой) стиль
- Используется в научных трудах, учебниках, лекциях, постановлениях, деловых документах.
- Задача речи — сообщение.
- Общие особенности стиля: точность, ясность, бесстрастность, объективность.
- Характерные языковые средства:
- научная и профессиональная терминология.
Публицистический стиль
- Используется в газетных и журнальных статьях, во время выступлений на общественно-политические темы.
- Задача речи — воздействие на читателя или слушателя.
- Высказывание обычно бывает:
- эмоциональным, выразительным, субъективным.
- Характерные языковые средства:
- общественно-политическая лексика;
- использование пословиц, поговорок, афоризмов;
- побудительные предложения;
- распространённые обращения;
- риторические вопросы.
Художественный стиль
При написании сочинений мы чаще всего пользуемся художественным стилем, поэтому рассмотрим его основные признаки подробнее.
- Используется в художественных произведениях.
- Задачи речи: изображение живой картины, художественного образа, передача читателю чувств, которые испытывает автор.
- Высказывание обычно бывает:
- конкретным (описывается именно эта берёза, а не берёза вообще);
- образным, живым, выразительным;
- эмоциональным.
- Характерные языковые средства:
- конкретные слова;
- слова в переносном значении;
- эмоционально окрашенные слова;
- выразительные средства, создающие художественный образ (использование эпитетов, сравнений, метафор);
- выразительные средства, образованные синтаксически (использование побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, предложений с однородными членами, различных повторов, перестановок и противопоставлений в предложениях).
СОБИРАНИЕ МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ
- Итак, перед вами белый лист, на нём — тема. Главные, ключевые слова выделены… и ничего — кроме страха чистого листа. Не впадайте в панику! Воспользуйтесь советом Т. В. Алексеевой, автора книги «Как научиться писать сочинение на „отлично»»:
- «Создайте рабочее настроение. Важны следующие 10—15 минут… Надо отвлечься от всего и… писать, писать, писать… Писать всё, что „идёт»… не дописывая фразы, если мысль ясна. Итак,
- записывайте всё: фразы, слова, ассоциации, события, эпитеты, метафоры, целые или незаконченные предложения. Создайте хаос из ваших мыслей».
- Прекрасный совет, потому что вы и не заметите, как исчезнет страх, а вместо белого листа перед вами предстанет «ворох» ваших мыслей.
- Следующая задача — рассмотреть эти записи и систематизировать их, то есть соотнести с темой, привести материал в определённый порядок, сгруппировать собранное по подтемам, определить последовательность изложения и начать… с заключения. Именно с заключения, так как это самая важная часть сочинения, итог вашей работы, где не должно быть ни одного пустого, незначимого слова.
- Есть и другой вариант работы — фиксировать материал, собранный в процессе наблюдений. Лучше всего этой цели служат рабочие материалы, краткие записи, которые помогут вам развернуть в момент создания текста определённые мысли. Помните, вас никто не стесняет в подборе конкретного материала, вы свободны в выражении отношения к миру и жизни.
Рабочие материалы могут иметь примерно следующий вид. Тема: «Весна идёт»
План |
Материал к сочинению |
Дополнения |
Природа в ожидании весны. Приход весны. Природа оживает. |
Весенний ветер, приход весны. Лиходейка-зима не признаёт весны. Зима смягчится, солнце работает на весну, яркие лучи солнца. Согрелась земля. Умчались зимние дни. Весело звенит капель, потемневший снег, сверкают лужи. По-весеннему высокое чистое небо. Воробьи купаются в лужах. Первые цветы, словно маленькие солнышки. Пахнет талой землёй. Дни стали светлее, длиннее. Важно надулись на сирени почки. Нежные, клейкие листочки. Всё в природе дышит, начинает расти. Скоро земля облачится в зелёный наряд. Появляются первые подснежники. Весна — моё любимое время года. Как чудесно весной, когда вся природа пробуждается после зимнего сна. |
Лёгкий морозец пытается по утрам напугать весну. Днём на солнце звенит капель. Первые стрелочки ярко-зелёной травы. Воробьи весело чирикают. По небу, как льдинки в весенний разлив, плывут лёгкие облака. |
Теперь нам предстоит отобрать из собранного материала то, что действительно необходимо для раскрытия темы и основной мысли сочинения.
Если вы хотите написать хорошую работу, вам нужно научиться составлять план. Он необходим там, где сочинение связано с собиранием материала, где нужно привести в порядок свои мысли и
КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста). Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может уместиться в одном абзаце, а может состоять из нескольких. Главное, чтобы каждый микротекст (он будет соответствовать пункту плана) был объединён главной мыслью.
Сочинение в 3—4-м классах должно иметь как минимум три абзаца (вступление, основная часть, заключение). Эти части обязательно начинаются с красной строки.
Вступление — предварительная часть, введение, предисловие.
В главной части раскрывается тема, основное содержание сочинения. Эта часть сочинения больше по объёму, чем вступление и заключение. Она может разделяться на более мелкие части (в том числе и на абзацы, относительно законченные по мысли). Каждый абзац в главной части начинается с красной строки.
Заключение — последняя часть сочинения. В заключении подводится итог сказанному, формулируются выводы, делаются обобщения, подчёркиваются главные мысли работы.
При составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль; надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана.
Сравните варианты планов. Первый план конкретизирует тему текста, второй план конкретизирует мысль текста.
I. Грибы в осеннем лесу II. Грибы — один другого краше
- Боровики. 1. Деды-боровики. Загляденье!
- Подосиновики. 2. Отцы-подосиновики. Тоже красота!
- Маслята. 3. Братцы-маслята. Тоже хороши!
- Сыроежки. 4. Сестрицы-сыроежки. Тоже неплохо!
Итак, над планом тоже надо работать. Для чего? Вот как ответила на этот вопрос Мария Александровна Рыбникова, крупный учёный-филолог: «Работать над планом — это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».
СОВЕРШЕНСТВУЕМ НАПИСАННОЕ
Ещё один важный этап в работе над сочинением — совершенствование написанного. Проделайте эту работу, соблюдая следующую последовательность.
При первом чтении написанного сочинения обратите внимание на содержание изложенного. Поставьте себе мысленно примерно такие вопросы: «Соответствует ли сочинение теме?», «Раскрыта ли основная мысль?», «Соответствует ли сочинение составленному плану?», «Связаны ли между собой части сочинения?».
.
При втором чтении обратите внимание на совершенствование языка. А. Островский считал, что в языке отражается «весь внутренний человек», то есть весь наш внутренний мир, чувства, душа. Именно поэтому мы должны заботиться о чистоте, о красоте нашего языка, работать над совершенствованием его.
Третья проверка идёт вслух — «на голос». При чтении вслух выявляются почти все недочёты текста.
Существует классификация речевых ошибок и недочётов, а также классификация грамматических ошибок.
Распространённые речевые ошибки и недочёты
1. Повторение одних и тех же слов: «У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит».
- Употребление слова в несвойственном ему значении: «У меня есть подруга Нина. Мы с ней общаемся о многом» (надо: беседуем или говорим).
- Нарушение лексической сочетаемости: «Ветер постепенно принимал силу» (надо: набирал силу).
- Употребление лишнего слова: «Пожилые ветераны» (лишнее слово: пожилые).
- Употребление рядом или близко однокоренных слов: «В рассказе рассказывается» (надо: говорится).
- Неуместное употребление диалектных или просторечных слов: «На мальчике майка, напяленная на рубашку» (надо: надетая).
- Неправильное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность в предложении: «Когда Коля прощался с отцом, он не плакал» (отец или Коля?).
- Нарушение порядка слов: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: «Только узкая полоска связывает остров с берегом»)
- Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм: «Когда наступил декабрь, погода резко изменяется» (надо: «Когда наступил декабрь, погода резко изменилась»).
Распространённые грамматические ошибки и недочёты
- Ошибка в образовании слова: «Скипятить чай» (надо: вскипятить).
- Ошибка в образовании форм слова: «Без чулков, без носок, более младший, ихний» (надо: без чулок, без носков, младше, их).
- Ошибка в согласовании: «Держать обоими руками» (надо: обеими руками).
- Ошибка в управлении: «Добро побеждает над злом (надо: побеждает зло).
- Нарушение связи подлежащего и сказуемого: «Саше понравилось ёлка» (надо: понравилась).
- Ошибка в построении предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, с однородными членами; в построении сложных предложений: «Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (надо: «Когда я подъезжал…, у меня слетела шляпа»).
- Пропуск слова: «Она схватила зубами за шиворот» (пропущено: медвежонка).
- Нарушение границ предложения: «Дворник, когда подметал двор. Сломал ростки тополя» (надо: «Дворник, когда подметал двор, сломал ростки тополя»).
В ученических работах встречаются ещё и ошибки, связанные с нарушением логики; они называются логическими: «Летом Ваня купался в реке, а днём ходил с дедом за грибами» (надо: «Утром Ваня купался в реке, а днём ходил с дедом за грибами»).
От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала (искажение цитаты, неверные даты…): «Пришёл зимний месяц ноябрь» (надо: осенний).
Помните ещё и о том, что в сочинении нельзя сокращать слова.
Очень важно понять все замечания, сделанные учителем на полях вашей работы. Рассмотрим условные знаки, указывающие на ошибки и недочёты в любой письменной работе.
Вот такие значки указывают на ошибки в содержании:
Ф — фактическая ошибка;
Л — логическая ошибка;
[ ] — лишняя часть (слово, выражение);
Z — не выделен абзац;
X — неоправданно выделен абзац;
|_П — нарушена последовательность в изложении мыслей;
Y — пропуск;
< > — необходимо развить мысль.
А такие значки указывают на языковые ошибки:
Р — речевая ошибка, недочёт;
| — орфографическая ошибка;
V— пунктуационная ошибка;
Г — грамматическая ошибка.
Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Желаю Вам доброго времени суток и предлагаю поговорить о творческой составляющей образовательного процесса. А именно о том, как научить детей писать сочинения?
К сожалению, многие из нас сталкиваются с тем, что обладающий богатой фантазией и большим запасом слов школьник не может выразить свои мысли на бумаге. Всё плохо? Не дано от природы? Конечно же нет! Не стоит опускать руки и мириться с этой ситуацией. Правильно и красиво писать сочинения уже в начальных классах под силу любому ребенку, и научить его этому – не только работа педагогов, но и наша с вами задача.
План урока:
- 1 С чего начать?
- 2 Работаем по плану
- 3 Пишем на черновик
- 4 Проверяем результат
- 5 К разному возрасту разный подход
С чего начать?
Любая творческая работа начинается с темы. Задана тема преподавателем или выбрана ребёнком самостоятельно – имеет принципиальное значение? Абсолютно никакого! Наша с вами цель – понять, разбирается ли ребёнок в данном вопросе, поэтому начинаем обсуждать и рассуждать.
Позвольте вашему школьнику выразить свои мысли, задавайте наводящие вопросы, ищите в дополнительных источниках нужную информацию – всё это поможет собрать исходный материал для будущей работы, исключить не относящееся к теме и оставить только самое необходимое.
Работаем по плану
Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.
Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.
Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.
Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.
Пишем на черновик
Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.
Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. Хотите помочь ребенку стать впоследствии добросовестным исполнителем? Приучите его стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.
Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.
Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.
Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.
Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.
Подведение итогов и формулирование выводов будет заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!
Проверяем результат
На данном этапе участники процесса меняются местами: поработать придется вам, родители. Мы с вами будем читать, вычеркивать, исправлять и дополнять. Только все ли родители делают это правильно? К сожалению, нет. Зачастую этот процесс выглядит как техническая корректура готового материала.
Вы готовы и впоследствии исправлять ошибки своего школьника или хотели бы, чтобы ребёнок овладевал знаниями и применял их самостоятельно?
Давайте будем не только править, но и объяснять, почему мы это делаем. Не исправлять ошибки, а указывать на них, предлагая варианты их устранения.
А вдруг у ребёнка на это есть своя, отличная от вашей, точка зрения, которая имеет право на существование?
К разному возрасту разный подход
С написанием сочинений школьники сталкиваются уже в 1 классе. На уроках русского языка начинающим ученикам предлагается в устной форме рассказать о себе, выразить свои эмоции и чувства, дать описание по картинке.
Как правило, уже к моменту поступления в школу малыши имеют основные навыки описательного процесса. Наша с вами задача в этот период – развивать словарный запас.
Сделайте хорошей привычкой во время совместных прогулок с ребёнком описывать какие-либо предметы, элементы природы, используя для этого прилагательные, добавляя новые, неизвестные слова. Одновременно интересно и полезно!
Самостоятельная работа по индивидуальным темам начинается у детей во 2 классе. Здесь и пригодятся освоенные навыки описания, потому что основная тематика сочинений – сюжетные рассказы. В этом возрасте школьников учат находить главную мысль в готовом тексте. Читайте книги, просите ребёнка пересказывать и выделять основное.
В 3 классе к описательному творчеству добавляется рассуждение. Излагая свои мысли, учащиеся делают выводы из своих наблюдений, приводят доказательства, дают оценку. К концу обучения в 3 классе в качестве наглядных примеров педагоги начинают использовать картины.
Здесь важно уделить внимание изображениям переднего и заднего плана, фону, деталям. Научите своего школьника «читать» картину. А с описательной функцией ребенок уже умело справляется, не так ли?
В 4 классе дети начинают развивать умение писать сочинение на литературные темы.
Сочинения по литературе считаются одними из самых сложных творческих работ.
- Во-первых, для его написания необходимо знать произведение.
- Во-вторых, необходимо составить точный и развернутый план работы.
Поэтому читать, читать, и ещё раз читать!
К завершающему этапу образования в начальной школе при написании таких работ ребенок уже умело использует:
- описание;
- анализ;
- оценку;
- сравнение.
И всё это – заслуга не только педагога, но и ваша личная, уважаемые родители.
Хотя, с тем, что от педагога зависит многое, не поспоришь. Друзья, посмотрите, каким замечательным и наглядным может быть обыкновенный урок русского языка)
В заключение хочется пожелать вам удачи и творческих успехов. Помните: ваш ребёнок – это индивидуальность с личным мнением. Не навязывайте ему своих мыслей, не оказывайте «медвежьей услуги», выполняя за него работу ради хорошей оценки. Будьте рядом и помогайте, но дайте ему возможность делать ошибки, нарабатывая собственный опыт.
Также позволю себе порекомендовать вам статью о развитии техники чтения, без которой в школе вообще никуда. А еще думаю будет полезно узнать о том, как научиться быстро и интересно учить стихотворения и готовиться к пересказу.
Друзья, оставляйте свои комментарии и делитесь статьей в социальных сетях, и мы вместе постараемся сделать жизнь наших детей интересней.
Всего вам самого доброго!
Детишкам привет!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Работа над сочинением в 3-4 классе
Согласно программе по развитию речи к концу 3 класса учащиеся должны уметь: составлять текст по заданной ситуации, по картине (устно).
Сочинения в 3-ом классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения.
При определении последовательности обучения сочинениям я предлагаю каждому учителю планировать свою работу.
-
Составление таблицы.
По таблице видно, какие виды сочинений выпали из поля зрения, какие повторяются.
Тема |
Источник материала |
Способ подготовки |
Жанр (тип, вид) |
Примечание |
||||||||||
Дата |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Источник материала: 1) на материале экскурсий, наблюдений; 2)по картине, на книжном материале; 3)на основе творческого воображения (по сюжетной картине, по данному началу, импровизация сказок и пр.) |
Способ подготовки: 1)коллективный; 2)индивидуальный . |
||||||||||||||
Жанр (тип, вид) 1.Повествование; 2.описание; 3.рассуждение; 4.смешанные; 5.миниатюры; 6.отзыв; 7.заметка (статья) в газету; 8.письма, поздравления. |
В школьных сочинениях различают повествования, описания, рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания, рассуждения, особенно во 3 и 4 классах.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет. Повествование – самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений. Например: «Новогодний праздник», «Как я провел лето», «Прогулка в лесу».
Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений, цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. Пример: «Моя любимая игрушка», «В лесу осенью».
Рассуждение — связный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – выводам. Пример: «Кем я мечтаю стать», «Если бы я был волшебником».
2.Использование памяток.
Для подготовки к написанию сочинений (составления текстов) разной типологии использовала алгоритмы и памятки.
Как составить текст-повествование?
1.Определи тему текста.
2.Сформулируй основную мысль того, о чем ты хочешь написать.
3.Придумай подходящее заглавие.
4.С чего лучше начать рассказ? Составь начало текста.
5.О чем следует рассказать в основной части (как начиналось действие, как развивалось, какой момент был самым интересным, чем все завершилось)? Составь основную часть текста.
Как составить текст-описание?
-
Рассмотри внимательно предмет, который нужно описать.
-
Выдели основные признаки предмета.
-
Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.
-
Подбери сравнения, которые можно использовать в тексте.
-
Вырази свое отношение к предмету.
Как составить текст-рассуждение?
1.Кратко назови то, что будешь доказывать.
2.Подбери доказательства.
3.Подумай, как построить текст. Доказательства можно начинать словами: потому, что, объясняется это тем, что.
4. Сформулируй вывод.
Подготовка к сочинению.
Подготовка к сочинению, как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются 3 этапа подготовки к нему:
— накопление материала (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
— отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);
— словесное, речевое оформление. Т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверка и проверка учителя.
Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.
В целях оказания помощи, примерно за неделю до письма сочинения, предлагаю учащимся памятки двух вариантов: для учащихся быстро и медленно усваивающих информацию.
В 4-ом классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
-
Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.
-
Написать рассказы о случаях из своей жизни.
-
Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.
-
Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.
-
Правильно строить простые предложения различных типов.
-
Умению отбирать слова и употреблять их в речи.
Например: описание деревьев в сочинении «Дерево, которое мне больше всего нравится».
Липа.
У меня под окном растет стройная липа. Она не молода, высокий ствол у нее весь в трещинах. У нее большие длинные ветви. Каждая маленькая веточка на них очень тоненькая, но их много-много. На этих веточках уже начинают набухать коричневые почки. Они уже пухленькие и скоро начнут лопаться. И когда лопнут, то покажутся зелененькие молоденькие резные листочки, похожие на сердечко. И моя липа станет еще прекрасней.
Чтобы описания получились точными, организовывала наблюдения. (Например, было организовано наблюдение в классе.)
Следующий этап подготовительной работы состоял в том, что на уроке дети учились составлять сложные предложения. Затем записывали их в тетради.
Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки. Веточки нарисовал на окнах мороз.
Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.
В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. Для этого привожу ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые ребята будут описывать. Например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываю на доске и, работая с ними, показываю детям как из многих слов, следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.
В 4 классе при подготовке к сочинению на тему «Осенний лес» вывесила плакат с кармашками, ребят поделила на группы, каждая группа подбирала прилагательные для описания, данного предмета.
Воздух свежий лучезарный хрустальный чистый теплый ядреный славный |
Погода унылая печальная прощальная грустная скучная сумрачная угрюмая ненастная |
Листья золотые пурпурные алые багряные разноцветные пестрые желтые мягкий ковер пятнистые |
Ветер сильный влажный холодный порывистый легкий ласковый тихий |
Солнце яркое тусклое грустное задумчивое |
Небо ясное голубое темное облачное хмурое неподвижное |
Осень волшебница золотая красавица дивная славная очаровательная печальная дождливая хмурая чародейка, как и зима |
Дождь моросящий теплый холодный нудный затяжной |
Туман молочный |
Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Ввожу в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, убранство и др.).
Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. Например, к слову подснежник ребята подобрали 20 глаголов. Тянет, проснулся, нежится, дремлет, гордится, беседует, умылся, познакомился, увидел, прислушался, огляделся, обрадовался, повернул, замерз, услышал, потянулся, запел, увидел, улыбнулся, выглянул
Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему.
При подготовке к написанию сочинения на тему «Падающие листья» ученикам предложила вопрос-задание: Как падают листья в тихую и как в ветреную погоду?
К слову листья подобрали 20 глаголов. Падают, бегут,
шуршат, танцуют, плавают, устилают, шепчут, прощаются, понеслись, зашумели, запрыгали, полетели, валятся, поворачиваются, сыплются, лежат, покрывают, летят, шумят, разговаривают.
От слов – к словосочетанию и предложению. Как оживают лица
детей в эти минуты творчества! Вот несколько примеров из работ детей:
Медленно и плавно падают листья.
Листья танцуют под музыку ветра.
Падают, каждую секунду меняя цвет, потому что дует ветер, и листья то и дело поворачиваются…
Капает дождь, а вместе с ним в один такт падают листья.
Последний этап подготовки к написанию сочинения – подборка начальных фраз, предложений-зачинов. Предлагаются примерные зачины.
Ученики записывали их в тетради.
Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, ни одного листика, а дуб еще весь зеленый. Впрочем, нет, и у березы есть листочки – на самых кончиках веток.
Орфографическая подготовка.
Учащиеся изучали трудные слова, которые могут быть употреблены в сочинении. Для этого эти слова включала в устные и письменные упражнения по русскому языку. В классе был вывешен плакат (за несколько дней до написания сочинения), на котором были написаны эти слова, с выделенными орфограммами.
3. Проверка сочинений учащимися.
Проверку своих сочинений учащиеся проводили, пользуясь памяткой.
Памятка №1
1. Соответствует ли содержание текста теме?
2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены
предложения?
7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?
Памятка №2
-
Проверь, не пропустил ли ты буквы.
-
Правильно ли написал безударные гласные?
-
Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
4. Не уверен – спроси учителя.
«Минутки поэзии»
На уроках чтения на протяжении 3-4 класса продолжала работать по теории стихосложения. Это побуждает учащихся высказывать свои мысли и чувства в поэтической форме
Пришла весна-красавица,
Ребятам она нравится.
Солнышко греет,
Скоро потеплеет.
Поэтические строки Ф.И. Тютчева вдохновили учеников на сочинение своих стихов по данной строке.
Листья падают в лесу…
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу –
Листья мне согреют душу.
Скоро ветер унесет
Листья золотые!
И на веточках берез
Засверкает иней.
В зимний день хороший
Снег пушистый кружится.
Свежая пороша
Нас зовет на улицу.
Все на горку мчатся
Наперегонки.
Любим мы кататься
И играть в снежки!
Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова.
Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.
Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика их повторяют, и только после повторения дети записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.
Постепенно, шаг за шагом я раскрывала ребятам способы подготовки к сочинению. В свои тетради («Для подготовки к сочинениям») ребята записывали примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную информацию), делали выписки из книг, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, подбирали эпиграф или сочиняли сами на поэтических минутках.
Следить за продвижениями своих воспитанников мне помогает папка, куда я заношу лучшие сочинения учащихся, отдельные, составленными ими предложения. Это дает возможность видеть перспективу в работе, устанавливать, как расширился кругозор детей, как накапливался опыт в подборе точных слов, словосочетаний, предложений.
Это позволяет проводить анализ сочинений. Читаю отдельные удачные места из работ одних и тех же учащихся: сначала второклассников, затем третьеклассников по одной теме.
Например: сочинение по наблюдениям на тему «Первый снежок». (3 класс)
Все было спокойно. Но вдруг, после захода солнца пошел тихий снежок. Пушистые снежинки так осторожно падали на землю, словно боялись чего-то. Но потом развеселились и завели веселый хоровод. Снежинки падали на пальто, шапку и все они были разные. Снег шел все сильнее и вдруг повалил большими хлопьями. (Катя М.)
А вот как эта ученица писала во 2 классе:
Снежинки тихо кружились и падали на землю. Они были похожи на звездочки. Некоторые снежинки порхали как бабочки. И ветер уносил их все дальше и дальше. (Катя М.)
В классе веселое оживление, потому что и сама ученица, и все дети видят разницу между этими двумя сочинениями и понимают, как многому они научились.
При изучении темы «Суффиксы» дети писали сочинение-повествование «Мой любимый зверь».
Перед ними была поставлена цель: показать, как, используя слова с суффиксами, можно выразить свое отношение к животному. К своим сочинениям дети нарисовали рисунки.
У меня есть птичка. Живет она в клетке. Мы зовем ее Пинчер. Наша птичка очень красивая. Грудка у нее желтенькая, перышки серенькие. Хвостик – беленький, а из него торчит черненькое перышко. Поет она заливистым голосочком…
Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры.
Долгое время писали миниатюры «Погода сегодня». Вот некоторые из них:
Погода сегодня пасмурная, холодная, безветренная. Солнце изредка выглядывает из-за туч.
Небо серое, покрыто снеговыми тучами. Ветер дует со страшной силой, крутит снег. Но не очень холодно.
Работу над сочинением, как я уже отмечала, строила по принципу постепенного наращивания трудности.
Если в 3 классе дети учились писать сочинение-описание одного предмета, описание природы, то уже в 4 классе ребята писали сочинение-описание с элементами сравнения.
Например, тема: сочинение-описание, с элементами сравнения «Мухомор и лисичка».
Цель: составление описания гриба по рисунку и представлению; нахождение элементов описания и сравнения.
Передо мной два различных гриба: мухомор и лисичка. Чем же они отличаются? Да всем.
Мухомор растет в одиночку, как бы любуясь своей красотой, а лисичка селится небольшой семейкой.
Мухомор действительно красив. Шляпка у него красного цвета с белыми пятнами. Ножка тоже белого цвета, высокая и стройная. У лисички ножка маленькая, а шляпка оранжевого цвета. Если шляпка мухомора совсем плоская и напоминает форму тарелочки, то у лисички она совсем другой формы. Гриб похож на глубокий фужер.
А самое главное отличие в том, что мухомор ядовитый гриб, а лисичка съедобный. Если после дождя муха сядет на «тарелочку» гриба, чтобы напиться, то сразу умрет. В тарелочке-то яд! Вот поэтому и назвали гриб мухомором. А лисичка напоминает нам по цвету рыжую лису, может, поэтому она и получила такое название.
Сочинение с элементами рассуждения – новый вид работы. Это наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, их нужно вырабатывать постепенно.
К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.
Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки к сочинению на тему «Что я люблю рисовать».
Выясняю, любят ли дети рисовать и что именно они любят. Затем коллективно составляется план. В заключение спрашиваю у ребят: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?». Ответы бывают разные, но я помогаю направить их мысль. Говорю: «Обычно, когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов «хорошо, плохо».
Продолжила работу над сочинением такого жанра на материале упражнения №603 (учебник русского языка 4 класс). Текст содержал интересную для детей информацию об исследовании Луны и возможности существования жизни на этой планете. Перед составлением текста-рассуждения на тему «Почему на Луне нет жизни?» напомнила детям, что в рассуждении обязательны три смысловые части:
1-я – то, что объясняется или доказывается;
2-я — само объяснение или доказательство;
3-я — выводы.
Почему на Луне нет жизни?
Людей давно интересовал вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. На Луне нет жизни, и это можно доказать. День там продолжается две недели. Та сторона, которая повернута к Солнцу, нагревается до очень высокой температуры. Ночь наступает мгновенно и длится тоже две недели. Температура лунной поверхности становится очень низкой. И днем и ночью температура не позволяет выжить живому организму на поверхности Луны.
В 4 четверти ребята написали сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?»
По-моему, доброта – это цветок, который расцветает в душе каждого из нас. Когда я думаю о доброте, мне вспоминается моя бабушка. Руки и лицо у нее покрыты морщинами, но украшают ее ласка и тепло…
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся.
Сочинение по одной картине развивает воображение учащихся, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.
При составлении текста-описания по пейзажной картине главное, к чему стремилась – создать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей, научить их «читать» картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для описания.
Фрагмент урока.
— Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, которая не погаснет и через 100 лет?
— На картинах, написанных художниками. (Ответ детей)
— Правильно. Картины природы – леса, долины, луга, написанные художником, называются пейзажами от французского слова «пэи», что означает «страна». Всю страну не вместить в картину, но и одна березка, изображенная художником, расскажет о многом. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом. Но надо научиться понимать его особый язык.
— Ваша задача – описать картину А.Платонова «Первый снег».
Затем провожу анализ картины:
— Почему художник так назвал свою картину?
— Какого цвета снег, дома, одежда детей?
— Почему художник использует такие разноцветные сочетания?
— Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Затем проводится подготовительная работа:
-
Постановка знаков препинания.
-
Орфографическая работа.
Вывешивается план написания сочинения:
-
Показать самое главное на картине.
-
Описать действия, явления последовательно.
-
Назвать время и место действия.
Можно предложить два плана сочинения по картине.
План зрителей
-
Первый снег.
-
Описание снега.
-
Описание детей.
-
Описание окрестности.
-
Какие чувства вызвала картина.
Та работа, которая проводилась в классе с 1 по 4 год обучения, помогла учащимся при написании сочинения- описания.
Приведу некоторые из них.
Передо мной картина замечательного художника-пейзажиста А.Платонова «Первый снег».
Падает снег. Крупные, пушистые снежинки обильно ложатся на землю. Все кругом сказочно преображается: земля, избы, деревья. Снег укрывает землю белым покрывалом. Нет еще ни одной протоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Больше всех первому снегу рады дети. Они, наспех одевшись, выбежали на крыльцо. Девочка не успела надеть пальто и стоит в легком платье, накинув только на голову желтый пуховый платок. Мальчик одет в шубку, шапку. Дети с особым восторгом и удивлением смотрят на первый снег.
У меня эта картина вызывает чувство радости. Так и хочется стать с этими ребятами рядом и протянуть руки к пушистым снежинкам.
Передо мной картина известного художника А.Платонова «Первый снег». На ней изображены мальчик в расстегнутом пальтишке и шапке и девочка в розовом платьице. На голове у девочки платок. Дети, торопливо одевшись, выбежали на крыльцо и с любопытством смотрят на падающий первый снег.
А вот совсем другое сочинение.
Эта картина нарисована светлыми красками. Они помогли художнику передать радостное настроение детей во время снегопада. И у меня эта картина вызывает чувство радости.
Восприятие картины у детей разное. Поэтому и сочинения получились разные.
Следующий вид работы — сочинением в жанре интервью.
Работа проводилась по таким этапам.
1. Вспомнить книгу или статью. Решить, у кого и почему вы будете брать интервью.
2. Наметить тему беседы; в соответствии с этим составить вопросы; продумать их последовательность.
3. Примерно ответить на вопросы с точки зрения этого героя. Записать основное содержание беседы.
4. На основе этого интервью написать очерк о той личности, которую вы выбрали.
На уроке внеклассного чтения дети познакомились с рассказом
И.Василенко «Полотенце». Учеников глубоко затронул этот рассказ. Они с большим желанием делились впечатлениями. А я затем предложила детям представить, что они журналисты и у них есть возможность взять интервью у главного героя через 60 лет после окончания войны.
— Сейчас это пожилой человек. Подумайте, какие вопросы вы бы ему задали, а затем примерно ответьте на них с точки зрения этого героя. На основе этого интервью напишите очерк о той личности, которую вы выбрали.
Вот одна из таких работ.
У нас в гостях Нуриев Архат Тимурович – ветеран Великой Отечественной войны.
— Архат Тимурович, вы помните содержание письма, которое написали отцу на фронт?
— Я писал отцу о том, что привез на фронт целый грузовик снарядов. Мне хотелось, чтобы мой отец знал, что его сын тоже помогает бороться с фашистами.
-. Вам было страшно?
— Да, мне было страшно, но я знал, что машину со снарядами ждали солдаты.
— Какую награду Вы получили?
— Меня наградили медалью за Отвагу.
-Чем вы занимались после войны?
— Я продолжил службу.
— Скажите, чем Вы занимаетесь в свободное время?
— Я люблю собирать грибы, люблю животных.
— Что бы Вы пожелали нашим читателям?
— Мира, счастья, удачи во всем.
Очерк.
Передо мной ветеран Великой Отечественной войны. Трудно себе представить в нем мальчика, который смог совершить смелый поступок. Он помог доставить на грузовике снаряды, которые так нужны были солдатам. А ему было тогда только десять лет.
После окончания войны продолжил службу. Архат Тимурович любит природу, животных. Хочет, чтобы все люди жили в мире.
Последний этап в работе над сочинением – его переписывание. Это для детей тоже творчество. Переписывая, они обязательно добавляют что-то новое. Переписывание необходимо только для тех учеников, у которых были допущены стилистические ошибки. Для меня важно, как дети исправят их. Иногда я практикую и такую работу: дети пишут сочинения на уроке. Все сочинения мною проверяются, но оценки за работу не выставляются.
Каждое сочинение я рецензирую, отмечаю, как нужно исправить имеющиеся недостатки, затем сочинения возвращаю ученикам для доработки. После исправления недостатков ставлю оценки.
Такая система написания сочинений дает возможность не только указать каждому ученику на недостатки в его работе, но и отметить пути их преодоления. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и стилю, в них меньше грамматических ошибок. Если же только оценить и сделать замечания по качеству его выполнения, но не потребовать исправления недостатков в нем, то вряд ли ученики серьезно продвинутся в приобретении необходимого навыка (в данном случае навыка подробного изложения того или иного события).
Считаю, что такая система работы является оптимальным вариантом работы над сочинением в развитии устной и письменной речи.
Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?
Виды сочинений
Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:
- Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
- Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
- Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.
Начните обучение сочинению-описанию еще до школы: пусть ребенок устно рассказывает о том, что изображено на картинке, что он видит за окном, на прогулке, в своей комнате. Обращайте внимание дошкольника на последовательность изложения мыслей: от одного предмета к другому, не перескакивая. То есть сначала полностью описывается один предмет, только после этого нужно переходить к другому, а не «метаться» между ними туда-сюда по несколько раз.
Действуем последовательно
Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…
Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.
Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?
- Строго следовать теме.
- Выделять ее границы.
- Выбирать идею.
- Составлять план работы.
- Подбирать материалы к сочинению.
- Соблюдать структуру плана.
- Писать вступление и заключение.
- Работать с черновиком.
Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.
Следуем теме
Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.
Итак, тема. Первое, что нужно внимательно изучить, – содержание темы: что конкретно нужно раскрыть. То есть если дана тема природы в драме Островского «Гроза», писать нужно именно о природе в этом произведении, а не о природе в творчестве Островского вообще. А вот тема «Любовная лирика в творчестве Пушкина» предполагает, что нужно проследить тему любви в стихах Пушкина на протяжении всей его жизни, анализа одного стихотворения будет явно недостаточно.
Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.
Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:
- После изучения произведения просят детей предложить возможные темы. Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» это может быть тема любви, конфликта поколений, образ главного героя, особенности композиции и т.д. Главное, чтобы темы предлагали учащиеся.
- Теперь нужно определиться, узкая тема или широкая. Детям предлагают разобрать тему по словам и выделить из них ключевые понятия (подчеркнуть, выделить цветом, обвести). Например, тема «Жизненный путь Евгения Онегина»: ключевым словом будет «путь». То есть нужна хронология жизненных событий героя. А тема «Чтение – лучшее учение» предполагает объяснение взаимосвязи этих двух понятий.
- Учащимся раздают уже готовые сочинения, которые написаны не по теме. Необходимо определить, почему они не соответствуют теме, какой она должна быть в конкретном случае.
Выбираем идею
Основной подвох широких тем в том, что школьники зачастую пытаются объять необъятное, излагая все, что им известно по этому вопросу, не выделяя основной сути этого «потока информации». Например, перечислять все, что говорили критики о творчестве Лермонтова, в одноименной теме совсем не обязательно. Нужно выбрать несколько самых показательных примеров, отражающих суть, и разобрать их. Таким образом ребенок очерчивает для себя границы своей будущей работы, то есть определяет идею сочинения.
Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.
Например, при теме «Любовь в жизни человека» можно взять за идею значение материнской и романтической любви. Рассмотреть их на паре-тройке литературных и жизненных примеров. Этого будет достаточно.
Другое дело – темы узкие. Что особенного, например, в теме «Моя комната»? Последовательно описать расположение мебели – слишком примитивно. Здесь нужно действовать по принципу «от частного – к общему». Что именно вызывает чувство комфорта в этой комнате? Какие предметы в ней особенно дороги автору? С какими важными событиями в жизни автора она связана? Произошли они или только грядут? То есть от конкретного, частного описания переходят к общему: чувствам, эмоциям, событиям.
Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.
Как составить план и подобрать материалы?
Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.
Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.
Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.
Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.
Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.
Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.
Что может служить источником материалов?
- Литературные произведения.
- Другие книги.
- Личный опыт.
- Критические статьи.
- Статьи, отзывы в интернете.
Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:
- Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
- Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
- Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
- Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!
Черновик – основа дела
Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!
Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.
Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.
Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.
А вот вступление практичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.
Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:
- Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
- Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
- Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
- Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
- Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
- Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.
После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.
Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.
Дорогие друзья!
Сочинение — это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой.
Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения.
В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами.
Не забывайте, что сочинение — это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения — это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов.
Желаем успехов!
Как писать сочинение
Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением
В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение — увлекательное занятие, с другой — работа над сочинением требует определённых навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.
Итак, готовясь к сочинению, вы приобретаете следующие умения:
— накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;
— осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;
— располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;
— отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;
— выстраивать связный текст.
Рекомендуемый порядок работы над сочинением
1. Обдумайте тему сочинения.
2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.
3. Составьте план сочинения.
4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.
5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).
6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.
7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.
8. Перепишите работу набело и ещё раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.
Тема и идея
Сочинение — работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.
Тема текста — это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Сочинение начинается с обдумывания темы, выделения ключевых слов. Если вам предложена тема сочинения «Как я провёл летние каникулы», то писать нужно о том, где и как проводились летние каникулы. — А если дана тема «Как я однажды провёл лето», то нужно рассказать о конкретном лете или об определённом случае во время каникул.
Для глубокого раскрытия темы очень важен отбор фактов. Чем лучше вы знаете то, о чём пишете, тем оригинальнее и самостоятельнее будет ваша работа.
Идея текста — это главная (основная) мысль, ради которой создаётся текст; это ответ на поставленный темой вопрос. Например, в сочинении «Моё любимое занятие» требуется ответить на вопрос: «Какое занятие я люблю?».
Главная мысль сочинения может быть выражена в названии, например: «Никто не забыт — ничто не забыто», «Золотая осень». Иногда тема и идея могут совпадать. Скажем, тема «Золотая осень» требует отбора такого материала, который покажет всю красоту осени, объяснит, почему осень называют золотой. В этом случае умение раскрыть главную мысль сочинения и есть умение писать на тему.
Эпиграф — краткое изречение, отражающее основную мысль текста.
В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных произведений, а также пословицы, поговорки, крылатые выражения и афоризмы.
Эпиграф приводится без кавычек, ссылка на источник даётся без скобок. После фамилии автора слов, приводящихся в качестве эпиграфа, точка не ставится. Помещается эпиграф после названия сочинения, перед планом, в правом углу.
Несмотря на то что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы или даже после её завершения. Назначение эпиграфа — украсить текст, глубже раскрыть его идею. Использование эпиграфа не является обязательным и остаётся на усмотрение автора.
Пример эпиграфа
Тема сочинения: «Моя Родина».
На свете всё небесконечно —
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
То это — Родина моя.
Е. Евтушенко
План
Слово сочинение происходит от древнерусского слова чин (порядок) и предполагает изложение своих мыслей в определённом порядке. Тему невозможно раскрыть сразу, для этого требуется постепенный и последовательный ход рассуждений. Чтобы написать сочинение, вам понадобится план.
План — последовательный перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Обдумывание плана — серьёзная предварительная работа над сочинением. Существует два основных вида плана:
— сложный, в котором есть пункты и подпункты;
— простой, в котором подпунктов нет.
Любой план состоит из вступления, основной части и заключения.
Во вступлении намечается основная мысль, задаётся тон всей работе, вводится круг рассматриваемых проблем.
В основной части раскрываются тема и идея сочинения. Чаще всего основная часть состоит из нескольких пунктов.
В заключении подводится итог, излагается вывод.
Типы речи
Для того чтобы научиться писать сочинение, соблюдая определённые правила композиции, необходимо знать об особенностях построения текстов — типах речи (описание, повествование, рассуждение).
Описание — это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.
С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.
В тексте-описании обычно выражается:
1) общее представление о предмете;
2) отдельные признаки предмета;
3) авторская оценка, заключение.
В письменной речи различают описание деловое и художественное.
Деловое описание включает в себя перечисление существенных признаков предмета, даёт точную характеристику его качеств и параметров, которые излагаются в строгой последовательности.
Пример делового описания предмета
Пенал
План
1. Для чего предназначен пенал.
2. Материал, из которого сделан пенал.
3. Из каких частей состоит пенал.
4. Форма, размер, цвет.
Пенал — очень нужная для школьника вещь. В нём удобно носить письменные принадлежности.
Мой пенал пластмассовый. Он состоит из ящичка белого цвета и прозрачной крышки — линейки с делениями на миллиметры и сантиметры. Внутри пенала есть специальное отделение для ластика.
Пенал имеет форму прямоугольника. Длина его двадцать три сантиметра, ширина шесть сантиметров.
В художественном описании преобладает авторский подход к изображению, стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.
Пример художественного описания
Липовые яблоки
План
1. Размер и цвет липовых яблок.
2. С чем сравнивается яблоко.
3. Описание спелого липового яблока.
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан липового мёда. В середине чернели семечки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как они гремят.
(По В. Солоухину)
Повествование — это тип речи, в котором говорится о последовательных действиях и событиях.
В тексте-повествовании обычно выделяются три части:
1) начало;
2) основная часть;
3) концовка.
Собирая материал для сочинения-повествования, можно воспользоваться следующими вопросами:
1. О каком событии вы хотите рассказать?
2. Почему вы хотите рассказать именно об этом событии? Чем оно интересно?
3. Были ли вы участником этих событий, или вы услышали о них от кого-то?
4. Когда и где происходили события? Кто в них участвовал?
5. Что послужило завязкой событий?
6. Когда события достигли наивысшего напряжения?
7. Чем они закончились?
8. Что поучительного в том, что вы рассказали?
9. В какие части вашего рассказа желательно включить элементы описания, чтобы полнее представить место действия, ход событий и характеры людей, участвовавших в них?
Пример текста-повествования
Теплинка
План
1. Что мы сделали сначала.
2. Что мы стали делать потом.
3. Как мы клали веточки.
4. Что произошло с теплинкой.
Сначала мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высокую. Она вспыхнула от одной спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом шалашиком.
Постепенно наша теплинка разгорелась ровным сильным огнём.
(По В. Солоухину)
Рассуждение — это тип речи, целью которого является разъяснение или подтверждение какой-либо мысли, доказательство какого-либо утверждения.
Такой тип речи предполагает умение рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать выводы. В рассуждении обычно выделяются три части:
1) тезис (высказывается какая-то мысль);
2) доказательство этой мысли (аргументы, сопровождаемые примерами);
3) вывод или заключение.
В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на, потому что, так как, а также слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
Пример текста-рассуждения
Морские разбойники
План
1. Акулы — хищные рыбы.
2. Почему акул называют морскими разбойниками.
3. Акулы — опасные рыбы.
Акула — это крупная хищная морская рыба. Акул называют морскими разбойниками.
Во-первых, они распугивают и уничтожают рыбу. Во-вторых, они наносят вред рыбакам: рвут их сети. В-третьих, всем известно, что иногда акулы нападают на людей. Издавна моряки знают: если судно терпит крушение, в воде тут же появляются зловещие, похожие на ножи плавники.
Именно поэтому акул считают опасными рыбами.
Средства художественной выразительности
Сочинения пишутся с целью передать своё видение мира, чтобы воздействовать на мысли и чувства других людей, для создания индивидуальных художественных образов. Чтобы достичь этих целей, необходимо использовать такие средства художественной выразительности, как: слова в переносном значении, сравнения, эпитеты, олицетворения, восклицательные предложения. Они делают речь яркой, точной, выделяющейся.
Слова в переносном значении (метафоры) помогают раскрыть наиболее характерный признак предмета или явления. Например: зеркало озера.
Сравнение — это изобразительный приём, который основан на сопоставлении предметов, имеющих внешнее сходство. Например: Лес, точно терем расписной... (И. Бунин)
Эпитет — это образное определение предмета или явления. Например: мармеладное настроение.
Олицетворение — наделение предметов, животных и явлений человеческими качествами. Например: эхо повторяло шум водопада.
Восклицательные предложения служат для усиления выразительности речи, они передают различные эмоции. Например: А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой! (М. Лермонтов)
Самопроверка
Самопроверка — важный этап для речевого развития.
Перечитайте текст, это поможет вам увидеть ошибки и недочёты. Поставьте себя на место читателя. Можете ли вы увидеть, представить, почувствовать то, что описал автор? Нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали?
После повторного прочтения можно внести некоторые изменения: заменить отдельные слова и выражения, исключить отдельные предложения, не соответствующие теме, включить дополнительные сведения, помогающие раскрыть тему. Последний этап — исправление грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.